Деструктивная деятельность псевдорелигиозных течений. Важно! Признаки деструктивных религиозных течений

Некоторые течения современного общества, к сожалению, часто носят деструктивный характер, причиняют вред обществу или своим же членам (материальный, психологический или физический). Часть из них зарегистрированы под видом религиозных объединений, другие ведут свою деятельность неофициально, вопреки запретам правительства. Обычно они известны под термином «секта», хотя их представителям данная формулировка категорически не нравится. У термина «сектанство» много определений, но общий смысл таков: это общее название различных «религиозных» групп, общин и объединений, отделившихся от господствующих направлений в Исламе, Иудаизме, Христианстве и находящихся в оппозиции с ними.

Секты - это достаточно сильный способ управления людьми в угоду своим корыстным целям. Например, Рон Хаббард, основатель саентологии, с одной стороны, стремился к власти и даже в молодости в задумчивости часто записывал на страницах тетради фразы: «Все люди - мои рабы», «Весь мир мне подчиняется» и т.д. Он пробовал себя в разных областях, нигде у него не получалось реализоваться, он даже пробовал быть писателем, и ему приписывают фразу, которую он неоднократно говорил в разных обстоятельствах: «Писать, получать цент за слово — это смешно. Если хочешь стать богатым, нужно основать собственную религию».

Секта была и фашистским инструментом порабощения. Обратите внимание на обширную цитату А. Гитлера из книги Генри Пиккера "Из застольных бесед в ставке фюрера", "Вечер в "Вольфшанце" (11 апреля 1942 года): «...Поэтому для осуществления господства нашего рейха над покоренными народами Востока высшим принципом должно быть: как можно шире отвечать их стремлению к индивидуальной свободе, избегать их какой-либо государственной организации и тем самым держать представителей этих народностей на как можно более низком уровне культуры. Надо постоянно исходить из того, что задача этих народов по отношению к нам, прежде всего, такова: служить нам экономически. Поэтому нашим стремлением должно быть: всеми силами забрать из захваченных областей все, что можно оттуда взять. Образование деревенских общин надо тоже осуществлять так, чтобы между соседними общинами не могло возникнуть никакой общности. Во всяком случае, надо не допускать устройства единых крупных церквей для молитвенных целей. В наших интересах - чтобы каждая деревня имела собственную секту, развивающую собственное представление о Боге. Даже если таким образом в отдельных деревнях возникнет культ колдунов, как, скажем, у негров или индейцев, мы должны это только приветствовать, ибо это увеличит число разрушающих моментов на русской территории».

Как работает религиозная секта и какую опасность она несёт для личности, семьи и государства

Попасть в секту несложно: всё начинается с невинного разговора о жизни с незнакомцем на улице, у двери вашего дома или в Интернете. Зачастую люди приходят в религиозное объединение в периоды своего жизненного кризиса, члены которого с первого дня окружают новичка повышенной заботой и безграничной братской любовью, что, безусловно, порождает некое доверие.

Любые сомнения касательно секты с первого дня будут опровергаться заранее продуманной и ранее отработанной серией доказательств и убеждений. Обращение новичков к внешним критическим источникам информации о данном религиозном течении будут обрубаться на корню, таким образом, что у адептов вырабатывается некая блокировка, страх на возможный просмотр материала, не имеющего отношения к данной организации. Они панически боятся смотреть или читать все иное - доводы, вероубеждения, взгляды. Поэтому они практически не посещают библиотек, не смотрят телевизор, не читают газет, не находятся в активном режиме в социальных сетях. В результате чего новичок будет видеть только белое, хотя есть и черное, и их полутона.

Секта использует различные методы контроля за сознанием и поведением ее членов, в том числе гипноз и НЛП (нейролингвистическое программирование), как в общении, проповедях, так и в своей литературе; создает психологическую, физическую и финансовую зависимость от лидеров и самой организации; ограничивает свободу выхода из секты, приводя различные угрозы, в том числе вырванными из контекста цитатами из священных писаний. Особый упор при этом делается на молодежь, которая еще не обладает достаточным багажом истинных религиозных знаний и больше всех подвержена внушению.

По сообщению практикующих психологов, бывает так, что лидеры вводят адептов в гипноз и из него не выводят. Таким образом, даже если адепт покинул общину, он по-прежнему находится под гипнозом, и переубедить его бывает практически невозможно без профессионального вывода из этого состояния.

Секта систематически настраивает своих членов против всего остального мира (семьи, друзей, коллег, государственных служащих, официальных духовных лиц традиционных религий), высмеивая их грехи, принижая их человеческое достоинство, опуская до людей второго сорта по сравнению с ними. В результате чего рекомендуется ограничить близкое общение с ними, прервать личные отношения вплоть до развода, сменить место работы, место жительства (в том числе город, страну) в пользу данного объединения. Часто члены объединения - это жители других городов и стран, в итоге живущие в отдельных религиозных поселениях либо по несколько человек в одной съемной квартире.

Секта выбивает из граждан страны патриотизм различными методами и лживыми доводами: запрещается петь гимн и работать в государственных органах, служить в армии, защищать страну при нападении врага; признание власти Бога без признания государственной власти; запрет на участие в городских мероприятиях, республиканских праздниках любого рода, дозволенность не соблюдать законы государства и др. Так выстраивается свое государство в государстве.

Секта ведёт контроль личной жизни, обсуждаются практически все её детали. Разрешает или запрещает вступать в брак в данный момент, с кем вступать в брак, заводить детей или нет, как проводить супружескую жизнь.

Согрешивших членов общества высокомерно осуждают на общем собрании и прекращают какое-либо общение даже в форме простого приветствия. С членами, покинувшими общество, имеющими иное вероубеждение, также резко обрывают какие-либо отношения.

Основной упор лидеры религиозных течений делают на максимально активное распространение своего учения среди населения региона с целью привлечения новичков. Так, члены секты зачастую меняют свою работу на более облегченную с максимальным количеством часов свободного времени днем, которое посвящают проповедям на улицах, по домам, Интернету и т.п.

Ну и, конечно, один из главных моментов - это сбор добровольных либо обязательных пожертвований. Так, к примеру, бывший саентолог из Казахстана для портала nur.kz в мае 2016 г. в видеоинтервью озвучил суммы взносов казахстанских саентологов в это объединение, которые составляют, как правило, свыше 100 тыс. долларов и доходят до 1-3 млн долларов США. В одних религиозных течениях убеждают, что эти деньги пойдут на нужды общества, для помощи бедным и угнетенным далеких стран, для борьбы с не видимыми никому притеснителями, в других - на откуп грехов перед Богом (однако забывают пояснить: каким образом пересылают деньги Богу, зачем они ему нужны и в каком священном писании дан этот закон). В общем, придумывают такую сказку, в которую люди смогут поверить как с применением гипноза, так и без него.

Создаются различные учебные центры, организовываются тренинги личностного роста, детские лагери; приглашают на уроки английского языка, ораторского искусства и прочее на бесплатной основе, что привлекает массу людей. Но бесплатный сыр бывает, как правило, лишь в мышеловке.

Члены псевдорелигиозных течений убеждены в том, что именно они находятся на пути истины и что только они попадут в Рай. Традиционные религии называют неправильными, выдуманными, «порождениям дьявола». Отдельные течения представляют Рай точно таким же, как и эта жизнь, с возможностью рождать детей. Поэтому в этой жизни у них практически полностью отсутствует интерес к семье и детям.

Так у адептов формируется своя уникальная система жизненных ценностей и приоритетов, которая в целом не приносит пользы ни им самим, ни их семьям, ни государству.

Как можно большего количества новичков, приемы и методы имеют огромное и эффективное воздействие на психику человека. Чем дольше новичок находится под воздействием этих приемов, тем труднее ему помочь вернуться к прошлой жизни, в которой, зачастую, есть одиночество, жизненные трудности, экзистенциальные проблемы - потеря смысла жизни, отсутствие любви и свободы, низкий уровень ответственности.

Важно быть внимательным к своим близким, друзьям, коллегам и отреагировать на малейшие изменения в человеке. На что следует обратить внимание:

1 . Изменились интересы . Человек меньше интересуется семейными делами, стал равнодушен к общению с друзьями, охладел к работе, учебе, к привычным развлечениям, увлечениям.

2. Изменилось поведение. Человек неадекватно или агрессивно реагирует на повседневные, привычные вещи, проявляет подчеркнутое безразличие ко всему. Стал более замкнутым, скрытным, более скупым на эмоции или, напротив, чересчур эмоционален, экзальтирован, проявляет восторженность, готов на жертвы ради нового дела.

3. Изменилась речь. Возможно, вы обнаружите, что он использует новые для него характерные выражения, словечки, термины. Доказывая что-либо, часто приводит в пример странноватые, непривычные цитаты. Сама манера говорить может производить впечатление «заезженной пластинки» из-за повторяющихся, как будто заученных речей. В голосе проявляется занудность, монотонность.

4. Изменились привычки. Придерживается необычного для него режима питания, изменил стиль в одежде. Много времени уделяет чтению книг, а также усердно занимается медитациями или чтением молитвенных текстов.

5. Изменился образ жизни . Несмотря на то, что общение с друзьями и коллегами по работе ограничено, появилось множество телефонных звонков, писем, происходит увеличение количества встреч в неделю (всевозможных собраний, семинаров и пр.). Возможны поездки по стране и за границу, не связанные с работой.

6. Изменились денежные траты. Происходит неоправданное увеличение денежных затрат, карманных расходов (у детей). Обратите особое внимание, если он расходует значительные суммы, берет займы в банке, у родственников, у друзей.

Если Вы обнаружили изменения хоть по одному пункту, будьте бдительны, возможно, уже произошел первый контакт с деструктивной группой, важно соблюдать ряд правил поведения с адептом.

1. В отношениях - сохраняйте контакт

Не теряйте голову. Трезвый взгляд на вещи вам еще пригодится. Признайте за человеком право на свой выбор, даже если он, по вашему мнению, ошибочный. Важно показать своим поведением, что близкий человек вам дорог вне зависимости от его убеждений, вы его принимаете таким, какой он есть.

Не осуждайте его новые убеждения. Будьте спокойным, положительно настроенным, открытыми к диалогу. Ни в коем случае не нападайте, даже с юмором ни на группу, ни на ее руководителя (учителя, гуру и т. д.). Самое важное - это поддерживать контакт с человеком и сохранить доверительные отношения.

Задавайте вопросы в доброжелательном тоне с тем, чтобы разобраться в ситуации и получить необходимую информацию. Но не устраивайте допрос с пристрастием! Не пытайтесь оценивать и судить действия лидеров организации и деятельность деструктивной группы, с точки зрения здравого смысла, не пытайтесь доказывать, кто прав и кто виноват.

С другой стороны, следует отмечать явные противоречия и ненавязчиво указывать на них. При этом не вынуждайте человека, попавшего под влияние деструктивной группы, эти противоречия объяснять: это только укрепит его связь с группой. Просто слушайте и без агрессии отмечайте несоответствия, приводите примеры, почерпнутые из ваших наблюдений, из прессы, из Интернета. Зароните сомнение в непогрешимости «учителей» и «учения». Вода камень точит!

Поддерживайте его прошлые интересы и увлечения. Оживите семейные и дружеские воспоминания. Привлеките друзей и родственников, которые имеют у него авторитет и могут оказывать влияние на него. Стимулируйте и расширяйте круг общения вне группы - организуйте встречи, пикники, праздники. Словом, поддерживайте все, что связано с жизнью вне группы, но старайтесь это делать ненавязчиво, не оказывая давления.

2. Собирайте информацию.

Собирайте сведения и формируйте досье. Записывайте имена, адреса, номера телефонов лиц, связанных с деятельностью вашего близкого, попавшего под влияние секты. Собранные Вами сведения могут оказаться неоценимым подспорьем, если потребуется обращаться в судебные, медицинские или правоохранительные органы , при организации розыска родственника, пропавшего без вести;

Храните всю информацию, касающуюся его группы . Это могут быть статьи в прессе, публикации на Интернет-сайтах, заметки, листовки. Проявляйте осторожность: не расставайтесь с документами, касающимися вашего близкого, как члена данной группы, а также с документами, свидетельствующими о деятельности самой деструктивной группы.

Ведите дневник событий, связанных с взаимоотношениями вашего ребенка и группы;

Выясните в точности, к какой секте он принадлежит. Если вы не смогли определить тип деструктивной группы, отмечайте характер его чтения: книги, брошюры, и прочая литература. Определите, какие он употребляет в своей речи слова, выражения, термины (т. е. словарь). Выясните расписание занятий , богослужений (молитв, медитаций). Узнайте имена и прозвища тех, кто составляет его новое окружение. По этим сведениям специалист сможет сориентировать ваши поиски и указать название и местоположение деструктивной группы.

Важно изучить учение данной группы, ее характерный словарь. Это то, на что чаще всего будет ссылаться ваш близкий человек. Эти сведения - мостик, соединяющий вас с ним. Они необходимы для поддержания диалога, они помогут вам быть в курсе происходящих с ним событий в группе.

Контролируйте финансы. Записывайте движение денег, которые прямо или косвенно проходят через вашего близкого человека;

3. Соблюдайте осторожность.

Избегайте материальной поддержки. Не посылайте денег вашему близкому человеку. Разумеется, даже ради откупа, не посылайте денег группе. Не «лейте воду на их мельницу», ведь без финансовой подпитки не может существовать ни одна организация. Лучше прислать личный подарок, который невозможно передать группе или продать.

Не позволяйте запугивать себя давлением, клеветой, угрозами или шантажом. Не уступайте попыткам его группы вас обаять, «приручить» - это будет делаться в целях нейтрализовать вас, «убрать дороги».

Не позволяйте, чтобы кто-либо внушил вам чувство вины - это лишит вас сил, энергии, ведь именно сейчас силы и здравый рассудок вам остро необходимы.

Не предпринимайте лобовых атак. Нельзя требовать, чтобы он немедленно оставил группу, или запрещать читать литературу секты, в грубой форме запрещать общаться с сектантами - это может иметь обратный эффект: отпугнет его, заставит замкнуться в себе и искать поддержки в группе.

Не рассчитывайте, что здравый смысл возобладает и человек, со временем, сам разберется «что к чему». Даже, если он сам утверждает, что знает что делает. Даже если он образованный и умный. Здесь никакой интеллектуальный иммунитет не спасает - известны случаи, когда на удочку попадались академики. В некоторых деструктивных группах используются гипнотические техники, введение в трансовые состояния, почти во всех сектах деструктивного толка активно применяется манипуляция сознанием, эффективные психотехники. Все, это позволяет сектантам «обработать» жертву, подвести ее к нужным псевдологическим выводам.

Не оставляйте попыток вытащить из деструктивной группы своего близкого человека , ссылаясь на то, что он совершеннолетний и сам несет ответственность за себя. Ему одному не справиться с массированным прессингом со стороны группы: используется «бомбардировка любовью», запугивание, внушение чувства вины, финансовая и психологическая зависимость и прочие деструктивные методы.

4. Привлекайте к помощи других людей

Обращайтесь за помощью в специальные организации, чтобы они помогли вам в ваших усилиях по возвращению ребенка или другого близкого человека домой. Проконсультируйтесь с психологом, психотерапевтом. Выработайте с ними единую стратегию поведения.

Если один из родителей вовлекает в секту несовершеннолетнего ребенка, действуйте немедленно - информируйте правоохранительные органы. Передайте им досье на группу и требуйте, если необходимо, розыска в интересах семьи.

Но не доверяйтесь сразу «специалистам», которые предложат вам платные услуги, чтобы вылечить пострадавшего «от зависимости» или защитить его интересы в суде. Прежде всего, необходимо убедиться, что это именно тот специалист, за которого он себя выдает. Нередки случаи, когда эти «специалисты» являются одновременно и членами группы. И это происходит на любом уровне: жертвами становятся и высокопоставленные чиновники, и ученые, и врачи, и учителя, и юристы. Будьте бдительны!

Увы... бывают случаи, когда приходится действовать судебным или медицинским порядком или по линии собеса. Попросите лечащего врача предоставить медицинскую карту состояния здоровья вашего близкого до его поступления в деструктивную группу.

Не оставайтесь наедине со своей проблемой. Эта беда может войти в любой дом вне зависимости от вероисповедания , социального положения, независимо от пола, возраста, профессии, образования и уровня интеллекта. Ищите семьи, которых также коснулась эта проблема, обменивайтесь сведениями, опытом, оперативной информацией об обстановке в группе.

Г. Базарбаева
Старший научный сотрудник
Отдела исследования христианства и нетрадиционных
для Казахстана религиозных течений НИАЦ МКС РК

Религия всегда занимала и занимает важное место в жизни человека и в истории мировых цивилизаций. Однако, развитие мировых и традиционных религий сопровождается появлением церкви, миссии, религиозные организации нетрадиционного толка.

Миссионеры и проповедники последних проводят активную агитационно-пропагандистскую работу по привлечению людей в религиозные организации деструктивного направления. Деструктивность – один из тех факторов, который дестабилизирует жизнь общества и подрывает устойчивость развития государства. Во многих странах приняты законы запрещающие деятельность организаций, наносящих ущерб психическому и физическому здоровью граждан, разрушающих нравственные ценности.
В Казахстане нет ни одной религиозной организации признанной на законном основании деструктивным культом. Однако это не повод успокаиваться. Некоторые религиозные объединения имеют отдельные признаки деструктивности, большинство из них используют такие методы влияния, как контроль над жизнью адептов, информационный контроль.
Деструктивные течения нетрадиционных религий представляют определенную опасность обществу, их деятельность приводит к негативным последствиям как в духовном, так и в физическом и материальном плане.
Для привлечения и удержания людей в организации культы, как правило, применяют методы психологического влияния: контроль над поведением, подчинение сознания, информационный контроль. Метод подчинения сознания, скрытое воздействие на психику бывает опаснее, чем явное физическое насилие, в это время происходит постепенное и незаметное разрушение личности, превращение ее в фанатика или зомби.
Культы часто навязывают своим членам жесткий режим жизни, позволяющий управлять их поведением. В этом и заключается метод контроля поведения. Когда участники не заняты изучением доктрины движения или культовыми ритуалами, перед ними обычно ставятся конкретные цели, ограничивающие их свободное время – что угодно, лишь бы они были постоянно заняты. В деструктивном культе всегда найдется ритуальная работа, которую необходимо делать.
Во многих культах существуют серьезные ограничения на разнообразие и объем питания, некоторые движения практикуют полный отказ от пищи и воды на сутки и более. Неадекватное питание маскируется как специальная диета для улучшения здоровья или достижения духовного совершенства.
Известно, что «голод является одним из могущественных факторов, оказывающих свое действие на психику и все поведение человека…» Следствие чего наблюдается выработка покорности и зависимости у адепта.
Медленно и поступенчато деструктивные культы стремится к тому, чтобы полностью изолировать человека от социума. Путем давления на личность вынуждают отказаться от всех контактов и отношений, которые могут помешать пребыванию в культе.
Таким образом, цель культов - сформировать зависимый тип личности. Следствие чего происходит замена наиболее близких человеку людей (лично значимых лиц), на новых «духовных сестер и братьев».
Вместе с методом контроля поведения тесно переплетается метод информационного контроля. Применяя данный метод, деструктивные культы ограничивают просмотр телевидения, чтение газет, радио, ведь человеческое сознание фактически не может нормально функционировать без определенно направленной информации. Подобный метод, исключает возможность критического мышления последователей культа, что не позволяет людям судить о собственной жизни или действиях группы.
Контролируя мышление, деструктивный культ не только управляет поведением человека, но и формирует его личные качества в соответствии с интересами группы, создает новую «культовую личность».
Нарушения мышления в культе поддерживаются рядом специальных техник (пение, гудение, произнесение молитв и мантр, монотонное скандирование). Непрерывная концентрация внимания и сознания на одном действии, снижает степень воздействия следов прошлой психической деятельности, способности памяти резко ограничиваются.
Подобные организации также используют культовый язык особенного словарного запаса (например, искусственные слова и фразы); введение иностранного языка в разговор и пение.
Это приводит к тому, что новообращенные чувствуют себя посвященными в исключительный язык, словарный запас и новое знание. Они начинают ощущать себя более удобно, общаясь с другими членами движения, и, в конце концов, как только этот язык становится частью их
повседневной речи, у них могут появиться затруднения в общении с людьми вне движения, которые не всегда могут этого понять.
Нетрадиционные религиозные объединения стараются как можно больше расположить человека, сделать его более восприимчивым к методам, которые действуют внутри организации. Порождают у верующих определенные чувства, поддерживают эмоциональную жизнь людей в определенном привычном направлении. Повиновение и хорошее исполнение вознаграждаются публичной похвалой, подарками или повышением в должности, в то время как неповиновение и плохое исполнение – выговороми наказанием. Человеку постоянно внушается, что он не живет в соответствии со своим потенциалом, не достаточно трудится для достижения поставленного культом идеала, что его семья является источником греха, что вся жизнь человека связана с грехом – все его привязанности, мысли, чувства, поступки греховны.
Деструктивные культы с помощью методов влияния стремятся заставить человека чувствовать себя так, что если и существуют какие-то проблемы, то в этом всегда повинен он сам, а не лидер или группа, чрезмерная эксплуатация чувства вины, внушение страхов, связанных с уходом из группы или с сомнениями в авторитете лидера.
Попасть в подобную организацию несложно, гораздо труднее выйти из нее. Личность человека подвергается полной смене системы взглядов и ценностей, жизнь подчинена правилам деструктивной организации. Лидеры культов стараются подчинить человека всеми методами, включая незаконные. Возможность выхода из деструктивного культа обычно гарантируется только на словах. В заключении хочется отметить, во-первых, самая лучшая защита от культов – информированность и понимание того, что такое культ, какие у него скрытые цели и методы. Во-вторых, незнание и непонимание своей духовной традиции, религиозное невежество, по сути, лишают человека свободы выбора. Свободным может быть только осознанный выбор и этот выбор зависит только от нас.
Такими представляются основные методики воздействия на человека и вербовки его в деструктивные культы. Всем гражданам, особенно молодежи необходимо быть осторожными и замечать манипулирование. Некоторые думают, что если они бедны и у них нечего взять, то их и вербовать не будут. Это заблуждение, т.к. могут использовать вашу энергию и энтузиазм. Поэтому нужно быть бдительными и всегда осознавать свои поступки.

Признаки деструктивных религиозных течений:

1. Наличие идей об исключительности религии, религиозных догматов.

2. Наличие предписаний, отрицающих светские порядки, в том числе законы, органы власти и управления.

3. Наличие предписаний, разжигающих религиозную вражду или рознь, вызывающих угрозу безопасности, жизни, здоровью, нравственности или правам и свободам граждан.

4. Отрицание научной трактовки религиозных догм, отрицание «мазхабов» (религиозных школ в исламе), в том числе критическое неприятие традиционного для мусульман Центральной Азии мазхабу Абу Ханифы.

5. Разделение людей на истинно верующих, вероотступников или заблудших.

6. Отрицание народных традиций и обычаев, призыв к категорическому отказу следовать им.

7. Ограничение посещения верующими культурно-массовых мероприятий, просмотру телевидения, в особенности развлекательных и музыкальных программ и передач.

8. Ограничение женщин в свободном выборе одежды, или принуждение женщин, в том числе несовершеннолетних девочек, носить ярко выраженную религиозную или характерную для других стран и народов одежду.

9. Предписание заключать и расторгать браки по религиозным требованиям и ритуалу.

10. Предписание использовать специфичные выражения, слова, сленги в ущерб национальному языку и культуре.

11. Предписание иметь специфичный вид и носить специфичную одежду в ущерб национальным традициям, культуре и современным условиям:

Для мужчин:

— неухоженная, беспорядочно растущая борода. Усы выбриваются;

— брюки укороченные, не ниже щиколоток, широкого кроя (обтягивающая одежда не допускается).

Для женщин:

— одежда широкого покроя, полностью или почти полностью покрывающее тело (паранджа, бурка, чадра, химар, хиджаб). Преимущественно черного цвета или иных темных тонов (темно-коричневый, темно-синий, серый).

Информационная поддержка проводится в рамках проекта государственного гранта НАО «Центр поддержки гражданских инициатив при поддержке Министерства по делам религий и гражданского общества РК» - «Организация службы по информационной работе в сфере религии»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С чего должно начинаться знакомство с любой харизматической группой и как распознать культовые псевдорелигиозные организации – об этом, пожалуйста, читайте в материале Образовательно-культурного центра «Білім» г. Алматы, предоставленном специально для пользователей Zakon.kz.

Не следует вступать ни в какие сомнительные группы, не собрав о них максимум информации. Никогда не следует делать поспешных выводов и принимать поспешные решения. Всегда нужно трезво взвешивать, обдумывать и анализировать полученную информацию.

При оценке характера любой группы нужно внимательно исследовать:

- Кто ее лидер;
- Какова ее доктрина;
- Как происходит вербовка, какой образ жизни ведут члены
группы и существует ли свобода выхода из группы.

Кто лидер?

Сбор информации о группе нужно начинать с исследования биографии ее лидера. Кто этот человек? Какое образование он получил? Чем занимался до создания группы? Не все лидеры деструктивных течений создают собственные группы из жажды денег или власти - политической, идеологической, религиозной. Многие сегодняшние лидеры некогда сами были жертвами радикальных организаций, в которых применялся психологический контроль. Иногда люди, подвергавшиеся психологическому воздействию, с годами начинают практиковать на других техники, о которых узнали в деструктивных организациях. Понятно, что не каждый бывший член таких течений непременно создает собственную группу, но есть некоторые типы личности, которые особенно к этому склонны.

Многие лидеры деструктивных течений страдают сильным комплексом неполноценности и противопоставляют себя обществу. Зачастую в детстве они были замкнутыми, одинокими детьми. Эти люди жаждут не столько материальных благ, сколько внимания и власти. Власть – это наркотик, и лидеры таких организаций приобретают зависимость от власти, они хотят все больше и больше власти. Они очень опасны, потому что психически неуравновешенны и, в конце концов, сами начинают верить в то, что пропагандируют. Это не хитрые мошенники, которые хотят нажить капитал. Чаще всего они действительно считают себя богом, мессией, гуру или просветленным учителем.

При знакомстве с группой надо выяснить, есть ли у их лидера криминальное прошлое. Если да, то какие преступления вменялись ему в вину. Хотя далеко не все лидеры мистификаторы, психопаты или шарлатаны, у многих из них довольно сомнительное прошлое.

Изучение биографии и образа жизни лидера деструктивной организации позволяет понять, можно ли ему вообще верить. Например, если человек читает лекции о том, как строить хорошие семейные отношения, но при этом трижды разведен, это о чем-то говорит. Если он в прошлом употреблял наркотики или демонстрировал неадекватное поведение, то вряд ли стоит рассчитывать, что он способен решить проблемы человечества.

Кроме того, следует обратить внимание на структуру власти в радикальных деструктивных течениях. Насколько она сбалансирована? Во многих из них есть совет директоров, но обычно это номинальные фигуры, которые выполняют приказы лидера.

Реальная структура представляет собой пирамиду с лидером на вершине без системы сдерживания и противовесов и взаимного ограничения власти. Чуть ниже – ядро помощников, которые полностью ему подчиняются. Еще ниже находятся руководители среднего звена. Структура не допускает рассредоточения власти, власть лидера абсолютна.

Итак, если лидер имеет сомнительное прошлое, а структура его группы такова, что позволяет ему полностью контролировать и централизовать власть, значит, в этой группе есть зачатки деструктивной организации. Не все лидеры деструктивных течений жаждут богатства, славы и власти. Среди них есть бывшие члены деструктивных течений, чье сознание подвергалось психологическому воздействию. Они могут действовать так из заблуждения, а не ради подавления людей. Многие лидеры производят впечатление людей, которые руководствуются священным писанием и живут с Богом в душе, но их интерпретация священного писания и божьей воли используется для манипуляции и контроля над людьми.

Доктрина

Поскольку Конституция гарантирует свободу совести и защищает право людей верить в то, во что они хотят, критиковать доктрину группы неэтично. Но взгляды и доктрина группы должны быть открыты любому человеку, который хочет к этой группе присоединиться.

Бывает, что существует внутренняя доктрина для членов и внешняя доктрина – для общества. Чтобы группа была единой и сплоченной, необходимо, чтобы ее члены знали, что группа пропагандирует то, во что верит. Но деструктивные группы меняют «истину» в зависимости от ситуации, ибо, по их мнению, цель оправдывает средства. Законные организации не манипулируют доктриной и не создают доктрины для внутреннего и внешнего пользования, чтобы обмануть общественное мнение.

Рядовые члены группы

При оценке группы надо обратить внимание на то, как влияет пребывание в группе на каждого отдельного человека, на его личность, отношения с людьми, на изменение его целей и интересов.

Когда потенциальная жертва приглашается на какое-нибудь мероприятие группы (лекцию, семинар, тренинг), на нее начинают оказывать явное и неявное психологическое давление, заставляя как можно быстрее принять решение о присоединении к группе. Человека стараются лишить возможности размышлять.
Такая черта выдает деструктивный характер группы. В обычных харизматических группах потенциальным членам никогда не лгут и не оказывают на них давление, заставляя быстро принять решение о вступлении в группу.

Самый характерный признак деструктивности секты – это радикальное изменение личности человека.
Например, раньше человек был политическим либералом, а теперь стал консерватором. Раньше он любил рок-музыку, а сейчас называет ее сатанинской. Раньше он был любящим и ласковым сыном, а сейчас вообще не доверяет родителям. Раньше он был атеистом, а сейчас Бог означает в его жизни все.

Да, вполне естественно, что со временем в процессе приобретения жизненного опыта, убеждения людей меняются, как меняется и система их ценностей. Но радикальное изменение системы представлений не может произойти внезапно, оно происходит постепенно. Стремительное «перерождение» обычно вызывается искусственно, когда к человеку применяются техники нейрологического воздействия, и когда он становится жертвой манипуляции и психологической обработки, в том числе обмана и внушения.

Уходя в деструктивные течения, многие люди меняют имена, бросают семью, учебу или работу, переписывают на эту группу свою собственность и даже отправляются за тысячи километров от родного дома.

20:28 215

12:59 319

17:17 513

17:16 905

17:04 441

16:28 4 946

15:41 456

15:36 456

15:30 444

15:19 465

15:04 480

14:08 442

13:58 2 330

13:46 580

13:23 461

13:02 492

12:51 408

11:29 206

11:16 179

10:23 504

10:10 392

10:02 206

09:56 1 089

09:50 151

09:32 229

09:24 204

09:15 165