Учебно-воспитательное пространство школы как среда, формирующая личность. Художественно-эстетическая среда как педагогическая категория. Эстетизация образовательной среды классического университета

Преимуществом эстетически организованного учебно-воспитательного пространства является его способность повышать мотивацию учителя к педагогической деятельности и мотивацию ребенка к обучению, развивать творческое отношение к собственной деятельности и адекватно ее оценивать, вырабатывать навыки саморазвития и самообучения, увеличивать коммуникативные навыки.

В современной педагогической литературе чаще всего, когда говорится об образовательной среде, имеется в виду конкретное окружение какого-либо учебного заведения. По мнению В.И. Слободчикова, образовательная среда не есть нечто однозначное и заранее заданное. Среда начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося; где они совместно начинают её проектировать и строить. В процессе их совместной деятельности начинают выстраиваться определённые связи и отношения.

Г.А. Ковалёв в качестве единиц образовательной (школьной) среды выделяет физическое окружение, человеческие факторы и программу обучения. К физическому окружению им отнесены: архитектура школьного здания, размер и пространственная структура школьных интерьеров, лёгкость трансформации конструкций внутришкольного дизайна, возможность и диапазон перемещения учащихся в пространстве школы.

Интерьер - внутреннее пространство здания или любого помещения, которое имеет функционально эстетичную организацию. Школьный интерьер выступает как средство для осуществления учебно-воспитательной деятельности, и как объект, носитель определенных эстетических свойств.

К сожалению, много наших школ напоминают мрачные, безликие коробки. При их проектировании не всегда тщательным образом прорабатываются вопросы архитектурно-художественной выразительности школьной среды, не предусматриваются элементы монументального и декоративно-прикладного искусства, не закладываются малые архитектурные формы и элементы школьной наглядной агитации.

В учебно-воспитательном пространстве школы сильное воздействие на состояние человека, особенно на его зрение, оказывает видимая среда, её насыщенность зрительными элементами. Всю видимую среду условно можно поделить на две части - естественную и искусственную. Естественная среда находится в полном соответствии с физиологическими нормами зрения. Искусственная визуальная среда всё больше отличается от природной и иногда находится в противоречии с законами зрительного восприятия человека, поэтому может оказывать негативное влияние. По мнению учёных, в агрессивной видимой среде ребёнок, как и взрослый человек, пребывает в состоянии беспричинного раздражения. Кроме того, негативному воздействию подвергаются механизмы зрения детей, находящиеся в стадии формирования и развития. Следовательно, необходимо осознанно вмешаться в содержание окружающей нас визуальной среды.

Решением проблемы негативного влияния визуальной среды является создание комфортной визуальной среды, для которой характерно разнообразие элементов в окружающем пространстве - кривые линии различной толщины и контрастности, разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов.

В первую очередь, к комфортной среде можно отнести природу - лес, горы, море, облака. Находясь в этой среде, человек отдыхает, ничего пристально не разглядывая. Продолжительный взгляд на зелень листвы способствует отдыху уставших глаз, снижает напряжение. Зеленый цвет растений успокаивает человека, снижает артериальное давление.

Как показывает опыт, в зданиях современных школ практически полностью отсутствует декор не как "архитектурное излишество", а как функциональный элемент. Возможности формирования комфортной визуальной среды могут и должны быть использованы при моделировании эстетически грамотного учебно-воспитательного пространства школы как средства формирования зрительного восприятия, известного как доминирующего типа восприятия.

При проектировании искусственной среды, среды школы, ставится не только эстетическая, но и образная, художественная задача. Любую объемно-пространственную структуру - город, здание, интерьер - можно понимать как некую живопись в пространстве. Принципы решения такого пространства подобны принципам построения колорита картины.

Даже сравнительно скромные физические масштабы типовой школы позволяют формировать ее образ, особую среду как интегрированную ценность, ее психологическое состояние, родственное познавательной и творческой активности ребенка. Именно поэтому средства формирования среды школы не могут исчерпываться средствами формальной эстетики. Особая образовательная деятельность, включающая совместную проектную и творческую деятельность детей и взрослых - единственное основание и неформальный ход в "оживлении" или изменении качества школьного пространства.

Дизайн, как новое направление развития эстетики, создаёт новые методические возможности целенаправленной эстетической организации школьного пространства.

Эстетически правильно организованное пространство школы не только улучшает самочувствие детей - повышается качество обучения, возрастает интерес к учёбе. Не стоит недооценивать негативное влияние однообразно оформленных интерьеров.

Основное требование, которое нужно учесть при организации интерьера, это - помнить о назначении каждого школьного помещения. Особое внимание следует уделять цветовому решению помещений. Главная установка должна делаться на жизнерадостную палитру, впрочем, выбор цвета того или иного элемента помещения напрямую зависит от его назначения.

При проектировании учебно-воспитательной среды важно учитывать требования функциональной целесообразности, назначение помещений - будут ли здесь проводиться спортивные состязания, театральные представления, предназначено ли оно для учебных занятий, внеклассных мероприятий.

Особые требования предъявляются к цвету школьной мебели. Окрашенная поверхность должна отражать 25-30% падающего на мебель света - это позволяет повысить степень освещенности помещений, что имеет большое значение для здоровья учащихся.

Дизайнеры убеждены: в кабинете, где дети ежедневно проходят обучение, обязательно должны быть комнатные растения. Именно цветы помогают создать комфортную визуальную среду и дают отдых детским глазам. В оформлении других помещений школы так же необходимо использовать возможности фитодизайна. Они позволяют подчеркнуть стиль интерьера, помогая акцентировать внимание на том или ином предмете декора.

Организация учебно-воспитательного пространства школы в большой степени зависит от соответствия эстетических характеристик типу и профилю образовательного учреждения, так как только в этом случае оно может оказывать формирующее влияние на личность учащихся. Дизайн создаёт пространство исходя из целей и задач определённого образовательного учреждения, а дидактика позволяет целенаправленно использовать формирующие возможности, которые это пространство предоставляет. Таким образом, эстетически формирующая среда имеет множество моделей, использование различных вариантов которых позволяет добиться максимального результата в оказании формирующего влияния на развитие личности учащегося данного учебного учреждения.

В настоящее время в мире создаётся много профильных и альтернативных общеобразовательных учебных учреждений, различных по приоритетным направлениям, которые способствуют более полному раскрытию внутренних индивидуальных резервов каждого ребёнка. Различные учебные заведения имеют характерные особенности и отличия, касающиеся учебных планов, внеучебных программ, формируемого типа личности.

Основой современного образования является принцип вариативности, не только признающий объективное существование разных типов обучения и учебных заведений, но и саму возможность управляемого развития образования.

В настоящее время в сфере педагогики существуют различные вариативные системы образования. В полной средней школе взят курс на профильное обучение, которое рассматривается в качестве средства индивидуализации образовательного процесса, позволяющего более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями продолжать образование. По своей сути профильные общеобразовательные предметы представляют собой повышенный уровень подготовки, так как формируют направленность конкретного профиля.

Из всего вышесказанного следует, что существует необходимость создания такого типа учебных учреждений, эстетизация учебно-воспитательного пространства которых полностью соответствовала бы их типу и профилю, отражалась в учебных планах, обеспечивала целостность воздействия на интеллект и эмоции ребёнка, а формирующие возможности пространства полностью использовались в учебном процессе.

В современных условиях движение педагогики и эстетики навстречу друг другу привело к пониманию мира образования как целенаправленно создаваемой действительности, создающей методологическую основу для проектного осуществления принципа вариативности. А с возникновением дизайна принципиально изменились возможности эстетики, превратив её из привлекаемого дополнительного средства в содержание образования.

Дизайн может стать содержательной основой целостного учебно-воспитательного процесса, осуществляемого школой в учебное и внеучебное время. Учитель должен не только понимать значение эстетизации школьной среды, работать над её организацией, основанной на знании основных принципов дизайна, а не интуитивном украшении помещений, но и вовлекать учеников в эту деятельность. В процессе совместной деятельности необходимо научиться формировать эстетический образ школьного интерьера через художественную выразительность и гармонизацию внутреннего пространства с одновременным обеспечением комфортности помещений. Объединение эстетики и педагогики, создание на основе дизайна, формирующего школьного пространства способно повысить эффективность и качество отечественного образования.

Консультация для воспитателей.

Развивающая предметно-пространственная среда – необходимое условие для художественно- эстетического развития ребенка .

Мы - взрослые и дети, постоянно сталкиваемся с художественными и эстетическими явлениями: в сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль в нашей жизни. В наше время проблема художественно-эстетического развития, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед образованием вообще и дошкольным образованием в частности.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное в жизни и искусстве.

Задачами художественно-эстетического развития дошкольного образования в соответствии с ФГОС являются:

Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;

Становление эстетического отношения к окружающему миру;

Формирование элементарных представлений о видах искусства;

Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора;

Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;

Реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Основными средствами художественно-эстетического развития является:

Развивающая предметно-пространственная среда;

Произведения искусства;

∗ Природа;

Образовательная деятельность;

Самостоятельная художественная деятельность детей;

Праздники, развлечения, досуги, выставки.

Оформление развивающей предметно-пространственной среды призвано научить ребенка чувствовать и понимать красоту жизни, воспитывать в нем стремление создавать и беречь ее. Художественное оформление дошкольного учреждения обуславливается содержанием воспитательной работы, требованиями по охране жизни и укрепления здоровья, его художественного развития. Чистота и порядок является не только гигиеническими, но и эстетическими требованиями к интерьеру детского сада. Важно, чтобы оформление было стилистически выдержанным. В оформлении помещений можно использовать рисунки детей, родителей, воспитателей. Соответствующим гигиеническим и эстетическим требованиям должно отвечать и оформление площадки детского сада.

Уже с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков происходит художественно-эстетическое воспитание личности. Ни что иное, как окружающая среда, откладывает в его душе отпечаток на всю жизнь.

Едва освоив элементарные движения, малыш тянет ручки к красивой, яркой игрушке и замирает, услышав звуки музыки. Немного повзрослев, рассматривает иллюстрации в книжке, приговаривая: "красивая", и сам пытается на бумаге карандашом создавать только ему понятную красоту. Поэтому оформлению групповых комнат необходимо уделять огромное значение.

При создании развивающей предметно- пространственной среды необходимо руководствоваться общими принципами, определенными во ФГОС дошкольного образования:

Насыщенность среды должна соответствовать содержанию образовательной программы, разработанной на основе одной из примерных программ, а также возрастным особенностям детей.

Организация образовательного пространства должна обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами, двигательную активность, эмоциональное благополучие.

Трансформируемость предполагает возможность изменения предметно-пространственной среды, позволяющих вынести на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования составляющих предметной среды (детской мебели, матов, мягких модулей) Наличие полифункциональных предметов, незакрепленных жестко, пригодных для использования в разных видах детской активности (например, природные материалы)

Вариативность среды предполагает периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих художественно-эстетическую, познавательную, игровую, двигательную активность детей.

Доступность среды – это свободный доступ ко всем играм, игрушкам и материалам, пособиям.

Безопасность среды предполагает соответствие ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности.

Развивающая предметно-пространственная художественно-эстетическая среда (В. В. Давыдов, Л. П. Печко, В. А. Петровский) должна быть:

Сменяемая, вариативная, динамичная, должна включать разнообразные компоненты, способствующие формированию различных видов деятельности;

Взаимосвязана со всеми ее частями и окружающей средой, целостна, что позволит детям свободно заниматься разными видами деятельности, взаимодействовать друг с другом;

Не должна быть завершенной, застывшей, ее следует периодически преобразовывать, с учетом специфики детского восприятия, стимулировать активность детей;

Активно включать детей в создание среды, это способствует формированию осознанного отношения ребенка к среде, комфортности для всех детей и взрослых группы детского учреждения, стремления и умения согласовывать свои желания и интересы с другими;

Должна быть организована так, чтобы материалы и оборудование, необходимые детям для осуществления любой деятельности, были в поле зрения ребенка, доступны, чтобы он мог их взять, не обращаясь за помощью к взрослому.

Порядок во всем обеспечивает уют и красоту, радует глаз, создает хорошее настроение, - материалы могут понадобиться для занятий другим детям или этому же ребенку;

Должна соответствовать возрастным, половым психофизиологическим особенностям детей.

Огромную роль в художественно – эстетическом развитии играют произведения искусства. Их используют в оформлении дошкольного учреждения, во время обучения, самостоятельной деятельности. С этой целью подбирают:

Произведения бытовой и сказочной живописи (портреты, натюрморты, пейзажи),

Графики (эстампы, гравюры, книжные иллюстрации),

Малые формы скульптуры (изделия из фаянса, гипса, дерева),

Произведения декоративно-прикладного искусства (керамика, художественное стекло, народные декоративные и др.).

Разнообразные мероприятия в детском саду обязательно сопровождаются музыкой (утренняя гимнастика, досуг и т.п.).

Вырастая среди природы, ребенок учится видеть гармоничность, красоту, богатство красок каждого времени года, воспроизводить свои впечатления в устных рассказах, рисунках и др. Все это сопровождается рассказами педагога о том, что природа является мощным и совершенным творцом прекрасного, в ней черпают вдохновение живописцы, композиторы, писатели, использованием их произведений (например, «Времена года» П. Чайковского, репродукции картин И. Шишкина и др.). Эффективны экскурсии на природу, ведь пережитые ребенком в дошкольном возрасте впечатления оставляют след на всю его жизнь. Для педагога важно подобрать такие слова для сопровождения наблюдения, которые отвечали бы задачам художественно-эстетического воспитания.

Образовательная деятельность

Формированию представлений о прекрасном, навыков художественно-творческой деятельности, развития эстетических оценок, переживаний и вкусов способствует специальное обучение дошкольников в детском саду. Для этого используют образовательную деятельность по всем направлениям художественно-эстетического развития, совместную деятельность педагогов с дошкольниками, дидактические игры, праздники, утренники, экскурсии, прогулки, спектакли и т.п.

Непосредственно образовательная деятельность:

Изобразительная деятельность;

Музыка;

Чтение художественной литературы.

Необходимым условием успешного развития способностей детей заключается в предоставлении им большой свободы в выборе деятельности, в чередовании дел, в продолжительности занятий одним каким-либо делом. Самостоятельная художественная деятельность детей является важным средством эстетического воспитания дошкольников. В процессе художественной деятельности они реализуют свои творческие замыслы, задатки, которые впоследствии могут развиться в способности к художественному творчеству.

Развитие самостоятельной художественной деятельности стимулируют такие факторы:

Процесс обучения на занятиях, его развивающий характер, формирование способов самостоятельных действий;

Художественные впечатления детей, побуждающие их к дальнейшему воплощению в деятельности;

Педагогически целесообразная эстетическая предметная среда;

Поощрительное влияние родителей, которые стимулируют творческие поиски и попытки детей;

Опосредованное влияние педагога, который инициирует самостоятельный поиск детей.

Для развития самостоятельной художественной деятельности в группе создают специальные зоны (центры) с необходимым оборудованием, материалами, которыми дети могут свободно пользоваться. Педагог при этом заботится о разнообразии деятельности детей, сочетании различных видов художественной деятельности: изобразительной, художественно-речевой, театрально-игровой, музыкальной.

Однако в самостоятельной деятельности детей имеет место роль взрослого. Она заключается в доброжелательной ненавязчивой помощи.

Праздники, организованные в детском саду формируют представления детей о будничных и праздничных днях, воспитывают внимание и любовь к окружающим людям..

С праздниками, досугами, развлечениями, выставками связаны яркие эстетические переживания детей, стремление испытать себя в разных жанрах искусства. Подготовка к празднику, участие детей в создании его программы, условия проведения, ожидание праздничного действа формируют особое предпраздничное коллективное настроение. К участию в подготовке и праздновании привлекают родителей детей, что придает им эмоциональную теплоту.

Особая роль принадлежит выставкам детско-родительского творчества, которые позволяют выразить эстетические чувства и стремления не только дошкольников, но и взрослых.

Не менее важной стороной содержания художественно - эстетического развития является его направленность на личностное развитие дошкольников.

Прежде всего, необходимо формировать у дошкольников эстетические потребности в области искусства, стремление к постижению художественных ценностей общества. Важнейшим элементом содержания художественно – эстетического развития является воспитани е у дошкольников художественных восприятий.

Восприятие – это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Эти восприятия должны охватывать широкую область эстетических явлений. Необходимо воспринимать прекрасное не только в литературе, изобразительном искусстве и музыке, но и в природе, а также в окружающей жизни. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом. Одна из главных задач педагога в этом направлении - развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно – эстетической культуры личности дошкольника.

Существенным компонентом художественно – эстетического развития является овладение дошкольниками знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои мысли и чувства по отношению к ним.

Основной целью художественно-эстетического развития дошкольников является:

Развитие способности художественного видения мира;

Приобщение к миру искусства;

Развитие художественно-творческих способностей

Художественно-эстетическое развитие ребенка предполагает создание следующих условий:

Обогащение чувственного опыта ребенка во всех видах активности;

Организация художественной деятельности, адекватной данному возрасту: музыкальной, изобразительной, театрализованной, художественного конструирования, сюжетно-ролевой и режиссерской игры;

Предоставление ребенку возможности выбора вида деятельности, сюжетов, материалов и средств воплощения художественного замысла;

Поддержка детской непосредственности, поощрение, стимуляция фантазии и воображения ребенка.

Эстетическое развитие связано с формированием всех граней личности. В дошкольном возрасте формируются основы потребностей и вкусов, рождается любовь к искусству, заявляют о себе творческие способности, которыми в разной степени наделен каждый ребенок. Для их реализации необходимо правильно организованное воспитание и обучение, которое учитывает особенности возраста, индивидуальность ребенка.

Создание художественно-эстетической среды обеспечивает ребенку:

Чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;

Интеллектуально-эстетическое развитие;

Возможности самовыражения в музыкальной деятельности;

Социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Созданная развивающая предметно-пространственная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному и социальному развитию детей дошкольного возраста.



Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка является окружающая среда. В образовательном учреждении – это среда, в которой ребенок живет, занимается, отдыхает, успешно развивается. Создание уютного и красивого интерьера в детском саду, удобного для работы, способствует пробуждению эстетических чувств у ребенка дошкольного возраста.

Предметно-пространственная среда имеет важное значение для формирования личности ребенка, его всестороннего развития, для создания эстетического и эмоционально-психологического комфорта в учреждении. Постоянно воздействуя на ребенка через органы чувств, она без слов и назиданий формирует представление о красоте, вкус, ценностные ориентации. Она непосредственно, постоянно и прямо влияет на детей, воздействуя на их эмоции, настроение, жизнедеятельность. На ребенка оказывает влияние любая среда, и это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое "поле" ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие.

По мнению Л.П. Буева, Н.В. Гусева среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар представляя целостную социокультурную систему, считают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

Следует отметить, что Е.А. Флерина уже в одной из первых своих работ "Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях" излагает концептуальные положения о создании оптимальной среды для развития личности дошкольника. Разрабатывая содержание развивающей среды, Е.А. Флерина определяет ее структурные компоненты: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игрушки, изобразительные материалы и т.д. Она также подчеркивает большую роль среды вне дошкольного образовательного заведения для художественного развития ребенка, которая обеспечивает ему полноценное восприятие материального мира.

Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с материальным ее оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и "текущей жизни", также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка.

Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, "исследовательской" работе, к коллективному творчеству . Э.Н. Гусинский замечает, что для создания новой модели образования необходимо создать достаточно разнообразную и богатую случайностями среду: "Самосознание личности не может быть выработано только изнутри, для его становления и развития необходимо взаимодействие со многими личностями, группами и подсистемами социума". В среде перед ребенком мир постоянно раскрывается новыми гранями, степенями свободы, которые он может освоить или отбросить. В среде, обладающей определенной структурой, ребенок отбирает значимые для него ситуации взаимодействия. Как замечает Э.Н. Гусинский, "…значимые соприкосновения с миром культуры и создают уникальную фигуру первоначального образования, как в его конкретном содержании, так и в направлениях и возможностях его последующего развития". Социокультурная среда одновременно развивает культуру и человеческую личность, где механизмом развития сущностных сил человека выступает материально-предметная форма культуры .

По мнению А.Н. Леонтьева, среда – это, прежде всего, то, что создано человеком. "Это – человеческое творчество, это культура". Среда выступает не только условием творческого саморазвития личности ребенка, но и показателем профессионального творчества специалиста, так как конструирование ее требует от педагога фантазии и разнообразных способов ее создания.

В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, С.Т. Шацкий и другие, придавали среде особое значение как фактору, влияющему на личность. К.Д. Ушинский особо подчеркивал значимость среды, пропитанной народными традициями и культурой. А.И. Герцен подмечал двустороннюю взаимосвязь, взаимодействие – личность создается средой и событиями, но и события, осуществляемые личностями, носят на себе их печать .

По мнению Р. Чумичевой, социокультурная среда строится в двух пластах: пространственно-предметном и духовно-эмоциональном. Первый пласт – вещный материализованный. Второй – духовный, личностный, оценочный, построенный на диалоге, общении педагога с ребенком, ребенка с искусством. Все то, что касается термина "социокультурная среда", по мнению Р.М. Чумичевой, то это среда, которая представлена взаимопроникновением произведений "взрослого" искусства и предметов, вещей, образов, знаков, символов, элементов как средств коммуникации, воплощающих в себе и эстетические, и социальные отношения, помогающие ребенку осуществлять раскодирование различных видов искусств, языка искусств и знаков – средств общения, конструируемых и изменяемых самостоятельно ребенком или в сотворчестве со взрослыми или сверстниками. Позиция состоит в моделировании социокультурной пространственно-предметной развивающей среды, которая позволила бы ребенку проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Существование социокультурной среды в пространстве обусловливает ее изменчивость, динамизм, развертывание и саморазвитие среды в результате взаимодействия с ней ребенка. Примером этому может служить "перетекание" мини-сред: изобразительной в музыкально-литературную, интеллектуально-познавательной в эколого-культурную и т.д.

Главное – гармонизировать среду как жизненное пространство, внутри которого ребенок будет приобретать умение: мыслить, размышлять, изучать свои внутренние силы и возможности; экспериментировать с материалами; определять свои отношения с миром, достигать жизненного диалога, овладевать способами креативного поведения и научиться пользоваться этой средой для саморазвития и самосохранения.

Художественно-эстетическая среда дошкольного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

Создание художественно-эстетической среды в дошкольном учебном заведении обеспечивает ребенку:чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования; интеллектуально-эстетическое развитие; возможности самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности; социальную адаптированность (гармонизацию отношений с социумом).

Структурная модель художественно-эстетической среды может быть представлена двумя частями, а именно "художественной частью" и "эстетической частью".

"Художественная часть" среды формируется наполнением ее произведениями искусства, изобразительными материалами и оборудованием для занятий художественной практикой. "Эстетическая часть" среды обеспечивается позицией педагога, его профессионализмом и эстетической культурой, пониманием красоты и форм ее существования, компетентностью в области искусства и художественной деятельности, умением создать эмоциональный фон для развертывания изобразительной деятельности.

Роль педагога в организации и использовании художественно-эстетической среды дошкольного образовательного учреждения как условия развития изобразительного творчества детей дошкольников

Основная задача педагога – это моделирование социокультурной пространственно-предметной художественно-эстетической среды, которая даст возможность ребенку развивать творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусства, реализовать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Предметно-пространственная среда должна стать "творческой ареной", на которой ребенок может преодолеть неуверенность, нерешительность и зажечься искрой творчества. В дошкольном учебном заведении можно создать "галерею искусств", "мастерскую народных ремесел", "музей", "уголки красоты", "райские уголки", "кукольный дом" и т.д. .

Следует отметить, что художественно-эстетическая среда позволяет ребенку самостоятельно принимать образ (художника музыканта, поэта), разворачивать художественно-творческий процесс (рисование, музыкальная и словесная импровизации) как составляющую часть коллективного события (игрового, досугового, праздничного и т.п.). Р.М. Чумичева утверждает, что эффект социокультурной среды зависит не столько от условий, сколько в большей мере от характера общения педагога с ребенком, от ситуаций, заданий, способов, стимулирующих общее и социокультурное развитие дошкольника, его творческое мышление, самостоятельность .

В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает: формирование и развитие способности художественного мироощущения; введение в мир искусства и художественной практики, приобщения к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

Дошкольные учебные заведения в обязательном порядке должны иметь хотя бы одно изобразительное произведение в подлиннике, могли хотя бы раз услышать музыканта-профессионала и чтеца-профессионала. Если эти встречи станут регулярными, дошкольное учебное заведение будет открыто в большой социум, ребенок начнет быстро отличать подлинные ценности.

Безусловно, диалог культур немыслим без участия в этом процессе музеев, в частности краеведения или изобразительных искусств. Музейно-педагогическая программа работы с детьми дошкольного возраста дополняет и обогащает процесс вхождения их в художественную культуру, позволяя глубже познать смысл бытия, расширяя границы художественной картины мира.

от 45 до 60 – о высокой степени приверженности педагогического коллектива гуманистическим принципам воспитания.

VI. Анализ некоторых организационных условий процесса воспитания

1.Рекомендации к проведению анализа предметно-эстетической среды образовательного учреждения

Казалось бы проведение подобного анализа – это всегда субъективная оценка, дело вкуса. Кому-то может нравиться один вариант организации школьного пространства, кому-то – другой. А о вкусах, как известно, не спорят. Но в данном случае речь и не должна идти об эстетической оценке. Речь идет об оценке педагогической. То есть, не о соответствии тех или иных компонентов школьной среды эстетическим пристрастиям экспертов, а об их педагогической целесообразности.

В этой связи экспертам, проводящим анализ предметно-эстетической среды школы, мы рекомендуем обратиться к мнению таких специалистов, как Т.И.Кислинская и Ю.С.Мануйлов. Наши рекомендации составлены на основе именно их профессионального педагогического взгляда на предметно-эстетическую среду школы.

Итак, в школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного здания. Но, к сожалению, о потенциале предметно-эстетической среды школы обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса – это то, с чем ребенок имеет дело ежедневно. Эстетические ценности, будоражащие воображение, поражающие изяществом и чистотой форм, художественным совершенством, «шлифуют» чувства и «чеканят» вкус, делая детей более разборчивыми в выборе и преобразовании условий своей жизни. Не менее важно и то, что предметно-эстетическая среда способствует формированию у ребенка отношения к школе как к «своей».

В этой связи важно, по нашему мнению, наличие у каждой школы модели обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она не обязательно должна быть отражена в чертежах или эскизах. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика школы и представление о том, как каждый элемент среды будет работать на воспитание. Существенно также другое. Финансовое положение наших школ таково, что улучшение их облика может в лучшем случае проходить поэтапно. И наличие модели может помочь созданию художественно-эстетического единства школьной среды если не сегодня, то в будущем. Варианты организации предметно-эстетической среды школы могут быть самыми разными. Эта вариативность обусловлена в первую очередь многообразием типов школ.

Эстетическая развивающая среда образовательного учреждения поликультурного региона: компоненты, функции, критерии оценки

Наука и практика все чаще обращают внимание на среду как поисковое "поле" ребенка, как способ установления взаимосвязи, диалога культуры и личности. В связи с этим возрастает активная роль педагогики в поиске путей совершенствования среды как условия формирования личности. B.C. Библер считал, что среда, наполненная нравственно-эстетическими ценностями, дает способ жить и развиваться, создает мир как бы заново, в ней есть сила и действие. По мнению Л.П. Буевой, Н.В. Гусева, среда формирует отношение к базовым ценностям, способствует усвоению социального опыта и приобретению качеств, необходимых для жизни. Ю.Г. Волков, B.C. Поликар, представляя целостную социокультурную систему, указывают, что среда способствует распространению новых культурных ценностей, стимулирует групповые интересы, усиливает взаимоотношения.

В современной научной литературе образовательная среда рассматривается как система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметно-пространственном окружении. Среда развития ребенка это комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых в дошкольном образовательном учреждении. Названные условия призваны удовлетворять жизненно важные витальные потребности человека, обеспечивать его безопасность, охрану жизни и здоровья. Кроме того, они должны отвечать его духовным и социальным потребностям познавательным, эстетическим, общекультурным, потребности в общении с другими людьми. Эстетическая среда образовательного учреждения это педагогически организованная микросреда, обладающая высоким уровнем развития эстетической культуры, гибкой динамикой развития, предоставляющая большие возможности на воздействие творческой мотивации субъекта. Эстетическая среда дошкольного учебного заведения является структурным элементом образовательного пространства и содержит потенциал для творческого саморазвития личности в период дошкольного возраста, актуализирует все сферы личности и стимулирует изобразительную деятельность.

В одной из первых своих работ "Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях" Е.А. Флерина излагает концептуальные положения о создании оптимальной среды для развития личности дошкольника. Разрабатывая содержание развивающей среды, исследователь определяет ее структурные компоненты: произведения изобразительного искусства, эстетические предметы быта, игрушки, изобразительные материалы и т. д. Она также подчеркивает большую роль среды вне дошкольного образовательного заведения для художественного развития ребенка, которая обеспечивает ему полноценное восприятие материального мира. Е.А. Флерина впервые связывает развивающую среду не только с материальным ее оснащением, но и с эстетическим общением детей с педагогом и другими детьми на основе искусства, результатов творчества. Она сформулировала требования к развивающей среде, которые актуальны и в настоящее время: динамичность, разнообразие, богатство, соответствие интересам, запросам и потребностям ребенка, учет детского опыта и "текущей жизни", также разработала методические рекомендации для воспитателей к использованию среды в развитии и воспитании творческой активности ребенка. Так, по ее мнению, элементы среды должны побуждать детей к экспериментированию, "исследовательской" работе, к коллективному творчеству .

Художественно-эстетическая среда в дошкольном учебном заведении выполняет следующие функции:

  • - обеспечивает ребенку чувство психологической защищенности, доверия к миру, радости существования;
  • - влияет на интеллектуально-эстетическое развитие ребенка;
  • - предоставляет возможности для самовыражения, саморазвития в изобразительной деятельности;
  • - эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс; эстетически продуманное предметно-пространственное окружение улучшает педагогический процесс;
  • - целенаправленное и систематическое ознакомление детей с эстетическими качествами предметной среды обогащает их знаниями, формирует художественный вкус;
  • - гармонизирует отношения с социумом (социальная адаптированность).

В созданной художественно-эстетической среде во время изобразительной деятельности разворачивается поэтапный процесс комплексного развития личности, который предполагает формирование и развитие способности художественного мироощущения; ведение в мир искусства и художественной практики; приобщение к диалогу с произведениями искусства, с художником, материалами; самовыражение в изобразительной деятельности.

При создании эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:

  • - эффективность работы по эстетическому воспитанию во многом определяется участием детей в создании красивого окружения;
  • - художественное оформление детского сада, групповых комнат должно решаться в комплексе, в полном соответствии с требованиями концепции дошкольного воспитания;
  • - важные качества обстановки детского сада
  • - это привлекательность, информативность, доступность всех ее компонентов для каждого ребенка и для всего коллектива в целом;
  • - эстетическое оформление детского сада предполагает эмоционально-образную основу обстановки, ее местный колорит.

Эстетический аспект детского сада создается комплексным использованием выразительных средств и эстетических качеств окружающей действительности, природы, произведений искусства.

Основными компонентами эстетической среды в дошкольном образовательном учреждении являются освещение и цветовая отделка помещений; комплексность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств; природа (живая и неживая); творческие работы воспитателей и детей. Основная задача воспитателя создать такую предметно-развивающую среду, чтобы наполнить повседневную жизнь группы интересными делами, проблемами, идеями, включать каждого ребенка в содержательную деятельность, способствовать реализации детских интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатель развивает у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Исходя из этого, необходимо создать в дошкольном учреждении такие условия, где эстетическое, художественное воспитание являлось бы фоном воспитательной работы, чтобы ребенок, переступая порог детского сада, попадал в обстановку, способствующую развитию эстетического вкуса, и мог бы заниматься художественной деятельностью не только в групповой комнате.

Эстетическая среда школы в качестве специального объекта педагогического исследования была рассмотрена лишь в 1974 г. Н.А. Кавалеровой. В своей диссертации, посвященной эстетическому воспитанию сельских школьников, она выделила и охарактеризовала эстетическую среду школы как феномен педагогической действительности, вычленив социальный и предметно-практический ее компоненты. Во многих педагогических исследованиях, освещающих проблемы строительства школьных зданий, благоустройства окружающей школу среды, озеленения и оформления школьных помещений и др. (Т.Е. Астрова, И. Заболис, Ю.В. Изюмский, С.Ю. Преображенский, Н.Ф. Соломяный, В.И. Степанов, Л.Н. Тасалова, А.Л. Урсу, Ю.Л. Филенков, К.Г. Юлаев и др.), предметный практический компонент эстетической среды также изучался как относительно самостоятельный феномен. Позднее (1979 г.) П.П. Автомонов ввел понятие предметно-эстетическая среда школы. Сделав объектом своего исследования предметно-эстетическую среду школы, он определил ее как предметное окружение в помещениях школы и вокруг нее, организованное в гармонический ансамбль, созданный с учетом учебно-воспитательных требований и законов эстетики. В его исследований на примере форм наглядной агитации показано, что предметно-эстетическая среда современной школы обладает значительным воспитательным потенциалом, который, к сожалению, часто остается нереализованным, вследствие чего и влияние среды на учащихся оказывается незначительным. В документах, посвященных организации образования конца XIX века содержатся определенные положения по организации помещений для обучения воспитанников независимо от существующего типа учебного заведения. Чаще эти положения связаны с удовлетворением требований гигиены, так как они влияют на молодой организм, но также и с целесообразностью формы, размера, цветового решения, что уже непосредственно относится к эстетике помещения и эстетическому влиянию на учеников. В книге Ф.Ф. Эрисмана мы нашли описание требований к организации образцовой классной комнаты: "Качество классных комнат зависит, главным образом, от ее размеров, в связи с установкой классной мебели; величины и положения окон; устройства пола и стен; способа искусственного освещения; системы отопления и вентиляции. Параметры образцовой классной: длина 9-10 метров, глубина 7 метров, высота 4 метра (в более высоких комнатах легко является неприятный и затрудняющий преподавание резонанс)". "Полы классной комнаты должны состоять из плохого проводника тепла и не развивать много пыли. Наиболее целесообразный и идеальный пол для классной комнаты хороший дубовый паркет. Стены должны быть проходимы для воздуха. Покрытие масляной краской допускается до известной высоты (2 аршина), остальная часть стен, а рано и потолок, следует покрыть обыкновенной клеевой краской. Панель может быть окрашена в темно-серый цвет, верхняя часть в светлый серый, с весьма слабым голубым оттенком. Потолок должен быть белый, матовый. Все углы комнаты, а также и карниз, округляются во избежание застоя в них воздуха и для удобства чистки" .

Сложно представить какое влияние на развитие эстетических вкусов и эстетического восприятия оказывает такое цветовое решение помещений, однако, как отмечают психологи, серый цвет создает деловое настроение и подавляет эмоции. дошкольник личность эстетический мотивация

В книге Я. Мамонтова "Проблема эстетического воспитания", которая вышла в 1914 году есть следующие рекомендации: "Эстетическое воспитание будет достигнуто само собой легко и приятно, если мы поместим ребенка в художественную среду. Для создания этой среды надо начать с самого ребенка: он должен быть здоров и красив, поэтому, прежде всего, необходимо позаботиться о гармоничном развитии его тела, чего можно достигнуть при помощи разумной гигиены и гимнастики... Надо также, чтобы и костюм ребенка был удобной и изящной оболочкой тела и дополнял красоту его. Дальше, дом и комната, где ребенок живет, школа, где он учится, должны представлять художественный фон и красивую рамку для его портрета; они должны быть просторными, светлыми, украшенными цветами и произведениями истинного искусства, доступного детскому пониманию. Находясь постоянно в художественной обстановке, ребенок постепенно, незаметно разовьет в своей душе потребность в красоте, научится ценить прекрасное в искусстве и в жизни, выработает тонкий вкус. Дело руководителей на этой начальной ступени эстетического воспитания должно состоять только в подсказывании, в направлении внимания на эту красоту, которая не замечается самим ребенком. Для этого полезны прогулки в город и за город, посещение музеев, различные экскурсии: во время таких прогулок предоставляются чрезвычайно удобные моменты не только для того, чтобы научить детей видеть красоты природы и искусства, но и для того, чтобы сообщить им попутно массу полезных сведений из истории искусства, а также из области наук естественных и социальных.

Кроме того, чуткий руководитель может научить ребенка видеть глубокий смысл и красоту даже в самом обыденном, в том, что примелькалось и стало скучным, незаметным: в красочной и звуковой пестроте уличной толпы, в гигантских дымящихся трубах фабрик, в мечтательной заброшенности часовни и т. д.

С наступлением известного возраста эстетическое воспитание посредством художественной среды должно дополняться элементарным теоретическим и практическим изучением искусства: эстетические эмоции и способности будут развиваться путем методических упражнений в декламации, пении, рисовании и т. д. но при этом всегда нужно помнить, что искусство есть радость и наслаждение, и обучение ему всегда должно быть увлекательным, радостным" .

Особое значение эстетики быта в эстетическом воспитании отмечает К.В. Гавриловец в своей работе "Нравственно-эстетическое воспитание школьников" . Он писал: "Эстетика школьного быта это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т. д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги". "Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, то есть критерии, которые позднее определяют его вкусы и потребности".

В настоящее время также немало внимания уделяется созданию эстетической среды в школе. Особенно это касается оформлению кабинета начальных классов, так как младшие школьники постоянно занимаются в одной комнате. В оформлении кабинетов начальных классов должны гармонично сочетаться методические материалы по изучаемым предметам и игровые элементы. Оформление начальной школы имеет своей целью не столько обучение, сколько эстетическое воспитание учащихся и повышение мотивации к учебе. В кабинете начальных классов должны присутствовать материалы, отражающие символику РФ, способствующую начальному патриотическому воспитанию. Интересные и полезные материалы по родной речи, использованные при оформлении кабинетов начальных классов, научат маленьких школьников любить и уважать родной язык.

Оформление кабинетов начальных классов требует не только творческого подхода со стороны учителя, но и соблюдения общих методических рекомендаций:

  • - основной принцип оформления начальной школы умеренность. Декоративные элементы и методические материалы не должны отвлекать внимание школьников от содержания уроков. Использование умеренно ярких, пастельных тонов (рекомендуются зеленый, желтый, оранжевый, розовый) и отсутствие слишком мелких, резких деталей не будет перенапрягать зрение ребят;
  • - оформление кабинетов начальной школы должно быть эстетичным, продуманным и выполненным в едином стиле;
  • - желательно при оформлении кабинетов начальных классов уделить внимание государственной символике и здоровому образу жизни и правил ДД;
  • - наличие методических материалов должно быть минимальным, преобладают элементы, отражающие успехи класса, посвященные творчеству учащихся, игровые задания, пробуждающие интерес к учебе.

Чрезвычайно важным компонентом эстетической развивающей среды образовательного учреждения поликультурного региона является отражение этнонациональной специфики конкретного региона. В Оренбуржье, не ассимилируя и не конфликтуя, проживают представители 119 этнических групп. Такое разнообразие культур в едином пространстве образовательного учреждения может привести к дисгармонии и дефрагментации целостной образовательной среды. Поэтому при формировании эстетической развивающей среды необходимо учитывать этнический состав детско-взрослого коллектива (как правило, в одном коллективе представлены далеко не все народности и национальности, в среднем, не более 5) и специфику их национальных культур. Чрезмерная загруженность помещений элементами разных культур приведет к визуальной и функциональной раздробленности среды национальные формы (орнаментов, предметов) должны быть творчески переработаны и органично вписываться в общий дизайн интерьера и экстерьера образовательного учреждения.

Список литературы

  • 1. Гавриловец, К.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. / К.В. Гавриловец, К.В Казимирская. Минск: Нар.асвета, 1988. 128с.
  • 2. Компанцева, Л. Художественно-эстетическая предметно-пространственная среда как условие приобщения детей дошкольного возраста к культуре / Л. Компанцева // Детский сад от А до Я. 2005. N 4. С. 36-46.
  • 3. Мамонтов, Я. Проблема эстетического воспитания./ Я. Мамонтов. М.,1914. С.17-18.
  • 4. Эрисман, Ф.Ф. Соображения об устройстве образцовой классной комнаты, согласно требованиям современной гигиены. / Ф.Ф. Эрисман. М.: 1988. 10 с.