Сильно ли отличается досрочный егэ от реального. Время на разработку стратегии поступления. Кто может сдавать досрочно

Создатель ЕГЭ: «Использование этого теста не принесет пользы российскому образованию»

До того, как закон о ЕГЭ вступит в силу остался месяц. Владимир Хлебников – это тот самый человек, который разработал технологию тестирования еще до начала эксперимента по ЕГЭ для централизованного добровольного абитуриентского тестирования, и с самого начала эксперимента руководил центром обработки результатов ЕГЭ. Ему лучше всех были видны и недостатки методики. Но когда он начал о них открыто говорить, это оказалось никому не нужно. Ведомство не пожелало ничего радикально менять.
Из статьи В. Хлебникова в «Новой газете»:

Главное в ЕГЭ – это результаты. Что же измеряет ЕГЭ?!

Можно с уверенностью сказать, что смысл оценок по результатам ЕГЭ (тестовый балл) не понимает практически никто. Пусть два учащихся с примерным одинаковым уровнем подготовленности участвовали в тестировании. Каждый из них получил свой вариант теста. Варианты имели разную сложность. Одному ученику достался вариант более простой, а другому более трудный. Это явление весьма распространенное, т.к. создать даже два варианта теста одинаковой сложности практически невозможно.

Все участники, набравшие одинаковое число верных ответов (первичных баллов), получат одинаковый тестовый балл вне зависимости от сложности доставшегося варианта теста.

А эти варианты ох как отличаются друг от друга по сложности! Специалисты это хорошо знают.

Такой ЕГЭ не гарантирует точные и справедливые результаты. Следовательно, результаты ЕГЭ нельзя использовать для отбора поступающих в вузы, ввиду их научной необоснованности!

Гораздо хуже обстоит дело с использованием результатов ЕГЭ для целей итоговой аттестации. Повторим, что методика расчёта тестовых баллов ЕГЭ определяет уровень подготовленности учащихся, сравнивая их знания друг с другом, но не сравнивая с требованиями учебной программы. Эта методика предназначена только для отбора поступающих в вузы. Сделать суждение о степени освоения школьного предмета для итоговой аттестации по результатам ЕГЭ в принципе невозможно.

До сих пор, никакие даже самые продвинутые тестологи мира не смогли создать теста, который мог быть использован для целей итоговой аттестации и для отбора наиболее подготовленных поступающих в вузы.

Наши коллеги в Белоруссии, Азербайджане, Казахстане, Узбекистане не совмещают итоговую аттестацию со вступительными испытаниями. Государственные испытания в тестовой форме проводятся только для отбора поступающих в вузы, причем с привлечением служб национальной безопасности.

Россия пошла иным путём, который при всей его кажущейся привлекательности, не имеет последователей. Отмеченные недостатки являются основными, препятствующими достижению поставленных целей ЕГЭ.

Можно ли исправить имеющиеся недостатки?

Для отбора поступающих в вуз проблема решается просто. Для этого достаточно изменить методику обработки первичных баллов таким образом, чтобы она учитывала различную сложность используемых вариантов тестов. Это сделать нетрудно, так как такая методика существует и много лет используется при проведении абитуриентского централизованного тестирования.

Многочисленные иные недостатки ЕГЭ при этом остаются, но о них скажем позднее.

Для целей итоговой аттестации проблема с ЕГЭ ремонту не подлежит. Итоговая аттестация требует иных измерительных материалов и методик обработки результатов их использования.

Процедуры итоговой аттестации и отбора поступающих в вузы несовместимы. Их необходимо разделить.

Перевод тестовых баллов ЕГЭ в пятибалльную шкалу для целей итоговой аттестации чиновники осуществляют произвольно. В первые годы эксперимента по введению ЕГЭ за основу бралось правило: двоечников и отличников устанавливалось по десять процентов от общего числа участников. Троечников и хорошистов – по сорок процентов от общего числа участников. В последующие годы доля учащихся с различными отметками во избежание нелепицы корректировалась. Так, например, неприлично ставить отметку «удовлетворительно» по математике за три-четыре верных ответа. На простейшие вопросы в части «А» даже восьмиклассник даст три-четыре верных ответа. Учащиеся 10-11-ых классов сразу смекнут, что тройка им уже гарантирована, и далее всерьез учиться не будут. Вот и пришлось для сохранения приличия ставить тройку за большее число верных ответов. А это привело к тому, что доля двоечников по математике возросла до стабильного по годам уровня в 22 – 23 процента от общего числа участников. Так уж учат у нас в школе математике. Рассмотрим вопрос о погрешности измерений учебных достижений, получаемых при проведении ЕГЭ.

В Федеральном центре тестирования проводились расчеты погрешностей результатов ЕГЭ. Было определено, что в середине шкалы измерений (от 40 до 60 баллов) величина погрешности практически по всем предметам составляет ± 3 тестовых балла. Погрешности возрастают по мере смещения в сторону более низких и более высоких оценок. В районе 90 баллов погрешность составляет от 5 до 10 тестовых баллов. Эта погрешность неустранима при нынешней идеологии ЕГЭ, т.е. как говорят математики, - это погрешность метода. На практике это означает, что вуз, выбирая из двух поступающих с результатами 84 и 86 баллов по предмету, отдает предпочтение, казалось бы, лучшему – 86 балльному результату. В некоторых вузах результат меньше 85 баллов вообще не рассматривается. А на самом деле результаты этих поступающих 84±5 и 86±5 баллов, и кто из них лучше знает предмет уже не очевидно. Если тестовые баллы испытуемых отличаются друг от друга на величину меньшую, чем погрешность измерения, то делать суждение о превосходстве того или иного результата не корректно. Из этого следует, что ЕГЭ плохо дифференцирует испытуемых в наиболее важной для приема в вуз зоне – области наивысших тестовых баллов. Имеет ли право ЕГЭ на систематические неточности такого размера? Ничего не подозревающим выпускникам школ и приёмным комиссиям вузов величина тестового балла объявляется без тени сомнения.

Неучёт факта, что погрешность измерения в области высоких баллов недопустимо велика, приводит к тому, что результаты, указанные в свидетельствах ЕГЭ, не отражают реального уровня подготовленности испытуемых. Это зачастую вызывает неосознанное, но интуитивно верное возмущение выпускников и их родителей.

Обсудим коротко экзаменационные материалы, используемые при проведении ЕГЭ. Их разрабатывает специализированное государственное учреждение Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ). Ежегодно для ЕГЭ по каждому предмету необходимо разработать десятки, а по математике и по русскому языку по сотне оригинальных вариантов тестов высокого качества. Разные варианты тестов должны быть в идеале одинаковой трудности и с одинаковыми измерительными свойствами. Эта задача невыполнима! Общественность не знает, по каким параметрам и измерительным свойствам отбираются тесты ЕГЭ. Материалы сдаются в тираж в феврале – марте. Удовлетворительное опробывание (не путать с апробацией) тестовых материалов к этому сроку провести невозможно. Измерительные свойства тестов, используемых в ЕГЭ, не знает никто ни до, ни после экзамена.

Ввиду высокого статуса ЕГЭ, к разработке измерительных материалов потянулось множество специалистов – предметников. Для них ЕГЭ – это и заработок, и престиж. Выбрать было из кого. Отобрали самых «маститых». Ну не могут они делать простенькие задания. И в части «С» появились задания убойной силы, причем не лучшего качества за исключением задач типа С3. Ну и кто может их выполнить? Все задания части «С» выполняют единицы испытуемых, а двоечников по математике более двадцати процентов от общего числа участников ЕГЭ, т.е. более двухсот тысяч человек. Зачем задания с такой трудностью тиражировать, рассылать по всей стране, собирать предметные комиссии для проверки, расходовать государственные средства? Все это ради единичных случаев, в то время, как сотни тысяч выпускников требуют более пристального внимания. Для чего делается такой разброс трудности заданий? Видимо у руководителей эксперимента была уверенность, что одним достаточно коротким тестом возможно оценить знания всех учащихся (и посредственных, и элитных). Но это невозможно. Кто из ученых дал такой совет? Нет таблетки от всех болезней.

Структура тестовых материалов ЕГЭ плохо продумана и нуждается в переработке.

Казалось бы, что качество тестов должно расти вместе с опытом их разработки. Но этого не происходит. Нарекания со стороны специалистов были ранее, есть и сейчас. Не вдаваясь в подробности, можно смело утверждать, что по процедуре разработки экзаменационных материалов ЕГЭ необходим соответствующий государственный стандарт, утверждённый Агентством по техническому регулированию (бывший Госстандарт). Содержание экзаменационных материалов, как и прописано в законе, остается в ведении системы образования. Но процесс разработки экзаменационных материалов, требования к качеству тестов, к их измерительным свойствам, их трудности, способности дифференцировать учащихся по степени подготовленности и прочим свойствам нужно определить и описать в соответствии с хорошо продуманной процедурой разработки стандартов. Иначе не понятно, что за тесты используются при проведении ЕГЭ. Неизвестны их измерительные свойства. С какой погрешностью они определяют уровень подготовленности учащихся? Никто не знает ответа на эти вопросы. Никогда не публикуются материалы с характеристиками используемых тестов. На Западе такие публикации совершенно обязательны. Руководители Рособрнадзора такие задачи перед исполнителями не ставят. А те и довольны. Сами тесты разрабатывают, сами же их и хвалят. Хотя и признают, что бывают отдельные недостатки.

Исключительно большое значение для ЕГЭ имеет проблема информационной безопасности. Несанкционированное вмешательство в любой технологический элемент ЕГЭ может исказить результаты не только одного испытуемого или небольших групп на уровне класса или школы. Распространение злоумышленниками по каналам Интернет накануне экзамена похищенных вариантов тестов и ответов к ним может привести к искажению результатов ЕГЭ в целых регионах. Выпускники могут несправедливо получить высокие тестовые баллы, и аннулировать их будет невозможно. В вузы будут зачислены совсем не лучшие поступающие. Заметим, что самый большой вред – преждевременное раскрытие тестовых материалов в Интернете – совершают люди с наименьшей материальной мотивацией – хулиганы.

Нередки случаи прорешивания экзаменационных заданий группами преподавателей, собранных в якобы опечатанных кабинетах пунктов проведения ЕГЭ. Возможна подмена бланков ответов избранных испытуемых из резервных комплектов бланков и т.д. Сколь бы ни была изощрённой технология ЕГЭ, всех мер предосторожности предусмотреть невозможно. Свидетельством этого являются аномальные факты массового получения чрезвычайно высоких результатов ЕГЭ. Например, в 2005 году в ряде сельских районов Башкирии на ЕГЭ по математике оценку «отлично» получили до 85 процентов экзаменующихся. В том же году в одном из районов Кировской области были получены самые высокие в стране результаты по русскому языку. Такие результаты выпускникам Москвы и Санкт – Петербурга не снились. Досадно, что зафиксировать нарушения на месте или отменить самые вопиющие результаты невозможно. Не позволят установленные организаторами правила и круговая порука.

Вмешательство в результаты ЕГЭ возможно! Это реальный факт. Процедура ЕГЭ не даёт никаких гарантий того, что несанкционированное вмешательство исключено.

Высокий статус ЕГЭ создаёт сильнейшую мотивацию к получению высоких результатов у выпускников и их родителей. С другой стороны, по долгу службы учителя и руководители органов управления образования тоже далеко не безразличны к тому, как выглядят их выпускники и подведомственные учреждения по результатам внешнего контроля, т.е. ЕГЭ. Имеем уникальную ситуацию – стремление всех лиц, причастных к ЕГЭ, к высоким результатам. А это сила не малая. Уже выработался простой и безопасный способ всё устроить. Суть его такова. За несколько дней до экзамена учителя проводят консультации для выпускников. В органы управления образованием субъектов Федерации к этому времени уже поступают материалы ЕГЭ по соответствующему предмету. Материалы поступают с запасом, так что досрочное вскрытие одного «Секьюрпака» и ознакомление с его содержанием совершенно незаметно. Всем известно, что по каждому предмету на регион имеется всего лишь пять оригинальных тестов. Остальные варианты формируются путем перемешивания заданий из пяти оригинальных. Далее совсем просто. Из реальных материалов ЕГЭ специалисты – предметники быстро делают похожие тесты – аналоги. Материалы тиражируются и рассылаются в школы для использования на консультациях. Там материалы прорешиваются. Через пару дней выпускники на экзамене получают тесты, содержащие задания очень похожие на те, которые разбирались на консультации. Абсолютно точно повторить решения и указать верные ответы на все задания не сможет никто, но можно гарантировать, что в целом весь массив выпускников получит более высокие тестовые баллы ЕГЭ. Выбросов аномально высоких результатов не будет. Все довольны – выпускники, родители, учителя, руководители и пр. Выявить нарушение невозможно.

Так изящно вскрывается система информационной безопасности ЕГЭ. Преодолеть её возможно только одним способом – абсолютно отстранить от процедуры ЕГЭ всех работников системы образования – от министра до дворника!

А без этого вся суета с ЕГЭ – пустые хлопоты.

Зафиксируем изложенное.

Оценки в свидетельствах ЕГЭ, которые должны стать единственным критерием для приема в государственные вузы России, научно не обоснованны. Они определены без учета сложности вариантов тестов, что в принципе приводит к завуалированной несправедливости.

Использование результатов ЕГЭ для итоговой аттестации в школах недопустимо, так как ЕГЭ не оценивает степень освоения учащимися предмета. Методика расчета тестовых баллов ЕГЭ для этого совсем не предназначена. ЕГЭ тут вообще не причем. Школьные отметки по методике Рособрнадзора можно выставлять без всякого ЕГЭ. Для этого управлениям образования надо указать установленный свыше процент двоек, троек, четвёрок и пятёрок по предметам. Абсурд? Да! Но именно так всё и происходит. Только после проведения дорогостоящей процедуры ЕГЭ.

Доля учащихся, которым выставляется соответствующая школьная отметка, волюнтаристски назначается чиновниками. Для проведения ЕГЭ ежегодно привлекается более миллиона человек – выпускников и организаторов. Тысячи преподавателей – предметников разрабатывают тестовые задания. Тестовые материалы печатаются, упаковываются, рассылаются. Ответы обрабатываются. Расходуются громадные государственные средства. И всё впустую. Вся акция ЕГЭ методически не продумана и своих целей, в принципе, достичь не может.

В этом не ничего удивительного, т.к. при проведении эксперимента по введению ЕГЭ серьёзной подготовительной работы не проводилось. Концепции, технического задания, рабочего проекта, цели, задач, рабочих гипотез при проведении эксперимента по введению ЕГЭ не было. Нет критериев, по которым можно судить об успешности эксперимента.

Главная причина состоит в исключительно высоком статусе результатов. Целью школы стало теперь не обучение и развитие личности учащихся, а погоня за высокими показателями при сдаче ЕГЭ. Учебный процесс в старших классах существенно меняется. Школа стала не учить, а натаскивать на конкретные задания, вопросы, темы. Учебная программа меняется. Фактически сокращается число часов преподавания математики. Учитель вместо объяснения материала вынужден с февраля месяца натаскивать выпускников на задания в форме ЕГЭ. Литература перестала быть обязательным предметом. Подвижки происходят по всем дисциплинам, контроль за освоением которых происходит в форме ЕГЭ. И кто, глядя на это, скажет, что наши дети стали более образованными? Вред от таких побочных эффектов ЕГЭ много больше, чем польза от использования единой процедуры и тестов на экзамене.

Резюме.

Вводимый законом с 2009 г. ЕГЭ научно необоснован, неправильно сконструирован, имеет массу существенных недостатков. Его использование не принесет пользы Российскому образованию.

Введение ЕГЭ целесообразно приостановить.

Необходимо с учетом накопленного опыта пересмотреть его основные положения. Создать концепцию по оцениванию учебных достижений учащихся, получить общественное согласие, разработать и внедрить новые методы и процедуры оценивания. Создать в России научную школу по оценке учебных достижений учащихся. Гордиться полученными результатами.

Не допускать возврата к ситуации десятилетней давности, когда оценки в школах и при поступлении в вузы отдавались на откуп тем же школам и вузам.

Это означало бы не только признание ошибок, допущенных при введении ЕГЭ, но и отбросило бы Российское образование на много – много лет назад. Нельзя предавать забвению труд сотен и тысяч энтузиастов по созданию в России научных и производственных основ объективного оценивания учебных достижений. Это было бы регрессом и ошибкой.

Владимир Хлебников,
доктор технических наук

«ЕГЭ - лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». На секундочку мне показалось, что сейчас июнь, я выпускница, и впереди ещё 4 экзамена. Но нет, сейчас конец марта, я уже официально «ВПЛ», то есть выпускник прошлых лет, и впереди разве что летняя сессия.

Как вы уже наверняка догадались, речь сегодня пойдёт о моем опыте пересдачи ЕГЭ.

0

Попытка номер два

По традиции, разобью статью на несколько пунктов, каждый из которых будет являться ответом на вопрос.

1. Зачем?

Я решила пересдать некоторые экзамены (а именно математику и обществознание) , так как хочу улучшить свои результаты и попробовать этим летом перепоступить в другой вуз – Высшую школу экономики (на данный момент я учусь в Финансовом Университете).
В прошлом году мне не хватило 2 (!!!) балла, чтобы поступить на бюджет Вышки. Но, как известно, результаты ЕГЭ действуют 4 года, и никто не запрещает нам перепоступать в другие вузы. Именно поэтому в этом году я собираюсь «попытать счастья» еще раз.

2. Как регистрироваться?

Логичный вопрос, учитывая, что я больше не являюсь ученицей и не могу просто положиться на администрацию школы.

Чтобы зарегистрироваться на ЕГЭ, выпускники прошлых лет должны прийти в ближайший Департамент образования или РЦОИ и написать такое же заявление, которое писали в 11 классе. Только стоит помнить, что сделать это необходимо до 1 февраля!

И да, у нас есть выбор! Не обязательно сдавать в досрочный период (март-апрель), можно выбрать и резервный, который проходит в конце июня.

3. Отличается ли чем-то процесс сдачи?

Абсолютно нет! Вы также должны прийти на ППЭ к 9:00, сдать все свои вещи и взять только черную гелевую ручку и паспорт без обложки.

Из нововведений этого года (по крайней мере у меня в прошлом году такого не было) – теперь все задания поступают в ППЭ на электронном носители, и КИМы распечатываются в аудитории прямо при вас.

4. Правда ли, что в досрочном периоде задания легче?

Вопрос, интересующий многих.

В прошлом году, когда я была еще школьницей и, как и все, готовилась к экзаменам, прорешивая десятки вариантов, я не могла не заметить то, что досрочный вариант ЕГЭ по математике был совсем несложным и абсолютно решаемым. Тогда моя учительница по математике сказала мне и моим одноклассникам, чтобы мы даже не надеялись на такой низкий уровень сложности основного периода сдачи ЕГЭ.

Увы, она оказалась права.
2 июня 2017 года (да, я до сих пор помню дату) стал для меня днем разочарования, ведь на экзамене мне удалось решить крайне мало - лишь первую часть и 13ое задание из второй части. Самой большой печалью стало то, что я не решила свою любимую экономическую задачу (17 задание).

Что же было в этот раз?
В этот раз все было намного легче, чем на основном периоде. Причем это касается как первой, так и второй части. Мне удалось решить всю первую часть, а также 13, 15, 17 (да! Я все-таки решила его!) и 19 задание пункт "а".

Так что почти с полной уверенностью могу сказать, что задания в досрочном периоде действительно легче (или просто мне так повезло?).

5. К чему же написана эта статья?

Эта статья написана в том числе для того, чтобы те, кому не удастся с первого раза сдать ЕГЭ на удовлетворяющий их балл, не боялись пересдавать его. Кроме того, отправиться на ЕГЭ в досрочный период смогут решившиеся на gap-year (о нём вы можете прочитать в этой статье ).

Как видите, сдающие в досрочный период выпускники прошлых лет – это не обязательно неудачники, не сумевшие сдать экзамен с первого раза. Возможно, это люди, которые просто хотят улучшить свои результаты и на следующий год с более высокими баллами составить конкуренцию при поступлении именно вам)

Алина Григорьева

Свежие публикации

«И чтоб к следующему занятию выучили все определения!» - кошмарный сон бывшего школьника прерывается пробуждением, и, благополучно смахнув пот со лба, он с несвойственным удовольствием собирается на работу (главное, что не в школу!).

Кто допускается к сдаче ЕГЭ?

К прохождению государственной итоговой аттестации допускаются все выпускники образовательных учреждений России, имеющие годовые оценки по всем предметам учебного плана за X-XI(XII) классы не ниже удовлетворительных.
Решение, допускать или не допускать ученика к государственной аттестации, принимается педагогическим советом того учреждения, в котором осуществляется образовательный процесс, и оформляется приказом.
Для допуска к ЕГЭ с 2015 года учащимся необходимо получить зачет по итоговому сочинению, которое нужно написать в декабре или не позднее апреля текущего года. Выпускники прошлых лет пишут итоговое сочинение по желанию.
Все важные сведения об итоговом сочинении - в разделе «Итоговое сочинение на ЕГЭ».

Какие задания встречаются на ЕГЭ?

Задания ЕГЭ предоставляются на экзамене в виде индивидуального пакета КИМов (контрольно-измерительных материалов).
На сайте www.ege.edu.ru, который является официальным порталом ЕГЭ, опубликованы проекты КИМов Единого государственного экзамена 2019 года по всем предметам. Ознакомиться с ними можно в разделе сайта ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) ЕГЭ / Демоверсии, спецификации, кодификаторы. На этом же сайте можно найти демонстрационные варианты КИМов прошлых лет.
Демонстрационный вариант показывает, какими будут задания на ЕГЭ, но не отражает всех элементов содержания заданий. Для того чтобы четко знать, какие темы нужно повторить перед экзаменом, откройте документ под названием «Спецификация». В нем перечислены все нужные темы.
Кроме того, в разделе «Демонстрационная версия» могут быть приложения с дополнительными материалами (например, словари ударений и паронимов для экзамена по русскому языку). Эти приложения помогут при подготовке к экзамену, поскольку содержат материал, вызывающий особые затруднения.
Все демоверсии - в разделе «Демонстрационные варианты КИМов на ЕГЭ».

Какие учебные пособия нужно использовать при подготовке к ЕГЭ?

Вы наверняка обратили внимание на то, что на многих изданиях стоят штампы «Рекомендовано ФИПИ». На самом деле экспертный совет ФИПИ (Федеральный институт педагогических измерений) не рецензирует и не рекомендует никаких учебников и пособий уже много лет. Используйте пособия авторитетных издательств и читайте рекомендации на сайтах, которым вы доверяете.
Лучше всего использовать пособия по предметам из Федерального перечня, который рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации.
На сайте ФИПИ www.fipi.ru размещен Федеральный банк тестовых заданий, включающий в себя материалы, которые использовались при проведении ЕГЭ в предыдущие годы по всем общеобразовательным предметам. К сожалению, этот раздел сайта содержит и задания в устаревшем формате.
Список рекомендуемых изданий - в разделе «Учебники и пособия».

Каковы сроки проведения ЕГЭ?

Основные сроки проведения Единого государственного экзамена - это май-июнь. Кроме того, в апреле выпускники могут сдать ЕГЭ досрочно.
В феврале 2015 года впервые будет проходить экзамен ЕГЭ по русскому языку и географии для лиц, которые уже завершили изучение данных курсов. Помимо того, с 2015 года в сентябре ввели дополнительные сроки сдачи ЕГЭ для выпускников, получивших неудовлетворительный результат на экзамене в мае. Сдать экзамен в сентябре могут и те, кто недоволен результатами основного периода и думает о поступлении в вуз в следующем году.
Все даты - в разделе «Календарь ЕГЭ».

Сколько заданий в КИМе?

Все КИМы по одному предмету стандартизированы и содержат одинаковое количество заданий в одной и той же тематической последовательности. Но количество заданий по разным предметам и время их выполнения не совпадают, например, ЕГЭ по русскому языку 2015 года предполагает выполнение 25 заданий за 210 минут.
Точную информацию о количестве заданий по каждому предмету вы можете получить в разделе «Демонстрационные варианты КИМов на ЕГЭ».

Сколько времени занимает сдача ЕГЭ?

В целом ЕГЭ по каждому предмету длится не менее 180 минут. В разные годы продолжительность экзамена по определенным предметам незначительно отличалась (на 5-10 минут). Это зависит от структуры экзаменационного задания. Самые короткие экзамены - по базовой математике, биологии, географии и английскому языку - занимают три часа, самые продолжительные - по профильной математике, обществознанию, истории, физике, информатике, литературе - длятся почти четыре часа. Продолжительность ЕГЭ больше четырех часов не допускается, поскольку в таком случае требуется перерыв на обед.

Во всех регионах страны ЕГЭ начинается в 10:00 по местному времени. В объявленную продолжительность экзамена не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников ЕГЭ, вскрытие специальных доставочных пакетов с экзаменационными материалами, заполнение полей регистрации на бланках ЕГЭ).

Продолжительность ЕГЭ по каждому предмету определяется заранее и устанавливается приказом Министерства образования и науки Российской Федерации ежегодно.
Продолжительность ЕГЭ в 2016 году сейчас заявлена в Проектах демонстрационных версий по предметам:
ЕГЭ по математике базовый 180 минут (3 часа)
ЕГЭ по математике профильный 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по русскому языку 210 минут (3,5 часа)
ЕГЭ по обществознанию 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по физике 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по истории 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по биологии 180 минут (3 часа)
ЕГЭ по химии 210 минут (3,5 часа)
ЕГЭ по информатике 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по литературе 235 минут (3 часа 55 м)
ЕГЭ по географии 180 минут (3 часа)
ЕГЭ по иностранным языкам 180 минут (3 часа)

Правда ли, что досрочно ЕГЭ сдать легче, чем на основном этапе?

Все КИМы формируются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного среднего общего образования и утвержденными кодификаторами и спецификациями (см. раздел «Демонстрационные варианты КИМов на ЕГЭ»). Варианты КИМов досрочного периода не легче и не сложнее, чем на основном этапе экзамена. С 2015 года ФИПИ публикует один реальный вариант КИМа досрочного периода, что дает возможность оценить реальную сложность заданий на экзамене. Содержание (общая постановка вопросов) и сложность заданий в этих КИМах не отличается от того, что предлагается в Демоверсии и на экзаменах в мае-июне.
Зачем нужны различные КИМы в разных часовых поясах? В моем регионе будут не такие задания, как в других?
Все КИМы формируются так, чтобы обеспечить вариативность комплектов индивидуальных экзаменационных заданий. В каждом часовом поясе для этого используется отдельный комплект заданий, из которого формируется индивидуальный вариант для каждого учащегося. КИМы, которые используются в различных регионах страны и в разных часовых поясах, могут иметь заметные отличия друг от друга, иногда не совпадают даже формулировки заданий («в каких словах пропущена одна буква Н» и ««в каких словах пропущены две буквы НН»). Однако все КИМы формируются в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом полного среднего общего образования и утвержденными кодификаторами и спецификациями, и все задания ЕГЭ аналогичны тем, которые предлагаются в пособиях и сборниках типовых вариантов.

Если я призер всероссийской олимпиады, это учитывается при сдаче ЕГЭ?

Диплом призера всероссийской олимпиады приравнивается к 100 баллам по предмету олимпиады. Если вы планируете поступать в вуз на специальность, которая соответствует профилю олимпиады, вас зачислят без сдачи экзаменов. Если вы будете поступать на специальность, не соответствующую профилю олимпиады, то диплом призера всероссийской олимпиады будет приравнен к 100 баллам за одно вступительное испытание, соответствующее предмету олимпиады.

Безусловное право самостоятельно выбирать между досрочной и основной волной сдачи единого госэкзамена имеют право те, кто уже полностью освоил школьную программу. Это:


  • выпускники прошлых лет, вне зависимости от «срока давности» аттестата (сдавать досрочно имеют право и те, кто расстался со школой много лет назад и прошлогодние выпускники, желающие улучшить свои результаты);

  • выпускники техникумов, лицеев и училищ, уже полностью завершившие освоение курса общеобразовательной школы.

Кроме того, право сдавать ЕГЭ, не дожидаясь окончания последнего учебного года, имеют и некоторые категории одиннадцатиклассников. К их числу относятся:


  • выпускники вечерних школ, которым в этом году предстоит отправиться на военную службу;

  • ребята, которые после окончания школы уезжают на постоянное жительство в другую страну – вне зависимости от того, идет речь об эмиграции или студенческой визе для продолжения образования в иностранном вузе или колледже;

  • участники общероссийских или международных соревнований, олимпиад или конкурсов – в случае, если срок состязаний или тренировочных сборов совпадает с основным этапом сдачи ЕГЭ;

  • одиннадцатиклассники, которые в мае-июне будут находиться в санаториях и других медицинских учреждениях на лечебно-оздоровительных или реабилитационных программах;

  • выпускники российских школ, находящихся за границами России – в случае, если они располагаются на территориях со сложными климатическими условиями.

Для того, чтобы получить возможность сдать ЕГЭ досрочно, одиннадцатиклассники должны написать заявление на имя директора своей школы, указав причину.

Основные плюсы сдачи ЕГЭ в досрочный период

Существует распространенный миф о том, что варианты ЕГЭ для досрочного периода проще, чем для основного. Это не так, уровень сложности вариантов для всех экзаменующихся текущего года аналогичен. Однако некоторые организационные особенности весенней «волны» действительно позволяют некоторым добиться более высоких баллов.


Меньше народу – меньше нервов


Досрочный период сдачи ЕГЭ несопоставим по массовости с основным. Например, в 2016 году по всей России досрочно экзамены сдавало 26 тысяч человек – а в летнюю «волну» число экзаменующихся приблизилось к 700 000. В итоге в мегаполисах пунктах приема экзамена собираются не сотни до предела взволнованных школьников – а всего лишь несколько десятков человек (а в менее крупных населенных пунктов счет «досрочникам» может идти и на единицы). Кроме того, некоторые выпускники прошлых лет, подавшие заявление на сдачу ЕГЭ, ко дню экзамена могут изменить свое решение и не явиться на испытание – в итоге в аудитории, рассчитанной на 15 человек, может в итоге сидеть 6-8 сдающих. Причем часть из них будет взрослыми людьми, обычно воспринимающими экзамен , чем среднестатистические школьники, «накрученные» многочисленными беседами о том, что ЕГЭ решит их судьбу.


Это делает общую психологическую обстановку на экзамене на порядок менее нервозной. А, как показывает опыт многих выпускников, возможность успокоиться и сосредоточиться во время сдачи ЕГЭ играет решающую роль. Кроме того, при малом числе сдающих значительно уменьшается время на предварительный инструктаж и «оргвопросы»: распечатку и раздачу заданий, проверку совпадения штрих-кодов, контроль заполнения бланков и прочее. И это тоже снижает «градус волнения».



Четкая организация


Досрочная сдача ЕГЭ считается официальным стартом экзаменационной кампании. В это время в регионах работает лишь несколько экзаменационных пунктов, при этом организации работы в них уделяется огромное внимание. Поэтому, несмотря на то, что именно во время досрочного периода обычно «обкатывают» все процедурные новшества, сбоев, технических проблем и организационных нарушений в обычно не встречается. И вероятность столкнуться, к примеру, с нехваткой дополнительных бланков или отсутствию в аудитории часов стремится к нулю.


Предсказуемый микроклимат в аудитории


Сдача экзаменов в конце мая и июня таит в себе еще одну опасность – в жаркие дни в экзаменационной аудитории может оказаться очень душно, а прямые лучи летнего солнца могут добавить неприятных ощущений. При этом организаторы экзаменов далеко не всегда соглашаются открыть окна. Весной, в отопительный сезон, температура воздуха в аудитории более предсказуема, и всегда можно одеться «по погоде», чтобы во время экзамена не мерзнуть и не потеть.


Быстрая проверка


Во время досрочного периода ЕГЭ нагрузка на экспертов, проверяющих работы, гораздо ниже – и, соответственно, работы проверяются быстрее. Ждать результатов на следующий день после экзаменов все равно не стоит – официальные сроки проверки работ досрочного периода обычно составляют 7-9 дней, при этом баллы могут быть опубликованы и за пару дней до установленного срока. Во время основного периода школьникам обычно приходится ждать результаты ЕГЭ около двух недель.


Время на разработку стратегии поступления


Сдающие ЕГЭ досрочно уже к концу апреля точно знают свои результаты – и у них есть еще два месяца на то, чтобы детально проанализировать свои шансы на поступление в тот или иной вуз по выбранному направлению, «прицельно» сходить на дни открытых дверей и так далее. И, даже если результаты оказались ниже ожидаемых – времени на то, чтобы найти выход из сложившейся ситуации, предостаточно.


Кроме того, учащиеся выпускного класса, «отстрелявшиеся» с экзаменами, могут весьма расслаблено провести два последних месяца школьной жизни. Пока их одноклассники усердно готовятся к экзаменам, пишут пробники и бегают по репетиторам, им можно с чувством выполненного долга заняться своими делами.


Недостатки досрочной сдачи ЕГЭ

Меньше времени на подготовку


Главный минус сдачи ЕГЭ в досрочный период очевиден: чем раньше дата экзамена, тем меньше времени на подготовку. Особенно важным это может оказаться для выпускников текущего года – ведь некоторые темы школьного курса, включенные в программу ЕГЭ, могут изучаться в четвертой четверти последнего школьного года. В таком случае знакомиться с ними придется самостоятельно, или же с помощью репетитора.


Первая «обкатка» изменений в КИМ ЕГЭ


Контрольно-измерительные материалы по большинству предметов претерпевают изменения, и досрочный период сдачи ЕГЭ – это еще и первая всех нововведений «в боевых условиях». Во время подготовки к экзаменам основного периода экзаменующиеся и их педагоги используют в качестве «официальных ориентиров» и демо-версии ФИПИ, и опубликованные «постфактум» варианты досрочников. Сдающие экзамен весной такой возможности лишены – они могут использовать в качестве примера комплекса заданий лишь демонстрационный вариант. Поэтому шансы столкнуться с неожиданным заданием во время досрочного периода значительно выше.



Меньше возможностей для подготовки


Школьники, сдающие экзамены в марте-апреле, не имеют возможности принять участие в пробных экзаменах, которые обычно проходят в самом конце учебного года. Впрочем, районные отделы образования обычно проводят тренировочные экзамены и в более ранние сроки – но чаще всего эта услуга оказывается платной.


Кроме того, использование -сервисов для самостоятельной подготовки к ЕГЭ тоже может вызвать затруднения: выкладывая варианты, соответствующие КИМ текущего года, владельцы таких сервисов как правило ориентируются на сроки основного периода. И, если вы сдаете предмет, в котором в текущем году ожидаются серьезные изменения – шанс на то, что за месяц до досрочного экзамена вам удастся найти сервис с достаточным количеством «правдоподобных» вариантов, хорошо адаптированных к экзамену текущего года, довольно низок.


Сдача экзаменов от дома


Поскольку число сдающих ЕГЭ досрочно невелико, число экзаменационных пунктов также сильно сокращается. Например, жители всех районов большого (и географически «разбросанного») города, могут сдавать ЕГЭ по данному предмету лишь в одном пункте. И для тех, кто живет в отдаленных или «проблемных» в транспортном отношении районах города, это может стать серьезным недостатком. Особенно с учетом того, что экзамены по разным предметам могут проходить в разных местах города, так что маршрут и время в пути каждый раз придется рассчитывать заново.