В овраге краткое содержание. В овраге. Антон чехов - в овраге

Произведение начинается с описания села Уклеева, которое знаменито интересной историей о том, как один дьячок на поминках у господина Костюкова наелся досыта икры. В этом месте было целых три фабрики, где работало большинство местных жителей. Среди них особый вред наносило кожевенное предприятие, выбрасывающее отходы в реку, где пил скот у крестьян, и заражался разыми болезнями. И хотя фабрику приказали закрыть, она все равно работала. Пристав и врач закрывали на это глаза, так как получали деньги за молчание.

В селе известен бакалейщик Григорий Цыбукин, который на самом деле имеет заработок на продаже спиртным, зерновыми культурами, крадеными предметами. У него было два сына, один из которых Степан, хоть и слаб здоровьем, но вместе со своей женой помогал отцу. Григорий Петрович, глядя на младшенького, вскоре после смерти женился на женщине религиозного нрава Варваре Николаевне.

Как-то Степан заметил, что она потихоньку крадет из лавки, и тут же сообщил отцу, однако тот разрешил брать столько, сколько она пожелает. Его супруге не нравилось, что старший сын мужа не женат до сих пор, хотя Григорий Петрович им гордится, так как тот образованный. Ему выбрали красивую девушку, но бедную, считая, что он для нее будет наградой в жизни. Даже когда ее смотрели, то она не имела ничего против всех ее слов, а мать приклонялась перед их семейством, как могла. И вот перед свадьбой осталось буквально три дня. Анисим прибывает из города, привезя всем новые серебряные монеты. Будучи в подвыпившем состоянии, он начинает хвалиться, как роскошно кушал на поминках. Он немного преувеличивает стоимость обеда, и отец, конечно же, ему не верит.

Вскоре начинается свадебное торжество, где гости пьют дешевое вино и много закусывают. Анисим, напившись, хвалится своим приятелем из города и способностями по определению вора в любом человеке. Потом его с новобрачной закрывают в комнате. Через неделю Анисим уезжает в город. При этом он говорит мачехе, что никто на свете не живет честно, и не соблюдает божеские заповеди.

Анисим признается, что его друг Самородов втянул в сомнительное дело. Отец просит сына остаться дома, но тот отказывается. Вскоре узнают, что Анисим попался на сбыте фальшивых монет. И хотя, Григорий Петрович много хлопотал по поводу сына, его все равно отправляют на каторгу. В доме начинает властвовать Анисья, жена Степана. Она сжила со свету ребенка Липы, и ее выгнала из дома. Липа вернулась к матери, а сноха начинает заправлять всеми делами. Доходит до того, что Григорий Степанович остается целый день без еды. Как- то раз, он шел по улице и встретил Липу с мамой. Старик пожаловался на свою жизнь, и женщины, пожалев его и простив ему все грехи, покормили. Произведение учит быть нас милосердными и внимательными к близким и особенно друг к другу.

Время чтения: ~8 мин.

Село Уклеево известно тем, что «на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть её с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре». С тех пор о селе говорили: «Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел». В селе четыре фабрики - три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих.Кожевенная заражала реку и луг, крестьянский скот страдал от болезней, и фабрику приказали закрыть, но она работает тайно, а становой пристав и уездный врач получают за это взятки.

В селе два «порядочных дома»; в одном живет Григорий Петрович Цыбукин, мещанин. Для вида держит бакалейную лавку, а зарабатывает на торговле водкой, скотом, зерном, крадеными вещами и «чем придется». Скупает лес, дает деньги в рост, «вообще старик… оборотистый». Два сына: старший Анисим служит в городе в сыскном отделении; младший Степан помогает отцу, но помощи от него немного - он слаб здоровьем и глух. Помощь идет от его жены Аксиньи - красивой и стройной женщины, поспевающей везде и во всем: «старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой,который, очевидно, мало смыслит в женской красоте».

Цыбукин вдов, «но через год после свадьбы сына не выдержал и сам женился». С невестой по имени Варвара Николаевна ему повезло. Она видная, красивая и очень религиозная женщина. Помогает нищим, богомольцам. Однажды Степан заметил, что она без спроса взяла в лавке две осьмушки чаю,и доложил отцу. Старик не рассердился и при всех сказал Варваре, что она может брать все, что хочет. В его глазах жена как бы отмаливает его грехи, хотя сам Цыбукин не религиозен, не любит нищих и гневно кричит на них: «Бог дасьть!»

Анисим бывает дома редко, но часто присылает гостинцы и письма с такими, например, фразами:«Любезные папаша и мамаша, посылаю вам фунт цветочного чаю для удовлетворения вашей физической потребности». В его характере соединяются невежество, грубость, цинизм и сентиментальность, желание казаться образованным. Цыбукин обожает старшего, гордится тем,что он «пошел по ученой части». Варваре не нравится, что Анисим неженат, хотя ему пошел двадцать восьмой год. Ей видится в том непорядок, нарушение правильного, как она его понимает,хода вещей. Анисима решают женить. Он соглашается спокойно и без энтузиазма; впрочем,кажется, доволен тем, что и ему невесту подыскали красивую. Сам он невзрачен, но говорит: «Ну,да ведь и я тоже не кривой. Наше семейство Цыбукины, надо сказать, все красивые». Невесту зовут Липа. Очень бедная девушка, для которой войти в дом Цыбукиных, с любой точки зрения, подарок судьбы, ибо её берут без приданого.

Она страшно боится и на смотринах выглядит так, «как будто хотела сказать: «Делайте со мной,что хотите: я вам верю». Её мать Прасковья робеет ещё больше и всем отвечает: «Что вы,помилуйте-с… Много вами довольны-с».

Анисим приезжает за три дня до свадьбы и всем в подарок привозит серебряные рубли и полтинники, главная прелесть которых в том, что все монеты, как на подбор, новенькие.По дороге он явно выпил и с важным видом рассказывает, как на каких-то поминках пил виноградное вино и ел соус, а стоил обед два с полтиной на персону. «Которые мужики - наши земляки, - и за них тоже по два с полтиной. Ничего не ели. Нешто мужик понимает соус!» Старик Цыбукин не верит, что обед может стоить так дорого, и с обожанием глядит на сына.

Детальное описание свадьбы. Много едят и пьют плохое вино и отвратительную английскую горькую, сделанную «неизвестно из чего». Анисим быстро напивается и хвастается городским приятелем по фамилии Самородов, называя его «человеком специальным». Он кичится тем, что по внешности может распознать любого вора. Во дворе кричит баба: «Насосались нашей крови,ироды, нет на вас погибели!» Шум, кутерьма. Пьяного Анисима вталкивают в комнату, где раздевают Липу, - и запирают дверь. Через пять дней Анисим уезжает в город. Он говорит с Варварой, и та жалуется, что они живут не по-божески, что все построено на обмане. Анисим отвечает: «Кто к чему приставлен, мамаша […] Бога-то ведь все равно нет, мамаша. Чего уж там разбирать!» Он говорит, что все воруют и не верят в Бога: и старшина, и писарь, и дьячок. «А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так это для того, чтобы люди про них худо не говорили,и на тот случай, что, может, и в самом деле Страшный суд будет». Прощаясь, Анисим говорит, что Самородов впутал его в какое-то темное дело: «богат буду или пропаду». На станции Цыбукин просит сына остаться «дома, при деле», но он отказывается.

Выясняется, что монеты Анисима фальшивые. Он делал их с Самородовым и теперь идет под суд.Это потрясает старика. Он смешал фальшивые монеты с настоящими, не может их различить.И хотя сам всю жизнь плутовал, но делание фальшивых денег не вмещается в его сознание и постепенно сводит его с ума. Сына осуждают на каторжные работы, несмотря на хлопоты старика.В доме всем начинает заправлять Аксинья. Она ненавидит Липу и рожденного ею ребенка, понимая,что в будущем главное наследство достанется им. На глазах у Липы она обваривает младенца кипятком, и тот, недолго помучившись, умирает. Липа бежит из дома и по дороге встречает странников; один из них в утешение говорит: «Жизнь долгая, будет ещё и хорошего и дурного,всего будет. Велика матушка Россия!» Когда Липа приходит домой, старик говорит ей: «Эх, Липа… не уберегла ты внучка…» Виноватой оказывается она, не Аксинья, которой боится старик. Липа уходит к матери. Аксинья окончательно становится главной в доме, хотя формально хозяином считается старик. Она входит в долю с братьями-купцами Хрымиными - вместе они открывают трактир на станции, проворачивают махинации, гуляют, веселятся. Степану дарят золотые часы.Старик Цыбукин опускается настолько, что не помнит о еде, ничего не ест целыми днями, когда его забывают покормить. По вечерам он стоит на улице с мужиками, слушает их разговоры - и однажды, увязавшись за ними, встречает Липу и Прасковью. Они кланяются ему, но он молчит,на глазах дрожат слезы. Видно, что он давно ничего не ел. Липа дает ему пирога с кашей. «Он взял и стал есть […] Липа и Прасковья пошли дальше и долго потом крестились».

В селе уклеево все вязнет. Время тягучее. Липу отличат то, что она может выйти из оврага, что она смотрит вверх. Аксинья описана как змея, липа – как птица. Она смотрит вверх, заливается, поет. Липа несет духовное, нравственное начало. Пространство очень четко определено. Именно по пространству у Чехова мы можем понять отношение к героям.

Антона Павловича Чехова.

Село Уклеево известно тем, что «на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть её с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре». С тех пор о селе говорили: «Это то самое, где дьячок на похоронах всю икру съел». В селе четыре фабрики — три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих. Кожевенная заражала реку и луг, крестьянский скот страдал от болезней, и фабрику приказали закрыть, но она работает тайно, а становой пристав и уездный врач получают за это взятки.

В селе два «порядочных дома»; в одном живет Григорий Петрович Цыбукин, мещанин. Для вида держит бакалейную лавку, а зарабатывает на торговле водкой, скотом, зерном, крадеными вещами и «чем придется». Скупает лес, дает деньги в рост, «вообще старик… оборотистый». Два сына: старший Анисим служит в городе в сыскном отделении; младший Степан помогает отцу, но помощи от него немного — он слаб здоровьем и глух. Помощь идет от его жены Аксиньи — красивой и стройной женщины, поспевающей везде и во всем: «старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслит в женской красоте».

Цыбукин вдов, «но через год после свадьбы сына не выдержал и сам женился». С невестой по имени Варвара Николаевна ему повезло. Она видная, красивая и очень религиозная женщина. Помогает нищим, богомольцам. Однажды Степан заметил, что она без спроса взяла в лавке две осьмушки чаю, и доложил отцу. Старик не рассердился и при всех сказал Варваре, что она может брать все, что хочет. В его глазах жена как бы отмаливает его грехи, хотя сам Цыбукин не религиозен, не любит нищих и гневно кричит на них: «Бог дасьть!»

Анисим бывает дома редко, но часто присылает гостинцы и письма с такими, например, фразами: «Любезные папаша и мамаша, посылаю вам фунт цветочного чаю для удовлетворения вашей физической потребности». В его характере соединяются невежество, грубость, цинизм и сентиментальность, желание казаться образованным. Цыбукин обожает старшего, гордится тем, что он «пошел по ученой части». Варваре не нравится, что Анисим неженат, хотя ему пошел двадцать восьмой год. Ей видится в том непорядок, нарушение правильного, как она его понимает, хода вещей. Анисима решают женить. Он соглашается спокойно и без энтузиазма; впрочем, кажется, доволен тем, что и ему невесту подыскали красивую. Сам он невзрачен, но говорит: «Ну, да ведь и я тоже не кривой. Наше семейство Цыбукины, надо сказать, все красивые». Невесту зовут Липа. Очень бедная девушка, для которой войти в дом Цыбукиных, с любой точки зрения, подарок судьбы, ибо её берут без приданого.

Она страшно боится и на смотринах выглядит так, «как будто хотела сказать: «Делайте со мной, что хотите: я вам верю». Её мать Прасковья робеет ещё больше и всем отвечает: «Что вы, помилуйте-с… Много вами довольны-с».

Анисим приезжает за три дня до свадьбы и всем в подарок привозит серебряные рубли и полтинники, главная прелесть которых в том, что все монеты, как на подбор, новенькие. По дороге он явно выпил и с важным видом рассказывает, как на каких-то поминках пил виноградное вино и ел соус, а стоил обед два с полтиной на персону. «Которые мужики — наши земляки, — и за них тоже по два с полтиной. Ничего не ели. Нешто мужик понимает соус!» Старик Цыбукин не верит, что обед может стоить так дорого, и с обожанием глядит на сына.

Детальное описание свадьбы. Много едят и пьют плохое вино и отвратительную английскую горькую, сделанную «неизвестно из чего».

Анисим быстро напивается и хвастается городским приятелем по фамилии Самородов, называя его «человеком специальным». Он кичится тем, что по внешности может распознать любого вора. Во дворе кричит баба: «Насосались нашей крови, ироды, нет на вас погибели!» Шум, кутерьма. Пьяного Анисима вталкивают в комнату, где раздевают Липу, — и запирают дверь. Через пять дней Анисим уезжает в город. Он говорит с Варварой, и та жалуется, что они живут не по-божески, что все построено на обмане. Анисим отвечает: «Кто к чему приставлен, мамаша […] Бога-то ведь все равно нет, мамаша. Чего уж там разбирать!» Он говорит, что все воруют и не верят в Бога: и старшина, и писарь, и дьячок. «А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так это для того, чтобы люди про них худо не говорили, и на тот случай, что, может, и в самом деле Страшный суд будет». Прощаясь, Анисим говорит, что Самородов впутал его в какое-то темное дело: «богат буду или пропаду». На станции Цыбукин просит сына остаться «дома, при деле», но он отказывается.

Выясняется, что монеты Анисима фальшивые. Он делал их с Самородовым и теперь идет под суд. Это потрясает старика. Он смешал фальшивые монеты с настоящими, не может их различить. И хотя сам всю жизнь плутовал, но делание фальшивых денег не вмещается в его сознание и постепенно сводит его с ума. Сына осуждают на каторжные работы, несмотря на хлопоты старика. В доме всем начинает заправлять Аксинья. Она ненавидит Липу и рожденного ею ребенка, понимая, что в будущем главное наследство достанется им. На глазах у Липы она обваривает младенца кипятком, и тот, недолго помучившись, умирает. Липа бежит из дома и по дороге встречает странников; один из них в утешение говорит: «Жизнь долгая, будет ещё и хорошего и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!» Когда Липа приходит домой, старик говорит ей: «Эх, Липа… не уберегла ты внучка…» Виноватой оказывается она, не Аксинья, которой боится старик. Липа уходит к матери. Аксинья окончательно становится главной в доме, хотя формально хозяином считается старик. Она входит в долю с братьями-купцами Хрымиными — вместе они открывают трактир на станции, проворачивают махинации, гуляют, веселятся. Степану дарят золотые часы. Старик Цыбукин опускается настолько, что не помнит о еде, ничего не ест целыми днями, когда его забывают покормить. По вечерам он стоит на улице с мужиками, слушает их разговоры — и однажды, увязавшись за ними, встречает Липу и Прасковью. Они кланяются ему, но он молчит, на глазах дрожат слезы. Видно, что он давно ничего не ел. Липа дает ему пирога с кашей. «Он взял и стал есть […] Липа и Прасковья пошли дальше и долго потом крестились».

Действие повести А.П.Чехова В овраге разворачивается в селе Уклеево. Оно расположено в овраге, и с шоссе его почти не видно. В селе не переводится лихорадка, а грязь бывает даже летом. Воздух пропитан фабричными отбросами - рядом с селом находятся три фабрики. Во всем селе только два порядочных дома - в одном помещается волостное управление, а в другом живет мещанин Цыбулькин Григорий Петров. Он держит бакалейную лавку, но только для вида, больше торгует водкой, дает деньги в рост, и, в общем старик оборотливый. У Григория Петрова два сына. Старший, Анисим, служит в сыскном отделении и домой, почти не приезжает. Младший, Степан, помогает отцу в торговле, но помощи от него мало, так как он глухой. Степан женат на красивой бабе Аксинье. Она с утра до вечера бегает по хозяйству и гремит ключами. Старик, глядя на шуструю невестку, радуется, ему очень нравится, что она улыбчивая и хозяйственная. Сам старик - вдовец, но вскоре приводит в дом новую жену Варвару Николаевну. Это была уже пожилая, но добрая, красивая девушка из хорошего семейства. С ее приездом в доме Цыбукиных многое изменилось. Засветились лампадки, еду стали подавать в отдельных тарелках, а под домом начали бродить нищие, странники, богомолки - всех их Варвара Николаевна кормила хлебом и давала с собой денег. Старик Цыбукин на милосердие жены смотрел спокойно, ему казалось, что ее милостыня действовала как предохранительный клапан в какой-то сложной машине.
Дни в доме Цыбукиных проходят в заботах. Лавку открывают рано, потом старик уезжает по делам. Целый день Аксинья работает в лавке, а ее глухой муж сидит рядом. Вечером, когда все собираются вместе, считают выручку да крепко засыпают. В селе живут хозяева трех фабрик - Хрымины Старшие, Хрымины Младшие и Костюковы. Они часто ссорятся между собой, и тогда фабрики не работают по два месяца. Когда мирятся, то устраивают праздники, гулянки. В такие дни Аксинья ходит нарядная около лавки, Хрымины младшие подхватывают ее и увозят, как - будто насильно. В действительности у Аксиньи давно уже близкие отношения с одним из Хрыминых.
…Неожиданно приезжает Анисим. Он странно неразговорчив, словно что-то задумал. Варвара Николаевна предлагает его женить. Находят для него невесту - девушку хотя и очень бедную, но необычайно красивую. Ее зовут Липа, она совсем молоденькая и пугливая. Устраивают смотрины, Анисиму невеста нравится, собираются играть свадьбу. Для этого заказывают в соседней деревне у сестер - портных платья. Когда платья готовы, старик Цыбукин расплачивается с портнихами не деньгами, а товаром из лавки. Из-за этого портнихи потом долго плачут, держа в руках ненужные узелки со стеариновыми свечами и сардинами. Свадьба проходит хорошо. После свадьбы не проходит и недели, как Анисим уезжает. Перед отъездом он долго беседует с Варварой, а, прощаясь, говорит ей, что один друг впутал его в одно дело, и теперь он либо богат, либо пропал.
Липа тем времени начинает свою жизнь в доме Цыбукиных. Первое время она очень дивится, что еды много, и часто ей кажется, что не живет она тут, а пришла на поденную работу, из-за чего она почти каждый день моет в доме полы и стирает белье. Неожиданно по селу разносится слух, что деньги, которые раздавали гостям на свадьбе, были фальшивые. Григорий Цыбукин пугается - деньги эти привез Анисим. Не проходит и месяца, как выясняется, что Анисим арестован за изготовление фальшивых денег. Цыбукин едет в город, кому-то что-то дает, но это мало помогает. В это время у Липы рождается ребенок, маленький и тощенький, ему дают имя Никифор. Молодая мать очень любит сына, все свободное время проводит рядом с младенцем. Однажды после еще одной поездки в город, Цыбукин приезжает очень расстроенный. Выясняется, что Анисима отправили на каторгу сроком до шести лет. В это же время заканчивается постройка кирпичного завода Бутекино, создание которого была идея Аксиньи. Варвара, услышав о том, что Анисим отправляется на каторгу, предлагает дописать Бутекино на Никифора. Старик соглашается. Об этом узнает Аксинья и устраивает в доме скандал, называя Липу каторжанкой и пришлой нищенкой. Липа в это время стирает белье, на скамье рядом сидит Никифор. Вбегает разъяренная Аксинья, хватает кувшин с кипятком и обливает Никифора. Так, как кричала потом Липа, не слышал никто и никогда в селе. Никифора отвозят в земскую больницу, но спасти его не удается. Когда Липа возвращается из больницы, Аксинья гонит ее из дома. Липа уходит к матери. Хозяйство берет в свои руки Аксинья. Она становится очень важной дамой, ее многие побаиваются. Аксинья даже заводит себе друга, щеголя - помещика, который каждый день приходит в лавку. Старик Цыбукин в дела не вмешивается, все больше ходит в тулупе, даже летом. Если его не кормят, то он и не просит, может несколько дней ходить голодным. Глаза его слезятся, и он часто бесцельно бродит по селу. От Анисима приходит письмо, в котором он просит помочь ему ради Христа. Аксинья на письмо не отвечает.…
Однажды старик Цыбукин сидит у церкви, он все реже появляется дома и уже не ел три дня. Со станции идет народ, и среди людей - Липа. Она узнает старика, подходит к нему, достает из узелка кусок пирога и дает его старику. Он тут же принимается его есть. Липа уходит, и по дороге долго крестится.
Так завершается повесть А.П.Чехов В овраге.

Антон Павлович Чехов

Повесть (1899, опубл. 1900)

Село Уклеево известно тем, что “на поминках у фабриканта Костюкова старик дьячок увидел среди закусок зернистую икру и стал есть ее с жадностью; его толкали, дергали за рукав, но он словно окоченел от наслаждения: ничего не чувствовал и только ел. Съел всю икру, а в банке было фунта четыре”. С тех пор о селе говорили: “Это то самое, где дьячок на похоронах всю икрусъел”. В селе четыре фабрики – три ситцевых и одна кожевенная, на которых занято около четырехсот рабочих. Кожевенная заражала реку и луг, крестьянский скот страдал от болезней, и фабрику приказали закрыть, но она работает тайно, а становой пристав и уездный врач получают за это взятки.

В селе два “порядочных дома”; в одном живет Григорий Петрович Цыбукин, мещанин. Для вида держит бакалейную лавку, а зарабатывает на торговле водкой, скотом, зерном, крадеными вещами и “чем придется”. Скупает лес, дает деньги в рост, “вообще старик… оборотистый”. Два сына: старший Анисим служит в городе в сыскном отделении; младший Степан помогает отцу, но помощи от него немного – он слаб здоровьем и глух. Помощь идет от его жены Аксиньи – красивой и стройной женщины, поспевающей везде и во всем: “старик Цыбукин глядел на нее весело, глаза у него загорались, и в это время он жалел, что на ней женат не старший сын, а младший, глухой, который, очевидно, мало смыслит в женской красоте”.

Цыбукин вдов, “но через год после свадьбы сына не выдержал и сам женился”. С невестой по имени Варвара Николаевна ему повезло. Она видная, красивая и очень религиозная женщина. Помогает нищим, богомольцам. Однажды Степан заметил, что она без спроса взяла в лавке две осьмушки чаю, и доложил отцу. Старик не рассердился и при всех сказал Варваре, что она может брать все, что хочет. В его глазах жена как бы отмаливает его грехи, хотя сам Цыбукин не религиозен, не любит нищих и гневно кричит на них: “Бог дасьть!”

Анисим бывает дома редко, но часто присылает гостинцы и письма с такими, например, фразами: “Любезные папаша и мамаша, посылаю вам фунт цветочного чаю для удовлетворения вашей физической потребности”. В его характере соединяются невежество, грубость, цинизм и сентиментальность, желание казаться образованным. Цыбукин обожает старшего, гордится тем, что он “пошел по ученой части”. Варваре не нравится, что Анисим неженат, хотя ему пошел двадцать восьмой год. Ей видится в том непорядок, нарушение правильного, как она его понимает, хода вещей. Анисима решают женить. Он соглашается спокойно и без энтузиазма; впрочем, кажется, доволен тем, что и ему невесту подыскали красивую. Сам он невзрачен, но говорит: “Ну, да ведь и я тоже не кривой. Наше семейство Цыбукины, надо сказать, все красивые”. Невесту зовут Липа. Очень бедная девушка, для которой войти в дом Цыбукиных, с любой точки зрения, подарок судьбы, ибо ее берут без приданого.

Она страшно боится и на смотринах выглядит так, “как будто хотела сказать: “Делайте со мной, что хотите: я вам верю”. Ее мать Прасковья робеет еще больше и всем отвечает: “Что вы, помилуйте-с… Много вами довольны-с”.

Анисим приезжает за три дня до свадьбы и всем в подарок привозит серебряные рубли и полтинники, главная прелесть которых в том, что все монеты, как на подбор, новенькие. По дороге он явно выпил и с важным видом рассказывает, как на каких-то поминках пил виноградное вино и ел соус, а стоил обед два с полтиной на персону. “Которые мужики – наши земляки, – и за них тоже по два с полтиной. Ничего не ели. Нешто мужик понимает соус!” Старик Цыбукин не верит, что обед может стоить так дорого, и с обожанием глядит на сына.

Детальное описание свадьбы. Много едят и пьют плохое вино и отвратительную английскую горькую, сделанную “неизвестно из чего”. Анисим быстро напивается и хвастается городским приятелем по фамилии Самородов, называя его “человеком специальным”. Он кичится тем, что по внешности может распознать любого вора. Во дворе кричит баба: “Насосались нашей крови, ироды, нет на вас погибели!” Шум, кутерьма. Пьяного Анисима вталкивают в комнату, где раздевают Липу, – и запирают дверь. Через пять дней Анисим уезжает в город. Он говорит с Варварой, и та жалуется, что они живут не по-божески, что все построено на обмане. Анисим отвечает: “Кто к чему приставлен, мамаша Бога-то ведь все равно нет, мамаша. Чего уж там разбирать!” Он говорит, что все воруют и не верят в Бога: и старшина, и писарь, и дьячок. “А ежели они ходят в церковь и посты соблюдают, так это для того, чтобы люди про них худо не говорили, и на тот случай, что, может, и в самом деле Страшный суд будет”. Прощаясь, Анисим говорит, что Самородов впутал его в какое-то темное дело: “богат буду или пропаду”. На станции Цыбукин просит сына остаться “дома, при деле”, но он отказывается.

Выясняется, что монеты Анисима фальшивые. Он делал их с Самородовым и теперь идет под суд. Это потрясает старика. Он смешал фальшивые монеты с настоящими, не может их различить. И хотя сам всю жизнь плутовал, но делание фальшивых денег не вмещается в его сознание и постепенно сводит его с ума. Сына осуждают на каторжные работы, несмотря на хлопоты старика. В доме всем начинает заправлять Аксинья. Она ненавидит Липу и рожденного ею ребенка, понимая, что в будущем главное наследство достанется им. На глазах у Липы она обваривает младенца кипятком, и тот, недолго помучившись, умирает. Липа бежит из дома и по дороге встречает странников; один из них в утешение говорит: “Жизнь долгая, будет еще и хорошего и дурного, всего будет. Велика матушка Россия!” Когда Липа приходит домой, старик говорит ей: “Эх, Липа… не уберегла ты внучка…” Виноватой оказывается она, не Аксинья, которой боится старик. Липа уходит к матери. Аксинья окончательно становится главной в доме, хотя формально хозяином считается старик. Она входит в долю с братьями-купцами Хрымиными – вместе они открывают трактир на станции, проворачивают махинации, гуляют, веселятся. Степану дарят золотые часы. Старик Цыбукин опускается настолько, что не помнит о еде, ничего не ест целыми днями, когда его забывают покормить. По вечерам он стоит на улице с мужиками, слушает их разговоры – и однажды, увязавшись за ними, встречает Липу и Прасковью. Они кланяются ему, но он молчит, на глазах дрожат слезы. Видно, что он давно ничего не ел. Липа дает ему пирога с кашей. “Он взял и стал есть Липа и Прасковья пошли дальше и долго потом крестились”.

П. В. Басинский

(No Ratings Yet)

В овраге