Семен надсон биография. Даты из биографии Семена Надсона

Литературная деятельность С. Я. Надсона продолжалась всего девять лет - талантливый поэт безвременно погиб в 24-летнем возрасте. В поэзии Надсона, глубоко искренней и задушевной, запечатлен не только образ самого поэта, но и строй мыслей и чувств целого поколения - людей 80-х годов XIX века. Именно это обеспечило Надсону громадный успех у современников. В настоящий сборник, являющийся наиболее полным собранием стихотворений С. Я. Надсона, включены многие ранее не публиковавшиеся произведения поэта.

Семен Яковлевич Надсон
Полное собрание стихотворений

Г. Бялый. С. Я. Надсон

Семен Яковлевич Надсон жил очень недолго, всего 24 года. В памяти читателей сохранился образ поэта, безвременно погибшего от злой чахотки на заре своей деятельности, начавшейся шумным успехом. В стихотворениях Надсона часто шла речь о тяжком недуге, о тоске увядания, о близкой гибели. Разумеется, все понимали, что это не узкобиографические мотивы, что Надсон говорит не только о своей личной судьбе, но и о "болезнях" целого поколения. Признания и жалобы больного поэта приобрели широкий смысл, но они сохранили при этом личные ноты, задушевность и лиризм.

Жизнь Надсона сложилась неудачно, и беды преследовали его едва ли не с самого рождения. Родился он 14 декабря 1862 года в Петербурге, в небогатой чиновничьей семье. Вскоре после рождения сына вся семья переехала в Киев. В двухлетнем возрасте Надсон потерял отца. Мать Надсона Антонина Степановна служила экономкой и учительницей в семействе некоего Фурсова и своими трудами содержала сына и младшую дочь. Детство Надсона было тяжелое. Недаром в своей автобиографии он сообщал: "История моего детства – история грустная и темная". Когда Надсону было семь лет, мать его, рассорившись с хозяевами, переехала в Петербург и поселилась в семье своего брата Д. С. Мамонтова. В Петербурге Надсон поступил в приготовительный класс гимназии. Вскоре мать его вторично вышла замуж, за киевского чиновника Н. Г. Фомина, вновь переехала с мужем в Киев, и Надсон продолжал учение в одной из киевских гимназий. Но несчастья на этом не закончились. Отчим Надсона был болен тяжелой психической болезнью. Он измучил жену семейными сценами и, наконец, в припадке помешательства покончил жизнь самоубийством. Семья Надсона осталась без всяких средств к существованию и жила на скудные подачки "добрых людей" – знакомых и родственников. Другой брат матери Надсона, И. С. Мамонтов, сжалившись над вторично осиротевшей семьей, вызвал Антонину Степановну с детьми в Петербург и определил Надсона пансионером в военную гимназию. Это было в 1872 году, а год спустя Антонина Степановна умерла. Надсон остался у дяди, И. С. Мамонтова, сестра его перешла жить к Д. С. Мамонтову. Таким образом, Надсон оказался в полном одиночестве, на попечении людей, которые не любили его и нередко оскорбляли жестоко и грубо. Единственным светлым пятном в гимназический период жизни Надсона была его горячая любовь к Н. М. Дешевовой, сестре товарища по гимназии. В марте 1879 года Н. М. Дешевова внезапно умерла. Память о ней Надсон сохранил до конца своей жизни, ей посвятил он впоследствии сборники своих стихотворений.

В 1879 году Надсон окончил гимназию и поступил в Павловское военное училище.

Надсон был болезненным и слабым подростком. Из-за болезни он должен был выехать на Кавказ, где провел зиму и лето 1880 года. В 1882 году он окончил училище и вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте.

Военная служба не привлекала Надсона нисколько. В училище он был определен против своей воли. Ему страстно хотелось поступить в университет или в консерваторию: он недурно играл на скрипке и на рояле и горячо любил музыку. В 1880 году он записал в дневнике: "Общественная жизнь идет вперед! С каждым днем выступают новые труженики мысли и искусства, а я должен тратить время на военные науки, ломать и мучить себя во имя дисциплины и иметь в перспективе положение военного!"

"Труженики мысли и искусства" – среди них хотелось быть Надсону, а не в душной среде дворянского семейства Мамонтовых и не в кругу воспитанников военного училища. Надсон увлекался литературой, в детстве он поразительно много читал, читал без разбора, что попадалось под руку. "Тайны" разных дворов, Загоскин, Гончаров, Решетников, Лесков, Шиллер, Гофман, Ауэрбах – таков пестрый перечень авторов, о которых он упоминает в своем, не юношеском даже, а детском дневнике. Дневник он начал вести очень рано, лет одиннадцати-двенадцати, и с недетской серьезностью заносил на его страницы жизненные впечатления, слегка беллетризованные, юношеские стихи и размышления о жизни, чаще всего печальные, не без оттенка литературности, в духе Лермонтова, а иногда и прямо со ссылками на него. "Жизнь ведь, "как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, – такая пустая и глупая шутка", как сказал Лермонтов, а мое мнение, что и обидная вдобавок", – записал Надсон 10 февраля 1878 года, а двумя днями раньше, процитировав из "Демона"

И вновь остался он надменный,
Один, как прежде, во вселенной
Без упованья и любви,

Надсон воскликнул: "Что ни говорите, а лучше Лермонтова нет у нас поэта на Руси. Впрочем, я, может быть, думаю и говорю так оттого, что сам сочувствую ему всей душой, что сам переживаю то, что он пережил и великими стихами передал в своих творениях".

Надсон начал писать стихи очень рано, еще в детском возрасте. В 1878 году он решился отнести свое стихотворение "На заре" в журнал Н. П. Вагнера "Свет", и оно было принято. Надсон с нетерпением ждал появления номера журнала. В дневнике появилась такая патетическая запись: "Я вступил теперь на дорогу, назад поздно, да и незачем: даль являет такой заманчивый призрак Славы, невидимый голос шепчет: "Иди вперед, вперед", и я пойду вперед".

Судьба Надсона, таким образом, определилась: он стал профессиональным литератором, поэтом. Его стихи начали появляться в толстых журналах: "Свет", "Мысль", "Слово", "Русская речь", "Дело" и в других. Но самым важным событием в литературной судьбе Надсона было его сотрудничество в лучшем демократическом журнале его времени – в "Отечественных записках". В 1882 году его пригласил в этот журнал известный поэт А. Н. Плещеев, сочувственно отнесшийся к первым опытам Надсона. Плещеев помог молодому поэту своим участием, расположением и литературными советами. "Его я считаю своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу", – писал Надсон в своей автобиографии.

В 1884 году Надсон вышел в отставку и целиком отдался литературной работе. В 1885 году появился сборник его стихотворений, выдержавший при жизни поэта пять изданий. Критика заметила Надсона, читатели узнали и полюбили его, Академия наук удостоила его Пушкинской премии. "Заманчивый призрак Славы" перестал быть призраком и превратился в реальность. Но дни Надсона были уже сочтены. В своей автобиографии он написал: "В 1884 году начал умирать. Затем, – честь имею кланяться". Не помогло Надсону и лечение за границей – в Германии, Швейцарии, на юге Франции.

В последние месяцы своей жизни поэт стал предметом издевательских нападок со стороны реакционного критика В. П. Буренина, сотрудника газеты "Новое время". Буренин мстил Надсону за то, что тот задел его в одном из критических фельетонов в киевской газете "Заря", где Надсон в 1886 году выступал в качестве литературного обозревателя. "Предсмертные часы этого талантливого, чуткого, рано угасшего поэта были отравлены отвратительной, низкой, подлой травлей газеты "Новое время", – писала большевистская "Звезда" в 1912 году (№ 4), выступая против попыток некоторых буржуазных журналистов обелить Буренина.

19 января 1887 года Надсон скончался в Ялте. Тело его было перевезено в Петербург. Молодежь несла гроб Надсона на руках до Волкова кладбища. Популярность поэта после его смерти не только не ослабела, но, напротив, еще более усилилась.

Надсон вошел в литературу в трудную, сказать кризисную, для русской поэзии пору. После смерти Некрасова достойного преемника ему не нашлось. К тому же под сенью политической реакции в восьмидесятых годах оживилась деятельность поэтов школы "чистого искусства". Большое влияние приобрел в ту пору патриарх "чистой" поэзии А. А. Фет, с 1883 года печатавший выпуск за выпуском свои поздние стихи, в которых еще более декларативно, чем раньше, провозглашались принципы "чистой поэзии". В это же время А. Н. Апухтин, также сторонник "чистого искусства", возобновил свою деятельность произведениями интимно-лирического характера. Вернулся в литературу и другой представитель этой же школы, К. К. Случевский, уже давно, казалось, бы, замолкший.

Надсон Семён Яковлевич родился 14(26).XII.1862 г. в Петербурге в семье мелкого чиновника - поэт.

В 2-летнем возрасте потерял отца.

В 1872 И. С. Мамонтов (дядя Семёна) определил его пансионером в Петербургскую военную гимназию, а через год от чахотки умерла его мать. По окончании гимназии Семен Яковлевич был отдан опекуном в Павловское военное училище.

В 1882 он вышел подпоручиком в Каспийский полк, расквартированный в Кронштадте.

Военная служба тяготила поэта, и в 1884, уже безнадежно больной туберкулезом, он с трудом добился отставки.

Некоторое время был секретарем редакции «Недели». Однако здоровье его быстро ухудшалось. Надсон выехал лечиться за границу. Но лечение в Германии, Швейцарии, Франции не дало результатов.

Последние годы поэт жил на Украине, сотрудничая в киевской газете «Заря».

Надсон Семен Яковлевич начал писать стихи с девяти лег.

В 1878 появилось первое стихотворение - «На заре» в журнале «Свет». Затем он стал часто печататься в «толстых» журналах «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело» и других.

В 1882 самым важным событием в его жизни и литературной судьбе было знакомство с известным поэтом-петрашевцем А.Н. Плещеевым, который ввел его в журнал «Отечественные записки». В своей автобиографии поэт писал о Плещееве: «Его я считаю, своим литературным крестным отцом и бесконечно обязан его теплоте, вкусу и образованию, воспитавшим мою музу». Сближается поэт с литераторами демократического лагеря - Салтыковым-Щедриным, В. Шелгуновым, Гаршиным и другими.

На юношеской лирике Семена Яковлевича сказалось влияние Плещеева и Некрасова . Особенно проявились некрасовские мотивы в раскрытии крестьянской темы в произведениях:

«Мать» (1878),

«Похороны» (1879),

«Святитель» (1880-82). В них отражена любовь поэта к родному народу, к «страдающим братьям» и ненависть к угнетателям.

В стихотворениях:

«Вперед!» (1878),

«Слово» (1879),

«Призыв» (1878),

«Идеал» (1878) заметно влияние плещеевского стихотворения «Вперед! без страха и сомненья». В них поэт призывает борцов на подвиг во имя светлых идеалов. Два стихотворения - «Призыв» и «Ты уймись, кручинушка» (1878) - были запрещены цензурой и при жизни поэта так и не появились в печати. Особенно большой популярностью у современников пользовалось стихотворение Семена Яковлевича «Друг мой, брат мой, усталых!, страдающих! брат» (1880), полное веры в то, что настанет пора, когда не будет на свете «ни слез, ни вражды».

Расцвет поэтической деятельности Надсона С.Я. приходится на 80-е гг.

В 1885 вышла первая книга его стихотворений.

В 1886 появилось ее второе издание, переработанное и дополненное. За нее поэту была присуждена Академией наук Пушкинская премия. Либерально-буржуазные критики (Голенищев-Кутузов, Грот, Арсеньев и другие) оценили книгу в целом положительно, но не признавали в Надсоне поэта-гражданина, а считали его певцом уныния, покоя и примирения. В действительности же поэзия Семена Яковлевича имела гражданский характер: она затрагивала темы общественного долга поэта, родины, революционного подвига, обличения буржуазной действительности. Поэт защищал творческие принципы Некрасова. В своих критических статьях («Литературные очерки», 1883; «Заметки по теории поэзии») и поэтической практике он решительно отвергал теорию «чистого искусства», отстаивал «тенденциозную», то есть социально активную, поэзию. Идея общественного долга поэта перед народом выражена в лучших стихотворениях о поэте и поэзии:

«Певец» (1881),

«Милый друг, я знаю, я глубоко знаю» (1882),

«Грезы» (1883),

«Певец, восстань!., мы ждем тебя, восстань» (1884),

«В ответ» (1886) и другие.

Поэт не должен молчать, когда вокруг «звучат рыданья», его долг - петь о страданиях забытого брата. Лучшим в этом цикле является напечатанное в «Отечественных записках» стихотворение «Грезы», очень высоко оцененное Салтыковым-Щедриным и Плещеевым. Мотивы революционного подвига и верности гражданскому долгу, борьбы и протеста, обличения буржуазной действительности повторяются во многих стихах:

«Полдороги» (1880-81),

«Ни звука в угрюмой тиши каземата» (1882),

«По смутным признакам, доступным для немногих» (1885),

«Из песен о невольниках» (1884),

«Не хотел он идти, затерявшись в толпе» (1885),

«На могиле Герцена» (1885-86) и другие Надсон ярко показывает страдания за народ революционеров-одиночек. В раскрытии образов борцов Семен Яковлевич имеет много общего с поэтами-народовольцами - Якубович, Фигнер, Морозовым , Омулевским.

Поэзия Надсона С.Я. в «те годы дальние, глухие» вдохновляла демократическую молодежь на борьбу и укрепляла ее веру в будущее. Горячим патриотизмом проникнуты его стихотворения о родине:

«Снова лунная ночь, только лунная ночь на чужбине» (1885),

«Нет, муза, не зови, не увлекай мечтами» (1884),

«На могиле Герцена» (1885-86).

Позицией поэта интересовался В. И. Ленин. В ссылке он, по воспоминаниям Н. К. Крупской, «чуть не наизусть выучил его» и Некрасова.

Поэтическая деятельность Семёна Яковлевича проходила в крайне реакционную эпоху 80-х гг., и это определило ее особенный колорит. Крушение надежд демократической интеллигенции привело к господству пессимизма, неверия в будущее. Мотивы сомнения и растерянности проходят сквозь всю сложную и противоречивую лирику Надсона. Противоречивость эта заключается в том, что рядом с верой в идеал звучит неверие в него, рядом с призывом к борьбе встречаются сомнения в ее необходимости, ноты примирения. Жалобы лирического героя на свое бессилие, разочарование в прежних идеалах, растерянность выражаются во многих произведениях:

«Томясь и страдая во мраке ненастья» (1880),

«Муза, погибаю!.. Глупо и безбожно» (1881),

«Завеса сброшена: ни новых увлечений...» (1881),

«Как белым саваном, покрытая снегами» (1881),

«Грядущее» (1884) и других.

Для него «надежды светлые, и юность, и любовь... все осмеяно... оплакано., забыто, погребено и не воскреснет вновь».

В последние годы поэт все чаще обращается к теме трагической гибели человека:

«Гаснет жизнь, разрушается заживо тело»,

«Червяк, раздавленный судьбою» (1883),

«Умерла моя муза» (1885),

«Да, молодость прошла» (1885) и другие.

Эти произведения наиболее мрачны и безнадежны по своему настроению. Однако в них поэт с потрясающей силой рисует жизнь той эпохи, которая губит в человеке все прекрасное и благородное, уничтожает его физически. В этом глубокий смысл романтического образа гибнущего человека в лирике Надсона. Пессимизм поэта был вызван не столько личными слабостями поэта, сколько историческими условиями, т. е. явился выражением общей болезни «поколенья, проклятого богом», болезни, охватившей значительную часть русской интеллигенции после поражения «Народной воли». Недаром лирический герой поэта оправдывается: «Не вини меня, друг мой, я сын наших дней, сын раздумья, тревог и сомнений». Мотивами грусти окрашена любовная и пейзажная лирика:

«Из песен любви», 1883;

«Весна, весна идет!..», 1886.

Поэтическая форма стихотворений Семёна Яковлевича, несмотря на их известную романтическую абстрактность и однообразие языка и образов, отличается искренностью и драматизмом. Большинство его стихотворений строится по принципу чередования частей, симметрии и четких антитез. Гражданским стихотворениям присуща ораторская интонация, любовным и пейзажным - напевность и музыкальность. Благодаря этому многие видные композиторы (Кюи, Рахманинов, Балабанов, Спендиаров и др.) на основе стихов Надсона создали ряд песен и романсов:

«В тени задумчивого сада» (1879),

«В роще зеленой, над тихой рекой» (1880),

«Грезы» («Мне снилось вечернее небо», 1881) и другие.

Старая либерально-буржуазная и вульгарно-социологическая критика (Н. Котляревский, В. Шулятиков, М. Неведомский и другие) считала Надсона С.Я. певцом безнадежного пессимизма, сторонником «чистого искусства» и предтечей русского символизма. Критики демократического лагеря (Н. Михайловский , В. Шелгунов, П. Якубович), наоборот, относили его к «тенденциозным» поэтам, подчеркивая в его наследии гражданские мотивы. Советские литературоведы справедливо сближают Семёна Яковлевича с поэтами некрасовской школы.

Семен Яковлевич Надсон - знаменитый русский поэт, родился в Санкт-Петербурге 14 декабря 1862 года. Его отец Яков Семенович, надворный советник, еврей по происхождению, был одаренным человеком, хорошо музицировал и пел. Мать, Антонина Степановна, - из благородного дворянского рода Мамонтовых.

Семену Надсону еще не исполнилось и двух лет, когда его отец умер от расстройства психики. Его вдова, оставшись без всяких средств к существованию, переезжает в Киев, где устраивается экономкой. Вскоре Антонина Степановна снова выходит замуж. Это был крайне неудачный брак. Все семейство изматывали частые семейные сцены между родителями. Не выдержав такой жизни, отчим Семена Надсона совершает самоубийство.

Антонина Степановна вместе с детьми - Семеном и Анной - возвращается в Санкт-Петербург и поселяется у своего брата. Ее здоровье сильно подорвано неудачами, бедностью и застарелой чахоткой, и прожив недолго в Питере, она умирает, оставив детей на попечении брата, Диодора Степановича. Семен недолюбливал маминого брата, и сравнивал свое детство, отчасти и из-за этого, с «темной и грустной историей».

В десятилетнем возрасте Семена отдают во Вторую военную гимназию, по окончании которой он поступает в Павловское военное училище. Будучи на учениях, семнадцатилетний Надсон сильно простужается. Врачи находят у него туберкулез. На лечение его отправляют в Тифлис, где он находится в течение года.

В1882 году Надсон - подпоручик Каспийского полка в Кронштадте. Биография Надсона с этого момента становится уже «историей светлой». Впервые в его жизни наступает период спокойствия, он вполне доволен всем происходящим с ним, его душа оттаивает после мрачных детских лет. В его стихотворениях «светлая сторона жизни» сразу же находит свое отражение.

Военная служба очень тяготит Семена Надсона. Но все плохое отступает в сравнении в теплой компанией друзей, где его острый ум и живая манера вести разговор, возрастающая поэтическая популярность находит все больше и больше отклика. Через два года, благодаря подвернувшейся возможности, Надсон уходит в отставку.

Начав штатскую жизнь, Семен Надсон служит в редакции газеты «Неделя». Обострение чахотки вынуждает друзей поэта отправить его «на воды» в Висбаден, затем - в Ниццу. В этом большую помощь оказывает литературный фонд. Но болезнь не отступает ни перед хорошими климатическими условиями курортов, ни перед оперативными вмешательствами врачей. Летом 1885 года друзья перевозят его обратно в Россию. Еще полтора года Семен Надсон, с мучительной болью в пораженной туберкулезом ноге, «вырывает» каждый день у смерти, живя то в деревне под Подольском, то в Киевской губернии.

19.01.1887 года Семен Надсон умирает в Ялте.

Тело Надсона перевозят в Санкт-Петербург. Почитатели его таланта несут гроб с телом поэта на руках до Волкова кладбища. Похоронен поэт недалеко от могил Добролюбова и Белинского.

Несмотря на смертельную болезнь, взрослые годы жизни поэта были окрашены в светлые тона. В 1885 году выходит первое и единственное прижизненное собрание произведений поэта. Книги расходятся, как «горячие пирожки». Сборник переиздают еще два раза. Академия наук присуждает автору Пушкинскую премию, его печатают в популярных журналах, заваливают письмами поклонники.

Находясь в Киеве, Надсон устраивает вечер в поддержку Литературного фонда. Громом аплодисментов, вызовами «на бис» встречают каждое стихотворение поэта. После выступления восторженные почитатели несут его на руках.

В поисках заработка в киевский период жизни Надсон обращается в газету «Заря». Одна из главных целей работы - собрать и вернуть в Литературный фонд деньги, которые выделялись ему на лечение. В газете он пишет критические статьи фельетоны о состоянии современной журналистики и литературы. В.П. Буренин, критик из «Нового времени», позволяет себе усомниться в подлинности болезни Надсона. Он считает недуг поэта придуманным для того, чтобы получать различные пособия. Обвинение незаслуженно и тем более оскорбительно для смертельно больного поэта. Он ищет правосудия и собирается ехать в город на Неве, чтобы получить сатисфакцию. Друзья не пускают поэта в это дальнее путешествие. Нападки Буренина возобновляются, и с каждым разом нарастают все больше и больше. Буренин буквально «закапывает» живого Надсона, поливая поэта грязью клеветы. Последний фельетон, опубликованный в «Новом времени», выходит в свет уже после смерти поэта в Ялте.

Писать Надсон начинает в пору юношества. В 1878 году в журнале «Свет» выходит его первое стихотворение. Затем следуют публикации в других популярных журналах и газетах того времени. В 1882 году он знакомится с А.Н. Плещеевым, с которым обсуждает свои стихотворения. С легкой руки Плещеева начинает печататься в «Отечественных записках». Первые стихотворения, вышедшие в этом журнале, сразу вызывают большой интерес публики. С того момента Надсон становится популярен. Его стихи ждут, ими восхищаются, их цитируют. Собрание стихотворений Надсона за 10 лет было переиздано 14 раз общим тиражом более полусотни тысяч экземпляров.

Все права на свои произведения Надсон передал Литературному фонду в знак признательности о той поддержке, которую Фонд оказал ему во время болезни. В вышеназванной организации имеется фонд средств, собранных от продажи произведений поэта. На настоящий момент сумма составляет около пятидесяти тысяч рублей. Для сравнения: поэту Литературный фонд выделял на лечение порядка 600 рублей.

Литературные критики по какой-то причине недооценивали Надсона, относя его в разряд поэтов второго плана, и совершенно напрасно. Надсон-поэт оказался на гребне того пограничного настроения, которое характерно лучшим литераторам 70-х -80-х годов 19 века. Он не может молчать, слыша вокруг себя стенания и крики, его поэзия - это уже не воспевание прекрасного, возвышенных чувств, мечтаний идеалов. Поэт сомневается и старается всеми силами бороться с несправедливостью в обществе. В рассказе Гаршина «Художники» один из героев - Рябинин - является своеобразным портретом Надсона. Как и герой рассказа, Надсон не может в полной мере стать борцом с несправедливостью «от поэзии». Он слаб, терзаем болезнями, и пока его место - в стороне от настоящих мучеников за идею. Его нельзя в полной мере назвать «гражданским» поэтом.

Мотивы гражданской лирики в творчестве Надсона также глубоко личностны, как и любые другие. Как истинный патриот, он не может молчать, и выражает свое настроение и мысли в стихотворной форме, включая в размышления лирические отступления, останавливаясь на порывах души, тем самым, отходя от истинной гражданской лирики. Надсон считает своим долгом высказать не только свое отношение к месту поэта и его назначении, но и выступить против недостатков существующего строя. Однако борьба у Надсона всегда ассоциируется с болью, страданием. Образ Родины у Надсона - это образ страдалицы, сквозь боль старающейся бороться. Стихотворения и заметки критического характера, демонстрирующие, что Надсон больше гражданин, нежели поэт, были напечатаны после смерти поэта. Он писал их «в стол», собирая и не решаясь напечатать.

Отдельные произведения поэта стоят в одном ряду с лучшими образцами гражданской лирики русских поэтов, со стихотворениями Никитина, Некрасова. В одном из первых своих стихотворений - «Поэт» - Надсон рассуждает о двух «столпах» поэзии: выражении гражданских чувств и служении высоким идеалам искусства. В позднем творчестве Надсон делится со своими читателями своими сомнениями: с одной стороны, он призывает к борьбе, с другой - терзается, необходима ли на самом деле борьба. Вера в то, что добро в конечном итоге победит, отравлена тревожной мыслью, что все равно все уйдет в небытие, а значит, все усилия тщетны.

Надсон с болью признает, что добро проигрывает в схватке с той лавиной людского страдания, горя, несправедливости, вражды, которая накрыла мир. Порой, у него возникает противоречивое отношение к личному благополучию. Еще вчера, кажется, он не хотел перемен, был готов отречься от искры счастья, а сегодня уже, поддавшись весне, жаждет жить и дышать полной грудью, наслаждаясь обществом прекрасной дамы - об этом поэт рассуждает в одном из своих популярнейших стихотворений. И опять читатель вовлечен в его размышления, и снова переживает вместе с автором все горести и радости.

Надсон живет в поэзии ежедневно, ежечасно. Своими переживаниями он делится с читателем, не скрывая ничего от «милого друга». Отсюда колебания в настроениях, некоторая неопределенность взглядов, объединенных одним общим выражением человеколюбия. Человеколюбец, готовый пострадать за счастье других - Иисус Христос - вот идеал Надсона. Перед Богом поэт склоняется с молитвой на устах, прося защитить всех сирых и убогий, преклоняясь перед его страданиями, его кристальной душой.

Сам Надсон стремится следовать заповедям Христа, что отражается в поэзии. Его лирический герой готов помогать просящим, уставшим и больным, сострадать. В этой всеобъемлющей готовности помогать и любить - творческое кредо Надсона. Его душевные порывы совпали как нельзя лучше с душевными терзаниями современников.

Многие критики в чем-то сравнивают поэзию Надсона с творчеством Некрасова. Однако, их нельзя ставить в один ряд. Лирика Надсона более душевна, мягка, в ней больше страдания, а не протеста. Своим мягким сопротивлением, жизнью, граничащей с мукой, он занимает свое уникальное место с русской литературе.

Его поэтическая звезда не яркая, но очень светлая и проникновенная. Стихотворные строки наполнены музыкальностью, это больше разговор по душам, наполненный яркими точными образами. В его поэзии нет риторики, явных призывов и восклицаний. Он плавен и душевен, и этим понятен любому читателю. В работе над языком он добивался того, чтобы каждое слово несло в себе мысль. Некоторые его поэтические строки стали крылатыми выражениями - так точно автор смог подметить движения момента.

Критические статьи Надсона не стали ярким моментом его творчества, однако имеют место быть, как этапы развития поэта.

Задушевность, страдание и сострадание к терпящему, искренность чувств и настроений - все это сделало поэзию Надсона бессмертной и популярной еще на долгие годы.

Обращаем Ваше внимание, что в биографии Надсона Семена Яковлевича представлены самые основные моменты из жизни. В данной биографии могут быть упущены некоторые незначительные жизненные события.

1862 - 1887

Страна: Россия

Надсон, Семен Яковлевич - известный поэт. Родился в Петербурге 14 декабря 1862 года. Мать его происходила из русской дворянской семьи Мамонтовых; отец, еврейского происхождения, был чиновником; человек даровитый и очень музыкальный, он умер, когда Н. было 2 года. Оставшаяся без всяких средств с двумя детьми вдова его сначала жила гувернанткой в Киеве, потом вышла вторично замуж. Этот брак был крайне несчастлив. В памяти поэта осталось неизгладимое впечатление от тяжелых семейных сцен, закончившихся самоубийством отчима, после чего мать Н., вместе с детьми, поселилась в Петербурге у брата, но вскоре умерла. Оставшись на попечении дяди, с которым мало ладил, Н. в 1872 году отдан пансионером во 2-ю военную гимназию (теперь 2 кадетский корпус), где и окончил курс. Поступив в Павловское военное училище, он простудился на ученье. Врачи констатировали начало чахотки, и его на казенный счет отправили в Тифлис, где он провел год. В 1882 году Н. выпущен подпоручиком в Каспийский полк, расположенный в Кронштадте. Это был лучший период его жизни; светлое его настроение отразилось в одном из немногих, не отравленных тяжелым раздумьем стихотворении:
Быстро растущая литературная известность, живой нрав, остроумие, доброе сердце - все это располагало товарищей и знакомых к Н.; его окружали заботами и попечениями. Военная служба тем не менее очень тяготила Н., и он при первой возможности вышел в отставку (1884). Несколько месяцев он был секретарем редакции «Недели", но вскоре болезнь груди приняла такой оборот, что друзья поэта, при помощи Литературного фонда, отправили его сначала в Висбаден, потом в Ниццу. Ни теплый климат, ни две мучительные операции туберкулезной фистулы ноги, которые ему сделали в Берне, не привели ни к чему, и летом 1885 года друзья решили отвезти его назад в Россию. Медленно угасая, он прожил еще около 1 1/2 лет, сначала в Подольской губернии, затем под Киевом и, наконец, в Ялте, где умер 19 января 1887 года. За это время популярность его все росла, вышедшее в 1885 году собрание стихотворений быстро разошлось, потребовалось второе и третье, Академия Наук присудила ему Пушкинскую премию, иллюстрированные издания помещали его портрет, он получал множество сочувственных писем. Когда он в Киеве устроил вечер в пользу литературного фонда, его встретили бурной овацией, а после чтения вынесли на руках. Живя под Киевом и ища заработка, чтобы не нуждаться в помощи друзей и Литературного фонда, Н. стал писать литературные фельетоны в киевской газете «Заря". Это вовлекло его в полемику с критиком «Нового Времени", В.П. Бурениным, который в прозрачных намеках взвел на Н. обвинение в том, что болезнь его притворная и служит предлогом для вымаливания пособий. Умирающий поэт, глубоко пораженный этим обвинением, собирался ехать в Петербург и устроить суд чести, но не был допущен к тому друзьями. Через несколько времени нападки возобновились с новой силой; последний направленный против Н. фельетон «Нового Времени» пришел в Ялту уже после его смерти. Тело поэта было перевезено в Петербург и похоронено на Волковом кладбище. Через несколько лет, на собранные по подписке деньги, над могилой Н. поставлен памятник. - Н. начал писать очень рано; уже в 1878 году одно его стихотворение было напечатано в «Свете» Н.П. Вагнера; затем он помещал стихи в «Слове", «Устоях", «Мысли". В 1882 году с ним познакомился А.Н. Плещеев, чрезвычайно тепло отнесшийся к дебютанту и открывший ему дорогу в «Отечественные Записки". Помещенные здесь стихотворения Н. обратили на него всеобщее внимание. Интерес к поэзии Н. не ослабел до сих пор. Право собственности на сочинения Н., по его завещанию, принадлежит Литературному фонду, которому он, таким образом, сторицею заплатил за поддержку. Образованный путем продажи стихотворений Н. «надсоновский капитал» фонда составляет в настоящее время около 200 тысяч рублей. В течение 28 лет со времени его смерти стихотворения его выдержали 28 изданий (по 6000 экземпляров, а последние годы по 12000 экземпляров). Этот небывалый успех многие приписывали сначала сочувствию к несчастной судьбе безвременно погибшего поэта и как бы протесту против клеветы, отравившей ему последние дни жизни. Прошло, однако, много лет, невзгоды забыты, а успех стихотворений Н. остается прежний. Нужно, значит, искать его объяснения в самых стихах Н. В Н. отразилось то переходное настроение, которым характеризуется и деятельность лучшего представителя литературного поколения конца 1870-х и начала 80-х годов - Гаршина. Н. - олицетворение Рябинина в известном рассказе Гаршина: «Художники". Подобно Рябинину, он восклицает: «Но молчать, когда вокруг звучат рыданья и когда так жадно рвешься их унять, под грозой борьбы и пред лицом страданья... Брат, я не хочу, я не могу молчать". Было время, когда «поэзия несла с собою неведомые чувства, гармонию небес и преданность мечте, и был закон ее - искусство для искусства и был завет ее - служенье красоте". Но «с первых же шагов с чела ее сорвали и растоптали в прах роскошные цветы - и темным облаком сомнений и печали покрылись девственно прекрасные черты". Отказавшись от поэзии наслаждения и безмятежного созерцания, Н., подобно гаршинскому Рябинину, не нашел своего назначения и в борьбе со злом. Он сам очень хорошо это сознает: «и посреди бойцов я не боец суровый, а только стонущий, усталый инвалид, смотрящий с завистью на их венец терновый". Далеко не соответствует поэтому общему характеру поэтической деятельности Н. представление о нем, как о поэте «гражданском» по преимуществу. «Гражданское» настроение Н., как и все вообще его настроения, было глубоко искреннее, но оно - только часть его творческих порывов и является как бы исполнением того, что он считал нравственной обязанностью каждого любящего родину человека и гражданина. По чисто литературным качествам своего таланта, он тяготел к лирическим порывам, чуждым тенденции. Это видно и из многих мест его критических заметок, и из преобладающего тона стихотворений, которые он оставлял в своем портфеле и которые напечатаны только после его смерти. Особенно хороши в художественном отношении именно те стихотворения, в которых он больше поэт, чем гражданин: «На кладбище", «В глуши", прелестный «Отрывок из письма к М.В. Ватсон", грациозная пьеска «Закралась в угол мой тайком", «Сбылося все", «Снова лунная ночь", «Я пригляделся к ней", «Нет, муза, не зови", «Весной", «Умерла моя муза» (последнее стихотворение - одна из трогательнейших пьес русской поэзии, могущая стать рядом с стихотворением Никитина: «Вырыта заступом яма глубокая"). Уже в одном из ранних своих стихотворений «Поэт» Н. одновременно поклоняется двум идеалам поэзии - гражданскому и чисто художественному. В позднейших стихотворениях, рядом с призывом к борьбе, в его душе идет «мучительный спор» с сомнением в необходимости борьбы ("Чуть останусь один"); рядом с верою в конечное торжество добра ("Друг мой, брат мой", «Весенняя сказка") слагается горький вывод, «что в борьбе и смуте мирозданья цель одна - покой небытия» ("Грядущее"), царит «мгла безнадежности в измученной груди» ("Завеса сброшена") и крепнет сознание ничтожества усилий «пред льющейся века страдальческого кровью, пред вечным злом людским и вечною враждой» ("Я не щадил себя"). Иногда в душе поэта возникает коллизия с стремлением к личному счастью. В одном из популярнейших своих стихотворений Н. говорит о том, что он «вчера еще рад был отречься от счастья» - но «сегодня весна, вся в цветах, и в его заглянула окно", и «безумно, мучительно хочется счастья, женской ласки, и слез, и любви без конца". В отсутствии у Н. прямолинейности нет, однако, ничего общего с неустойчивостью; его колебания, как и у Гаршина, объединены общим гуманным настроением, не надуманным, а глубоким. Идеал Н. - Христос: «мой Бог - Бог страждущих, Бог, обагренный кровью, Бог - человек и брат с небесною душой, и пред страданием и чистою любовью склоняюсь я с моей горячею мольбой". Определение своей поэзии сам Н. дал в стихотворении «Грезы": «я плачу с плачущим, со страждущим страдаю и утомленному я руку подаю". В этих словах заключается и определение места, занимаемого Н. в истории русской поэзии. Родная дочь музы Некрасова, муза Н. имеет свои индивидуальные черты. Она более склонна к жалобам, чем к протесту, но зато и менее сурова. Не принадлежа к сильным и ярким художникам, Н. обладает тем не менее большими поэтическими достоинствами. У него очень музыкальный, иногда образный стих, задушевный тон, а главное - он владеет большою сжатостью. Любимым изречением его было правило: «чтобы словам было тесно, мыслям просторно". Ему удалось создать несколько очень метких поэтических формул, врезывающихся в память. Стихи: «как мало прожито, как много пережито", «пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает", «облетели цветы, догорели огни» - стали крылатыми и вошли в обиход речи. Сильной стороной Н. является также полное отсутствие искусственной приподнятости и риторичности. Критические опыты Н., собранные в книжке «Литературные очерки» (Санкт-Петербург, 1888), не представляют ничего выдающегося. В 1912 году издан Литературным фондом сборник: «Проза, дневники, письма» Н. (с биографическими указаниями, Н.К. Пиксанова). - Ср. биографию Н., при стихотворениях (составлена М.В. Ватсон); Арсеньев «Критические этюды"; Н.К. Михайловский «Сочинения". т. VI; Ор. Миллер, в «Русской Старине» (1888); «Сборник статей, посвященных памяти Н.» (Санкт-Петербург, 1887); Н.А. Котляревский «Поэзия гнева и скорби» (М., 1890); А. Царевский «Н. и его поэзия мысли и печали» (Казань, 1890); П. Гриневич (П.Ф. Якубович) «Очерки русской поэзии» (Санкт-Петербург, 1904); М. Протопопов «Критические статьи» (М., 1902); М. Меньшиков «Критические очерки» (Санкт-Петербург, 1899). С. Венгеров.

Надсон Семен Яковлевич (1862-1887), русский поэт.

Родился 14 (26) декабря 1862 в Петербурге, выходец из крещеной еврейской семьи. Рано осиротел, с 1873 воспитывался в семье дяди. В 1879 окончил 2-ю петербургскую военную гимназию. С детских лет писал стихи, руководил изданием рукописного гимназического журнала «Литературный винегрет», тогда же проявив характерную склонность к рефлексии, одиночеству, унынию и душевному страданию, усилившуюся в связи с ранней смертью от чахотки Н.М.Дешевовой, юношеской любви Надсона, которой поэт посвятил многочисленные стихи и все свои прижизненные издания. С 1878 начал печататься в журналах «Свет» (стих. На заре, поэма Христианка), «Мысль», «Слово», «Устои», «Дело», «Русская речь». В годы учебы в юнкерском Павловском военном училище (1879-1882) познакомился с А.Н.Плещеевым, ставшим его покровителем и литературным крестным отцом, а также с В.М.Гаршиным, И.И.Горбуновым-Посадовым, Д.С.Мережковским.

Как мало прожито, Как много пережито!

Надсон Семен Яковлевич

В 1882, будучи поручиком пехотного полка в Кронштадте, был избран членом Пушкинского кружка, много и с успехом, печатно и устно, в т.ч. на литературно-музыкальных вечерах, выступал со стихами. В критических заметках, опубликованных в журнале «Отечественные записки», решительно отклонял «чистое искусство» (творчество А.И.Голенищева-Кутузова, А.А.Фета и др.), приветствуя «правдивую и жизненную» поэзию.

В 1884-1885, после кратковременного пребывания в должности секретаря редакции газеты «Неделя», в связи с обострившейся болезнью легких вместе с переводчицей, поэтессой и историком литературыры М.В.Ватсон (1848-1932), ставшей его заботливой попечительницей и спутницей до последних дней жизни, находился за границей. В 1885-1886 жил в поместье друзей в Подольской губ., затем под Киевом, работая журнальным обозревателем газеты «Заря». В сентябре 1886, после триумфальных выступлений на литературных вечерах в Киеве, по совету врачей уехал в Ялту.

Первый же сборник Надсона Стихотворения (1885) имел ошеломляющий успех (Пушкинская премия, 1886; 29 переизданий в 1887-1917). Симптоматичная для эпохи безвременья конца 19 в. сентиментальная и гражданственная, мелодичная и страстная, искренняя и пафосная поэзия Надсона, отразившая умонастроения народничества - и кризис его идей, протест и бессилие, разочарование и призыв, скорбное признание всесилия зла, тягостной пошлости бытия - и стремление к идеальной красоте, свободе и счастью, десятками строф расходилась в списках еще до публикации, приобретая характер крылатых афоризмов мятущейся российской интеллигенции рубежа 19-20 вв. (обращение Друг мой, брат мой, усталый страдающий брат, / Кто б ты ни был, - не падай душой... с обещанием, звучащим, как библейское пророчество, Верь: настанет пора - и погибнет Ваал, / И вернется на землю любовь!; сладкозвучные, строгие и точные поэтические максимы Не говорите мне «он умер». Он живет! / Пусть жертвенник разбит - огонь еще пылает, / Пусть роза сорвана - она еще цветет, / Пусть арфа сломана - аккорд еще рыдает!...; Как мало прожито, как много пережито; Блажен, кто в наши дни родился в мир бойцом; Я не раздумывал, я не жил, - а горел; Только утро любви хорошо: хороши только первые встречи...; Нет на свете мук сильнее муки слова: / Тщетно с уст порой безумный рвется крик, / Тщетно душу сжечь любовь порой готова: / Холоден и жалок нищий наш язык!.. и др.).

Также созвучны времени оказались противоречивость болезненной души Надсона, его жалобы на раннюю усталость - и ожидание «вождя и пророка», способного стряхнуть с унылого существования «тяжесть удушья и снов» (стих. Изнемогает грудь в безлюдном ожиданьи, 1883), ощущение единства « с ночными звуками бушующей природы», тоска по героям, как реальным, так и мифологическим, в т.ч. христианским, идущим «на пытку и крест» за правду и любовь к людям (незаконч. поэма Томас Мюнцер, 1879; стихотворение-фантазия Из тьмы времен, 1882), - и бунтарство «вечного юноши... пророка гимназических вечеров», как называл поэта О.Э.Мандельштам (Чу, кричит буревестник!.. Крепи паруса!, 1884), ощущение трагической безысходности (стих. Наше поколенье юности не знает, 1884) - и восхваление борцов против самодержавия (Мрачна моя тюрьма..., 1882; На могиле А.И.Герцена, 1885-1886, и др.).

Лирика Надсона, через увлечение которой прошло большинство поэтов Серебряного века, от символистов до футуристов, была тесно связана с традициями М.Ю.Лермонтова и Н.А.Некрасова (сочувствие угнетенным - стих. Похороны, 1879; стихотворное народное преданье Святитель, 1880-1882; любовь к родине и русской природе - стих. Заря лениво догорает, 1879, Осень..., 1881-1882; В глуши, 1884; Снова лучнная ночь, 1885; идеал поэта-борца - посвященное Плещееву стих. Грезы, 1882-1883; Певец, восстань!.., 1884). Нравственной требовательностью и накалом общественных страстей отмечена также любовная лирика поэта.

Кумир читающей публики 1880-х годов, явивший к тому же пример идентичности автора и лирического героя, подтвердившего собственной судьбой трагическую доминанту своего творчества, Надсон сумел поэтически сформулировать и развить определенную линию в духовной жизни России своего времени, получившую название «надсоновщины» и вызвавшую как понимание, так и критику за «ноющие» жалобы (В.Я.Брюсов) и призывы «идти в народ» не для того, чтобы звать его к сопротивлению, но страдать и плакать вместе с ним, за шаблонность поэтического языка («светлые грезы», «дивные речи», «нега сладкая», «огонь любви» и т.п.).