Адекватное восприятие самого себя — путь к успеху! младшими школьниками с умственной отсталостью. Понравилось? Присоединяйся к нашему сообществу: Однокласники Вконтакте Facebook Twitter

Процесс восприятия

Восприятие - это процесс выборочного отражения информации и приписывания ей значения. Наш мозг отбирает информацию, получаемую через органы чувств, организует отобранную информацию, интерпретирует и оценивает ее.

Внимание и отбор

Хотя мы подвергаемся постоянному воздействию огромного количества сенсорных стимулов, мы обращаем внимание на относительно немногие из них. Отбор стимулов частично зависит от наших потребностей, интересов и ожиданий.

Потребности

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, которая соответствует нашим биологическим и психологическим потребностям. Когда вы входите в аудиторию, ваш настрой на обсуждаемую тему, вероятно, будет зависеть от того, считаете ли вы эту информацию важной для вас, то есть удовлетворяет ли она вашим потребностям.

Интерес

Мы с большей вероятностью обращаем внимание на информацию, соответствующую нашим интересам. Например, вы можете не обратить внимания на служащую фоном мелодию, пока вы вдруг не узнаете «забытый шлягер». Точно так же, когда какой-то человек действительно интересен нам, более вероятно, что мы обратим внимание на то, что он говорит.

Ожидания

Наконец, мы с большей вероятностью воспринимаем то, что ожидаем увидеть, и игнорируем ту информацию, которая не соответствует нашим ожиданиям.

Организация стимулов

Даже если наше внимание и процессы отбора ограничивают количество стимулов, которые должен обрабатывать мозг, общее число стимулов, попадающих в область нашего внимания в каждый отдельный момент, все же довольно велико. Наш мозг использует определенные принципы упорядочивания этих стимулов для придания им смысла. Два наиболее часто используемых принципа - это простота и выделение паттернов.

Простота

Если стимулы, на которые человек обращает внимание, очень сложны, мозг упрощает их до каких-то обычных узнаваемых форм. Например, взглянув на одежду, осанку и выражение лица незнакомой женщины, мы можем воспринять ее как «успешную деловую женщину», «стюардессу» или «мать футболиста». Подобным же образом мы упрощаем полученные вербальные сообщения. Например, Тони целый час провел у босса, где была дана оценка его работы. Босс сообщил ему о его четырех сильных сторонах и трех областях, в которых ему надо поработать над собой. Встретив своего сослуживца Джери, Тони сообщает ему: «Ну, лучше мне кое в чем измениться, или меня уволят!»

Паттерн - это набор характеристик, отличающих одни предметы от других, который используется для группирования предметов, имеющих одинаковые характеристики.

Паттерн облегчает интерпретацию побуждений. Например, когда вы видите толпу людей, а не каждого человека в отдельности, вы можете сосредоточиться на половых отличиях и «увидеть» мужчин и женщин или вы можете сосредоточиться на возрасте и «увидеть» детей, подростков, взрослых и пожилых. В нашем взаимодействии с людьми мы пытаемся найти паттерны, которые помогут объяснять их поведение и реагировать на него. Например, каждый раз, когда Джейсон и Билл случайно встречают Сару, она спешит к ним, пытаясь вовлечь в оживленную беседу. Но когда Джейсон один пробегает мимо Сары, она просто говорит ему «Привет!». По прошествии некоторого времени Джейсон может заметить паттерн поведения Сары. Она излучает тепло и дружелюбие, когда рядом Билл, но когда его нет поблизости, она не так дружелюбна.

Интерпретация побуждений . Интерпретировать - приписывать значения отобранной и систематизированной информации.

По мере того как мозг отбирает и систематизирует информацию, которую он получает от органов чувств, он также интерпретирует эту информацию, приписывая ей значения. Посмотрите на эти три набора чисел. Что вы о них можете сказать?

В. 4632 7364 2696 2174

В каждом из этих наборов можно увидеть ключи, которые придадут смысл этим числам. Поскольку человек использует аналогичные паттерны каждый день, вы, возможно, объясните пример А как телефонный номер. А как насчет Б? Возможное объяснение - это номер карточки социального страхования. А насчет В? Те, кто использует кредитные карточки, могут объяснить этот набор цифр как номер кредитной карточки.

ВОСПРИЯТИЕ СЕБЯ: «Я»-КОНЦЕПЦИЯ И САМООЦЕНКА

«Я»-концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые сложились у человека о собственных навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности (Mruk, 1999).

Формирование и поддержание «Я»-концепция

Наша «Я»-концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Формируя впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии, основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны. Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто-то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие. Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей «Я»-концепция. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее «Я»-концепция.

Реакции других людей в дополнение к нашему восприятию себя наша «Я»-концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - то вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта (Hattie, 1992). Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную «Я»-концепция, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша «Я»-концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми. Наша «Я»-концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу «Я»-концепцию (Demo, 1987). Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной «Я»-концепции у других членов семьи. Например, когда мама говорит: «Петя, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик», или брат замечает: «Наташа, дав взаймы Тамаре, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна», - это поможет Пете или Наташе осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред «я»-образу других, особенно развитию «Я»-концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Филлип, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось», он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Слониха, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной», она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка «я»-концепции. При этом иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях, и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука (Mruk, 1999), самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что-то делаете («Я»-концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что-то делаем или плохо. Например, частью «я»-концепции Федора является уверенность, что он физически силен. Но если Федя не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность. Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность «Я»-концепции и самооценки

Правильность нашей «Я»-концепции и самооценка зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими. Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша «Я»-концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши «Я»-концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности (Weiten, 1998). Например, Саша может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей «я»-концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров. Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Денис видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке». В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого-нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер». Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому-то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его (Hattie, 1992).

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто-то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любой может это сделать - здесь нет ничего сложного». Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде: «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Вопрос психологу:

Если посмотреть со стороны, то у меня довольна не плохая жизнь: у меня есть молодой человек, с которым мы уже давно вместе, я закончила университет, живу в том городе, в котором хотела, у меня есть работа, друзья и крыша над головой (правда съемная).

НО, я жутко, жутко, жутко ленивая, самовлюбленная, эгоистичная, завистливая и неуверенная в себе. Я не могу назвать даты, когда я стала такой, я такая всю жизнь. Семья у меня хорошая, не идеал, ссорились, но как все родители с детьми.

Итак, парень: он очень хороший человек, и я его люблю, но это не та любовь, которая со страстью и всеми возможными выносами мозга, просто я четко понимаю, что с этим человеком я бы хотела быть рядом всю жизнь. Он надежный, добрый и никогда меня не обидит, и мне с ним хорошо, а что касается страсти и тому подобного, то у меня ни к кому такого не было. Если кто то сильно нравился, это редко было взаимным. Когда мне очень сильно понравился один человек, я вела себя просто унизительно, ну, а ему по закону жанра, было все равно. Т.е. пока я играла гордую недотрогу, была ему интересна, а потом поняла, что он нравится мне и стала унижаться... неприятно вспоминать.

Учеба: в школе училась середничком - не плохо и не хорошо, но в универ поступила на бюджет, считаю, что просто повезло. Поступала по принципу: просто нужно высшее образование. В универе училась из рук вон плохо. Дружим с одногруппницей - обе учились плохо, но она на 3 курсе вдруг резко пошла в отличницы, а я как была двоечницей, так и осталась. И что, самое неприятное, у меня прям какая-то злость и зависть из за этого к ней. Это уже что касается дружбы: с этой одногруппницей мы дружим до сих пор, и она по-прежнему во всем лучше меня и, вроде как, я должна радоваться за нее, но тяжело. Бесит и все. Я злой человек.

Друзей у меня немного, вернее одна эта девочка и есть. Я не социофоб, просто мне как то лень поддерживать отношения с людьми. В школе была отдельная тема: я старалась дружить с девочкой, которую все боготворили и тогда, вроде как, ко мне тоже относились не плохо, но как только мы с ней ссорились, всем на меня было наплевать.

Наверное, я интроверт - мне комфортно наедине с собой, но в то же время я хочу безудержно отрываться с большой кучей народа, при этом, в этой куче я буду чувствовать себя далеко не всегда комфортно.

У моего парня есть друзья, которые ко мне относятся очень хорошо, и мне с ними тоже относительно комфортно, но это не дружба, хотя нельзя сказать что я не пыталась.

Работа: я её ненавижу, я ненавижу свой коллектив, который состоит из 5 человек вдвое старше меня. Ладно, я здесь по распределению и скоро уйду, НО я понятия не имею чем я хотела бы заниматься. Повторюсь, я до жути ленивая.

В общем, я себя ненавижу. Я ненавижу то, что я ленивая, то, что я продинамила свою юность (14-20 лет) ни на что (была очень очень закомлексованной, в особенности из за денег - я не из обеспеченной семьи, скорее из бедной, я ненавижу себя за то, что не умею быть дружелюбной, а когда с кем то начинаю уже сближаться, становлюсь саркастичной и злобной, за то, что я завистливая и т.д.

На вопрос отвечает психолог Сологубова Екатерина Александровна.

Алиса, доброго времени суток! Я думаю, что не «открою для Вас Америку» если скажу, что одного желания изменить что-либо недостаточно. Ведь очень часто бывает так, что желания так и продолжают оставаться таковыми, если человек не прилагает никаких усилий к их осуществлению. Ведь в нас так глубоко «сидит» вера в чудеса, в то, что кто-то придет и все за нас решит, осчастливит, облагодетельствует… И главное, что за это не придется платить. Но, как ни парадоксально это звучит, платить придется за все: и за действие, а еще больше, за бездействие. Просто получается довольно-таки странная картина: с одной стороны, Вас не устраивает Ваша лень, с другой – Вам лень с этим что-либо делать. А чему она препятствует? Вашему личностному росту? Отношениям? Возможно не так уж она и бесполезна? Может быть в этой лени для Вас есть какая-то вторичная выгода и она защищает Ваши границы? Подумайте об этом… Ведь, когда мы в глубине души чего-то очень сильно не хотим, то находим массу объяснений нашего бездействия…

Алиса, мне не очень понятен Ваш запрос – все-таки чего Вы хотите? Сначала Вы пишите о том, что считаете себя эгоистичным и самовлюбленным человеком. А затем, опять же про себя, говорите, что ненавидите… Как-то это не совсем складывается в общую картину. Т.е. на основании вышесказанного, получается, что Вы одновременно и любите, и ненавидите себя. Так чего же в Вас все-таки больше: любви или ненависти к себе? Я думаю, что это очень важный вопрос, на который Вас стоит дать ответ.

А теперь разберем по порядку за что Вы, все-таки, себя не любите. Вы пишите, что считаете себя очень ленивым человеком. Смею заметить, что здесь Вы немного лукавите, или принижаете свои достоинства – как, скажите мне, ленивый человек может закончить ВУЗ и ежедневно, в одно и то же время подниматься для того, чтобы пойти на работу. Патологически ленивые люди на это не способны – они вообще кроме своего живота и дивана ничего в жизни не видят. Значит это не совсем про Вас. Я хочу сказать, что здесь речь идет о той лени, которую Вы, при желании, вполне можете контролировать и управлять ею, подчинив своей воле.

Далее Вы пишите о том, что в Вашей семье было недостаточно денег для того, чтобы чувствовать себя самодостаточно. Это Ваше прошлое, которое никто не в состоянии изменить. Но Вы вполне способны откорректировать настоящее и зарабатывать столько, сколько Вам нужно для того, чтобы комплексы, о которых Вы говорите, отошли на второй план, зарабатывать столько, сколько Вам нужно для комфортной и полной жизни.

Что же касается зависти – здесь очень важно прояснить для себя вопрос: «А чему именно я завидую?» Ведь здоровая зависть может быть очень мощным стимулом, той мотивирующей составляющей нашей деятельности, которая помогает подняться на более высокий уровень в профессии, в саморазвитии и т.д. Отметьте на листе бумаги, по пунктам, чему именно Вы завидуете. Вы пишите, что Ваша подруга во всем лучше Вас. В чем именно? Что есть у нее того, чего нет у Вас? Ведь, если посмотреть с другого угла зрения, все можно добрать и Ваш возраст совершенно для этого некритичен.

Еще я услышала о том, что Вы умаляете свои достоинства, не цените того, что Вам дано. Ведь даже о поступлении в ВУЗ Вы говорите, как о везении. Да, с большой натяжкой, могу предположить, что так оно и было, но ведь Вы, как бы то ни было, отучились и закончили институт. А это уже о многом говорит. Больше цените себя, не будьте так критичны по отношению к себе. И иногда разрешайте быть себе «плохой девочкой».

Теперь о Вашей недружелюбности… А сколько подруг Вы бы хотели иметь? Возможно для Вас комфортен именно такой, узкий, круг общения и Ваша ироничность и язвительность – это то, что призвано охранять Ваши границы и не допускать проникновения посторонних на Вашу территорию? Стремление быть в большой компании, в центре внимания – может быть шаблоном, навязанным современным обществом, не имеющим никакого отношения к Вам, как к личности. На мой взгляд, Алиса, Вам нужно научиться слушать себя, свои потребности, понимать, чего же Вы на самом деле хотите. Это непростая наука, но вполне по силам человеку с интеллектом.

Желаю Вам удачи в диалоге с самой собой! С уважением, психолог Сологубова Екатерина.

4.375 Rating 4.38 (8 Votes)

К сожалению, у многих женщин самооценка напрямую зависит от всей любовной сферы. От того, как на них реагируют мужчины. От наличия или отсутствия партнера. У противоположного пола такая проблема встречается реже, хоть тоже бывает.

В спальне женщины-невротики самоутверждаются, ведут переговоры, торги и делают много всего такого, что не имеет никакого отношения ни к любви, ни к удовольствию. У меня нет вопросов к женщинам, которые просто не могут лечь в постель с малознакомым человеком. У представителей обоих полов есть такие индивидуумы - они не испытывают влечения к тем, кого встретили всего несколько дней назад. Чтобы заняться сексом, им нужно чувствовать доверие. «Обнюхать» человека, понять, что это за тип. Это нормально.

Проблемы - это женщины, которые постоянно говорят себе «нет». Они предлагают малознакомым людям, которых встретили пару часов назад в Tinder, поиграть в игру «Завоюй меня». Такие женщины относятся к мужчинам прагматично. Они ставят себе цель - найти партнера, чтобы тот решал их проблемы. Взял замуж или предложил, как девочки говорят, «серьезные отношения». Они превращают интимную жизнь в разменную монету, а свое тело - в товар. И даже если очень хотят заняться сексом, делают все возможное, чтобы этого не произошло. Они лишают себя наслаждения, потому что «иначе он отнесется ко мне, как к дешевке». И ведь речь о нормальных, живых людях, у которых есть желания и тело, к которому прилагаются вполне определенные потребности. Такие женщины после свидания приходят домой и мастурбируют.

Запущенный случай

Есть еще более тяжелая форма невроза. Это женщины, которые используют секс, чтобы восстановить самооценку. Они «динамят» просто для того, чтобы за ними «побегали». Причем нужно им это всего лишь для того, чтобы залатать раны, чтобы почувствовать себя желанными, ощутить, что они достойны любви. И когда мужчины вовлекаются в эту игру, начинают ухаживать, такие женщины чувствуют уверенность, силу. Это дает им мнимое ощущение, что их любят и принимают.

Но самое грустное то, что обе стороны все прекрасно понимают. Женщины отдают себе отчет, что за ними бегают ради секса. Мужчины видят, что от них требуются поступки, и сами копают себе могилу. Всем понятно, что будет дальше: мужчина получит секс и пропадет, а женщина вновь ощутит себя нелюбимой и ненужной. И снова начнет эту игру под названием «завоюй меня»… уже с новым партнером. И так до бесконечности.

Откуда это берется?

Причин несколько. Во-первых, воспитание. И я сейчас не говорю про семьи, где девочкам внушали, что «секс – это грязь и разврат». Я говорю о тех, кого учили не считаться со своими желаниями. Кому внушали, что надо быть удобной, надо нравиться. Кого лишали возможности самостоятельно принимать решения. Кого не спрашивали, что они хотят на завтрак, куда мечтают поступить, и дальше по списку.

Конечно, большую роль играет и родительское подавление. Одних целовали в попку, носили на руках, обожали и хвалили. Такие девушки вырастают в женщин, у которых, как правило, проблем с самооценкой нет. А другим популярно объясняли, что «нос кривой», «руки растут из одного места» и вообще, «кто тебя с таким характером замуж возьмет». Не получив безусловной родительской любви, они выходят во взрослую жизнь и начинают ее искать в каждом встречном. Вот и результат.

Начать жить

Я никого не призываю срочно начать спать со всеми подряд, а говорю о другом. Дело в том, что проблема с сексом - это симптом, индикатор проблемы со всей жизнью. С тем, как вы сами к себе относитесь. Как реализуете свои желания, как проявляете себя, как выстраиваете отношения с другими.

Начните, наконец, с собой считаться. Прислушайтесь к тому, что хотите именно вы, а не к тому, что, как вам кажется, хотят от вас. Научитесь говорить «нет», когда чего-то не хотите. Прекратите всеми силами «стараться понравиться». Не сравнивайте себя с другими и не ищите подтверждений своей привлекательности вовне.

Начните день с того, чего вы реально хотите: от завтрака и макияжа до маршрута, которым идете на работу. Мало-помалу что-то начнет меняться.

Я концепция - чувство собственной идентичности.

Самооценка - общая оценка человеком своей компетентности и ценности.

Я концепция и самооценка - вот два вида восприятия себя, которые в огромной степени воздействуют на то, как мы общаемся.

Я концепция - это чувство собственной идентичности. Это мысль или мысленный образ, которые у вас сложились о ваших навыках, способностях, знаниях, компетентности и индивидуальности. Самооценка - это ваша общая оценка своей компетентности и ценности.

Формирование и поддержание я концепции

Как вы узнаете, что в действительности представляют собой ваши навыки, способности, знания, компетентность и личность? Наша я концепция основана на отдельных интерпретациях себя, данных нами, исходя из нашего опыта и реакций других людей.

Восприятие себя

Мы формируем впечатление о себе, основанное на нашем собственном восприятии. Основываясь на собственном опыте, мы развиваем наше собственное восприятие своих навыков, способностей, знаний, компетентности и индивидуальности. Например, если вы считаете, что легко завязываете беседу с незнакомыми людьми и вам нравится непринужденно беседовать с ними, то можете сделать заключение, что вы необыкновенно дружелюбны.

Мы подчеркиваем огромную роль первого опыта как специфического феномена. Например, кто то, отвергнутый при первой же попытке назначить свидание, может воспринимать себя непривлекательным для противоположного пола. Если последующие опыты привели к аналогичным результатам, первоначальное восприятие закрепляется. Даже если первый опыт не повторится немедленно, вероятно, может потребоваться еще не одна успешная попытка, чтобы изменить первоначальное восприятие.

Когда мы получили положительный опыт, возникает высокая вероятность поверить, что мы обладаем теми личными качествами, которые у нас ассоциируются с этим опытом, и эти характеристики становятся частью нашего общего представления о себе. Так, если Соня быстро отлаживает компьютерные программы, с которыми безуспешно борется Джекки, она, наиболее вероятно, будет считать себя «компетентно решающей проблемы» в своей я концепции. Ее положительный опыт подтверждает, что она обладает определенными навыками, следовательно, эта характеристика получает подкрепление как часть ее я концепции.

Реакции других людей

В дополнение к нашему восприятию себя наша я концепция формируется и поддерживается тем, как на нас реагируют другие люди. Например, если в ходе «мозгового штурма» один из сотрудников сказал: «Вы мыслите действительно творчески», - вы можете решить, что эти слова как нельзя лучше подходят к вашему имиджу. Такие комментарии имеют особенную власть, воздействуя на восприятие себя, если вы уважаете человека, сделавшего вам комплимент. Эти замечания более действенны, если сделаны сразу после вызвавшего их факта. Вы используете высказывания других людей как подтверждение вашего мнения о себе. Они могут подтверждать, укреплять или изменять наше восприятие того, кем и чем мы являемся.

Некоторые люди имеют очень детальную я концепцию, они могут описать большое количество навыков, способностей, знаний по многим вопросам и личных качеств, которыми они обладают. Чем богаче наша я концепция, тем лучше мы знаем и понимаем, кто мы такие, и тем лучше мы можем справиться с трудностями, возникающими при взаимодействии с людьми.

Наша я концепция начинает формироваться на ранних стадиях жизни, и информация, которую мы получаем от своей семьи, изменяет нашу я концепцию. Члены семьи должны чувствовать ответственность за развитие на основе их слов и поступков правильной и сильной я концепции у других членов семьи.

Например, когда мама говорит: «Роберто, твоя комната выглядит чисто убранной. Ты очень организованный мальчик» , или брат замечает: «Киша, дав взаймы Томике пять долларов, ты действительно выручила ее. Ты очень великодушна» , - это поможет Роберто или Кише осознать важную часть своей индивидуальности.

К сожалению, во многих семьях их члены наносят вред я образу других, особенно развитию я концепции у детей. Очень вредно обвинять, давать клички и постоянно обращать внимание на недостатки других. Когда отец кричит: «Терри, ты так глуп! Если бы ты только немного подумал, этого бы не случилось» , он разрушает веру сына в свои умственные способности. Когда старшая сестра дразнит: «Эй, Дамбо, сколько раз тебе говорить, ты слишком неуклюжа, чтобы быть балериной» , она разрушает в сестре восприятие грациозности.

Развитие и поддержание самооценки

Вспомните, что самооценка, или наша общая оценка своей компетентности и личных достоинств, - это наша положительная или отрицательная оценка я концепции. Заметьте для себя, что иметь высокую самооценку - это не то же самое, что чувствовать себя в полном порядке, нужно еще иметь на это основания. Наша оценка личных достоинств основана на наших ценностях и все время совершенствуется в результате опыта. С точки зрения Мрука, самооценка - это не только то, как хорошо или плохо вы что то делаете (я концепция), но и то, какое значение мы сами придаем своим действиям или как оцениваем, хорошо мы что то делаем или плохо.

Например, частью я концепции Фреда является уверенность, что он физически силен. Но если Фред не считает физическую силу или другие качества, которыми он обладает, достойными внимания, в этом случае он не будет иметь высокую самооценку. Мрук считает, что высокую самооценку определяют восприятие имеющихся качеств и уверенность в том, что эти качества имеют ценность.

Когда мы успешно используем наши навыки, способности, знания или личные качества в стремлении стать достойным человеком, мы повышаем самооценку. Когда мы не можем использовать наши навыки, способности, знания, компетентность или личные качества или когда мы используем их для достижения неблаговидных целей, мы снижаем самооценку.

Правильность я концепции и самооценки

Правильность нашей я концепции и самооценки зависит от точности собственного восприятия и от того, как мы реагируем на восприятие нас другими.

Все мы переживали успех и неудачи и все мы слышали комплименты и критику в свой адрес. Если мы придаем чрезмерно большое значение успешному опыту и положительным результатам, наша я концепция может гипертрофироваться, и самооценка подвергнется инфляции. Если же мы, тем не менее, принимаем неудачи близко к сердцу и низко оцениваем наши успехи или если мы долго помним полученные критические замечания, наш образ себя может быть не сформирован и наша самооценка занижена. Ни в том ни в другом случае наши я концепция и самооценка не будут точно отражать, кем мы являемся.

Неконгруэнтность - разрыв между не правильным восприятием себя и реальностью.

Неконгруэнтность - это разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью. Это становится проблемой, поскольку наше восприятие себя, вероятно, сильнее воздействует на наше поведение, чем наши реальные способности.

Например, Шон может на самом деле обладать всеми навыками, способностями, знаниями, компетентностью и личными качествами, чтобы стать успешным лидером, но если он не считает, что обладает этими качествами, он и шагу не сделает, когда появится необходимость в руководителе. К сожалению, отдельные личности склонны подкреплять свое восприятие себя, изменяя свое поведение в соответствии со своей я концепцией. Таким образом, люди с высокой самооценкой склонны вести себя, демонстрируя большую уверенность, тогда как люди с низкой самооценкой склонны вести себя, всячески подтверждая низкую самооценку, во власти которой они находятся. Неточность искаженного образа себя усиливается посредством самоисполняющихся пророчеств и через фильтрацию сообщений.

Самоисполняющиеся пророчества

Самоисполняющиеся пророчества - это события, которые происходят в результате собственных или чужих предсказаний, ожиданий или разговоров.

Самоисполняющиеся пророчества - это те прогнозы, которые вы делаете о себе. Мы часто предрекаем себе успех или неудачу. Например, Стефан видит себя легко входящим в контакт и способным без усилий узнавать людей, и он говорит: «Сегодня я собираюсь развлечься на вечеринке» . В результате своего положительного самосознания он ожидает встретить новых людей, завязать несколько новых знакомств и развлечься. В противоположность ему Артур видит себя лишенным навыков к созданию новых отношений, и он говорит: «Сомневаюсь, что я кого нибудь тут знаю. Мне предстоит совершенно отвратительный вечер» . Поскольку он боится знакомиться с новыми людьми, он чувствует себя неловко, когда его представляют кому то, и, как он и предсказывал, проводит время, одиноко стоя у стены и мечтая о том, когда он сможет уйти.

Самооценка оказывает важное воздействие на предсказания, которые делают люди. Например, люди с положительной самооценкой оценивают успех позитивно и уверенно предсказывают, что они могут его повторить. Люди с низкой самооценкой приписывают свой успех удачному случаю и предсказывают, что они не смогут повторить его.

Предсказания других также могут воздействовать на ваши действия. Например, когда преподаватели ведут себя так, как если бы их студенты были способными, последние «покупаются» на ожидания и преуспевают. Таким же образом, когда профессора ведут себя так, как если бы их студенты были бездарными, последние могут «опуститься» до навязанного им предсказания. Таким образом, когда мы говорим с другими, у нас появляется возможность влиять на их будущее поведение.

Фильтрация сообщений

Наше восприятие себя также может быть искажено, когда мы фильтруем сказанное другими. Даже если мы «слышим» сообщения правильно (то есть наши уши получают сообщения, а наш мозг записывает их), мы не воспринимаем их одинаково. Например, вы составили план занятий для вашей студенческой группы. Кто то говорит, что вы хороший организатор. Вы можете не услышать этот комментарий, можете проигнорировать его или ответить: «Любойможет это сделать - здесь нет ничего сложного» . Если вы действительно считаете себя хорошим организатором, вы обратите внимание на комплимент и можете даже усилить его, бросив реплику вроде «Благодарю, я много работал, готовясь к занятиям, но это окупилось. Решение само шло в руки».

Изменение я концепции и самооценки

Я концепция и самооценка - устойчивые характеристики, но они могут изменяться. В своем анализе некоторых других исследований Кристофер Мрук обнаружил, что самооценка может возрастать. Он сообщает: «В конечном счете самооценка возрастает в результате тяжелой работы и практики, практики, практики - это неотвратимый экзистенциальный факт».

Представление себя

Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации.

Мы также представляем другим наш я образ и самооценку через различные роли, которые мы исполняем. Роль - это паттерн приобретенных форм поведения людей, используемый для достижения ожидаемых целей в определенной ситуации. Например, в течение дня вы можете исполнять роли «студента», «брата или сестры» и «продавца».

Роли, которые мы исполняем, могут определяться нашими собственными нуждами, отношениями, которые мы создаем, культурными ожиданиями, влияющими на нас, выбором групп, членами которых мы хотели бы стать, и нашими собственными сознательными решениями. Например, если вы были старшим ребенком в большой семье, ваши родители могли поручить вам роль старшего брата, что наделяло вас функциями поддержания дисциплины, присмотра за братьями и сестрами или хозяйственными функциями, в зависимости от того, как они представляли себе семейные отношения. Или если ваши ровесники видят в вас «шута», вы можете продолжать играть эту роль, смеясь и рассказывая веселые истории, даже ощущая на самом деле, что эту роль вам навязали и она вам приносит только вред. Каждый из нас исполняет множество ролей ежедневно, и мы находим в себе различные навыки и свойства для исполнения этих ролей. В каждой новой ситуации мы можем попробовать знакомую нам роль или попытаться сыграть новую.

Я концепция, самооценка и коммуникация

Наши я концепция и самооценка влияют на правильность понимания себя. Они также влияют на наше общение, помогая преодолеть наши внутренние противоречия и влияя на стиль общения.

Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений

Когда мы должны принять решение, мы можем особенно ясно ощутить различные и часто взаимоисключающие «голоса» в нашей голове. Послушайте монолог Кори по возвращении его с интервью при приеме на работу.

Кори: Полагаю, что я произвел очень хорошее впечатление на заместителя директора по кадрам, - я так думаю, потому что она долго разговаривала со мной. Ну, она поговорила со мной, но может быть, она только хотела быть любезной. Все таки это ее работа. Нет, тогда бы она не стала тратить на меня столько времени. И она просто засияла, когда я рассказал ей о моей учебе в интернатуре при Федерации. Да, она сказала, что заинтересована опытом, полученным мной в интернатуре. Говоря об этом, она дала мне понять, что это может повлиять на ее отношение ко мне как к будущему работнику.

Если Кори уверен в себе, он, возможно, сделает заключение, что интервью было искренним, и будет спокоен относительно него. Но если он считает себя не достойным и думает, что не обладает необходимыми навыками и способностями для хорошего исполнения работы, то, вероятно, будет больше «прислушиваться» к своим негативным оценкам ситуации и сделает заключение, что не имеет шанса получить эту работу.

Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими

Если мы высоко оцениваем себя, мы, скорее всего, общаемся уверенно. Например, люди с сильной я концепцией и высокой самооценкой обычно побуждают других верить в свой успех. Подобно этому люди со здоровым восприятием себя склонны защищать свою точку зрения даже под натиском контраргументов. Если мы низко оцениваем себя, мы, как правило, общаемся неуверенно, занижая свои достижения.

Почему некоторые люди принижают себя, невзирая на свои достижения? Люди, которые имеют низкую самооценку, вероятно, не уверены в ценности своего вклада и ожидают от других негативной оценки. В результате, может быть, люди с низкой я концепцией или низкой самооценкой находят менее болезненным принизить себя сами, чем слышать критику от других. Чтобы предвосхитить вероятное обсуждение другими их неудач, они делают это первыми.

Культурные и гендерные различия

Культура влияет на восприятие и воздействует на представление людей о себе. Большинство американских граждан придерживается так называемой «западной точки зрения на самих себя». Они говорят, что личность - это независимое существо с определенными способностями, чертами, мотивами и ценностями и что все эти факторы определяют поведение. Более того, люди с этой западной точкой зрения рассматривают личность как основную социальную единицу. В западной культуре позитивная я концепция и самооценка построены на таких ценностях, как независимость, а также раскрытие и выражение уникальности каждого человека.

До сих пор люди разных культур используют различные ценности для построения позитивных я концепции и самооценки. Во многих восточных культурах семья, а не личность является наименьшей социальной единицей. Такие культуры не принимают и не ценят независимость, скорее ценится взаимозависимость между людьми. Уверенный в себе индивидуалист в западной культуре может расценивать эти качества как достоинства и развить у себя позитивную самооценку. Человек, принадлежащий к восточной культуре и обладающий теми же качествами, рассматривает их как недостатки и будет развивать у себя негативную самооценку.

В западных культурах дети будут ценить свои личные качества, которые связаны с независимостью, развивая на этом основании высокую самооценку. В любых восточных культурах в ребенке стремятся развивать взаимозависимость. Такие дети будут повышать самооценку, когда они воспитывают в себе сотрудничество, помощь и самопожертвование.

Подобным образом мужчина и женщина в результате социализации рассматривают себя по разному и судят о себе по тому, соответствует ли их поведение ожидаемому от лиц их пола в их культуре. Если от женщины ожидают, чтобы она заботилась о доме и семье, тогда те женщины, которые находят в себе навыки, способности, знания, компетентность и персональные качества, необходимые для этого, будут обогащать я концепцию и повышать самооценку. Но женщины, которые не обладают этими качествами, вероятно, будут менее уверены в себе и, скорее всего, будут иметь низкую самооценку.

Восприятие мира и себя в нем

Самооценка - это отношение и чувства к себе, представление человека о себе. Самооценка проявляется в поведении каждого из нас.

Попробуем ввести в рассуждение образ «котла». В семье психоаналитика на ферме был котел, которым пользовались все, кому это было нужно. Мама готовила в котле суп. В разгар молотьбы котел наполнялся тушеным мясом. В другое время года отец хранил в нем луковицы цветов. Любой, кто хотел использовать этот котел обязательно должен был поинтересоваться: чем он сейчас наполнен? Насколько он полон?

Так и с людьми. Их жизнь может быть наполненной или пустой, они могут быть надломленными ощущениями собственной ненужности. На одной из консультаций присутствовала семья, члены которой никак не смогли объяснить друг другу, что они чувствуют и тогда психоаналитик рассказала им про этот черный котел. Вскоре члены семьи начали говорить о своих индивидуальных «котлах» – есть ли у них чувства уверенности или одиночества, стыда или безнадежности. Эта метафора очень помогла им.

Например, сын скажет: «мой котел пуст». Это говорится тогда, когда он чувствует себя усталым, неинтересным, обиженным, не способным любить.

Кому-то термин «котел» может показаться неуместным. Но многие научные понятия, которые используют профессиональные психологи для определения самооценки, звучат совершенно нежизненно, они выглядят стерильными. Семьям легче выразить свои чувства и ощущения с помощью метафоры и легче понять других людей.

Мы будем пользоваться термином «котел», когда будем иметь в виду самоценность или самооценку.

Самооценка – это способность человека честно, с любовью и по достоинству оценить себя. Тот, кто любим, открыт для нового. Самое важное, что происходит внутри каждого человека и между людьми – это самооценка, личный «котел» каждого.

Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, он чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует. Он доверяет самому себе, но способен в трудную минуту просить помощи от других, однако он уверен, что всегда способен принимать самостоятельно решения, совершать обдуманные поступки. Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть принимать и уважать высокую ценность других людей, он внушает доверие и надежду, он не пользуется правилами, которые противоречат его чувствам. В то же время он не идет на поводу у своих переживаний. Он способен делать выбор. И в этом ему помогает его интеллект.

Он ощущает собственную значимость постоянно. Конечно же, жизнь ставит перед ним сложные задачи, когда возникает состояние временной усталости, когда проблемы вдруг возрастают и требуют своего решения, когда жизнь заставляет прилагать большие усилия одновременно во многих направлениях, самооценка такого человека может снизиться. Однако он воспринимает это временное чувство как собственный результат возникшего кризиса. Этот кризис может оказаться началом каких-то новых возможностей. Ясно, что в период кризиса чувствуешь себя не лучшим образом, но человек с высокой самооценкой не прячется от трудностей, зная, что преодолеет их и сохранит свою целостность.

Чувствовать себя не на высоте – это не то же самое, что чувствовать свою низкую самоценность. По сути, второе из этих чувств означает, что вы испытываете какие-то нежелательные переживания и стараетесь себя вести так, словно их вовсе нет. Нужно иметь достаточно высокую самооценку, чтобы принять переживания неуспеха.

Люди с высокой самооценкой то же могут чувствовать себя не на высоте. Однако из-за этого они не считают себя безнадежными, и не делают вид, что ничего такого не чувствуют. Они также не перекладывают свои переживания на других. Вполне естественно время от времени чувствовать себя не в лучшей форме. Это очень большая разница - обманываете ли вы себя, что все в порядке или признаете, что бывают нелегкие времена, с которыми вам необходимо справится. Чувствовать себя не на высоте и не признаваться в этом, значит обманывать себя и других. Отрицая, таким образом, свои чувства вы начинаете недооценивать и самих себя. Все остальное, это происходит с нами, часто является следствием такого отношения к себе. До тех пор пока это только отношение, необходимо попробовать поменять его.

Для того чтобы почувствовать себя увереннее можно сделать простое упражнение: расслабиться, закрыть глаза и сосредоточиться на собственных ощущениях. Что Вы чувствуете? Что произошло с Вами или что происходит в эту минуту? Как Вы реагируете на то, что происходит? Что Вы чувствуете по поводу своей реакции? Если Вы чувствует себя скованно, расслабьте Ваше тело и проследите за своим дыханием. Теперь откройте глаза. Вы должны ощущать в себе силы.

В результате выполнения этого упражнения в течение нескольких мгновений вы можете изменить свое состояние. Это придаст устойчивость Вашей позиции и сделает более ясным сознание.

Можно проделать следующие упражнение вместе с членами Вашей семьи. Выберете себе партнера и расскажите друг другу о своих чувствах. Необходимо выслушать друг друга и поблагодарить, не давая ни каких оценок. Нужно как можно чаще делать это упражнение с людьми, которым Вы доверяете. А теперь расскажите друг другу о том, что помогает Вам чувствовать себя на высоте, а что, напротив снижает веру в себя. В результате могут открыться новые перспективы в отношениях с людьми, с которыми Вы жили все эти годы. Вы почувствуете, что стали ближе друг другу, более реалистично посмотрите на себя и своих родных. Когда закончите это упражнение, позвольте себе рассказать о том, что с Вами сейчас произошло.

Ребенок приходит в мир без прошлого, без каких-либо представлений о том, как себя вести, без критериев самооценки. Он вынужден ориентироваться на опыт окружающих его людей, на те оценки, которые они дают ему как личности. За первые 5-6 лет он формирует свою самооценку почти исключительно на информации, которую получает в семье. Потом в школе на него влияют другие факторы, но роль семьи по-прежнему очень важна. Внешние факторы, как правило, подкрепляют высокую или низкую самооценку, которую ребенок приобрел дома:

· уверенный в себе подросток успешно справляется с любыми неудачами в школе и дома;

· ребенок с низкой самооценкой, несмотря на все свои удачи, постоянно терзается сомнениями, для него достаточно одной промашки, чтобы зачеркнуть все предыдущие успехи.

Каждое слово, мимика, жесты, интонация, тембр и громкость голоса, прикосновения и действия родителей несут ребенку сообщения о - его самооценности. Большинство родителей даже не осознают, какой именно смысл содержится в этих посланиях своему ребенку.

Можно проделать следующий эксперимент: вечером, когда вся семья соберется за ужином, постарайтесь почувствовать, что происходит с Вами когда к Вам обращаются другие члены семьи. Конечно же будет много реплик, которые не вызовут никакой реакции. Однако некоторые могут вызвать чувство собственной ценности или приниженности. Все зависит от тона, выражения лица собеседника, от времени когда была произнесена та или иная фраза, а может быть Вас перебили, выразив при этом полное равнодушие к Вашим намерениям важно здесь и то как вы сами к себе относитесь.

Когда ужин будет подходить к середине, взгляните на ситуацию по-другому. Прислушайтесь, что Вы сами говорите своим близким. Постарайтесь поставить себя на их место и представить что они чувствуют когда Вы разговариваете с ними так, как Вы это обычно делаете. Помогаете ли Вы своим близким почувствовать, что они пользуются вашим уважением и любовью?

На следующий день расскажите им о Вашем эксперименте. А теперь предложите. Всем принять участие в нем. А после обеда обсудите то, что Вы заметили и почувствовали.

Ощущение самооценности может сформироваться только в такой атмосфере, где принимаются любые индивидуальные различия, где любовь выражается, открыто, где ошибки служат для приобретения нового опыта, где общение откровенно и доверительно, а правила поведение не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого неотъемлемая часть взаимоотношений. А это и есть атмосфера зрелой семьи. Не удивительно, что дети в такой семье чувствуют себя нужными и любимыми, вырастают здоровыми и умными.

Дети из неблагополучных семей часто беспомощны, они растут в атмосфере жестких правил, критики, постоянно ждут наказания и не имеют возможности почувствовать личную ответственность за что-либо. У них высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим. Их внутренний потенциал остается нераскрытым.

Подобные различия в самооценки проявляются и у взрослых членов семьи. Если семья не влияет на представление взрослого о себе, то самооценка родителей сильно влияет на то, какой тип семьи они создадут. Родители с высокой самооценкой вероятнее сформируют гармоничную семью. Родители с низкой самооценкой, скорее всего, создадут неблагополучную семью, Система отношений в семье зависит от родителей.

Опыт работы убеждает в том, что все боли человека, его проблемы, а иногда и преступления – это результат низкой самооценки, которую люди не смогли ни осознать, ни изменить.

Попытайтесь провести эксперимент:

· попытайтесь вспомнить те моменты Вашей жизни, когда настроение поднималось (повышение в должности, комплименты по поводу внешности, одежды и т.п.). Постарайтесь вспомнить чувства, ощущения и переживания в эти дни. Тогда Вы поймете, что значит чувствовать себя самооцененным;

· вспомните ситуацию когда допустили промах или серьезную ошибку (обида на коллег, бессилие перед какой-либо ситуацией и т.п.). Вернитесь к тем чувствам, ощущениям, которые Вы тогда переживали, вспомните их, даже если эти воспоминания принесут некоторую боль. Это и значит чувствовать себя малооцененным, переживать низкую самооценку;

Существуют способы повышения самооценки в любом возрасте, так как самооценка возникает в результате научения. Формирование ее происходит всю жизнь. По этому заняться этим никогда не поздно.

Всегда есть надежда, что Ваша жизнь может измениться, потому что в каждой ее момент Вы узнаете что-то новое.

Сущность человеческой жизни состоит в том, что человек находится в постоянном движении, он развивается и меняется всю жизнь. Чем старше он становится, тем труднее меняется, тем больше времени занимает процесс развития.

Декларация самооценности.

· «Я» - это «Я».

· Во всем мире нет никого в точности такого же как «Я».

· Есть люди в чем-то похожие на меня, но нет никакого в точности такого как «Я».

· Поэтому все, что исходит от меня – это подлинное мое, потому, что именно «Я» выбрал это.

· Мне принадлежит все, что есть во мне: мое тело, включая все, что оно делает; мое сознание, включая все мысли и планы; мои глаза; мои чувства, какими бы они ни были; мой рот и все слова, которые он произносит; мой голос, громкий или тихий; все мои действия, обращенные ко мне самой или к другим.

· Мне принадлежат все мои фантазии, мечты, надежды и страх.

· Мне принадлежат все мои победы и успехи. Все мои поражения и ошибки.

· Все это принадлежит мне. И поэтому «Я» могу очень близко познакомится с собой, полюбить и подружиться с собой. И «Я» могу сделать так чтобы все во мне содействовало моим интересам.

· Я знаю что кое-что во мне озадачивает меня и есть во мне что-то такое, чего «Я» не знаю. Но поскольку «Я» дружу с собой и люблю себя, «Я» могу осторожно и терпеливо открывать в себе источники того, что озадачивает меня и узнавать все больше и больше разных вещей о самом себе.

· Все что «Я» вижу и ощущаю, все что «Я» говорю и что «Я» делаю, что «Я» думаю и чувствую в данный момент, это мое. И это в точности позволяет мне узнавать, где «Я» и кто «Я» в данный момент.

· Когда «Я» вглядываюсь в мое прошлое, смотрю на то, что «Я» видел и ощущал что «Я» думал и как «Я» чувствовал, я вижу что не вполне меня устраивает. Я могу отказаться от того, что кажется неподходящим. И сохранить то, что кажется очень нужным, и открыть что-то новое в себе самой.

· Я могу видеть, слышать, чувствовать, думать, говорить и действовать. Я имею все, что бы быть близким с другими людьми, чтобы быть продуктивным, вносить смысл и порядок в мир вещей и людей вокруг меня.

· Я принадлежу себе, и поэтому «Я» могу строить себя.

· «Я» – это «Я», и «Я» – это замечательно!

Магический узор Вашего «Я».

Представьте, что Вы воспринимаете мир с помощью специальных очков, у которых 8 линз. Каждая из них отражает важную часть Вашего «Я».
Эти линзы следующие:

1. Тело – отражает физическую часть «Я».

2. Мысли – отражают интеллект.

3. Чувства – отражают эмоциональную сферу.

4. Ощущения – отражают работу органов чувств: глаз, ушей, кожи, языка, носа.

5. Отношения – отражают способность вступать во взаимоотношения с различными людьми.

6. Среда – пространство, время, атмосфера, цвет, температура, т.е. факторы существования «Я».

7. Пища – жидкие и твердые продукты питания.

8. Душа – духовная часть «Я».

Через первую линзу Вы видите свое тело со всеми его частями и органами. Если Вы никогда не видели, из чего состоит организм человека, можно посмотреть анатомический атлас. А теперь соотнесите все это с Вашим организмом. Прислушиваетесь ли Вы к потребностям Вашего тела. Организм может сообщить Вам, голодны, ли Вы, или устали, или, быть может слишком напряжены.

Вторая линза отражает интеллект, познавательные способности и возможности вашего мозга. Благодаря когнитивной способности можно получать ответы на вопросы типа: «Как я могу научиться новому? Как могу анализировать ситуацию и решать различные проблемы?»

Через третью линзу отражаются эмоции и чувства. Насколько Вы свободны в осознании и принятии своих чувств? Какие ограничения Вы налагаете на собственные эмоции и переживания? Можете ли Вы дружески относится к ним, ведь от того как Вы обращаетесь с ними очень много зависит. Чувства вносят в жизнь своеобразие, краски, остроту, отражают сиюминутное состояние, связь самооценки и эмоционального «Я».

Четвертая линза дает представление о том, как Вы себя ощущаете. Каково физическое состояние ваших органов чувств? Насколько свободно Вы позволяете себе видеть, слышать и обонять, воспринимать вкусовые и тактильные ощущения? Какие ограничения наложены на действия ваших органов чувств? Можете ли Вы отбросить эти ограничения?

В детстве не разрешалось видеть, слышать, трогать некоторые вещи. Часто это кончалось тем, что мы не в полную меру использовали свои органы чувств. Если же мы полностью принимаем наши ощущения и эмоции, свободно пользуемся нашими органами чувств, мы расширяем круг своих связей с миром и значительно обогащаем себя.

Пятая линза отражает то, как складываются Ваши отношения с людьми. Они формируются в процессе общения. Как Вы оцениваете качество различных отношений, которые складываются между Вами и другими людьми? Как Вы используете свою силу и авторитет? Может быть Вы стараетесь не показывать их и предпочитаете быть жертвой, или используете их, чтобы стать диктатором? Другими словами, Вы используете свою силу для помощи и поддержки других и самого себя или для того, чтоб держать всех в страхе? Можете ли Вы объединится с членами Вашей семьи или с другими людьми для того, что бы действовать сообща? Как обстоят дела с чувствами юмора, любите ли Вы шутить, хватает ли Вам хорошего настроения для того, чтобы сделать свою жизнь и жизнь других людей легче и счастливее?