Thread поэзия второй половины 20 века. Поэзия второй половины XX века: А.А. Вознесенский

Рассмотрим основные особенности и направления в русской поэзии второй половины 20 века.

Поэты старшего поколения

В 1950-е годы творческим оживлением отмечено развитие русской поэзии. Творчество поэтов старшего поколения было посвящено осмыслению «нравственного опыта эпохи» (О. Берггольц). В своих стихах Н.Асеев, А.Ахматова. Б.Пастернак, А.Твардовский, Н.Заболоцкий, В.Луговской, М.Светлов и другие в философском ключе размышляли над проблемами и недавнего прошлого, и современности. В эти годы активно развивались жанры гражданской, философской, медитативной и любовной лирики, различные лироэпические формы.

Вершинами поэзии 1950— 1960-х годов стали философская лирика и лироэпические произведения А. Твардовского, "Северные элегии" и "Реквием" А. Ахматовой, стихи из романа «Доктор Живаго» и поэтический цикл "Когда разгуляется" Б. Пастернака.

В целом творчество поэтов старшего поколения отличает внимание к нравственной сфере современного человека в связи с историей, с прошлым, настоящим и вероятным будущим.

К "вечным" темам обратились в своем творчестве и поэты фронтового поколения, выражавшие собственное видение войны и человека на войне. Конечно же, главным мотивом их творчества была тема памяти. Для С. Гудзенко, Б. Слуцкого, С. Наровчатова, А. Межирова Великая Отечественная война навсегда осталась главным, если не единственным мерилом нравственности. Составной частью литературного процесса стали и стихи поэтов, погибших на войне, — П. Когана. М. Кульчицкого, Н. Майорова, Н.Отрады, Г. Суворова и др.

Эстрадники

В 1950-е годы в литературу вошло и новое поколение поэтов, чья юность пришлась на послевоенное время, — Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Р. Казакова, — их стих был ориентирован на ораторскую традицию. Продолжение этой традиции обусловливалось публицистической направленностью творчества молодых поэтов, поднимавших актуальные для своего времени вопросы. Именно этих поэтов современники называли эстрадниками. Годы «оттепели» были отмечены настоящим поэтическим бумом: стихи читали, записывали, заучивали наизусть. Поэты собирали спортивные, концертные, театральные залы в Москве, Ленинграде и других городах страны. Именно «эстрадники» впоследствии были названы «шестидесятниками».

"Тихая лирика"

Противовесом «громкой» поэзии шестидесятников во второй половине 1960-х годов стала лирика, получившая определение "тихая". Поэтов этого направления объединяла общность нравственных и эстетических ценностей. Если поэзия шестидесятников ориентировалась на традиции Маяковского, то тихая лирика наследовала традиции философской и пейзажной поэзии Ф. Тютчева, А. Фета, С. Есенина. К "тихой лирике" относится творчество поэтов Н. Рубцова, В. Соколова, С. Куняева и др. Их поэзию объединяют стремление осмыслить сложные противоречия века и поиски новой гармонии. По своему пафосу творчество "тихих лириков" близко реалистическому направлению "деревенской прозы". К "деревенской прозе" близок и Ю. Кузнецов, вошедший в литературу в 1960-е годы.

Гражданский пафос поэтов-шестидесятников и тонкий лиризм «тихих лириков» сочетался в творчестве дагестанского поэта Р. Гамзатова, на стихи которого написано множество песен. С «тихой лирикой» Гамзатова роднит вневременная, философская направленность его поэзии и обращение к национально-фольклорной образности.

Модернистская поэзия

С традициями модернистской поэзии Н. Гумилева, О. Мандельштама, А.Ахматовой связана поэзия А.Тарковского, И. Бродского, поэтов фронтового поколения Д. Самойлова и С.Липкина, шестидесятников Б.Ахмадулиной, А. Кушнера, О.Чухонцева, поэтов 1970— 1980-х годов В. Кривулина, О.Седаковой. Их поэзии в целом присуще чувство историзма, выражающееся в явном или неявном диалогическом цитировании классических произведений, в осмыслении памяти как основы нравственности, спасающей человека и культуру от хаоса.

И. Бродский

Вынужденный покинуть страну в 1972 году, И. Бродский в 1987 году был удостоен Нобелевской премии по литературе, а в 1991 году получил, как в свое время А.Ахматова, мантию и диплом доктора в Оксфорде. Талант Бродского ярко проявился в разнообразных прозаических, лирических и лироэпических жанрах. Уникальность этого поэта заключается в том, что его поэзия вобрала в себя богатые художественные традиции как отечественной, так и зарубежной поэзии от мифологии до XX века.

Авторская песня

С 1950-х годов развивается, ставший с течением времени необычайно популярным, жанр авторской песни. Творчество Б. Окуджавы. А. Галича, Н. Матвеевой. В. Высоцкого, Ю. Визбора и др. было одной из форм преодоления формально-содержательного догматизма, официоза казенно-патриотической поэзии и неглубоких эстрадных шлягеров. Внимание этих поэтов было сосредоточено на жизни обычного, «маленького», «частного» человека. 1960 — 1970-е годы — классический период в развитии этого жанра, ключевыми фигурами которого по праву признаны Б. Окуджава, А. Галич и В. Высоцкий.

Авангард

С 1960-х годов в отечественной поэзии возобновились авангардистские эксперименты. Современный авангард объединил различные поэтический группы: Лианозовскую, СМОГ, многие другие неофициальные поэтические клубы. Как правило, поэты этого направления были лишены возможности публиковать свои произведения, именно с ними связано возникновение андеграунда, который значительно пополнился в 1970-е годы. Уверенные и абсурдности и антигуманности общественной реальности, современные авангардисты лишены антиутопического пафоса, который был присущ авангарду начала XX века. Этим мироощущением обусловлены и художественные средства. Отказываясь от художественного правдоподобия, поэты создают деформированный образ мира, частицей которого является человек. Характерным приемом в поэзии современного авангарда является центон (стихотворение, составленное из строк других стихотворений), позволяющий иронически обыгрывать цитаты из классической литературы, разнообразные штампы официальной пропаганды и массовой культуры. Этим, в свою очередь, обусловлено смешение различных стилистических пластов лексики, обнаружение высокого в низком и наоборот.

Концептуализм

Одним из первых направлений современного авангарда стал концептуализм, с которым в разное время было связано творчество Г. Сапгира, Вс. Некрасова, Д. Пригова, И.Холина, Л. Рубинштейна. В 1980-х концептуальная поэзия получила развитие в иронических стихах А. Еременко, Е. Бунимовича и в творчестве Т. Кибирова и М. Сухотина. Концептуализм возник как эстетическая реакция на тоталитаризм советской эпохи, поэтому идейно-художественные возможности этого направления (игра с политико-идеологическими штампами официоза советской эпохи) на сегодня исчерпаны.

С экспериментами футуристов начала XX века связано развитие визуальной поэзии. Во второй половине 20 века эту поэтическую традицию наследуют А. Вознесенский, Г. Сапгир, Н. Искренко и др. Современная видеопоэзия представляет собой явление международное, связанное с общим стремлением культуры к освобождению от идеологического давления.

Стихотворная публицистика

Середина 1980-х годов, как и годы "оттепели", была отмечена взлетом стихотворной публицистики Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Р. Рождественского. Осмыслению трагических событий прошлого и вечных общечеловеческих проблем были посвящены произведения В. Соколова, Б. Ахмадулиной, В. Корнилова, О.Чухонцева, Ю. Кузнецова, А. Кушнера и многих других поэтов.

Духовная поэзия

Своеобразным итогом трагического 20 века стала духовная поэзия, в основе которой — чувство раскаяния и искренняя вера в Бога. На рубеже 1980 - 1990-х годов религиозную окраску получила поэзия известного ученого С. Аверинцева, поэтов Ю. Кублановского. И. Ратушинской, Н. Горбаневской. Входят в это направление и молодые поэты: М. Рахлина, А. Зорина, О. Николаева, С. Кекова.

Использованы материалы книги: Литература: уч. для студ. сред. проф. учеб. заведений / под ред. Г.А. Обернихиной. М.: "Академия", 2010

Великий русский писатель Максим Горький говорил, что "в литературе 19 века запечатлены великие порывы духа, умы и сердца истинных художников". Это нашло отражение в творчестве писателей 20 столетия. После революции 1905 года, Первой мировой и Гражданской войны мир будто начал распадаться. Наступила социальная дисгармония, и задачу вернуть все былое берет на себя литература. В России начала пробуждаться самостоятельна философская мысль, появлялись новые направления в искусстве, писатели и поэты 20 века переоценивали ценности и отказывались от старой морали.

Какая она, литература на рубеже веков?

На смену классицизму в искусстве пришел модернизм, который можно подразделить на несколько ветвей: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. Продолжал процветать реализм, в котором изображался внутренний мир человека в соответствии с его социальным положением; социалистический реализм не допускал критики власти, поэтому писатели в своем творчестве старались не поднимать политические проблемы. За золотым веком последовал серебряный со своими новыми смелыми идеями и разнообразными темами. 20 века были написаны в соответствии с определенным течением и стилем: для Маяковского характерно написание лесенкой, для Хлебникова - его многочисленные окказионализмы, для Северянина - необычная рифма.

От футуризма до социалистического реализма

В символизме поэт сосредотачивает свое внимание на неком символе, намеке, поэтому смысл произведения может быть многозначным. Основными представителями были Зинаида Гиппиус, Александр Блок, Они находились в постоянных поисках вечных идеалов, при этом обращаясь к мистицизму. В 1910 году наступил кризис символизма - все идеи были уже разобраны, и читатель не находил ничего нового в стихотворениях.

В футуризме полностью отрицались старые традиции. В переводе термин означает "искусство будущего", писатели привлекали публику эпатажем, грубостью и четкостью. Стихотворения представителей этого течения - Владимира Маяковского и Осипа Мандельштама - отличаются оригинальной композицией и окказионализмами (авторскими словами).

Социалистический реализм своей задачей ставил воспитание трудящихся в духе социализма. Писатели изображали конкретную обстановку в обществе в революционном развитии. Из поэтов особенно выделялась Марина Цветаева, а из прозаиков - Максим Горький, Михаил Шолохов, Евгений Замятин.

От акмеизма до новокрестьянской лирики

Имажинизм возник в России в первые годы после революции. Несмотря на это, Сергей Есенин и Анатолий Мариенгоф не отражали в своем творчестве социально-политических идей. Представители этого направления утверждали, что стихотворения должны быть образными, поэтому они не скупились на метафоры, эпитеты и другие средства художественной выразительностью.

Представители новокрестьянской лирики обращались в своих произведениях к фольклорным традициям, восхищались деревенским бытом. Таковым был русский поэт 20 века Сергей Есенин. Его стихи - чистые и душевные, и автор описывал в них природу и простое человеческое счастье, обращаясь к традициям Александра Пушкина и Михаила Лермонтова. После революции 1917 года недолгий восторг сменился разочарованием.

Термин "акмеизм" в переводе означает "цветущая пора". Поэты 20 века Николай Гумилев, Анна Ахматова, Осипа Мандельштам и в своем творчестве возвращались к прошлому России и приветствовали радостное любование жизнью, ясность помыслов, простоту и лаконичность. Они словно отступали от трудностей, плавно плыли по течению, уверяя, что непознаваемое нельзя познать.

Философская и психологическая насыщенность бунинской лирики

Иван Алексеевич был поэтом, живущим на стыке двух эпох, поэтому в его творчестве отразились некоторые переживания, связанные с наступлением нового времени, тем не менее, он продолжал пушкинскую традицию. В стихотворении "Вечер" он доносит до читателя мысль, что счастье заключается не в материальных ценностях, а в человеческом бытии: "Я вижу, слышу, счастлив - все во мне". В других произведениях лирический герой позволяет себе размышлять о быстротечности жизни, что становится поводом для грусти.

Бунин занимается писательской деятельностью в России и за границей, куда после революции отправляются многие поэты начала 20 века. В Париже он чувствует себя чужим - "у птицы есть гнездо, у зверя ест нора", а свой родной край он потерял. Свое спасение Бунин находит в таланте: в 1933 году он получает Нобелевскую премию, а в России его считают врагом народа, но не перестают печатать.

Чувственный лирик, поэт и скандалист

Сергей Есенин был имажинистом и не создавал новых терминов, а оживлял мертвые слова, заключая их в яркие поэтические образы. Со школьной скамьи он прославился озорником и пронес это качество через всю свою жизнь, был завсегдатаем кабаков, славился любовными похождениями. Тем не менее, он страстно любил родину: "Я буду воспевать всем существом поэта шестую часть земли с названьем кратким "Русь" - многие поэты 20 века разделяли его восхищение родным краем. Есенина раскрывает проблему человеческого существования. После 1917 года поэт разочаровывается в революции, поскольку вместо долгожданного рая жизнь стала похожей на ад.

Ночь, улица, фонарь, аптека…

Александр Блок - самый яркий русский поэт 20 века, который писал в направлении "символизм". Любопытно наблюдать, как из сборника в сборник происходит эволюция женского образа: из Прекрасной Дамы к пылкой Кармен. Если сначала он обожествляет предмет своей влюбленности, верно служит ему и не смеет опорочить, позже девушки кажутся ему более приземленными существами. Сквозь прекрасный мир романтизма он находит смысл, пройдя через жизненные трудности, откликается в своих стихах на события общественной важности. В поэме "Двенадцать" он доносит мысль, что революция - не конец света, и ее основной целью является разрушение старого и создание нового мира. Читатели запомнили Блока как автора стихотворения "Ночь, улица, фонарь, аптека…", в котором он задумывается о смысле жизни.

Две женщины-писательницы

Философы и поэты 20 века были преимущественно мужчинами, и их талант раскрывался благодаря так называемым музам. Женщины творили сами, под влиянием собственного настроения, и наиболее выдающимися поэтессами серебряного века были Анна Ахматова и Марина Цветаева. Первая была женой Николая Гумилева, и в их союзе родился известный историк Анна Ахматова не проявляла интерес к изысканным строфам - ее стихи невозможно было положить на музыку, встречались редко. Преобладание желтого и серого цвета в описании, беднота и неяркость предметов наводят на читателей тоску и позволяют раскрыть истинное настроение поэтессы, пережившей расстрел мужа.

Судьба Марины Цветаевой трагична. Она закончила жизнь самоубийством, а через два месяца после ее смерти был расстрелян ее муж Читателям она навсегда запомнилась маленькой светловолосой женщиной, связанной с природой кровными узами. Особенно часто в ее творчестве фигурирует ягода рябина, которая навсегда вошла в геральдику ее поэзии: "Красною кистью рябина зажглась. Падали листья. Я родилась".

Чем необычны стихи поэтов 19-20 веков?

В новом столетии мастера пера и слова утвердили новые формы и темы своих произведений. Актуальными оставались стихотворения-послания к другим поэтам или друзьям. Имажинист Вадим Шершеневич удивляет своим произведением "Тост". Он не расставляет в нем ни единого знака препинания, не оставляет промежутков между словами, однако его оригинальность заключается в другом: просматривая текст глазами из строки в строку, можно заметить, как выделяются среди прочих слов некоторые заглавные буквы, образующие послание: Валерию Брюсову от автора.

всемыкакбудтонароликах

сВалитьсялегконосейчас

мчАтьсяивеселОисколько

дамЛорнируютоТменнонас

нашгЕрБукрашенликёрами

имыдеРзкиедушАсьшипром

ищемЮгИюлявоВсёмформу

мчаСилоЮоткрыТоклиппер

знОйнознаемчтОвсеюноши

иВсепочтиговоРюбезусые

УтверждаяэточАшкупунша

пьёмсрадостьюзабрюсова

Творчество поэтов 20 века поражает своей оригинальностью. Владимир Маяковский тоже запомнился тем, что создал новую форму строфы - "лесенкой". Поэт писал стихи по любому поводу, но мало говорил о любви; его изучали как непревзойденного классика, печатали миллионами, публика полюбила его за эпатаж и новаторство.

РЕФЕРАТ ПО ЛИТЕРАТУРЕ:


2.1. Булат Окуджава

2.2. Юрий Визбор

2.3. Владимир Высоцкий

ГЛАВА 3. Творчество поэтов

Заключение

Список используемых источников

Приложения


Введение

В конце 50–начале 60-х годов прошлого столетия, во времена знаменитой «оттепели», которой предшествовал ХХ съезд партии, политическая либерализация, зарождались новые формы общения между соседями и друзьями – то, что, позднее назовут «московской кухней».

В московских компаниях сложился даже особый стиль общения. Собирались за столом, пели (обычно под гитару), танцевали – и говорили, говорили. Тогда по Москве ходило множество анекдотов – тоже признак времени, их пересказывали друг другу, не опасаясь получить за это срок. В каждой компании были свои любимые рассказчики. Как был и певец. И любимые песни. Это были странные песни: их нельзя было услышать по радио и их не исполняли со сцены, но знали все. Ю. Даниэль назвал это как-то те первые послевоенные годы “временем блатных песен”: “Медленно и постепенно они просачивались с Дальнего Востока и с Дальнего Севера. Они вспыхивали в вокзальных буфетах узловых станций. Указ об амнистии напевал их сквозь зубы. Как пикеты наступающей армии, отдельные песни мотались вокруг небольших городов, их такт отстукивали дачные электрички, и наконец на плечах реабилитированной 58-й они вошли в город. Их запела интеллигенция”.

Потом в московские компании пришли другие песни. Это были даже не песни, а пение стихов под гитару. Среди поющих поэтов сразу появились московские кумиры. Записи их песен расходились быстро благодаря появившимся магнитофонам. Стихи многократно перепечатывались, и с этого, собственно, начался самиздат.

То была пора, когда все только начиналось. Многие из родившихся тогда песен теперь считаются народными. Среди авторов, снискавших известность уже в те годы, яркими звездами горят имена трех «предтеч»: Булата Шалвовича Окуджавы, Юрия Иосифовича Визбора, Владимира Семеновича Высоцкого.

Логичным следствием этого были поставлены следующие задачи:

2. обозначить основные принципы бардовской песни;

3. обозначить этапы формирования жанра;

4. выявить представителей этого направления, представить их творчество.


Авторская (иначе – «бардовская», «поэтическая») песня – современный жанр устной поэзии («поющаяся поэзия»), сформировавшийся на рубеже 50-60-х гг. в неформальной культуре студенчества и молодых интеллектуалов.

В музыкальном отношении авторская песня опиралась на тот слой расхожих, легко узнаваемых и любимых интонаций, который бытовал в среде ее обитания и складывался из самых разнообразных источников. Среди них бытовой романс, студенческий и дворовый фольклор (в том числе и блатная песня), народная песня, популярная танцевальная музыка, песни советских композиторов и т. п. Особую роль в подготовке интонационной почвы бардовской песни сыграли песенные миниатюры А. Вертинского, лирика военных лет (вспомним, что свою первую песню – «Нам в холодных теплушках не спалось...» – Б. Окуджава сочинил на фронте. Отсюда, из этого всегда находящегося на слуху и постоянно пополняющегося интонационного словаря черпали свои незамысловатые мелодии, нимало не заботясь об их оригинальности, поэты-певцы «первого призыва» - М. Анчаров, А. Галич, Б. Окуджава, Ю. Визбор, Н. Матвеева, А. Городницкий, В. Берковский, Е. Клячкин, А. Якушева, Ю. Ким, Ю. Кукин, С. Никитин, А. Дулов, Б. Рысев и др. Среди них не было ни одного музыканта-профессионала. Более того – лишь единицы могли причислить себя к профессиональному поэтическому цеху. В основном же это студенты, молодые учителя, инженеры, ученые, журналисты, актеры, спортсмены – представители той среды, в которой возникла и для которой существовала А. П. Они пели о жизни, о том, что волновало их сверстников. И в этом, по-видимому, заключается один из секретов глубокого консолидирующего воздействия авторской песни.


В развитии авторской песни можно выделить несколько этапов. Первый, бесспорным лидером которого стал певец «детей Арбата» Б. Окуджава, продолжался примерно до середины 60-х гг. и был окрашен неподдельным романтизмом, созвучным не только возрасту аудитории, но и господствовавшему в обществе настроению. Эйфорией социального оптимизма был охвачен тогда едва ли не весь мыслящий слой общества, не говоря уже о молодежи, – и это настроение не могла не отразить авторская песня. Отсюда – ее светлое, в целом, мироощущение, лиризм, беззлобный юмор, в большинстве своем напевная (даже в маршах), романсная по происхождению интонация («она совсем, не поучала, а лишь тихонечко звала» – Ю. Визбор), отсюда же – идеализация первых послереволюционных лет, гражданской войны, романтические образы «комиссаров в пыльных шлемах», «маленьких трубачей» и пр. Но главной сферой реализации романтического начала была, условно говоря, «песня странствий» с центральными для нее образами друга, дружбы и дороги-пути как «линии жизни» – пути испытаний и надежд, пути к себе, пути в неизведанное. «Песня странствий» (неточно называемая «туристской») была главным, определяющим пластом песенного творчества тех лет и охватывала широкий жанровый диапазон – от философской лирики до шутки, от незамысловатой «костровой» до хрупких романтических песенных.

На стыке XIX и XX веков Россия жила в ожидании грандиозных перемен. Особенно это ощущалось в поэзии. После творчества Чехова и Толстого было трудно творить в рамках реализма, так как уже были достигнуты вершины мастерства. Потому и началось отторжение привычных устоев и бурные поиски нового: новых форм, новых рифм, новых слов. Началась эпоха модернизма.

В истории русской поэзии модернизм представлен тремя основными течениями: символистами, акмеистами и футуристами.

Символисты стремились к изображению идеалов, насыщая свои строки символами и предчувствиями. Очень характерно смешение мистики и реалий, не случайно за основу было принято творчество М. Ю. Лермонтова. Акмеисты продолжили традиции русской классической поэзии XIX века, стремясь отобразить мир во всем его многообразии. Футуристы же, наоборот, отрицали все привычное, проводя смелые эксперименты с формой стихотворений, с рифмами и строфами.

После революции в моду вошли пролетарские поэты, излюбленной тематикой которых стали те изменения, которые происходили в обществе. А война породила целую плеяду талантливых поэтов, среди которых такие имена как А. Твардовский или К. Симонов.

Середина века ознаменовалась расцветом бардовской культуры. В историю русской поэзии навеки вписаны имена Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора. Вместе с тем продолжают развиваться традиции серебряного века. Одни поэты равняются на модернистов - Евг. Евтушенко, Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, другие наследуют традиции пейзажной лирики с глубоким погружением в философию - это Н. Рубцов, В. Смеляков.

Поэты "серебряного века" русской литературы

К. Д. Бальмонт. Творчество этого талантливого поэта на долгое время было предано забвению. Стране социализма не нужны были писатели, творящие вне рамок социалистического реализма. Вместе с тем Бальмонт оставил богатейшее творческое наследие, которое еще ждет пристального изучения. Критики назвали его "солнечным гением", так как все его стихотворения полны жизни, свободолюбия и искренности.

Избранные стихотворения:

И. А. Бунин — крупнейший поэт XX столетия, творящий в рамках реалистического искусства. Его творчество охватывает самые разные стороны русской жизни: поэт пишет о русской деревне и гримасах буржуазии, о природе родного края и о любви. Оказавшись в эмиграции, Бунин все больше склоняется в сторону поэзии философской, ставя в своей лирике глобальные вопросы мироздания.

Избранные стихотворения:

А.А. Блок - крупнейший поэт XX века, яркий представитель такого течения, как символизм. Отчаянный реформатор, он оставил в наследство будущим поэтам новую единицу стихотворного ритма — дольник.

Избранные стихотворения:

С.А. Есенин — один из самых ярких и самобытных поэтов XX столетия. Излюбленной темой его лирики была русская природа, а сам себя поэт называл "последним певцом русской деревни". Природа стала мерилом всего для поэта: любовь, жизнь, веру, силу, любые события - все пропускалось через призму природы.

Избранные стихотворения:

В.В. Маяковский — настоящая глыба литературы, поэт, оставивший огромное творческое наследие. Лирика Маяковского оказала огромное влияние на поэтов следующих поколений. Его смелые эксперименты с размерами стихотворной строки, рифмами, тональностью и формами стали эталоном для представителей русского модерна. Его стихи узнаваемы, а поэтическая лексика изобилует неологизмами. Вошел в историю русской поэзии как создатель собственного стиля.

Избранные стихотворения:

В.Я. Брюсов — еще один представитель символизма в русской поэзии. Много работал над словом, каждая его строка - точно выверенная математическая формула. Воспевал революцию, но большинство его стихотворений - урбанистические.

Избранные стихотворения:

Н.А.Заболоцкий — поклонник школы "космистов", которая приветствовала природу, преображенную руками человека. Отсюда столько эксцентричности, резкости и фантастичности в его лирике. Оценка его творчества всегда была неоднозначной. Одни отмечали его верность импрессионизму, другие говорили о чуждости поэта эпохе. Как бы то ни было, творчество поэта еще ждет подробного изучения истинными любителями изящной словесности.

Избранные стихотворения:

А.А. Ахматова — одна из первых представительниц истинно "женской" поэзии. Ее лирику можно смело назвать "пособием для мужчин о женщинах". Единственная русская поэтесса, получившая Нобелевскую премию по литературе.

Избранные стихотворения:

М.И. Цветаева — еще одна адептка женской лирической школы. Во многом продолжила традиции А. Ахматовой, но при этом всегда оставалась самобытной и узнаваемой. Многие стихотворения Цветаевой стали известными песнями.

Избранные стихотворения:

Б. Л. Пастернак — известный поэт и переводчик, лауреат Нобелевской премии по литературе. В своей лирике поднимал актуальные темы: социализма, войны, положения человека в современном ему обществе. Одна из главных заслуг Пастернака в том, что он открыл миру своеобразие грузинской поэзии. Его переводы, искренний интерес и любовь к культуре Грузии - это огромный вклад в сокровищницу мировой культуры.

Избранные стихотворения:

А.Т. Твардовский. Неоднозначное толкование творчества этого поэта связано с тем, что долгое время Твардовский являлся "официальным лицом" советской поэзии. Но его творчество выбивается из жестких рамок "социалистического реализма". Также поэт создает целый цикл стихотворений о войне. А его сатира стала отправной точкой для развития сатирической поэзии.

Избранные стихотворения:

С началом 90-х годов русская поэзия переживает новый виток развития. Происходит смена идеалов, общество вновь начинает отрицать все старое. На уровне лирики это вылилось в появление новых литературных течений: постмодернизма, концептуализма и метареализма.

Цели урока:

  1. Донести до учащихся мысль о трагичности судеб поэтов России; показать обусловленность этой трагедии особой ролью русской литературы в жизни русского народа.
  2. Расширить читательский кругозор учащихся.

Оформление:

  • выставка книг русских поэтов второй половины ХХ века;
  • тексты произведений В.Высоцкого, Н.Коржавина, И.Бродского (на рабочем месте учащихся);
  • электронная презентация, включающая в себя портреты русских поэтов второй половины ХХ века, аудиозапись песен В.Высоцкого, А.Городницкого, В.Долиной.

1. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы будем говорить о русских поэтах второй половины ХХ века, об их стихах и судьбах.

Судьбы поэтов…. В них есть нечто общее, объединяющее. Наша задача – увидеть, понять и объяснить эту общность.

Другу Пушкина В. Кюхельбекеру принадлежат такие строки: “Горька судьба поэтов всех племен// Тяжеле всех судьба казнит Россию”. Спустя много лет, уже в начале ХХ века, замечательный поэт М.Волошин напишет:

Темен жребий русского поэта:
Неисповедимый рок ведет
Пушкина под дуло пистолета,
Достоевского на эшафот….

Из этих слов явствует, что во все времена легкой судьбы истинному поэту не было дано. Особенно поэту русскому.

Вспомним историю нашей литературы. В 1837 году был убит Пушкин. Спустя 100 лет М.Цветаева в эссе “Мой Пушкин” напишет:

“Первое, что я узнала о Пушкине, это – что его убили. Потом я узнала, что Пушкин – поэт, а Дантес – француз. Дантес возненавидел Пушкина, потому что сам не мог писать стихи, и вызвал его на дуэль, то есть заманил на снег и там убил его ….

Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили.

С тех пор …. я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала – поэта, в подзащитные выбрала поэта: защищать – поэта – от всех, как бы эти все ни одевались и ни назывались”.

Слайд 5 (три блока со словами “Судьба поэта”, “Трагедия”, “Поэт в России – больше, чем поэт”, расположенные на экране в определенном порядке)

Цветаеву поразила трагичность судьбы поэта – любого истинного поэта (не только Пушкина!). Между понятиями “судьба” и “трагедия” она фактически ставит знак равенства. Я тоже ставлю этот знак.

Слайд 6 (Формула. Между словами “Судьба поэта” и “Трагедия” появляется знак равенства)

2. Беседа.

1. Согласны ли вы с этим своеобразным знаком равенства? Может быть, трагическая судьба Пушкина является исключением?

  • Судьба Пушкина исключением не является. Лермонтов тоже был убит на дуэли.
  • В Персии погиб Грибоедов, ему было чуть больше тридцати.

Не стала ли судьба русского поэта менее тяжкой в ХХ веке?

  • В ХХ веке стало, может быть, еще тяжелей. Есенин, например, по своей воле ушел из жизни.
  • Точно так же закончила свои дни и М.Цветаева. Сам оборвал свою жизнь Маяковский.

К счастью, не все поэты так страшно и рано уходят из жизни. А.Ахматова, например, прожила достаточно долгую жизнь, но судьба ее была воистину трагической, как и судьбы многих русских поэтов второй половины ХХ века.

2. Стихи каких поэтов периода вы читали?

  • Стихи В.Высоцкого, Ю.Друниной, Н.Коржавина, И.Бродского, Н.Рубцова (называется еще несколько имен).

Что вы знаете о судьбах этих поэтов?

  • Высоцкий умер в 1980 году, ему было 42 года.
  • Друнина добровольно ушла из жизни.
  • Бродский был вынужден эмигрировать из России. Он умер в Америке.
  • Коржавин не по своей воле уехал из нашей страны. Сейчас он живет и работает в США.
  • Рубцов трагически погиб, когда ему было всего 35 лет.

Возникает вопрос: почему жизнь многих русских поэтов так коротка? Поэт, “как беззаконная комета”, врывается в наш мир и гаснет. Почему? Что определяет трагизм его судьбы?

Попытаемся найти ответ на этот вопрос.

Слайд 7 (Фотография В.Высоцкого. Звучит песня “О поэтах и кликушах”).

  • Наверное, трагедия поэта в том, что он острее видит несправедливость и неправду в жизни. Он пытается открыть глаза на эту несправедливость другим людям, борется своим талантом за правду. Поэт бесстрашен, а несправедливое общество боится поэта и преследует его.
  • Дело не в том, сколько прожил поэт. Главное – как прожил. Поэт проживает трагическую жизнь.

Не могу не напомнить вам строки Евг. Евтушенко: “Поэт в России - больше, чем поэт….”. Поэт в России – воплощение совести и правды. Его миссия – нести свет, спасать человеческие души от лжи и цинизма – прекрасна и трагически тяжела.

Можно ли утверждать, что стихотворение “О поэтах и кликушах” Высоцкий написал и о себе самом?

  • Безусловно.

4. В чем вы видите личную трагедию В. Высоцкого?

  • Высоцкий жил во времена “застоя”, когда в стране было много лжи и лицемерия. Поэт же в своих стихах не лгал никогда и потому “был опасен”. Произведения его не печатались, пластинки почти не выпускались, хотя вся страна пела песни Высоцкого.
  • Высоцкий был, можно сказать, народным поэтом, но официального признания не получил. Это очень больно его ранило.

У нас в России никогда не было легких времен. И застойные семидесятые представляются тяжелым временем – несвободным, лживым, не допускающим инакомыслия. Это время поэта Высоцкого – свободного человека в несвободной стране.

Между поэтом и его народом тогда пытались воздвигнуть непреодолимую стену: отказывались печатать его стихи. Первый сборник Высоцкого, “Нерв”, пришел к читателю только в 1988 году, когда поэта уже не было в живых.

Чтение учащимися стихов В.Высоцкого (“Я не люблю”, “Звезды” и др.).

Высоцкий ушел летом 1980 года. Его ранняя смерть потрясла Россию.

Слайд 8 (Фотографии А.Городникого, памятника В.Высоцкому. Звучит песня А.Городницкого “Памяти В.Высоцкого”).

На Ваганькове горят сухие листья,
Купола блестят на солнце – больно глазу.
Приходи сюда и молча помолись ты ни разу,
Даже если не молился ты ни разу.
Облаков плывет небесная отара
Над сторожкой милицейскою унылой,
И застыла одинокая гитара,
Как собака над хозяйскою могилой.
Ветки черные раскачивает ветер
Над прозрачной неподвижною водою,
И ушедшие безвременно поэты
Улыбаются улыбкой молодою.
Их земля теперь связала воедино,
Опоила их, как водкою дурманом.
Запах вянущих цветов и запах дыма –
Все проходит в этом мире безымянном.
На Ваганькове горят сухие листья,
За стеной звенит трамвай из дальней дали.
Приходи сюда и молча помолись ты….
Эта осень наступает не твоя ли?

(А.Городницкий, “Памяти В.Высоцкого”)

5. Высоцкий лежит на Ваганькове, как и Есенин. Поэт лег в родную землю. Это слабое утешение, и все же: слава Богу, что он не познал горечи изгнания. Поэт – пророк (так считал Пушкин!). Но, как известно, нет пророка в своем Отечестве. Не так уж редко официальная Россия отторгала своих поэтов, выталкивала за пределы: в Нью-Йорк, в Бостон, в Париж....

Однажды В.Долину спросили, о ком эта песня. Она ответила: “О Русском Художнике…. Можно привести не одно имя”.

Чье имя привели бы вы? Кого Россия отпустила? Кто окончил свои дни на чужбине? Кто живет вдали от родной земли?

  • И.Бродский, Н. Коржавин.

6. Очень хочется, чтобы вы познакомились со стихами Наума Коржавина. К Сожалению, этот замечательный поэт мало знаком широкому кругу читателей.

Заранее подготовленный ученик рассказывает о судьбе Н.Коржавина.

Н.Коржавин родился в 1925 году в Киеве. В 1944 году приехал в Москву и поступил в Литературный институт. Через 3 года его арестовали, 8 месяцев он провел на Лубянке, а потом жил на поселении в Сибири. Арестовали его незаконно, как арестовывали многих других при Сталине.

В 1963 году вышла его первая и единственная книга на родине – “Годы”.

Коржавин всегда выступал против культа личности, против несвободы. Поэтому в СССР его не печатали и в 70-ые годы вынудили эмигрировать. Сейчас Коржавин живет и работает в Бостоне (США).

Чтение учащимися стихов Н.Коржавина (“Зависть”, “Мне без тебя так трудно жить….” и др.).

Как видим, Коржавин писал прекрасные лирические стихи о любви. Но не только эта вечная тема волновала поэта. Были у него и другие стихи: о России, о человеческой судьбе, о “трудных временах”, в которые выпало жить.

Чтение стихотворения “В наши трудные времена….”.

Какими эпитетами Коржавин определяет свое время?

  • “Трудные”, “подлые”.

Официально эти времена назывались по-другому: светлые, великие времена построения социализма. На самом деле они были действительно трудными.

Что необходимо человеку, чтобы выжить в эти “подлые” времена в своей стране? Найдите ключевые слова в стихотворении.

  • Жена, дом, дети, душа, совесть, друг, быть свободным.

Вот она, основа счастья! Счастья, которого, по мнению поэта, на родине дождаться нельзя: в России не было главного – свободы. Коржавин, призывавший ее в своих стихах “был опасен” для определенного круга, и в 1973 году его вытолкнули в эмиграцию.

То свет, то тень,
То ночь в моем окне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

В чужую близь,
В чужую даль гляжу,
В чужую жизнь
По лестнице схожу.
…..

Я знаю сам:
Здесь тоже небо есть.
Но умер там
И не воскресну здесь.

То свет, то тень.
Я не гнию на дне.
Я каждый день
Встаю в чужой стране.

Вот она, трагедия: поэта лишили родины, родина лишилась поэта.

Н. Коржавин дважды приезжал в Россию, но насовсем не вернулся.

Никогда не вернется в свой город на Неве и гениальный поэт И.Бродский.

Он умер в Нью-Йорке, похоронен в Венеции. Осталось невыполненным его юношеское обещание:

Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду,
Между выцветших линий
на асфальт упаду.
И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет под мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
под затылком снежок,
и услышу я голос:
- До свиданья, дружок.
И увижу две жизни
далеко за рекой, к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
- словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.

(“Стансы”, 1962 год)

“Равнодушная отчизна” (потрясающий образ!) несла поэту страдание. Здесь, на родине, Бродского судили и приговорили к ссылке якобы за тунеядство. Между тем он непрестанно и неустанно работал – писал гениальные стихи.

Бродский был вынужден покинуть страну, уже за ее пределами он нашел широкое признание, став пятым русским литератором, получившим Нобелевскую премию. Мир признал его гений, но от этого судьба поэта не стала менее трагичной. Ведь читают Бродского – в России, где поэт, как известно, “больше, чем поэт”….

Заключительное слово учителя.

Российские поэты…. Они впускают в свою душу все наше счастье, все наши боли, они несут в мир свет веры, любви и надежды. Таково их предназначение, такова их судьба….

Судьба российского Поэта почти всегда являет собой трагедию. Почему? Думается, сегодня мы сумели ответить на этот вопрос. Может быть, наш ответ и есть своеобразная формула судьбы российского Поэта:

Слайды 12-13 (Формула. Между фразами “Судьба поэта = Трагедия” и “Поэт в России – больше, чем поэт” появляются слова “потому что”)