1 этапы формирования психологии как науки. Психология как наука. История развития психологии. Предмет истории психологии и ее основные задачи

1. Этапы развития психологии как науки.

Основной причиной, вызывающей трудности в изучении психики, является идеальность и субъективность психических явлений, поэтому психологи сомневались в объективности своих исследований, по-разному понимая сущность психики. В зависимости от этого выделяют 4 этапа в формировании психологии как науки.

1 этап – психология как наука о душе. Такое определение психологии было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души люди пытались объяснить непонятные явления в жизни человека: сновидения, судьбу, мысли, желания, считая, что душа – орган, животворящий тело, следовательно, психика – это душа. Данные взгляды, распространенные у первобытных народов, называются анимизмом (анима – душа), под которым понимается одушевление всех живых и неживых объектов. Древнегреческие философы-материалисты Демокрит, Эпикур, Лукреций трактовали душу как разновидность материи, как телесное образование из атомов. Философ-идеалист Платон считал, что душа – что-то божественное, отличающееся от тела.

2 этап – психология как наука о сознании. Возникла в XVII в. в связи с развитием естественных наук. Способность чувствовать, думать назвали сознанием. Основным методом изучения сознания считалась интроспекция (интро – направленный внутрь себя), т.е. самонаблюдение человека за самим собой и описание, объяснение на этой основе фактов внутренней психической жизни. Таким образом, на этом этапе развития психологии основное внимание обращалось только на внутреннюю сторону психической жизни человека, на его сознание.

3 этап – психология как наука о поведении возникла в ХХ в. В это время считалось, что самонаблюдение является недостаточно объективным методом. Объективно можно изучить только лишь то, что непосредственно наблюдаемо: поведение, поступки, реакции человека. Но при этом не изучались мотивы, вызывающие поступки. На данном этапе развития психологии под психикой ученые понимали ее внешнюю характеристику – поведение.

4 этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики. Под психикой стали понимать совокупность как внутреннего, так и внешнего, т.е. с одной стороны – это сознание, с другой – поведение, деятельность.

3. Общее понятие о психике, ее структуре и функциях

В настоящее время существует материалистическое и идеалистическое понимание сущности психики.

С идеалистической точки зрения считается, что психика первична, а материя вторична. Например, прежде чем построить дом, человек его придумывает во внутреннем плане: составляет чертеж, подбирает материалы, затем идею о доме реализует во внешнем плане, т.е. занимается строительством. Отсюда возникло мнение о том, что прежде чем появился материальный мир, его кто-то должен был придумать. В пользу идеалистической точки зрения о сущности психики говорят воспоминания людей, побывавших в состоянии клинической смерти, во время которой они летели по туннелю навстречу свету и по пути встречали души умерших родственников. Идеалистическое понимание психики корнями уходит в анимистические взгляды первобытных людей и будет существовать всегда, т.к. в основе развития психологии, как и любой науки, лежит противоречие между знанием и незнанием, а любое незнание порождает идеализм.

С материалистической точки зрения считается, что психика является свойством такой высокоорганизованной материи, как головной мозг (материя первична, а психика, дух, сознание – вторичны). Именно благодаря деятельности головного мозга возможна психическая жизнь человека. Предыдущий пример, связанный с построением дома, скорее всего, убедил и одновременно насторожил. Так как же с идеалистической позиции перейти на материалистическую? Ответ достаточно прост. Прежде чем у человека возникла мысль или идея о постройке дома, на него должны были подействовать объективные внешние обстоятельства (холод, дождь, снег, необходимость создания более лучших бытовых условий для своей семьи и т.д.), которые, в свою очередь, заставили человека думать в нужном направлении. И это произошло благодаря деятельности головного мозга, заключающейся в отражении внешних и внутренних воздействий. Теория отражения является научно-философской основой психологии. Тем самым мы признаем первичность материи и вторичность сознательного (идеального или духа). Накопленные данные об эволюции живого мира позволяют наиболее объективно доказать состоятельность этого убеждения.

Отражение является одним из основных свойств материи. Под отражением понимается реакция материи на воздействия. Например, камень, лежащий у дороги, то нагревается под воздействием солнца, то охлаждается при понижении температуры воздуха. Тем самым он пассивным образом реагирует (отражает) на внешние воздействия. Или же такие объективные факторы, как холод, непогода воздействовали на мозг человека и способствовали возникновению мысли о постройке дома.

С разграничением материи на живую и неживую выделяются следующие виды отражения:

    физическое отражение характерно для неживой материи. Оно всегда пассивно и зеркально . Примером физического отражения могут быть эрозия почвы, коррозия металла, химические реакции, круговорот воды в природе, изменение агрегатного состояния веществ и даже движение головки подсолнуха вслед за солнцем.

    физиологическое отражение характерно для живой материи. Примером физиологического отражения могут быть функции организма, связанные с поддержкой гомеостаза, дыхания, выделением слюны на запах пищи, рефлекс и т.д. Физиологическое отражение не осознается человеком.

    психическое отражение значительно отличается от физического, т.к. оно всегда активно (если бы камень смог бы вырыть ямку, чтобы спрятаться от ночного холода, а в полуденный зной уползти под тень куста, т.е. активно реагировать на внешние воздействия, следовательно, стал бы живым существом), носит опережающий характер (человек может предвидеть события, планировать свои действия), всегда сугубо индивидуально , осуществляется в ходе целенаправленной деятельности. Наиболее высшими формами психического отражения являются сознание и самосознание. Таким образом, психика – это субъективный образ объективного мира, достоверность которого проверяется в ходе практической деятельности.


Введение

История психологии – одна из самых комплексных дисциплин, синтезирующих знания по отдельным областям и проблемам психологии. С одной стороны, ее содержание основано на тех знаниях, которые получены из других курсов – общей, возрастной, социальной психологии и т.д. С другой стороны, история психологии позволяет привести эти знания в систему, понять логику становления психологии, причины изменения ее предмета, ведущей проблематики.
История психологии изучает закономерности формирования и развития взглядов на психику на основе анализа различных подходов к пониманию ее природы, функций и генезиса. Как известно, психология связана чрезвычайно многообразными узами с различными областями науки и культуры. С самого своего возникновения она была ориентирована на философию и на протяжении нескольких столетий фактически была одним из разделов этой науки. Связь с философией не прерывала на протяжении всего периода существования психологии как науки, то ослаблялась (как в начале XIX века), то опять усиливаясь (как в середине XX века).

2. Основная часть
2.1. Этапы развития психологии

В своем развитии психология прошла несколько этапов.
Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н.э., т.е. до начала объективных, научных исследований психики, ее содержания и функций. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах и легендах, на сказках и первоначальных религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).
Второй, научный период начинается на рубеже VII-VI вв. до н.э. Психология в этот период развивалась в рамках философии, а потому он получил условное название философского периода. Также несколько условно устанавливается и его длительность – до появления первой психологической школы (ассоцианизма) и определения собственно психологической терминологии, отличающейся от принятой в философии или естествознании.

В связи с условностью периодизации развития психологии, естественной практически для любого исторического исследования, возникают некоторые разночтения при установлении временных границ отдельных этапов. Иногда появление самостоятельной психологической науки связывают со школой В. Вундта, т. е. с началом развития экспериментальной психологии. Однако психологическая наука определилась как самостоятельная значительно раньше, с осознания независимости своего предмета, уникальности своего положения в системе наук - как науки и гуманитарной и естественной одновременно, изучающей и внутренние и внешние (поведенческие) проявления психики. Такое самостоятельное положение психологии было зафиксировано и с появлением ее как предмета изучения в университетах уже в конце XVIII - начале ХIХ в. Таким образом, правильнее говорить о появлении психологии как самостоятельной науки именно с этого периода, относя к середине ХIХ в. становление экспериментальной психологии.
Но в любом случае необходимо признать, что время существования психологии как самостоятельной науки значительно меньше, чем период ее развития в русле философии. Естественно, что этот период не однороден, и на протяжении более чем 20 веков психологическая наука претерпела существенные изменения. Изменялись и предмет психологии, и содержание психологических исследований, и взаимоотношение психологии с другими науками.
На протяжении длительного времени предметом психологии была душа (см. табл. 1 ), однако в разное время в это понятие вкладывалось разное содержание. В эпоху античности душа понималась как первооснова тела, по аналогии с понятием «архее» - первоосновой мира, основным кирпичиком из которого состоит все сущее. При этом главной функцией души считалось придание телу активности, так как, по мнению первых ученых-психологов, тело является инертной массой, которую приводит в движение именно душа. Душа не только дает энергию для активности, но и направляет ее, т.е. именно душа руководит поведением человека. Постепенно к функциям души добавилось познание и, таким образом, к исследованию активности прибавилось изучение этапов познания, которое в скором времени стало одной из важнейших проблем психологической науки.

В эпоху Средневековья душа была предметом изучения прежде всего для богословия (см. табл. 1), что существенно сужало возможности ее научного познания. Поэтому, хотя формально предмет психологической науки не изменился, фактически в область исследования в то время входило изучение видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувственного познания мира. Регулятивная функция, волевое поведение, логическое мышление считались прерогативой божественной воли, боговдохновленной, а не материальной души. Недаром эти аспекты душевной жизни не были частями предмета научного изучения в концепциях деизма и томизма (Авиценны, Ф. Аквинского, Ф. Бэкона и других ученых).

Таблица №1
Основные этапы развития психологии как науки

Этап и время Предмет психологии, его содержание Методы исследования психики Основные достижения
Донаучный, до VII – VI вв. до н.э Душа- без раскрытия ее конкретного содержания и функций Нет Общее представление об охраните-льной и активной роли души
Философский, VII –VI до н.э – конец XVIII – начало XIX в. Античная психология Душа источник активности тела, обладает функциями познания и регуляции поведения Специальных методов нет, используются методы других наук – философии, медицины, математики – при исследовании содержания и функций души Определение основных проблем психологии, связанных с исследованием познания, активности тела, способов регуляции поведения и пределов свободы человека
Психология Средневековья Душа, исследование видов активности тела и особенностей познания, прежде всего чувствительного познания мира Появления собственного психологического метода – интроспек-ции Развитие психофизических исследований и первых работ по психологии масс
Психология Возрождения и Нового времени Сознание – его содержание и пути его формирова-ния Интроспекция и частично логика – методы индукции, дедукции, анализа и т.д. Развитие рационалисти-ческого и сенсуалисти-ческого (эмпиричес-кого) подхода к психике, появление первых теорий эмоций и теории рефлекса, а также первой попытки ввести в предмет психологии бессознате-льное
Ассоциани-ческая психология, конец XVII – начало XIX в. – середина XIX и. Сознание, состоящее из ощущений, представлений и чувств. Таким образом, предмет психологии – прежде всего познавательные процессы, а также (в конце этого периода) поведение Интроспекция, логика, начало использования методов естественных наук, в частности метода проб и ошибок (при формировании поведения) Появление первой психологической школы, новых подходов к предмету и методам психологии, концепции об адаптационной функции психики, развитие теории рефлекса, естественно-научного подхода к изучению психики, дальнейшее развитие концепций бессознатель-ного
Экспериментальная психология, середина XIX- начало XX в. Элементы психики, отождествляемой главным образом с сознанием, их связи и законы Экспериментальный метод, а также интроспекция и анализ результатов творческой деятельности как человека, так и народа а целом, появление первых тестов Появление экспериментальной психологии, первых теорий «психологии народов», новых данных о психических процессах (прежде всего памяти). Появление новых подходов к психологии, первых симптомов методологического кризиса
Методологический кризис и разделение психологии на отдельные школы, 10 -30-е годы XX в. Появление нескольких предметов психологии. Вначале – элементы психики (структурализм), функции психики, «поток сознания» (функционализм). Затем – глубинные структуры психики (глубинная психология), поведение (бихевиоризм), структуры психики (гештальтпсихология), высшие психические функции и деятельность (советская психология) Появление новых методов, важнейшие из которых – психоанализ и проективные методы (глубинная психология), экспериментальное изучение процесса научения, формирование связи между стимулом и реакцией (бихевиоризм), экспериментальное исследование познавательных процессов и потребностей (гештальт-психология), инструментальный метод (советская психология) Появление первых концепций личности, теории сознания, в том числе и измененного сознания, теорий научения и развивающего обучения, творческого мышления. Появление первых экспериментальных исследований личности, введение в ее исследование культуры и социального окружения как новых парадигм. Развитие отраслей психологии
Дальнейшее развитие психологических школ, 40 – 60-е годы XX в. Появление новых направлений, для которых предмет психологии связывается с внутренней сущностью личности (гуманистическая, экзистенциальная психология), познавательными процессами, развитием интеллекта и этапов переработки информации (генетическая и когнитивная психология) Появление опросников, новых экспериментальных методов изучения интеллекта, в т Ом числе и искусствен-ного интеллекта Дальнейшее развитие теоретических концепций в русле основных проблем психологии, развитие и совершенствование психотерапевтических технологий
Современная психология, 60-е годы – конец XX в. Развитие предмета психологии в рамках отдельных психологических школ Совершенствование методов экспериментального исследования психики, появление разнообразных диагностических методик Появление тенденций к объединению, синтезу наиболее значительных достижений отдельных школ

В Новое время психология, как и другие науки, избавлялась от диктата богословия. Наука стремилась снова, как и в период античности, стать объективной, рациональной, а не сакральной, т. е. основанной на доказательствах, на разуме, а не На вере. Проблема предмета психологии снова встала со всей актуальностью. В это время еще было невозможно полностью отказаться от богословского подхода к пониманию души. Поэтому психология меняет свой предмет, становясь наукой о сознании, т.е. о содержании сознания и путях его формирования. Это позволило отделить предмет психологии от предмета богословия в исследованиях души и ее функций.
Однако этот переход привел к тому, что уже к XVII в. фактическим предметом психологии стали познавательные процессы, в то время как поведение, а также эмоциональные процессы, личность и ее развитие не вошли в этот предмет. Такое ограничение области исследования на первых порах имело и положительное значение, так как давало психологии, как уже говорилось, возможность избавиться от сакральности, стать объективной, а позднее и экспериментальной наукой. Это также позволяло ей выделиться в самостоятельную науку, отделив свой предмет свою область исследования от предмета философии. С другой стороны, такой подход начинал препятствовать развитию психологии, поэтому уже к середине ХIХ в. он был пересмотрен.
Благодаря развитию биологии, в том числе теории эволюции Ч. Дарвина, работам Г. Спенсера и других исследователей, психология не только отошла от философии, идентифицировав себя с естественными дисциплинами, но и расширила свой предмет, выведя его, как сказал И.М. Сеченов, «из поля сознания в поле поведения». Таким образом, кроме познавательных процессов в предмет психологии были включены поведение и эмоциональные процессы. Важно, что стремление стать объективной наукой не привело еще к появлению новых методов исследования психики, так как до 80-х годов ХIХ в. ведущей остается интроспекция.
Важнейший этап в развитии психологии связан с появлением экспериментальной лаборатории В. Вундта, сделавшего психологию не только самостоятельной, но и объективной, экспериментально

наукой. Однако ассоцианистический подход, на базе которого и выстраивал свою модель психологии В. Вундт, не мог уже объяснить новые факты душевной жизни, не мог быть распространен на изучение структуры личности, эмоциональных переживаний, творческой активности человека. Ограниченным было и применение тех экспериментов и тестов, которые существовали в психологии в начало ХХ в.
Это заставило ученых искать новый предмет и новые методы исследования психики. Первые школы, зародившиеся в то время (структурализм, функционализм, Вюрцбургская школа), просуществовали недолго. Однако они показали что среди психологов не существует уже единого мнения о том, что и как должна изучать психология. Так начался период исканий психологии, адекватной новой ситуации и требованиям времени, который получил название периода методологического кризиса (см. табл. 1)
Невозможность прийти к единой точке зрения привела к тому, что уже в 10-30-х годах ХХ в. психология разделилась на несколько направлений, в каждом из которых был свой предмет и свой метод исследования того, что понималось данным психологическим направлением под психикой. Так, в психологии появляются: глубинная психология, бихевиоризм, гештальтпсихология, марксистская психология, а также такие школы, как французская социологическая или понимающая, психология (см. табл. 1).
Во второй половине ХХ в. возникают новые школы и направления - гуманистическая психология, генетическая (или эпистемологическая) психология, а также когнитивная психология, которая сформировалась уже в 60-е годы. Это последняя из появившихся в ХХ в. психологическая школа (см. табл. 1). Таким образом, можно сказать, что с середины ХХ в. психология вступила в современный нам этап своего развития, для которого характерно уже не дробление на все новые школы, а тенденция к объединению.

Этапы развития психологии как науки

Этапы развития психологии как науки
и т.д.................

Условно выделяют четыре основных этапа становления психологии как науки:

I этап (IVв. до н.э. - середина XVII в. н.э.) психология как наука о душе. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека: сон, сновидения, состояния транса, овладение магическими умениями (например, удачей в охоте), смерть и т.п. На этом этапе психология была донаучной, так как она не имела своих собственных методов исследования, а пользовалась философским методом логических рассуждений. Так сформировался исторически первый предмет психологии - душа как нечто, отличающее живое от неживого, дающее возможность движения, ощущения, страсти, мысли.

II этап (середина XVII в. - середина XIX в.) - психология как наука о сознании. Возникает в связи с развитием естественных наук. Способность думать, ощущать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения психических явлений считается наблюдение человека за самим собой и описание фактов. Философская дискуссия перестает быть единственным инструментом познания. В этот период были изжиты донаучные представления о душе как нематериальной бестелесной субстанции, стали изучать феномены сознания, опыта человека на основе самонаблюдения.

III этап (середина XIX в. - середина XX в.) - психология как наука о поведении. В это время возникает много разных "психологий" со своими принципами и языком; первоначально они с трудом взаимодействовали, чаще всего существуя в противопоставлении друг другу. Этот период часто называют периодом открытого кризиса в психологии. Происходит трансформация предмета психологии, представления о "душе" и "сознании" оказываются недостаточными. В этот период зарождается психология не только теоретическая, но практическая.

Основатель научной психологии Вильгельм Вундт (немец), открывшего в 1879 г. первую в мире экспериментальную психологическую лабораторию в Лейпциге. Этот год считается годом рождения психологии как науки - Вундт обозначил право эксперимента на участие в изучении сознания. Еще один психолог того периода был американский ученый Уильям Джеймс создатель теории "потока сознания". Джеймс считал важным вопрос о том, какую ценность душа составляет для человека, чему она служит (направление "функционализм"). По Джеймсу, основное заключается в том, что душа позволяет человеку приспособиться к миру, по возможности комфортно себя в нем чувствуя. Существенные изменения в представления о предмете и методе психологии были внесены 3. Фрейдом , который основал парадигму психоанализа. Для получения исходного материала о глубинных психических структурах и процессах использовался анализ свободных ассоциаций, оговорок, специфики забывания, толкование пересказов сновидений, и т.п. Установление особенностей глубинных психологических структур через интерпретацию этого материала составляет существо нового метода, который Фрейд назвал психоанализом. Радикальный переворот в представлениях о предмете и методе психологии был совершен Дж.Б. Уотсоном , в 1913 г. статья "Психология с точки зрения бихевиориста". Предметом изучения становится поведение и активность. Активность - внешняя и внутренняя - описывалась через понятие "реакция", к которой относились те изменения в организме, которые могли быть зафиксированы объективными методами - сюда относятся и движения, и, например, секреторная деятельность. Уотсон предложил схему S - R, в соответствии с которой воздействие, т.е. стимул (S), порождает некоторое поведение организма, т.е. реакцию (R). Одним из наиболее авторитетных бихевиористов является Б. Скиннер , предположивший, что поведение может строиться и по иному принципу, а именно, определяться не стимулом, предшествующим реакции, а вероятными последствиями поведения. Имеется в виду, что, имея определенный опыт, животное или человек будут стремиться воспроизводить его, если он имел приятные последствия, и избегать, если последствия были неприятны. Иными словами, не субъект выбирает поведение, а вероятные последствия поведения управляют субъектом.

IV этап (середина XX в. по настоящее время). Состояние психологии в этот период представляло стадию открытого кризиса, который продолжается до настоящего времени и характеризуется разнообразием и конкуренцией парадигм . Важным психологическим направлениям, возникшим в период "открытого кризиса", явилась гештальтпсихология . Гештальтпсихологи выдвинули идею целостности образа, свойства которого не сводимы к сумме свойств элементов. Фредерик Перлз (врач-психиатр) считал, что любой аспект поведения есть проявление целого, т.е. бытия человека. Кроме того, идея целостности означает понимание индивида, как части более широкого поля, включающего организм и среду. В этом единстве, однако, обозначается "контактная граница" между индивидом и средой; у здорового индивида она подвижна, допуская и контакт со средой, и уход из нее. Контакт - Перлз считает формированием гештальта, уход - завершением. Главное, по Перлсу - это осознавание того, что и как происходит, но не поиск причин происходящего. Главное препятствие на пути личностного роста - незавершенность ситуаций прошлого, их неотреагированность, а также боязнь пустоты, открывающейся, когда мы лишаемся привычных поверхностных способов поведения - клише, т.е. стереотипных способов взаимодействия, и игр или ролей, в которых мы притворяемся такими, какими, хотели бы быть. Открывающаяся за этим пустота обозначается Перлсом как тупик, его человек обычно избегает, возвращаясь на поверхностные уровни поведения.

Одним из ведущих направлений современной зарубежной психологии является гуманистическая психология . Возникновение названия и формулирование основных принципов связано с именем американского психолога Абрахама Маслоу 60-е годы 20го столетия. В центре гуманистической психологии - понятие становления личности, представление o необходимости максимальной творческой самореализации, что означает истинное психическое здоровье. Гуманистическая психология утверждает, что человек изначально добр или, в крайнем случае, нейтрален; агрессия, насилие и т.п. возникают в связи с воздействием окружения. Наиболее универсальной человеческой характеристикой в концепции Маслоу является креативность, т.е. творческая направленность, которая врождена всем, но теряется большинством в связи с воздействием среды, хотя некоторым удается сохранить наивный, "детский" взгляд на мир. Основание концепции Маслоу - его представление о человеческих потребностях. Маслоу полагал, что потребности человеку "заданы" и иерархически организованы по уровням. Если эту иерархию представить в виде пирамиды или лестницы, то выделяются следующие уровни (снизу вверх):

  • 1. Базовые физиологические потребности.
  • 2. Потребности, связанные с безопасностью.
  • 3. Потребности, связанные с любовью и приятием.
  • 4. Потребности, связанные с уважением других и самоуважением.
  • 5. Потребности, связанные с самоактуализацией, или потребности личностной состоятельности.

Общий принцип, предлагаемый Маслоу для трактовки развития личности: нижележащие потребности должны быть в какой-то мере удовлетворены прежде, чем человек может перейти к реализации высших. Без этого человек может и не подозревать о наличии потребностей более высокого уровня. В целом, полагал Маслоу, чем выше человек может подняться по лестнице потребностей, тем больше здоровья, гуманности он будет проявлять, тем более индивидуален он будет. Задача человека, по Маслоу, стать тем, чем возможно - а значит, быть собой в обществе, где условия не способствуют этому. Человек оказывается высшей ценностью в человеческом обществе.

В 60-е годы появилась "трансперсональная психология ". В центре трансперсональной психологии (т.е. "психологии за пределами личности") - так называемые измененные состояния сознания, переживание которых может привести человека к смене фундаментальных ценностей, духовному перерождению и обретению целостности. Лидером этого направления является Станислав Гроф , разработавший метод холотропного дыхания (холотропный - ведущий к целостности). В измененном состоянии сознания возможно повторное переживание момента собственного рождения, и символический - духовное воскресение. При этом методе измененное состояние сознания достигается вследствие организации интенсивного дыхания и "отключения" сознания под воздействием специальной музыки (часто говорят, что трансперсональная психология возрождает традиции язычества). Согласно представлениям представителей этого направления, проживание рождения, смерти, возрождения, других событий в измененном состоянии сознания (что часто может быть связано со страданием и его преодолением) ведет к высвобождению, выходу за пределы себя (трансценденции) и вступлению в иные, более целостные отношения с миром. Основными теоретическими источниками трансперсональной психологии признаются, как правило, психоанализ и восточные философские системы, в частности, даосизм, с выработанными в них представлениями об энергетической основе мира.

Психология прошла длительный путь развития, в ходе которого происходило изменение понимания объекта, предмета и целей психологии. Основные этапы развития психологии следующие.

1-ый этап – психология как наука о душе. Такое определение было дано более двух тысяч лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные явления в жизни человека. Первый трактат «О душе» был написан Аристотелем. И с тех пор психология стала частью философии, что продолжалось вплоть до второй половины ХIХ века.

2-ой этап – психология как наука о сознании возникает в ХVIIвеке в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов. В ХVIIвеке Декарт (1596-1650) сказал «Я мыслю, значит, я существую».

В 1879 г. немецкий ученый Вундт (1832-1920) открыл первую экспериментальную психологическую лабораторию. Это событие считается началом самостоятельного научного пути психологии. Основным методом исследования был метод интроспекции, самонаблюдения. Простейшими элементами сознания Вундт считал отдельные впечатления, или ощущения. Ощущения, по мнению Вундта, являются объективными элементами сознания, а к субъективным он отнес чувства.

В России в 1885 году В.М. Бехтерев (1857-1927) организовал первую экспериментально-психологическую лабораторию, он же основал в 1908 г. Психо-неврологический институт. Основоположником отечественной психологии считается И.М. Сеченов (1829-1905), который в работе «Рефлексы головного мозга» (1863) дал физиологическую трактовку основным психологическим процессам.

3-ий этап – психология как наука о поведении (с первой половины ХХ века). Представители данного направления считали, что задача психологии – ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека. При этом мотивы, вызывающие поступки, не учитывались и не исследовались. Психология как наука о поведении очень активно развивалась в Европе и США. Это направление сохраняется и сегодня и называется бихевиоризм.

4-ый этап – психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики (с середины ХХ века и по настоящее время). Современная психологическая наука развивается по целому ряду направлений. Рассмотрим некоторые из них.

Психоанализ (от греч. psyche – «ду­ша» + analysis – «разложение, расчленение») – направление в психологии, основанное З. Фрейдом в конце ХIХ века (фрейдизм); развивалось из метода изучения и лечения истерических неврозов. В дальнейшем была создана общепсихологическая теория, ставящая в центр внимания движущие силы душевной жизни, мотивы, влечения, смыслы. Структурная схема психики включала в себя три уровня: сознательный, подсознательный и бессознательный. Для опосредования отношения бессознательного с другими уровнями служит цензура, которая вытесняет осуждаемые личностью собственные чувства, мысли, желания в область бессознательного. Но все же бессознательное проявляется в описках, обмолвках, ошибках памяти, сновидениях, неврозах. В дальнейшем структура психики человека была несколько видоизменена: в ней были выделены три психические инстанции (1920-е гг.):

1) Оно (Id) – инстинктивные увлечения, главное здесь – удовольствие;

2) Эго (Ego) – психологическая связь, обеспечивающая взаимодействие Оно с внешним миром;

3) супер-Эго (Super-ego) – социальные запреты, нормы, идеалы. Эго согласует противоположные силы в психике человека.

Бихевиоризм (от англ. behaviour – «поведение») – ведущее направление в американской психологии, оказавшее значительное влияние на все дисциплины, связанные с изучением человека (Л. Халл, Б. Скиннер, Х.Ю. Айзенк). В основе бихевиоризма лежит понимание человеческого поведения как совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов на воздействия внешней среды. Общеметодологическими предпосылками бихевиоризма явились принципы философии позитивизма, согласно которым наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое, а любые попытки анализа внутренних, недоступных для непосредственного наблюдения механизмов отвергаются как философские спекуляции. Родоначальником бихевиоризма является Э. Торндайк. Программа бихевиоризма и сам термин были впервые предложены Дж. Уотсоном (1913 г.). Сильными сторонами бихевиоризма считаются разработанные новые методики эксперимента, вовлечение в психологию математических средств обработки эмпирических данных. Однако бихевиоризм был подвергнут серьезной критике в отечественной и зарубежной психологии за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как воля, мышление, сознание, за игнорирование со­циальной природы психики и, как следствие этого, примитивизацию человеческого поведения.

Гештальтпсихология – психологическое направление, получившее распространение в Германии в 1910-1930 гг. Берлинской школой был разработан наиболее удачный вариант целостного подхода к анализу определенных психических явлений и процессов. Сводя психологические законы к законам физиологии мозга, гештальтпсихология не отказывалась от методики самонаблюдения. Гештальтисты проводили анало­гию между сознанием, понимаемым как динамическое целое, и электромагнитными полями в физике. Единицей анализа гештальтполя выступают соответственно гештальтно целостные структуры, не сводимые лишь к сумме ощущений, из которых они образованы. Гештальтпсихология подвергла резкой критике структурализм и бихевиоризм и предложила новые понятия, такие как проблемная ситуация, инсайт и т. д. В 1920-е гг. М. Левин пытался усовершен­ствовать слишком уж физические схемы гештальтистов, введя личностное измерение. С началом Второй мировой войны большинство последователей школы перебралось в США. Здесь идеи М. Вергеймера, Д. Келлера, К. Коффки оказали значительное влияние на необихевифизм, когнитивную психологию, развитие системного подхода к науке. Среди наиболее ярких минусов гештальтпсихологии критики (в частности, Л.С. Выготский) выделяли антиисторизм и антигенетизм, с конца 1970 г. интерес к ней появился вновь.

Гуманистическая психология (от лат. humanus – человечный) – ряд направлений в современной психологии, ориентированных на изучение смысловых структур человека. В качестве самостоятельного течения гуманистическая психология выделилась в начале 1960-х гг. В США в 1962 г. под председательством А. Маслоу была основана Американская ассоциация гуманистической психологии. Благодаря успехам терапии, основанной на ней, приобрела большую популярность и в Европе. К данному направлению могут быть отнесены А. Маслоу, К. Роджерс. В. Франкл, и др. Гуманистическая психология получила название «третьей силы» в противовес бихевиоризму и психоанализу, которые не дают понимания того, чем является здоровая и творческая личность, ориентированная не на адаптацию, достижение равновесия с ее окружением, а наоборот, на выход из этих границ. Было постулировано, что цель человеческого существования самоактуализация, суть которой в максимально полном раскрытии и развитии потенциальных возможностей и способностей личности. В качестве основных предметов анализа здесь выступают: высшие ценности, самоактуализация личности, творчество, любовь, свобода, ответственность, автономия, психическое здоровье, межличностное общение. В этом направлении активно используется постулат о целостности человека (человек и его окружение не два объекта, а единый организм). И сама гуманистическая психология ставит своей целью возвращение человеку этой целостности. Считается, что человек может развиваться, лишь освободившись от внутренних и внешних запретов, когда его базовые потребности удовлетворены, и он не принуждается внешними обстоятельствами к использованию механизмов психологической защиты.

В отечественной психологии применяется деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.В. Давыдов, К.А. Абульханова-Славская и др.). В рамках научной школы С. Л. Рубинштейна был сформулирован принцип единства сознания и деятельности, а работах А.Н. Леонтьева теоретически и экспериментально раскрыта проблема общности строения внешней и внутренней деятельности. В деятельностном подходе постулируются следующие положения: деятельность и психика образуют единство, при этом деятельность выступает движущей силой развития психического отражения; в структуру деятельности может быть включено использование орудий или знаков, что характерно для человеческого (исторического) этапа развития психики. В рамках традиции теории деятельности А.Н. Леонтьева, среди компонентов деятельности выделяют следующие иерархически организованные уровни: мотивы, побуждающие субъекта к деятельности; цели как прогнозируемые результаты этой деятельности; операциональные средства, с помощью которых деятельность реализуется.

1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИИ

В развитии психологии как науки можно выделить несколько этапов.

На I этапе психология выступает как наука о душе, наличием которой объясняли все непонятные явления в жизни человека. Материалистические философы древности Демокрит, Лукреций, Эпикур понимали душу человека как разновидность материи, как телесное образование, образуемое из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов. Философ-идеалист Платон понимал душу человека как что-то божественное, отличающееся от тела. Душа, прежде чем попасть в тело человека, существует обособленно в высшем мире, где познает идеи - вечные и неизменные сущности. Попав в тело, душа начинает вспоминать виденное до рождения. Идеалистическая теория Платона, трактующая тело и психику как два самостоятельных и антагонистических начала, положила основу для всех последующих идеалистических теорий. Великий философ Аристотель в трактате “О душе” выделил психологию как своеобразную область знания и впервые выдвинул идею неразделимости души и живого тела. Душа, психика проявляется в различных способностях к деятельности: питающей, чувствующей, движущей, разумной; высшие способности возникают из низших и на их основе; первичная познавательная способность человека - ощущение, принимающее формы чувственно воспринимаемых предметов без их материи. Ощущения оставляют след в виде представлений - образов тех предметов, которые прежде действовали на органы чувств. Аристотель показал, что эти образы соединяются в трех направлениях: по сходству, по смежности и контрасту, тем самым указав основные виды связей - ассоциации психических явлений.

II этап развития психологии связан с ее пониманием как науки о сознании. Его начало совпало с периодом бурного развития естественных наук в 17 веке. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основным методом изучения считалось наблюдение человека за самим собой и описание фактов.

III этап - психология как наука о поведении (20 век). Основная задача психологии на этом этапе - ставить эксперименты и наблюдать за тем, что можно непосредственно увидеть, а именно: поведение, поступки, реакции человека.

IV этап - психология как наука, изучающая объективные закономерности, проявления и механизмы психики.

Таким образом, в настоящее время психология понимается как наука о психике и закономерностях ее проявления и развития. Предметом ее исследования является определенный и ограниченный данным уровнем общественно-исторического развития способ освоения объекта, т.е. основные закономерности возникновения и функционирования психической деятельности. Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания, в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

2. НАЧАЛО РАЗВИТИЯ АНТИЧНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

Психологические идеи античности уходят своими корнями в мифологию общинно-родовой формации. Ее сменой обусловлено появление тысячелетней культуры, оказавшей огромное влияние на развитие практически всех областей знаний нашей цивилизации. Одним из центральных звеньев в эволюции древнего мира явилось формирование научного взгляда на человека, его сознание и психику. Однако античные психологические традиции возникли не на голом месте. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со всеми центрами цивилизованного мира, а первые ионийские мыслители прошли обучение в Египте и Вавилонии, усвоив достижения восточной протонауки.

Исходным принципом толкования психологических проблем явилась попытка объяснения окружающего мира из присущих ему законов, отраженных на античном уровне. Ограниченность средств познания психических явлений отражалась в потенциях их объяснения. Это, в свою очередь, порождало не только жестко детерминистские концепции души, но и “очищенные” от опытной практики умозрительные теории, сыгравшие значительную роль в становлении психологического знания.

Отсутствие экспериментального исследования, созерцательность подавляющего большинства научных доктрин в совокупности с противоречивыми попытками презрения к “земной” деятельности и личности, с одной стороны, вместе с их обожествлением, с другой, ограничивали возможности античной психологии. Но, вместе с тем, они явились грандиозной попыткой построить рационализированную и систематизированную картину человека и его внутреннего мира, что является для современной психологической науки ключом к пониманию своего предмета.

Все это дает основания утверждать, что древние греки первыми интуитивно реализовали принцип дополнительности в объяснении душевных явлений. Благодаря этому принципу психическое с различной степенью адекватности отражалось в античной науке путем одновременного соположения, казалось бы, противоречащих друг другу понятий и образов. Возможность, а порой и необходимость использования различных способов описания явлений сознания сегодня уже не подлежит сомнению.

Античные психологические взгляды отражены довольно широким кругом теоретических концепций и представлены не меньшим спектром школ и ученых. Данное обстоятельство не позволяет отразить все многообразие психологического знания древнегреческого мира: такая задача по своей сути была бы абсурдной. Но даже описание концепций представленных в пособии авторов, их научного поиска, наследия и вклада в развитие учения о душе убеждает в безбрежности и актуальности для нашего времени античной мысли.

3. СОКРАТ И СОКРАТИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

Сократ полагал, что природа и сам человек даны от бога, и потому философам нет необходимости вмешиваться в его творения. Истинное предназначение философии должно заключаться в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться в повседневной жизни и как оказывать воздействие на других. Поэтому познание человека должно быть направлено на самого себя, на деятельность своей души.

Этическая система Сократа построена на стремлении понять истинное предназначение человека, выражающееся в приобретении блага, добродетелей, красоты, счастья и богатства. Главный принцип, пронизывающий эту этическую концепцию – это принцип умеренности. Увлечение телесными наслаждениями разрушает тело и подавляет душевную деятельность.

Человек должен стремиться иметь минимальные потребности, и удовлетворять их нужно только тогда, когда они достигают своего высшего напряжения. Это приближает человека к богоподобному состоянию, при котором он становится относительно свободен от телесных вожделений, а главное усилие воли и разума направляет на поиск истины и смысла жизни.

Собственно психологическая часть учения Сократа носит абстрактно-идеалистический характер. Как упоминалось, человек, его душа даны от бога. По сравнению с животными, бог дал человеку более совершенное строение тела (прямохождение, освобожденная рука, язык и органы чувств) и душу.

В основе душевной деятельности лежат не ощущения и восприятия, а понимание, представляющее собой пробуждение, оживление и припоминание знаний, изначально заложенных в самой душе. В расширении области пробуждаемых врожденных знаний с помощью наводящих вопросов или т. наз. Метода сократической беседы, Сократ видел интеллектуальное развитие человека.

С именем Сократа связывают так называемые сократические школы , основанные его учениками: Антисфеном, Аристиппом, Евклидом. Название это условно, а для некоторых школ, более того, - спорно. И тем не менее каждая из них, по-разному решая принципиальные вопросы античной науки, внесла свой, пусть и неравнозначный, вклад в развитие психологического знания.

4. УЧЕНИЕ ПЛАТОНА О ДУШЕ

Основное положение Платона заключается в признании в качестве истинного бытия не материального мира, а мира идей, представляющих собой общезначимые идеальные формы. Наивысшей идеей является идея блага. Высшая идея блага составляет мировую душу. Поскольку же все в мире противоречиво и противоположно, то Платоном вводится вторая мировая душа зла. Эти две верховные души и дают начало всему. Мировая душа придает движение и активность космосу. Аналогичную роль выполняют души отдельных тел, живых существ, включая и человека. Каждая из названных душ призвана властвовать и управлять телом. Таким образом, Платон приписывал душам активную функцию.

Душа человека не зависят от тела. Она существует до рождения, и после смерти отдельного телесного организма: она может переселяться из одного тела в другое.

Тело человека является для души лишь временным пристанищем. Основное же ее место пребывания в божественных высотах, где она обретает покой и отдых от телесных страстей и приобщается к миру идей. Не всем человеческим душам суждено достигать божественных высот.

Всякий человек, полагал Платон, стремится к счастью. Но, стремясь к счастью, человек должен вначале получить знание о нем. Сама по себе душа не продуцирует эти знания, ибо они существуют, по мнению философа, независимо от вещей и человека. Ее основная деятельность заключается лишь в приобщении к идеям мирового разума посредством акта припоминания своего прошлого. При этой деятельности бесполезно обращаться к органам чувств или другим телесным орудиям. Более того, органы чувств не дают нам истинного знания.

У человека Платон выделял два уровня души - высший и низший. Высший уровень представлен разумной частью души. Она бессмертна, бестелесна, является основой мудрости и несет управляющую функцию по отношению к низшей душе и ко всему телу. Временным пристанищем разумной души является головной мозг.

Низшая душа, в свою очередь, представлена двумя частями или уровнями - низшая благородная часть души и низшая вожделеющая душа. Благородная или пылкая душа включает в себя область аффективных состояний и стремлений. С ней связаны воля, мужество, храбрость, бесстрашие и т.п. Она всецело действует по велению разумной части души. Пылкой душе свойственна более тесная связь с телом; помещается она в области сердца. Вожделеющая или низшая душа в собственном смысле слова включает сферу потребностей, влечений и страстей. Эта часть души требует управления со стороны разумной и благородной души. Локализована вожделеющая душа в печени.