Викторианская империя. Нравы викторианской англии

Смотришь порой на викторианские фотографии, и дрожь берёт - какие они странные и нередко чудовищные в прямом смысле этого слова. Снимки мёртвых людей, загримированных и закреплённых так, чтобы казаться живыми; изображения физических недостатков и травм; коллажи с отрезанными головами и «призраки», снятые на длительной выдержке. Кому и зачем нужны были эти фотографии? Давайте полистаем старинный альбом и попытаемся найти объяснение содержимому его страниц.

Осторожно, в статье присутствуют шокирующие иллюстрации

Стоячие мертвецы

Фотографии мёртвых людей - это очень популярная и растиражированная история. В Сети можно найти много подобных подборок: красивые, нарядные мужчины, женщины и - чаще всего - дети с закрытыми глазами полусидят или лежат в окружении живых родственников. Далеко не всегда можно догадаться, что центральный герой композиции уже в лучшем мире. Такие снимки были широко распространены в Европе и Америке второй половины XIX века. Книги мёртвых действительно существовали, были даже фотографы, специализировавшиеся на запечатлении мертвецов - и по отдельности, и в кругу ещё здравствующих членов семьи. Чаще всего снимали детей и стариков, крайне редко фотографировали молодых покойников.

На этом семейном снимке крайняя слева девочка мертва

Объяснение этой традиции, распространённой с 1860-х по начало 1910-х, крайне простое. В те времена собственных фотокамер почти ни у кого не было, дагеротипия, а после коллодионная фотография были сложными технологиями и требовали профессионального подхода. Частных снимков почти не делалось, работа фотографа была престижной и требовала высокой квалификации, поэтому очень неплохо оплачивалась.

Трудно поверить, но мертвы обе девочки. Хорошо просматриваются опоры подставок за их ногами

Поход в студию для семейного фотоснимка был делом дорогостоящим, а уж приглашение фотографа на дом могли себе позволить только обеспеченные люди. К фотографированию готовились заранее, наводили причёски, надевали лучшие костюмы - именно поэтому люди на снимках XIX века кажутся такими горделивыми и красивыми. Они просто очень старательно позировали. Вспомните, например, знаменитую фотографию «Дикой банды» Бутча Кэссиди (справа): разыскиваемые преступники одеты с иголочки, в новенькие костюмы и котелки, выглядят как настоящие денди и не стесняются сниматься. Почему? Да потому что фотограф получил хороший гонорар, а не лишённый самолюбия Кэссиди хотел иметь красивое фото своей организации. Банки и поезда эти люди грабили в совсем другом виде.

Так вот, из-за высоких цен на снимки и сложности процесса многих просто не успевали сфотографировать при жизни. Особенно это касалось детей - детская смертность в XIX веке была чудовищной и при этом совершенно привычной. Семьи были большими, в среднем 2-3 из 10 детей умирали от болезней в отсутствие антибиотиков, вакцин и других современных средств. Старики тоже при жизни снимались редко - во времена их молодости фотографии не было, а в старости им было уже не до того.

В результате люди спохватывались, что у них нет семейных фотографий, только после смерти кого-либо из близких. Тут же спешно нанимали фотографа, тело напомаживали и усаживали в «живую» позу. Нередко такие снимки были вообще единственными, где был запечатлён покойный. Умерших среднего возраста, от 20 до 60, снимали гораздо реже, потому что они обычно успевали сфотографироваться при жизни.

Здесь глаза мёртвой девушки не нарисованы, а зафиксированы в открытом положении

Фотографы хорошо зарабатывали на таком жанре. Существовало множество хитростей и приспособлений, которые позволяли выдать мертвеца за живого человека. Например, специализированные (запатентованные!) подпорки для придания мёртвому естественной позы - хотя чаще делали фотографию, где покойник имитировал спящего. В глаза вставлялись распорки, а зрачки поворачивали, чтобы умерший «смотрел в камеру». Иногда о том, что на снимке мертвец, догадаться было вообще невозможно, разве что по едва заметному штативу у его ног.

Порой фотографии известных покойников распродавались как сувениры: например, в 1882 году, посмотрев на выставленное в назидательных целях тело убитого грабителя Джесси Джеймса, можно было на выходе купить фотографию его трупа.

Жанр пошёл на спад уже в начале XX века, а к 1920-м годам исчез окончательно. Распространились компактные личные камеры, съёмка стала повсеместной и дешёвой, трудно было найти человека, ни разу не попадавшего в объектив. А нам на память осталось множество кошмарных фотографий. Впрочем, многие из них кажутся очень элегантными и интересными, пока ты не догадываешься, что изображённые на них викторианские красавицы мертвы.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Спрятанные матери

У многих детей не было прижизненных снимков потому, что ребёнка трудно ровно усадить и заставить не дёргаться. А выдержки в те времена были очень долгими. Если нужно было сфотографировать ребёнка одного, без матери, фотографы XIX века использовали простой трюк. Мать садилась на стул, и её тщательно драпировали, накрывая руки, лицо, ноги, как будто она предмет мебели. Ребёнка сажали на колени матери, где он мог какое-то время вести себя прилично. При этом со стороны фотографа всё выглядело так, как будто на снимке никого, кроме ребёнка, нет.

Правда, если присмотреться, эти фотографии создают жуткое ощущение. Заметно, что под покрывалом, в темноте неподвижно сидит человек. Кажется, что он вот-вот выпрыгнет и сожрёт ничего не подозревающее невинное дитя.

Викторианский фотошоп

23 мая 1878 года молодой британский фотограф Сэмюэл Кей Балбирни из Брайтона (Суссекс, Великобритания) разместил в газете Brighton Daily News объявление, которое впоследствии стало знаменитым и породило целый жанр фотоманипуляций. Оно гласило: «Фотографии духов: леди и джентльмены на фотографиях будут летать в воздухе в компании столов, стульев и музыкальных инструментов! Безголовые фотографии: леди и джентльмены на снимках будут держать в руках собственные головы! Фотографии карликов и гигантов: это действительно смешно!»

Фотографов в Брайтоне хватало, а Балбирни, открывший фотостудию, хотел выделиться. И он изобрёл способ фотоманипуляции, основанный на совмещении нескольких негативов. По сути, это стало предтечей современного фотошопа. Как ни странно, идея Балбирни не снискала успеха. Привыкшие к традиционной фотосъёмке жители Брайтона не спешили сниматься в безголовом или летающем виде. Через два года фотограф закрыл студию и ушёл служить армейским врачом.

Но, как ни странно, дело его продолжало жить. Немногие фотографии, сделанные Балбирни, расползлись не только по частным альбомам заказчиков, но и по газетам. В результате простейшую манипуляцию с негативами освоили десятки фотографов в Англии и за её пределами. «Безголовые портреты» стали популярным жанром фотосъёмки и оставались в моде до 1910-х.

К слову, скорее всего, не Балбирни был изобретателем технологии. Известна как минимум одна «безголовая фотография», сделанная в 1875 году, до открытия студии, другим мастером из Брайтона, Уильямом Генри Уилером, - он держал фотосалон на Хайстрит. Но Уилер не рекламировал свой «фотошоп» так открыто, как Балбирни, и не стал родоначальником нового направления.

Взрывающийся мул


Самая известная безголовая фотография принадлежит не человеку, а мулу. Причём у мула на ней действительно нет головы! Сделал её британский фотограф Чарльз Харпер Беннетт 6 июня 1881 года исключительно в научных целях.

Беннетт был сыном суррейского шляпника, но в 1870-х решил открыть бизнес по продаже фотооборудования. В 1878 году, пытаясь найти способ сократить выдержку, он понял, что коллодионный процесс ускорить никак не получится и нужен кардинально новый состав эмульсии для мгновенного закрепления изображения. К тому времени другой фотограф, английский врач Ричард Меддокс, уже достиг успехов в этой области, заменив коллодий желатином. Но и он не смог добиться достаточной скорости закрепления из-за того, что в желатине было слишком много жидкости. Беннетт взялся усовершенствовать метод Меддокса и быстро добился успехов. Он сумел сократить выдержку с нескольких секунд до 1/25 секунды.

Первым делом Беннетт решил показать технологию военным, причём американским, а не британским, и ему требовался эффектный и одновременно эффективный эксперимент. Способ демонстрации он выбрал своеобразный: привязал к шее мула динамит, установил фотоаппарат на штатив, а затем взорвал голову животного в присутствии подполковника армии США Генри Эбботта и ещё нескольких военных с базы Уиллетс-Пойнт (Нью-Йорк). Снимок он успел сделать в тот момент, когда ошмётки головы уже разлетались, но тело мула ещё стояло, не успев упасть. Это демонстрировало скорость фотосъёмки.

Описание эксперимента и результаты работы Беннетта были опубликованы в Scientific American. Технология была успешно внедрена, Беннетт получил патент и заработал на своём изобретении. Но пресса обрушила на него гору критики за жестокое обращение с животным. Поскольку отец Беннета был шляпником, некоторые газеты обыгрывали фразу «безумен, как шляпник» из «Алисы в Стране чудес».

Лечение или пытка?

В Интернете широко растиражирована вторая фотография. На первой девушка с искривлённым позвоночником, на второй - процесс выпрямления, на третьей - тугая перебинтовка, удерживающая позвоночник в выровненном состоянии.

Другое популярное направление фотоснимков XIX века - люди, которых явно кто-то пытает. Хлещет по спине, бьёт током, сжимает голову тисками. На деле в большинстве этих снимков нет ровным счётом ничего страшного. Представьте, что человек, никогда не видевший стоматолога, увидит снимок, на котором вы сидите с широко открытым ртом, а туда лезет какой-то мужик со страшными инструментами. Он ужаснётся, не так ли? Вот и мы, впервые сталкиваясь с давно забытыми и порой ошибочными врачебными методиками XIX века, ужасаемся, хотя в те времена они казались совершенно нормальными.

Например, в Сети широко распространена фотография, на которой стройная полуобнажённая женщина привязана за руки к странной конусообразной раме. Рядом стоит полностью одетый мужчина средних лет и, похоже, смотрит на женскую грудь. Что это - викторианский БДСМ-клуб? Нет, конечно. Эта фотография всего-навсего иллюстрирует методику исправления сколиоза, разработанную знаменитым американским хирургом-ортопедом Льюисом Сэйрой.

Он был настоящим революционером своего дела. С помощью конусообразной рамы Сэйра временно выпрямлял изувеченный сколиозом позвоночник, а затем туго бинтовал пациента, не позволяя снова изогнуться. После нескольких недель таких процедур позвоночник заметно выпрямлялся. Фотография с девушкой наиболее известна из-за того, что её героиня молода, стройна и выглядит всё это загадочно и эротично. На самом деле снимков Сэйры за работой пруд пруди. На большинстве запечатлены мужчины с кругленькими пузиками или, наоборот, костлявые, с торчащими из сползших штанов волосатыми, простите, задами. Конечно, популярной стала по-настоящему красивая фотография.

И, кстати, это вы ещё не видели другие приспособления для исправления сколиоза, распространённые в XIX столетии.

Дюшен демонстрирует улыбку. На самом деле из-за паралича лица пациент физически не мог улыбаться. Дюшен просто «включил» нужные мышцы с помощью электроимпульсов.

Живший в XIX веке французский невролог Гийом Дюшен исследовал реакцию мышц и нервов на электрические импульсы. Впоследствии его работы легли в основу электронейромиографии, диагностического теста, позволяющего выявить повреждения нерва.

В числе прочего Дюшен запечатлевал выражения лиц пациентов при подаче импульсов на тот или иной лицевой нерв. Проблемой была фотосъёмка того времени - длительная выдержка не позволяла осуществить подобную процедуру. Но Дюшену повезло - в его распоряжении оказался сапожник средних лет, страдавший от паралича лицевого нерва (паралича Белла). Иначе говоря, если Дюшен с помощью тока получал на лице пациента какое-то выражение, оно держалось там без изменений несколько минут, пока мышцу не «отпускало». Это позволяло сделать качественный снимок на длительной выдержке.

Врач сделал с сапожником более 100 опытов, подключая электроды к различным мышцам и получая самые разные выражения лица. Исследование, снабжённое снимками, было опубликовано под названием «Механизм человеческой физиогномики». Благодаря этой работе Дюшен определил назначение ряда лицевых мышц и, в частности, выявил механизм возникновения улыбки.

А на снимках - тот самый сапожник во время одного из опытов.

Портрет Финеаса Гейджа


Финеас Гейдж был американским железнодорожным рабочим, специалистом-взрывником. 13 сентября 1848 года 25-летний Гейдж готовил подрыв скалы близ Кавендиша при прокладке участка железной дороги между городами Ратмонд и Берлингтон в штате Вермонт. Ему нужно было просверлить в нужной точке скалы отверстие, заложить туда взрывчатое вещество и фитиль, утрамбовать всё это трамбовочным штырём и законопатить отверстие песком, выпустив наружу участок фитиля.

В момент, когда Гейдж занёс штырь над отверстием, куда уже была заложена взрывчатка, его отвлёк кто-то из рабочих. Гейдж обернулся и машинально опустил штырь. От соударения порох загорелся и взорвался. Штырь вошёл в скулу Гейджа под левым глазом, пробил череп и вышел из верхней части головы. Чтобы вы понимали: это штука была 3,2 см в диаметре, больше метра длиной и весила 6 кг. Пройдя сквозь череп, штырь улетел, разбрызгивая кровь и мозги, на 25 метров вверх и упал неподалёку.

Но Гейдж почему-то выжил. Сперва он упал и задёргался в конвульсиях, затем успокоился, пришёл в себя и с помощью коллег дошёл до гостиницы, где жили рабочие, - в 1,2 км от места происшествия. Когда туда через полчаса приехал хирург Эдвард Уильямс, перебинтованный на скорую руку Гейдж сидел на крыльце в кресле-качалке.

Уже через 2 месяца Гейдж вернулся к активной жизни, внешне потеряв лишь левый глаз. Но его личность изменилась кардинальным образом - друзья и родственники утверждали, что «это больше не наш Финеас». В результате травмы он потерял 4% коры и 11% белого вещества, а также связи между различными участками головного мозга. В течение 12 лет Финеаса Гейджа исследовали лучшие специалисты. На основе этого случая был выявлен ряд закономерностей, за что отвечает тот или иной участок мозга. Было сделано два снимка Гейджа. На обоих он сидит, элегантно одетый, и держит в руках тот самый трамбовочный штырь, который прошил его голову.

Финеас Гейдж умер в 1860 году от эпилептического припадка, спровоцированного старой травмой. Его череп хранится в Анатомическом музее Уоррена в Гарварде.

Всё нормально, просто листайте дальше

Это выражение как нельзя более подходит к большинству старинных фотоснимков, на которых происходит что-то странное. На самом деле там нет ничего необычного - мы просто не привыкли к той реальности, потому что живём в другой. Столь же странными и чудовищными нам порой кажутся снимки, скажем, животного мира, когда самка богомола поедает самца после спаривания или происходит ещё какая-нибудь мерзость. Каждая викторианская фотография, как и любая современная, имеет подтекст, историю, объяснение, без которых непонятно, что на ней происходит. И, когда их узнаёшь, внезапно становится совсем не страшно. Или, наоборот, ещё более не по себе. Это уж решать вам.

Так англичане назвали правление королевы Виктории {1837-1901 гг.). В этот период не было крупных войн, стабилизировалась экономика, прежде всего промышленность. Не случайно это время окрестили «железнодорожным веком» и «веком угля и железа». В 1836-1837 гг. в Англии началось строительство железных дорог, н уже через десять лет вся страна была ими покрыта.

Удобные ландо, двухколёсные и четырёхколёсные кебы, а также омнибусы (некое подобие автобусов, запряжённых лошадьми) разъезжали по городским улицам. В сельской местности передвигались в кабриолетах, шарабанах и экипажах, запряжённых пони.

Тогда же появился электрический телеграф. Затем последовала замена парусного флота судами из железе и стели, которые приводились в движение паром. Потребность в металле резко возросла, но уже к середине века Британия производила около половины всего количества чугуна, выплавлявшегося в мире.

Существенно пополняли английскую казну доходы от внешней торговли. Открытие золотых приисков в колониях Австралии и Северной Америки укрепили положение Англии в мировой торговле. В 1870 г. объём внешней торговли Великобритании превышал торговлю Франции, Германии и Италии, вместе взятых, и был в 3-4 раза выше объёма торговли Соединённых Штатов Америки.

В земледельческих работах стали чаще использовать различные машины, и сельское хозяйство двинулось по пути прогрессе. После отмены «хлебных» законов в 1846 г. цены на продовольствие стабилизировались. Богатство, накопленное к середине викторианской эпохи, в значительной мере ослабило социальную напряжённость в стране, поскольку доходы трудящихся существенно выросли. Однако это не означало исчезновения социального неравенства. Один исследователь писал так об Англии конца правления королевы Виктории: «Нигде так не резки контрасты богатства и бедности, как в Англии, и ни одна из европейских столиц не имеет ничего подобного «кварталам бедности» Лондона. Англичане делятся не две расы - на расу краснощёких и расу с землистого цвета лицом».

Если в западной части Лондона, Вест-Энде, располагалось множество великолепных особняков, то в восточной части, за Темзой и на окраинах в трущобах ютилась беднота. Ужасающая теснота, сырость царили в этих жилищах. Многие вообще не имели крыши над головой.

От постоянного недоедания и малопитательной пищи бедняки быстро теряли силы и работоспособность и уже а 30 лет выглядели 60-летними. Лишь в 1878 г. был принят закон об ограничении продолжительности рабочего дня 14 часами. Однако кое-где хозяева заставляли работать своих рабочих по 17-18 часов в сутки.

Несколько облегчилась участь женщин и детей, занятых в промышленном производстве. Детей моложе 12-14 лет перестели брать на фабрики. Их не принимели в литейные цехе, на «вредное» производство (с использованием свинца, мышьяка, фосфора), требовали свидетельство о состоянии здоровья при поступлении на фабрику. Тем не менее подобные меры правительстве вряд ли могли спасти семьи бедняков от нищеты. Об Англии «викторианской эпохи», о её социальных контрастах, о жизни маленьких оборвенцев в лондонских трущобах много писал Чарлз Диккенс. Национальное богатство Англии в викторианскую эпоху создавалось поистине тяжким трудом.

Совершенно иную картину представляла собой жизнь «сильных мира сего». Лорды, государственные сановники, высшие чины церкви, послы великих держав жили в аристократическом районе западной части города, застроенной великолепными особняками. Одна русская путешественница описывала сцену чаепития в таком доме: «Стол покрыт белоснежной скатертью, уставлен дорогой посудой н серебром. Роскошь посуды н изобилие во всём - характерный признак домашнего хозяйстве англичан среднего и высшего класса. Перед стулом хозяйки дома - поднос с чашками и чайником; над горящими углями кипит огромный сосуд с водой. Всё семейство: старшие дети, отец, мать выходят в полном туалете к чайному столу... Как только семейство уселось, отворяется дверь и служанка в белом переднике и в белом чепчике вносит кушанье».

Англичане в викторианскую эпоху уделяли немело времени спорту и различным физическим упражнениям. Они занимались охотой, скачками, верховой ездой, плаваньем, рыбной ловлей, игрой в мяч, боксом. Вечером посещали театры, балы, различные увеселительные заведения. Впрочем, эти развлечения были по карману лишь самым богатым. Мелкие торговцы и чиновники, высокооплачиваемые рабочие и служащие отдыхали один день в неделю - в воскресенье. Как правило, этот выходной они проводили на природе, в парке, на лужайке. Вот как описывал эти прогулки Диккенс: «Джентльмены в жилетах ошарашивающих расцветок с пропущенными по ним стельными цепочками для часов прогуливаются по траве в ряд, поражая всех своей важностью («павлиньей» - по выражению одного шутника); дамы, обмахиваясь новыми платками величиной с небольшую скатерть, резвятся на лужайке... женихи, не страшась расходов, заказывают для своих возлюбленных бутылки имбирного лимонада, а возлюбленные запивают им несметное количество устриц и креветок; юноши в лихо сдвинутых набекрень высоченных цилиндрах покуривают сигары и притворяются, будто это доставляет им удовольствие; джентльмены в розовых рубашках и голубых жилетах помахивают тросточками, время от времени сбивая ими с ног самих себя и других гуляющих. Здешние туалеты часто вызывают улыбку, но в общем вид у этих людей опрятный, довольный, настроены они благодушно и охотно общаются между собой».

Почти целое столетие страна не вела крупных войн и не подвергалась сколько-нибудь серьёзной национальной опасности. Это позволило англичанам всё своё внимание уделять внутренним делам: изобретать новые и совершенствовать старые машины и механизмы, возводить прекрасные здания, заботиться о воспитании и образовании подрастающего поколения. Поэтому-то они с необыкновенной теплотой вспоминают о викторианской эпохе как «золотом веке» в истории Англии.

Но к концу XIX а. Англия утратила своё промышленное первенство, уступив его США и Германии по выплавке стали и добыче угля. Монопольному положению Англии на мировом рынке также пришёл конец. Началась война с бурами. Викторианская эпоха завершилась.

Викторианская Британия - период правления королевы Виктории на английском престоле, которое длилось с 1837 г. по 1901 г. Этот период еще называют “викторианской эпохой” или “викторианским веком”.
Идеальный партнер для парламентского правления - королева Виктория. Она была той силой, которая обеспечивала в Великобритании стабильность.
Виктория - последняя королева из Ганноверской династии (Ганноверская династия правила в Великобритании 123 года). При правлении Виктории Великобритания вышла в число передовых стран мира, где в одной из первых завершилась промышленная революция. Королева Виктория строго придерживалась всех законов, регламентирующих деятельность парламента. В правление королевы Виктории было юридически закреплено двухпартийную парламентскую систему.
Великобритания - “мастерская мира”
50-60-е pp. XIX ст. - начало “золотой эпохи” экономического и политического развития Великобритании. В это время у нее не было ни одного серьезного противника в мире. Великобритания стала “мастерской мира”, “мировым банкиром”, “мировым перевозчиком”. Капиталистическая Великобритания была повновласним хозяином на мировом рынке промышленных товаров, которые отличались высоким качеством и сравнительно низкими ценами. Они были лучше и дешевле, чем изделия других стран.
Великобритания превратилась на. большую всемирную мастерскую, которая перерабатывала не только свое сырье, но и сырье, которую вывозили из других стран. Она не имела серьезных соперников ни в промышленности и в торговле.
Отсюда и объяснение понятия: Великобритания - “мастерская мира”.
Предпосылки превращения Великобритании в “мастерскую мира”
Завершение промышленного переворота.
Промышленная монополия.
Система протекционизма, которая действовала в Англии.
Колониальная экспансия.
Серия войн, что велись ради английского торгового капитала.
1. Быстрыми темпами развивалась тяжелая промышленность, которая была основой перевооружение на базе новейших достижений науки и техники всей промышленности.
2. Население Великобритании в 50-60-х годах XIX века. составляло менее 3% населения мира, но она давала половину мировых объемов чугуна, каменного угля, хлопчатобумажных тканей и многих других товаров.
3. Выплавка чугуна, добыча каменного угля Великобритании постоянно росли.

В 1865 г. тоннаж паровых судов превысил тоннаж парусников.
9. Паровой торговый флот обеспечивал перевозку английских товаров, а также перевозил товары других стран, что позволяло судовладельцам огромные прибыли.
Великобританию в середине XIX в., как и Голландию в XVII в. называли “мировым перевозчиком”.
10. В середине XIX века. был построен крупнейший в мире корабль „Большой восточный”. Он мог плыть в Индию и обратно на своем угле, имея на борту 4400 пассажиров.
11. Изделия Великобритании вывозили в разные страны мира, которые, в свою очередь, поставляли Великобритании сырье и продукты питания.
Причины преобладания Великобритании в промышленности и торговли
1. В Великобритании промышленная революция произошла раньше, чем в других странах мира.
2. Она была оснащена лучшими в мире машинами и оборудованием:
механическими станками для обработки металла;
механическими веретенами;
паровыми машинами.
3. Немало товаров производили только в Великобритании, не имела ни одна страна мира:
усовершенствованные жатки;
швейные машины;
холодильники.
4. В Великобритании благодаря использованию машин производительность труда в то время была самой высокой в мире.
5. Великобритания не имела серьезных конкурентов на мировом рынке.
6. Машины и оборудование в то время вывозились только из Великобритании.
7. Обладание колониальной империей - одно из условий промышленной и торговой преимущества в мире.
8. Стабильность денежной единицы - английского фунта стерлинга.
Выводы
Положение Великой Британии как “мастерской мира” обеспечивало английской буржуазии огромные прибыли.
Великобритания стала самой богатой и могущественной государством в мире.
Английские предприниматели первыми в мире начали вывозить за границу не только товары, но и капиталы, строя там предприятия, железные дороги, основывая банки.
Утверждение либерализма
50 -60-е годы XIX века. Период утверждения в Великобритании принципов либерализма.
Либерализм - общественно-политическое течение, объединяющее сторонников парламентского строя, политических прав и свобод, демократизации общества, частного предпринимательства.
В 50-60-х годах XIX века. Великобритания была самой демократичной страной в Европе, в которой утвердились принципы либерализма. Ни В одной стране не было таких личных свобод, свободы свободной торговли и предпринимательства, свободы собраний и прессы. Великобритания служила убежищем для политических эмигрантов.
Либерализм развивался в двух параллельных направлениях.
1. Политический либерализм, который отстаивал:
господство закона;
индивидуальные свободы и права, которые нужно ограничивать только тогда, когда они посягают на права других людей;
небольшое количество полицейских сил;
небольшой бюрократический управленческий аппарат;
религиозную терпимость;
всеобщее избирательное право;
предоставления политического защиты эмигрантам из других стран;
реформаторский курс развития;
местное самоуправление, а не централизацию власти.
2. Экономический либерализм, который основывался на:
неприкосновенности частной собственности;
концепции свободной торговли;
политике невмешательства государства в экономическую жизнь страны;
ликвидации всяких ограничений для торговой и промышленной деятельности;
развитию свободной конкуренции;
ликвидации экономических барьеров внутри страны и между странами.
Идеологами британского либерализма были Г. Кобден и Д. Брайт, которые разработали теории либерального развития страны. Они считали, что:
“свобода торговли и предпринимательства” обеспечивает беспрепятственный контроль за всеми торговыми операциями;
“свобода конкуренции” способствует поощрению новых отраслей в промышленности, беспрепятственный поиск новых рынков сбыта своих товаров;
победа над конкурентами за счет промышленно-экономических преимуществ;
личность должна быть освобождена от всех препятствий;
государство не должно вмешиваться в деятельность частного предпринимателя.
Формирование либеральной и консервативной партий
В 50-60-х годах XIX века. в стране господствовали землевладельцы и денежная буржуазия, которые управляли страной без промышленной буржуазии, возглавляли обе главные политические партии - тори (консерваторы) и виги (либералы). Впоследствии все большую роль начала играть промышленная буржуазия.
В середине XIX века. окончательно определилась двухпартийная система. Этот период стал „золотым веком” английского парламентаризма, потому что парламент играл роль центра государственной жизни. Между консервативной и либеральной партией не было существенных различий, но постоянно шла борьба за власть.
Либеральная партия добивалась проведения реформ.
Консервативная партия старалась ничего не менять, придерживаться старых традиций. Обе партии защищали существующий строй и основы демократии, стремились не допустить возможности повторения какого политического движения рабочих, подобного к чартизму.
Виднейшим политиком в рядах консервативной партии был Бенджамин Дизраэли, а либеральной партии - Генри Пальмерстон и Гладстон.
За 20 лет (1850-1870 pp.) тори (консерваторы) формировали кабинеты власти лишь три года. Остальные 17 лет власть была в руках вигов (либералов). Либеральную партию в течение 36 лет возглавляли выдающиеся государственные деятели Г. Пальмерстон и Дж. Рассел, которые, проявляя гибкость, своевременно делали уступки широким слоям населения. Однако виги упорно сопротивлялись дальнейшему расширению избирательных прав после реформы 1832 p., не желали проведения новых демократических преобразований.
Основным содержанием внешнеполитических действий всех английских правительств было обеспечение интересов и защиту английского капитала.
Политическая система Великобритании
В XIX ст. Великобритания представляла собой конституционную монархию с двухпалатным парламентом, в котором главную роль играла нижняя палата (палата общин). Широкие полномочия в управлении страной должно было правительство во главе с премьер — министром, которого назначали только с представителя партии, которая победила на выборах.
Особенности английского политического строя
1. В то время Великобритания была самым демократичным государством в Европе, в которой утвердились принципы либерализма.
2. Ни в одной стране не было таких личных свобод, свободы свободной торговли и предпринимательства, свободы собраний и прессы. Великобритания служила убежищем для политических эмигрантов.
3. Рабочих, фермеров, батраков в парламенте никто не представлял.
4. В политической жизни Большую Британию отличало то, что не было многочисленного бюрократического аппарата.
5. Роль государства была сведена к поддержанию правопорядка, законности, обеспечения обороны, ведению внешней политики, сбора налогов и содействия торговле.

Я действительно не могу сказать, с какой гордостью я чувствую себя королевой такой Нации.

Королева Виктория.

Викторианская эпоха – Викторианская мораль, Викторианская литература, Викторианская архитектура, Викторианская Англия – период правления одной королевы, принесший Британской империи наивысший расцвет и усиление ее влияния в Европе. Многочисленные браки ее детей, внуков и правнуков, связали родственными узами весь европейский континент, сделав Викторию «бабушкой» современной Европы.

Начало правления

Представители Ганноверской династии не отличались высокой моралью, а наоборот, прославились на всю Европу многочисленными супружескими изменами, множеством незаконнорожденных детей, алкоголизмом и даже инцестом. В результате моральный облик английской королевской фамилии перед воцарением королевы Виктории в 1837 году был полностью дискредитирован. Именно в этот период и началось правление молодой королевы.

Александрина Виктория, дочь Эдуарда Августа, герцога Кентского, и его жены, немецкой принцессы Виктории Саксен-Кобург-Заальфельдской, внучка короля Георга III, появилась на свет 24 мая 1819 года. До ее рождения династии грозило исчезновение. За два года до этого в родах умерла двоюродная сестра Виктории, принцесса Шарлотта Уэльская, единственная законная внучка старого короля, и наследовать престол, по сути, стало некому. В итоге унаследовать корону Британской империи выпало единственной дочери четвертого сына короля. В 1820 году от пневмонии умер ее отец, и Виктория выросла под строжайшим надзором матери, которая воспитывала ее по специально разработанной системе. Детство будущей королевы не было счастливым. За ней так тщательно наблюдали, что когда восемнадцатилетняя Виктория стала королевой после смерти дяди, первым делом она приказала вынести кровать матери из своей спальни, чтобы получить хоть немного личного пространства.

В двенадцать лет она впервые узнала о блестящей участи, которая ее ожидает. И с этого момента методы ее воспитания претерпели весьма существенные изменения. Устрашающе длинный список запретов, составлявший основу так называемой «Кенсингтонской системы», предусматривал: недопустимость бесед с незнакомыми людьми, выражение собственных чувств при свидетелях, отступление от раз и навсегда заведенного режима, чтение любой литературы по своему усмотрению, употребление лишних сладостей и прочее, прочее, прочее. Немка-гувернантка, которую девочка, кстати, очень любила и которой доверяла, – Луиза Ленхзен, прилежно заносила все ее поступки в специальные «Книги поведения».

20 июня 1837 года скончался король Вильям IV, и пришло время взойти на престол молодой Виктории, которой суждено было стать одновременно и последней представительницей несчастливой Ганноверской династии, и родоначальницей правящего в Британии и поныне Дома Виндзоров.

Замужество королевы

В январе 1840 года взволнованная королева выступила в парламенте с речью. Она объявила о своем предстоящем замужестве. Ее избранником был принц Альберт Саксен-Кобургский. Он приходился Виктории кузеном по материнской линии, а увидеться впервые молодым людям довелось лишь когда Виктории исполнилось шестнадцать лет. Тогда между ними сразу возникла симпатия. А по прошествии еще трех лет, когда Виктория стала королевой, она уже и не скрывала того, что страстно влюблена. Медовый месяц молодые проводили в Виндзорском замке. Эти упоительные дни королева считала лучшими в своей долгой жизни, хотя этот месяц ею же самой был сокращен до двух недель. «Для меня абсолютно невозможно не быть в Лондоне. Два или три дня – это уже долгое отсутствие. Ты забыл, моя любовь, что я монарх». А вскоре после свадьбы в рабочем кабинете королевы был поставлен письменный стол и для принца.

Промышленная Англия

В начале правления молодой четы Англия испытывала экономический спад, ознаменованный «голодными сороковыми». Появились оппозиционные партии, готовые к вооруженным восстаниям. Необходимо было что-то менять.

Лишь в начале 1850-х годов экономическое положение Англии стало потихоньку выправляться после упомянутых «голодных сороковых». Чтобы продемонстрировать всему миру промышленную мощь Великобритании, принц Альберт решил провести в 1851 году всемирную выставку. Для этого был возведен стеклянный гигант Кристалл-Пэлас в южной части Лондона – Гайд-парке. Это здание общей площадью в двадцать один акр имело треть мили в длину и не менее сотни футов в ширину. Первого мая 1851 года королева Виктория вместе с принцем Альбертом открыла выставку. Сотни тысяч людей собрались, чтобы полюбоваться на чудеса техники со всего мира. Всемирная выставка имела небывалый успех. Несколько десятков стран представили свои машины, сырье, готовые товары, но почти все первые премии за качество были присуждены англичанам. По свидетельству «Таймс», сила и мощь Британии настолько подавляли, что на ее фоне «империи былых времен кажутся не более чем захудалыми провинциями».

Альберт все активнее начал заниматься политикой и стал отличным советником, на которого Виктория могла положиться. Он выступил за развитие технического прогресса, обширного строительства железных дорог и различных фабрик. Доверие королевы к нему стало настолько высоко, что в 1857 году Альберт получил титул принца-консорта. Этот шаг она сопроводила словами: «Королева имеет право заявить, что ее муж – англичанин». И действительно, Альберт стал почти что королем. Как говорил писатель Андре Моруа: «Некоторые политики находили, что у него слишком много власти. А его идеи относительно королевской власти многие считают несовместимыми с английской конституцией... Он вел Англию к абсолютной монархии».

Экономическое положение Британской империи становилось все лучше, увеличивалось число рабочих, занятых на производстве, росло население городов, возрастало благополучие Англии. В 1858 году в состав империи вошла Индия, Виктория получила еще и титул императрицы Индии – это был еще один «бриллиант, украсивший ее корону».

Смерть Альберта

Казалось, ничто не могло бы омрачить королевского счастья – растущее процветание страны, семейная идиллия – королевская чета считалась в Англии образцовой, но 14 декабря 1861 года принц Альберт скончался от брюшного тифа. Скорбь королевы была безгранична. Виктория пребывала в безутешном горе. Затворилась в четырех стенах, отказывалась принимать участие в публичных церемониях. Подданные осуждали ее поведение: королева должна выполнять свой долг несмотря ни на что. Когда же она вернулась к делам, то снова была полна решимости править «твердой рукой». Жизнь продолжалась, как если бы Альберт был жив. Каждый вечер слуга клал на его постель пижаму, каждое утро приносил горячую воду для своего хозяина, ставил свежие цветы в вазы, заводил часы, готовил чистый носовой платок... Воспоминание об умершем муже сделалось для королевы почти культом. Почти сорок лет Виктория провела во вдовстве. Она постоянно носила черное платье, в знак траура по Альберту. По распоряжению безутешной супруги был сооружен мавзолей и еще несколько монументов в память о покойном.

Последующий период

К концу правления Виктории королевский титул имел следующий вид: Ее Величество Виктория, Божьей милостью королева Соединенного Королевства Великобритании и Ирландии, защитница Веры, императрица Индии. Правление королевы Виктории является годами наивысшего расцвета капиталистической Англии. В это время Англия оставалась одной из самых богатых и могущественных стран в экономическом и политическом отношении стран.

С начала 1850-х до конца 1870-х Викторианская Англия переживала небывалый подъем. Рост населения и слабая конкуренция со стороны заграницы обеспечили надежный рынок сбыта для английских промышленных товаров. А производство шло непрерывным потоком благодаря высокопроизводительным станкам и новым изобретениям инженерной мысли. В разы выросло производство чугуна, добыча каменного угля. Наибольший прогресс наблюдался в текстильной промышленности. Для перевозки всех этих товаров и исходного сырья пришлось срочно развивать систему железнодорожных путей. Первая железная дорога появилась в 1825 г. К 1850 году длина путей составляла пять тысяч миль, а к 1875 сеть дорог протянулась уже на 14,5 тысячи миль. Железнодорожная сеть связала главные города и порты страны, облегчая экспорт товаров и доставку продовольствия для населения. Некоторые города, такие как Кру и Суиндон, развивались именно благодаря железной дороге; их так и называли – «железнодорожные города».

Но и другие населенные пункты много выиграли от развития железнодорожного транспорта. Неожиданным результатом транспортной реформы стала необходимость согласованного хронометража в различных регионах страны – иначе невозможно было составить точные расписания поездов. К тому же укрепилось положение Британии и на политической арене, влияние ее росло все больше, страна становилась сильнее. Министр иностранных дел Пальмерстон, делая в 1850 году доклад по поводу внешней политики Великобритании произнес: «Британские подданные могут быть уверены, что в какой бы точке земного шара они ни находились, сильная и уверенная рука Англии защитит их от любой беды и несправедливости» – британские интересы превыше всего, независимо от того, насколько они обоснованы.

Викторианская мораль

Моральный облик Англии во времена Виктории был очень строг, в отличие от предшествующих ей правителей, ведущих развратный образ жизни. Королева была очень сдержанна, сдержанными полагалось быть и всем английским подданным. Королева вела скромный образ жизни, и пуританство приобрело размеры, не поддающиеся никакому разумному объяснению. Например: понятие мезальянса в Англии тех лет было крайне абсурдно – сын дворецкого был «неровня» дочери лавочника, а стоял на более высокой ступени. Дети даже из дворянских семей не могли стать парой, если в каком-то колене между этими дворянскими родами произошел конфликт. Выбор партнера для супружества оброс немыслимыми условностями и правилами. Проявление внимания между полами считалось аморальным. Молодая женщина, оставшаяся наедине с мужчиной, не обозначившим публично своих официальных намерений, считалась скомпрометированной. Одним из немногих разрешенных знаков внимания был тот случай, когда мужчина нес молитвенник девушки с воскресного богослужения.

Вдовец и его дочь были обязаны жить раздельно или иметь в доме экономку, чтобы «высокодуховное» общество не заподозрило аморальных намерений между родными. Супруги на людях обращались к друг другу официально. Например, мистер Смит. Книги авторов противоположного пола ставили на одну полку, только если они состояли в браке. Молодой женщине не подобало первой заговорить с мужчиной на улице. Это считалось верхом неприличия. В процессе разговора необходимо было как бы забыть, что у людей существуют другие части тела кроме кистей рук и лица. Женщина, вышедшая на улицу без шляпки и перчаток, считалась голой. Мужчины-врачи не могли установить точный диагноз больной женщине, так как обследование они проводили через специальную ширму с отверстиями для рук. Поэтому удавалось только измерить пульс или дотронуться до лба «на предмет жара». Одним из вариантов диагностики был «показать, где болит», на специальном манекене. И все равно это считалось «постыдными» медицинскими манипуляциями.

Конец эпохи

Виктория скончалась, не дожив до восьмидесяти двух лет. Она правила Британией почти шестьдесят четыре года, период ее правления оказался самым длительным и ознаменовал целую эпоху для Англии. На протяжении всей своей жизни королева была полна сил, и только летом 1900 года появились симптомы ее нездоровья – память, силой и точностью которой она так долго гордилась, начала временами ей отказывать. И хотя никакой конкретной болезни не было, к осени стали заметны признаки общего физического угасания. 14 января Виктория целый час беседовала с лордом Робертсом, который за несколько дней до этого вернулся с победой из Южной Африки. После аудиенции начался резкий упадок сил.

На следующий день врачи признали ее состояние безнадежным. Разум угасал, и жизнь тихо уходила. Вокруг нее собралась вся семья. Виктория скончалась в Осборн-хаусе, на острове Уайт, 22 января 1901 года. Перед смертью королева попросила положить в ее могилу фотографии Альберта, его домашний халат, расшитый их дочерью Алисой, и слепок с его руки. Похоронена она была рядом с мужем во Фрогморском мавзолее. Ей наследовал сын, принц Эдуард VII, первый из династии Виндзоров. Англия вступила в новый период, заканчивался пик британского могущества. У Виктории было девять детей, сорок два внука и восемьдесят пять правнуков, накрепко связавших родственными узами все европейские династии, и сохранивших монархию в Англии.

Викторианская эпоха, или эпоха правления королевы Виктории (1837-1901) была странным временем, когда ломались одни традиции и зарождались другие – странные и отталкивающие. Возможно, причина состояла в том, что англичане без ума от своих королей, а со смертью мужа Виктории, принца Альберта в 1861 в стране начался повсеместный непрекращающийся траур. В условиях вечной скорби, на смерть близкого человека начинаешь смотреть уже под другим углом. То, что сейчас наводит ужас и вызывает неприятное шевеление волос на голове, тогда было неочевидной, но нормой…

Внимание: статья содержит шокирующие кадры, не рекомендуется к просмотру посетителям сайта до 18 лет, а также людям с травмируемой психикой!

Посмертные портреты

Вплоть до 1839 года портреты писали кистью по холсту (или дереву) – дело это было долгое и затратное, доступное отнюдь не каждому, но с изобретением дагерротипа обзавестись собственным портретом, или портретом близких и любимых – стало доступным почти каждому. Правда средний класс часто об этом не задумывался, и хватался за голову только после того, как члены семьи «играли в ящик».

Большой популярностью начали пользоваться портреты пост-мортем. А с изобретением carte de visite в середине века, фотографии можно было отпечатать в каком угодно количестве и раздавать всем близким и далеким родственникам и друзьям.

Учитывая высокую детскую смертность, фото-постмортем младенцев всех возрастов стали пользоваться особенной популярностью. В то время подобные изображения не воспринимались, как табу, а были своего рода нормой.

Идея посмертных фотографий так замечательно прижилась, что, в итоге вышла на новый уровень. Фотографы пытались добавить портретам «жизни», и трупы снимались в окружении семьи.

Покойным детям совали в руки их любимые игрушки, а глаза насильно открывали и чем-нибудь подпирали, чтобы случайно не захлопнулись в процессе небыстрой съемки. Иногда ученики фотографа дорисовывали трупу розовые щеки.

Печальные украшения

Единственным приемлемым для женщин было ношение в качестве траурных украшений изделий из бурого каменного угля – темный и мрачный он должен был олицетворять собой тоску по ушедшим. Ювелиры, надо сказать, за изделия из угля брали ничуть не меньше денег, чем за украшения с рубинами или изумрудами.

Это носили на первом этапе траура. Год-полтора. На втором, женщина могла себе позволить надеть какие-то ювелирные украшения. Но с одной оговоркой – они должны были содержать в себе волосы. Человеческие. Волосы с головы покойного.

Броши, браслеты, кольца, цепочки, все делалось из волос – иногда их включали в золотое или серебряное украшение, иногда само украшение было сделано исключительно из волос, обрезанных с трупа.

Вдова обязана была носить тяжелую черную вуаль, скрывавшую ее лицо в первые три месяца после смерти мужа. После трех месяцев вуаль разрешено было поднимать на шляпу, что, конечно, существенно облегчало передвижение женщин в пространстве.

Через траурную вуаль не видно было практически ничего. С вуалью на шляпе женщина ходила еще девять месяцев. В общей сложности женщина не имела права снять траур в течение двух лет. Но большинство, вместе с королевой, предпочитало не снимать его до конца жизни.

Дома с привидениями

Когда кто-то из членов семьи умирал, зеркала в доме занавешивали темной тканью. Эта норма отчего-то прижилась и в России, но не в таких глобальных временных рамках – в викторианской Англии зеркала держали закрытыми минимум год.

Если в доме падало и разбивалось зеркало – это считалось верным признаком того, что кто-то в семье обязательно на днях умрет. А если кто-то все же умирал, часы во всем доме останавливали ровно в момент его смерти. Люди искренне верили, что, если этого не сделать, то это принесет новые смерти и неприятности.

А вот выносили мертвецов из дома головой вперед, чтобы за ним «не последовали» остальные члены семьи.

При всем этом, особой популярностью в викторианскую эпоху пользовались гробы с колокольчиками. Вот, вроде бы, умер и умер, но на всякий случай трупы не хоронили почти неделю, да и потом вешали над могилой колокольчик, на случай, если покойный окажется по стечению обстоятельств жив и здоров и, очнувшись в могиле, сможет сообщить всему свету, что его надо выкопать.

Страх быть похороненным заживо был настолько велик, что колокольчики крепили на всякий случай ко всем, кого закапывали в землю, даже к трупу с явными следами разложения. Чтобы совсем облегчить потенциальному живому задачу, колокольчик соединяли цепочкой с кольцом, которое одевали на указательный палец покойного.

Ну, и на закуску – совершенно нереальные фотографии людей без головы викторианской эпохи. Если верить всяческим архивам – такой способ фотоманипуляций стоял ровно на втором месте после постмортем-фото. Черт их разберет этих англичан…