Дидактический синквейн как средство оптимизации работы по развитию речи детей. Дидактический синквейн как средство активизации работы по развитию речи детей с нарушениями речи. Из опыта работы

Ольга Белухина

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей , имеющих отклонения в речевом развитии , неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи .

Практика моей логопедической работы показала , что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними .

Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального.

Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами :

Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.

Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью

специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что

Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;

Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ;

В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное , систематизировать полученные знания.

Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям :

коррекция звукопроизношения;

формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст) ;

формирование лексико-грамматических категорий;

формирование связной речи ;

профилактика дисграфии и дислексии.

На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.

Одним из видов моделирования является синквейн .

Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка .

Преимущество синквейна в том , что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.

Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна .

Схема составления синквейна следующая :

1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.

2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;

3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;

4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме;

5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –

ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.

Пример синквейна :

2. Теплая, красивая.

3. Радует, наступает, приходит.

4. Я люблю весну.

5. Капель.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета» , я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.

Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.

Синквейн я использую :

На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна , дети придумают рассказ.

На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения :

«Подбери определения» - например, к слову «яблоко» . Какое оно : спелое, сочное, румяное, вкусное.

«Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)

«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет) .

«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)

«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.

Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями . После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов . Свои работы (синквейны ) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.

Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.

А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.

Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны , работали вместе со взрослыми .


Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.


Также в данном направлении я использую такие варианты работы :

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ;

Составление синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна ;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы , первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.

Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития : словарный запас у детей увеличился , речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.


Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей , обогащать их активный лексикон , закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.

Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых : внимания, памяти, мышления.

Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

КАБАЧЕНКО Е.И., учитель-логопед ГБОУ ЦПМСС «Открытый мир», ГБОУ д/с № 2444;

КАБАЧЕНКО Н.А., учитель-логопед ГБОУ ЦО № 1446, ГБОУ д/с № 2444, Москва


Л
огопедическая практика имеет в своем арсенале технологии, направленные на свое­временную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, современная логопедия использует в своей практике наиболее эффективные технологии смежных наук, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда. В логопедической практике их нельзя рассматривать как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем логопедических технологий, привнося в них новые способы взаимодействия педагога и ребенка, новые стимулы; служат для создания благоприятного эмоционального фона, включения в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

К таким технологиям относятся:

  • · нейропсихологические;
  • · кинезитерапия;
  • · различные виды логопедического массажа;
  • · суджок-терапия;
  • · гимнастика А.Н. Стрельниковой.

Развитие лексико-грамматической стороны речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР III уровня) значительно отстает от возрастной нормы. В активной речи они используют в основном общеизвестные, часто употребляемые в обиходе слова и словосочетания. Непонимание и искажение значений слов, как правило, проявляются у них в неумении выбирать и правильно употреблять в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания, в несовершенстве поиска номинативных единиц.

Трудности согласования слов в словосочетаниях и предложениях выражаются у таких детей в неумении правильно подобрать окончания слов. Для них характерны низкая активность познавательной деятельности, быстрая утомляемость, недостаточные работоспособность на занятиях, устойчивость внимания, малая инициативность в игровой деятельности, ограниченные возможности распределения внимания, при относительно сохранной логической сниженная вербальная память, слабая продуктивность запоминания.

Обладая в целом полноценными предпосылками к овладению мыслительными операциями, дети с ОНР отстают в развитии словесно-логического мышления и без специального обучения с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Опыт работы со старшими дошкольниками с ОНР, анализ методической литературы показывают, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями остаются трудности, связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа. Поэтому часто даже на первый взгляд у благополучных первоклассников возникают проблемы в учебе. Трудности проявляются не сразу, а чаще всего во второй половине года, когда повышаются требования к скорости выполнения заданий и на первый план выходят умения анализировать информацию, выбирать главное, коротко и точно выражать свои мысли.

Развить эти способности еще в дошкольном возрасте поможет использование в логопедической практике дидактического синквейна (синквейн - в переводе с фр. -«пять строк», пятистрочная строфа стихотворения). Эта технология не требует особых условий его применения и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий, способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия,не толькоразвивая речь, но способствуя развитию высших психических функций (памяти, внимания, мышления), позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.

Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Его составление требует умения выбирать из имеющейся информации существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать.

В настоящее время составление синквейна активно используется в психологии как эффективный инструмент для рефлексирования и в работе учителей-предметников в школе как средство, способствующее прочному усвоению знаний, развивающее способность обобщать и резюмировать информацию, дающее возможность оценить уровень знаний учащегося. Человек, не владеющий знаниями по теме, не сможет составить синквейна.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

  • · первая строка включает одно слово, слово-предмет, отражающее главную идею;
  • · вторая строка - два слова, слова-признаки, характеризующие предмет;
  • · третья строка - три слова, слова-действия, описывающие действия в рамках темы;
  • · четвертая строка - фраза из нескольких слов, показывающая отношение автора к теме;
  • · пятая строка - слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (это может быть одно слово).

Примеры составления синквейна

1. Кукла.

2. Красивая, любимая.

3. Стоит, сидит, улыбается.

4. Моя кукла самая красивая.

5. Игрушка.

1. Машина.

2. Быстрая, мощная.

3. Едет, обгоняет, тормозит.

4. Я люблю кататься.

5. Транспорт.

1. Дождь.

2. Мокрый, холодный.

3. Капает, стучит, льется.

4. Я не люблю дождь.

Таким образом, чтобы правильно составить синквейн, важно:

  • · иметь достаточный словарный запас в рамках темы;
  • · владеть:

Анализом, обобщением,

Понятиями: слово-предмет (живой-неживой), слово-действие, слово-признак;

  • · уметь подбирать синонимы;
  • · научиться правильно понимать и задавать вопросы;
  • · согласовывать слова в предложении;
  • · правильно оформлять свою мысль в виде предложения.

Предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна со старшими дошкольниками, имеющими ОНР, основывается на той части программы Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», которая касается развития лексико-грамматических средств языка и связной речи.

В конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас, работая с предложением.

Синквейн можно составлять на индивидуальных и групповых занятиях, занятиях с одной группой или в двух подгруппах одновременно. Дети, умеющие печатать, могут создавать синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений с опорой на схему. Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребенка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.

Могут быть использованы такие варианты работы:

Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего);

Синквейна по прослушанному рассказу;

Коррекция и совершенствование готового синквейна;

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы, первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить).

Целесообразное
использование синквейна

  • · На занятиях для закрепления изученной лексической темы.

1. Береза.

2. Тонкая, белоствольная.

3. Растет, зеленеет, радует.

4. Береза - символ России.

5. Дерево.

  • · Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.

1. Звуки речи.

2. Гласные, согласные.

3. Слышим, произносим, выделяем.

4. Звуки складываются в слова.

  • · На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.

1. Заяц.

2. Белый, пушистый.

3. Прячется, боится, убегает.

4. Я жалею зайца.

5. Дикое животное.

В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.

При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться.

Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.

Написание синквейна требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных). Использование дидактического синквейна на занятиях позволяет логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.

Синквейн о синквейне

1. Синквейн.

2. Творческий, активизирующий.

3. Развивает, обогащает, уточняет.

4. Синквейн помогает учиться.

5. Технология.

Акименко В.М. Новые педагогические технологии: Учеб.-метод. пособие. Ростов н/Д., 2008.

Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

Акименко В.М. Речевые нарушения у детей. Ростов н/Д., 2008.

Баннов А. Учимся думать вместе: Мат-лы для тренинга учителей. М., 2007.

Бахман Е.В. Синквейны на уроках химии. Школа: день за днем. [Электронный ресурс]. URL: http://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410 (Дата обращения: 03.08.2012).

Гин А. Приемы педагогической техники. М., 2003.

Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с

Речевыми нарушениями

Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

К ним относятся хорошо известные технологии:

Логопедического обследования;

Коррекции звукопроизношения;

Формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;

Развития интонационной стороны речи;

Коррекции темпо-ритмической стороны речи;

Развития лексико-грамматической стороны речи;

Логопедического массажа.

Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда (кинезитерапия, гидрогимнастика, Су-Джок терапия, фитотерапия, сказкотерапия.) На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.

Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать Я учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у детей с ОНР.

Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Напомню, что слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?

Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей »Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.

Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Я не ограничиваю детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается. Традиционно к международному дню 8-е Марта, мы выпускаем газету с детскими синквейнами о мамах.

Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя-логопеда, так и для его воспитанников. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём в коррекционной работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Примеры детских дидактических синквейнов.

Лексическая тема: «Новый год»

1. Новый год.

2. Радостный, долгожданный.

3. Приходит, веселит, радует.

4. Я люблю этот праздник.

5. Подарки.

Лексическая тема: «Наш город»

1. Липецк.

2. Большой, чистый.

3. Растет, хорошеет, развивается.

4. Я живу в этом городе.

5. Липецк-город металлургов.

1. Мама.

2. Умная, красивая, добрая.

3. Читает, вяжет, готовит, убирает.

4. Любит меня и папу.

5. Семья.

Лексическая тема: «Время года»

1. Зима.

2. Снежная, холодная.

3. Морозит, заметает, восхищает.

4. Серебристым снегом укрывает землю.

5. Волшебница.


Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения ФГОС дошкольного образования. «Дидактический Синквейн»

Макарова Елена Васильевна, воспитатель высшей квалификационной категории МДОУ №6 «Родничок» комбинированного вида» г. Оленегорск, Мурманской области

В условиях введения ФГОС дошкольного образования перед педагогами дошкольного образования встаёт много вопросов:

Как сделать современного дошкольника социально мобильным выпуская его во взрослую жизнь, в школу?
- Как научить применять знания, умения, навыки в конкретной ситуации?
- Как научить умению выявлять, наблюдать, различать, классифицировать, оценивать, делать выводы, принимать продуманные решения?
- Как вовлечь ребенка в интерактивную деятельность на занятиях?

Одним из эффективных интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, дидактического синквейна.

Применение данной методики помогает создать условия для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Данный метод может легко интегрироваться со всеми образовательными областями. Простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке.

Синквейн – с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения. В педагогических и образовательных целях, может использоваться как результативный метод развития образной речи, интеллектуальных и аналитических способностей.

Правила составления дидактического синквейна:

В первой строке – должна находиться сама тема (заголовок) дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: кто? что?

Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: что делает? что делают?)

В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.

Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: кто? что?

Чёткое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи. Его форма напоминает ёлочку.

При работе с данным приёмом можно решить сразу множество важнейших задач:

Изученный на занятии материал приобретает некую эмоциональную окраску, что способствует его более глубокому усвоению;

Отрабатываются знания о частях речи;

Знания о предложении;

Умение соблюдать интонацию;

Значительно активизируется словарный запас ребёнка;

Совершенствуется навык использования в речи синонимов, антонимов;

Активизируется и развивается мыслительная деятельность;

Совершенствуется умение высказывать собственное отношение к чему-либо.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь дидактического синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста, а также в опыте правильного использования различных терминов.

Например:
Кто? - Медведь.
Какой? - Мохнатый, большой.
Что делает? - Рычит, Лакомится, Спит.
Предложение - Зимой спит в берлоге.
Ассоциация - Зверь.

Дидактический синквейн можно использовать:

Для закрепления изученной лексической темы.
1. Рябина.
2. Тонкая, кудрявая.
3. Растет, Зеленеет, Цветет.
4. Ягоды рябины любят снегири.
5. Дерево.

Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте:
1. Звуки речи.
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слоги.
5. Речь.

Используя слова из синквейна, придумать рассказ.

2. Пушистая. Рыжая.

3. Прыгает, Скачет, Заготавливает.

4. Белка живет в дупле.

5. Дикое животное.

В лесу живет рыжий, пушистый зверек. Это белка. Жизнь у белки хлопотливая, она заготавливает себе пищу на зиму. Ловко прыгает и скачет по веткам. На большом дереве у нее дупло. Зимой диким животным жить трудно. Мы подкармливаем белку орешками, семечками.

Синквейн несёт определенную эмоциональную окраску автора, можно сравнить:
Осень
Солнечная, тёплая.
Дарит, Светится, Радует.
В парке осыпаются листья.
Золото!
Осень
Ветреная, холодная.
Дождит, Шуршит, Хмурится.
Люди смотрят в окна.
Грусть!

Различные вариации для составления дидактического синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
Помимо самостоятельного (как и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты:
- составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
- коррекция и совершенствование готового синквейна;
- анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих ее определить).

Синквейн печатают дети, имеющие некоторые знания по грамматике, владеющие послоговым чтением и чтением словами. Для детей старшей группы, которые еще не умеют читать, можно предложить алгоритм, по которому они создают свои устные сочинения, затем красиво их оформляют вместе с воспитателем.

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный словарный запас, поэтому работу нужно начинать с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Знакомя детей с понятием «слово, обозначающее предмет», и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением.
Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями.

В чём же эффективность и значимость синквейна?

Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу.
В отличие от составления рассказа, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальных, творческих, образных).

Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно - ориентированной.

Синквейн для воспитателя детского сада - это:
- инструмент для синтеза и обобщения сложной информации,
- средство творческого самовыражения ребёнка,
- способ обогащения словарного запаса,
- подготовка к краткому пересказу,
- и просто увлекательное занятие, благодаря которому каждый дошкольник может почувствовать себя гением-творцом.

В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.
- Синквейн является игровым приемом.
- Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
- Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации.

Синквейн учит краткому пересказу.
- Синквейн помогает развить речь и мышление.
- Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов.
- Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
- Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
- Синквейн - это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

Актуальность и целесообразность использования дидактического синквейна в дошкольной практике объясняется тем, что:

Технология – открывает новые возможности; современная практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу воспитателя.

Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на развитие речи детей и обеспечивает индивидуальный, дифференцированный подход.

Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.

Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Увлечение составлением дидактического Синквейна началось с выпуска традиционных, к Дню Защитника Отечества, международному дню 8-е Марта детских фотогазет. Совместно с детьми рассматривали фотографии, подбирали стихотворный текст, который наиболее точно подходил по содержанию. И на основе текстового анализа, с использованием слов и фраз из текста стихотворений, составляли Синквейн. Здесь же пригодились пословицы и поговорки. Я не ограничивала детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. В четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

Для развития речевой активности, понимания и использования образности слов по каждой из лексических тем стараемся подбирать стихотворный материал.

Вспомните, с чем связана ваша счастливая пора детства!? Конечно это дом, семья, детский сад, друзья. Вслушайтесь, в какие слова дети вкладывают это понятие.

Вот увидите - удовольствие будет не только полезным, но и взаимным.

Система работы над составлением Синквейна по лексическим темам «Семья», «Детский сад», которые хочу представить, имела и коммуникативную направленность. Усвоенные элементы языковой системы включались в непосредственное межличностное общение, таким образом, чтобы у детей формировалась активная установка на процесс общения, оптимизм, коммуникативность, уверенность в своих силах. По итогам работы состоялся выпуск детского журнала нашей группы «Радужные страницы детства».

Этапы работы по лексическим темам «Семья», «Детский сад»:

I этап. Информационно-познавательный (получение информации с последующим обсуждением)
Цель: получение информации о самом себе, сверстниках, о близких ребенку людях, их занятиях, увлечениях, взаимоотношениях.
II этап. Эмоционально-волевой (понимание и оценка)
Цель: помочь детям выработать положительную оценку по отношению к окружающим близким людям, сверстникам.
III этап. Мотивоционно-поведенческий (апробация способов толерантного поведения в повседневной жизни)
Цель: привитие нравственных норм поведения, уважения к окружающим, доброжелательности, вежливости, понимания.

Материалы работы по составлению дидактического синквейна сгруппировали по следующим направлениям:

1 Блок: Синквейны «Что такое дом?»

2 Блок: Синквейны «О семье!»

3 Блок: Синквейны «Детство, дети, дружба, друг, наша группа!»

4 Блок: Синквейны «О маме!»

5 Блок: Синквейны «О папе!»

6 Блок: Синквейны «Отношения детей в семье!»

7 Блок: Синквейны «О бабушке!»

8 Блок: Синквейны «О дедушке!»

9 Блок: Синквейны «День рождения!»

Примеры Синквейнов составленных детьми по темам «Семья», «Детский сад»:

Родной, теплый.

Согревает, укрывает, принимает.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Семья. (Саша Полозов)

Надёжный, любимый.

Охраняет, оберегает, защищает.

Он нужен каждому.

Любовь. (Галя Швыдкова)

Большой, красивый, теплый.

Согревает, укрывает, защищает.

Нужен всем людям.

Тепло. (Даша Шунина)

Красивый, крепкий.

Защищает, обогревает, любит.

В доме уютно.

Все вместе. (Лена Тихонова)

Большая, дружная.

Любят, заботятся, живут вместе.

Люблю когда все вместе.

Отдых. (Кирилл Симачков)

Добрые, красивые, умные.

Любят, растят, заботятся.

Мама, папа, дети.

Счастье! Все вместе!

(Кирилл Симачков)

Лучшая, любимая.

Учим стихи, покупаем наряды, отдыхаем.

Люблю когда вместе.

Дочка. (Соболева Полина)

Дружная, счастливая.

Читаем вместе сказки, играем, печем пирог.

Взрослые заботятся о детях.

Родители. (Даша Гаврилова)

Дружная, счастливая, лучшая.

Папа ремонтирует, мама готовит, обедаем.

Играем с папой в домино.

Хорошо вместе. (Саша Полозов)

Заботливая, дружная, спортивная.

Ходим на лыжах, катаемся с горки, ловим рыбу.

Любим ходить в гости к бабушке, дедушке.

Здорово дружим. (Виталий Карпов)

Дружная, веселая.

Живет, трудится, отдыхает.

Вместе весело путешествовать.

Моя! (Юля Савченкова)

Дружная, спортивная.

Путешествуем, катаемся с горки, любим готовить.

Люблю, когда всем весело.

Радость. (Алена Ионова)

Крепкая, большая.

Согревает, радует, окружает.

Люблю, когда на меня не сердятся.

Это Добро. (Даша Шунина)

Веселое, счастливое.

Играем, веселимся, растем.

Лучшее время в жизни.

Радость. (Алена Ионова, Даша Гаврилова)

Прекрасные, озорные.

Играют, шалят, бегают.

Люблю, когда никто не обижает друг друга.

Хорошо дружить! (Аня Синякова)

Хороший, близкий.

Дружит, играет, защищает.

Старый Друг - лучше новых двух.

(Юля Савченкова, Саша Полозов)

Наша группа

Весёлая, дружная.

Учимся, играем, танцуем.

Наш любимый детский сад.

Мы - дружные! (Яна Филиппова)

Дорогая, родная!

Слушаюсь, помогаю, люблю!

Ты нам всегда нужна.

Мамочка! (Даниил Романов)

Милая, добрая.

Любит, заботится, помогает.

Люблю прижаться к маме.

Доброта. (Лена Тихонова)

Добрая, красивая, умная.

Заботится, готовит, разговаривает.

Мама печёт вкусный пирог.

Моя мама. (Даша Шунина)

Красивая, добрая.

Готовит, моет, помогает стареньким бабушкам.

Люблю, когда мама делает прическу.

Красивая. (Галя Швыдкова)

Ласковая, красивая, строгая.

Целует, обнимает, убирает.

Любовь. (Аня Синякова)

Самая любимая!

Помогаю, слушаюсь, стараюсь…

Нет никого дороже тебя.

Всегда вместе! (Вася Башан)

Ласковая, строгая.

Воспитывает, заботится, обижается, когда не слушаюсь.

Мама помогает мне учить стихи.

Выручалочка. (Юлиана Савченкова)

Находчивый, умный, смелый.

Книжки читает, играть интересно, любит смеяться.

С ним каждый день – это праздник.

Настоящий друг. (Кирилл Симачков)

Сильный, добрый, родной.

На каток идем, держимся за руки и не упадем.

Мы лучшие с ним друзья.

Настоящий супермен! (Полина Соболева)

Заботливый, добрый.

Книжки читает, из садика забирает, мирит нас.

Думаю, нет его счастливей на свете.

Он папа двух дочерей. (Юлиана Савченкова)

Прогулка с папой

Необычная, приключенческая.

Одеваемся, берем лыжи, идем в парк.

Вместе слепили снеговика.

Жалко мама в кадр не попала… (Виталий Карпов)

Папин помощник

Трудолюбивый, ловкий.

Намело, лопаты взяли, дорогу с папой расчищали.

Я от папы не отставал, снег лопатою бросал.

Довольны работой. (Саша Полозов)

Прогулка с папой

Интересная, веселая.

Катаемся, радуемся, смеемся.

Летим вместе с горки на «ватрушке».

Мы с папой вместе. (Даниил Романов).

Старшая сестра

Заботливая, строгая, умелая

Шутит со мной, помогает маме, рисуем.

Люблю с ней играть в догонялки.

Классно, что она есть. (Соня Кашинская)

Младший брат

Шумный, веселый.

Не любит одеваться, отбирает игрушки.

Вместе с братом катаемся с горки.

Скучно без него. (Кирилл Симачков)

Младшая сестра

Маленькая, шустрая.

Разбрасывает игрушки, капризничает, просится на ручки.

Люблю катать на машинке.

Малышка. (Даниил Романов)

Младший брат

Непоседливый, шумный, любимый.

Капризничает, просится на ручки, шумит, веселится.

Люблю его развлекать, держать на руках.

Мой братик! (Даша Шунина)

Добрая, заботливая, хлопотливая.

Балует, любит, играет, поет.

Люблю с ней путешествовать!

Как подружки мы! (Полина Соболева)

Щедрая, светлая.

Жалеет, любит, заботится.

Наполняет дом теплом.

Доброта. (Даша Шунина)

Добрая, любимая, выдумливая.

Балует, любит, угощает, играет.

Люблю проводить с ней выходные дни!

Настоящий друг! (Виталий Карпов)

Веселый, добрый, необходимый.

Играет, шутит, рассказывает, знакомит.

Люблю с ним играть.

Друзья! (Соболева Полина)

Серьезный, ворчливый, добрый.

Мастерит, шутит, учит, берет на рыбалку.

Люблю с ним ездить на буране.

Здорово! (Виталий Карпов)

Для каждого ребенка день рождения – это праздник, подарки и сладости, сюрпризы.
Дети с нетерпением ждут этот день, чем он необычнее, тем ярче его радость.
Составляя Синквейны о своем дне рождения они еще раз проживают это событие.

День рождения.

Впечатлительный, веселый, развлекательный.

Приближается, радуемся, приглашаем друзей.

Это веселье, подарки, фейерверк.

Удивление. (Полина Соболева)

День рождения.

Незабываемый, веселый, долгожданный.

Приближается, наступает, празднуем.

Это праздник, подарки и сладости.

Много друзей. (Даша Шунина)

День рождения.

Сказочный, увлекательный, красочный.

Приближается, радуемся, приглашаем гостей.

Это сказка, конкурсы, игры с друзьями.

Мои друзья. (Соня Кашинская)

День рождения

Долгожданный, хлопотливый, радостный.

Наступает, украшаем комнату, готовим угощение.

Это сюрприз, удивление, разноцветные гирлянды.

Поздравления. (Юлиана и Лиза Савченковы)

Деньрожденьичное меню

Необычное, яркое.

Режем, украшаем, накрываем.

Стараемся помочь маме.

Красота! (Юлиана Савченкова)

Вывод: выстраивание работы с детьми по формированию речемыслительной деятельности с использованием метода Синквейн, способствует освоению коммуникативных умений, обеспечивает полноценное включение в общение, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности совместной деятельности, а также подготовки дошкольника к успешному обучению в школе.

Думаю, что коллеги, применяющие метод Синквейн в работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Литература:
1. Мордвинова Т. Синквейн на уроке литературы. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
2.Терентьева Н. Синквейн по «Котловану»? Литература. Журнал «Первое сентября», №4 (2006).
3. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников. Журнал «Логопед», №5 (2005).
4. Написание синквейнов и работа с ними. Элементы инновационных технологий. МедБио (кафедра Медицинской биологии и генетики КГМУ).
5. Личный архив Макаровой Е. В. воспитателя МДОУ № 6 «Родничок» по лексическим темам «Семья», «Детский сад».