Александр Сергеевич Пушкин. Основные темы и мотивы лирики. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. Брожу ли я вдоль улиц шумных

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Тема Родины проходит через все творчество Лермонтова. Отношение поэта к России было противоречивым. В своем произведении «Родина» автор пишет о «странной» любви к Отечеству. Поэт не любит государственных чиновников, потому что они не заботятся о простых людях, но он восторгается традициями и культурой Отчизны, Лермонтову нравится пляска "с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков". В «Бородино» Лермонтов гордится своей страной и историей России.

Любовная лирика поэта видна в первых стихотворениях, причем любовь переплетена с печалью и одиночеством. Лермонтов не находит счастья в любви: «счастья без обмана нет», «вечно любить невозможно». В произведениях мы находим безнадежность героя, отчаяние, светлые чувства к нему не приходят, и он разочаровывается в любви: «не стоит труда», «все там ничтожно». Поэт не верит в идеальную любовь и понимает, что в жизни может влюбиться только раз, потому что мимолетные увлечения быстро проходят, оставляя в душе пустоту.

Пейзажные зарисовки родной страны являются неотделимой частью лирических произведений поэта. В этих стихотворениях картины природы просты, точны, красочны: «желтеющая нива», «серебристый ландыш», «студеный ключ», «белеющие березы». Очень точно Лермонтов употребляет прием одушевления, он первый, кто стал привлекать сравнения из природы применительно к человеку: «Он был похож на вечер ясный…». Также автор рассказывает нам, какие чувства у него вызывает природа: «люблю дымок», «смиряется души моей тревога», «весело жить». Часто лирический герой Лермонтова одинок, и именно природа помогает автору раскрыть душу этого героя. И природа помогает подчеркнуть это одиночество.

Тема одиночества проходит почти через всю лирику Лермонтова. Наиболее полно раскрыта эта тема в стихотворении «Узник». Поэт сам ощущает себя узником времени, ведь современники его не понимают. В «Пророке» лирический герой не нужен людям, они не желают его слушать, поэтому он вынужден удалиться в пустыню, там пророк обретет покой.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Творил поэт как раз в то время, когда господствовал романтизм. Лермонтову удалось выявить на первый план лирическое «я», что неоднократно предстает центром мира всего. И тем, которыми руководствовался Михаил Юрьевич, было много. Основная – это тема, посвященная одиночеству.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

На смену первой теме приходит другая: тема воли, а также тема неволи. Для Михаила Юрьевича свобода – это самая главная ценность. И лирический герой то и делает, что отстаивает собственное право на то, чтобы являться свободным и независимым от всего мирского. Это, прежде всего, замечается в поэме «Мцыри». Связь проявляется и в стихотворении «Узник», что тоже полон мечтаниями о свободе, о том, чтобы вырваться из клетки.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

Особое внимание в творчестве Лермонтова уделяется толпе, которую он старается ярко выразить, так как её влияние либо возвышает человека, либо принижает настолько, что дальше продолжать собственный путь гораздо тяжелее. Общество Михаил Юрьевич сурово критикует, вырисовывает образы таких людей праздным, ветреным, довольно мелочным, легкомысленным. Их главный недостаток в том, как считает поэт, что отсутствует духовность. Толпа достаточно безынициативна, тщеславна. Ей чужды переживания простого творца, поэтому персонаж Лермонтова и отходит все дальше и дальше от них, дабы не соприкасаться и не взаимодействовать с таким обществом «душевных калек».

Безусловно, Михаил Юрьевич не обошел такую тему, как тема Родины! В своих стихотворениях писатель показывает, насколько понятие «родина» далеко и не похоже на понятие «государство». Это две совершенно отличные друг от друга ветви. Одна, как утверждает поэт, воодушевляет, делает благороднее, возвышенным тебя человеком. Другая излучает лишь ханжество, легкомыслие, безучастность в судьбах людей.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Для 9 класса

Также читают:

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Трагедия совести в драме Гроза Островского

    «Гроза» - пьеса Островского А.Н. в пяти действиях. Произведение создано в 1859 году, в канун отмены крепостного права

  • Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева Сочинение

    Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

Основные темы и мотивы лирики Пушкина

1. Мотив свободы: «Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Свободы сеятель пустынный», «Арион». Свобода для Пушкина – высшая жизненная ценность. Свобода – основа дружбы, условие творчества. Слова «свобода», «вольность», «вольный» - ключевые слова пушкинского словаря.

2. Тема назначения поэта и поэзии: «Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный». Творчество должно служить высшему идеалу. Твёрдость, решительность, взыскательность, презрение к «суду глупца», к наградам и почестям – вот те качества, которые Пушкин считает обязательными для всех поэтов.

4. Тема любви: «Я помню чудное мгновенье», «я вас любил», «на холмах Грузии», «Признание», «Мадонна». Основные черты любовной лирики Пушкина – благородство, искренность чувств, способность самоотречения, бескорыстное восхищение красотой. Любовь – источник вдохновения.

5. Философская тема: «Три ключа, «Элегия»(1830), «Брожу ли я вдоль улиц шумных», «Пора, мой друг, пора…», Странник». Размышления поэта о вечных вопросах бытия, постижение тайны мира.

Тема 1.3 Поэма «Медный всадник» .

История создания

Поэма «Медный всадник» была написана в Болдине осенью 1833 года. В этом произведении Пушкин описывает одно из самых страшных наводнений, которое произошло в 1824 году и принесло страшные разрушения городу.

Герои поэмы

В «Медном всаднике» два главных героя: Петр I, присутствующий в поэме в виде оживающей статуи Медного всадника, и мелкий чиновник Евгений. Развитие конфликта между ними определяет основную мысль произведения.

Авторское отношение к Петру Великому неоднозначно. С одной стороны, в начале произведения Пушкин произносит восторженный гимн творению Петра, признается в любви к «юному граду», пред блеском которого «померкла старая Москва». С другой –Петр - самодержец представлен в поэме не в каких-либо конкретных деяниях, а в символическом образе Медного всадника как олицетворение бесчеловечной государственности.

Евгений - «человек обыкновенный» («маленький» человек): он не имеет ни денег, ни чинов, «где-то служит» и мечтает устроить себе «приют смиренный и простой», чтобы жениться на любимой девушке и пройти с ней жизненный путь.

Конфликт

Конфликт «Медного всадника» состоит в столкновении личности с неизбежным ходом истории, в противостоянии коллективной, общественной воли (в лице Петра Великого) и воли личной (в лице Евгения). Пушкин впервые в русской литературе показал всю трагичность и неразрешимость конфликта между государством и государственными интересами и интересами личности.


"И всплыл Петрополь, как Тритон, "Где же дом?"
По пояс в воду погружен".

И он по площади пустой
Бежит и слышит за собой -
Как будто грома грохотанье..."

Иллюстрации художника А.Бенуа

Тема 1.4 М.Ю. Лермонтов (1814-1841). Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества.

Михаил Юрьевич Лермонтов родился в 1814 г. в Москве в семье армейского капитана. После ранней смерти матери воспитывался у бабушки в имении Тарханы Пензенской губернии. Получил превосходное домашнее образование.

С 1827 года Лермонтов живёт в Москве, обучается в Благородном пансионе Московского университета, позднее в Московском университете на нравственно- политическом, а затем словесном отделении. Ранние поэтические опыты свидетельствуют об увлечении романтической литературой. Пережитые в 1830-1832 годах увлечения Е.Сушковой, Н.Ивановой, В. Лопухиной становятся материалом для соответствующих лирико-исповедальных циклов. Одновременно идёт работа над романтическими поэмами «Корсар», «Преступник», «Два брата», «Демон», «Исповедь».

Оставив университет, Лермонтов в 1832 г. переезжает в Петербург и поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров; выпущен корнетом гусарского полка в 1834 году.

К началу 1837 года у него нет литературного статуса: многочисленные стихотворения и поэмы в печать не отданы, романы не закончены.

Слава к Лермонтову приходит со стихотворением «Смерть поэта»(1837). Стихотворение вызвало гнев Николая I, Лермонтов был арестован и вскоре переведён прапорщиком на Кавказ. Кавказская ссылка была сокращена хлопотами бабушки.

С 1838 по 1840 год служит в гусарском полку, завоёвывая большой свет и мир литературы. В это время написан роман «Герой нашего времени».

После дуэли с сыном французского посла Лермонтов был переведён на Кавказ. Весной 1841 года, возвращаясь из отпуска, поэт задерживается в Пятигорске. Случайная ссора с Н.Мартыновым приводит к дуэли и гибели Лермонтова.

Лермонтов начинал писать как романтик. В атмосфере 30-х годов, характеризующихся наступлением реакции, Лермонтов переживал общественные противоречия России как всемирные противоречия. Центральной темой его поэзии стал конфликт между сильной личностью и существующей действительностью. Героическая личность, несущая в себе все противоречия мироздания - вот лирический герой Лермонтова. Стремление к абсолютной внутренней свободе, внутренний разлад героя, отражающий дисгармонию Вселенной, борьба в человеческой душе добра и зла, мотивы странничества, одиночества являются основными в лирике поэта.

Творчество Лермонтова принято делить на два этапа: ранний (1828- 1836) и зрелый (1837 - 1841).

· Уже в ранней лирике Лермонтова начинают звучать гражданские мотивы, свободолюбивые настроения («Жалобы турка», «Желание»). Поражение декабристского восстания обусловило мотивы тоски, подавленности, уныния. Большое влияние на раннего Лермонтова оказали романтические настроения Байрона.

· В зрелой лирике Лермонтова звучат идеи, связанные с русской общественно-политической мыслью этого периода (Пушкин, Чаадаев, Белинский). Появляются стихи - размышления о судьбе своего поколения, усиливаются мотивы разочарования и одиночества, тема трагической любви, философское осмысление поэтического призвания и высокого предназначения поэзии.


Тема 1.5 Н.В. Гоголь (1809-1852). Сведения из биографии.

Николай Васильевич Гоголь родился в 1809 году в селе Большие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии. Происходил Гоголь из семьи небогатых помещиков. В 1818 - 1819 годах Николай Васильевич учился в Полтавском уездном училище, а с 1821 по 1828 годы - в Нежинской гимназии высших наук. К этому периоду относятся первые литературные опыты Гоголя в прозе и в стихах.
Окончив гимназию, он в декабре 1828 года переехал в Петербург. В 1829 году Гоголь опубликовал первый литературный труд – «Ганс Кюхельгартен», однако это произведение не имело успеха. Гоголь уезжает в Германию, однако вскоре возвращается. В 1831 году Гоголь познакомился с А.С.Пушкиным, что оказало положительное влияние на дальнейшее творчество Гоголя. В 1831 - 1832 годах Гоголь пишет «Вечера на хуторе близ Диканьки»; это произведение делает его знаменитым. А после публикации сборников «Миргород» (1835) и «Арабески» (1835) В.Г.Белинский назвал Гоголя «главою литературы, главою поэтов».
В 1836 году в Александринском театре был поставлен «Ревизор» Гоголя, однако эта постановка разочаровала писателя, так как из острой социальной комедии превратилась в водевиль.
Летом 1836 года Гоголь уезжает в Италию, в Рим. Там он начинает работу над романом «Мертвые души», который был напечатан в 1842 году, работа над вторым томом, который был начат еще в 1840 году, продвигалась трудно и мучительно.
Вскоре вышло четырехтомное собрание сочинений Гоголя, где была и повесть «Шинель», воплотившая в себя тему униженности «маленького человека».
Летом 1845 года Гоголь, находясь в тяжелом душевном состоянии, сжег рукопись второго тома «Мертвых душ».
Весной 1848 года Гоголь окончательно вернулся в Россию (совершив впоследствии лишь две непродолжительные поездки за границу), в Москву, продолжив работу над вторым томом «Мертвых душ».
В начале 1852 года новая редакция романа была практически готова, однако 12 февраля 1852 года, в связи с болезнью и глубоким душевным кризисом, писатель сжег и этот труд. Через несколько дней, 21 февраля, он умер. Гоголя похоронили на кладбище Свято-Данилова монастыря. В 1931 году останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище.

Библиотека произведений Александра Сергеевича Пушкина очень богата. Она содержит работы разных жанров и на разные темы. Все творчество поэта литературоведы делят на несколько периодов. Всего их пять и каждый из них связан с определенным событием в жизни Пушкина: окончание лицея, южная ссылка и другие.

На вопрос: "Что же стало предметом лирики Александра Сергеевича?"- нельзя ответить однозначно.

Он писал и о любви, и о дружбе, и о Родине, затрагивал в том числе и философские темы. Вполне можно сказать, что предметом его лирики стало все.

Но, наверное, главной и основной для поэта стала тема любви, которую он воспевал, а в самом начале своего творчества возвышал и возводил в ранг самых ценных человеческих чувств, как, например, в его стихотворении "Любовь одна- веселье жизни хладной":

Стократ блажен, кто в юности прелестной

Сей быстрый миг поймает на лету;

Кто к радостям и неге неизвестной

Стыдливую приклонит красоту!

Но постепенно с взрослением и развитием своего творчества, поэт переосмысляет данную тему. Он начинает уделять большое внимание чувствам и переживаниям женщины, а также наслаждаться даже грустью любви:

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

Еще одним направлением в творчестве Пушкина является тема дружбы. Произведения на данную тему в основном посвящены друзьям лицейской поры поэта: И. Пущину, А. Дельвигу, и В. Кюхельбекеру. Дружба в юности воплощала для Пушкина беззаботность и радость.

Тема дружбы, как и тема любви, постепенно эволюционирует. Писатель начинает видеть в ней трагичность, печаль, разочарование от потери близких друзей. Особо остро такие мотивы чувствуются в его произведении "Двенадцатое октября":

Печален я: со мною друга нет...

Я пью один, и на берегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Следующей важной и громкой темой в Пушкинской лирике стала тема свободы. Во многих произведениях поэта можно увидеть мотивы свободолюбия, желания ограничения абсолютной власти царя, например, в оде "Вольность":

Владыки! вам венец и трон

Дает закон- а не природа;

Стоите выше вы народа,

Но вечный выше вас Закон.

Александр Сергеевич в ней обращается к власти, в строках звучит явный призыв к ограничению полномочий царя Законом, то есть Конституцией.

Позже автор отходит от строго политического понимания свободы и проявляет интерес к свободе простого русского человека. То есть, данная тема тоже по- своему эволюционирует. Это хорошо заметно в стихотворении "Деревня":

Увижу ль, о друзья! народ угнетенный

И рабство, падшее по манию царя...

Апогеем гимна свободе, уже личной, становится произведение "Из Пиндемонти", где есть строка:

Не гнуть ни совести, ни помыслов, ни шеи...

Конечно, говоря о творчестве Пушкина, нельзя обойти одну из глубоких философских тем, тему поэта и поэзии. Александр Сергеевич осознавал, что поэт в обществе одинок и часто может быть не понят, что шум и похвала толпы лишь периодична и непостоянна, временна. Это очень ярко звучит в одном из его стихотворений:

Поэт! Не дорожи любовию народной.

Восторженных похвал пройдет минутный шум;

Еще одним из произведений на данную тему стал "Памятник". В нем звучит вера в то, что творчество поэта бессмертно, что оно останется в сердцах его почитателей и что сам поэт после смерти останется жив благодаря своим творениям, что подтверждают строки:

Нет, весь я не умру- душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит...

Лирика великого Александра Сергеевича с течением лет не теряет своей актуальности, ведь автор затронул самые живые и насущные даже для наших дней темы, вечные темы, в каждой из которых наблюдается постепенная эволюция мыслей, чувств лирического героя. Творчество, лирика Пушкина развивались вместе с ним, с его духовным миром, его воззрением на все окружающее.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Александр Сергеевич Пушкин - всемирно известный поэт, прозаик, публицист, драматург и литературный критик - вошел в историю не только как автор незабвенных произведений, но и как основоположник нового литературного русского языка. При одном упоминании о Пушкине сразу же возникает образ исконно русского национального поэта. Поэт Пушкин - всемирно признанный гений, лексикон его произведений уникален, образность его лирики широка и абсолютно неповторима, глубина чувственной и философской составляющей его стихов поражает и волнует читателей всех стран и всех поколений. Но все же, особого внимания заслуживает лирика Пушкина, многогранность и образность которой до сих пор изучена не в полной мере.

Колорит лирики Пушкина

Лирика Пушкина - это его поэтическая биография и параллельно с этим творческая летопись повседневной и духовной жизни тех далеких времен. Война 1812-го и 1825-го, и мечты про «вольность святую», любимые, друзья и враги, «прекрасные мгновения» жизни и грусть и «печаль минувших дней» - эти все моменты нашли письменное отражение в пушкинских стихах, посланиях, элегиях, стихотворных сказках, песнях, эпиграммах. И все эти темы и мотивы лирики Пушкина настолько гармонично сочетаемы автором, что не ощущается ни малейшего напряжения или диссонанса в ходе прочтения его произведений. Это неописуемое внутреннее единство пушкинской лирики чрезвычайно метко и точно определил В. Белинский: «Весь колорит лирической и любой другой поэзии Пушкина - внутренняя человеческая красота и гуманность, что согревает душу».

Любовная лирика Пушкина

Любовную лирику Пушкина справедливо называют «энциклопедией любовных переживаний». Она вмещает широкую палитру чувств: от прекрасного и завораживающего момента первого трепетного свидания до полного разочарования и одиночества опустошенной страстями души. Любовь в лирике Пушкина очень разная. Это и идеальное чувство, которое возвышает душу любого человека, и просто случайное увлечение, которое внезапно возникает, но так же быстро проходит, и жгучая страсть, сопровождающаяся вспышками ревности и обид. Основные мотивы лирики Пушкина любовной тематики - легкая влюбленность, взрослое и осмысленное чувство, страсть, ревность и боль, обида и разочарование.

Стихотворение «Я помню чудное мгновенье...»

Известнейшее стихотворение Пушкина «Я помню чудное мгновенье...» автор написал в период ссылки в Михайловском. Слова эти обращены к Анне Петровне Керн. Впервые Пушкин увидел ее в Петербурге в 1819 году и увлекся ею. Через шесть лет он снова встретил ее у соседей, помещиков села Тригорского, куда Анна приехала в гости к своей тете. Любовное чувство в душе поэта вспыхнуло с новой силой. Перед отъездом Анны с Тригорского Пушкин подарил ей свернутый вчетверо клочок почтовой бумаги. Развернув его, Анна увидела поэтические строки, которые впоследствии станут шедевром русской лирики и навечно прославят ее имя.

Композиционное строение стихотворения

Отражает основные биографические вехи отношений Пушкина и Керн, основным тут является мотив воспоминания в лирике Пушкина. Композиционно стихотворение распадается на три отдельные по своей смысловой составляющей части. Каждая из них, в свою очередь, состоит из двух катренов - одинакового размера четверостиший. В первой части лирический герой вспоминает «чудное мгновенье», когда увидел красавицу и навсегда полюбил ее. Во второй описываются годы расставания - время «без божества и без ярости». В третьей - новая встреча влюбленных, новая вспышка чувств, у которых «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь». Для лирического героя стихотворения любовь - это как истинное чудо, божественное откровение. Именно так ощущал себя сам поэт Пушкин в ту пору, именно жило в нем тогда, и он жил им без оглядки.

Стихотворение «Я вас любил…»

Еще одно свое знаменитое стихотворение «Я вас любил...» Пушкин написал в 1829 году вместе с еще одним своим шедевром - «Что в имени тебе моем?..». Изначально произведение было вписано в альбом Каролины Собаньской, в которую поэт долго и безнадежно был влюблен. Отличительным признаком стиха «Я вас любил...» является то, что лирическое чувство в нем передается чрезвычайно немногословно, но удивительно афористично и выразительно. В стихотворении почти нет никаких метафор, скрытых образов, многосложных, режущих ухо эпитетов, которыми обычно поэты тех времен изображали свои чувства к любимой. Однако образ любви, возникающий перед читателем из строк стихотворения, полон волшебной поэтичности и прелести, необычной светлой грусти. Кульминацией произведения, отражающей основные мотивы лирики Пушкина в любовной тематике, являются две заключительные строки. В них поэт не просто говорит, что он «любил так искренне, так нежно», но и желает объекту своего прошлого обожания счастья с новым избранником словами «как дай вам Бог любимой быть другим».

Пейзажная лирика Пушкина

Природа неизменно была неисчерпаемым для Пушкина. В его стихах отражены многочисленные образы картин природы и стихий, различные времена года, из которых поэт больше всего любил осень. Пушкин проявил себя настоящим мастером пейзажной детали, певцом русских пейзажей, живописных уголков Крыма и Кавказа. Основные темы, мотивы лирики Пушкина всегда, так или иначе, «повязаны» с окружающей природой. Она мыслится поэтом как самостоятельная эстетическая ценность, которая вызывает восхищение, однако подавляющее большинство пейзажных стихотворений Пушкина построены в форме сопоставления картин природы и ситуаций человеческой жизни. Натуральные образы часто служат контрастным или, наоборот, созвучным сопровождением мыслям и поступкам лирического героя. Словно живым литературным фоном выступают картины природы в лирике поэта. Она выступает в роли поэтических символов его мечтаний, стремлений, отстаиваемых им духовных ценностей.

Стихотворение «К морю»

Это стихотворение Пушкин начал писать в 1824 году в Одессе, уже зная о своей новой ссылке в Михайловское, где впоследствии он и завершил работу над стихотворением. Основные мотивы лирики Пушкина, имеющей природную направленность, всегда идут параллельно - природные явления и чувства и переживания самого поэта. В стихотворении «К морю» прощание с морскими далями становится основой для лирических размышлений поэта о трагичности человеческой судьбы, о роковой силе, которую имеют над ней исторические обстоятельства. Море, его свободная стихия для поэта является символом свободы, вызывает ассоциации с фигурами двух личностей, которые были властителями дум и олицетворением человеческой мощи. Эта самая мощь обстоятельств насущной жизни представляется столь же сильной и свободной, как и морская стихия. Это Наполеон и Байрон, с которыми Пушкин себя сравнивает. Этот мотив воспоминания в лирике Пушкина, где он обращается к ушедшим гениям, присущ многим его стихам. Гениев уже нет, а судьба поэта продолжается во всей своей трагичности.

Тирания и образование - противоречие в стихотворении

В стихотворении, помимо природных мотивов, поэт сближает два понятия: тиранию и образование. Как и другие романтики того времени, Пушкин подразумевает в своем произведении то, что цивилизация, вводя новую систему образования, одновременно портит естественность и искренность простых человеческих отношений, управляемых велением сердца. Прощаясь со свободной и мощной морской стихией, Пушкин как бы прощается с романтическим периодом своего творчества, на смену которому приходит реалистическое мировоззрение. Вольнолюбивые мотивы в лирике Пушкина все чаще мелькают в более поздних его произведениях. И даже если поначалу кажется, что центральным стержнем стихотворения является пейзаж, описание природных явлений, следует искать скрытый смысл, связанный с желанием поэта высвободить свою тягу к свободе, расправить крылья своего вдохновения в полной мере, не боясь и не оглядываясь на строгую цензуру тех мятежных времен.

Философская лирика Пушкина

Пушкинская вмещает в себя осмысление поэтом нетленных тем человеческого существования: смысла жизни, смерти и вечности, добра и зла, природы и цивилизации, человека и общества, общества и истории. Важное место в ней принадлежит темам дружбы (особенно в стихах, посвященных лицейским товарищам), преданности идеалам добра и справедливости (в посланиях к бывшим лицеистам и друзьям-декабристам), искренности и чистоте нравственных отношений (в стихах-размышлениях о смысле жизни, о родных и близких поэту людях). Философские мотивы сопровождают лирику поэта тем чаще, чем старше он становится. Наиболее глубоки в философском плане последние стихи Пушкина, написанные незадолго до его гибели. Словно поэт, предчувствуя свой уход, боялся недосказать, недодумать и недочувствовать, желал передать потомкам всего себя без остатка.

Гражданская лирика Пушкина

Гражданская тематика в лирике Пушкина раскрывается через мотивы любви к родине, через чувство национальной гордости за ее историческое прошлое, через решительный протест против самодержавия и крепостного права, угрожающего исконной свободе человека как личности. Основные мотивы лирики Пушкина гражданской направленности - это темы свободы и внутренней человеческой силы. Свободы не только политической, заключающийся в служении высоким общественным идеалам, основанным на принципах равенства и справедливости, но и внутренней свободы каждого человека, которую никто не в силах отнять. Главная составляющая стихов гражданской тематики - осуждение тирании и любых форм закрепощения человека, воспевание свободы внутренней, личностной, которая проявляет себя в четкой и принципиальной нравственной позиции, чувстве собственного достоинства и незапятнанной совести.

Тема поэта и поэзии

Наряду с гражданскими присутствуют и религиозные мотивы в лирике Пушкина. В минуты сомнения и внутреннего духовного разлада поэт прибегал к таким образам. Именно христианская составляющая словно еще теснее приближала его к мировоззрению народа. Своеобразным синтезом лирики философского и гражданского звучания являются стихи, посвященные теме поэта и поэзии. В чем состоит назначение стихотворца и смысл самой лирики - вот те два главных вопроса, которые инициируют размышления Пушкина над проблемами места и роли поэта в обществе, свободы поэтического творчества, взаимоотношений его с властью и собственной совестью. Вершиной пушкинской лирики, посвященной теме поэта и поэзии, стало стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...». Произведение было написано в 1836 году и при жизни Пушкина не печаталось. Тематика и отдельные сюжетные мотивы пушкинского стихотворения берут начало от знаменитой оды древнеримского поэта Горация «К Мельпомене». Оттуда же Пушкин взял эпиграф к своему произведению: «Exegi monumentum» («Я воздвиг памятник»).

Послание будущим поколениям

Основные мотивы лирики Пушкина тех времен - послание представителям грядущих поколений. По своему содержанию стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» представляет собой своеобразный поэтический завет, который содержит самооценку творчества поэта, его заслуг перед обществом и потомками. Значение, которое будет иметь его поэзия для грядущих поколений, Пушкин символически соотносит с памятником, который вознесся выше «Александрийского столпа». Александрийский столп - это памятник древнеримскому полководцу Помпею в египетской Александрии, но для тогдашнего читателя он прежде ассоциировался с памятником императору Александру, воздвигнутому в Петербурге в виде высокого столба.

Классификация основных мотивов лирики Пушкина

Очень четко показывает основные мотивы лирики Пушкина таблица, представленная ниже:

Жанры лирики

Мотив

Философия

Мотив свободы - как внутренней, так и гражданской

Человеческие взаимоотношения

Мотив любви и дружбы, преданности и силы земных человеческих уз

Отношение к природе

Мотив близости с природой, сопоставление ее с человеком и его внутренним миром

Мотив религиозный, особенно близкий читателю тех времен

Мотив глубоко философский, дающий ответ на вопрос о месте поэта и поэзии в мире литературы в целом

Это лишь общее описание основных тематик произведений великого поэта. Все до единого мотивы лирики Пушкина таблица вместить не может, настолько многогранна и всеобъемлюща поэзия гения. Многие литературные критики признают, что для каждого Пушкин свой, каждый открывает для себя новые и новые грани его творчества. На это и рассчитывал поэт, говоря в своих записях о желании пробудить у читателя бурю эмоций, заставить его мыслить, сопоставлять, переживать и, главное, чувствовать.

Ведущей темой лирики Пушкина является тема свободы. Поскольку для поэта «свобода» - понятие основополагающее, то эта тема видится своеобразным стержнем, проходящим через все творчество поэта. Свобода рассматривается как социальный, политический и нравственный идеал пушкинской поэзии. Данная тема включает в себя ряд мотивов, которые и раскрывают ее широту.

Мотив политической свободы выражен в стихотворениях «Лицинию» (1818), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819). В этих произведениях высказаны идеи, близкие взглядам декабристов: служение общественным идеалам, осуждение тирании, угнетения.

Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Узник» (1822), «Птичка» (1823). Здесь романтический призыв бегства из мира-«темницы» и желание дать освобождение «хоть одному творенью» усиливается образами птиц, олицетворяющими природное стремление к воле.

Противоречивость мотива личной свободы отражена в произведениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824).

В стихотворении «Я вас любил: любовь еще, быть может...» (1829) мы встречаемся еще с одним проявлением мотива личной свободы - уважение личности другого человека. Философское осмысление рабства как противопоставления свободе ярко видно в стихотворении-притче «Анчар» (1828).

Свобода творческой личности - важнейший мотив темы проявляется в стихотворениях «Поэту» (1830), (Из Пиндемонти) (1836).

Свобода как всеобъемлющее понятие, как основа жизни человека - этот мотив звучит в стихотворении «Пора, мой друг, пора...» (1836). «Покой и воля» - духовный идеал личности, ищущей совершенства.

Следующей темой, которую можно выделить в поэзии Пушкина - гражданственность и патриотизм. Мотивы этой темы широки и разнообразны.

Мотив любви к родной природе как выражение любви к Родине отражен в произведениях «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Кавказ» (1829), «Зима. Что делать нам в деревне? Я встречаю...» (1829), «Румяный критик мой...» (1830), «Осень» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).

Мотив служения общественным идеалам как проявление гражданской позиции выражен в стихотворениях «К Чаадаеву» (1818), «Кинжал» (1821), «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827).

В стихотворениях «Стансы» (1826), «Клеветникам России» (1831), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836) Пушкин выражает свои политические идеалы, проявляет сыновью любовь к отечеству и стремление служить его интересам на поэтическом поприще.

Тема дружбы опирается на лирические произведения, обращенные к лицеистам. «Священный союз» лицейских друзей для Пушкина свят и непоколебим. Стихотворения в честь лицейских годовщин (19 октября), послания к товарищам-лицеистам - основа лирических стихотворений о дружбе: «19 октября» (1825), «И. И. Пущину» (1826), «Чем чаще празднует лицей...» (1830).

Относятся к этой теме стихотворения, обращенные к декабристам, с многими из которых Пушкин был в дружеских отношениях, - «Во глубине сибирских руд...» (1827), «Арион» (1827) и послание «К Чаадаеву» (1818) - другу и учителю, оказавшему серьезное влияние на формирование взглядов молодого Пушкина.

Особняком стоят лирические произведения, обращенные к няне, доброту и теплые отношения к которой поэт пронес через всю жизнь. К ним относится стихотворение «Зимний вечер» (1825).

Любовная лирика Пушкина полна светлых и нежных чувств к женщинам. Тема любви, раскрывающая широкую палитру человеческих чувств, отражена в стихотворениях «Погасло дневное светило...» (1820), «Я пережил свои желанья...» (1821), «Сожженное письмо» (1825), «Желание славы» (1825), «Храни меня, мой талисман...» (1825), «К-» (1825), «Под небом голубым страны своей родной...» (1826), «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» (1829), «Явас любил: любовь еще, быть может...» (1829), «Что в имени тебе моем?..» (1830), «Мадонна» (1830), «Для берегов отчизны дальней...» (1830).

Тема назначения поэта и его поэзии главенствует в творчестве Пушкина. Мотив высокого предназначения поэзии, ее особой роли в обществе слышен в стихотворениях «К Н. Я. Плюсковой» (1818), «Пророк» (1826), «Поэт» (1827), «Осень» (1833), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Место поэта в современном мире определено Пушкиным в стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824).

Поэт как высший судья своих произведений - важный мотив темы предназначения поэта и его поэзии. Пушкин рассуждает о свободе поэтического творчества, о сложных взаимоотношениях поэта с властью, с народом, с чернью.

Эти мысли отражены в стихотворениях «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831), (Из Пиндемонти) (1836), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836).

Философская лирика Пушкина отражает осмысление поэтом вечных тем человеческого существования: размышления о жизни и смерти, о взаимоотношении добра и зла. Эти мысли звучат в таких произведениях, как «Я пережил свои желанья...» (1821), «Бывало в сладком ослепленье...» (1823), «Дар напрасный, дар случайный...» (1828), «Анчар» (1828), «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Бесы» (1830), «Элегия» (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830), «Не дай мне Бог сойти с ума...» (1833), «...Вновь я посетил...» (1835).