Что делать, если вас пытаются "подсидеть" на работе? Расширьте профессиональные полномочия. Не бойтесь задавать вопросы

Подсиживание на работе - вещь крайне неприятная. Особенно, если подсиживают вас. Вообще, что такое подсиживание? Это попытка занять чужую должность, причем отнюдь не честно претендуя на нее и открыто заявляя о своих намерениях. Претендующий использует нечестные способы борьбы: пытается дискредитировать коллегу или начальника в глазах других сотрудников или вышестоящего руководства. Как же бороться с недоброжелателем?

В чем причины подсиживания на работе?

Причин, по которым вас могут захотеть «подвинуть» с вашей должности может быть несколько. Чаще всего, основной мотив - это зависть. Некоторым вашим коллегам может показаться, что ваша зарплата не в пример больше их собственной или же условия труда у вас гораздо более благоприятные. Например, завистникам может показаться, что ваша работа требует меньших физических, интеллектуальных или же эмоциональных усилий.

Еще одна распространенная причина - это просто зависть к вашему положению. Кому-то просто может стать обидно из-за того, что, к примеру, начальником отдела назначили вас, а не его. Подсиживание - это процесс очень распространенный и практически повсеместный. Он характерен для любых организаций, в которых присутствует иерархическая система: в государственных учреждениях, крупных и малых коммерческих компаниях, учебных заведениях, учреждениях культуры и т.д.

При этом подсиживание может быть совершенно целенаправленным, когда человек сознательно метит на вашу должность и старается всеми способами добиться своей цели, а также бессознательным, когда человеку в силу природных особенностей характера просто необходимо постоянно с кем-то соревноваться. Второй сценарий, кстати, даже более вероятен, ведь гораздо чаще люди начинают проявлять активность на работе элементарно и-за потребности как-то самоутвердиться и развеять скуку, а не из-за желания навредить кому-то из своих коллег.

Кстати, гораздо чаще подсиживают друг друга дамы. Мужчины чаще всего открыто объявляют о своих притязаниях на ту или иную должность. А вот женщинам нравится плести паутину интриг, виртуозно разыгрывать целые спектакли. Так что разоблачить их гораздо сложнее. Но все-таки это возможно. Так как же понять, что вас подсиживают?

Основные признаки подсиживания

1. Без видимых на то причин ваши коллеги стали менее разговорчивы. А если и вступают с вами в диалог, то говорят очень осторожно, сухо. Это может свидетельствовать о том, что кто-то настраивает коллектив против вас.

2. Один из ваших коллег очень уж часто стал «совершенно случайно» при начальстве упоминать ваши просчеты. При этом лично вам он ничего об этом не говорит. Память «обостряется» у него только на совещания или планерках с директором.

3. Участились случаи, когда важную информацию по работе вам то и дело «забывают» передать. А вот один из коллег проявляет удивительную осведомленность.

4. Начальник каким-то таинственным образом постоянно оказывается в курсе тех вещей, которые ему не следовало бы знать и которые были известны только сотрудникам вашего отдела.

5. Частенько с вашего стола стали пропадать важные документы, а с рабочего компьютера вечно стираются нужные файлы. Если такие случаи ни с того ни с сего стали происходить с вами постоянно, возможно, дело не в проблемах с памятью или вниманием. Есть вероятность, что кто-то просто хочет выставить вас рассеянным, безответственным и ленивым перед начальством.

6. Еще один очень яркий признак - явный подхалимаж одного из сотрудников. Он буквально «смотрит в рот» начальнику, соглашается со всеми его идеями и постоянно пытается услужить ему.

7. И, наконец, насторожиться стоит, если в вашем отделе есть амбициозный сотрудник с подобной вашей квалификацией, который уже давно не получал повышения.

Что же делать?

В первую очередь, не паниковать. Ведь попытка подсиживания на работе еще вовсе не означает, что вас непременно уволят. Если вы занервничаете и начнете ошибаться, это будет только на руку вашему сопернику. Поэтому продолжайте работать спокойно и собранно.

Однако постарайтесь проанализировать свои недостатки и ошибки и постарайтесь их исправить. Чем меньше у вас будет слабых мест, тем больше вероятности, что желающий вас подсидеть коллега потерпит неудачу. Если вы убедились, что вас действительно подсиживают, начинайте действовать. Однако в бороться с соперником его же средствами, то бишь при помощи интриг, сплетен и мелких пакостей может быть опасно. Вы можете оказаться в проигрыше и испортить себе репутацию.

Поэтому прежде чем бросаться в бой, следует прозондировать почву.

1. Прежде всего, подумайте: а действительно ли стоит тратить свои силы на борьбу за место в этой фирме? Есть ли у вас здесь перспективы карьерного роста? Возможно, есть более интересные и стоящие предложения?

2. Выясните, что движет коллегой, который решил вас подсидеть: просто неприязнь к вам и желание попортить нервы или же намерение добиться вашего увольнения любой ценой.

3. Выясните, как относится к вам начальство. Если к вам нет никаких претензий как к работнику, да и чисто по-человечески вы директора устраиваете, то сопернику будет довольно трудно пошатнуть ваше положение. Если же отношения с руководителем не такие уж безоблачные, все поклепы на вас найдут живой отклик.

4. В чем причина того, что подсиживаю не кого-то другого, а именно вас? Тут может быть два варианта. Вариант первый: вы отличный специалист, хорошо справляющийся со своими должностными обязанностями, и ваши успехи не позволят завистнику продвинуться по карьерной лестнице. Вариант второй: вы расслабились и начали работать вполсилы, и этим не преминул воспользоваться ваш коллега.

Что вам точно не поможет?

Некоторые способы борьбы с недоброжелателем могут не только не облегчить ситуацию, но и заставят вас только глубже выкопать себе яму. Итак, чего же не стоит делать ни в коем случае?

Ябедничество. Даже если ваш конкурент поступает некрасиво и несправедливо по отношению к вам, жаловаться начальнику даже и не думайте. Во-первых, ему вообще вся ваша возня может быть совершенно безразлична. Во-вторых, вы обретете репутацию доносчика. И, наконец, неспособность самостоятельно решать проблемы выставит вас слабаком, и возникнет закономерный вопрос: а действительно ли вы занимаете свою должность по праву?

Беспощадная месть. Сражаться теми же средствами, что и ваш противник, тоже не стоит. Во-первых, если ваш конфликт дойдет до руководства, то оно не сможет разобраться, кто преследователь, а кто - жертва. При должном умении ваш недоброжелатель может выставить себя агнцем божьим, а вас - агрессором. Кроме того, если вы тоже опуститесь до подлости, вы фактически дадите сопернику карт-бланш на дальнейшие выходки.

Брать на себя слишком много. Некоторые люди стараются избавиться от преследователя, доказывая свой профессионализм. Они берут на себя самые сложные задачи и практически невыполнимые планы. Этот способ опасен потому, что рано или поздно огромное количество работы сломит вас. Или, постаравшись прыгнуть выше головы, вы потерпите неудачу на радость конкуренту.

Активные действия

Прием 1. Инициативный работник. Если коллега, который отравляет вам жизнь настроил против вас уже почти всех, не стоит тратить силы на выяснение отношений с ними или на попытки восстановить репутацию. Придумайте несколько конструктивных идей и рациональных предложений и идите к «самому главному» начальнику. Как только попадете на аудиенцию, заведите разговор о том, что вы засиделись на своем месте, а, меж тем, креативных идей и планов у вас целое море. Продемонстрируйте себя с лучшей стороны, покажите, какой вы квалифицированный специалист и энтузиаст. Начальники это любят, особенно если за ваши идеи и предложения вы, будучи альтруистом, не потребуете повышения оклада.

Прием 2. Ничего не вижу - ничего не слышу.
Никак не реагируйте на диверсии, которые устраивает ваш соперник. Если противник увидит, что его выходки совершенно вас не волнуют и не выводят из душевного равновесия, он с большой вероятностью скоро оставит вас в покое. Главное для вас сейчас - это сконцентрироваться на работе и показывать стабильно высокие показатели. При этом на своих успехах особенно стоит акцентировать внимание при начальнике. Это нейтрализует напор соперника, который, наверняка, докладывает руководителю о совершенных вами просчетах.

Если вы точно уверены, что на вас доносят, пора пресечь эти поползновения:

Прием 3. Свой в доску . Если вы веселый человек, который легко находит контакт с людьми, попытайтесь стать душой компании, этаким массовиком-затейником, который неустанно заботится об общем благе. Любимца всего отдела будет крайне сложно устранить.

Если же «владеть аудиторией» у вас не получается. Постарайтесь наладить теплые доверительные отношения с каждым коллегой по отдельности.

Прием 4. Совершенно секретно . Подставить вам подножку конкурент сможет лишь в том случае, если прекрасно понимает, в чем состоят ваши обязанности, знает, над чем вы работаете в тот или иной момент. Поэтому старайтесь как можно меньше посвящать остальных сотрудников в подробности своей деятельности, не болтайте о своих планах и обязательно ставьте пароли на рабочий компьютер и все важные файлы. Не оставляйте открытыми окна браузера или интернет-мессенджеров. Кто знает, насколько беспринципным окажется ваш недоброжелатель...

Прием 5. Рокировка . Если бороться с соперником больше нет сил, но увольняться не хочется, попробуйте сменить сферу деятельности, перейти в другой отдел или на другой проект. Это позволит вам отдалиться от преследователя на безопасное расстояние, а то и вовсе лишить его возможности воздействовать на вас.

Ну, и напоследок, еще немного советов о том, как противостоять офисным интригам:

Бороться с подсиживанием на работе можно и нужно. Однако в этой борьбе главное - не опускаться до уровня соперника и не терять достоинства.

Четыре самых распространённых типажа проблемных коллег Лидс описала в книге «Полный порядок. Понедельный план борьбы с хаосом на работе, дома и в голове». От того, кем является надоевший вам сотрудник, зависит стратегия общения, которая поможет вам с ним поладить. Или просто оградить себя от его «вредности».

Скептик

Он не верит ни во что и ни в кого, и особенно — в ваши благие начинания. Но самое противное качество Скептика — это то, что он никогда не поленится сказать вам о своих сомнениях, да ещё и прилюдно, со смешком и явным удовольствием.

«В офисе Скептик будет постоянно говорить, что ваши усилия ни к чему не приведут. Это тот самый человек, для которого стакан никогда не бывает наполовину полным — он всегда наполовину пустой. Если Скептик видит, что вы пытаетесь организовать своё рабочее место, он может даже устроить тотализатор и принимать ставки на то, сколько продержится ваш новый порядок».

И ладно бы, он только нудел над ухом каждый день: в конце концов, можно натренировать своё внимание так, чтобы оно отключалось, и мозг фильтровал эту входящую информацию. Но ведь от прослушивания мантры «У тебя ничего не выйдет», «Тебя никогда не повысят» и т.п. можно действительно поверить в то, что вы обречены на провал. А с таким настроем вам не светит ничего, кроме хронической депрессии.

Как действовать. Для начала, осознать, что Скептик ведёт себя так не от большого ума и способности предсказывать будущее. Просто-напросто этот человек не уверен в своих силах и очень боится неудач, а, чтобы жить было спокойнее, переносит свои комплексы на всех окружающих. То есть, когда он презрительно хмыкает и говорит, что вы ни за что не сдадите проект в срок, он скорее убеждает в этом не вас, а себя. В общем, придите к мысли о том, что ваш «изверг» — на самом деле просто слабый закомплексованный человек. После этого вы сами не заметите, как начнёте пропускать все его замечания мимо ушей.

Умник

Каждый из нас любит иногда поумничать, но некоторые имеют просто патологическую потребность выставлять себя лучше других. Каждый божий день Умник пытается похвалиться то одним, то другим, подчёркивать своё даже самое незначительное превосходство и постоянно напрашивается на комплименты, в которых вы, как человек тактичный, просто не можете ему отказать. Как пишет Лидс, «у него всё должно быть лучше, чем у вас. В прошлом месяце вы установили рекорд продаж? Замечательно, но он продал больше. Вам нравится эта книга? У него есть лучше. И так далее».

Как действовать. Так же, как и Скептик, такой человек заслуживает только жалости. Если ему нужно постоянное подтверждение того, что он чего-то достоин, значит он глубоко несчастен и неуверен в себе.

Диктатор

Ни с того ни с сего у вас появился ещё один, самопровозглашённый начальник? Бывает. Всеми возможными способами этот человек будет пытаться навязать вам свои методы выполнять работу, потому что считает их единственно верными, а всё остальное для него — ересь. Даже если вы выдаёте требуемый результат в установленные сроки, но при этом «заходите с другой стороны», Диктатор будет всячески вас высмеивать и останется при мнении, что он знает вашу работу лучше.

Как действовать . Если претензии Диктатора на власть не подтверждены штатным расписанием, выслушивайте его так же, как Умника, и делайте по-своему. Это намного проще и не так травматично для вашей нервной системы, как пытаться убедить его в своей правоте.

Если же Диктатором оказался ваш фактический начальник, придётся скрепив сердце делать так, как хочет он. Постепенно вы завоюете его доверие и признание того, что и в вас есть хоть капля ума. А после этого можете аккуратно пробовать свои методы, заранее спрашивая разрешения у своего босса. Диктатор-начальник обожает быть в курсе всего, так что если вы сделаете что-то — даже что-то хорошее — за его спиной, это его не на шутку разозлит.

Подлец

Типичное проявление «офисной» подлости — воровство идей (заслуг, достижений и т.п.), чтобы в дальнейшем выдать их за свои. Обычно человек, который на это способен, пытается втереться в доверие к каждому в коллективе, он нравится всем и сам всех обожает, но за спиной наверняка поговаривает всякие гадости. Так же к подлецам можно отнести сплетников — но не простых болтунов, а тех, кто использует личную информацию в карьерных целях, — прилипал (любят кататься на чужом горбу) и ябед, которые не упустят возможность доложить начальству о вашем опоздании на 5 минут.

Как действовать . Устраивать скандал и вступать с Подлецом в публичную конфронтацию не имеет никакого смысла. Скорее всего, его хитрость и умение подлизаться к начальству помогут ему вылезти сухим из воды, а в худшем случае — ещё и выставить вас дураком. Если важность и масштабы украденной у вас идеи ничтожны и «заслуга» Подлеца забудется на следующий же день, лучше вообще промолчать и просто запомнить, что с этим человеком не стоит откровенничать. Если же речь идёт о долгосрочной стратегии, направлении рекламной компании, концепции бренда и т.п., обговорить ситуацию стоит лично с вашим непосредственным начальником, причём не в тоне жалобы, а спрашивая совета. Всё-таки ябед тоже не очень любят.

В идеале со всеми сотрудниками в коллективе следует поддерживать ровные и доброжелательные отношения. Однако не всегда это удается. Люди разные, кто-то из них относится к вам хорошо, а другой может и напакостить. Если вас подставили на работе – это обидно и крайне неприятно, но в первую очередь вам нужно минимизировать последствия.

Если вас подставили на работе, что делать?

Вас подставили – разговор с начальником

Шеф вызывает вас к себе в кабинет и демонстративно кладет перед вами отчет с ошибками или сводку о реальных данных, которые заметно отличаются от тех, что указаны у вас, и вы понимаете, что знать не знаете, откуда взялись эти бумаги, вчера они выглядели по-другому. Не важно, подозревали ли вы о том, что ушлые коллеги собираются напакостить вам, или это действительно явилось для вас неожиданностью, удивляйтесь. Разведите руками и скажите, что все это является недоразумением, правильный отчет сохранен у вас на компьютере, да и бухгалтер вчера подавала другие сведения – вот бумага, печать и подпись. Не кричите о том, что вас подставили, и не тыкайте пальцами в сослуживцев. Умный руководитель и сам придет к данному выводу. Если он спросит о ваших недоброжелателях, вы можете деликатно выдвинуть предположение (в котором сами будете уверены) о том, кто мог это сделать.

Не называйте фамилий людей, которых вы подозреваете в том, что они вас подставили, если не уверены в этом. В случае ошибки стыдно будет уже вам

Работа не перейдет на Федота

Вы не виноваты в том, что вас подставили, однако если вы не схватили недоброжелателя за руку, исправлять ошибки придется все равно вам. Постарайтесь сделать это как можно быстрее, не стеная по поводу ушлых коллег и не жалуясь клиентам и начальству. Люди, вовлеченные в эту историю, по достоинству оценят и ваш профессионализм, и личные качества.

Как вести себя с человеком, который вас подставил

Возможно, вы знаете, кто вас подставил, однако не факт, что начальник решит уволить этого человека. Вполне вероятно, что вы продолжите работать с ним в одной компании и даже в одном кабинете. Несмотря на весь ваш гнев и негодование, не устраивайте ссор. Лучше всего не обращайте на подсидевшего вас коллегу никакого внимания – не помогайте ему, не общайтесь с ним, не предлагайте ознакомиться с новой формой отчета, пускай это делает кто-нибудь другой, не делитесь с ним сахаром.

Если вы ещё не сталкивались с таким явлением, как стукачество на работе, то вам неизбежно предстоит знакомство с этим видом борьбы за «место под солнцем». Явление нередкое и неприятное предстоит для всего коллектива, потому что вносит оттенок нервозности как в производственные, так и в личные отношения сотрудников. А уж если вы сами стали жертвой такого наушника, очень неплохо бы знать, как помешать ему испортить вашу репутацию в глазах начальства и коллектива, как наказать стукача на работе, чтобы никому больше неповадно было заниматься этим видом «сольного творчества».

Итак, как наказать стукача на работе

Вычислить доносчика можно по внешним признакам: он любит быть инициатором разговора, но никогда не высказывает чёткого мнения по обсуждаемому вопросу. Говорит общими фразами, в третьем лице («есть мнение, что…», «говорят, что…»). Он приятен в общении, коммуникабелен, всегда в центре событий. Если кому-то перемывают кости или где-то намечается конфликт – он тут как тут. Ему некогда работать – он на посту.

О хорошем: если на вас стучат, значит, в глазах начальства вы что-то из себя представляете, иначе зачем «дятлу» пытаться вас очернить? Раз стукач на вас доносит, значит, его уязвляет сам факт вашего существования, а это уже начало успешной карьеры. И хотя это слабое утешение в ситуации, когда вы, благодаря «доброжелателю», находитесь под пристальным вниманием руководства, всё же из этого можно даже извлечь для себя пользу: работайте с огоньком, и начальству придётся это заметить. И уж тогда ваш начальник сам будет думать, как наказать стукача , который ввёл его в заблуждение на ваш счёт.

Некоторые думают, что, предложив доносчику свою дружбу, они обезопасят себя от результатов его деятельности. Увы! Рождённый доносить не делает исключений ни для кого. Вашу дружбу он расценит как шанс узнать вас поближе, чтобы настучать о вас побольше. И бесполезно взывать к его совести: он вас не поймёт, он не считает стукачество чем-то позорным. Если не хотите, чтобы о вас сплетничали шефу, не рассказывайте о себе ничего лишнего . Не кормите любопытство ваших сотрудников, не давайте пищу для домыслов и вымыслов информатору.

Подавайте информацию дозированно и с выгодой для себя. Расскажите, например, что в свободное от работы время занимаетесь изучением иностранного языка, что читаете специальную литературу с целью повысить свой профессиональный уровень. Намекните между делом, что у вас сильные покровители, это добавит вам баллов в глазах шефа. Но не перестарайтесь: начальник может обратиться к вам с просьбой решить через ваши связи серьёзную проблему, а вы можете не суметь ему помочь.

Продумывая ходы, как в шахматах, вы сможете посадить стукача в лужу. Слейте , например, в общей беседе в присутствии «дятла» некую дезинформацию , с которой он тут же побежит к начальству. Когда выяснится, что имела место «деза», начальственный гнев падёт на голову осведомителя. Ещё пара таких проколов, и репутация стукача в глазах шефа погибнет безвозвратно.

Если стукач не скрывает своей подлой сущности и бегает в кабинет руководителя, никого не стесняясь, метод борьбы с ним должен быть таким же откровенным: игнорируйте «дятла» на всех уровнях, кроме производственного. Не разговаривайте с ним, не обращайтесь ни с какими просьбами, не отвечайте на его вопросы, смотрите сквозь него. Никто не сможет долго выдержать такого отношения. Обычно, хватает полгода на то, чтобы довести стукача до увольнения.

На самом деле, гарантированно устранить «дятла» может только начальник. Ему достаточно лишь прекратить поощрять доносительство и наказать стукача. Но таких принципиальных руководителей немного, большинство из них хоть и не любит «мастеров художественного стука», но хотят знать, что происходит в коллективе за их спиной, и негласно поощряют этот вид офисного искусства. Рядовому сотруднику бороться с осведомителем трудно, но можно попытаться лишить его поводов для творчества: не опаздывайте, не прогуливайте, не зависайте в рабочее время в соцсетях. Короче, соблюдайте трудовую дисциплину, и «санитару офиса» просто нечего будет вам вменить.