Главные герои страшной мести гоголя. Страшная месть характеристика образа Колдун (отец, брат Копрян, Антихрист)

Есаул Горобец праздновал некогда в Киеве свадьбу сына. Съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой Катериною и годовалым сыном. Отец Катерины, вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Всё плясало, когда вынес есаул две иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов. Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж её, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро меж Данилою и хмурым, вздорным тестем возникла ссора. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Козаки примиряются. Катерина рассказывает мужу смутный сон свой, будто отец её и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нём нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец. Во время обеда тесть брезгает и галушками, и свининой, и горилкою. К вечеру Данило уходит разведать вокруг старого замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и облик его меняется: он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей всё. Катерина отрекается от отца. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына. Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. Неутешна Катерина. Горобец скачет на помощь. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр. Бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился. Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун убивает дочь свою. За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к

Данило узнал, что его тесть является злобным колдуном. Он приговорил его к смертной казни, но Катерина, поддавшись речам старого отца, обманула мужа и отпустила преступника. Вскоре колдун насылает смерть на Данило и его малолетнего сына, а позже убивает и свою сошедшую от горя с ума дочь. Но зло не могло остаться безнаказанным, и старика ждёт расплата за все смерти.

В первую очередь, это произведение о природе человеческой мести, именно мстительность стала фактором, на который нанизан весь сюжет повести. Автор показал, что наказуемо не только намеренно причинённое зло, но и совершенное с благой целью.

Читать краткое содержание Гоголь Страшная месть

На свадьбу сына Горобца приехал Данило Бурульбаш с супругой Катериной и маленьким сыном. Для благословения новобрачных вынесли иконы, и тут один из гостей обратился в уродливого старика: оказалось, это был колдун, испугавшийся святых ликов.

В темноте казак с семьей плывёт по Днепру обратно в свой хутор. Катерина опечалена, говорит, что, хоть и жаль ей старика, но она всегда испытывала страх от колдунов, несущих гибель всем встречным. Данило отметил, что не старика следует опасаться, а врагов, пытающихся перерезать им путь к запорожцам. Но, проплывая мимо старого кладбища, они увидели качающиеся в темноте кресты и восставших мертвецов. Маленький Иван проснулся и, испугавшись, начал плакать. Отец берёт сына на руки и успокаивает, говоря, что это всё старик пугает их.

Наконец, добралось семейство в свой хутор. Все улеглись спать. Утром отец Катерины, недавно вернувшийся после 20-летней разлуки и живший теперь с ними, начал выяснять у дочери, почему она так поздно вернулась домой. Между Данило и тестем началась ссора, а после они схватились за сабли. Катерина с трудом смогла усмирить обоих, и схватка прекратилась: мужчины пожали друг другу руки в знак примирения.

На следующее утро Катерина признаётся, что видела во сне, будто её отец занимается колдовством. Как только свечерело, Данило решил проведать заброшенный замок. Казак увидел, как кто-то темноте идёт прямо в логово колдуна. Решив проследить за ним, Данило взбирается на дерево. В окошко он увидел, как в одной из комнат старик обратился в колдуна. Старик вызвал душу, выпорхнувшую из спящей Катерины, и начал требовать её любви. Но душа воспротивилась этому, призывая отца к покаянию.

Данило ошеломлён, а узнавшая про всё Катерина отрекается от отца. Колдуна Данило посадил на цепи и за клетку, его ожидала казнь за тайный сговор с ляхами. Но магу удалось убедить дочь, что, если она его отпустит, он уйдёт в пещеры и начнёт праведную жизнь, прося у Бога милости. Катерина выпустила отца, впервые в жизни обманув мужа.

Данило чует свою приближающуюся смерть и просит супругу заботиться об их ребёнке. И правда, вскоре набежали ляхи, начали сжигать дома и угонять скотину. Начинается битва, в которой Данилу смертельно ранят. Катерина рыдает над телом мужа. Колдун, приложивший руку к смерти зятя, плывёт к своим развалинам. Он вновь пытается вызвать душу Катерины, но вместо неё видит чьё-то чужое пугающее лицо.

Катерина живёт в Киеве в семье есаула Горобца. Вдову пугают сны, в котором ей грозятся убить сына. Успокоив испуганную женщину, все легли спать. Ночью сына нашли в колыбели мёртвым. Катерина лишилась рассудка: безумно танцевала, размахивая кинжалом, и искала своего отца, чтобы заколоть его.

Вдруг приехал незнакомец, товарищ Данилы. Он разыскал Катерину и начал с ней беседовать о покойном. Во время разговора Катерина вдруг сделалась разумной, казалось, душевный недуг оставил её. Незнакомец поведал, что Данила взял с него обещание в случае смерти взять Катерину под свою опеку. Женщина сразу узнала своего отца и кинулась на него с ножом, но старик выхватил у неё кинжал и убил свою дочь.

На вершине высокой горы показался великан. Колдун в панике скрылся, так как узнал в исполине того, что явился ему во время заклинаний. Прибежал он к монаху, чтобы тот помолился за его душу, но буквы в священных книгах налились кровью, и монах отказался читать за спасение такого грешника. Убив в ярости монаха, колдун бежал дальше, но куда бы он не двигался, всё равно приближался к исполину. Схватил великан старика в ладонь, и тотчас тот умер. Уже мёртвыми глазами колдун увидел, как на всех землях поднимаются мертвецы и тянут к нему свои костистые руки. Великан, смеясь, бросил им тело колдуна и его сразу же растерзали.

Картинка или рисунок Страшная месть

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Драгунский Что любит Мишка
  • Краткое содержание Мандрагора Макиавелли

    Чтобы разобраться в том, какие же женщины прекраснее – француженки или итальянки, Каллимако отправился взглянуть на мадонну Лукрецию и сразу же в нее влюбился. Но женщина замужем за Нича и верна своему мужу

  • Краткое содержание сказки Гуси-лебеди

    Отправляются родители на работу и наказывают старшей дочери, чтобы присматривала за младшим братом. - За это мы привезём тебе сладких пряников и обновку из города.

  • Краткое содержание Бунин Господин из Сан-Франциско

    Господин из Сан-Франциско, чьего имени никто не мог запомнить, отправился в путешествие в Европу со своей женой и дочерью. Всю жизнь он усердно трудился, мечтая о счастливом будущем, и теперь решил взять отдых. Люди, на которых он раньше равнялся

  • Краткое содержание Голубая стрекоза Пришвина

Произведение Николая Васильевича Гоголя «Страшная месть» изобилует фольклорными элементами. Эта повесть — одна из самых мрачных во всем цикле «Вечеров». Главному герою Данило Бурульбашу придётся столкнуться с ужасным родовым проклятием.

Гоголь «Страшная месть» – краткое содержание

Действие происходит на свадьбе сына Есаула Горобеца. На это торжество съехалось куча народу, среди прочих приглашенных и Данило Бурульбаш со своей красавицей-женой Катериной. По заведенному обычаю в дом, где проходит свадьба, есаул вносит святые образа. Внезапно народ в толпе замечает, как один из гостей превращается в безобразного старика и тут же исчезает. Старые казаки, бывшие на свадьбе, все как один утверждают, что исчезнувший старик — знаменитый колдун и его появление не сулит ничего хорошего.

Возвращаясь из Киева после свадьбы по Днепру, Бурульбаш с ватагой казаков видит развалины старого полуразрушенного замка, рядом с которыми расположено кладбище. И тут глазам путников открывается жуткая картина: из могил поднимаются мертвецы, пронзительно вопя: «Душно мне». Потрясенные казаки пытаются быстрее покинуть проклятое место, а Данило погружается в невеселые мысли — два плохих предзнаменования за прошедшие дни гнетут его. Приезд отца Катерины, угрюмого и жестокосердного человека, не добавляет поводов для веселья.

Приехав на хутор, Данило ссорится с тестем, когда тот в грубых выражениях спрашивает молодых, почему же они так поздно вернулись домой. Ссора доходит до точки кипения, оба казака выхватывают сабли и с минуты на минуту между ними разгорится бой. Только благодаря уговорам Катерины удаётся предотвратить поединок.

На следующий день молодой казак удивлен поведением тестя за столом, тот не ест галушек и свинины. Вечером Бурульбаш видит, как в полуразрушенном замке, стоящем на другом берегу реки, в одной из комнат зажигается свет. Терзаемый любопытством, молодой казак вместе с другом отправляется узнать, что случилось в замке. Они замечают, как в ту же сторону направляется и тесть.

Взобравшись на дерево, видит Данило чудную картину, как тесть превращается в колдуна, что недавно видывали на свадьбе у знакомых. С помощью заклинания вызывает он дух Катерины, а тот обвиняет чародея в убийстве матери. Потрясенный происходящим, Бурульбаш спешит к себе домой, чтобы рассказать жене о случившемся, но оказывается, она все это видела ночью во сне. Данило, убедившись в том, что его тесть якшается с нечистой силой, приказывает бросить его в подвал, и ждет колдуна неминуемая казнь.

На следующий день добросердечная Катерина, поддавшись уговорам отца, выпускает его из тюрьмы и сама тотчас падает в обморок от нахлынувшей дурноты.

Тем временем, на Малороссию нападают поляки, и Бурульбаш чувствует приближение скорой смерти, однако готов прийти на помощь родной земле. В кровопролитном сражении казаки побеждают поляков, а Данило в пылу сражения застрелен взявшимся невесть откуда тестем-чародеем.

После смерти мужа, убитая горем, Катерина живет в доме есаула Горобца, и каждую ночь ей снятся жуткие сны, в которых отец грозится убить её сына. В одну из ночей она действительно находит в колыбельке убитого младенца. От пережитого ужаса молодая женщина сходит с ума, необузданно пляшет с кинжалом, выкрикивая в адрес своего родителя проклятия. Насилу её удаётся успокоить, но теперь всем ясно — девушка тронулось умом. Изо дня в день ходит она с потухшим взором по дубраве и распевает грустные песни. В один из дней приходит к ней в горницу статный молодой человек, представившийся близким другом погибшего мужа. На некоторое время к Катерине возвращается разум и понимает она, что перед ней её отец. В гневе женщина бросается с ножом на чародея, однако злодей убивает родную дочь.
Тем временем киевский люд видит чудную картину — небеса развезлись и с Карпатских гор едет огромный богатырь, а рядом с ним паж-младенец. Чародей, замечая все это, в ужасе седлает коня и едет к киевскому монаху, уговаривая отмолить грехи. Схимник отвечает отказом и тогда душегуб в бессильной злобе убивает его. Движимый неодолимой силой, конь колдуна несет своего хозяина обратно к Карпатским горам.

Чародей видит перед собой богатыря из ночных кошмаров. Витязь берет его своей рукой и бросает в пропасть, а следом за колдуном устремляются и мертвецы. Появляется и самый большой мертвец, но он не в силах встать из могилы.
В заключение читатель узнает о двух братьях, Петре и Иване, которые долгое время жили душа в душу. Но случилось так, что Иван пленил знатного турка, а выкуп поделил поровну с братом. Но скупость Петра не имела предела, и он убил брата вместе с его сыном, а деньги забрал себе. Представ перед Богом, просит Иван на род брата наложить проклятие. Последний из их рода будет запятнан с головы до пят кровью жертв, и тогда свершится месть, появится Иван и низвергнет злодея в пропасть.

Аудиокнига «Страшная месть», слушать онлайн

В рамках проекта "Гоголь. 200 лет" РИА Новости представляет краткое содержание произведения "Страшная месть" Николая Васильевича Гоголя - второй повести из второй части цикла "Вечера на хуторе близ Диканьки".

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. УЖ все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу.

Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упреки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещенную, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясенный открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника.

В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждет его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьется пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя челном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окруженной недремлющими стражами, она обнаруживает его мертвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» — и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мертвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Еще один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поется в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрек, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придет ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Материал предоставлен интернет-порталом briefly.ru, составитель Е. В. Харитонова

Праздновал некогда в Киеве есаул Горобец свадьбу сына, на кою съехалось множество народу, и в числе прочих названый брат есаула Данило Бурульбаш с молодой женой, красавицей Катериною, и годовалым сыном. Только старый Катеринин отец, недавно вернувшийся после двадцатилетней отлучки, не приехал с ними. Уж все плясало, когда вынес есаул две чудных иконы благословить молодых. Тут открылся в толпе колдун и исчез, устрашившись образов.

Возвращается ночью Днепром Данило с домочадцами на хутор. Испугана Катерина, но не колдуна опасается муж ее, а ляхов, что собираются отрезать путь к запорожцам, о том и думает, проплывая мимо старого колдунова замка и кладбища с костями его дедов. Однако ж на кладбище шатаются кресты и, один другого страшнее, являются мертвецы, тянущие кости свои к самому месяцу. Утешая пробудившегося сына, добирается до хаты пан Данило. Невелика его хата, не поместительна и для семейства его и для десяти отборных молодцов. Наутро затеялась ссора меж Данилою и хмурым, вздорным тестем его. Дошло до сабель, а там и до мушкетов. Ранен Данило, но, кабы не мольбы и упрёки Катерины, кстати помянувшей малого сына, и дальше бы дрался он. Примирились козаки. Рассказывает вскоре Катерина мужу смутный сон свой, будто отец ее и есть страшный колдун, а Данило бранит бусурманские привычки тестя, подозревая в нем нехристя, однако ж более волнуют его ляхи, о коих вновь предупреждал его Горобец.

После обеда, во время которого тесть брезгает и галушками, и свининой, и горелкою, к вечеру уходит Данило разведать вокруг старого колдунова замка. Забравшись на дуб, чтоб взглянуть в окошко, он видит колдовскую комнату, невесть чем освещённую, с чудным оружием по стенам и мелькающими нетопырями. Вошедший тесть принимается ворожить, и весь облик его меняется: уж он колдун в поганом турецком облачении. Он вызывает душу Катерины, грозит ей и требует, чтоб Катерина полюбила его. Не уступает душа, и, потрясённый открывшимся, Данило возвращается домой, будит Катерину и рассказывает ей все. Катерина отрекается от отца-богоотступника. В подвале Данилы, в железных цепях сидит колдун, горит бесовский его замок; не за колдовство, а за сговор с ляхами назавтра ждёт его казнь. Но, обещая начать праведную жизнь, удалиться в пещеры, постом и молитвою умилостивить Бога, просит колдун Катерину отпустить его и спасти тем его душу. Страшась своего поступка, выпускает его Катерина, но скрывает правду от мужа. Чуя гибель свою, просит жену опечаленный Данило беречь сына.

Как и предвиделось, несметною тучей набегают ляхи, зажигают хаты и угоняют скот. Храбро бьётся пан Данило, но пуля показавшегося на горе колдуна настигает его. И хоть скачет Горобец на помощь, неутешна Катерина. Разбиты ляхи, бушует чудный Днепр, и, бесстрашно правя чёлном, приплывает к своим развалинам колдун. В землянке творит он заклинания, но не душа Катерины является ему, а кто-то незваный; хоть не страшен он, а наводит ужас. Катерина, живя у Горобца, видит прежние сны и трепещет за сына. Пробудившись в хате, окружённой недремлющими стражами, она обнаруживает его мёртвым и сходит с ума. Меж тем с Запада скачет исполинский всадник с младенцем, на вороном коне. Глаза его закрыты. Он въехал на Карпаты и здесь остановился.

Безумная Катерина всюду ищет отца своего, чтоб убить его. Приезжает некий гость, спросив Данилу, оплакивает его, хочет видеть Катерину, говорит с ней долго о муже и, кажется, вводит ее в разум. Но когда заговаривает о том, что Данило в случае смерти просил его взять себе Катерину, она узнает отца и кидается к нему с ножом. Колдун сам убивает дочь свою.

За Киевом же «показалось неслыханное чудо»: «вдруг стало видимо далеко во все концы света» - и Крым, и болотный Сиваш, и земля Галичская, и Карпатские горы с исполинским всадником на вершинах. Колдун, бывший среди народа, в страхе бежит, ибо узнал во всаднике незваное лицо, явившееся ему во время ворожбы. Ночные ужасы преследуют колдуна, и он поворачивает к Киеву, к святым местам. Там он убивает святого схимника, не взявшегося молиться о столь неслыханном грешнике. Теперь же, куда бы ни правил он коня, движется он к Карпатским горам. Тут открыл недвижный всадник свои очи и засмеялся. И умер колдун, и, мёртвый, увидел поднявшихся мертвецов от Киева, от Карпат, от земли Галичской, и брошен был всадником в пропасть, и мертвецы вонзили в него зубы. Ещё один, всех выше и страшнее, хотел подняться из земли и тряс ее нещадно, но не мог встать.

Кончается быль сия старинной и чудной песней старца бандуриста в городе Глухове. Поётся в ней о войне короля Степана с турчином и братьях, козаках Иване и Петре. Иван поймал турецкого пашу и царскую награду поделил с братом. Но завистливый Петр столкнул Ивана с младенцем-сыном в пропасть и забрал все добро себе. После смерти Петра Бог позволил Ивану самому выбрать казнь для брата. И тот проклял все его потомство и предрёк, что последним в роде его будет небывалый злодей, и, как придёт ему конец, явится Иван из провала на коне и низвергнет его самого в пропасть, и все его деды потянутся из разных концов земли грызть его, а Петро не сможет подняться и будет грызть самого себя, желая отомстить и не умея отомстить. Подивился Бог жестокости казни, но решил, что быть по тому.

Надеемся, что вам понравилось краткое содержание рассказа Страшная месть. Будем рады, если вы прочтете эту книгу полностью.