Зинаиды ивановны юсуповой. Юсупова, Зинаида Ивановна, странная женщина. Семейные традиции и искусство

(1893-10-16 ) (83 года) Место смерти Париж , Франция Род деятельности фрейлина Отец Иван Дмитриевич Нарышкин (1776-1848) Мать Варвара Николаевна Ладомирская (1785-1840) Дети Николай (1827-1891) Награды и премии Зинаида Ивановна Юсупова на Викискладе

Биография

Семья

Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных . Она родилась 2 ноября 1809 года в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью - Варвара Николаевна Ладомирская , внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой . Крестины состоялись 13 ноября.

Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа .

Первый брак

Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт . К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова). Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц. Вспоминая о празднествах, граф В. А. Соллогуб писал:

… в устах всех были слышны имена графини Завадовской , Фикельмон , фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре - звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света .

Молодые супруги Юсуповы

Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ . 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату :

Но свадьба была отложена из-за вмешательства княгини Татьяны Васильевны.

Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен » . Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге». В письме брату от 2 мая 1827 года А. Я. Булгаков писал: «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ ». А. И. Тургенев , сравнивая её с «прикованным зефиром », отмечал, что «всё в ней ещё - поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу »

В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем . Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого супруги фактически разорвали свои брачные отношения, позволив друг другу интриги на стороне. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого Зинаида Ивановна опасалась , но на самом деле, князь Юсупов просто не желал иметь других детей, о чём решительно объявил всем, чтобы сохранить своему сыну неприкосновенным и передать ему без ущерба все то состояние, которым сам пользовался .

Романы

Зинаида Ивановна была одной из самых модных дам столицы, современники отмечали её природную красоту и ум. Граф Соллогуб вспоминал, что она «была хороша собой, добра и приветлива». Князь А. В. Мещерский называл Юсупову одной из «львиц» петербургского общества, отдавая ей пальму первенства , отмечая, что она «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью». Княгиня Юсупова пользовалась вниманием императора Николая I. Описывая её в 1829 году, Долли Фикельмон, отдавала дань её красоте

при этом она ревниво замечала, что «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, - вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение». В 1830 году у Зинаиды Ивановны начался роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве (1808-1841). Графиня Фикельмон писала:

Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как впрочем, и годами, веселая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведет себя так, будто на всем белом свете только они вдвоем с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают.

Вскоре о романе становится известно и супругу, Долли пишет в своём дневнике: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому - Жерве ». Спасая Зинаиду от сплетен, Жерве покидает Петербург. В 1841 году князь Михаил Лобанов-Ростовский поведал о «меланхоличном Жерве»: «У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Вскоре во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни. 7 августа 1841 года императрица Александра Фёдоровна писала своей подруге графине С. А. Бобринской :

Вздох о Лермонтове , об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды.

Правнук Зинаиды, князь Феликс , писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение». Её очень любили и баловали при дворе и императрица и император Николай I , особенно до её несчастного падения из кареты (осенью 1834 года), которое сделало её навеки хромой и лишило главного занятия и главной прелести - танцев.

Второй брак

Идут годы, люди старшего поколения уходят в тень, и тогда на первый план перемещается новая генерация. Вот уже обладатель ангельского личика прелестный малыш Боринька Юсупов стал взрослым. Более того, успел жениться и даже овдоветь. А также, по словам современника, обрести «причудливые странности и репутацию ограниченного ума».

Мать его, Татьяна Васильевна, растила своего младшенького с любовью и всем тщанием, словно ювелир, что шлифует природный кристалл, превращая его в столь милый сердцу княгини драгоценный камень. На выходе ожидался бесценный бриллиант, но… Что выросло, то и выросло.

«Сахар Боринька»

Ходили слухи о невероятных сумасбродствах в его беспечной жизни, о безудержных кутежах, колоссальных карточных проигрышах. Но скоро все это останется в прошлом. Одно несомненно – Борис Николаевич Юсупов был гораздо менее блестящ, нежели его отец – знаменитый екатерининский вельможа, и не столь обходителен.

Тот, как истинный аристократ, всегда был отменно приветлив и изысканно вежлив. Сына никто не характеризовал как человека милого. В его обычаях было в воспитанном обществе отпускать колкие остроты, в сугубо мужском – и вовсе высказываться без экивоков, не стесняясь в «выражении мыслей и понятий».

Кого-то это шокировало, но находились и такие, кто подобное качество почитал весьма похвальным, а самого молодого князя – прямодушным и исполненным искренности. Но, по большому счету, отпрыска богатейшего семейства в высшем свете недолюбливали, за глаза прозывали «маменькиным сынком» и – за приторную ласковость в обиходе с дамами – «Сахар Боринькой».

В тридцать лет вдовый Сахарок влюбился. Пылко. Свою избранницу он встретил в Москве во время пышных коронационных торжеств в честь государя-императора Николая І. Шел август 1826 года, тогда в первопрестольной собрался весь императорский двор и дипломатический корпус…

В Дворянском собрании давали великолепные балы, которые зачастую продолжались до самого рассвета. Современники отмечали блеск и роскошь балов у князя Н.Б. Юсупова и необычайное соединения богатства и вкуса у в Нескучном саду…

Граф – это слишком мало

Девица Нарышкина была восхитительна – высокая, тонкая, ясные глаза которой так и сыпали искрами. Она станет одной из тех красавиц, перед которыми не могли устоять ни простые смертные, ни монархи. Ее именем будут пестреть все мемуары XIX века… А пока вы разглядываете ее дивный облик, сделаем крохотное отступление.

Клан Нарышкиных при дворе обретался с незапамятных времен. Но возвысится сумел только после того, как одна из его дочерей – Наталья Кирилловна – стала царицей и матерью Петра I и, соответственно, наиболее знаменитой представительницей династии . Интересно, что этот дворянский род не носит никакого титула, поскольку не пожелал обрести предложенное графское достоинство, посчитав его не соответствующим действительному положению фамилии.

И вот, что мне пришло в голову… Сейчас как-то обидно вести свое происхождение от рабочих и крестьян. У всех откуда-то полезли дворянские корни, причем, как правило, исходящие от родов титулованных. А тут смотрите, какая удобная легенда! Наличие благородных кровей в семье – это уж само собой разумеется, а что титула нет – так гордый предок просто не пожелал стать «Вашим сиятельством»!

В настоящее время фамильное древо Нарышкиных насчитывает 47 ветвей. Тогда их, конечно, было поменьше, но избранница князя Бориса Юсупова принадлежала к одной из тонких боковых веточек древнего рода. Тем не менее семья ее была очень интересна, и, по большому счету, она заслуживала бы отдельного рассказа, но… Не будем отвлекаться.

Зенеида из рода Нарышкиных

Итак, веселая и жизнерадостная молоденькая девушка только что стала фрейлиной императрицы Александры Федоровны и «по должности» должна была принимать участие в дворцовых церемониях. Звали ее Зенеида -так в XIX веке звучало имя Зинаида, и она была моложе князя на пятнадцать лет…

Одним из преимуществ статуса фрейлины была возможность составить блестящую партию с мужчинами из лучших фамилий. Между тем зоркие родители Зенеиды заметили, что в их своенравной красавице уже готова пробудиться женщина, и прозревали ее будущее, насыщенное накалом страстей. Пора, пора было выдавать ее замуж!

Возможно, жизнь рядом с князем Борисом могла показаться несколько унылой, зато ведь и равного богатству Юсуповых по всей империи не сыскать!

Вот уже назначена свадьба, жених осыпает Зинаиду бриллиантами цены несметной. И вдруг…

Повезет в любви?

Вдруг вмешалась матушка Бориса. По какой-то вздорной причине она пожелала толи отложить, толи вовсе отменить это радостное событие. Почтительный сын, от огорчения едва не заболевший, не посмел пойти против ее воли. И однажды он, весь в слезах, с этакой новостью явился в дом к Нарышкиным.

Что тут было! Невеста сгорает от стыда, огорошенные родители Зенеиды – в гневе и ярости…

Избегнуть публичного скандала помог много чего повидавший старший Юсупов, который успешно служил четырем государям и короновал трех, последним как раз был Николай I. Мастер дипломатии, он утихомирил оскорбленную потенциальную родню, а Сахарок сумел найти подход к любимой маменьке княгине Татьяне Васильевне и смягчить ее сердце. И вот 19 января 1827 года Борис Николаевич уже едет венчаться в церковь.

У порога храма спохватились – молодой забыл получить отцовское благословение. Пришлось вернуться. А потом, стоя у аналоя, невеста обронила кольцо, которое неведомо куда закатилось, пришлось брать другое. Приметы были нехорошие. Но ведь Борису никогда не везло в карты. Значит, должно повезти в любви?

Не повезло. Их брачный союз счастливым не стал. Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень не столь различны меж собой, как новоявленные супруги.

Да и матушка Бориса Николаевича Юсупова забыв свою молодость, косо посматривала на невестку, не одобряя ее пристрастия к развлечениям и светской жизни.

Поразительно, но свадьбу единственного законного сына и наследника старый князь не почтил своим присутствием…


Конец семейного союза прозы и поэзии

Как бы то ни было, уже в октябре этого же года старый князь Николай Борисович радовался рождению внука и в своем кабинете писал распоряжения старостам по многочисленным имениям. Нужно было, чтобы там в ближайший воскресный день приходские священники вместе с крестьянами вознесли Господу Богу благодарственную молитву о новорожденном и испросили малютке с его матерью здравия.

Так все было и исполнено. Хилому младенчику Николеньке, получившему имя в честь деда, молитва, определенно, пошла на пользу. Хотя, вообще-то, Юсупова-младшего на протяжении всей его не столь уж долгой жизни постоянно одолевали разные хвори и болезни.

После этого она объявила супругу, что «рожать мертвецов» больше не намерена, а посему свой темперамент он может обратить на «дворовых девок». На фоне нынешних телевизионных откровений ее заявление выглядит бледно, а тогда это был Поступок. Поступок с большой буквы. Шаг против общепринятых норм и правил, запредельный по своей решительности.

Борис Николаевич будет выполнять многочисленные великосветские обязанности, лично заниматься хозяйством имений, много сил отдаст государственной службе, но так и не займет видного места среди деятелей эпохи Николая I. Зенеида с головой погрузится в веселую светскую жизнь.

В 1830 году у княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой завязывается бурный роман с неким Жерве, приятелем Лермонтова…

Московская Венера и светская львица

В это время в России появилось новое понятие – «светская львица». Далеко не каждая дама высшего общества подходила под это определение, оно предполагало наличие у номинантки:

  • высокого общественного положения,
  • жизни в роскоши и на широкую ногу,
  • наличие красоты и роя поклонников,
  • умения одеваться и быть законодательницей мод,
  • и самое главное требование – она должна вызвать интерес широкой публики благодаря собственному интеллекту.

Все это было в избытке у неотразимой и ветреной княгини Зинаиды.

В марте 1830 года Борис Николаевич Юсупов покупает у графини Браницкой, еще одной племянницы светлейшего князя Потемкина и родной сестры своей матушки, дворец на набережной реки Мойки, традиционные балы в котором прославятся особым великолепием. К Зинаиде Ивановне – их очаровательной и гостеприимной хозяйке, настоящей светской львице, будет съезжаться весь Петербург.

А так как звезда светского общества появилась на свет в Москве, то звать ее будут не иначе, как московская Венера.

Сведений о ней до нашего времени сохранилось не так много, да и те порой противоречивы. Взять хотя бы год ее рождения – уже в такой мелочи присутствуют разночтения. Вот какой из двух считать правильным – 1809 или 1810 год?

Всему свои положены пределы

Старый князь умер внезапно. Не помог секрет жизненного эликсира, что, говорят, граф Сен-Жермен – маг и философ – однажды по-приятельски шепнул русскому другу. Еще накануне барин был весел и здоров, ел на ужин персики и вишни из собственных оранжерей в любимой усадьбе Архангельское, а в два часа ночи позвонил – стало плохо…

15 июля 1831 года поделило жизнь Бориса Николаевича Юсупова на две части. Хоть и не очень ладили между собой отец с сыном, однако до сих пор вся тяжесть по управлению гигантским хозяйством лежала исключительно на плечах Николая Борисовича, тогда как Боринька наслаждался беспечной жизнью.

Можно удивляться, но не развлечения, не общение с искусством, а каждодневные хозяйственные заботы занимали большую часть дня князя-отца. Но как не старался его сиятельство вникать во все экономические тонкости, как не улучшал и не расширял производство, сколько не уделял внимания, как бы мы сказали сейчас, работе с кадрами – доходы росли плохо.

При том сказочно богатые Юсуповы в своем хозяйстве вели строгий учет каждой копейке. До что там копейке! Каждому грошику! Ведь тогда существовала более мелкая денежная единица – грош, равная половине копейки…

Как сравнить несравнимое?

У меня было большое искушение сравнить покупательную способность современного рубля и рубля той эпохи, когда были в наличии балы, красавицы, лакеи, юнкера. Но раздумала.

Неприятно высчитывать, сколько доступно на один наш деревянный граммов и миллиграммов картошки и икры, микронов жилплощади, миллисекунд проживания в отеле и сантиметров поездки на такси. Скажу лишь, что во времена князя Бориса Николаевича икра осетровая, сдобренная репчатым луком, считалась блюдом обыденным, а извозчику за глаза хватало двух копеек, чтобы катать ездока вдоль и поперек по всему городу. Все тогда было другое.


  • что наследнику досталось наличных денег 27 496 рублей 25 копеек,
  • что чистый доход имений составил чуть меньше миллиона (1 276 497руб в 1827 году),
  • долговые обязательства старого князя потянули на 2 542 042 рубля и 61 копейку.

Но если векселя отца были всего-навсего средствами, находящимися в обороте, которые нельзя было сиюминутно изъять из дела, то молодого Юсупова обременяли несколько миллионов своих карточных долгов, наделанных по молодому безрассудству.

Подвиги Геркулеса

Львиную долю среди бумаг юсуповского архива всегда составляли деловые документы. Борис Николаевич в сомнении оценил их непомерно большой объем и… С головой погрузился в изучение. Дело это, на мой взгляд, скучнейшее. Пять минут чтения подобных бумаг – и ты уже спишь сном младенца, безо всяких снотворных.

Но молодой князь Юсупов не спал. Все проанализировав, он пришел к выводу, что крепостные крестьяне, живущие на оброке, стали год от года все хуже «кормить» своих господ и, следовательно, нужно искать какой-то иной принцип получения дохода. И тут Борис Николаевич поразил всех, когда задолго до отмены крепостного права дал вольные своим крестьянам…


И у него все получилось! Вот что значат полученные от родителей гены отличных хозяйственников! И не сбрасывайте со счетов вступившую в резонанс юсуповскую дотошность и потемкинскую хватку!

Однако, какие возможности задействовал в своей практике молодой наследник и какие при этом проводил операции, он никогда не афишировал. Почти все они так и остались коммерческой тайной. Но результат был налицо – ему удалось не только за короткое время ликвидировать все «экономические провалы», но и удесятерить доставшееся состояние.

Любовные приключения и скелеты в шкафу

Феликс Юсупов-младший так характеризует несравненную Зинаиду Ивановну: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».

Московской Венере приписывали множество романов. Современники намекали об увлечении ею самого Николая I, которого выдавали восхищенные взгляды. Ведь известно, что самодержавный император никогда не упускал из виду красивых женщин, имевших отношение к высшему свету. Даже солнце русской поэзии Александр Сергеевич и тот проявлял повышенное внимание к красавице.

Феликс поведал еще об одной, прямо фантастической, любовной истории Зинаиды Ивановны Юсуповой и некоего молодого революционера. В связи с издержками профессии, тот однажды был посажен в Свеаборгскую крепость. И тогда неутешная княгиня отправилась вслед за узником в Финляндию, обзавелась домом на горе, что стоял напротив крепости, и все смотрела на окошко камеры, где томился в заключении ее возлюбленный…

Ее правнук пишет, что много лет спустя, уже после революции, он, якобы, прочитал в газете о жуткой находке в одном из петербургских домов семьи, который обшаривали большевики в поисках сокровищ, спрятанных сбежавшими князьями. Тогда в бывшей спальне княгини Зинаиды Юсуповой была обнаружена замурованная дверь в потайную комнату. А в ней – в окружении сухих цветков бессмертника – останки молодого мужчины, завернутые в саван. И вокруг ни единой подсказки – кем он был? Как здесь оказался?

История хорошая, но, увы, документально ничем подтвержденная. Хотя правда в ней есть – и спрятанные сокровища в юсуповских дворцах были, да и скелеты в их домах находили не раз.

Что же касается романов Зинаиды Ивановны Юсуповой, то их существование представляется более чем вероятным. Как без любви к мужу устоять перед множеством обожающих тебя поклонников! Но с кем связывали ее эмоционально насыщенные и полные нежности отношения – доподлинно не знает никто. Княгиня была не только одной из первой красавиц своего времени, она была еще и умна.

Время печали пришло

У князя Бориса душа не лежала к Архангельскому.

Может быть, из-за сложных отношений с папенькой, сердцу которого оно было столь дорого. А может потому, что сыну – хорошему хозяйственнику – нестерпим был факт его существования, как имения по всем статьям расходного.

Беспристрастную оценку положению вещей давали цифры:

Напрашивалось очевидное решение – приостановить и ликвидировать то, что не приносит доход.

Молодой князь Юсупов так и поступил. Была распущена театральная труппа, проданы редкостные растения из знаменитого ботанического сада усадьбы, отданы на откуп рыбные пруды, закрыты фарфоровое и фаянсовое производства, перемещены картины из павильона Каприз и флигелей, чтобы сдавать освободившиеся помещения в аренду…

Экономный «Сахар Боринька» выручил копеечку, продав даже домашних любимцев отца – птичек, собачек и обезьянку.

Как бы то ни было, но Борис Юсупов с его недюжинной деловой хваткой сумел превратить усадьбу в доходное имение.

К тому времени закончилась долгая – семилетняя – реконструкция дворца Юсуповых на Мойке. Роскошно иллюминированный в дни приемов, дворец был прекрасен. Войдя внутрь, гости попадали в череду оригинальных художественных интерьеров – словно волшебную сказку, где все должно было напоминать о несметных богатствах семьи.

В январе 1837 года из Архангельского в Петербург отправились один за другим два огромных обоза, если не навсегда, но надолго, увозивших большую часть сокровищ старого князя – четыре сотни лучших картин, мраморные скульптуры, часы и зеркала…


Хотя произведенное изъятие было весьма серьезным, но оно не стало фатальным для усадьбы, поскольку художественных ценностей в Большом доме осталось немало. С помощью новой развески картин и расстановки предметов искусства, последствия хозяйской экспроприации удалось весьма искусно скрыть, что и продемонстрировал визит в Архангельское наследника престола Александра Николаевича летом того же года.

Ни сам Борис Николаевич Юсупов, ни его потомки никогда не имели намерения разорить усадьбу и распылить по чужим рукам ее коллекции, напротив, они стремились сохранять и дополнять собрание знаменитого предка.


Тем не менее, сам князь в Архангельском бывал только наездами, подолгу там никогда не живал, а для наследников она и вовсе постепенно становится одной из многих летних резиденций. И только последние хозяева усадьбы предпримут попытку вновь сделать ее популярной.

Семейные традиции и искусство

Борис Юсупов получил для своего времени прекрасное образование, но почему-то принято считать, что князь не только не был страстным ценителем искусства, но вообще был не особенно силен в тонких материях его понимания.

Но это не совсем так. Его сиятельство любил и понимал музыку. Это он одним из первых оценил талант тогда еще никому неизвестного бельгийского виолончелиста Адриана Франсуа Серве. Уже в своей первый приезд на концертные гастроли в Россию, «виолончельный Паганини» играл перед публикой в зале петербургского дворца Юсупова.

К числу больших заслуг Бориса Юсупова относится издание в 1839 году печатного каталога художественных ценностей и картин из собрания его отца. Это издание, давно ставшее библиографической редкостью, остается бесценным первоисточником сведений об уникальной коллекции.


Зато к изящным искусствам была весьма склонна пленительная Зинаида Ивановна Юсупова, наделенная познаниями в поэзии и тонким художественным вкусом. Светская жизнь в высшем обществе предполагала самый обширный круг знакомств. Княгиня поддерживала связи с антикварами, дружеские отношения со знаменитыми литераторами, известными и модными живописцами.

Благодаря ей стала пополняться анфилада залов с фамильной портретной галереей Юсуповых.

Когда в 1840 году в Петербурге оказалась шотландская художница-портретистка Кристина Робертсон, ей начал позировать весь цвет аристократии: императорская фамилия и представители знаменитых семейств России. Супермодная художница исполнила серию портретов Юсуповых – парадные портреты блистательной красавицы Зинаиды, ее свекрови – Татьяны Васильевны, подростка-сына – мечтательного юноши со скрипкой в руках.


Охота к перемене мест

В 1848 году деятельный и еще не старый князь Борис Николаевич Юсупов был пожалован в гофмейстеры, а на следующий год уже скончался.

В тот год разразившаяся эпидемия холеры свирепствовала по его имению. Энергичный человек и заботливый хозяин, он не побоялся отправиться в подвластные ему села, где открывал больничные пункты, обеспечивал их лекарствами, вместе с врачами ухаживал за больными и создавал холерные карантины. И вроде сумел уберечься от беды.

Но чуть позже – в октябре – заразился брюшным тифом, и ослабленный организм не выдержал.

Портрет Бориса Николаевича Юсупова в камергерском мундире с орденами будет закончен художницей Робертсон уже после его смерти по предварительным эскизам.

Сын и супруга унаследовали колоссальное состояние. Зинаида Ивановна тогда стояла на пороге сорокалетия и была все еще очень хороша собой. Впереди у нее была долгие годы приятной жизни.

Пару лет спустя овдовевшая княгиня покидает родину и отправляется в европейскую столицу развлечений – Париж…

О, Париж…

Царствующий император Николай I не поощрял поездки своих подданных во Францию, и немногие получали на то официальное разрешение. К примеру, в 1839 году подобных счастливцев по отчетам Третьего отделения насчитывалось меньше двадцати. Тем не менее Зинаида Юсупова все равно оказалась в Париже. Перед чарами этой роковой женщины не мог устоять никто. Даже российский монарх…


В Париже было хорошо. Чрезвычайно насыщенные дни знаменитой русской дамы складываются в недели. В будние дни – только не по воскресеньям! – между двумя и тремя часами дня прогулки в Булонском лесу, там как раз проложили широкие аллеи. После демонстрации изысканных туалетов в обычае светских дам посидеть в кафе Тортони, полакомиться знаменитым мороженым.

Вечером наперебой зовут к себе пять королевских театров, ложи первого яруса – только для аристократии. Или – для светского общения – ждут блестящие салоны, где ведутся остроумные разговоры, музицирование, чтение литературных новинок. Весь высший свет бывал в салоне Зинаиды Ивановны, и ее принимали повсюду.

Новая любовь и сказочный замок Кериоле

В Париже танцуют все и везде! Карнавалы, публичные балы… Популярны котильон, полька, мазурка и неведомый нашим современникам скоттиш… Романтический Париж эпохи Второй Империи был пропитан любовью… Красивая вдова гофмейстера закружила голову не одному французу, пока однажды не влюбилась сама.

Избранником своенравной княгини Юсуповой стал симпатичный офицерик Луи Шарль Оноре Шово. Человек не знатный, он был, мало того, что моложе неувядающей Зинаиды Ивановны почти на добрых двадцать лет, так еще за душой не имел ни гроша.


Венчание счастливой пары состоялось 7 мая 1861 года в Петербурге, невесте к этому моменту исполнился 51 год, жениху скоро должно было сравняться 33 года.

Конечно, это был ужасный мезальянс. Но московская Венера разрешила проблему с известным изяществом. Она купила избраннику-простолюдину титул, и даже не один. И тот, став графом Шово и маркизом де Серр, разом превратился в значительную персону. Также стараниями княгини он получил государственную должность в департаменте Финистер исторической области Бретань. При наличии денег многое перестает быть проблемой.

И там же, на краю французской земли, возле маленького городка Конкарно княгиня Юсупова приобрела на имя своего ненаглядного Луи-Шарля «Дом солнца» – старинный замок Кериоле. И активно занялась его реставрацией и обустройством.


Скоро замок серого камня выглядел снаружи – словно иллюстрация к сказкам Шарля Перро, а внутри был роскошно отделан, наполнен разного рода бытовыми удобствами и насыщен коллекциями живописи, фарфора, гобеленов. Зинаида Ивановна любила комфорт и понимала толк в произведениях искусства, а потому денег на это не жалела! Преобразился тенистый парк, а все 45 акров земли, замыкавшие кольцом Кериоле, предстали великолепным поместьем.

Неприятный сюрприз для бабушки де Шово

Как это говорится в сказках о влюбленных? Они жили долго и счастливо, и умерли в один день… Действительно, они прожили вместе долго, пока в 1889 году обожаемый Шарль не ушел в лучший из миров от сердечного приступа.

Ну кто мог такое подумать! А меньше всего сам господин де Шово, что при столь значительной разнице в годах, Зинаида Ивановна переживет супруга! Но такое случилось…

После кончины графа неутешная вдова узнала, что муж имел на стороне детишек и любовницу, и по завещанию сказочный замок Кериоле теперь принадлежит им.


Зинаида Ивановна, урожденная Нарышкина и гордая обладательница трех корон – княжеской, маркизской и графской – была в истинном бешенстве.

Не посчитавшись с потерей полутора миллионов франков, она выкупила свою же собственность и… подарила ее городу. Много лет спустя, ее правнук Феликс Юсупов сумеет оспорить факт дарения и получить в свои руки Кериоле. Чтобы потом распродать землю, замок и все содержащиеся в нем ценности и коллекции. Но и эти деньги утекут, как вода.

А богатая бабушка де Шово затосковала о родине. Ей захотелось домой, в свои именья. Может быть, она вспоминала Архангельское…

Тем временем в России ее взрослый сын Николай Юсупов, которого мы видели на портрете замечательно красивым мальчиком со скрипкой и нотами, уже пережил несколько романтических приключений. И сейчас у него началась нереальная история любви, достойная описания в романе. Но не будем забегать вперед, речь об этом пойдет в следующий раз…


Ее имя вошло в петербургские легенды. Среди ее поклонников были императоры Николай I и Наполеон III. Она была возмутительницей спокойствия и разрушала все условности, но оставила после себя изумительные по красоте имения и дворцы.

Зинаида Ивановна Юсупова, урожд. Нарышкина, впоследствии графиня де Шово и маркиза де Серр, родилась 200 лет назад 2 ноября 1809 г. (1810 г.?) в Москве.
19 января 1825 г. состоялась свадьба юной Зинаиды и вдового князя Бориса Николаевича Юсупова (1794–1849).

ЮСУПОВЫ. РОДОВОЕ ПРОКЛЯТИЕ
Князь Борис Николаевич был предводителем петербургского дворянства, с 1848 г. имел придворную должность гофмейстера. Он отличался благородством души, меценатством и искренней заботой о бедных.

Зинаида Ивановна в 1827 г. родила сына Николая, затем умершую при родах дочь и только после этого узнала о проклятии рода Юсуповых. Краткая его история такова.


Основатель рода, правитель Ногайской орды Юсуф-Мурза желал замириться с Москвой.

В XVI в. в России еще не было нанотехнологий и инвестиций в человеческий капитал. Однако хан понимал, откуда дует ветер. Он отправил в 1563 г. сыновей ко двору Иоанна Грозного. В летописи сказано: «Сыновья Юсуфа, прибыв в Москву, пожалованы были многими селами и деревнями в Романовской округе, и поселенные там служилые татары и казаки подчинены им. С того времени Россия сделалась отечеством для потомков Юсуфа».

Беда приключилась, когда его потомок Абдул-Мурза был крещен и наречен Димитрием. Злобная ногайская колдунья наложила на весь род странное проклятие – в каждом поколении Юсуповых до 26 лет должен доживать только один представитель, и так до полного угасания рода.

Пророчество и на самом деле сбывалось, род не делился и всегда продолжался только одним потомком по мужской линии.


Княгиня заявила мужу, что «рожать мертвецов» впредь не собирается, но если тот не нагулялся, «пусть брюхатит дворовых девок». Так продолжалось до 1849 г., когда старый князь умер от тифа, оказывая помощь заболевшим.

ЗВЕЗДА ПЕРВОЙ ВЕЛИЧИНЫ
Зинаида Ивановна с юных лет восхищала современников своей великолепной, неотразимой внешностью.


В «Историческом вестнике» (1894, № 10) есть описание бала у Юсуповых 1836 г.:

«Хозяйка дома, красавица Зинаида Ивановна Юсупова, совсем не танцевала на своём бале, потому что в начале зимы этого года, катаясь с кем-то с ледяной горы, сильно зашибла себе ногу, прихрамывала и, не опираясь на костыль, даже ходить не могла. ... У неё в руке был костыль какой-то дедовский, старозаветный, чёрного дерева... и по всей рукоятке сплошь усыпанный крупными бриллиантами.

В одном уж этом костыле было что-то сказочное, волшебное. Должно быть, к нему же княгиня подобрала и весь свой наряд: платье на ней было не лёгкое, не бальное, а тяжёлого голубого штофа; на голове у неё около лба горела одна только большая бриллиантовая звезда, в заднюю причёску волос были как-то впутаны два газовые шарфа; один голубой с серебряными звёздами, а другой белый с золотыми, и оба они упадали до самого пола. Удивительно хороша была она в этом наряде!»


Друг Пушкина кн. П.А.Вяземский пишет в альбом нашей героине стих «Костыль», где есть такие строки:

Костыль - Вам дар небес: любите Ваш костыль!
Он был для Вас судьбы полезною указкой,
И в школе жизни он Вам указал на быль,
Когда Вам жизнь была одной волшебной сказкой...

А вслед за ним такое «шуточно-интимное» четверостишие:

Фортуна чрез меня Вам башмаки подносит,
И, надевая их, Вам вспомнить случай есть
О том, который сам Вас и фортуну просит
У Ваших ног ему дать жизнь свою провесть.

В год смерти мужа Зинаиде Ивановне не было еще и сорока. Она оказалась владелицей фантастического состояния, в том числе 3-х дворцов только в Санкт-Петербурге, дворцов в Москве, Архангельском, и Кореизе. И она, как бы сейчас сказали, пустилась во все тяжкие. О ее романах ходили легенды. Но, как ни странно Зинаиду Ивановну не осуждали, признавая право величавой княгини на сумасбродства.

До сих пор в Свеаборге (остров-крепость близ Хельсинки) рассказывают, как Юсупова вывезла из тамошней тюрьмы возлюбленного - народовольца Исакова, и скрывала его до самой смерти в своем особняке на Литейном в Петербурге.
Как бы то ни было, но когда чекисты в поисках юсуповских сокровищ простучали там все стены, то обнаружили примыкающую к спальне потайную комнату. В ней стоял гроб с забальзамированным телом мужчины.

Свой Литейный дом Зинаида Ивановна повелела построить архитектору П.Л.Бонштедту после смерти мужа. Она переехала сюда, оставив дворец на Мойке сыну Николаю.

Как ни странно, этот особняк (Литейный пр., 42), построенный в 1852-1858 гг., вошел в питерские легенды, как дом Пиковой дамы (один из двух). Считается, что если долго смотреть в окна второго этажа, в них можно увидеть лицо хозяйки дома. Некоторые даже утверждали, что Пиковая дама, замеченная ими в доме на Литейном, грозила им пальцем!

На Литейном, прямо, прямо,
Возле третьего угла,
Там, где Пиковая дама
По преданию жила!
(Н.Я.Агнивцев)

РОЗОВАЯ ДАЧА В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
Эта дача, являющаяся пятым и наименее известным дворцом Юсуповых на петербургской земле, находится на юго-западной границе императорского Отдельного парка по дороге в Павловск. Ее современный адрес: Павловское ш., 10.
История ее строительства окутана ореолом тайны и романтики.

Кн. Феликс Юсупов пишет в своих мемуарах , как разбирая прабабкин архив, он обнаружил письма императора Николая I. В одной записке Николай говорит, что дарит ей царскосельский домик «Эрмитаж» и просит прожить в нем лето, чтобы им было где видеться.
К записке приколота копия ответа. Княгиня Юсупова благодарит Его Величество, но отказывается принять подарок, ибо привыкла жить у себя дома и вполне достаточна собственным имением.

Поссорившись с императором, она уехала в 1855 г. за границу. Обосновалась в Париже, в купленном ею особняке в районе Булонского леса в Парке принцев.
Однако, перед этим княгиня купила участок в Царском и поручила придворному архитектору И.А.Монигетти построить имение - в точности государев подарок. Архитектор творчески переработал идеи гениального своего предшественника. Даты их построек разделяет ровно 100 лет. Судите сами:


Павильон «Эрмитаж» (1756 г., стиль барокко, арх.Ф.-Б.Растрелли).


Розовая дача (1856 г., стиль необарокко, арх. И.А.Монигетти).

Строительство ансамбля дачи, включающего домик садовника, парк с гротами из натурального камня, завершилось в 1859 г. в отсутствие княгини. Та не могла вернуться из-за границы ввиду несанкционированного отъезда и неразрешенного второго брака.
Впоследствии крупные работы на даче производились в 1910-е гг., когда она принадлежала внучке первой владелицы, княгине Зинаиде Николаевне Юсуповой, графине Сумароковой-Эльстон.


Сын Зинаиды Николаевны, кн. Феликс Юсупов на даче. Снимок из архива Йельского университета.

Дача еще в 80-е годы ХХ в. была в состоянии руин. Однако сохранились снимки 1946-1947 гг. - они подтверждают, что сразу после войны у здания пострадал только купол, а подлинные интерьеры и даже фрагменты живописи сохранились.

МАЛЕНЬКОЕ АРХИТЕКТУРНОЕ БЕЗУМСТВО
Во Франции Зинаида Ивановна была вхожа в высшее общество, в ее доме бывал весь парижский бомонд Второй Империи. Наполеон III увлекся ею и делал авансы, но ответа не получил.
На балу в Тюильри ей представили юного офицера, миловидного и бедного, по фамилии Шово. Он ей понравился, и она, несмотря на разницу в возрасте (ей - 51, ему - 32), приняла решение выйти за него замуж. Но чтобы заключить брак с вдовой князя, Шарлю нужно было тоже иметь дворянский титул. И Зинаида купила предмету своей страсти сразу два - графа Шово и маркиза де Серр.

Императорский двор России, не одобрявший ни отъезда княгини, ни ее нового брака, потребовал, чтобы новоиспеченный дворянин имел государственную должность. В департаменте Финистер было вакантным место генерального советника кантона. В 1860г. Шарль сумел получить эту должность, предварительно заверив местного префекта в намерении поселиться в департаменте. В том же году Зинаида и Шарль подписали брачный контракт. Церемония бракосочетания прошла в России, в часовне дворца Юсуповых на Мойке. А в 1862 г. новобрачные приобрели в Бретани небольшой замок на берегу Атлантического океана. Документальные свидетельства о нем сохранились с XV в.

Княгиня энергично взялась за обустройство своего нового жилища, напоминавшего скорее средневековую крепость. Коренным образом перестроить замок было поручено главному архитектору региона Жозефу Биго, который внимательно прислушивался к пожеланиям русской дамы, почитая ее изысканный вкус.

Обновленный замок производит странно-мрачное, фантасмагорическое впечатление, отражая, по-видимому, умонастроения хозяйки в то время. С архитектурной точки зрения новое строение являет гибрид нескольких стилей - неоготического, французского реннесанса и местного бретонского.
На крыше - химеры и... славянская ведьма на помеле. Фасад украшен символами Бретани - горностаями, королевскими лилиями и оккультными пятиконечными звездами. Среди украшений - барельеф медведя, который смотрит на восток, напоминая об истоках Нарышкиной, дворянские короны Шово и Серра, и девиз «Всегда и вопреки всему».

Граф де Шово вскоре умер, завещав замок своей то ли сестре, то ли любовнице.
Зинаиде Ивановне вновь пришлось выкупать у соперницы замок втридорога. Она подарила его тамошнему департаменту при условии, что замок будет музеем.
Фото замка взято отсюда . Автор очень постарается выполнить и опубликовать собственные снимки Chateau de Keriolet.

В начале поста: Christina Robertson. Portrait of Princess Zinaida Yusupova (1840-41).

(1827-1891)

Биография

Семья

Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных . Она родилась 2 ноября 1809 года в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью - Варвара Николаевна Ладомирская , внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой . Крестины состоялись 13 ноября.

Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа .

Первый брак

Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт . К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова). Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц. Вспоминая о празднествах, граф В. А. Соллогуб писал:

… в устах всех были слышны имена графини Завадовской , Фикельмон , фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре - звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света .

Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ . 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату :

Но свадьба была отложена из-за вмешательства княгини Татьяны Васильевны.

Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен » .

Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге». В письме брату от 2 мая 1827 года А. Я. Булгаков писал: «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ ». А. И. Тургенев , сравнивая её с «прикованным зефиром », отмечал, что «всё в ней ещё - поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу »

В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем . Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого она фактически разорвала брачные отношения, позволив мужу заводить любовниц. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого она опасалась .

Романы

Князь А. В. Мещерский называл княгиню Юсупову одной из «львиц» петербургского общества, отдавая ей пальму первенства . Современники отмечали её природную красоту и ум. Граф Соллогуб вспоминал, что она «была хороша собой, добра и приветлива». Мещерский пишет, что Зинаида «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью». Княгиня Юсупова пользовалась вниманием императора Николая I . Описывая её в 1829 году, Долли Фикельмон, отдавая дань красоте Зинаиды,

при этом ревниво замечала, что «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, - вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение».

В 1830 году у Зинаиды Ивановны начинается роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве (1808-1841). Графиня Фикельмон отмечала:

Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как впрочем, и годами, веселая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведет себя так, будто на всем белом свете только они вдвоем с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают.

Вскоре о романе становится известно и супругу, Долли пишет в своём дневнике: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому - Жерве ». Спасая Зинаиду от сплетен, Жерве покидает Петербург. В 1841 году князь Михаил Лобанов-Ростовский поведал о «меланхоличном Жерве»: «У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле». Вскоре во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни. 7 августа 1841 года императрица Александра Фёдоровна писала своей подруге графине С. А. Бобринской :

В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре , и ей пришлось выкупать его за полтора миллиона франков.

Последние годы

Последние годы Зинаида Ивановна проживала в основном в Париже. Феликс Юсупов оставил воспоминания о своих визитах к ней:

В 1893 году Зинаида Юсупова мечтала посетить родину, даже получила высочайшее соизволение, но скончалась в том же году. По её завещанию тело было перевезено в Россию и погребено в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге , в нижнем пределе храма Св. Сергия Радонежского, который был построен архитектором А.Горностаевым на средства княгини Юсуповой.

Дворцы

В искусстве

Костыль - Вам дар небес: любите Ваш костыль!
Он был для Вас судьбы полезною указкой,
И в школе жизни он Вам указал на быль,
Когда Вам жизнь была одной волшебной сказкой…

Напишите отзыв о статье "Юсупова, Зинаида Ивановна"

Примечания

Комментарии

Источники

Ссылки

  • на «Родоводе ». Дерево предков и потомков

Отрывок, характеризующий Юсупова, Зинаида Ивановна

Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C"est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n"en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.
– Здоровы? – спросил Ростов, выдергивая у него свою руку.
– Слава Богу! Всё слава Богу! сейчас только покушали! Дай на себя посмотреть, ваше сиятельство!
– Всё совсем благополучно?
– Слава Богу, слава Богу!
Ростов, забыв совершенно о Денисове, не желая никому дать предупредить себя, скинул шубу и на цыпочках побежал в темную, большую залу. Всё то же, те же ломберные столы, та же люстра в чехле; но кто то уж видел молодого барина, и не успел он добежать до гостиной, как что то стремительно, как буря, вылетело из боковой двери и обняло и стало целовать его. Еще другое, третье такое же существо выскочило из другой, третьей двери; еще объятия, еще поцелуи, еще крики, слезы радости. Он не мог разобрать, где и кто папа, кто Наташа, кто Петя. Все кричали, говорили и целовали его в одно и то же время. Только матери не было в числе их – это он помнил.
– А я то, не знал… Николушка… друг мой!
– Вот он… наш то… Друг мой, Коля… Переменился! Нет свечей! Чаю!
– Да меня то поцелуй!
– Душенька… а меня то.
Соня, Наташа, Петя, Анна Михайловна, Вера, старый граф, обнимали его; и люди и горничные, наполнив комнаты, приговаривали и ахали.
Петя повис на его ногах. – А меня то! – кричал он. Наташа, после того, как она, пригнув его к себе, расцеловала всё его лицо, отскочила от него и держась за полу его венгерки, прыгала как коза всё на одном месте и пронзительно визжала.
Со всех сторон были блестящие слезами радости, любящие глаза, со всех сторон были губы, искавшие поцелуя.
Соня красная, как кумач, тоже держалась за его руку и вся сияла в блаженном взгляде, устремленном в его глаза, которых она ждала. Соне минуло уже 16 лет, и она была очень красива, особенно в эту минуту счастливого, восторженного оживления. Она смотрела на него, не спуская глаз, улыбаясь и задерживая дыхание. Он благодарно взглянул на нее; но всё еще ждал и искал кого то. Старая графиня еще не выходила. И вот послышались шаги в дверях. Шаги такие быстрые, что это не могли быть шаги его матери.
Но это была она в новом, незнакомом еще ему, сшитом без него платье. Все оставили его, и он побежал к ней. Когда они сошлись, она упала на его грудь рыдая. Она не могла поднять лица и только прижимала его к холодным снуркам его венгерки. Денисов, никем не замеченный, войдя в комнату, стоял тут же и, глядя на них, тер себе глаза.
– Василий Денисов, друг вашего сына, – сказал он, рекомендуясь графу, вопросительно смотревшему на него.
– Милости прошу. Знаю, знаю, – сказал граф, целуя и обнимая Денисова. – Николушка писал… Наташа, Вера, вот он Денисов.
Те же счастливые, восторженные лица обратились на мохнатую фигуру Денисова и окружили его.
– Голубчик, Денисов! – визгнула Наташа, не помнившая себя от восторга, подскочила к нему, обняла и поцеловала его. Все смутились поступком Наташи. Денисов тоже покраснел, но улыбнулся и взяв руку Наташи, поцеловал ее.
Денисова отвели в приготовленную для него комнату, а Ростовы все собрались в диванную около Николушки.
Старая графиня, не выпуская его руки, которую она всякую минуту целовала, сидела с ним рядом; остальные, столпившись вокруг них, ловили каждое его движенье, слово, взгляд, и не спускали с него восторженно влюбленных глаз. Брат и сестры спорили и перехватывали места друг у друга поближе к нему, и дрались за то, кому принести ему чай, платок, трубку.
Ростов был очень счастлив любовью, которую ему выказывали; но первая минута его встречи была так блаженна, что теперешнего его счастия ему казалось мало, и он всё ждал чего то еще, и еще, и еще.
На другое утро приезжие спали с дороги до 10 го часа.
В предшествующей комнате валялись сабли, сумки, ташки, раскрытые чемоданы, грязные сапоги. Вычищенные две пары со шпорами были только что поставлены у стенки. Слуги приносили умывальники, горячую воду для бритья и вычищенные платья. Пахло табаком и мужчинами.
– Гей, Г"ишка, т"убку! – крикнул хриплый голос Васьки Денисова. – Ростов, вставай!
Ростов, протирая слипавшиеся глаза, поднял спутанную голову с жаркой подушки.
– А что поздно? – Поздно, 10 й час, – отвечал Наташин голос, и в соседней комнате послышалось шуршанье крахмаленных платьев, шопот и смех девичьих голосов, и в чуть растворенную дверь мелькнуло что то голубое, ленты, черные волоса и веселые лица. Это была Наташа с Соней и Петей, которые пришли наведаться, не встал ли.
– Николенька, вставай! – опять послышался голос Наташи у двери.
– Сейчас!
В это время Петя, в первой комнате, увидав и схватив сабли, и испытывая тот восторг, который испытывают мальчики, при виде воинственного старшего брата, и забыв, что сестрам неприлично видеть раздетых мужчин, отворил дверь.
– Это твоя сабля? – кричал он. Девочки отскочили. Денисов с испуганными глазами спрятал свои мохнатые ноги в одеяло, оглядываясь за помощью на товарища. Дверь пропустила Петю и опять затворилась. За дверью послышался смех.
– Николенька, выходи в халате, – проговорил голос Наташи.
– Это твоя сабля? – спросил Петя, – или это ваша? – с подобострастным уважением обратился он к усатому, черному Денисову.
Ростов поспешно обулся, надел халат и вышел. Наташа надела один сапог с шпорой и влезала в другой. Соня кружилась и только что хотела раздуть платье и присесть, когда он вышел. Обе были в одинаковых, новеньких, голубых платьях – свежие, румяные, веселые. Соня убежала, а Наташа, взяв брата под руку, повела его в диванную, и у них начался разговор. Они не успевали спрашивать друг друга и отвечать на вопросы о тысячах мелочей, которые могли интересовать только их одних. Наташа смеялась при всяком слове, которое он говорил и которое она говорила, не потому, чтобы было смешно то, что они говорили, но потому, что ей было весело и она не в силах была удерживать своей радости, выражавшейся смехом.
– Ах, как хорошо, отлично! – приговаривала она ко всему. Ростов почувствовал, как под влиянием жарких лучей любви, в первый раз через полтора года, на душе его и на лице распускалась та детская улыбка, которою он ни разу не улыбался с тех пор, как выехал из дома.
– Нет, послушай, – сказала она, – ты теперь совсем мужчина? Я ужасно рада, что ты мой брат. – Она тронула его усы. – Мне хочется знать, какие вы мужчины? Такие ли, как мы? Нет?
– Отчего Соня убежала? – спрашивал Ростов.
– Да. Это еще целая история! Как ты будешь говорить с Соней? Ты или вы?
– Как случится, – сказал Ростов.
– Говори ей вы, пожалуйста, я тебе после скажу.
– Да что же?
– Ну я теперь скажу. Ты знаешь, что Соня мой друг, такой друг, что я руку сожгу для нее. Вот посмотри. – Она засучила свой кисейный рукав и показала на своей длинной, худой и нежной ручке под плечом, гораздо выше локтя (в том месте, которое закрыто бывает и бальными платьями) красную метину.
– Это я сожгла, чтобы доказать ей любовь. Просто линейку разожгла на огне, да и прижала.
Сидя в своей прежней классной комнате, на диване с подушечками на ручках, и глядя в эти отчаянно оживленные глаза Наташи, Ростов опять вошел в тот свой семейный, детский мир, который не имел ни для кого никакого смысла, кроме как для него, но который доставлял ему одни из лучших наслаждений в жизни; и сожжение руки линейкой, для показания любви, показалось ему не бесполезно: он понимал и не удивлялся этому.
– Так что же? только? – спросил он.
– Ну так дружны, так дружны! Это что, глупости – линейкой; но мы навсегда друзья. Она кого полюбит, так навсегда; а я этого не понимаю, я забуду сейчас.
– Ну так что же?
– Да, так она любит меня и тебя. – Наташа вдруг покраснела, – ну ты помнишь, перед отъездом… Так она говорит, что ты это всё забудь… Она сказала: я буду любить его всегда, а он пускай будет свободен. Ведь правда, что это отлично, благородно! – Да, да? очень благородно? да? – спрашивала Наташа так серьезно и взволнованно, что видно было, что то, что она говорила теперь, она прежде говорила со слезами.
Ростов задумался.
– Я ни в чем не беру назад своего слова, – сказал он. – И потом, Соня такая прелесть, что какой же дурак станет отказываться от своего счастия?
– Нет, нет, – закричала Наташа. – Мы про это уже с нею говорили. Мы знали, что ты это скажешь. Но это нельзя, потому что, понимаешь, ежели ты так говоришь – считаешь себя связанным словом, то выходит, что она как будто нарочно это сказала. Выходит, что ты всё таки насильно на ней женишься, и выходит совсем не то.
Ростов видел, что всё это было хорошо придумано ими. Соня и вчера поразила его своей красотой. Нынче, увидав ее мельком, она ему показалась еще лучше. Она была прелестная 16 тилетняя девочка, очевидно страстно его любящая (в этом он не сомневался ни на минуту). Отчего же ему было не любить ее теперь, и не жениться даже, думал Ростов, но теперь столько еще других радостей и занятий! «Да, они это прекрасно придумали», подумал он, «надо оставаться свободным».
– Ну и прекрасно, – сказал он, – после поговорим. Ах как я тебе рад! – прибавил он.
– Ну, а что же ты, Борису не изменила? – спросил брат.

Автор - TimOlya . Это цитата этого сообщения

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина.

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина (2 ноября 1809, Москва — 16 октября 1893, Париж) — фрейлина, русская аристократка, «светская львица».

Любительница необарокко, она оформила в этом затейливом стиле интерьеры дворца на Мойке и инициировала постройку таких зданий, как Литейный дом в Петербурге и Юсуповская дача в Царском Селе.

Зинаида Ивановна происходила из младшей ветви Нарышкиных. Она родилась 2 ноября 1809 года в Москве. Её отцом был камергер Иван Дмитриевич Нарышкин, матерью — Варвара Николаевна Ладомирская, внебрачная дочь фаворита императрицы Екатерины II Ивана Римского-Корсакова и графини Екатерины Строгановой. Крестины состоялись 13 ноября.

Родители приложили все усилия, чтобы Зинаида и её брат Дмитрий получили хорошее домашнее образование. Впоследствии княгиня Юсупова отличалась познаниями в поэзии и искусстве, именно она продолжила коллекцию картин, которую начали собирать предки её мужа.

Дмитрий Иванович Нарышкин (17 апреля 1812 — 1 марта 1866) — полковник из младшей ветви рода Нарышкиных, любимый брат известной красавицы княгини З. И. Юсуповой.

Первый брак

Со своим будущим мужем князем Борисом Юсуповым фрейлина Зинаида познакомилась в Москве во время коронационных торжеств 1826 года. Он был единственным сыном Николая Юсупова и Татьяны Энгельгардт. К этому времени ему уже исполнилось тридцать лет, и в течение шести лет он был вдовцом (в 1820 году скончалась при родах его первая жена Прасковья Павловна Щербатова). Пятнадцатилетняя Зинаида была одной из блистательных великосветских красавиц.

Князь Борис Николаевич Юсупов,Рейхель Карл Яковлевич

Отец Бориса- Князь Николай Борисович Юсупов (1750-1831)

Лампи, Иоганн Баптист Старший

Мать Бориса -Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769—1841)

Жан-Луи Вуаль

Вспоминая о празднествах, граф В. А. Соллогуб писал:

«… в устах всех были слышны имена графини Завадовской, Фикельмон, фрейлины княжны Урусовой и девицы Нарышкиной, впоследствии княгини Юсуповой. Все четыре были красавицы писаные, все четыре — звёзды первой величины тогдашнего петербургского большого света .

Графиня Елена Михайловна Завадовская урожденная Влодек (2 декабря 1807 — 22 марта 1874) — известная в свое время красавица, ей посвящали стихи А. С. Пушкин, И. И. Козлов и князь П. А. Вяземский, знакомая М.Ю. Лермонтова.

Художник Чалон Альфред Эдуард

Графиня Дарья Фёдоровна Фикельмон, урождённая графиня Тизенгаузен,

Художник Alexandre François Louis (Comte de) Girardin

Княжна Софья Александровна Урусова, в замужестве княгиня Радзивилл (6 апреля 1804 — 17 июля 1889) — известная светская красавица, фрейлина, фаворитка Николая I.

Художник Пётр Фёдорович Соколов

Юсупова Зинаида Ивановна (1809-1893) урожд. Нарышкина

Художник К. Робертсон

Князь Юсупов был вынужден приложить немало усилий, чтобы добиться расположения родителей Зинаиды. К этому времени он уже предпринял несколько попыток сватовства, но несмотря на богатство и титул, везде получал отказ. 11 октября 1826 года состоялось обручение, А. Я. Булгаков писал брату:

«Вчера развозили карточки, объявляющие о помолвке сахарчика Бориньки с фрейлиной Зинаидой Ивановной Нарышкиной. Надобно будет ехать поздравить старика и жениха. Невеста сидела вчера в «Отелло» в юсуповской ложе вся в бриллиантах, вероятно, женихом подаренных. »

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова, урождённая Нарышкина

Кристина Робертсон

Но свадьба была отложена из-за вмешательства княгини Татьяны Васильевны.

«Уезжая из Москвы, я надеялся вскоре быть счастлив, соединив свою жизнь с жизнью Зенеиды. Но маман, против воли которой я никогда не посмею пойти, просила отложить свадьбу. Огорчения мои были так велики из-за этой задержки, что я едва не заболел. »

Княгиня Татьяна Васильевна Юсупова, урожденная Энгельгардт (1769—1841)

Кристина Робертсон

Пышное бракосочетание состоялось 19 января 1827 года в Москве, но не совсем благополучно. Юсупов поехал в церковь, забыв получить благословение отца, для чего ему пришлось вернуться домой. В церкви Зинаида Ивановна уронила кольцо, оно закатилось так далеко, что его не нашли и взяли другое. А. Я. Булгаков замечал, что у «необыкновенного жениха должны быть необыкновенные происшествия. В церкви невеста была очень весела, а жених задумчив и нахмурен» .

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809-1893) урожд. Нарышкина,К. Робертсон

Но уже вскоре молодая супруга разочаровалась в браке, сообщив отцу, что «ей очень скучно в Петербурге» . В письме брату от 2 мая 1827 года А. Я. Булгаков писал: «Да с Боренькой где не соскучишься, хотел я ему сказать в ответ ». А. И. Тургенев, сравнивая её с «прикованным зефиром », отмечал, что «всё в ней ещё — поэзия. Только её муж напоминает презренную прозу »

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809-1893) урожд. Нарышкина, Мартен Э

В октябре 1827 года у супругов родился сын, названный в честь деда Николаем. Вскоре Зинаида родила дочь, умершую при родах. После этого она фактически разорвала брачные отношения, позволив мужу заводить любовниц. Согласно семейной легенде это произошло из-за родового проклятия Юсуповых, которого она опасалась.

Николай Борисович Юсупов(младший)

Кристина Робертсон

Неизвестный художник

Князь Николай Борисович Юсупов(младший)

Сергей Константинович Зарянко

Романы

Князь А. В. Мещерский называл княгиню Юсупову одной из «львиц» петербургского общества, отдавая ей пальму первенства. Современники отмечали её природную красоту и ум. Граф Соллогуб вспоминал, что она «была хороша собой, добра и приветлива» . Мещерский пишет, что Зинаида «отличалась большою благосклонностью ко всем и вообще замечательною кротостью» .

В центре- Зинаида Ивановна Юсупова (урождённая Нарышкина),

Княгиня Юсупова пользовалась вниманием императора Николая I.Описывая её в 1829 году, Долли Фикельмон, отдавая дань красоте Зинаиды,

«Высокая, тонка, с очаровательной талией, с совершенно изваянной головой, у неё красивые чёрные глаза, очень живое лицо с весёлым выражением, которое так чудесно ей подходит»

при этом ревниво замечала, что «неизменная доброта императора и удовольствие, которое он испытывает, останавливая свой взор на красивом и изысканном лице, — вот единственная причина, которая заставляет его продолжать выказывать ей своё почтение» .

Император Николай I на балу. 1830-е. А.И. Ладюрнер. Коллекция Подстаницких

В 1830 году у Зинаиды Ивановны начинается роман с кавалергардом Николаем Андреевичем Жерве (1808—1841). Графиня Фикельмон отмечала:

«Не менее заметен и чересчур затянувшийся и всепоглощающий флирт очаровательной княгини Юсуповой с Жерве, офицером Кавалергардского полка. Она вызывает всеобщий интерес, ибо молода духом, как впрочем, и годами, веселая, наивная, невинная. С удивительным простодушием отдалась она во власть своего чувства. Она словно не видит расставленной перед ней западни и на балах ведет себя так, будто на всем белом свете только они вдвоем с Жерве. Он очень молод, с малопривлекательным лицом, во всяком случае, незначительным, но очень сильно влюблен, постоянен в своем чувстве и, может, более ловкий, чем его считают. »

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809-1893) урожд. Нарышкина,К. Робертсон

Вскоре о романе становится известно и супругу, Долли пишет в своём дневнике: «Ореол весёлости, окружавший его красивое и столь молодое лицо, вдруг разом исчез. Боюсь, что причина этому — Жерве» . Спасая Зинаиду от сплетен, Жерве покидает Петербург. В 1841 году князь Михаил Лобанов-Ростовский поведал о «меланхоличном Жерве» : «У него такой вид, как будто он погибнет в первом же деле ». Вскоре во время экспедиции в Большую и Малую Чечню Жерве был ранен и скончался после двухмесячной болезни. 7 августа 1841 года императрица Александра Фёдоровна писала своей подруге графине С. А. Бобринской:

«Вздох о Лермонтове, об его разбитой лире, которая обещала русской литературе стать её выдающейся звездой. Два вздоха о Жерве, о его слишком верном сердце, этом мужественном сердце, которое только с его смертью перестало биться для этой ветреной Зинаиды »

Правнук Зинаиды, князь Феликс, писал в своих «Мемуарах»: «Прабабка моя была писаная красавица, жила весело, имела не одно приключение».

Портрет кн. Феликса Феликсовича Юсупова

Сан-Галло де, Р.

Второй брак

В октябре 1849 года скончался князь Борис Николаевич, и вдова покинула Россию. По мнению Феликса Юсупова, это произошло из-за ссоры с императором.

Князь Борис Николаевич Юсупов (1794-1849),Кристина Робертсон

В конце 1850-х во Франции княгиня познакомилась с капитаном Генерального штаба национальной гвардии департамента Сена Луи Шарлем Оноре Шово (1829—1889), который был младше её на 20 лет.

Портрет княгини Зинаиды Ивановны Юсуповой (1809-1893) урожд. Нарышкина

Франц Ксавер Винтерхальтер

Зинаида Ивановна Юсупова Луи ШарльОноре Шово

7 мая 1861 года состоялось их венчание в домовой церкви особняка на Литейном. В свадебное путешествие молодожёны отправились в Швейцарию. Российский двор был недоволен этим мезальянсом. И Юсупова решила проблему, приобретя для мужа титул графа Шово и маркиза де Серр. С 1860 года он занимал пост генерального советника департамента Финистер округа Конкарно в провинции Бретань.

В 1889 году граф Шово скончался, завещав замок Кериоле, купленный в 1862 году Зинаидой Ивановной, своей сестре, и ей пришлось выкупать его за полтора миллиона франков.

Усадьба Кериоле на морском побережье Бретани, которую Зинаида Ивановна приобрела для второго мужа

Последние годы

Последние годы Зинаида Ивановна проживала в основном в Париже. Феликс Юсупов оставил воспоминания о своих визитах к ней:

«она жила одна с компаньонкой на Парк-де Прэнс… Так и вижу прабабку, как на троне, в глубоком кресле, и на спинке кресла над ней три короны: княгини, графини, маркизы. Даром, что старуха, оставалась она красавицей и сохраняла царственность манер и осанки. Сидела нарумяненная, надушенная, в рыжем парике и снизке жемчужных бус.»

Княгиня Зинаида Ивановна Юсупова

В 1893 году Зинаида Юсупова мечтала посетить родину, даже получила высочайшее соизволение, но скончалась в том же году. По её завещанию тело было перевезено в Россию и погребено в Троице-Сергиевой Пустыни на Петергофской дороге, в нижнем пределе храма Св. Сергия Радонежского, который был построен архитектором А.Горностаевым на средства княгини Юсуповой.

Дворцы

В 1830 году Юсуповы приобрели особняк на Мойке. Перестройка шла семь лет: были созданы великолепные гостиные, пристроен восточный корпус с залами для картинной галереи и домашним театром. Сюда была перевезена большая часть коллекции Юсуповых, увеличением которой активно занималась Зинаида Ивановна. По случаю окончания ремонта был дан грандиозный бал.

Усадьба князей Юсуповых на Мойке. А.А.Редковский. 1860г.

Парадный двор Юсуповского дворца. А.А.Редковский. 1863г.

Зимний сад Юсуповского дворца. В.С.Садовников. 1852г.

Зимний сад Юсуповского дворца. А.А.Редковский.1862.г

Садовников Василий Семенович. Званый вечер в доме Юсуповых. Акварель. 1852-1854 гг

Праздничная иллюминация дворца Юсуповых на Мойке. В.С.Садовников.1856 г.