Что является процессом развития ребенка по роджерсу. Потребность в позитивном внимании. Основные положения теории личности Роджерса

Анализ психоаналитических теорий последнего периода, о которых шла речь в предыдущем параграфе, свидетельствует о том, что современную психологию и даже психопатологию уже не могут удовлетворить концепции, игнорирующие социальную сущность человеческой личности и рассматривающие общество и культуру лишь с точки зрения их отрицательного влияния на якобы «истинную» биологическую природу человека. Можно сказать больше: начиная с 40-х годов нашего столетия интерес к социальной обусловленности личности растет все убыстряющимися темпами, и многих психиатров (а тем более психологов) перестает удовлетворять лишь «социализация психоанализа». Все более и более настойчиво интерес психологов возвращается к личности как эмпирическому Я, т. е. как некоторому психологическому образованию, возникающему в процессе жизни человека и выполняющему известную психологическую функцию. При этом конкретно психологическое понимание личности очень различно у разных психологов, но общий подход все же определился. Личность понимается не как особая субстанция, а как продукт развития человеческого опыта или как результат усвоения («социализации», «интернализации») человеком общественных форм сознания и поведения.

По функции личность чаще всего рассматривается как то центральное психологическое образование, которое позволяет человеку так или иначе отнестись к себе и которое обеспечивает наиболее сознательную ориентацию человека в окружающей действительности и приспособленности к ней.

Среди психиатров, освободившихся от фрейдизма и разработавших собственную психологическую концепцию личности, следует упомянуть Карла Роджерса .

Концепция Роджерса складывалась в процессе его терапевтической практики и была как бы рабочей гипотезой, направляющей его лечебную работу и обеспечивающей ее успех. Первоначально он получил опыт клинического лечения «трудных» детей и подростков, а затем и опыт работы со взрослыми. В ранний период он был еще под сильным влиянием неофрейдистов. Однако «поразительная несовместимость», по его собственному выражению, фрейдистского метода с чисто статистическим, торндайковским подходом, сделали свое дело, и Роджерс стал искать собственный путь понимания больных и их лечения.

Свой метод лечения Роджерс назвал «недирективной, сосредоточенной на пациенте терапией». Этот метод завоевал популярность не только среди психиатров, но и среди психологов, так как он связан с психологией не меньше, чем с медициной. Суть метода Роджерса заключается в том, что врач входит в такой контакт с больным, который воспринимается последним не как лечение и не как изучение его с целью диагностики, а как глубоко личный контакт, дающий обоим огромное удовлетворение. Для того чтобы мог установиться такой контакт, врач должен относиться к больному как к личности, представляющей безусловную ценность независимо от того, здоров он или болен. При таком контакте больной начинает воспринимать врача как человека, который способен его понять, оценить и перед которым он может свободно и открыто выявлять свою сущность. В результате врач получает возможность влиять на пациента, помочь ему правильно осознать свой жизненный опыт, свои силы, стоящие перед ним задачи и т. д. Иначе говоря, врач получает возможность воспитывать своего подопечного, правильно строить его самооценку, его отношение к самому себе, направлять его переживания и поступки.

Из описания терапевтического метода Роджерса становится очевидным, что он вместе с тем является и методом изучения больного. Поэтому не удивительно, что на основе большой терапевтической практики этот талантливый психиатр получил огромный запас наблюдений и фактов, позволивший ему сформулировать на их основе свою концепцию личности и разработать подход к ее пониманию и изменению.

Роджерс является не только психиатром. Начиная с 1940 г. (не бросая терапевтическую практику) он стал работать в области психологии как таковой, а в 1946-1947 гг. занимал пост президента американской ассоциации психологов.

Нам думается, что Роджерсу удалось разработать если и не законченную психологическую теорию личности, то во всяком случае систему интересных, имеющих большую познавательную и практическую ценность положений.

Мы не будем останавливаться на всех положениях теории Роджерса, но следует отметить те из них, которые представляются нам особенно интересными.

Роджерс понимает индивида как организм, который всегда стремится сохранить, усилить и усовершенствовать себя, свои органы восприятия и движения. Ради этого он способен преодолевать боль и готов к очень большим усилиям: ребенок начинает ходить, несмотря на ушибы; взрослый человек - танцевать, несмотря на первоначальный неуспех и смущение и т. д. Как бы ни были разнообразны мотивы, побуждающие индивида, они все, с точки зрения Роджерса, имеют один и тот же источник - стремление организма к самосохранению и росту. Именно с этой целью индивид реагирует на все окружающее как единое организованное целое1.

Индивид обладает совокупностью различных, постоянно меняющихся опытов (входящих в «феноменологическое поле»), причем под опытами Роджерс понимает все, что происходит в организме, включая не только восприятие и движение, но и физиологические процессы.

Опыт индивида далеко не всегда является осознанным; возможно, говорит Роджерс, что только незначительная его часть воспринимается сознательно. Однако, в отличие от Фрейда, он считает, что неосознанный опыт является не столько опытом, подавляемым сознанием, сколько находящимся в «предсознательном» состоянии и осознается индивидом по мере возникающей в этом необходимости.

Осознание опыта происходит путем обозначения его символами (прежде всего речевыми); не обозначенный символами опыт остается вне сознания.

Личность, с точки зрения Роджерса, представляет собой дифференцированную (и при этом центральную) часть общего феноменологического поля, т. е. часть опыта индивида, его ядро. Она возникает в процессе развития индивида и заключает в себе осознание им самого себя, своего опыта, своего бытия.

Первоначальные проявления индивида предопределены наследственностью. Но по мере приобретения опыта он формируется как личность, которая, дифференцируясь, складывается в особую индивидуальную структуру. По мере развития личность становится все более и более «социализированной» и более самостоятельной.

Наличие у человека прежнего опыта, с точки зрения Роджерса, приводит к тому, что условия среды сами по себе не определяют его поведения, как не определяют его и внутренние стимулы, идущие от самого индивида. Человек живет, действует и развивается под влиянием некоторой особой, как бы промежуточной реальности, представляющей собой опыт взаимодействия индивида с окружающими его условиями. Наличием этой реальности Роджерс и пытается объяснить тот несомненный факт, что люди реагируют по-разному в одних и тех же ситуациях и одинаково - в разных. Таким образом, Роджерс пытался понять единство организма и среды и движущие силы, определяющие поведение и развитие индивида, сняв противоречие между субъектом и объектом и слив их в единое феноменологическое целое.

Наибольший интерес, с нашей точки зрения, имеют те положения Роджерса, которые касаются внутренней структуры личности и ее связи с поведением.

По существу (если отбросить некоторые, как нам кажется, несущественные и надуманные понятия, вводимые Роджерсом) центральным звеном в структуре личности и ее формировании он делает самосознание и самооценку человека. В результате взаимодействия ребенка с окружающей средой, и прежде всего в результате «оценочного взаимодействия с другими людьми», у него возникает и представление о себе и самооценка. Все поведение ребенка, его опыт, его дальнейшее развитие, структура его личности согласуются с его самооценкой.

Однако формирование самооценки и накопление опыта совершается отнюдь не гладко. Часто ребенок испытывает конфликт между стремлением что-то сделать и оценкой окружающих. В этих случаях он оказывается перед дилеммой: либо обесценить свое стремление, либо оценку окружающих, либо признать себя «плохим ребенком», либо признать плохими тех, кто дает отрицательную оценку ею поведению. Из этого конфликта ребенок часто находит выход в том, что начинает искажать свой опыт, отрицать свои истинные ощущения и желания. Тогда эти ощущения и желания будут продолжать оказывать влияние на него, хотя он сам и не будет их осознавать. В этих случаях ребенок становится ареной борьбы и столкновения разнонаправленных стремлений и чувств, он будет испытывать напряжение, неудобство, неудовлетворенность, наконец, он будет переживать себя так, как будто он не знает, кто он такой и чего он хочет.

Роджерс указывает, что чаще всего люди имеют о себе неправильное представление и в соответствии с ним, чтобы избежать перестройки этого своего представления, искажают свой опыт и ту реальность, с которой имеют дело.

Таким образом, драма конфликта в теории Роджерса, в отличие от теории психоаналитиков, переносится из плоскости «биосоцио» в плоскость противоречия, возникающего в процессе жизни индивида, между его представлением о себе (сложившимся в результате прежнего опыта) и данными опыта, который он продолжает получать. При этом Роджерс подчеркивает, что человек вовсе не всегда держится за положительное отношение к себе и высокую самооценку. Есть люди, признавшие свою никчемность; в этом случае они будут игнорировать опыт, связанный с успехом, способный опровергнуть сложившуюся у них низкую самооценку1.

Механизм игнорирования и искажения опыта, как правило, является подсознательным: явление, угрожающее нарушить самооценку индивида, может вызвать вегетативную реакцию, которая субъективно воспринимается как волнение, хотя человек и не может понять вызвавшую его причину. Ощущение волнения и приводит, с точки зрения Роджерса, в действие механизм отрицания или искажения опыта, который предотвращает сознательное восприятие угрожающего явления. Этот механизм является средством борьбы личности за свою структуру, за самосохранение;

при его помощи она воздвигает как бы оборонительные сооружения, закрывающие доступ в сознание всего того, что способно ее поколебать или разрушить.

Бывают, однако, случаи, когда человек под напором физических, не получивших символического обозначения потребностей совершает поступки, не согласующиеся с его личностью. Тогда он обычно переживает свое поведение как необъяснимое («Черт в меня вселился», «Голову потерял») и склонен осуждать такое поведение, отказаться от него.

Здесь, как нам кажется, Роджерс отдает известную дань психоанализу, признавая наличие как бы двух определяющих человеческое поведение систем: сознательной, составляющей сущность личности, и бессознательной, принадлежащей организму. Если обе системы действуют согласованно, человек чувствует самоудовлетворение; если между обеими системами возникает разлад, появляется напряженность, беспокойство и даже болезненное переживание внутренней разобщенности, потери самого себя, безысходность, дающие картину психического заболевания.

Такое понимание факторов, определяющих поведение и самочувствие индивида, диктует и терапевтический метод Роджерса как психиатра. Для того чтобы вылечить человека, ему надо внести изменения в его представление о себе, согласовать его опыт с этим представлением (добиться согласия пациента с самим собой, Я с организмом) и таким образом открыть ему путь дальнейшего правильного накопления опыта и дальнейшего развития.

Роджерс считает, что одним из условий психической цельности индивида и его психического здоровья является гибкость в оценке самого себя, а также в умении под напором опыта переоценивать ранее возникшую систему ценностей. Гибкость, согласно мысли Роджерса, есть необходимейшее условие безболезненного приспособления индивида к меняющимся условиям жизни.

Для того чтобы лучше понять теорию личности Роджерса, необходимо еще раз подчеркнуть ее социальную направленность. В отличие от психоаналитиков, он утверждает, что даже самые первичные, исходные потребности и стремления могут действовать у человека лишь при том условии, если они поддержаны соответствующими символами, определяемыми другими людьми. Так вырастает тезис Роджерса о значении для человека положительной оценки со стороны общества и принятой им морали. Потребность в положительной оценке, говорит он, вместе с развитием личности становится все более и более настоятельной, и в конечном счете индивид начинает нуждаться в одобрении и уважении других людей даже больше, чем в удовлетворении потребностей своего организма. На почве уважения возникает и самоуважение, которое также становится важнейшей потребностью индивида. Причем свою функцию регуляции поведения и опыта она может выполнять и вне ситуации взаимоотношений индивида с другими людьми.

Таковы в кратких чертах те конкретные положения теории личности Карла Роджерса, которые, как мы думаем, являются наиболее интересными и продуктивными с психологической точки зрения.

Что касается его теоретических обобщений, то мы ограничимся тем немногим, что мы о них уже сказали, так как положительное влияние на современную науку, по нашему мнению, оказали не философские и общеметодологические рассуждения Роджерса, а именно конкретное содержание его учения.

Главная заслуга Роджерса, как нам кажется, заключается в том, что он сделал предметом своего эмпирического исследования и анализа внутреннюю психологическую структуру личности. Он сосредоточил внимание на таких существенных для формирования человеческой психологии явлениях, как явления самосознания и самооценки, на их функции в поведении и развитии субъекта. Он пытался понять эмоциональное состояние пациентов, причину и характер их заболеваний из того соотношения, в котором находятся между собой их самооценка и оценка их другими людьми, их самооценка и опыт. Он тщательно изучал различные виды этих соотношений, он пытался до тонкости проанализировать, как возникает и формулируется то или иное отношение человека к самому себе, как оно изменяется и приспосабливается к обстоятельствам или, напротив, как оно препятствует правильному накоплению и использованию опыта.

Такого рода анализ позволял ему многое понять в поведении и деятельности больных и здоровых людей, в их взаимоотношениях с окружающими, позволял глубже проникнуть в причины их аффективных переживаний и даже в их общее мироощущение. Не удивительно поэтому, что система взглядов Роджерса имела очень большой резонанс как в психологии, так и в психиатрии и вызвала к жизни много конкретных исследований внутренней структуры личности человека.

    Феноменологическая теория личности Роджерса основана на философских идеях Эдмунда Гуссереля :
  1. мир существует только в связи с человеком его воспринимающим и мы просто отказывается от вынесения суждений относительно реальности вещественного мира (и отдаем это для споров философам)
  2. каждый человек сам выбирает как воспринимать мир (внутренняя система координат ), какой должна быть его жизнь. В противовес Маслоу : они не являются последствием мотивов, а лишь уникального восприятия действительности. Понимание поведения человека зависит от изучения его субъективного восприятия реальности.
  3. люди добрые - стремятся к реализации врождённых возможностей, креативности, социальной ответственности, целостности, самоуправляемости и самостоятельности; люди злы, когда ведут себя не в соответствии со своей истинной внутренней природой.

1. Структура личности

Человек действует в соответствии со своим восприятием событий, происходящих в данный момент («Я реагирую не на некую абсолютную реальность, а лишь на свое восприятие этой реальности») .
Поведение не определено прошлыми событиями: текущая интерпретация прошлых переживаний, а не их фактические обстоятельства, влияет на поведение. Кроме того, на поведение существенно влияет и то, как прогнозируют своё будущее (тревога что меня опять изнасилует, чем о том что меня изнасиловали).

По старой доброй гуманистической традиции Роджерс не делил человека на взаимодействующие части. Зато он выделил «ядро» личности.

Я-концепция («Я такой-то и такой-то») - часть восприятия мира: те характеристики, которые человек воспринимает как «относящиеся ко мне». Я постоянно меняется в результате нового опыта, но всегда сохраняет организованную, логически последовательную целостность : внутреннее чувство, что я в любой момент времени остаюсь все тем же «собой».

Я-концепция не регулирует поведение, а управляет вниманием/интересом. Всякий опыт и всякое переживание в жизни индивида либо [фигура:] воспринимаются и организуются определенным образом в отношении к Я, либо [фон:] игнорируются, если не воспринимаются как имеющие отношение к Я.

Я-концепция не может быть полностью изучена кем-либо извне (признание несостоятельности научных методов) и полностью доступна только самому человеку.

    Я-концепция включает:
  • наше восприятие того, какие мы есть - некий набор образов «себя» по ролям,
  • Я-идеальное : хочу быть, должен быть, но пока что не стал.

2. Динамика личности

Что движет личностью

Сущность живого - рост . Единственная движущая сила (мотив) - тенденция задействовать, сохранять и раскрывать себя , максимально выявлять лучшие свои качества. Остальные мотивы вытекают из этого - не только удовлетворять дефицитарные потребностей (воздух, пища, вода), а также развивать организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов тела, его рост и постоянное обновление. Важно всё, что укрепляет организм.

Рост часто сопровождается борьбой и страданиями, но побудительный мотив настолько непреодолим, что человек настойчиво продолжает свои попытки, несмотря на боль и неудачи.

Эмоция сопровождает и способствует целенаправленному поведению. Негативные чувства: переживания, которые люди воспринимают как противоречащие или препятствующие их развитию. Чувство удовлетворения : люди ищут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности или развивающие ее.

Чувства человека не есть прямое отражение мира реальности а лишь её интерпретации относительно Я-концепции.

Этапы/стадии развития личности

Когда Я-концепция только формируется, она регулируется исключительно чувствами, переживаниями . Переживать для организма значит получать воздействие сенсорных или физиологических событий, происходящих в любой момент.

Впоследствии - через взаимодействие с окружением , людьми. Я-концепции становится продуктом процесса социализации ().

Я-концепция не развивается по фиксированным стадиям, а меняется из оценки нас другими людьми; особенно в период младенчества (у новорожденного Я отсутствует) и раннего детства - развитие условий ценности (знания обстоятельств при которых я достоин их любви/поощрения становятся убеждениями «я должен быть»).

Чтобы поддерживать условие ценности, человек отрицает какие-то стороны себя (которые не понравились важным для меня людям).

На верхней половине диаграммы изображенно как условие ценности раздирает человека на «Навязанное Убеждение - Опыт поддерживающий убеждение - Опыт опровергающий убеждение». То есть часть опыта оцениватся как «чужие/чуждые переживания».

Может только человек у которого условия ценности сведенны до минимума и его Я совпадает с Я-идеальным. То есть большинство переживаний совпадают с Я-концепцией. Тенденция к самоактуализации – это процесс (не является конечным состоянием совершенства) осуществления человеком на протяжении всей жизни своих возможностей с целью стать . Всегда (можно расширять Я-идеальное) остаются таланты для развития, навыки для совершенствования, более действенные и приятные способы для удовлетворения биологических потребностей.

3. Практическое применение

Нормы и патология - здоровая личность

Поведение обычно совпадает с Я-концепцией - человек стремится сохранить согласованность самовосприятия и переживания. Принятие себя, таким как есть, а не таким как хотел бы быть (совпадение Я-концепции с Я-идеальный, конгруэнтность ) - признак психологического здоровья. Отношение к себе прямо отражается на отношении к другим . Чем в большей степени человек принимает себя, тем выше вероятность, что он принимает других. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную расположенность. Мы, по сути, получаем психологическую «цепную реакцию».

Переживания, находящиеся в противоречии с Я и его условиями ценности, образуют угрозу Я-концепции (психологическая дезадаптация): они не допускаются к осознанию и точному восприятию. Человек может чувствовать угрозу, не сознавая этого (подпороговое восприятие) - становится уязвим для тревоги, напряжения, замешательства, чувства вины и личностных расстройств. За угрозой следует защитная реакция - Роджерс предложил только два механизма защиты: искажение восприятия и отрицание.

Если между Я и текущими переживаниями существует значительное несоответствие, то защита Я может стать неэффективной. В таком «беззащитном» состоянии несоответствующие переживания точно символизируются в сознании, и Я-концепция человека разрушается - это ведёт к тяжелым психическим болезням.

В случае отрицания (встречается реже, чем искажение) человек отказывается признаться себе, что переживание в принципе имело место. Наблюдателям со стороны обычно очевидно, что происходит. Роджерс указывал, что отрицание может привести к паранойе, бреду и ко множеству других психических расстройств.
Искажение восприятия имеет место, когда несоответствующее переживание допускается в сознание, но только в изменённой форме. Это похоже на рационализацию : человек сам себе растолковывает почему он (не) поступил так или иначе [не повезло, мир жесток, она предвзята, не знал что делаю ].

С точки зрения защиты часть переживаний будет рассматриваться как потенциальная угроза (даже не являясь таковой!) : слова и дела других людей воспринимаются как угрожающие (даже не являясь таковыми!) - эти люди подвергаются нападкам с моей стороны так как они носители угрозы (даже не являясь таковыми!) - все люди начинают делиться на опасных и нет («он свой/чужой», оборонительная готовность ). Понимание любого другого человека как самостоятельного разностороннего индивида отсутствует. Работает самоисполняющиеся пророчество, которое запускает ответную подозрительность.

Карл Рэнсом Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии (наряду с Абрахамом Маслоу). Фундаментальным компонентом структуры личности Роджерс считал «я-концепцию», формирующуюся в процессе взаимодействия субъекта с окружающей социальной средой и являющуюся интегральным механизмом саморегуляции его (субъекта) поведения. Роджерс внёс большой вклад в создание недирективной психотерапии, которую он называл «личностно-ориентированной психотерапией» (англ. person-centered psychotherapy). Президент Американской психологической ассоциации в 1947 году.

Биографический очерк
Карл Роджерс, четвертый из шестерых детей, родился 8 января 1902 года в Оук парк, штат Иллинойс, в преуспевающей семье строгого протестанта, фундаменталиста (fundamentalist). Роджерс прекрасно учился, много и с удовольствием читал, любил заниматься самоанализом. Он не увлекался ни спортом, ни шумными играми и практически не имел друзей.

«Все, что сегодня я мог бы назвать близкими межличностными отношениями, в тот период полностью отсутствовало».

Чтобы оградить детей от «пагубного влияния города и окрестностей», родители Роджерса переехали на ферму близ Глен Эллин, штат Иллинойс, когда он учился в средней школе. Карл делал блестящие академические успехи и серьезно интересовался наукой. Период его учебы в Университете Висконсина оказался весьма полезным и наполненным смыслом.. Со второго курса он стал готовить себя к духовной карьере. В следующем, 1922 году, он поехал в Китай, чтобы присутствовать на конференции Всемирной Студенческой Христианской Федерации в Пекине, а затем с целью изучения языка отправился в путешествие по западному Китаю и другим странам Азии. Поездка смягчила его фундаменталистские религиозные установки и предоставила первую возможность обрести самостоятельность.

«После этого путешествия сформировалась моя система ценностей, а мои цели и философия стали вполне определенными и отличными от взглядов, которых придерживались мои родители и которых ранее придерживался я».

В 1924 году он женился на Хелен Эллиотт, которую знал еще со средней школы. Обе семьи возражали против возвращения Роджерса к учебе после женитьбы. Они надеялись, что вместо этого он будет искать работу. Но Роджерс твердо решил продолжить образование. Супруги переехали в Нью-Йорк, где Роджерс поступил в аспирантуру Теологической семинарии. Позднее он решил совершенствоваться в области психологии в Педагогическом колледже Колумбийского университета. Сделать этот выбор ему отчасти помог студенческий семинар, где он получил возможность проверить свои усиливающиеся сомнения по поводу религиозных обязательств. Впоследствии, проходя курс психологии, он был приятно удивлен открытием, что человек, интересующийся вопросами консультирования, может получать деньги, работая с людьми, которым необходима помощь, и при этом не зависеть от церкви. Начал он в Рочестере, штат Нью-Йорк, в центре детского воспитания. Роджерс работал с детьми, которые направлялись к нему разными социальными организациями.

«Я не был связан ни с каким университетом, никто не стоял за моей спиной и не предъявлял претензий к моим методам работы... Организациям было все равно, как я работаю, они лишь надеялись, что хоть какая-то польза от меня будет».

Пока он находился в Рочестере, с 1928 по 1939 год, изменилось его понимание процесса психотерапии. В конечном счете, он поменял формальный прямой подход на то, что впоследствии назовет клиенто-центрированной терапией.

«Мне стало приходить в голову, что вместо демонстрации своей учености и эрудиции, нужно полагаться на пациента, дать ему возможность самому направлять процесс терапии».

В Рочестере Роджерс написал книгу «Клинический уход за проблемным ребенком» (The Clinical Treatment of the Problem Child, 1939). Книга была принята хорошо, и он стал профессором Университета в Огайо. По этому поводу Роджерс сказал, что, заняв высокую должность, он смог избежать давления, которому подвергаются ученые, стоящие на нижних ступенях академической лестницы, давления, которое душит новаторство и творчество. Находясь в Огайо, Роджерс сделал первые магнитофонные записи терапевтических сеансов. Записывать терапевтические сеансы считалось немыслимым, но, поскольку Роджерс не принадлежал к терапевтическому обществу, он мог проводить свои исследования самостоятельно.

Результаты этих исследований и его преподавательская деятельность навели Роджерса на мысль написать официальную работу о психотерапевтических отношениях «Консультирование и психотерапия» (Counseling and Psychotherapy, 1942). Несмотря на мгновенный и широкий успех книги, ее появление не было отмечено ни в одном из основных психиатрических и психологических изданий. Более того, в то время как его занятия пользовались огромной популярностью среди студентов, Роджерс был «изгоем на своем собственном факультете штата Огайо, имел самый маленький офис, вынужден был вести курсы только в свободные часы и практически не имел единомышленников».

В 1945 году Чикагский университет предоставил ему возможность организовать собственный психотерапевтический центр. Роджерс был его директором до 1957 года. Он уделял все больше внимания доверию, что нашло отражение в демократической политике принятия решений центра. Если пациентам можно доверить решение вопросов, связанных с их собственным лечением, то уж персоналу тем более можно доверить принятие решений, касающихся обстановки, в которой он работает.

В 1951 году Роджерс опубликовал книгу «Клиенто-центрированная терапия» (Client-Centered Therapy), которая содержала его первую терапевтическую теорию и теорию личности. В книге приводились некоторые исследования, подтверждавшие его выводы. Он предлагал считать в процессе лечения главной действующей силой пациента, а не психотерапевта. Этот новый взгляд на психотерапевтические отношения подвергся значительной критике, поскольку резко отличался от традиционного. Терапевтический процесс, где лечением управляет пациент, поставил под сомнение один из основных бесспорных постулатов, согласно которому психотерапевт знает все, а пациент - ничего. Значение такого подхода в других областях Роджерс подробно разъясняет в книге «Становление человека» (On Becoming a Person, 1961).

Опыт работы Роджерса в Чикаго был крайне интересен и принес ему большое удовлетворение. Правда, он потерпел и неудачу, которая по иронии судьбы положительно отразилась на его профессиональных взглядах. Работая с крайне тяжелой пациенткой, Роджерс настолько углубился в ее проблемы, что был вынужден взять трехмесячный отпуск, так как находился на грани нервного срыва. Вернувшись, он прошел курс лечения с одним из своих коллег. После этого случая отношения Роджерса с клиентами стали более свободными и непосредственными.

До самой своей смерти в 1987 году, в возрасте 85 лет, Роджерс оставался в центре изучения личности. В последние десять лет жизни он применил свои идеи к политическим ситуациям и вел успешные симпозиумы по разрешению конфликтов и гражданской дипломатии в Южной Африке, Австрии и бывшем Советском Союзе. В конце жизни Роджерс заинтересовался измененными состояниями сознания, так называемым «внутренним пространством - сферой психологических сил и психических возможностей человека. Также он стал более открытым и эмоциональным. Об этих переменах он сказал так: «Я говорю теперь не просто о психотерапии, но о точке зрения, философии, понимании жизни, о пути существования, одной из целей которого является рост - человека, группы, общества».

Теория личности Роджерса
Для теории личности Роджерса характерны все основные положения Гуманистической психологии, в рамках которой эта теория создана. В качестве основной движущей силы функционирования личности рассматривается тенденция к самоактуализации или потребность человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности. Одной из важных особенностей теории Роджерса является феноменологический и холистический подходы. Согласно первому, основой личности выступает психологическая реальность, т.е. субъективный опыт, cooтветственно которому интерпретируется действительность. Согласно второму, человек представляет собой интегрированное целое, несводимое к отдельным частям его личности.

Фундаментальное понятие теории Роджерса – "Я-концепция ", или "Самость ", определяемая как гештальт, состоящий из восприятия себя и своих взаимоотношений с другими людьми, а также из ценностей "Я". Я-концепция включает не только восприятие себя реального, но также и представление о себе таком, каким бы человек хотел быть (Я-идеальное). Несмотря на то, что "Я" человека постоянно меняется в результате опыта, оно всегда сохраняет качества целостного гештальта, т.е. представление человека о себе самом остается относительно постоянным.

В тенденции самоактуализации очень важна потребность человека в позитивном внимании как со стороны других людей, так и со стороны себя самого. Потребность в позитивном внимании других людей делает человека подверженным влиянию социального одобрения и неодобрения. Потребность в позитивном самоотношении удовлетворяется, если человек находит свой опыт и поведение соответствующими своей Я-концепции.

В развитии личности, согласно теории Роджерса, значимым является отношение к индивиду значимых людей, прежде всего родителей. Если ребенок получает от значимых других полное принятие и уважение (безусловное позитивное внимание), тогда его формирующаяся Я-концепция соответствует всем врожденным потенциальным возможностям. Но если ребенок сталкивается с принятием одних и отклонением других форм поведения, если позитивное внимание предъявляется с условием, например: "Я буду тебя любить, если ты будешь хорошим" (обусловленное позитивное внимание), тогда его Я-концепция будет не вполне соответствовать врожденным потенциальным возможностям, а определяться социумом. Ребенок будет вырабатывать оценочные понятия о том, какие из его действий и поступков достойны уважения и принятия, а какие нет (условия ценности). В ситуации, когда поведение человека оценивается как недостойное, возникает тревога, которая приводит к защитному вытеснению из сознания или искажению несоответствия между реальным поведением и идеальными образцами.

В зависимости от того, какое позитивное внимание испытывал человек в течение жизни, формируется тот или иной тип личности. По Роджерсу, существует два противоположных типа: "полноценно функционирующая личность " и "неприспособленная личность ". Первый тип является идеальным человеком, получившим безусловное позитивное внимание. Его характеризует открытость к переживанию (эмоциональная глубина и рефлексивность), экзистенциальный образ жизни (гибкость, адаптируемость, спонтанность, индуктивное мышление), организмическое доверие (интуитивный образ жизни, уверенность в себе, доверие), эмпирическая свобода (субъективное ощущение свободы воли) и креативность (склонность к созданию новых и эффективных идей и вещей).

Второй тип соответствует человеку, получившему условное позитивное внимание. Он имеет условия ценности, его Я-концепция не соответствует потенциальным возможностям, его поведение отягощено защитными механизмами. Он живет согласно заранее представленному плану, а не экзистенциально, игнорирует свой организм, а не доверяет ему, чувствует себя скорее управляемым, чем свободным, скорее заурядным и конформным, чем творческим.

С нарушениями Я-концепции связаны основные формы психопатологии личности. Так, если переживания человека не согласуются с его Я-концепцией, он чувствует тревогу, которая не полностью устраняется его психологическими защитами, и происходит развитие невроза. При сильном несоответствии между "Я" и переживаниями защита может оказаться неэффективной и Я-концепция разрушается. В этом случае наблюдаются психотические нарушения. Для психологической помощи при различных личностных нарушениях Роджерс разработал метод психотерапии, известный под названиями "недирективная терапия " и "терапия, центрированная на человеке ", в которой ключевым фактором конструктивного изменения личности является взаимоотношения между терапевтом и клиентом.

1931 - Measuring Personality Adjustment in Children Nine to Thirteen Years of Age
1939 - The Clinical Treatment of the Problem Child / Клинический уход за проблемным ребенком
1942 - Counseling and Psychotherapy: New Concepts in Practice /
1945 - Counseling with Returned Servicemen
1951 - Client-Centered Therapy: Its Current Practice, Implications and Theory /
1954 - Psychotherapy and Personality Change / Психотерапия и личностное изменение
1959 - A Theory of Therapy, Personality and Interpersonal Relationships as Developed in the Client-Centered Framework
1961 - On Becoming a Person: A Therapists View of Psychotherapy /
1967 - Therapeutic Relationship with Schizophrenics / Терапевтические отношения с больными шизофренией
1967 - Autobiography / Автобиография
1968 - Man and the Science of Man
1968 - Person to Person: The Problem of Being Human / Лицом к лицу: проблемы человеческого существования
1969 - Freedom to Learn: A View of What Education Might Become / Свобода учиться: взгляд на то, чем может стать образование
1970 - On Encounter Groups / O группах встреч
1972 - Becoming Partners: Marriage and Its Alternatives /
1977 - Carl Rogers on Personal Power: Inner Strength and Its Revolutionary Impact

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯСПЕЦИАЛЬНОСТЬ/НАПРАВЛЕНИЕ/МАГИСТРАТУРА

«Психология»


Контрольная работа

По дисциплине: «Теории личности»

На тему: Я-концепция и её составляющие в теории К. Роджерса



Введение

Точка зрения Роджерса на природу человека

Краткая биография К. Роджерса

Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации

Феноменологическая позиция К. Роджерса

Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности

Заключение

Список литературы


Введение


Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание.

Но Я-концепция?? понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.

Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение.

Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека?? с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека.

В данной контрольной работе мы подробно остановимся на феномене Я-концепции, рассмотрим ее сущность, структуру, принципы и механизмы формирования. Теоретической базой нам послужат труды К. Роджерса.

Если говорить вкратце, то суть воззрений К. Роджерса на Я-концепцию заключается в следующем: личностное «Я» представляет собой внутренний механизм, который создается рефлексивной мыслью на основе стимульного воздействия.

Уже на начальной стадии его формирования вокруг него группируются оценочные и аффективные установки, придавая ему качество "хорошего" или "плохого".

Интериоризация этих оценочных моментов осуществляется под воздействием культуры, других людей, а также и самого себя.


1. Точка зрения Роджерса на природу человека


Точка зрения К. Роджерса на природу человека сформировалась так же, как у Фрейда, на основе его личного опыта работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Он признавал, что главный толчок его идеям дал интерес к людям, которым требовалась профессиональная помощь: «Из отношений с этими людьми, из часов, проведенных с ними, я почерпнул большинство моих догадок о значении терапии, о динамике межличностных отношений, о структуре и функционировании личности».

В результате своих клинических наблюдений К. Роджерс пришел к заключению, что самая сокровенная сущность природы человека, ориентированная на движение вперед к определенным целям, конструктивна, реалистична и весьма заслуживает доверия. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдаленные цели и способным вести себя к ним, а не созданием, раздираемым силами, находящимися вне его контроля.

Роджерс утверждал, что христианство культивировало представление, что люди от природы злы и грешны. Он также утверждал, что этот негативный взгляд на человечество был еще усилен Фрейдом, нарисовавшим портрет человека, который может проявить себя в инцесте, убийстве, воровстве, сексуальном насилии и других ужасающих действиях. В соответствии с этой точкой зрения люди коренным образом иррациональны, несоциализированы, эгоистичны и деструктивны по отношению к себе и другим. Роджерс допускал, что у людей иногда бывают злые и разрушительные чувства, аномальные импульсы и моменты, когда они ведут себя не в соответствии с их истинной внутренней природой.

Когда же люди функционируют полностью, когда ничто не мешает им проявлять свою внутреннюю природу, они предстают как позитивные и разумные создания, которые искренне хотят жить в гармонии с собой и с другими. Сознавая, что такую точку зрения на природу человека можно посчитать не более чем наивным оптимизмом, Роджерс замечал, что его заключения основаны на почти тридцатилетнем опыте психотерапевта. Он заявлял: «Я не придерживаюсь точки зрения Полианны на природу человека. Я понимаю, что поскольку человеку присущ внутренний страх и беззащитность, он может вести и ведет себя недопустимо жестоко, ужасно деструктивно, незрело, регрессивно, антисоциально и вредно. Все же одним из впечатляющих и обнадеживающих переживаний является для меня работа с такими людьми и открытие весьма позитивных тенденций, которые существуют в них очень глубоко, как и во всех нас».


2. Краткая биография К. Роджерса


Карл Роджерс родился в городке Оук Парк, штат Иллинойс, в пригороде Чикаго. Его родители придерживались строгих религиозных взглядов, что, как отмечал сам Роджерс, постоянно давило на него тяжким грузом в детстве и юности. Он вынужден был жить по правилам, предписанным родителями, подавляя любое, самое малое проявление эмоций. Он сообщал, что именно эти постоянные ограничения породили в нем чувство протеста, хотя ждать, пока оно во что-то выльется, пришлось довольно долго. Юный Карл рос замкнутым ребенком, большое место в его жизни занимало чтение. Постоянное одиночество приучило его полагаться в большей степени на себя самого, однако еще долгое время ему не удавалось изжить в себе зависимость от верований своих родителей.

Когда Роджерсу исполнилось 12 лет, семья переехала на ферму, и у мальчика проявилась сильная тяга к природе. Он много читал о разных сельскохозяйственных экспериментах и хорошо представлял себе, что такое научный подход к действительности. Хотя его интеллектуальные интересы определились, эмоциональная жизнь была в полном беспорядке. «В тот период, ?? писал он, ?? меня постоянно посещали причудливые фантазии, и, скорее всего, любой психиатр определил бы их как шизоидные. Но, к счастью, я не встречался тогда с психиатрами».

И лишь в возрасте 22 лет, когда он вступил в Христианскую студенческую ассоциацию в Китае, ему удалось полностью избавиться от зависимости от фундаменталистских взглядов своих родителей и усвоить более либеральную жизненную философию. Он пришел к убеждению, что человек в большей степени должен полагаться на собственное понимание ситуации, а не на мнение окружающих. Он также понял, что каждый человек должен сознательно и активно работать над собственным совершенствованием. Эти идеи и легли в основу его теории личности.

Роджерс получил научную степень в области клинической и педагогической психологии в 1931 году в педагогическом колледже при Колумбийском университете. В течение следующих девяти лет он работал в «Обществе по предотвращению насилия над детьми», общаясь с малолетними правонарушителями и детьми из неблагополучных семей. В 1940 году он начал академическую карьеру. Рождерс преподавал в университетах штатов Огайо, Висконсин и Чикагском университете. Именно в эти годы и родилась его теория и метод психотерапии.

Карл Роджерс известен, прежде всего, благодаря своему популярному в психотерапии методу под названием личностно-ориентированная терапия. Концепция Роджерса так же, как и теория Маслоу, основывается на доминировании одного главного мотивирующего фактора. Правда, в отличие от Маслоу, строившего свои заключения на исследовании эмоционально уравновешенных, здоровых людей, Рождерс основывался преимущественно на опыте работы в психологическом консультационном кабинете.

Личностно-ориентированная терапия?? подход в психотерапии, развивавшийся Карлом Роджерсом, отличается от других теорий прежде всего тем, что ответственность за происходящие перемены возлагается не на терапевта, а на самого клиента. Само название метода достаточно четко отражает его взгляд на природу и задачи гуманистической психологии. Возлагая основную ответственность за происходящие во время лечения перемены не на терапевта, а на клиента (как это было и в ортодоксальном психоанализе), Роджерс тем самым выражает взгляд, что человек, благодаря своему разуму, в состоянии самостоятельно менять характер своего поведения, заменяя нежелательные действия и поступки наиболее желательные. По его мнению, «мы вовсе не обречены вечно находиться под властью бессознательных или собственных детских переживаний. Личность человека определяется настоящим, она формируется под влиянием наших сознательных оценок происходящего».


3. Руководящий мотив в жизни: тенденция актуализации


Главным мотивом деятельности человека является стремление к самоактуализации. Хотя это стремление носит врожденный характер, его развитию могут способствовать (или, напротив, препятствовать) детские переживания и нравоучения. Роджерс подчеркивал значение взаимоотношений мать-дитя, поскольку это существенным образом влияет на рост самосознания ребенка. Если мать в достаточной мере удовлетворяет потребности ребенка в любви и ласке?? Роджерс называл это позитивным вниманием, ?? то у ребенка значительно больше шансов вырасти здоровым в психологическом смысле. Если же мать ставит проявления любви в зависимость от хорошего или плохого поведения ребенка (в терминологии Роджерса условно позитивное внимание), то подобный подход, скорее всего интериоризируется в психике ребенка, и последний будет чувствовать себя стоящим внимания и любви, лишь в определенных ситуациях. В этом случае ребенок будет стараться избегать ситуаций и поступков, вызывающих неодобрение матери. В итоге же личность ребенка не получит полного развития. Он не сможет полностью проявить все аспекты своего «Я», поскольку некоторые из них отвергаются матерью.

Таким образом, первым и непременным условием здорового развития личности является безусловное позитивное внимание к ребенку. Мать должна проявлять свою любовь к ребенку и полное его приятие вне зависимости от того или иного его поведения, особенно в раннем детском возрасте. Только в этом случае личность ребенка развивается полноценно, а не ставится в зависимость от тех или иных внешних условий. Таков единственный путь, позволяющий человеку в итоге достичь самоактуализации. Самоактуализация представляет собой наивысший уровень психического здоровья личности.

Концепция Роджерса в значительной мере похожа на понятие самоактуализации у Маслоу. Различия между этими двумя авторами касаются разного понимания психического здоровья личности. Для Роджерса психическое здоровье или полное раскрытие личности характеризуется следующими чертами:

открытость по отношению к опыту любого типа;

намерение жить полной жизнью в любой момент жизни;

способность прислушиваться больше к собственным инстинктам и интуиции, чем к рассудку и мнениям окружающих;

чувство свободы в мыслях и поступках;

высокий уровень творчества.

Роджерс описывает человека, достигшего наиболее полного раскрытия, в большей степени как актуализирующегося, чем уже актуализировавшегося, подчеркивая процессуальный, длящийся характер этого действия. Он всячески подчеркивает постоянный рост человека, что отражено уже в самом названии его самой известной книги «Становясь личностью».


4. Феноменологическая теория К. Роджерса


Теория Роджерса демонстрирует феноменологический подход к личности. Данный подход считается реальным для индивида, в том, что существует в его внутренней системе координат, в субъективном мире человека, поэтому субъективное восприятие и переживание является основой для действий человека. Психическая реальность феноменов, согласно феноменологического подхода?? является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми. Чувства человека не являются прямым отражением реальности, действительно реальность это та, за которой наблюдает и которую интерпретирует реагирующий организм, то есть каждый человек интерпретирует реальность в соответствии с ее субъективного восприятия и ее внутренний мир сполна доступен только для нее самой. Говоря по прогнозированию поведения человека, Роджерс подчеркивал, что человек действует согласно своих восприятий происходящих в данный момент.

Отрицая Скиннера о поведении как реакцию организма на стимул, он считал, что это скорее интерпретация ситуации, которая влияет на поведение человека. Исходя из этого, Роджерс отмечает, что никто не имеет права считать, что его чувство реальности является более правильным, чем у кого-то другого, он не вправе противопоставлять свою реальность реальности других. На вопрос, что заставляет человека поступать враждебно, Роджерс отвечает?? он рассматривает среду как опасное место, считает, что его не любят и не могут полюбить, в отличие от Фрейда, который бы сказал, что это результат негативного опыта, сохранившийся еще с детства.Считал, что личность следует изучать не в контексте прошлое-настоящее, а наоборот?? настоящее-будущее, утверждал, что человека можно понять только когда обращаться к человеку целостной, т.е. как интегрированный организм.


5. Я-концепция К. Роджерса, ее развитие и особенности


Из предыдущего можем сделать вывод, что Я-концепция??является определяющей в подходе Роджерса, поэтому некоторые ученые называют теорию Роджерса как «теория-я».

Он строит свою теорию в терминах самости, потому что именно его клиенты помогли ему прийти к такому пониманию. С их помощью он осознал, что самость является значимым элементом в опыте человека, и целью пациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или «Я-концепция» ?? понятия взаимозаменяющие у Роджерса. Он дает такое определение самости?? организованный, последовательный концептуальный гештальт, формирующийся с восприятий «Я», или «меня» и восприятий взаимоотношений «Я» или «меня» с другими людьми или аспектами жизни, а также ценности, связанные с этими восприятиями. Это гештальт, который доступен для осознания, хотя не обязательно осознаваемый.

Таким образом «Я»?? это дифференцированная часть феноменального поля, или поля восприятия человека. Это концепция о том, каким человек себя представляет в соотношении с различными ролями, которые он играет в жизни. Поэтому Я-концепция может включать некоторый набор образов «Я» ?? отца, мужа, студента, спортсмена и т.д.Другими словами это набор восприятий, отражающий многочисленные специфические роли, которые играет человек в разных жизненных контекстах. «Я»?? это то, какими мы хотели бы быть, поэтому одним из компонентов «Я» является «Я-идеальное», то есть «Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится.

В отличие от Фрейда, Адлера, Эриксона, Роджерс не разрабатывал стадий развития «Я». Он лишь акцентировал, что оценка индивида другими людьми, особенно в младенческом и раннем детстве, способствует развитию негативного или позитивного образа себя. Младенец не осознает себя, как отдельное существо, существуеттолько целостное, всеобъемлющее недифференцированное феноменальное поле. Однако в результате общей тенденции к дифференциации, которая является частью процесса актуализации, ребенок постепенно начинает выделять себя от других. Именно этот процесс дифференциации феноменального поля в такое, которое начинает признаваться и ощущаться как отдельный объект и объясняет возникновение Я-концепции в теории Роджерса. В дальнейшем структура «Я» формируется через взаимодействие с окружающими, особенно с значимыми лицами (родители и др.).Чем больше ребенок становится социально восприимчивым и чем больше развиваются его когнитивные и персептивные способности, тем его Я-концепция все больше развивается и дифференцируется, то есть она является продуктом процесса социализации.

Условия для развития «Я-концепции».

Потребность в позитивном внимании?? это универсальная потребность, которая развивается,как осознание человеком своего «Я». Впервые она проявляется, как потребность младенца в любви и заботе, позже она выражается в возникновении чувства удовольствия у человека, когда его одобряют, поддерживают другие. Когда человек чувствует, что им недовольны, возникает фрустрация?? одна из форм психологического стресса, психическое состояние человека, возникающее в результате отсутствия удовлетворения потребности или переживание неудачи.

Роджерс считает, что ребенок пожертвует всем, даже организмическим оценочным процессом (поиск положительных переживаний, которые положительно влияют на его развитие) ради удовлетворения потребности в позитивном внимании (например, когда ребенку родители говорят что надо вести себя хорошо, иначе они не будут любить его, он послушает родителей, даже если не разделяет их взглядов, и лишит себя возможности узнать, что он почувствовал бы, если бы сказал плохое слово, или положил лягушку в постель сестренке, или украл игрушку у товарища).Роджерс считает такое положение как состояние несоответствия между «Я» и опытом, что является серьезной преградой на пути достижения психологической зрелости.

Потребность в позитивном внимании к себе?? необходимость положительно расценивать себя, появляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании. Развитие позитивного внимания к себе гарантирует, что человек будет стремиться действовать так, чтобы и другие и он сам положительно отзывались о его поступке.

Роджерс выделил два вида позитивного внимания:

безусловное позитивное внимание?? это когда человека принимают и уважают таким, какой он есть, без попытки исправить его, изменить. В случае негативного поведения ребенка следует говорить, если ты будешь вести себя плохо, мы не перестанем тебя любить, но нас огорчит твое поведение. Данное отношение к ребенку обеспечивает основу для его становления как полноценно функционирующего взрослого;

обусловленное позитивное внимание, или условные ценности, которые формируются в результате позитивного внимания и вредят развитию ребенка, поскольку они ориентируют ребенка в его развитии на других, а не на себя. Ребенок хорошо помнит слова взрослого?? его любят только тогда, когда он будет таким, каким его хотят видеть другие. Поэтому в своем поведении он ориентируется на мнение других, поскольку только при этих условиях происходит удовлетворение потребности в позитивном внимании. Такое обусловленное позитивное внимание со стороны других приводит к тому, что человек в одной ситуации чувствует свою ценность, а в другой?? нет. Условные ценности по отношению к ребенку вредят процессу становления ребенка как полноценной личности, поскольку он стремится соответствовать стандартам других, а не определять для себя, кем он хочет быть. Этот процесс приводит к Я-концепции, которая находится в полном несоответствии с организмическим опытом, не является основой для развития здоровой личности.

Переживание угрозы и процесс защиты.

Роджерс утверждал, что поведение человека согласуется с его Я-концепцией. Угроза существует тогда, когда человек осознает несоответствие между Я-концепцией (и связанными с ней условиями ценности) и любым аспектом актуального переживания. Переживания, не соответствующие Я-концепции, воспринимаются как угроза. Они не допускаются к осознанию, потому что тогда личность индивида составит единое целое (пример: если человек считает себя честным, однако осуществит нечестный поступок, он будет опасаться). Реакцией на несоответствие Я-концепции обычно является напряжение, чувство вины, неуверенность и т.д.

Несоответствие между «Я» и переживаниями не всегда воспринимается сознательно. Довольно часто человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В данном случае реакцией на угрозу будет тревога?? эмоциональная реакция на угрозу сигнализирует, что организованная Я-структура переживает опасность дезорганизации.

Тревожный человек это человек, который нечетко, смутно осознает, что признание или символизация определенных переживаний приведет к радикальным изменениям в ее нынешнем виде «Я», то есть для его «Я» возникла угроза, за которой наступает защитная реакция, главная цель которой?? защитить целостность Я-структуры.

Механизмы защиты:

искажения восприятия, или рационализация?? переживание воспринимается сознанием, однако его истинный смысл остается неясным;

возражения?? встречается значительно реже, чем искажение, человек сохраняет целостность своей структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний, отрицание поэтому может привести к паранойе, бреду и другим психическим заболеваниям.

В случаях, когда между «Я» и переживаниями является значительное несоответствие, то защита «Я» может быть неэффективной. В таком беззащитном состоянии Я-концепция разрушается, появляются личностные расстройства и психопатология. Поведение людей представляется для окружающих странным, нелогичным, неразумным.

Расстройства в поведении Роджерс считал результатом несоответствия между «Я» и переживаниями, иррациональное или саморазрушительное поведение, связанное с психозом. Чем больше несоответствие между «Я» и переживаниями, тем сильнее психологическая дезадаптация.

Роджерс установил пять личностных характеристик полноценно функционирующих людей:

открытость переживаниям: способны слушать себя, чувствовать всю сферу висцеральных, сенсорных, эмоциональных и когнитивных переживаний, не пытаясь подавить их;

экзистенциальный образ жизни?? жить полностью и насыщенно в каждую минуту существования;

организмическое доверие?? способность человека принимать во внимание свои внутренние ощущения и рассматривать их как основу для выбора поведения. Роджерс по этому поводу писал «Внутреннее ощущение вроде "я поступаю правильно" является значимым и таким, что заслуживает доверия руководством для действительно хорошего поведения»;

эмпирическая свобода?? человек может свободно жить и поступать так, как хочет, без ограничений и запретов. Субъективная свобода?? чувство личной власти, способность сделать выбор и управлять собой. Одновременно Роджерс не отрицал, что на поведение человека влияют наследственно-обусловленные факторы, социальные силы и прошлый опыт, которые и определяют сделан выбор. Эмпирическая свобода?? это то, что относится к внутренним ощущениям. Человек руководствуется чувством ответственности за свои действия и последствия;

креативность?? свойство человека жить конструктивно и адаптивно в своей культуре и одновременно удовлетворяя собственные глубокие потребности. Продукты творчества и творческий образ жизни появляются тогда, когда человек живет хорошей жизнью. Однако это не означает, что такие люди должны быть конформистами. Их связь с обществом можно выразить так: они являются членами общества и его продуктами, но не его пленниками.


Заключение

роджерс биография концепция

Формирование Я-концепции складывается на основе индивидуальных особенностей личности, а также под действием механизма взаимного общения. Но на первых порах практически любые социальные контакты оказывают на него формирующее воздействие. Однако с момента своего зарождения Я-концепция сама становится активным началом, важным фактором в интерпретации опыта. Таким образом, Я-концепция играет, по существу, троякую роль: она способствует достижению внутренней согласованности личности, определяет интерпретацию опыта и является источником ожиданий.

Роджерс считал свой метод универсальным, то есть, применимым и эффективным в работе с самыми разными типами клиентов?? как для групп (учебных классов, трудовых коллективов), так и для индивидуальной работы (школьников, родителей, ветеранов), для людей разных культур, видов деятельности, религиозных взглядов. В частности, метод применим для разрешения конфликтов?? как внутриличностных, так и межличностных и межгрупповых.

Клиент-центрированная терапия Роджерса способна решать широкий диапазон практических задач, с которыми сталкиваются клиенты: профессиональные проблемы, проблемы в супружеских отношениях, психосоматические расстройства и т.д.

В течение последних лет терапевты наблюдали за тем, как успешно проходит обследование с отдельными клиентами, с все более и более глубокой продолжительностью, все глубже затрагивая и преобразуя саму организацию личности.

Возвращаясь к статистике, можно добавить приведённые автором данные: «Если десять лет назад консультант, использующий недирективный подход, в среднем проводил с каждым клиентом 5-6 обследований (очень редко 15), то сегодня, благодаря клиентцентрированному подходу?? 15-20 собеседований (изредка цифра доходит до 100)».

Произошло это, по мнению Роджерса, благодаря возросшему мастерству консультанта.


Список литературы


1.Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

2.Бернс Р. Что такое Я - концепция // Психология самосознания: Хрест. / Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2003. - С.333-393.

.Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. - М., 1984. - 335 с.

.Кон И.С. Открытие "Я". - М., 1978. - 367 с.

.Самосознание и защитные механизмы личности /Ред. Д.Я. Райгородский. - Самара: Бахрах-М, 2000. - 656 с.

.Самосознание как объект психодиагностики // Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1987. - С.245-268.

.Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. - М., 1972.

.Столин В.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ, 1983. - 284 с.

.Чеснокова И.И. Проблема самосознания в психологии. - М.: Наука, 1977. - 142 с.

На представления Роджерса о психологии, так же, как и Фрейда, повлиял личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. В результате клинических наблюдений Роджерс сделал вывод, что основа человеческой природы ориентирована на движение к определенным целям, конструктивна, реалистична и позитивна по своей сути. Он считал человека активным существом, ориентированным на отдельные цели и способным их добиваться. Он не был согласен с мнением о том, что люди от природы злы и грешны. Роджерс допускал, что люди иногда бывают злы и деструктивны, могут совершать аморальные поступки – но это моменты, когда люди ведут себя не в соответствии с истинной внутренней природой.

Роджерс вводит термин «полностью функционирующая личность », когда ничто не мешает человеку проявлять свою внутреннюю природу, они представляют собой позитивные и разумные создания, которые хотят жить в гармонии с собой и с другими. Роджерс разделял позицию Маслоу о том, что люди имеют фактически неограниченный потенциал самосовершенствования. При этом в их теориях существует три различия:

1. Роджерс считал, что личность и поведение являются функцией когнитивных процессов, а Маслоу считает, что поведение и опыт человека являются результатом действия иерархии потребностей.

2. Теория Роджерса была сформулирована в результате работы с людьми, имеющими психические проблемы, он концентрировался на терапевтических условиях, которые способствовали бы самоактуализации. Маслоу же, напротив, никогда не занимался терапией и настаивал на том, чтобы изучать здоровую личность.

3. Роджерс тщательно изучал как происходит процесс самоактуализации и что способствует склонности человека к самосовершенствованию врожденного потенциала. Маслоу эти процессы практически игнорирует.(21)

Тенденция актуализации

Роджерс выдвинул гипотезу о том, что все поведение вдохновляется и регулируется неким объединяющим мотивом, который он назвал тенденцией актуализации. Таким образом, важнейшая и, по Роджерсу, единственная потребность человека – актуализировать себя, то есть сохранить и развить себя, максимально выявить лучшие качества своей личности, заложенные в ней от природы.

Роджерс считал, что ничего нельзя объяснить, используя по отдельности специфические мотивы (голод, безопасность, половое влечение и т.д.) Например: голод традиционно рассматривался в психологии как самостоятельный мотив. Роджерс считал, что голод – это лишь часть господствующего мотива, лежащего в основе нашего существования, голод необходим для самосохранения. Потребность достижения – одно из проявлений потребности в самоактуализации.

Роджерс полагал, что при отсутствии внешних ограничений или воздействий тенденция актуализации выразится естественно посредством разнообразных форм поведения. Он определяет тенденцию актуализации как единственный центральный источник энергии в организме человека . Тенденция самоактуализации – это биологический факт, а не психологический феномен, она берет начало в физиологических процессах организма. На органическом уровне она выражается не только в сохранении организма с удовлетворением дефицитарных потребностей (воздух, пища, вода и т.п.), она также развивает организм, обеспечивая эволюцию и дифференциацию органов и функций тела, его рост и постоянное обновление. Тенденция актуализации является активным процессом, отвечающим за то, что организм всегда стремится к какой-то цели, будь то начинания, исследования, перемены и т.д. Она ведет человека в направлении автономии и самодостаточности.

Тенденция актуализации не просто нацелена на снижение напряжения, она, наоборот, подразумевает повышение напряжения. Роджерс отрицает редукционистскую теорию поведения, он считал, что поведение мотивировано потребностью человека развиваться и улучшаться. Роджерс утверждал, что подобная биологическая тенденция является общей для всех форм жизни – она присуща не только людям и животным, но и всему живому. Фактически жизнь эволюционирует потому, что хочет эволюционировать .

Для Роджерса весь жизненный опыт оценивается с позиции того, насколько хорошо он служит тенденции самоактуализации. Эта установка отражается в термине, который он использовал в связи с этой тенденцией: первичный оценочный процесс . Люди могут и оценивают позитивно переживания, которые они воспринимают как содействующие их личности и развивающие ее. И наоборот, они оценивают негативно те переживания, которые они воспринимают как препятствующие их актуализации.

Феноменологический подход к личности

Психологическая реальность феноменов является исключительно функцией того, как они воспринимаются людьми.

Роджерс настаивал на том, что поведение человека нельзя понять, не изучив его субъективной интерпретации событий. Таким образом, он был решительно против утверждений Скиннера о том, что поведение человека – это простая реакция на стимульную ситуацию. Роджерс отвергал теорию Фрейда о том, что прошлый опыт или источники происхождения поведения являются первичными факторами, лежащими в основе личности. Поведение не определяется прошлыми событиями, оно – результат субъективного восприятия человека окружением.

Пример : «Почему человек ведет так враждебно?»

Фрейд: «Он терпел лишения и оскорбления, когда был ребенком».

Роджерс: «Он рассматривал мир, как опасное место и считает, что его не любят и не могут полюбить».

Я-концепция

Я-концепция является определяющей в системе взглядов Роджерса. Первоначально он рассматривал самость как бессмысленный термин, не дающий никакой практической пользы. Однако его пациенты настаивали на выражении своих проблем и установок в терминах самости, и постепенно Роджерс осознал, что самость или «Я - концепция» это самый значительный элемент в опыте человека. Поэтому целью пациента является именно достижение этой «реальной сущности». Таким образом, Я или самость – это дифференцированная часть феноменального поля или поля восприятия человека. Это совокупность представлений человека о самом себе, о том, что он из себя представляет. Я-концепция включает в себя множество образов: Я – родитель, Я – студент, Я – сосед, Я – член спортклуба и т.п. Я-концепция включает не только восприятие того, какие мы есть, но то, какими мы хотели бы стать. Этот компонент называется Я-идеальное .

Понятие Я – концепция обладает рядом свойств:

1. Я-концепция исходит из общих законов и принципов восприятия, т.е. структура Я может быть понята в терминах процессов восприятия, таких, как фигура – фон, завершение и сходство и т.п.

2. Я-концепция пространственна по природе и считал, что она представляет собой организованную, последовательную и интегрированную систему восприятия, т.е. несмотря на то, что «Я-концепция» постоянно меняется, она всегда сохраняет качества цельной системы, гештальта. Неважно, насколько человек меняется – у него всегда сохраняется чувство внутренней целостности, понимание того, что он тот же самый человек.

3. Я-концепция – это нечто глубоко интегрированное в психику, она символизирует главную часть сознательного опыта человека.

4. Я-концепция включает бессознательные процессы, следовательно ей нельзя дать рабочее определение и исследовать экспериментально.

Развитие личности

Для Роджерса неважно, через какие стадии проходит личность в своем развитии, и в каком возрасте эти стадии наступают. Он сосредотачивается на том, как оценка индивида другими людьми способствует развитию позитивного или негативного образа себя.

На стадии формирования Я контролируется исключительно организмическим оценочным процессом , т.е. младенец оценивает каждое новое преступление с позиции того, способствует оно или нет тенденции актуализации.

По мере того, как ребенок становится социально восприимчивым и развиваются его когнитивные и перцептивные способности, его Я-концепция все более дифференцируется и усложняется. Следовательно, развитие самости в значительной степени определяется процессом социализации. Отсюда вытекают условия, важные для развития Я – концепции:

1. Потребности в позитивном внимании . По Роджерсу, для любого человека важно, чтобы его любили и понимали другие. Эта потребность универсальна, развивается как осознание возникновения самости, она всепроникающа и устойчива. Эта потребность направлена на себя – человеку необходимо позитивно рассматривать себя. Потребность в позитивном внимании к себе – это приобретенная потребность, которая проявляется при сравнении своих переживаний с удовлетворением или неудовлетворением потребности в позитивном внимании.

2. Условные ценности . Дети очень впечатлительны и подвержены влиянию значимых для них людей. Для социализации типично, что дети учатся потому, что какие-то вещи можно делать, а какие-то нет. Если дети ведут себя иным образом, у них появляется опыт позитивного «внимания». Таким образом, появляются условия ценности , т.е. обстоятельства или условия, при которых человек будет переживать позитивное внимание. Обусловленное позитивное внимание означает, что дети получают похвалу, внимание и одобрение только в том случае, если демонстрируют те формы поведения, которые от них ожидают. Роджерс считает, что условия ценности причиняет ущерб гармоничному развитию личности. Ребенок пытается соответствовать стандартам других, а не определить для себя, кем он хочет быть и добиваться этого. В таких условиях ребенок учится оценивать себя как личность только с точки зрения «выгодности».

3. Безусловное позитивное внимание. Очевидно, что никто не может быть полностью свободным от условий ценности, но можно получить позитивное внимание независимо от того, какое поведение демонстрирует человек. Такое безусловное позитивное внимание можно наблюдать, когда мать отдает свое внимание и любовь сыну не потому, что он выполнил или не выполнил какое-то условие, а просто так. Единственный способ не вмешиваться в самоактуализацию ребенка – дать ему безусловное позитивное внимание. Такой подход не означает отсутствия дисциплины, социальных ограничений или других форм контроля поведения. Он означает только то, что ребенка должны ценить и любить независимо от того, что он делает.

Механизмы защиты

Защита , по Роджерсу, - поведенческая реакция организма на угрозу, главная цель которых – сохранить целостность Я-структуры, т.е. защита усиливает и сохраняет самоуважение человека. Роджерс разработал только два механизма защиты, которые используются для сведения к минимуму несоответствия между Я и окружением: искажение восприятия и отрицание.

Искажение восприятия происходит тогда, когда травмирующее переживание допускается в сознание, но только в форме, допустимой для сохранения самооценки. Например: студент считает себя достаточно способным человеком, но на экзамене, причем заслужено, получает двойку. Естественно, никто не признает себя бездарностью, а будет считать, что ему не повезло, профессор несправедливо ставит оценки. Такое выборочное восприятие или искажение Роджерс характеризовал как рационализацию . В таком случае переживание воспринимается сознанием, но его истинный смысл остается непонятным.

Отрицание используется гораздо реже, человек сохраняет целостность своей Я – структуры, полностью уходя от осознания угрожающих переживаний. Фактически отрицание встречается каждый раз, когда человек отказывается признаться себе в том, что переживание в принципе имело место. Если отрицание доведено до крайности, могут иметь место психологические последствия более тяжелые, чем нарушение самооценки. Конечным результатом отрицания может быть паранойя, бред и другие психические расстройства.

Психотерапия, центрированная на клиенте (Client – centered therapy)

Метод психотерапии, предложенный Роджерсом, имеет один главный принцип – все эффективные формы психокоррекции основаны на взаимоотношениях между людьми. Он утверждал, что качество личных отношений между психотерапевтом и клиентом – это единственный фактор, обеспечивающий успешность терапевтического вмешательства. Вторым аспектом проведения психотерапии является эмоциональный климат, в котором происходит общение.

Первоначально подход Роджерса был назван недирективной терапией . В ее основе лежит предположение, что клиент обладает способностью к самостоятельному целенаправленному изменению личности. Такой подход позволяет психотерапевту быть гораздо менее директивным по отношению к клиенту – обходиться без прямых указаний и установок. Психотерапевты роджеровского направления никогда не дают советов, не отвечают на вопросы «Как же поступить?» и не задают вопросов. Вместо этого терапевт пытается отразить то, что сообщил клиент и пояснить его чувства в процессе отражения и пояснения. Главная задача недирективного психотерапевта – как можно более точно отразить клиенту то, что он сам чувствует и думает.