XII. Закрепление и дифференциация звуков в слогах, словах, в предложениях. Формирование навыков письма и чтения. IX. Развитие графомоторных навыков
СЛАВЯНСКИЕ ЯЗЫКИ, группа языков, принадлежащая к индоевропейской семье, на которых говорят более 440 млн. человек в Восточной Европе и в Северной и Центральной Азии. Тринадцать существующих в настоящее время славянских языков делятся на три группы: 1) восточнославянская группа включает русский, украинский и белорусский языки; 2) западнославянская включает польский, чешский, словацкий, кашубский (на котором говорят на небольшой территории на севере Польши) и два лужицких (или серболужицких) языка – верхнелужицкий и нижнелужицкий, распространенных на небольших территориях на востоке Германии; 3) в южнославянскую группу входят: сербскохорватский язык (на котором говорят в Югославии, Хорватии и Боснии-Герцеговине), словенский, македонский и болгарский язык. Кроме того, имеется три мертвых языка – словинский, исчезнувший в начале 20 в., полабский, вымерший в 18 в., а также старославянский – язык первых славянских переводов Священного писания, в основе которого лежит один из древних южнославянских диалектов и который использовался в богослужении в славянской православной церкви, но никогда не был повседневным разговорным языком (см . СТАРОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК).
В современных славянских языках имеется множество слов, общих с другими индоевропейскими языками. Многие славянские слова похожи на соответствующие английские, например: сестра – sister , три – three , нос – nose , ночь – night и др. В других случаях общее происхождение слов менее очевидно. Русское слово видеть родственно латинскому videre , русское слово пять родственно немецкому fünf , латинскому quinque (ср. музыкальный термин квинтет ), греческому penta , которое присутствует, например, в заимствованном слове пентагон (букв. «пятиугольник»).
Важную роль в системе славянского консонантизма играет палатализация – приближение плоской средней части языка к нёбу при произнесении звука. Почти все согласные в славянских языках могут быть как твердыми (непалатализованными), так и мягкими (палатализованными). В области фонетики между славянскими языками также имеются некоторые существенные различия. В польском и кашубском языках, например, сохранились два назализованных (носовых) гласных – ą и ERROR , исчезнувшие в других славянских языках. Славянские языки сильно различаются ударением. В чешском, словацком и лужицком ударение обычно падает на первый слог слова; в польском – на предпоследний; в сербскохорватском ударным может быть любой слог, кроме последнего; в русском, украинском и белорусском ударение может падать на любой слог слова.
Все славянские языки, кроме болгарского и македонского, имеют несколько типов склонения существительных и прилагательных, которые изменяются по шести или семи падежам, по числам и по трем родам. Наличие семи падежей (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, местный или предложный и звательный) свидетельствует об архаичности славянских языков и близости их к индоевропейскому языку, в котором было предположительно восемь падежей. Важной особенностью славянских языков является категория глагольного вида: всякий глагол относится либо к совершенному, либо к несовершенному виду и обозначает, соответственно, либо завершенное, либо длящееся или повторяющееся действие.
Территория обитания славянских племен в Восточной Европе в 5–8 вв. н.э. быстро расширялась, и к 8 в. общеславянский язык распространился от севера России до юга Греции и от Эльбы и Адриатического моря до Волги. Вплоть до 8 или 9 в. это был в основном единый язык, но постепенно различия между территориальными диалектами становились более заметными. К 10 в. существовали уже предшественники современных славянских языков.
Валентина Персидская
Конспект занятия «Звук [З] и буква «З»
Программные задачи : - закрепить правильное произношение звука
«З» в слогах, словах, предложениях;
Познакомить детей с буквой «З» ;
Анализ, синтез и чтение обратных и прямых
Преобразование прямых слогов;
Учить анализировать слово «козы» и состав-
лять схему этого слова;
Учить детей показывать мимикой различные
эмоциональные состояния.
Оборудование : комар на ниточке, куклы, сумка, предметные кар-
тинки, наборное полотно с буквами , кассы букв ,
пеналы, тетради по количеству детей.
Ход ЗАНЯТИЯ
Организационный момент. Игра «Комар» . Логопед держит подве-
шенного бумажного комара и произносит З –З –З.
К нам в гости прилетел комар. Давайте покажем как мы
боимся комара, а теперь не боимся; теперь покажем
комара, который надоел нам; а если комар укусил нас, а
теперь мы его прогоняем (на все просьбы логопеда дети
показывают мимикой что их просят).
1. Сообщение темы.
Летал комар, звенел и разбудил Зою.
Зоя. Какой первый звук в имени девочки Зои ? – «З»
Давайте вспомним какой это звук .
Дети отвечают : - согласный, твердый, звонкий.
2. Произношение звука «З» в слогах. Анализ и синтез слогов.
Если я скажу «З» , а потом «А» –какой слог получится – ЗА.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
Если я скажу «З» , а потом «О» – какой слог получится – ЗО.
Назовите гласный звук . Назовите согласный звук .
А теперь я произнесу слог - ЗУ.
Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Кокой первый звук ? – «З» . Какой второй звук ? – «У» .
звук ?
Теперь я скажу ЗЫ. Сколько звуков я произнесла ? – Два.
Какой первый? – «З» . Какой второй? – «Ы» .
Какой гласный? Какой согласный звук ?
3. Произношение звука «З» в словах.
К Зое в гости пришла подружка. Придумайте ей имя со звуком «З» .
Догадайтесь, что она принесла с собой (из сумочки достаются различные предметные картинки) . Нужно выбрать из предложенных картинок те, в названии которых есть звук «З» .
4. Дидактическая игра «Телефон» .
Решили девочки поиграть в игру, которая называется «Телефон» .
Нужно передать по телефону слова (т. е. повторить за мной, если
кто-то ошибается повторяет заново всю цепочку слов.
Зайка, мозаика, зонтик, ваза.
Незабудка, роза, мимоза, коза.
Забор, воз, паровоз, вокзал.
5. Произношение «З» в предложениях.
Лиза и Зоя очень любят чистоговорки. Давайте сочиним для них.
Я начинаю, а вы заканчиваете, затем повторяете всю строчку.
За –за –за, на лугу стоит коза.
Зу –зу –зу, вместе мы пасли козу.
Зы –зы – зы, колокольчик у козы.
За –за –за, уходи домой, коза.
Молодцы! Лизе и Зое очень понравилось.
6. Физминутка.
Зоя и Лиза приглашают вместе с ними сделать зарядку.
Скок – поскок, скок – поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт,
В чехарду играть зовёт.
Лапки вверх, лапки вниз
На носочки подтянись!
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок – скок – скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
7. Знакомство с буквой «З» .
Знаете, как называется эта книга? (Логопед показывает азбуку) .
Азбука. Зоя азбуку взяла, букву «З» в ней назвала. Логопед
показывает букву «З» .
Отыщите букву «З» у себя в кассе букв . Посмотрите на неё внимательно. На что она похожа (на змею, ленту, цифру три….)
Сколько элементов у буквы «З» ? – Два.
Какие это элементы? – два полукруга.
Логопед пишет на доске букву «З» и читает стихотворение :
«З» – не просто завитушка,
«З» – пружинка, крендель, стружка.
На эту букву посмотри :
Она совсем как цифра три.
Обводим по контуру букву «З» в кассе.
А теперь пишем её в воздухе. Вначале показывает логопед.
Печатаем в тетради.
Молодцы! Тетради закрыли и положили на край стола.
8. Чтение слогов с доски.
(Предварительно логопед набирает обратные слоги на доске.)
АЗ УЗ ЭЗ ОЗ ЫЗ
А теперь закрываем глаза. (Тем временем логопед меняет местами буквы . Получаются прямые слоги). Читаем.
ЗА ЗУ ЗЭ ЗО ЗЫ
9. Выкладывание слога ЗА. Преобразование его.
А теперь работаем с кассой букв . Выложите слог ЗА.
(Несколько детей по просьбе логопеда читают слог) .
Теперь замените вторую букву так , чтобы получился слог ЗУ.
(Несколько детей читают этот слог)
Тоже самое с буквами «Э» , «О» , «Ы» , и каждый раз читаем.
10. Звуко -слоговой анализ слова «козы» . Выкладывание схемы.
Произнесите слово – козы. Обозначьте его.
Чем будем обозначать? – Зелёной полосой.
Сколько слогов в этом слове? Почему? Обозначьте их.
Чем будем обозначать? – Красными полосками.
Какой первый слог? (дети называют)
Какой второй? (дети называют)
Повторите первый слог. (дети повторяют)
Сколько звуков в первом слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Повторите второй слог. (дети повторяют)
Сколько звуков во втором слоге ? Охарактеризовать их.
Обозначьте.
Вот мы и выложили схему слова «козы» . Молодцы!
(Можно повторить всю схему слова)
11. Итог занятия .
С какой буквой мы сегодня знакомились?
Сколько элементов у этой буквы ?
Молодцы! Вы сегодня хорошо занимались. Лизе и Зои очень понравилось.
Здравствуйте, знакомьтесь, это буква – З . З – не просто завитушка, это серьёзная, важная буква. Кто-то скажет, что она похожа на змейку, пружинку, стружку, и даже на бараньи рога, но любой, хорошо знакомый с цифрами уверен, что буква З – копия цифры три.
Любимые животные буквы З — зайцы, землеройки, зебры, зимородки, змеи, зяблики, зубры, и даже комарики. А почему же комарики, спросите вы? Ведь слово «комарики» не начинается на букву З. Всё очень просто. Вы слышали, как пищат эти насекомые? З-з-з.. Комары много раз «припевают» заветную букву.
Одно из самых любимых слов буквы З — «зоопарк». Почему? Потому что именно там живут её любимые, замечательные звери.
Буква З – девятая буква русского алфавита. Какая она, эта буква? Звонкая, заманчивая, загадочная, задумчивая, застенчивая, знаменитая, знатная. Она – буква-запевала. А ещё буква З – знающая. Она хорошо знает, что такое математические знаки.
Математические знаки – это «плюс +», «минус -», «равно =», «больше >», «меньше <» и другие. Как нам по секрету сказала буква З, математические знаки появились за три с половиной тысячи лет до нашей эры. Правда, тогда они выглядели по-другому. Та математическая символика, которая используется сейчас, появилась в XIV – XVIII веках.
Буква З – богатая. Именно на эту букву начинается слово «золото». Детям хорошо знакома сказка «Золушка». Она — о бедной, доброй девушке с «золотыми», умелыми руками.
Загадка на букву З
Показался зверь лесной,
Вон, за той большой сосной,
Говорят, что он косой,
Вечно бегает босой.
Разглядишь среди травы?
(Уши выше головы).
Ответ:
заяц
Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].
Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк
Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник
Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз
Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка
Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
Загадки с буквой З
()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/
Зимой серый, а летом белый.
/заяц/
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/
Стихотворения про букву З
()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.
В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.
Скороговорки
()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.
Чистоговорки
Изображение буквы З и слова на букву З
Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.
Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.
Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:
– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!
– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.
– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.
– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.
– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?
– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».
У неё был телефон, по которому она звонила.
– Дзынь, дзынь, дзынь.
– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.
– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.
– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».
– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.
И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:
– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!
– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.
Буква З - девятая буква русского алфавита. Он обозначает согласный звонкий звук, твёрдый [З] и мягкий [З"].
Слова, на букву З : завод, занавески, зубы, зал, заяц, змея, значок, зонт, зебра, забор, забег, заря, закон, запах, зашить, звено, земля, зима, зола, зерно, забыть, забота, задача, заметка, засуха, зверьё, зевать, золото, зоопарк
Слова, в которых буква З в середине слова : база, Азия, ваза, изюм, изба, Лиза, муза, указка, язык, базар, вздох, взрослый, газон, гроза, козёл, озеро, сезон, физика, бензин, воздух, газета, грызун, польза, медуза, низкий, нельзя, огрызок, поздний, поезд, резина, праздник
Слова с буквой З на конце : таз, арбуз, блюз, глаз, груз, союз, указ, алмаз, девиз, круиз, порез, склероз, скалолаз, мороз, паровоз
Несколько букв З в слове : зазнайка, заказ, зигзаг, звёзды, замазка
Как писать букву З?
На эту букву посмотри:
Она совсем как цифра "три"!
Буква З на В похожа.
Голова, животик тоже.
Только слева без черты
Букву З рисуешь ты.
Загадки с буквой З
()
Зебра, ты сестра лошадки?
Поиграй-ка с нами в прятки.
Спрячься где-нибудь, в лозе,
На картинке с буквой...
Себя он раскрывает, тебя он закрывает.
Только дождичек пройдёт - сделает наоборот.
/зонт/
Зимой серый, а летом белый.
/заяц/
Кто длиннее, чем чулок?
У кого ни рук, ни ног?
Кожа, словно чешуя
По земле ползёт она.
/змея/
Стихотворения про букву З
()
За забором зайка скачет,
В лапках букву З он прячет,
Зайка, зайка, выходи,
Деткам букву З верни.
З - не просто завитушка,
З - пружинка, крендель, стружка.
Извиваюсь, словно змейка.
Срисовать меня сумей-ка!
Ищут звери в зоопарке,
Букву З, в высокой травке,
Айболит всем говорит,
Заяц знает, З звенит.
В звезде найдёшь ты букву З,
И в золоте, и в розе,
Земле, алмазе, бирюзе,
Заре, земле, морозе.
На обед дал клоун Гоша
Листья фикуса козе.
Откусила та. И что же?
Фокус-покус! - Буква З.
Забияка З большая,
Дразнит часто букву С,
Только С не обижает
Буквы З сей интерес.
Буква З звонок купила,
И с утра в него звонила.
Зайцев в гости зазывала,
Завтраком их ушощала.
Скороговорки
()
Звенит звонок, зовёт звонок,
И Зое надо на урок.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Зелёная берёза стоит в лесу,
Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Соня - незнайка,
А Зина - зазнайка.
Роза - зазнайка,
А Зоя - незнайка.
У Зины много забот,
Заболел у зайки живот.
Зимним утром от мороза
На заре звенят берёзы.
Девочка везла на возу
Козлёнка, козла и козу.
Девчонка в лесу проспала
Козлёнка, козу и козла.
Чистоговорки
Изображение буквы З и слова на букву З
Буква «З» жила этажом ниже буквы «Ж». Рано утром она просыпалась, напевала свою любимую песенку: з – з – з – з, за, зо, зу, зи, зэ… И шла умываться и чистить зубы.
Надо сказать, что каждое утро буква «З» чистила зубы новой зубной пастой. У неё была огромная коллекция зубных паст со всех стран мира! Потому что в каждой стране у буквы «З» были друзья: мальчики и девочки, которые тоже очень любили чистить зубки. И они высылали букве «З» зубную пасту для её коллекции. В коллекции какой только пасты не было! И фруктовая, и ванильная, и мятная, и со вкусом мороженого, разная-разная.
Так вот, почистив свои чудесные здоровые зубки, буква «З» отправилась на прогулку. Она долго-долго шла по лесу и заблудилась. Она искала дорогу, но так и не могла выйти на неё. И буква «З» зашла внутрь домика, на котором были нарисованы незнакомые знаки. Внутри к ней навстречу вышла странная палочка с носиком (1) и сказала:
– Эй, где ты ходишь, цифра 3 (три), заходи!
– Ой, извините, но я не цифра три, я буква «З», вы меня перепутали.
– Да нет же, ты цифра три! – не унималась эта странная палочка. – А я – цифра один.
– А! – догадалась буква «З», она слышала про это удивительное царство цифр, – Я знаю, вы все цифры! Но я пришла из алфавита, я просто заблудилась.
– Да? – удивилась цифра один, – тогда где же наша цифра три?
– А может быть она тоже заблудилась и теперь сидит в нашем домике – Алфавите, и все её перепутали со мной, с буквой «З»? Сейчас я позвоню букве «А» и всё узнаю! – сказала буква «З».
У неё был телефон, по которому она звонила.
– Дзынь, дзынь, дзынь.
– Алё, это буква «А»? Да? А это буква «З». Что? У вас уже есть буква «З»? Да нет же, это не я, это цифра три! Ах, что делать? Все всё перепутали и запутали.
– Что, что, – ответила цифра один, – нужно идти к вам и выручать цифру три.
– Но я заблудилась и не помню дорогу домой! – возразила буква «З».
– Зато у нас есть карта, на которой всё написано и нарисованы все дороги, как до них добраться и как добраться до твоего домика Алфавита.
И они взяли карту, и пошли искать домик, в котором жила буква «З». Они долго шли и наконец, нашли домик. Там были все буквы и перед ними стояла и плакала цифра три. Она им говорила:
– Да никакая я не буква «З», я цифра! Цифра три!
– Да, да! Это я буква «З»! – крикнула подбежавшая буква «З» и встала рядом с цифрой три.