Структура самоанализа профессиональной деятельности педагога. Основная педагогическая задача


…не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) …не должно наступать никогда то время, когда надо махнуть рукой и сказать, что тут ничего уже не сделаешь. Сделать всегда можно. (Василий Шукшин) На мой взгляд, понятие профессионализма применяется, главным образом, не к работе, а к работнику. Это умение делать свою работу без скидок и ссылок на вдохновение и настроение. «Умри, но сделай и самым добросовестным образом», – вот это и есть профессионализм. Есть вдохновение – прекрасно, нет, – обойдись без. (Борис Натанович Стругацкий)


Цели анализа урока: 1.Контроль, за качеством преподавания, качеством знаний, умений и навыков учащихся. 2. Контроль, за состоянием учебно-воспитательного процесса. 3. Инструктирование педагога. 4. Помощь в овладении более высоким педагогическим мастерством. 5. Выяснение причин успехов и неудач учителя, преодоление недостатков в его работе. 6.Выявление системы работы учителя и др.


Применяемые термины демократичность, технология, личность, развитие, личностные качества, личностный опыт, субъектность, мотивирование, самоорганизация, самостоятельность, сознание, познавательный интерес, познавательная активность, творчество, рефлексия, релаксация, взаимоконтроль, мышление и т.д.


Типы анализа урока Полный - контроль качества организации учебно-воспитательного процесса, изучение стиля деятельности учителя, опыта его работы; Краткий – Общая оценка качества основных дидактических категории; Комплексный - Единство и взаимосвязь цели, задач, содержания, методов и форм организации урока, анализ дидактических, психологических и других основ урока. Аспектный - Более глубокое рассмотрение какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя. Структурный- Выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность.


Виды анализа: Дидактический (реализация дидактических категорий -отбор методов, приемов, средств обучения, обработка учебного материала), Психологический (учет психологических особенностей -уровень организованности учащихся, отношения к учению; приемы развития внимания, памяти, мышления, воображения и т.д.) Воспитательный (анализ формирования на уроке ценностных качеств- воспитательные задачи урока, формирование убеждений, идеалов и мировозрения), Методический (целесообразность отбора методов, их адаптация к возрастным и индивиуальным особенностям учащихся) Организационный (анализ рациональной организации урока- плотность урока,количество и частота чередования видов учебной деятельности).


Общая схема анализа урока (работа по бланку анализа) Учебное заведение, класс, предмет, фамилия учителя, количество учащихся по списку, и присутствовавших на уроке. Тема урока, цель и образовательные, развивающие и воспитательные задачи урока. Организационное начало урока. Организационная структура урока. Анализ содержания учебного материала урока. Общепедагогические и дидактические требования к уроку Деятельность учителя. Деятельность учащихся. Выводы. Рекомендации.


Дидактические требования к уроку: Четкое определение цели, формирование триединых задач Определение оптимального содержания урока Прогнозирование уровня формирования компетенций и усвоения учащимися ЗУНов Выбор наиболее рациональных методов, приемов, средств обучения, стимулирования и контроля Реализация дидактических принципов Создание условий успешного учения учащихся


Дидактические принципы: (основные положения определяющие организацию учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями) Природосообразности (Я.А. Коменского); Сознательности и активности; Наглядности; Систематичности и последовательности; Прочности; Научности; Доступности; Связи теории с практикой.


УРОВНИ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА Высший: прогнозирование способов перевода школьников к заданному целями обучения результату на основе обратной связи и преодоления возможных затруднений в работе с учащимися. Высокий: включение учащихся в разрешение гипотезы, предусмотренной задачам урока. Средний: выявление знаний и умений учащихся и сообщение информации соответственно теме и задачам урока. Низкий: организация опроса школьников и объяснение нового материала по заранее составленному плану без активизации познавательной деятельности учащихся, направленной на получение положительного результата.


Основные компетенции педагога: умение формулировать цель темы урока; обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока; знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций; умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок; характеристика особенностей учащихся и их учет в работе на уроке; обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств; психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых учащимися на уроке; оценка развития самостоятельности мышления учащихся на различных этапах урока; эффективность выполнения намеченных задач урока; оценка педагогической целесообразности действий на уроке; умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их; обосновывать удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами); сформулировать намечаемые меры по устранению недостатков


Сущность самоанализа урока: Самоанализ - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Самоанализ - показатель профессионализма учителя, степени его осмысления задач образования, а не только целей и задач одного урока.


Уровни самоанализа урока Эмоциональный - непроизвольный уровень, (удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью). Оценочный- оценка соответствия результата урока намеченной цели и триединой задачи. Методический- анализ урока с позиции существующих требований к уроку. Рефлексивный- определяются причинно-следственная связь всех аспектов урока (высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию).


САМОАНАЛИЗ УРОКА УЧИТЕЛЕМ Дать краткую характеристику класса, выделить группы учащихся с различным уровнем овладения программным материалом. Охарактеризовать тему урока: степень сложности вообще и трудности для данного класса или отдельных учеников. Обосновать постановку цели урока, тип и его структуру. Выделить главный этап и дать его полный анализ, основываясь на РР обучения на уроке. Показать, как другие этапы работали на главный этап. Дать оценку успешности достижения ТДЗ урока, обосновать показатели РР (реального результата). Наметить перспективы совершенствования своей деятельности.


Коммуникативный аспект Роль учителя и его влияние на ход урока (Кто он? Дирижер, советчик, собеседник) Оптимальность стиля делового общения с учащимися выбранного учителем и его влияние на ход урока. Осуществляется ли учениками диалог, свободное высказывание своего мнения? Создается ли педагогом ситуация успеха для каждого ученика?


Психологический аспект Как стимулируется интерес к содержанию урока, учитывается фон восприятия при изложении материала? Как создается установка быть внимательным, создается установка на восприятие преподаваемого материала? Как контролируется и учитывается точность и полнота формирующихся в сознании учащихся образов? Соответствуют ли управляющие действия учителя на уроке закономерностям мыслительной деятельности учеников?


Рефлексия педагога по итогам семинара Для чего необходим учителю самоанализ урока? Назовите основные требования к современному уроку. По каким аспектам можно проводить анализ урока? Назовите основные критерии оценки эффективности урока.

Работа может использоваться для проведения уроков и докладов по предмету "Педагогика"

Скачать готовые презентаций по педагогике. Педагогика – Наука о воспитании и обучении. Разнообразие презентации по педагогике, доступных для скачивания на нашем сайте, позволят вам эффективно и интересно провести школьные занятия, посвященные самым разным темам. Грамотная структура подачи информации и большое количество слайдов помогут передать информацию в понятной форме.

Модель структурного анализа урока

Урок рефлексии

Учитель: ____________________________________________________ Класс: ______________

Тема урока: __

I

Мотивация к коррекционной деятельности (1-2 мин)

ДНЦПМВТ

1. Созданы условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность .

2. Исходя из решенных ранее задач, установлены тематические рамки содержания .

3. Вместе с обучающимися определена основная цель урока.

4. Выдержаны примерные временные рамки.

II

Актуализация знаний и пробное учебное действие (12-15мин)

ДНЦПМВТ

1. Организовано повторение используемых способов действий.

2. Способы действий зафиксированы в буквенной или знаковой форме.

3. Проведена самостоятельная работа

4. В соответствии с уровнем класса для обязательного выполнения предусмотрены необходимые и достаточные задания для проведения самоконтроля по выделенным способам действий.

5. Для учащихся, справившихся с обязательным уровнем, предусмотрены дополнительные задания.

б. Организована самопроверка учащимися своих работ по готовому образцу с фиксацией результатов (без исправления ошибок).

7. Выдержаны примерные временные рамки.

III

Локализация затруднений ( 3 - 4 мин )

ДНЦПМВТ

1. Проанализировали решение, определили место ошибки (где?).

2. Указали способы действий, в которых допущены ошибки

3. На этой основе учащиеся уточнили цель дальнейшей деятельности.

1. Сравнили свое решение с предложенным эталоном.

2. Выполняют задания творческого уровня или выступают в качестве консультантов.

IV

Построение проекта выхода из затруднения {8- 9 мин)

ДНЦПМВТ

1. Учащиеся, конструируя проект выявления причин и исправления допущенных ошибок (алгоритм исправления ошибок):

а) самостоятельно выдвигали и обосновывали гипотезы;

б) участвовали в побуждающем к гипотезам диалоге;

в) участвовали в подводящем диалоге.

2. Учащиеся выявили, в чем именно заключается ошибки в указанных способах действий.

3. Причина ошибки зафиксирована знаково.

4. Пользуясь алгоритмом исправления ошибок, учащиеся исправили свои ошибки самостоятельно или на основе предложенного эталона.

5. Выдержаны примерные временные рамки.

VI

Обобщение затруднений во внешней речи (2-3 мин)

Д Н Ц П М В Г

I . Организовано обсуждение типовых затруднений.

2. Учащиеся проговорили формулировки способов действий, которые вызвали затруднения.

3. Выдержаны примерные временные рамки.

VII

Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)

ДНЦПМВТ

Учащиеся, допустившие ошибки:

1. Выполнили самостоятельную работу, выбирая только те задания, в которых были допущены ошибки.

2. Провели самопроверку своих работ по готовому эталону и зафиксировали знаково результаты.

Учащиеся, не допустившие ошибки:

1. Выполнили самопроверку заданий творческого уровня по предложенному образцу.

2. Выдержаны примернее временные рамки.

VIII

Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)

ДНЦПМВТ

При положительном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся выполняли задания, в которых рассматриваются способы действий, связаны с ране изученными и между собой. Также решались задания на подготовку к изучению следующих тем.

При отрицательном результате предыдущего этапа:

1. Учащиеся повторили предыдущий этап для другого варианта.

2. Выдержаны примерные временные рамки.

I X

Рефлексия деятельности (итог урока) (2-3 мин)

ДНЦПМВТ

1. Учащиеся проанализировали, где и почему были допущены ошибки, способы их исправления.

2. Учащиеся проговорили способы действий, вызвавшие затруднение.

3. Зафиксирована степень, соответствия поставленной цели и результатов деятельности, намечены цели последующей деятельности.

4. Учащиеся проанализировали и оценили деятельность всего класса на уроке.

5. Учащиеся проанализировали и оценили свою деятельность на уроке.

6. Домашнее задание предложено в соответствии с достигнутыми результатами урока.

7. Домашнее задание содержит элементы выбора, творчества.

8. Выдержаны примерные временные рамки.

Условные обозначения

Плюс

Деятельность учителя и учеников полностью соответствует требованиям к этапу

Плюс - Минус

Требования к этапу выполнены, но есть замечания и рекомендации. Замечания и рекомендации прописаны.

Минус - плюс

Требования к этапу не выполнены, но есть верные шаги. Проанализировано соотношение

выполненного – выполненного.

Минус

Требования к этапу не выполнены

Буквы взяты в скобки

(д)н ц(м)п В Т

Успешная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

Зачеркивание буквы

Д Н Ц М П В Т

Неудачная реализация дидактических принципов на данном этапе урока

главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и чётко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного? 6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала. 7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся. 8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности. 9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока. 10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура общения учителя с классом. 11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки. 12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока. 13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Самоанализ урока

Тип урока: учебно-познавательный


Цель урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Задачи урока:

  • Учебный аспект – изучение внешнего и внутреннего строения тела человека, дать первоначальное представление о работе внутренних органов.
  • Развивающий аспект – развитие устойчивости внимания, долговременной памяти, словесно-логического мышления, повышение познавательной активности.
  • Воспитательный аспект – формирование бережного отношения к своему здоровью на основе полученных знаний.

5. Проектор

Наглядное и техническое оснащение урока:

1.Плакаты

2 . Слайды с иллюстра

7. Дидакти

ческое пособие

3. Презентация

6. Интерактивная доска

4. Компьютер


Структура урока:

Организация начала урока:

  • - Приветствие учителем учащихся на родном языке.
  • - Мотивация к учебной деятельности.
  • - Постановка темы и цели урока.
  • - Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм урока.

ХОД УРОКА:

1. Подготовка к основному этапу занятия.

  • Обеспечение мотивации и формирование учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация учебных знаний и умений.

2. Усвоение новых знаний и способов действий.

  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, развитие умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

ПРАКТИКУМ:

  • Физкультминутка.
  • Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.

2. Практическая работа (первичное закрепление).

  • Усвоение сущности усваиваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Реализация внутрипредметных и межпредметных связей.

Заключительный этап:

1. Рефлексия.

Организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности.

2. Оценка результатов.

Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекции.


Итоги урока:

1. Подведение итогов занятий. Анализ и оценка достижения цели и наметить перспективу последующей работы. Адекватность самооценки учащегося оценке учителя.

  • Получение учащимися информации реальных результатов учения.

2. Информация о домашнем задании. Инструкция по его выполнению.

  • Обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. Реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Словесные

(рассказ,

беседа, лекция)

Контроль

(Устный, письменный,

самоконтроль)

Репродуктивные

(практическая

тренировка,

групповая работа)

Наглядные

(иллюстрации,

демонстрации,

презентации)

организации

Гностические

(мыслительные

операции)

Активные

(опорные сигналы)

Практические

(упражнения, карточки)


Предметные

Здоровье-

сберегающие

Личностно-

ориентированные

Технологии

использованные

на уроке:

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные


Характер общения преподавателя с учащимися:

  • Правильное распределение нагрузки на уроке.
  • Тщательная подготовка к уроку.

Соотношение цели урока и результата:

  • Задачи:________.
  • Цель:_________.

Слайд 1

Самоанализ урока
по теме: «Зауралье – кузница здоровья!»

Слайд 2

Бинарные уроки – что это такое?
нетрадиционный вид урока урок по теме ведут два педагога –предметника общая проблема рассматривается, решается через материал двух учебных предметов может быть одной из форм проекта. такие уроки позволяют интегрировать знания из разных областей для решения одной проблемы, дают возможность применить полученные знания на практике.

Слайд 3

Эффективность бинарных уроков
Соединения педагогических усилий и мастерства двух педагогов Активно задействуется творческий потенциал учителя и учащихся Динамичность, смена видов деятельности на уроке Повышение мотивации и заинтересованности учащихся, внимание поддерживается на высоком уровне Нетрадиционный подход к изучению учебного материала, форма проведения урока увлекательна и нестандартна Экономия учебного времени

Слайд 4

Цель урока для учителя: Формирование умений учащихся систематизировать и обобщать учебный материал, проводить поиск необходимой информации, создавать продукт своей деятельности.

Слайд 5

Задачи урока: Образовательные: повторить знания по теме «ОДС» (биология), обобщить тему «Наука в современном мире» (обществознание). Развивающие: обеспечить условия для развития у школьников осуществлять поиск предметной информации, представленной в разных источниках и знаковых системах; анализировать актуальную информацию для установления соответствия между наукой и нравственностью; развивать умения находить причинно-следственные связи между наукой и обществом; развивать познавательный интерес к окружающему миру путем привлечения занимательного материала, создание проблемных ситуаций; развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь; развивать способность к наблюдению и творческий потенциал учащихся. Воспитывающие: формирование интереса, уважения и гордости к соотечественникам, людям труда и науки; воспитание гражданской позиции личности школьника формирование коммуникативных способностей учащихся, культуру диалогового общения; воспитывать интерес к окружающему миру, желание учиться и делать открытия.

Слайд 6

Организация урока.
Тип урока: повторительно - обобщающий Структура урока: Проблематизация, актуализация, мотивация. Первичное ознакомление. Отработка и закрепление умений. Обобщение, систематизация, применение. Обратная связь.

Слайд 7

Проблематизация, актуализация, мотивация
Итог: осознание проблемы, постановка личных и познавательных задач
Цель: “включение” в учебную деятельность, распределение ролей. Ассоциации к теме: фильм о движении. Психологический настрой учащихся.
Методы: Словесные (разъяснения и пояснения преподавателя), словесное акцентирование на наиболее значимых положениях, свойствах. Наглядные (презентация, видеоролик), обеспечили визуальное восприятие действительности. Форма: коллективная (фронтальная работа учителя с классом) Элементы технологии: Развивающая (проблемное обучение), здоровьесберегающие (мотивация и целеполагание)

Слайд 8

2. Первичное ознакомление
Цель: “включение” в целенаправленное действие.
Итог: работа в парах. учитель – консультант, участник, организатор учебные ситуации: исследование, работа со знаковыми системами. поиск информации. работа с готовыми ИКТ-ресурсами (наблюдение, сериация).
Методы: Практические - постановка задания, планирования его выполнения, оперативное стимулирование, регулирование и контроль. Форма: групповая Элементы технологии: Развивающие (исследовательская деятельность), информационные (преобразование одной информации в другую)

Слайд 9

3. Отработка и закрепление умений
Цель: “включение” в тренировочную деятельность
Итог: Самостоятельная работа – в парах, группах. Взаимооценка с обязательным обсуждением. Учитель- консультант, участник, модификатор. Учебные ситуации: «Оказание первой помощи», «Делаем раскадровку для документального фильма».
Методы: проблемно-поисковые, практические. Форма: групповая Элементы технологии: индивидуализации обучения, интерактивные, здоровьесберегающие (работа в группах)

Слайд 10

4. Обобщение, систематизация, применение
Итог: обобщение знаний, способа действий на уровне их произвольного использования в ситуации максимально приближенной к реальной, интеграция и перенос знаний; деятельность с последующей презентацией документальной ленты; учитель – консультант, участник, организатор; учебные ситуации: “составляем образовательное пособие”.
Цель: “включение” в продуктивную деятельность
Методы: Проблемно-поисковые. Форма: Фронтальная, индивидуальная. Элементы технологии: индивидуализации обучения, ТРКМ, информационные (преобразование одной информации в другую)

Слайд 11

5. Обратная связь (РЕФЛЕКСИЯ)
Цель (для учителя): получение данных для корректировки и/или индивидуализации обучения
Цель (для ученика): самоопределение, самооценка уровня решения личных и познавательных задач
Методы: дедуктивные, практические. Форма: коллективная (фронтальная работа учителя с классом) Элементы технологии: информационные (информационно - коммуникационные), проектное обучение.

Итог: Учащиеся актуализируют и углубляют знания; Моделируют «кинопродукт» на доске, делают выводы; учитель – консультант, участник, организатор; учебные ситуации: “составляем образовательное пособие”.

Слайд 12

Вывод. Урок прошёл в оптимальном темпе, части урока были логически связаны друг с другом, что позволило анализировать актуальную информацию для установления соответствия между наукой и обществом, нравственностью; Активизация знаний включала в себя целеполагание с выходом на самостоятельное обобщение материала и отработку умений. Методы исследования учащиеся применяли в работе с документальными источниками. Результатом анализа стали собственные утверждения о взаимосвязи науки и нравственных ценностях. На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (биология, обществознание,). Деятельность учащихся по созданию образовательного продукта показала умение применять полученные знания в творческом процессе и решении исследовательских задач. На каждом этапе уроке акцентировалась терминологическая работа, развивался понятийный аппарат. Активность обучающихся на всех этапах урока прослеживалась высокая, поставленная цель и задачи на уроке были реализованы.