Антон Месмер — рассвет месмеризма

Франц Месмер, живший в XVIII веке, прославился тем, что исцелял людей с помощью энергий планет. На родине в Германии он смог добиться больших успехов на этом поприще. Вынужденная эмиграция во Францию принесла ему только разочарование.

По образованию Франц Месмер был врач, а по призванию - парапсихолог и мистик. Чтобы лечить людей невидимой энергией, он основал необычный по тем временам госпиталь. «Животный магнетизм», «практику катарсиса» и «замещающие истерические припадки» Месмер открыл намного раньше Зигмунда Фрейда, а «коллективное бессознательное» - раньше Густава Юнга.
Современники по-разному относились к Месмеру: кто-то считал его шарлатаном, кто-то - оккультистом. Философ Артур Шопенгауэр восхищался месмеризмом, называя автора этого направления пионером парапсихологии. Писатель Стефан Цвейг полностью оправдывал мистика, правда, уже посмертно. Франц родился 23 мая 1734 года в немецкой деревне на берегу Боденского озера близ Баден-Вюртемберга. Он был третьим из девяти детей Антона Месмера, лесничего по профессии. Семья была небогатой, но на образование детей родители не скупились. Франца обучали музыке и латинскому языку, потом устроили в иезуитский колледж в Констанце. Затем он поступил в университет Диллингена, где изучал философию и теологию. В 1759 году, изучая медицину в Венском университете, Месмеру посчастливилось стать учеником придворного доктора австрийской императрицы Марии Терезии. Но Месмер вряд ли стал знаменитым, если бы в 1768 году не женился на богатой вдове Марии Анне фон Пош, владелице замка Ротмюле на берегу Дуная. Это событие резко изменило образ жизни Франца. Теперь дом Месмера и его жены превратился в центр светской жизни Вены. Сюда они приглашают давать концерты лучших композиторов - Глюка, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Цвейг пишет: «В этом доме звучали новейшие квартеты, арии и сонаты великих композиторов. Да и сам Месмер играл на клавире, на виолончели. И даже на стеклянной гармонике, для которой Моцарт сочинил особый квинтет». В 1766 году доктор теологии и философии Франц Месмер удостоился степени доктора медицины и открыл свой салон. В своей диссертации он обосновал влияние планет на организм человека. По его мнению, от круговорота планет люди постоянно испытывают различные нервные состояния и хронические заболевания. А животный магнетизм - это сила, при помощи которой планеты действуют на тело. До Месмера другой немецкий мистик, Парацельс писал: «Я открыл, что магнит, кроме явной силы - притягивать железо, обладает и другой, сокрытой». В 1774 году Францу удалось вылечить пациентку, которую мучили обмороки, приступы бреда и тошноты. С этого момента он понял, что нашел панацею от всех болезней. Но пропагандировать свое открытие не торопился.
Мессмер открыл госпиталь, где стал практиковать лечение по своему методу, и добился определенных успехов. Цвейг писал об этом так: «Академического советника Остервальда Месмер исцелил от паралича и плохого зрения, прикладывая к нему магнит. О чем сам советник в 1776 году сообщил в СМИ: «Такое впечатление, что он подсмотрел у природы один из ее самых таинственных движений. Магнетическое лечение разом избавило меня от застарелого страдания». Но врагов у мистика от этого меньше не стало. Однажды они дождались своего часа. Месмер пытался вылечить знаменитую австрийскую пианистку, певицу и композитора Марию Терезию Парадис. Женщина потеряла зрение еще в раннем детстве. По слухам, магнетическое лечение ей не помогало. На этом остновании критики признали метод Месмера недееспособным. Стефан Цвейг в своем рассказе описывает скандальную историю внутри семейства Парадис: «Старики Парадиз поняли, что если их дочь прозреет, то они сразу останутся в нищете - пенсия в двести дукатов минус. И уже никакой сенсации от выступлений слепой артистки. Тогда отец без разрешения ворвался в дом Месмера, и потребовал вернуть свою дочь обратно, угрожая обнаженной саблей. Но ему сопротивляется не доктор, а сама девица. Она заявила, что не собирается возвращаться к родителям, и остается здесь. От таких слов уже мать набрасывается на непокорную дочь, которая предпочла им, родителям, чужого человека. Мать безжалостно избивает девушку, но та все равно категорически отказывается покинуть своего доктора, а возможно, своего возлюбленного. Месмер одержал победу, но это было началом конца», - заключает Цвейг.
Скандал этот, конечно, не мог остаться незамеченным. И в 1777 году государственная экспертная комиссия признала месмеризм надувательством. Францу пришлось переехать в Париж. В научных кругах столицы Франции Месмера встретили прохладно, зато публика светских салонов - наоборот, восхищенно. Его методом живо заинтересовалась королева Франции Мария Антуанетта. В энциклопедическом словаре Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона можно прочесть следующее «За несколько месяцев 1784 года у Месмера перебывало более 8000 человек. Правительство страны предложило доктору 30 000 франков за секрет его метода, но он запросил 500 000. В итоге сумму собрали его ученики, и тогда он открыл им подробности своего учения». Впоследствии министр Морепа, по приказанию королевы, предложил Францу Месмеру пожизненное содержание с условием, что минимум три ученика Месмера подтвердят пользу магнитотерапии. Ученый отказался от «подачки», потому что ему надоело находиться под постоянным присмотром ничего не понимающих, но делающих умные лица медиков. Не выдержав настойчивости парижский властей, Франц Месмер уехал в родную Германию. Где и скончался 5 марта 1815 года в Меерсбурге.

Месмер Франц Антон

(1734-1815) - австрийский врач, создатель учения о животном магнетизме (месмеризм). Изучал теологию и медицину в Венском ун-те. В 1766 г. получил степень д-ра медицины, защитив дис. О влиянии звезд и планет как лечебных сил. В дальнейшем занимался вопросами практического применения магнетизма. В 1776 г. пришел к заключению, чтомагни-тотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида, исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им животным магнетизмом, может накапливаться и передаваться другим с целью устранения болезней. Подвлиянием этих идей М. разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им бакэ (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой циркулировал флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно. М. полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы свои и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т.п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, но не психологическое содержание. Он ввел термин раппорт, означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача флюида. Впоследствии раппорт в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии. Несмотря на критику теоретических положений метода М., интерес к нему сохранялся, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал к XIX в. формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма. Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков

О Франце Месмере, жившем в XVIII веке, можно рассказывать бесконечно: врач по образованию, но мистик и парапсихолог по призванию основал необычный по тем временам госпиталь и лечил людей невидимой энергией. У целителя были успехи, но враги отправили чудака в вынужденную эмиграцию - в Париж. Но и на чужбине у мистика все пошло наперекосяк...

Немецкий врач Франц Месмер, прославившийся открытием "животного магнетизма", раньше Зигмунда Фрейда открыл " замещающие истерические припадки", "практику катарсиса" и раньше Карла Густава Юнга - "коллективное бессознательное". Выдающийся философ Артур Шопенгауэр превозносил месмеризм. Правда, современники относились к Францу Месмеру неоднозначно: одни считали его шарлатаном, другие - оккультистом и мистиком. Хотя многое из сделанного Месмером свидетельствует о том, что этот исследователь был пионером парапсихологии. Потомки в лице наблюдательного и психологичного писателя Стефана Цвейга оправдали Месмера.

Франц (в некоторых источниках - Фридрих) Антон Месмер родился 23 мая 1734 года в живописной маленькой деревушке на берегу Боденского озера, в нынешней немецкой земле Баден-Вюртемберг. Франц был третьим из девяти детей Антона Месмера, лесничего архиепископа Констанцы (Констанца - это город епископства, где в 1415 году был сожжен чешский мыслитель Ян Гус). На улице Хёриштрассе в Ицнанг-на-Хёри (Iznang auf der Höri) до наших времен сохранился фахверковый дом, в котором вырос Франц.

О детстве Месмера известно больше, чем о детстве многих других мистиков, живших до и после Франца. Однако для деятеля XVIII столетия - информация очень скудная. Но оно и понятно: Месмер - сын лесничего, а не отпрыск благородных кровей, поэтому биографию дитяти никто на бумаге не расписывал.

Известно, что с 1742 по 1746 гг. Франц изучал музыку и латинский язык в монастыре Грюненберг (Grünenberg), находившемся между родной деревушкой Ицнанг и Гайенхофеном (Gaienhofen). Следующие четыре года (до 1750 г.) он посещал иезуитский колледж в Констанце, на месте которого сегодня возвышается городской театр. Затем изучал философию в университете Диллингена (Dillingen). В 1754 г. взялся за изучение теологии в университете Ингольштадта. По этим документальным фактам оценить тогдашнее душевное состояние Месмера невозможно: все выглядит будничным и обычным.

Франц Месмер, который навсегда останется в истории человечества, возможно, так и не появился бы на ее страницах, если бы в 1768 году он не сочетался браком с богатой вдовой и тогдашней владелицей замка Ротмюле (это в Швехат-Раннерсдорфе, близ Вены) Марией Анной фон Пош, урожденной Ойленшенк (Maria Anna von Posch, Eulenschenk). Было и еще одно везение: в 1759 году Месмеру, изучавшему медицину в Вене, посчастливилось попасть в ученики к придворному врачу австрийской императрицы Марии Терезии (Maria Theresia).

В свой богато убранный дом на берегу Дуная Месмер приглашает давать концерты Гайдна, Глюка, Моцарта, а в дальнейшем Бетховена. Конечно, там бывали и менее именитые, но популярные в то время композиторы и исполнители. В стенах этого дома можно было услышать, пишет Стефан Цвейг, "новейшие квартеты, арии и сонаты Гайдна, Моцарта и Глюка, близких друзей дома, а также и последние новинки Пиччкви и Ригини". Сам Франц Месмер играет "как на клавире, так и на виолончели, первый вводит стеклянную гармонику, для которой потом Моцарт сочиняет специальный квинтет". Дом Месмера и его супруги слывет самым изысканным приютом для муз и для науки; к Францу Месмеру прекрасно относятся коллеги -венские врачи и медики.

Ах да, мы забыли сказать, 27 мая 1766 года доктор теологии и философии Франц Антон Месмер торжественным образом удостоился степени доктора медицины. Выгодно женившись, Месмеру вполне хватало средств, чтобы не зарабатывать на жизнь медицинской практикой, а завести в столице салон. Детей у супругов не было (его жена так и скончается в 1790 году бездетной). Однако состояние вдовы оказалось тем рычагом, о котором грезил Архимед, чтобы передвинуть землю. Правда, в этом случае "рычаг" направил Месмера к известности.

Свою диссертацию, в которой утверждалось, что планеты влияют на человеческий организм, Мессмер защищал у светила тогдашней медицинской науки - профессора и придворного медика Герарда ван Свитена (Gerard van Swieten). Много лет спустя Ван Свитен станет прототипом Ван Хельсинга в знаменитом романе "Дракула" Брема Стокера. Отметим, что Ван Свитен действительно (по поручению австрийской императрицы) занимался изучением вампиров в Моравии и, сражаясь с суевериями, давал происшествиям, приписываемым вурдалакам, естественнонаучные объяснения.

Франц Месмер, вдохновленный учением католического священника Иоганна Йозефа Гасснера (Johann Joseph Gaßner, 1727-1779) о влиянии небесных тел на организм, отмечал в своей диссертации: люди регулярно испытывают "напряжения" и "ослабления" и этот круговорот объясняет менструальный цикл и некоторые хронические заболевания. Солнце и Луна, по его мнению, оказывают действие на все части животного тела, особенно на нервную систему. А животный магнетизм (Animalischen Magnetismus - так назывался опубликованный им в 1775 г. научный труд для специалистов) - это сила, при помощи которой планеты действуют на тело.

У Месмера, естественно, были предшественники. Другой гениальный мистик немецкой страны Парацельс некогда писал: "Магнит долго был у всех на глазах, и никто не подумал о том, нельзя ли сделать из него дальнейшего употребления и не обладает ли он и другой силой, кроме притяжения железа. Вшивые доктора часто тычут мне в нос, что я не следую за древними; а в чем мне им следовать? Все, что они наговорили о магните, - ничто. Положите на весы то, что я о нем сказал, и судите. Если бы я слепо следовал за другими и сам не ставил опытов, то я знал бы только то, что знает каждый мужик, - что он притягивает железо. Но человек мудрый сам должен испытывать, и вот я открыл, что магнит, кроме явной, каждому в глаза бросающейся силы - притягивать железо, - обладает и другой, скрытой силою".

После того как в 1774 г. Франц успешно вылечил пациентку, которая страдала от бреда, обмороков и приступов тошноты, он в своем преждевременном воодушевлении уверовал, что обнаружил панацею от всех болезней, философский камень. Хотя он и не уверял в этом всех и каждого.

Медицинский факультет Вены весьма критически отнесся к тезисам Месмера. Отношение не изменилось даже когда Месмер основал госпиталь, где стал лечить пациентов по своему методу и, надо сказать, мог похвастаться определенными успехами. В очерке, посвященном Месмеру, австрийский писатель Цвейг писал: "Наложение магнита при параличе и слабости зрения академического советника Остервальда имело такой шумный успех, что академический советник печатает в Аугсбурге в 1776 году сообщение о своем исцелении при посредстве Месмера: "Все, что он совершил здесь при различных болезнях, дает основание предполагать, что он подсмотрел у природы один из ее самых таинственных движущих моментов. Клинически точно описывает выздоровевший то отчаянное положение, в котором нашел его Месмер, и как магнетическое лечение разом избавило его волшебным образом от застарелого страдания, не поддававшегося доселе никакой врачебной помощи".

Но враги мистика дождались своего часа. Воспользовавшись тем, что Месмербезуспешно пытался вылечить известную австрийскую пианистку, певицу и композитора Марию Терезию Парадис (Maria Theresia Paradis, 1759-1824), которая ослепла еще в трехлетнем возрасте, его критики на этом основании признали метод лечения Месмера недейственным. И, кстати сказать, у пианистки наблюдалось улучшение зрения после врачебных манипуляций Месмера (Цвейг приводит письмо отца девушки, которое свидетельствует о некотором прогрессе в этой области), но противники медика-новатора называли эти успехи "воображением".

"Противники Месмера избирают обходный путь, чтобы лишить его драгоценного объекта опытов: они внушают старикам Парадиз устрашающую мысль, что если дочь их действительно прозреет, то сразу же пропадет монаршья милость - пенсия в двести дукатов и что покончено со своеобразной сенсацией от выступлений слепой концертантки. Этот довод - угроза финансовая - сразу же действует на семью. Отец, дотоле вполне доверявший Месмеру, насильно врывается в дом, требует свою дочь немедленно обратно и грозит обнаженной саблей. Но, удивительное дело, сопротивление встречает он не со стороны врача. Сама девица Парадиз, привязавшаяся к своему целителю не то в качестве медиума, не то по эротическим побуждениям, заявляет определенно, что не намерена возвращаться к родителям, а остается у Месмера. Это приводит в раздражение ее мать, она с невероятной яростью набрасывается на непокорную девушку, предпочитающую чужого человека своим родителям, наносит ей, беззащитной, побои и ведет себя по отношению к ней так ужасно, что та падает, охваченная судорогами. Но несмотря на все приказания, угрозы и побои, не удается заставить стойкую девицу Парадиз покинуть своего покровителя (а может быть, своего возлюбленного). Она остается в магнетической клинике. Месмер одержал победу, правда пиррову победу", - заключает Стефан Цвейг.

И вот в 1777 г. австрийская государыня созвала экспертную комиссию, признавшую месмеризм обманом и надувательством. Франц был вынужден (не совсем ясно, из-за предписания правительства или козней коллег по цеху) уехать в Париж. В научных кругах столицы Месмера встретили прохладно, но публика аристократических салонов - восторженно. В числе интересующихся Месмером и его методом оказалась французская королева Мария Антуанетта.

"В течение нескольких месяцев 1784 г. у него перебывало более 8000 человек. Французское правительство предложило Месмеру 30 000 франков за его секрет, но он потребовал 500 000 (в других источниках называется более реальная сумма - 340 тысяч ливров - ред.). Эту сумму почти целиком собрали его ученики, и тогда он открыл им подробности своего учения", - сообщает о парижском периоде жизни Месмера энциклопедический словарь Ф. А.Брокгауза и И. А.Ефрона.

В итоге министр Морепа, по приказанию свыше, предложил Месмеру пожизненное содержание в 20 тысяч ливров и сверх того 10 тысяч ливров на квартирные расходы, правда, с выплатою лишь в том случае, если три подготовленных самим Месмером ученика признают пользу магнитотерапии. Гордый ученый отказался от предложения, потому что не захотел вновь оказаться под лупой ничего не понимающих медиков. Переговоры закончились тем, что Месмер покинул Париж и уехал в германские владения, в Спа.

Место рождения
  • Ицнанг [d] , Мос , княжество-епископство Констанц , Священная Римская империя
Место работы
  • Общество универсальной гармонии [d]
Известные ученики Шарль Деслон [d] и Арман де Пюисегюр [d]

Биография

Начало карьеры

По окончании университета Месмер стал практиковать в Вене . Вскоре ему удалось войти в высшие слои общества благодаря женитьбе в январе 1768 года на состоятельной вдове Анне Марии фон Пош (1724-1790), которая была на десять лет старше него. От супруги у врача был приёмный сын Франц фон Пош (род. 1747), собственными детьми Месмер обзавестись не смог. Отец невесты подарил молодожёнам большой дом в районе Ландштрасе . Врач устроил там лаборатории и концертный зал. Он сам любил музицировать, единственный в Вене умел играть на стеклянной гармонике , дружил с композиторами: Кристофом Глюком и Йозефом Гайдном , Леопольдом Моцартом . Именно в доме Месмера 1 октября 1768 года состоялась премьера зингшпиля 12-летнего Вольфганга Амадея Моцарта «Бастьен и Бастьенна » .

Открытие «животного магнетизма»

Вскоре Месмер выяснил, что способен намагничивать предметы - бумагу, стекло, воду. Тем самым важность для лечения магнита, на которой настаивал Хелл, становилась небезусловной. Это укрепило врача в мысли об оригинальности его открытия, и он разослал сообщение об этом в крупнейшие научные институты Европы. Ответ пришёл только из прусской Королевской академии наук (24 марта 1775 года), в котором учёные усомнились в открытии Месмера .

В то же время совершённое врачом по империи турне принесло новые успехи. Сначала Антон де Гаен , один из университетских преподавателей Месмера, порекомендовал его венгерскому барону Хорецки де Хорка (нем. Hareczky de Horka ), и в июне 1775 года доктор отправился лечить аристократа в Рохов (d ) . Лечение прошло столь успешно, что в способности Месмера поверил даже скептически настроенный гувернёр барона Зайферт. В следующем месяце было несколько чудесных исцелений на родине врача в Констанце . Затем Месмер навестил в Регенсбурге популярного целителя Иоганна Гаснера (d ) и убедился в том, что тот фактически использует «животный магнетизм». Последующее присутствие врача в Мюнхене совпало с расследованием, которое в отношении Гаснера назначил баварский курфюрст Максимилиан III . Месмер подтвердил честность целителя, объяснив (со своей точки зрения) причину чудесных исцелений и тут же продемонстрировав (23-24 ноября) несколько из них. Одним из исцелённых оказался секретарь Баварской академии наук Ильдефонс Кеннеди (d ) , ещё одним стал академический советник Петер фон Остервальд (d ) следующем году он опубликует в Аугсбурге об этом событии книгу). 28 ноября 1775 года Баварская академия избрала Месмера своим членом .

Скандал с пианисткой

По возвращении в столицу доктор встретил прохладный приём со стороны профессионального медицинского сообщества. В зарубежных журналах публикуется анонимная корреспонденция из Вены, высмеивающая методы Месмера. Наконец, конфликт с коллегами перешёл в открытую фазу, когда врач принялся за лечение слепой 18-летней пианистки Марии Терезии фон Парадис , пользовавшейся покровительством императрицы. Пианистка потеряла зрение в возрасте четырёх лет. В её лечении потерпели неудачу лейб-медик Антон фон Штёрк и его ученик Йозеф Барт , и в конце 1776 года родители музыкантки обратились к Месмеру. Тот который поместил пациентку в госпиталь, устроенный в собственном доме .

9 февраля 1777 года девушка стала говорить, будто может различать контуры предметов. Отец пациентки заявил о положительных результатах лечения в письменном виде. Однако вскоре родители потребовали вернуть дочь домой, на что та ответила отказом. Тогда её уговорили вернуться домой на время, после чего Месмера к ней уже не допустили. Коллеги врача заявили, что никакой ремиссии на самом деле не было, это плод воображения Месмера, который всего лишь шарлатан. Стараниями Барта и Штёрка против Месмера были мобилизованы кардинал-священник Кристоф фон Мигацци , а также императрица Мария Терезия . Врачу было предъявлено обвинение в мошенничестве и приказано или прекратить практику, или покинуть Вену. Месмер предпочёл покинуть столицу, причём без жены, что дало дополнительную почву слухам о наличии у него романа с пациенткой. После этого случая Франц Антон впал в депрессию, которая затянулась на три месяца. Сперва он пытался обосноваться в Швейцарском союзе , но в феврале 1778 года появился в Париже .

Французский период

В 1778 году Месмер перебрался в Париж , где снял квартиру на Вандомской площади . С этого времени начинается его европейская слава. В пациенты к Месмеру записались многие французские аристократы (включая маркиза де Лафайета), а слава дошла до Марии-Антуанетты . На групповых сеансах десятки пациентов лечили погружением ног в фонтан с намагниченной водой, тогда как руками они держались за провода, присоединенные к «магнетизированным» деревьям. Сам Месмер аккомпанировал этому действу на фортепьяно или стеклянной гармонике .

Деятельность Месмера обеспокоила медицинский факультет Сорбонны , который объявил ему войну в сатирических журналах и памфлетах. В 1784 году идеи Месмера стали предметом рассмотрения двух научных комиссий, в которые входили такие светила науки, как Антуан Лавуазье и Бенджамин Франклин . Учёные мужи пришли к заключению, что единственной причиной месмерических феноменов является чрезмерно возбуждённое воображение пациента.

Чтобы заглушить голоса скептиков и «научной инквизиции», Месмер организовал Общество вселенской гармонии (Société de l’Harmonie Universelle ), которое накануне революции насчитывало 430 членов. Отделения общества действовали в Страсбурге, Лионе, Бордо, Монпелье, Байонне, Нанте, Гренобле, Дижоне, Марселе, Кастре, Дуэ и Ниме. Штаб-квартирой общества служил роскошный особняк Куаньи в центре Парижа. В качестве казначея общества Месмер обзавёлся состоянием в 344 тыс. ливров и стал самым богатым учёным Европы.

Годы забвения

Взгляды

В 1776 году Месмер пришел к заключению, что магнитотерапия благоприятно действует на пациента, но не благодаря самому магниту, а в результате действия таинственной силы - флюида , исходящей от магнетизера. Эта сила, названная им «животным магнетизмом», якобы может накапливаться, усиливаться за счет зеркал или звука и передаваться другим с целью устранения болезней.

По мнению Месмера, неравномерное распределение флюида в организме вызывает болезни, а добиваясь гармонического перераспределения флюида, можно излечить болезнь. Месмер писал: «Животный магнетизм (флюид) передается прежде всего посредством чувства. Только чувство позволяет постигнуть эту теорию». Он утверждал, что флюиды врача передаются больному за счёт магнетических пассов и прикосновений, прямо или опосредованно.

Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ » (от фр. baque - чан). Суть его в том, что несколько пациентов располагается вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты прикасались к ним и друг к другу, создавая цепь, по которой «циркулировал» флюид. Магнетизер при этом должен был коснуться чана, передавая через него целительную энергию всем пациентам одновременно.

Месмер полагал, что в состоянии магнетического сна или транса некоторые люди могут предвидеть будущее и прозревать далекое прошлое, способны видеть внутренние органы - как свои, так и других людей, распознавать болезни, определять средства лечения и т. п. При этом механизм лечения имел, по его мнению, сугубо физиологическое, а не психологическое содержание.

Влияние

Несмотря на критику теоретических положений метода Месмера, интерес к нему сохранялся до начала XX века, привлекая внимание ученых и врачей (И. Бернгейм, А. Льебо, Ж. Шарко и др.). Феномен месмеризма способствовал формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии. Оказал существенное влияние на философию романтизма .

Месмер ввёл в научный оборот термин «раппорт », означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии .

Сочинения

Неполный список трудов Ф. А. Месмера

  • Antonii Mesmer Dissertatio physico-medica de planetarum influxu , Dissertation, Wien 1766 (SLUB)
  • Schreiben über die Magnetkur , ohne Ort 1766
  • Sendschreiben über die Magnetkur an einen auswärtigen Arzt , Wien 5. Januar 1775 (Sendschreiben an Johann Christoph Unzer in Altona)
  • Zweites Schreiben an das Publikum , Wien 1775
  • Drittes Schreiben an die Frankfurter , 1775
  • Mémoire sur la découverte du magnetisme animal , Didot, Genf und Paris 1779 (Digitalisat der Erstausgabe (недоступная ссылка) , E-Text der Ausgabe Paris 1826)
  • Lettre à Monsieur Mesmer et autres pièces concernant la maladie de la Dlle . Berlancourt de Beauvais, Beauvais 1781
  • Précis Historique Des Faits Relatifs Au Magnétisme-Animal Jusques En Avril 1781 , London 1781 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Abhandlung über die Entdeckung des thierischen Magnetismus , Carlsruhe 1781 (Nachdruck: Tübingen 1985, ISBN 3-88769-507-0 ; E-Text) - Übersetzung der «Mémoire sur la découverte»
  • Lettre de M. Mesmer à M. le comte de C… d.d. Paris, 31. août 1784 , 1784
  • Lettre d’un médecin de Paris à un médecin de province , ohne Ort 1784
  • Lettres de M. Mesmer à M. Vicq.-d’Azyr et à Messieurs les auteurs du Journal de Paris , Brüssel 1784
  • Lettres de M. Mesmer à Messieurs les auteurs du Journal de Paris et à M. Franklin , ohne Ort 1784
  • Théorie du monde et des êtres organisés suivant les principes de M…. , Paris 1784 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Aphorismes , hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Correspondence de M. M sur les nouvelles découvertes du baquet octrogone, de l’homme-baquet et du baquet moral, pouvant servir de suite aux aphorismes , hrsg. v. Alphonse Touissant Joseph André Marie Marseille de Fortia de Piles, François Jourgniac de Saint-Méard und Pierre Marie Louis de Boisgelin de Kerdu, Libourne, Paris 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) ) - alle Namen von Autor und Herausgebern erscheinen in dem Buch nur abgekürzt
  • Lettre de l’auteur de la découverte du magnétisme animal à l’auteur des Réflexions préliminaires , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lehrsäzze des Herrn Mesmer’s. So wie er sie in den geheimen Versammlungen der Harmonia mit getheilt hat, und worinnen man seine Grundsäzze, seine Theorie, und die Mittel findet selbst zu magnetisiren . Hrsg. v. Louis Caullet de Veaumorel. Verlag der akademischen Buchhandlung, Straßburg 1785
  • Supplément aux Observations de M. Bergasse, ou Règlemens des sociétés de l’harmonie universelle , ohne Ort 1785 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Neue Beiträge zur praktischen Anwendung des Thierischen Magnetismus. In verschiedenen Abhandlungen…; Ein Nachtrag zu den Lehrsätzen des Hrn Mesmers …; Aus Hrn. Caullet de Veaumorel dritter Ausgabe mit möglichster Treue übersetzt , Straßburg 1786
  • Introduction au magnétisme animal par M. P. Laurent, suivie des prinxcipaux aphorismes du docteur Mesmer , Lange-Lévy, um 1788 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Lettres de F. A. Mesmer sur l’origine de la petite vérole et le moyen de la faire cesser , Paris 1799
  • Mémoire de F. A. Mesmer … sur ses découvertes , Paris 1799 (Digitalisat (недоступная ссылка) )
  • Ueber meine Entdeckungen: Aus dem Französischen übersetzt (In Paris herausgenommen im 8n Jahre d. Republik) , Stahl, Jena 1800
  • Allgemeine Erläuterungen über den Magnetismus und den Somnambulismus. Als vorläufige Einleitung in das Natursystem , Buchhandlung des Hallischen Waisenhauses, Halle 1812
  • Ueber den Ursprung und die wahre Natur der Pokken, so wie über die Möglichkeit der gänzlichen Ausrottung durch die einzig richtige naturgemässe Verfahrungsart bei der Geburt , Buchhandlung des Waisenhauses, Halle und Berlin 1812
  • Mesmerismus oder System der Wechselwirkungen, Theorie und Anwendung des thierischen Magnetismus als die allgemeine Heilkunde zur Erhaltung des Menschen. Mit dem Bildniß des Verfassers und 6 Kupfertafeln , hrsg. von Karl Christian Wolfart, Berlin, Nikolai 1814 (Nachdruck: E. J. Bonset, Amsterdam 1966;

23 мая 1734 года родился Месмер Франц Антон - австрийский врач. Полагая, что планеты оказывают воздействие на людей посредством магнитных сил, выдвинул представление о «животном магнетизме» как особой естественной силе, «заряжаясь» которой от планет и излучая ее на других людей, человек способен воздействовать на течение их физиологических процессов и изменение поведения. Разработанное на этой основе учение, получившее название "месмеризм", способствовало формированию научных представлений о гипнозе.

***

Месмер родился в маленьком австрийском городке Ицнанге. Он долго не мог найти себя. Мечтал стать великим музыкантом. Потом - философом. Потом - адвокатом. Он умер великим врачом, признанным друзьями и противниками. Но главное его открытие так и не было понято современниками.

После окончания медицинской школы при Венском университете Месмер женился на богатой вдове. Удовлетворенные теперь материальные потребности вызвали к жизни расцвет потребностей духовных - Месмер посвятил себя искусствам, в особенности музыке. Его друзья - Гайдн, Глюк, Моцарт - всячески помогали ему. Однако Месмер не стал великим музыкантом. Ему пришлось вернуться в конце концов к карьере врачебной. Той единственной, в которой он стал Францем Месмером, основателем многочисленных школ «месмеризма», «гипнотизма» и пр.

28 июля 1774 года - день, оставшийся в жизнеописаниях Месмера. В этот день он вернулся к врачебной практике и сразу же наткнулся на непонятный для него случай. Его пациентка фрейлейн Эстерлайн, страдавшая от головных болей, судорог, частичного паралича, бредовых состояний, непрерывных рвот, не получала облегчения ни от одного из предписывавшихся ей Месмером лекарств. И врач решился на эксперимент, основанный лишь на преклонении Месмера перед теориями Теофрастуса Бомбастуса Гухенгеймского, называемого чаще Парацельсом.

Утверждали, что Парацельс обладал секретом вечной молодости и нашел философский камень, превращавший обычные металлы в золото. Эти слухи, впрочем, несколько противоречат фактам из биографии Парацельса, говорящим о том, что однажды он бежал через окно от разгневанной квартирной хозяйки, которой задолжал за проживание. Да и умер он, не дожив до пятидесяти лет. Но Парацельс был поистине великим врачом, смело использовавшим и столь же смело опровергавшим опыт древнейшей медицины. Среди идей Парацельса Месмера особенно привлекала одна - всемерно использовать при лечении болезней магниты.

Как только у Эстерлайн начался очередной приступ, Месмер наложил ей на грудь несколько сильных магнитов. Последствия были ужасными - фрейлейн забилась в бешеных судорогах. Через несколько мгновений, однако, приступ окончился, хотя обычно он продолжался часами.

Во время следующего приступа Месмер уже смело использует магниты. Через несколько сеансов пациентка выздоровела, и Месмер имел возможность показать свой способ лечения известному ученому, члену Королевского общества в Лондоне Яну Ингенхаузу. Член академии был весьма доволен увиденным, что, впрочем, не помешало ему опубликовать о методе Месмера ругательную статью.

Месмер, однако, вовсе не был обескуражен таким приемом у академических ученых. Он открыл клинику, куда со всех сторон стекались истеричные женщины, жаждущие лечения. Месмер даже придумал стройную, на его взгляд, теорию «животного магнетизма», которая легко и просто объясняла причины заболеваний и рекомендовала способы их лечения. По этой теории вся Вселенная и все живые организмы пропитаны «магнетическим флюидом», правильный ток которого в теле человека и определяет его отменное здоровье. Любое нарушение сказывается в том, что течение магнитных линий искажается, в нем проявляются не предусмотренные идеальной схемой омуты и водовороты. Для исправления положения, подгонки его к идеальной смехе и следует применять магниты, которые способны направить магнитный флюид по нужному руслу.

Теория получила некоторое признание, и у Месмера появились приверженцы и последователи. Так, эдинбургский врач Джеймс Грахам открыл в 1780 году в Лондоне оздоровительное заведение под пышным названием «Замок здоровья», провести ночь в котором стоило 100 фунтов стерлингов - бешеные по тем временам деньги.

Эта «входная плата» позволяла пациенту проспать ночь в «Звездной постели» - диковинном ложе, поддерживаемом с помощью сорока намагниченных колонн и увенчанном фигурами Амура и Психеи, под звуки ненавязчивой музыки, в ритме которой кружились неподалеку танцовщицы.

Венский кабинет Месмера не мог идти ни в какое сравнение с «Замком здоровья». Впрочем, и с кабинетом, и с клиникой Месмеру вскоре пришлось распрощаться. Все началось с того, что в число пациенток Месмера попала восемнадцатилетняя фаворитка императрицы Марии Терезы, названная в честь нее Мария Тереза Парадис, слепая с четырех лет. Лечение «магнетизмом» принесло плоды. Слепая прозрела. Однако комиссия медицинского факультета Венского университета нашла, что она не излечена, а возвращение зрения ей лишь внушено. Фактом остается то, что девушка опять ослепла. Разразившийся при императорском дворе скандал вынудил Месмера собрать, как некогда поступил Парацельс, пожитки и покинуть родину и свой кабинет на Загородной улице, 261.

Некоторое время он скитался по Швейцарии, по Баварии и через год с лишним обосновался на Вандомской площади в Париже, еще не украшенной тогда знаменитой колонной. В своей клинике Месмер оборудовал удивительное устройство «бакэ» - чан из дубовых досок, в котором размещены бутылки с «намагниченной водой». Из бутылей, в свою очередь, радиально расходились от чана железные прутья, призванные донести «магнитный флюид» до пациента. Курс лечения проводился при приглушенном свете и мягкой музыке. Сам Месмер одевался в фиолетовую тогу и, плавно взмахивая жезлом, скользил вдоль круга своих пациентов, пристально вглядываясь в их глаза. Обычно после таких сеансов пациенты утверждали, что им стало лучше.

Мода на Месмера с невероятной скоростью захлестывала Париж. В числе его пациентов было много влиятельных людей, известных писателей и аристократов. Золото текло к Месмеру рекой. Основными же его пациентками были восхищавшиеся его мужественной внешностью и манерами дамы из высшего света, страдавшие истерией.

Однако полное благополучие невозможно - и неприятности не заставили себя ждать. Группа членов Парижской медицинской академии прошла один из курсов лечения Месмера и заявила, что никто из них не почувствовал ничего, кроме нервного опустошения и болей в области желудка. Кроме того, все они публично осудили Месмера и даже изгнали (или чуть не изгнали) из своей среды профессора, вздумавшего защищать Месмера.

Тогда Месмер решил придать своим работам солидность научных исследований. Для этого он поселился на Монмартре (тогда это был бедный район) и стал лечить пациентов, принадлежащих по большей части к бедным слоям Парижа. Но в смысле техники он пошел гораздо дальше - он «намагничивал» теперь уже целые деревья, парки и леса. Он опять приобрел авторитет, но не там, где ему хотелось бы, хотя в числе активных поклонников Месмера оказались сам король Людовик XVI и королева Мария-Антуанетта. Вскоре, правда, они начали охладевать к Месмеру и поручили Академии наук и медицинскому факультету проверить действенность его лечебных методов.

В комиссию по проверке вошли весьма известные лица: в первую очередь Бенджамен Франклин (не удивляйтесь, этот знаменитый ученый был в то время американским послом в Европе); Антуан Лавуазье - человек, открывший кислород; Жан Байи, астроном, а также некий доктор Ж. Гильотен, изобретатель приспособления, позже названного его именем. По иронии судьбы нескольким членам этой комиссии, в частности Лавуазье и Байи, была уготована судьба на себе проверить действенность гильотины. То же, впрочем, относится и к ее изобретателю, доктору Гильотену - редкий случай, когда автору дается с такой исчерпывающей полнотой испытать свое изобретение! Впрочем, и организаторам комиссии - Людовику XVI и Марии-Антуанетте тоже пришлось впоследствии, во время революции, познакомиться с этим устройством.

Но мы отвлеклись, и поэтому сразу же перейдем к решению, вынесенному комиссией:

«Все определяется самим человеком, магнетизирующим пациентов. Если к каждому следующему появлению магнетизера они лежали полностью истощенными, то взгляд или голос магнетизера вскоре выводят их из этого состояния. Здесь, несомненно, действует некая сила, сила, управляющая действиями человека и подчиняющая их себе. Это - сила самого магнетизера».

Этот правильный вывод, однако, был побочным и упомянут вскользь. Главная же задача комиссии - опровергнуть существование «животного магнетизма». Вывод был категоричным: никакого животного магнетизма не существует. Человеческому организму магнетизм не свойствен. Все достигнутые Месмером эффекты определяются силой внушения, причем последствия их, по мнению комиссии, ужасны - больных впоследствии ждет суровая участь. Их ждут конвульсии, уродливое потомство. Академия запретила своим членам практиковать месмеризм.

Решение комиссии крайне интересно и с точки зрения иллюстрации неумолимых законов диалектики. Было ли это решение правильным? Для своего времени - да. То было время быстрого развития науки. Вера в возможность полного и окончательного познания всех явлений владела членами комиссии. И они не хотели признавать ничего такого, что нельзя было бы измерить, пощупать, объяснить, доказать с помощью известных им опытов. Поэтому лишь некоторые выводы комиссии, имевшие для нее частный характер, остались правильными и по сей день:

    магнит действует прежде всего на нервную систему, а не на ткани и внешние органы;

    магнит хорошо помогает при таких нервных заболеваниях, которые характеризуются усиленной работой нервной системы, например, при судорогах, конвульсиях, головных болях и пр.

Последующие исследования подтвердили правильность выводов, основанных на многих экспериментах. Однако некоторые выводы комиссии страдают категоричностью. Нужно было, наверное, оставить лазейку: «При теперешнем состоянии знаний, измерительной техники... » Что же касается месмеризма, или, как потом его стали называть, гипнотизма, то здесь комиссия не оказалась на высоте, и прежде всего потому, что в то время психология как наука была в состоянии младенческом, не допускавшем и мысли о том, что с помощью столь простых средств можно делать столь сложные вещи. Комиссия Парижской академии отвергла «животный магнетизм», как отвергла в свое время пароход Фултона, громоотвод Франклина да и многое другое.

Месмер бежит от неудачи в Австрию, на родину, стремясь забыться, собрать силы для нового наступления. Возвратиться в Париж ему не пришлось - наступил «девяносто третий», когда многие высокопоставленные аристократы и любимцы королевской семьи, хотя бы временные, испытали на себе усовершенствование доктора Гильотена. Путь в столицу для бывшего кумира парижских аристократов был закрыт, хотя Месмер и симпатизировал французской революции. Вскоре, впрочем, именно за эти симпатии Месмера высылают из Австрии, и он обосновывается в небольшом городке недалеко от Цюриха. Там он жил настолько незаметно, что многочисленные его последователи в течение двадцати лет считали, что их кумир давно мертв. Деревенский доктор Месмер последние годы своей жизни отдал музыке. Умер он в 1815 году 81 года от роду.