Социальное положение. На пути к повышению социального статуса

Подробное решение Параграф § 13 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе?

Понятие социальной лестницы относительно. Для чиновников – одно, для бизнесменов – другое, для художников – третье, и т. д. Единой социальной лестницы нет.

Положение человека в обществе зависит от образования, собственности, власти, дохода и т.д.

Человек может изменить своё социальное положение с помощью социальных лифтов – армия, церковь, школа.

Дополнительные социальные лифты – СМИ, партийная и общественная деятельность, накопление богатства, брак с представителями высшего класса.

Положение в обществе, социальный статус всегда занимали важное место в жизни каждого человека. Итак, отчего же зависит положение в обществе:

1. Родство – статус может зависеть от родственных линий, у детей богатых и влиятельных родителей статус, несомненно, выше, чем у детей, родившихся у менее влиятельных родителей.

2. Личные качества – один из важнейших пунктов, от которого зависит статус в обществе. Человек с волевым характером, имеющий качества лидера, руководителя, наверняка большего достигнет в жизни и добьется более высокого положения в обществе, чем человек с противоположным характером.

3. Связи – чем больше друзей, чем больше знакомых, способных действительно помочь пробиться куда - либо, тем больше шансов добиться поставленной цели, а значит обрести более высокий общественный статус.

Вопросы и задания к документу

Вопрос 1. О каких видах социального расслоения говорит автор?

Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества.

Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам.

Вопрос 3. Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа?

Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. Чем вызвано существование социальных групп в обществе?

Социологи объясняют возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности людей. Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование слоёв населения, различающихся по уровню доходов, с политической - существование в обществе лидеров и масс, управляющих и управляемых.

Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. Это, в частности, объясняет наличие в современном обществе этнических и религиозных групп.

Вопрос 2. Какие социальные группы существуют в современном российском обществе? Что является объективной основой их возникновения и существования?

Устройство российского общества

Класс А. Богатые. Занимаются в основном продажей сырья, накоплением личного капитала и вывозом его заграницу. 5-10% населения.

Класс B1+B2. Средний класс. 10-15% населения. Занимается обслуживанием класса А во всех областях экономической деятельности (финансовой, юридической, информационно-технической, в побочно-производственной, необходимой для выкачки сырья) .

Подкласс B1. Большинство в своём Классе. Наёмные сотрудники, офисные, на хорошей зарплате.

Подкласс B2. Меньшинство в своём Классе. Владельцы собственного среднего бизнеса и небольшого частного капитала.

Класс С. Мелкие собственники. Как таковой в России практически отсутствует.

Класс D. Остальной народ, рабочие, крестьяне, бюджетники, военные, студенты, пенсионеры, электорат, «мужики» , «россияне» , быдло, толпа. 75-80% населения.

Национальный Подкласс D1. Русские и по сути обрусевшие народы.

Национальный Подкласс D2. Толерантные национальности.

Класс Е. Человеческий ресурс стран СНГ + Китай.

Возникли в связи с формированием капитализма, с появлением в России частной собственности и с расслоением общества.

Вопрос 3. Как влияют на социальную структуру общества многообразие форм собственности и рыночные отношения?

Наличие частной собственности делит общество на владельцев средств производства, и рабочих. Соответственно кто владеет средствами производства получает прибыль от их использования, а рабочие обычную зарплату. Отсюда социальная структура богачи и простые рабочие.

Рыночные отношения делят общество на производителя и потребителя. Также существует большая конкуренция между производителями. Что тоже разделяет общество. Существуют товары, которые способны приобрести только определенные группы общества, они не доступны для низших слоёв населения.

Вопрос 4. Кто, по вашему мнению, образует российский средний класс?

По оценке Всемирного банка, российский средний класс определяется как домохозяйства, чей уровень потребления в полтора раза превышает уровень национальной шкалы бедности (доходы ниже прожиточного минимума), но ниже минимального уровня потребления так называемого «среднего класса мирового уровня», и составлял 55,6 % в 2008 году. Однако, по расчётам того же Всемирного банка среднемесячный доход представителя среднего класса мирового уровня начинается с 3500 долларов и к данному классу можно отнести всего не более 8 % от всего населения мира.

В 2009 году, по оценке Всемирного банка, средний класс России мирового уровня сократился на четверть от пикового докризисного уровня в 12,6 % и составил 9,5 %.

Очень большая часть российского среднего класса (примерно 40%) – это «старый средний» класс, то есть собственники-предприниматели. Что касается интеллектуалов, то они в значительной степени вытеснены в более низкий слой.

Вопрос 5. Какие точки зрения существуют на возможность достижения равенства и справедливости в обществе, где есть социальная дифференциация?

В современном обществе социальное равенство всё чаще понимают как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства - соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для всех людей независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учёбу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты).

В современных документах ООН ставится задача обеспечения равных возможностей для благосостояния людям, принадлежащим как к нынешним, так и к будущим поколениям. Имеется в виду то, что удовлетворение потребностей нынешних поколений не должно наносить ущерб возможностям, оставляемым в наследство будущим поколениям для удовлетворения их потребностей.

Вопрос 6. Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды?

Современное общество стало открытым. В нём не существует запретов на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги.

Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью.

Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую, из одного гражданства в другое.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, -процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего.

Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др.

Социальной мобильности нередко способствуют переломные периоды в развитии общества: революции, войны, политические перевороты, структурные сдвиги в экономике.

Вопрос 7. Приведите примеры социальной мобильности из различных периодов мировой и отечественной истории.

Меньшиков – из продавца пирожков в «полудержавного властелина» России при Петре I.

М. М. Сперанский – из крестьянина превратился в правую руку императора, затем стал губернатором.

Вопрос 8. Назовите известные вам каналы социальной мобильности. Как вы думаете, какие из них играют особо важную роль в современном обществе?

В качестве каналов социальной мобильности рассматриваются те способы - условно их называют «ступенями лестницы», «лифтами» - используя которые люди могут перемещаться вверх и вниз в социальной иерархии. По большей части такими каналами в разное время являлись: органы политической власти и общественно-политические организации, экономические структуры и профессионально-трудовые организации (трудовые коллективы, фирмы с встроенной в них системой производственной собственности, корпоративных институтов и др.), а также армия, церковь, школа, семейно-клановые связи.

Это каналы перехода индивида от одной социальной позиции к другой в рамках социального слоя. (брак, карьера, образование, семья и т. д.)

Выбор лифта (канала) социальной мобильности имеет большое значение при выборе профессии и при подборе персонала:

Религиозные организации.

Школа и научные организации.

Политический лифт, то есть правительственные группы и партии.

Искусство.

Пресса, телевидение, радио.

Экономические организации.

Семья и брак.

Вопрос 9. Раскройте на конкретных примерах социальные интересы различных групп в обществе. Как действуют эти группы в защиту своих интересов?

Каждой социальной группе свойственны общие для всех её участников интересы. Интересы людей имеют в своей основе их потребности. Однако интересы направлены не столько на предмет потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают доступными этот предмет. Прежде всего это касается материальных и духовных благ, обеспечивающих удовлетворение потребностей.

Социальные интересы воплощаются в деятельности - её направленности, характере, результатах. Так, из курса истории вам известно о заинтересованности крестьян, фермеров в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, выращивать более высокие урожаи. В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выходу в свет книг национальных авторов, появлению культурно-национальных обществ, организующих разнообразную деятельность детей и взрослых. Конкурируя между собой, различные группы предпринимателей отстаивают свои экономические интересы. Представители тех или иных профессий периодически заявляют о своих профессиональных запросах.

Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту.

Осуществление социальных интересов может привести группу к необходимости воздействия на политику. Используя разнообразные средства, социальная группа может влиять на принятие властными структурами угодных ей решений. Такими средствами могут быть письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступления в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей, митингов, пикетирования и других акций социального протеста. В каждой стране существуют законы, разрешающие определённые целенаправленные действия социальных групп в защиту своих интересов.

Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в её осуществлении. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений.

Вопрос 10. В чём состоит практическое значение знаний о социальной структуре общества?

Практическое значение знаний о социальной структуре общества позволяет выявить групповое многообразие, а определить вертикальную последовательность положения социальных слоев, пластов в обществе, их иерархию.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Национальный демократический институт США издал методическое пособие «Как победить на выборах?». В нём рекомендуется начинать планирование избирательной кампании с изучения социальной структуры своего избирательного округа. Как вы думаете, чем вызван этот практический совет? Как могут отразиться на избирательной кампании полученные данные о положении различных социальных групп в округе?

Любая кампания, избирающаяся на тот, или иной пост путем голосования должна в первую очередь представлять интересы граждан. Какие именно интересы следует представлять? Что беспокоит, или наоборот, радует население сейчас, и чего они хотят в будущем? На эти вопросы помогает ответить именно изучение своей целевой аудитории. Будет проще победить на выборах, так как люди услышат то, что хотят услышать, однако будет честнее, если они еще и увидят это на практике.

Вопрос 2. Бывший рабочий открыл своё дело и стал предпринимателем. Какое социальное явление иллюстрирует этот пример?

Данный пример иллюстрирует такое явление, как социальная мобильность, т.е. возможность смены социального слоя, в данном случае - с низшего на более высокий.

Понятие

Понятие в социологическом смысле впервые начал употреблять английский историк и юрист Г. Д. С. Мейн.

Типология социальных статусов

Ральфом Линтоном были введены два понятия - ascriptive status (предписанный, приписываемый, прирождённый статус) и achieved status (достигаемый, достигнутый, приобретенный статус).

  • Приписываемый статус - социальный статус, с которым человек рождается (прирождённый статус определяется расой, полом, национальностью), либо который будет ему назначен по прошествии времени (наследование титула, состояния и т. д.).
  • Достигаемый статус - социальный статус, который достигается в результате собственных усилий человека.

Если положение занимаемое человеком обладает одновременно свойствами приписываемого и достигаемого статуса, то говорят о смешанном статусе.

Статусный набор

Каждый человек, как правило, обладает не одним, а несколькими статусами. Совокупность социальных статусов называется статусным набором.

Cоциальный набор - введено американским социологом Мертоном.

В социальный набор входят: социальный статус и статусный набор.

Модель статусных групп (классов) Л. Уорнера

В качестве примера можно привести модель статусных групп Л. Уорнера:

  • Высший класс («higher class»)
    • Верхний-высший класс включал так называемые старые семьи.
    • Нижний-высший класс, не включал старые родовые семьи.
  • Средний класс («middle class»)
    • Верхний-средний класс состоял из собственников и профессионалов
    • Нижний-средний класс составляли низшие служащие, приказчики, клерки
  • Низший класс («lower class»)
    • Верхний-низший класс включал рабочих
    • Нижний-низший класс - «социальное дно»

Источники

  • Warner W.L., Heker M., Cells K. Social Class in America. A Manual co Procedure for Measurement of Social Status. Chicago, 1949.
  • Linton R. The Study of Man. N.Y., 1936

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Положение в обществе" в других словарях:

    Прил., кол во синонимов: 11 важная особа (36) важная персона (34) важная птица … Словарь синонимов

    Положения, ср. 1. Местонахождение, расположение в пространстве. Положение луны при затмении солнца. Определить положение корабля. Дивизия заняла наиболее выгодное положение. Установить часы в строго вертикальном положении. 2. Поза; особая… … Толковый словарь Ушакова

    ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ - ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧЕГО КЛАССА В АНГЛИИ. По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, заложившая наряду с трудами К. Маркса Нищета философии (см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 4), Наёмный труд и капитал (там же,… … Демографический энциклопедический словарь

    Сущ., с., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? положения, чему? положению, (вижу) что? положение, чем? положением, о чём? о положении; мн. что? положения, (нет) чего? положений, чему? положениям, (вижу) что? положения, чем? положениями, о… … Толковый словарь Дмитриева

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 июля 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно по … Википедия

    - («Положение рабочего класса в Англии») По собственным наблюдениям и достоверным источникам, работа Ф. Энгельса, представляющая собой первый обширный диалектико материалистический анализ капитализма, а также положения и роли пролетариата в … Большая советская энциклопедия

    положение - я; ср. см. тж. положеньице 1) Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое положе/ние. Менять положе/ние. Определить положе/ние судна. 2) Постановка тела или его частей; поза. Поло … Словарь многих выражений

    Ср. 1. Местонахождение кого либо, чего либо в пространстве. отт. Расположение какого либо пункта или участка земной поверхности. 2. Расположение, постановка тела или частей его; поза. отт. Расположение предметов. 3. Состояние, обусловленное… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Я; ср. 1. Расположение в пространстве, местонахождение. Географическое п. Менять п. Определить п. судна. 2. Постановка тела или его частей; поза. П. рук при упоре. Неудобное п. головы. В сидячем, лежачем положении. Вернуться в исходное п. 3.… … Энциклопедический словарь

    ПОЛОЖЕНИЕ ДЕТЕЙ - – совокупность условий выживания, развития и жизнеобеспечения детей, сложившихся в обществе. К ним относятся: степень материальной обеспеченности жизни детей; состояние детского здравоохранения и развитие сети оздоровительных учреждений; система… … Терминологический ювенологический словарь

Книги

  • Положение об офицерском собрании Лейб-гвардии Егерского полка , . Лейб-гвардии Егерский полк свое старшинство относил к 1796 году, когда именным указом императора Павла I из егерских команд лейб-гвардии Семеновского и Измайловскогополков, а также роты…

Живя в обществе, нельзя быть свободным от него. В течение жизни человек соприкасается с большим количеством других индивидуумов и групп, в которые они входят. При этом в каждой из них он занимает свое определенное место. Для анализа положения человека в каждой группе и обществе в целом пользуются такими понятиями, как социальный статус и Рассмотрим подробнее, что же это такое.

Значение термина и общая характеристика

Само слово «статус» берет начало еще с Древнего Рима. Тогда оно носило больше юридический оттенок, а не социологический, и обозначало правовое положение какой-либо организации.

Сейчас социальный статус — это позиция человека в конкретной группе и обществе в целом, наделяющая его определенными правами, привилегиями, а также обязанностями по отношению к другим членам.

Он помогает людям лучше взаимодействовать друг с другом. Если человек определенного социального статуса не выполнит свои обязанности, то он будет нести за это ответственность. Так, предприниматель, шьющий одежду на заказ, при срыве сроков, заплатит неустойку. К тому же будет испорчена его репутация.

Примеры социального статуса одного человека - школьник, сын, внук, брат, член спортивного клуба, гражданин и так далее.

Это некая по его профессиональным качествам, материальному и возрасту, образованию и другим критериям.

Человек одновременно может входить сразу в несколько коллективов и, соответственно, играть не одну, а много различных ролей. Поэтому говорят о статусных наборах. У каждого человека он неповторим и индивидуален.

Виды социальных статусов, примеры

Их диапазон достаточно широк. Есть статусы, полученные при рождении, а есть - приобретенные в течение жизни. Те, что приписывает человеку общество, или те, которых он добивается благодаря собственным усилиям.

Выделяют основной и проходящий социальный статус человека. Примеры: главный и всеобщий, собственно, сам человек, затем идет второй - это гражданин. К списку основных статусов также относятся кровнородственные, экономические, политические, религиозные. Перечень можно продолжать.

Эпизодические — это прохожий, пациент, участник забастовки, покупатель, посетитель выставки. То есть такие статусы у одного и того же человека могут меняться достаточно быстро и периодически повторяться.

Предписанный социальный статус: примеры

Это то, что человек получает от рождения, биологически и географически заданные характеристики. Еще недавно никак повлиять на них и изменить ситуацию было невозможно. Примеры социального статуса: пол, национальность, раса. Эти заданные параметры остаются с человеком на всю жизнь. Хотя в нашем прогрессивном обществе уже замахнулись на изменение пола. Так что один из перечисленных статусов в какой-то мере перестает быть предписанным.

Большая часть того, что относится к родственным отношениям, также будет рассматриваться как предписанный отец, мать, сестра, брат. А муж и жена — уже приобретенные статусы.

Достигаемый статус

Это то, чего человек добивается сам. Прилагая усилия, делая выбор, работая, учась, каждый индивид в итоге приходит к определенным результатам. Его удачи или поражения отражаются в присвоении ему обществом заслуженного статуса. Врач, режиссер, президент компании, профессор, вор, человек без определенного места жительства, бродяга.

Свои знаки отличия имеет практически каждый достигаемый Примеры:

  • у военных, силовиков, сотрудников внутренних войск — форма и погоны;
  • у врачей — белые халаты;
  • у людей, нарушивших закон — наколки на теле.

Роли в обществе

Понять, как будет себя вести тот или иной объект, поможет социальный статус человека. Примеры и подтверждения этому мы находим постоянно. Ожидания в поведении и внешности индивидуума в зависимости от его принадлежности к определенному классу называют социальной ролью.

Так, статус родителя обязывает быть строгим, но справедливым к своему ребенку, нести за него ответственность, учить, давать советы, подсказывать, помогать в сложных ситуациях. Статус сына или дочери — это, наоборот, определенная подчиненность родителям, юридическая и материальная зависимость от них.

Но, несмотря на некоторые закономерности поведения, у каждого человека есть выбор, как ему поступать. Примеры социального статуса и его использования личностью не вписываются на все сто процентов в предложенные рамки. Есть только схема, некий шаблон, который каждый индивид реализует согласно своим способностям и представлениям.

Часто бывает так, что совместить несколько социальных ролей одному человеку сложно. Например, первая роль женщины - мама, жена, а ее вторая роль - успешная бизнес-леди. Обе роли предполагают вложение сил, времени, полную отдачу. Возникает конфликт.

Анализ социального статуса личности, пример его действия в жизни позволяют сделать вывод, что он отражает не только внутреннюю позицию человека, но и влияет на внешность, манеру одеваться, говорить.

Рассмотрим примеры социального статуса и привязанных к нему стандартов во внешнем виде. Так, директор банка или учредитель солидной компании не может появиться на рабочем месте в спортивных брюках или резиновых сапогах. А священник - прийти в церковь в джинсах.

Статус, которого достиг человек, заставляет его обращать внимание не только на внешний вид и поведение, но и выбирать круг общения, место проживания, обучения.

Престиж

Не последнюю роль в судьбах людей играет такое понятие, как престиж (и положительный, с точки зрения большинства, социальный статус). Примеры в анкете, которую пишут ученики всех перед поступлением в высшие учебные заведения, найдем с легкостью. Часто свой выбор они делают ориентируясь на престижность той или иной профессии. Сейчас мало кто из мальчиков мечтает стать космонавтом или летчиком. А когда-то это была очень популярная профессия. Выбирают между юристами и финансистами. Так диктует время.

Вывод: человек развивается как личность в процессе освоения им разных социальных статусов и ролей. Чем ярче динамика, тем более приспособленным к жизни станет индивид.

1. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус.

2. Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируе­мых с одним статусом.

a. Ос­новные (типичные) роли

i. Семейно-бытовые, профес­сиональные, общественно-политические роли и

b. Ситуационные социальные роли.

i. Роли пассажира, пеше­хода, покупателя, зри­теля и др.

3. Ролевой набор формирует набор социальных отноше­ний. Они определяются ожиданиями людей. Но каждый человек в зависимости от конкретных обстоятельств, накопленного жизненного опыта и других факторов по-своему выполняет социаль­ную роль. При всех различиях социальные роли объединяет нормативная структура, в которой выделяются следу­ющие компоненты.

· Описание типа пове­дения, со­ответству­ющего дан­ной роли

· Предписания, или нормы, оп­ределяющие требования к выполнению той или иной роли

· Оценка выпол­нения данной роли

· Меры поощрения или наказания, стимулирующие правильное вы­полнение роли

4. От социальной роли как образца поведения следует отличать реальное ролевое поведение, которое означает не социально ожидаемое, а фактическое поведение ис­полнителя конкретной роли. личностных качеств индивида, от степени усвоения им социальных норм, от его убеждений, установок, ценнос­тных ориентации. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:

· биопсихологические воз­можности человека;

· личностный образец;

· характер принятой в обществе системы социального контроля;

· структурагруппы.

5. Человек исполняет в различных ситуациях множество ролей, что порождает ролевой конфликт . Виды ролевых конфликтов:

· Внутриролевые (слушайся, но будь творческим);

· Межролевые

· Личностно-ролевые

Социализация индивида

1. Личность – субъект сознательной деятельности, совокупность социально значимых черт, свойств и качеств

2. Структура личности: статус, роль, направленность

3. Социализация – процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом знаний, культурных норм, социального опыта и моделей поведения, необходимых для успешного функционирования общества

4. Благодаря процессу социализации личность приобщается к жизни общества, может приобретать и изменять свой социальный статус. Социальный статус - это положение в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социализируется и система потребностей человека: к потребностям биологическим (в пище, дыхании, отдыхе и др.) добавляются потребности социальные, такие, как потребность в общении, в заботе о других людях, в получении высокой оценки со стороны общества и т. д.



5. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры. В процессе социализации устанавливаются взаимные отношения между человеком и обществом, когда обе стороны осознают не только свои права, но и обязанности.

6. Ответственность общества перед личностью непосредственно связана с предоставлением ей экономических, правовых, политических асоци­альных гарантий. Социально ориентированное государство обязано га­рантировать человеку рабочее место, медицинскую помощь, возмож­ность получить жилье и образование, право на отдых и т. д. Чтобы реализовать данные гарантии, государство должно быть экономически устойчивым, содержать на должном уровне системы здравоохранения, культуры, образования, расширять жилищное строительство и т. д.

7. Агенты социализации: семья, школа, социальное окружение, СМИ, государственная политика, национальные традиции, самовоспитание

8. Расширение и углубление социализации: в сферах деятельности, общения, самосознания

9. Социальная адаптация - это процесс приспособления человека к постоянно меняющейся социальной среде. Отличают два вида социальной адаптации:

· - активный (когда личность не только осваивает социальную среду, но и пытается ее изменить);

· - пассивный (когда происходит только приспособление к окружающей среде).

10. Для динамики процессов социальной адаптации имеют значение:

· высокий социальный статус личности;

· успешное выполнение ею своих социальных ролей;

· в целом положительное восприятие личностью окружа­ющей социальной среды.

Семья и брак

1а. Семья - это социальная группа, основанная на родственных связях (по браку, по крови). Члены семьи связаны



· общим бытом,

· взаимной помощью,

· моральной и правовой ответственностью.

1б. Семья - это социальный институт , его функция - воспроизводство (репродукция) населения.

2. Брак – это исторически изменяющаяся социальная форма взаимоотношений между мужчиной и женщиной, регулирующая

· их права и обязанности,

· отношение к детям и к

· совместному имуществу.

3. Типы семьи)

По составу:

· Нуклеарная (в основе – супружеские связи; max 2 поколения);

· Расширенная (в основе – кровнородственные связи; несколько поколений)

По наследованию (фиксация своего происхождения):

Патрилинеальные – Матрилинеальные – Билинеальные (в т.ч. Россия)

По месту проживания:

Патрилокальные – Матрилокальные – Неолокальные

По власти в семье:

Патриархальные – Матриархальные – Эгалитарные (равные)

4. Формы брака

· моногамная (единобрачная) семья предусматривает появление брачной пары - мужа и жены;

· полигамная (многобрачная) семья реализует форму группового брака.

· В свою очередь полигамия бывает двух видов:

· полигиния (брак одного мужчины с несколькими женщинами);

· полиандрия (брак одной женщины с несколькими мужчинами).

5. Функции семьи.

Роль семьи в обществе исторически менялась.

· В первобытном обществе семья – это единственный реально функционирующий институт

· Сегодня она передала часть своих полномочий институтам права, образования, религии.

6. Этапы становления брачно-семейных отношений

· Неупорядоченные половые связи (промискуитет)

· Кровно-родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми)

· Парная (моногамная, единобрачная) семья

a. Парная патриархальная (Естественное неравенство полов; мужчина – обладатель богатств; у мужчин господствующее положение в общественной жизни (связь с военным и правовым статусом))

b. Парная демократическая

7. Функции современной семьи:

· репродуктивная (воспроизводство населения);

· сексуальная ;

· воспитательная (социализация молодого поколения и передача ему культурных ценностей и норм);

· хозяйственно-бытовая (= экономическая) (поддержание физического здоровья членов общества, забота о несовершеннолетних и нетрудоспособных);

· эмоциональная (стабилизирует психологическое состояние людей);

· контролирующая (поведение членов семьи);

8. Многие социологи считают, что семья в настоящее время переживает кризис и одним из доказательств «упадка семьи» является, на их взгляд, то, что семья утрачивает свои ведущие позиции в реализации всех функций, кроме первичной социализации детей и эмоциональной стабили­зации личности взрослых.

9. Другие социологи этот же факт расценивают как доказательство не упадка семьи, а ее «специализации» и повышения роли в обществе. Возможно, вам известны и другие аргументы и контраргументы по поводу «упадка семьи».

10. Что вы сами думаете об этом? Поддерживаете вы или нет вывод об «упадке семьи»? Обоснуйте свою позицию.

Человек не существует вне общества. Мы взаимодействуем с другими людьми, вступаем с ними в различные отношения. Для обозначения положения человека среди себе подобных и характеристики поведения индивида в тех или иных ситуациях учёные ввели понятия «социальный статус» и «социальная роль».

О социальном статусе

Социальный статус личности - это не только место человека в системе общественных отношений, но и права, обязанности, диктуемые занимаемым положением. Так, статус врача даёт право диагностировать и лечить пациентов, но в то же время обязывает доктора соблюдать трудовую дисциплину и добросовестно выполнять свою работу.

Понятие социального статуса впервые предложил американский антрополог Р. Линтон. Учёный внёс большой вклад в изучение проблем личности, её взаимодействия с другими членами общества.

Статусы есть на предприятии, в семье, политической партии, детском саду, школе, университете, словом, везде, где организованная группа людей занимается социально значимой деятельностью и члены группы состоят в определённых отношениях друг с другом.

Человек находится в нескольких статусах одновременно. Например, мужчина среднего возраста выступает сыном, отцом, мужем, инженером на заводе, членом спортивного клуба, обладателем учёной степени, автором научных публикаций, пациентом в поликлинике и т. д. Количество статусов зависит от связей и отношений, в которые вступает личность.

Существует несколько классификаций статусов:

  1. Личный и социальный. Личный статус человек занимает в семье или иной малой группе в соответствии с оценкой его личностных качеств. Социальный статус (примеры: учитель, рабочий, управленец) определяется действиями, выполняемыми индивидом для общества.
  2. Основной и эпизодический. Основной статус связан с главными функциями в жизни человека. Чаще всего основные статусы - это семьянин и работник. Эпизодические связаны с моментом времени, в течение которого гражданин совершает определённые действия: пешеход, читатель в библиотеке, слушатель курсов, театральный зритель и др.
  3. Предписанный, достигаемый и смешанный. Предписанный статус не зависит от желания и возможностей индивида, так как даётся при рождении (национальность, место рождения, сословие). Достигаемый приобретается в результате прилагаемых усилий (уровень образования, профессия, достижения в науке, искусстве, спорте). Смешанный объединяет черты предписанного и достигаемого статусов (человек, получивший инвалидность).
  4. Социально-экономический статус определяется размерами получаемых доходов и положением, которое занимает индивид сообразно своему благосостоянию.

Совокупность всех имеющихся статусов называется статусным набором.

Иерархия

Общество постоянно оценивает значимость того или иного статуса и на основании этого выстраивает иерархию положений.

Оценки зависят от пользы дела, которым занимается человек, и от системы ценностей, принятых в культуре. Престижный социальный статус (примеры: бизнесмен, директор) получает высокую оценку. На вершине иерархии оказывается генеральный статус, определяющий не только жизнь человека, но и положение близких ему людей (президент, патриарх, академик).

Если одни статусы необоснованно занижены, а другие, наоборот, чрезмерно высоки, то говорят о нарушении статусного равновесия. Тенденция к его утрате ставит под угрозу нормальную жизнедеятельность общества.

Иерархия статусов бывает и субъективной. Человек сам определяет, что ему важнее, в каком статусе он чувствует себя лучше, какие выгоды извлекает, находясь в том или ином положении.

Социальный статус не может быть чем-то неизменным, так как жизнь людей не статична. Перемещение человека из одной социальной группы в другую называется социальной мобильностью, которая подразделяется на вертикальную и горизонтальную.

О вертикальной мобильности говорят, когда социальный статус личности повышается или понижается (рабочий становится инженером, начальник отдела - рядовым сотрудником и т. д.). При горизонтальной мобильности человек сохраняет своё положение, но меняет профессию (на равноценную по статусу), место жительства (становится эмигрантом).

Также выделяют межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая определяет, насколько дети повысили или понизили свой статус по отношению к статусу родителей, а по второй судят о том, насколько успешна социальная карьера у представителей одного поколения (виды социального статуса учитываются).

Каналами социальной мобильности выступают школа, семья, церковь, армия, общественные организации и политические партии. Образование представляет собой социальный лифт, помогающий человеку достичь желаемого статуса.

Приобретенный личностью высокий социальный статус или понижение такового свидетельствуют об индивидуальной мобильности. Если статус меняет некая общность людей (например, в результате революции), то имеет место групповая мобильность.

Социальные роли

Пребывая в том или ином статусе, человек совершает поступки, общается с другими людьми, то есть играет роль. Социальный статус и социальная роль тесно взаимосвязаны, но отличаются друг от друга. Статус - это положение, а роль - социально ожидаемое поведение, определяемое статусом. Если врач хамит и ругается матом, а учитель злоупотребляет спиртным, то это не соответствует занимаемому статусу.

Термин «роль» позаимствовали из театра, чтобы подчеркнуть стереотипность поведения людей похожих социальных групп. Человек не может поступать так, как ему хочется. Поведение индивида определяют правила и нормы, характерные для конкретной социальной группы и общества в целом.

В отличие от статуса роль динамична, тесно связана с особенностями характера и моральными установками человека. Иногда ролевого поведения придерживаются только на людях, как бы надевая маску. Но бывает и так, что маска срастается с её носителем, и человек перестаёт различать себя и свою роль. В зависимости от ситуации такое положение дел имеет как позитивные, так и негативные последствия.

Социальный статус и социальная роль - две стороны одной медали.

Разнообразие социальных ролей

Поскольку людей в мире много и каждый человек - индивидуальность, вряд ли найдутся две одинаковые роли. Некоторые ролевые модели требуют эмоциональной сдержанности, владения собой (адвокат, хирург, начальник похоронного бюро), а для других ролей (актёр, воспитатель, мама, бабушка) эмоции очень даже востребованы.

Одни роли загоняют человека в жёсткие рамки (должностные инструкции, уставы и т. д.), другие не имеют рамок (родители полностью отвечают за поведение детей).

Исполнение ролей тесно связано с мотивами, которые тоже неодинаковы. Всё определяют социальный статус в обществеи личные мотивы. Чиновника волнует продвижение по службе, финансиста - прибыль, а учёного - поиск истины.

Ролевой набор

Под ролевым набором понимается совокупность ролей, характерная для того или иного статуса. Так, доктор наук находится в роли исследователя, преподавателя, наставника, научного руководителя, консультанта и т. д. Каждая роль подразумевает свои способы общения с окружающими. Тот же преподаватель по-разному ведёт себя с коллегами, студентами, ректором университета.

Понятие «ролевой набор» описывает всё многообразие социальных ролей, присущих конкретному статусу. Ни одна роль не бывает жёстко закреплённой за её носителем. Например, один из супругов остаётся без работы и на какое-то время (а может быть, и навсегда) теряет роли коллеги, подчинённого, руководителя, становится домохозяйкой (домохозяином).

Во многих семьях социальные роли симметричны: и муж, и жена в равной степени выступают кормильцами, хозяевами дома и воспитателями детей. В такой ситуации важно придерживаться золотой середины: чрезмерное увлечение одной ролью (директор фирмы, бизнес-вумен) приводит к нехватке сил и времени на другие (отец, мать).

Ролевые ожидания

Отличие социальных ролей от психических состояний и свойств личности состоит в том, что роли представляют собой некий исторически выработанный эталон поведения. К носителю той или иной роли предъявляются требования. Так, ребёнок непременно должен быть послушным, школьник или студент - хорошо учиться, рабочий - соблюдать трудовую дисциплину и т. д. Социальный статус и социальная роль обязывают действовать так, а не иначе. Система требований по-другому называется ожиданиями.

Ролевые ожидания выступают промежуточным звеном между статусом и ролью. Ролевым считается только такое поведение, которое соответствует статусу. Если преподаватель вместо того, чтобы читать лекцию по высшей математике, начнёт петь под гитару, то студенты будут удивлены, ведь они ждут от доцента или профессора других поведенческих реакций.

Ролевые ожидания состоят из действий и качеств. Заботясь о ребёнке, играя с ним, укладывая малыша спать, мама выполняет действия, а успешному выполнению действий способствуют доброта, отзывчивость, эмпатия, умеренная строгость.

Соответствие исполняемой роли важно не только окружающим, но и самому человеку. Подчинённый стремится заслужить уважение начальника, получает моральное удовлетворение от высокой оценки результатов своего труда. Спортсмен усиленно тренируется, чтобы установить рекорд. Писатель работает над созданием бестселлера. Социальный статус человека обязывает быть на высоте. Если ожидания индивида не соответствуют ожиданиям окружающих, то возникают внутренние и внешние конфликты.

Ролевой конфликт

Противоречия между носителями ролей возникают либо из-за несоответствия ожиданиям, либо из-за того, что одна роль полностью исключает другую. Молодой человек более или менее успешно исполняет роли сына и друга. Но друзья зовут парня на дискотеку, а родители требуют, чтобы он остался дома. У врача скорой помощи заболел ребёнок, а доктора срочно вызывают в больницу, так как случилось стихийное бедствие. Муж хочет ехать на дачу, чтобы помочь своим родителям, а жена бронирует путёвку на море, чтобы оздоровить детей.

Разрешение ролевых конфликтов - дело непростое. Участникам противостояния приходится определяться с тем, какая роль важнее, но в большинстве случаев более уместными оказываются компромиссы. Подросток возвращается с вечеринки пораньше, доктор оставляет своего ребёнка с мамой, бабушкой или няней, а супруги оговаривают сроки участия в дачных работах и время путешествий всей семьёй.

Иногда разрешением конфликта становится выход из роли: смена работы, поступление в университет, развод. Чаще всего человек понимает, что он перерос ту или иную роль или она стала ему в тягость. Смена ролей неизбежна по мере роста и развития ребёнка: младенец, малыш раннего возраста, дошкольник, ученик начальных классов, подросток, юноша, взрослый человек. Переход на новую возрастную ступень обеспечивается внутренними и внешними противоречиями.

Социализация

С рождения человек усваивает нормы, образцы поведения и культурные ценности, характерные для того или иного общества. Так происходит социализация, приобретается социальный статус индивида. Без социализации человек не может стать полноценной личностью. На социализацию влияют средства массовой информации, культурные традиции народа, социальные институты (семья, школа, трудовые коллективы, общественные объединения и т. д.).

Целенаправленная социализация происходит в результате обучения и воспитания, но усилия родителей и педагогов корректируются улицей, экономической и политической ситуацией в стране, телевидением, интернетом и прочими факторами.

От эффективности социализации зависит дальнейшее развитие общества. Дети вырастают и занимают статусы родителей, принимают на себя те или иные роли. Если семья и государство не уделяли достаточного внимания воспитанию подрастающего поколения, то в общественной жизни наступают деградация и застой.

Члены общества согласуют своё поведение с некими стандартами. Это могут быть предписанные нормы (законы, постановления, правила) или негласные ожидания. Любое несоответствие стандартам считается отклонением, или девиацией. Примеры девиации - наркомания, проституция, алкоголизм, педофилия и т. д. Девиация бывает индивидуальной, когда от нормы отклоняется один человек, и групповой (неформальные группы).

Социализация происходит в результате двух взаимосвязанных процессов: интернализации и социальной адаптации. Человек приспосабливается к социальным условиям, осваивает правила игры, обязательные для всех членов общества. Со временем нормы, ценности, установки, представления о том, что хорошо, а что плохо, становятся частью внутреннего мира личности.

Люди социализируются на протяжении всей жизни, и на каждом возрастном этапе приобретаются и теряются статусы, осваиваются новые роли, возникают и разрешаются конфликты. Так происходит развитие личности.