Гракх Бабёф и заговор равных. Павел Павлович Щёголев

В настоящем издании представлен биографический роман о Гракхе Бабёфе (имя взято в честь античных Гракхов; настоящее имя Франсуа Ноэль Бабёф (Babeuf)) (1760 - 1797), французском революционном коммунисте-утописте, руководителе движения «Во имя равенства» во время Директории.

Павел Павлович Щёголев

Гракх-Бабёф

Глава I

Молодость Бабёфа

В XVIII веке в Пикардии, на северо-востоке Франции, проживала семья, носившая фамилию Бабёф. Установить в точности ее происхождение так и не удалось. Есть основание предположить, что отдаленные ее предки были кальвинисты, основавшие даже целую колонию в Пикардии, носившую название Бобёф. Обычным занятием их было земледелие, но в первой половине XVIII века один из них, носивший имя Клавдия, получил некоторое образование и поступил на военную службу, - сначала во французскую, а затем, с 1788 г., в австрийскую армию, где он заслужил чин майора. Ему удалось даже одно время устроиться воспитателем детей Марии-Терезии, австрийской императрицы. Таково, по крайней мере, было семейное предание. Во Франции, между тем, австрийский майор, самовольно покинувший страну, считался дезертиром. Только в 1755 г. он был амнистирован и получил возможность безнаказанно вернуться на родину. Здесь он поступил на службу в Управление соляного налога и вскоре женился. Первым ребенком от этого брака и был Франсуа-Ноэль Бабёф, появившийся на свет в 1760 г.

Вскоре после рождения мальчика отец его, по невыясненной причине, потерял свое место. Семья впала в состояние крайней нужды, близкой к нищете. Отец Бабёфа должен был искать заработок в качестве простого работника в Сен-Кантене, куда он переселил всю свою семью. Мать его день и ночь проводила за пряжей. На маленького Франсуа пала тяжелая забота по уходу и присмотру за его младшими братьями и сестрами. Семья настолько нуждалась, что отец не был в состоянии отдать их в школу. Сам Франсуа выучился читать самоучкой. Отец преподал ему начатки латыни, немецкого языка, математики. Четырнадцати лет от роду Франсуа покинул отцовский дом. Мы видим его в услужении сначала у одного землемера, а потом у некоего дворянина де Бракемона. Около 1781 г. Бабёф потерял отца. Перед смертью отставной майор, как гласит семейное предание, передал детям экземпляр жизнеописаний Плутарха и завещал каждому из них выбрать себе за образец одного из героев древности. Он признался, что сам считает наиболее достойным подражания римского трибуна Кая Гракха. Молодой Франсуа поклялся отцу исполнить его завет.

13 ноября 1782 г. Бабёф женился на Виктории Лангле, горничной госпожи Бракемон. В поисках постоянного заработка он переселился сначала в Нойон, потом в Руа. Он выбрал себе профессию землемера и февдиста. Чтобы пояснить читателю назначение этой профессии, напомним ему, что 80-е годы XVIII века были временем своеобразной «феодальной реакции» во французской деревне. Характеризовалась она тем, что помещики-дворяне предприняли наступление на эксплуатируемое ими крестьянство в целях получения всяких забытых и полузабытых недоимок. Они проверяли старинные грамоты, откапывали старые, давно забытые права, возобновляли описи всякого рода повинностей, причитавшихся им с их вассалов. Для всего этого и понадобились теперь «февдисты» или кадастровые комиссары, в круг ведения которых входило прежде всего составление подробнейшей описи каждого имения, составление перечня сеньориальных прав, розыски в архивах.

Февдист по самой должности своей попадал в гущу вековечной борьбы крестьянства против своих угнетателей и в борьбе этой он занимал совершенно определенные позиции агента и доверенного лица помещика. На такую роль был обречен в силу избранной им профессии и Бабёф. Однако роль эта оказалась ему «не под силу». Как мы увидим дальше, именно практическая работа кадастрового комиссара породила в Бабёфе чувство жгучей ненависти к феодальному строю и к его оплоту - дворянству. Попытки же сохранить при выполнении своих обязанностей известное беспристрастие и достоинство привели Бабёфа уже в начале его служебной карьеры к бесчисленным конфликтам с провинциальными помещиками. Мы не знаем точно, в каком году Бабёф занял свою новую должность. Во всяком случае в 1785 г. Бабёф уже был кадастровым комиссаром в городе Руа. К этому же году относится и возникновение его переписки с Дюбуа де Фоссе, постоянным секретарем королевской академии в Аррасе.

Поводом к возникновению переписки послужил объявленный академический конкурс, темой которого было изыскание способов улучшения путей сообщения в провинции Артуа. Молодой Бабёф отозвался на объявленный конкурс и прислал свое сочинение, которое, однако, не было допущено к соревнованию ввиду невыполнения автором его основного условия конкурса: полной анонимности присланных работ. Дюбуа де Фоссе, недавно избранный секретарем академии, заинтересовался личностью автора отвергнутой рукописи и завязал с ним переписку, которая и длилась около трех лет, с 1785 по 1788 год. Эта переписка, сохранившаяся до наших дней, служит единственным источником для ознакомления с настроениями и думами молодого Бабёфа. Секретарь провинциальной академии узнал в своем собеседнике человека очень и очень незаурядного. Он затрагивал в своих письмах к нему самые разнообразные темы, и из ответов Бабёфа мы подчас черпаем очень ценный материал для суждения о его воззрениях в описываемую нами эпоху. Незаметный чиновник, приказчик провинциального дворянства, лелеет замыслы обширных преобразований тогда, когда, кажется, еще ничто не предвещает грозу надвигающейся революции. Его корреспондент производит впечатление скучающего дилетанта. Его перо легко скользит по бумаге, затрагивая или, вернее, задевая мимоходом всевозможные темы, всевозможные сюжеты. Проза часто переходит в стихи или заканчивается приложенными протоколами Аррасской академии. Воспитание вкуса к изящным искусствам идет параллельно с рассуждениями о задачах педагогики. Столь же разбросанный характер носят, по крайней мере в первое время, ответы Бабёфа. Тут и мысли о воспитании детей, тут и оценка достоинств того или иного поэтического произведения. Но вот однажды словоохотливый секретарь предлагает Бабёфу найти три темы для очередного конкурса Аррасской академии. Бабёф не заставляет долго ждать ответа. Первые две из намеченных им тем не могут нас заинтересовать. Они носят узко специальный характер. Зато третья сразу разоблачает самые затаенные, самые сокровенные думы Бабёфа. «Каково должно быть при современном уровне знаний положение народа, общественные учреждения которого будут таковы, что между всеми его членами установится совершенное равенство, что земля, которую он населяет, будет принадлежать всем сообща и никому в отдельности, и, наконец, все будет общим, вплоть до продуктов промышленности? Будут ли подобные учреждения оправданы естественным законом? Возможно ли существование подобного общества и осуществимы ли практически мероприятия, которые должны быть приняты для достижения полного равенства в распределении?»

ГРАКХ БАБЁФ

Родился Ноэль Франсуа Бабёф 23 ноября 1760 года в Пикардии, в Сен-Кантене, в семье сборщика податей. Вскоре после рождения Франсуа его отец потерял свое место и, чтобы не умереть с голоду, вместе с семейством стал заниматься сельским хозяйством.

«Я родился в грязи, – вспоминал Бабёф о своем детстве. – Я пользуюсь этим словом, которое применяли наши вельможи, чтобы принизить всех тех, кто стоял не так далеко от природы, как они. Я пользуюсь этим словом, чтобы тем сильнее выразить, что я начал свое существование на самых низших ступенях нужды, а следовательно, на первых ступенях санкюлотизма».

По семейному преданию, отец перед своей смертью передал детям книгу «Жизнеописания» Плутарха и завещал каждому из них выбрать себе за образец одного из героев древности. Сам он считал наиболее достойным подражания римского трибуна Гая Гракха. Родительское напутствие глубоко растрогало молодого Бабёфа. Он впоследствии выбрал себе имя Гракх.

Вскоре Бабёф получил приличную должность землемера в Руа.

В 1785 году Бабёф начал переписываться с Дюбуа де Фоссе – постоянным секретарем Королевской академии в Аррасе.

В переписке с Дюбуа Бабёф высказался за «великую революцию, которая должна принести великие изменения».

В горячую революционную пору Бабёф опубликовал брошюру о несправедливых и незаконных притязаниях и поборах дворянства и духовенства. По его призыву все сеньориальные документы были снесены из архивов на площадь города Руа и торжественно сожжены.

Гракх Бабёф. Гравюра XVIII в.

С тех пор Бабёф почти всецело занялся общественными делами. 14 июля 1789 года вместе с толпой революционного народа Бабёф шел на приступ Бастилии. В дальнейшем он был свидетелем всех революционных событий. «Я был и доволен, и недоволен, – писал он жене, рассказывая об одном из подобных убийств. – Я понимаю, что народ хочет правосудия, я даже одобряю это правосудие, если оно может быть достигнуто только уничтожением преступников, но если бы все-таки поменьше жестокости! Наказания всех сортов, четвертование, пытки, колесование, палки, розги, палачи, расплодившиеся повсюду, – как все это испортило наши нравы!..»

Бабёфу тогда казалось, что к коммунизму можно прийти через проведение в жизнь «аграрного закона», который создаст имущественное равенство.

Поскольку в XVIII веке индустрия была малоразвитой, основным вопросом Французской революции стал вопрос аграрный. Сельское хозяйство играло ведущую роль в экономике страны, но крестьянство было доведено буквально до нищеты. Крестьяне бунтовали, восставали, убивали земледельцев, чиновников.

Когда во всей Франции стали издавать наказы населения, которыми руководствовались члены Генеральных штатов, Бабёф принял на себя редактирование наказов жителей города Руа. Они содержали требования уничтожения феодалов, выкупа сеньориальных повинностей, упразднения права первородства, ограничения отцовской власти. Бабёф предложил внести в наказ также требования об отмене всех существовавших налогов и заменить их единым, равномерно распределенным обложением, а также установить систему «национального воспитания».

Народ горячо поддержал идеи Бабёфа. В постановлении Директории департамента Соммы говорилось: «Бабёф является главным зачинщиком неповиновения законам и упорного сопротивления, которое жители Руа, Перонна и окружающих деревень оказывают временному восстановлению налогов». «Бабёф – вождь мятежников, зачинщик всех беспорядков и восстаний, происходивших в Руа по различным поводам», – жаловался на него мэр Руа.

Ночью 19 мая 1790 года Бабёфа арестовали и препроводили в тюрьму Консьержери. Выйти из заключения Бабёфу помог Жан Поль Марат, ставший его «официальным защитником, братом и другом».

В это время Бабёфу удалось осуществить свою заветную мечту – он стал редактором газеты «Пикардийский корреспондент». По мере того как число подписчиков газеты увеличивалось, улучшалось и материальное положение Бабёфа. Но смелые разоблачения деятелей старого режима восстановили против него много богатых граждан провинции.

Сделали свое черное дело и доносы, клевета. Враги решили сфабриковать против Бабёфа дело, обвинив его в контрреволюции. Основанием для этого послужило то, что во время революции появлялись новые названия местностей, а Бабёф, дескать, не хотел признавать новые названия и этим якобы доказывал свою приверженность старому режиму. На все эти вымышленные обвинения Бабёфу пришлось отвечать.

Но и в такой обстановке редактор не переставал критиковать действия нового правительства. Кары за смелые публикации долго ждать не пришлось – Бабёфа снова бросили в тюрьму. Однако ходатайства друзей вновь позволили ему выйти на свободу.

В сентябре 1792 года Бабёфа назначили администратором департамента Соммы, и он переехал в Амьен.

Тем временем в Париже разгорелась борьба между жирондистами и якобинцами – решалась участь короля. Бабёф поддерживал якобинцев, выступавших за казнь монарха. Он организовал публичное сожжение королевских портретов и гербов. Поведения Бабёфа не одобрили даже его сослуживцы. Один из многочисленных врагов обвинил его в подлоге при продаже национальных имуществ. Бабёф отправился в Амьен, чтобы объясниться, но там его схватили и посадили в тюрьму. Вскоре ему удалось обмануть бдительность стражи и бежать из тюрьмы в Париж. Так что процесс происходил без обвиняемого. 23 августа 1793 года Бабёфа заочно осудили на двадцатилетнее тюремное заключение в кандалах.

В Париже Бабёф начал хлопотать о том, чтобы оправдаться от обвинения в подлоге и получить должность. С помощью писателя Сильвена Марешаля Бабёф получил сначала место в продовольственной администрации Парижа, потом в продовольственной комиссии Конвента. Сверх того, он снова взялся за перо – писал брошюры, «летучие листки», в которых задевал многих влиятельных лиц.

Наказание не заставило себя долго ждать – Бабёф опять оказался в руках полиции. Конвент отправил дело Бабёфа в кассационный суд, который, в свою очередь, передал дело для разбирательства в суд города Лана. Там было установлено, что обвинение Бабёфа не имело под собой никаких оснований.

18 июня 1794 года после годичного тюремного заключения Бабёф вышел на свободу. Ему удалось снова получить то место, которое он занимал до своего ареста. Однако вскоре, оставив службу, Бабёф занялся исключительно литературным трудом. Он начал издавать в Париже «Газету свободы печати».

К тому времени якобинцы благополучно привели Францию к глубочайшему экономическому кризису, который завершился термидорианским переворотом 28 июля 1794 года Термидорианцы спешили ликвидировать социально-экономическое законодательство якобинского Конвента, отменили все ограничения, введенные против спекуляции, стали отступать от государственного нормирования цен, отменили закон о «максимуме». В стране начался голод, процветали казнокрадство, взяточничество, махинации. Весной 1795 года трудящиеся Парижа дважды поднимали восстание.

Бабёф не сразу смог разобраться в том, что произошло в стране. Он приветствовал «революцию 9 термидора» и осуждал Робеспьера как тирана. Однако вскоре он пересмотрел свою позицию. Новую, очень высокую оценку Робеспьера и революционной диктатуры он высказал в нескольких статьях.

Бабёф подчеркивал: «...робеспьеризм – это демократия, и два эти слова совершенно тождественны... Мы лишь вторые Гракхи Французской революции... мы лишь следуем за первыми великодушными защитниками народа, до нас указавшими ту цель справедливости и благоденствия, которой народ должен достигнуть».

«Выходки» Бабёфа раздражали многих, и 13 октября 1794 года Комитет общественной безопасности отдал приказ арестовать Бабёфа. В тюрьме, где Бабёф находился до осени 1795 года, он работал над «Манифестом плебеев» и усиленно вел агитационную работу. Особенно сблизился он с арестованным гусарским капитаном Жерменом, ставшим впоследствии одним из виднейших организаторов движения бабувистов (последователей Бабёфа). В парижской тюрьме Плесси он познакомился с Филиппом Буонарроти, деятелем революционного движения во Франции и Италии, коммунистом-утопистом. Именно в тюрьме сложилось основное ядро будущих участников утопически коммунистического движения.

В октябре 1795 года Бабёфа по амнистии выпустили на свободу. Он сразу же возобновил издание «Народного трибуна», где опубликовал «Манифест плебеев» – первый манифест коммунистов.

Бабёф считал, что самое лучшее правительство не в состоянии в корне изменить социальный порядок – необходимо разрушить источник корыстолюбия и властолюбия. «Надо изменить все общественные учреждения таким образом, чтобы они лишили всех индивидов надежды сделаться когда бы то ни было ни более богатыми, ни более могущественными, ни более выдающимися, чем все остальные, равные ему».

«Народ! Пробудись, выйди из своего оцепенения. Пусть это произведение станет сигналом, станет молнией, которая оживит, возродит всех. Пусть народ узнает подлинную идею равенства. Пусть будут низвергнуты все эти старые варварские учреждения... Пусть будет нам видна цель общества, пусть будет видно общее благоденствие», – писал Бабёф.

Бабувисты развернули в Париже широкую пропаганду, находившую сочувственный отклик среди трудящихся столицы.

Вскоре по настоянию нескольких приверженцев Бабёфа началась подготовка к выступлению против Директории. Директория объявлялась главной виновницей всех бедствий французской нации. Ее членов называли тиранами, изменниками и узурпаторами. Директорию тотчас же известили обо всем, и клуб сразу закрыли.

Бабувисты создали тайную организацию.

Среди рабочих начали раздаваться призывы перерезать всех менял и ростовщиков, махинациям которых приписывалось обесценивание денег. Новое, революционное правительство должно было, по их мнению, сразу же принять меры для облегчения положения народных масс. В этих целях предполагалось организовать бесплатное снабжение хлебом населения, безвозмездно вернуть из ломбардов вещи, заложенные беднотой, вселить неимущих в дома богачей.

Бабувисты намечали организовать большую «национальную коммуну», в которую должны были перейти не распроданные до термидора церковные земли и земли эмигрантов, а также имущество врагов революции. Наряду с «национальной коммуной» какое-то время должны были сохраняться частные хозяйства крестьян и ремесленников. После проведения системы мероприятий (новой налоговой политики, отмены права наследования и т.д.) частную собственность планировали окончательно ликвидировать. Бабёф мечтал сделать Францию коммуной, в которой бы средства производства принадлежали всему народу. Тех собственников, которые не захотят передать свое имущество в коммуну, он предлагал лишить гражданских прав и, объявив подозрительными, арестовать.

Равенство всех граждан Бабёф выдвигал на ведущее место среди других принципов коммуны. По его мысли, каждый член общества должен был сдавать продукты своего ремесленного или земледельческого труда в общественные магазины.

Специальные люди должны были вести учет работников и всего, что они производят. Они же будут распределять продукты на началах тщательной равномерности, причем вне зависимости от личного вклада работника. Чтобы сломить сопротивление богатых, Бабёф предлагал установить диктатуру бедняков.

Незадолго до выступления Бабёф выпустил в свет «Изложение доктрины Бабёфа». В этом документе в простых, доступных выражениях автор выразил сущность своего учения:

1. Природа дала каждому человеку равное право на пользование всеми благами.

2. Цель каждого общества – защищать это равенство, на которое часто посягают сильные и злые люди, и увеличивать при содействии всех сумму общих наслаждений.

3. Природа наложила на каждого человека обязанности трудиться; никто не может безнаказанно избавить себя от труда.

4. Труд и наслаждение должны быть общими.

5. Существует угнетение там, где один надрывается в работе и терпит во всем недостаток, в то время как другой утопает в изобилии, ничего не делая.

6. Никто не может, не совершая преступления, присвоить себе в исключительное пользование блага земли и промышленности.

7. В истинном обществе не должно быть ни богатых, ни бедных.

8. Богатые, не желающие отказаться от излишка в пользу неимущих, – враги народа.

9. Никто не имеет права посредством сосредоточения в своих руках всех материальных средств лишать других необходимого для их счастья просвещения: просвещение должно быть общим.

10. Цель революции – уничтожить неравенство и восстановить общее счастье.

11. Революция еще не закончена, потому что богатые захватывают все блага и пользуются исключительной властью, в то время как бедные работают, как настоящие невольники, изнывают в нищете и ничего не значат в государстве.

12. Конституция 1793 года является истинным законом для французов, потому что народ торжественно утвердил ее.

11 мая 1796 года по доносу предателя полиция застала Бабёфа и Буонарроти на нелегальной квартире. Бабёф в это время редактировал «Народную трибуну», а Буонарроти переписывал начисто текст «Воззвания к французам», в котором были такие слова:

«Народ победил, тирания больше не существует, вы свободны... »

Арестованных заключили в тюрьму.

Как свидетельствовал Буонарроти, на допросах Бабёф не отрицал факта существования заговора.

«Я убежден самым положительным образом, – говорил он на допросе, – что нынешние правители являются угнетателями, и я сделал бы все, что в моей власти, чтобы низвергнуть их».

Его спросили, какие средства он рассчитывал употребить для этого.

«Все средства законны против тиранов», – ответил Бабёф.

В октябре 1796 года начался суд, который продолжался около шести месяцев. Подсудимые, особенно Бабёф, держались очень мужественно. Вандом был заполнен войсками и полицией. Несколько батальонов расположились прямо около тюрьмы и суда.

Бабёф и Дарте были приговорены к казни через гильотинирование. Остальные – к ссылке.

Когда объявили приговор, Бабёф и Дарте попытались покончить с собой, ударив себя в грудь ножами, которые сделали из принесенной сыном Бабёфа проволоки. Однако самоубийство не удалось – ножи, лишь ранив Бабёфа и Дарте, сломались.

Приговоренных перевезли в тюрьму. Бабёф провел целый день в ужасных мучениях – кусок железа застрял у самого сердца.

Он еще успел написать своей семье письмо, которое заканчивалось словами:

«Прощайте же еще раз, мои горячо любимые, мои дорогие друзья. Прощайте навсегда. Я погружаюсь в сон честного человека».

Из книги Мысли и изречения древних с указанием источника автора

Тиберий ГРАКХ Когда лузитане заявили Тиберию Гракху, что у них продовольствия на десять лет и потому они не боятся осады, Гракх сказал: «Значит, я вас покорю в одиннадцатом году». (...) Лузитане (...) тотчас сдались. (Юлий Фронтин. «Военные хитрости», III, 5, 2) (162, с.118)

Из книги 100 великих казней автора Авадяева Елена Николаевна

ГРАКХ БАБЁФ Родился Ноэль Франсуа Бабёф 23 ноября 1760 года в Пикардии, в Сен-Кантене, в семье сборщика податей. Вскоре после рождения Франсуа его отец потерял свое место и, чтобы не умереть с голоду, вместе с семейством стал заниматься сельским хозяйством.«Я родился в

Из книги Катастрофы сознания [Самоубийства религиозные, ритуальные, бытовые, способы самоубийств] автора Ревяко Татьяна Ивановна

Гай Гракх Гай Гракх (153–121 гг. до н. э.) - римский народный трибун. Пытался проведением демократических земельных реформ приостановить разорение крестьянства.Отношения между сторонниками Гая Гракха и аристократами так обострились, что столкновение могло произойти в

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

Тиберий ГРАКХ (Tiberius Gracchus, 162–133 до н. э.), римский политик, народный трибун 804 Дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть свое место и свое пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света. Речь перед народом об аграрном

Из книги Всемирная история в изречениях и цитатах автора Душенко Константин Васильевич

Тиберий ГРАКХ (Tiberius Gracchus, 162–133 до н. э.), римский политик, народный трибун в 133 г. до н. э.131Дикие звери, населяющие Италию, имеют норы, у каждого есть свое место и свое пристанище, а у тех, кто сражается и умирает за Италию, нет ничего, кроме воздуха и света.Речь перед народом об

29.07.2017. 220 лет назад, в мае 1797 года в Париже были гильотинированы двое полуживых, с кровавыми ранами в груди, революционеров - руководители подпольной организации, оставшейся в истории как «Заговор равных» - первой организации коммунистов, поставивших своей целью прийти к власти и сознательно воплотить в жизнь коммунистические идеалы. Слово «заговор», использованное членом этой организации Филиппо Буонарроти в силу неразвитости политического языка того времени, неверно передаёт суть событий: это был не заговор, а народное движение , стремившееся к народному восстанию . Впрочем, эти первые коммунисты (разумеется, ещё уравнительные) не знали, что они коммунисты, - тогда просто не было такого политического термина. Сегодня в память об этих людях мы публикуем книгу Филиппо Буонарроти Гракх Бабёф и заговор равных .

Почему мы делаем это, почему рассказываем о неудавшейся конспирации времён Великой Французской буржуазной революции? Потому что у нас, левых, есть собственная история, собственная традиция и собственная культура . И сегодня, в условиях торжества контрреволюции, нас пытаются заставить её забыть, нам активно внушают, что есть только одна история, одна традиция, одна культура - царей, попов, богачей и их обслуги. И именно эти люди провозглашаются «великими» и «замечательными». Хотя нет ничего замечательного в царях и королях, получивших свой трон по наследству, то есть ни за что , и отметившихся в основном войнами (в том числе со своими народами) и безудержными тратами. Нет ничего замечательного в попах - бездельниках, хапугах и мракобесах. Нет ничего замечательного в богачах - кровопийцах и мироедах. И уж тем более нет ничего замечательного в обслуживающих их проститутках разного вида. Все они нам скучны и неинтересны. Мы должны помнить, знать и любить настоящих великих и замечательных людей - таких как Гракх Бабёф и Филиппо Буонарроти. Именно к ним мы возводим свою традицию.

Мы выбрали именно этот перевод Буонарроти, книгу 1923 года (известный как «сокращённое издание»), потому, что он до сих пор не был доступен в интернете и потому что он легче для восприятия (особенно сегодня), чем подробный и написанный по литературным канонам начала XIX века двухтомный «Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабёфа». Надеемся, что те, кому история бабувизма станет особенно интересна, прочитают и двухтомник.

В качестве второго материала мы публикуем основную часть № 36 Трибуна народа самого Гракха Бабёфа. Мы выбрали этот текст для того, чтобы публично зафиксировать, что именно Бабёф - задолго до Маркса и тем более до Троцкого - выступил с идеей перманентной революции (пусть и сформулировав её в непривычных нам терминах). Мы должны знать наши истоки.

Мы считаем своим долгом специально указать на то, что хотя Термидор, Директория и Брюмер являются естественными этапами революций индустриального периода, историю творят не мистические силы, а живые люди, наделённые разумом и свободой выбора, - и потому никаких оправданий у термидорианцев (включая сталинистов), директорианцев (включая горбачевистов) и бонапартистов (включая запутинцев) нет . Преступления против трудящихся и против революции остаются преступлениями. Поэтому тем величественнее нравственный подвиг людей, кто в годы нисходящей линии революции оставались подлинными революционерами и пытались всеми силами это нисхождение остановить и, если получится, обернуть вспять.

Бабёф
Babeuf Francois-Noel
1760 - 1797


Бабёф Франсуа-Ноэл - лидер крайне левого крыла плебейских сил во Французской революции. В честь римского трибуна взял себе имя Гракх. Был решительным противником всех правительств Великой французской революции, не исключая и якобинцев, за их недостаточную последовательность в деле осуществления действительного экономического и политического равенства. Осенью 1795 г. Бабеф вместе со своими сторонниками организовал тайную организацию "Заговор равных", которое поставило себе целью путем насильственного переворота и установления революционной диктатуры основать коммунистическое общество. Организацией был разработан ряд мер, которые она должна была немедленно провести жизнь в случае захвата власти. Важнейшие из этих мер - отмена права наследства, конфискация частной собственности, уничтожение денежной системы и т. д. Бабеф издает две газеты - "Народная трибуна" и "Просветитель", в них намечает программу действий, при помощи которых восставший пролетариат мог бы закрепить за собой захваченную власть, и набрасывает план политических и экономических мероприятий, долженствовавших обеспечить установление коммунистического строя. По его проекту полноправными гражданами могли быть только лица, занимающиеся физическим трудом, а лица, не выполняющие никаких общественно-полезных функций, объявлялись иностранцами. План заговора Бабефа был раскрыт офицером Гризелем, проникшим в ряды общества "Равных". 10 мая 1796 г. Бабеф и его ближайшие соратники были арестованы, в сентябре была пресечена попытка оставшихся на свободе членов общества организовать восстание войск под Парижем. Бабеф пытался покончить с собой, пронзив грудь кинжалом, но неудачно, и 27 мая 1797 г. был гильотинирован. Идея свержения существующего строя путем тайных заговоров и насильственного введения коммунистического строя получила название "бабувизма".