Что такое хатынь. Хатынь – мемориальный комплекс в Беларуси

охранной полиции из состава украинского коллаборационистского формирования 118-й шуцманшафт батальон за убийство партизанами нескольких немецких военнослужащих. В соответствии с принципом общего коллективного наказания за возможное оказание жителями деревни помощи партизанам все 149 жителей Хатыни были сожжены заживо или растреляны .

В 1969 году на месте, где находилась деревня, был открыт мемориальный комплекс. Хатынь стала символом массового уничтожения мирного населения, осуществлявшегося нацистами и коллаборационистами на оккупированной территории СССР .

С начала 1943 г. в связи с возросшей силой белорусских партизан германское командование проводило ряд карательных антипартизанских акций в треугольнике Себеж - Освея - Полоцк . В феврале-марте 1943 года в треугольнике Себеж - Освея - Полоцк в Белоруссии, а также в Псковской области, немецким командованием проводилась антипартизанская операция под названием «Зимнее волшебство » (нем. Winterzauber ) , в рамках которой, по-видимому, и была уничтожена деревня Хатынь.

В операции принимали участие зондербатальон СС «Дирлевангер» и десять охранных шуцманшафт-батальонов, сформированных из коллаборационистов. Из них восемь латышских батальонов , а также 2-й литовский, 50-й и 118-й. Во время этой операции было разграблено и сожжено 158 населённых пунктов, в том числе вместе с людьми сожжены деревни Амбразеево, Аниськово, Булы, Жерносеки, Калюты, Константиново, Папоротное, Соколово, и др. Всего в ходе операции только в Белоруссии было уничтожено и сожжено заживо 3 500 местных жителей, 2 000 угнали на каторжные работы в Германию, более 1 000 детей в Саласпилсский лагерь смерти (Латвия) . Тысячи людей погибли и в Псковской области. Поскольку потери карателей исчислялись единицами, можно сделать вывод, что боестолкновений с партизанами почти не было, а вся операция свелась к массовым убийствам гражданского населения.

Из 9 200 населённых пунктов, разрушенных и сожжённых гитлеровцами в Белоруссии во время Великой Отечественной войны, свыше 5 295 нацисты и их пособники уничтожили вместе со всем или с частью населения в период карательных операций .

Повод для проведения карательной операции в Хатыни

21 марта 1943 года в Хатыни заночевали партизаны из отряда «Дяди Васи» (Василия Воронянского). Наутро 22 марта они ушли в сторону Плещениц. Одновременно из Плещениц им навстречу в направлении на Логойск выехала легковая автомашина и два грузовика 118 шуцманшафт батальона 201 немецкой охранной дивизии. У развилки дорог в 6 км от Хатыни колона была обстреляна партизанами. Шеф-командир первой роты гауптштурмфюрер СС Ганс Вёльке, пулеметчик Шнайдер, трое полицаев были убиты и ещё двое ранены. Командир взвода Мелешко, раненный в голову, приказал уничтожить партизан. Во время преследования каратели стокнулись с 26 жителями деревни Козыри, работавших на лесозаготовке, которые тут же были растреляны. О нападении на карательный батальон было доложено штурмбаннфюреру СС Дирлевангеру .

Дирлевангер, узнав об убийстве Ганса Вёльке, который был чемпионом Олимпийских игр 1936 года и был лично знаком с Гитлером , приказал уничтожить Хатынь вместе с жителями. . По тревоге был поднят 118-й шуцманшафт батальон . Во второй половине дня 22 марта 1943 года каратели окружили деревню.

118 карательный батальон

118-й карательный батальон был сформирован в июне 1942 года в районе Киева в основном из националистов западных областей Украины и военнопленных Красной Армии , попавших в Киевский котел . Командовал батальоном бывший польский майор Смовский, начальник штаба- бывший старший лейтенант Красной Армии Григорий Васюра, командир взвода - бывший лейтенант Красной Армии Василий Мелешко. Немецким «шефом» 118-го карательного батальона был майор СС Эрих Кернер,

Действия в Хатыни были не единственными в послужном списке батальона. 13 мая Васюра возглавлял боевые действия против партизан в районе села Дальковичи. 27 мая батальон проводит карательную операцию в селе Осови, где было расстреляно 78 человек. Далее карательная операция «Коттбус» на территории Минской и Витебской областей - расправа над жителями села Вилейки; уничтожение жителей села Маковье и Уборок, расстрел 50 евреев у села Каминская Слобода. За эти «заслуги» гитлеровцы присвоили Васюре звание лейтенанта и наградили двумя медалями.

Описание преступления

Ванда Яскевич - одна из 149 сожжённых жителей Хатыни

Жители деревни ничего не знали об утреннем инциденте, в ответ на который был применен принцип общего коллективного наказания, нарушающий все правила и обычаи ведения войны.

По приказу Кернера и Смовского полицейские под руководством Васюры согнали всё население Хатыни в колхозный сарай и заперли в нём. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни были многодетные семьи - так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких - семеро. В сарае заперли также Антона Кункевича из деревни Юрковичи и Кристину Слонскую из деревни Камено, которые оказались в это время в Хатыни. Сарай обложили соломой, облили бензином, переводчик-полицейский Лукович поджег его. В оцеплении в тот трагический день стоял и один предатель из местных националистов, некий Иван Петричук из Плещениц.

Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом, задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама деревня была уничтожена полностью.

Две девушки - Мария Федорович и Юлия Климович - чудом смогли выбраться из горящего сарая и доползти до леса, где их подобрали жители деревни Хворостени Каменского сельсовета. Позднее и эта деревня была сожжена оккупантами, и обе девушки погибли.

Из находившихся в сарае детей семилетний Виктор Желобкович и двенадцатилетний Антон Барановский остались в живых. Витя спрятался под телом своей матери, которая прикрыла сына собой. Ребёнок, раненный в руку, пролежал под трупом матери до ухода карателей из деревни. Антон Барановский был ранен в ногу пулей, и эсэсовцы приняли его за мёртвого. Обгоревших, израненных детей подобрали и выходили жители соседних деревень. После войны дети воспитывались в детском доме. Ещё троим - Володе Яскевичу, его сестре Соне и Саше Желобковичу - также удалось скрыться от нацистов.

Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар: среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот, получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца. Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в мемориальном комплексе. По результатам расследования автора книги о Хатыни Елены Кобец-Филимоновой, утверждается, что Каминский в этот день в деревне не находился - он ушёл в лес для того, чтобы набрать хвороста и засмолить овцу для партизан.

Одному из выживших жителей Хатыни - Антону Барановскому - 22 марта 1943 года было 12 лет. Он никогда не скрывал правду о событиях в Хатыни, открыто об этом говорил, знал имена многих полицаев, сжигавших людей. Но в 1969 году , спустя пять месяцев после открытия мемориального комплекса, Антон погиб. В последний месяц своей жизни он работал в Оренбурге . Ночью барак, в котором он жил, загорелся и Антон умер от удушья.

Список карателей

  • командир - майор Смовский, майор Иван Шудря
  • командиры рот: гауптман Ганс Вельке (1943) (Hans Woellke); Винницкий;
  • взводные: лейтенант Мелешко, Пасичнык;
  • начальники штаба: Григорий Васюра (с декабря 1942)
  • рядовой состав: капрал-пулемётчик И.Козынченко, рядовые Г.Спивак, С.Сахно, О.Кнап, Т.Топчий, И.Петричук, Катрюк, Лакуста, Лукович, Щербань, Варламов, Хренов, Егоров, Субботин, Искандеров, Хачатурян.

Их наказание

В советское время факт преступления украинских националистов в Хатыни замалчивался. Первый секретарь Украины КПСС В. Щербицкий обращался в Центральный комитет партии с просьбой не разглашать о участии украинцев в зверском убийстве мирных жителей деревни. К просьбе отнеслись с «пониманием».

После службы в Белоруссии Васюра продолжил службу в 76 пехотном полку, который был разбит уже во Франции . По окончанию войны Васюре в фильтрационном лагере удалось замести свои следы. Только в 1952 г. за сотрудничество с оккупантами во время войны трибунал Киевского военного округа приговорил его к 25 годам лишения свободы. В то время о его карательной деятельности ничего не было известно. 17 сентября 1955 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «Про амнистию советских граждан, которые сотрудничали с оккупантами во время войны 1941-1945», и Васюра вышел на свободу. Вернулся к себе в Черкасскую область.

Сотрудники КГБ позднее нашли и снова арестовали преступника. К тому времени он работал заместителем директора одного из совхозов на Киевщине, в апреле 1984 был награждён медалью «Ветеран труда», каждый год его поздравляли пионеры с 9 мая. Очень любил выступать перед пионерами в образе ветерана войны, фронтовика-связиста, и даже именовался почетным курсантом Киевского высшего военного инженерного дважды Краснознаменного училища связи имени М. И. Калинина - того, что закончил до войны.

Вопрос прокурора: «Судя по анкетам, большинство ваших подчинённых до этого служили в Красной Армии, прошли через немецкий плен, их нет нужды водить за ручку?»

Васюра: «Да, служили. Но это была шайка бандитов, для которых главное - грабить и пьянствовать. Возьмите комвзвода Мелешку - кадровый советский офицер и форменный садист, буквально шалел от запаха крови».

Из материалов процесса по делу Г. Васюры

Список погибших жителей

В соответствии с Актом комиссии Логойского исполкома райсовета народных депутатов от 26 мая 1969 года установлена дата и время сожжения деревни Хатынь: 22 марта 1943 года в 14-00, а также список сожженных «мирных советских граждан» :

  • Семья Желобковича Андрея Ивановича - 5 человек;
  • Семья Желобковича Петра Антоновича - 6 человек;
  • Семья Желобковича Романа Степановича - 4 человек;
  • Семья Барановского Иосифа Ивановича - 10 человек;
  • Семья Новицкого Александра Романовича - 9 человек;
  • Семья Барановской Софии - 4 человек;
  • Семья Жыдовича Савелия Казимировича - 9 человек;
  • Семья Каминского Ивана Иосифовича - 7 человек;
  • Семья Каминская Адэля - 6 человек;
  • Семья Желобковича Ивана Ивановича - 13 человек;
  • Семья Иотка Казимира Феликсовича - 9 человек;
  • Семья Желобкович Ефрасинии Ивановны - 3 человека;
  • Семья Иотка Ивана Александровича - 4 человек;
  • Рудак Мария Ивановна - 1 человек;
  • Миранович Стефанида Климентьевна - 1 человек;
  • Семья Дражынской Юзефы Антоновны - 5 человек;
  • Семья Мирановича Иосифа Иосифовича - 7 человека;
  • Семья Карабана Константина Устиновича - 5 человек;
  • Федарович Анна Сидоровна - 1 человек;
  • Семья Карабана Петра Васильевича - 2 человек;
  • Семья Карабан Юлии Амбросиевны - 6 человек;
  • Семья Яскевича Антона Антоновича - 8 человек;
  • Семья Рудака Иосифа Ивановича - 6 человек;
  • Семья Федаровича Иосифа Сидоровича - 8 человек;
  • Семья Климовича Антона Максимовича - 5 человек:

Всего: 149 человек (75 детей), 26 дворов

Мемориальный комплекс «Хатынь»

В память сотен белорусских деревень, уничтоженных нацистами в годы Великой Отечественной войны , в январе 1966 года было принято решение о создании в Логойском районе мемориального комплекса «Хатынь». В марте 1967 года был объявлен конкурс на создание проекта мемориала. В конкурсе победил коллектив архитекторов: Ю. Градов, В. Занкович, Л. Левин , скульптор народный художник БССР С. Селиханов. Торжественное открытие мемориального комплекса «Хатынь» состоялось 5 июля 1969 года .

Мемориальный архитектурно-скульптурный комплекс занимает площадь около 50 га. В центре композиции мемориала находится шестиметровая бронзовая скульптура «Непокорённый человек» с мёртвым ребёнком на руках. Рядом сомкнутые гранитные плиты, символизирующие крышу сарая, в котором были сожжены жители деревни. На братской могиле из белого мрамора - Венец памяти. На нём - наказ погибших живым:

На обратной стороне Венца памяти - ответ живых погибшим:

Родные вы наши.

Головы в скорби великой склонив, стоим перед вами.
Вы не покорились фашистским убийцам в черные дни лихолетья.
Вы приняли смерть, но пламя любви вашей к Родине нашей Советской вовек не погаснет.
Память о вас в народе бессмертна, как вечна земля и вечно яркое солнце над нею!

«Кладбище деревень»

Бывшая улица деревни выложена серыми, под цвет пепла, железобетонными плитами. В тех местах, где когда-то стояли дома, поставлено 26 символических бетонных нижних венцов срубов и столько же обелисков , напоминающих печные трубы, опалённые огнём. Перед каждым из сожжённых домов установлена открытая калитка, как символ гостеприимства жителей деревни. На трубах-обелисках - бронзовые таблички с именами тех, кто здесь родился и жил. Сверху каждого обелиска - печально звенящий колокол . Колокола звонят одновременно каждые 30 секунд.

На территории комплекса находится единственное в мире «Кладбище деревень» - 185 могил, каждая из которых символизирует одну из невозрождённых белорусских деревень, сожжённых вместе с населением (186-я невозрождённая деревня - это сама Хатынь). Одна из таких деревень - Шуневка . Могила каждой деревни представляет собой символическое пепелище, в центре которого расположен пьедестал в виде языка пламени - символ того, что деревня была сожжена. В траурной урне хранится земля деревни. На могиле написаны название деревни и название района, в котором стояла деревня.

Ещё один мемориальный элемент комплекса - «символические деревья жизни», на ветвях которых в алфавитном порядке перечислены названия 433 белорусских деревень, которые были уничтожены оккупантами вместе с жителями, но восстановлены после войны.

Мемориальный элемент «Стена памяти» включает мемориальные плиты с названиями свыше 260 лагерей смерти и мест массового уничтожения людей на территории Белоруссии.

На территории мемориала также находится мемориальный элемент «Вечный огонь» На квадратном траурном постаменте в трёх углах расположены три берёзки. Вместо четвёртой горит вечный огонь - в память о каждом четвёртом погибшем жителе Белоруссии.

Мемориальный комплекс «Хатынь» включён в государственный список историко-культурного наследия. В 2004 году была проведена реконструкция комплекса.

Галерея







В культуре

  • Уничтожение деревни легло в основу романа белорусского писателя Алеся Адамовича - «Хатынская повесть ». Книга, в свою очередь, послужила сценарной основой для советского кинофильма - «Иди и смотри ».

Примечания

  1. Petrouchkevitch Natalia Victims and criminals: Schutzmannschaft battalion 118: Theses and Dissertations (Comprehensive) - Belarus, Ukraine, Wilfrid Laurier University - 1999. - P. 35.
  2. Трагедия Хатыни // Сайт Государственного мемориального комплекса «Хатынь» (khatyn.by) (Проверено 5 октября 2010)
  3. 65 лет назад произошла трагедия в деревне Хатынь // © Сайт infobank.by (Проверено 6 октября 2012)
  4. Аннотация на док фильм Ольги Дыховичной и Александра Милославова «Позорная тайна Хатыни», 2008. // © Сайт «Царскій вестнік» (gusaram.narod.ru) (Проверено 6 октября 2012)
  5. Токарев М., ген.м-р.юст. Хатынь. К 65-й годовщине трагедии (Ст. из Белорусской военной газеты «Во славу Родины») // Сайт «Единое Отечество» (www.otechestvo.org.ua) 24.03.2008.
  6. Рогатко Виктория, Чамковский Виктор Кто сжёг Хатынь? // Сайт телевизионной программы «Документальный детектив» (www.detektiv.by) - Белоруссия: телеканал «ОНТ», эфир от 20 июня 2008. (Проверено 6 октября 2012)
  7. Косик В. Правда історії. Роки окупації України 1939−1944. (Збірник статей). - Київ: Українська видавнича спілка, 2008. - С. 77. - ISBN 978-966-410-011-0 . (укр.)
  8. 118-й охранный батальон // Сайт Государственного мемориального комплекса «Хатынь» (khatyn.by) (Проверено 5 октября 2010)
  9. «Оранжевые дети третьего рейха» - фильм М. Леонтьева и Вероники Крашенинниковой.

Произвел на меня слишком сильное впечатление. Однако обойти стороной это место, эту страницу истории нашей страны считаю неэтичным. О трагедии Хатыни должны знать и помнить – и я, и вы, и все.

Сразу скажу, что в Хатыни я не была и не планирую ее посещение в ближайшее время. К этому надо прийти, лично я пока не готова. Пожалуйста, не относитесь к этому месту как к достопримечательности Беларуси, поездке выходного дня, экскурсии ради впечатлений. Хатынь – это не туризм. Это значительно больше, глубже. Это одна история ужаса и зла, которые способен причинить человек человеку. А ведь их, историй, были сотни…

  • Официальный сайт: http://www.khatyn.by/
  • Телефоны: +375 17 74 55787 (ГМК «Хатынь»), +375 17 5071076 (МК « «)
  • Цена билета
  • Как доехать в Хатынь на карте

Трагедия Хатыни. 1943 год, 22 марта

Миру известна страшная трагедия Хатыни, произошедшая в годы Великой Отечественной войны, которая была стерта с лица земли 22 марта 1943 г. В этот весенний день фашистские изверги, стремясь отомстить за совершенное партизанами нападение на их автоколонну, подошли к деревне. В результате обстрела колонны погиб офицер нацистов, а Хатынь находилась всего в 6 км от места засады партизан. Местные жители не имели никакого отношения к диверсии, но немцев это нисколько не волновало. Не волновали их жизни: ни детей, ни стариков, ни женщин. Все, находившиеся в тот день в Хатыни, были загнаны и заперты в колхозном сарае — более 150 человек, половина из которых дети и подростки.

Удостоверившись, что все жители деревни находятся в сарае, нацисты закрыли его и обложили соломой. Потом, приготовившись стрелять, если кому-то удастся выбраться, облили сарай бензином и подожгли. Обезумевшие от дыма и огня, люди кричали и плакали. Дети пытались найти спасение у родителей. Ужас и желание жить заставили обожженных, в горящей одежде, людей выломать двери. Но фашисты, действуя с изуверской жестокостью, расстреливали всех, вырывающихся из огненного ада. Закончив убивать, фашисты разграбили дома и сожгли их, оставив от Хатыни лишь пепелище.

Нацисты думали, что не осталось ни одного свидетеля их зверств. Но троим жителям чудом удалось выжить. Это были два мальчика, находившиеся во время трагедии в сарае – Виктор Желобкович и Антон Барановский. Вите тогда было всего 7 лет, Антону – 12. После того, как фашисты покинули деревню, туда пришли жители соседних деревень и обнаружили их чуть живыми от ран и ожогов. Детей выходили, после войны они росли в детском доме.

Еще один выживший – 56-летний Иосиф Каминский, местный кузнец. Когда он, раненый, пришел в себя, каратели уже ушли из Хатыни. Начав разыскивать на пепелище родственников, Каминский нашел своего сына, который был тяжело ранен и умер на руках у отца. Этот момент отражен в мемориальном памятнике всем погибшим в Хатыни.

Хатынь. История трагедии – мы должны помнить!

В 1966 г. руководство Белоруссии приняло решение увековечить память всех погибших во время Великой Отечественной войны. Мемориал, который бы напоминал всем следующим поколениям, каковы были жертвы белорусского народа в той войне, было решено создать в Логойском районе и дать ему название «Хатынь».

Строили памятник, можно сказать, всем Союзом. Материалы для его изготовления были завезены из Украины и России. Основная часть работ была закончена к концу 1968 г., а открытие мемориала состоялось в июле 1969 г.

Церемония открытия мемориального комплекса «Хатынь» началась с площади Победы в столице Белоруссии – Минске. В присутствии жителей города, ветеранов Великой Отечественной войны, гостей из союзных республик и других стран от Вечного огня был зажжен факел. После этого огонь на бронетранспортере, сопровождаемый почетным эскортом, был доставлен в Хатынь. В Хатыни собралось огромное количество людей – участников торжественно-траурного митинга. В церемонии приняли участие и оставшиеся в живых жители сожженной Хатыни – трагедия, скорбь и гордость за своих людей читались в их глазах…

История Хатыни в идее мемориала

Мемориал в память истории Хатыни отражает всю горечь скорби по погибшим. Ведь во время гитлеровской оккупации погибли более четверти жителей Беларуси. Одновременно памятник показывает, что воля человека сильнее любых зверств и насилия над людьми. Образ отца, несущего на руках своего мертвого сына, говорит, что хотя фашисты и убили их, но покорить не смогли.

Идея мемориала — чувство не только скорби, но и гордости за каждого, кто не покорился захватчикам. Всем известно, сколь велики были стойкость и героизм белорусского народа в борьбе с нацистами. Одновременно и величайшая трагедия, и огромное мужество сплелись в выдающемся художественно-архитектурном сооружении. Оно несет в себе и глубокий смысл и одновременно простоту его восприятия. Только от нас зависит, захотим ли мы его понять и сделать так, чтобы трагедия Хатыни никогда не повторилась.

(Visited 2 087 times, 1 visits today)

Мемориальный комплекс «Хатынь» (Белоруссия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на майские в Белоруссию
  • Горящие туры по всему миру

Хатынь - символ страшной трагедии, которую пережил белорусский народ в годы Великой Отечественной войны. Иногда мы задаем себе вопрос - надо ли посещать объекты, посвященные таким страшным и трагическим событиям, как те, что происходили в Бухенвальде, Освенциме, Треблинке, Хатыни? Нужно ли нашим детям видеть эти жестокости? Ответ однозначный - нужно. События войны уходят все дальше в прошлое, ветеранов становится все меньше... Двадцать лет назад, на традиционном шествии партизанов в Минске шли многочисленные колонны, сейчас - хорошо, если пара сотен человек. И такие мемориалы как Хатынь - неоценимое хранилище исторической памяти народа, который в своей истории пережил национальную трагедию. Хатынь - символ мученичества белорусского народа, потерявшего в годы войны каждого четвертого. И в то же время - свидетельство его несгибаемого мужества, потому что, пережив все, он вышел победителем. Именно этому посвящен главный памятник Хатыни «Непокоренный человек».

История Хатынской трагедии

22 марта 1943 года белорусская деревня Хатынь перестала существовать, теперь ее нет ни на одной географической карте. Накануне партизаны обстреляли немецкую автоколонну, был убит немецкий офицер. В таких случаях каратели всегда проводили репрессии против мирных жителей, стремясь таким образом запугать партизан, ведь среди населения деревень были их близкие. Ничего не знавших о происшедшем людей загнали в сарай, взрослые, которые вскоре поняли, что их ожидает, пытались спасти детей, но их расстреливали при попытке к бегству. Только троим детям удалось бежать. Вскоре после того, как сарай подожгли, его стены рухнули, обгоревшие, охваченные огнем люди все-таки пытались скрыться, но их расстреливали в упор.

Анна Желобкович, падая, прикрыла своим телом сына Витю, он пролежал под трупом матери до рассвета, позже его и еще одного мальчика, Андрея Барановского, который был тяжело ранен и принят фашистами за мертвого, обнаружили жители соседней деревни.

Из взрослых жителей деревни уцелел только 56-летний кузнец Иосиф Каминский. Придя в сознание, обгоревший и израненный, он нашел среди трупов односельчан тело своего сына. Это трагическое событие и положено в основу единственной скульптуры мемориального комплекса Хатынь.

Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца - вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы мемориала Хатынь.

Мемориальный комплекс

Когда в 60-х годах прошлого века было принято решение увековечить память хатынской трагедии, проводился конкурс среди скульпторов и архитекторов. Победили архитекторы Ю.Градов, В.Зенкович и Л. Левин, скульптор С.Селиханов. Хатынь - выдающееся произведение монументального искусства. Лаконичными, образными, выразительными, реалистическими средствами авторы передают посетителям высокую патриотическую идею. Памятник оказывает исключительное эмоциональное воздействие, что достигается сочетанием природы, звукового сопровождения и совершенством архитектуры и пластики. Тот, кто когда-нибудь слышал колокола Хатыни, не забудет их никогда. Белоруссия - это непокоренный Иосиф Каминский, несущий на руках своего замученного ребенка, но не склонивший головы перед захватчиками. Скорбь о погибших и непреходящее восхищение стойкостью народа-страдальца - вот чувства, которые в камне и звуке сумели воплотить авторы.

Как проехать

От Минска до Хатыни ходит автобус с главного автовокзала. На личном автомобиле надо ехать по шоссе «М3 Минск-Витебск», на 54 км увидите указатель - Хатынь, ориентируясь по нему, через 5 км вы достигнете мемориала.

Часы работы

Фотодокументальная экспозиция: 10:30-16:00, стоимость билета для студентов и школьников - 0,50 BYN; обычные билеты - 1 BYN.

Экскурсионное обслуживание: 10:30-15:00, выходной день - понедельник.

Фотосъемка (1 фотоаппарат) - 0,50 BYN.

Вход на территорию мемориала бесплатный, имеется автостоянка, киоск продажи сувениров, ближайший к мемориалу пункт питания - в соседнем пансионате «Партизанский бор».

Цены на странице указаны на ноябрь 2018 г.

История к сожалению, богата трагическими событиями, связанными с беспощадным убиением мирных жителей. Деревня Хатынь, история ее уничтожения до сих пор остаются в памяти белорусского народа как невероятный акт Страшно... Очень страшно... Ведь могла бы жить Хатынь... История трагедии кратко будет изложена в этой статье.

Хатынь: кто сжег?

История, особенно ее спорные моменты, после очень часто становится предметом различных политических спекуляций. Например, недавно появилась версия, что белорусская деревня Хатынь была сожжена украинскими националистами, которые воевали против Красной Армии. Конечно, каждая версия имеет право на существование, но исторические факты говорят о беспочвенности этой версии. Дело в том, что определенные группы УПА (батальоны "Нахтигаль", "СС-Галичина") действительно воевали на стороне фашистов, но точно известно, что отрядов украинских националистов на этой территории не было.

Значит, не остается других вариантов, кроме как утверждать, что деревня Хатынь была сожжена немцами и полицаями.

Причины трагедии Хатыни

В ночь перед злополучным трагическим днем 22 марта 1943 года в селе ночевал партизанский отряд. Уже сам по себе этот факт мог разозлить фашистов и полицаев. Переночевав, партизаны рано утром выдвинулись в сторону поселка Плесковичи. Вот тут и произошло событие, которое стало причиной исчезновения села с лица земли и с географических карт. По дороге наши партизаны столкнулись с отрядом полицаев, вместе с которыми перемещались немецкие офицеры, в том числе и олимпийский чемпион 1936 года Ганс Велке. Завязалась перестрелка, во время нее погибло много партизан и немцев, в том числе и офицеров. Среди погибших оказался и вышеуказанный олимпийский чемпион.

Безусловно, партизаны сделали правильно, что ввязались в бой с этим отрядом, потому что в условиях прямого столкновения с врагом по-другому вести себя невозможно. Немцы их увидели, то есть командованию фашистов пришла информация о том, что в этом районе есть крупный отряд партизан. Такие сообщения обычно приводили к обострению ситуации на участке территории, где были замечены партизаны.

Что придумали немцы?

Подобная смелость партизанских отрядов часто заканчивалась горем для окрестных от места столкновений населенных пунктов. Опомнившись от произошедшего боя и быстренько помянув погибших, немцы сразу же начали думать о мести. В этом немецком отряде как раз оказался один из самых жестоких немецких карателей - штурмбанфюрер СС Дирлевангер. Поэтому мягкого решения ожидать не приходилось. Немцы решили действовать традиционным для них методом: сжечь ближайший к месту недавнего боя населенный пункт. Им оказалась деревня Хатынь, история трагедии которой известна всему цивилизованному миру и служит ярким примером страшных преступлений немецкого фашизма против человечества в целом и белорусского народа в частности.

Как проходила расправа над мирными жителями?

Деревня Хатынь - это сравнительно небольшой населенный пункт в Белоруссии. Немцы уничтожили его 22 марта 1943 года. Мирные жители утром этого дня встали и начали заниматься своим хозяйством, ничего не подозревая о том, что для абсолютного большинства из них этот день станет последним в жизни. Немецкий отряд появился в селе неожиданно. О том, что сейчас произойдет, жителям стало понятно, когда их начали сгонять не на площадь для обычного собрания, а в сарай бывшего колхоза (кстати, в некоторых источниках есть информация о том, что сарай был вовсе не колхозный, а одного из жителей Хатыни Иосифа Каминского). Пощады не получил никто, потому что гнали даже больных людей, которые еле смогли встать с кровати. Над такими людьми предатели издевались еще до момента сжигания, потому что весь путь больных людей до сарая сопровождался ударами оружейных прикладов по спине. Маленькие дети тоже стали жертвами. Например, жительницу Хатыни Веру Яскевич привели в сарай с сыном на руках. Ему было всего лишь 7 недель от роду! А сколько годовалых детей погибло от огня фашистского...

Всех жителей деревни загнали в сарай, закрыли двери сарая на засовы. Потом по всему периметру сарая положили горы соломы и подожгли ее. Сарай был деревянный и загорелся практически сразу. Шансы людей выжить в огне были минимальны, потому что в сарае было три отделения, разделенных деревянными перегородками из толстых бревен. Такова печальная судьба деревни под названием Хатынь. Кто сжег этот населенный пункт теперь, надеемся, всем ясно... Проанализированы все возможные источники, в том числе немецкие военные документы и советские газеты того времени, поэтому немецкий след просто очевиден.

Сколько людей погибло?

Точно известно, что до войны в деревне было 26 домов. Исходя из того, что много семей по современным понятиям были многодетными, то можно посчитать, что население деревни могло быть около 200 человек или даже больше. Точно сказать о числе погибших даже сегодня невозможно, потому что в разных источниках приводится информация, которая друг другу противоречит. Например, немцы утверждают, что убили 90 человек. В некоторых советских газетах написали, что деревня Хатынь, история трагедии которой стала сразу известна на всей территории СССР, потеряла 150 человек. Скорее всего, последняя цифра больше всего соответствует действительности. Но в любом случае мы в ближайшее время вряд ли точно узнаем, сколько людей погибло в деревне: история, возможно, когда-то расставит все точки над i в этой трагедии. Мы прекрасно понимаем, что приблизить нас к истине могут только раскопки на месте пожарища.

Что значит выжить после Хатыни?

Каждый человек любит жизнь и стремится прожить как можно дольше и воспитать своих детей. Люди, горевшие в сарае, боролись за себя. Они знали, что даже если смогут вырваться, то вероятность выжить невысока, но каждый мечтал спастись и убежать в лес от пуль фашистских ружей. Жителям села удалось сорвать двери сарая и некоторые из них смогли выбежать на волю. Картина была ужасная: люди в горевшей на них одежде были похожи на бегущий по полю огонь. Каратели видели, что эти бедные хатынцы обречены на смерть от ожогов, но все равно стреляли по ним из ружей.

К счастью, некоторым жителям Хатыни удалось выжить. Трое детей вообще умудрились не попасть в сарай и скрыться в лесу. Это дети из семьи Яскевич (Владимир и Софья, оба ребенка 1930 г.р.) и Александр Желобкович, их сверстник. Отчаянная юркость и быстрота спасли им жизнь в этот день.

Из находившихся в сарае также выжило еще 3 человека: хозяин "кровавого сарая" Иосиф Каминский, Барановский Антон (11 лет) и Желобкович Виктор (8 лет). Истории их спасения похожи, но немного отличаются. Каминский смог вылезти из сарая, когда односельчане сорвали двери. Он был практически весь обгоревший, сразу потерял сознание, а пришел в себя уже поздно ночью, когда карательный отряд уже ушел из села. Витю Желобковича его мать спасла собой, потому что, когда они бежали из сарая, она держала его перед собой. Стреляли ей в спину. Получив смертельное ранение, женщина упала на своего сына, которого одновременно ранили в руку. Витя с ранением смог продержаться до того, как немцы уйдут и к ним придут жители соседней деревни. Антон Барановский получил ранение в ногу, упал и прикинулся мертвым.

Хатынь: история уничтожена карателями

Сколько бы ни было официальных жертв, нужно считать еще и нерожденных детей. Объясним это детальней. По официальным данным, в сарае было сожжено 75 детей. У каждого из них, если бы они остались живы, были бы дети. Так как миграция между населенными пунктами в то время была не очень активна, то, скорее всего, семьи создавались бы между ними. Советская родина потеряла приблизительно 30-35 ячеек общества. Каждая семья могла бы иметь по несколько детей. Также стоит учитывать, что в сарае наверняка сгорели и молодые девушки (парни все были отправлены в армию), то есть потенциальные потери народонаселения могут быть значительно больше.

Заключение

Память о многих украинских и белорусских селах, в том числе и о такой деревне, как Хатынь, история которой закончилась 22 марта 1943 года, должна всегда жить в обществе. Некоторые политические силы, в том числе и на постсоветском пространстве, пытаются оправдать преступления фашистов. Мы не должны идти на поводу у этих неофашистских сил, потому что нацизм и его идеи никогда не приведут к толерантному сосуществованию наций во всем мире.

Ровно 75 лет тому назад гитлеровскими карателями и их пособниками - полицаями-ОУНовцами была уничтожена белорусская деревня Хатынь. Из 158 жителей деревни погибли 149 человек, в том числе 75 детей и подростков младше 16 лет. Две чудом спасшиеся девушки, раненые, смогли добраться до деревни Хворостени. Девушек звали Мария Федарович и Юлия Климович. Но в августе того же 1943 года деревня Хворостени также была сожжена вместе со всеми жителями. Юлия Климович погибла в огне пожара, а Марии Федарович отрубили голову и бросили её безжизненное тело в колодец.

Современные прогитлеровски настроенные авторы, в особенности - украинские лжеисторики и их белорусские подпевалы, сегодня усиленно стараются переложить вину за гибель Хатыни на партизан. Дескать, деревня прятала у себя партизанский отряд, за что и поплатилась. Действительно, накануне расправы в Хатыни ночевал партизанский отряд под предводительством Василия Воронянского (этот партизанский командир погибнет в сентябре 1943 года)... Вот только немцы об этом не знали. Зато они знали, что на пути между Логойском и Плещеницами партизаны повредили кабель военной связи. Именно этот факт следует считать отправной точкой Хатынской трагедии. Подчеркну: немцы не винили и не имели оснований винить жителей Хатыни в повреждении этого злосчастного кабеля. То есть, причиной расправы стали отнюдь не действия партизан.

Рядом с повреждённым кабелем партизаны устроили засаду, решив, что рано или поздно немцы явятся его чинить. Но угодил в эту засаду человек, лично знакомый Гитлеру. Собственно, именно его гибель и стала причиной расправы над Хатынью. Рано утром 22 марта 1943 года в направлении Логойска ехал на своей легковой машине немецкий капитан Ганс Вёльке, олимпийский чемпион 1936 года. Его на двух грузовиках сопровождали боевики 118-го полицейского батальона, сформированного из членов ОУН-м. Мнения исследователей расходятся, направлялся ли Вёльке с подельниками расследовать причины повреждения кабеля или просто ехал в свой очередной отпуск. По пути Вёльке встретил группу женщин из деревни Козыри, рубивших лес, и спросил их о партизанах. Женщины ответили, что никаких партизан не видели. И немудрено: ведь партизаны остановились в Хатыни, а не в Козырях. Но, проехав метров 300, каратели налетели на партизанскую засаду. Завязалась перестрелка, в ходе которой Вёльке был убит. Принявший командование полицай Василий Мелешко вызвал подкрепление.


Капитан полиции Ганс Вёльке был первым немецким легкоатлетом,
завоевавшим олимпийское золото. Карателям очень хотелось за него отомстить.
И никто не задумался о том, какой леший вообще звал этого "атлета" в Белоруссию


Андрий Мельник, один из лидеров украинских националистов, коллаборационист.
Его фигура сегодня менее заметна на фоне Бандеры и Шухевича.
Но именно на мельниковцах лежит кровь умученных жителей Хатыни.

Вскоре на помощь ему прибыл не только весь карательный 118 полицейский батальон (тот самый, из мельниковцев), но и батальон СС "Дирлевангер" - специализированное карательное подразделение, набранное из уголовников и отличавшееся исключительной жестокостью. Поскольку партизаны благополучно ретировались, каратели решили допросить женщин-лесорубов. Вернее, допросить - это было мягко сказано. 26 женщин немедленно расстреляли. Остальные, сообразив, что им грозит та же участь, пытались бежать - их переловили и отправили под конвоем в Плещеницы. Основная же масса карателей двинулась вперёд по маршруту следования Вёльке и вышла к Хатыни.

Гибель олимпийского чемпиона привела гитлеровцев в ярость. К тому же Вёльке был личным знакомым Гитлера, и тем, кто его не уберёг, грозили серьёзные неприятности. Именно этим, и ничем иным, следует объяснить составленный нацистами рапорт о бое близ Хатыни, в ходе которого, якобы, было уничтожено 34 партизана и от "случайных" пуль и "случайных" же пожаров погибло "несколько" мирных жителей. Надо было спешно спасать свою репутацию, выгораживаться перед начальством. Помните, в старом советском мультике "Фунтик": "Хозяйка, пули свистели над головой!"? Вот такие же, очевидно, "пули" свистели и над головой командира 118-го полицейского батальона майора Эриха Кернера, когда после разгрома Хатыни он составлял свой рапорт, сохранившийся по сю пору в архивах Белоруссии.


Вторжение карателей в советскую деревню. Это фото, естественно, не из Хатыни.
Но там происходило то же самое - жителей выгнали из домов, а дома сожгли.

Выжившие жители Хатыни после войны много рассказывали о пережитом. Вот только о бое в деревне никто из них не говорил, хотя, казалось бы, для этого были все резоны - такой бой превращал их из беспомощных жертв в героев антифашистского сопротивления. Выживший после расправы подросток Саша Желобкович охотно рассказывал и про партизанскую ночёвку в деревне, и про то, как лично проводил троих партизан в лес, где они и устроили свою засаду, в которую попался Вёльке. Вот только о бое в деревне он почему-то ничего не говорит - только о том, как ходили по Хатыни полицаи, обшаривали дома и выгоняли жителей. Поднимали даже тяжело больных. Кузнец Иосиф Каминский, чудом не сгоревший в пламени хатынского пожара, потерявший 15-летнего сына, тоже не помнит ни о каком бое. Жители 22 марта 1943 года встречали обычное мирное утро, не догадываясь, что для большинства из них оно - последнее.

Тем не менее, упоминание о бое при Хатыни встречается в советских источниках. "22.03.43г. находившиеся в засаде первая и третья роты уничтожили легковую автомашину, убито два жандармских офицера, несколько полицейских ранено. После отхода с места засады роты расположились в д. Хатынь Плещеничского района, где были окружены немцами и полицейскими. При выходе из окружения потеряли убитыми 3 человека, четверо — ранены. После боя фашисты сожгли д. Хатынь", - сообщает журнал боевых действий партизанского отряда "Мстители", если, конечно, эту цитату не выдумала ушлая журналистка и не позаимствовала из каких-нибудь бандеровских источников. Сопоставив показания партизан с рассказами выживших хатынцев, журналист "Аргументов и фактов" Андрей Сидорчик делает вывод , что партизаны, опасаясь мести карателей крестьянам, после удачной засады решили покинуть Хатынь, но при выходе из деревни напоролись на карателей и дали им короткий бой, которого мельниковцы не приняли, ибо у них были другие планы. Воевать с вооружёнными партизанами - слишком велик риск, отыграться на мирных жителях куда проще и безопаснее. Точку зрения Сидорчика подтверждает и отсутствие потерь среди карателей - а ведь если верить рапорту Кернера, его головорезов "обстреливали из всех домов", пришлось даже "применить противотанковые орудия и миномёты" (которые, будто бы, и вызвали пожар). При такой интенсивности боя потери среди карателей были неизбежны - но их нет. И Нюрнбергский трибунал, подробно разбиравший в числе прочих и хатынское дело, не нашёл оправдания для палачей Хатыни.


Палачи Хатыни из 118-го карательного полицейского батальона

Да и просто - задумайтесь: стали бы крестьяне поддерживать партизан с риском для жизни, если бы оккупанты обращались с ними цивилизованно и в полном соответстви с нормами международного права? Особенно если учесть, что речь идёт именно о крестьянах, которые мало хорошего видели от советской власти. Полагаю ответ очевидным. Задайте себе также вопрос: такие меры, как расправа над Хатынью, способствовали ли умиротворению тыла, или, напротив, будили в народе гнев и желание мстить кровожадным захватчикам? Усиливалась ли народная поддержка партизан после расправы над Хатынью, или ослабевала? Ответ полагаю столь же очевидным. А стало быть, все попытки переложить ответственность за гибель Хатыни на партизан, суть ничто иное, как "жалкий лепет оправданья", который никем и никогда во внимание не принимался. Преступниками были те, кто сжёг Хатынь. А не те, кто в ней накануне ночевал (о чём немцы до самой расправы над Хатынью так и не узнали).

Дальнейший ход событий многократно зафиксирован в публикациях как советского, так и постсоветского периода. Мельниковцы и дирлевангеровцы окружили Хатынь, вошли в неё и пошли по домам, выгоняя жителей из домов. Женщин заставляли брать с собой всех детей, в том числе грудных. Не щадили ни стариков, ни, как я уже упоминал, больных. Времени на сборы не давали - выгоняли на улицу, в чём застали (напомню, на дворе март, погода ещё далеко не тёплая). Тех, кто пытался бежать, пристреливали на месте. Остальных, обезумевших от страха, погнали к колхозному сараю, в котором и заперли. Дома, из которых выгнали жителей, немедленно поджигались. Общее руководство операцией осуществлял Эрих Кернер. Людей заперли в сарае, который обложили соломой, облили бензином и подожгли.

«Мы всей семьей спрятались в погребе, - вспоминал о трагедии чудом выживший Виктор Желобкович, которому в роковом марте 1943 года было 7 лет. - Через некоторое время каратели выбили в погребе дверь и приказали нам выходить на улицу. Мы вышли и увидели, что из других хат тоже выгоняют людей. Нас повели к колхозному сараю. Мы с матерью оказались у самых дверей, которые потом заперли снаружи. Я видел через щели, как подносили солому, затем поджигали ее. Когда рухнула крыша и от пламени стала вспыхивать одежда, все рванулись к воротам и выломали их.


Виктор Желобкович, один из выживших в Хатыни

По устремившимся в пролом людям со всех сторон начали стрелять стоявшие полукругом каратели. Мы отбежали от ворот метров на пять, мама сильно толкнула меня, и мы упали на землю. Я хотел подняться, но она прижала мою голову: «Не шевелись, сынок, полежи тихонько». Меня сильно ударило что-то в руку, потекла кровь. Я сказал об этом маме, но она не отвечала — была уже мертвая. Сколько я пролежал так, не знаю. Все вокруг горело, даже шапка на мне начала тлеть. Потом стрельба прекратилась, я понял, что каратели ушли, еще немного подождал и поднялся. Сарай догорал. Вокруг лежали обугленные трупы. На моих глазах хатынцы один за другим умирали, кто-то просил пить, я принес воды в шапке, но все уже молчали…»

Схожие воспоминания оставил единственный выживший взрослый - поляк-кузнец Иосиф Каминский, потерявший во время "пацификации" Хатыни жену и четверых детей: " Как я вспомню Хатынь — так сердце кровью обливается. 22 марта нагрянул фашист, окружил деревню. Обстрелял. Людей согнали в сарай. Двери закрыл. Село обобрал. Хаты запалил, а тогда и сарай запалил. Крыши соломенные — огонь сыплется на головы. Люди двери выломали. Стали люди вылазить. Стал с автомата бить… Угробил 149 душ. И моих 5 душ — четверых детей и жёнку.


Кузнец Иосиф Каминский выжил в Хатыни. Но потерял четверых детей.

Я со своим 15-летним сыном Адамом оказался около стены, убитые граждане падали на меня, еще живые люди метались в общей толпе, словно волны, лилась кровь из раненых и убитых. Обвалилась горевшая крыша, страшный, дикий вой людей еще усилился. Под ней горевшие живьем люди так вопили и ворочались, что эта крыша прямо таки кружилась. Мне удалось из-под трупов и горевших людей выбраться и доползти до дверей. Тут же каратель, по национальности украинец, стоявший у дверей сарая, из автомата выстрелил по мне, в результате я оказался раненым в левое плечо. Мой сын Адам до этого обгоревший, каким-то образом выскочил из сарая, но в метрах 10 от сарая, после выстрелов упал.

Я, будучи раненым, чтобы не стрелял больше по мне каратель, лежал без движения, прикинувшись мертвым, но часть горевшей крыши упала мне на ноги и у меня загорелась одежда. Я после этого стал выползать из сарая, поднял немного голову, увидел, что карателей у дверей уже нет. Возле сарая лежало много убитых и обгоревших людей. Там же лежал раненый Етка Альбин Феликсович, у него из бока лилась кровь. Услышав слова умиравшего, Етки Альбина, каратель подошел откуда-то, ничего не говоря, поднял меня за ноги и бросил, я, хотя был в полусознании, не ворочался. Тогда, этот каратель ударил мне прикладом в лицо и ушел. У меня была обгоревшая задняя часть тела и руки. Лежал я совершенно разутый, так как снял горевшие валенки, когда выполз из сарая. Вскоре я услышал сигнал к отъезду карателей, а когда они немного отъехали, мой сын Адам, лежавший недалеко от меня, в метрах примерно трех, позвал меня к себе, вытащить его из лужи. Я подполз, приподнял его, но увидел, что он перерезан пулями пополам. Мой сын Адам еще успел спросить: «А жива ли мама?», и тут же скончался" (конец цитаты).

Итак, свидетели показывают, что поначалу, когда жители поняли, что их собираются сжечь заживо, людьми овладела паника. Они пытались кричать, плакать, умолять о пощаде. Но когда рухнула крыша и на них загорелась одежда, хатынцы поняли, что терять им нечего, и попытались выломать дверь. Напора полутора сотен людей дверь ветхого сарая не выдержала и обвалилась. Толпа, толкаясь и давя друг друга, в пылающей одежде, хлынула наружу. Но каратели такой вариант развития событий предвидели. Спасающихся людей мельниковцы встретили пулемётным огнём в упор. Захваченные после войны в плен и представшие перед судом, каратели не лукавили, признавали в открытую: стреляли именно мельниковцы. А командовал расстрелом Григорий Васюра, начальник штаба 118-го полицейского батальона. Примечательно, что после войны Васюра сумел ускользнуть от правосудия, подделал себе документы и зажил себе полноправным советским гражданином, и даже корочки ветерана Великой Отечественной войны себе выхлопотал - он действительно какое-то время служил в Красной Армии и в начале войны попал в плен. Дети на 9 мая поздравляли его с Днём Победы... Возмездие настигло бывшего палача Хатыни только в 1986 году.


Григорий Васюра. Мельниковец, полицай.
Один из главных виновников трагедии Хатыни.
Расстрелян в 1986 году.

Вместе с Виктором Желобковичем и Иосифом Каминским из пылающего сарая сумел выбраться и 12-летний Антон Барановский. Если 7-летнего Витю закрыла собой мать, и под её мёртвым телом полицаи не заметили мальчика, то Антон был ранен в обе ноги, и мельниковцы сочли его за мёртвого. Примечательно, что после ухода карателей партизаны вернулись в Хатынь - в надежде найти хоть кого-то живого. Антона подобрали и выходили. Мальчик выжил, повзрослел и погиб уже в 1960-е - когда ездил поднимать целину.

Антон Барановский знал многих полицаев по именам. После войны он много выступал перед молодёжью, рассказывал о трагедии Хатыни - и никогда не скрывал правды. Да-да, в СССР правду о Хатыни говорить было не принято. Высокое советское начальство боялось конфликтов между белорусами и украинцами, если всплывёт, кем по национальности были каратели, уничтожавшие Хатынь. На всякий случай происхождение боевиков 118-го полицейского батальона засекретили - официально Хатынь сожгли немцы. А Антон Барановский не стеснялся говорить правду, называя убийц по именам. Если бы он погиб не в Оренбурге - можно было бы предположить, что кто-нибудь из тайных бандеровцев, изобразивших раскаяние, заставил его замолчать навсегда. Впрочем, и в степях Оренбуржья могло оказаться бандеровское охвостье - либо в ссылке, либо даже под видом добровольцев.


Антон Барановский. Во время расправы над Хатынью
ему было 12 лет.

Спрятаться от карателей и избежать общей участи смогли также Володя Яскевич, его сестра Соня и Саша Желобкович - да-да, тот самый, который выступил проводником для партизан, отправлявшихся в злополучную засаду. Они не попали в сарай вместе со всеми. И когда всё внимание карателей оказалось приковано к вырывающимся из сарая людям, потихоньку выбрались из деревни. «Каратели ворвались в хату, - рассказывала потом Соня. - Тётю тут же, на моих глазах, убили. Меня вытолкнули на улицу, показывают в сторону сарая Каминского, дескать, иди туда. «Шнель, шнель!» — кричат, и — в плечи прикладом. Я еле удержалась на ногах. Побежала от дома. Каратели вернулись в тётин дом грабить, а я одна осталась. И побежала не к сараю, а в сторону поля. Долго бежала. После слышу, стреляют по мне, пули засвистали». Софья Яскевич и Виктор Желобкович живы до сих пор, оставаясь последними свидетелями Хатынской трагедии.


Софья Яскевич - послевоенное фото

Всего в Хатыни, как я уже говорил, погибли 75 человек детей и подростков в возрасте младше 16 лет. Полный список погибших есть в "Википедии". Приведу лишь имена тех, кому в тот роковой день было 7 лет или младше. Это Лена Барановская (7 лет), Костя Новицкий (5 лет), его братья Антон (4 года) и Михаил (2 года), Коля Барановский (6 лет), Жыдовичи Славик (7 лет) и Миша (5 лет), Юзефа Каминская (5 лет), Лёня Желобкович (4 года), Миша Желобкович (2 года), Аня Яскевич (4 года), Миша Яскевич (2 года), Иотка Доминик, Регина, Стёпа и Юзефа (соответственно 7, 6, 4 и 2 года), ещё одна Юзефа Иотка, 4-х лет (видимо, родственница), Дражынская Михалина (5 лет), Мирановичи Петя (6 лет), Вася (3 года) и Лена (2 года), Карабан Костя (4 года), Карабан Володя (2 года), Яскевич Владик (7 лет), Яскевич Толик (7 недель - !!!), Рудак Антон (5 лет), Рудак Соня (5 лет), Рудак Христина (3 года), Федарович Катя (5 лет), Федарович Аня (3 года). 30 человек - дети только дошкольного возраста. Какими помощниками партизан они могли быть? А уж тем более - участниками каких "гонений на Церковь", какими "богоборцами", какими "цареубийцами"? До какой же степени нужно не иметь совести, чтобы оправдывать преступления гитлеровских палачей советским богоборчеством, чтобы утверждать, подобно иерею Д. Сысоеву, будто немцы истребляли только партийных, комсомольских и колхозных активистов - непосредственных гонителей Православия? А ведь я ещё не перечислял младших школьников - детей в возрасте от 7 до 13 лет, которых тоже было достаточно среди погибших.


"Рухнувший Сарай" - часть мемориального комплекса в Хатыни.
Когда в горящем сарае, куда согнали жителей и подожгли, рухнула крыша, хатынцы поняли, что терять им нечего,
и выломали дверь, которая не выдержала тяжести полутора сотен тел. Но снаружи тех, кто пытался спастись,
ждали пулемёты мельниковцев.

После расправы над Хатынью партизанское командование сделало надлежащие выводы - и строжайше запретило своим бойцам под каким бы то ни было видом ночевать в деревнях, даже в одиночку. Тем не менее, случаи сожжения белорусских деревень вместе с населением фашистскими и бандеровскими карателями продолжались. Что лишний раз доказывает голословность утверждений, будто Хатынь была уничтожена за поддержку партизан. Карателям было важно расквитаться за жизнь гитлеровского любимца и спасти тем самым свои шкуры - несомненно. Кого в этом обвинить, им было всё равно. Хоть Толика Яскевича семи недель от роду. Остальные деревни жгли просто так - в порядке национальной политики "освобождения жизненного пространства". Гибель Хатыни в эту политику тоже идеально вписывалась. И ради Бога, не надо больше о партизанах!

________________________________________ ____________
Источники :
1) Светлана Балашова. "Как сожгли Хатынь ".
2) Андрей Сидорчик. "Сожженные заживо: каратели в Хатыни не щадили ни стариков, ни детей ".
3) Денис Мартинович. "75 лет Хатынской трагедии. Кто и за что сжёг белорусскую деревню? "
4) к 75-летию сожжения Хатыни. Автор, увы, неизвестен.
5) Материал из "Википедии"