Философия медицины. Медицина в средневековой Западной Европе. Конвенциональная и альтернативная медицина

Теоретическая и практическая медицина

В медицине выделяют теоретическую медицину, или медицинскую науку, или медицинскую теорию, - область науки, изучающую организм человека, его нормальное и патологическое строение и функционирование, заболевания, патологические состояния, методы их диагностики , коррекции и лечения с теоретических позиций.

Выделяют также практическую, или клиническую, медицину, или медицинскую практику - практическое применение накопленных медицинской наукой знаний для лечения заболеваний и патологических состояний человеческого организма.

Конвенциональная и альтернативная медицина

Традиционная медицина - система обширных медицинских знаний, навыков и умений, передающихся в письменной форме и применяемых на протяжении нескольких тысяч лет и по настоящее время в решении вопросов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации. Традиционная медицина подразделяется на китайскую медицину , индийскую, тибетскую, уйгурскую, греческую и арабскую медицину. Народная медицина - система околомедицинских знаний, обнаруженных эмпирическим путём, передаваемых в рамках одной династии, чаще в устной форме.

Конвенциональная медицина - не синоним научной медицины в современном смысле слова. Так, в официальной, конвенциональной медицине многих стран мира, включая и Россию, до сих пор нередко используются методы лечения, базирующиеся на устаревших или несовременных теориях и представлениях, не соответствующих современным критериям доказательной медицины. Одним из примеров такого подхода является всё ещё встречающееся в конвенциональной медицине применение при артериальной гипертензии препаратов типа диабазола или папаверина , эффективность которых не подтверждена рандомизированными контролируемыми испытаниями, вместо препаратов, имеющих высокий уровень доказанности эффекта (ингибиторы АПФ, диуретики и др.), или необоснованно широкое применение физиотерапии , чья доказательная база также слаба и не отвечает современным строгим критериям.

Доказательная медицина

В современной научной медицине всё шире применяются критерии доказательной медицины , которая требует строгих доказательств эффективности тех или иных методов лечения или диагностики путём методологически корректно выполненных РКИ (рандомизированных контролируемых испытаний) - двойных слепых плацебо -контролируемых клинических испытаний. Любые другие методы лечения, не получившие подтверждения эффективности в РКИ, просто отвергаются как нерелевантные и неэффективные, вне зависимости от их кажущейся эффективности в не-слепых опытах (то есть для пациента или для практикующего врача). Поскольку вероятность основных заболеваний увеличивается с возрастом, большую популярность в последнее время получает развитие разделов геронтологии , имеющих отношение к замедлению старения, развитие антивозрастной (antiaging) медицины, а также попытки перехода парадигмы лечения возникших болезней к их предотвращению (профилактическая медицина).

См. также

  • VA VistA - свободная медицинская информационная система
  • Медицинские стандарты: SNOMED, HL7

Ссылки

  • Сергей Петрович Капица & Борис Григорьевич Юдин. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение . - 2005. - № 3. - С. 75-79.
  • М.С. Киселева. Врачевание в Москве и в Киеве (по текстам XVII в.) // Традиционное и нетрадиционное в культуре России. - М.: Наука, 2008, с. 50-60

Коды в системах классификации знаний

  • Государственный рубрикатор научно-технической информации (ГРНТИ)(по состоянию на 2001 год): 76 МЕДИЦИНА И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Научная медицина" в других словарях:

    Означенный термин обыкновенно неправильно употребляется в смысле противоположности медицине практической; но последняя во всех своих проявлениях у постели больного, при решении санитарных или судебных вопросов, есть не что иное, как прикладное… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Современная энциклопедия

    Медицина - [латинское medicina (ars) врачебная, лечебная (наука и искусство)], область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Вершиной врачебного искусства в древнем мире … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

    медицина (генезис) - Как рождается медик и научная медицина Самая древняя медицинская практика восходит к жреческой. Согласно мифологии, первым, кто начал обучать людей искусству врачевания, был кентавр Хирон. Асклепий, ученик Хирона, был сыном Бога, носил… … Западная философия от истоков до наших дней

    Содержание 1 Банщики цирюльники 2 Святые 3 Амулеты 4 Больницы … Википедия

    Научная библиотека Южно Уральского государственного университета … Википедия

    Издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Большой Энциклопедический словарь

    - «МЕДИЦИНА», издательство, Москва. Основано в 1918. Научная и учебная литература по медицине, медицинской промышленности, медицинские журналы … Энциклопедический словарь

Прикладные науки представляют область человеческой деятельности, которая используется для применения существующих научных знаний с целью разработки практических применений, например: технологий или изобретений.

Фундаментальные и прикладные системы знаний

Наука может быть фундаментальной или базовой теоретической и прикладной. Цель теоретической — понять, как работают вещи: будь то одиночная клетка, организм из триллионов клеток или вся экосистема. Ученые, работающие в фундаментальной науке расширяют человеческие знания о природе и мире вокруг нас. Знания, полученные через изучение областей наук о жизни, в основном, фундаментальные.

Фундаментальные науки являются источником большинства научных теорий. Например, ученый, который пытается выяснить, как организм производит холестерин, или то, что вызывает конкретное заболевание, определяют фундаментальные науки. Это также известно как теоретические исследования. Дополнительные примеры основных исследований будут расследовать как глюкоза превращается в клеточную энергию или как образуется вредный повышенный уровень глюкозы в крови.

Изучение клетки (клеточная биология), изучение наследственности (генетика), исследование молекул (молекулярная биология), изучение микроорганизмов и вирусов (микробиология и вирусология), изучение тканей и органов (физиология). Все типы фундаментальных исследований собрали много информации, которая применяется для человека.

Прикладные науки используют научные открытия благодаря теоретическим исследованиям для решения практических задач. Например, медицина, и все, что известно о том, как лечить пациентов, является прикладной на основе фундаментальных исследований. Врач, введя препарат, определяет уровень холестерина, то это является примером прикладных знаний.

Прикладные науки создают новые технологии, основанные на фундаментальных знаниях. Например, проектирование ветрогенератора для использования энергии ветра является прикладной наукой. Однако эта технология опирается на фундаментальную науку. Исследования ветровых режимов и путей миграции птиц помогает определить лучшее размещение для ветрогенератора.

Связь между фундаментальной и прикладной системой знаний

Во время исследований применяется как фундаментальная так и прикладная наука. Изобретения тщательно планируются, но важно отметить, что некоторые открытия делаются благодаря случайности; то есть, путем счастливой случайности, как счастливый сюрприз. Пенициллин был обнаружен, когда биолог Александр Флеминг забыл чашку с бактериями стафилококка. Нежелательная плесень выросла на блюде, убивая болезнетворные бактерии. Плесень оказалась и таким образом был обнаружен новый антибиотик. Даже в высокоорганизованном мире, удача, в сочетании с внимательным, пытливым умом, может привести к неожиданным прорывам.

В области теоретическая система знаний используется для разработки информации для объяснения явлений естественного мира. Затем эту информацию используют для практических начинаний через прикладную.

Прикладная наука, как правило, разрабатывает технологию, хотя там может быть диалог между фундаментальной и прикладной наукой (исследования и разработки).

Типы получения знаний

Научное сообщество обсуждает последние несколько десятилетий о значимости разных типов получения знаний. Выгодно заниматься познанием ради просто получения знаний, или же их можно применить к решению конкретной проблемы или для улучшения нашей жизни? Этот вопрос фокусируется на различиях между двумя типами: фундаментальная и прикладная наука.

Фундаментальные или «чистые» науки стремятся к расширению знаний независимо от краткосрочного применения этих знаний. Она не сосредоточена на разработке продукта или услуги непосредственно государственной или коммерческой ценности. Цель фундаментальных наук — знание ради познания, хотя это не значит, что в конце концов, это не может привести к практическому применению.

В отличие от прикладных наук или «технологий» система стремится использовать полученный продукт для решения реальных мировых проблем, таких как повышение урожайности сельскохозяйственных культур, лекарство от определенной болезни или спасать животных которым угрожает стихийное бедствие. В прикладных науках, проблема обычно определяется для исследователя.

Медицинская микробиология является примером прикладных знаний. Эти познания биологии дают новые технологии, хотя и не обязательно только медицинские, которые разработаны конкретно через биомедицину и биомедицинскую инженерию.

Эпидемиология, которая изучает закономерности, причины, последствия и условия влияния на здоровье заболевания в определенной популяции, является применением формальных наук статистики и теории вероятностей. Генетическая эпидемиология применяет как биологические, так и статистические методы относящиеся к разным типам наук.

Таким образом, грань между теоретической и практической деятельностью человека весьма условна.

Примеры прикладной системы знаний

Некоторые люди могут воспринимать прикладную науку как «полезная» и фундаментальную как «бесполезная».

Внимательный взгляд на историю, однако, показывает, что базовые знания влекут за собой множество замечательных приложений имеющих большое значение. Многие ученые считают, что базовое понимание необходимо до разработки приложения.

Таким образом, прикладная наука опирается на результаты, полученные в ходе теоретических исследований.

Другие ученые думают, что настало время перейти от теории к практике вместо того, чтобы найти решения для актуальных проблем. Оба подхода допустимы. Это правда, что есть проблемы, которые требуют немедленного практического внимания. Однако, многие решения находятся только с помощью широкого базиса полученных фундаментальных знаний.

Один пример того, как фундаментальные и прикладные науки могут работать вместе, чтобы решить практические проблемы произошли после открытия структуры ДНК, что привело к пониманию молекулярных механизмов, регулирующих репликацию ДНК. Нити ДНК уникальны в каждом человеке и находятся в наших клетках, где они дают инструкции, необходимые для жизни. Во время репликации ДНК они делает новые копии незадолго перед делением клетки. Понимание механизмов репликации ДНК позволили ученым разработать лабораторные методики, которые сейчас используются для выявления, например, генетических заболеваний или определить лиц, которые были на месте преступления или определить отцовство.

Без фундаментальной или теоретической подготовки, маловероятно, что прикладная наука будет существовать.

Другой пример связи между фундаментальными и прикладными исследованиями является проект , исследование, в котором каждая хромосома человека была проанализирована и сопоставлена, чтобы определить точную последовательность субъединиц ДНК и точное расположение каждого гена (ген — основная единица наследственности, полный комплект генов — геном). Менее сложные организмы также были изучены в рамках данного проекта для того, чтобы лучше понять хромосомы человека. Проект «геном человека» опирался на фундаментальные исследования простых организмов где позже был описан геном человека. Важной конечной целью в итоге стало использование данных прикладных исследований с целью поиска методов лечения и ранней диагностики генетически обусловленных заболеваний. Проект генома человека был результатом 13-летнего сотрудничества между исследователями, работающими в различных областях. Проект, который секвенировал весь геном человека, был завершен в 2003 году.

Таким образом, фундаментальная и прикладная человеческая деятельность неотделимы и зависят друг от друга.

Различие между теоретическим и практическим мышлением

Различие между теоретическим и практическим мышлением заключается в том, что они по-разному связаны с практикой: не в том, что одно из них имеет связь с практикой, а другое - нет, а в том, что характер этой связи различен.

Работа практического мышления в основном направлена на разрешение ча­стных конкретных задач: организовать работу данного завода, разработать и осу­ществить план сражения и т.п., тогда как работа теоретического мышления направлена в основном на нахождение общих закономерностей: принципов организации производства, тактических и стратегических закономерностей.

Работа теоретического ума сосредоточена преимущественно на первой части целостного пути познания: на переходе от живого созерцания к абстрактному мышлению, на (временном!) отходе - отступлении от практики. Работа практи­ческого ума сосредоточена главным образом на второй части этого пути познания: на переходе от абстрактного мышления к практике, на том самом «верном попадании», прыжке к практике, для которого и производится теоретический отход.

И теоретическое, и практическое мышление связано с практикой, но во вто­ром случае связь эта имеет более непосредственный характер. Работа практиче­ского ума непосредственно вплетена в практическую деятельность и подвергает­ся непрерывному испытанию практикой, тогда как работа теоретического ума обычно подвергается практической проверке лишь в своих конечных результа­тах. Отсюда та своеобразная «ответственность», которая присуща практическо­му мышлению. Теоретический ум отвечает перед практикой лишь за конечный результат своей работы, тогда как практический ум несет ответственность в са­мом процессе мыслительной деятельности. Ученый-теоретик может выдвигать разного рода рабочие гипотезы, испытывать их иногда в течение очень длитель­ного срока, отбрасывать те, которые себя не оправдывают, заменять их другими и т.д. Возможности пользоваться гипотезами у практика несравненно более ог­раничены, так как проверяться эти гипотезы должны не в специальных экспери­ментах, а в самой жизни, и - что особенно важно - практический работник дале­ко не всегда имеет время для такого рода проверок. Жесткие условия времени - одна из самых характерных особенностей работы практического ума.

(Из работы Теплова Б.М. «Ум полководца»)


Выделяют интуитивное и аналитическое мышление . Различие между ними сводится к следующему. Аналитическое мышление развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной мере представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное – характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным. Признаками интуитивного мышления является также отсутствие развернутых логических рассуждений, самоочевидность для субъекта, уверенность его в правильности решения. Наряду с логическим, аналитическим познанием действительности велика роль интуиции, эвристического начала, бессознательного. Многие великие открытия совершались интуитивно. И.П.Павлов объяснял интуитивный процесс действием «следов» от прошлых впечатлений. В настоящее время выявлены некоторые факторы по развитию интуиции. Ими являются развитие наблюдательности, памяти, эмоциональной восприимчивости, расширения запаса знаний и жизненного опыта, а также совершенствование и развитие органов чувств (зрения художника, слуха музыканта и т.д.)

В зависимости от стандартности-нестандартности решаемых задач и операциональных процедур различаются алгоритмическое, дискур­сивное, эвристическое и творческое мышление: алгоритмическое мышление ориентировано на заранее установ­ленные правила, общепринятую последовательность действий, необходимых для решения типовых задач; дискурсивное (от лат. discursus - рассуждение) мышление осно­вано на системе взаимосвязанных умозаключений; эвристическое мышление - это продуктивное мышление, состо­ящее в решении нестандартных задач; творческое мышление - мышление, дающее принципиально но­вое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Творческое мышление

Творческое мышление является высшим уровнем познавательной деятельности. Оно отличается тем, что мыслящий субъект достигает новых для себя результатов самостоятельно, в процессе поиска посредством особых процедур, которые не свойственны деятельности воспроизведений или усвоения готовых знаний. Творческое мышление дает принципиально новое решение проблемы, приводящее к новым идеям, открытиям и решениям.

Известный психолог Лук А.Н. («Психология творчества». М.,1978) к творческим интеллектуальным способностям относит: зоркость в поисках проблемы как способность увидеть то, что не укладывается в рамки усвоенного. Это связано не с остротой зрения, а является качеством мышления; способность к свертыванию мыслительных операций, позволяющих мысленным взором охватить всю картину целиком, все рассуждения от первого до последнего шага; способность к переносу опыта, позволяющая применить навык, приобретенный при решении одной задачи, к другой; цельность восприятия – способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее (цельное восприятие характерно для людей художественного типа – актеров, художников, музыкантов, журналистов); способность к сближению понятий, проявляющаяся в легкости ассоциирования и отдаленности ассоциируемых понятий; гибкость мышления; способность к оценке; способность к «сцеплению» и «антисцеплению» (объединять и увязывать новые сведения с имеющимся багажом); легкость генерирования идей; беглость речи и др.

Творческое мышление журналиста отражает постоянно воспроизводящееся противоречие между консервативным и динамичным началами. Одним из существенных элементов творческого мышления является профессиональное самосознание, которое содержит устойчивые представления об определенной политической, профессиональной, социальной, психологической и нравственной идентичности членов группы (сообщества), о ее свойствах как целого.


Барьеры творческого мышления

Конформизм - желание быть похожим на другого - основной барьер для твор­ческого мышления. Человек опасается высказывать необычные идеи из-за боязни показаться смешным или не очень умным. Подобное чувство может возникнуть в детстве, если первые фантазии, продукты детского воображения, не находилипонимания у взрослых, и закрепиться в юности, когда молодые люди не хотят слишком отличаться от своих сверстников.



Цензура - в особенности внутренняя цензура - второй серьезный барьер для творчества. Последствия внешней цензуры идей бывают достаточно драматич­ными, но внутренняя цензура гораздо сильнее внешней. Люди, которые боятся собственных идей, склонны к пассивному реагированию на окружающее и не пытаются творчески решать возникающие проблемы. Иногда нежелательные мысли подавляются ими в такой степени, что вообще перестают осознаваться. Superego - так назвал Фрейд этого интернализованного цензора.

Третий барьер творческого мышления - это ригидность, часто приобретаемая в процессе школьного обучения. Типичные школьные методы помогают закре­пить знания, принятые на сегодняшний день, но не позволяют научить ставить и решать новые проблемы, улучшать уже существующие решения.

Четвертым препятствием для творчества может быть желание найти ответ немедленно. Чрезмерно высокая мотивация часто способствует принятию непро­думанных, неадекватных решений. Люди достигают больших успехов в творчес­ком мышлении, когда они не связаны повседневными заботами. Поэтому цен­ность ежегодных отпусков состоит не столько в том, что, отдохнув, человек бу­дет работать лучше, сколько в том, что именно во время отпуска с большей вероятностью возникают новые идеи.

Конечно, эффективность результатов свободной творческой фантазии и во­ображения далеко не очевидна; может случиться так, что из тысячи предложен­ных идей только одна окажется применимой на практике. Разумеется, открытие такой идеи без затрат на создание тысячи бесполезных идей было бы большой экономией. Однако эта экономия мало вероятна, тем более что творческое мы­шление часто приносит удовольствие независимо от использования его резуль­татов.



Исторически сложилось так, что медицина сама по себе для философии беспроблемна, т.е. познавательно неинтересна, то есть не вносит каких-либо спорных моментов в сложившуюся манеру научного мышления и не является предметом философских дискуссий. В имеющихся философских системных классификаторах наук медицина обозначена как прикладная ветвь биологии и таким образом является «узким предметом исследования». Однако это является наиболее узким и наименее развитым в эволюционно-историческом плане взглядом на философские основании медицины.

Однако на протяжении многих лет остается невыясненным вопрос – что есть медицина? наука или совокупность наук? Парадоксальность ситуации заключается также в том, что к какому разряду наук не причисляй медицину, она остается, прежде всего, наукой о человеке. А потому отнести ее к «прикладывающейся к чему-то» науке никак нельзя. А еще Гиппократ утверждал, что ясное познание человека заимствуется только из медицинского искусства.

В дальнейшем, на фоне классического естествознания, статус медицинских наук меняется, происходит разделение медицины на доктринальную (теоретизирует на принципах более развитых наук), она рассматривалась как «истинная», и клиническую (как искусство врачевания болезней). Но и эта точка зрения оспаривалась, ведь мало иметь только знания, нужно постигнуть искусство медицины.

Методологически медицина до сих пор определяется в терминах науки и искусства. И самое важное в единстве и противоречии этих терминов, что медицина не только наука, но и искусство. Такое антиномичное самоопределение медицины в терминах науки и искусства как бы защиту от воздействия технократизма и других вариантов восприятия медицины.

Термин «искусство» может рассматриваться как степень овладения врачом профессиональными практическими навыками, а также умении разрешать с пользой для пациента ситуации в сфере теоретически непроработанного знания. Однако «искусство» подобного рода можно встретить не только в медицине. Однако творческой компонентой врача остается его клиническое мышление, ни в одной из фундаментальных наук не прописана его предметно-специфическая логика.

Также интересно, что медицину, не смотря на определение «фундаментальная наука», интересует, прежде всего, индивид. Каждый пациент для врача представляет очередную, но уникальную «теорему». Ведь каждый человек уникален и имеет одну уникальную болезнь, состоящую из сочетания недугов всех его органов и систем. Сложности и трудности клинического мышления усугубляются тем, что врачу приходиться зачастую соединять несоединимые по своему предметно-научному основанию методы мышления. Получается этакий «гибрид» доктринальной и клинической медицины.

Еще одно противопоставление - это анатомический подход и физиологический подход в медицине.

Анатомический подход не считается с целостностью любого организма и рассматривает человека по законам любого живого организма. Физиологический подход настроен на постижение целостности организма, то есть учитывает видовую определенность.

Аналитичность органопатологии, которая благоприятствовала торжеству общей патологии, в некотором смысле обосновывалась на общебиологической терминологии, то есть давала фундаментальную широту обобщений.

Наиболее адекватный и реально отражающий специфику и потребности медицинского познания принцип – это клинико-антропный принцип, сформированный в последние 50 лет. Его основа, что при переходе от частной патологии к системе представлений о болезнях человека особенно резко выступает существенная разница между животным и человеком. И эта разница значительно усложняет, а иногда вовсе исключает перенос экспериментальных данных в клинику, то есть ученый должен позаботиться о постижении физиологического смысла открытого процесса, а затем собственного медицинского смысла. Ведь медицина – это, прежде всего наука о человеке.

Понятие «теория» определяется как система взглядов по какому либо вопросу. В отличие от гипотезы как научного предположения или концепции как системы взглядов, то или иное понимание явления/проблемы, система взглядов теории уже подтверждена практикой и проверена временем, и, что немаловажно, принята определенной частью или всеми членами научного сообщества, а, при ее жизненности и значимости, и вообще обществом. Не смотря на столь емкое определение в одной и той же отрасли науки теорий, как правило, несколько. Большая часть из них носит соподчиненный характер, отражая те или иные стороны целого. Современное глубокое разделение целого на части в любой отрасли знаний, со специализацией, требующей постоянного их накопления «по горизонтали», на первый взгляд, вообще снимает необходимость у отдельного члена научно-практического (в медицине) сообщества присутствия понятия об общетеоретических знаниях. В самом деле, вся теоретическая часть медицины представлена фундаментальными знаниями в физиологии/патофизиологии, анатомии/патологической анатомии, химии, биологии, фармакологии, гистологии. Представители этих дисциплин в меру заинтересованности и более других, практических, специалистов владеют знаниями других дисциплин. Чего не скажешь об их практической компетенции, им самим, в общем то, не нужной. То же, с обратным знаком, относится к врачам. Анестезиологи владеют основами клинической фармакологии и патофизиологии, хирурги - анатомии и патологической анатомии и т.д.

Известным фактом является перегруженность теоретическими предметами студентов медицинских вузов в первые три года обучения. Предметно-практическое преподавание в последующем резко снижает качество и количество обобщающих представлений, утрируя их до узко конкретных приложений. По окончании вуза обучение, уже самостоятельное, носит характер «постановки руки», перенятия штампов практической работы. Вопросам теории медицины места уже нет.

По роду своей деятельности, связанной со складом ума, общетеоретическими построениями занимаются представители так называемой теоретической медицины. Прежде всего - патанатомии и патофизиологии. Так, целлюлярная патология Р. Вирхова, сводившая всю патологию к патологии клеток, по определению Ю.П. Лисицина представляла собой:

Работы К. Бернара, И.М. Сеченова, И.П. Павлова заложили основы теории нервизма и кортико-висцеральной патологии, в полной мере сохраняющих свое научно-практическое значение до настоящего времени.

Закономерным продолжением двух основных теоретических платформ стали работы на основе фактов молекулярной биологии и медицины, адаптационно-трофических процессов. Так, теория повреждений клеток свободными радикалами, процессами естественного метаболизма с возникновением атеросклероза, канцерогенеза легла в основу так называемой теории старения или теории «четырех моделей медицины» В.М. Дильмана . Автором выделяется десять «нормальных болезней» (ожирение, сахарный диабет тучных, гиперадаптоз, климакс, атеросклероз, метаболическая иммунодепрессия, аутоиммунные болезни, гипертоническая болезнь, психическая депрессия и рак) как результат развития и взаимодействия экологических, генетических, онтогенетических (развитие организма) и инволюционных (аккумуляционных) факторов.

А.А. Алексеевым сформулирована соединительно-тканная теория биологии и медицины . Автор называет соединительную ткань, которая составляет 85% всей массы человеческого тела, двигателем и механизмом реализации эволюции в сложных живых системах, а интегрирующим заболеванием - соединительно-тканную недостаточность. Значимо, что речь идет о энергоинформационной роли соединительной ткани.

В основу общей теории медицины академика А.Д. Сперанского («Элементы построения теории медицины», 1934) легли общие закономерности адаптационно-трофических процессов в нервной системе.

Появление знания о нейроэндокринных взаимодействиях обусловили появление учения Г. Селье о стрессе и общем адаптационном синдроме - одном из самых ярких явлений теории медицины, теснейшим образом определяющим его практическое применение.

Развитием наших представлений уже на уровне психической жизнедеятельности, где в развитии заболеваний учитываются не только реакции неосознаваемого, но собственно психические процессы, ментально-эмоциональные проявления, стали теории, объединившиеся во фрейдистское (психоаналитическое) и психосоматические направления.

Все вышеперечисленные фундаментальные медицинские теории/концепции охватывали, прежде всего, внутренние процессы, происходящие в организме при взаимодействии с внешними факторами.

Еще более узки направления неогиппократизма/биотипологии, которые, с одной стороны, родились как ответ на технизацию и специализацию в медицине с разрушением целостного восприятия человека, а, с другой стороны, создавали и применяли на практике границы типажа человеческой личности на любом уровне. Следует сказать, что такой подход не нов. В Аюрведе, Тибетской медицине, у Гиппократа, И.П. Павлова, В. Кречмера, М. Мартини, Н. Пенде мы находим классификаторский подход к определению типа личности с лечебно-профилактическими выводами. Идя еще «глубже» Э. Уильямс в работе «Биохимическая индивидуальность» (1960) на основе анализа и синтеза анатомического, биохимического и клинического материала, создает очередную классификацию, которая широкого признания не получила.

Не меньшее в количественном отношении теоретическое наследие представляют теории, так сказать, внешнего опосредования болезни, куда относят теорию социальной обусловленности здоровья и социобиологические концепции. Вообще не касаясь механизмов патогенеза заболеваний, они исследуют их несомненную взаимосвязь с социальными факторами. Поведенческая сторона, определяющая образ жизни индивидуума и сама являющаяся частью образа жизни, формирует наряду с внешне средовыми факторами, от экологических до политических, факторы риска здоровья, роль образа жизни и здорового образа жизни.

Ряд социолого-биологизаторских теорий - теория этологии (К. Лоренц, Н. Тинберген, Н. Фриш), человеческой экологии (Р. Парк, Э. Бюргесс), социобиологии (Э.О. Уилсон) - переносят законы биологических сообществ на человеческую жизнь и еще более опосредованы в вопросе о причинах и характере заболеваний.

Наиболее общей и объединяющей теорией происхождения болезней является теория болезней цивилизации и социальной адаптации. Термин «адаптация» как процесс преодоления организмом неадекватных условий, не соответствующих свойствам организма, не менее популярен, чем «стресс». Дезадаптация как результат неадекватной адаптации (адаптации с нарушением жизнедеятельности) рассматривается как основа заболевания. Теория социальной адаптации от рождения была за рамками только медицинской, и в одном из первых трудов на эту тему («Болезни нашего общества» Э. Гюан, А. Дюссер) рассматривался целый спектр проблем, обусловливающих биологическую, природную, социальную, психологическую дезадаптацию.

Область решения проблемы лежит за пределами медицины, подпадая под известные нам законы развития цивилизации. Такие видные теоретики как Р. Дюбо и О. Тоффлер достаточно пессимистичны в своих прогнозах относительно тенденций развития дезадаптации. Ранее им в противовес, и в большей мере справедливо, звучали возражения теоретиков из стран соцлагеря, дружно строивших коммунизм без травм, болезней и пр. Да и и что возразишь: ради чего зарабатывать деньги в Нью-Йорке, Лондоне или Москве, выматываясь и стараясь «быть как все», если в нищей Кубе одна из самых развитых в мире систем здравоохранения и одна из самых высоких продолжительностей жизни? Вопрос «заезженный», но «направление движения» прежнее - к новым победам цивилизации!

Теория географического детерминизма, конвергенции Т. Мальтуса (1798 г.) и в последующем неомальтузианцев имеет, пожалуй, самое отдаленное отношение к собственно медицине. Справедливый постулат о болезнях и вырождении членов общества как прямом результате увеличения его численности выше критической отметки справедлив, но более приложим, например, к экологии.

Академиком Ю.П. Лисициным и В.П. Петленко сформулирована детерминационная теория медицины, в основу которой были положены принципы детерминации, отражения в живой системе. «Основная цель построения детерминационной теории», - по мнению авторов, - свести в единую систему все основные современные знания, накопленные в области медико-биологического исследования».

Внешнее разнообразие всех освещенных концепций с оригинальностью представлений действительно нового, никак не предполагает их эксвизитности в системе взглядов. Теории по своей сути ассимилируют, плавно перетекают по мере накопления новых знаний в более широкие представления. Временной, исторический детерминизм какой-либо из них сменяется другим, расширение концептуального поля рождает представление, ассимилирующее, взаимодействующее с уже известными.

Парадоксальной особенностью всех фундаментальных теорий медицины является то, что, проясняя и увязывая теоретические вопросы, они ни слова не говорят о самом лечении. Определение медицины как системы наук и практической деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья человека, продление его жизни, предупреждение и лечение болезней , не учитывает удельного веса наук о профилактике, здоровье и, собственно, лечении. Профилактикой здоровья, его укреплением занимаются все от ЖКХ и ГИБДД до Госдумы. На деле нормы гигиены, если иметь ввиду освещенность, состав воздуха, норму квадратного метра жилья на человека, попираются повсеместно. Дело гигиенистов в руках каждого. То же - в вопросе об удлинении жизни. Заметьте, что патогенез болезней - вообще частный вопрос, которому в определении места не нашлось.

Что же на деле и по большей части представляет собой медицина? Да, вопросы санологии. Да, вопросы гигиены. Но, прежде всего, получение новых данных о строении и функции живого человека и разработка средств диагностики и лечения. Так вот, ни одна из теорий от целлюлярной до четырех моделей медицины и от нервизма до теорий адаптации не анализирует лечебные подходы.

Не корректно было бы не сказать, что фрейдизм с психоанализом - это метод и диагностики и лечения, а общий адаптационный синдром определил подходы в лекарственной терапии, казавшиеся автору универсальными. Фармакотерапия уже рассматривается как аксиоматический базис, а разработка нового препарата - практическим воплощением теоретических построений. К чему мудрствовать в любой из хирургических специальностей? Отрезал часть желудка с язвой - больной выздоровел! Чего уж проще, если не задаться вопросом, а почему стало лучше? Почему выздоровел? То же с антибиотиками или любым другим лекарством/операцией/трансплантацией - не задавай вопросов - не будет проблем.

Истоки такого подхода лежат в другой плоскости. Характерным для всех освещенных теоретических изысканий является их односторонняя, ортодоксальная направленность. Иные, не западные медицинские системы просто не замечаются. Включение же их в общефилософские рассуждения, несомненно, потребовало бы как анализа других взглядов на патогенез и лечение, так и пересмотра представлений по основному вопросу - причинности в медицине.