Типы самооценки и их анализ таблица. Что такое самооценка, ее значение и способы определения. Для определения самооценки чаще всего используется три критерия

Статья посвящена самооценке как комплексному понятию психологии личности. Характеризуются виды самооценки человека и их особенности, приводятся общие подходы к формированию адекватного восприятия самого себя.

Самооценка является частью самосознания человека. Она представляет собой мнение индивида относительно себя, собственной значимости, ценности отдельных сторон своей личности, а также поведения, отдельных действий и деятельности вообще.

Самооценка – целостное образование, составляющая концепции своего «Я» (Я-концепции) и самосознания человека.

Через самооценку индивид имеет возможность:

  • реализовать функцию собственной защиты;
  • осуществить регуляцию отношений с другими, личного поведения в обществе;
  • проникнуться чувством уважения к себе;
  • прочувствовать собственную автономность и относительную независимость.

Самооценка нередко приравнивается к любому личностному суждению о себе, своих характеристиках, особенностях, возрасте, планах и переживаниях. Тогда она является противоположностью экспертным (объективным) суждениям и оценкам.

Неоценима помощь самооценки в составлении прогнозов по поводу индивидуальных успехов, что проявляется как притязания человека, имеющих определенный уровень (высокий или низкий).

Самосознание и самооценка возникают, формируются и развиваются еще в детском возрасте, в ходе становления личности (активно это проявляется приблизительно после 3 лет).

Ребенок потихоньку начинает разбираться в своих способностях (умственных и прочих), мотивах и поведенческих проявлениях, целях, физических и духовных возможностях, отношениях с окружающими.

Формирование самооценки происходит в ходе познания самого себя. Отношение к собственному «Я» создается не сразу, а постепенно: шаг за шагом каждый индивид приобретает привычный взгляд на себя, одобряя или не одобряя те или иные проявления, поступки, мысли, отношения, результаты и прочее. Ценность и значимость собственной личности перерастает в стойкое убеждение.

Источниками самооценки, через которые она непосредственно формируется, являются:

  1. Образ себя . Создается путем сравнения составляющих «Я» индивида – реального и идеального (сопоставление между тем, каким человек есть теперь в своем восприятии и каким хотел бы стать, чтобы измениться к лучшему).
  2. Математически это определяется через величину разницы притязаний человека к его реальным результатам и достижениям. Чем этот разрыв больше, тем ниже уровень самооценки у человека, и наоборот.
  3. Переход внешних оценок индивида (со стороны социальной окружающей среды) во внутреннюю оценку самого себя – интериоризация. Каждой личности свойственно отталкиваться в оценке себя от того, как, в ее восприятии, оценивается она другими людьми.
  4. Оценка успешности собственных результатов . Здесь самооценка проявляется в сознании человека через уровень достижений и их оценивание: индивид удовлетворен/неудовлетворен достигнутым, качеством результатов – это и является меркой величины выставляемого бала в шкале оценивания позитив-негатив.
  5. Сравнение со значимыми окружающими . Ориентир оценке задают авторитетные и важные для индивида люди. Подобные оценки окружающих могут быть субъективными, но служат основой для создания идеалов и стандартов, к которым стремиться человек.

Виды самооценки

В психологии классификация видов самооценки разработана в зависимости от различных оснований:

  • близости к реальности – адекватная (реалистичная, оптимальная) и неадекватная (неоптимальная, склонность к завышению или занижению);
  • величины (уровня) – высокая самооценка (максимальный и приближенный к нему уровень), средняя (промежуточный уровень), низкая (минимальный уровень);
  • устойчивости – стабильная (еще имеет название «личностная») и плавающая (текущая);
  • широты охвата – общая, частная или конкретно-ситуативная.

Адекватная/неадекватная

Этот вид самооценки – результат склонности к объективному или субъективному взгляду на самого себя и собственные проявления.

Адекватная – характеризуется как оптимальное соотношение между уровнем притязаний и достижениями индивида. Обладая ею, личности удается наилучшим образом соотнести собственные силы с возможностями решить проблемы разной сложности и с запросами окружающих.

Показателями адекватности самооценки служит:

  • постановка целей, которые обязательно достигаются;
  • реалистичность в оценке определенной ситуации и своих потенциалов в ней.

Неадекватная самооценка – вне зависимости, завышенная или заниженная, – деформирует внутренние свойства психики индивида, создает препятствия личностному развитию, делает невозможным гармонизировать мотивационную и эмоционально-волевую сферу человека.

Показателями неадекватно завышенной самооценки являются:

  • переоценка собственных сил;
  • чрезмерная идеализация личного образа «Я»;
  • игнорирование неудачных действий и результатов;
  • необоснованные претензии и высокомерие;
  • безоговорочная правота и безгрешность.

Свидетельством неадекватно заниженной самооценки является:

  • отсутствие веры в свои силы;
  • робость во всем;
  • нерешительность в проявлении собственных способностей и возможностей.


Высокая/средняя/низкая

Уровень самооценки отображается величиной ее проявления в самосознании индивида:

  1. Высокая . Успешных людей, достигающих благополучия в жизни сопровождает высокая самооценка. Она служит мотивирующим и мобилизационным фактором для индивида.
  2. Средняя . Личности со средним уровнем самооценки больше, с чем смогут справиться в той или иной деятельности на себя не берут, но и планку достижений снижать не будут.
  3. Низкий уровень самооценки – результат отсутствия у личности уверенности, свидетельство безоговорочной ориентации на предыдущие неудачи или неадекватные сравнения с другими, более успешными людьми.

Стабильная/плавающая

Данный вид самооценки указывают на уровень формирования личности:

  1. Стабильная самооценка присуща лицам с устойчивой позицией относительно своей личности и ее возможностей, здесь отображается общий уровень удовлетворенности собой и своими качествами. Такая оценка не подвержена быстрым сиюминутным изменениям и коррекциям.
  2. Плавающая самооценка отображает оценивание текущей ситуации – поступков, поведенческих проявлений, реакций, действий и т.п. Она служит подсказкой для коррекции собственного поведения как результата самоконтроля.

Общая/частная/конкретно-ситуативная

  1. Общая (глобальная) самооценка охватывает целостную личность и ее значение, касается эмоционально-ценностного уровня.
  2. Частная . Отдельные стороны индивида призвана давать частная самооценка.
  3. Оперативные самооценки (конкретно-ситуативные) проявляются при оценивании личностью обстоятельств, которые меняются в зависимости от конкретной ситуации.

Как воспитать в человеке адекватное восприятие себя

Формирующаяся с детского возраста самооценка индивида должна иметь определенное направление, чтобы создать условия для оптимального ее развития. Все начинается с семейных отношений: от адекватного восприятия своего ребенка родителями и до удачных сценариев семейного взаимодействия.

Основные условия:

  • взаимное уважение (как родителей к детям и между собой, так и наоборот);
  • доверительные отношения – их нужно сознательно и последовательно формировать;
  • требовательность в разумных и оптимальных пределах;
  • любовь как безусловное и внеоценочное чувство.

Самооценка – одна из центральных категорий психологии личности отдельного индивида. Она хоть и является по сущности своей субъективным явлением, но имеет прямое воздействие на психику человека и закономерности ее функционирования: взаимоотношения с окружающими, успешность деятельности, ориентиры в жизни и пр.

Видео: Самооценка

То, как личность относится к себе, «программирует» ее на дальнейшие свершения. Самовосприятие играет большую роль в жизни каждого, поэтому его не стоит упускать из вида. Базовые знания об этом не повредят никому, а, скорее всего, даже пойдут на пользу. Они помогут выделить проблемные моменты и, по возможности, скорректировать. В статье говорится о понятии самооценки, ее формировании, возможности изменения, выделяемых видах и уровнях.

Что такое самооценка

Самооценка - это уровень принятия себя, умение критически анализировать собственные возможности. Она неразрывно связана с любовью к себе. Человек с кучей комплексов не сможет испытывать это чувство, пока не избавится от них. Самооценка влияет на то, насколько индивиду легко дается общаться с другими, выполнять поставленные цели, развиваться. Те, у кого она занижена, испытывают во всех сферах серьезные трудности.

Проблема заниженной самооценки в том, что ее обладатели отказываются меняться. Зачастую они уверены, что такое отношение к себе сохраняется на всю жизнь. Это ошибочное мнение, ведь на самовосприятие влияет множество факторов; оно не может быть одинаковым на протяжении жизни.

Как формируется самооценка

Ее основы закладываются еще в детстве. После младенческого возраста ребенок начинает осознавать суть сравнений, в его системе понятий появляется самооценка. Родителям стоит быть осторожнее с высказываниями в адрес сына или дочери. Фразы вроде «Алина учится лучше по всем предметам» или «а вот Дима к своим четырнадцати уже второй язык учит» не мотивируют детей. Скорее подобные выражения заставляют их ненавидеть и Алину, и Диму, а иногда и родителей, которые наносят удар по самооценке. Ребенок/подросток не должен думать, что ему нужно заслуживать любовь близких или пытаться перегнать ровесников в надуманной гонке. Ему необходимы в первую очередь поддержка и вера. Напротив, захваливание тоже не приводит к формированию адекватной оценки.

Взрослые, внушающие ребенку, что он самый талантливый, а остальные ему в подметки не годятся, оказывают медвежью услугу. Воспитанные на похвале, даже вышедшие из пубертатного периода, не способны к самокритике . Это мешает им развиваться, искоренять собственные недостатки. Некоторые из тех, кто в свое время получил «передозировку» комплиментов и лести, в зрелом возрасте становятся забитыми, нелюдимыми. Такая модель поведения – результат сочетания родительских действий и суровой реальности. Понимание того, что в собственной уникальности он не уникален, приводит человека к депрессии и другим психическим расстройствам.

Кроме этого, на самооценку влияет и ряд других факторов, среди которых окружение (одноклассники, однокурсники, коллеги по работе, родственники), материальное положение, образование . Многие комплексы родом еще из школы. Жертвы травли долго справляются со страхами, до конца жизни подвержены фобиям. Сильно бьет по самооценке сравнение собственного материального положения с доходами более успешных. Но оценка себя не статична; она меняется в течение жизни, уровень зависит в том числе от усилий ее обладателя.

Виды самооценки

Существует три основных вида. Их названия используются не только в психологии, но и в быту. Нередко можно услышать фразы вроде «у него неадекватная самооценка». Классификация помогает разобраться в том, как личности оценивают себя, насколько их мнение приближено к объективности.

Адекватная самооценка – вид, характерный, к сожалению, для меньшинства людей. Его обладатели умеют здраво относиться к своим способностям, не отрицают недостатки, стараясь от них избавляться. Кроме этого, акцент делается на сильные стороны, которые активно развиваются. Немногие способны к адекватной самокритике. Зачастую можно наблюдать две крайности – или перебор с самобичеванием, или завышенное самомнение.

Радикальные качества – это признаки второго вида самооценки, которую принято называть искаженной (неадекватной). Ее образование – практически всегда результат комплексов, явных или скрытых. Часто за завышенной самооценкой кроется неуверенность, попытки казаться лучше в глазах остальных. Заниженная отличается тем, что ее обладатель напрямую транслирует собственные комплексы – говорит о них окружающим, ведет себя соответствующе (скованность, зажатость, трудности в общении).

Существует еще один вид, присущий большинству – смешанная . Под ней подразумевается, что в отдельные моменты жизни человек по-разному относится к себе. Он способен адекватно оценивать действия/поступки, уделять время излишней самокритике, при этом иногда переоценивать собственные умения. Увы, у большинства не получается соблюдать баланс, а подобные «колебания» чреваты проблемами с психикой.

Уровни самооценки

Основных уровней, как и видов, выделяется три. Они демонстрируют степень любви к себе, умение видеть как положительные, так и отрицательные черты, близость к балансу. Уровни связаны с видами, но все же различия есть, о чем дальше пойдет речь.

Низкая

Первый, самый нелюбимый всеми. От низкой самооценки пытаются избавиться всеми доступными способами. Существуют тысячи методик, рассказывающих, как бороться с комплексами, и некоторые из них действенны. Уровень относится к искаженному восприятию; для него характерны неумение себя хвалить, занижение достоинств, высокий уровень тревожности, постоянные сравнения с другими, более успешными. Тех, у кого проблемы с самолюбием, легко обидеть – достаточно просто над ними пошутить либо намекнуть на недостаток во внешности/знаниях. Низкая самооценка создает массу неудобств. С ней действительно стоит бороться.

Нормальная

Один из показателей того, что у человека нет серьезных проблем с психическим здоровьем. Он умеет прислушиваться к внутреннему голосу, анализирует собственные промахи, способен отпускать шутки в свой адрес. При этом такая личность не допустит, чтобы ее оскорбляли, заставляли делать бесполезную утомительную работу, игнорировали права. К этому уровню стоит стремиться, ведь он признан оптимальным.

Высокая

Третий уровень присущий тем, кто акцентирует внимание на своих сильных качествах, упуская из виду недостатки. Она не менее опасна, чем низкая. Этот тип самовосприятия не относится к адекватному. Обладатели высокой самооценки легко игнорируют конструктивную критику. Им тяжело дается выход из зоны комфорта, они противятся этому всеми силами. Закостенелость убеждений, неприятие других – это большая проблема. Ее опасность заключается еще и в сложности распознания. Считается, что яро отстаивающий свою позицию – сильный, уверенный, надежный. Но есть и обратная сторона медали: непоколебимые убеждения тормозят развитие, не дают возможности узнавать, пробовать что-то новое.

По итогу - самооценка напрямую зависит от условий проживания, воспитания и окружения. Однако неблагоприятные факторы – еще не повод ставить на себе крест. При большом желании отношение к себе успешно поддается корректировке, и есть немало примеров, когда забитые, нерешительные мужчины и женщины превращались в раскрепощенных, сильных личностей. Все начинается с осознания проблем, стремления поменяться к лучшему и, естественно, усилий.

В процессе своей жизнедеятельности человек как социальное существо постоянно получает оценку своим поступкам и действиям как со стороны окружающих людей, которые занимают важное место в его жизни, так и от общества в целом. На основе таких оценок в течение жизненного пути каждого человека происходит формирование самооценки, которая оказывает существенное влияние на функционирование таких психических компонентов психической активности личности как самодисциплины и самоконтроля. Самооценка человека также является важнейшим компонентом Я-концепции личности, а точнее его оценочной стороной. Я-концепция является ядром личности и основывается на знаниях, которые были получены в течение жизни человеком о себе и под непосредственным воздействием его самооценки.

Самооценка (или же оценка человеком самого себя, своих качеств, возможностей и позиции среди других людей), являясь ядром личности, играет роль важнейшего регулятора поведения и действий человека. Именно от нее зависит то, будет ли человек жить в гармонии с окружающим миром и насколько удачно он выстроит взаимоотношения с другими. Самооценка влияет на все сферы жизнедеятельности человека, а также на его жизненную позицию (она оказывает воздействие на отношения человека с другими людьми и обществом в целом, на уровень требовательности и критичности к самому себе, на формирование отношения личности к своим успехам или же неудачам и т.д.). Поэтому самооценка не только сказывается на эффективности и успехе деятельности человека в данный момент, но и определяет весь последующий процесс развития самой личности.

Самооценка человека: определение и особенности

В психологии самооценку определяют как важнейший компонент Я-концепции личности, как ценность и значимость, которой человек наделяет как отдельные стороны своей личности, поведения и деятельности, так и себя в целом. Самооценка человека чаще всего понимается как субъективная оценка им своих возможностей (сюда относят физические, интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные возможности), нравственных качеств, своего отношения к себе и другим, а также места в социуме.

Хотя самооценка содержит в себе выстроенные личностные значения и смыслы, а также системы отношений и ценностей, она в тоже время является достаточно сложной психической формой внутреннего мира людей, отображая при этом характер самоотношения личности, степень ее самоуважения, уровень притязания и ценностное принятия себя или же отвержение. Самооценка выполняет множество функций, среди которых особую роль принадлежит защитной и регулятивной функциям.

В психологии первые серьезные попытки изучить природу самооценки и особенности ее формирования предпринял американский психолог и философ Уильям Джеймс, который посвятил многие свои работы разработке проблематики «Я». У. Джеймс считал, что самооценка человека может быть следующего рода:

  • самодовольство , которое находит свое проявление в гордости, высокомерии, заносчивости и тщеславии;
  • недовольство , проявляющееся в скромности, смущении, стыде, неуверенности, раскаянии, отчаянии, униженности и осознании своего позора.

Формирование самооценки, ее природа, функции и связь с другими психическими проявлениями жизни человека также интересовали и многих отечественных психологов. Так, например, С.Л. Рубинштейн видел в самооценке, которая неразрывно связана с самосознанием человека, в первую очередь стержень личности, который базируется и на оценке людьми индивида, и на оценивании самим этим индивидом окружающих. В основе самооценке, по мнению психолога, лежат ценности (которые человек принимает), определяющие на внутриличностном уровне механизмы саморегуляции и самоконтроля человеком своего поведения и деятельности.

Известная в прошлом столетии в научных кругах Аида Захарова (она занималась изучением генезиса самооценки) видела в самооценке человека ядерное образование личности. Через это образование, по ее мнению, происходит преломление и последующая опосредованность всех линий психического развития и становление личности. В данном контексте нельзя упустить из вида высказывания А.Н. Леонтьева, который считал, что самооценка – существенное условие, которое обеспечивает возможность индивиду стать личностью.

В психологической литературе самооценку связывают с уровнем притязания личности, а начало данный подход берет в работах одного из представителей гештальт-психологии Курта Левина. Под уровнем притязаний в психологии понимают некое стремление человека к достижению цели, которая по его же мнению характеризуется тем уровнем сложности, с которым он способен совладать. Таким образом, уровень притязаний видеться как уровень трудностей тех целей и задач, которые человек выбирает для себя, а формируются они в первую очередь благодаря влиянию прошлых успехов или же неудачей в деятельности. Именно поэтому, успехи в прошлой деятельности (а конкретнее переживание самим субъектом деятельности и своих достижений как успешных или же неуспешных) способствуют росту уровню притязания и соответственно вызывают повышение самооценки человека.

В принципе, все теоретические подходы к изучению самооценки можно условно объединить в три основные группы согласно аспекту или функции, которой отдавался приоритет (они описаны в таблице).

Теоретические представления о самооценке человека

Группы по критерию (аспекту или функции) Основные идеи Представители теорий
1 группа (акцент делается на эмоциональный аспект самооценки) Самооценка являлась составляющей Я-концепции личности, точнее ее аффективным компонентом (самооценку связывалась с эмоциональным отношением личности к «Я»). В ней видели в первую очередь чувство одобрения и самопринятия или же неодобрения и самонепринятия. Иногда наблюдалась отождествление понятий «самооценка» и «самоотношение». Основные доминирующие чувства, которые относились к самооценки, заключались в любви к самому себе, в самоодобрении и чувстве компетентности. М. Розенберг, Р. Бернс, А.Г. Спиркин и др.
2группа (акцентируется на регуляторном аспекте самооценки) Главный акцент делается на взаимосвязи между различными уровнями «Я». Самооценка рассматривается в качестве образования, обобщающего прошлый опыт человека и структурирующего полученную информацию о себе, и регулятора поведения и деятельности человека. Также самооценка рассматривается как ведущий компонент саморегуляции личности. Внимание исследователей было сосредоточено на выявлении взаимосвязи между особенностями и строением самооценки человека с его поведением. У. Джеймс, З. Фрейд, К. Роджерс, А. Бандура, И.С. Кон, М. Кирай-Деваи,
3 группа (акцент делается на оценочном аспекте самооценки) Под самооценкой понимают определенный уровень или же вид развития самоотношения личности и е смопознания. Самооценка человека изучается через призму самосознания как динамического психического образования. Предполагается, что благодаря самооценке у человека формируется конкретное оценочное отношение (эмоционально-логическое) к самому себе. И.И. Чеснокова, Л.Д. Олейник, В.В. Столин, С.Р. Пантелеев

Анализ основных теоретических подходов к проблеме самооценки человека позволяет ученым выделять основные моменты, которые помогают в понимании сути этой психологической категории. Следует выделить следующие особенности самооценки:

  • самооценка, являясь одним из компонентов «Я-концепции» личности (самосознания) и находится в тесной связи с другими ее компонентами (самоотношение, самопознание и саморегуляция);
  • в основе понимания самооценки лежат оценки и эмоции;
  • самооценка неотделимо от мотивов личности, ее целей, убеждений, идеалов, ценностей и ценностных ориентаций;
  • самооценка также является механизмом саморегуляции поведения и деятельности человека;
  • самооценка может изучаться и как процесс, и как результат;
  • анализ самооценки в качестве процесса предполагает наличие внутреннего основания и сравнения с нормами общества, эталонами, принятыми в нем и с другими людьми.

Самооценка человека выполняет множество различных функций, а именно: регулятивную, защитную, развивающую, прогностическую и др., которые более подробно описаны в таблице.

Функции самооценки

Функции Характеристика
регуляторная обеспечивает принятие личностью задач и выбора решений. А.В. Захарова разделяет эту функцию на оценочную, контрольную, стимулирующую, блокирующую и защитную.
защитная обеспечение относительной стабильности личности и ее независимости
развивающая (иди функция развития) стимулирует личность к развитию и совершенствованию
отражающая (или сигнальная) отображает реальное отношение человека к себе, своим поступкам и действиям, а также позволяющая оценить адекватность своих действий
эмоциональная позволяет человеку ощущать удовлетворенность собственной личностью, своими качествами и характеристиками
адаптационная помогает человеку приспосабливаться к социуму и окружающему миру
прогностическая регулирует активность человека в начале выполнения деятельности
корригирующая обеспечивает контроль в процессе выполнения деятельности
ретроспективная обеспечивает возможность оценки человеком своего поведения и деятельности на заключительном этапе ее выполнения
мотивирующая побуждает человека действовать для получения одобрения и позитивных самооценочных реакций (удовлетворенности собой, развития самоуважения и гордости)
терминальная заставляет человека остановиться (прекратить деятельность), если его действия и поступки способствуют появлению самокритики и недовольства собой

Итак, самооценка человека предполагает оценку им себя в целом и отдельные составляющие своей личности, а именно свои поступки и действия, свои качества и отношения, свою направленность и убеждении и многое другое. Повышение самооценки человека зависит от многих факторов, среди которых особое значение имеет наличие удачного опыта, похвала и поддержка со стороны окружающих, а также временная характеристика самой самооценки. Так самооценка может быть устойчивой и сохранять все свои особенности в не зависимости от ситуации и внешних раздражителей, и неустойчивой, то есть изменяющейся в зависимости от внешних воздействий и внутреннего состояния личности. Самооценка человека тесно связана с его уровнем притязаний (они также влияют на формирование самооценки), которые могут иметь различный уровень – низкий, средний и высокий.

Кроме того, что самооценка связана с самосознанием человека и его уровнем притязаний, на ее формирование влияют: потребности в самоутверждении и саморазвитии, общая направленность личности, уровень развития когнитивных процессов и эмоционально-волевой сферы, общее состояние человека и конечно социум, а точнее мнение и оценки окружающих людей (особенно значимых).

Виды и уровни самооценки личности

В психологии самооценка человека характеризуется (а соответственно и делиться на определенные виды) многими параметрами, а именно:

  • в зависимости от уровня (или величине) самооценки она может быть высокой, средней или низкой;
  • по ее реалистичности выделяют адекватную и неадекватную самооценку, среди которой выделяют заниженную и завышенную;
  • в зависимости от особенностей строения самооценки она бывает конфликтной и бесконфликтной (можно еще назвать конструктивной и деструктивной);
  • что касается временного отношения, то тут выделяют прогностическую, актуальную и ретроспективную самооценку;
  • в зависимости от стойкости самооценки она может быть устойчивой и неустойчивой.

Кроме перечисленных еще выделяют общую самооценку (или же глобальную), в которой происходит отражение пережитых человеком поощрений или же порицание своих действий, поступков и качеств, и частную самооценку (она относиться только к определенным внешним чертам или качествам личности).

Чаще всего в психологической литературе встречается разделение самооценки на заниженную, среднюю (или адекватную) и завышенную. Все эти уровни самооценки формируются под воздействием оценок со стороны, которые в последствие перерастают в самооценивание человеком самого себя. Самый оптимальный уровень самооценки для человека – это адекватный, при котором человек оценивает правильно (реально) свои возможности, действия, поступки, черты характера и качества личности. Человек, имеющий данный уровень самооценки всегда объективно оценивает и свои успехи, и свои неудачи, поэтому старается ставить достижимые цели и соответственно чаще добивается хороших результатов.

Необходимо отметит, что в психологии также используется словосочетание «оптимальная самооценка», к которой большинство психологов относят следующие уровни:

  • средний уровень самооценки;
  • выше среднего уровня;
  • высокий уровень самооценки.

Все остальные уровни, которые не попадают в категорию оптимальных самооценок, считаются неоптимальными (к ним относиться заниженная и завышенная самооценка). Заниженная самооценка указывает на человека, который недооценивает себя и не уверен в собственных силах. Чаще всего люди с такой самооценкой не берутся начинать новое для себя дело, не любят быть в центре внимания и стараются не брать на себя чрезмерной ответственности. Психологи утверждают, что бывает два типа низкой самооценки:

  • низкий уровень самооценки и низкий уровень притязаний (чрезмерно низкая самооценка, когда человек преувеличивает все свои недостатки);
  • низкий уровень самооценки и высокий уровень притязаний (имеет еще одно название – эффект неадекватности, который может говорить о сформированном у человека комплексе неполноценности и постоянном внутреннем ощущении повышенной тревожности).

Завышенная самооценка говорит о том, что человек зачастую переоценивает свои возможности и самого себя. У таких людей проявляются различные необоснованные претензии к окружающим людям и возникшим ситуациям. Люди с завышенной самооценкой не умеют строить конструктивные взаимоотношения с окружающими людьми, поэтому часто способствуют разрушению межличностных контактов.

Знать уровень самооценки человеку необходимо, ведь это поможет ему в случае необходимости направить свои усилия на ее коррекцию. Современная психологическая наука дает множество различных советов, как повысить самооценку и сделать ее адекватной.

Формирование и развитие самооценки

Формирование самооценки человека начинается еще в дошкольном периоде, а самое большое воздействие на этот процесс оказывают родители и окружающие взрослые. Так родители могут неосознанно сформировать у ребенка заниженную самооценку, если не будут доверять ему, постоянно подчеркивать его безалаберность и безответственность (например, говорить ребенку «не бери кружку, а то разобьешь, не трогай телефон – сломаешь» и т.п.). Или же наоборот, развитие самооценки ребенка может пойти в сторону ее завышения, если родители чрезмерно хвалят ребенка, преувеличивая его способности и заслуги (например, говоря, что ребенок ни в чем никогда не виноват, а вина лежит на других детях, воспитателях и т.д.).

Самооценка ребенка формируется под воздействием многих факторов, а именно:

  • влияние родителей, их оценка и личный пример;
  • средства массовой информации, информационные технологии;
  • социальное окружение;
  • образовательные учреждения (дошкольные, а затем средние, средние специальные и высшие)
  • воспитание;
  • особенности личности самого ребенка, уровень его интеллектуального развития;
  • направленность личности ребенка и уровень его притязаний.

В младшем школьном возрасте развитие самооценки поддается воздействию ведущего вида деятельности в этом периоде – учению, которое наиболее реализуемое в школе. Именно здесь, под воздействием оценки учителя, его одобрения или же непринятия и начинает активно формироваться самооценка ребенка.

Серьезное воздействие на формирование оценки в подростковом периоде оказывает желание ребенка утвердиться в коллективе одноклассников и занять в нем значимое место, а также стремление завоевать у них авторитет и уважение. Среди основных источников формирования оценочных суждений, которые в последствие повлияют на уровень самооценки подростка необходимо отметить следующие:

  • семью;
  • школу;
  • референтную группу;
  • интимно-личностное общение

Развитие самооценки человека происходит благодаря интериоризации внешних оценок и социальных реакций на конкретного индивида. Тут следует вспомнить представителя гуманистического направления в психологии Карла Роджерса, который говорил, что самооценка личности всегда формируется на базе ее оценки со стороны окружающих людей. Важная роль в процессе формирования самооценки личности также отводиться сопоставлению образов «Я», а именно Я-реального (кто я есть на самом деле) с Я-идеальным (каким я хочу быть). Также не стоит преуменьшать и влияние общения с окружающими людьми, ведь именно в процессе межличностного взаимодействия человек больше всего получает оценок в свой адрес.

Итак, самооценка не является величиной постоянной, так как она динамична и меняется под воздействием различных факторов, жизненных обстоятельств и условий окружающей действительности.

Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказывает огромное влияние на то, как общество воспринимает человека, и на его жизнь в целом.

Понятие самооценки в психологии

Все люди время от времени анализируют свой характер, ищут в себе плюсы и минусы. Понятие самооценки в психологии - это способность сознания человека составлять представление о себе и своих действиях, а также судить о своих навыках, умениях, личных качествах, достоинствах и недостатках. Самооценка позволяет людям критически относиться к себе, ставить различные цели и достигать их, соизмерять свои возможности с требованиями в тех или иных жизненных сферах, обдумывать действия и принимать взвешенные решения.

Способность к самоанализу оказывает большое влияние на формирование поведения людей. Такие качества личности, как неуверенность и решительность, активность и сдержанность, общительность и замкнутость напрямую зависят от самооценки. Мнение человека о себе определяет и отношение к нему окружающих.

Виды самооценки в психологии

Какие же типы существуют? В зависимости от того, насколько правильно себя оценивает человек, можно выделить следующие основные виды самооценки в психологии: адекватную и неадекватную.

Если мнение человека о себе совпадает с тем, каков он в действительности, то она считается адекватной. Она должна быть присуща всем взрослым людям. Адекватная самооценка в психологии - это способность индивида более-менее объективно формировать мнение о своей персоне.

У людей с неадекватной самооценкой представление о себе резко расходится с тем, что о них думают окружающие. При этом такое мнение может быть завышенным или заниженным.

В зависимости от подверженности влиянию внешних факторов выделяют стабильную и плавающую самооценку. Стабильная самооценка в психологии - это неизменное мнение человека о себе в любой ситуации. В тех случаях, когда представление о себе меняется в зависимости от настроения, успехов или поражений, одобрения или осуждения окружающих, она является плавающей.

Что влияет на формирование самооценки

Каждый человек склонен сравнивать себя с неким идеальным образом, с тем, кем он хотел бы быть. Совпадение реального представления о себе с желаемым играет огромную роль в формировании самооценки. Чем дальше истинный образ от совершенного, тем ниже мнение человека о себе.

Существенное влияние на формирование самооценки оказывает отношение к индивиду окружающих. Особое значение имеют мнения самых близких людей: родителей, родственников и друзей.

Реальные достижения человека в той или иной сфере деятельности также влияют на самооценку. Чем выше личностные успехи, тем лучшего мнения о себе человек.

Как привить ребенку положительную самооценку?

Все родители хотят видеть своего ребенка преуспевающим и счастливым. То, насколько больших результатов сможет достичь в жизни человек, напрямую зависит от самооценки. Чтобы привить ребенку положительное самомнение, необходимо придерживаться рекомендаций, которые дает психология. Самооценка человека начинает формироваться в самом раннем детстве. Для малыша важно одобрение и поощрение со стороны взрослых и своих сверстников. Если такового нет, у ребенка складывается заниженная самооценка.

Дети очень четко улавливают внимание к ним со сторон взрослых. Если ребенок замечает, что его игнорируют, у него складывается впечатление, что он неинтересен окружающим. В свою очередь, это негативно отражается на его самооценке. Таким образом, чтобы сформировалось положительное мнение ребенка о себе, он должен постоянно чувствовать защищенность, значимость и важность.

К каким проблемам приводит неадекватная самооценка?

Когда люди не умеют правильно оценивать себя, адекватно судить о своих достоинствах и недостатках, у них может возникнуть немало проблем. Как низкая, так и завышенная самооценка негативно влияет на жизнь человека.

При люди склонны всегда делать выбор в худшую сторону, считая, что другого они не достойны. Это касается поиска партнера, работы и многого другого. В результате люди испытывают постоянную неудовлетворенность, но при этом боятся предпринять решительные шаги, чтобы как-то изменить ситуацию.

В психологии - это когда человек считает себя гораздо лучше, чем он есть на самом деле. Это также большая проблема для человека. Прежде всего, она влияет на взаимоотношения с окружающими. Людям тяжело общаться с теми, кто постоянно ставит себя выше других, хвастается и превозносит свою персону. Как правило, у человека с чересчур завышенной самооценкой очень мало друзей.

признаки и причины

Для любого человека важно чувствовать уверенность в себе. Однако слишком высокое мнение о себе чаще наносит вред, чем пользу.

Вычислить человека с завышенной самооценкой достаточно легко. Эти люди очень эгоистичны. Свои интересы они всегда ставят превыше чужих. Они любят рассказывать о себе, часто перебивают и переводят тему разговора, если она им не интересна. Они не хотят знать мнения других людей, считают свою точку зрения по любому вопросу единственно верной. Человек с завышенной самооценкой с удовольствием берется за сложную, порой невыполнимую работу, а в случаях неудачи впадает в отчаяние и депрессию.

Что же приводит к формированию завышенной самооценки у людей? В первую очередь это неправильное воспитание. Когда родители во всем потакают своему чаду, ни в чем не ограничивают и готовы выполнить по первой же просьбе все его желания, у ребенка формируется мнение, что он самый главный человек в мире, а все должны его боготворить и поклоняться ему.

Как научиться адекватно оценивать себя?

Если вы заметили, что у вашего ребенка завышенная самооценка, необходимо срочно принимать меры, направленные на то, чтобы он научился формировать о себе адекватное мнение, иначе впоследствии ему будет очень сложно построить отношения с окружающими. Прежде всего, стоит ограничить похвалу малыша, стараться объяснить, в каких ситуациях успех является его заслугой, а в каких к нему привели удачно сложившиеся обстоятельства.

Исправить завышенную самооценку у взрослого человека намного сложнее. Такие люди чаще всего не видят или не хотят видеть проблему, а соответственно, и бороться с ней. Объяснить человеку, что у него неадекватная самооценка, практически невозможно.

Если же вы осознаете, что ваше представление о себе завышено, необходимо приложить немалые усилия, чтобы научиться оценивать себя адекватно. Самое главное, нужно понять, что каждый человек имеет право на свое мнение, и если оно отличается от вашего, то это совсем не значит, что оно неправильное. Научитесь слышать других, идти на уступки, бескорыстно помогать людям.

и ее признаки

Заниженная самооценка в психологии - это состояние, при котором человек думает о себе намного хуже, чем он есть на самом деле. Она приводит к таким проблемам, как замкнутость, скованность, ревность, зависть, обидчивость.

Проблемой многих индивидов является низкая самооценка. Психология таких людей такова, что они, как правило, стремятся устроиться на должность, требующую минимальной степени ответственности. При выборе партнера они неосознанно притягивают к себе людей, которые только укрепляют их неуверенность в себе. Они склонны к излишней самокритике, концентрации на своих недостатках. Такие люди часто жалуются, считают себя невезучими и беспомощными.

Как повысить свою самооценку?

По статистике, мужчины чаще завышают представление о себе. Женщины же более склонны к занижению своих достоинств, они чаще ищут в себе недостатки - такова их психология. является для них очень сложной проблемой.

Как правило, причина заниженной самооценки у женщин кроется в недовольстве своей внешностью или фигурой, а также в скрытых комплексах, вызванных неудачами в личных отношениях или карьере.

Как повысить самооценку женщине? Психология советует прежде всего начать концентрироваться на своих достоинствах. Подумайте, каковы ваши положительные качества? Почему вы достойны в жизни лучшего, чем имеете? Каждая женщина сможет найти в себе что-то хорошее. Например, кто-то отлично готовит, кто-то прекрасно поет, танцует, кто-то наделен Список своих положительных качеств необходимо повторять как можно чаще, чтобы они отложились на уровне подсознания.

Для повышения самооценки старайтесь общаться с людьми, которые вас уважают и поддерживают. Следите за своим внешним видом, одевайтесь так, чтобы чувствовать себя комфортно и уверенно. Повысить свою самооценку бывает очень сложно, главное, не сдаваться и верить, что у вас все получится.

Вопрос, что такое самооценка, какой она бывает и как повысить её низкий уровень, волнует многих людей. Важно разобраться в них и помочь себе в процессе самореализации в жизни.

В мировой психологии понятие самооценки личности играет одну из ведущих ролей при объяснении причин успешности и неуспешности человека, его способности к самореализации в личной жизни, карьере и обществе.

То, как человек смотрит на себя, воспринимает собственное «Я», действует в соответствии со своими возможностями, духовными и физическими силами, влияет на его жизнь и восприятие его окружающими.

Что такое самооценка и её роль в жизни личности

В учебниках и научно-популярных книгах даётся разное определение самооценки. Однако почти все исследователи данной проблемы сходятся во мнении, что самооценка – это способность личности проводить оценивание самоё себя, собственных внешних данных и качеств характера, своих возможностей и общественной роли, отношения и восприятия окружающими.

Психологи считают, что разный уровень самооценки напрямую влияет на поведение человека. Именно он становится регулятором его поступков. От него зависит, как будут строиться взаимные отношения личности и окружающих его людей. Самокритичность, требовательность к самому себе, собственное отношение к личным победам и поражениям – качества, из которых складывается самооценка.

Данное понятие в психологии связывается с уровнем личных притязаний и реальными возможностями. Если происходит значительное расхождение между этими показателями, человек совершает неадекватные действия, непредсказуемые поступки, его поведение вызывает тревогу и отрицательную оценку у окружающих.

Как происходит формирование

Формирование самооценки происходит вместе с становлением личности, то есть с детства. Ведущую роль в этом процессе играет мнение окружающих и личные достижения человека.

Значительное место в жизни детей и подростков занимает познание. Ребёнок приобретает знания о мире, открывает для себя новые стороны жизни и человеческих взаимоотношений.

В результате сложных физиологических и психологических процессов у него вырабатывается способность анализировать свои поступки и совершать или не совершать определённые действия.

В период взросления детям требуется помощь взрослых людей. Здесь основную роль играет опыт и знания педагогов и психологов, чья работа состоит в том, чтобы как можно раньше начать формировать у ребёнка адекватную самооценку.

Если своевременно не помочь ему, не направить его по правильному пути, может произойти деформация личности, и такой человек станет представлять опасность для общества.

Виды

Определяя критерии, по которым расценивается уровень самооценки, нельзя апеллировать к понятиям «хорошо» и «плохо». Психологи склоняются к созданию более развёрнутой картины, выделяя:

  • актуальную (по достигнутым результатам);
  • парциальную (по достижениям в конкретном виде деятельности);
  • потенциальную (по способностям и врождённым задаткам) самооценку.

Последний вид связывают с уровнем притязаний личности.

Наиболее распространённым является следующее видовое определение самооценки:

  • заниженная (низкая);
  • адекватная (правильная);
  • завышенная.

Каждый вид характеризуется своими особенностями.

Заниженная (низкая)

Неадекватная низкая самооценка бывает у чрезмерно критично относящихся к себе людей. У большинства из них она формируется в детстве и сопровождает индивида всю жизнь.

Когда родители, ближайшие родственники или педагоги в детском саду и школе внушают ребёнку, что он ни на что не годится, называют его бездарем, неумехой и т.п., они порождают в нём неуверенность в себе. При этом воспитывается личность, не способная принимать самостоятельные решения, лишённая инициативности и ответственности.

Проблема заниженной самооценки чревата неправильным развитием самосознания. Если даже человек обладает высоким интеллектуальным и духовным потенциалом, уничижительное мнение о самом себе может привести к нереализованности и многочисленным комплексам неполноценности.

Выйдя из периода детства, такие люди сталкиваются с массой неразрешимых проблем. Забывая о том, что «на ошибках учатся», «отрицательный результат – тоже результат», они слишком серьёзно относятся к поражениям.

Если это продолжается длительное время, человек начинает чувствовать себя угнетённо, может впасть в депрессию, пристраститься к алкоголю или наркотикам.

Адекватная

Адекватная, или правильная, самооценка – это способность человека реально и объективно оценивать собственные возможности и внутренний потенциал.

Она позволяет относится к себе с оптимальной степенью критичности, которая не вредит самореализации и восприятию личности окружающими людьми.

Если индивид обладает такой самооценкой, он достигает успеха в жизни, карьере, личных взаимоотношениях. Она сопровождается формированием таких качеств, как инициативность, адаптированность к любым условиям, внутреннее равновесие, предприимчивость.

Такая самооценка характерна для уверенного в себе человека, способного решить любую проблему.

Завышенная (высокая)

Высокомерные люди с признаками нарциссизма бывают всегда о себе высокого мнения. Часто их позиция расходится с восприятием их окружающими. Это несоответствие свидетельствует о завышенной самооценке.

Психологи выделяют 2 типа поведения таких личностей:

  1. Первые стремятся к успеху и не сосредотачиваются на трудностях, которые сопровождают его на этом пути.
  2. Другие, наоборот, стремятся любыми способами избежать проблем, неудач, риска. Они проявляют предельную осторожность и рождённые внутри них страхи сами порождают препятствия и тревоги.

Параметры диагностики

В практической психологии разработано немало методик, позволяющих диагностировать самооценку. Большинство исследований проводятся по общим параметрам:

  • компетентность;
  • принятие себя;
  • реакция на обратную связь;
  • чувство вины;
  • оптимизм;
  • внутренний диалог;
  • самодостаточность.

Для каждого компонента разработаны вопросы. Ответив на них и проанализировав результаты, человек может определить, какая у него самооценка.

С точки зрения глубокого исследования личности интересна методика Дембо-Рубинштейн. Её авторы предлагают определять уровень самооценки, исходя из следующих показателей: ум, здоровье, характер, авторитет у сверстников, практические умения (умелые руки), внешность, уверенность в себе. Основными параметрами для определения результатов являются высота, устойчивость и реалистичность.

Уровень, устойчивость/неустойчивость и аргументация самооценки – параметры, по которым проводится анализ личности по методике А.И.Липкиной «Три оценки».

Выполнив известный тест «Оцени себя сам», можно определить адекватной, неадекватной завышенной или неадекватной заниженной самооценкой обладает человека.

Уровень притязаний и самовосприятие

Важную роль в определении характера самооценки играет выявление уровня притязаний личности. Человек думает, мечтает, планирует что-либо совершить.

Если при этом он выдвигает нереалистичные, несбыточные притязания, которые связаны с завышенной самооценкой, то его мечтаниям не суждено сбыться, он терпит поражение, разочарование, испытывает отрицательные эмоции.

Следует отметить, что уровень притязаний зависит от общекультурных, национальных, социальных и индивидуальных представлений, по которым строится система оценок.

Известно, что эти показатели меняются с течением времени. Большинство людей принимают реакцию окружающих на себя и проходят с ней всю жизнь. Но правильно ли называть соотнесённость личностной оценки с внешними обстоятельствами настоящей, реальной самооценкой индивида?

У. Джемсом была выведена формула: Cамооценка = Успех / Уровень притязания. По ней получается, что повысить самооценку возможно двумя путями: стать более успешным или понизить уровень собственных притязаний.

Можно ли поднять самооценку и повысить уверенность в себе

Каждый человек способен регулировать собственное оценивание себя. Люди с заниженной самооценкой могут выполнять упражнения на повышение её уровня, чтобы достичь значимых результатов в жизни:

  1. «Перо и чернила» . На небольшом листе бумаги записывают положительные, выдающиеся качества собственного характера, которые получают хорошую оценку у окружающих. Сложенный в несколько раз листок кладут в самое удобное место, откуда его быстро можно извлечь. В моменты сомнений надо достать бумагу, развернуть и прочитать о себе. Так подсознательно проходит работа над собой и создание внутренней уверенности.
  2. «Журнал успеха» . Важно записывать, что хорошего получилось сделать за день, чтобы лечь спать с уверенностью на завтрашний день. Привычка доверять бумаге свои победы значительно повышает самооценку.
  3. «Аффирмации» — предложения утвердительного характера, способствующие развить в человеке уверенность в собственных силах. Например, существуют аффирмации на деньги, на карьеру: «Я знаю, что я лучший кандидат на эту должность», «Я достоин большей зарплаты, потому что я хорошо справляюсь с работой» и др.
  4. «Планы и свершения» . Прежде, чем что-то совершить, надо составить определённый план действий. Это поможет не распыляться на пустяки, сосредоточиться на главном и достичь успеха. А это повышает самооценку.

Видео: Как Повысить Самооценку? Что Такое Самооценка Личности?