Сложноподчиненное предложение с союзом словно примеры. Тема: сложноподчиненное предложение. СПП расчлененной структуры

6. СПП их стр-но семант. признаки. Классификация СПП.

Сложноподчиненное предложение.

Это предл. предикативные части к-го связанны подчинительной связью. Диффиринциальными признаками спп предл. явл.: во-1х) зависимость одной части (придаточная) от др. 2)наличие в придаточной части союза или союзного слова. ср-ва связи главной и придаточной частей сложного слова сущ-го отличается от ср-в связи частей ссп. они образуют сложных стр-ный механизм определяющий зависимость придаточной от главной. В нем нет деления резкого на основное и дополнительные ср-ва связи. 1) Ср-ми связи частей служат союзы: Пр: хочу чтоб труд мой вдохновенный, когда-нибудь увидел свет. 2)союзные слова. Пр: и больному пригласили врача, к-й сразу же поставил диагноз. 3)интонация. 4) опорные слова в гл. части. 5)соотносительные слова. Пр: я подарю эту книгу тому, кто кто лучше всех выполнит задание. (местоим. соотн). 6)порядок следования пред. частей. 7)параллелизм строения и неполнота одного из строения. Пр: я сказал…, что прийду… (обязательно нужно то что сказал. нельзя просто я казал) 8) соотношение видо-временных форм глаголов сказуемых.

классификация СПП. разнообразие ср-в связи в спп и сложность ее строения определили разные подходы к его классификации. В зависимости от синт. связи можно выделить сл. наиболее распрастраненные виды классифик. 1)функциональная классификация. Она восходит к логическому направлению в грамматике и исходит их синт. ф-ций придаточного по отношению к главному. При этом придаточное предл. рассматривается как аналог члена предл. В соотвествии с этой классификацией выделяют: -придаточные, -определительные, -подлежащностные, -дополнительные, -обстоятельственные, -сказуемостные, пр: (подлеж) стало ясно, что мы опоздаем. 2)формальная классификация. Исходит из хар-ра основныех ср-в связи. Союзов или союзн. слов. выделяют: -прид. присоед. союзами. – прид. присоед. союзн. словами. 3)стр-но семантическая классификация. исходит из всего комплекса признаков хар-ых для спп. Эта классифик. оформилась в 50-70 г. в трудах Белашапковой. Эта классифик. явл. ведущей в совр. русс-яз. При диффиринцации предл. согласно этому подходу учитывается набор. сл. диффиринцированных признаков: а)расчленненость, не расчленненость стр-ры. Придаточные нерасчленненой стр-ры- распространяют 1 слово (словосочетание) в главной части. придаточные расчлененной стр-ры зависит от всей главной части в целом. б)хар-р союзных ср-в связи. в)хар-р и функ-ции соотносительных слов. г)учитывается позиция придаточной части.

7. СПП нерасчлененной стр-ры.

придаточные нерасчлененной стр-ры. а)присупстантивно-атрибутивные (определительные = опорное слово сущ.). Называются придаточные, к-е распространяют сущ. или сущ. относятся к нему. местоимением и выр-ют определит. отношения. Присоед. союзными словами: который, какой, что, чей, где, куда, откуда, куда. реже союзами: словно, будто, как, если бы. пр: бричка, выехавшая во двор остановилась перед небольшим домиком, к-й (союз сл) за темнотою было трудно рассмотреть. Пр: комната имела такой вид, будто (союз) ее расстреляли из пулемета. В зависимости от того на сколько определяемая придаточной частью сущ-ое нуждается в определении выделяют 2 вида придаточных определительных: =с одной стороны существуют предложения в которых главная часть требует обязательного определения. В этом случае придаточная часть будет восполнять недостоющий член предл. в гл. части. Пр: Людям, которые умеют держать себя с достоинством под выстрелами многое, очень многое прощают. =в др. предл. гл. часть не нуждается в распространении. В таких предл. придаточная часть сообщает дополнительные сведения. Пр: В разгар пира в избу зашел Травкин, которого никто не ждал. б)изъяснительно-объектное значение. (падежн. вопросы). Главной особенностью этих предл. явл. обязательная неполнота главной части требующая восполнения своего содержания. В этих предл. придаточная часть присоед. к главной при помощи союзов: что, чтобы, как будто, как бы, будто, и союзн. слов. Эти предл. выражают изъяснит. объектн. отнош. В качестве опорных слов обычно выступают глаголы, реже сущ. со значен. речи, мысли, чувства. Пр: ему и без того казалось, что его несут слишком медленно. (придат. замещает дополн.) В некоторых случаях прид-изъясн. трудно отличить от придт-опред. Обычно такое происходит когда оно относится к сущ. пр: я ловил себя на мысли (какой, на чем?), что начинаю думать о конце войны. Существует мнение (в чем?, какое), что искусство кино, есть искусство режиссера. в)прикомпаративные придаточные. – относятся предл. в к-х придаточное присоед. к формам в сравнит. степени и словам с пом. союзов: чем, нежели. В этих предл. выр-ся сравнительно-объектные отношения. Пр: он поступил благородней, чем мы думали.

9. СПП расчлененной стр-ры

Предложения расчлененной стр-ры. 1)СПП с придаточным времени. – в этих предл. предикативная часть соед. с пом. союза: как, когда, после того как, в то время как, с тех пор как, прежде чем и т.д. – Выражают временные синт. отношения и могут занимать как препозицию и постпозицию по отношению к гл. части. Пр: он вернулся, когда (всегда союз) его уже не ждали. 2)с придаточными условия. с пом. союзов: если, если бы, еже ли, коли, кабы, раз, когда, как, при условии что, в случае если, - могут как в препозиции так и постпозиции. – выр-ют условные синт отнош. Пр: А старики пускай себе деруться, коли им это весело. 3)СПП с придаточными цели. Эти предаточные присоед. к гл. часли союзами: что, дабы, для того чтобы, с тем чтобы, затем чтобы, и частицами перешедшими в разряд союзов: только бы, лишь бы. – придаточные цели могут находиться в постпозиции и предпозиции и выр-ют синт отн. цели. Пр: Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться… 4)СПП с придаточными сравнительными. Придаточные сравнительные присоед. к главной части с пом. с.: как, как будто, будто, словно, точно, что, как если бы, подобно тому как, вроде того как, = и поясняют то, что говолилось в предыдущей части при помощи сравнения. Придаточные сравнительные выр-ют сравнительные синт-е отношения. В постпозиции могут находиться придаточные с любыми сравнительными союзами. В препозиции могут находиться придаточные с с. – как, подобно тому… как. Пр: Каждый звук рождал кикие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды. 5)СПП с предикативными причины. с пом. с.: так как, потому что, от того что, в следствии того что, в силу того что, благодаря тому что, всвязи с тем что, тем более что, ибо. – выр-ют обстоятельственные отношения причины. Могут находиться как в препозиции так и в постпозиции. В препозитивных причины не употр. с.: потому что, от того что, тем более. Пр: Он вернулся, потому что забыл дома ключ. Поскольку участок казался сильно заболоченным, пришлось срочно за осушение его. 6)СПП с придаточными следствия. Придаточные следствия присоед. к гл. части с пом. с. ТАК ЧТО. и всегда находятся в постпозиции. Они выр-ют обстоятельственные отношения следствия. Пр: Он сейчас же уснул, так что на мой вопрос я услышал только его ровное дыхание. 7)СПП с придаточными уступительными. с пом с. хотя, несмотря на то что, невзирая на то что, пусть, пускай, даром что, как ни, Эти придаточные указывают на факт противоречащий содержанию главной части. События о которых говорится в придаточной части должны было бы привести к рез-ам противоположным тем, о которых говорилось в главной части, но не привело. К прид. части можно задать?с. – вопреки чему? –несмотря на что?. Пр: хотя было рано, но ворота оказались запертыми. Могут присоед. к главной части с пом. с. слов и усилительной частицы НИ. Пр: как ни готовился к экзамену, я получил тройку. 8)СПП. с придаточно-присоеденительными. Эти придаточные могут присоединять распространять всю главную часть а могут присоед. к одному слову. Главная часть этих предл. явл. законченной по своей форме и содержанию, а придаточная зависимая по форме выражает подчинительно- присоеденительное значение. (доп. инф-я в прид. части) – содержет добавочное сообщение оценку того о чем говорилось в галвной части, вывод, следствие из того, о чем говорилось в гл. части. или же отдельные замечания о чем говорилось ранее. Пр: Пала роса (можно поставить точку), что предвещала завтра. Подчин. присоед. могут находиться только в постпозиции. 9)СПП с сопоставительно-подчин. придаточными. (придаточные соответствия). Эти предл. присоед. к гл. части с пом. союзов: между тем, как… тогда, как… если, то…в то время, как… чем, тем… Т.е. располагаются в разных частях.

Тема урока: Понятие о сложноподчиненном предложении

Цели урока:

1. Образовательные:

    проверка понимания и степени усвоения материала по теме

2. Развивающие:

    развитие мыслительной деятельности учащихся

    развитие умения работать в группах, давать оценку ответам одноклассников

3. Воспитательные:

    воспитание сознательного интереса к родному языку как средству получения знаний

    воспитание дружелюбных отношений между учащимися, поощрение стремления к совместной деятельности и взаимопомощи

Обеспечение:

    Интерактивная доска

    Презентация

    Раздаточный материал

Ход урока

    Орг. момент

    Повторение

- Орфографическая «пятиминутка»

Задание: найдите столбик с правильными для всех слов ответами:

1 2 3 4 5

а) р..стение а о а о а

б) з..ревать о о а а а

в) к..сательная а а а а о

г) пл..вчиха а о о а а

д) заг..релый а а о о о

е) ск..чок о о а а а

Правильный вариант 3.

Что должен знать ученик, выполняя это задание. Правильно, правописание корней с чередующейся гласной.

Внимательно прочитайте каждое слово в указанном предложении и найдите среди них с чередующейся гласной в корне. В этом вам поможет знание корней, в которых происходит чередование гласных (Таблица Т.Я. Фроловой)

Выполнение тестовых заданий ГИА А5.

Вариант -1

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне

Горелая сосна стояла на пригорке, и торчащие вокруг нее толстые пни служили надёжным укрытием для стрелков. Позиция была удобна для обороны, и в то же время с пригорка легко было атаковать. (Бражнин И.)

1) атаковать
2) торчащие
3) горелая
4) позиция

Скоро по комнате распространился запах кофе, который блестел чёрными зеркалами в белых фарфоровых чашках. (Дубровин Е.)

1) распространился
2) запах
3) комнате
4) блестел

Мы выкопали добрый десяток глубоких ям, с замиранием сердца ожидая, когда лопата ударится о кованый сундучок. Но чем больше мы копали, тем всё меньше и меньше верили в существование клада. (Коковин Е.)

1) ожидая
2) выкопали
3) лопата
4) замиранием

Деревья появлялись из темноты и уходили опять в темноту. Коле они казались то стариками, идущими под конвоем фашистских солдат, то партизанами, выскочившими из лесу. Коля изредка ещё вздрагивал, но почему-то ему казалось, что теперь все будет хорошо. (Рысс Е.)

1) появлялись
2) деревья
3) выскочившими
4) казалось

5. Найдите в предложении слово с чередующейся гласной в корне.

Сотрясая мостовую, под виадуком прошел, расстелив над ним дымное облако, дачный поезд. Холодный январский ветер доносил серебристый перезвон склянок с кораблей, стоявших в порту и на рейде. (Нагишкин Д.)

1) сотрясая
2) стоявших
3) серебристый
4) расстелив

Вариант 2

1. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Васёк покрывал лаком рамку для стенгазеты. "Вот это по мне", - думал он, с удовольствием макая кисть в густой лак. Митя сидел за столом, просматривая заметки для стенгазеты. (Осеева В.)

1) стенгазеты
2) с удовольствием
3) макая
4) сидел

2. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Когда мать была жива, Васёк после школы торопился домой. Теперь опустевший дом пугал мальчика. Часто до возвращения отца с работы он бесцельно бродил по городу один или предлагал своим друзьям Коле Одинцову и Саше Булгакову: «Пойдемте, ребята, куда-нибудь, пошатаемся...» (Осеева В.)

1) предлагал
2) возвращения
3) работы
4) пошатаемся

3. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Вероника Васильевна знает по фамилиям всех постоянных читателей. Она неторопливо расхаживает по ту сторону стойки, перебирая книги. В ее руках - моя судьба, по крайней мере, на сегодняшний вечер. Хорошо ли проведу его, с увлекательной ли, интересной книгой вдвоем? Эх, мне бы ту, со львами!.. (Платов Л.)

1) увлекательной
2) перебирая
3) читателей
4) неторопливо

4. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Юнга очень удивился переменам, происшедшим в его отсутствие. Теперь катер был уже не катером, а чем-то вроде плавучей беседки. (Платов Л.)

1) удивился
2) беседки
3) плавучей
4) катер

5. Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

Разведчики спустились к реке, в прибрежные заросли, где их уже ожидали сапёры с тремя рыбачьими лодками. Было одиннадцать часов ночи. Огромная туча, выползшая из-за Шебекинского урочища, закрыла луну. (Алексеев М.)

1) выползшая
2) сапёры
3) часов
4) заросли

II. Изучение новой темы.

1. Актуализация знаний. Исследование синтаксических конструкций.

Учитель . В чём разница предложений?

Зарево, которое осветило долину, было недолгим.

Зарево осветило долину, но это длилось недолго.

Изобразите ответ графически. Составьте вертикальную схему к первому предложению.

Учитель . Охарактеризуйте второе предложение. (Сложносочинённое предложение, две части которого соединены союзом «и» и разделены запятой.)

[ , (), ]

2. Создание лингвистического текста.

Чтобы охарактеризовать первое предложение, вам потребуется текст из § 12, с. 69–71.

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока ( Понятие о сложноподчиненном предложении)

Каковы цели урока:

    повторение и углубление сведений о сложном предложении

    введение понятия о сложноподчиненном предложении

    формирование умения различать союзы и союзные слова

    находить в СПП главное и придаточное предложения, видеть средства связи между частями предложения

Учитель . Докажите, что это сложноподчинённое предложение.

В подготовленном классе можно обратиться и к § 13 и продолжить характеристику по таблице.

3. Упражнение 87 по заданию, устно.

III. Тренировочные упражнения.

1. Упражнение 89: одно (любое) предложение, то, которое больше нравится отвечающему (устно), ещё одно на выбор письменно по заданию: преобразуйте ССП в СПП.

Когда кончились каникулы, в школе началась учеба.

Мне пришлось выйти на балкон, потому что в комнате стало душно.

Когда начался урок, ученики приступили к самостоятельной работе.

2. Графический диктант.

Задание: мы умеем отличать сложноподчинённое предложение от других видов предложений, сейчас попробуем сделать это на слух. Предложение писать не надо, только схемы с определением вида сложного предложения, для сложноподчинённых предложений + вертикальные (с. 74), объясняя их роль.

1) До вечера оставалось не более получаса, а заря едва зажигалась .

, а . ССП

2) За рекой по вечерам раздаются песни и мелькают огоньки.

. – и . ССП

3) Мне показалось, что он смутился .

, (что). СПП

4) Когда спешишь, не всегда получается хорошо .

(Когда), . СПП

5) Сыпались звёзды, да иглы звенели.

, да . ССП

6) Если хочешь быть счастливым, будь им.

(Если), . СПП

7) Впереди, где лишь угадывались огни, нас ждало неизведанное .

[ , (где), ]. СПП

Возможная система оценки: предложить сдать на проверку тем, кто уверен, – им оценка по желанию в журнал (мы только учимся этому!), остальные проверяют по заранее написанному на доске. Но оценки, даже хорошей, не получают, можно просто их похвалить и предложить быть более уверенными в своих силах.

IV . Исследование теоретического материала и сопоставление синтаксических конструкций

Обратите внимание, что части СПП могут соединяться при помощи союзов и союзных слов .В чем же разница? Как отличить союз от союзного слова?

В науке существуют два пути, которыми можно достичь истины: путь практиков и теоретиков.

- Разделить класс на две группы: “Исследователи” и “Теоретики”.

Исследователи

Исследователь, исследовать – подвергнуть научному изучению

Теоретики

Теоретик – человек, занимающийся вопросами теории

Идут от практики к теории

Постановка перед учащимися учебной проблемы – в чем отличие союза от союзного слова

Кто может знать, что ждет меня? (А.С.Пушкин)

Я утром должен быть уверен, что с вами днем увижусь я. (А.С.Пушкин)

Идут от теории к практике

Чтение изучающее

Выслушиваем ответы учащихся, делаем выводы при помощи наглядных примеров

ВЫВОД:

Союз можно опустить, либо заменить другим союзом. Союзное слово можно заменить только самостоятельной частью речи.

V . Подведение итогов. Закрепление изученного.

- Что нового узнали на уроке?

Выводы:

- СПП имеет две части, одна из которых является главной, а другая – придаточной.

- Части СПП соединены при помощи подчинительных союзов и союзных слов.

- Союзы и союзные слова находятся в придаточной части СПП.

Самостоятельная работа

Вариант -1

В7-1. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённых предложений.

Стоит вглядеться и в крылышки невзрачных ночных бабочек,(1) которые прилетают на свет летними вечерами. В лупу можно увидеть,(2) насколько красив и сложен рисунок на крыльях и что сверкают на них серебром и золотом узоры,(3) как на драгоценной парче. Очень интересны радужные «сложные» глаза бабочек и свёрнутые спиралью хоботки,(4) при помощи которых эти насекомые питаются нектаром цветов. Разве не чудо,(5) что бабочки,(6) как в настоящей сказке,(7) в течение жизни испытывают полное перевоплощение!

В7-2.

Каждый,(1) кто любит Театр,(2) знает,(3) что только здесь происходит великое таинство живого общения со зрителем,(4) что только здесь можно прикоснуться к Душе и достучаться до Сердца. Театр - это волшебство,(5) удивительный мир,(6) наполненный мечтами,(7) где Добро борется со Злом…

В7-3.

Загрязнение - это нежелательное изменение физических,(1) химических или биологических характеристик нашего воздуха,(2) земли и воды,(3) которое может сейчас или в будущем оказывать неблагоприятное влияние на жизнь самого человека,(4) растений и животных. Загрязнители - это остатки всего того,(5) что мы производим,(6) используем и выбрасываем. Загрязнение увеличивается не только оттого,(7) что с ростом населения уменьшается доступное для каждого человека пространство…

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Выработанные рукой многих поколений узоры всегда были просты,(1) изысканны и точны. После раскраски вещь много раз покрывали олифой,(2) много раз сажали в раскалённую печь. Именно от температуры зависело,(3) вспыхнет ли изделие золотом или останется тускловато-серебристым. Наконец из печи вынимали чашу,(4) самим солнцем согретую,(5) драгоценную от искусства,(6) вложенного в неё. Такие деревянные чаши и ложки больше не боялись горячих щей и каши,(7) не уступали боярским - золотым и серебряным.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Виноваты прежде всего люди,(1) прибывающие в некогда дикие,(2) непролазные чащи. Тут и геологи,(3) и дорожники,(4) и электрики,(5) и строители,(6) и лесорубы,(7) да и просто вездесущие туристы. А где много людей,(8) там обязательно обнаружится непогашенный окурок,(9) небрежно брошенная спичка,(10) тлеющий костёр,(11) искра от электросварки или от порвавшихся проводов.

В7-1 1, 2, 4, 5

В7-2 1, 2, 3, 4, 7

В7-3 3,5,7

Вариант -2

В7-1 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Пока спорили и гадали,(1) появился новый сюрприз. Холст сам собой разгладился,(2) и от морщин не осталось никакого следа. На следующий день повторилось то же самое,(3) что взволновало сотрудников музея. В 11 часов утра перед посетителями раскрылись двери выставки,(4) в 13 часов картина собралась в складки,(5) в 20 часов вот складок не осталось и следа. На третий же день это прекрасно произведение Левитана уже больше не заставляло хранителей музея так волноваться,(6) потому что причины необычного поведения картины были разгаданы и были приняты соответствующие меры.

В7-2. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями СЛОЖНОПОДЧИНЁННОГО предложения.

Смог бы мир существовать без птиц? Если бы и смог,(1) то это был бы мир с безмолвными погибающими лесами и ничтожными урожаями. Расплодились бы в огромном количестве вредные насекомые,(2) клещи,(3) грызуны,(4) убытки от которых исчислялись миллионами рублей. Без птиц же ничего не осталось бы от наших урожаев. Большая синица,(5) например,(6) уничтожает за день до шести тысяч насекомых,(7) колония розовых скворцов за месяц съедает сто тонн саранчи. А пара канюков истребляет за лето до тысячи грызунов,(8) что сберегает полторы тонны зерна.

В7-3 . В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифра, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Египтяне быстро поняли,(1) насколько полезны эти создания,(2) когда ливийские дикие кошки стали приходить охотиться к амбарам с зерном. Так между людьми и кошачьими зародилась дружба,(3) а вскоре из союзника по борьбе с грызунами кошка превратилась в домашнюю любимицу. Прошло ещё немного времени,(4) и она стала божеством: египтяне поклонялись доброй богине Баст с кошачьей головой и её жестокой сестре с львиной головой - богине войны Сехмет.

В7-4. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Хорошо,(1) что в жизни многое меняется и буквально на глазах превращается в свою противоположность. Если в середине двадцатого века люди увлекались книгами знаменитых охотников за дикими животными,(2) то сейчас,(3) в начале двадцать первого века,(4) охотничьи трофеи уже не воспринимаются как подвиг человека и вызывают у нас возмущение и жалость к братьям нашим меньшим. Мы все знаем теперь,(5) что человек истребил и уничтожил более семидесяти видов животных.

В7-5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчинённого предложения.

Подсчёты показали,(1) что экологический ущерб от деятельности комбината во много раз превысил стоимость выпущенной им продукции. Нравственно ли отдавать такие ресурсы,(2) как байкальская вода,(3) для промышленной продукции,(4) пусть даже самой лучшей? Кто же сегодня является основными загрязнителями атмосферы в бассейне Байкала? Это вольфрамо-молибденовый,(5) металлургический комбинат,(6) несколько крупных электростанций,(7) кроме того,(8) дымят не только котельные,(9) но и свалки,(10) в том числе на берегу озера.

В7-6 3,6

В7-7 1,4,8

В7-8 1,2

В7-9 1,2,5

Домашнее задание: упражнение 91 + графическое обозначение, схемы сложных предложений

Сложноподчиненное предложение – это_________________________________________

___

Подчинительная связь между частями СПП выражается в синтаксической зависимости одной части от другой. Часть, которая синтаксически зависит от другой, называется придаточной . Часть, которая подчиняет себе другую, называется главной .

При этом следует иметь в виду, что зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Не всегда главная часть является определяющей с точки зрения смысловой значимости предложения. Например: Хорошо, что он вернулся – главная часть лишь выражает оценку факта, обозначенного в придаточной части.

Дифференциальные признаки СПП:

1) ________________________________________________________________________________

2) ________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________

3) ________________________________________________________________________________

2 ВОПРОС. Средства связи предикативных частей:

1) подчинительные союзы;

2) союзные слова - реляты;

3) указательные (соотносительные) слова, корреляты;

4) опорные (контактные) слова;

5) порядок предикативных частей;

6) интонация;

7) парадигма (соотношение видо-временных и модальных планов сказуемых);

8) типизированные лексические элементы;

9) параллелизм строения;

10) неполнота одной из частей.

1. Подчинительные союзы – ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________

Подчинительные союзы стоят в начале придаточной части, определяя границы главной и придаточной частей, и входят в состав придаточной части.

Они характеризуются:

1) по структуре: _____________________________________________________________________

2) по месту в предложении: ____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

3) по значению:

а) __________________________________________________________________________________

Мы поедем за город, … потому что / если / хотя / так что.

б) ___________________________________________________________________________________

Я не знал, что он вернулся.

Так грустно, что плакать хочется .

Девица плачет, что роса падает.

ЧТОБЫ:

Я просил, чтобы не мешали.

Я выключил телефон, чтобы не мешали.



2. Союзные слова – ______________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Союзные слова следует отличать от союзов по нескольким аспектам (см. пособие, с. 42).

При этом надо иметь в виду, что некоторые типы придаточных присоединяются только союзными словами: определительные, обстоятельственные места и присоединительные.

3. Указательные (соотносительные) слова, корреляты – ____________________________

Мы будем работать в таких местах, где не ступала нога человека.

Указательное слово может являться и тем словом, к которому относится придаточная часть:

А тот, кого учителем считаю, как тень прошел и тени не оставил (Ахматов).

Корреляты обычно выражены ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Опорные (контактные) слова – ______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Мы теперь уходим понемногу в ту страну, где тишь и благодать (Есенин).

5. Порядок предикативных частей:

1) фиксированный___________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________

2) нефиксированный __________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

6. Интонация - ______________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ВОПРОС 3. Типы позиций придаточных частей частей; гибкие / негибкие структуры.

Типы позиций придаточных частей:

1) ___________________________________: Известно, что слоны в диковинку у нас.

2) ___________________________________: Когда стемнело, мы стали собираться домой .

3) ___________________________________: Дом, что стоял на берегу, недавно сгорел.

Гибкой называется структура, ____________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Негибкой называется структура, _________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛЕКЦИЯ № 4. КЛАССИФИКАЦИИ СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.

ПЛАН

1. Основные классификации СПП: 1) функциональная классификация, 2) формально-грамматическая классификация, 3) структурно-семантическая классификация.

2. Функциональная классификация СПП.

Литература:

1. Валгина Н.С. Современный русский язык. Синтаксис. - М., 2003.

2. Грамматика русского языка. - М., 1954 (1960). - Т. II, ч. 2, § 1411-1540.

3. Гвоздев А.Н. Современный русский литературный язык, ч. 2. - М., (любое издание).

4. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. - М., 1993.

5. Современный русский язык. В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация / В.В. Бабайцева, Л.Ю. Максимов. – М., 1987.

6. Современный русский язык. Анализ языковых единиц / Под ред. Е.И. Дибровой. В 2 ч. Ч. 2 - М., 2001.

8. Русский язык. Учебник для 9 кл. / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. - М., 1999.

ВОПРОС 1. Основные классификации СПП.

Сложноподчиненным называется сложное предложение, части которого связаны подчинительными союзами или относительными (союзными) словами. Подчинительная связь между частями сложноподчиненного предложения выражается в синтаксической зависимости одной части от другой.

Часть сложноподчиненного предложения, синтаксически зависимая от другой, подчиняющей части, называется придаточной . Часть сложноподчиненного предложения, подчиняющая себе придаточную, называется главной .

Зависимость придаточной части от главной - явление синтаксическое, структурное, а не смысловое. Довольно часто большую смысловую значимость имеют именно придаточные части предложения. Например: Известно, что слоны в диковинку у нас (Кр.); - Ведь главное то, чего не понимают такие люди, - сказала дама, - это то, что брак без любви не есть брак (Л. Т.). Это, конечно, не исключает и совпадения главной части предложения и смыслового центра высказывания.

Подчинительная связь выражается в определенных формальных показателях - подчинительных союзах и относительных (союзных) словах. Например, из двух предложений Ему стало душно, и он вышел на крыльцо и Он вышел на крыльцо, так как ему стало душно сложноподчиненным является только второе, имеющее в своем составе подчинительный союз так как , хотя и в том и в другом случае выражаются причинно-следственные отношения.

По структуре нерасчлененные СПП делятся на три типа: 1) местоименно-соотносительные; 2) субстантивно-атрибутивные (термины Н.С. Поспелова); 3) изъяснительные (термин В.А. Богородицкого и Н.С. Поспелова).

Местоименно-соотносительные СПП. Исходя из названия этой разновидности СПП в качестве контактного слова в главной части выступают указательные местоименные слова, которые соотносятся с союзными словами в придаточной части, образуя вместе с ними цельные и устойчивые связочные структуры: то - что, тот - кто, такой - какой, тот - который, столько - сколько, настолько - насколько, там - где, так - как, тогда - когда и т. п., а также: так - что, такой - что, так - будто и др. Например: Что позабудет сделать человек, т о наверстает за него природа (Бродск.); Там, где в прошлом году была рожь, теперь лежал в рядах скошенный овёс (Ч.); Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою (Г.); Я только тот люблю цветок, который врос корнями в землю (Ее).

Местоименные контактные слова в главной части СПП выполняют функцию определенного члена предложения. Придаточная часть, которая поясняет указательное слово, как бы дублирует его синтаксическую функцию.

Общее грамматическое значение местоименно-соотносительных СПП - это отношения пояснения, которое определяется с помощью вопроса "а именно?".

Субстантивно-атрибутивные СПП. Придаточная часть в таких СПП относится к одному слову в главной, и это слово - имя существительное, которое может выполнять любую синтаксическую функцию в главной части и занимать в ней любое место:Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранной (Гонч.); Чичиков:увидел даму, которую он совершенно было не приметил: (Г.); К явлениям, которых я не понимаю, я подхожу бодро и не подчиняюсь им (Ч.). Придаточная часть соединяется с контактным словом изменяемыми и неизменяемыми союзными словами. При этом изменяемые союзные слова согласуются с контактным существительным в числе и роде:Мелкое болотистое озеро, по берегу которого (нельзя по берегу которой или по берегу которых) мы пробирались, ещё белело меж деревьев (Б). Связь неизменяемых союзных слов с контактным существительным выражена слабо:Место, где можно было сойтись, это был лес, куда бабы ходили с мешками за травой для коров (Л. Т.).

В придаточной части изменяемые союзные слова выполняют функцию определенных членов предложения: по берегу которого (род. п.) - несогласованное определение; думал о которой (предл. п.) - дополнение; которые вели (им. п.) - подлежащее. Второстепенными членами обстоятельственного типа являются в придаточной части союзные слова - местоименные наречия: сойтись где, ходили куда, выполняющие функцию обстоятельства места.

Изъяснительные предложения. Структура изъяснительных СПП определяется необходимостью "распространения" контактных слов, среди которых не только глагольные формы (говорит, спрашивает, думает, слышит, уверяет, просит и др.), но и отглагольные существительные (мысль, слух, уверение, просьба, известие и др.), а также предикативы (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлён и др.).

В составе сложноподчиненного предложения сочетаемость контактных слов "изъяснительной" семантики реализуется с помощью придаточной части: Легко вообразить (что?), какое впечатление Алексей должен был произвести в кругу наших барышень (П.); Вдруг распространился слух (о чем?), что барин возвращается (Т.).

Объектное значение придаточной части выражается изъяснительными союзами что, как, будто, чтобы, ли. Выбор союза определяется особенностями его семантики. Основной союз что имеет общеизъяснительное значение и стилистически нейтрален. Союзы что и будто по-разному оценивают объектные отношения (что указывает на их реальность, а будто - на сомнительность, недостоверность, предположительность): В военной среде шли слухи, что Корнилов попал в авантюрное окружение (Ш.) - ср.: слухи, будто...; Наполеону казалось только, что всё дело происходило по воле его (Л. Т.) - ср.: казалось, будто...; О нём ходят слухи, будто он занялся хлебной торговлей и разбогател сильно (Т.) - ср.: слухи, что...

Общий признак сложноподчиненных предложений расчлененной структуры - отнесенность придаточной части ко всему главному предложению или к его предикату.

В зависимости от характера связи компонентов сложноподчиненные предложения расчлененной структуры делятся на два типа: предложения с детерминантной связью и предложения с корреляционной связью.

1. Сложноподчиненные предложения с детерминантной связью в качестве средств связи имеют семантические союзы и классифицируются по типу синтаксических отношений, создаваемых союзами. Виды предложений с детерминантной связью: предложения с временными отношениями, предложения со значением обусловленности, которые подразделяются на причинные, целевые, условные, уступительные и имеющие значение следствия; предложения со сравнительными отношениями и предложения с отношениями соответствия.

Предложения с временными отношениями оформляются разнообразными временными союзами, каждый из которых выражает ту или иную частную разновидность временных отношений. Самый употребительный и нейтральный временной союз - когда . Он выражает отношения одновременности или последовательности ситуаций. Придаточное предложение с этим союзом может находиться в любой позиции по отношению к главному: в препозиции, постпозиции, интерпозиции: Когда дети здоровы, я спокоен. Я спокоен, когда дети здоровы. Я всегда, когда дети здоровы, спокоен. Союзы пока , пока не обозначают не просто время, а временной предел, до которого существовала (существует, будет существовать) какая-то ситуация. Например: Пока я болел, меня навещали друзья. Пока ты не позвонишь, я никуда не пойду. Позиция придаточной части с этими союзами также свободная. Другие временные союзы: многочисленные составные союзы, выражающие различные проявления временных отношений: после того как, перед тем как, прежде чем, в то время как, с тех пор как (После того как вы ушли, стало скучно ); союзы, соотносительные с частицами и наречиями, обозначающие мгновенную смену действий, ситуаций: как только, только, лишь, едва, чуть (По синим волнам океана ). Еще один временной союз, носящий устарелый характер, но употребляющийся в современной разговорной речи, - как (Но хоронить решили, как рассветет - К. Симонов).

Предложения с условными отношениями выражаются несколькими союзами, главными из которых являются если, если бы . Другие союзы: ежели, коли, кабы, когда, при условии если, при условии что . Условие, как правило, имеет характер нереальной ситуации, что ярче всего проявляется при употреблении форм сослагательного наклонения и союза с частицей «бы»: Если бы мы встретились раньше, наша жизнь была бы иной . Значение нереальности существует и при формах изъявительного наклонения: Если придешь раньше, разогрей обед. Если вы не читаете русскую классику, вы обедняете свою жизнь. Другие условные союзы менее употребительны по сравнению с «если» и имеют устарелый или разговорный характер.

Предложения с причинными отношениями оформляются разнообразными союзами, каждый из которых имеет специфику - семантическую, прагматическую или стилистическую. Среди них есть союзы нейтральные во всех отношениях, передающие значение причины без всяких дополнительных значений: потому что, так как, из-за того что, поскольку . Позиционная особенность союза «потому что» уже была отмечена раньше: придаточное с этим союзом не может находиться в препозиции по отношению к главному. Другие союзы (составные) имеют книжный характер и потому стилистически ограничены: в связи с тем что, ввиду того что, вследствие того что, в силу того что, благодаря тому что .

Предложения с целевыми отношениями оформляются союзами чтобы, дабы, для того чтобы, затем чтобы , а также частицами в союзной функции лишь бы, только бы . Придаточные предложения свободно располагаются по отношению к главному - в препозиции, постпозиции, интерпозиции. Например: Мать разбудила сына пораньше, чтобы он не опоздал в школу. Я на все готова, только бы мама выздоровела. Чтобы не думать, Самгин заставил себя вслушиваться в слова Спивак (М. Горький). Составные целевые союзы, как и причинные, обладают свойством расчлененности: Николай приходит обыкновенно ко мне по праздникам как будто за делом, но больше затем, чтобы повидаться (А. Чехов).

Предложения с уступительными отношениями оформляются союзами хотя (хоть, хотя …но), несмотря на то что, невзирая на то что, пускай, пусть, даром что . Уступительное значение - это значение нереализованного условия, придаточное выражает условие, противоречащее содержанию главной части. Расположение придаточной части свободное: Хотя было еще рано, но ворота оказались запертыми (В. Короленко).

Особую группу сложноподчиненных предложений с уступительными отношениями составляют предложения с союзными словами «как», «сколько» и частицей «ни»: Как ни старался он убедить нас, никто ему не поверил. Сколько он ни думал, ничего не мог придумать.

Предложения с отношениями следствия оформляются единственным специальным союзом так что. Придаточное с этим союзом всегда находится в постпозиции, что объясняется специфическим значением союза: следствие после причины. Например: Снег все становился белее и ярче, так что ломило глаза (М. Лермонтов).

Предложения со сравнительными отношениями. В русском языке есть целый ряд сравнительных союзов. Союзы как и подобно тому как выражают достоверное сравнение, говорящий выбирает ситуацию, похожую на основную, выраженную в главном предложении: Каждый звук рождал какие-то искры и смутные запахи, как капля рождает дрожь воды (Ю. Казаков). Союзы будто, как будто, словно, точно, как если бы, вроде того как выражают недостоверное сравнение. Например: Мелкие листья ярко и дружно зеленеют, словно кто их вымыл и лак на них навел (И. Тургенев). Сравнение в этих предложениях носит предположительный характер и совмещается со значением предполагаемой (недостоверной) причины. Заменить союзы «словно», «как будто» и подобные на союз «как» невозможно.

Предложения с отношениями соответствия оформляются союзами по мере того как, чем - тем . Например: По мере того как стрелка часов приближалась к семи, возрастала тоска Буланина (А. Куприн) .

В сложноподчиненных предложениях с корреляционной связью средством связи является К-слово, которое ориентировано на предикативный центр главной части и является его повторным воспроизведением. В.А. Белошапкова назвала такие предложения относительно-распространительными. Первая часть слова-термина указывает на средство связи (относительное слово), а вторая - на семантику, синтаксическое отношение, которые имеет характер распространения (ср. в других классификациях - придаточное присоединительное). Если средством связи является местоимение «что» в любой падежной форме, то отношения чисто распространительные. Например: Пала роса, что предвещало хорошую пагоду. Отец пришел поздно, чего с ним давно не случалось. Если же в качестве средства связи используются местоименные наречия «отчего», «почему» или предложно-падежные формы «после чего», «для чего», «вследствие чего» , то главная часть имеет значение причины, цели или следствия. Например: Ей нужно было успеть на поезд, отчего она очень торопилась (в главной части - причина; ср.: Она очень торопилась, потому что ей нужно было успеть на поезд).

Сложноподчиненные предложения могут иметь несколько придаточных частей.

В сложноподчиненных предложениях с несколькими придаточными возможны два типа отношений между объединенными частями.

1. Все придаточные относятся непосредственно к главной части предложения: к отдельному слову или всей главной части в целом. В зависимости от значения придаточных и их отношения к главной части, они могут быть однородными подчиненными частями и неоднородными.

Однородными являются одноименные (одинаковые по семантике) придаточные, относящиеся к одному и тому же слову главной части предложения или ко всей главной части в целом. Между собою эти придаточные связываются сочинительными союзами и называются придаточными соподчиненными .

В предложении Она [Аночка] пошла вместе с ним, довольная, что угодила ему и что может побыть на берегу и отдохнуть от нянченья наскучившего Павлика (Фед.) две придаточные изъяснительные части, соединенные сочинительным союзом и , относятся к одному слову главной части довольная . Соподчиненных придаточных может быть несколько. Так, в предложении Слышно было, как на улице скрипели полозья, как проезжали к фабрике углевозы и как хрипло покрикивали на лошадей полузамерзшие люди (М.-С.) три придаточные части изъяснительные.

Неоднородными являются придаточные разноименные, т.е. разные по семантике, а также придаточные одинаковые по значению, но относящиеся к разным словам главной части.

Например, в предложении После замерших московских улиц, где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера, все, что происходило в райкоме, вселяло надежду (С. Бар.) две придаточные части, обе они относятся к главной, но, во-первых, они неодинаковы по семантике, во-вторых, относятся к разным словам главной части: определительная часть где даже на перекрестках я не встретил ни одного милиционера относится к субстантивному сочетанию московских улиц , а придаточная изъяснительная - к местоимению все , наполняя его конкретным содержанием.

В предложении (втором) Мясницкой ее (улицу) называли раньше. И все же дело не в том, как называли ее, а в том, что она улица удивительная! (С. Бар.) две придаточные части. Они имеют одно значение - изъяснительное, выполняют одну и ту же функцию - конкретизируют значение указательного местоимения, но относятся к разным местоимениям главной части.

2. Придаточные части образуют цепь: первая относится к главной, вторая к первой придаточной, третья ко второй придаточной и т.д. Такое подчинение называется последовательным, а придаточные - соответственно придаточными первой степени, придаточными второй степени и т.д. Каждая из придаточных при последовательном подчинении выступает в роли главной части по отношению к следующей придаточной.

В предложении Он достиг последнего лестничного марша и увидел, что кто-то сидит на ступеньках пониже площадки, на которую выходила его дверь (Пан.) придаточная изъяснительная, относясь к глаголу главной части, в свою очередь имеет при себе придаточную определительную.

В сложноподчиненных предложениях может быть две (или несколько) главные части , которые имеют одну общую придаточную. Главные части в таком случае связаны между собой сочинительными союзами (возможна и бессоюзная связь). Общая придаточная часть может относиться как к отдельным словам в главных частях: ...Леля спала так спокойно и в ее ресницах, казалось, роились такие хорошие сны, что Наталья Петровна не решилась разбудить дочь (Пауст.), так и к двум главным в целом, например: Когда Аню провожали домой, то уже светало и кухарки шли на рынок (Ч.). В первом случае придаточная часть, так же как и в присловных структурах, прикрепляясь к отдельным словам главных (одновременно к двум), конкретизирует их значение, во втором - при отношении к главным частям в целом, как и в неприсловных структурах, указывает на определенные обстоятельства, при которых совершается то, что обозначено в главных частях.

Сложноподчиненное предложение, состоящее не из двух, а из нескольких частей, может быть особым образом организовано и представлять собой период (periodos - круг; переносно - замыкающаяся речь). Особая организация заключается в следующем: придаточные и главные части предложения в нем группируются отдельно, в порядке последовательного перечисления. Это многочленное сложное предложение, гармоничное по своей синтаксической структуре.

В периоде обычно главной части (или главным) предшествует перечисление однородных придаточных. Например: Лишь только ночь своим покровом верхи Кавказа осенит, лишь только мир, волшебным словом завороженный, замолчит, лишь только ветер над скалою увядшей шевельнет травою, и птичка, спрятанная в ней, порхнет во мраке веселей, и под лозою виноградной, росу небес глотая жадно, цветок распустится ночной, лишь только месяц золотой из-за горы тихонько встанет и на тебя украдкой взглянет, - к тебе я стану прилетать, гостить я буду до денницы и на шелковые ресницы сны золотые навевать (Л.).

Построение сложного предложения в виде периода - явление не только структурно-синтаксическое, но и стилистическое. Период отличается эмоциональной насыщенностью, лирической или публицистической напряженностью и потому свойствен обычно речи приподнятой, независимо оттого, прозаическая она или поэтическая.

Изучение синтаксиса вызывает определенные трудности, что связано в первую очередь с многообразием конструкций и понятий. отличается наличием нескольких предикативных частей, которые могут быть самостоятельными. Это сложносочиненное предложение. А могут быть зависимыми и главными - это сложноподчиненное предложение. В статье идет речь об СПП с придаточными определительными.

Сложное предложение с подчинительной связью частей

Предложения, где одна часть главная, а другие зависимые, могут быть разными по своей структуре и по значению подчинительных частей. Если придаточная часть СПП отвечает на падежей, то это изъяснительная часть. Например:

  • Петр утверждал, что его на заседании не было.
  • Екатерина поняла, зачем они выполняли эту работу.
  • Кошка знала, что за свои выходки она будет наказана.

В случаях, когда к придаточной части задается вопрос обстоятельства, это предложение. К примеру:

  • Они встретились в парке, когда закончилась демонстрация.
  • Так как начался шторм, путешествие на теплоходе пришлось отложить.
  • Максим был там, где жили его друзья.

К СПП с придаточными определительными задается вопрос "какой". Например:

Эта птица, которая пролетала над морем несколько раз, называется гагарой.

Мальчик, чьи родители работали на объекте в Сочи, показал отличные результаты в спорте.

Усадьба, что находится в пределах заповедника, является музеем.

Пунктуация в СПП

Какие ставятся знаки препинания в сложноподчиненном предложении? В русской грамматике принято отделять главную часть от придаточной запятыми. В большинстве случаев она предшествует союзу или является членом предложения, к нему можно задать вопрос): "Туристы остановились на ночлег в палаточном городке, потому что им предстоял еще долгий путь в горы".

Много примеров, когда запятая ставится в финале главной части, но не перед союзом/союзным словом (особенно часто это наблюдается в СПП с придаточными определительными): "Тропинка к источнику лежала через ущелье, о месторасположении которого было известно немногим".

В случаях, когда придаточная часть расположена в середине главной, запятые ставятся по обеим сторонам зависимой части: "Дом, в который они переехали, был просторнее и светлее".

Знаки препинания в ставятся по таким же синтаксическим правилам: после каждой части - запятая (чаще всего перед союзами/союзными словами). К примеру: "Когда поднялась полная луна, ребята увидели, как таинственно плещутся морские волны, звуки которых они слышали давно".

Придаточное определительное

  • Определительная зависимая часть раскрывает некоторые признаки слова, обозначенного в главной части. Такая придаточная часть сравнима с простым определением: "Выдался чудесный день"/ "Выдался день, о котором давно мечтали". Разница не только синтаксическая, но и семантическая: если определения называют предмет прямо, то придаточная часть рисует объект через ситуацию. При помощи союзных слов присоединяются СПП с придаточными определительными. Предложения-примеры:
  • Машина, которую Мария купила в Японии, была надежной и экономичной.
  • Миша принес яблоки из сада, где также росли груши и сливы.
  • Отец показал путевки в Венецию, куда вся семья отправится в сентябре.

При этом есть союзные слова, которые являются основными для таких предложений: "который", "чей", "какой". Другие считаются неосновными: "где", "что", "когда", "куда", "откуда".

Особенности придаточного определительного

Кратко описав основные характеристики конструкций, можно составить небольшой конспект «СПП с придаточным определительным». Основные черты таких предложений раскрываются ниже:


Местоименно-определительные предложения

От СПП с придаточными определительными, где зависимая часть относится к существительному с указательным местоимением, нужно отличать такие, что зависят от самого указательного местоимения. Подобные предложения называются местоименно-определительные. Для сравнения: "Тот не будет допущен к зачету, кто не сдал лабораторную работу"/ "Те студенты, которые не сдали лабораторную работу, не будут допущены к зачету". Первое предложение - местоименно-определительное, так как в нем придаточная часть зависит от указательного местоимения "тот", которое нельзя убрать из предложения. Во втором предложении зависимая часть относится к существительному "студенты", при котором есть указательное местоимение "те", и его можно опустить, следовательно, это придаточное определительное.

Упражнения по теме

Закрепить изложенные выше теоретические сведения поможет тест «СПП с придаточными определительными».

  1. В каком предложении представлено СПП с придаточным определительным.

а) Егору сообщили о случившемся поздно, что ему не понравилось.

б) Вследствие того что заседание затянулось, адвокат опоздал на встречу.

в) Роща, где росло много берез, после дождя манила грибников.

г) Море было спокойным, когда они вышли к берегу.

2. Среди предложений найдите местоименно-определительное.

а) Его еще не видели таким, каким он был вчера на совещании.

б) Тот город, который появился на горизонте, был Бейрут.

в) Мысль, что пришла ему в голову, понравилась всем.

г) Школа, в которую ходила ее сестра, была в другом городе .

3. В каком варианте ответа придаточная часть разрывает главную?

а) Тот не поймет Пушкина, кто не читал его душой.

б) Вода в реке, что находилась на окраине города, была студеной.

в) На день рождения был приглашен его приятель, с которым он познакомился на конференции.

г) Василий позвонил доктору, чей номер дала Дарья Николаевна.

4. Укажите придаточное определительное предложение.

а) Он знал, откуда доставили груз.

б) Страна, откуда он родом, находилась в центре Африки.

в) Откуда приехал Михаил, было известно лишь отцу.

г) Она подошла к окну, откуда доносились голоса.

5. Укажите предложение с местоименно-определительным придаточным.

а) Та улица, которая шла параллельно проспекту, была древнейшей в городе.

б) Та, что была в желтом костюме, оказалась женой Ипатова.

в) Та девушка, что встретилась Николаю в парке, была знакомой его сестры.

г) Лидию привлекла та песня, которую исполняли дети со сцены.