Сокольническая линия 1. Сокольническая линия

Как обычно, у меня посты по любой теме получаются в абсолютно хаотичном порядке. В мае-июне 2009 года у меня был двухсуточный фотомарафон по московскому метрополитену, когда я внезапно захотел перефотографировать заново все станции для моего сайта "Прогулки по метро". Получившиеся фотографии я начал публиковать не с первой линии, а откуда-то ближе к концу, потому что несколько станций, которые я не успел посетить или фотографии которых не удались по независящим от меня обстоятельствам, почти все оказались как раз на Сокольнической линии. В декабре прошлого года я посетил Москву ещё раз и отснял недостающие ракурсы и станции, и теперь готов показать "первую серию".

Итак, Сокольническая линия. Первая линия Московского метрополитена, первые станции которой были открыты в 1935 году 15 мая, это был участок Сокольники - Парк Культуры. В 1950-е..60-е годы XX века линия продлевалась в обе стороны, а последние открытия новых станций были в 1990 (Черкизовская, Улица Подбельского) и 2002 году (Воробьёвы горы, второе открытие после реконструкции).

В настоящее время длина линии составляет более 26 км, количество станций - 19. На линии есть колонные и односводчатые станции мелкого заложения, открытые в 1935 году, глубокие пилонные станции "сталинской" архитектуры, а также типовые "сороконожки" и односводчатые станции более поздних лет.



[ | ]
15. Фрунзенская. Дата открытия - 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым и красным мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов, пол выложен красным и чёрным мрамором. Выход в город на Комсомольский проспект и переулок Хользунова.


[ | ]
16. Спортивная. 01.05.1957. Тип станции - пилонная трехсводчатая глубокого заложения. Пилоны облицованы белым мрамором, путевые стены - керамической плиткой белого и чёрного цветов. Выход в город к спортивному комплексу "Лужники", на Хамовнический вал и на улицу 10-летия Октября.

ГУП МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

ЭЛЕКТРОДЕПО «СЕВЕРНОЕ»

ПОСТОЯННО-ДЕЙСТВУЮЩИЙ

ИНСТРУКТАЖ

И маршруты маневровых передвижений

_________________

______________

___________

«СЕВЕРНОЕ»

1.Станция "Улица Подбельского"

Границы станции:

по I главному пути – входной светофор «В»;

по II главному пути – входной светофор «ПД-408» и тупиковые упоры на 1,2,3,4 ст.пути.

Светофор «ПД-408» – входной, совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2» и «К», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. Маршрутный указатель «К» информирует о производстве манёвров за светофор «К» (знак «7» установлен в районе знака «Т-сбор» до светофора «ПД-402»).

Светофор «ПД-402» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПД-400г» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4». Имеет привязку к КГУ.

Светофор «Е» – маневровый, не имеет ПС.

Светофоры «ПД-3» и «ПД-4» – маневровые. Оборудованы ПС, включающимися только на I путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «В» – входной. Разрешающее показание при автоблокировке – два жёлтых огня светофора. Не оборудован ПС.

Светофор «ПД-403м» – выходной. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Д». Указатель «Д» освещается при следовании состава в депо Черкизово.

Светофор «Ам» – выходной. При автоблокировке имеет показание один жёлтый или один зеленый огонь светофора. Не оборудован ПС.

Светофор «Км» – выходной. Оборудован ПС. При автоблокировке имеет показание два жёлтых.

Маршруты маневровых передвижений:

1. Маневровое передвижение со II главного станционного пути на 3 или 4 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «ПД-400г» с маршрутным указателем «3» или «4» до сигнального знака «7»,ОТ или НО (3 ст.п.).

2. Маневровое передвижение со II главного станционного пути на 2 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «ПД-400» с маршрутным указателем «2» до 1уп или 2уп.

3. Маневровое передвижение со 2 станционного пути на II главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Е» до сигнального знака «Остановка головного вагона». Особенностью выезда со 2 станционного пути является то, что при задании данного маневрового маршрута на светофоре «Ам» отключается сигнал АРС-АО. При выезде состава со второго станционного пути на II главный станционный путь при разрешающем показании светофора «Е» сигнал АРС-АО в рельсовую цепь «406», расположенную перед светофором «Ам»,начинает подаваться через одну секундупосле проследования последней колесной парой последнего вагона состава изолированного стыка светофора «ПД-400г».

4. Отправление со II главного станционного пути на I главный путь перегона «Улица Подбельского-Черкизовская» (съезд 8-7) производится по синему (АБ –жёлтый или зелёный) показанию светофора «Ам» и по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «Км».

5. Маневровое передвижение с 3 или 4 станционного пути на I главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофоров «ПД-3» или «ПД-4» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

6. Маневровое передвижение с I главного станционного пути на 1 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Д» с маршрутным указателем «1» до 1уп или 2уп.

7. Маневровое передвижение с I главного станционного пути на 3 или 4 станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Д» с маршрутным указателем «3» или «4» до сигнального знака «7»,ОТ или НО (3 ст.п.).

8. Маневровое передвижение с 1 станционного пути на I главный станционный путь производится по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофора «Г» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

9. Маневровое передвижение с 3 или 4 станционного пути на II главный станционный путь производятся по синему (АБ – лунно-белому) показанию светофоров «ПД-3» или «ПД-4» с маршрутным указателем «2» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

10. Приём на II главный станционный путь станции «Улица Подбельского» от светофора «В» производится по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «В» и синему (АБ – жёлтый) показанию светофора «ПД-402» до сигнального знака «Остановка головного вагона».

11. Отправление с I главного станционного пути станции «Улица Подбельского» на чётную соединительную ветвь электродепо «Черкизово» производится по синему (АБ – жёлтый или зелёный) показанию светофора «ПД-403м» с маршрутным указателем «Д». Далее по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «ЧВ-407м» с маршрутным указателем «Д».

12. Отправление со II главного станционного пути станции «Улица Подбельского» на чётную соединительную ветвь электродепо «Черкизово» производится по синему (АБ – жёлтый или зелёный) показанию светофора «Ам» и по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «Км». Далее по синему (АБ – два жёлтых) показанию светофора «ЧВ-407м» с маршрутным указателем «Д».

Электродепо «Черкизово»

Границы станции:

По нечётной соединительной ветви - выходной с парковых путей светофор «Е-1м»;

По чётной соединительной ветви - выходной с парковых путей светофор «Е-2м».

Виды и месторасположение связи

Парк 1: 1-6 канавы. Парк 2: 7-14 канавы. Парк 3: 15-19 канавы.

Заезд в депо:

Парк 1 - Ч-2 – М-4 – М-10 – М-18 – П-1.

Парк 2 - Ч-2 – М-4 – М-10 – М-22 – П-2.

Парк 3 - Ч-2 – М-4 – М-14 – М-24 – П-3.

Заезд на 20 и 21 канавы - Ч-2 – М-4 – М-14.

Выезд из депо:

Парк 1 - (Д1 – Д6) – Г-1 – Н-9 – Н-5 – Е-1.

Парк 2 - (Д7 – Д14) – Г-2 – Н-5 – Е-1.

Парк 3 - (Д15 – Д19) – Г-3 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Выезд с 20 канавы - Г-4 – Н-13 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Выезд с 21 канавы - Г-4 – Н-11 – Н-7 – Н-5 – Е-1.

Светофоры Е-1м, 4-2, Г-1, Г-2, Г-3, Г-4, Н-5, Н-7, Н-9, Н-11, М-2, М-4, М-6, М-8, М-10, М-12, М-14, М-16, М-20, М-22, М-24, М-13, М-15, М-18 оборудованы пригласительными сигналами.

Входной на парковые пути светофор «Ч-2» и его пригласительный сигнал управляется с поста централизации электродепо «Черкизово».

Выходные с парковых путей светофоры «Е-1м», «Е-2м» и пригласительный сигнал светофора «Е-1м» управляются с поста централизации станции «Черкизовская».

Приём электросостава в электродепо при запрещающем показании входного светофора «Ч-2» после остановки состава перед светофором допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности – по приказу или копии приказа ДЦХ со скоростью не более 15 км/час при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС, а состава с неисправными устройствами АЛС-АРС или необорудованного устройствами АЛС-АРС до следующего светофора.

Отправление электросостава из электродепо при запрещающем показании выходного светофора «Е-1м» или «Е-2м», а также при сигнальном показании «О» или «ОЧ» в кабине машиниста, после остановки состава перед светофором допускается по пригласительному сигналу, а при его неисправности или отсутствии на светофоре «Е-2м» - по приказу или копии приказа ДЦХ со скоростью не более 20 км/час при нажатой педали (кнопке) бдительности до появления разрешающего сигнального показания АЛС, а состава с неисправными устройствами АЛС-АРС или необорудованного устройствами АЛС-АРС, хозяйственных поездов - до следующего светофора.

В период движения электропоездов при запрещающем показании светофоров «Е-1м» или «Е-2м» ДЦХ даёт указание дежурным по станциям проверить наличие ключей в блокировочных выключателях на станциях: «Черкизовская» (для светофора «Е-1м» МК 414 на ПК 01+15), «Улица Подбельского» (для светофора «Е-2м» МК 415 на ПК 108+22). При отсутствии ключа ДЦХ даёт указание работникам Электромеханической службы и Службы сигнализации и связи проверить положение устройств. Дежурный по станции «Черкизовская» включает рабочее и аварийное освещение. Дежурный поста централизации электродепо «Черкизово» выписывает, а дежурный по электродепо выдает машинисту письменное предупреждение о проследовании металлоконструкции с особой бдительностью и со скоростью не более 10 км/ч от первого до второго сигнального знака «Ограждение металлоконструкции» и далее согласно ПТЭ. В предупреждении указывается месторасположение металлоконструкции.

При наличии ключа в блокировочных выключателях, движение электропоездов
осуществляется порядком, установленном ПТЭ для проследования светофоров
полуавтоматического действия с запрещающим показанием с особой бдительностью при следовании в зоне металлоконструкций и с обязательным уведомлением поездного диспетчера о возможности проследования металлоконструкции.

Если к началу движения электропоездов ключа от металлоконструкции не окажется в блокировочных выключателях на станциях «Черкизовская» или «Улица Подбельского», движение поездов разрешается только после выяснения положения металлоконструкции.

Машинисту первого и последующим электропоездам до закрепления металлоконструкции ДСЦП электродепо выписывает, а дежурный по электродепо выдаёт письменное предупреждение о проследовании металлоконструкции с особой бдительностью со скоростью не более 10 км/ч от первого до второго сигнального знака «Ограждение металлоконструкции» и далее согласно ПТЭ.

В письменном предупреждении указывается месторасположение металлоконструкции.

Если первый поезд проследовал перегон беспрепятственно, а ключ от металлоконструкции продолжает отсутствовать, движение поездов осуществляется согласно ПТЭ и с особой бдительностью при следовании в зоне металлоконструкции и с обязательным уведомлением поездного диспетчера.

Электродепо «Северное»

Границы станции:

Со стороны соединительной ветви - выходной светофор «Е», у которого установлен сигнальный знак «Граница электродепо «Северное».

Станция «Охотный Ряд»

Границы станции:

По I главному пути: «АС-105» – знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода № 1.

По II главному пути: торец пассажирской платформы – светофор автоблокировки «102м» (погашенный).

ГУП МОСКОВСКИЙ МЕТРОПОЛИТЕН

ЭЛЕКТРОДЕПО «СЕВЕРНОЕ»

ПОСТОЯННО-ДЕЙСТВУЮЩИЙ

ИНСТРУКТАЖ

ТРА станций Сокольнической линии

Время работы: с 05:30 до 01:00

Сокольническая линия состоит из 20 станций, протяженность линии - 28,2 км, время следования из конца в конец 44 минуты. На схеме метрополитена Сокольническая ветка обозначена красным цветом и цифрой 1.

Это первая из всех линий московского метро, она открылась в 1935 году. Конечными станциями были "Сокольники" и "Парк Культуры", от ветки отходило ответвление "Охотный ряд" — "Смоленская". С момента открытия и до 1990 года она называлась Кировско-Фрунзенской. Красная ветка проходит через центр Москвы и такие районы как Богородское, Хамовники, проспект Вернадского. На всех станциях Сокольнической линии вход и выход пассажиров располагаются с левой стороны относительно движения состава.

В 2020-х годах от станции "Черкизовской" линию собираются продлевать: будут построены станции "Щелковсковская", "Черкизовская-2", "Амурская", "Щёлковская-2", "Красноярская" и "Восточная".

Из всех веток московского метро - эта единственная, которая не имеет пересадок на другие линии, кроме переходов на Кольцевую. Также на этом участке, между станциями "Юго-Западная" и "Тропарево" оба перегона освещаются - это единственные освещаемые перегоны во всем метро Москвы. Еще один интересный нюанс - по ветке курсируют три именных состава: "Курская дуга", "Красная Стрела" и ретро поезд "Сокольники".

В 2010 году на станциях Сокольнической линии "Лубянка" и "Парк Культуры" прогремели два взрыва, в результате которых погиб 41 человек и еще 88 человек были ранены. Ответственность за теракт взял на себя лидер "Кавказского" эмирата Доку Умаров.

Станции Сокольнической линии московского метро

  • Бульвар Рокоссовского
  • "Бульвар Рокоссовского" - это конечная станция северо-восточного радиуса Сокольнической линии. Глубина заложения - 8 метров. Станция находится на территории района Богородское Восточного административного округа Москвы. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная на глубине 8 метров.

    Станция "Бульвар Рокоссовского" была открыта в 1990 году под названием "Улица Подбельского". После переименования улицы, новое имя получила и станция. В сентябре 2016 года начала работать платформа Московского центрального кольца с таким же названием. Вход на платформу расположен вблизи от южного вестибюля станции метро. Колонны в плане имеют форму многогранника. Облицованы колонны белым мрамором. Путевые стены отделаны металлическими полосами, образующими геометрический орнамент. Пол выложен светло-серым гранитом. По краям центрального зала проходят продольные линии из черного и красного мрамора, при помощи которых создается впечатление ковровой дорожки.

  • Черкизовскаая
  • Станция "Черкизовская" находится на территории района Преображенское Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения - 11 метров. Тип: односводчатая станция мелкого заложения.

    "Черкизовская" была открыта в 1990 году, в один день со станцией "Бульвар Рокоссовского" - 1 августа. Через южный вестибюль станции возможна пересадка на Московское центральное кольцо. Путевые стены и края свода обшиты темным металлом. Центральная часть свода - белая, и она отражает свет, исходящий от светильников, спрятанных за облицовкой. Пол выложен плитами серого гранита с простым геометрическим рисунком контрастного цвета. Выходы со станции украшают яркие витражи на спортивную тему.

  • Преображенская площадь
  • Станция Сокольнической линии метро "Преображенская площадь" находится в Восточном административном округе Москвы, в районе Преображенское. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Первый поезд через станцию "Преображенскую" прошел 31 декабря 1965 года. Станция имеет два выхода. Восточный выход ведет на Большую Черкизовскую улицу, а западный - в направлении улицы Преображенской. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения. Построена по типовому проекту.

  • Сокольники
  • Станция "Сокольники" расположена на территории района Сокольники Восточного административного округа Москвы. Глубина заложения станции - 9 метров. Тип: колонная рехпролетная мелкого заложения.

    Сокольническая - первая станция, от строительства которой можно отсчитывать историю работы метро в Москве. Именно отсюда 15 мая 1936 года отправился самый первый состав с пассажирами. Путевые стены станции облицованы светло-жёлтой керамической плиткой. Первоначально пол был асфальтовым, а сейчас он выложен плитами серого и чёрного гранита.

  • Красносельская
  • Станция "Красносельская" расплагается в Центральном административной округе Москвы, в Красносельском районе. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная двухпролетная мелкого заложения.

    Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. Переходов на другие станции нет. Выходы ведут на улицы Краснопрудную и Верхнюю Красносельскую. Путевые стены облицованы жёлтой и коричневой керамической плиткой с белыми и серыми вставками. Многогранные колонны облицованы жёлто-коричневым крымским мраморовидным известняком. Пол выложен белым мрамором с красными вставками. Потолок украшен неглубокими круглыми кессонами.

  • Комсомольская
  • Станция "Комсомольская" располагается на территории Красносельского района Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 8 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция открылась 15 мая 1935 года вместе с другими станциями первого пускового участка Московского метрополитена. Один вестибюль располагается в здании Казанского вокзала, а второй, совмещенный с вестибюлем Станции "Комсомольская" Кольцевой линии, имеет выход на Комсомольскую площадь.

    Еще при проектировании предполагалось, что этой станции придется справляться с большим пассажиропотоком, поэтому она имеет нестандартное устройство. Вдоль зала над путями устроены галереи для передвижения пассажиров. В зале станции установлено 23 пары колонн, а на каждом из двух балконов стоят еще по 45 колонн. При отделке использовались такие материалы как серый и красный гранит, керамическая плитка, мрамор различных пород и оттенков, бронза, майолика. Автором панно из майоликовой плитки стал художник Е.Е. Лансере. Называлось оно "Метростроевцы", и посвящалось труду комсомольцев-строителей московского метрополитена.

    В марте 1941 года станция "Комсомольская" Сокольнической линии метро была отмечена Сталинской премией 1-й степени.

  • Красные Ворота
  • Станция "Красные Ворота" располагается в Центральном административном округе, в Басманном и Красносельском районах Москвы. Это станция глубокого заложения, она находится на глубине 32,8 метров под землей. Тип: пилонная трехсводчатая.

    Станция была открыта 15 мая 1935 года в числе прочих станций первого пускового участка метрополитена Москвы. Поскольку станция располагается под площадью Красные Ворота, то и ей самой присвоили такое название. Автор проекта - архитектор И.А. Фомин. Во многом это его заслуга в том, что станция "Красные Ворота" стала объектом культурного наследия местного значения.

    Строительство станции изначально было очень сложным. Проходчикам пришлось преодолеть культурный слой, 14 метров плывуна, слой черной глины юрского периода, 15 метров водоносных трещиноватых известняков. Также возникли споры между американским инженером Морганом и начальником проекта И.Д. Гоциридзе. Дело в том, что, согласно проекту, станция проектировалась с тремя сводами. Однако Морган и другие инженеры выражали серьезные опасения, что на такой большой глубине конструкция не выдержит нагрузки, и предлагали строить станцию на два свода. Гоциридзе пришлось убеждать самого Кагановича в том, что трехсводчатая конструкция будет достаточно прочной. В итоге, проект выполнили по первоначальному плану, а конструктивная схема станции "Красные Ворота" стала образцом для ряда других станций московского метро. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже этот проект стал победителем и получил Гран-при.

    В период Великой Отечественной войны поезда на станции "Красные Ворота" не останавливались. Здесь располагался командный пункт руководства и оперативно-диспетчерского аппарата народного комиссариата путей сообщения. Пассажиры, проезжая в вагонах, не видели, что делается на станции, т.к. перрон был отгорожен от путей высокой стеной из фанеры.

    В конце 1940-начале 1950-х годов на площади Красные Ворота (Лермонтовская площадь) начали строить одну из сталинских высоток. Предполагалось, что северный вход в метро будет встроенным в это здание. Сложные грунты вновь потребовали неординарного подхода. При строительстве применяли заморозку грунта, и учитывая то, что после размораживания грунт осядет, дом строили с наклоном влево, а затем он выровнялся.

    Именно на "Красных Воротах" в 1952 году были установлены первые турникеты, а в 1959 - турникеты, основанные на принципе свободного прохода. Также в 1950-х годах на станции установили гермозатворы, после чего исчезли две пары проходов между центральными и боковыми залами.

    Внутреннее оформление станции выполнено в классическом стиле. Разрабатывал его архитектор И.А. Фомин. При отделке использовались материалы, перекликающиеся по цвету с названием станции - мраморизованный известняк красных оттенков. Для контраста был выбран серый уральский мрамор, желтый мраморовидный известняк, темный лабрадорит, а также серый и красный гранит.

    Чтобы визуально облегчить массивные пилоны, их разделили на три части со светлой центральной нишей и с широкими темно-красными выступами по краям. По центру выступов устроены арочные ниши, отделанные светлым мрамором. Между пилонами и сводом расположен белый ступенчатый карниз. Свод украшен многочисленными шестигранными и квадратными кессонами. Станцию освещают подвесные шарообразные светильники. Путевые стены облицованы светлой керамической плиткой. На полу в шахматном порядке уложены гранитные плиты красного и серого цвета.

  • Чистые пруды
  • Станция "Чистые пруды" находится на территории Центрального административного округа Москвы, в Басманном районе. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина - 35 метров).

    Станция открылась 15 мая 1935 года. В начале Чистопрудного бульвара расположен наземный вестибюль, через который можно выйти на Чистопрудный бульвар или на Мясницкую улицу и площадь Мясницкие ворота. Это станция глубокого заложения, она построена на глубине 35 метров под землей, поэтому в годы Великой Отечественной войны здесь располагались отделы Генштаба и ПВО. Из центрального зала можно перейти на станцию Тургеневская Калужско-Рижской линии и на станцию "Сретенский бульвар" Люблинско-Дмитровской линии.

    Массивные спаренные пилоны с относительно неширокими проходами покрыты мрамором бежевого и серого цвета. Пол центрального зала выложен плитами розового гранита, в платформенных залах - серого. Путевые стены облицованы светло-серым мрамором с черным гранитным цоколем. Освещение скрыто за карнизом, расположенным над пилонами.

  • Лубянка
  • Станция "Лубянка" располагается на территории сразу трех районов Центрального округа Москвы: Басманного, Мещанского и Тверского. Тип: пилонная трехпролетная глубокого заложения (глубина - 32,5 метров).

    Станция открылась 15 мая 1935 года. Изначально она была названа в честь Дзержинского. С "Лубянки" есть переход на станцию "Кузнецкий Мост" Таганско-Краснопресненской линии. Выход в город осуществляется через наземные вестибюли и подземный переход на Лубянскую площадь, Новую площадь, Никольскую улицу и Театральный проезд.

    Архитектурный проект для станции "Лубянка" разрабатывала Пятая планировочная мастерская Н.А. Ладовского при участии мастерской Д.Ф. Фридмана. Несмотря на то, что в тот период времени была более распространена "сталинская архитектура", приверженец рационализма Ладовский смог воплотить в проекте свои идеи.

    В момент открытия у станции не имелось центрального зала. Это были два параллельных перронных тоннеля, которые связывал небольшой зал при сходе с эскалатора. Проектное название станции - "Площадь Дзержинского". Задача была сложной из-за двухзальной конструкции с массивными опорами и из-за небольшой кривизны тоннелей.

    Большинство архитекторов, создававших станции московского метро, стремились нивелировать ощущение "подземелья", сделать залы более высокими, просторными и легкими. В данном случае архитектор наоборот, различными способами подчеркнул подземное расположение объекта. Для отделки колонн он использовал черный камень, освещение должно было ярко освещать перрон, а пути и путевая стена должны были находиться в полумраке и т.д.

    Сейчас узнать, как первоначально выглядела станция "Лубянка", можно лишь на исторических фотографиях. Во время реконструкции 1970 года почти вся оригинальная отделка была утрачена. От работы Ладовского остались лишь участки мраморной облицовки в юго-западном торце станции.

    После реконструкции у станции появился центральный зал с переходом на станцию "Кузнецкий мост" Таганско-Краснопресненской линии. Кроме того, были построены подземные переходы с выходами на Лубянскую площадь, Мясницкую улицу, к Политехническому музею и магазину "Детский мир".

    Пилоны "Лубянки" отделаны белым мрамором, пол выложен плитами черного и красного гранита. На путевых стенах - белая фарфоровая плитка.

  • Охотный ряд
  • Станция "Охотный ряд" (станция глубокого заложения) располагается в Центральном административном округе Москвы, в Тверском районе. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения (глубина - 16 метров).

    Открытие станции состоялось 15 мая 1935 года. С "Охотного ряда" можно перейти на станцию "Театральную" Замоскворецкой линии. Кроме того, эта станция метро ближе всего располагается к и .

    Пилоны имеют небольшую ширину, и сделаны в виде двух округлых колонн, стоящих рядом. Пилоны облицованы белым мрамором со стороны залов и серым в проходах. Изначально путевые стены были облицованы желтой глазурованной керамической плиткой. В 2007-2008 годах плитку заменили на светлый мрамор, участок оригинальной отделки остался лишь со стороны пути, ведущего из центра города к станции "бульвар Рокоссовского".

    Пол выложен темными и светлыми гранитными плитами, расположенными в шахматном порядке. Свод станции украшают многочисленные квадратные кессоны со ступенчатой отделкой. Со стороны платформ потолок украшен рельефным узором в виде простого меандра.

    Центральный зал и посадочные платформы освещаются шаровидными светильниками, укрепленными на потолке.

  • Библиотека им. Ленина
  • Станция метро "Библиотека им. Ленина" расположена на территории Тверского района Центрального административного округа Москвы. Глубина заложения - 12 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения.

    Эта станция московского метро открылась 15 мая 1935 года. С "Библиотеки им. Ленина" можно пересесть на станцию "Арбатская" Арбатско-Покровской линии, станцию "Александровски сад" Филевской линии, станцию "Боровицкая" Серпуховско-Тимирязевской линии.

    Путевые стены станции отделаны желтой керамической плиткой со вставками из коричневого мрамора. Покрытие пола меняли несколько раз: при открытии это был паркет, затем его заменили асфальтом, потом снова постелили паркет, и в конце концов остановились на гранитном покрытии.

    Свод станции "Охотный ряд" - почти плоский. Украшают его квадратные кессоны. Мраморные участки на путевых стенах через свод соединены рядом светильников, вмонтированных в углубления такой же формы, как и кессоны. Кроме того, станция освещается подвесными шарообразными светильниками.

    Интересный факт: в мраморной облицовке станции можно отчетливо увидеть различные древние окаменелости.

  • Кропоткинская
  • Станция метро "Кропоткинская" расположена на территории Центрального административного округа в районе Хамовники. Глубина заложения - 13 метров. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    "Кропоткинская" открылась 15 мая 1935 года. После 2020 года, когда в эксплуатацию введут станцию "Волхонка" Калининско-Солнцевской линии, в центре зала на "Кропоткинской" появится переход на эту станцию.

    Оформление станции "Кропоткинская" очень лаконичное, и, в то же время, эффектное. По обеим сторонам зала расположены десятигранные колонны, облицованные белым уральским мрамором. В капители, украшающие верхнюю часть колонн, встроены светильники, и кажется, что из колонн бьют фонтаны мягкого белого света. На полу в шахматном порядке уложены плиты красного и серого гранита.

    Проект "Кропоткинской" имеет несколько наград: Гран-при на международных выставках в Париже (1937 г.) и Брюсселе (1958 г.), а также Сталинскую премию за архитектуру и строительство (1941 г.). Изображение станции можно встретить на памятных серебряных монет номиналом 3 рубля. В 2005 году Центробанк РФ выпустил их тиражом 10 000 единиц.

    В рамках акции "Ночь музеев" в мае 2010 года на станции "Кропоткинская" прошел бесплатный концерт камерного оркестра Kremlin. Мероприятие было посвящено 75-летию Московского метрополитена. Во время концерта на станции стояли именные поезда "Акварель" и "Ретропоезд".

  • Парк Культуры
  • Станция "Парк Культуры" расположена в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 10,5 метров. На противоположном берегу Москвы-реки находится Парк культуры и отдыха им. Горького, по которому и назвали станцию. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Путевые стены станции облицованы белой керамической плиткой. Колонны квадратного сечения отделаны желто-коричневым мраморовидным известняком, наверху колонны заканчиваются золотистыми капителями. Пол выложен плитами черного гранита. Освещается станция прямоугольными светильниками, расположенными по центру свода.

  • Фрунзенская
  • Станция "Фрунзенская" располагается в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 42 метра. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    "Фрунзенская" была открыта 1 мая 1957 года, а 2 января 2016 года ее закрыли на реконструкцию. Обновленную станцию планируют открыть в марте 2017 года.

    Станция "Фрунзенская" - одна из последних, построенных в стиле сталинского ампира. Снизу пилоны облицованы красным мрамором. Верхняя часть украшена рельефами и ажурными металлическими щитами с изображением пятиконечной звезды. Пилоны плавно переходят в округлый белый свод. Путевые стены покрыты кремовой керамической плиткой. Со стороны платформ возле пилонов установлены скамейки. Освещается станция массивными подвесными люстрами. В торце центрального зала установлен бюст М.В. Фрунзе работы Е.В. Вучетича.

  • Спортивная
  • Станция "Спортивная" расположена в Центральном административном округе Москвы, в районе Хамовники. Глубина заложения - 42 метра.

    Станция была открыта 1 мая 1957 года. Название ей дали по расположенному вблизи спортивному комплексу "Лужники".

    Массивные квадратные пилоны облицованы светлым мрамором. В верхней части пилоны украшены полосами зеленого мрамора. Своды залов отделаны плитами из асбоцемента с тисненым узором. Со стороны залов на пилонах закреплены по 4 хрустальных светильника. Пол в шахматном порядке выложен плитами серого и черного гранита с полосами красного гранита. Путевые стены облицованы белой глазурованной керамической плиткой (вверху) и черной (внизу).

  • Воробьевы горы
  • Станция "Воробьевы горы" имеет два выхода. Северный выход располагается в районе Хамовники Центрального административного округа, а южный сразу в двух районах - в районе Раменки Западного административного округа и Гагаринском районе Юго-Западного административного округа. Это первая станция метро в России, которая построена на мосту над рекой. Кроме того, это еще и самая длинная московская станция метро - протяженность зала вместе с подходными коридорами составляет 284 метра.

    Станция "Воробьевы горы" открылась 12 января 1959 года как станция "Ленинские горы". При строительстве решили использовать уникальный способ прокладки линии метро по Лужнецкому метромосту. Он также был более дешевым в сравнении с устройством тоннеля под водой.

    И при создании проекта, и при строительстве моста были допущены ошибки, и в июне 1960 года, всего через полгода после открытия, на станции начал протекать потолок, а затем появились крупные продольные трещины в бетонных перекрытиях. Мост пришлось закрыть на реконструкцию. В октябре 1983 года закрылась и станция, а поезда пустили по обходным мостам, построенным по обе стороны от Лужнецкого метромоста.

    Из-за недостатка финансирования реконструкция растянулась почти на 20 лет. Вновь эта станция метро начала работать в декабре 2002 года. После реконструкции ширина станции увеличилась на 3 метра. Платформу оставили на старых опорах, а поезда теперь ходят по отдельным балкам, установленным на собственных опорах.

  • Университет
  • Станция "Университет" располагается в Западном административном округе (район Раменки) и в Юго-Западном административном округе (Гагаринский район). Глубина заложения - 26,5 метров. Дата открытия - 12 января 1959 года. Станция располагается вблизи здания МГУ им. Ломоносова, от которого и произошло ее название. Тип: пилонная трехсводчатая глубокого заложения.

    Массивные прямоугольные пилоны облицованы светлым мрамором. По центру пилонов со стороны залов расположено углубление с декоративной решеткой. Под пилонами и со стороны платформ, и в центральном зале установлены скамейки. Над пилонами проходит лепной карниз белого цвета. Путевые стены отделаны желтой и черной керамической плиткой. Пол выложен плитами серого и красного гранита в виде больших красных контурных квадратов.

  • Проспект Вернадского
  • Станция метро "Проспект Вернадского" находится в Западном административном округе, в районе Проспект Вернадского. Глубина заложения - 8 метров. Дата открытия - 30 декабря 1963 года. Тип - колонная трехпролетная мелкого заложения. Построена по типовому проекту, и представляет собой стандартную станцию-"сороконожку". Колонны облицованы светло-бежевым мрамором, а яркие краски вносит оформление путевых стен: они отделаны глазурованной керамической плиткой в виде светло-желтых и светло-голубых горизонтальных полос.

  • Юго-Западная
  • Станция метро "Юго-Западная" располагается в Западном административном округе Москвы, в районе Тропарево-Никулино. Глубина заложения - 8 метров. Это колонная трехпролетная станция мелкого заложения, построенная по типовому проекту. КОлонны облицованы светлым мрамором, на путевых стенах - нежно-салатовая керамическая плитка.

    Станция открылась 30 декабря 1963 года, и на протяжении 50 лет была конечной южного радиуса Сокольнической ветки.

  • Тропарево
  • Станция Сокольнической линии "Тропарево" располагается на территории Западного административного округа Москвы, в районе Тропарево-Никулино. Глубина заложения - 12 метров. Тип: односводчатая мелкого заложения. Дата открытия - 8 декабря 2014 года. Это одна из самых красивых новых станций Московского метрополитена. По центру зала установлены стилизованные деревья-светильники с округлыми кронами, и их свет отражается в зеркальной поверхности верхней части путевых стен. Пол выложен плитами полированного серо-бежекого гранита. Путевые стены обшиты серыми панелями. Верхняя часть путевых стен отделана зеркалами.

    Первоначальный проект предполагал, что зеркала будут и на потолке. По другому принципу собирались устроить и освещение. Однако в процессе отделки стало ясно, что зеркальное отражение на полу получается слишком ярким, и создаст дискомфорт у пассажиров. Возникли проблемы и с монтированием системы освещения. Поэтому, несмотря на то, что часть станции уже была отделана в соответствии с проектом, декор демонтировали и несколько упростили.

  • Румянцево
  • "Румянцево" - станция мелкого заложения, расположенная на территории Новой Москвы, в поселении Московском. Станция была открыта 18 января 2016 года. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения. Это одна из самых ярких московских станций.

    По краям вдоль центрального зала стоят светлые глянцевые округлые колонны. Если обычно колонны располагаются по одной, то здесь они установлены парами. Путевые стены отделаны панелями из искусственных материалов. На панелях нанесен геометрический рисунок: разноцветные квадраты и прямоугольники в разных вариантах и размерах. Пол выложен полированными темными и светлыми плитами.

    Учитывая то, что для размещения станции было выделено места меньше, чем это необходимо, все кассовые вестибюли и технологические помещения пришлось расположить на верхнем ярусе. Для подъема в кассовые залы установлены эскалаторы, а для пассажиров с ограниченной мобильностью - лифты.

  • Саларьево
  • "Саларьево" - конечная станция Сокольнической линии московского метро. Станция располагается на территории Новой Москвы, между Киевским шоссе и деревней Саларьево. Тип: колонная трехпролетная мелкого заложения.

    Станция открылась 15 февраля 2016 года. Участок, на котором планировалось строительство станции, находится в частной собственности, в связи с чем возник ряд проблем. В итоге, компромисс между частным и общественным был найден, но в итоге "Саларьево" работает по оригинальной схеме: южный вход работает только на выход пассажиров, а северный - только на вход.

    Путевые стены станции отделаны цветными панелями из искусственных материалов с рисунком из разноцветных прямоугольником. Светлые колонны поддерживают сетчатый свод, за которым скрыты источники освещения. Пол выложен плитами полированного гранита светло-серого цвета с темными полосами, разбивающими поверхность на квадраты.

Сокольническая линия - первая линия Московского метрополитена - диаметральная линия, соединяющая восточные районы Москвы через центр с юго-западом. Преимущественно подземная линия включает в себя участки как глубокого, так и мелкого заложения, в том числе один из двух существующих участков мелкого заложения внутри Садового кольца, и два метромоста: открытый - над рекой Яуза, и закрытый - над Москвой-рекой с единственной расположенной на метромосту станцией «Воробьёвы горы». Линия обозначается на картах красным цветом.

1934 г.: собранный щит «Markham»
напротив гостиницы Метрополь.
Фото: Л. А. Великжанин.

Изначально носила название Мясницкого радиуса, затем - Мясницко-Усачёвского диаметра, Мясницко-Фрунзенского диаметра, а с декабря 1934 г. - Кировско-Фрунзенского диаметра. С закладки опытной шахты будущего радиуса на Русаковской ул. в декабре 1931 г. началось строительство Московского метро. В мае 1932 г. был завершён проект I очереди. В неё помимо Мясницко-Усачёвского диаметра вошёл Арбатский радиус нынешней Филёвской линии . Всего же в 1932 г. планировалось строительство на перспективу пяти диаметров: Мясницко-Усачёвского («Черкизово» - «Ленинские горы»), Арбатско-Покровского («Кутузово» - «Благуша»), Таганско-Тверского («Завод им. Сталина» - «Всехсвятское»), Замоскворецко-Дзержинского («Нижние Котлы» - «Останкино») и Рогожско-Краснопресненского («Соколиная гора» - «Ваганьково»). Также рассматривался Калужско-Тимирязевский диаметр и Кольцевая линия.

21 марта 1933 г. постановлением СНК СССР была утверждена схема развития метро из пяти диаметральных линий и объём работ I очереди от ст. «Сокольники» до ст. «Крымская площадь» с ответвлением до ст. «Смоленский рынок». Первоначально открыть метро планировалось к 7 ноября 1934, однако масштабные работы удалось развернуть лишь в январе 1934 г. Тоннели и станции строились как открытым способом, так и горным. На одном участке впервые была применена щитовая проходка: 17 марта 1934 г. началась проходка первого перегонного тоннеля между ст. «Охотный ряд» (шахта № 12) и ст. «Площадь Дзержинского» (шахта № 13) с помощью тоннелепроходческого щита «Маркхем» английского производства. 15 мая 1934 г. параллельно ему начал проходку второго перегонного тоннеля щит производства КБ «Союзстальмост». Во время проходки английским щитом, 24 сентября 1934 г. произошла самая тяжёлая авария на строительстве I очереди: в результате начавшегося из-за короткого замыкания в кессоне пожара погибли инженер Андрей Яковлевич Чистяков и проходчик Карибулла Хусаинов, а 11 метростроевцев получили отравление угарным газом. Проходка английского щита была завершена 24 ноября 1934 г., а 15 декабря была завершена проходка второго тоннеля советским щитом. Длина пройденного тоннеля составила 428 м. С этой последней сбойкой под площ. Дзержинского завершилась проходка тоннелей I очереди. 15 октября 1934 г. по участку от электродепо «Северное» до ст. «Комсомольская площадь» и от ст. «Комсомольская площадь» под одному пути до ст. «Сокольники» прошёл первый пробный поезд, состоявший из двухвагонной секции (моторный и прицепной вагоны типа А).






Бульвар Рокоссовского
Черкизовская
Преображенская площадь
Сокольники
Красносельская
Комсомольская
Красные ворота
Чистые пруды
Лубянка
Охотный ряд
Библиотека имени Ленина
Кропоткинская
Парк Культуры
Фрунзенская
Спортивная
Воробьёвы горы
Университет
Проспект Вернадского
Юго-Западная
Тропарёво
Румянцево
Саларьево
Филатов луг
Прокшино
Ольховая
Столбово

5 февраля 1935 г. первый пробный четырёхвагонный состав прошёл по всей линии. 6 февраля была организована показательная обкатка линии с участием руководителей страны и делегатов съезда. С 16 февраля начинается опытная эксплуатация всех участков.19 апреля на всей линии начата штатная работа систем СЦБ, и с 19 по 24 апреля в течение всего дня проводятся экскурсионные поездки по специальным приглашениям для рабочих и служащих предприятий Москвы.

2 мая на один день все станции метро открывают двери для свободного входа и осмотра. С 9 по 11 мая продолжается движение поездов с экскурсантами. 15 мая 1935 г. в 6:45 станции были открыты для входа, а с 7:00 началось графиковое движение. Открылись первые 13 станций Московского метро под следующими названиями: «Сокольники», «Красносельская», «Комсомольская», «Красные ворота», «Кировская», «Дзержинская», «Охотный ряд», «Библиотека имени Ленина», «Дворец Советов», «Парк Культуры имени Горького», «Улица Коминтерна», «Арбатская» и «Смоленская». Поезда следовали поочерёдно по двум маршрутам: «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Парк Культуры имени Горького» и «Сокольники» - «Охотный ряд» - «Смоленская». В течение всего дня действовало неизменное тактовое расписание с 12-парным графиком: 5-минутным интервалом на общем участке и 10-минутном на ответвлениях. На линии одновременно работали 9 четырёхвагонных составов. Обороты на конечных станциях выполнялись через съезд перед станцией без использования оборотных тупиков. Линия считалась состоящей из трёх радиусов: Кировского, Фрунзенского и Арбатского. Прямой пересадки между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» не было, хотя обе станции имели выход в общий не существующий ныне вестибюль. Для пересадки с одного ответвления на другое надо было доехать до ст. «Охотный ряд» и дождаться нужного поезда.

В сентябре парность была увеличена, при этом из-за нехватки вагонов на короткое время, до 11 октября, на линию выпускались двухвагонные составы-секции. С 11 октября тактовое расписание было отменено, и введён комбинированный график, по которому парность на линии менялась в зависимости от времени суток (и величины пассажиропотока). С 16 ноября на линию начали выпускаться наравне с четырёхвагонными и шестивагонные составы, а с 20 марта 1936 г. на линию выпускаются только шестивагонные (трёхсекционные) составы. С 29 апреля 1936 г. оборот на ст. «Сокольники» стал выполняться в оборотных тупиках.

20 марта 1937 г. было открыто движение от ст. «Смоленская» до новой - 14-ой станции метро - «Киевская», первой станции II очереди строительства. В эксплуатации появился первый открый участок: Смоленский метромост с подходом. Оборот на ст. «Киевская» выполнялся в оборотных тупиках. С 29 апреля задействованы и последние оборотные тупики: за ст. «Парк Культуры имени Горького».

13 марта 1938 г. открылись 2 станции метро II очереди строительства: «Площадь Революции» и «Курская». От ст. «Улица Коминтерна» поезда отправились на ст. «Площадь Революции», движение поездов с пассажирами по участку «Охотный ряд» - «Улица Коминтерна» было прекращено. В результате было образовано две отдельных линии: Кировско-Фрунзенская и Арбатско-Покровская . Открылась прямая пересадка между станциями «Библиотека имени Ленина» и «Улица Коминтерна» через пешеходные тоннели, выводящие в торцы платформ ст. «Улица Коминтерна».

11 сентября 1938 г. был пущен в эксплуатацию Горьковский радиус от ст. «Площадь Свердлова» до ст. «Сокол» с 6-ю станциями II очереди. Ст. «Охотный ряд» стала пересадочной, при этом пересадка осуществлялась через общий со ст. «Площадь Свердлова» вестибюль.

В 1937 г. были определены участки III очереди строительства, а также перспективное развитие метро. Кировско-Фрунзенскую линию намеревались продлить в обе стороны: на восток от «Сокольников» на 3 станции со строительством электродепо в Черкизове и на юго-запад от «Парка Культуры» на 5 станций через «Усачёвскую», под Москвой-рекой - в перспективные районы жилищного строительства Раменки и Аминьево, однако вплоть до 50-х годов работ по продлению линии не велось.

30 декабря 1944 г. был открыт отдельный переход между ст. «Охотный ряд» и «Площадь Свердлова» (между центральными залами обеих станций). С открытием 1 января 1950 г. первого участка Кольцевой линии был введён в эксплуатацию новый совмещённый вестибюль ст. «Парк Культуры имени Горького», сооружённый на месте бывшего южного вестбюля 1935 г. Также с открытием 30 января 1952 г. второго участка Кольцевой линии старый вестибюль ст. «Комсомольская» был заменён на совмещённый вестибюль Кировско-Фрунзенской и Кольцевой линий. С открытием 5 апреля 1953 г. нового участка глубокого заложения Арбатско-Покровской линии от ст. «Площадь Революции» до ст. «Киевская» и закрытием старого участка мелкого заложения был открыт новый аванзал перехода между ст. «Библиотека имени Ленина» и «Арбатская» Арбатско-Покровской линии с лестничным спуском и эскалаторным подъёмом из аванзала в бывший вестибюль ст. «Калининская» (до 24 декабря 1946 г. - «Улица Коминтерна»). Таким образом, ст. «Библиотека имени Ленина», с 1946 по 1953 гг. имевшая один вестибюль на Моховой ул., получила второй вестибюль с выходом на ул. Калинина. Переходные коридоры к платформам ст. «Калининская» были, соответственно, закрыты.

31 июля 1954 г. был открыт северный вестибюль ст. «Красные ворота», встроенный в высотное здание и сооружённый вместе с ним.

В декабре 1954 г. линия перешла на обслуживание 7-вагонными составами. 25 ноября 1955 г. ст. «Охотный ряд» была переименована в «Имени Л. М. Кагановича», название «Охотный ряд» было возвращено осенью 1957 г. 20 марта 1957 г. ст. «Дворец Советов» получила нынешнее название «Кропоткинская».

1 мая 1957 г. состоялось первое продление линии: был открыт участок глубокого заложения от ст. «Парк Культуры имени Горького» до ст. «Спортивная» с промежуточной ст. «Фрунзенская». Станция «Спортивная» до апреля 1957 г. носила проектное наименование «Усачёвская».

С возобновлением 7 ноября 1958 г. движения по Арбатскому радиусу мелкого заложения с созданием новой Арбатско-Филёвской линии восстановлен переход со ст. «Библиотека имени Ленина» на ст. «Калининская».

12 января 1959 г. состоялось второе продление линии: был открыт участок от ст. «Спортивная» до ст. «Университет» с промежуточной станцией «Ленинские горы» (пробный поезд прошёл по участку 7 января). Станция «Ленинские горы» стала первой станцией, расположенной на метромосту. Изначально планировалось вести линию под Москвой-рекой глубоким заложением в район Мичуринского проспекта, однако в итоге был выбран вариант мостового перехода. Между ст. «Спортивная» и «Ленинские горы» планировалась ещё одна промежуточная ст. «Лужниковская». 22 июля 1959 г. на Ленинских горах была открыта эскалаторная галерея, соединившая выход на ул. Косыгина и площадку поблизости от входа в южный вестибюль ст. «Ленинские горы».

29 октября 1959 г. был открыт подземный переход под ул. Горького с новым входом на ст. «Охотный ряд», а сама станция «Охотный ряд» в ноябре 1961 г. была вновь переименована, на этот раз в «Проспект Маркса». 29 мая 1962 г. ст. «Красные ворота» была переименована в «Лермонтовскую».

В январе 1961 г. начались работы по строительству участка от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной ст. «Проспект Вернадского» (проектные названия «Проспекта Вернадского» - «Проезд № 3757», а «Юго-Западной» - «Экспериментальный квартал»). Первоначально планировалась и третья станция - «Проезд № 4639» - на пересечении Просп. Вернадского и ул. Крупской, но в итоговом варианте от неё отказались. Строительство нового участка должно было обеспечить транспортом территорию Всемирной выставки 1967 г. (которая так и не будет проведена в СССР). На перегоне «Проезд № 3757» - «Экспериментальный квартал» силами СМУ-7 с помощью щита открытого способа работ впервые был построен опытный участок двухпутного тоннеля с цельносекционной обделкой.

30 декабря 1963 г. третье продление Кировско-Фрунзенской линии состоялось: участок от ст. «Университет» до ст. «Юго-Западная» с промежуточной станцией «Проспект Вернадского» был открыт. На момент открытия вокруг ст. «Юго-Западная» отсутствовала какая-либо городская застройка.

В феврале 1965 г. на ст. «Библиотека имени Ленина» был открыт дополнительный выход через лестницы в центре платформы и параллельный станции коридор в существующий переход к станциям «Арбатская» и «Калининская». В апреле 1965 г. из этого коридора был открыт выход в новый подземный вестибюль, связанный подземным переходом с Александровский садом.

31 декабря 1965 г. в рамках четвёртого продления линии был пущен в эксплуатацию участок от ст. «Сокольники» до ст. «Преображенская площадь» со вторым на линии метромостром - через реку Яуза. Станция носила проектное название «Преображенская», слово «площадь» было добавлено незадолго до открытия.

В 1968 г. был завершён первый этап реконструкции ст. «Дзержинская»: был открыт наклонный ход в северный подземный вестибюль с выходом в подуличный переход под площ. Дзержинского. Таким образом, на станции появился второй аванзал. До 1968 г. на ст. «Дзержинская» эскалатор южного вестибюля выводил в единственный аванзал с проходами на обе стороны на платформы станции. С открытием 31 декабря 1971 г. центрального участка Калужско-Рижской линии со станциями «Тургеневская» и «Колхозная», для обеспечения пересадки на ст. «Тургеневская» была завершена начатая в конце 1969 г. реконструкция ст. «Кировская», где между существовавшими аванзалами был сооружён средний участок центрального зала длиной 62,25 м. В 1973 г. северный и южный аванзалы ст. «Дзержинская» были соединены, и у станции появился полноценный центральный зал, а к открытию 17 декабря 1975 г. центрального участка Ждановско-Краснопресненской линии из центрального зала «Дзержинской» был открыт переход на ст. «Кузнецкий мост». 7 ноября 1974 г. был так же открыт второй переход между станциями «Проспект Маркса» и «Площадь Свердлова» (с выходом в торец станции «Площадь Свердлова»).

В 1971 г. был принят новый генеральный план развития Москвы. Согласно нему Кировско-Фрунзенская линии должна была быть продлена в обе стороны: на юго-западе планировалось продление от ст. «Юго-Западная» к ст. «Парк имени XXII Партсъезда» и далее за МКАД к станции возле перспективного на тот момент Южного вокзала, на северо-востоке планировалось разветвление от ст. «Преображенская площадь» на две ветви. Надо уточнить, что в это время разветвления планировались на концах многих линий. Одна из ветвей шла через Черкизово вдоль Щёлковского шоссе до Гольянова, вторая - в район Метрогородок вдоль Открытого шоссе.

25 октября 1983 г. была окончательно закрыта для пассажиров ст. «Ленинские горы». К этому времени состояние конструкций метромоста было аварийным, начавшиеся работы по капитальному ремонту не приводили к должному результату. Станцию уже не раз закрывали, однако заложенные во время строительства ошибки в использованных материалах не могли быть исправлены на действующем участке. Позже была закрыта и эскалаторная галерея. Поезда проследовали станцию без остановки. В 1986–87 гг. были сооружены открытые обходные мосты, на которые было перенесено движение со станционных путей.

11 августа 1984 г. направленным взрывом была снесена значительная часть наземного вестибюля «Фрунзенской». Станция при этом закрывалась лишь на два дня. Оставшаяся часть вестибюля была впоследствии встроена в здание Московского дворца молодёжи. 25 августа 1986 г. ст. «Лермонтовская» была переименована обратно в «Красные ворота».

В 80-е годы перспективное развитие линии немного поменялось, так от разветвления за ст. «Преображенская площадь» отказались (как отказались и от других разветвлений, запланированных в 1971 г.), северо-восточное продление линии от «Преображенской площади» предполагалось вдоль Щёлковского шоссе на 4 станции (названия условны): «Черкизовская» (с пересадкой на станцию Большой Кольцевой линии), «Калошино», «Щёлковская» (с пересадкой на станцию Арбатско-Покровской линии) и «Хабаровская». При этом было принято решение временно продлить Кировско-Фрунзенскую линию вдоль перспективной трассы Большого кольца (БКЛ) со строительством двух станций будущей БКЛ: «Черкизовской» и «Улицы Подбельского», и электродепо «Черкизово» (также предназначавшегося для обслуживания в будущем БКЛ, но насущно необходимого в тот момент для Кировско-Фрунзенской линии, обслуживаемой единственным старым и маловместительным электродепо ТЧ-1 «Северное»). Участок от ст. «Преображенская площадь» до ст. «Улица Подбельского» с промежуточной ст. «Черкизовская» и электродепо ТЧ-13 «Черкизово» был открыт 3 августа 1990 г. На перегоне перед ст. «Черкизовская» создан задел под дальнейшее плановое продление линии вдоль Щёлковского шоссе, при этом пересечение соединительной ветви и главных путей построено в одном уровне, таким образом дальнейшая работа участка в будущем стала возможна либо в имеющемся виде, либо в виде продления вдоль Щёлковского шоссе, с одновременным прекращением пассажирского движения на участке «Преображенская площадь» - «Черкизовская» - «Улица Подбельского».

В ноябре 1990 г. в метро было проведено одновременное масштабное переименование: Кировско-Фрунзенская линия получила название Сокольническая, ст. «Охотный ряд» во второй раз в своей истории вернула первоначальное название, ст. «Кировская» была переименована в «Чистые пруды» (при этом вариант «Мясницкая» был отклонён в последний момент), а ст. «Дзержинская» стала «Лубянкой». Переименования затронули и другие линии.

12 мая 1999 г. вышло постановление о переименовании несуществующей на тот момент ст. «Ленинские горы» в «Воробьёвы горы». На вагонных схемах станция обозначалась строящейся с 1992 г., а до этого - действующей, несмотря на закрытие в 1983 г. Официально станция считалась временно закрытой на ремонт, в действительности же её конструкции были разобраны, поезда шли по обходным мостам, закрытым к этому времени гофролистами, и никаких строительных работ не велось. В 1999 г. долгожданная реконструкция метромоста началась: метромост был полностью разобран за исключением находившихся в удовлетворительном состоянии двух ферм главного пролёта, которые были укреплены. В 2000 г. было открыто автомобильное движение по верхнему ярусу, в 2001 г. сооружена новая платформа станции. 14 декабря 2002 г. новая станция «Воробьёвы горы» была вновь открыта для пассажиров. Станция была полностью перестроена с изменением конструктивной схемы: отныне на главных фермах метромоста держались только конструкции платформы и автомобильного яруса. Пути были уложены на двух независимых мостах, таким образом удалось избежать изначально пагубного воздействия динамических нагрузок на основную конструкцию. Эскалаторная галерея восстановлена не была.

13 января 2008 г. был открыт переход между ст. «Чистые пруды» и открытой 29 декабря 2007 г. ст. «Сретенский бульвар» Люблинской линии .

22 октября 2012 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво», а в декабре - раскрытие котлована ст. «Тропарёво». В июле 2013 г. началась проходка перегонных тоннелей от ст. «Тропарёво» до ст. «Румянцево», а в апреле 2014 г. - от ст. «Саларьево» до ст. «Румянцево». Весь участок из трёх станций планировали сдать к концу 2014 г., но к ноябрю 2014 г. была готова только одна станция - «Тропарёво», открытие двух других станций было перенесено на 2015 г.

26 июня 2014 г. было выдано распоряжение на составление проекта планировки дальнейшего продления Сокольнической линии на юг. От ст. «Саларьево» было предложено продлить линию в районы перспективной застройки на две станции: станцию к западу от Хованского западного кладбища, позднее получившую проектное название «Филатов луг», и станцию юго-западнее Хованского пруда.

6 декабря 2014 г. участок «Университет» - «Юго-Западная» был закрыт на перенастройку систем СЦБ, и 8 декабря пущен в эксплуатацию участок от ст. «Юго-Западная» до ст. «Тропарёво».

29 декабря 2015 г. пробный поезд прошёл по участку «Тропарёво» - «Саларьево». Для пассажиров участок открылся в два этапа: 18 января 2016 г. открылась ст. «Румянцево», при этом поезда шли без пассажиров до ст. «Саларьево», где оборачивались в тупиках. «Саларьево» была открыта 15 февраля 2016 г. и стала 200-й станцией Московского метро. Общая эксплуатационная длина линии возросла до 32,65 км.

Планы дальнейшего развития линии в 2015 г. менялись дважды: к лету 2015 г. было спроектировано продление не на 2, а уже на 5 станций: до ст. «Сосенки », пересадочной на линию в Коммунарку . Однако уже в ноябре 2015 г. были опубликованы материалы проекта внесения изменений в генеральный план г. Москвы в части присоединённых территорий, согласно которым линия за ст. «Саларьево» продлевалась лишь на одну станцию - «Филатов луг». Также уже начатое строительством электродепо «Саларьево» было перенесено на новый участок, примыкающий к полигону ТБО Саларьево.

После открытия в феврале 2016 г. ст. «Саларьево» планы дальнейшего продления линии в районы Новой Москвы поменялись в очередной раз. Теперь линию снова стали проектировать до Коммунарки, но не к ст. «Сосенки », а к другой станции линии в Коммунарку - «Столбово ». Количество станций на новом участке было вновь увеличено до пяти: «Филатов луг », «Хованская», «Прокшино », «Ольховая » и «Столбово ». При этом на момент проектирования ни одна из перспективных станций, за исключением последней, не имела в пешей доступности ни одного многоэтажного дома, то есть трассировка линии обусловлена не существующей, а будущей жилой застройкой новых микрорайонов юго-запада. Данное решение было закреплено распоряжением Москомархитектуры № 39 от 25 апреля 2016 г. «О подготовке проекта планировки территории линейного объекта - продление Сокольнической линии Московского метрополитена от территории Саларьево в АДЦ „Коммунарка“».

В июле 2016 г. из проекта продления линии в Коммунарку исчезает ст. «Хованская». Станции «Филатов луг», «Прокшино» и «Ольховая» проектируются типовыми наземными крытыми, расположенными в зоне прохождения автомагистрали Солнцево - Бутово - Видное, по её оси. Конечная ст. «Столбово» проектируется мелкого заложения. 2 февраля 2017 г. на заседании Градостроительно-земельной комиссии города Москвы проект планировки линии от ст. «Саларьево» до ст. «Столбово» с четырьмя станциями был одобрен.

Последнее обновление в феврале 2017 г.

1.Станция "Улица Подбельского"

Границы станции:

по 1 главному пути – входной светофор «В»;

по 2 главному пути – входной светофор «ПД-408».

Светофор «ПД-408» – входной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2» и «К», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. Маршрутный указатель «К» указывает на производство манёвров за светофор «К».

Светофор «ПД-402» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПД-400» маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4».

Светофор «Е» - маневровый, не имеет ПС.

Светофоры «ПД-3» и «ПД-4» – маневровые. Оборудованы ПС, включающимися только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1», «2».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «В» - входной. Разрешающее показание при автоблокировке – два жёлтых. Не имеет ПС.

Светофор «ПД-403» – выходной. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Д». Указатель «Д» освещается при следовании состава в депо Черкизово.

Светофор «А» – выходной. Не имеет ПС.

Светофор «К» – выходной. Оборудован ПС. При автоблокировке имеет показание два жёлтых.

2.Станция "Черкизовская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «ЧВ-407» и светофор автоблокировки «417» (погашенный).

По 2 главному пути – торец пассажирской платформы и выходной светофор автоблокировки «416».

Светофор «ЧВ-407» – входной светофор. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «Д». При автоблокировке разрешающее показание при следовании в депо – два жёлтых.

Светофор «ЧВ-413» – входной светофор. Оборудован ПС.

Светофор «Ч-2» - входной светофор на парковые пути. Оборудован ПС. При автоблокировке разрешающее показание – зеленый.

Светофор «ЧВ-1» – маневровый. Оборудован ПС.

Светофор «ЧВ-2» – маневровый. Не оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «В», освещаемый при маршруте выдачи состава к светофору «В», имеющему разрешающее показание.

3. Станция "Сокольники"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «СК-37» и выходной светофор автоблокировки «51» (погашенный).

По 2 главному пути – входной светофор «СК-58» и знак «Граница станции», установленный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода №2.

Светофор «СК-58» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «СК-32» – выходной, совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4», освещаемые с синим сигнальным показанием и ПС. При автоблокировке разрешающим маневровым показанием является лунно-белое, а в режиме выходного светофора – два жёлтых.



Светофор «СК-37» – входной. Оборудован ПС.

Светофоры «СК-3» и «СК-4» - маневровые. Оборудованы ПС, включающиеся только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

4.Станция "Комсомольская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «КМ-67» и выходной светофор автоблокировки «71» (погашенный).

По 2 главному пути – входной светофор «КМ-78» и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 метров от середины стрелочного перевода №2.

Со стороны соединительной ветви – знак «Граница станции», расположенный у входного светофора автоблокировки «13».

Светофор «КМ-67» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «КМ-78» - входной. Оборудован ПС.

Светофор «КМ-62» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «2», «3», «4», «Д», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС».

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3», «4», «Д», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС».

Светофоры «КМ-3» и «КМ-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 1 путь. Имеют маршрутные указатели «1», «2», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС». Есть автостопы.

Светофор «В» – входной на парковые пути. Разрешающее показание:

«один желтый мигающий огонь» - разрешается движение с установленной скоростью на деповские пути, попутный светофор «М-8» открыт;



«один желтый огонь» - разрешается движение с готовностью остановиться, попутный светофор «М-8» закрыт. Оборудован ПС.

5. Станция "Охотный Ряд"

Светофор «АС-113» является выходным со станции "Охотный Ряд". Управляется ДСЦП станции Александровский Сад Филёвской линии. Оборудован ПС образца «метро». Имеет маршрутные указатели «1» и «В», освещаемые при синем сигнальном показании и ПС. В режиме автоблокировки разрешающее показание при следовании по 1 главному пути Сокольнической линии – «зелёный» (или «жёлтый»), а при следовании на соединительную ветвь – «два жёлтых».

6. Станция "Парк Культуры"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «ПК-137» и знак «Граница стации», расположенный на расстоянии 180 метров за середину стрелочного перевода №1.

По 2 главному пути – входной светофор «ПК-148» и выходной светофор автоблокировки «132» (погашенный).

Светофор «ПК-137» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «ПК-141» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый» и «ПС».

Светофор «ПК-148» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3» и «4».

Светофоры «ПК-3» и «ПК-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 2 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

7. Станция "Фрунзенская"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «СП-147» и выходной светофор автоблокировки «151» (погашенный).

По 2 главному пути – торец пассажирской платформы и выходной светофор автоблокировки «142» (погашенный).

Светофор «СП-147» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Е» – маневровый. Не имеет синего сигнального показания. Разрешающее показание – «лунно-белое» при следовании на соединительную ветвь.

Светофоры «П», «Км», «М», «С», «Б», расположенные на Фрунзенской соединительной ветви – маневровые. Оборудованы ПС за исключением светофора «К». Светофоры «П» и «М» не имеют разрешающего показания. Постоянно имеют красное сигнальное показание. Проезжаются по ПС. При неисправности пригласительного сигнала проезд в соответствии с ПТЭ, согласно правилам проезда маневровых светофоров при их неисправности.

8. Станция "Спортивная"

Границы станции:

По 1 главному пути – торец пассажирской платформы и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 м от середины стрелочного перевода №3.

По 2 главному пути – входной светофор «СП-168» и выходной светофор автоблокировки «152» (погашенный).

Светофор «СП-161» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «В», освещаемый при сигнальных показаниях «синий», «лунно-белый», «ПС». Маршрутный указатель «В» информирует машиниста о предстоящем обороте по светофору «В».

Светофор «СП-163» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «Т», освещаемые при сигнальных показаниях «синий», «ПС». Маршрутный указатель «Т» информирует машиниста о следовании по стрелочному переводу в тупик, за светофор «Г».

Светофор «СП-168» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутный указатель «Т», освещаемый при сигнальных показаниях «синий», «ПС» при маршруте следования в тупик за светофор «Г». При включенной автоблокировке разрешающее показание в режиме выходного светофора – «два жёлтых».

Светофор «Г» – маневровый. Оборудован ПС. Не имеет синего сигнального показания. Разрешающее показание «лунно-белый огонь» возможно только в режиме автоблокировки. В режиме АРС пригласительный сигнал на светофоре «Г» позволяет следовать до светофора «В».

Светофор «В» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет синее сигнальное показание при маршруте по съезду 1/2 на 2 путь.

9. Станция "Университет"

Границы станции:

По 1 главному пути – входной светофор «УН-177» и знак «Граница станции», расположенный на расстоянии 180 м от середины стрелочного перевода №1.

По 2 главному пути – входной светофор «УН-188» и выходной светофор автоблокировки «172» (погашенный).

Светофор «УН-177» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «УН-181» – выходной совмещённый с маневровым. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «3», «4».

Светофор «УН-188» – входной. Оборудован ПС.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «3» и «4».

Светофоры «УН-3» и «УН-4» – маневровые. Оборудованы ПС только на 2 путь. Имеют маршрутные указатели «1» и «2».

10. Станция "Юго-Западная"

Границы станции:

По 1 главному пути – торец пассажирской платформы.

По 2 главному пути – выходной светофор автоблокировки «192» (погашенный).

Светофор «ЮЗ-207» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1», «2».

Светофоры «ЮЗ-3» и «ЮЗ-4» – маневровые светофоры, являющиеся сигналами продвижения. Разрешающего показания не имеют. Проезжаются по ПС. Особенность светофоров заключается в том, что по окончанию приёмки составов после длительного отстоя у указателей №2, ввиду невидимости машинистом их сигнальных показаний, для продвижения к маневровым светофорам «ЮЗ-1» (или «ЮЗ-2»), необходимо получить устное распоряжение ДСЦП под контролем ДЦХ.

Светофоры «ЮЗ-1» и «ЮЗ-2» – маневровые светофоры. Оборудованы ПС только на 2 путь. Маршрутных указателей не имеют.

Светофор «Д» – маневровый. Оборудован ПС. Имеет маршрутные указатели «1» и «2».