Роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности

Обществоведение. Часть 2.

Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его - мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря.

Дени Дидро.

31. Закончите утверждение: Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни, скорее всего, основывается на способности человека

к созидательной творческой деятельности на основе развитого, совершенствующегося сознания (мышления, воображения, интуиции и т.д.)

32. Что препятствует полноценному общению людей?

Достижение своей цели любыми средствами

33. Глубинная причина всех социальных конфликтов - это

несовпадение экономических, политических и духовных интересов и возможностей

34. Администрация частной фирмы уволила гражданина С. без уважительных причин. Нормы какого права станут основой для разбирательства иска гражданина С. в суде?

трудового

35. Человек представляет собой единство трех составляющих: биологической, психологической и социальной. Биологическая составляющая включает

половые и возрастные особенности

36. Если кто-либо лживо утверждает, что человек украл миллион рублей, - это что?

Клевета

37. Переход к постиндустриальному обществу характеризуется

развитием средств массовой коммуникации

38. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эмпирического? А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретическое же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущностные связи и явления. Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а, наоборот, теория - эмпирию.

верно только А

39. Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как

личность

40.Признаком традиционного общества является

«непрерывность», плавность исторического процесса

41. Какую науку следует назвать общественной?

Все выше перечисленные

43. Верны ли следующие суждения о либеральной политической идеологии? А. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет равенство людей перед законом и судом. Б. Либеральная политическая идеология в качестве основной ценности выделяет обязательную поддержку богатыми неимущих социальных слоев.

верно только А

44. Какие из перечисленных прав и свобод входят в понятие политических прав человека?

Право участвовать в управлении делами государства, право на объединение

45. При переходе от традиционного общества к индустриальному

возросла социальная мобильность





46. Термин "открепительный талон для голосования" используется для характеристики

избирательной системы

47. Нарушение тайны переписки, телефонных переговоров без законных оснований наказывается в соответствии с нормами права

уголовного

48. Способность личности к моральному самоконтролю называется

совесть

49. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социально значимого признака?

мужчины

50. Проблему повышения социально-нравственной ответственности ученого в наши дни определяет

неоднозначность последствий научных открытий

51. Что из приведенного ниже является примером смешанной избирательной системы?

половина состава Государственной Думы Федерального Собрания РФ избирается по мажоритарной системе, другая половина - по пропорциональной

52. В США 12% богатейших семей владеют 62% общего количества промышленных акций. это - проявление

социального неравенства

53. Основополагающей отраслью российской правовой системы является право

конституционное

54. Что не является элементом творчества?

Инстинкт

55. К числу основных подсистем общества как системы относится

экономика

56. Исключительным признаком правового государства является

разделение властей

57. Уровень жизни населения в значительной степени определяется

объемом произведенных товаров и услуг

58. Надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществляет:

Органы прокуратуры

59. Верны ли следующие суждения об обществе? А. Общество представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Б. Общество является динамической системой, в которой постоянно возникают новые и отмирают старые элементы и связи между ними.

верны оба суждения

60. К массовым временным миграциям относится

туризм

Общее представление об индивиде и индивидных свойствах человека. Место индивидных свойств в регуляции поведения личности. Темперамент: поиск физиологических основ, психологические описания, современное состояние проблемы. Половой диморфизм и психологические характеристики индивида.

В отечественной психологии необходимость разграничения понятий «индивид» и «личность» признается во всех общепсихологических направлениях, каких бы разных интерпретаций этих понятий их представители ни придерживались. Без разделения этих понятий невозможно подойти к системной детерминации развития личности в обществе.

Индивид - это: 1) Человек как единичное природное существо, представитель вида Homo Sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития;

2) Человек как отдельный представитель человеческого рода, как социальное существо, выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Появление человеческого индивида опосредовано его эволюцией. Начало индивида - долгий и многофазный процесс эмбриогенеза, начало личности - процесс социализации. В основе созревания индивида лежат, главным образом, приспособительные процессы, в то время как развитие личности не может быть понято из приспособительных форм поведения. Индивидом рождаются, личностью становятся.

Б.Г. Ананьев выделяет два основных класса индивидных свойств: возрастно-половые и индивидуально-типические.

Классы индивидных свойств по Б.Г. Ананьеву

Взаимодействие возрастно-половых и индивидуально-типических свойств определяет динамику психофизиологических функций и структуру органических потребностей. Эти свойства Б.Г. Ананьев называет вторичными, производными эффектами основных параметров индивида. Высшая интеграция всех этих свойств представлена в темпераменте и в задатках.

Индивидные свойства - предпосылки развития личности. Человек рождается как существо социально-генетическое, и его индивидные особенности подготовлены к социально-историческому образу жизни. На ранних этапах онтогенеза они не предопределяют развитие личности в ходе совместной деятельности, а выступают как «безличная предпосылка» развития личности. Только включаясь в деятельность, выражающую отношение человека к миру, другим людям, самому себе, они влияют на становление личности. Связь индивидных свойств с развитием личности имеет системный характер.

А.Г. Асмолов выделяет следующие наиболее общие особенности индивидных свойств, которые характеризуют их роль в регуляции поведения личности:

Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально общественного приспособительного значения;

Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов;

Превращение индивидных свойств в «знаки» меняет их функцию в регуляции динамики поведения и развития личности;

Использование индивидных свойств как знаков, средств, с помощью которых человек овладевает и корректирует индивидные особенности, лежит в основе происхождения индивидуальных стилей в онтогенезе поведения личности и открывает большие возможности компенсации и коррекции при обучении различным профессиям.

Схема индивидных свойств Б.Г. Ананьева наглядно показывает, какие классы и подклассы этих свойств могут выступить в качестве критериев классификации типологий человека. Примерами таких типологий в истории психологии и современной психологии являются типологии темперамента.

Первой типологией темперамента была типология Гиппократа и Галена. Ими было выделено 9 типов темперамента, четыре из них хорошо известны в наше время - это холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик. На рубеже 20 века начали формироваться концепции темперамента, прослеживающие связь между его свойствами и типами телосложения (Э. Кречмер, У. Шелдон).

Немецкий психиатр Эрнст Кречмер (1888 - 1964), выделив 4, но описав подробно 3 конституционных типа телосложения, утверждал, что каждому типу телосложения соответствует определенный психологический склад темперамента, а также определенная склонность к тому или иному психическому заболевания.

Астенический тип конституции или лептосомный (от греч. «лептос» - тонкий, нежный, слабый) характеризуется длинной и узкой грудной клеткой, длинными конечностями, слабой мускулатурой, удлиненным лицом и соответствует шизоидному (шизотимическому) темпераменту. Шизотимики погружены в себя, замкнуты, проявляют склонность к чрезмерной абстракции, плохо приспосабливаются к окружающим.

Пикнический тип телосложения (от греч. «пикнос» - толстый, плотный) характеризуется широкой грудью, коренастой, широкой фигурой, полнотой, круглой головой, короткой шеей и соответствует циклоидному (циклотимическому) темпераменту. Циклотимики общительны, реалистично смотрят на мир, активны, однако для них характерны перепады настроения от веселого до печального.

Атлетический тип конституции (от греч. «атлетос» - борец) характеризуется сильной мускулатурой, пропорциональным телосложением, широким плечевым поясом, узкими бедрами и соответствует иксотимическому (от греч. «иксос» - тягучий), эпилептоидному темпераменту. Эпилептоиды характеризуются сдержанной мимикой и жестами, внешне они спокойны, но временами у них возникают неадекватные вспышки гнева и ярости, отличаются невысокой гибкостью мышления, мелочны, плохо приспосабливаются к перемене обстановки.

Американский исследователь Уильям Шелдон (1899 - 1961) также предпринял попытку вывести из типа телосложения определенный темперамент человека. Он оценивал темперамент по развитию трех основных тканей человека: экто-, мезо- и эндоморфии. Согласно У. Шелдону, эктоморфы , т.е. люди, у которых преобладают эктоморфные ткани, характеризуются церебротоническим темпераментом , а именно: сдержанностью, внешним спокойствием, тягой к эстетическим наслаждениям, холодностью в общении с людьми. Эндоморфы , т.е. люди с хорошо развитыми внутренними органами, отличаются висцеротоническим темпераментом. Они общительны, эмоционально ровны, жизнерадостны, приветливы. Мезоморфам, т.е. лицам с хорошо развитой костной и мышечной тканями свойственен соматотонический темперамент . Они энергичны, решительны, склонны к риску, к агрессивным действиям.

Конституционные типологии Э. Кречмера и У. Шелдона подвергнуты критике, однако продолжают оказывать влияние на психологию дифференциальных различий .

Обратимся еще раз к классификации индивидных свойств Б.Г. Ананьева и кратко рассмотрим их первый класс - возрастно-половые свойства. Б.Г. Ананьев обращает внимание на связь половых различий с законно-мерностями возрастной изменчивости, выделяя единый блок возрастно-половых свойств. Многие очень важные проявления половой диф-ференциации не только в детском, подростковом возрасте, но и в период зрелости сводятся к возрастным различиям. Хорошо известны факты более быстрых темпов в созревании организма и некоторых психических функций у девочек по сравнению с мальчиками. Недоучет этого фактора в системе обучения в школе приводит к искусственному притормаживанию развития каких-то сторон умственной деятельности у девочек.

Половые различия являются природными и проявляются в разноуровневых характеристиках индивида - от общесоматических до мотивационных. Имеются данные о том, что у женщин выше частота сердечного ритма. В стрессовой ситуации для женщин характерно сокращение разрыва между систологическим и диастологическим давлениями. У мужчин наблюдается противоположная тенденция. У мужчин выше скорость словесно-ассоциативной реакции, чем у женщин, однако женщины превосходят мужчин в вербальных функциях. В области мотивации также отмечаются половые различия. Так, в эксперименте на уровень притязаний более высокие результаты обычно демонстрируют мужчины, у них выше мотив достижения успеха. Однако в эмпирических данных по поводу половых различий много противоречий, однозначное теоретическое истолкование этого материала остается нерешенной задачей. Изучение гендерных ролей - набора ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин - свидетельствует в пользу того, что они формируются культурой.

Половой деморфизм - разделение женского и мужского полов, благодаря которому происходит процесс естественного воспроизводства человеческого вида - имеет свою филогенетическую историю и свой эволюционный смысл. Представление об эволюционном смысле полового деморфизма может «пролить свет» на некоторые проблемы психологии половых различий. В контексте синтетической теории эволюции И.И. Шмальгаузена разрабатываются представления о том, что в любой эволюционирующей системе существуют оперативная и консервативная подсистемы, обеспечивающие устойчивость и эволюцию любых развивающихся систем. Оперативная система обеспечивает изменчивость системы в её взаимоотношения со средой. Она более гибко приспосабливается к переменам, но и более подвержена разрушению. Консервативная подсистема призвана сохранить и передать потомству родительские признаки неизменными. Она более устойчива и лучше приспособлена к решению половых задач. Женские особи в системе разных биологических видов обеспечивают в ходе отбора неизменность, устойчивость генетического ядра популяции. Мужские особи, являясь оперативной подсистемой, воплощают тенденцию к изменению, именно на них опробируются разные варианты развития. Если эти варианты оказываются удачными, то они закрепляются в процессе отбора сначала мужскими особями, а затем передаются женским особям, как бы попадают в генетическую память вида.

Индивид рождается с определённым хромосомным полом: XX-хромосома - женский пол, XY-хромосома - мужской пол. Однако данное различие не предопределяет однозначно психологический пол личности. То, каким будет психологический пол личности, зависит и от социальной половой роли - набора предписаний и ожиданий, которые предъявляют индивиду, оценивая его половую принадлежность, например, от манер общения, эталонов женственности и мужественности, а также от отношения самой личности к своим индивидным свойствам. В свою очередь то, какой личностный смысл приобретут половые особенности и социальные стереотипы, во многом определяют формирование психологического пола и половой идентичности - осознания и принятия личностью своей половой принадлежности. Процесс формирования психологического пола, его механизмы удаётся увидеть на материале клинических случаев, в частности, транссексуализма. Транссексуализм - это нарушение половой самоидентификации личности, которое проявляется в стойком осознании своей принадлежности к противоположному полу, несмотря на правильное развитие первичных и вторичных половых признаков, и выраженное желание изменить свой анатомический пол в целях закрепления противоположной половой роли.

Литература для самостоятельного изучения:

1. Ананьев Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека / Психология личности: Хрестоматия // Ред.-сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издат. дом «БАХРАХ», 1999. - Т.2. - С. 31; 85-94.

2. Асмолов А.Г. Индивидные свойства человека и их роль в развитии личности / Психология личности: Учеб. // А.Г. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 1990. - С. 193-205; С. 214-234; С. 245-256.

Ананьев Б.Г. :


Индивидные свойства – феномены онтогенетической эволюции человека – возрастные и половые, конституциональные и нейродинамические свойства, взаимосвязи между которыми определяют более сложные образования индивида: структуру потребностей и сенсомоторную организацию. Совокупность важнейших свойств индивида и их сложных образований выступает в наиболее интегративной форме в виде темперамента и задатков.

Классификация индивидных свойств по Анаьеву:


  1. Возрастно-половые свойства :
- возрастные стадии – последовательно развертывающиеся в процессе становления индивида (возраст и фаза жизни);

Половой диформизм – это физическое различие между полами, обусловленное биологически (разделение на 2 формы: мужскую и женскую)

2. Индивидуально- типические свойства :

Конституция индивида – телосложение и биохимические свойства;

Нейродинамические свойства мозга - генетически детерминированные особенности нервной системы – сила, подвижность и уравновешенность нервной системы, также динамичность, лабильность и активированность;

- функциональная ассиметрия полушарий мозга – специфические особенности структуры и функции мозговых полушарий, приводящее к тому, что при осуществлении одних ПФ главенствует левое, а др. – правое полушарие (левое – речь, правое – слух, зрительно-пространственная ориентация).


Два указанные выше класса индивидных свойств в школе Б.Г.Ананьева называют первичными и считают, что они определяют динамику таких вторичных индивидных образований, как психофизиологические функции и органические потребности.
Не смотря на то, что индивидные свойства заложены природой, в процессе онтогенетического развития они меняют свою организацию, усложняются.

3. Наивысшая форма интеграции ИС – темперамент и задатки.


Темперамент – динамические характиристики психической деятельности.

Выделяют 3 сферы проявления Т: 1)общую активность – интенсивность и бъем взаимодействия чела с окруж. средой-физической и социальной. Чел м. б. Пассивным, активным, стремительным, инициативным, спокойным и тд.

2) особенности моторной сферы – частные выражения общей активности (темп, быстрота, ритм и общее кол-во движений и тд);

3) св-ва эмоциональности – впечатлительность, чувствительность, импульсивность.


Задатки – анатомо-физиологические особенности НС, служащие базой для формирования тех или иных способностей.

Типологические св-ва НС, определяющие скорость образования временных связей, их прочность, легкость дифференцировок; анатомические особ-ти строения анализаторов и отдельных областей коры ГМ.


Темперамент и задатки не представляют собой свойств личности и не являются её основой.
Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.
Асмолов А.Г. выделил общие особенности индивидных свойств, которые говорят о их неоднозначной роли в формировании личности - являясь предпосылками развития инвидуализируясь в процессе онтогенеза, остаются безличными.

Они определяют формально - динамический характер поведения , определяют диапазон выбора деятельности , не имеющей социально существенного приспособительного значения. Индивидные свойства включаются в структуру личности, невозможно рассматривать личность не рассматривая свойства индивида .


Tаким образом, Индивидные свойства отражают такие особенности индивида как возрастно-половые свойства и индивидуально - типические, которые развиваются в процессе онтогенетической эволюции . Высшей формой интеграции этих свойств являются темперамент и задатки.
Роль индивидных свойств: 


1. Индивидные свойства характеризуют преимущественно формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов. 


2. Определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности (например, экстраверсия-интроверсия располагает к определенному выбору видов деятельности). 


3. Индивидные свойства приобретают особое значение, если они становятся осознаваемыми, то есть приобретают символ, означивание (калека не может знать об ограниченности своих действий, пока ему об этом не скажут). 
 Если индивидные свойства человека становятся знаками, они подчиняются сознательной саморегуляции и могут стать не только предпосылкой, но и результатом развития личности. 
 Использование индивидных свойств как знаков лежит в основе происхождения индивидуальных стилей и открывает большие возможности компенсации и коррекциии.

Изучение индивидных предпосылок развития личности заключается в том, при каких обстоятельствах, каким путем и в чем находят свое выражение закономерности созревания индивида в личностном развитии, а также как они преобразуются.

Отдельные индивидные свойства и их роль. 


Возраст - с ним связаны сенситивные и критические периоды в жизни человека, а также возрастная периодизация. Сенситивные периоды - периоды повышенной восприимчивости, отзывчивости, чувствительности индивида в данном возрасте к определенного рода воздействиям. Критические периоды - наибольшая чувствительность к неадекватным раздражителям ("повреждаемость"). Потребности - если они проявляются на уровне условий существования деятельности, они могут подчиняться механизмам гомеостаза. Но если они занимают место смыслообразующих мотивов (например, голодовки) - они включаются в контекст поведения индивидуальности или личности. 
 Пол - предпосылка развития психологического пола личности, так как половая адекватная роль не данность, а результат развития.

В леонтьевском понимании личности можно выделить следующие аспекты:


  1. Индивидные свойства человека (то, что к личности не относится). Это прежде всего генотипически обусловленные особенности человека: «физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность», природные задатки, а также прижизненно приобретенные навыки, знания и умения, в том числе профессиональные.
Понятие «индивид», по А.Н. Леонтьеву, отражает:

  1. целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида; 2) особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей того же вида.

  1. Личность – это образование особого типа. Это – психологическое новообразование, порождаемое жизнью человека в обществе . Образующими личность и одновременно формами ее реального бытия являются общественные отношения, в которые субъект вступает в процессе деятельности.
Соподчинение различных деятельностей создает основание личности. Психологически иерархия деятельностей выражается в иерархии мотивов. Развитие, трансформации, смещения мотивов образуют «жизнь человека как личности».

  1. Формирование личности происходит в онтогенезе. Ни животное, ни новорожденный ребенок не могут быть личностью. Первые «узлы» личности завязываются тогда, когда непосредственные побуждения ребенка начинают подчиняться социально заданным мотивам. Второе рождение личности происходит, когда процесс соподчинения мотивов из стихийного превращается в сознательный, когда в сознании субъекта начинают активно соотносится различные мотивы, осуществляться их подчинение и переподчинение. Это событие знаменует «подлинное рождение личности», которое меняет «ход всего последующего психического развития».

  1. О соотношении индивидных и личностных свойств. В процессе онтогенеза индивидные свойства, в т. ч. генотипически обусловленные, могут многообразно меняться, однако от этого личностными они не становяться. Личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами. Они не определяют складывающейся личности, а составляют предпосылки и условия формирования последней. Позже они могут выступить как предмет действий или отношений субъекта к его собственным природным или приобретенным не личностным особенностям.

«Психология личности» Гиппенрейтер, Пузырей, Архангельская

К специалистам из соответствующих областей общественных наук.

__________
Свойства и роли человека, которые он приобретает только во взаимодействии с другими людьми, характеризуют его как:
индивида

  1. индивидуальность

  2. организм

  3. личность.
Выберите один ответ.

«На эту тему доктора наук дискутируют десятилетиями, а от десятиклассников требуется точное знание. Ответом на этот вопрос может стать только рассуждение. Создается впечатление, что составители этих тестов не видят разницы между фактом, гипотезой, данными опыта; не отличают установленные факты от терминов, создаваемых для удобства объяснения. Существование таких вопросов говорит о полном отсутствии философской культуры их составителей», - говорит Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ, автор более 350 публикаций по вопросам психологии личности.

__________

Какая из перечисленных наук изучает межнациональные конфликты и пути их разрешения?

  1. Антропология

  2. Культурология

  3. Социология

  4. Философия
Выберите один ответ.

«Все названные науки в той или иной степени затрагивают эту тему, но непосредственно ни одна из них ее не изучает. Межнациональные конфликты - это вопрос междисциплинарной экспертизы, в которую могут и должны входить культурологи, философы, религиоведы, экономисты, антропологи, социологи и многие другие», - комментирует Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

И человек, и животное способны:

  1. использовать природные предметы

  2. изготавливать орудия труда с помощью других орудий труда

  3. передавать трудовые навыки последующим поколениям

  4. осознавать собственные потребности.
Выберите один ответ.

«Тут, конечно, все странно... Три ответа правильных, а один надо выкинуть. Орудия труда, изготовленные с помощью других орудий труда, - это только про человека. А вот остальные варианты могут относиться и к людям, и к животным. Последние могут «использовать природные предметы». Например, обезьяны во время засухи разжевывают листочки до состояния мягкой губки, опускают их в маленькие лужицы и таким образом пьют. Это умение по наследству не передается - старшие обучают детей, а значит, животные способны «передавать трудовые навыки последующим поколениям».
«Осознавать собственные потребности»... не знаю даже, как комментировать. Это свойственно и тем и другим. В самом деле, раньше считалось, что животные действуют инстинктивно, не думая. Но эта гипотеза давно признана устаревшей. Может быть, авторы учебников имеют в виду именно ее? Непонятно», - рассуждает Ольга Григорьева, научный сотрудник лаборатории антропологической реконструкции Института этнологии и антропологии РАН.

__________

Конкуренция производителей в рыночной экономике:

  1. приводит к снижению производительности труда

  2. уравновешивает спрос и предложение

  3. усиливает вмешательство государства в экономику

  4. стимулирует увеличение затрат на производство.
Выберите один ответ.

Для того, чтобы выбрать правильный ответ, нужно сначала понять, что имеют в виду авторы теста. Но вопросы порой не понимают даже специалисты.
«Предполагается, конечно, что школьник выберет ответ про "уравновешивание спроса и предложения". Он вытекает из принципов неоклассической западной экономической теории. Но я бы не сказал, что это безусловный тезис. Если честно, в результате конкуренции спрос не всегда уравновешивает предложение», - говорит Борис Бродский, профессор Высшей школы экономики, заведующий лабораторией ЦЭМИ РАН.

__________

Какой признак характеризует человека как личность?

  1. Особенности внешности

  2. Общественная активность

  3. Свойства темперамента

  4. Физическое развитие
Выберите один ответ.

«Я занимаюсь психологией личности 25 лет и могу сказать, что в современной науке нет четких представлений о том, какие признаки характеризуют личность. На сей счет существует несколько теорий, и каждая из них предполагает свой ответ. Подобные вопросы задавать нельзя.

Не знаю, какой вариант должен считаться правильным для школьника, но каким бы он ни был, мне не нравится категоричность выбора. Ответ на этот вопрос характеризует не знание учащегося, а субъективное мнение автора учебника. Я, например, не задам этот вопрос в расчете на получение четкого ответа. Экзамен проходит в стиле ответ - аргументация. В отличие от законов Ньютона здесь мы имеем дело не с достоверным знанием. Поэтому форма тестов к таким вопросам вообще не применима. И крайне вредна», - уверен Дмитрий Леонтьев, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии МГУ.

__________
Какую функцию науки иллюстрирует создание искусственных заменителей сахара для людей, страдающих различными заболеваниями?

  1. Объяснительную

  2. Прогностическую

  3. Социальную

  4. Производственную
Выберите один ответ.

«Ни один из приведенных вариантов ответа не подходит. Социальная функция науки формулируется не в терминах создания препаратов, а в терминах изменений общественной жизни. Но здесь об этом ни слова не сказано. Все остальные перечисленные функции и вовсе не при чем. Возможный ответ - медико-технологическая функция. Но мне в принципе не понятен этот подход. Что может иллюстрировать изготовление нового препарата? Функции науки - это совсем другое. Так вопросы ставить нельзя», -считает Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

Известно, что крестоносцы привезли в Европу с Востока ряд культурных норм, например привычку мыть руки перед едой. О какой тенденции в развитии культуры свидетельствует этот факт?

  1. сохранении самобытности

  2. возрождении традиций

  3. национальной изоляции

  4. взаимном обогащении
Выберите один ответ.

«Если я правильно понимаю, речь идет о заимствовании бытовых культурных норм. Вообще это называется рецепцией культурных форм. Формально говоря, корректного ответа в списке нет. Если «взаимное обогащение» понимать как рецепцию, то, может быть, 4-й вариант и правильный. Но «взаимное обогащение» - это странная формулировка. Слово «взаимное» здесь совершенно неуместно. В чем проявляется взаимность в данном конкретном случае?» - спрашивает Наталья Крюкова, заместитель директора Российского института культурологии.

__________

Какая из перечисленных наук изучает отношения между людьми, связанные с организацией производства?

  1. Философия

  2. Социология

  3. Политология

  4. Экономика
Выберите один ответ.

«Правильный ответ - и социология, и экономика. Но вообще речь здесь идет о междисциплинарном исследовании, а значит, вопрос некорректен. Я не думаю, что подобные вопросы можно использовать на экзамене», - говорит Григорий Гутнер, старший научный сотрудник Института философии РАН.

__________

К какой сфере общественной жизни относятся взаимоотношения между сословиями и этническими группами?

  1. Экономической

  2. Социальной

  3. Политической

  4. Духовной
Выберите один ответ.

«Вопрос плох уже тем, что может быть истолкован двояко: то ли сословие «взаимосоотносится» с этнической группой (что звучит довольно странно), то ли речь идет об отношениях между разными сословиями или разными этническими группами. В последнем случае правильным можно считать любой из четырех ответа. Сословие с сословием вступают во взаимоотношения в основном в политической и экономической сферах.

Восставшие посадские люди, как правило, требовали улучшения жизненных условий и смещения зарвавшейся администрации. Конфликты между этническими группами чаще всего носили религиозный характер, но при этом были тесно связаны как с экономикой, так и с политикой.
Самый простой пример - восстание украинцев против поляков в середине XVII века. Причин было три: притеснение православных (духовная сфера), желание украинской «старшины» получить те же привилегии, которыми пользовалась польская шляхта (политика), бедственное положение украинских крестьян (экономика).
По-моему, подобный вопрос мог составить только человек абсолютно невежественный, у которого за голой схемой нет конкретных исторических знаний», - подчеркивает Галина Иванова, научный сотрудник Российского государственного архива древних актов.

__________
Производителю в условиях рынка выгодно:

  1. постоянное повышение цен на продукцию

  2. производство товаров для собственного потребления

  3. снижение затрат на единицу производимой продукции

  4. государственное распределение основных производственных ресурсов.
Выберите один ответ.

«Наверное, авторы имели в виду «снижение затрат». Но этот вопрос - чистая профанация темы. Снижение затрат, безусловно, выгодно, но и повышение цен тоже. Если рассматривать проблему только через призму выгодности, то производителю может быть выгодно буквально все, в том числе благоприятное участие государства в распределении ресурсов», - комментирует Олег Бронашко, заведующий учебной частью кафедры экономической теории и предпринимательства Института экономики РАН.

«Биология Расы» - Можно ли доказать единство происхождения человеческих рас? Леса умеренного климата. Учебный проект по биологии Участники проекта: учащиеся 11 класса. Руководитель: учитель биологии Ерокина Е.Н. Влияние факторов на формирование морфологических признаков. Имеют ли право на существование термины «высшая раса» и «низшая раса»?

«Развитие человека биология» - Массивная со скошенным подбородком челюсть сильно выступает вперед. Питекантропы пользовались огнем и жили первобытным стадом. Челюсти сильно выдавались вперед, подбородочного выступа не было. Питекантроп. Древнейшим людям был свойствен каннибализм. Пища кроманьонца была более приближенной к пище современного человека.

«Развитие человека» - Началось развитие культуры и общения. Современные люди. Появление человека – огромный скачок в развитии живой природы. Древнейшие люди. Речь. Началось строительство крупных промышленных предприятий; учебных учреждений. Представителем первой стадии превращения обезьяны в человека. Гипотеза. Представителем второй стадии являются неандерталец.

«Эволюция человека биология» - Какие изменения черепа связаны с появлением у человека второй сигнальной системы – речи? г) Сравните орудия труда антропоидов и гоминид. Как изготовление и использование орудий труда повлияло на процесс антропогенеза? д) Сравните человекообразную обезьяну, австралопитека и древнейшего человека. Стадии эволюции человека».

«Положение человека в животном мире» - Эволюционные теории происхождения человека. Положение человека в системе животных. Дарвин Чарльз Роберт. Аристотель. Ламарк Жан Батист. Признаки предков, характерные для зародыша человека. Ограничение плодовитости. Теории панспермии. Определение признаков человека. Систематическое положение человека в органическом мире.

«Человек и эволюция» - Ж.Бюффон, Ж.Б.Ламарк, Э.Ж.Сент-Илер. Гориллы. Гипотеза «Водяной обезьяны». Полуобезьяны Плиопитеки Гиббоны. М.В.Ломоносов, А.Каверзнев, К.Рулье. Николай Тульп – 16 век. Пятипалая конечность с подвижными пальцами. Анаксимандр из Милета (610-547г.г. до н.э.) Аристотель, Демокрит, Эмпедокл. Рамапитек. Ч.Дарвин – 1871год – «Происхождение человека».

Всего в теме 19 презентаций