Сценарий дружинного мероприятия «От Святой Руси до Великой России. Сценарий мероприятия "русь-это сказка, русь-это быль"

Светлана Иванова
Сценарий праздника для детей подготовительной группы «Путешествие по Реке Времени»

ВЕД : Здравствуй Русь! Седые дали,

Нивы, села, города,

Память подвигов и славы,

Войн, молитв, любви, труда.

Сколько бед прошло над Русью,

Только низко поклонюсь я

И промолвлю : «Здравствуй, Русь!»

«РОДНИКОВАЯ РУСЬ»

ВЕД : А теперь давайте мы с вами отправимся в путешествие по Реке Времени . И сегодня мы попадем к князьям Древней Руси-Игорю и Ольге.

ВЕД : Итак, все готово для путешествия . Возьмитесь крепко за руки, закройте глаза. Представьте, что мы с вами поплыли по невидимой Реке Времени . Качает немного? Держитесь крепче, помогайте друг другу.

Звучит музыка.

ВЕД : Ребята, а в старину вся земля была покрыта лесами, было очень много рек и озер. Это помогало нашим предкам выживать, помогало им бороться с врагами. На воде далеко слышно. По реке можно преодолеть большие расстояния. А в лесу птицы взлетали и шумели при приближении врага. И это помогало русичам подготовиться к бою . А слышите, как красиво поют птицы! И лес обладал особой силой : он оберегал, кормил и защищал людей. Поэтому русичи его так любили и берегли.

Дети, посмотрите, мы с вами подплываем к удивительно красивой березовой роще (выходят из ладьи) . Давайте подойдем к березке поближе. В старину люди рассказывали своему любимому дереву о беде- и дерево лечило его, отводило все плохое, и человек снова становился бодрым и здоровым. Давайте и мы поговорим с нашей подругой, помощницей-Березкой. Притроньтесь к ее веточкам и загадайте свое заветное желание… А теперь можно и хоровод завести возле этой красавицы.

«БЕРЕЗКА»

ВЕД : Ребята, я знаю, что вы приготовили рисунки о нашей Русской Земле. Давайте рассмотрим ваши рисунки.

ВЫСТАВКА РИСУНКОВ.

ВЕД : Сейчас давайте отдохнем, посидим на травушке- муравушке и посмотрим, что будет дальше.

Выходит Князь Игорь и Ольга.

ВЕД : А вот и князь Игорь с Ольгой.

КН. ИГОРЬ : О, свет девица, будь здорова! Как звать, величать тебя?

ОЛЬГА : Благодарствуйте (поклон) князь! Ольгой меня кличут.

КН. ИГОРЬ : Будь добра, перевези меня на тот берег, Ольга.

ОЛЬГА : Садись, свет-князь, путь нелегкий…

Князь стоит как зачарованный, не может отвести глаз.

Звучит музыка, Игорь и Ольга уплывают.

ВЕД : Какой вам показалась Ольга?

ДЕТИ : Красивой.

ВЕД : А что с князем случилось, заметили?

ДЕТИ : Да, он влюбился.

РЕБЕНОК : Она была такой прекрасной,

Что красотой ее пленяясь,

К ней воспылал любовью страстной

И в жены взял Великий князь.

ВЕД : Ольга вышла замуж за Великого князя Игоря и стала настоящей княжной, мудрой и заботливой. Они жили дружно, мирно. Ольга родила сына добра-молодца, будущего героя- полководца Святослава. Мирно жили князь и княгиня, но однажды случилась беда.

Пошел Игорь со своею дружиною, богатырями-воинами, защищать землю Русскую от врагов и погиб там. Узнав о смерти мужа Ольга долго горевала. Иногда звала девиц-красавиц, чтобы пели ей песни. И девицы тут как тут, с работой в руках, да с песней на устах. Были девицы умелицами большими : что шерсть прясть, что шить, что вышивать.

«ПРЯЛИЦА»

ВЕД : Ольга была не только красивой и мудрой, но и смелой, мужественной и терпеливой. Она разумно правила Землей Русской и прославляла Русь. Вот какие у нас были сильные, несгибаемые предки- славяне, что жили на нашей Русской Земле.

РЕБЕНОК : Живи, Земля!

Не поддавайся грусти,

Не умирай

В огне и под пятой.

РЕБЕНОК : Свети, Земля!

Тебя назвали Русью

Враги, и те, зовут тебя

ВЕД : Да! Хранит память лет Река Времени и открывает их нам в своих летописях, а детям в сказках, былинах, чтобы и они учились любить свою Землю и защищать ее. Ведь Древняя Русь никуда не ушла! Над нами то же небо, под ногами у нас та же Земля, и те же сказки и былины, песни живут на Земле. Они говорят еще и о нашей старине, о Древней Руси. А что значит любить Русь, Россию, Родину?

ДЕТИ : Это значит беречь ее от врагов, делать все для того, чтобы она процветала, не совершать дурных поступков.

ВЕД : Да, наша Древняя Русь прошла сквозь бури войн и битв, и стала сильной и могучей. Великие князья Руси расширили земли русские. Русь стала огромной страной, и жить всем на Родине стало хорошо и привольно. Быстро развивались ремесла, в том числе и кузнечное дело. И много пелось песен в наступившие мирные времена .

«ВО КУЗНИЦЕ»

Исполняется в сопровождении оркестра.

ВЕД : После сына Святослава Русью правил князь Владимир, внук Ольги. А прославился он битвами за Русь, военными походами. Он «крестил» Русь- при нем было принято христианство, т. е. православная вера. Он очень заботился о своем народе, строил церкви, школы. Он учил всех добру и милосердию. Как вы думаете, наши предки любили своего князя?

ДЕТИ : Любили, за смелость и отвагу, доброту и милость, за защиту и помощь.

ВЕД : Кто из вас знает, как еще называли князя Владимира?

ДЕТИ : Ему дали самое красивое и душевное прозвище. Они называли его «Красно Солнышко» .

ВЕД : А как прославлял русский народ своих героев?

ДЕТИ : В сказках, легендах и былинах.

ВЕД : Как вы думаете, о ком еще рассказывается в былинах?

ДЕТИ : О богатырях, о силе и храбрости наших предков.

ВЕД : Правильно. А помните, как называли Русь в старину?

ДЕТИ : Святой, Великой, Богатырской.

ВЕД : А как вы понимаете, что значит – богатырская Русь?

ДЕТИ : Значит, люди на земле были сильными, отважными и дружными. Много было настоящих богатырей.

ВЕД : Да, правильно. Я предлагаю вам рассмотреть

иллюстрацию картины Виктора Михайловича Васнецова «Три богатыря»

БЕСЕДА ПО КАРТИНЕ :

В. М. Васнецова «Три богатыря»

ВЕД : Подрастали защитники Руси- богатыри. И среди многих прославленных богатырей сохранились в памяти народа на века три имени. Посмотрите на эту картину, кто здесь изображен?

ДЕТИ : Три богатыря.

ВЕД : Знаете их имена?

ДЕТИ : Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

ВЕД : Какого они роста, как вы думаете? Посмотрите, какие у них большие мечи, копье, булава…Кто может поднять, держать, нести такое оружие? А как они одеты? Легкое у них снаряжение? Легкий шлем, или тяжелый? (ответы)

ВЕД : Все это говорит о большой богатырской силе русских воинов. Посмотрите, на каких конях они сидят? Что вы о них скажете? А почему такие большущие и сильные кони под ними? А если бы они были маленькими, выдержали бы они своих богатырей?

Художник изобразил на картине великих сильных богатырей. Недаром враги так боялись русской силы. Потому и старались действовать хитростью. Но это не спасало их от поражения. А вы помните кто автор картины?

ДЕТИ : Виктор Михайлович Васнецов.

ВЕД : А как назвал ее художник?

ДЕТИ : «Три богатыря»

ВЕД : Ребята, а вы знаете стихи о Русской Земле? Давайте послушаем.

«БОГАТЫРСКАЯ СИЛА»

ВЕД : Ребята, а теперь давайте немного поиграем. Вы любите собирать мозаику? Мы приготовили для вас небольшую головоломку. Из этих фрагментов должна получиться прекрасная картина. Давайте попробуем ее собрать.

Дети собирают картину и придумывают название.

ВЕД : Отдохнули немного? Нам пора отправляться дальше. Представьте себе, что мы на ковре-самолете перелетаем во времена Древней Руси…Давайте возьмемся за руки, чтобы не упасть с ковра…

Звучит фонограмма. Дети попадают в крестьянскую избу.

ВЕД : И вот мы оказались в крестьянской избе, где в красном углу иконы стоят, лампада тихо освещает лики, а внизу стол большой, с длинными лавками, чтобы вся семья поместилась. В закутке печь, в люльке ребенок спит (музыка затихает) . Мы оказались с вами в горнице, главной комнате, старинной избы. А теперь тише, тише… Пусть старое время оживет . Может быть, мы увидим Илью Муромца?

Звучит фонограмма.

ВЕД : В давние времена жила - была крестьянская семья около города Мурома, в селе Корочарово. И родился здесь долгожданный сын, которого назвали Ильей, Илюшенькой. Отец - умелец люльку смастерил, мама- колыбельные песни пела.

ВЕД : Но случилась беда…Занемог Илюша, отнялись у него руки- ноги, и тридцать лет и три года просидел он на полатях, молясь, да думу горькую думая, глядя в окошко малое. А хотелось ему…

ИЛЬЯ : Ах и тесен мир здесь для меня!

Вдаль бы, за моря стремиться мне

За облака высоко,

Сражаться с недругом жестоко

За Родину, за веру, за царя!

А встретивши врага, с думою ясной

Все проявить : отвагу, доблесть, мужество и честь!

И победить.

ВЕД : Но не ходили его ноги, не двигались руки, только силы прибывали. Много молился Илья. И днем и ночью просил помощи у Бога. И вот, однажды, случилось чудо! Постучались к нему калики перехожие- это странники, которым было открыто будущее и дан дар целительства.

Стучат калики.

ИЛЬЯ : Двери открыты, входите, люди добрые!

КАЛИКИ : (кланяются) Мир дому твоему!

ИЛЬЯ : Спаси вас Бог!

ВЕД : Так принято было в старину говорить. А теперь, как люди говорят, знаете? Какое слово произошло от слов «Спаси Бог» ?

ДЕТИ : «Спасибо!

1КАЛИК : На земле нашей враг горе творит.

2КАЛИК : Жжет дома, людей русских убивает.

3КАЛИК : А умельцев - золотые руки, да девиц- красавиц в плен угоняет.

ВМЕСТЕ : Стонет Земля Русская, а ты. Илья, сиднем сидишь?

ИЛЬЯ : Рад бы я за Землю Русскую бой принять, рад бы с врагом сразиться, да ноги не пускают.

1КАЛИК : А коли поможем тебе, поставим на ноги, что делать будешь?

ИЛЬЯ : Воевать! Землю Русскую защищать!

ВЕД : И стали калики перехожие лечить Илью.

!КАЛИК : Выпей, Илья, живой водицы, чистой, целебной и почувствуешь, как силы прибавляются!

2КАЛИК : А это святой хлебец : съешь его, Илья, и начнут ноги оживать.

3КАЛИК : Подожди, Илья, не вставай еще, послушай. Я скажу тебе, как найти богатырского коня, чтобы он вынес тебя отовсюду и стал другом сильным (шепчет что- то на ухо Илье) .

1КАЛИК : а это тебе в дар от нас плеточка шелковая, которая поможет тебе в трудную минуту. И помни, Илья.

2КАЛИК : Нам жизнь дана, чтоб до конца

Бороться с тьмой, врагом и ложью.

И сеять в братские сердца

Одну святую правду Божью!

3КАЛИК : А правда в том, чтобы любить

И землю защищать без меры, без предела!

3КАЛИК : И всем скитальцам посвятить

Свой разум, кровь свою и тело!

(кланяются)

ИЛЬЯ : (вскочив на ноги, низко кланяется каликам)

Спасибо, люди Божие, за исцеление (поклон)

Спасибо за светлые дары ваши (поклон)

Спасибо за добрые слова напутствия (поклон)

Слово даю, выполню их!

ВЕД : И проводил Илья Божьих людей, странников, за околицу и пошел к родителям просить благословения на борьбу с врагом.

Звучит фонограмма.

ВЕД : То не сырой дуб к земле клонится,

То не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается то сын перед батюшкой,

Просит он себе благословеньица.

ИЛЬЯ : (кланяется в ноги родителям)

Ой, ты гой еси, родный батюшка,

Дай ты мне благословеньице,

Я поеду в славный стольный град

Поклониться чудотворцам киевским.

К Великому князю Владимиру!

Послужить ему верой- правдою,

Постоять за веру христианскую!

ОТЕЦ : Я на добрые дела тебе благословение дам, а на худые дела- благословения моего нет тебе.

ВЕД : Поклонился Илья отцу, матери до самой земли и поехал на службу к Великому князю Владимиру - Красно Солнышко.

Колокольный звон.

ВЕД : И распрямилась Русь от плена жестокого. И полнилась Земля ликованием и радостью победы! И все церкви звенели великим, победным колокольным звоном!

ДЕТИ : О сколько здесь раздолья и тоски

Россия отчая, Россия-мать

И скорбь, как радость, царственно красива!

Какое благородство здесь в при

И думы поднебесно высоки!

И эта репреступность эта стать

И выдыхаю сердцем я : Россия!

Была и есть еще у нас в народе!

Какое благородство здесь в природе!

«ЧТО ЗОВЕМ МЫ РОДИНОЙ»

Пособие включает разнообразные мероприятия по истории для учащихся 5-11 классов. Предназначено учителям-предметникам, работающим в средней школе; может быть полезно студентам педагогических вузов.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Внеклассные мероприятия для учителя истории. 5-11 классы (Наталья Данилова) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

«Путешествие в Древнюю Русь»

(игра по истории для учащихся 6-х классов)

Цель: способствовать формированию познавательного интереса учащихся к истории своей страны.

Задачи:

актуализировать знания учащихся об истории Древней Руси, полученные на уроках истории,

развить умения учащихся сравнивать, обобщать понятия, развивать познавательные интересы и способности,

воспитывать уважение к истории России.

Условия игры: учащиеся делятся на команды по 5 человек. Выигрывает тот, чья команда наберет большее количество баллов.

Ход игры:

Приветствие участников, жюри, болельщиков.

Приветствие команды. Капитан объявляет название команды, демонстрирует эмблему (от 5 до 20 баллов за правильный ответ.)

Разминка (отвечает тот, кто первый поднимет табличку) (по 10 баллов за правильный ответ).

Кого на Руси называли варягами? (норманнов, викингов)

Назовите трех братьев-основателей Киева? (Кий, Щек, Хорив)

Как называли ежегодный сбор князем дани с подвластных племен? (полюдье)

Какой князь основал Древнерусское государство? (Олег)

Что такое греческий огонь? (горячая смесь, которой византийцы сожгли ладьи русских)

Кто провел первую налоговую реформу на Руси? В чем она заключалась? (княгиня Ольга, установила уроки и погосты)

Этот князь никогда не нападал на врагов, не готовых к бою. Он посылал к ним гонцов с предупреждением: «Иду на вы!» (Святослав)

Чтобы отомстить этому племени, княгиня Ольга использовала птиц. (древляне)

Назовите главный торговый путь Руси. Почему его так называли? («Из варяг в греки» – соединял Балтийское море с Черным морем)

И повелел князь Владимир: «Если кто не придет завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом». Зачем Владимир повелел собирать людей у Днепра? В каком году это произошло? (крещение киевлян 988 г.)

Сценки «Соседи Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать о каком государстве-соседе Древней Руси идет речь (по 30 баллов за правильный ответ).

Сценка №1

1: Здравствуй, Светозар!

2: Здравствуй, Вартислав!

1: С похода ли княжеского вернулся?

2: Были с князем в чудной стране. Все у них не по-нашему! Видел я, Светозар, город большой, где Волга с морем приветствуется. К дворцу мы на лодке плыли, стены окружают, да охраны ряды. Все каменное, да красного цвета. А во дворце том – каган сидит. Сторговались мы с ним мехами. Народ у них разный. Да все молятся одному богу.

(Ответ: Хазарский каганат)

Сценка №2

1: Деда, а расскажи еще ту сказку!

2: Какая же то сказка, то, правда, внучка! Молод я был тогда, с князем Олегом в поход ходили. Плыли по рекам, да по морям. Долго… пока чудо глазам не явилось – увидели мы город солнца – будто Ярило народился. Стены высокие, белокаменные. Купола на солнце блестят. Стоит на берегу – светит. Подошли мы – звон раздается, колокола бьют. Пристань шумная. Люда разного много – все торгует. А товары-то диковинные – ягоды черные гроздью, ткани шелка разные, масло. Говор-то не наш…

1: Деда, а бог?

2: Верно, внучка. А бог у них один. Молитвы ему посылают, помощи просят. На груди кресты носят. Такой вот город, внучка.

(Ответ: Византия)

Мешок вопросов. Капитаны вытаскивают по очереди вопросы из мешка – читают, команда отвечает (по 20 баллов за правильный ответ).

Что такое язычество? (вера во множество богов)

Имя бога солнца у восточных славян (Ярило)

Имя бога грома и молний, войны и оружия (Перун)

Имя бога – повелителя ветра (Стрибог)

Имя бога – покровителя скотоводства (Велес (Волос)

Имя божества плодородия (Мокошь (Макошь)

В кого, по представлениям славян, превращались умершие предки (домовой)

В кого, по представлениям славян, превращались утонувшие женщины и дети (русалки)

Как назывались деревянные статуи богов (идолы)

Кто такие волхвы? (люди, которые могут общаться с богами, творить заклинания и предсказывать судьбу)

Сценки «Жители Древней Руси». Посмотрев сценки нужно угадать, о каких категориях зависимого населения Древней Руси идет речь (30 баллов за правильный ответ.)

Сценка №1

1: Здравствуй, Тихомир!

2: Здравствуй, сосед Миролюб!

1: Урожай-то в это лето малый. Все дожди, да туманы.

2: Верно, сосед. Беда у меня. Земли то у меня теперь нет. Пойду к богатому соседу – работать у него на земле стану, семью то мне кормить надо…

(рядович)

Сценка №2

1: Здравствуй, Миролюб!

2: Здравствуй, Тихомир!

1: Год-то неурожайный был. Гневается Мокошь на нас. Пошел я к боярину – долг просить – семян купить, да быка. Теперь так и живем – работаю на боярской земле, да свое хозяйство тяну. Как долг верну – свободен буду.

Конкурс капитанов (по 10 баллов за правильный ответ)

В чем разница между норманнами, варягами и викингами? (нет разницы)

Кто убил князя Олега? (по преданию – змея)

Какой город называют «матерью городов русских» и кто его так назвал? (Киев, князь Олег)

Какого князя погубила жадность? (Игорь)

Этому князю «не любо было жить в Киеве, а любо в Переяславце». (Святослав)

Этот князь крестился в Корсуне. (Владимир)

988 (Крещение Руси)

882 (образование Древнерусского государства)

907 (поход Олега на Царьград)

912-945 (правление Игоря)

980-1015 (правление Владимира)

882-912 (правление Олега)

Черный ящик (по 50 баллов за правильный ответ)

Этот предмет люди используют издревле. В Древней Руси он был в каждом доме. Известно, что отправляясь в долгое путешествие, каждый русский человек брал этот предмет с собой, причем у каждого такой предмет был свой, личный. Чтобы защититься от злых этот предмет всегда клали кверху дном. Самый простой работой считалось изготовление заготовок для этого предмета – называли их баклушами. Так появилось знаменитое выражение «бить баклуши» – так говори о человеке, который вообще ничего не делает. Помимо своего прямого назначение, этот предмет использовали и по-другому. Тогда говорят о таких приемах его использования, как «хлопушка», «копытце», «солнышко», «забор» и «веер». Через 3 минуты скажите, какой предмет в черном ящике. (Ответ: деревянная ложка)

Баллы за хорошее поведение зрителей – «Самый вежливый зритель»

Подведение итогов игры. Награждение победителей.

МАОУДО «Центр детского творчества»

Подростковый клуб «Аленушка»

Подготовила: педагог – организатор

МАОУДО «ЦДТ»

Калибовец О.Н.

Биробиджан 2016 г.

Сценария фольклорного праздника «Русь - это сказка, Русь - это быль».

10. 02. 2016 год

15 – 30

Филиал № 5 ЦГБ

Цель: Приобщение младших школьников к истокам русской народной культуры, знакомство детей с народным творчеством, народными традициями и обычаями. Воспитание любви и интереса к народным праздникам.

Ведущий 1.

Очень часто мы порою,

За событиями дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Хоть и более привычны

Нам полеты на луну,

Вспомним русские обычаи,

Вспомним нашу старину!

Ведущий 2.

Сегодня мы отправимся в удивительный мир русской народной культуры.

Ребята, скажите мне, пожалуйста, кто из вас знает, что такое русский фольклор?

( Дети отвечают ). Правильно! Это - потешки, загадки, игры, пословицы, поговорки, прибаутки, дразнилки, небылицы, песни и, конечно же, русские ремесла.

Ведущий 1.

Россия, Россия, края дорогие,
Здесь издавна русские люди живут,
Они прославляют просторы родные,
Раздольные русские песни поют.

Ведущий 2.

На Руси, в старину, не только пели песни, но и водили хороводы, и сейчас мы все дружно встанем в хоровод, и споем песню «Во поле березка стояла».

(звучит русская народная песня «Во поле березка стояла »).

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати.
Люли, люли заломати.

Как пойду я в лес погуляю,
Белую березу заломаю.
Люли, люли заломаю.

Срежу я с березы три пруточка,
Сделаю себе я три гудочка,
Люли, люли три гудочка.

Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла.

Стихи в исполнении детей о Родине

Алена.

Что мы родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Настя.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Полина.

Что мы родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Ведущий 1.

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее,

Друзья, мы приглашаем Вас,

К загадкам поскорее!

Ведущий 2.

Ребята, а вы любите отгадывать загадки? (Дети отвечают )

Ну, слушайте.

Загадка 1.

У наших ворот рассыпался горох,

Ни лопатой не сгрести,

Ни метлой не смести.

А как стало рассветать,

Нечего собирать. (Звезды на небе )

Ведущий 1.

Без него плачем,

А как появится, -

От него глаза прячем. (Солнце )

Ведущий 2.

Ходит барин по двору?

Придирается ко всему.

Красная головушка,

Шелкова бородушка. (Петух)

Ведущий 1.

Пришел Яшка-

Белая рубашка,

Где он пробегает-

Ковром устилает. (Снег)

Ведущий 2.

Ночью на земле спит,

Утром в небеса летит. (Роса )

Ведущий 1.

Сколько по ней не иди,

Все будет бежать впереди. (Тень)

Ведущий 2.

Его бьют, а он не плачет,

Только глубже ножку прячет (Гвоздь)

Ведущий 1.

Один вход, да три выхода. (Рубашка )

Ведущий 2.

В лесу родился,

В лесу вырос,

В дом приходил,

Всех вокруг себя посадил. (Стол)

Ведущий 1.

А сейчас за две минутки,

Вам расскажем прибаутки,

С вами поделятся сполна

Федул, и брат его - Фома

Прибаутки. (Выступают дети за ширмой с куклами Петрушками)

Федул, что губы надул?

Кафтан прожег.

Можно зашить

Да иглы нет.

А велика ли дыра?

Один ворот остался.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, что из леса не идешь?

Да медведя поймал!

Так веди сюда!

Да он не идет.

Так сам иди!

Да он меня не пускает.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Фома, у тебя дома тепло?

Тепло, на печи в шубе согреться можно.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, что ваши девчата делают?

Шьют да поют.

А матушки?

Порют да плачут.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Где ты, брат Фома?

В горнице.

А что делаешь?

Помогаю Петру.

Петр что делает?

Да на печи лежит.

Плавно ручеек течет, разговор народ ведет.

Федул, ты пирог съел?

Нет, не я.

А еще хочешь

Хочу!

Ведущий 1.

Ехали на кобылице

Одноногой и хромой,

Три веселых небылицы,

Каждая к себе домой

Стало страшно небылицам,

Стало вовсе не смешно,

Развернули кобылицу,

Закричали, «Тпру-у-у и но-о-о»

Ведущий 2.

Ребята, а вы знаете, что такое небылицы? ( Дети отвечают )

Небылицы - это нелепицы, это стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.
Ведущий 1.

Из-за леса, из-за гор,
Едет дедушка Егор,

На булановой телеге,

На скрипучей лошади.

Сапоги на нем с карманом,

А жилетка с каблуком.

Подпоясался дубиной,

Опирался кушаком.
Ведущий 2.

Собака садится играть на гармошке,
Ныряют в аквариум рыжие кошки,
Носки начинают вязать канарейки,
Цветы малышей поливают из лейки.

Ведущий 1.

Есть у нас урок фольклора:

Игры, шутки, тары-бары,

Песни, игры и забавы.

Все пришло из старины,

Из далекой глубины.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее знание пословиц.

Я начинаю пословицу, а вы завершайте.

1. Семеро одного …… (не ждут)

2. Без труда….(не вытащишь и рыбку из пруда)

3. Делу время…(а потехе час)

4. С миру по нитке… (голому рубашка)

5. Дареному коню….. (в зубы не смотрят)

6. Волков бояться …. (в лес не ходить)

7. Ученье свет …..(а неученье - тьма)

8. Разбитую чашку….(не склеишь)

9. Поспешишь….(людей насмешишь)

10. Кто везет, того и….(погоняют)

Ведущий 1.

Разрешите нам начать,

Кто-то пусть скороговорит,

Остальных прошу молчать.

Ведущий 2.

А сейчас мы проведем конкурс на лучшее проговаривание скороговорок.

Приглашаются 3 девочки на каждую скороговорку

1. От топота копыт, пыль по полю летит.

2. Добры бобры, идут в боры.

3. У перепела и перепелки пять перепелят.

4. Вставай Архип, петух охрип.

Ведущий 1.

А сейчас все дружно встанем,

И немного поиграем,

А игра то непростая, озорная, заводная.

Русская народная игра «Слепые ворота»

Подвижная игра в помещении «Слепые ворота». Перед началом игры выбирают пару водящих. Они встают лицом друг к другу, берут друг друга за обе руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Если игроков много, то «ворот» можно поставить сразу несколько. Водящим завязывают глаза. Все остальные игроки стараются как можно тише и незаметнее проскользнуть в «ворота». Если водящие заподозрят, что в «ворота» кто-то пробегает, то они опускают руки, стараясь поймать игрока. Пойманный игрок меняется ролью с одним из водящих и игра продолжатся.

Ведущий 2.

Но прежде, чем начать игру, я вам считалку проведу.

Шла коза по мостику...

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком.
Зацепила за перила,
Прямо в речку угодила.
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Черепаха хвост поджала...
(русская народная считалочка)

Черепаха хвост поджала,
И за зайцем побежала.
Оказалась впереди.
Кто не верит - выходи

Ведущий 1.

Много сказок есть на свете,

Знают их почти все дети,

Если сказки вы читаете,

Мои вопросы разгадаете.

Ведущий 2.

Ребята, вы, наверное, любите сказки? Слушайте загадку до конца, а потом отвечайте.

1. Прибежище мышки-норушки,
Зеленой лягушки-квакушки,
И прочей звериной компании.
Скажите мне хором название? (Теремок)

Ведущий 1.
2. Сидит в корзине девочка,
У Мишки за спиной,
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
Ну, отгадал загадку?
Тогда скорей ответь
Названье этой сказки... (Маша и Медведь)

Ведущий 2.
3. Кто за кого-то ухватился крепко.
Ох, никак не вытянуть! Ох, засела крепко!
Но еще помощники скоро прибегут.
Победит упрямицу дружный общий труд.
Кто засел так крепко? Может это...(Репка)

Ведущий 1.
4. Возле леса, на опушке

Трое их живет в избушке,

Там три стула,

Три подушки,

Три кровати и три кружки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Три медведя)

Ведущий 2.

5. Скачет лошадь не простая,

Чудо грива золотая,

По горам парнишку носит,

Но никак его не бросит.

Есть у лошади сынок,

Удивительный конек, Удивительный конек,

По прозванью….. (Горбунок)

Ведущий 1.
6. Бабушка девочку очень любила,

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла свое.

А ну подскажите, как звали ее? (Красная шапочка)
Ведущий 2.

7. Носик – круглым пятачком,

Им в земле удобно рыться,

Хвостик маленький крючком.

Вместо туфелек - копытца.

Трое их, и до чего же

Братья дружные похожи!

Отгадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (Ниф-Ниф, Наф-Наф,Нуф-Нуф)

Ведущий 1.

Всех невеж, лентяев, жадин.

Чтобы в миг их проучить

На Руси не забывали их немножко пожурить.

Ведущий 2.

Дразнилки были сложены почти на все русские имена. Часто они высмеивают жадность, трусость, хвастовство, грубость или невежество. Ребята не только поддразнивали друг друга, но и воспитывали, тем самым, указывая на недостатки.

Обманули простака-

На четыре кулака,

На щелбан и на подушку,

На зеленую лягушку.

Ведущий 1.

Миронушка - Мирон

Полна пазуха ворон.

Выглянул в окошко-

Голова с лукошко,

Нос крючком,

Волоса клочком!

Ведущий 2.

Фома чудак,

Полез на чердак,

Шлепнулся пузом,

Стал карапузом!

Ведущий 1.

Жадина- говядина,

Кислая капуста,

Съел мышонка без хвоста

И сказал: «Как вкусно»!

Ведущий 2.

Любил русский народ стихи складывать

Про природу, про птиц, про край родной.

(Стих про Журавля прочитает Дарья П).

Дарья П.

Жура- жура- журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил,

Крылья, ноги натрудил.

Мы спросили журавля:

Где же лучшая земля?

Отвечал он, пролетая:

Лучше нет родного края!

Ведущий 1.

Славилась Россия чудо - мастерами,

Дерево и глину в сказку превращали.

Красками и кистью красоту творили;

Своему искусству молодых учили

Просмотр видеофильма о русских ремеслах.

А сейчас девочки прочитают стихи о русских умельцах.

(Дети читают стихи)

Алина Т.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идет.

Кристина М.

В Твери делают игрушки

Сколько радости для глаз

Подрастают мастерицы

Может быть и среди нас.

Валерия Ф

Наша русская игрушка,

Не стареет сотни лет

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Ведущий 2.

Подошел к концу наш праздник, и закончим мы его стихами о нашей Родине - России.

(Дети читают стихи)

Диана Г.

Утром солнышко встает,
Нас на улицу зовёт.
Выхожу из дома я:
– Здравствуй, улица моя!
Мария Ж.
Я пою и в тишине

Подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути:
– Ты скорей, дружок, расти!
Вера К.
Отвечаю травам я,
Отвечаю ветру я,
Отвечаю солнцу я:
– Здравствуй, Родина моя!
(В. Орлов)

Звучит песня «Кострома»

Ведущий 1:

Мы славно гуляли на празднике нашем,

Нигде не найдете вы праздника краше!

Ведущий 2:

Желаем, друзья, вам в жизни успеха,

В учебе и дружбе. В семье и труде…

Вместе:

Желаем вам счастья во всем и везде!!!

В журнале «Знамя» № 12 за 1937 г. напечатан литературный сценарий «Русь», составленный П. Павленко совместно с режиссером С.М. Эйзенштейном. Главной темой сценария является Ледовое побоище - тема очень интересная и важная в историческом отношении. Ледовое побоище 1242 г. явилось поворотным моментом в борьбе Руси с немецкой агрессией. Поэтому постановку картины на тему о Ледовом побоище надо приветствовать, но, к сожалению, разрешение этой темы в рассматриваемом сценарии приветствовать никак нельзя. Авторы сценария, как мы далее увидим, сделали множество фактических ошибок, непростительных для людей, хотя бы сколько-нибудь знакомых с русской историей, и дали совершенно искаженное представление о Руси XIII в.

Сценарий начинается «предисловием», в котором его авторы дают общее понятие о разработанной ими теме. Уже это краткое предисловие (полторы страницы) полно множества ошибок. «В XIII столетии, - пишут авторы сценария, - монголы поработили Русь. Ее северо-запад, Новгород остался последним углом свободной Руси. Сюда отовсюду собирались русские патриоты, здесь накапливались силы для будущего освобождения».

Таким образом, авторы выдвигают новую концепцию, по их мнению, центром движения за освобождение от татарского ига являлся Новгород. Но такая концепция противоречит всему историческому процессу. Борьба против татар велась не Новгородом, а северо-восточной Русью во главе с Москвой. Это поняли и авторы сценария, выдвинув в конце его (стр. 136) воспоминания о Куликовской битве. Дальше оказывается, что немцы, стремясь завладеть Новгородом, тем самым хотели запереть «монголам рынки Европы» (стр. 103). В самом же сценарии магистр заявляет рыцарям и «пасторам»: «Итак, Новгород ваш. Крестите его, как хотите. Волга ваша, Днепр, церкви. В Киеве я не трону ни бревна, ни человека» (стр. 115). Авторы, видимо, совершенно не понимают, что орден даже не в состоянии был поставить себе подобные задачи.

В предисловии как бы нарочно спутаны все исторические факты. По мнению авторов сценария, «Дмитрий Донской завершил на Куликовом поле дело, начатое Невским» (стр. 103). Но, во-первых, Куликовская битва еще ничего не завершила, хотя и имела громадное значение для истории Руси, во-вторых, борьба с немцами не прекратилась и после Ледового побоища. Совсем уже странно звучит заявление авторов сценария: «Русь, вырастающая в боях против Азии и Запада - вот тема картины» (стр. 103). Кого надо понимать под Азией и Западом, авторы не говорят. Но обобщать Запад с немцами, а Азию с татарами, идейно противополагать Русь Западу и Азии совершенно неуместно.

Тексту сценария предпослан список действующих лиц, в нем перечислено 22 лица, но из них только о немногих можно сказать, что они действительно могли участвовать в Ледовом побоище. Оставив в стороне действующих лиц, выведенных авторами, остановимся только на тех персонажах, имена которых заимствованы авторами сценария из каких-то источников. К их числу принадлежат: Александр Невский, Василий Буслаев (!), Гаврило Олексич, Твердило Иванович - псковский воевода, Брячиславна - жена Александра Невского, Иван Данилович Садко, Пелгусий, Амелфа Тимофеевна, Герман Валк, Берке - хан орды. К сожалению, из всех этих персонажей только один Александр Невский может считаться действительно историческим лицом, остальные, как мы увидим, наделены авторами сценария такими чертами, которые уводят пас далеко от описываемых в сценарии исторических событий. Прежде всего можем уверить авторов сценария, что в 1242 г. ханом Золотой Орды был не Берке, а Батый. Берке же сделался ханом значительно позднее. Пелгусий, по сказанию о Невской битве, был старейшиной в Ижорской земле, а не монахом. Твердило, действительно, предал Псков немцам, но воеводой в Пскове он не был просто потому, что никаких воевод в Пскове в XIII в. не было, гак как город управлялся посадниками. Иван Данилович Садко, если когда и существовал, то, во всяком случае, в XII в., а не в XIII в., к тому же он был новгородцем, а не поволжским купцом. Летопись знает некоего Сотко Сытинича, поставившего в XII в. в Новгороде церковь Бориса и Глеба. Этот Сотко и был прообразом былинного Садко, но зачем былинный герой попал в исторический фильм, непонятно.

Еще более непонятно появление совсем уже легендарного героя - Василия Буслаева с его матерью Амелфой Тимофеевной. А между тем авторы сценария могли бы найти настоящие исторические персонажи, если бы источником для них служили летописи, а не либретто оперы «Садко» и отдаленные воспоминания о былинах, прочитанных в детстве.

Перейдем к разбору самого сценария, разделенного на главы, или эпизоды. «Лес осенью. Рыцари, построившись клином, «свиньею», врываются в села под Псковом» - так начинается сценарий. Вполне соглашаемся с авторами сценария, что в строю «свиньею» (т. е. клином), да еще в латах трудно грабить села, этим и объясняется, по-видимому, «тяжелое дыхание рыцарей». Но продолжаем дальше. В Пскове тревога: «На крепостной стене воеводы, владыко бранят начальника обороны Пскова боярина Твердилу Ивановича». Тут же и «пятисотенный» Павша, который предлагает «епископу» снять меч с изменника Твердилы. Можем уверить авторов сценария, что епископ в Пскове появился лишь с конца XVI в., о должности же «пятисотенного» известно только авторам сценария: такой должности в Пскове и Новгороде не было.

Во второй главе сценария описывается Переяславль. Пять человек тянут невод и поют. Впрочем, среди рыбаков и сам Александр Невский. Он спорит с каким-то ордынцем, который, по-видимому, не знает князя, хотя к нему и послан. Сусальная, насквозь неверная картина, заставляющая русского феодала XIII в. тянуть невод с рыбаками. Впрочем, и жена «князя-лапотника», упомянутая уже Брячиславна, сама варит щи и ходит за водой.

Третья глава начинается с описания торга в Новгороде. Это описание стоит привести целиком: «Новгород справляет пышный торг. Как в праздник, весел город. Шумят ряды. Купцы поют у прилавков. Там перс бьет в бубен, там индус играет тягучую песню на странной дудке; там варяжин поет, там швед выставил тройку певцов, за ним старается грек. Половчанин показывает дрессированного медведя. Хором поют поволжане-хлебовики. Веницейский купец в атласе играет на мандолине, поет серенаду. Иноземные купцы, сидя в кружале, пьют эль. Шумно, весело, беспечно на ярмарке. Грудами лежат кожи, лисьи и собольи меха, зерно, плотничьи поделки. Богомазы торгуют иконами и тут же пишут их на удивление всем проходящим. Кузнецы куют кольчуги и, как портные, сняв мерку с покупателя, тут же изготовляют ему, что надо» (стр. 109). Город, конечно, может быть, как «в праздник весел», но кого только не привело в Новгород полное невежество авторов сценария, и притом в 1242 г., когда вся Европа боялась татарского нашествия. Приехал сюда венецианский купец, хотя Новгород не торговал с Венецией. Через пожарища южнорусских городов добрался грек. Половчанин приехал тоже. Он привел с собой из безлесной степи медведя, так как в этих зверях на лесистом севере, по-видимому, ощущался больший недостаток. Приехал и какой-то «варяжин». Не путайте его с варягом, ведь варяги - скандинавы, а между тем только что было сказано, что швед уже выставил трех певцов, шведы же, как известно, - тоже скандинавы.

Зачем же явились эти разноплеменные купцы? Торговать? Нет. Они приехали в Новгород, преодолев великие опасности.

чтобы устроить дивертисмент в подражание соответствующему акту из оперы «Садко»: веницейский гость с мандолиной, перс с бубном, индус с дудкой. Тут же на базаре делают кольчуги удивительно ловкие мастера, которым могут позавидовать наши «холодные» сапожники. Но лучше всех торгует Садко, у него на лабазе вывеска: «Иван Данилович Садко, из персидских земель прибыл». Совсем Кит Китыч из пьесы Островского или из рассказов Горбунова! Дело только в том, что о вывесках в XIII в. нам ничего не известно, а вывески XIX в. уже давно и многократно описаны.

Впрочем, авторы быстро кончают с ярмаркой и тут же, на площади, устраивают вече, которое решает призвать князя Александра для борьбы против немцев. Свое путешествие по историческим дебрям авторы продолжают и далее во всех 18 эпизодах, или главах, сценария. Скучно следить за всеми несообразностями сценария.

В пятой главе на мосту через Волхов бьются меньшие и большие. «Меньшие» - за призыв Александра, «большие» - за «сговор с немцами» (стр. 113). В действительности и большие и меньшие шли против немцев, князя же Александра поддерживали не меньшие, а большие. Вообще авторы сценария совершенно напрасно придают Александру несвойственные ему демократические черты. В драке на мосту, конечно, участвует Василий Буслай.

В шестой главе показано, как немцы распоряжаются в Пскове. Твердило ездит в санях, запряженных девушками, как легендарный обрин начальной летописи. Редкие прохожие падают на колени при проезде Твердилы и т. д. И это русский гордый древний Псков! Только полное историческое невежество и извращенное воображение авторов сценария могло позволить себе так унизить великий народ, который и в самые тяжелые годы своей истории не позволял над собой издеваться.

В одиннадцатой главе происходит таинственный обряд: Твердилу «рукополагают» в рыцари. В числе присутствующих находятся и некие «нормандские рыцари», происхождение которых известно только авторам сценария.

В двенадцатой главе по полям несется кибитка. «В ней посол хана. Он сидит, заглядывает в ящик. Там перстень, аркан и кинжал. Улыбаясь глядит он на разгромленную Русь» (стр. 122). Сомневаемся, чтобы посол хана мчался в кибитке. Не только воины, но даже духовенство на Руси обычно ездили верхом на конях: за отсутствием хороших дорог трудно было мчаться в кибитке. Перстень, аркан и кинжал взяты авторами сценария из какого-то романа; непонятно, зачем они понадобились в историческом сценарии.

В тринадцатом эпизоде бедные «княжата», то есть дети Александра Невского, «в потешных латах спят вповалку на печи, бормоча во сне» (стр. 122). Авторы сценария могли бы хоть раздеть детей, ведь спать хотя и в потешных латах, да еще на печи очень неудобно. Но центр этого эпизода - описание Ледового побоища. И вот оказывается, что главным героем его является Василий Буслай, сражающийся под конец боя оглоблей. Александр Невский кричит по-латыни и отсекает руку магистру Герману Балку. Особенно странно описана «зверино одетая чудь», какие-то полулюди, призванные авторами сценария изображать предков латышей и эстонцев. Вся эта фантастическая сцена достойно заканчивается картиной поля сражения, по которому ходит некая Ольга, она же Петровна (ранее Ярославна), в отличие от Брячиславны называемая по имени и отчеству. Она ищет с фонарем (!) Василия Буслая.

В дальнейших эпизодах рассказывается о том, что Александр едет в Орду и на обратном пути умирает на Куликовом поле. На поле появляются призраки войска Дмитрия Донского... Нужды нет, что Александр Невский умер в Городце на Волге, - Куликовым полем можно эффектно кончить картину, а отсюда и все выводы! Мы перечислили только небольшую часть ошибок и искажений, допущенных авторами сценария...

Следует остановиться также и на языке сценария. Язык древней Руси отличался рядом особенностей и не всегда поддается современной интерпретации. Авторы сценария вовсе не обязаны были стилизовать язык, которыми говорят действующие лица, под язык XIII в. Но они обязаны были найти способы передать характерные особенности языка XIII в. У авторов сценария был прекрасный образец воспроизведения древнерусского языка, правда более позднего времени, - это язык «Бориса Годунова» Пушкина. А ведь Пушкин писал более 100 лет тому назад, когда русская филология почти не существовала. Однако он не сделал ни одного анахронизма, и не только потому, что он был гениальным художником, но и потому, что он старательно изучал древнерусский язык. Иначе поступили авторы сценария. Они решили, что древнерусский язык - это язык лавочников Лейкина и купцов Островского, сдобренный кроме того жаргоном Остапа Бендера из «Двенадцати стульев». Так, например, Буслай говорит: «Ну, как так - не знаю... Чего вола за хвост тянуть» (стр. 110). В сценарии находим такие перлы: «Нам, брат, война ни к чему» (стр. 111); «У-у, оголец» (!); «И мертвых нас не возьмете, душу вашу язви» (стр. 127). А вот как разговаривает сам Александр Невский: «В чем их секрет?» (стр. 121); «Я князь-лапотник. Не как вы, эля (!) не пивал, сластей заморских не пробовал» (стр. 117); или «войну воевать - не комедь ломать» (стр. 118). Что можно прибавить к этому языку, разве сказать вместе с авторами: «Сценарий писать - не комедь ломать». Заметим, что само понятие комедии не было известно на Руси XIII в. Совсем уж странным языком говорят татары. Авторы сценария заставляют их беседовать ломаным языком, заимствованным из шовинистических анекдотов: «Орда наша езжай, там работа много есть» (стр. 108); «Буюк адам, якши адам»; «Он шведов бил, а нас чехи били» и т. д. (стр. 119). От татар не отстают и немцы: «Зер гут лошадка. Корош, корош» (стр. 116); или «О, шорт» (стр. 116); не отстает и перс: «Весели город, красива город» (стр. 112).

Но, может быть, недостатки сценария искупаются его идейным содержанием? Увы, и эта сторона также хромает в сценарии. Авторы сценария не случайно сделали Александра Невского лапотником, не случайно славное историческое событие превратили в какое-то «чудо»: Русь XIII в. рисуется им бедной и убогой. Представители этой Руси - легендарные и притом разнузданные богатыри подобно Василию Буслаю или нищие и монахи. В Пскове ратных людей созывает нищий Аввакум, он поет: «Вставайте, люди русские». Старый нищий говорит: «Велим русское дело помнить. Встань, народ русский. Встань, ударь» (стр. 107). Особенно большая роль отводится некоему монаху Пелгусию, в которого авторы сценария превратили старейшину в Ижорской земле. Пелгусий - главный агитатор.

Во время Ледового побоища «в новгородских полках шептали, ахали, ругались» (стр. 123); «закричали, заматерились новгородские ловкачи» (стр. 124). Убогая, лапотная Русь глядит отовсюду у авторов сценария. Все народы сильнее ее, все культурней, и только «чудо» спасает ее от немецкого порабощения. Как все это далеко от исторической действительности. Железные полки новгородцев и псковичей побеждали немцев и шведов не «чудом», как это хотят доказать авторы сценария, а своим мужеством и любовью к родине. Ледовое побоище - это только важнейшее звено в цепи побед русских над немцами. И это прекрасно понимали современники.

Вот в каких словах современник описывает Ледовое побоище: «По победе Александрове, яко победи короля (шведского), в третий год, в зимнее время, поиде на землю Немецкую в силе велице, да не хвалятся рекуще: «укорим словенский язык». Уже бо бяше взят город Плесков и тиуни у них посажени. Тех же князь Александр изыма, и град Псков свободи и опленяя землю их повоева и пожже и полону взят без числа, а овых изсече. Инии же гради совокупишася немечьстии и реша: «поидем, победим Александра и имам его руками своими». Егда же приближишися и очютиша их стражие, князь же Александр ополчився поиде противу их и множеством обоих вои покрыша озеро, глаголемое Чюдское... Тако у князя Александра множество храбрых людей... бе суббота тогда, восходящу солнцу, и соступишася обои войска и бысть сеча велика и зла... возвратися с победою князь Александр славною». Если бы авторы сценария серьезно поработали над историческими источниками, они сумели бы понять красоту и величие нашего прошлого и могли бы создать сценарий, достойный имени «Русь» и великого исторического прошлого русского народа.

  • Экзаменационные билеты по истории Отечества за курс средней школы Билет №1 Древняя , 120.24kb.
  • Программа вступительного испытания по предмету «История» Тема Древняя Русь (до ХIV , 24.7kb.
  • Реферат древняя Русь и кочевники , 156.01kb.
  • Школьная олимпиада для учащихся 4-ых классов литературное чтение , 27.85kb.
  • Н. А. Чуракова 3 класс (102 ч) Устное народное творчество Сказка , 129.7kb.
  • Сказка быль , 4191.9kb.
  • ЛИТЕРАТУРНОЕ КРЫЛЕЧКО :

    «ДРЕВНЯЯ РУСЬ - СКАЗКА И БЫЛЬ»

    Сказительница : Два чувства дивно, близки нам.

    В них обретает сердце пищу:

    Любовь к родному пепелищу,

    Любовь к Отеческим каменьям.

    На них основано от века

    По воле бога самого.

    Самостоянье человека,-

    Залог величия его:

    Животворящая святыня!

    Земля была б без них мертва.

    Без них нам целый мир – пустыня.

    Душа – алтарь без божества.

    Времена, о которых пойдет речь сегодня, кажутся нам бесконечно далекими, едва различными в тумане прошлого. И чтобы попасть туда мы должны как терпеливые поломники пройти путь в целые века. История происхождения любого народа скрыта в глубине веков, в непроницаемых дописьменных временах. Чтобы приоткрыть завесу некоторых тайн мы отправимся в то далекое прошлое, сейчас в нашу жизнь возвращается огромный пласт православной культуры. А вот в древнерусской славянской культуры считают, что она была языческой и варварской.

    Однако древняя религия наших предков, которые некоторые считают, забытой до сегодняшнего дня продолжает, жить в наших повседневных обычаях. Доказательства? Сколько угодно?

    Спроси себя, к примеру: почему нельзя здороваться за руку через порог? Почему на свадьбе разбивают тарелку? А почему, вселяясь в новый дом, первым в него пускают кота? Многие из вас сейчас ответят: на счастье? А ведь эти перечисленные обычаи, как раз от туда из языческих времен. Один путешественник по Древней Руси, уважаемый араб Ахмед ибн Фадлан путешествуя, по Руси очень многим обычаям удивлялся, и не мог их понять. Давайте же сейчас послушаем его.

    Араб: Мое путешествие по Руси было очень долгим. Позади осталась моя страна, согретая жарким солнцем с богатейшими городами, раскинувшимися в зеленых прохладных оазисах. Корабль наш плыл по русскому морю и прибыл в город Корсунь. Люди, живущие, там очень хорошо вооружены, мечи у них плоские с бороздками. Одежда женщин украшена многочисленными дорогими украшениями. Вообще же вся Русь была поделена на три загородные страны Куявия, Славия и Артания. И там я услышал имена богов, но не знаю кто они? Не могли бы вы мне подсказать?

    Араб: Кто такие эти боги, и за какие, стихии они отвечают? Первый это Даждьбог.

    Сказительница : Может, кто из гостей ответит уважаемому Ахмеду ибн Фадлану?

    Бога Солнца называли Даждьбогом, это не от слова дождь, как иногда ошибочно думают, это значит –« дающий бог», «Продолжатель всех благ». Славяне верили, что Даждьбог едет по небу на чудесной колеснице, а солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит с собой. Утренняя заря была Солнцу женой. Каждый год во время великого праздника летнего солнцестояния, ныне известно нам как Иванов день, торжественно праздновался их брак. А совмещенным знаком Солнца с незапамятных времен был крест! Его, говорят, можно увидеть, если посмотреть прищурясь на солнце.

    Не потому ли Христианский крест, так похожий на древнейший языческий, прижился столь.

    Араб: А вот следующий вопрос кто такой. Ярила?

    Сказительница: Все, наверное, видели или читали оперу или сказку «Снегурочка», она прекрасна как художественное произведение, но не как историческая целость. Например «Берендей», среди которых разворачивается действие, исторически были совсем не славянами, а кочевниками – тюрками, выходцами из степей. И. Ярила совсем не бог солнца, как там поют.

    Сказительница: Что мы подразумеваем под словом «ярость»? Неистовство, порыв, слепой, стихийной, зачастую бессмысленной силы. И еще много родственных слов, и все они рассказывают о сильных эмоциях. Вот такие чувства, как страсть кипучая и были в ведении славянского бога Ярилы. Еще в девятнадцатом веке кое-где в России справляли праздник «Ярилы», приуроченный к 27 апреля, к самому пику буйства природы. Целую ночь по возвышенным местам горели костры, а молодежь гуляла, пела песни, плясала. Ярило, представляли себе юным мужчиной пылким, влюбленным женихом. Проводам Ярилы, состарившегося и плешивого тоже был посвящен праздник. И был он осенью, этот праздник у нас сейчас называют «отжинки». А зерновые культуры, которые сеют весной, называют яровыми. Ну что уважаемый ибн Фадлан есть у вас еще вопросы?

    Араб : Вот у меня есть загадочные свитки, кому они достанутся, тот и должен нам сказать кто это такой?

    1. Хлевник на одно лицо с домовым. Он сопровождает скотину в поле, холит, лелеет, ее не дает в обиду. Чтобы задобрить Хлевника над входом в конюшню вешали чучело сороки, сплетали особый кнут из конопли с несколькими узлами, в новолуние ставили перед воротами жаровню с углями, чтобы скотина переступила через нее.
    2. Банник: Является домовым бани. Он живет в нетопленной бане за каменкой. Или под полом, а когда баню топят. Он прячется. Чтобы задобрить банника, ему приносили хлеб с солью, оставляли для него воду в кадках и жертвовали черную курицу.
    1. Полудница: жила полудница в полях. Среди хлебов и трав, а также на огородах. Она была хозяйкой растительного мира, который культивировали люди. Полудницу считали виновницей полевых вихрей; говорили даже, что их можно увидеть в вихревом столбе.

    Араб: Ну, вот пришло время прощаться с вами о жемчуга моего сердца. Все знания, которые я получил сегодня, я занесу, в книгу и вы первые ее прочитаете. Желаю вам удачи!

    (уходит под музыку)

    Сказительница : Продолжим наше путешествие по Древней Руси. И дальше мы с вами попадаем в 12 век. В это время на Руси, процветала письменность. Это была золотая и эпическая пора. И в гостях у нас летописец Нестор.

    Летописец : Для вас, души моей царицы,

    Друзья мои, для вас одних

    Времен минувших небылицы.

    Под шепот старины болтливой,

    Рукою верной я писал;

    Примите ж вы мой труд игривый!

    Ничьих, не требуя похвал,

    Счастлив уж я надеждой сладкой.

    Что дева с трепетом любви

    Посмотрит, может быть, украдкой,

    На песни грешные мои.

    Хочу вам предложить испытание такое. Былину, вы должны назвать которую, буду я читать?

    (смотрите приложение 1)

    Летописец: С заданием моим вы справитесь с лихвою. Пойдем мы с вами дальше тернистою тропою. Посмотрите эпизоды жизни деревенской

    (Идут сценки приложение 2)

    1. Назовите имена богатырей, которые забыли наши герои?
    2. Скажите какое «ясное солнышко» собирается Марфушка увидеть в Киеве?
    Ответ: 1. Алеша Попович и Добрыня Никитич.

    2. Князя Владимира, так его ласково называли на Руси.

    Летописец: На этом былинный сказ свой завершаю. И мы продолжаем свое путешествие во времени. И мы с вами отправимся на последнюю ступень нашего литературного крылечка в «Библиотеку русской сказки». Изначально сказка сочинялась вовсе не на потеху ребятишкам. Когда – то осенними и долгими зимними вечерами сказочников слушали и стар и млад, со временем таинственное мерцание сказки сильно потускнело и многое забылось. Огненные змеи, колдуны и колдуньи, черти, лешие, водяные какие они? Что умеют? Сейчас мы с вами попробуем это выяснить.

    Сказительница: Я вам сейчас, гости дорогие, назову сказочное словцо, а вы должны дать ему определение, то есть что оно означает.

    1. Туесок - ведерко берестяное.
    2. Сажень – мера длины.
    3. Лытки – часть ноги ниже колена.
    4. Шушун – верхняя одежда, телогрея.
    5. Комолая – безрогая.
    6. Голик – веник без листьев.
    7. Огниво – камень для высекания огня из кремня.
    8. Беремя – охапка.
    9. Зарод – скирда продольной кладки.

    Молодцы! Вижу, знаете, слова сказочные, ну а кто не знал, теперь уж точно знает.

    Нужно в следующем задании обычные вещи превратить в сказочные.

    (достает вещи)

    1. Шапка - невидимка.
    2. Сапоги – скороходы.
    3. аленький цветочек.
    4. Волшебная палочка.
    5. Скатерть самобранка.
    6. клубок.
    7. вода живая и мертвая
    8. молодильное яблоко.
    9. Яйцо смерть кощея.
    10. меч кладинец

    Сказительница: На этом нашей сказочке конец, а кто слушал молодец! Какой бы век не наступил, какая бы эпоха не пришла, с нами всегда остаются, герои рассказов, былин, преданий и сказок. Потому что, это наша история, которую мы должны знать и строить ее сами.

    СЦЕНКА: № 3

    «Чего на свете не бывает?»

    Сказитель : Жил-был барин богатый – пребогатый. Не знал он, куда свои деньги девать. Ел – пил сладко, одевался нарядно, гостей у него каждый божий день столько было, что у иных по праздникам столько не бывало. А еще у него денег неубывало, еще прибывало. И захотелось раз барину пошутить над мужиком – дураком, позвал он к себе самого бедного.

    Барин: Слушай, мужик! Дам я тебе денег целую кашолку, только скажи мне чего на свете не бывает? Нынче люди до всего дошли: и на черте ездят, и по небу летают, и в Питер по проволоке послать можно. Скажи, чего на свете не бывает?

    Мужик: Одного, барин, не бывает: топором никто не подпоясываются, ног за топорище не заткнет.

    Барин : Нашел, брат что сказать. У нас подлинно этого не делают, а в чужих землях так сплошь да рядом. Думай еще.

    Мужик: Баба – попом не бывает, красная девка обедни не служит.

    Барин : Нет, и этого не бывает, у немцев все так. Думай в последний раз.

    Мужик : (в сторону) Видно одному только не бывать, чтобы у меня деньги были.

    Мужик: Думал, я, что люди хоть на небо живьем не попадают, а здесь сам побывал, теперь поверил, что и это бывает.

    Барин: Как же ты на небо попал?

    Мужик : Покойница жена побывать наказывала и подводу за мной выслала: двух журавлей в разнопряжку; вот так и доехали. Повидался с ней, с ребятишками к твоей милости воротился.

    Барин : И назад с журавлями?

    Мужик: Нет, назад я соскочил.

    Барин : Как же ты, мужичок, не убился?

    Мужик: Да по уши завяз, не жесткая земля попалась, сходил домой и принес лопату, выкопался да и вылез.

    Барин: Не видал ли ты на небе покойного барина, моего родителя?

    Мужик : Как же видел.

    Барин : Ну и что он там делает?

    Мужик: Да после моих ребятишек, постилки моет.

    Барин: Врешь, мужик – дурак? Того на свете не бывает, чтобы барин у холопа нянчился? Бери деньги, да не мели околесицы.