Взрыв в Арзамасе: описание, причины трагедии, число погибших, расследование катастрофы. Техногенная катастрофа

Число дня рождения 9 символизирует сильную личность с потенциальным интеллектом, способную к высокому развитию. Здесь успех дарит мир искусства и художеств, артистический талант и творческая, созидательная сила.

Таким людям лучше сразу отказаться от профессий коммерсанта, металлурга, военного. Их проблема нередко заключается в осознании своих талантов и способностей и в выборе правильного жизненного пути.

Число 9 часто считается главным числом нумерологии, со специальным, иногда даже сакральным значением. Связано это с тем, что при умножении на любое число, девятка воспроизводит себя. Напрмер, 9 х 4 = 36 => 3 + 6 = 9. Эти люди способны на самые лучшие чувства по отношению к близким. Но они часто попадают во всякого рода неприятные ситуации.

Счастливый день недели для числа 9 - пятница.

Ваша планета - Нептун.

Совет: Под этим числом дня рождения рождаются и великие изобретатели, и открыватели нового, и музыканты. Все зависит от Ваших способностей и желания. Оба эти фактора следует объединить, направить на одну цель - тогда успех гарантирован.

Важно: Любовь к людям, стремление к совершенству.
Девятка наделяет человека духовной активностью и способствует высшей мыслительной деятельности.

Человек девятки склонен к религиозным откровениям, космическим контактам, синтетическим наукам, самообразованию. Покровительствует композиторам и музыкантам, мореплавателям и поэтам, психологам и гипнотезёрам.

Судьба такого человека может быть изменчивой и непостоянной. Среди людей девятки много революционеров, наркоманов и алкоголиков.

Любовь и секс:

Эти люди полностью отдаются любви и страстно желают быть любимыми. Жажда любви у них настолько велика, что они готовы ради нее на что угодно, даже на унижения.

Большое значение придают атрибутике романтического ухаживания. При этом быстро теряют интерес к объекту своего влечения, если он (или она) долго не поддаются соблазну.

Во многих случаях брак с этими людьми удачен, хотя бы потому, что это весьма сексуальные люди. К вопросу нравственности они относятся серьезно. На некотором этапе эти люди могут захотеть пересмотреть брачные отношения, даже если семья счастлива и между супругами царит любовь.

Они захотят узнать, почему любят друг друга. После этого они пожелают каждый день видеть подтверждение любви.

Число рождения для женщины

Число рождения 9 для женщины Неординарная, неуловимая женщина, всегда полна интересных замыслов, все время находится в движении. Предпочитает общаться с образованными и интеллигентными людьми, творческими личностями, чьи интересы лежат в области философии, культуры и искусства. Ей нравится со своим другом вместе ходить на всевозможные выставки, принимать участие в общественной, социальной или политической жизни. Она ожидает море цветов и подарков от поклонников. Ужин при свечах в торжественной обстановке действует на нее опьяняюще и приводит к созданию прочного союза. В отношениях с партнером вечно стремится поучать или демонстрировать знания. Она нуждается в красоте, и сама хочет быть красивой во всех отношениях. Следит за своей внешностью, но дома позволяет себе одеться во что попало. Ее нужно любить без оглядки на условности. Она ненавидит собственнические инстинкты и стяжательство во всех его проявлениях. Ей нравится неформальный образ жизни и общество многочисленных друзей. Всегда непредсказуема. Имеет склонность связываться с мужчинами, которые ей на самом деле не нужны. Она может раствориться в любви к избраннику, полностью отдать себя ему, или так и не познать, что есть любовь и любовь ли это была. Хорошие продолжительные отношения у нее могут сложиться с партнером, который нетребователен к ней, создает ей материальный комфорт и ощущение свободы.

Число рождения для мужчины

Число рождения 9 для мужчины Это интеллектуальный, романтичный, весьма эрудированный мужчина. Он общительный, откровенный, живет с открытым сердцем. Интеллектуальное и духовное общение становится главным в отношениях с ним. Он стремится к людям определившимся, нашедшим свое самовыражение. Строго придерживается своих убеждений, идейные разногласия могут стать непреодолимой преградой в отношениях. Любовь - это нечто больше происходящее в его го-лове, чем в сердце. Разумом он пытается управлять чувствами своими и партнера. Предъявляет высокие требования к своей избраннице. Тщательно планирует встречи, продумывая все детали, и старается применять методы обольщения, которые использовались еще в 18 веке. Ценит уважение и честность друг перед другом. Обычно уверен в своей правоте и высоком качестве своих знаний. Главная его проблема - отрыв от реальности и несдержанность. Он стремится избегать настоящей близости в интимных отношениях. Для него важно сохранять свою свободу и ощущение, что он принадлежит только себе. Полагает, что секс - это физическое продолжение интеллектуального общения между полами. Любовь чаще всего встречает в путешествиях. Он очень чуток, и может жертвовать собственными потребностями ради партнера. Отношения с ним могут превратиться в восхитительный роман, но ему нужно научиться видеть в своей женщине реального человека.

Число рождения 4

Основной их характеристикой является ум и пессимизм. Эти люди обычно делают блестящую академическую карьеру. У них хорошая наблюдательность и восприимчивость к учебе. Они чрезвычайно эффективные работники, хотя и без лишнего старания. Делают любую работу методично, без метаний. Они не вспыльчивы, редко ссорятся. Расточительны, деньги от них так же быстро уходят, как и приходят.

Нелегко влюбляются, но если уж влюбились, то на всю жизнь. Они верны не по обязанности, а потому, что им очень трудно полюбить. Сексуальный аппетит средний.

Будучи прирожденными пессимистами, живут в постоянной печали, что очень трудно переносить окружающим. Неуверенны в людях. Не очень веря в себя, нуждаются в постоянном ободрении. Если получают поддержку, то чувствуют себя великолепно, если нет, то становятся колючими и вспыльчивыми. Пессимизм вредит им, т.к. из-за него часто не достигают большого успеха, упускают хорошие возможности, считая заранее, что ничего не выйдет.

Они не умеют экономить, во время нужды чрезвычайно подавлены, если не могут найти средства.
Партнеры, супруги, друзья должны приободрять их, т.к. лишенные поддержки, они теряются. Все окружающие должны быть воплощением терпения и силы. Взамен от таких людей они могут получить безупречную преданность, привязанность и надежность.

Им необходимо любой ценой преодолеть чувство неполноценности, от которого они сами страдают (упуская возможности, обвиняя мир в несправедливости). Чаще всего причина неудач в них самих. Им нужно поверить в себя, в свой ум и способности.
У них могут быть проблемы с почками, могут быть боли в спине и головы.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли - 2

Энергетика, харизма - 1

Познание, творчество - 1

Здоровье, красота - 1

Логика, интуиция - 0

Трудолюбие, мастерство - 2

Удача, везение - 0

Чувство долга - 3

Память, ум - 2

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») - 4

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») - 3

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») - 5

Целеустремленность (строка «1-4-7») - 3

Семейность (строка «2-5-8») - 4

Стабильность (строка «3-6-9») - 5

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») - 4

Темперамент (диагональ «3-5-7») - 1


Знак китайского зодиака Дракон

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Дракон стихии Земля года Ян

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим-волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это-му знаку.

  • Крыса — 23:00 — 01:00
  • Бык — 1:00 — 3:00
  • Тигр — 3:00 — 5:00
  • Кролик — 5:00 — 7:00
  • Дракон — 7:00 — 9:00
  • Змея — 09:00 — 11:00
  • Лошадь — 11:00 — 13:00
  • Коза — 13:00 — 15:00
  • Обезьяна — 15:00 — 17:00
  • Петух — 17:00 — 19:00
  • Собака — 19:00 — 21:00
  • Свинья — 21:00 — 23:00

Знак европейского зодиака Близнецы

Даты: 2013-05-21 -2013-06-21

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - тепло и влажность, гибкость, делимость, приспособляемость. В Зодиаке этим качествам соответствует воздушный тригон (треугольник): Близнецы, Весы и Водолей. Тригон Воздуха считается тригоном идей и интеллектуальности. Принцип: обмен, контакт.
Воздух определяет контакты и взаимосвязи. Стихия Воздуха наделяет человека такими качествами, как подвижность, деятельность, живость, переменчивость, гибкость, проворность, восприимчивость, вездесущесть, безграничность, любознательность. Воздух независим, свободен. Он отвечает за основные процессы на Земле - движение, размножение, продолжение рода, то есть за передачу жизни.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Воздуха, имеют сангвинический темперамент. Такие люди могут производить впечатление. Они быстры в решениях и делах, легко и быстро схватывают любую информацию, затем все это в переработанном по-своему виде передают другим людям. Они мгновенно приспосабливаются к любым переменам и изменениям в жизни. Им свойственна духовная гибкость, лабильность психики, подвижность ума, они неутомимы, пока увлечены каким-то делом. Однообразие их утомляет.
К недостаткам характера людей стихии Воздуха можно отнести отсутствие основательности и глубины в сфере мышления, в сфере чувств и деятельности, они весьма ненадежны, на них нельзя положиться. Они слишком поверхностны, нервозны, нерешительны, их цели и планы постоянно колеблются, меняются. Но свои недостатки они могут преподнести как достоинства.
Ни один тригон не обладает такими способностями к дипломатии и светскому образу жизни, как тригон Воздуха. Это виртуоз в умении устанавливать многочисленные и разнообразные связи, схватывать, связывать и использовать разнородную информацию. Люди Воздуха не терпят оседлого образа жизни, деловой рутины, чаще всего не имеют стабильной профессии, если только она не связана с информацией, поездками и контактами.
Наибольший успех люди тригона Воздуха имеют в области науки, техники, мира искусств, особенно литературы. А журналистика - это просто их стихия. Лучшими помощниками этих людей в работе являются их постоянное стремление к все новым и новым впечатлениям, новому опыту, беспрерывному обмену мыслями и идеями, взглядами и мнениями с окружающими их людьми и их умение устанавливать быстрые связи и контакты. Их идеал - находиться в центре всех событий.
Чаще всего люди стихии Воздуха не вписываются в общепризнанные рамки из-за тяги к свободе, они не любят обязательств, избегают излишней драматизации отношений. Даже обычная семейная жизнь для них может казаться определенным «крестом», от которого они будут стараться ускользнуть или, по крайней мере, его облегчить.
Однообразие и монотонность - их злейший враг, поэтому кризисы в сфере любви и брака для них обычная история. Их поверхностные чувства могут быстро воспламеняться и воодушевляться, а близкие контакты завязаться даже с первой встречи и с первым встречным, но все это будет продолжаться ровно до встречи со следующим объектом восторга и восхищения, до новой причины воодушевления и увлечения.
Родителям и воспитателям детей тригона Воздуха особое внимание следует обратить на их чрезмерный идеализм, поверхностность мышления, подверженность чужому влиянию. Поэтому необходимо как можно раньше заложить в них тот нравственный стержень, который будет их опорой в жизни. Поскольку ребенок данного тригона очень подвержен как плохим, так и хорошим влияниям, очень важно, кто находится рядом с ним. Роль родителей в выборе друзей очень важна. С таким ребенком надо быть постоянно в контакте, участвовать в его делах и находиться рядом во время отдыха, тогда духовная связь родителей и ребенка сохранится до конца жизни.
Самое большое преимущество людей этой стихии - умение контактировать с окружающим миром, умение связывать людей и обстоятельства, а самая большая опасность - душевное и духовное раздробление, часто вызывающее излишние переживания и разочарования.

Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Мутабельный крест - это крест разума, связи, приспособления, распределения. Главное качество - трансформация идеи. Он всегда находится здесь и сейчас, то есть в настоящем. Он дает подвижность, гибкость, приспособляемость, покладистость, двойственность. Люди, в гороскопах которых Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в мутабелъных знаках, обладают дипломатическими способностями. У них гибкий ум, тонкая интуиция. Они, как правило, очень осторожны, предусмотрительны, бдительны и постоянно находятся в состоянии ожидания, что помогает им приспосабливаться к любым ситуациям. Главное для них - это владеть информацией. Когда они чувствуют себя не очень компетентными или информированными в каком-либо вопросе, прекрасно умеют уклоняться и увертываться от всех и всего, хотя считаются самыми осведомленными из всего Зодиака. Они общительны, обходительны, словоохотливы, являются интересными собеседниками. Они легко и умело сдают позиции, сознаются в своих ошибках и промахах, соглашаются со своими оппонентами, собеседниками. Люди мутабельного креста стремятся к внутренней гармонии, согласию, посредничеству и сотрудничеству, но подвержены сильному внутреннему беспокойству и влиянию извне. Самая большая их страсть - это любопытство, которое заставляет их быть в постоянном движении. Их взгляды и мировоззрение довольно неустойчивы и зависят от окружения. Нередко у них отсутствует собственная точка зрения. Этим отчасти и объясняются причины их неуравновешенности и непостоянства, перемен в их жизни. Истинные цели и планы этих людей трудно предугадать, но зато они почти безошибочно угадывают планы других. Они используют любую возможность, которая может принести им пользу или прибыль, умело ухитряются обойти удары судьбы. Люди мутабельного креста - прирожденные реалисты. Для достижения своей цели они используют многочисленных друзей, приятелей, соседей, родню, сослуживцев, даже малознакомых людей. Жизненные кризисы легко переживаются и быстро забываются. Если нет прямого пути к жизненной цели, то они пойдут окружным путем, обдумывая каждый шаг, обходя все видимые острые углы, минуя все подводные камни. В чем им помогают их природная хитрость и лукавство, лесть и обман, способность к мошенничеству. Мутабельные знаки выручат из любой нештатной, необычной ситуации, такая ситуация не заставит их нервничать, они лишь почувствуют свою стихию, в которой могут наконец действовать. В то же время их психика и нервная система весьма неустойчивы. Серьезные препятствия могут быстро вывести их из строя, выбивают из колеи и отодвигают достижение цели. В этом случае они не сопротивляются, а плывут по течению.

Сегодня мы поговорим про железнодорожную катастрофу которая случилась в 1988 г. в Арзамасе.

Прошло почти 30 лет с момента самых крупных железнодорожных катастроф СССР. Они случились в один день — 4 июня, но с разницей в год. Такая роковая случайность (а, точнее, безалаберность людей и несовершенство жд системы, по некоторым версиям — теракты) стали причиной гибели не менее 700 человек только по официальным данным.

К самым крупным катастрофам конца 80-х гг относят взрыв на Чернобыльской АЭС, гибель теплохода «Нахимов», железнодорожные трагедии. 88-й год вообще был одним из самых «черных» в истории СССР — землетрясение в Армении (тогда погибло до 125 тысяч человек), ряд железнодорожных катастроф, несчастных случаев, стихийных бедствий. Однако и 1989-й год был не намного счастливее.

Несмотря на то, то прошло много времени, катастрофы до сих пор вспоминают, на местах трагических событий проходят митинги, по ТВ в день памяти показывают фильмы о крушениях поездов. Мы расскажем о трагедии в Арзамасе, затем о катастрофе под Уфой.

Арзамасская железнодорожная катастрофа

«Арзамасская железнодорожная катастрофа - взрыв при подходе к станции Арзамас-1 Горьковской железной дороги трех вагонов грузового поезда, следовавшего из Дзержинска в Казахстан, перевозивших гексоген для горных предприятий Казахстана, на железнодорожном переезде 4 июня 1988 года».

4 июня 1988 года — субботний день, многие люди, подходившие к платформе — дачники, грибники… Время — 9.32.

Взрыв произошел, когда поезд подходил к густо населенной жилой зоне при жд переходе. Арзамас — город в Нижегородской области, население около 100 тысяч человек. Взрыв в прямом смысле прогремел на весь город, гибель 91 человек и более 500 человек пострадавших стали для небольшого города всеобщей трагедией. К слову, когда взрывной волной были разрушены дома, магазины, выбиты стекла в торговых точках — не было зафиксировано ни одного случая мародерство.

Поезд вез взрывчатку для горных предприятий, понятно, что когда возник очаг возгорания — детонировал весь поезд, наибольший удар пришелся по трем вагонам, которым находились рядом с эпицентром взрыва, остальные вагоны были искорежены, разбросаны по территории.

«4 июня 1988 года в 09:32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 120 тоннами взрывчатки, предназначенной для горных и других предприятий, следовал через железнодорожный переезд в г. Арзамас, находясь в северной горловине станции Арзамас I. В этот момент (9:32) произошёл взрыв. Среди сдетонировавшей взрывчатки были:

30 тонн тротиловых шашек,

заряды для нефтедобычи,

25 тонн аммонала,

5 тонн аммонита,

30 тонн гексогена,

27 тонн октогена и др.

На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров. Взрывом был уничтожен 151 дом, 823 семьи остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

В пораженной зоне оказалось 160 промышленно-хозяйственных объектов. Основной версией причины взрыва сочли нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спецслужб других стран с целью нагнетания нестабильности в СССР.

В Арзамасе на месте взрыва построены часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве. Для пострадавших жителей на юге города был построен 11 микрорайон».

На железнодорожном переезде в момент трагедии стояли машины, все они были искорежены взрывной волной либо разорваны на куски так, что даже невозможно было установить точное количество жертв.

Рядом находящийся общественный транспорт также превратился в искореженные груды металла… в автобусах выбило стекла, сорвало крышу, трупы лежали с живыми. Люди, находящиеся рядом с окнами в автобусах, домах либо погибали от взрывных осколков либо навсегда оставались инвалидами, у кого-то ампутировали руки, ноги, лицо осталось в шрамах. Одна секунда перевернула жизнь арзамасовцев.

Более того — состав еще притормозил перед переездом и тогда произошел взрыв, но если бы взрыв произошел чуть позже — последствия были бы более устрашающими: ведь рядом находилась крупная нефтебаза, с цистернами нефти и сжиженного газа.

Очевидцы видели (несколько десятков человек) буквально перед взрывом дымок из двери одного вагона — как обозначали это те кто понимали суть — горит бикфордов шнур. Пять свидетелей обозначали «дымок» как бикфордов шнур… То есть это означало что поезд подорвали — это был теракт. Однако позже следователи установили, что с расстояния 200-300 метров невозможно точно понять, что свидетели видели горящий бикфордов шнур.

Версий механических причин случившегося была масса, как и политических причин… Основная версия, которой придерживались следователи — несчастный случай.

«В течение нескольких месяцев после взрыва на месте трагедии работала правительственная комиссия. Точно установить причины взрыва так и не удалось. Назывались несколько версий происшествия, среди которых самопроизвольный взрыв перевозимой взрывчатки (кристаллического гексогена или октогена) в результате механического повреждения, неисправность газопровода проходящего под железнодорожными путями, террористический акт и диверсия со стороны спецслужб других стран.

В 2003 году губернатор Нижегородской области Геннадий Ходырев публично высказывал твердую уверенность, что взрыв произошел в результате диверсии, однако данная версия не нашла достоверного подтверждения».

Еще версии (механические): искра от колес поезда, пролетев несколько метров, попала в дверь вагона, а там вспыхнула взрывчатка… гексоген и в других вагонах часто просто валялся на полу, вывалившись из разорванных мешков. Еще одно предположение: гексоген, которым было усыпано дно вагона, просочился в щели и стал сыпаться на колеса, из-за трения возникло нагревание и пошел дым (и это и был тот самый дым, который видели очевидцы), позже вспыхнули вагоны и произошел взрыв.

Политические версии включали диверсии, устранение главнокомандующих авиационной сферы (крупное совещание планировалось провести рядом со станцией, но в последний момент его перенесли в другое место), тактика Запада по подрыву репутации руководства СССР в глазах жителей страны (и ведь неспроста все это происходит перед распадом СС в 91-м), винили М.Горбачева в том, что он «засланец» Запада и с его подачи и действия либо бездействия и происходили многие страшные трагедии, целью которых были дестабилизация политической и общественной жизни в стране и крах репутации прежнего руководства в глазах простых граждан.

Но как бы там ни было — неясно почему вагоны со взрывчаткой не были разделены от остального состава пустыми вагонами или с гражданскими грузами, почему гексаген в поездах часто валялся на полу в рассыпанном виде, почему никто не среагировал на жалобы о сильном запахе газа возле места взрыва на жд переезде еще до трагедии.. То есть помимо всех политических козней — были не соблюдены элементарные правила безопасности….

4 июня 1988 года. 9:32 утра . Железнодорожная станция Арзамас-1 в городе Арзамасе Нижегородской области. Железнодорожный состав въезжает на станцию, внутри 3-х вагонов находится 120 тонн взрывчатых веществ. Это все сухие цифры, так любят писать в газетах и сводках новостей. Но трагедия для небольшого города намного сильнее чем 2 предложения в Комсомолке.

Взрыв прогремел в 9:32 (по другим данным 9:25), образовалась огромная воронка, двигатель поезда взлетев в воздух и приземлился за 200 метров от места происшествия.

91 человек (17 детей) погибли на месте, 800 человек пострадало, 823 человека потеряли дома , и это уже другие цифры. Трудно представить себе, что такое потерять все за долю секунды, просто в какой-то момент «щелк» и ничего нет.


На месте образовалась 26-метровая воронка. Сейчас, по прошествии уже 27 лет это место выглядит абсолютно обычно и если не знать, что тут произошло так и проедешь не заметив.


Но находясь на месте взрыва, в поле, постоянно присутствует тишина, действительно очень тихо и тяжело там ходить. Где-то лежат надмогильные камни, где-то торчат металлические детали, рельсы, небольшие воронки.


3 июня три вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны из Дзержинска. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.


Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1.


Из материалов проверки КГБ:

Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.

Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.

Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.

Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.



Комментарии очевидцев говорят лучше любых фактов. Сергей: «Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось

На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…

Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.

Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.

На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…»


На месте взрыва установили часовню и памятник в который вставили часы замершие в момент аварии.


Всего было рассмотрено 8 версий случившегося, не буду расписывать все из них, только выдержки из некоторых.

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.

В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.

Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.


Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.

Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.

Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…



Наталья: «Сначала подумала, что у кого-то взорвался газ. Выбежала на улицу и поняла, что случилось что-то страшное. Люди бежали к вокзалу. Недалеко от меня стояла грузовая машина, в кузове лежали распластанные тела двух мужчин. У одного из уха текла кровь. Оба черные, как будто в копоти. На земле лежала изуродованная женщина. Одежды на ней никакой, крови тоже не было. Кое-как погрузили ее в машину, носилок не было, положили на доски…»



Павел: «Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. „Нефтебаза взорвалась“ , — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой…»



В 1988-м году был выпущен настенный плакат — календарь на 1988 год с фотографией Олега Янковского на котором галочкой было помечена дата 4 июня . Фотография Янковского была такая — сидит он свесив левую руку с часами, на которых время 9 часов 25 минут (сотрудники КГБ полагали что именно в это время случился взрыв) примерно так как фото часов было нечётким.


В интернете можно встретить комментарии: «Да все так и есть. И календарь -, изданный накануне 1988 года — сигнал атаки, способ известный, описанный неоднократно в литературе — через газету, средства массовой информации передавать условный сигнал, время, место. А на станции стоял спецэшелон, и рядом нефтебаза, это море огня, далее — завод на котором полно спецмашин химзащиты, далее город и 140 тысяч населения… и недалеко Арзамас 16 и ВНИИЭФ, самый центр СССР, немного промахнулись, не дошел фугас до нужной точки, но и так слишком. „Вечная память арзамасцам, погибшим в третьей мировой войне“. Это не шутка, увы, так напишут спустя многие годы.»



Но сути дела это уже не поменяет, был ли это случайный взрыв или теракт — людей уже не вернешь. Для сотен семей потерявших дома в последствии был построен «11 микрорайон» в Арзамасе.



Про то что в тот же день и в том же месте, где и произошел взрыв должны были проходить учения по ГО почти не упоминалось ни в одной из газет, поэтому власти и обошли стороной одну из основных причин этого взрыва. Не знаю только по чьей инициативе они проходили. О намечавшихся учениях было сообщено по местному радио где-то часов в 7-8 утра того же дня. В этот же день утром все руководители были собраны в горсовете в связи с намечавшимися учениями. Поэтому они так быстро прибыли к месту взрыва. В тот же день на ст. Арзамас-1 находился полк пожарных машин, которые в считанные минуты после взрыва оттуда убрали, об этом я узнал от одного из следователей местной прокуратуры. В дальнейшем про учения по гражданской обороне почти не сообщалось, по крайней мере в местных газетах, чтобы скрыть от населения еще одну и вероятно основную версию взрыва.


Во время спасательной операции пронеслась страшная весть, что вот-вот случится ещё один взрыв — в злополучном составе стоит цистерна со сжиженным газом, к которой пожар подобрался совсем близко. У спасателей не было тяжёлой техники. Они отцепили цистерну и толкали её голыми руками. Им удалось избежать новых жертв.


Лично я полностью уверен в том, что это была диверсия, теракт. События произошедшие ровно год спустя только укрепили мою уверенность в этом. Но это уже другая история.


« Истинная же причина взрыва — диверсия . Это подтвердили мне в беседе и Г. М. Ходырев и Соколов А.А. и М. Ф. Балакин и во время прошлогоднего приезда в Арзамас- Г. Г. Ведерников.

«Почему же преступление осталось нераскрытым?» — переспросил я каждого из собеседников. Все они показали на самый верх. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев не поддержал выводов следственной бригады и приложил руку к тому, чтобы в Арзамасе не узнали всей правды о том, что же в действительности произошло утром 4 июня 1988 г.»


Сейчас на месте где когда-то взрывной волной снесло все дома построены новые. Жизнь идет вперед, и только часовня напоминает о той катастрофе и бескрайне пустое поле.


4 июня 1988 года арзамасцу Саше Суконкину было всего два месяца. В одночасье он потерял отца и мать. Остались они вдвоем с сестренкой на попечении бабушки, работавшей почтальоном. Одна мысль не покидала пожилую женщину: «Только бы вырастить внуков, только бы поставить их на ноги…» Вырастила, как говорят, очень хороших людей, Саша учится в вузе, его сестра тоже самостоятельный человек, у нее уже своя семья, в которой растет маленький ребенок.
Радуется за них Мария Афанасьевна Шершакова. Теперь она на пенсии, а тогда, 20 лет назад, будучи заведующей отделом писем и жалоб городского комитета КПСС, оказалась в самом эпицентре людской боли и горя. Она соединяла бабушку с ее внуками. Она обнимала пятнадцатилетнюю девочку, которая все время твердила: «Позвоните, пожалуйста, в больницу, может, папа там…» И не решалась сказать ей, что папу надо искать в морге, уже было известно, что он, ехавший в машине с другими строителями в загородный детский лагерь, точно погиб. Мама девочки в это время лежала с сердечным приступом, пришлось вызывать из армии старшего брата, чтобы опознать отца… Она помогала воссоздаться семье Ямовых, потерявшей и взрослых, и детей…


Таких людей, как Мария Афанасьевна, в Арзамасе в трагический момент его истории оказалось немало. Одни были жителями города, как Иван Скляров, другие, как председатель облисполкома Александр Соколов, приехали сразу после взрыва. Государственную комиссию возглавлял Геннадий Ведерников, заместитель председателя Совета министров СССР. Он напрямую связывался с председателем правительства Николаем Рыжковым, оперативно решал все возникающие вопросы.
Тысячи арзамасцев тогда остались без крова , не было ни одежды, ни обуви, ни ложки с вилкой. И тем не менее в городе не было зафиксировано ни одного случая мародерства, хотя разрушенные магазины были, что называется, под рукой, да и строительные материалы, которые вскоре стали прибывать в Арзамас, лежали под открытым небом. На предприятиях области собирали вещи и деньги в помощь семьям погибших арзамасцев. Распределением их, а также государственной помощи занимался штаб, работавший практически круглосуточно.


Про Арзамасскую трагедию сняли несколько документальных фильмов, написано много книг, но атмосферу я смог прочувствовать только находясь на месте. Эта тишина которую прерывает гудок поезда, это огромное безкрайнее поле и повсюду летают вороны, десятки воронов, странно это…


Завтра 27-ая годовщина трагедии в Арзамасе, очень бы хотелось, чтобы такие катастрофы никогда не повторялись.

Страшная и ужасная катастрофа произошла 4 июня 1988 года в Арзамасе…
Памятник погибшим при взрыве 4 июня 1988 года в Арзамасе.

31 мая 1988 года на заводе им. Свердлова в Дзержинске взрывчатыми веществами, предназначенными для производства горных работ, было загружено 10 товарных вагонов.
3 июня три из них головными вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов - в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.
Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка - Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1…
В общей сложности в вагоны было загружено 117 тонн 966 кг взрывчатых веществ.


Принято считать, что взрыв произошел в 9 часов 32 минуты по московскому времени. Именно на такой отметке «остановлены» стрелки часов на циферблате, установленном на памятном мемориале в Арзамасе. Однако сотрудники КГБ, поминутно изучившие передвижения поезда и опросившие свидетелей считают, что рвануло в 9 часов 26 минут.
По рассказам очевидцев:
Сергей:
- Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось…
На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…
Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.
Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.
На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…


Из материалов проверки
На перегоне образовались две соединенные между собой воронки глубиной 3,5 и 4,5 метра, диаметром 26 и 76 метров.
Полные разрушения - радиус 150 м - 44 дома.
Сильные разрушения - радиус 300 м - 107 домов.
Средние разрушения - радиус 650 м - 120 домов.
Слабые разрушения - радиус 900 м - 130 домов.
Официальное количество погибших - 91 человек. Ранения различной степени тяжести получили около 800 человек.


Версии:
Одновременно с началом восстановительных работ сотрудники КГБ и эксперты приступили к расследованию. Рассматривалось восемь версий случившегося.
1-я. Внутри вагона
Термическое разложение взрывных веществ (ВВ) из-за их химической нестойкости, перемещение тонкого слоя ВВ между твердыми трущимися поверхностями, сильный механический удар по тонкому слою ВВ, искра от разряда статического электричества и прострел ВВ внутри вагона пулей, ударно-волновое действие от капсуля-детонатора или электродетонатора.
2-я. Вне вагона
Воспламенение и взрыв газо-воздушной смеси (в сотне метров под землей проходил газопровод, и многие свидетели заявляли, что перед взрывом чувствовали запах газа), горение буксы от искры из-за касания контактного провода о металлическую крышу.
Мы не будем подробно разбирать каждый из этих случаев, рассуждения специалистов занимают не один лист заключения. Скажем лишь, что было смоделировано неоднократное количество испытаний. На полигонах выставили точно такие же вагоны и в них стреляли из оружия. Взрывчатку пытались поджечь, кидали на нее грузы. Опрашивали свидетелей. Анализировали метод погрузки ВВ и состояние самих вагонов - тех оставшихся семи, что в тот день ушли из Дзержинского химпредприятия.


Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.
Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.
В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.
Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз (!!!) подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.
Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.


Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.
Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…

Арзамасская железнодорожная катастрофа . Большинство арзамасцев увидели взрыв примерно так, как на этой фотографии.

И только потом узнали:

4 июня 1988 года в 09.32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 121 тонной гексогена, предназначенного для горных предприятий, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас в нескольких сотнях метров от станции Арзамас-I. В этот момент произошёл взрыв.

Сила взрыва была такова, что на месте осталась воронка глубиной 26 метров, а секция «Б» тепловоза 2ТЭ10М-0405 была отброшена на 2 км. Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

Основной версией взрыва считается нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спец служб других стран. Фотографии города могут передать только часть разрухи.

Версия преднамеренного подрыва состава была достаточно популярна в местном сообществе. Предполагалось, что целью акции было причинение максимального ущерба городу Арзамас. Версия строилась на том, что взрыв произошел в подозрительной близости к городу. Кроме этого, в Нижнем Новгороде до взрыва был достаточно распространен настенный календарь-плакат с изображением Олега Янковского, на котором дата катастрофы была выделена типографским браком — подчеркиванием в форме нарисованной одним росчерком положенной на бок квадратной скобки. Часы на руке артиста показывали время взрыва. Ходили слухи, что на пиджаке артиста можно рассмотреть набранное микрошрифтом слово «Арзамас», но последнее заявление проверить не удалось.

В Арзамасе на месте взрыва построена часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве.

А в 1989 году произошла вторая крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. На перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк в момент прохождения двух пассажирских поездов взорвалось облако газа, вытекшее из повреждённого продуктопровода. Погибли 575 человек, ранены 623. На трубе продуктопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м.

Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В поездах № 211 «Новосибирск—Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер—Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645); 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.