Современный бронепоезд российской армии. Бронепоезда россии. Особенности бронепоездов в сороковые годы

Уже более века сухопутные броненосцы несут свою службу в рядах русской армии, но по-прежнему остаются актуальны.

Первые железнодорожные платформы, оборудованные пулемётами и артиллерией, стали появляться по всему миру вместе с развитием железных дорог. И появление их было вполне предсказуемо, ведь практически каждый генерал хотел бы видеть в своих рядах передвижную артиллерийскую батарею, способную в кратчайшие сроки оказаться на наиболее важных участках фронта.

Первые самодельные поезда можно было использовать лишь в качестве поддержки, но со временем их производство было поставлено на поток. И самодельные артиллерийские платформы были заменены на полноценные броневагоны, которые позволили превратить бронепоезда из орудия поддержки в настоящие машины прорыва. Составы из этих броневагонов были практически неуязвимы – винтовки и пулемёты повредить технику не могли, артиллерия поезда была способна самостоятельно подавлять лёгкую артиллерию врага, а тяжёлая артиллерия просто не успевала открывать прицельный огонь по постоянно передвигающейся цели.

Но появление авиации поставило жирную точку на доминировании сухопутных броненосцев на поле боя. К моменту начала Второй мировой войны уже никто и не рассчитывал, что бронепоезда смогут играть существенную роль в войне. Однако предположение это оказалось не совсем верным. В серьёзных боях бронепоезда участвовать уже не могли, но вновь стали незаменимы как средство поддержки.

С советской стороны броневагоны вооружали либо дальнобойной артиллерией, способной поддерживать пехоту, либо зенитными установками. Последние занимались охраной эшелонов в прифронтовой линии и справлялись со своей задачей вполне успешно. Но в вермахте им найдут идеальную задачу, которая определит судьбу бронепоездов на десятилетия вперёд – борьба с партизанами.

Практически в каждой крупной немецкой спецоперации по ликвидации партизанских отрядов будут участвовать бронепоезда и бронированные мотодрезины. Их главной задачей станет патрулирование железных дорог, которые являлись основной целью партизанских отрядов. После разгрома вермахта советское командование применит аналогичную тактику для борьбы с бандами УПА 1 на Западной Украине, которые нередко устраивали диверсии на железных дорогах.

После войны практически все бронепоезда исчезнут, но в России их вспомнят вновь во время Первой чеченской войны. У бандитов не было авиации и тяжёлой артиллерии, но они отлично знали тактику партизанской войны и одной из их главных целей стала железная дорога.

В ответ на многочисленные диверсии со стороны боевиков российские железнодорожники ответили проверенным способом и совместно с подразделениями ОМОНа оборудовали из подручных средств так называемые спецпоезда. Полноценных броневагонов в их составе не было, но с помощью рельс и мешков с песком были оборудованы позиции для пулемётчиков и гранатомётчиков. Кроме того, в середине состава находилась платформа с установленным на ней танком. Позже спецпоезда усилили ещё двумя платформами с БМП.

К концу Первой чеченской на Северном Кавказе несли службу уже четыре спецпоезда, которые занимались охраной железнодорожных путей, их разминированием и восстановлением, сопровождением эшелонов и разведкой. Участие они примут и во Второй чеченской кампании. К 2000 году спецпоезда оборудуют более серьёзно и соответственно их целям – вагоны для личного состава укрепят, а на каждом составе будет установлена мощная система постановки помех, призванная бороться с радиоуправляемыми фугасами.

После окончания Второй чеченской войны теоретики вознамерились отправить спецпоезда на свалку истории и Анатолий Сердюков даже подписал соответствующий приказ. Но под распил спецпоезда попасть не успели – приказ Сердюкова был отменён вступившим на должность министра обороны Сергеем Шойгу. В настоящее время все четыре поезда несут службу в частях российской армии.

Очевидно, что при превосходстве противника в воздухе любой бронепоезд станет отличной целью, но события последних лет показывают, что современные воины представляют собой локальные конфликты, а не полноценные столкновения двух современных армий.

Бронепоезда вполне успешно использовались и в других современных войнах. Так, «Краина экспресс» несколько лет сражался на стороне Сербии и вполне успешно. Самодельный спецпоезд был собран и донбасским ополчением. Несколько бронедрезин были замечены во время конфликтов . В своей новой роли бронепоезда перестали быть техникой прорыва, однако могут стать отличными опорными пунктами при проведении контртеррористических спецопераций.

1 Экстремистская организация, деятельность запрещена на территории РФ решением Верховного суда.


Бронепоездом называли бронированный железнодорожный состав, который предназначался для ведения боевых действий в полосе железной дороги. Широкое распространение такие поезда получили в войнах первой половины XX века. В СССР же они стояли на вооружении вплоть до 70-х годов, чтобы вновь «воскреснуть» в Чеченской компании.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861−1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870−1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

Британские войска в Египте 1880-е

1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - броневые дрезины.

типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение - две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда - 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12−16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее - и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.

К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

Разбитый Бронепоезд «За Родину»

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

Блиндированный поезд:

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

Изготовление «Бронепоезда»:

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

Бронепоезд «Салават Юлаев» типа БП-43

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

Самый везучий Бронепоезд:

Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда «Илья Муромец» и «Козьма Минин», был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз «Илья Муромца».

Польские бронепоезда:

И бронедрезины:

Немецкие:

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.

Однако, эффективность этих бронепоездов была весьма невысокой — неудачное расположение 75-мм орудий (которые были установлены не в башнях, а в казематах) существенно ограничивало их сектора обстрела. Но, несмотря на недостатки, эти бронепоезда эксплуатировали вплоть до 1944 года, кроме разобранного в 1940 году бронепоезда № 5 (который неоднократно модернизировался и ремонтировался).

С 1943 по 1944 год в распоряжении вермахта имелось около 70 бронепоездов разнообразной комплектации, основная часть находилась на восточном фронте (около 30 тяжёлых и 10 разведывательных бронепоездов), оставшиеся несли боевое дежурство на территории Балкан, Франции, Италии и Норвегии. С последующим отступлением германской армии с территории СССР бронепоезда стали активно использоваться в качестве средств мобильной обороны.

Зачастую несколько бронепоездов держали отдельные участки фронта, притом в самый критический момент.

Неоднократно им успешно удавалось удерживать оборону, противостоя не только пехотным, но и танковым частям (февраль 1943 года, оборона линии Дебальцево - Штеровка).

На севере против войск СССР действовали тяжёлые бронепоезда, а на юге против партизан действовали разведывательные и дрезинные составы. Но дальнейшее удержание фронта путём использования бронепоездов как «пожарных команд» не представлялось более возможным.

Так же, как и Вермахт, вышеупомянутый департамент не мог более возмещать потери и осуществлять ремонт.

В начале февраля 1945 года из оставшихся действующих тяжёлых бронепоездов была сформирована последняя оперативная группа (под командованием полковника фон Тюркхейма), основной задачей которой было удержание Берлинского направления.

В состав группы вошли 4 бронепоезда и последний новый образец, модернизированный состав «Берлин», который был вооружён башнями от танков «Пантера».

После ВМВ:

До 1953 года бронепоезда несли службу на Западной Украине по патрулированию железнодорожных магистралей в связи с частым нападением отрядов УПА на объекты железных дорог. Постановлением Совета Министров СССР от 4 февраля 1958 года дальнейшая разработка железнодорожных артиллерийских систем была прекращена. К концу пятидесятых годов на вооружении СССР не осталось ни одного бронепоезда.

В конце 1970-х годов в связи с напряженными отношениями СССР и КНР на Харьковском заводе тяжёлого машиностроения были созданы 4 (по другим сведениям, 5) бронепоезда БП-1, после улучшения советско-китайских отношений эти бронепоезда были переведены в резерв. Там они находились до начала 1990 года.

Бронепоезда в Чечне:

В начале августа стало известно, что министр обороны России Сергей Шойгу решил изменить распоряжение своего предшественника Анатолия Сердюкова и оставить в составе Вооружённых сил бронированные поезда. У большинства экспертов это решение вызвало недоумение. Впрочем, проблема выглядит гораздо глубже: как выяснила «Наша Версия», сегодня на вооружении Российской армии находится огромное количество устаревшего вооружения, включая самолёты, танки и даже деревянные корабли.

В настоящее время из пяти бронепоездов, доставшихся Российской армии после развала СССР, осталось лишь два – «Байкал» и «Амур». Сейчас они находятся в составе Железнодорожных войск РФ и стоят на вооружении двух отдельных восстановительных железнодорожных батальонов, которые дислоцируются на территории Южного военного округа в городах Георгиевске и Невинномысске. Последний раз в боевых условиях спецпоезда применялись во время кампаний в Чечне. Тактика их применения была незамысловатой: бронепоезда шли впереди эшелонов с людьми и техникой, а также гражданских составов. Таким образом, бронепоезда по большому счёту использовались для демонстрации силы. Потому неудивительно, что после завершения активной фазы боевых действий в Чечне, Абхазии и Южной Осетии руководство Минобороны решило, что использование в современной армии специальных составов не нужно. Оптимизируя военное ведомство, Анатолий Сердюков решил демонтировать с поездов вооружение, а подвижной состав отправить на консервацию.

Большому бронепоезду – большую ракету

И вот теперь их собираются вернуть на вооружение Российской армии. Как правило, любое решение Минобороны обычно находит как противников, так и сторонников. Однако в данном случае аналитики практически единодушно высказались против инициативы Сергея Шойгу. Аргументы их таковы: при современном развитии средств поражения бронепоезда являются слишком уязвимыми целями. Каждый состав – это два тепловоза – основной и резервный, к которым прицеплено порядка 10 различных вагонов и платформ. На них размещены зенитные установки для борьбы с низколетящими воздушными целями, а также артиллерийские системы. В свою очередь, личный состав имеет на вооружении штатное стрелковое оружие –

автоматы, пулемёты и гранатомёты. Таким образом, будь нынче на дворе 20-е годы прошлого века, бронепоезда представляли бы собой внушительную силу. Но сегодня другие времена, и оружие, позволяющее вести огонь за десятки километров, стало обыденностью. Потому бронепоезда возможно использовать только при отсутствии у противника таких средств поражения, как артиллерия и авиация, которые смогут если не разнести поезд в щепки, оставаясь вне зоны досягаемости, то точно разрушить железнодорожное полотно. Но стоит ли рассчитывать, что именно с таким противником придётся столкнуться России?

Танк «Иосиф Сталин» служил новой России

И всё же нужно отметить, что бронепоезда – не самое архаичное вооружение, которое имеется в Российских вооружённых силах.

Аналитики практически единодушно высказались против инициативы Сергея Шойгу – вернуть бронепоезда на вооружение Российской армии. Аргументы их таковы: при современном развитии средств поражения такая техника слишком уязвима.

В качестве советского наследства армии РФ перешёл один из самых больших танковых парков мира, насчитывающий порядка 22 тыс. единиц. Однако большинство боевых машин являются устаревшими и неспособными конкурировать с техникой НАТО. Значительную часть парка составляют разработанные ещё в середине прошлого века танки Т-64, Т-72 и Т-80. Причём Т-64, который начали производить в далёком 1963 году, до сих пор является основным боевым танком Российской армии. И именно он активно применялся во время войны в Южной Осетии в 2008 году. Не исключено, что Т-64 повторит судьбу танка ИС-2 («Иосиф Сталин»), который впервые сошёл с конвейера в 1943 году и был официально снят с вооружения Российской армии лишь в 1995 году. При этом окончательно утилизированы машины 60-летней давности были лишь к началу нулевых – до этого времени ИС-2 продолжали служить в качестве огневых точек в составе укрепрайонов на российско-китайской границе.

В 2013 году Минобороны объявило тендер на разделку более 400 военных самолётов и вертолётов. Основная часть из них – довольно старая авиатехника, разработанная в конце 50-х: истребители МиГ-21 и МиГ-23, а также истребители-бомбардировщики Су-22М. Кроме боевых самолётов есть и транспортные «старички» – «кукурузники» Ан-2, Ан-12 и Ан-26. Эксперты говорят, что необходимо списывать и те самолёты, которые в настоящее время стоят на вооружении, при этом находясь в активной эксплуатации. В частности, речь идёт о бомбардировщиках Су-24 (совершил первый полёт в 1970 году), с которыми всё чаще происходят авиапроисшествия. Увы, эти самолёты, как и некоторые другие модели, пока заменить нечем.

Атомные подлодки чинят в доке фашистской Германии

Не менее раритетной техникой обладает и Российский флот. К примеру, базовый тральщик проекта 1265 «Яхонт», предназначенный для поиска, траления и уничтожения мин в прибрежных районах и ближней морской зоне, по сути, представляет собой деревянный корабль. Причиной использования такого сомнительного материала для производства военного корабля стало то, что Советский Союз долго не мог получить технологию производства искусственных материалов для изготовления немагнитного корпуса. Выпуск этого типа кораблей начался в 1972 году и продолжался до 1992-го. В настоящее время в состав ВМФ России входят два десятка таких тральщиков.

Ещё одним уникальным механизмом «из прошлой жизни» обладает 82-й судоремонтный завод (СРЗ-82) Министерства обороны, который обслуживает Северный флот. СРЗ-82 был создан на базе трофейного немецкого дока ПД-1 времён Великой Отечественной войны и береговых ремонтных мастерских. В принципе трофейный плавдок работает без нареканий уже больше полувека. Однако вряд ли стратегически важное предприятие, специализирующееся на доковании и доковых осмотрах современных стратегических АПЛ и атомных надводных кораблей, должно полагаться на качество оборудования Третьего рейха.

Что делать со всем этим устаревшим имуществом? Продавать или утилизировать, полагают в Минобороны. Начало коммерции положил Анатолий Сердюков. Так, уже в 2007 году после его прихода в военное ведомство министерство выручило 3,5 млрд рублей от реализации устаревшего вооружения и другого имущества Вооружённых сил. Продавать предлагалось всё, в том числе стрелковое оружие. Как оказалось, российские оружейные склады буквально переполнены винтовками и пистолетами, выпущенными ещё 100 лет назад. По некоторым данным, число единиц стрелкового оружия, находящегося на военных арсеналах, в начале 2012 года составляло около 16 млн «стволов», из которых около 35–40% выработали свой ресурс. В результате команда Анатолия Сердюкова решила утилизировать около 4 млн единиц оружия, произведённого до 1980 года. Но как только эта работа началась, разразился скандал: в 2012 году была обнаружена пропажа нескольких десятков автоматов Калашникова. Причём пропажа обнаружилась совершенно случайно. Пенсионер приобрёл на дрова 64 деревянных ящика, в которых обнаружил автоматы, а также магазины к ним. Оказалось, что несколько месяцев с начала утилизации не велась видеофиксация номеров уничтожаемых изделий. Сколько автоматов за это время списали, осталось неизвестным. Стоит отметить, что утилизировалось не только оружие советского производства, но и раритетные «стволы» с клеймами императорских оружейных заводов.

А есть в арсеналах Минобороны и образцы старинного оружия, произведённого в других странах. По оценкам экспертов, одних только уникальных образцов стрелкового оружия на складах Минобороны может храниться от 100 до 400 тыс. единиц. Сейчас выясняется, что у этого устаревшего оружия мощный финансовый потенциал – его готовы покупать музеи и частные коллекционеры.

Какое же это "ламповое" слово - бронепоезд. Если я не ошибаюсь, их расцвет пришелся на Первую мировую, а ассоциируются они часто в том числе и с Октябрьской Революцией. Хотя и в Великую Отечественную они достаточно "потрудились" и многие наверное думали, что история бронепоездов закончена. Однако...

Два бронепоезда "Амур" и "Байкал" железнодорожных войск впервые за почти 15 лет будут задействованы в учениях тыловиков, которые пройдут под Волгоградом в середине августа. Об этом сообщил в пятницу ТАСС источник в штабе Южного военного округа.

Они отработают задачи по охране и обороне от разведывательно-диверсионных групп условного противника восстановленных железнодорожных мостов через водные преграды.

Давайте узнаем о них подробнее..

2


В свое время, в связи с резким ухудшением отношений с Китаем возникла необходимость в обороне прилегающих к границе участков Транссибирской магистрали, проходившей через районы, где железная дорога была единственной коммуникацией. Для этого были разработаны и в кратчайшие сроки построены особые модульные поезда, состоящие из нескольких так называемых бронелетучек. Они представляли собой небольшой бронированный тепловозик, к которому с обеих сторон были прицеплены платформы с расположенными на них танками и бронетранспортерами. На каждой из этих платформ имелась бронированная будка для размещения мотострелкового отделения. Но прошло время, советско-китайские отношения наладились, и всю железнодорожную бронетехнику отправили на консервацию.

3


Еще раз бронированные монстры проявили себя на Кавказе. В 1990 году, во время беспорядков в Азербайджане. Там они охраняли важные железнодорожные узлы и сопровождали грузы и воинские эшелоны. После небольшого перерыва для выполнения аналогичных задач бронепоезда перебросили в Нагорный Карабах.

Участвовали бронепоезда и в обеих Чеченских кампаниях. Первый такой спецпоезд привел в Моздок в декабре 1994 года генерал железнодорожных войск Кошман Николай Павлович. Бронепоездом его можно было назвать лишь формально, по всем оперативным сводкам он проходил как «спецпоезд». Спецпоезд включал в свой состав ряд платформ, которые были забиты ремкомплектом для ведения восстановительных работ на путях и мостовых переправах, а также 2-х БМП, которые были установлены на отдельных платформах. Помимо этого данные железнодорожные платформы имели также укрытия из шпал и мешков с песком, в которых были оборудованы огневые точки для автоматических гранатометов и пулеметов.

4


Поезда, действовавшие в Чечне, были удивительно похожи на своих далеких предков - блиндированные поезда Англо-бурской войны. Кроме основного, «заводского» броневагона и бронеплощадки с установленными на ней зенитными установками, все остальные вагоны представляли собой сплошную импровизацию. На их блиндирование шли мешки с песком, шпалы, танковые траки, толстые железные пластины, предназначенные для крепления рельсов к шпалам. Функцию артиллерии на этих поездах выполняли поставленные на платформы танки или БМП. За радиосвязь отвечал намертво прикрепленный к платформе стандартный армейский автомобиль-радиостанция. Таскали такие составы обычные тепловозы, дополнительно обшитые стальными листами. Для защиты от радиоуправляемых мин весь поезд по периметру был увешан специальными «глушилками».

5


Бронепоезда занимались перевозкой личного состава, сопровождением грузовых эшелонов и восстановлением железнодорожных путей. Обеспечение бесперебойной работы железнодорожного транспорта в районах ведения боевых действий легла на плечи подразделений и частей Федеральной Службы железнодорожных войск. Основными задачами, которые решались данными войсками, стали: - разминирование и боевое охранение, а также сопровождение военных транспортов и эшелонов на участке железной дороги Моздок-Гудермес-Ханкала; - восстановление, ремонт и поддержание железнодорожной инфраструктуры на территории Чечни в рабочем состоянии, техническое прикрытие объектов железнодорожного транспорта; - осуществление обороны и охраны мест дислокации железнодорожных подразделений.

Выполнение данных задач воинам-железнодорожникам пришлось осуществлять в условиях постоянного противодействия со стороны незаконных вооруженных бандформирований, для которых железная дорога стала одним из главных объектов для осуществления диверсий, обстрелов военных эшелонов на ж/д станциях, мостах и перегонах. По этой причине наиболее сложные задачи – проведение инженерной разведки маршрутов движения, разминирование фугасов, сопровождение и боевое охранение воинских эшелонов стали прерогативой спецпоездов, которые по давней российской традиции получили не только тактические имена, такие как СП-1, СП-2 и т.д., но и имена собственные – «Амур», «Байкал», «Дон», «Казбек», «Терек».

6


Постоянно боевые задачи выполняли 2-3 спецпоезда, остальные находились в резерве на базе специальных поездов в районе Ханкалы на специально оборудованных для этого площадках (отстойниках). На базе в Ханкале проходило введение в экипаж личного состава, прибывшего для ротации, боевая учеба, подготовка и ремонт материальной части. Ротация спецпоездов осуществлялась согласно составленному командованием Железнодорожных войск России графику. Выполнившие боевые задачи поезда переводились в резерв, а их место занимали поезда из резерва. На базе в Ханкале имелось все необходимое для проведения мелкого ремонта и обслуживания вооружения и материальной части, а также для отдыха личного состава бронепоездов.

7


Не смотря на это, в составе всех спецпоездов присутствовали общие элементы: - тепловоз - 1 или 2 платформы с танком Т-62 или БМП-2 или и с тем, и с другим вместе; - 1 или 2 платформы с установками ЗУ-23-2; - крытый пульмановский четырехосный вагон с проделанными в нем бойницами для ведения огня из личного стрелкового оружия, а также импровизированными башенками, расположенными на крыше вагона с установленными в них 12,7-мм пулеметами «Утес» или автоматическими гранатометами АГС-17; - вагон с материалами, который солдаты называли «каптерка»; - 1 или 2 пассажирских плацкартных вагона, предназначенных для отдыха личного состава приданных подразделений и экипажа на охраняемых войсками ж/д станциях или в местах базирования; - 2 или 3 платформы с балластом из рельс, шпал, мешков с песком, которые устанавливаются спереди и сзади состава для защиты от мин нажимного действия и фугасов; - платформа с автомобильной радиостанцией;

Все элементы специальных поездов по возможности старались защитить с бортов бревнами, шпалами, скрепленными железными скобами, мешками с песком, а также бронированными или железными плитами, которые соединялись с помощью сварки. Каждый из имеющихся спецпоездов мог иметь различный состав перечисленных выше элементов, их состав мог изменяться, исходя из поставленных боевых задач, некоторые элементы могли вообще отсутствовать.

8


Обязательными и постоянными на каждом из спецпоездов были платформы с установленными на них БМП-2, Т-62 и ЗУ-23-2. При этом оборудование таких платформ примерно одинаково. Зенитные установки располагались в передней и задней частях платформы. Вдоль бортов, по бокам были установлены ящики с необходимым имуществом и запасом боеприпасов. С фронтальной стороны спаренные зенитные установки прикрывали наклонные стальные листы, которые защищали расчеты от огня стрелкового оружия. В середине платформы располагалось укрытие из шпал, которое обшивалось снаружи стальными листами. С двух сторон в нем имелись двери для выхода расчетов к своим зенитным установкам. Помимо этого в укрытии имелись боковые амбразуры, предназначенные для наблюдения за местностью, а при необходимости и ведения через них огня из личного оружия. Подобные укрытия имелись и на платформах с установленными на них Т-62 или БМП-2, а также платформой с автомобильной радиостанцией. Данные укрытия располагались со стороны кормовой части, установленных на платформах боевых машин, и служили местом отдыха для их экипажей.

9


В 2015 году последние из них планировали снять с вооружения. Решение о сохранении бронепоездов принял министр обороны Сергей Шойгу.

Оставшаяся пара, которая дислоцируется в Невинномысске Ставропольского края и Волгограде, используется по назначению, рассказал источник.

Бронепоезда стали ответом Российской Империи на развитие танкостроения в период ПМВ, впрочем Строили их не только в РИ. А положила начало Бронепонездостроению конечно-же США, времен гражданской войны. В СССР бронепоезда стояли на вооружении до середины 70-х годов, и вновь возродились в Чеченскую кампанию.

Артиллерийская блиндированная платформа 1880..

2

Броневагон для Южной Африки 1919 год.

3

Впервые пушки были поставлены на железнодорожные платформы во время Гражданской в США (1861-1865), в 1861 году в армии Северных штатов командиром 19-го Иллинойсского волонтёрского полка, полковником И. В. Турчаниновым (Джон Бэзил Турчин).

4

Артиллерия была быстро доставлена к расположившимся лагерем у линии железной дороги войскам Южных штатов и произвела внезапное опустошение в их стане. Этот удачный опыт потом неоднократно использовался.

5

В 1864 году на платформы были установлены уже 13-дюймовые мортиры, стрелявшие при осаде Питтсбурга снарядами массой примерно 100 кг с дальностью стрельбы до 4,5 км.

6


В Европе подобное использование железнодорожных платформ имело место в 1871 году при осаде Парижа прусской армией во время франко-прусской войны 1870-1871 гг.: удалось обстреливать укрепления города с разных сторон.

7

Британские войска в Египте 1880-е

8

9


1899. Южная африка.

К началу Первой Мировой войны несколько бронепоездов простейшей конструкции имелось на вооружении армий большинства европейских государств. После начала Первой мировой войны, создание новых бронепоездов было начато в Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - броневые дрезины.

10

11

12

Бронепоезд "Хунхуз". 1915 г.

13

На фото внизу - типовой бронепоезд Кавказской Армии, 1915 год. Согласно проекта состоял из двух бронеплощадок и полу-бронированного паровоза. Вооружение - две горных пушки 76,2 мм образца 1904 года и 8 пулеметов, команда - 4 офицера и 70 стрелков, толщина брони 12-16 мм. Всего было построено четыре поезда этого типа.

14

В России «бум бронепоездов» пришёлся на Гражданскую войну. Это было вызвано её спецификой, такой, как фактическое отсутствие чётких линий фронтов, большое количество иррегулярных войск и острая борьба за железные дороги как основное средство для быстрой переброски войск, боеприпасов, хлеба.

15

Бронепоездные части находились в составе практически всех воюющих сторон. Помимо Красной Армии, были они и в составе белогвардейской Добровольческой Армии (позднее в Вооружённых силах Юга России (ВСЮР)) генерала Деникина, чехословацкого корпуса (б/п «Orlik»), армии УНР (б/п «Слава Украины», «Сечевик») и др.

16

17

Широкое боевое применение бронепоездов во время Гражданской войны наглядно показало их главную слабость. Бронепоезд являлся большой, громоздкой мишенью, уязвимой для артиллерийского (а позднее - и воздушного) удара. Кроме того, он опасно зависел от железнодорожной линии. Для его обездвижения было достаточно разрушить полотно спереди и сзади.

18


Поэтому для восстановления разрушенных путей бронепоезда имели в своём составе платформы с путевыми материалами: рельсами, шпалами, креплениями. Темп восстановления пути солдатами бронепоездов был довольно высок: в среднем 40 м/ч пути и примерно 1 м/ч моста на небольших реках. Поэтому разрушение путей лишь на небольшое время задерживало движение бронепоездов.

19

20

Часть бронепоездов достались РККА от Русской Императорской армии, при этом было развёрнуто и серийное производство новых. Кроме того, вплоть до 1919 года сохранялось массовое изготовление «суррогатных» бронепоездов, собираемых из подручных материалов из обычных пассажирских вагонов в отсутствие всяких чертежей; такой «бронепоезд» мог быть собран буквально за сутки.

21

К концу Гражданской войны в ведении Центрального совета броневых частей (Центробронь) РККА находилось 122 полноценных бронепоезда.
К 1928 году количество бронепоездов было сокращено до 34.

22

Тем не менее, РККА в межвоенный период не отказалась от планов по дальнейшему техническому развитию бронепоездов. Во время Великой Отечественной войны бронепоезда и железнодорожная артиллерия (к бронепоездам не относилась) оставалась на вооружении. Был построен ряд новых бронепоездов, развёрнуты железнодорожные батареи ПВО.

23


Бронепоездные части сыграли определённую роль в Великой Отечественной войне, в первую очередь, в охране железнодорожных коммуникаций оперативного тыла

Кроме Красной Армии бронепоездами располагали и оперативные войска НКВД. Они имели 25 бронепаровозов, 32 артиллерийские бронеплощадки, 36 моторных броневых вагонов и 7 бронеавтомобилей.

24

Советский БЕПО №695 типа БП-35 (ПР-35 + 2 x ПЛ-37) всместе с БА-20жд и БА-10жд

На начало Великой Отечественной самым массовым отечественным бронепоездом был БП-35. Он имел в своем составе две артиллерийские площадки ПЛ-37 (незадолго до этого на них заменили устаревшие ПЛ-35) и одну зенитную СПУ-БП со счетверенными «Максимами». В целом, это был неплохой бронепоезд. Однако опыт реальной войны вскоре показал все его достоинства и недостатки. Пушки и пулеметы были вполне неплохой ударной силой, а вот ПВО и бронирование оказались недостаточными.

25

Катастрофическое начало войны, огромные потери в боевой технике и вооружении, невозможность их быстрого пополнения из-за эвакуации предприятий заставили командование армии и руководство промышленности искать выход из столь легкой ситуации.

26

27

Разбитый Бронепоезд "За Родину"

Уже в июне-июле 1941 года на просторах Советского Союза, на паровозостроительных и ремонтных заводах, мастерских, закипает работа по строительству импровизированных бронепоездов. В ход идет все, что попадается под руку: любые железные листы, вагоны, паровозы, оружие чуть ли не из музеев. Чем ближе противник, тем выше темпы строительства.

28


Только за вторую половину 41-го года было создано сразу четыре (!) новых типа бронепоездов, артиллерийских и зенитных. Все они выпускались в различном количестве, а «рекордсменом» в этом плане стал зенитный бронепоезд образца 41-го – их было сделано более сотни.

29


Блиндированный поезд:

30

Трофейный советский броневагон на службе вермахта.

31

Бронепоезд "Железняков"

32

Изготовление "Бронепоезда":

33

34

Каждый бронепоезд состоял из боевой части и базы. Боевая часть предназначалась для ведения непосредственных боевых действий и включала в себя бронепаровоз, две бронеплощадки и 2-4 контрольные платформы, которые присоединялись к бронепоезду спереди и сзади, служили для перевозки материалов для ремонта железнодорожного полотна (рельсы, шпалы и т.д.) и для защиты от минно-взрывных заграждений.

35

База бронепоезда обеспечивала ему достаточно высокую автономность действий и состояла из вагона для начальствующего состава, вагона-канцелярии, вагона-клуба, вагона-кухни и нескольких вагонов для размещения личного состава бронепоезда.

36

Успешное использование бронепоездов в первые месяцы войны способствовало развертыванию их строительства в вагонных депо ряда городов.

37

При этом конструкция и вооружение бронепоездов в значительной степени представляли собой импровизацию и зависели от наличия броневой стали, вооружения и технологических возможностей депо.

38

Начиная с конца 41 года начался серийный выпуск типового бронепоезда:

39

ОБ-3 Выпускали во время войны по упрощенной схеме Типа ВР-35, Однако бронирование было улучшено.Сделано их было около сотни,Свою роль в ВМВ они сыграли и к концу 1946 года были разобраны

40

А настоящий венец отечественного строительства бронепоездов пошел в войска только в 1943 году, когда возможности промышленности уже позволяли сделать упор на более перспективную технику, такую как танки. Бронепоезд БП-43 стали в некоторой мере «гибридом» классического бронепоезда и танка.

41

Бронепоезд "Салават Юлаев" типа БП-43

42

Начиная с 1943 года производство Мотобронеплатформ поставили на поток:

43

44

45

Самый везучий Бронепоезд:

46


Бронепоезд был построен в 1942 году в Муроме. Он был защищен броней толщиной 45 миллиметров и за всю войну не получил ни одной пробоины. Бронепоезд прошел путь от Мурома до Франкфурта-на-Одере. За время войны он уничтожил 7 самолетов, 14 орудий и минометных батарей, 36 огневых точек противника, 875 солдат и офицеров. За боевые заслуги 31-ый отдельный особый Горьковский дивизион бронепоездов, в который входили бронепоезда "Илья Муромец" и "Козьма Минин", был награжден орденом Александра Невского. В 1971 году в Муроме был поставлен на вечную стоянку бронепаровоз "Илья Муромца".

Польские бронепоезда:

47

И бронедрезины:

48

49

Немецкие:

50

В 30-х годах германское военное командование считало приоритетным разработку авиации и танков, а проектирование новых бронепоездов оказалось ненужным. Лишь накануне начала Второй мировой войны в июле-августе 1939 года произошёл сдвиг, и было принято решение о создании семи новых бронепоездов. Однако, времени на создание настоящих бронепоездов не хватило. Тогда был найден компромисс: использовать «поезда защиты линий» и чехословацкие трофейные бронепоезда.