Анализ стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила» Фета

Пейзажная лирика занимает в творчестве А. Фета почетное место. Поэт видел не просто оболочку природы, он ощущал ее душу. Стихотворение, о котором пойдет речь, изучается в 6 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Ель рукавом мне тропинку завесила» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1891 г. за год до смерти поэта, вошло в сборник «Вечерние огни».

Тема стихотворения – одиночество, человек и природа.

Композиция – Произведение по смыслу можно разделить на 2 части: описание ощущений лирического героя, который находится один в лесу, рассказ о зове, слышащемся герою. Формально стихотворение состоит из трех катренов, которые продолжают друг друга.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырех- и двустопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы».

Эпитеты «странник бедный», «нежно приветствуешь».

История создания

«Ель рукавом мне тропинку завесила» относится к позднему периоду творчества Фета. Анализ стихотворения следует начинать с обстоятельств его написания. В молодости поэт был влюблен в Марию Лазич, но создать семью у них не получилось. Фет сам предложил расстаться, из-за тяжелого материального положения. О своем решении он жалел всю жизнь. Вскоре после расставания поэт узнал, что его возлюбленная сгорела при пожаре.

А. Фет всю жизнь хранил теплые чувства к Марии, посвятил ей множество стихов. Этот пласт любовной лирики не был опубликован при жизни поэта. В стихотворении тоже есть намек на образ Марии, но рассмотреть его нелегко. Этим и объясняется, что стих был напечатан в «Вечерних огнях» в то время, когда его автор был еще жив.

Если после смерти возлюбленной поэт писал преимущественно философские произведения, то в позднем периоде возвращается к пейзажной поэзии.

Тема

В произведении развивается несколько традиционных для литературы тем: лесная природа, одиночество, взаимоотношения человека и природы. Автор подает лесную пейзажную зарисовку. Природу читатель видит глазами лирического героя. Тот находит тропинку, которую закрыл от него рукав ели. Далее мы узнаем, что герой в лесе один. Одиночество вызывает у него неоднозначные чувства, в которых тяжело разобраться.

Лес встречает человека гулом и шумом, который поднимает ветер. Автор не уточняет сильный ветер или слабый. Об этом можно догадаться из описания: « все гудёт и колышется ».

Описание пейзажа прерывается, когда лирический герой слышит звук рога. Это подсказывает ему, что вдали кто-то есть. Настроение героя поднимается и « мертвые листы » уже не так угнетают его. Его сердце приветствует странника так же нежно, как « глашатай медный ». Под образом странника и скрывается образ былой возлюбленной. Видимо, автор еще надеялся встретиться с ней снова.

Композиция

Композиция анализируемого произведения простая. Автор делит его на три катрена, которые связаны между собой содержанием, каждая следующая строфа продолжает предыдущую. По смыслу стихотворение А. Фета делится на две части: описание леса и ощущений одинокого лирического героя, рассказ звуке рога. Смысловые части одинаковые по объему, они не переплетаются. Такое разделение позволяет А. Фету описать не только природу, но и внутренне состояние лирического героя.

Жанр

Грустное настроение и плавное повествование характерны для стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Это свидетельствует о том, что стихи написаны в жанре элегии. Автор использует разностопные строки, строго чередуя их. Стихотворный размер - четырех- и двустопный дактиль. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

Лесной пейзаж и состояние лирического героя описываются при помощи художественных средств. Они помогают оригинально раскрыть тему и донести до читателя идею. В тексте есть несколько метафор : «ель рукавом мне тропинку завесила», «листья кружатся у ног», «глашатай медный», «мертвые, что мне листы» .

Некоторые метафоры служат для очеловечивания природы. Вспомогательную роль играют эпитеты : «странник бедный», «нежно приветствуешь». Сравнения поэт не использует.

Привлекает внимание и интонация. Если одинокая прогулка по лесу описывается спокойно, то радость от услышанного звучания рога передается при помощи восклицательных предложений. Чтобы передать шум, которым окутан лес, автор использует аллитерацию «ж», «с», «ш»: «все гудёт и колышется, листья кружатся у ног».

Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу. Фета волнует только красота – природа и любовь. Поэзию он считает храмом искусства, а поэта – жрецом этого храма. Эти две темы поэзии Фета тесно связаны друг с другом. Фет считает, что только природа и любовь могут отобразить всю красоту и очарование окружающей действительности. Характер, переживания, мысли и чувства лирического героя в поэзии Фета зависят от мироощущения поэта.

Фет стремился передать красоту мгновения, сиюминутное состояние. Ярким примером этого можно назвать его стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила»:

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело, –

Я ничего не пойму.

Фет создает прекрасный образ, который позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться ее неповторимой красотой. В строках стихотворения поэт использует назывные предложения и предложения с однородными членами. Последние две строчки говорят о противоречивых чувствах поэта. Его лирический герой чувствует состояние природы. Стихотворение воздействует на читателя. Благодаря обилию шипящих и свистящих звуков можно услышать шум ветра:

Все гудет и колышется,

Листья кружатся у ног.

Невозможно уловить настроение лирического героя. У него смутные ощущения – «ничего не пойму». Он пытается раствориться в мире природы, старается постичь ее таинственные глубины, понять «прекрасную душу природы». Но в шуме ветра это смятение развеивается. Герой слышит «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного» и настроение его тотчас же меняется – «Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мертвые что мне листы!»

Фет представляет природу как человека, видит ее прекрасную душу, об этом свидетельствует метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила».

В этом стихотворении Фета природа сливается с человеческими эмоциями. Поэт изображает своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает его душу на фоне прекрасного мгновения природы.

Афанасий Фет - поэт «вечных ценностей» и «абсолютной красоты», основатель новых поэтических жанров – песни и лирической миниатюры - был представителем плеяды поэтов, которые в своём творчестве отрешались от действительности и воспевали только вечные темы.

Главным предметом изображения Фета стал мир, в котором «красота природы разлита по всему мирозданию» и своим покоящимся совершенством противопоставлена «низкому», полному бессмысленной суеты, бытию. В его художественном мире всё гармонично, мерно, уравновешенно. Лирический герой в поэзии Фета – это образ того героя, переживания, мысли и чувства которого отражены в произведении. Его характер зависит от мироощущения поэта. Мне кажется, что это поэтическое спокойствие компенсировало полную противоречий реальную жизнь автора. Ещё Тургенев противопоставлял Фету, «великому поэту», помещика и публициста Шишкина, «закоренелого и остервенелого крепостника, консерватора и поручика старого закала». Возможно, именно поэтому с такой чуткостью воспринимаем мы «лирическую дерзость» автора стихотворения «Ель рукавом мне тропинку завесила». Так в чём же выражалась эта дерзость? Как и в большинстве других своих произведений, автор рисует перед читателями неподвижную, на первый взгляд, картину, уловив её сиюминутное состояние. Это всё то же, переходящее из одного стихотворения в другое, стремление Фета передать красоту мгновения, запечатлеть его в своих стихах.

Как же создаётся прекрасный образ? Первые две строки каждой строфы – назывные предложения и предложения с однородными членами. Это позволяет читателю увидеть нарисованную картину, полюбоваться её неповторимой красотой. Две последние строчки – эмоциональный отклик на увиденное. Настроение лирического героя созвучно состоянию природы. Оттого такую важную роль в стихотворении имеют музыкальные средства воздействия на читателя: ритм, звукоподражание, построфный рисунок. Ветер – смысловая динамика в первой части стихотворения, потому оправдана аллитерация (обилие шипящих и свистящих звуков, передающих движение ветра – Всё гудёт и колышется // Листья кружатся у ног).А дактиль – этот особенный песенный ритм стиха, необычно сочетающий длинные и короткие строки и ударение в конце каждой второй строки. (В лесу одному// Я не пойму; Листья кружатся у ног // Тонко взывающий рог, Мёртвые что мне листы// Нежно приветствуешь ты!) Настроение, которое вызывает увиденная картина, точно определить невозможно. Ощущения смутные, отсюда глагол «не пойму», который часто встречается и в других стихотворениях поэта. Само состояние противоречиво: «шумно, и жутко, и грустно, и весело». Герой будто растворяется в мире природы, погружается в её таинственные глубины, старается понять прекрасную душу природы». Возникающее в шуме ветра смятение развеивается во второй части стихотворения под звуки людского присутствия «тонко взывающий рог», «зов глашатая медного». Меняется и настроение лирического героя – два восклицательных предложения («Сладостен зов мне глашатая медного!» и «Мёртвые что мне листы!»)свидетельствуют об этом. А инверсия («неожиданно слышится», «странника бедного») помогает обратить внимание на слова, которые, по мнению автора, несут наибольшую смысловую нагрузку.

Метафора «Ель рукавом мне тропинку завесила» рассказывает о том, что лирический герой очеловечивает природу, видит её прекрасную душу, и мы понимаем, как ель материнской рукой затронула струны души автора, и чувство очищения, радости бытия, душевного трепета и волнения передаётся с книжной страницы. Таким образом, в стихотворении Фета мир природы и человеческих эмоций сливаются, создавая неповторимое явление русской поэзии. Автор, изображая своего героя в момент наибольшего эмоционального напряжения, показывает работу человеческой души на фоне прекрасного мгновения природы, что заставляет ещё раз задуматься о том, что человек – песчинка в океане, который называется «Вселенная».

Заполните таблицу и ответьте на вопросы и задания.

А. А. Фет

"Ель рукавом мне тропинку завесила…"

Ель рукавом мне тропинку завесила.

Ветер. В лесу одному

Шумно, и жутко, и грустно, и весело,

Я ничего не пойму.

Ветер. Кругом всё гудёт и колышется,

Листья кружатся у ног.

Чу, там вдали неожиданно слышится

Тонко взывающий рог.

Сладостен зов мне глашатая медного!

Мёртвые что мне листы!

Кажется, издали странника бедного

Нежно приветствуешь ты.

Вопросы и задания:

1. Как вы понимаете строки стихотворения: "ель рукавом мне тропинку завесила", "кругом все гудёт и колышется", "тонко взывающий рог", "сладостен зов мне глашатая медного"?

2. Какие художественные приемы помогают поэту передать эмоциональное состояние одинокого путника в лесу? Какую мелодию создает чередование длинных и коротких строк (стихов) стихотворение?

3. Какие чувства звучат в строке "Сладостен зов мне глашатая медного!"?

Почему звук рога кажется или лирическому герою сладостным среди шума пугающей природной стихии?

Таблица:

Горизонтально:

1. Пример (из стиха)

2. Хуз. f (не знаю что такое хуз. f, но знаю что надо. Надо написать зачем сделал автор)

Вертикально:

1. Эпитеты

2. Олицетворения

3. Ср. (Не знаю, у учителя спрошу, не надо делать. Под номером 3 можно ничего не писать или –).

4. Антитезы

5. Обращения

6. Повторы

Фет, Афанасий Афанасьевич – один из величайших русских поэтов девятнадцатого столетия. Среди его работ много лирической поэзии. Стихотворение « » тоже принадлежит к жанру лирики.

Оно было написано в 1891 году, и по мнению многих критиков относится к циклу стихотворений о любви поэта к Марии Лазич. Несмотря на то, что Фет сам прервал отношения с Лазич, он очень долго жалел об этом, выражая тоску по потерянной любви в своих стихах. На то, что стихотворение посвящено именно ей, намекают последние строчки.

Стихотворение написано четырехстопным хореем, который присущ стихам Фета. Многочисленные повторения, чередование полных и неполных предложений, употребление междометий и восклицаний создают уникальный ритм, который в точности отражает настроение лирика.

В первом четверостишие Фет описывает одиночество и растерянность, что царили у него на сердце. Во втором четверостишие начинается действие, резкое движение, далекие звуки, говорящие о беспокойстве поэта. В последнем четверостишие поэт предвкушает встречу с любимой, зная что ее уже нет в живых.

Эти строчки можно интерпретировать как предчувствие поэтом собственной смерти, ведь Фет умер через год после написания этого стихотворения, в 1892 году.

Подробный анализ

Стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила…» Афанасий Афанасьевич Фет написал в преклонных годах в 1891 году. Позднее творчество поэта также посвящено пейзажной лирике, как и ранние произведения. Но в данном стихотворении просматривается и личная трагедия поэта. В молодости он был влюблен в Марию Лазич, которая трагически погибла после расставания с ним. В её гибели Фет винит себя, любовь к ней он отразил во многих своих стихах.

В стихотворении описаны чувства человека, находящегося в глухом осеннем лесу. Поэт олицетворяет ель, которая «рукавом завесила», преградила путь одинокого путника. Лирический герой вынужден на мгновение остановиться. Он останавливается и прислушивается к природе. «Ветер» сразу завладевает его чувствами, приводит их в некоторую неразбериху, смятение, настораживает.

Наш герой дальше начинает осматриваться. От могучего ветра природа приходит в движение, её звучание передает слово «гудёт». Но для одинокого человека в лесу создается жуткая картина. Сердце замирает, а мысли уносятся в даль, в прошлое. И вдруг «неожиданно слышится» звук, издающийся человеком. Этот звук возвращает его в настоящее. В лесу одному уже не страшно, так как поблизости живая душа. «Мертвые листы» не привлекают внимания; могучей, страшной силы в лесу больше нет.

В последней строфе автор сравнивает себя со «странником бедным», так как, пройдя через всю жизнь, он так и не нашел отклика тех чувств, что испытывал к М. Лазич. В последней строке он прямо говорит о ее нежности, о желании скорей воссоединиться с ней в мире ином.

Композиция выражена тремя четверостишиями, имеющими разностопный дактиль. Рифмы имеют перекрестный характер, чередование мужской и женской форм. В первой строфе описание пейзажа и чувств автора. Во второй – описание природы прерывается неожиданным звуком. В третьей строфе описываются чувства и мысли автора: «сладостен», «нежно». Начинается стихотворение с тревожных нот, а заканчивается приятными мыслями о возлюбленной. Художественные средства – метафоры и эпитеты – позволяют наиболее точно прочувствовать состояние души поэта, увидеть картину единственного мига.

В своих стихотворениях Фет пишет о простых моментах. Но даже и тот миг составляет целую эпоху жизни писателя.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила Фета для 6, 10 класса

Афанасий Фет – был замечательным русским поэтом, он основал такой жанр как лирическая миниатюра. Он ограничивает тематику своих произведений показывая в основном любовь и природу. Автор брал за главное желание передать ту красоту мгновений и сиюминутных состояний. К такому примеру можно отнести его произведение «Ель рукавом мне тропинку завесила».

Эта работа была написано Афанасием Фетом в 1891 году. Написано оно четырёхстишьем-катреном. Фетом была использована перекрестная рифмовка, это придают особую атмосферу, не только твердость, но и нежность и напевность. В этой работе повествование идет о времени, когда наступает глубокая осень, о природе и её чудесах, о тех эмоциях и чувствах, которые возникают при наблюдении столь печальной осенней картины. Данными словами автор показывает, что его самого наполняет та загадочность и необъяснимость окружающей среды:


Ветер. В лесу одному
Шумно, и жутко, и грустно, и весело... "

Афанасий Фет пытается показать и дать ощутить то, о чем описано в строках. То есть чтобы читатель смог сам погрузиться в атмосферу природы и представить неописуемую красоту происходящего вокруг. Образ нежного героя в стихотворении – это его переживания, мысли и чувства которые описаны в произведении. Его характер часто меняется, так как он зависит от того,как почувствует это поэт.

В данной работе Фета за идею можно взять соединения природной красоты и эмоций человека, это совмещение помогает создавать особые описания и атмосферу происходящего. Большинство стихотворений Фета основаны именно на передаче мгновений, на сравнении природы с человеком и описания любви к ней.

Не малую роль уделяет поэт в произведении художественным приемам. Если изучить строение стихотворения, то видно что в первой части нет ни единого эпитета и метафоры, единственное, что использует автор-олицетворения. В отличие от первой части, которая скупа на приемы, вторая часть представляется богатой на эпитеты и метафоры. Открываются яркие краски описания и раскрывается идея единения человека с природой. Не смотря на яркие описания и желания автора показать всё в ярких красках, все же главным настроением стихотворения можно считать грусть, вперемешку с добром и состраданием к главному герою, который хочет убежать от одиночества и холода.

Вариант 4

Весь заключительный период литературного творчества Афанасия Фета связан с одним единственным человеком – Марией Лазич, которая являлась польской красавицей, ранее он был влюблен в нее. Но он не захотел связывать с ней свою жизнь из-за материального положения, потому что мечтал, что брак поможет восстановить ему доброе имя и имущество, которого его лишили в 16 лет. Молодой человек разорвал отношение с несостоятельной девушкой, но потом серьезно жалел о собственном выборе, который дался ему совсем не просто. Мария Лазич скончалась через некоторое время при достаточно трагичных условиях, а сам Афанасий Фет всегда будет винить себя в совершенном.

Если стихи, которые были написаны в раннем творчество были легкими и наивными, фактически в каждой строчке автор восторгался происходящим в окружающем его мире. Стихотворение, которое получило название «Если ель рукавом мне тропинку завесила…», было создано в 1891 году, и не стало исключением. Оно появляется на свет после того, как автор уже посвятил возлюбленной целый цикл произведений, а теперь снова вернулся к описанию пейзажей. Но он пропускает все описания через собственную душу, поэтому они теряют легкость, и становятся грустными и тоскливыми.

За это время Афанасий Фет в полной мере осознал, что такое горечь потери, а очевидцы утверждают, что на фоне горя он поврежден рассудком, не может грамотно формулировать мысли и описывать происходящее, он полностью замыкается в себе и не может рассказать окружающим о собственном горе. Никто не мог разгадать странности поведения поэта, который отказывался публиковать стихотворения, посвященные Марии Лазич, которые будут опубликованы только после его гибели, благодаря супруге, нашедшей его заметки и дневники.

Но стихотворение «Если ель рукавом мне тропинку завесила…» было опубликовано еще до его смерти, оно было опубликовано в сборнике, получившим название «Вечерние огни».

В самом произведении содержится косвенный намек на чувства к Марии Лазич, но человеку, которые не посвящен в его личные тайны, не сможет отыскать этого намека. Со стороны может показаться, что Афанасий Фет серьезно увлекся философской тематикой, но на самом деле стихотворение содержит больше интимных тем, которые близки автору.

Здесь в стихотворении Афанасий Фет показывает, что только смерть поможет ему объединиться с единственной возлюбленной, которая ждет его по ту сторону происходящего. Он уверен, что только таким образом, он сможет лишиться собственных переживаний, в его душе начнется постоянный покой и счастье, он сможет жить в гармонии с собственным я, поэтому он даже пару раз попробует покончить жизнь самоубийством, но у него не получится.

6 класс, 10 класс.

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку завесила по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Ангел Бунина

    Основной тематикой произведения, относящегося к раннему поэтическому творчеству поэта, является авторский восторг красотой душевного мира человека, способного на искренние, нежные, тонкие чувства, а также на восхищение окружающим его природным миром.

  • Анализ стихотворения Пушкина Туча 7, 8 класс
  • Анализ стихотворения Бал Фета

    Произведение по жанровой направленности относится к лирическому творчеству поэта, оттеняющегося философскими размышлениями, которое называется элегией, грустным размышлением о былых событиях.

  • Анализ стихотворения Фета Еще майская ночь 6 класс

    Афанасий Фет написал произведение «Еще майская ночь…» в 1857 году. Литературные критики относят это произведение к большому циклу лирических пейзажей. Произведение носит название красивое и читатель в предвкушении может смотреть

  • Анализ стихотворения Две розы Гумилева

    Любовь – одна из основных тем лирики для поэтов во все времена. Речь идет не только об универсальности этой темы, но и о возможности отыскать тут множество оттенков и акцентов