Тема природы в лирике тютчева. Тема природы в лирике жуковского

Афанасий Афанасьевич Фет - замечательный поэт 19-го века. Его мелодичные стихи давно были положены на музыку и известны нам как романсы. Он писал ради красоты и не касался своим возвышенным слогом политики. в лирике Фета стала чуть ли не главным предметом изображения. Именно этой чудесной стороне творчества великого поэта посвящена данная статья.

Творчество Фета

Для Фета искусство было убежищем от повседневности жизни. Он считал, что творчество не должно касаться общественных и политических дел и вообще действительности. Его стихи всегда были посвящены только любви и природе.

Первые произведения Фета увидели свет, когда он учился на историко-филологическом факультете Московского университета. В студенческие годы он обретает известность и активно печатается в журналах.

Сначала поэт сотрудничал с журналом «Современник», но сильная общественная направленность издания претила ему. Поэтому Фет покидает сначала журнал, а потом и Петербург. Начинается помещичья жизнь. Писатель так и не вернулся к общественной жизни, но его стихи нисколько не изменили направленности. Любовь и русская природа в лирике Фета продолжали занимать ведущие позиции.

Чистое искусство

Искусство ради искусства, или чистое искусство, - именно этой эстетической концепции придерживался Фет. Заключалась она в том, что творчество должно быть независимым от общественной жизни. Искусство должно приносить только а не призывать к чему-либо или выступать против какого-либо политического строя. Именно этой концепции придерживался поэт, поэтому природа в творчестве А. А. Фета столь прекрасна и цельна. Она не зависит от сильных мира сего, ни на что не влияет, ее заслуга - лишь в красоте, и это самое главное.

Пейзажная лирика Фета

В лирике Фета изображена вдохновенно, очень эмоционально и удивительно. Она не связана с трудом крестьян, как некрасовская, и не отражает чувства лирического героя, как лермонтовская. Однако она всегда вызывает восторг и эстетическое наслаждение.

Удивительно при этом, что Фет изображает не какие-то особенные или эффектные картины, а самые обыденные явления. Однако они пропитаны радостью, и в них открывается тайна круговорота самой жизни.

Образы природы у поэта ощутимы, конкретны, полны деталей, звуков и даже запахов. Никто до него из писателей не уделял такого пристального внимания изображению природы, ее детализации. Природа и человек в лирике А.А. Фета связаны, их объединяют общие чувства: «Какая ночь! Все звезды... Тепло и кротко смотрят в душу вновь…»

Через близость с природой Фет выходит на близость с Вселенной, постепенно его стихи начинают приобретать космическую направленность. В некоторых стихотворениях лирическое «Я» поэта оказывается наедине с миром и космосом: «Земля… Безвестно уносилась прочь, и я... Один в лицо увидел ночь».

И далее оторванность от земли и одиночество только увеличиваются на фоне открывающихся космических просторов: «Над этой бездной я повис… Я взором мерил глубину, в которой… все невозможнее тону». В этом стихотворении пространство сначала природы, а потом и космоса постепенно увеличивается и в конце поглощает лирического героя. Его душа растворяется в мире.

В своей манере изображать природу Фет близок к импрессионистам. Поэт рисует увиденное, стараясь передать свое впечатление, сиюминутный душевный порыв. Окружающая действительность отражает лирического героя. Во многом это происходит из-за того, что Фет одушевляет природу, очеловечивает ее, при этом люди становятся лишь частью этого живого мира.

Изображение весенней природы

Русская природа в лирике Фета может быть изображена в разные времена года, но больше всего в стихотворениях встречается Приход весны воспринимается лирическим героем как воскресение, поэтом он с нетерпение ожидает его. Волнуется, прислушивается, пытается распознать признаки ее появления: «... сердце слышит... И все, что движется и дышит, задышит новою весной».

Весна придает поэту сил, в нем просыпается жажда жить, одновременно с этим он преклоняется перед ее вечной, постоянно возрождающейся красотой. Каждое время года у поэта ассоциируется с определенными эмоциями и ритмом жизни. Например, весна вызывает некую тоску, лень, эмоциональность и негу: «Пропаду от тоски я и лени/ Одинокая жизнь не мила,/ Ноет сердце…» (из стихотворения «Пчелы»). Изнеженного, мучающегося от непонятной тоски, но при этом чувствующего приближение чего-то нового лирического героя рисует Фет.

Тема природы в лирике поэта очень распространена. Нет ни одного стихотворения, в котором так или иначе она бы не звучала.

Изображение зимней природы

Образы зимней природы в стихотворениях Фета зачастую бывают связаны с образом смерти. Так, появляются следующие детали: склеп, дубовые кресты, деревья, одеты в «траурные» наряды и т.п. Погруженная в вечный сон природа сливается с мыслями о небытие, смерти, одиночестве. Как никогда печален и грустен в этих произведениях Фет. Тема природы в лирике, связанной с изображением зимы, всегда окрашена в мрачные тона: «Земля давно остыла и вымерла». Поэт никогда не изображает веселье на снежном фоне, радость уходит вместе с теплом, остаются только смерть и одиночество.

Заключение

Итак, тема природы в лирике А. Фета всегда связана с внутренним миром поэта. При этом вся сила его стихов заключена в эмоциональном, поэтическом и невероятно детализированном изображении пейзажей.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина очень разнообразна. Это был очень одаренный человек, одинаково талантливо писавший стихи и прозу. Он затрагивал в своем творчестве многие темы: любви, дружбы, свободы. Очень важна в поэзии Пушкина тема природы.

Пушкин очень любил русскую природу, ценил ее. Она вдохновляла поэта на создание новых прекрасных произведений.

Одним из ярких примеров таких произведений является стихотворение «Осень». Больше всех времен года поэт любил осень. Обычно осень в поэзии связана с настроением грусти. Пушкин же само увядание природы расценивает как могучее движение жизни.

Вначале поэт описывает разные времена года и объясняет, почему он их не любит, отчего они ему не подходят:

Теперь моя пора: я не люблю весны;

Скучна мне оттепель; вонь, грязь – весной я болен;

Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены…

Ох, лето красное! любил бы я тебя,

Когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи.

Ты все душевные способности губя,

Нас мучишь; как поля, мы страждем от засухи…

Выбор поэта своеобразен. Ведь в основном люди любят как раз такие времена года, как весна или лето. Но лирическому герою эти сезоны не приносят никакого удовольствия. Он любит осень. Только в это время года он чувствует себя прекрасно. Ему близка прелесть увядания русской природы:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса…

Пушкин нашел подлинную красоту и прелесть в скромной осенней природе: «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…». Окружающая природа влияет на творчество поэта. Именно осенью к нему приходит особое вдохновение.

Природа в творчестве Пушкина наделена глубоким философским смыслом. Вечные законы природы Пушкин рассматривает как глубочайшую мудрость мира. В стихотворении «Вновь я посетил…» Пушкин описывает свои впечатления от посещения Михайловского. Там он провел в ссылке два года. Мысли поэта обращаются к прожитому, он печально размышляет о себе и о времени.

Стихотворение очень просто по своим образам и настроению. Пушкин перечисляет памятные места, факты своей жизни («Вот опальный домик…», «Вот холм лесистый…»), видит неумолимый бег времени: «… и много Переменилось в жизни для меня, И сам, покорный общему закону, Переменился я…».

Пушкин чувствует мудрость этого «общего закона» - вечного обновления и торжества жизни. Он воплощается в его стихотворении в центральном образе трех сосен.

Скромная природа стала могучим источником поэтического вдохновения и глубокого философского прозрения. Пушкин приветствует рождение новой «зеленой семьи». Поэту радостно думать о том, что он неотделим от природы. На душе у него хотя и печально, но светло. Поэтому он так открыто смотрит в будущее.

Таким образом, тема природы играет важную роль в творчестве Пушкина. Самому поэту важно осознавать себя неотъемлемой частью вечного движения бытия. Природа способна вдохновить поэта на творчество, подарить ему прекрасное самочувствие. С помощью окружающей среды Пушкин понимает мудрейшие законы вселенной: все движется, все изменяется, все рождается и умирает.

Разносторонность творческого дарования А. Пушкина была одной из отличительных особенностей его как писателя. Поэт выступает и как лирик, и как прозаик, и как драматург. Его поэмы и роман «Евгений Онегин » пронизаны лиризмом. Свои мысли, раздумья о жизни, передачу чувств и настроений поэт высказал в лирике. Тематика его лирики разнообразна: тема вольности и протеста в лирике, стихи о дружбе, лирика природы.

Стихотворения, в которых поэт с любовью рисует родную природу, занимают видное место. Пушкин любил природу, воспринимал ее не только глазом художника, но и сердцем любящего патриота. Еще с детских лет он полюбил ее, она прочно срослась с его сердцем, когда поэт проводил лето в Захарове.

Позже эта любовь нашла свое отражение в поэзии, в поэмах, романе «Евгений Онегин». Реалистически изображать природу автор начал не сразу. Вначале его стихи носили романтический характер. Таково стихотворение «К морю ». А. Пушкин находился в юной ссылке. Перед отъездом из Одессы он написал это стихотворение вчерне, которое закончил в начале октября 1824 года.

Судьба поэта-изгнанника и судьбы народов сочетаются у него с изображением моря. Поэту море представлялось живым воплощением свободной и мятежной стихии, гордой красоты и мощи. Эти качества привлекали поэта. По мнению А. С. Пушкина этими качествами обладали Байрон и Наполеон, которые были властителями дум тогдашнего молодого поколения. Поэт не говорит о своем отношении к Наполеону, но в ранних стихотворениях он характеризовал его как тирана, презирающего человечество и свободу. В Байроне его привлекают свободолюбие, гениальность, дух борца, но он одинок в этом мире.

Тема одиночества звучит в стихотворении, как и протест против порабощения народов. Автор видит, что на пути к свободе стоят тираны. Этим стихотворением Пушкин прощался не только с морем, но и с романтизмом в лирике. Поэт переходит к реалистическому творчеству, а в связи с этим меняется характер изображения природы. Здесь он рисует милую его сердцу красоту полей, лесов, долин. Среди них стихотворения: «Зимний вечер », «Зимняя дорога », «Зимнее утро », «Туча » и другие. В них все просто, предельно реалистически и народно.

Высокой художественной культурой отличается лирика А. Пушкина. Основными отличительными чертами поэзии являются меткость слова, свежесть, точность, простота, сжатость в выражении мыслей и чувств. Высокую гуманность, свободолюбие, жизнерадостность, призыв к служению Родине ценим мы в поэте.

Тема природы в лирике Пушкина.

Лирика Александра Сергеевича Пушкина разнообразна по своей тематике. Вместе с вольнолюбивой, философской, дружеской, любовной тематикой огромную нишу занимает тема природы в лирике поэта.
Свое понимание величия и красоты русской природы Пушкин отразил в пейзажах. Александр Сергеевич воспринимает природу как что-то одухотворенное, живое, может к ней обратиться с приветствием, а может рассказать о своих чувствах и мыслях. Элегия "Погасло дневное светило…" была написана в 1820 году на корабле, который проплывал мимо берегов Крыма (Тавриды). Элегия явилась одним из самых поэтических и романтических стихотворений Пушкина. Александр Сергеевич в этом небольшом лирическом произведении передал волшебную, необыкновенную атмосферу юга, всю прелесть южной ночи, звуки ветра и моря. Находясь под впечатлением от путешествия по Крыму и Кавказу, поэт смог показать в элегии свои размышления, чувства, воспоминания. Пушкин вспомнил петербургских возлюбленных, знакомых, друзей, которых ему пришлось вынужденно оставить и отправиться в южную ссылку, поэтому, мы чувствуем, что стихотворение наполнено грустью. Но эта грусть светлая, так как впереди поэта ожидали новые переживания, встречи, любовные волнения.
"Угрюмый океан" в этой элегии символизирует перемену судьбы. Образ моря был одним из любимых Пушкина в пейзажной лирике. Александр Сергеевич обратился к этому образу в своем стихотворении "К морю", написанным в 1824 году, в селе Михайловском, после южной ссылки. В стихотворении "К морю" поэт прощается со своей любимой свободой и готовится к продолжительным годам одиночества во мраке, в глуши заточения. Обращаясь к морю, Пушкин говорит: "Прощай, свободная стихия!".
В стихотворении мы видим, что поэт упоминает две великих личности: Наполеон и Байрон. Для Пушкина Байрон был символом поэта, так как он считал его жизнь и творчество идеалом настоящего поэта. Бурное море Пушкин ассоциировал со своим кумиром, так как Байрон был певцом моря. В определенной ассоциации Пушкин упоминает и Императора Наполеона, автор считал его узником свободы, таким же ссыльным, каким был сам. Мы чувствуем, что Александр Сергеевич Пушкин проводит невидимую параллель между судьбой Императора Наполеона и своей судьбой.
В лирике 30-х годов, то есть поздней лирике, появляются у Пушкина новая тематика и новые оттенки звучания. Мы видим, что появились стихотворения-описания, стихотворения-размышления, а стихотворения-переживания отходят на задний план. Описание природы внешне становятся более простыми, но и более реалистичными. Мы слышим, здесь голос Пушкина, который возмужал, повзрослел и смотрит на окружающий мир и природу без романтического восторга, то есть трезво.
Для описания чувств любви Пушкин прибегает к помощи природы, пользуясь ее описанием, выражает свои чувства четче. В элегии "На холмах Грузии лежит ночная мгла…" показал нам это. Александр Сергеевич Пушкин был влюблен в Наталью Гончарову безнадежно, вероятность того, что она станет его женой, была мала, так как против их отношений была мать Натальи Гончаровой. Запретить Пушкину любить Наталью никто не мог, он посвящал ей свои стихи, восхищался ею в них. В этом стихотворении чувства светлой печали в душе поэта мягко переплетаются с атмосферой покоя и тишины царящей в природе, а также с кавказкой ночью. Умиротворение души поэта гармонично переплетается с умиротворением в природе. Но в некоторых поздних стихотворениях мы слышим, что прорывается прежняя веселость и задор Пушкина. Вот, например, стихотворение "Зимнее утро". Поэт в нем радостно восклицает: "Мороз и солнце; день чудесный!" Пушкин восхищается чудесными картинами русской зимней природы. Как нам всем известно, любимым временем года у Пушкина была осень. Александр Сергеевич любил ее "пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса!" Символом России для Пушкина стали русские пейзажи. Мы не можем отделять Пушкина от России, от ее рек, лесов, полей, так любимых поэтом.

.
Права на сочинение "Тема природы в лирике Пушкина" принадлежат владельцу сайт
При цитировании материала необходимо обязательно указывать гиперссылку на

Лекция, реферат. Тема природы в лирике Пушкина. - понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.








«У А. Фета не находим мы ни глубоких мировых мыслей, ни остроумных афоризмов, ни сатирического направления... Поэзия его состоит из ряда картин природы... из сжатого изображения немногих неуловимых ощущений души нашей... Сила Фета в том, что поэт наш, руководимый своим вдохновением, умеет забираться в сокровеннейшие тайники души человеческой. Область его не велика, но в ней он полный властелин...» - писал о поэте А. В. Дружинин.

И действительно, картины природы, созданные Фетом, удивительны и вдохновенны, близки сердцу каждого русского человека: «сонливое, скупое утро севера» и светлая, бодрая, морозная зимняя ночь, яркая игра луны и загадочное мерцание звезд, томные стоны сосен и запах ночной фиалки...

Образы природы, созданные поэтом, предельно конкретны, осязаемы, полны многочисленных деталей и запоминающихся подробностей. Вот жаркий летний день, сверкающий и знойный, играет своими яркими, ослепительными красками: «синеют неба своды», тихо плывут волнистые облака. Откуда-то из травы доносится неугомонный и трескучий звон кузнечика. Невнятно колеблясь, дремлет сухой и жаркий полдень. Но неподалеку раскинулась густая липа, в тени ее ветвей свежо и прохладно, полдневный зной не проникает туда («Под липой»).

Фет любит наблюдать за таинством природной жизни, и взору его открывается весь круговорот ее, все многообразие и многоголосие. Вот «природы тайный соглядатай» следит за полетом ласточки над «вечереющим прудом», вот на цветке отчетливо возникают воздушные очертанья бабочки, вот расцветает, полыхая нежным ароматом, царица-роза, чувствующая близость соловья, вот оживляются крикливые цапли, радуясь первым солнечным лучам, вот беспечная пчела вползает в «гвоздик душистой сирени».

В лирике Фета мы встречаем множество радостных, весенних стихотворений. Поэт с замиранием сердца ожидает прихода весны. Его душа, волнуясь, прислушивается к ее легкому дыханию, к ее родному призыву, угадывает первые приметы оживления мертвой, зимней природы:

Уж травка светит с кочек талых,
Плаксивый чибис прокричал,
Цепь снеговую туч отсталых
Сегодня первый гром прорвал.
(«Еще, еще! Ах, сердце слышит»)

Зеленый хоровод деревьев, звонкая песнь сверкающего ручья, кудрявый плющ, сопричастный весенней жажде - все это радует и волнует поэта, вселяя в него необыкновенную жажду жизни, преклонения перед ее вечной красотой.

Природа соотносится у Фета с человеческими чувствами, с особым восприятием жизни. Так, весна порождает в нем какую-то особую лень, неясную тоску, чувственную негу:

Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени...
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела.
(«Пчелы»)

Весной поэт вновь вспоминает о любви, у него появляется надежда вновь обрести счастье:

Снова в сердце ничем не умеришь
До ланит восходящую кровь,
И душою подкупленной веришь,
Что, как мир, бесконечна любовь.
(«Весенние мысли»)

Одновременно весенние стихотворения Фета - это и гимн вечному обновлению жизни, гимн молодым, могучим силам природы:

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало,
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой.
(«Я пришел к тебе с приветом»)

Чувства героя здесь целиком соответствуют тайным движениям природы, которая как будто отражается в его душе. Герой «весенней полон жаждой», душа его открыта навстречу счастью.

Весенняя природа у Фета девственно невинна, несмотря на особую чувственную атмосферу, царящую в ней:

Так дева в первый раз вздыхает,
О чем не ведая еще,
И в первый раз благоухает
Ее блестящее плечо.
(«Первый ландыш»)

Весна у поэта - это невеста-царица, сошедшая на землю и ожидающая своего жениха. «Очарованная сном», «нема и холодна», она еще спит в своем ледяном гробе, но Он призван пробудить ее из «стужи мертвых грез».

Весенняя природа ассоциируется у поэта с утренним пробуждением, зимняя же - с безмолвием лунной ночи. В лирике Фета мы часто встречаем зимний ночной пейзаж:

Ночь светла, мороз сияет,
Выходи - снежок хрустит;
Пристяжная озябает
И на месте не стоит.
(«Ночь светла»)

Если весенние картины природы у поэта радостны, наполнены светом, теплом, жизнью, то в зимних пейзажах зачастую возникает мотив смерти: печальная береза одета в «траурный» наряд, ветер зловещий свистит над дубовым крестом, яркий зимний свет освещает ход склепа. Мысль о смерти, о небытии, об опустевшей земле сливается в воображении поэта с видом зимней, уснувшей вечным сном природы:

Селенье спит под снежной пеленой,
Тропинки нет по всей степи раздольной.
Да, так и есть: над дальнею горой
Узнал я церковь с ветхой колокольней.
Как мерзлый путник в снеговой пыли,
Она торчит в безоблачной дали.
Ни зимних птиц, ни мошек на снегу.
Все понял я: земля давно остыла
И вымерла...
(«Никогда»)

Многие зимние пейзажи Фета своей простотой и реалистичностью очень напоминают пушкинские пейзажи. Как и Пушкин, Фет умел находить прелесть и изящество в скромной русской природе:

Я русский, я люблю молчанье дали мразной,
Под пологом снегов как смерть однообразной...
Леса под шапками иль в инее седом,
Да речку звонкую под темно-синим льдом.
(«Я русский, я люблю молчанье дали мразной»)

Таким образом, пейзажная лирика Фета неразрывно слита с внутренним миром лирического героя. Очарование его стихов - в непосредственности и эмоциональности поэтического восприятия природы. Фета считают первым русским поэтом-импрессионистом, поэтом, безоглядно отдающимся своему впечатлению, эмоциям. Недаром Бальмонт заметил, что поэзия Фета - это «сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу».