Задания на интонацию для школьника. Речевые упражнения для развития интонации. Развитие интонации голоса

Развитие интонационных умений у детей имеет огромное значение для речевого развития, поскольку от умения адекватно восп­ринимать, интерпретировать и воспроизводить речевую интонацию и в зависимости от этого строить свое поведение во многом зависит успешность процесса общения. Чрезмерная или недостаточная эмоциональная экспрессивность, ее несоответствие условиям речевой ситуации – один из источников конфликтов в межличностном общении.

К интонационным умениям относят: умение воспринимать на слух изменения всех акустических параметров интонации;различать по интонациивыражение основных эмоциональных состояний (радости, печали, гнева, страха, удивления, презрения, отвращения) и смысловых оттенков звучащего высказывания;правильно расставлять логические ударения; повышать и понижать голос, владеть силой голоса; выдерживать паузы, соотносить темп речи с содержанием текста; передавать с помощьюинтонации смысл фразы; подбирать необходимую интонацию для выражения любого эмоциональ­ного состояния; давать вербальную характеристику интонации эмоциональной речи; а также передавать эмоциональные интонации в письменной речи.

Практическим средством осуществления работы по развитию интонационных умений младших школьников являются речевые упражнения .

В психолого-педагогическом словаре находим дефиницию «упражнение – многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе». Из данного определения следует, что упражнения рассчитаны на органи­зацию репродуктивной (воспроизводящей) деятельности учащихся, не­обходимой для выработки умений и навыков и не требующей от ученика творческого мышления. Однако в процессе речевой деятельности в той или иной мере всегда присутствует творческое начало. Для развития в процессе работы над интонацией учащих­ся предлагается использовать наряду с репродуктивными упражнениямиэвристические, проблемные, творческие задания.

Можно выделить следующие основные группы речевых упражнений для организации работы по развитию интонационных умений детей:

1) Упражнения на усвоение компонентов интонации (логического ударения, мелодики, темпа, громкости, тембра, пауз), например:

* Прочитайте предложения. Подумайте, как нужно расставить ло­гические ударения. Какие слова в предложениях помогли правильно это сделать?

Вы сегодня приедете или кто другой?

Вы сегодня приедете или завтра?

Вы сегодня приедете или не приедете?

Дождик, дождик, пуще,

Дам тебе гущи,

Выйду на крылечко,

Дам огуречка.

Дам и хлеба каравай —

Сколько хочешь поливай!

* Вспомните и разыграйте фрагмент из сказки « Три медведя » , в котором медведи вернулись домой. Какой тембр голоса каждого медве­дя?

2) Упражнения на развитие выразительности речи:

* Подготовьте текст к произнесению вслух: отметьте логические ударения, расставьте паузы, сделайте разметку движения голоса, темпа, силы голоса и тембра. Выразительно прочитайте.

* Выразительно прочитайте фрагмент из сказки « Золотой клю­чик » , соблюдая интонационные установки автора и обращая внимание на пометы о тембре голоса.

3) Упражнения, предусматривающие обогащение словарного запаса:

* Какие эмоции испытывают герои из рассказа Н.Носова « Дру­жок » ? Какие бы интонационные установки вы дали участникам диало­га? Какими словами можно заменить глаголы « говорит » и « сказал » ?

Поезд остановился.Мы вылезли из вагона и пошли домой. В че­модане было тихо.

— Смотри, – сказал Мишка, – когда не надо, так он молчит, а когда надо было молчать, он всю дорогу скулил.

— Надо посмотреть – может, он там задохнулся? – говорю я. Мишка поставил чемодан на землю,открыл его… и мы остолбенели: Дружка в чемодане не было! Вместо него лежали какие-то книж­ки, тетради, полотенце…

— Что это? – говорит Мишка. – Куда же Дружок делся?

Тут я понял, в чем дело.

Стой! – говорю. – Да это ведь не наш чемодан!

Мишка посмотрел и говорит:

— Верно! В нашем чемодане были дырки просверлены, и, потом, наш был коричневый, а этот рыжий какой-то. Ах я разиня! Схватил чужой чемодан!

— Бежим скорей обратно, может быть, наш чемодан так и стоит под лавкой, – сказал я.

4) Упражнения на соотнесение интонации предложения и пунктуа­ции:

* Поставьте нужные знаки препинания (точки, вопросительные и восклицательные знаки). Прочтите, соблюдая интонацию.

Вот рисовое поле да разве это поле это болото какое-то, вода, а из воды трава торчит это не простая трава это рис растет

(По Л.Кон)

* Прочитайте стихотворение, которое набрал в типографии один рассеянный наборщик. Что тут напутано? Исправьте стихотворение, правильно расставив паузы и запятые.

Б.Заходер

Где поставить запятую

Очень-очень странный вид:

Речка за окномгорит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку,

Кот в очках читает книжку,

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

— Вот что значит запятая!

5) Упражнения на соотнесение интонации и смысла предложения:

* Любую скороговорку можно прочитать с различными интонацион­ными оттенками. От чего зависит их выбор?

« От топота копыт пыль по полю летит » .

а) радостно, восторженно (Как красиво мчатся кони!)

б) раздраженно, недовольно (Напылили только…)

в) презрительно (Фу! Какая пыль!)

« Проворонила ворона вороненка » .

а) с сожалением (Жалко вороненка)

б) с осуждением (Вот растяпа эта ворона!)

в) с удивлением (Не может быть!)

* Представьте, что фразу из сообщения диктора « Погода на завтра: значительная облачность, временами дождь » повторяют вслух разные люди и каждый думает о своем. Попробуйте произнести эти слова за:

— пассажира, взявшего билет на самолет ( « Эх, надо было взять билет на поезд » );

— отдыхающего на море ( « Так и не загоришь и не покупаешься, а скоро домой! » );

— агронома в дни долгой засухи ( « Наконец-то » );

— записавшегося на интересную экскурсию назавтра( « Отменят или нет? » ).

6) Упражнения на построение предложения с нужной интонацией:

* Задайте вопрос так,чтобы предложение служилоответомна него.

…? В саду созрели яблоки.…? В саду созрели яблоки. …? В саду созрели яблоки.

* Придумайте вопросительное предложение и задайте этот вопрос товарищу с разными логическими ударениями.

7) Упражнения на восприятие и соотнесение основных эмоций человека по инто­нации и мимике:

* Рассмотрите иллюстрации. Что чувствуют изображенные на них герои? Как вы догадались? Что они могут говорить? С какой интонацией? Произнесите.

* Рассмотрите иллюстрации. Подумайте, какая должна быть мимика у человека, который произносит фразу. Нарисуй ему лицо. С какой интонацией произносится эта фраза?

* Прочитайте отрывки из сказок Г.-Х.Андерсена « Гадкий утенок » и « Дюймовочка » с соответствующей интонацией и мимикой.

1) Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры говорили ему: « Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод! » А мать добавля­ла: « Глаза бы на тебя не глядели! »

2) …Пришли с визитом другие майские жуки, которые жили на том дереве. Они оглядывали девочку с головы до ног, и жучки-барыш­ни шевелили усиками и говорили:

— У нее только две ножки! Жалко смотреть!

— У нее нет усиков!

— Какая у нее тонкая талия! Фи! Как некрасиво! – сказали в один голос все жуки женского пола.

8) Упражнения на выражение эмоциональных состояний в устной и письменной речи:

* Выразите поочередно разные эмоции человека (радость, печаль, гнев, страх и т.д.) с помощью ми­мики, жестов и интонации, произнося цифры от 1 до 10.

* Произнесите фразы, выражая голосом разные эмоции. Пусть ва­ши слушатели попробуют их определить.

« Открой дверь! » – гневно, трагически, грустно, умоляюще, ра­достно, высокомерно, раздраженно, хитро.

« Пришла! » – испуганно, ехидно, с чувством радостного облегче­ния, завораживающе, обиженно.

« Молодец! » – восхищенно, удивленно, насмешливо, равнодушно, ласково.

* Придайте фразам заданную эмоциональную окраску при помощи специальных слов и выражений и знаков препинания.

Тысуп пересолил (с отвращением); Какой большой гриб (удивленно);

Скоро начнутся каникулы (радостно); Как мне быть (печально)

* Придумай и запиши радостные фразы с междометием « Ах! » и грустные фразы с междометием « Ох! » . Какие знаки препинания поста­вишь в конце этих фраз?

Особое место при обучении младших школьников занимает игра.

Игровым упражнениям отводятся следующие функции: а) облегчать, оживлять учебный процесс; б) возбуждать активность учащихся, стремление к лидерству (соревновательная функция); в) «театрализировать» учебный процесс. В основе игровой деятельности лежит творческое воображение, которое помогает ребятам примерять речевые роли, перевоплощаться в литературных героев, оценивать их речевое поведение. Игровые формы позволяют ребенку реализовать свои фантазии, мечты, намерения, в том числе и коммуникативные. При выполнении речевых упражнений дети играя, с одной стороны, осваивают интонационные и мимические средства выражения эмоций и распознавания чужих чувств, с другой стороны,обогащаются их собственные эмоцииичувства.

Приведем примеры игровых интонационных заданий:

* Игра « Послушай меня: что чувствую я? »

Ведущий произносит данную фразу с интонацией одной из основ­ных эмоций. Остальные должны по интонации угадать, какое эмо­циональное состояние передал ведущий. Тот, кто первый угадает, становится ведущим.

* « Алфавит » . Попробуйте произнести алфавит на одном дыхании, постепенно повышая голос. До какой буквы вы дошли? Посоревнуйтесь с товарищем. Кто остановится ближе к концу алфавита, тот и побе­дил.

* « Кто правильнее? » Играют несколько человек. Читают по оче­реди предложения, правильно делая паузы. Кто прочитает неправиль­но, выбывает из игры. Побеждает тот, кто дольше всех продержится.

Где здесь остановиться? Где, здесь остановиться? Что, болит? Что болит? Ну, что споем? Ну что, споем? Как вы закончили? Как, вы закончили? Дайте мне другую, новую книгу. Дайте мне другую новую книгу. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать. Я не видел брата, товарища и его сестру. Я не видел брата товарища и его сестру. Их, детей, отправили в лагерь. Их детей отправили в лагерь.

* Каждый ученик получает по одной-две фразы из газеты, кото­рые нужно прочитать с указанными интонационными оттенками. Один ученик зачитывает свое задание, остальные, опираясь на словарь интонаций, пытаются отгадать, с какой интонацией была произне­сена фраза.

Наталья Василевская

Волшебный мир звуков

Интонация всегда лежит на границе словесного

и несловесного, сказанного и несказанного.

М. Бахтин

Когда мы говорим, то ставим перед собой определенные задачи: убедить собеседника в чем-то, сообщить что-либо, спросить о чем-то. Для того чтобы лучше донести до слушателя свои мысли, необходимо позаботиться о логической выразительности речи.

Интонация всегда признавалась важнейшим элементом устной вербальной коммуникации, средством формирования любого слова и сочетания слов в высказывании, средством уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков. Компонентами интонации являются мелодика, фразовое ударение, темп, тембр и пауза, которые, взаимодействуя между собой, выполняют в речи различные функции, важнейшими из которых являются коммуникативная, смыслоразличительная и эмоционально-экспрессивная (Бондарко Л.В., 1991; Зиндер Л.Р., 1979; Светозарова Н.Д., 1982).

Правильное использование интонации в речи позволяет не только точно передать смысл высказывания, но и активно эмоционально-эстетически воздействовать на слушателя. С помощью интонации говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части. Противопоставляют высказывание по цели (вопрос, повествование, волеизъявление), выражают и воспринимают субъективное отношение к высказанному (Брызгунова Е.А., 1963).

Понятие интонации составляют последовательные изменения высоты тона (мелодии), силы голоса (интенсивность звучания), внутрифразовх пауз (логических и смысловых), темпа (ускоренный или замедленный) в произнесении слов и фраз, ритма (сочетания сильных и слабых, долгих и коротких слогов), тембра (эстетической окраски) звука.

Логическая выразительность - важнейшее условие любого вида речи. Сюда входят следующие аспекты.

Мелодика - чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание). Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.

Логическое ударение - выделение главного по смыслу слова во фразе. Выделяется - это значит произносится с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении. Логическим центром может быть любое слово в предложении в зависимости от того, что хочет подчеркнуть говорящий.

Логическая пауза - деление фразы на смысловые отрезки. Каждый речевой такт (синтагма) отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, которые в текстах упражнений обозначаются символами, совпадающими, как правило, со знаками препинания, а именно:

Пауза короткая по длительности для добора воздуха - знак «запятая» ;

Пауза между речевыми тактами - знак «косая черта» ;

Пауза между предложениями более длительная - знак «две косые черты» ;

Пауза для обозначения смысловых и сюжетных кусков - знак «три косые черты» .

Важно не только понять значение пауз, но, самое главное, приучить себя делать фактические остановки.

Ритм речи определяется в значительной степени ритмом дыхания. Дыхательные движения носят ритмический, равномерный характер, с правильным чередованием фаз дыхательного цикла по продолжительности и глубине. При этом вдох короче выдоха, что важно для рече - и голосообразования и собственно говорения. Изменение ритма дыхания влечет за собой изменения ритма разговорной речи. Ритм дыхания диктует предел возможного удлинения выдоха, этот предел обусловлен индивидуальной жизненной емкостью легких.

Интеллектуальная корректировка, заданность структуры высказывания в целом обычно не позволяют говорящему разрывать вдохом слова, словосочетания, связанные сильной семантико-синтаксической связью.

Таким образом, ритм дыхания не сам по себе, а во взаимодействии с интеллектуальным фактором определяет и регулирует ритм речи. Индивидуальные колебания естественных ритмов дыхания у различных людей определяют разнообразие ритмов разговорной речи.

«Буквы, слоги и слова, - пишет К.С. Станиславский, - это музыкальные ноты в речи, из которых создаются такты, арии, целые симфонии. Недаром же хорошую речь называют "музыкальной"». Призывая к соблюдению темпоритма в речи, он рекомендует: «Образуйте из фраз целые речевые такты, регулируйте ритмическое соотношение целых фраз между собой, любите правильные и четкие акцентуации (ударения. - И. П.), типичные для переживаемых чувств».

Интонационные упражнения

Работа над интонацией проводится на материале звуков, слов, предложений, небольших текстов, стихотворений.

Основным элементом упражнений 1-5 (по системе В.В. Емельянова) является отработка «скользящей» восходящей () и нисходящей (↓) интонации с характерным «переломом» голоса из грудного в головное звучание (регистр) и наоборот.

Условные обозначения:

У - низкое грудное звучание;

у - высокое головное звучание;

Упражнение 1.

При произнесении последовательности гласных звуков воспроизведите удивленный вопрос - недоумение (восходящая интонация) и ответный возглас (нисходящая интонация). Звук издавайте одновременно с мягким выдохом.

Упражнение 2.

Произнесите легкий высокий звук, затем, не прерывая выдоха, передайте голосом нисходящую интонацию с этим же звуком. Запомните характер звучания.

Повторите упражнение.

По аналогии выполните упражнение с другими гласными звуками.

Упражнение 3.

Произнесите сочетания гласных звуков последовательно, каждое на отдельном выдохе, низким, грудным голосом, как будто вы рассказываете страшную сказку.

У, УО, УОА, УОАЭ, УОАЭЫ,

Ы, ЫЭ, ЫЭА, ЫЭАО, ЫЭАОУ.

Упражнение 4.

В непрерывной линии звучания выделите интонационно гласный звук легким повышением или понижением голоса, плавно сливая его с последующими звуками.

(вопрос) (ответ) (вопрос) (ответ) и т.д.

Смоделируйте диалог, в котором одну фразу нужно произносить с вопросительной интонацией, а другую - с утвердительной.

ШТУ-ШТО-ШТА-ШТЭ-ШТИ-ШТЫ?

ЖТУ-ЖТО-ЖТА-ЖТЭ-ЖТИ-ЖТЫ!

ШТУ-ЖДУ ШТО-ЖДО ШТА-ЖДА ШТЭ-ЖДЭ ШТИ-ЖДИ

Упражнение 5.

Соедините навык перехода из грудного регистра в фальцетный регистр и обратно с произнесением согласных звуков.

Образец 1.

Варианты сочетаний (двусложные с глухими согласными звуками):

у – шу у - су у - фу у - ку у - ту у – пу у – шо у - со у - фо у - ко у – то у - по

у – ша у - са у - фа у – ка у – та у – па у – шэ у – сэ у - фэ у – кэ у – тэ у - пэ у - шы

у - сы у – фы у - кы у – ты у - пы

Образец 2.

Варианты сочетаний (трехсложные с глухими и звонкими звуками):

у - шу - жу у - шо - жо у - ша - жа

у - ше - же у - шы - жы

у - су - зу у - со - зо у - са - за

у - сэ - зэ у - сы - зы

у - фу - ву у - фо - во у - фа - ва

Упражнение 6.

Усталость: У__________Ф___________!

Отвращение: Ф__________У___________!

Презрение: Ф__________И___________!

Испуг: А__________X___________!

О__________X___________!

Удивление: О__________Й...

Боль: А__________А__________А_________!

Восторг: О__________О___________!

В__________О___________!

УРА___________!

Повеление: Н__________О___________!

Сомнение: Н__________У__________?

Призыв: А__У__!__Э__Й...! Эгей!! Эге-гей!!!

Укоризна: Ай-я-яй! То-то!

Сожаление: Ой-ё-ёй!

Упражнение 7.

Произнесите междометие «о» с разной интонацией:

Удивленно;

Радостно;

Испуганно.

Смоделируйте ситуации, в которых вас о чем-то просят, и отвечайте «да»:

Восторженно;

Спокойно и благожелательно;

Вопросительно;

Задумчиво;

Скорбно;

Иронически;

С сожалением.

Упражнение 8.

Произнесите предложения с заданной интонацией.

Повелительно: Стой! Стоп! Дай! Встань! Сядь! Читай! Думай! Иди! Пиши! Вернись! Не плачь! Остановись! Беги! Внимание! Осторожно!

Вопросительно: Здесь? Там? Тут? Где? Кто? Куда? Правильно? Можно? Зачем?

Утвердительно: Да. Нет. Здравствуй. Прощай. Пора.

Просительно: Дай. Помоги. Нарисуй. Запиши. Прочитай. Извините. Подождите. Спасите! Помогите!

Восторженно: Великолепно!! Блеск!! Красота!! Здорово!! Молодец!! Браво!!

Упражнение 9.

«Открой дверь!» - гневно, грустно, радостно, высокомерно, раздраженно, подавленным тоном.

«Пришла!» - с радостью, тревогой, с презрением, с ехидством.

«Молодец!» - восхищенно, удивленно, насмешливо, угрожающе.

«Кушать подано!» - ласково, удивленно, вопросительно, с огорчением, восторженно.

Упражнение 10.

Чередуйте протяжное и краткое произнесение слогов с изменением силы голоса.

ма ма ма ма

па па па па

та та та та

ба бо бу бы

ла ло лу лы и т.д.

Упражнение 11.

Перечислите дни недели, времена года, месяцы, постепенно изменяя силу и (или) высоту голоса.

Например: зима, весна, лето, осень.

Упражнение 12.

Произносите нараспев слоги (слова), повышая (понижая) тональность голоса на каждом последующем слоге. Произносите слоги с разной интенсивностью: от тихого до нормального и громкого звучания голоса.

Например: та та та та та.

Упражнение 13.

Читая простые повествовательные предложения, понижайте высоту голоса к концу фразы.

Ночью полил дождь.

У дороги шумели тополя.

Тиха украинская ночь.

Произнесите предложения с большим чувством.

Хорошо зимой в лесу!

Пусть сильнее грянет буря!

Сколько тебе лет?

Ты живешь в новом доме?

У вас есть телефон?

Где ты работаешь?

Упражнение 14.

Прочитайте предлагаемые фразы в соответствии со смысловым заданием. Обратите внимание на правильный выбор интонации.

Снег пошел.

Спрашиваете, удивляясь - ?!

Восхищаетесь, радуясь - !

Огорчаетесь смене погоды.

Уточняете - ?

Радостно сообщаете друзьям - 1!

Мы пойдем в зоопарк.

Спрашиваете, чтобы уточнить, идете ли вы в зоопарк или в парк на аттракционы - ?

Уточняете, кто пойдет в зоопарк - ?

Спрашиваете, пойдете ли в зоопарк - ?

Упражнение 15.

Читайте реплики литературных персонажей, передавая интонацией и тоном душевное состояние героя, отмеченное автором.

Надменное негодование:

«Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом здесь чистое мутить питье мое с песком и илом?»

Лесть и подобострастие:

«Голубушка, как хороша! Ну что за шейка, что за глазки! Рассказывать, так, право, сказки!»

Высокомерие:

«Да что мне Лев?! Да мне ль его бояться?»

Сожаление, укоризна:

«А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь».

Упражнение 16.

Тренируйтесь над переносом логического ударения с одного слова на другое. Предложение произносите столько раз, сколько в нем слов. И каждый раз ударение делайте только на одном - новом слове.

Вы мне утром звонили? - (Я).

Вы мне утром звонили? - (Вам).

Вы мне утром звонили? - (Нет, вечером).

Вы мне утром звонили? - (Звонил).

Аналогичное упражнение проведите с утвердительным предложением.

Моя книга на столе.

Самостоятельно составьте предложения и отрабатывайте их.

Упражнение 17.

Читайте предлагаемые скороговорки, как реплики в диалоге: говорящий спрашивает, сомневается, утверждает, а слушающий, понимая цель и интонацию реплики собеседника, отвечает ему.

Ответная реплика

а) вопрос - сомнение:

Яблоко от яблони недалеко падает?

Около кола - колокола?

Около кола - колокола?

Утверждение (да, действительно так):

Яблоко от яблони недалеко падает.

Около кола - колокола.

Около кола - колокола

б) вопрос - удивление:

От топота копыт пыль по полю летит?

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом?

Утверждение и восхищение:

От топота копыт пыль по полю летит!

Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом!

в) утверждение - восхищение:

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка!

Сомнение (недоверие):

Шагал шакал с кошелкой, нашел кушак из шелка?

Выберите скороговорки и разыграйте варианты диалога: утверждая, сомневаясь, споря и восхищаясь.

Упражнение 18.

Используя различные интонационные конструкции, «постройте» диалоги. Комбинируйте элементы интонации: изменяйте логическое ударение, темп речи, мелодическую окраску высказывания.

1. - Дай альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Дай альбом.

Да, альбом.

Ой! Какой альбом!

2. - Дай альбом.

Какой альбом? Тот?

Нет, не тот.

А какой?

Ой, какой альбом!

3. - У кого альбом?

У меня. А у тебя?

У меня нет. Дай альбом.

Где альбом?

Да, альбом.

Там нет альбома.

А! Бумага!

А где альбом?

Там альбом. Верно?

Да! Верно. Вот альбом.

Упражнение 19.

Прочитайте диалоги, мысленно представьте такую жизненную ситуацию, в которой возможен тот или иной диалог.

Больно. Больно!

Да, больно.

Упражнение 20.

Прочитайте, правильно расставляя логическое ударение.

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или кто другой?

Ты это сделал или не сделал?

Задайте вопрос так, чтобы предложение служило ответом на него.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Я эту басню вчера выучил.

Методический комментарий.

Логическое ударение - «акцентированность» слова, обусловленная особой семантической или эмоциональной значимостью. В звучащем тексте «акцентированность» слов создается различными просодическими средствами: увеличением длительности слова, усилением и ослаблением голоса, психологической паузой.

Упражнение 21.

Прочитайте предлагаемые пословицы, выделяя голосом указанные обороты.

Кто хочет много знать - тому надо мало спать!

Тьма свету не любит, злой доброго не терпит.

Всем известно: красна речь - слушанием.

Упражнение 22.

Предлагаемые тексты разыграйте, как маленькие сценические диалоги, используя средства интонационной выразительности.

Сказала тетя:

Фи, футбол! (с пренебрежением)

Сказала мама:

Фу, футбол! (с отвращением)

Сестра сказала:

Ну, футбол! (разочарованно)

А я ответил:

Во, футбол! (восторженно)

Слезь со стула!

Не хочу!

Упадешь!

Не упаду!

Не отойду!

Приедешь?

Не приеду!

Придешь?

Нет, не приду!

Услышишь?

Не услышу!

Найдешь?

Нет, не найду!

Слезаешь?

Не слезаю!

Решаешь?

Не решу!

Мечтаешь?

Не мечтаю!

Молчишь?

Нет, не молчу!

Конфетку, может, хочешь?

Нет! Да, хочу, хочу!

(А. Шибаев)

Яму копал?

В яму упал?

В яме сидишь?

Лестницу ждешь?

Яма сыра?

Как голова?

Значит, живой?

Ну, я пошел домой.

Развитие интонационной выразительности речи детей

6992


вышли мышки как-то раз
поглядеть, который час.
раз, два, три, четыре -
мыши дернули за гири.
вдруг раздался страшный звон,
убежали мышки вон.
(в переводе с.маршака)

дождик

Возьмите с ребенком по зонтику, встаньте подальше друг от друга (чтобы не задеть друг друга). рассказывайте :


дождик, дождик,
полно лить,
малых детушек
мочить.
кап-кап-кап
(озвучивайте звуки дождя в медленном темпе).
зонтик поскорей раскроем,
(раскройте зонтики)
от дождя себя укроем.
«как, кап, кап»
(озвучивайте звуки дождя в быстром темпе, постепенно их замедляя).

упражнения для правильного использования силы голоса

«тихо, кукла спит…»

уложите с ребенком в кровать и скажите, что теперь надо разговаривать шёпотом, чтобы её не разбудить.

пора вставать! попросите ребенка разбудить (при этом можно говорить «обычным» голосом).

лягушки и лягушата

Взрослый будет "лягушкой", ребенок - "лягушонком". скажите малышу, что лягушки квакают громко: «ква-ква-ква», а маленькие лягушата - тихо: «ква-ква-ква». поговорите друг с другом на «лягушачьем» языке: «ква-ква-ква» - «ква-ква-ква». точно так же можно организовать "диалог" собаки и щенка, кошки и котенка и т.д.

слон и слоненок

Спросите малыша, как будет топать большой слон? («топ, топ, топ»). а как будет топать маленький слонёнок? («топ, топ, топ»). называйте ребенку попеременно: «большой слон - маленький слоненок», - а малыш пусть голосом озвучивает их шаги.

три медведя

Приготовьте три игрушечных медведя (большого, среднего и совсем маленького). вспомните с ребенком сказку л.толстого « ». предложите ребенку озвучить «толстым» (басистым) громким голосов слова папы-медведя (пусть малыш возьмет в руки большого медведя): «кто ел из моей миски?». потом потренируйтесь с малышом говорить за маму-медведицу спокойным голосом: «кто сидел на моём стуле?». и наконец, за мишутку - тоненьким голоском: «кто ложился в мою постель?».

рыбка, мышка, кошка и корова

Расположите перед ребенком четыре : рыбку, мышку, кошку и корову. вспомните, кто как говорит. (рыбка беззвучно открывает рот, мышонок тихо пищит: «пи-пи-пи», кошка мяукает: «мяу-мяу», а корова громко мычит: «му-у-у-у-у». теперь вы будете показывать ребенку одно животное, а ребенок будет его озвучивать.

«была тишина…»

расскажите ребенку начало а.шибаева. сначала говорите шёпотом, постепенно усиливая громкость голоса:


была тишина, тишина, тишина.
вдруг грохотом грома сменилась она!
(на слово «гром», чтобы усилить эффект - хлопните в ладоши).

медведь и медвежонок

Вы с силой топаете по полу ногами, и малыш говорит: «это медведь». затем вы тихонечко топчетесь по полу - ребенок говорит: «это медвежонок» и т.д.

Материал к занятию.

Оформление речи

В английском достаточно много слов, которые имеют разные значения в зависимости от ударения. Например, ré-bel и re-bél. Или désert и dessért. Поэтому ударение на неправильном слоге может привести к недоразумениям в общении. Также ученик должен понять, что акцент на разных словах в предложении придает ему разный смысл. Выполните с учеником следующие упражнения для того, чтобы он научился обращать внимание на ударение в словах и акценты в предложениях.

Упражнение 1
Наверняка у ученика есть набор слов, в которых он неправильно делает ударение. Например, “hótel” и “weekénd”. Запишите эти слова, и когда их наберется достаточно, проведите с учеником следующее упражнение: каждое слово из списка произнесите дважды, ученик должен выбрать вариант с правильным ударением. Например, “ Do we say hótel or hotél?”

Упражнение 2
Подготовьте такую таблицу:

1 – 2 – 3 1 – 2 – 3 1 – 2 – 3

Подчеркнутая цифра показывает, на какой слог нужно делать ударение.
Дайте ученику список трехсложных слов (telephone, magazine, religion, etc…) и попросите разместить их в соответствующих колонках.

Упражнение 3
В качестве примера возьмите простое предложение: You think I saw the monster. Произнесите предложение несколько раз, каждый раз делая акцент на другом слове. Попросите ученика объяснить, как от этого изменился смысл предложения.

You think I saw the monster. (You are the one who thinks this is true.)
You think I saw the monster. (This is your belief, but you are not be correct in it.)
You think I saw the monster. (Maybe someone saw it, but it wasn’t me.)
You think I saw the monster. (I did something with the monster, but I may not have seen it.)
You think I saw the monster . (I saw something, but it may not have been the monster.)

Упражнение 4
После того как ученик справился с предыдущим упражнением, возьмите это же предложение или любое другое. Например, “John likes his new job ”. Произнесите его по разному, каждый раз делая акцент на новом слове. Ученик должен отреагировать на каждое, основывая свой ответ на том слове, которое вы подчеркнули. Например, если вы сказали “John likes the company ”, ученик может ответить: “Oh,him? I thought you were talking about Mike.”

Упражнение 5

Подготовьте для ученика короткий диалог вместе с транскриптом. Во время первого прослушивания диалога студент одновременно читает транскрипт. Прослушав диалог он должен отметить в диалоге те слова, на которых, по его мнению, участники диалога делали ударение. После дайте ученику прослушать диалог еще раз и проверить, правильно ли им были расставлены ударения.

Упражнение 6
Подготовьте для студента несколько предложений. Он должен их прочесть и, исходя исключительно из контекста, решить на каких словах делать ударение. Например,
I was so angry at John. He forgot to call me on my birthday. He said he had remembered, but that it was too late to call.
Может быть более одного правильного ответа, поэтому ученик должен аргументировать свой выбор.

Интонация

Ученик может иметь прекрасное произношение, но если говорит без интонации - это также, как и неправильное ударение, может привести к недоразумениям в речи. Несколько упражнений для развития чувства интонации.

Упражнение 1
Лучший способ проиллюстрировать различия в интонации - сказать одно и то же предложение по-разному, обсудить эмоции и намерения говорящего в каждом случае. Начинать следует с коротких фраз и предложений.

Sorry. (apology) Yes. (agreement)
Sorry? (clarification) Yes? (prompting to speak)

После этого можно перейти к более длинным фразам и предложениям.

Say: Isn’t it hot. Ask: Am I asking a question or making a comment about the weather?
Say: Don’t you like coffee? Ask: Do I sound certain or surprised?

Наконец попросите ученика определить эмоции самостоятельно.

Say: “You have to go?” Ask: What emotion am I indicating? (surprise).
You’re John, aren’t you? (The speaker is certain.)
You’re John, aren’t you? (The speaker is uncertain.)
Isn’t that funny. (The speaker is making a comment.)
Isn’t that funny? (The speaker is asking a question/seeking affirmation.)

Упражнение 2
Дайте ученику серию вопросов, которые необходимо проанализировать. Попросите с помощью стрелки отметить интонацию в каждом вопросе.

Did you remember to buy the milk?
Where did you buy that?

На основе вопросов ученик должен выработать следующие правила для интонации:

Yes/No questions
Questions that begin with wh-words
Statements
Expressing surprise
Sarcasm or disbelief

Упражнение 3
Попросите ученика ответить на различные ситуации одним словом. Поскольку он может использовать только одно, то придется тщательно подбирать интонацию, чтобы правильно передать смысл. Например,

Say: What do you say to a friend who’s just arrived late?

Student: Late.

Say: Your friend has not arrived yet, but you’re not sure why. What do you say to your other friend?

Student: Late?

Подготовьте простой диалог.
A: Good afternoon.
B: Hi. How are you?
A: Fine, thanks. And you?
B: I’ve been busy, but good.
A: Well, it was nice talking to you. See you later.
B: Same to you. Goodbye.

Вместе с учеником разыграйте этот диалог в различных сценариях. Например,
— двое друзей, которые впервые за несколько лет встретились;
— сотрудник и бывший начальник;
— мальчика и девочка, которые друг другу нравятся;
— незнакомые друг другу люди в самолете.

Обратите внимание ученика на то, что единственное отличие между сценариями - интонация и ритм речи. Тем не менее именно из-за них диалоги могут выражать совершенно разный смысл и чувства. Выполнив эти упражнения ученик начнет говорить выразительно и правильно оформлять речь.


Термин "интонация" ввел в употребление Б.Л. Яворский. Исходя из определенного сходства словесно-речевого и музыкального интонирования, он рассматривал интонацию в качестве основы выразительности в музыке. Однако, как известно, понятием «интонация» стал широко пользоваться, более того, создал учение об интонации, Б.В. Асафьев. Ученый трактовал понятие интонации широко и многогранно: как интервал и «попевку», мелодическую фразу, и мелодически осмысленную гармонию, рассматривая мелодический слух как важнейший компонент музыкального слуха.

Мелодический слух – это способность воспринимать, интонировать, оценивать и эмоционально переживать мелодические явления. Он играет ведущую роль при интонировании в процессе исполнения и слушании музыки. Поэтому развитие мелодического слуха и выработка на его основе навыков интонирования является одной из основных задач слухового воспитания на уроках сольфеджио. Мелодический слух включает в себя ладовый и интервальный слух.

Как отмечает Л.М. Маслёнкова: «В освоении диатоники классического мажора и минора исторически сложилось два пути. Один из них предполагает движение от маленькой интонационной ячейки к постепенному набиранию полного звукоряда, другой построен на выделении отдельных ступеней из полного звукоряда. Показателями овладения классической тональностью служат три момента: учащийся ощущает тонику, держит строй и слышит каждую ступень в отдельности».

Интервальный слух - это способность оценивать интервал как соотношение двух звуков, обладающее устойчивым выразительным свойством.

Интервалы принято изучать как в ладу, так и от звука. Изучение интервалов в ладу воспитывает интонационную точность и выразительность пения, гибкость и интонационную чуткость слуха. Пение интервалов от звука способствует свободному интонированию музыки XX - XXI веков, где ладово-конструктивная роль интервала становится определяющей в условиях расширенного звукового состава лада и ладовой переменности.

Развитие мелодического слуха происходит в различных формах работы на уроках сольфеджио. Особое место среди них занимают интонационные упражнения. Они служат для накопления внутренних слуховых представлений и являются гимнастикой слуха.

Преподавателю сольфеджио необходимо на каждом уроке (5-7 мин.) уделять внимание интонационным упражнениям, так как они дают возможность постепенно отрабатывать навыки восприятия и воспроизведения отдельных элементов музыкального языка и наиболее быстро подводят к основной цели – умению их сольфеджировать и слышать.

Для достижения прочности знаний необходимо помнить, что процесс усвоения любого элемента музыкального языка имеет четыре стадии: ознакомление, слушание, запоминание путем многократного повторения и его воспроизведение.

Интонационные упражнения можно классифицировать по ряду признаков. По количеству голосов - одноголосные и многоголосные. По методическому признаку их можно разделить на упражнения в ладу, от отдельно взятого звука, без сопровождения и с гармоническим сопровождением. Примеры интонационных упражнений:

1.Пение последовательности ступеней одноименном мажоре и миноре с названием звуков или на слоги, например:

2. Импровизация мелодических «попевок» на фоне гармонического сопровождения в мажоре и миноре, например:

3.Пение гаммы с названием нот. Пение устойчивых ступеней, неустойчивых и вводных ступеней, например:

    Пение интонационных «попевок» в определённом размере и ритме, например:

    Пение верхнего тетрахорда трёх видов минора, например:

    Интонационные упражнения для развития интервального слуха состоят из пения интервалов как соотношение ступеней лада (то есть с опорой на развитый ладовый слух). Они основаны на свободном интонировании интервалов от звука вверх и вниз, а также интервалов, входящих в состав аккорда, например:

Сочинение и импровизация мелодии

Этот вид работы предусматривает несколько направлений: спонтанное сочинение на заданные тексты, при котором ученик импровизирует окончание фразы, начатой педагогом; импровизация мелодий в форме рондо (в мелодии рефрена закрепляются определенные интонационно-ритмические модели), сочинение мелодий на данный ритмический рисунок и др. Примеры творческих заданий, направленных на развитие мелодического слуха:

    Допевание мелодий на нейтральный слог, с названием звуков в изученных тональностях.

    Импровизация фразы – ответа с окончанием на тонике:

3. Импровизация и письменное сочинение на заданный ритмический рисунок:

4.Сочинение мелодических вариантов фразы, предложения:

5.Импровизация окончания музыкальной фразы:

6.Импровизация мелодий на данный ритмический рисунок с использованием интонаций пройденных интервалов, движения по звукам изученных аккордов:

7. Импровизация мелодии на основе данной гармонической последовательности:

8. Сочинение мелодии по заданной интонационной модели (различные виды мелодического движения). М ожно использовать карточки – модели. Если ритмические карточки представляют ритмическую модель так, как она выглядит в нотном тексте, то мелодическая модель выглядит графически более условно:

9. Сочинение мелодий на основе данной последовательности ступеней лада–ученику предлагается импровизировать или сочинить мелодию в указанном размере.

10.Сочинение и импровизация по заданному ритмическому рисунку в указанной тональности. Например: сочинить мелодию на данный ритм:

11.Досочинение мелодии с модуляцией во втором предложении:

12.Жанровые преобразования мелодии (вальс, марш, полька, мазурка) с помощью изменения размера и ритмического рисунка (с возможным добавлением звуков), например:

Учебные пособия, используемые на уроках сольфеджио для интонационной работы: клавиатура, лесенка, столбица – пространственно наглядное пособие, отражающее внутреннее строение лада (устойчивые и неустойчивые ступени, их тяготения).


Формы исполнения упражнений могут быть разные: пение хором, группами и индивидуально, пение по «цепочке», пение вслух и про себя, на гласные и на слоги, пение с текстом и с закрытым ртом.

Ритм при пении упражнений необходимо выбирать равномерный, спокойный. Когда интонационные упражнения уже освоены, возможно, варьирование темпа и ритма. Но вначале лучше брать не сложный ритм, чтобы больше фиксировать внимание на интонации.

Л. Маслёнкова в своей книге «Интенсивный курс сольфеджио» предлагает начинать изучение мажорных и минорных ладов через одновременное освоение ладовых и интервальных интонаций .

При построении интонационных упражнений необходимо избегать заученных схем. Для этого необходимо изменять направление движения при пении интервалов и аккордов. Аккорды рекомендуется пропевать во всех возможных комбинациях, в различных темпах, используя различные штрихи, что создает дополнительные трудности и способствует их лучшему усвоению. Работая над чистотой интонации, нельзя забывать о воспитании вокальных навыков и работе над развитием голоса учащихся.

Основные требования, которые необходимо предъявлять к пению на уроках сольфеджио:

    Любое интонационное упражнение, примеры для сольфеджирования должны быть не только точно проинтонированы, но и красиво, музыкально исполнены распевно, а не точечным звуком. Дыхание при пении должно быть свободным и меняться по фразам или по имеющимся в тексте указаниям.

    Для четкого, ясного произнесения названия нот или текста, необходимо выработать четкую, активную артикуляцию, специально работать над дикцией, осмысленностью и выразительностью исполнения, с точным соблюдением динамических оттенков, указанных в тексте.

    Пение каждого упражнения следует проводить с гармонической поддержкой.

Как отмечает Е. Давыдова, - «именно гармония, звуковые комплексы помогают осознанию ладовых связей, и способствует уточнению интонации». Мелодию упражнения не следует помещать в верхний голос гармонии. В том случае, если мелодия дублируется верхним голосом гармонии, интонирование будет стремиться к темперированному строю фортепиано и станет маловариантным и не гибким.

После пения с гармоническим сопровождением, необходимо перейти к пению a capella . При пении a capella внутренний слух функционирует наиболее активно, а интонирование наиболее полно выявляет ладоинтонационное и метроритмическое строение мелодии.

Воспитание чистого интонирования это процесс одновременного и взаимосвязанного воспитания слуховых и мышечных навыков поющего. Важно постоянно воспитывать чувство слухового самоконтроля – внимательного вслушивания в собственную интонацию. Осмысленность и выразительность пения способствует чистоте интонации и устойчивости строя. Чистота интонирования также зависит от умения делать структурный ладовый и интервальный анализ мелодии.

При пении важно хорошо развитое ладовое чувство. Чуткий ладовый слух вносит коррективы в интонирование мелодии. На уроках сольфеджио необходимо воспитывать навык «слышу – пою».

При сочинении интонационных упражнений по любой теме необходимо несколько условий:

    Каждое упражнение должно отвечать избранной теме, то есть отрабатывать определенный элемент, довести его усвоение до уровня подсознания.

    Интонационные и ритмические стороны в упражнении не должны мешать одна другой. Поэтому метроритм в интонационных упражнениях должен быть простой и ясный. А в упражнениях на усвоение ритма должна быть простейшая интонация.

3.Упражнения должны быть минимальных размеров. Они должны легко укладываться в сознание учащихся, содержать секвентное развитие; странспонированы в различные тональности, удобны для интонирования с учетом диапазона голосов данной группы.

4. Цель и смысл каждого из них должны быть понятны для каждого учащегося.

Полезно учащимся задание: придумывать последовательности ступеней, интервалов, небольшие мелодические обороты на данной метроритмической основе, а также мелодии, содержащие сопоставление различных ладов (мажора и минора), например:

Таким образом, в комплексе средств и форм работы по воспитанию и развитию музыкального слуха, интонированию принадлежит ведущая роль. Вне точности интонации, вне чистоты строя все остальные вопросы слухового воспитания теряют смысл. Борис Асафьев говорил: «В музыке необходимо быть в тоне, то есть интонировать. Закон интонации понимать как высказывания мысли и чувства» . Верность интонации это активное проявление точности восприятия, следовательно, чистота интонирования – это не только результат, к которому надо стремиться, а также одно из условий успешного воспитания музыкального слуха.

Литература

    Вахромеев В. Вопросы методики преподавания сольфеджио в детской музыкальной школе.- М., 1978.

    Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио.- М., 1973.

    Масленкова Л.М. Интенсивный курс сольфеджио.- СПб.,2003.

    Незванов Б.А. Интонирование в курсе сольфеджио.- Л, 1985.

    Островский АЛ. Методика теории музыки и сольфеджио.- Л., 1970.