Столяренко л д основы психологии 1997. Столяренко Л.Д. «Основы психологии: практикум

Учебник отражает основное содержание дисциплины «Общая психология». Авторами раскрываются предмет и объект психологии, ее методы; приведены основные направления психологии и концепции выдающихся психологов: З. Фрейда, А. Адлера, Э. Берна, К. Юнга и др. Широко освещены такие разделы, как психология личности, когнитивная психология. Также внимание уделено взаимодействию людей в группах и развитию деятельности человека. Для лучшего усвоения материала после каждой главы приведены контрольные вопросы и задания.

Шаг 1. Выбирайте книги в каталоге и нажимаете кнопку «Купить»;

Шаг 2. Переходите в раздел «Корзина»;

Шаг 3. Укажите необходимое количество, заполните данные в блоках Получатель и Доставка;

Шаг 4. Нажимаете кнопку «Перейти к оплате».

На данный момент приобрести печатные книги, электронные доступы или книги в подарок библиотеке на сайте ЭБС возможно только по стопроцентной предварительной оплате. После оплаты Вам будет предоставлен доступ к полному тексту учебника в рамках Электронной библиотеки или мы начинаем готовить для Вас заказ в типографии.

Внимание! Просим не менять способ оплаты по заказам. Если Вы уже выбрали какой-либо способ оплаты и не удалось совершить платеж, необходимо переоформить заказ заново и оплатить его другим удобным способом.

Оплатить заказ можно одним из предложенных способов:

  1. Безналичный способ:
    • Банковская карта: необходимо заполнить все поля формы. Некоторые банки просят подтвердить оплату – для этого на Ваш номер телефона придет смс-код.
    • Онлайн-банкинг: банки, сотрудничающие с платежным сервисом, предложат свою форму для заполнения. Просим корректно ввести данные во все поля.
      Например, для " class="text-primary">Сбербанк Онлайн требуются номер мобильного телефона и электронная почта. Для " class="text-primary">Альфа-банка потребуются логин в сервисе Альфа-Клик и электронная почта.
    • Электронный кошелек: если у Вас есть Яндекс-кошелек или Qiwi Wallet, Вы можете оплатить заказ через них. Для этого выберите соответствующий способ оплаты и заполните предложенные поля, затем система перенаправит Вас на страницу для подтверждения выставленного счета.
  2. 7-е изд. - М.: 200 6. - 7 04 с.

    Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».
    В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности». Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.

    Формат: pdf

    Размер: 8 ,9 Мб

    Смотреть, скачать: drive.google

    Оглавление
    Предисловие 3
    Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы 5
    1. Предмет и задачи психодиагностики 5
    2. Характеристики психодиагностических методик 7
    3. Надежность, ВЗЛИДНОСТЬ И стандартизация психодиагностических тестов 11
    4. Классификация психодиагностических методик 17
    5. Типы тестов 25
    Тесгы интеллекта 25
    Тесты "учебных и профессиональных достижений 26
    Тесты способностей 31
    Личностные тесты 35
    Проекгивные методики 37
    Глава 2. Познавательные и£ИХМчеемие процессы 40
    Занятие 1. Восприятие, внимание, память. 40
    Опыт 1. Ощущения и восприятие 41
    Опыт 2. Иллюзии 41
    Опыт 3. Тест «Корректурная проба» 42
    Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте^-. 44
    Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания» 45
    Опыт 6. Методика * Красно-черная таблица» 46
    Опыт 7. Методика Мюнстерберга 47
    Опыт 8. Прием информации 47
    Опыт 9. Тест «Непроизвольная память» 48
    Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти* 49
    Опыт П. Методика «Память на числа» 49
    Опыт 12. Методика «Память на образы» 50
    Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением 51
    Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании 52
    Опыт 15. Методика «Оперативная память» 52
    Опыт 16. Тренировка и развитие памяти 54
    Опыт 17. Тест «Долговременная память» 55
    Занятие 2. Мышление 58
    Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности» 58
    Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление.
    Образование сложных аналогий» , 59
    Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений» . 60
    Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной
    задачи 61
    Опыт 5. Обобщение 62
    Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему. 62
    Опыт 7. Тест «Установление закономерностей* 62
    Опыт 8. Тест «Художник- Мыслитель» 65
    Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения» 66
    Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность» 66
    Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой) , 70
    «Ключи» и интерпретация результатов ~ 79
    Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности 84
    Занятие 3. Интеллект Ятворческие способности {креативность) 84
    1. Диагностика интеллекта 85
    Теоретический обзор 85
    Оценка интеллекта 89
    2. Краткая характеристика теетов интеллекта 90
    Тест Векслсра 90
    Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена 96
    Тест интеллекта Р. Амтхауэра.. 96
    Аналитический тест интеллекта Мейли 100
    Краткий отборочный тест В. Н. Бузина 103
    Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка, 108
    Тест возрастающей Трудности (методика Равена) (сокращенный вариант) 115
    Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) S20
    Ключи к тестам интеллекта 148
    3. Психодиагностика креативности 153
    Теоретический обзор 153
    Тест креативности Торраиса 158
    Глава 4. Типологические особенности личности 176
    Занятие 4. Структура личности 176
    Опросник Айзенка по определению темперамента 176
    Тест «Формула темперамента» А. Белова 180
    Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу. 183
    Определение свойств нервной системы по психомоторным
    показателям (теппинг-тест) 189
    Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс) 191
    Тест «Определение социотипа личности» 196
    Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова 201
    Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова 229
    Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта 232
    Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы
    по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест) 233
    Занятие 5. Личностные особенности 235
    Опросник Шмишека. Акцентуации характера 236
    Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела 243
    Тест Кеттела (сокращенный вариант) 269
    Тест «Самооценка» 275
    Тест «Уровень притязаний» 285
    Психодиагностическая шкала
    (разработана К. Шварпладером) 286
    Тест «Как совмещаются ваши характеры» 287
    Тест «Психогеометрическая типология» 288
    Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных
    расстройстз» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса 290
    Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)332
    Тест «Способность самоуправления» 339
    Глава 5. Педагогическая психология и педагогика 348
    Занятие 6. Педагогическая деятельность и процесс обучения 348
    Деловая игра «Методы обучения». 349
    Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7-11 классов 369
    Обработка результатов (ключ) 376
    Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат»
    Или на «развитие») Н. А. Аминова 377
    Теппинг-тест. 377
    Анкета преференций Аминова-Шалвена 382
    Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому
    или иному стилю педагогической деятельности.386
    Шкала ауторейтинга Н.А. Аминова 397
    Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой 400
    Опросник «Стили педагогических воздействий». 400
    Занятие 7. Нарушение в развитии „. 403
    * Диагностика нарушений развития 404
    Диагностика готовности ребенка к школе. 409
    3.1. Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна - Йерасика 412
    3.2. Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака 415
    Глава 6, Психодиагностика психических состояний и эмвщиональна-лйчноегаэй дезадаптации 442
    Занятие 8„ Мотивация,психические состояния, дезадаптация личности 442
    1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор 443
    2. Краткий обзор проективных тестов 447
    3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации 454
    4. Диагностика мотивационной сферы 511
    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребчостной сфере 0. Ф. Потемкиной 521
    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича 527
    5. Проективные методики 530
    Глава 7. Диагностика межличностных отношений 580
    Занятие 9. Группа и межличностные отношения.
    Социальная психология 580
    1. Тест «Групповые роли» 581
    2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе. 586
    3. Референтометрия 596
    4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов, 597
    5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова 600
    6. Изучение психологического климата коллектива 601
    7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса 603
    8. Тест «Стили руководства» 606
    9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?» 608
    10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя» 609
    11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе» 618
    12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева 621
    13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто. 624
    14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2) 629
    15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях 632
    16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири 632
    17. Межличностные отношения в семье. 641
    Тест «Каков ваш брак?» 656
    Тест «Какие у вас характеры?» 657
    Тест «Ревнивы ли вы?» 660
    Тест «Ревнивы ли вы?» 663
    Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения 665
    1. Тест «Общительность» 666
    2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении» 668
    3. Тест «Ведущая репрезентативная система» 669
    4. Опросник для диагностики способности к эмпатки А. Мехрабисна, Н. Эпштейна 671
    5. Методика диагностики уровня эмгтатических способностей В. В. Бойко 673
    6. Тест «Можете ли вы влиять на других»? „ 676
    7. Тест «Умеете ли вы слушать?». 678
    8. Методика диагностики коммуникативной установки
    9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко 690
    10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко 695

    ПРЕДИСЛОВИЕ
    Учебное пособие включает основные сведения о теоретических основах психодиагностики, о сущности диагностируемых психических качеств, о наиболее признанных психодиагностических методиках и тестах, которые могут применяться для диагностики тех или иных психических качеств. Методики психодиагностики широко используются при решении вопросов профессионального отбора и расстановки кадров, для контроля психического развития личности и оптимизации обучения, прогнозирования поведения, изучения личности в сфере образования, а также в медицинских и экспертных целях. Предложенные в учебном пособии психодиагностические методики и тесты позволят практически определить индивидуальные психологические особенности человека, особенности его памяти, мышления, интеллекта, творческих способностей, темперамента, характера, психосоциотипа, мотивации, психических состояний, уровня тревожности и агрессивности, особенности межличностных отношений, стили общения и т. п.
    Данное учебное пособие может применяться для знакомства с теоретическими основами и практическими методиками по курсу «Психодиагностика и практическая психология», а также является необходимым дополнением к учебнику «Основы психологии» Столяренко Л.Д., поскольку включает примерные планы семинарско-практических занятий по базовой дисциплине, изучаемой во всех вузах, «Психология и педагогика» с приложением практических заданий, деловых игр, психологических и педагогических упражнений, психологических тестов, которые позволяют и глубже понять теоретические темы по курсу «Психология и педагогика», и создают возможность применения этих знаний для лучшего понимания самого себя и других людей, для выявления и объективной оценки индивидуальных психологических особенностей людей, для построения коррекционных программ развития и самосовершенствования.
    Книга будет полезна всем студентам, и как учебное пособие8 и как средство самопознания, самооценки и самосовершенствования. Одновременно данная книга является хорошим помощником психологам, педагогам, психотерапевтам, социальным
    работникам, менеджерам, поскольку содержит собрание полноценных методик и тестов, которые подтвердили свою валидность и надежность многолетним применением в практической психодиагностике и позволяют объективно оценить психологические качества и способности людей.

    Название: Основы психологии: практикум

    Тип: учебное пособие

    Издательство: Феникс

    Год издания: 2006

    Страниц: 704

    Формат: PDF

    Размер файла: 8,96 МВ

    Размер архива: 5,79 МВ

    Описание: Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика». В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности».

    Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.

    ===================================================== =======

    Предисловие

    Глава 1. Психодиагностика: теоретические основы

    1. Предмет и задачи психодиагностики

    2. Характеристики психодиагностических методик

    3. Надежность, валидность и стандартизация психодиагностических тестов

    4. Классификация психодиагностических методик

    5. Типы тестов

    Тесты интеллекта

    Тесты учебных и профессиональных достижений

    Тесты способностей

    Личностные тесты

    Проективные методики

    Глава 2. Познавательные психические процессы

    Занятие 1. Восприятие, внимание, память

    Опыт 1. Ощущения и восприятие

    Опыт 2. Иллюзии

    Опыт 3. Тест «Корректурная проба»

    Опыт 4. Тест «Таблицы Шульте»

    Опыт 5. Тест «Распределение и переключение внимания»

    Опыт 6. Методика «Красно-черная таблица»

    Опыт 7. Методика Мюнстерберга

    Опыт 8. Прием информации

    Опыт 9. Тест «Непроизвольная память»

    Опыт 10. Тест «Объем кратковременной памяти»

    Опыт 11. Методика «Память на числа»

    Опыт 12. Методика «Память на образы»

    Опыт 13. Различие между узнаванием и воспроизведением

    Опыт 14. Осмысленность восприятия в запоминании

    Опыт 15. Методика «Оперативная память»

    Опыт 16. Тренировка и развитие памяти

    Опыт 17. Тест «Долговременная память»

    Занятие 2. Мышление

    Опыт 1. Тест Липпмана «Логические закономерности»

    Опыт 2. Тест «Логически-понятийное мышление. Образование сложных аналогий»

    Опыт 3. Тест «Логичность умозаключений»

    Опыт 4. Роль представления в решении мыслительной задачи

    Опыт 5. Обобщение

    Опыт 6. Сопоставимость понятий по объему

    Опыт 7. Тест «Установление закономерностей»

    Опыт 8. Тест «Художник- Мыслитель»

    Опыт 9. Тест «Особенности творческого воображения»

    Опыт 10. Методика «Интеллектуальная лабильность»

    Опыт 11. Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой)

    «Ключи» и интерпретация результатов

    Глава 3. Диагностика интеллекта в креативности

    Занятие 3. Интеллект и творческие способности (креативность)

    1. Диагностика интеллекта

    Теоретический обзор

    Оценка интеллекта

    2. Краткая характеристика тестов интеллекта

    Тест Векслера

    Тест Равена, или прогрессивные, матрицы Равена

    Тест интеллекта Р. Амтхауэра

    Аналитический тест интеллекта Мейли

    Краткий отборочный тест В. Н. Бузина

    Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка

    Тест возрастающей трудности (методика Равена) (сокращенный вариант)

    Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT)

    Ключи к тестам интеллекта

    3. Психодиагностика креативности

    Теоретический обзор

    Тест креативности Торраиса

    Глава 4. Типологические особенности личности

    Занятие 4. Структура личности

    Опросник Айзенка по определению темперамента

    Тест «Формула темперамента» А. Белова

    Опросник для изучения темперамента Я. Стреляу

    Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест)

    Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс)

    Тест «Определение социотипа личности»

    Цифровой тест «Социотип» В. Метель и А. Овчарова

    Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова

    Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта

    Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппикг-тест)

    Занятие 5. Личностные особенности

    Опросник Шмишека. Акцентуации характера

    Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела

    Тест Кеттела (сокращенный вариант)

    Тест «Самооценка»

    Тест «Уровень притязаний»

    Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварпладером)

    Тест «Как совмещаются ваши характеры»

    Тест «Психогеометрическая типология»

    Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса

    Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК)

    Тест «Способность самоуправления»

    Глава 5. Педагогическая психология и педагогика

    Занятие 6. Педагогическая деятельность и процесс обучения

    Деловая игра «Методы обучения»

    Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7-11 классов

    Обработка результатов (ключ)

    Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат» или на «развитие») Н. А. Аминова

    Теппинг-тест

    Анкета преференций Аминова-Шалвена

    Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности

    Шкала «Эффективности педагогического стиля» Н. А. Аминова, Н. И. Шелиховой

    Опросник «Стили педагогических воздействий»

    Занятие 7. Нарушение в развитии

    Диагностика нарушений развития

    Диагностика готовности ребенка к школе

    Ориентационный тест школьной зрелости Керна - Йерасика

    Тест «Диагностика уровня развития поступающих в начальную школу» Г. Витцлака

    Глава 6. Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации

    Занятие 8. Мотивация, психические состояния, дезадаптация личности

    1. Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор

    2. Краткий обзор проективных тестов

    3. Методики диагностики психических состояний и дезадаптации

    4. Диагностика мотивационной сферы

    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере О.Ф. Потемкиной

    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

    5. Проективные методики

    Глава 7. Диагностика межличностных отношений

    Занятие 9. Группа и межличностные отношения. Социальная психология

    1. Тест «Групповые роли»

    2 Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе

    3. Референтометрия

    4. Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов

    5. Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства). Методика Р. О. Немова

    6. Изучение психологического климата коллектива

    7. Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса

    8. Тест «Стили руководства»

    9. Тест «Жесткий ли вы руководитель?»

    10. Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя»

    11. Методика «Q-сортировка тенденций поведения в группе»

    12. Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В.П. Захарова и А.Л. Журавлева

    13. Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе О. С. Михалюка и А. Ю. Шалыто

    14. Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

    15. Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях

    16. Методика диагностики межличностных отношений Т Лири

    17. Межличностные отношения в семье

    Тест «Каков ваш брак?»

    Тест «Какие у вас характеры?»

    Тест «Ревнивы ли вы?»

    Тест «Ревнивы ли вы?»

    Занятие 10. Коммуникативная компетентность. Психология общения

    1. Тест «Общительность»

    2. Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении»

    3. Тест «Ведущая репрезентативная система»

    4. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабисна, Н. Эпштейна

    5. Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко

    6. Тест «Можете ли вы влиять на других»?

    7. Тест «Умеете ли вы слушать?»

    8. Методика диагностики коммуникативной установки

    9. Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко

    10. Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко

    Размер архива 5,79 МВ

    Изд-е 7-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. — 704 с. — (Высшее образование).
    БМ 5-222-08177-Х.Данный практикум содержит материал для проведения практических занятий по курсам: «Психология и педагогика», «Общая психология», «Психология личности», «Социальная психология», «Психология общения», «Психодиагностика».В учебном пособии проведен теоретический анализ основ психодиагностики, обзор наиболее признанных психодиагностических методик, включен практический материал для проведения тестов и интерпретации результатов по следующим направлениям: «Психодиагностика познавательных психических процессов, интеллекта и креативности», «Психодиагностика топологических особенностей темперамента» и личности», «Психодиагностика психических состояний, мотивации и эмоционально-личностной дезадаптации», «Диагностика межличностных отношений и коммуникативности».Предназначено для студентов вузов, изучающих курс «Психология и педагогика», «Психодиагностика», а также для. практических психологов и всех лиц, интересующихся проблемами психодиагностики, самопознания и самосовершенствования.Оглавление .
    Предисловие.Психодиагностика: теоретические основы .
    Предмет и задачи психодиагностики.
    Характеристики психодиагностических методик.
    Надежность, валидность и стандартизация психодиагностических тестов.
    Классификация психодиагностических методик.
    Типы тестов .
    Тесты интеллекта.
    Тесты учебных и профессиональных достижений.
    Тесты способностей.
    Личностные тесты.
    Проективные методики.Познавательные психические процессы .
    Восприятие, внимание, память.
    Ощущения и восприятие.,
    Иллюзии.
    Тест «Корректурная проба».
    Тест «Распределение и переключение внимания».
    Методика * Красно-черная таблица».
    Методика Мюнстерберга.
    Прием информации.
    Тест «Непроизвольная память».
    Тест «Объем кратковременной памяти».
    Опыт П. Методика «Память на числа».
    Методика «Память на образы».
    Различие между узнаванием и воспроизведением.
    Осмысленность восприятия в запоминании.
    Методика «Оперативная память».
    Тренировка и развитие памяти.
    Тест «Долговременная память».
    Мышление.
    Тест Липпмана «Логические закономерности».
    Тест «Логически-понятийное мышление.
    Образование сложных аналогий».
    Тест «Логичность умозаключений».
    Роль представления в решении мыслительной задачи.
    Обобщение.
    Сопоставимость понятий по объему.
    Тест «Художник— Мыслитель».
    Тест «Особенности творческого воображения».
    Методика «Интеллектуальная лабильность».
    Тест «Индивидуальные стили мышления» (А. Алексеева, Л. Громовой).
    «Ключи» и интерпретация результатов.
    Диагностика интеллекта в креативности.
    Интеллект И творческие способности {креативность).Диагностика интеллекта.
    Теоретический обзор.
    Оценка интеллекта.
    Краткая характеристика тестов интеллекта.
    Тест Векслера.
    Тест Равена, или прогрессивные матрицы Равена.
    Тест интеллекта Р. Амтхауэра,
    Аналитический тест интеллекта Мейли.
    Краткий отборочный тест В. Н. Бузина.
    Тест «Определение общих способностей» Г. Айзенка.
    Тест возрастающей трудности (методика Равена).
    (сокращенный вариант).
    Культурно-свободный тест на интеллект (СРГГ).
    Ключи к тестам интеллекта.
    Психодиагностика креативности.
    Теоретический обзор.
    Тест креативности Торраиса.Типологические особенности личности .
    Структура личности.
    Опросник Айзенка по определению темперамента.
    Тест «Формула темперамента» А. Белова.
    Опросчик для изучения темперамента Я. Стреляу.
    Определение свойств нервной системы по психомоторным показателям (теппинг-тест).
    Тест «Темперамент и социотипы» (Хейманс).
    Тест «Определение социотипа личности».
    Цифровой тест «Социотип» В. Ме гель и А. Овчарова.
    Вопросник для выявления доминирующего инстинкта В. Гарбузова.
    Ассоциативные тесты по определению доминирующего инстинкта.
    Методика экспресс-диагностики свойств нервной системы по психомоторным показателям Е. П. Ильина (теппинг-тест).
    Личностные особенности.
    Опросник Шмишека. Акцентуации характера.
    Методика многофакторного исследования личности Р. Кеттела.
    Тест Кеттела (сокращенный вариант).
    Тест «Самооценка».
    Тест «Уровень притязаний».
    Психодиагностическая шкала (разработана К. Шварлладером).
    Тест «Как совмещаются ваши характеры».
    Тест «Психогеометрическая типология».
    Методика определения «Типа личности» и «Вероятностных расстройств» данного типа Дж. Олдхэма и Л. Морриса.
    Тест «Исследование уровня субъективного контроля» (УСК).
    Тест «Способность самоуправления».Педагогическая психология и педагогика .
    Педагогическая деятельность и процесс обучения.
    Деловая игра «Методы общения».
    Анкета «Индекс воспитанности школьников» для 7—11 классов.
    Обработка результатов (ключ).
    Психодиагностика педагогических способностей (склонности к стилю, ориентированному на «результат» или на «развитие») H.A. Аминова.
    Теппинг-тест.
    Анкета преференций Аминова—Шаивена.
    Психодиагностические методики определения социально-психологических предпосылок склонности к тому или иному стилю педагогической деятельности.
    Шкала ауторейтинга H.A. Аминова.
    Шкала «Эффективности педагогического стиля» А. Аминова, Н. И. Шелиховой.
    Опросник «Стили педагогических воздействий».
    Нарушение в развитии.
    Диагностика нарушений развития.
    Диагностика готовности ребенка к школе.
    Ориентационный тест школьной зрелости ч Керна — Йерасика.
    Тест «Диагностика уровня развития поступающих.
    в начальную школу» Г. Витцлака.Психодиагностика психических состояний и эмоционально-личностной дезадаптации .
    Мотивация,психические состояния, дезадаптация личности.
    Диагностика психических состояний, мотивации, эмоционально-личностной дезадаптации: теоретический обзор.
    Краткий обзор проективных тестов.
    Методики диагностики психических состояний и дезадаптации.
    Диагностика мотивационной сферы.
    Методика диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере Ф. Потемкиной.
    Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.
    Проективные методики.Диагностика межличностных отношений .
    Группа и межличностные отношения.
    Социальная психология.
    Тест «Групповые роли».
    Социометрическое исследование структуры взаимоотношений в группе.
    Референтометрия.
    Методика изучения мотивационного ядра межличностных выборов.
    Изучение сплоченности коллектива (показатели ценностно-ориентированного единства).
    Методика Р. О. Немова.
    Изучение психологического климата коллектива.
    Тест «Исследование особенностей реагирования в конфликтной ситуации». Методика К. Томаса.
    Тест «Стили руководства».
    Тест «Жесткий ли вы руководитель?».
    Тест «Управленческая ситуация и направленность руководителя».
    Методика «р-сортировка тенденций поведения в группе».
    Методика определения стиля руководства трудовым коллективом В. П. Захарова и А. Л. Журавлева.
    Экспресс-методика по изучению социально-психологического климата в трудовом коллективе.
    С. Михалюка. Ю. Шалыта.
    Методика выявления коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2).
    Матрица мотивационного поведения руководителя на разных должностях.
    Методика диагностики межличностных отношений Т Лири.
    Межличностные отношения в семье.
    Тест «Каков ваш брак?».
    Тест «Какие у вас характеры?».
    Тест «Ревнивы ли вы?».
    Тест «Ревнивы ли вы?».Коммуникативная компетентность .
    Психология общения.
    Тест «Общительность».
    Тест «Уровень коммуникативного контроля в общении».
    Тест «Ведущая репрезентативная система».
    Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабисна, Н. Эпштейна.
    Методика диагностики уровня эмпатических способностей В. В. Бойко.
    Тест «Можете ли вы влиять на других»?
    Тест «Умеете ли вы слушать?».
    Методика диагностики коммуникативной установки В.В. Бойко.
    Методика диагностики доминирующей стратегии психологической защиты в общении В. В. Бойко.
    Методика диагностики «помех» в установлении эмоциональных контактов В. В. Бойко.

    Исследование самооценки личности.

    Вариант I
    Инструкция к тесту

    Каждый человек имеет определенные представления об идеале наиболее ценных свойств личности. На эти качества люди ориентируются в процессе самовоспитания. Какие качества вы более всего цените в людях? У разных людей эти представления неодинаковы, а потому не совпадают результаты самовоспитания. Какие же представления об идеале имеются у вас? Разобраться в этом вам поможет следующее задание, которое выполняется в два этапа.

    Этап 1

    Разделите лист бумаги на четыре равные части, обозначьте каждую часть римскими цифрами I, II, III, IV.

    Даны четыре набора слов, характеризующих положительные качества людей. Вы должны в каждом наборе качеств выделить те, которые более значимы и ценны для вас лично, которым вы отдаете предпочтение перед другими. Какие это качества и сколько их – каждый решает сам.

    Внимательно прочитайте слова первого набора качеств. Выпишите в столбик наиболее ценные для вас качества вместе с их номерами, стоящими слева. Теперь приступайте ко второму набору качеств – и так до самого конца. В итоге вы должны получить четыре набора идеальных качеств.

    Чтобы создать условия для одинакового понимания качеств всеми участниками психологического обследования, приводим толкование этих качеств:

    I. Межличностные отношения, общение.

    1. Вежливость – соблюдение правил приличия, учтивость.
    2. Заботливость – мысль или действие, направленные к благополучию людей; попечение, уход.
    3. Искренность – выражение подлинных чувств, правдивость, откровенность.
    4. Коллективизм – способность поддерживать общую работу, общие интересы, коллективное начало.
    5. Отзывчивость – готовность отозваться на чужие нужды.
    6. Радушие – сердечное, ласковое отношение, соединенное с гостеприимством, с готовностью чем-нибудь услужить.
    7. Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью людей.
    8. Тактичность – чувство меры, создающее умение вести себя в обществе, не задевать достоинства людей.
    9. Терпимость – умение без вражды относиться к чужому мнению, характеру, привычкам,
    10. Чуткость – отзывчивость, сочувствие, способность легко понимать людей.
    11. Доброжелательность – желание добра людям, готовность содействовать их благополучию.
    12. Приветливость – способность выражать чувство личной приязни.
    13. Обаятельность – способность очаровывать, притягивать к себе.
    14. Общительность – способность легко входить в общение.
    15. Обязательность – верность слову, долгу, обещанию.
    16. Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои поступки и действия.
    17. Откровенность – открытость, доступность для людей.
    18. Справедливость – объективная оценка людей в соответствии с истиной.
    19. Совместимость – умение соединять свои усилия с активностью других при решении общих задач.
    20. Требовательность – строгость, ожидание от людей выполнения своих обязанностей, долга.

    II. Поведение

    1. Активность – проявление заинтересованного отношения к окружающему миру и самому себе, к делам коллектива, энергичные поступки и действия.
    2. Гордость – чувство собственного достоинства.
    3. Добродушие – мягкость характера, расположение к людям.
    4. Порядочность – честность, неспособность совершать подлые и антиобщественные поступки.
    5. Смелость – способность принимать и осуществлять свои решения без страха.
    6. Твердость – умение настоять на своем, не поддаваться давлению, непоколебимость, устойчивость.
    7. Уверенность – вера в правильность поступков, отсутствие колебаний, сомнений.
    8. Честность – прямота, искренность в отношениях и поступках.
    9. Энергичность – решительность, активность поступков и действий.
    10. Энтузиазм – сильное воодушевление, душевный подъем.
    11. Добросовестность – честное выполнение своих обязанностей.
    12. Инициативность – стремление к новым формам деятельности.
    13. Интеллигентность – высокая культура, образованность, эрудиция.
    14. Настойчивость – упорство в достижении целей.
    15. Решительность – непреклонность, твердость в поступках, способность быстро принимать решения, преодолевая внутренние колебания.
    16. Принципиальность – умение придерживаться твердых принципов, убеждений, взглядов на вещи и события.
    17. Самокритичность – стремление оценивать свое поведение, умение вскрывать свои ошибки и недостатки.
    18. Самостоятельность – способность осуществлять действия без чужой помощи, своими силами.
    19. Уравновешенность – ровный, спокойный характер, поведение.
    20. Целеустремленность – наличие ясной цели, стремление ее достичь.

    III. Деятельность

    1. Вдумчивость – глубокое проникновение в суть дела.
    2. Деловитость – знание дела, предприимчивость, толковость.
    3. Мастерство – высокое искусство в какой-либо области.
    4. Понятливость – умение понять смысл, сообразительность.
    5. Скорость – стремительность поступков и действий, быстрота.
    6. Собранность – сосредоточенность, подтянутость.
    7. Точность – умение действовать, как задано, в соответствии с образцом.
    8. Трудолюбие – любовь к труду, общественно полезной деятельности, требующей напряжения.
    9. Увлеченность – умение целиком отдаваться какому-либо делу.
    10. Усидчивость – усердие в том, что требует длительного времени и терпения.
    11. Аккуратность – соблюдение во всем порядка, тщательность работы, исполнительность.
    12. Внимательность – сосредоточенность на выполняемой деятельности.
    13. Дальновидность – прозорливость, способность предвидеть последствия, прогнозировать будущее.
    14. Дисциплинированность – привычка к дисциплине, сознание долга перед обществом.
    15. Исполнительность – старательность, хорошее исполнение заданий.
    16. Любознательность – пытливость ума, склонность к приобретению новых знаний.
    17. Находчивость – способность быстро находить выход из затруднительных положений.
    18. Последовательность – умение выполнять задания, действия в строгом порядке, логически стройно.
    19. Работоспособность – способность много и продуктивно работать.
    20. Скрупулезность – точность до мелочей, особая тщательность.

    IV. Переживания, чувства

    1. Бодрость – ощущение полноты сил, деятельности, энергии.
    2. Бесстрашие – отсутствие страха, храбрость.
    3. Веселость – беззаботно-радостное состояние.
    4. Душевность – искреннее дружелюбие, расположенность к людям.
    5. Милосердие – готовность помочь, простить из сострадания, человеколюбия.
    6. Нежность – проявление любви, ласки.
    7. Свободолюбие – любовь и стремление к свободе, независимости.
    8. Сердечность – задушевность, искренность в отношениях.
    9. Страстность – способность целиком отдаваться увлечению.
    10. Стыдливость – способность испытывать чувство стыда.
    11. Взволнованность – мера переживания, душевное беспокойство.
    12. Восторженность – большой подъем чувств, восторг, восхищение.
    13. Жалостливость – склонность к чувству жалости, состраданию.
    14. Жизнерадостность – постоянство чувства радости, отсутствие уныния.
    15. Любвеобильность – способность сильно и многих любить.
    16. Оптимистичность – жизнерадостное мироощущение, вера в успех.
    17. Сдержанность – способность удержать себя от проявления чувств.
    18. Удовлетворенность – ощущение удовольствия от исполнения желаний.
    19. Хладнокровность – способность сохранять спокойствие и выдержку.
    20. Чувствительность – легкость возникновения переживаний, чувств, повышенная восприимчивость к воздействиям извне.

    Этап II

    Внимательно рассмотрите качества личности, выписанные вами из первого набора, и найдите среди них такие, которыми вы обладаете реально . Обведите цифры при них кружком. Теперь переходите ко второму набору качеств, затем к третьему и четвертому.

    Обработка результатов теста

    Подсчитайте, сколько вы нашли у себя реальных качеств (Р ).

    Подсчитайте количество идеальных качеств , выписанных вами (И ; качества, выписанные на первом этапе), а затем вычислите их процентное отношение:

    С = (Р / И) * 100%.

    Уровни самооценки
    Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
    Мужчины
    0-10 11–34 35-45 46-54 55-63 64-66 67
    Женщины
    0-15 16-37 38-46 47-56 57-65 66-68 69
    Вариант 2
    Инструкция к тесту

    Внимательно прочтите набор из 20 качеств личности: аккуратность, доброта, жизнерадостность, настойчивость, ум, правдивость, принципиальность, самостоятельность, скромность, общительность, гордость, добросовестность, равнодушие, лень, зазнайство, трусость, жадность, подозрительность, эгоизм, нахальство.

    В столбик «идеал » под номером (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое вы более всего цените в людях, под номером 2 – то качество, которое цените чуть меньше и т. д., в порядке убывания значимости. Под номером 13 укажите то качество – недостаток – из вышеуказанных, которое вы легче всего могли бы простить людям (ведь, как известно, идеальных людей не бывает, у каждого есть недостатки, но какие-то вы можете простить, а какие-то – нет), под номером 14 – тот недостаток, который простить труднее и т. д., под номером 20 –самое отвратительное, с вашей точки зрения, качество людей.

    В столбик «Я » под (рангом) 1 запишите то качество из вышеуказанных, которое лично у вас сильнее всего развито (независимо от того, достоинство это или недостаток), под номером 2 – то качество, которое развито у вас чуть менее и т. д. в убывающем порядке, под последними номерами – те качества, которые у вас менее всего развиты или отсутствуют.

    Образец бланка к тесту
    Обработка результатов теста

    В колонке №3 респондент должен подсчитать разность номеров рангов по каждому выписанному качеству. Например : такое свойство как «аккуратность» в первой колонке (Идеал) стоит на 1 ранговом месте, а во второй (Я) – на 7; d будет равно 1-7=-6; такое качество как «принципиальность» и в первой, и во второй колонке стоит на 3 ранговом месте. В этом случае d будет равно 3-3=0; такое качество как «равнодушие» в первой колонке стоит на 20 ранговом месте, а во второй – на 2. В этом случае d будет равно 20-2=18 и т. д.

    В колонке №5 подсчитывается сумма d 2 , то есть:

    Σd 2 = d 1 2 + d 2 2 + d 3 2 + … + d 20 2 ;

    R = 1 – 6Σd 2 /(n 3 – n) , где

    • n – количество сравниваемых пар

    В случае n=20 формула приобретает следующий вид:

    R = 1 – 0,00075Σd 2

    Значения R будут находится в пределах [-1; +1].

    Уровни самооценки
    Неадекватно-низкий Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Неадекватно-высокий
    [-1; 0] (0; 0,2] (0,8; 1]
    Интерпретация результатов теста

    Самооценка может быть оптимальной и неоптимальной . При оптимальной, адекватной самооценке субъект правильно соотносит свои возможности и способности, достаточно критически относится к себе, стремится реально смотреть на свои неудачи и успехи, старается ставить перед собой достижимые цели, которые можно осуществить на деле. К оценке достигнутого он подходит не только со своими мерками, но и старается предвидеть, как к этому отнесутся другие люди: товарищи по работе и близкие. Иными словами, адекватная самооценка является итогом постоянного поиска реальной меры, т.е. без слишком большой переоценки, но и без излишней критичности к своему общению, поведению, деятельности, переживаниям. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

    К оптимальной относятся самооценки «высокий уровень » и «выше среднего уровня » (человек заслуженно ценит, уважает себя, доволен собой), а также «средний уровень » (человек уважает себя, но знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию).

    Самооценка может быть неоптимальной – чрезмерно завышенной или слишком заниженной.

    На основе неадекватно завышенной самооценки у человека возникает неправильное представление о себе, идеализированный образ своей личности и возможностей, своей ценности для окружающих, для общего дела. В таких случаях человек идет на игнорирование неудач ради сохранения привычной высокой оценки самого себя, своих поступков и дел. Происходит острое эмоциональное «отталкивание» всего, что нарушает представление о себе. Восприятие реальной действительности искажается, отношение к ней становится неадекватным – чисто эмоциональным. Рациональное зерно оценки выпадает полностью. Поэтому справедливое замечание начинает восприниматься как придирка, а объективная оценка результатов работы – как несправедливо заниженная. Неуспех предстает как следствие чьих-то козней или неблагоприятно сложившихся обстоятельств, ни в коей мере не зависящих от действий самой личности.

    Человек с завышенной неадекватной самооценкой не желает признавать, что все это – следствие собственных ошибок, лени, недостатка знаний, способностей или неправильного поведения. Возникает тяжелое эмоциональное состояние – аффект неадекватности, главной причиной которого является стойкость сложившегося стереотипа завышенной оценки своей личности. Если же высокая самооценка пластична, меняется в соответствии с реальным положением дел – увеличивается при успехе и снижается при неудаче, то это может способствовать развитию личности, так как ей приходится прикладывать максимум усилий для достижения поставленных целей, развивать свои способности и волю.

    Самооценка может быть и заниженной , т. е. ниже реальных возможностей личности. Обычно это приводит к неуверенности в себе, робости и отсутствию дерзаний, невозможности реализовать свои способности. Такие люди не ставят перед собой труднодостижимых целей, ограничиваются решением обыденных задач, слишком критичны к себе.

    Слишком высокая или слишком низкая самооценка нарушают процесс самоуправления, искажают самоконтроль. Особенно это заметно в общении, где лица с завышенной и заниженной самооценкой выступают причиной конфликтов. При завышенной самооценке конфликты возникают из-за пренебрежительного отношения к другим людям и неуважительного обращения с ними, слишком резких и необоснованных высказываний в их адрес, нетерпимости к чужому мнению, проявлению высокомерия и зазнайства. Низкая критичность к себе мешает им даже замечать, как они оскорбляют других высокомерием и непререкаемостью суждений.

    При заниженной самооценке конфликты могут возникать из-за чрезмерной критичности этих людей. Они очень требовательны к себе и еще более требовательны к другим, не прощают ни одного промаха или ошибки, склонны постоянно подчеркивать недостатки других. И хотя это делается из самых лучших побуждений, все же становится причиной конфликтов в силу того, что немногие могут терпеть систематическое «пиление». Когда в тебе видят только плохое и постоянно указывают на это, то возникает неприязнь к источнику таких оценок, мыслей и действий.

    Аффект неадекватности возникает как попытка лиц с завышенной самооценкой оградить себя от реальных обстоятельств и сохранить привычную самооценку. Это приводит к нарушению отношений с другими людьми. Переживание обиды и несправедливости позволяет чувствовать себя хорошо, оставаться на должной высоте в собственных глазах, считать себя пострадавшим или обиженным. Это возвышает человека в его собственных глазах и исключает недовольство собой. Потребность в завышенной самооценке удовлетворяется и отпадает необходимость изменить ее, т е. вплотную заняться само управлением. Неизбежно возникают конфликты с людьми, которые имеют иные представления о данной личности, ее способностях, возможностях и ценности для общества. Аффект неадекватности – это психологическая защита , она является временной мерой, поскольку не решает главной задачи, а именно – коренного изменения неоптимальной самооценки, выступающей причиной возникновения неблагоприятных межличностных отношений.

    Данные методики позволяют решить еще несколько исследовательских и практических задач. Вот некоторые из них:

    I. Существует несколько форм активности человека: общение, поведение, деятельность, переживания. Личность можно рассматривать и как субъект самоуправления. Поскольку одновременное осуществление всех этих форм активности затруднительно, то личность проявляет интерес к одной-двум сферам своей жизни. Действительно, каждый наблюдал людей, которые живут «в мире людей», «в замкнутом мире», «в мире дел» и «в мире чувств». Естественным будет предположить, что при выполнении методики люди выбирают больше качеств в той сфере, которая их больше интересует. Это и позволяет узнать, в какой области лежат их интересы, их предпочтения . С этой целью нужно подсчитать, сколько было выписано «идеальных» качеств по каждому из четырех блоков и сравнить между собой полученные числа. Ведущим будет тот уровень активности человека, где больше всего собрано «идеальных» и «реальных» качеств, а также их процентное отношение.

    II. Можно получить представление о ценностных ориентирах какой-либо группы , отличающейся от других по возрасту, полу, профессии; для этого нужно подсчитать, сколько человек выбрало то или иное качество и с каким рангом значимости. Если это число перевести в проценты, то открывается интересная возможность сравнивать между собой группы по предпочтению свойств личности, по степени важности для нее отдельных свойств. Ранжирование этих свойств по количеству людей, выбравших это свойство, показывает, какое место принадлежит ему в целостной системе представлений о личности.

    III. Можно получить представление о том, чем отличается каждый конкретный человек от других людей по своим ценностным ориентирам . Для этого нужно создать усредненный «портрет» ценностных ориентации группы, в которую он входит. Затем нужен качественный анализ выбранных им качеств и тех свойств личности, которые чаще всего встречаются в группе в целом. Так, на фоне групповых предпочтений удается выявить индивидуальные особенности.

    Источники
    • Тест «Самооценка» / Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д, 2003. С.479-480