Строганов п а негласный комитет. Негласный комитет Александра I

В царствовании Александра I выделяют два периода: до войны с Наполеоном 1812-1814 гг. (период подготовки либеральных реформ) и после войны (период преобладания консервативных тенденций). Павел I оставил после себя четверых сыновей: Александра, Константина, Николая и Михаила. Старший из них, Александр, вступил на престол; он был любимым внуком Екатерины II и заботами ее получил тщательное воспитание. Александр I был человеком нового столетия. Пообещав править по заветам своей бабки Екатерины II, он гораздо глубже ее понимал идеи французских просветителей и пытался претворить в жизнь некоторые их положения. Еще в юном возрасте он почерпнул эти идеи от своего воспитателя, швейцарского республиканца Ф. Лагарпа. Вступив на престол, Александр отменил наиболее одиозные указы отца и восстановил Жалованные грамоты дворянству и городам, отменил запрет на выезд за границу, на европейскую литературу, возвратил из ссылки офицеров и чиновников (около 12 тыс. человек), пострадавших при Павле. Не доверяя старому отцовскому окружению, а может быть, и опасаясь его, он в 1801 г. собрал вокруг себя кружок «молодых друзей», получивший название Негласного комитета (1801-1803). В него входили А.А. Чарторыйский, П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев и В.П. Кочубей. Все они были давними приятелями Александра Павловича и каждый из них был по-своему интересен и талантлив. Воспитанные под влиянием английских государственных идей, они стремились применить эти идеи к обустройству России.

Организуя Комитет, император пытался не только собрать свою «команду», но и создать штаб, который должен был разработать проекты реформ России. Планы Комитета были довольно обширны: от полной реорганизации государственного управления, постепенной отмены крепостного права до введения конституции в России. При этом под конституцией понималось создание представительного учреждения, провозглашение демократических свобод, ограничение посредством закона самодержавной власти.

За полтора года работы Комитет наметил основные направления будущих перемен, сосредоточившись на двух главных проблемах: ограничении крепостного права и изменении формы правления. Однако практические результаты деятельности «молодых друзей» оказались незначительными, хотя о некоторых мероприятиях надо сказать особо. Указом 12 февраля 1801 г. получили разрешение покупать незаселенные свободные земли все недворяне, за исключением крепостных крестьян: купцы, мещане, государственные крестьяне. Тем самым была нарушена монополия дворянства на землю, несколько расширены возможности для предпри­нимательства. 20 февраля 1803 г. по инициативе С.П. Румянцева (сына екатерининского фельдмаршала П.А. Румянцева) появился указ императора «О вольных хлебопашцах», который послужил поводом для обвинения Александра I в лицемерии. Действительно, разрешение отпускать крестьян на волю (с обязательным наделением землей) на условиях, определенных свободным соглашением (то есть за выкуп), полученное помещиками по этому указу, не повлияло на крепостническую систему. Получившие вольную на основании указа крестьяне стали именоваться «вольными хлебопашцами». Этот акт имел в большей степени моральное, нежели реальное, значение: к концу царствования в «вольных хлебопашцах» числилось лишь 47 тыс. Однако, если предположить, что этот указ был не столько наивным обращением к добрым чувствам помещиков, сколько проверкой их готовности к радикальным переменам, то такой шаг выглядел вполне разумным и необходимым. В 1803 г. Негласный комитет был распущен ввиду неприятия его проектов дворянством и неготовности императора к радикальным действиям.


Первая половина царствования Александра ознаменовалась важными преобразованиями во внутренних учреждениях. Заметным шагом на пути совершенствования государственной структуры управления стал Манифест 8 сентября 1802 г. об учреждении министерств. Большинство историков сходится во мнении, что это наиболее важное, если не единственно реальное преобразовательное мероприятие, осуществленное Александром в первые годы царствования.

Одновременно с учреждением министерств 8 сентября 1802 г. специальным указом императора расширялись права Сената. Он объявлялся «хранителем законов», высшей судебной инстанцией, органом надзора за администрацией (с правом контроля за деятельностью министров). Однако в действительности указанные функции Сената оказались призрачными, а полученное им право представления императору своего мнения по указам (некоторое подобие законодательной инициативы), а также ответственность министров перед Сенатом - мнимыми.

Новый виток реформаторской активности Александра I связан с именем М.М. Сперанского (1772-1839). Выходец из семьи сельского священника, Сперанский благодаря поразительной работоспособности сделал головокружительную карьеру и стал одним из ближайших советников императора. Являясь сторонником освобождения крестьян, Сперанский тем не менее придерживался более умеренных взглядов, чем члены Негласного комитета (получившего среди дворянства и бюрократии прозвище «якобинской шайки»). В отличие от членов Негласного комитета, бывших почитателями английских учреждений, Сперанский отдавал предпочтение французской системе; он увлекался простотой и стройностью государственного механизма во Франции при Наполеоне. Сперанский считал, что к отмене крепостного права необходимо прийти в результате целой серии политических реформ. Эта позиция оказалась близка либеральному и осторожному императору. К тому же государственная машина Российской империи действительно требовала модернизации.

В конце 1808 г. Александр I поручил Сперанскому составить общий план государственных преобразований. Сперанский составил план целой системы государственных учреждений, который отличался внешней стройностью и гармонией своих частей. В начале октября 1809 г. проект реформ, названный М.М. Сперанским «Введение к Уложению государственных законов», был закончен. Проект Сперанского предусматривал введение политических и гражданских свобод (при неравенстве сословий) и некоторое ограничение самодержавной власти императора. В основе проекта преобразований М.М. Сперанского (иногда его называют конституцией) был заложен принцип разделения властей. Стержнем проекта являлась реформа государственных органов, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом должна была стать выборная Государственная дума, которая как бы венчала пирамиду волостных, окружных и губернских дум. Исполнительными органами, согласно проекту М.М. Сперанского, становились министерства, губернские, окружные и волостные управления, ответственные перед законодательными органами. Высшим органом независимой судебной власти выступал Сенат, которому подчинялись суды. Права императора были весьма широки, но при этом твердо очерчены. При императоре создавался Государственный совет, который координировал работу высших государственных учреждений. Члены Совета не избирались, а назначались императором; Совет наделялся правом предварительного рассмотрения законов до их внесения в Государственную Думу. Исключительное право законодательной инициативы и утверждения новых законов сохранялось за императором, в его руках сосредоточивалась вся полнота управления страной.

Проект Сперанского означал превращение самодержавной монархии в конституционную. Император одобрил этот проект, но принять его в целом не решился. Реализованы были лишь некоторые замыслы Сперан­ского. Так, в январе 1810 г. был создан Государственный совет; в том же году последовало преобразование министерств, функции которых были распределены более точным образом, чем прежде (при этом министерство коммерции было упразднено и были вновь учреждены министерства полиции и путей сообщения; впоследствии обер-прокурор Священного синода получил значение министра).

В более полном виде идеи Сперанского удалось осуществить в России лишь через 100 лет, в 1905-1906 гг.

Реформаторскую деятельность Александра I отличала компромиссность и непоследовательность, что вызвало негативную реакцию как слева, так и справа. Сперанский - «первый министр» императора - стал объектом постоянных нападок консервативной части «света» и противников преобразований. О Сперанском распускались политические сплетни, молва объявляла его даже французским шпионом. Наступило и охлаждение в личных отношениях Александра и Сперанского. В итоге в 1812 г. Сперанский был обвинен в шпионаже в пользу Наполеона и выслан в Нижний Новгород под строгий надзор полиции, а затем переведен в Пермь. На государственную службу он был возвращен в 1816 г.; впоследствии Сперанский был назначен генерал-губернатором Сибири (1819).

Война с Францией нарушила реформаторские планы Александра I. Одержав победу над Наполеоном, Россия превратилась в основного гаранта Венской международной системы, поддерживавшей статус-кво на континенте. Новое международное положение не благоприятствовало внутренним реформам.

Или по 1805 год . В него входили ближайшие приближенные царя: граф П. А. Строганов , граф В. П. Кочубей , князь А. Чарторыйский и Н. Н. Новосильцев . Задачей этого комитета было помогать императору «в систематической работе над реформою бесформенного здания управления империей ». Положено было предварительно изучить настоящее положение империи, потом преобразовать отдельные части администрации и эти отдельные реформы завершить «уложением, установленным на основании истинного народного духа ».

Ссылки

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Негласный комитет - статья из Большой советской энциклопедии

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Негласный комитет" в других словарях:

    Неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников (П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский (Чарторыский), В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев) в 1801 1803. Основу деятельности Негласного комитета составила программа реформирования… … Политология. Словарь.

    НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ, неофициальный совещательный орган при императоре Александре I в 1801 03. Состоял из его ближайших сподвижников (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев). Подготовил проекты учреждения министерств,… … Современная энциклопедия

    Неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников НЕГЛИЖЕ (франц. neglige) утренняя легкая домашняя одежда. В 18 в. так называли и удобный костюм (как мужской, так и женский) для путешествий и прогулок … Большой Энциклопедический словарь

    НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ, неофициальный совещательный орган при Александре I в 1801 03 (П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев), подготовил проекты учреждения министерств, преобразования Сената и другие реформы. Источник … Русская история

    Негласный комитет - НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ, неофициальный совещательный орган при императоре Александре I в 1801 – 03. Состоял из его ближайших сподвижников (П.А. Строганов, А.А. Чарторыйский, В.П. Кочубей, Н.Н. Новосильцев). Подготовил проекты учреждения министерств,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Неофициальный орган при императоре Александре I из его сподвижников [П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский (Чарторыский), В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев] в 1801 1803, подготовил проекты учреждения министерств, преобразования Сената и другие… … Энциклопедический словарь

    Неофициальный совещательный орган в России при Александре I (См. Александр I). Действовал с июня 1801 по конец 1803. В состав Н. к. входили ближайшие сотрудники царя, так называемые «молодые друзья», граф П. А. Строганов, князь А.… … Большая советская энциклопедия

    Неофиц. совещат. орган в России при Александре I. Действовал с июня 1801 по сент. 1803. В состав Н. к. входили ближайшие сотрудники царя, т. н. молодые друзья гр. П. А. Строганов, кн. А. Чарторыйский, гр. В. П. Кочубей и Н. Н. Новосильцев.… … Советская историческая энциклопедия

    НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ - в 1801–1803 гг. неофициальный совещательный орган при императоре Александре I … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

    «Негласный комитет» - НЕГЛАСНЫЙ КОМИТЕТ своеобразное неформальное высш. гос. учреждение, существовавшее в России в 1801 03. По существу оно представляло собой совещания Александра I с т. н. молодыми друзьями императора П. А. Строгановым, В. П. Кочубеем, Н. Н.… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Еще в период царствования Павла I вокруг Александра сложился круг молодых людей, которые активно обсуждали европейские события, говорили о необходимости устранения деспотизма и бесправия в России. Они разительно отличались от консервативных вельмож и не были связаны с заговорщиками, убившими Павла I. Преодолев растерянность после событий 12 марта и оценив сложность расстановки сил при дворе, в мае 1801 г. Александр I составил из своих молодых друзей так называемый «Негласный комитет». В него вошли молодые образованные аристократы: П.А. Строгонов, Н.Н. Новосильцев, В.П. Кочубей и А.А. Чарторыйский. Все они придерживались радикальных настроений, искренне верили в необходимость преобразований и необратимость перемен, происходивших в Европе.

Заседания Негласного комитета начались с утверждения плана предстоящей деятельности: сначала рассмотреть состояние империи, затем провести реформы в администрации и, наконец, приступить к созданию конституции. По отзывам участников событий, Александр настаивал начать преобразования именно с конституции, но все остальные сдерживали его, ссылаясь на необходимость «дождаться успокоения умов». Стремления Александра I к конституционному устройству государства проявились задолго до этих событий. Под влиянием Лагарпа он усвоил систему «истинной монархии», которая не затрагивала абсолютизма, но в то же время опиралась на фундаментальные законы, не изменяемые никакой властью. В России идея «истинной монархии» имела довольно широкое распространение в начале XIX в. и воспринималась, как верховенство закона над властью. Она опиралась на принципы разделения властей – законодательную, исполнительную и судебную, а также признавала основные гражданские и политические свободы. Конституционные намерения Александра I были собраны в проекте, написанном А.Р. Воронцовым, тесно сотрудничавшим с членами Негласного комитета, под названием «Грамота российскому народу». Проект получился очень умеренный, но «молодые друзья» отвергли и его как несвоевременный.

Практически одновременно с «Грамотой российскому народу» в Негласном комитете рассматривался проект о правах крестьянства, который предусматривал постепенный выкуп крепостных по твердой цене. Александр I очень отстаивал этот документ, но «молодые друзья» категорически его отвергали. В результате все ограничилось торжественным заявлением Александра I о прекращении раздачи казенных крестьян в частные руки. Это было важным политическим решением, которое начиная с 1801 г. неукоснительно соблюдалось, препятствуя дальнейшему расширению крепостничества. В том же году был издан указ о праве покупки земли купцами, мещанами и государственными крестьянами, имевший не столько практическое значение, сколько принципиально разрушавший монополию дворянства на земельную собственность.

Негласный комитет неоднократно обращался к проблеме крепостного права. Александр I и его «молодые друзья» ясно понимали экономическую необходимость ликвидации крепостничества и видели в нем постоянный источник социальной напряженности, но пойти на радикальные преобразования они не решались. Члены Негласного комитета придерживались принципа постепенности освобождения крестьян, что в условиях российской действительности отодвигало его решение на долгие десятилетия.

Самым заметным творением Негласного комитета были учреждение министерств. После долгих дискуссий 8 сентября 1802 г. было создано 8 министерств: военно-сухопутных сил, морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просвещения. Первоначальный замысел о единоличной власти министров в этой реформе не прошел. Коллегии были сохранены, но подчинялись министрам. Коллежская процедура принятия решений сохранялась: подчиненные министру присылали свои представления, которые после согласования записывались как решения и исполнялись. Единоличная власть министра могла проявляться только в случае необходимости срочного решения. В этом же указе был назван новый орган – Комитет министров, но его точные функции были неопределенными. Таким образом, первоначально министерская реформа серьезно не затрагивала высшие органы управления империи.

Консервативные екатерининские вельможи называли Негласный Комитет «якобинской шайкой». В действительности «молодые друзья» императора оказались гораздо консервативнее, чем это можно было предположить в начале его деятельности. Александр I испытывал сдерживающее влияние с их стороны и постепенно стал сторониться своих друзей. В мае 1802 г. заседания Негласного комитета фактически прекратились, и лишь в конце 1803 г. он собрался несколько раз по поводу некоторых вопросов.

Со-сто-яв-ший из дру-зей его юно-сти.

Дей-ст-во-вал тай-но («не-глас-но»), су-ще-ст-во-вал на-ря-ду с имев-шим официальный ста-тус Не-пре-мен-ным со-ве-том. Воз-ник по ини-циа-ти-ве Алек-сан-д-ра I, вы-ска-занной в бе-се-де с графом П. А. Стро-га-но-вым 23.04(05.05).1801 года. Идея соз-да-ния Негласного комите оформ-ле-на в двух за-пис-ках, по-дан-ных Стро-га-но-вым им-пе-ра-то-ру 09(21).05.1801 года. В них в ду-хе идей Про-све-ще-ния го-во-ри-лось о не-об-хо-ди-мо-сти уст-ра-нить воз-мож-ность для про-из-во-ла вла-сти, раз-ра-бо-тать ре-фор-му всех от-рас-лей государственного управ-ле-ния и со-ста-вить про-ект кон-сти-ту-ции, а так-же для этих це-лей уч-ре-дить Негласный комитет.

В не-го во-шли сам Алек-сандр I, Стро-га-нов, Н. Н. Но-во-силь-цов , князь А. А. Чар-то-рый-ский, граф В. П. Ко-чу-бей. Из-вест-но 39 за-се-да-ний Негласного комитета в пе-ри-од с 24.06(06.07).1801 года до 09(21).11.1803 года (про-хо-ди-ли главным образом в ка-би-не-те Алек-сан-д-ра I); по-ви-ди-мо-му, до мая 1802 года но-си-ли ре-гу-ляр-ный ха-рак-тер. В отечественной ис-то-рио-гра-фии су-ще-ст-ву-ет так-же пред-по-ло-же-ние о про-ве-де-нии не-за-про-то-ко-ли-ро-ван-ных со-б-ра-ний до 1805 года. Чле-ны Негласного комитета об-су-ж-да-ли кре-сть-ян-ский во-прос (в ча-ст-но-сти, улуч-ше-ние положения государственных и кре-по-ст-ных кре-сть-ян, идею от-ме-ны кре-по-ст-но-го пра-ва при со-хра-не-нии по-ме-щичь-е-го зем-ле-вла-де-ния), пре-об-ра-зо-ва-ния в сфе-ре про-све-ще-ния, про-бле-мы внеш-ней по-ли-ти-ки, со-стоя-ние российской ар-мии и фло-та и др. К раз-ра-бот-ке про-ек-тов чле-ны Негласного комитета при-вле-ка-ли графа А. Р. Во-рон-цо-ва, Н. С. Морд-ви-но-ва, Ф. С. де Ла-гар-па .

К ко-ро-на-ции Алек-сан-д-ра I 15(27).09.1801 года Негласный комитет при уча-стии Во-рон-цо-ва под-го-то-вил Жа-ло-ван-ную гра-мо-ту российскому на-ро-ду («Все-ми-ло-сти-вей-шую гра-мо-ту, Рос-сий-ско-му на-ро-ду жа-луе-мую»; не бы-ла об-на-ро-до-ва-на; опубликована в книге «Кон-сти-ту-ци-он-ные про-ек-ты в Рос-сии XVIII - на-ча-ло XX веков», 2000 год). Не-ко-то-рые ис-то-ри-ки оце-ни-ва-ют её как пер-вый про-ект российской кон-сти-ту-ции. В гра-мо-те дек-ла-ри-ро-ва-лись для дво-рян-ст-ва и го-ро-жан сво-бо-да сло-ва, со-вес-ти, пред-при-ни-ма-тель-ской дея-тель-но-сти, не-при-кос-но-вен-ность ча-ст-ной соб-ст-вен-но-сти, а так-же прин-ци-пы рав-но-го су-до-про-из-вод-ст-ва и пре-зумп-ции не-ви-нов-но-сти, пра-во об-ви-няе-мо-го на за-щи-ту; за-яв-ля-лось о не-об-хо-ди-мо-сти под-го-тов-ки но-во-го Уло-же-ния и при-вле-че-ния Се-на-та и кол-ле-гий к пе-ре-смот-ру дей-ст-во-вав-ше-го за-ко-но-да-тель-ст-ва.

Негласный комитет под-го-то-вил указ Алек-сан-д-ра I от 12(24).12.1801 года о пра-ве куп-цов, ме-щан и ка-зён-ных кре-сть-ян по-ку-пать не-на-се-лён-ные зем-ли, раз-ра-бо-тал ми-ни-стер-скую ре-фор-му 1802 года (в 1802-1803 годах чле-ны Негласного комитета на-зна-че-ны на вы-со-кие по-сты в об-ра-зо-ван-ных ми-ни-стер-ст-вах), ре-фор-му Се-на-та (1802 год), ини-ции-ро-вал соз-да-ние Ко-ми-те-та ми-ни-ст-ров (1802 год).

«Про-то-ко-лы» за-се-да-ний Негласного комитета (за-пи-си П. А. Стро-га-но-ва, сде-лан-ные им на французском языке по па-мя-ти) в пе-ре-во-де на русский язык час-тич-но опубликованы М. И. Бо-гда-нови-чем («Ис-то-рия цар-ст-во-ва-ния им-пера-то-ра Алек-сан-д-ра I и Рос-сии в его вре-мя», т. 1, 1869 год), в ори-ги-на-ле пол-ностью - великим князем Ни-ко-ла-ем Ми-хай-ло-ви-чем [«Граф П. А. Стро-га-нов (1774-1817 годы)», т. 2, 1903 год].

В начале своего правления Александр Ι высказал мысль о том, что государству срочно требуются радикальные преобразования. Личный друг императора граф Строганов выдвинул по этому поводу предложение, что первоначально следует реформировать администрацию. В результате в 1801 году, в мае, он представил императору проект, в котором рекомендовал создать негласный комитет для разработки и обсуждения плана преобразований. В конечном итоге Александр Ι утвердил создание данного органа. По факту негласный комитет - это государственное совещательное учреждение, носящее неофициальный характер. По указанию самодержца в состав органа вошли сам граф Строганов, а также особо приближенные к императору Кочубей, Чарторыйский и Новосильцев.

Задачи комитета

Стоит первоначально развеять один миф, касающийся некоторых распоряжений негласного комитета. Когда царь утвердил его состав, в Петербурге находился только граф Строганов. Ввиду этого начало работы органа было временно перенесено. Поэтому говорить, что Александр Ι утвердил ряд распоряжений того времени с помощью вновь сформированного комитета, было бы ошибочно. Все новые указания того периода, а также отмену некоторых распоряжений он провел совместно с графом, без участия вновь созданного органа. Когда было проведено первое заседание комитета, был сразу же определен план его работы, а также поставлены задачи, которые он должен был выполнять. Данный план включал в себя следующие пункты:

Определение действительного положения дел;

Проведение реформ в правительственном механизме;

Обеспечение независимости обновленных государственных учреждений.

Стоит отметить, что данные задачи считал приоритетными именно Строганов. Императора же в это время беспокоил вопрос создания некой демонстративной декларации (к примеру, такой как Декларация прав человека и гражданина).

План Новосильцева

Новосильцев, в свою очередь, предложил другую программу реформ. Она включала в себя следующие вопросы:

1. О защите государства, как со стороны моря, так и со стороны суши.

2. О формировании возможных отношений с другими странами.

3. Решение вопроса о внутреннем статистическом и административном состоянии страны. Причем под статистическим состоянием подразумевалось не изучение проблем народа, а налаживание промышленности, установление торговых путей и вопрос земледелия. К административному же он отнес решение финансовых и законодательных вопросов, а также проблем правосудия. Причем именно этим вопросам он отводил первостепенное значение.

Обсуждение плана Новосильцева

Для реализации первого пункта плана была создана специальная комиссия, в состав которой вошли компетентные люди в военно-морской сфере. С реализацией второго раздела возникли некоторые трудности. Это было связано с тем, что выявилась абсолютная неосведомленность Александра в делах внешней политики государства. Однако компетентные в таких вопросах Чарторыйский и Кочубей имели на этот счет определенные взгляды. Однако и здесь возникли трудности, поскольку император высказал мысль, что требуется уделить особое внимание составлению коалиции против Англии. Причем такое предложение вызвало бурю недоумения у членов комитета, так как незадолго до этого Александр подписал дружественную конвенцию с этой страной. Это позволило крайне удачно разрешить самые спорные вопросы относительно морских прав. Чтобы немного остудить пыл самодержца, члены комитета посоветовали ему проконсультироваться по данному вопросу со старыми опытными дипломатами. Причем настойчиво рекомендовали кандидатуру А. Р. Воронцова.

Внутренние реформы

Негласный комитет во время проведения следующих собраний уделил особое внимание внутренним отношениям страны. Это было обусловлено тем, что решение именно этих вопросов считалось самым приоритетным. Что касается императора, то его в первую очередь волновали два основных момента. Это, как уже говорилось выше, создание особой декларации по защите прав, а также вопрос о реформировании Сената. Именно в его лице император видел защитника неприкосновенности граждан.

Проект "Жалованной грамоты народу"

Еще одна разработка, которой Александр уделил особое внимание, была составлена Воронцовым и не имела отношения к преобразованиям в Сенате. Однако этот проект касался внутренних изменений и отвечал пожеланию императора о создании особой декларации. Были разработаны специальные акты, внешне крайне схожие с жалованными грамотами Екатерины, но с одним существенным отличием. Из содержания следовало, что серьезные гарантии свободы граждан распространялись на все слои населения.

Решение крестьянского вопроса

В первый раз комитет по благоустройству затронул данный вопрос еще при обсуждении "жалованной грамоты народу". Причем поднята эта проблема была неспроста. В вопросе "грамоты" был особо отмечен пункт о возможности владения крестьянами собственной недвижимостью. Стоит отметить, что на тот момент, по мнению самодержца, это было довольно опасное право. Однако после коронации (которая прошла в ноябре 1801 года) под влиянием Лагарпа и адмирала Мордвинова (они заявили о необходимости предпринять какие-либо действия в пользу крестьян) Александр немного отступил от своих убеждений. К примеру, Мордвинов предложил распространить право владения недвижимым имуществом на казенных крестьян, мещан и купцов. Члены комитета не исключали возможности, что со временем они смогут прийти к единому мнению по поводу упразднения крепостного права. Однако с оговоркой, что решение данного вопроса должно проходить постепенно и медленно, поскольку пути действий оставались до конца неясными. Решение вопросов, относящихся к торговле, земледелию и промышленности, негласный комитет по факту так и не исследовал. Хотя следует отметить, что их состояние на то время требовало к себе особого внимания.

Реформы центральных органов управления

Негласный комитет самой главной своей задачей ставил решение вопросов по преобразованию центральных органов власти. Причем данные изменения начались еще в период правления Екатерины - она успела преобразовать местные учреждения. Однако до центральных очередь так и не дошла. Единственное, что она успела сделать, это упразднить основную часть коллегий. Как видно из истории, уже при ее правлении отмечалась большая путаница при проведении данных реформ. Именно поэтому члены комитета приняли решение, что преобразование центральных органов управления является первостепенным вопросом. Уже начиная с февраля 1802 года, все работы комитета были направлены именно на воплощение данной идеи.

Министерства

Примерно через шесть месяцев члены комитета разработали и утвердили проект по формированию этих органов. В рамках данного предложения были созданы министерства иностранных, внутренних дел и народного просвещения, юстиции, военное и морское министерство. По предложению Александра в этот список также вошло управление по коммерции, которое было создано специально для Н. П. Румянцева. Стоит отметить, что единственной до конца выполненной работой негласного комитета как раз и стало учреждение министерств.