Уровни и механизмы самораскрытия субъектов общения. И.П.Шкуратова. Мотивация самораскрытия в межличностном общении. Развитие навыков уверенного поведения

И.П.Шкуратова

Мотивация самораскрытия в межличностном общении

Исследование самораскрытия личности в общении в последние два десятилетия в зарубежной психологии вылилось в самостоятельное научное направление, находящееся на границе между социальной психологией и психологией личности. База данных Американской Психологической Ассоциации за пять лет с 1989 по 1995 год включает 255 монографий и 583 статьи, в которых затрагиваются разные аспекты этой многоплановой проблемы. Психология как, наверное, никакая другая наука обладает удивительным свойством давать возможность многочисленной реинтерпретации; старого эмпирического материала через призму вновь созданных понятий. При этом новое понятие отнюдь не отменяет старых толкований, а лишь дает возможность заглянуть внутрь магического кристалла, каким является личность, через новую его грань. Так случилось и с понятием самораскрытия. Без него долгое время обходились, не выделяя в отдельную предметную область, однако перенос акцента с Человека Воспринимающего на Человека Транслирующего, связанный с духом настоящего времени, показал необходимость всерьез и подробно заняться этой проблемой.

Сразу стала очевидной ее большая теоретическая и практическая значимость и взаимосвязанность с целым рядом других проблем межличностного взаимодействия. Анализ аннотаций статей, содержащихся в Базе данных Американской психологической Ассоциации, показывает, какие аспекты исследования самораскрытия являются приоритетными у психологов разных стран. На первое место по количеству работ выходит проблема самораскрытия лиц, имеющих отклонения от физической или социальной нормы, иначе говоря, людей, которым приходится скрывать от окружающих свою особенность. К ним относятся больные СПИДом, лесбиянки, гомосексуалисты, наркоманы, жертвы сексуального насилия. Особенно много работ посвящено исследованию взаимоотношений людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. На втором месте стоит изучение подростков, для которых самораскрытие тоже представляет некоторую сложность в силу их возрастных особенностей. Третье место занимают публикации, в которых обсуждается влияние самораскрытия пациента и психотерапевта на протекание психотерапевтического процесса. Причем, если самораскрытие пациента всеми воспринимается как обязательное условие успеха, то в отношении самораскрытия психотерапевта единства мнений у представителей разных направлений психотерапии нет. Остальные работы посвящены анализу разнообразных внешних и внутриличностных факторов, способствующих или препятствующих самораскрытию, и кросскультурным различиям. Наряду с самораскрытием активно изучается самопредъявление, под которым понимается стремление произвести определенное впечатление на окружающих.

Анализ направленности данных работ показывает, что авторы больше ориентированы на исследование феноменологии самораскрытия, чем на изучение его мотивационносмысловой стороны. В то же время становится понятным, что дальнейшее продвижение в понимании природы этого феномена становится невозможным без обращения к мотивации самораскрытия, ведь в зависимости от целей и мотивов взаимодействия содержание самораскрытия может полностью меняться у одного и того же человека. К сожалению, в большинстве публикаций авторы не столько изучают сам процесс самораскрытия, сколько связь между результатом ответа на опросник Джурарда и другими тестовыми показателями личности или характеристиками ситуации, в которой проходил замер. Такой подход не только недостаточен, но даже и неправилен, поскольку исследователи оперируют с неким конечным суммарным показателем самораскрытия, в который на равных вносят свой вклад такие несопоставимые по уровню интимности темы, как "мои любимые блюда " и "мои страхи и тревоги ".

Разграничение между самораскрытием и самопредъявлением, предлагаемое в зарубежной литературе, также мне представляется не отражающим главного их различия. Д.Майерс определяет самопрезентацию как "акт самовыражения и поведения, направленный на то, чтобы создать благоприятное впечатление или впечатление, соответствующее чьимлибо идеалам " . На самом деле самопрезентация может быть направлена на прямо противоположную цель, а именно создание неблагоприятного впечатления. Достаточно вспомнить поведение профессиональной нищенки, талантливо изображенное Л.Ахеджаковой в фильме "Небеса обетованные ". Она в зависимости от социальной ориентации прохожего могла преподнести себя то как жертву сталинских репрессий, то как жертву перестройки. Иногда самораскрытие противопоставляется самопредъявлению по критерию правдивости и глубины создаваемого образа. Н.В.Амяга считает, что "поверхностное, неглубокое самораскрытие чаще сопряжено с выраженным самопредъявлением и может описываться скорее как самопредъявление ". Неглубокое самораскрытие может наблюдаться в ситуации обычного обмена мнениями между говорящими, при котором совсем не преследуются иные цели. Мне кажется, что главное отличие между этими двумя формами самовыражения состоит в целях, которые преследует человек в том или другом случае. Если человек нуждается в психологической помощи, то более вероятно что он будет максимально искренним. Хотя даже в таких ситуациях человек старается рассказывать о себе таким образом, чтобы его образ имел больше положительных черт. Если же целью общения является завоевание симпатии собеседника или получение от него материальной или другой деловой помощи, субъект прибегает к предъявлению себя в том виде, в каком, с его точки зрения, он может достигнуть наилучшего результата. При этом совсем необязательно, чтобы он давал о себе ложную информацию, достаточно бывает просто подчеркнуть наличие соответствующих качеств. Хотя здесь речь шла о целях, надо иметь в виду, что очень часто они плохо или совсем не осознаются субъектом самораскрытия, поэтому корректнее говорить о мотивах. Человек может осознавать или не осознавать мотивы, которые побуждают его рассказывать о себе тем или другим людям. Данная работа была посвящена изучению вопроса о том, в какой степени люди способны осознавать эти мотивы, существует ли связь между называемыми им мотивами и содержанием самораскрытия с разными собеседниками.

Целью описываемого исследования было изучение мотивации самораскрытия в межличностном общении, которое конкретизировалось в следующих задачах: 1) изучить взаимосвязь между самораскрытием и мотивацией общения с людьми из ближайшего окружения; 2) проанализировать мотивы самораскрытия в общении с разными людьми; 3)исследовать взаимосвязь между мотивацией и содержанием самораскрытия в общении.

Для решения первой задачи под моим руководством А.Г.Бовиной было проведено экспериментальное исследование, в котором приняло участие 19 женщин и 9 мужчин в возрасте от 21 года до 67 лет, работавших на фабрике. Им было предложено заполнить бланки теста диагностики мотивации межличностного общения (ММО) и теста для диагностики самораскрытия. В тесте ММО, разработанному мной на основе репертуарного теста Дж.Келли, испытуемому сначала предлагалось составить список людей, которые образуют его реальное окружение в семье, на работе и в дружеской сфере, а затем оценить, насколько разные мотивы общения характерны для его взаимодействия с каждым из указанных лиц. На основе полученных данных можно было определять степень выраженности отдельных категорий мотивов, а также величину мотивации общения испытуемого с каждым из указанных им лиц. Тест для диагностики самораскрытия был разработан мной на основе теста самораскрытия С.Джурарда. При его выполнении испытуемый должен был оценивать, насколько подробно и откровенно он рассказывает о разных сторонах своей личности тем же людям, которые были отмечены им в предыдущей методике. Тест позволял определять величину самораскрытия каждого испытуемого по отдельным категориям тем (интересы, мнения, работа, личность, отношения с другими людьми, тело и финансы), а также в общении с каждым конкретным знакомым.

Для выявления взаимосвязей между степенью выраженности отдельных групп мотивов общения и самораскрытием по названным темам был осуществлен корреляционный анализ полученных данных. Он показал отсутствие связи между суммарными показателями самораскрытия и мотивации общения и наличие достаточно большого числа связей между частными показателями. Это свидетельствует о том, что нельзя говорить о большем самораскрытии тех людей, которые любят общение и стремятся к нему. Самораскрытие занимает в структуре общения только некоторую часть и потому вполне возможно сочетание большой потребности в общении при ограниченном стремлении к рассказам о себе. У каждого человека существует своя пропорция между слушанием и повествованием, а также между повествованием о себе и на отвлеченные темы.

Анализ корреляционных связей между мотивами общения и темами самораскрытия показал следующую картину. Оказалось, что чем больше в структуре мотивации общения оказались представленными эгоцентрические мотивы (получения любых видов помощи и поддержки), тем больший удельный вес занимает самораскрытие о работе (r = 0,48 P

Меня также интересовал вопрос о том, проявляется ли соответствие между мотивацией общения с конкретным человеком и объемом самораскрытия в его адрес. Для этого была проведена такая процедура обработки данных. У каждого испытуемого было выделено три человека из его списка знакомых, по отношению к которым у него наблюдается максимальная мотивация общения, а также три человека, с которыми он предельно откровенен. Аналогичная процедура была проведена относительно тех людей, с кем у испытуемого наблюдалась минимальная мотивация общения и минимальное самораскрытие. Затем для каждого испытуемого была подсчитана степень совпадения между этими рядами данных. Оказалось, что максимальные значения по мотивации общения и самораскрытию совпали в 62 случаях из 84 возможных совпадений, а минимальные в 55 случаях из 84 возможных. При этом 65 совпадений наблюдалось у 13 испытуемых, 43 совпадения у 11 человек и 12 совпадения только у 4 человек. Это дает основание считать, что существует тенденция к большему самораскрытию с теми лицами, общение с которыми носит полимотивированный характер.

Мои дальнейшие исследования привели меня к выводу, что большой объем самораскрытия и интенсивность мотивации общения в равной степени служат свидетельством тесных, эмоционально глубоких взаимоотношений, поскольку они проявляются в общении с наиболее любимыми и ценимыми людьми (матерью, любимым человеком, лучшей подругой или другом). Однако это совсем не означает, что сам факт нахождения в роли матери гарантирует такое отношение к ней со стороны детей, здесь все сугубо индивидуализировано.

Следующая серия эксперимента, проведенная под моим руководством Е.П.Панченко, была направлена на выяснение уже самих мотивов самораскрытия в процессе межличностного общения. В ней приняло участие 30 студенток 2 курса филологического факультета и 25 студенток 2 курса психологического факультета. Для диагностики мотивации самораскрытия были разработаны две методики. Одна из них представляла собой анкету, ориентированную на выяснение целей и мотивов самораскрытия. Вторая методика являлась модификацией теста ММО, описанного выше. При ее выполнении испытуемому предлагалось сначала написать список людей, которые составляют его ближайшее окружение в семье, в университете и в кругу друзей, а затем оценить, в какой степени разные мотивы побуждают его рассказывать о себе этим людям. Для облегчения работы испытуемого к тестовому бланку прилагался большой список возможных мотивов самораскрытия, из которого он мог выбирать те, которые он считал наиболее характерными для себя. При обработке данных анализировалась величина мотивация самораскрытия как по отдельным мотивам, так и по отношению к разным партнерам. Кроме того, группа студентокфилологов заполняла модифицированный вариант опросника С.Джурарда для диагностики объема и направленности их самораскрытия, упоминавшийся выше.

Следующий вопрос анкеты был направлен на то, чтобы выяснить, меняются ли мотивы самораскрытия испытуемых в зависимости от того, какого рода информацию о себе они сообщают, и что при этом они ожидают от собеседника. Вопрос был сформулирован следующим образом: "Что вы ждете от собеседника, когда рассказываете ему: а) о своем здоровье; б) о своих финансах; в) о своих личных проблемах; г) о своих успехах; д) о своих неудачах; е) о своих интересах и убеждениях? " Анализ ответов показал, что студентки из двух выборок испытуемых по разному оценивают поведение своих реципиентов. При рассказе о своем здоровье 60 % филологов ждет сочувствия, большинство психологов (56%) заявило, что они не рассказывают о нем, а сочувствия ожидает только 24%. Кроме того филологи ждут совета (26 %) или ничего не ждут (13%), а психологи понимания (20 %).

Сообщая о своих финансовых проблемах, 53,3% филологов ничего не ждет от собеседника, помощи 30 %, сочувствия 16,6 %, 52% психологов ожидает помощи, 24 % совета, 12% сочувствия и еще 12 % ничего не ждет.

При рассказе о своих личных проблемах большинство надеется на понимание со стороны собеседника (66,6% филологов и 52% психологов), совета (20 % филологов и 12 % психологов). Кроме того, психологи рассчитывают на помощь (36%), а филологи на поддержку (13,3 %). Большинство испытуемых надеется на радость в ответ на рассказы о своих успехах (72% психологов и 53,3 % филологов) или на похвалу (28% психологов и 26,7% филологов). Филологи думают, что могут вызвать этим зависть у собеседника (20 %). Сообщая о своих неудачах, филологи больше рассчитывают на сочувствие (60 %), а психологи на получение совета (68 %). Поддержки ожидают остальные филологи, а участия психологи. Рассказывая о своих интересах и убеждениях, все прежде всего рассчитывают на заинтересованность слушающего (по 64%), далее на ответную информацию (26% филологов и 20 % психологов) и, наконец, на поддержку (10 % филологов и 16 % психологов).

Анализ полученных данных свидетельствует о соответствии содержания сообщаемой информации ожидаемой реакции реципиента в представлении испытуемых. Это может служить косвенным доказательством того, что в зависимости от целей воздействия на партнера они могут сознательно изменять содержание подаваемой о себе информации и возможно ее форму (глубину, детальность изложения, эмоциональность изложения и т.д.). Характерно, что в большинстве случаев девушки рассказывают о себе для того, чтобы получить помощь в разных ее видах: эмоциональную, моральную, информационную или деловую. Это несомненно связано с их возрастом. По данным, полученным мной в другом исследовании, для молодежи характерно преобладание эгоцентрической мотивации общения, состоящей в стремлении к получению разнообразной помощи со стороны окружающих, в то время как для лиц среднего возраста преобладание альтероцентрической направленности, проявляющейся в стремлении к оказанию помощи, или их баланс.

Данные, полученные с помощью модифицированного варианта теста ММО, позволили выявить различия в мотивации самораскрытия испытуемых в процессе их общения с разными людьми. При выполнении этого теста испытуемый должен был называть главный мотив, который побуждает его рассказывать о себе каждому лицу из списка его знакомых. Это позволило проанализировать на всей группе, состоящей из 30 студенток филологического факультета, какие мотивы наиболее важны для них при самораскрытии с разными реципиентами.

Таблица 1

Главные мотивы самораскрытия в общении с разными людьми

мотивы/собеседники мать отец подруга друг психолог попутчик преподаватель

выговориться, отвести душу 7 6 1 1

избежать чувства одиночества 1 1 2

меня тревожит моя проблема 3 1 1 5

получить нужную помощь 3 5 2 1 5 5

получить совет 3 4 4 10 4

понравиться этому человеку 13 3 2

подать себя в определенном свете 1 1 4

оправдаться в глазах этого человека 5

похвастаться успехами 1 1

утвердиться в глазах этого человека 1 1 1 1

получить подтверждение правильности поступка 5 3 6

узнать реакцию на мою информацию 1 2 1 1

в ответ на расспросы 3 3 2 8 4

так принято 4 2 2 1

заполнить паузу в разговоре 2 2

пококетничать 3 6

развлечь собеседника 1 3 4 1

оказать моральную поддержку 3 1 1

вызвать на откровенность 1 2 4

откликнуться на откровенность 1 1

выяснить отношения 3 2

Как видно из таблицы 1, существуют явные различия в мотивации самораскрытия девушек с разными людьми. Общение с матерью носит эмоционально насыщенный характер, кроме того от нее ждут оценок своего поведения, советов и помощи. Характерно, что общение с ближайшей подругой близко по структуре к общению с матерью, но при этом подруге рассказывают о себе еще и для того, чтобы дать совет. Отцу девушки рассказывают о себе гораздо менее охотно: четверо отметили, что рассказывают о себе отцу, потому что "так принято ", а трое " в ответ на расспросы ". Это свидетельствует об отсутствии у них с отцами доверительных; отношений. В основном от него ждут помощи или совета. Помощи больше всего ждут от взрослых людей: родителей, психолога и преподавателя. Девушки хотя и не имели опыта общения с реальным психологомконсультантом, правильно понимают его функции и ждут от него в ответ на свою откровенность решения их проблем, помощи и совета. Естественно, что главным мотивом самораскрытия в общении со своим юношей почти половина девушек отметили стремление понравиться ему. В общении с ним, а также со случайным попутчиком, которого девушки себе представили как потенциального друга, отметив его возраст близким к своему, самораскрытие скорее выступает в функции самопредъявления. С ними они готовы кокетничать, развлекать их, хотя с посторонним человеком некоторые из респонденток проявляют сдержанность. Так, восемь из них готовы рассказывать о себе только в ответ на расспросы. Обращает на себя внимание тот факт, что с близкими людьми мотива управлять впечатлением о себе почти не возникает, он наиболее характерен для общения с теми, чью симпатию еще надо завоевать: знакомый юноша, попутчик, преподаватель. Отношения с преподавателем носят совершенно особый характер. От него ждут помощи, совета, подтверждения правильности своего поступка, стремятся произвести на него приятное впечатление, перед ним единственным хотят оправдаться, но никаких попыток к эмоциональному самораскрытию не наблюдается. Более того, часть респонденток хочет соблюдать психологическую дистанцию между преподавателем и собой и говорить о себе только в случае необходимости: в ответ на расспросы или чтобы заполнить паузу.

Эти данные свидетельствуют о том, что девушки адекватно воспринимают мотивы своего самораскрытия с разными людьми, и наверняка умеют в жизни варьировать информацию, сообщаемую о себе в зависимости от целей и той мишени, которой эта информация адресована. Другой вывод состоит в том, что возможно эмпирически изучать эти вариации и на их основе создавать типологию разных видов самораскрытия: доверительного, ориентированного на поиск помощи, хвастливого, развлекающего и т.д. На мой взгляд, эти особенности самораскрытия гораздо более связаны с индивидуальностью субъекта, чем суммарные показатели его объема.

Следующей задачей данной работы был анализ взаимосвязей между мотивами и темами самораскрытия. Пилотажное исследование с помощью анкеты, результаты которого излагались выше, дало основание предполагать, что существуют общегрупповые закономерности между изложением некоторых тем и мотивами, побуждающими к этому. Данная гипотеза проверялась на выборке, состоящей из 30 студентокфилологов. Степень представленности разных тем в структуре самораскрытия определялась с помощью теста Джурарда, а мотивация самораскрытия по модифицированному варианту теста ММО, описанному выше. Результаты корреляционного анализа между данными двух методик обнаружили наличие значимых связей.

Прежде всего обращает на себя внимание факт очень высоких коэффициентов корреляции между суммарным показателем мотивации самораскрытия и всеми категориями самораскрытия. Это означает, что самораскрытие по любой теме является полимотивированным. Единственной группой мотивов, давшей связи со всеми темами самораскрытия, является группа эмоциональных мотивов. Весь предыдущий анализ мотивов самораскрытия девушек показал, что для них эти мотивы являются ведущими. Среди тем самораскрытия наибольшее число связей с мотивами обнаружено для категории "отношения с другими людьми ". Эта категория является центральной в структуре самораскрытия, с ней связаны почти все другие категории, что говорит о ее большом удельном весе в рассказах девушек о себе. Исходя из полученных данных, можно утверждать, что основными побудителями самораскрытия в отношениях с другими людьми являются эмоциональные мотивы (r=0,56 P

Подводя итог полученным эмпирическим данным, можно сделать следующие выводы.

Вопервых, существует несомненная связь между мотивацией общения и величиной самораскрытия в ходе него. Данные свидетельствуют о том, что наибольший объем самораскрытия и максимальное стремление к общению наблюдается по отношению к самым эмоционально близким людям (матери, ближайшим друзьям, мужу ли жене). Поэтому измерение этих показателей у членов семьи или в дружеской паре может служить надежным инструментом определения степени доверительности их отношений.

Вовторых, мотивация самораскрытия одного и того же человека может существенно меняться в зависимости от того, кому адресовано сообщение. В отношении близких людей преследуется цель получить эмоциональную, моральную поддержку и разнообразную помощь. В отношении посторонних значимых лиц (друг противоположного пола, преподавателя) на первый план выступают мотивы создания благоприятного впечатления о себе. Испытуемые (не психологи) продемонстрировали довольно высокий уровень рефлексии об этих различиях, что свидетельствует о том, что они достаточно хорошо осознают цели своего самораскрытия и, очевидно, в повседневной жизни видоизменяют одну и ту же информацию о себе, рассказывая ее разным людям.

Втретьих, мотивация самораскрытия связана с тематикой рассказа о себе. Для девушек центральной группой мотивов самораскрытия стала группа эмоциональных мотивов, давшая наибольшее число связей с разными темами. Это не означает, что такая направленность самораскрытия характерна для всех. Например, для выборки рабочих, рассматриваемой выше, большинство тем самораскрытия оказались связанными с познавательной направленностью. Эта проблема требует более детального анализа, но уже сейчас можно предполагать, что человек в зависимости от мотивации общения в целом и мотивации самораскрытия, в частности, подбирает тему самораскрытия.

Обсуждаемые результаты свидетельствуют о том, что в решении проблемы об индивидуальных различиях в самораскрытии необходим перенос акцента с формальных его характеристик, какими являются объем и широта, на мотивационносмысловые, которые связаны с более глубокими личностными пластами. Только на основании ведущих мотивов самораскрытия можно выйти на стили самораскрытия и осуществить их классификацию. При этом не нужно упрощать картину, ожидая, что человек будет одинаково себя вести в общении с разными людьми. Напротив, любой человек, даже ребенок способен перестроить свое самораскрытие в зависимости от того, кому оно адресовано. Очевидно, в манере самораскрытия каждого человека есть устойчивые характеристики, проистекающие из его ценностных ориентаций и личностных свойств, и характеристики, меняющиеся в зависимости от ситуации и партнера. Более того, можно предположить, что чем более развитой является личность, тем более вариативной будет картина ее самораскрытия с разными людьми при наличии достаточной целостности поведения (свобода внутри границ). Противоречивость сведений о связи между объемом самораскрытия и психическим здоровьем, на мой взгляд, обусловлена неправильным выбором показателя. Ведь общий объем самораскрытия ничего не говорит о качественной его стороне, которая и создает основу для психического здоровья. Психическое здоровье связано не с величиной самораскрытия, а с его адекватностью, которая состоит в осознании человеком собственных потребностей самораскрытия, а затем в выборе тех людей и тех ситуаций, которые способны дать удовлетворение этих потребностей в процессе самораскрытия. На пороге грядущего века психология должна отказаться от простых решений века нынешнего. Если психология прошлого ставила дихотомические вопросы (от ситуации или от внутренних свойств зависит поведение личности), то психология будущего должна выйти на описание меняющейся личности в условиях изменяющейся среды.

источник неизвестен

Исследование самораскрытия началось в рамках гуманистической психологии в 50-х годах 20 века. Это было неслучайно, поскольку именно это направление стало рассматривать человека как субъекта собственной жизни. Это проявилось и в терминах, введенных ее представителями: самоактуализация, самовыражение, самораскрытие и саморазвитие. Основополагающими для становления гуманистической психологии стали работы А. Маслоу, в которых самосозидание впервые рассматривалось как неотъемлемое свойство человеческой природы.

С. Джурард определил самораскрытие как процесс сообщения информации о себе другим людям; сознательное и добровольное открытие другому своего Я. Содержанием самораскрытия могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми, впечатления от произведений искусства, жизненные принципы и многое другое. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.306.

Потребность в самораскрытии присуща каждому человеку, и она должна быть обязательно удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психологических проблем, но и различных психических и соматических заболеваний. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому.

Самораскрытие играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений. Оно является показателем глубины и степени позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). По мере прогрессирования отношений к более интимным люди рассказывают о себе более полно и глубоко. По сути, самораскрытие означает посвящение другого человека в свой внутренний мир, отодвигание занавеса, отделяющего «Я» от «Другого». Это самый прямой способ трансляции другим своей индивидуальности.

Самораскрытие представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в общении, чувствительный ко многим факторам индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным. Он может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с различной степенью осознания, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Рассмотрим основные виды самораскрытия.

По критерию источника инициативы самораскрытие может быть добровольным или принудительным. Степень добровольности бывает разной: от горячего желания самого человека рассказать другому лицу о своих чувствах или мыслях до «вытягивания» этой информации партнером. Рассказ о себе в условиях допроса может быть примером принудительного самораскрытия.

По виду контакта субъекта общения и реципиента, можно выделить непосредственное и опосредованное самораскрытие. Непосредственное самораскрытие наблюдается в ситуации физического контакта субъекта самораскрытия с реципиентом, в процессе которого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете.

Непосредственное самораскрытие дает возможность субъекту получать аудио-визуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс самораскрытия (расширять или сворачивать, углублять и т.п.).

В то же время присутствие человека сковывает говорящего, особенно при сообщении негативной информации. Не случайно З.Фрейд придумал во время психоаналитического сеанса садиться за головой клиента, лежащего на кушетке, чтобы между ними не было контакта глаз. В повседневной жизни люди предпочитают сообщать о негативных действиях (например, о разрыве отношений) по телефону или в письменном виде. Письменная форма дистанциирует партнеров и лишает их большого количества информации, передающегося по невербальному каналу (интонации голоса, выражения лица и пр.). Кроме того, она связана с большой отсрочкой во времени обменом информации, хотя в Интернете это преодолено: в форуме можно общаться в режиме реального времени. Маклаков А.Г. Общая психология. СПб., 2015. С.309.

Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи. Они, как правило, ведутся человеком для самого себя с целью фиксации в памяти событий своей жизни и упорядочивания жизненных впечатлений. Они различаются по степени интимности затрагиваемых в них тем и подробности описаний. Авторы дневников по-разному относятся к возможности их прочтения другими людьми.

В Интернете существуют блоги - это личные дневники, которые открыты для всеобщего обозрения. Читатели могут комментировать записи, обсуждать личность их автора. Газетные или интернетные объявления о желании вступить в любовные или дружеские отношения также могут рассматриваться как примеры самораскрытия, хотя здесь преобладает самопредъявление личности.

Большое влияние на самораскрытие оказывает количество людей, на которых оно рассчитано. В западной психологии лицо или группа лиц, которым адресована информация, называется мишенью самораскрытия. Чаще всего, мишенью является один человек, причем его характеристики (социально-демографические и личностные особенности, характер отношений с говорящим) в большой степени определяют содержание и формальные характеристики самораскрытия. Иногда мишенью самораскрытия становится малая группа (например, члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда).

В этом случае, как правило, снижается степень интимности сообщаемой информации, ее детальность. Особой формой является самораскрытие в группах психологического тренинга или в психотерапевтических группах. В них предварительно создается атмосфера взаимного доверия и раскованности, что позволяет ее участникам безбоязненно сообщать о себе информацию, которая может компрометировать их в глазах присутствующих.

Мишенью самораскрытия могут выступать большие группы людей, вплоть до всего человечества. Это можно назвать публичным самораскрытием. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в средствах массовой информации, автобиографии, изданные в виде книг. Цели такого самораскрытия отличаются от предыдущих форм. Публичное самораскрытие всегда имеет целью привлечь внимание к своей персоне создать определенное впечатление о себе. Оно включает большой элемент самопредъявления, поскольку не всегда бывает искренним.

По критерию дистантности и формализованности общения самораскрытие бывает личностным и ролевым. Ролевое самораскрытие разворачивается в рамках той роли, в которой человек находится в данный момент времени. Например, находясь в роли пациента на приеме у врача, человек рассказывает о себе главным образом то, что связано с его болезнью. При этом человек может касаться интимных подробностей и не ощущать стеснения, поскольку общение протекает на ролевом уровне. Личностное самораскрытие предполагает наличие отношений симпатии, дружбы, любви, которые и являются основой для самораскрытия. Характер этих отношений регулирует направленность и содержание самораскрытия. Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н./Д., 2015. С.346.

По степени подготовленности субъектом процесса самораскрытия можно выделить непреднамеренное и подготовленное. Когда человек в процессе общения спонтанно раскрывает информацию о своей личности, это пример непреднамеренного самораскрытия. Иногда это бывает в ответ на чужую откровенность, или из желания развлечь собеседника. Когда человек заранее планирует сообщение какой-то информации о себе другому лицу или группе лиц, то мы имеем дело с подготовленным самораскрытием. Например, молодой человек может тщательно продумать формулировку признания в любви своей девушке. Более того, он может позаботиться об обстановке, в которой это будет сделано.

Еще один важный показатель самораскрытия это степень искренности субъекта самораскрытия, которая проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Всякая сообщаемая человеком информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, тогда мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2014. С.172.

Помимо вышеназванных особенностей, самораскрытие обладает целым рядом характеристик, которые могут быть определены с помощью психологических методов.

Под глубиной самораскрытия понимается детальность, полнота и искренность освещения какой-либо определенной темы. В противоположность этому поверхностное самораскрытие предполагает неполное и частичное освещение каких-то аспектов своей личности.

психический общение самовыражение


В настоящее время феномены адаптации превращаются в одну из центральных проблем для теории и практики психологической науки. Сейчас вряд ли возникнут сомнения в том, что такие глобальные вопросы, как обеспечение жизнеспособности человека вопреки нарастающему патогенному воздействию среды, прогнозирование темпа его психического развития, сохранение духовного и нравственного облика, формирование новых отношений в обществе, можно решить вне представлений о механизмах адаптации. Анализ теоретических и методологических подходов в разных научных сферах позволил выделить несколько обобщенных смысловых аспектов адаптации: адаптация как жизнедеятельность в изменяющихся условиях существования, адаптация как приспособление к измененным условиям среды, адаптация как достижение устойчивости в измененной среде. Логика развития общества и психологической науки ставит психологов перед необходимостью изучения адаптации как поиска личностью нужных ей способов самораскрытия. В этом случае акцентируется стремление личности к обретению индивидуальной стратегии взаимодействия с обновляющейся окружающей реальностью в соответствии с собственным мироощущением, с собственным видением происходящего и себя в нем.


Подобный подход основывается на рассмотрении личности как субъекта адаптации, что представляется важным для теоретических обобщений и решения практических задач. В этом случае адаптация понимается как механизм самораскрытия личности, обеспечивающий трансформацию внешних изменений во внутренние условия создания новых способов взаимодействия с реальностью и с собой, необходимых для сохранения собственной целостности.


Психологический портрет адаптирующейся личности определяется: особенностями осознания изменяющейся окружающей среды, рефлексией себя в новой картине среды, саморегуляцией адаптационного потенциала, необходимого для преобразования взаимодействия с окружающей средой и собой; трансформацией способов взаимодействия с окружающей средой; выраженной эго-орентацией как возможного следствия усиления потребности в самораскрытии, изменением образа "Я". Один из источников самораскрытия личности заключен в осознании изменений окружающей среды. Возникновение индивидуального образа происходящего означает, что среда перестает быть безразличной человеку. Человек из автоматически реагирующего на внешние воздействия превращается в рефлексирующего прежде всего те преобразования, которые затрагивают его потребности. Новая картина среды приводит к избирательности поведения и отношения к себе. В начальный период взаимодействия личности с непривычными условиями существования особую роль играет рефлексия изменений в собственном "Я". Осознание себя указывает на особенности внутренней переработки изменений, произошедших вовне. Этот процесс определяется смыслом собственного бытия, его значимостью для личности. Происходит своеобразная трансформация образа среды в образ "Я". Эго-ориентация адаптирующейся личности отражает приоритет ценности собственной жизни. Роль эго-ориентации особо возрастает при необходимости адаптироваться к изменяющемуся образу "Я".


Во многом благодаря эго-ориентации возможно освоение новой роли, достижение самоценности и необходимого взаимодействия с окружающей средой и с собой. Одна из функций эго как центра системы сознательного состоит в создании стандартов для определения целостности и индивидуальности человеческой личности. Можно считать, что в новых условиях существования собственное Я превращается для личности в основной ориентир создания необходимых программ адаптационного поведения и формирования персонально важной системы отношений с миром. Рефлексия активизирует механизмы личностной саморегуляции. Основной смысл личностного регулирования сводится к обеспечению внутренних условий для преобразования сложившихся взаимоотношений со средой. С этой целью личность конвергирует имеющийся адаптационный потенциал и все содержащиеся в среде возможности. Максимально личность включается в регуляцию адаптационного потенциала в условиях реальной витальной угрозы. Наряду с этим личность направляет свою активность на преодоление зависимости от средовых влияний. Наибольшая автономность личностных свойств наблюдается тогда, когда самосохранение и самораскрытие зависят, главным образом от психофизической организации, телесного потенциала. Трансформация психического адаптационного потенциала в более сложные и совершенные формы психологической интеграции, демонстрирующая перераспределение акцентов взаимодействия человека с окружающей реальностью и с собой, основывается на активности личностной регуляции.


В этом реализуется свойственная адаптации функция созидания. Результат адаптационных трансформаций сводится к изменению образа "Я" и типа адаптирующейся личности, к формированию личностного адаптационного синдрома. Дополнение традиционных взглядов на адаптацию субъектно ориентированным позволяет по-иному очертить основную цель адаптации? обеспечение целостности личности. Это означает, что адаптирующаяся личность способна поддерживать необходимое ей внутреннее единство и регулировать собственную активность, что позволяет ей выступать в роли внутренней детерминанты взаимодействия с динамичной окружающей реальностью. Целостность личности на начальных этапах взаимодействия с непривычными условиями жизнедеятельности обеспечивается активизацией процессов интеграции психических, психофизиологических проявлений и механизмов личностной регуляции. Существенная роль в обеспечении целостности личности принадлежит неосознаваемым психическим процессам. Они включаются в структуру личностного адаптационного синдрома независимо от объективных признаков и субъективных описаний условий существования. Это позволяет считать неосознаваемое обязательным компонентом адаптационного реагирования личности. Одновременно возникает требующее специальной экспериментальной проверки предположение о том, что совпадение содержания неосознаваемых эмоций и неосознаваемых стремлений и осознанных представлений означает адаптационную зрелость личности.


Содержательное единство глубинных и закрепленных социальным опытом личности переживаний создает гармонию ее отношений к происходящему и к своей роли в нем. Это повышает регуляторную активность личности и делает человека более адаптированным. Несоответствие содержания неосознаваемых и осознанных эмоций и мотивов подталкивает личность к поискам как социально желательных, так и не санкционированных обществом способов компенсации адаптационного конфликта. Рассмотрение личности как субъекта адаптации, с одной стороны, дополняет научное видение адаптации, с другой? открывает новые грани психологии личности. Для понимания психологии современного человека важно, что его личностная структура объединяет в себе вариативные и инвариантные психологические свойства. Пластичность психологических личностных свойств? важное адаптационное приобретение, необходимое для сохранения жизнеспособности в динамичном внешнем мире. Наибольшие возможности для модификации психологических свойств личности, а именно: для изменения диапазона их проявлений и структуры? предоставляют глобальные социальные преобразования в нашем обществе. К структурным вариациям личностных свойств может приводить кратковременное взаимодействие с измененными жизненными условиями. В то же время личностные свойства могут демонстрировать инертность включения в адаптационные процессы. Тем самым, очевидно, создается дополнительный резерв адаптации, активизация которого возможна тогда, когда быстро действующие системы оказываются неспособными к обеспечению целостности личности.


В инвариантности заключается потенциал сохранения самоидентичности. Инвариантность позволяет личности сохранять собственный адаптационный опыт. Так, адаптация в условиях реформирования социальной системы не затрагивает эмоциональную защищенность и чувствительность к новому, а также свойства, обеспечивающие самоорганизацию. В течение длительного времени стабильными оставаются свойства, подчеркивающие значимость собственного "Я" личности. Сохраняется также согласованность проявления свойств самоконтроля, склонности к риску, способов реализации коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости. Устойчиво сохраняется интеграция личностных свойств, отражающих способность к самоорганизации, ориентацию на поддержку группы, эмоциональную зрелость и жизненный оптимизм. Несмотря на давний срок изучения адаптационных феноменов, самостоятельная научная дисциплина, систематизирующая знания о психологических закономерностях адаптации человека в изменяющейся среде существования и раскрывающая сферы их практического применения, в настоящее время только начинает складываться. Видимо, это связано с затянувшимся первичным таксономическим этапом анализа имеющихся результатов. В то же время накопленные сведения содержат достаточно большой потенциал теоретических изысканий и эмпирических разработок.


Первая функция (последствие) самораскрытия состоит в том, что оно способствует пси­хическому здоровью личности коммуникатора. Закономерностям связи самораскрытия и психического здоровья посвящено значительное число теоретических и особенно экспери­ ментальных работ. Идея о наличия такой связи впервые высказана С. Джурардом. Именно ему принадлежит утверждение, что "здоровая личность... будет стремиться сделать так, что­ бы ее полностью узнал хотя бы один значимый человек".

С. Джурард, как и другие психологи гуманистической ориентации, различал нормальную и здоровую личность (нормальная личность характеризуется тем, что может нормально функ­ ционировать в повседневной жизни, здоровая - тем, что достигла самоактуализации или близ­ ка к этому). С. Джурард утверждал, что рост личности блокируется, если человек не раскрывает себя другим. Самораскрытие, согласно взглядам ученого, обладает также и мотивационной силой. У каждого человека существует потребность открыть себя хотя бы одному значимому другому. Эта потребность должна быть обязательно реализована, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только чисто психологических проблем, но и раз­ личных психических и физических заболеваний.

В ходе экспериментальных исследований С. Джурард пришел к заключению, что между психическим здоровьем и самораскрытием существует криволинейная связь: открытость по­ зитивно связана с психическим здоровьем и негативно с "клинической" неприспособленно­ стью.

Более поздние исследования связи между психическим здоровьем и самораскрытием дали достаточно противоречивые результаты. С целью их объяснения П. Козби выдвинул следую­ щую гипотезу: "Люди с "позитивным психическим здоровьем"... характеризуются высокой от­крытостью нескольким значимым другим из своего социального окружения. Люди, плохо приспособленные... характеризуются высокой или низкой открытостью практически каждо­ му". Данная гипотеза получила подтверждение в работе А. Чайкина и В. Дерлиги, где было по­ казано, что люди, которые открывали очень личную информацию случайным знакомым, оценивались наблюдателями как мало приспособленные в отличие от тех, которые открыва­ ли интимную информацию лишь близким друзьям. Последние были оценены как нормально и хорошо приспособленные. Чайкин и Дерлига высказали предположение, что оптимальным яв­ ляется так называемое "подходящее самораскрытие", которое зависит от нескольких факторов:

1)соответствия самораскрытия контексту беседы;

2)особенностям реципиента самораскрытия (близкий друг, знакомый, незнакомый; с высоким или низким статусом; старый или молодой);

3) уровню интимности самораскрытия собеседника.

Другой важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора является развивающая функция (или способствование личностному развитию). Данная функция реали­ зуется в первую очередь благодаря тому, что самораскрытие служит мощным средством, с по­ мощью которого достигается изменение различных аспектов "Я" индивида. Следовательно, развивающую функцию можно объединить в один блок с функциями способствования само сознанию, самопознанию, личностной идентификации.

На факт способствования самораскрытия самосознанию указывает, например, Р. Ачер. Это же подтверждает и психотерапевтическая практика; в основе многих современных мето­ дик и техник, направленных на самосознание личности, лежит самораскрытие. Взаимосвязь самосознания и самораскрытия обычно прослеживается по следующей схеме. В "Я" выделя ют открытую сферу (известно себе, известно другим); закрытую сферу (известно себе, но не из­ вестно другим); слепую сферу (не известно себе, но известно другим). Наиболее релевантной для самораскрытия является закрытая сфера. В результате самораскрытия она становится ча­стью открытой сферы. Раскрывая себя и получая обратную связь (увеличивая открытую сферу и уменьшая слепую), можно достичь лучшего понимания себя. А это в свою очередь увеличи­ вает самоуважение и самопринятие.

На способствование самораскрытия самопознанию указывал еще С. Джурард, подчер­ кивая, что вследствие самораскрытия люди лучше узнают себя. Данную закономерность от­ мечают также В. Дерлига и С. Маргилис: высказывание собственных мыслей и чувств способ­ ствует лучшему их осознанию, снятию неопределенности, неуверенности, т.е. в конечном счете - самоуяснению. Л. Тьюбс и Дж. В. Байрд отмечают важность самопознания в процессе самораскрытия в связи с тем, что одной из основных проблем современного человека является кризис идентичности (современный человек затрудняется ответить на вопрос: "Кто я?"). Лич­ ностный рост предполагает лучшее осознание человеком самого себя. Открывая чувства дру­ гому, индивид делает их более конкретными для себя. Стремясь подчиниться общепринятым нормам, люди часто не проявляют истинных чувств. Если же человек открывает другим свои чувства, это затрудняет их искажение или отрицание. Самораскрытие фиксирует чувства лю дей.

Способствование самораскрытия личностной идентификации отмечают В. Дерлига и А. Чайкин. Через самораскрытие контролируются границы "Я". Самораскрытие облегчает идентификацию с группой лиц, которой доверяется секрет. Кроме того, если вследствие само раскрытия человек узнает, что его аттитюд разделяется многими, он стремится что-то изме­ нить, чтобы усилить чувство собственной уникальности. Если же человек узнает, что его мыс­ ли и чувства отличаются от того, что есть у других, у него усиливается чувство идентичности и собственной ценности.

Следующей значимой функцией (последствием) самораскрытия является функция регуля­ ции или социального контроля через посредство обратной связи коммуникатору. Согласно теории социального сравнения Л. Фестингера, в ситуациях, где нет четких стандартов пове­ дения, люди ориентируются, наблюдая за другими и пытаясь получить обратную связь по по­воду выражаемых ими мыслей и чувств. Таким образом, самораскрытие может служить ре­ гуляцией поведения индивида, адаптации его к социуму. Кроме того, в результате самораскры­тия у человека значительно повышается вероятность получить значимую обратную связь. На­ пример, он может понять, что его проблемы не уникальны. Они есть и у других.

Еще одной важной функцией (последствием) самораскрытия для коммуникатора, кото­ рую обсуждают многие психологи, является способствование удовлетворению эмоциональных потребностей. Как уже отмечалось, самораскрытие, согласно С. Джурарду, обладает мотивационными свойствами само по себе (если эта потребность личности в самораскрытии подавля­ ется, то человек испытывает состояние похожее на стресс). Большинство же авторов обраща­ ет внимание на то, что самораскрытие может служить удовлетворению целого ряда других эмоциональных потребностей. Так, например:

а) чтобы получить помощь в. связи с какой-либо эмоциональной проблемой, человеку не обходимо открыть психологу информацию о себе;

б) чтобы удовлетворить потребность в социальном сравнении, индивиды (в соответст вии с теорией социального сравнения Л. Фестингера) обмениваются информацией о своих ат титюдах;

в) чтобы удовлетворить экзистенциальную потребность во взаимном знании, получить другие экзистенциальные переживания (глубинное осмысление собственного опыта, достиже ние предельно насыщенных взаимоотношений с Богом и проч.), человек должен прибегнуть к максимально интимному и глубокому общению с другими;

г) чтобы противостоять силам, способствующим развитию процесса отчуждения в со временном обществе, необходимо всеобщее самораскрытие;

д) потребность в интимности, преодолении одиночества также реализуется посредством самораскрытия.

Немаловажной является и психотерапевтическая функция (последствие) самораскрытия, связанная в известной мере с функцией удовлетворения эмоциональных потребностей. В ли­ тературе высказывается мнение, что открытие информации о совершенном проступке уменьшает чувство вины (например, на исповеди священнику); говорится также о катарсиче ском эффекте самораскрытия; К. Роджерс утверждает, что интимное самораскрытие в группах встреч сопровождается получением удовольствия.

англ. self-disclosure) - сообщение человеком информации о себе др. людям, добровольное открытие др. лицу разных аспектов своей личности. Содержанием С. могут служить мысли, чувства человека, факты его биографии, текущие жизненные проблемы, его отношения с окружающими людьми. Исследование С. началось за рубежом в русле гуманистической психологии в 1950-х гг. Одним из первых исследователей С. был С. Джурард, разработавший методику для диагностики С. (Self-disclosure Questionnary). Она построена таким образом, что испытуемый должен оценивать, в какой степени полно он рассказывает о разных аспектах своей личности лицам из его ближайшего окружения (матери, жене, другу и пр). С. может протекать в непосредственной или опосредованной форме, с использованием вербального и невербального каналов передачи информации, быть ориентированным на разное число реципиентов. Непосредственное С. наблюдается в ситуации физич. контакта субъекта С. с реципиентом, в процессе к-рого они могут видеть и слышать друг друга. Опосредованное самораскрытие может осуществляться с помощью телефона, письменного текста, электронного текста в Интернете. Непосредственное С. дает возможность субъекту получать аудиовизуальную обратную связь от реципиента и в соответствии с этим контролировать процесс С. (расширять или сворачивать, углублять и т. п.). Особой формой опосредованного самораскрытия являются дневниковые записи и блоги в Интернете. В кач. самост. предмета исследования в зарубеж. и отеч. психологии выступает эмоциональное С., под к-рым понимается вербальное сообщение личности об эмоциональных явлениях своей жизни, изменяющееся по объему, содержанию, степени искренности в зависимости от характера отношений с партнером по О. В зап. психологии лицо или группа лиц, к-рым адресована информация, называется мишенью С. Чаще всего мишенью является один человек, причем его социально-демографические и личностные особенности в большой степени определяют содержание и формальные характеристики С. Мишенью С. может быть малая группа (напр., члены семьи, коллеги по работе, попутчики в купе поезда). Если С. направлено на большую группу людей, это С. публичное. Его примерами могут служить интервью знаменитых людей в СМИ, автобиографии, изданные в виде книг. Публичное С., как правило, имеет целью привлечь внимание к своей персоне, создать опр. впечатление о себе, поэтому оно близко к самопредъявлению. Основные характеристики С.: глубина (детальность, полнота и искренность освещения какой-либо опр. темы); широта (количество информации и разнообразие тем, по к-рым раскрывается человек); эмоциональность (насыщенность сообщения проявлениями эмоций); продолжительность (время, затраченное на него человеком). Данные характеристики варьируют у одного и того же человека в зависимости от темы С., характера отношений с партнером по О. и ситуации взаимодействия. Наиболее закрытыми во всех культурах являются темы, связанные с состоянием здоровья, финансами, интимными отношениями. Наиболее открыто люди рассказывают о своих увлечениях, мнениях, предпочтениях. Женщины характеризуются большей склонностью к собственному С. и более готовы выступать мишенью чужого С. по сравнению с мужчинами. Их чаще выбирают в кач. лиц, к-рым доверяют секреты. Важной характеристикой С. является степень искренности субъекта, что проявляется в достоверности информации, сообщаемой о себе. Но любая информация о себе не является полной и абсолютно достоверной. Когда человек вносит умышленные изменения в это сообщение, мы имеем дело с псевдосамораскрытием. Потребность в С. присуща каждому человеку, и должна быть удовлетворена, поскольку ее подавление может стать причиной возникновения не только психол. проблем, но и разл. психич. и соматических заболеваний. С. является неотъемлемой частью межличностного О. людей, выполняя ряд важных психол. функций: способствует психич. здоровью, развивает личность, содействуя самопознанию и самоопределению. С. является средством саморегуляции личности, благодаря механизму эмоциональной разрядки, уяснению проблемной ситуации через ее вербальный анализ, получению эмоциональной поддержки от собеседника. Практически все формы психотерапии основаны на С. клиента. Оно важно и для реципиента, поскольку помогает ему лучше узнать субъекта С., а также дает ему ощущение собственной значимости. С. играет центральную роль в развитии и существовании межличностных взаимоотношений, являясь показателем глубины позитивности отношений (симпатии, любви, дружбы). С. представляет собой сложный и многоплановый процесс выражения личности в О., чувствительный ко многим индивидуально-личностным, социально-демографическим и ситуативным факторам. Лит.: Амяга Н. В. Самораскрытие и самопредъявление личности в общении // Личность. Общение. Групповые процессы. М., 1991; Зинченко Е. В. Самораскрытие как социально-психологический феномен // Прикладная психология. М., 1998. № 5; Шкуратова И. П. Самовыражение личности в общении // Психология личности. М., 2007; Jourard S. M. The transparent self. New York: Van Nostrand Reinhold, 1971; Self-Disclosure: Theory, Research, and Therapy. N. Y., 1986. И. П. Шкуратова