Что такое индукция и дедукция. Теория дедукции. Что такое дедукция и на чем основан метод дедукции

  • АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
  • Административные и экономические методы регулирования природопользования.
  • Административные методы управления: возможности и ограничения использования
  • при методе индукции происходит исследование отдельных фактов, принципов и формирование общих теоретических концепций на основе получения результатов (от частного к общему). Метод дедукции предполагает исследование от общих принципов, законов, когда положения теории распределяются на отдельные явления.

    Индукция (от лат. Inductio - наведение, побуждение) есть метод познания, основывающийся на формальнологическом умозаключении, которое приводит к получению общего вывода на основании частных посылок. Другими сло­вами, это есть движение нашего мышления от частного, единичного к общему.

    Индукция широко применяется в научном познании. Обнаруживая сходные признаки, свойства у многих объектов определенного класса, исследователь делает вывод о присущности этих признаков, свойств всем объектам данного класса. Например, в процессе экспериментального изучения электрических явлений использовались проводники тока, выполненные из различных металлов. На основании многочисленных единичных опытов сформировался общий вывод об электропроводности всех металлов. Наряду с другими методами познания, индуктивный метод сыграл важную роль в открытии некоторых законов природы (всемирного тяготения, атмосферного давления, теплового расширения тел и др.).

    Индукция, используемая в научном познании (научная индукция), может реализовываться в виде следующих методов:

    1. Метод единственного сходства (во всех случаях наблюдения какого-то явления обнаруживается лишь один общий фактор, все другие - различны; следовательно, этот единственный сходный фактор есть причина данного явления).

    2. Метод единственного различия (если обстоятельства возникновения какого-то явления и обстоятельства, при которых оно не возникает, почти во всем сходны и различаются лишь одним фактором, присутствующим только в первом случае, то можно сделать вывод, что этот фактор и есть причина данного явления).

    3. Соединенный метод сходства и различия (представляет собой комбинацию двух вышеуказанных методов).

    4. Метод сопутствующих изменений (если определенные изменения одного явления всякий раз влекут за собой некоторые изменения в другом явлении, то отсюда вытекает вывод о причинной связи этих явлений).



    5. Метод остатков (если сложное явление вызывается многофакторной причиной, причем некоторые из этих факторов известны как причина какой-то части данного явления, то отсюда следует вывод: причина другой части явления - остальные факторы, входящие в общую причину этого явления).

    Родоначальником классического индуктивного метода познания является Ф. Бэкон. Но он трактовал индукцию чрезвычайно широко, считал ее важнейшим методом открытия новых истин в науке, главным средством научного познания природы.

    На самом же деле вышеуказанные методы научной индукции служат главным образом для нахождения эмпирических зависимостей между экспериментально наблюдаемыми свойствами объектов и явлений. В них систематизированы простейшие формальнологические приемы, которые стихийно использовались учеными-естествоиспытателями в любом эмпирическом исследовании. По мере развития естествознания становилось все более ясным, что методы классической индукции далеко не играют той всеохватывающей роли в научном познании, которую им приписывали Ф. Бэкон и его последователи вплоть до конца XIX века.



    Такое неоправданно расширенное понимание роли индукции в научном познании получило наименование всеин-дуктивизма. Его несостоятельность обусловлена тем, что индукция рассматривается изолированно от других методов познания и превращается в единственное, универсальное средство познавательного процесса. С критикой всеиндук-тивизма выступил Ф. Энгельс, указавший, что индукцию нельзя, в частности, отрывать от другого метода познания --дедукции.

    Дедукция (от лат. deductio - выведение) есть получение частных выводов на основе знания каких-то общих положений. Другими словами, это есть движение нашего мышления от общего к частному, единичному. Например, из общего положения, что все металлы обладают электропроводностью, можно сделать дедуктивное умозаключение об электропроводности конкретной медной проволоки (зная, что медь - металл). Если исходные общие положения являются установленной научной истиной, то методом дедукции всегда будет получен истинный вывод. Общие принципы и законы не дают ученым в процессе дедуктивного исследования сбиться с пути: они помогают правильно понять конкретные явления действительности.

    Получение новых знаний посредством дедукции существует во всех естественных науках, но особенно большое значение дедуктивный метод имеет в математике. Оперируя математическими абстракциями и строя свои рассуждения на весьма общих положениях, математики вынуждены чаще все­го пользоваться дедукцией. И математика является, пожалуй, единственной собственно дедуктивной наукой.

    В науке Нового времени пропагандистом дедуктивного метода познания был видный математик и философ Р. Декарт. Вдохновленный своими математическими успехами, будучи убежденным в безошибочности правильно рассуждающего ума, Декарт односторонне преувеличивал значение интеллектуальной стороны за счет опытной в процессе познания истины. Дедуктивная методология Декарта была прямой противоположностью эмпирическому индуктивизму Бэкона.

    Но, несмотря на имевшие место в истории науки и философии попытки оторвать индукцию от дедукции, противопоставить их в реальном процессе научного познания, эти два метода не применяются как изолированные, обособленные друг от друга. Каждый из них используется на соответ­ствующем этапе познавательного процесса.

    Более того, в процессе использования индуктивного метода зачастую «в скрытом виде» присутствует и дедукция.

    «Обобщая факты в соответствии с какими-то идеями, мы, тем самым косвенно выводим получаемые нами обобщения из этих идей, причем далеко не всегда отдаем в себе в этом отчет. Кажется, что наша мысль движется прямо от фактов к обобщениям, т. е., что тут присутствует чистая индукция. На самом же деле, сообразуясь с какими-то идеями, иначе говоря, неявно руководствуясь ими в процессе обобщения фактов, наша мысль косвенно идет от идей к этим обобщениям, и, следовательно, тут имеет место и дедук­ция... Можно сказать, что во всех случаях, когда мы обобщаем, сообразуясь с какими-либо философскими положениями, наши умозаключения являются не только индукцией, но и скрытой дедукцией».

    Подчеркивая необходимую связь индукции и дедукции, Ф. Энгельс настоятельно советовал ученым: «Вместо того, чтобы односторонне превозносить одну из них до небес за счет другой, надо стараться каждую применять на своем месте, а этого можно добиться лишь в том случае, если не упускать из виду их связь между собой, их взаимное дополнение друг другом».

    В зависимости от того, существует ли между посылками и заключением умозаключения связь логического следования, различаются два вида умозаключений – дедуктивные и индуктивные.

    В дедуктивном умозаключении связь посылок и заключения опирается на логический закон в силу чего заключение с логической необходимостью следует из принятых посылок,

    В заключении дедуктивного умозаключения не может содержаться информация, отсутствующая в его посылках. Все рассматривавшиеся до сих пор правильные умозаключения относились к Дедуктивным. В основе каждого из них лежал тот или иной логический закон.

    В индуктивном умозаключении связь посылок и заключения не опирается на логический закон и заключение вытекает из принятых посылок не с логической необходимостью, а только с некоторой вероятностью.

    Индуктивное умозаключение опирается не на логические, а на некоторые фактические или психологические основания. В таком умозаключении заключение не следует логически из посылок и может содержать информацию, отсутствующую в них. Достоверность посылок не означает поэтому достоверности выведенного из них индуктивного утверждения. Индуктивное умозаключение дает лишь вероятные, или правдоподобные, заключения, нуждающиеся в дальнейшей проверке.

    Итак, дедукция – это выведение заключений, столь же достоверных, как и принятые посылки, индукция – выведение вероятных (правдоподобных, проблематичных) заключений.

    Примеры дедуктивных умозаключений:

    Если человек адвокат, он имеет высшее юридическое образование.

    Человек – адвокат.

    Этот человек имеет высшее юридическое образование.

    Всякий договор является сделкой.

    Всякая сделка направлена на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Всякий договор направлен на установление,изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

    Черта, отделяющая посылки от заключения, заменяет, как обычно, слово «следовательно».

    Посылки и первого и второго дедуктивного умозаключения истинны. Это означает, что истинными должны быть и их заключения.

    Примеры индуктивных рассуждений:

    Канада – республика,

    США – республика

    Канада и США – североамериканские государства.

    Все североамериканские государства являются республиками.

    Италия – республика;

    Португалия – республика;

    Финляндия – республика;

    Франция – республика.

    Италия, Португалия, Финляндия, Франция – западноевропейские страны.

    Все западноевропейские страны являются республиками

    Посылки и первого и второго индуктивного умозаключения истинны, но заключение первого из них истинно, а второго – ложно. Действительно, все североамериканские государства – республики; но среди западноевропейских стран имеются не только республики, но и монархии, например Англия, Бельгия и Испания.



    Индукция может привести от истинных посылок как к истинному, так и к ложному заключению. В отличие от дедукции, опирающейся на логический закон, она не гарантирует получения истинного заключения из истинных посылок. Заключение любого индуктивного умозаключения всегда только предположительно или вероятно.

    Подчеркивая это различие между дедукцией и индукцией, иногда говорят, что дедукция представляет собой демонстративное, доказательное умозаключение, в то время как индукция – это недемонстративное, правдоподобное рассуждение. Получаемые индуктивно предположения (гипотезы) всегда нуждаются в дальнейшем исследовании и обосновании.

    Характерные, дедукции – логические переходы от общего знания к частному. Во всех случаях, когда требуется рассмотреть какое-то явление на основании уже известно о общего принципа и вывести в отношении него необходимое заключение, мы умозаключаем в форме дедукции. Например:

    Все судьи исполняют свои обязанности на профессиональной основе.

    Иванов – судья .

    Следовательно, Иванов исполняет свои обязанности на профессиональной основе.

    Характерным примером индуктивных рассуждений являются обобщения, т.е. переходы от единичного или частного знания к общему.

    «Все тела, имеющие массу, притягиваются друг к другу».«Все преступления совершаются теми, кому это выгодно» – типичные индуктивные обобщения. Подытожив наблюдения над некоторыми телами, обладающими массой, И. Ньютон высказал мысль о всеобщем законе притяжения, относящемся и к тем объектам, которые никогда и никем не наблюдались. Юристы, анализировавшие разного рода преступления, постепенно пришли к убеждению, что преступления совершаются, как правило, теми, кому это в том или ином отношении выгодно.



    Рассуждения, ведущие от знания о части предметов к общему знанию обо всех предметах, – это типичные индукции, поскольку всегда остается вероятность того, что обобщение окажется поспешным и необоснованным. Например:

    Свобода мысли и совести – одно из основных личных прав человека.

    Свобода передвижения и поселения – одно из основных личных прав человека.

    Значит, всякая свобода являетсяодним из основных личных прав человека.

    Посылки этого рассуждения истинны, но заключение является ложным, поскольку права человека включают не только личные, но и политические, социальные, экономические, культурные, экономические права. Свобода собраний относится, в частности, к основным политическим правам граждан, а свобода труда – к социально-экономическим и культурным правам.

    Нельзя отождествлять, как это иногда делается, всякую дедукцию с переходом от общего к частному, а индукцию – с переходом от частного к общему. Умозаключение «Заключен договор поставки. Следовательно, неверно, что такой договор не заключен» является дедуктивным, но в нем нет перехода от общего к частному. Умозаключение «Если мы пойдем завтра в кино или пойдем в театр,то мы пойдем завтра в кино» является индуктивным, однако в нем нет перехода от общего к частному.

    К индуктивным умозаключениям относятся не только обобщения, но и уподобления, или аналогии, заключения о причинах явлений

    и др. Об этих типах индукции речь будет идти дальше. Сейчас же достаточно подчеркнуть, что индукция – это не только переход от частного к общему, но и вообще любой переход от достоверного знания к проблематичному.

    Проблема индукции. Из обычной жизни и из опыта научных наблюдений мы хорошо знаем, что в мире существует определенная повторяемость состояний и событий. За днем всегда следует ночь. Времена года повторяются в том же самом порядке. Лед всегда ощущается как холодный, а пламя неизменно жжет. Предметы падают, когда мы их роняем, и т.д.

    Наиболее важные регулярные, постоянные связи, исследованные наукой, называются научными законами.

    Закон устанавливает устойчивое и повторяющееся отношение между явлениями, их необходимую и существенную связь.

    Теоретическая и практическая ценность законов очевидна. Они лежат в основе научных объяснений и предсказаний и тем самым составляют фундамент понимания окружающего мира и его целенаправленного преобразования. Всякий закон является общим, универсальным утверждением. Он говорит о том, что в любом частном случае, в любом месте и в любое время если одна ситуация имеет место, то другая ситуация также имеет место.

    «Если тело имеет массу, оно испытывает гравитационные воздействия» – это физический закон, действующий всегда и всюду. Исключения не составляет даже свет.

    Всякий закон опирается на конечное число наблюдений. Но распространяется он на бесконечное число возможных случаев. Исходя из отдельных и ограниченных по числу фактов, ученый устанавливает всеобщий, универсальный принцип.

    Проблема индукции – это проблема перехода от знания об отдельных предметах исследуемого класса к знанию обо всех предметах этого класса.

    Почти все общие утверждения, включая научные законы, являются результатами индуктивного обобщения. В этом смысле индукция – основа всего нашего знания. Сама по себе она не гарантирует его истинности, но она порождает предположения, связывает их с опытом и тем самым сообщает им определенное правдоподобие, более или менее высокую степень вероятности. Опыт – источник и фундамент человеческого знания. Индукция, отталкивающаяся от того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.

    Особый интерес, проявляемый к дедуктивным умозаключениям, вполне понятен. Они позволяют из уже имеющегося знания получать новые истины, и притом с помощью чистого рассуждения, без обращения к опыту, интуиции и т.п. Дедукция дает стопроцентную гарантию успеха, а не просто обеспечивает ту или иную, быть может и высокую, вероятность истинного заключения. Отправляясь от истинных посылок и рассуждая дедуктивно, мы обязательно во всех случаях получим достоверное знание.

    Подчеркивая важность дедукции в процессе развертывания и обоснования нашего знания, не следует, однако, отрывать ее от индукции и недооценивать последнюю. Индукция, исходящая из того, что постигается в опыте, является необходимым средством его обобщения и систематизации.

    Необходимо различать метод индукции и дедукции, используемые в экономике. Есть отличия и между объективной логикой, историей развития, методами познания.

    Виды познания

    Объективно-логическое мышление предполагает общую линию, примером является переход общества из одной формации в другую.

    Объективно-исторический метод является конкретным проявлением определенной закономерности в бесконечном многообразии ее единичных проявлений и особенностей. В обществе в качестве примера можно использовать связь индивидуальных судеб с реальной историей страны.

    Методы

    Данные виды познания анализируются двумя методами: логическим и историческим. Любое явление можно понять, объяснить, только в его историческом развитии. Для того чтобы познать предмет, необходимо отразить историю его появления. Не имея представления о пути развития, трудно понять конечный результат. История идет зигзагами и скачками, для того чтобы при ее анализе не прерывалась последовательность, необходим вариант логического исследования. Для исследования истории нужны:

    • анализ;
    • синтез;
    • индукция;
    • дедукция;
    • аналогия.

    Логическое мышление предполагает обобщенное отражение исторического развития, поясняет его важность. Под данным методом часто подразумевают определенное состояние изучаемого объекта на конкретном временном промежутке. Зависит это от многих факторов, но решающее значение имеют задачи исследования, а также природа объекта. Так, для открытия своего закона И. Кемплер не изучал историю планет.

    Методика исследования

    Индукция и дедукция выделяются как отдельные методы исследования. Проанализируем особенности каждого из них, попробуем выявить характерные черты. Чем отличаются индукция и дедукция? Индукция представляет собой процесс выделения на основе общих положений частных (единичных) фактов. Существует подразделение ее на две части: неполную и полную. Для второй характерны выводы либо суждения о предметах на базе сведений обо всем множестве. На практике применяется и индукция, и дедукция, выбор зависит от конкретной ситуации. Частым явлением считается применение неполной индукции. В таком случае выводы об изучаемом объекте делают на основании частичных сведений о предмете. Достоверную информацию можно получить экспериментальными исследованиями, проведенными неоднократно.

    Применение в современности

    Индукция и дедукция широко используются и в настоящее время. Дедукция предполагает рассуждения от общего к индивидуальному (частному). Все выводы, которые получают в ходе таких рассуждений, являются достоверными только в том случае, когда для анализа были выбраны правильные методы. В человеческом мышлении тесно взаимосвязаны индукция и дедукция. Примеры такого единства позволяют человеку анализировать происходящие события, искать правильные пути разрешения проблемной ситуации. Индукция направляет человеческую мысль на вывод из общих гипотез проверяемых эмпирически следствий, их экспериментального подтверждения либо опровержения. Эксперимент характеризуется поставленным научно опытом, проводимым для изучения явления, вызванного им. Исследователь работает при определенных условиях, следит за получаемыми результатами, с помощью разнообразных приборов и материалов, направляет его в нужную сторону.

    Примеры

    Чем отличаются индукция и дедукция? Примеры использования этих методов можно найти в любой сфере деятельности современного человека. При рассмотрении дедуктивного метода мышления в качестве примера сразу возникает образ легендарного сыщика Шерлока Холмса. Эта методика связана с логикой, анализом множества деталей, принятием решения на основе полученной информации.

    Исследования в экономике

    Индукция и дедукция в экономике - привычное явление. Благодаря этим методам, выполняются все аналитические и статистические исследования, принимаются конкретные решения. Например, путем дедукции экономисты изучают потребительский спрос на ипотечное кредитование. Полученные в ходе исследований результаты анализируются, выводится общий результат, а на его основе принимается решение о модернизации предложения по данному виду кредитования для населения. Экономические исследования проводят по определенному алгоритму. Сначала выбирается объект исследования, который станет основой для работы статистов. Далее выдвигается гипотеза, именно от правильности ее постановки во многом зависит конечный результат исследования. Для того чтобы получить достоверную информацию, подбираются методы, создается алгоритм действий. Результаты считаются достоверными только в том случае, если эксперименты проведены не 1-2 раза, а несколькими сериями по 2-3 исследования.

    Заключение

    Мы проанализировали такие важные термины, как индукция и дедукция. Примеры из разных сфер деятельности человека подтверждают целесообразность использования сразу двух методик. Например, современная педагогика базируется на дедуктивных методиках. Прежде чем предлагать заемщикам определенные банковские продукты, они тщательно анализируются специалистами, предполагаются все возможные последствия их появления на рынке. Что именно выбрать: дедукцию либо индукцию, профессионалы решают с учетом конкретной ситуации. Дедукция позволяет делать выводы, в которых практически исключены ошибки. Именно данную методику психологи рекомендуют изучать людям, чтобы оберегать себя от постоянных стрессов, искать силы для борьбы со сложными проблемами.

    Воплощение живого и гибкого ума Шерлок Холмс – вымышленный персонаж. Его прототип Джозеф Белл был врачом и наставником Конан Дойла. Навыки дедуктивного мышления будут полезны не только сыщикам – журналисты, диагносты, исследователи – каждый найдет применение методу в своей профессии.

    В логике, науке о правильном мышлении, есть два вида умозаключений - дедукция и индукция. Слово «дедукция» образовалось от латинского deductio, что означает «выведение». Дедукция - это метод мышления, при котором логическим путем, в результате цепочки умозаключений, из общего положения выводится частное. То есть это вид рассуждений от общего к частному.

    Термин «дедукция» еще не так давно был известен только узкому кругу специалистов, но благодаря герою детективных романов Артура Конан Дойля , которого называли мастером дедуктивного метода, о дедукции узнал весь мир.

    Шерлок Холмс, отталкиваясь от общего - полной картины преступления с возможными его участниками, шел к частному - рассматривал каждого, кто мог его совершить, изучал мотивы, возможности, поведение, и путем логических умозаключений определял преступника, предъявляя ему неоспоримые доказательства.

    • все металлы способны проводить ток;
    • серебро - это металл;
    • следовательно, серебро тоже проводит ток.

    Методу дедукции противостоит метод индукции - когда вывод делается на основе рассуждений, идущих от частного к общему. Например:

    • реки Енисей Иртыш и Лена текут с юга на север;
    • реки Енисей, Иртыш и Лена - сибирские реки;
    • следовательно, все сибирские реки текут с юга на север.

    Разумеется, это упрощенные примеры дедукции и индукции. Умозаключения должны опираться на опыт, знания и конкретные факты. В противном случае не удалось бы избежать обобщений и сделать ошибочные выводы. Например, «Все мужчины - обманщики, значит ты тоже обманщик». Или «Вова лентяй, Толик лентяй и Юра лентяй, значит все мужчины - лентяи».

    В повседневной жизни мы пользуемся простейшими вариантами дедукции и индукции, даже не догадываясь об этом. Например, увидев растрепанного человека, который несется сломя голову, мы думаем - наверно, он куда-то опаздывает. Или глянув утром в окно и заметив, что асфальт усыпан мокрыми листьями, мы можем предположить, что ночью шел дождь и был сильный ветер. Мы говорим ребенку, чтобы он в будний день не сидел допоздна, потому что предполагаем, что тогда он проспит школу, не позавтракает и пр.

    Как можно применить дедукцию на практике?

    Судя по тому, как с помощью дедуктивного метода распутывает детективные истории Шерлок Холмс, его могут взять на вооружение следователи, юристы, сотрудники правоохранительных органов. Впрочем, владение дедуктивным методом пригодится в любой сфере деятельности: студенты смогут быстрее понять и лучше запомнить материал, менеджеры или врачи - принять единственно правильное решение и пр.

    Наверно, нет такой области человеческой жизни, где дедуктивный метод не сослужил бы службу. С его помощью можно делать выводы об окружающих людях, что важно при построении взаимоотношений с ними. Он развивает наблюдательность, логическое мышление, память и просто заставляет думать, не давая мозгу состариться раньше времени. Ведь наш мозг нуждается в тренировках не меньше, чем наши мышцы.

    Как развить дедукцию?

    Дедукция – медленное мышление, которое основывается на осознанном формировании оценок и выводов. Его использовал тот же Шерлок Холмс. Мы же нередко даем оценку каким-либо событиям или людям, используя быстрое мышление, которое реагирует мгновенно и часто заставляет нас принимать ошибочные решения.

    Приобрести навыки медленного мышления можно, если его постоянно тренировать. Для этого нужно:

    1. Решать задачи

    Это могут быть задачи по физике, математике, химии, ведь в процессе интеллектуальной деятельности как раз и происходит тренировка медленного мышления. Правда, придется восстановить подзабытые школьные знания этих предметов, а если у кого-то еще со школьных времен сохранилась нелюбовь к точным наукам и разным задачкам, можно воспользоваться книгами с головоломками, специально подобранными для развития логического мышления. Его развитию также способствуют покер и шахматы.

    2. Расширять кругозор

    Глубокие знания в различных областях культуры, науки, искусства и т. д., а также широкий кругозор позволят стать всесторонне развитой личностью, которая будет строить свои умозаключения, опираясь на знания и опыт, а не на догадки. Здесь неоценимую услугу окажут энциклопедии, словари, справочники, книги и фильмы, путешествия.

    3. Проявлять дотошность

    Можно взяться за изучение какого-то одного предмета или факта, но сделать это тщательно и всесторонне. Такой факт или предмет должен вызывать эмоциональный отклик и интерес, только тогда будет результат. Например, читая книгу или просматривая фильм, нужно обращать внимание на разные детали во внешности и поведении героев, чтобы попытаться предугадать дальнейший ход событий. Такие эксперименты лучше всего проводить с книгами или фильмами детективного жанра.

    4. Развивать гибкость мышления

    Решив задачу или проблему одним способом, следует попытаться найти другие пути решения, посмотрев на них с иного ракурса или с иной точки зрения. Чтобы выбрать оптимальный вариант, стоит прислушаться к мнению других людей и рассмотреть их версии. Ваши опыт и знания плюс опыт и знания других людей, наличие нескольких вариантов помогут сделать единственно верное умозаключение.

    5. Быть наблюдательным

    В разговоре с другими людьми стоит не только слушать, но и смотреть: отмечать их жесты, мимику, тембр голоса, интонацию. Таким образом можно будет распознать намерения человека и понять, насколько он правдив, дружелюбен и искренен.

    Развивать наблюдательность можно, рассматривая посторонних людей на улице и мысленно угадывая, где они работают, куда идут, их семейное положение, привычки и характер. (Конечно, это стоит делать незаметно - вряд ли кому-то понравится, что его разглядывают.) Наблюдая за тем, какие у человека руки, цвет лица, прическа, обувь, сумка и т. д., можно предположить, какие у него привычки, предпочтения, чем он занимается, хотя сам он не произнесет ни слова.

    6. Развивать произвольное и непроизвольное внимание

    Это необходимо для того, чтобы уметь не упускать из внимания важные детали, правильно их толковать и не отвлекаться на посторонние предметы. Непроизвольное внимание - это своего рода боковое зрение. Для его тренировки необходимо наблюдать за привычными предметами в непривычной обстановке. Например, при другом освещении или звуковом фоне.

    Произвольное внимание - это способность сосредоточиться на одном объекте, ни на что не отвлекаясь. Известно, что обычно человек удерживает внимание на одном объекте не больше 20 минут. Шерлоку Холмсу, например, сосредоточиться помогали одиночество, трубка и игра на скрипке.

    7. Совмещать дедукцию и индукцию

    Например, в больницу поступает пациент с диагнозом «язва желудка». Для его подтверждения врач смотрит, присутствуют ли все симптомы, характерные для этого заболевания, и после этого подтверждает или отрицает диагноз. И наоборот: в поликлинику приходит человек, который жалуется на боли в желудке, изжогу, отсутствие аппетита и пр. - и врач, собрав воедино все симптомы, ставит диагноз.

    Эти простые примеры еще раз доказывают, что для успешного пользования разными методами мышления необходимо располагать немалыми знаниями и опытом.

    Индукция - способ проверки гипотезы. Индукция в философии - это метод мышления, с помощью которого можно найти один общий признак и, таким образом, классифицировать предметы и явления. Для уточнения результатов индуктивного мышления в науке также применяется дедукция - противопоставляемый индукции метод мышления, для которого необходимо от общего заключения прийти к частному.

    История появления термина

    Впервые термин «индукция» упоминается в работах Сократа. Но он вкладывал в него иное значение. Сократ называл индукцией познание, заключавшееся в поиске общего определения для описания нескольких частных случаев. Аристотель описывает индукцию, как сравнительное умозаключение, при котором мыслительный процесс оценивает частные случаи и приводит их к общему знаменателю. Мыслитель противопоставлял индукцию силлогизму, направленному на поиск усредненного значения.

    В эпоху Возрождения наследие Аристотеля переоценивается и критикуется. В научных кругах силлогизм, как метод исследования, отрицается, а индуктивный метод считается единственным способом получения достоверной информации. Создателем современного индуктивного метода считается Ф. Бэкон. Он отказывается от использования силлогизма, но при этом его теория индукции вовсе не противоречит силлогизму. В основе индуктивного метода Бэкона, лежит принцип сравнения. Чтобы прийти к заключению, необходимо провести анализ всех случаев и вывести закономерность, т. е. сделать обобщение.

    Следующей попыткой отказаться от силлогизма в пользу индукции было исследование Дж. Милля. Он полагал, что для получения силлогического заключения необходимо идти от частного к частному, не стремясь к общему. Индуктивное заключение видится ему анализом явлений одного порядка. Все умозаключения требуют применения четырех методов:

    1. Метод согласия. Если у исследуемых явлений есть хотя бы один общий признак, вероятно, он является первопричиной.
    2. Метод различия. Если у двух сравниваемых случаев имеется только одно различие, а в остальном они сходны, то это различие - причина явления.
    3. Метод остатков. Для той части явления, которую невозможно объяснить очевидной причиной, необходимо искать обоснование среди оставшихся версий. На первый взгляд они часто кажутся невероятными, но одна в конечном итоге окажется достоверным объяснением.
    4. Метод соответствующих изменений. Если несколько явлений изменяются под влиянием одного обстоятельства, вероятно, между ними есть причинная связь.

    Примечательно, что методы, которые Бэкон представляет, как индуктивные, имеют дедуктивную составляющую. В частности, метод остатков работает по принципу исключения версий, продвигаясь от общего к частному.

    Особенности индуктивного метода

    В науке различают два вида индуктивного метода: полная индукция и неполная индукция.

    Полная индукция

    При полной индукции, мыслительному анализу поочередно подвергаются все предметы из группы. Они отождествляются с заданным признаком. Если каждый предмет будет соответствовать поставленному условию, можно с уверенностью предположить, что предметы имеют общую природу.

    Неполная индукция

    Главное отличие неполной индукции - отсутствие возможности сделать достоверное умозаключение. При неполной индукции сравнению подвергаются отдельные элементы предметов, и на основании результата делает предположение. Неполная индукция позволяет сделать только частное заключение, тогда как полная индукция стремится к общему.

    Как правильно использовать дедуктивный и индуктивный подход

    Использование индукции, как единственного метода поиска информации не дает объективной картины.

    Индуктивный и дедуктивный методы рассуждения имеют противоположный способ движения мысли, но они не противоречат друг другу, а дополняют. Для дедуктивного рассуждения нужно общее утверждение, а индуктивное собирает частные случаи, подводя их под одну теорию. Чтобы получить результат, приближенный к истине, необходимо использовать оба метода сразу. Это позволяет проверить каждую теорию и отсеять неправдоподобные. А из оставшихся путем сравнения выбрать одну, которая будет отвечать все заданным требованиям.

    Предполагается, что сам Декарт и другие представители научного сообщества, использовавшие метод индукции, на самом деле применяли комбинацию методов. Использование одного метода повышает риск формулировки ложных выводов. Если исследователь не может подвести все предметы к общему фактору, у него возникнет желание отбросить несоответствия и тем самым исказить условия эксперимента, и получить неправильный результат.

    Роль методов мышления в психологии

    Дедукция и индукция - методы мышления, которые нужно применять в комплексе. Изучение психических процессов, отвечающих за развитие, взаимосвязь и взаимодействие мыслительных процессов - одна из задач психологии. Форма проявления дедукции и индукции в психологии называется дедуктивным мышлением.

    Люди, обращающиеся к психотерапевту, используют неполную индукцию и получают ошибочные выводы. Например, у изменившей мужу жены волосы рыжего цвета, значит все женщины с рыжими волосами - изменщицы. Иногда, выводы, полученные в результате дедуктивного мышления, настолько оторваны от реальности, что несут угрозу жизни пациента. Если человек решит, что для него опасна вода, он полностью откажется от ее использования. Без лечения он погибнет. Вода для него - источник стресса, вызывающий паническую реакцию. Самостоятельно справиться с такой нагрузкой на психику человек не может и в момент эмоционального всплеска он становится опасен для окружающих.

    Такое неосознанное применение индуктивного мышления называется фиксацией. Способом избавления от фиксации станет правильное дедуктивное мышление, но его развитие, как и любой другой метод терапии, должен проходить под наблюдением психотерапевта.

    1. Решение логических задач. Классический метод дедуктивного мышления - это математическое мышление. Чтобы решить задачу, человек использует логику, а это способствует развитию навыка отличать ложное суждение от правдоподобного.
    2. Расширение кругозора. По сути, это пополнение багажа знаний любой информацией, которая интересна конкретному человеку. Для этого необязательно читать учебники. Новую информацию можно получить, просматривая фильмы или сайты, общаясь с другими людьми, путешествуя.
    3. Развитие точности. Умение конкретизировать помогает подобрать правильный критерий, по которому оценивается явления.
    4. Гибкость ума. Малый объем знаний способствует закостенелости ума. Имея ограниченный набор типовых ситуаций, человек выбирает не наиболее вероятную, а ту, которая вспомнится ему первой. А поскольку выбор у него невелик, она вряд ли будет подходящей.
    5. Наблюдательность. Это инструмент, с помощью которого человек пополняет внутреннюю копилку личного опыта. Именно на его основе, делаются умозаключения.

    Иногда, можно встретить термин «психологическая индукция», но у него нет конкретного определения. Часто, под индукцией подразумевают проявление некоторых психических заболеваний или аффективное состояние.

    Минусы индуктивного подхода

    Применение индуктивного метода имеет границы. Задача логики - обозначить их. Проведение аналогии не является доказательным методом, но дает возможность для поиска общих черт предметов и явлений. Для получения достоверного результата, необходимо иметь достаточное количество разнообразных примеров, чтобы представлять всю группу явлений.

    Учитывая это, индуктивные заключения часто приводят к ошибочному выводу. Использование индукции предполагает работу со следствием, которое может быть вызвано разными причинами или их сочетанием. Поэтому достоверность полученной информации напрямую зависит от интеллектуальных способностей исследователя. Формируя умозаключения, он опирается только на свою логику и рационализм.

    Неспособность отделить правдоподобные версии приводит к ошибочному выводу. А поскольку познавательные возможности человека ограничены, всегда существует риск анализа по ошибочному признаку и получения ложного результата.

    В чем отличие дедукции от индукции?

    Дедукция в философии - особый способ мышления, используя который человек делает логические выводы, основываясь на общей информации и выбирая из нее наиболее подходящий ситуации вариант развития событий. Применение дедуктивного метода требует умения составлять логические цепочки, в которых из одного явления последовательно вытекает второе. Этот способ обработки информации получил известность благодаря книгам о Шерлоке Холмсе, который использовал его для раскрытия преступлений.

    О дедукции было известно еще мыслителям античного периода. Дедукция использовалась в философии для формирования умозаключений на основании уже имеющихся знаний. У каждого философа было свое представление о правильной дедукции. Например, Декарт называл дедукцию интуитивным способом получения информации, который в результате продолжительных размышлений, обязательно приводит к единственной правильной версии. Лейбниц полагал, что дедукция - единственный способ достичь истинного знания.

    Дедукция превосходит большинство методов, поскольку выполняет такие функции:

    • помогает быстрее найти верное решение;
    • используется в тех областях, знания о которых поверхностны;
    • способствует развитию логического мышления;
    • помогает анализировать гипотезы, оценивая их правдоподобность;
    • ускоряет мышление.

    К минусам дедуктивного метода относятся:

    • невозможность применять метод для изучения новых явлений;
    • некоторые частные случаи очень сложно привести к общему знаменателю;
    • полученные, благодаря дедукции, знания сложнее усвоить, поскольку человек получает готовый ответ, не утруждая себя сбором предварительной информации.

    Использование дедукции в философии позволяет быстро и достоверно проверять информацию при условии правильного употребления законов логики.

    Применение индукции в философии

    Английский энциклопедист и философ У. Уэвелл был главным оппонентом Дж. Милля. Но и он признавал индукцию - необходимым и незаменимым методом познания в философии. В книге «Философия индуктивных наук» он пересмотрел саму суть научного знания, выведя науку из сферы туманного и закрытого в область доступного и необходимого. Благодаря его трудам научное сообщество получило возможность проводить исследования открыто. Уэвелл популяризовал само слово «наука», которое заменило натурфилоосфию. Переосмысление философом теории индукции, позволило ей стать одним из основных методов исследования.

    Исследователь К. Поппер, в процессе проверки гипотез, отводит индукции ключевое значение. Индукция не может определить истинно ли утверждение, но помогает с точностью отобрать те версии, которые не выдерживают проверки экспериментом. Если в результате проведения опытов часть теорий подтвердилась, а другая часть была опровергнута, предпочитаемыми будут те теории, которые дали положительный результат. Но при этом следует помнить, что индукция не помогает найти универсальное подтверждение, которое подойдет всем выдвинутым версиям.