Род аббревиатур и сложносокращенных слов. Род сложносокращенных слов. Определение рода аббревиатур в значительной мере зависит от того, к какому типу они относятся – к инициальному или звуковому

Цели урока.

  • Осознанное владение морфологическими, орфографическими, синтаксическими правилами на основе теоретических знаний.
  • Развивать коммуникативные умения и навыки; Развивать речевую и мыслительную деятельность.
  • Воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как духовной ценности.

Ход урока

1. Актуальность темы.

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. Советский “новояз” 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ревтрибунал”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК”, “ВГИК” и т. п.

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Комментарий №1. УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр.

ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.

Самое длинное сложносокращенное слово. НИ?ИОМТ?ПЛА?БО?ПАРМ?БЕТ?ЖЕЛ?БЕТ?РАБ?СБОР?МО?НИ?МОН?КОН?ОТ?ДТЕХ?СТРО?МОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

2. Орфоэпическая работа.

Задание № 1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:

[Эр] [эф] – РФ

[о] [эр] [тэ] – ОРТ

[эм] [гэ] [у] – МГУ

[эм] [че] [эс] – МЧС

[г, и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД

3. Объяснение нового материла.

Задание № 1. Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.

Задание № 2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.

Как определить род у сложносокращенного слова?

4. Закрепление.

Задание № 1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Проверим.

РФ – Российская Федерация;

ОРТ – Общественное российское телевидение;

МГУ –Московский государственный университет;

ООН – Организация объединенных наций;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Задание № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд... Иркутск. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.

Задание № 3. Объясните правописание существительных, заполнив таблицу примерами из Задания № 2.

Проверим.

Задание № 4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..

5. Обращение к прошлому.

Повторим сведения о несклоняемых существительных.

Задание № 1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, светлый купе, важное коммюнике, плавное анданте, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, теплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, вкусный эклер, французское буржуа, сказочно – красивое Тбилиси.

Проверим:

Солнечный Баку (город) – м.р.; шумный Сочи (город) – м.р.; светлое купе (неодуш.) – с.р.; горячий кофе (иск.) – м.р.; теплое кашне (неодуш.) – с.р.; быстрый кенгуру (одуш, животное) – м.р.; свежая кольраби (иск.) – ж.р.; французский буржуа (одуш) – м.р.; сказочно-красивый Тбилиси (город) – м.р.).

59. Определите род данных аббревиатур. Объясните, как это делается.

ЗАГС, вуз, ООН, ЭВМ, ГЭК, ТЭЦ, СНГ, НАТО, ЮНЕСКО, ВАЗ, ТЮЗ, ЧП, ТНК, МВФ, ММВБ, НДС, ИНН, АООТ, ОАО, ООО, ТОО, МХАТ, БГУ, "ЛГ", ЖЭС, ЖРЭУ, SMS, DVD, HDD, CD-ROM.

Укажите причины появления родовых вариантов сложносокращенных слов. В каких случаях наблюдаются колебания в грамматическом роде аббревиатур в современном русском языке?

60. Вставьте вместо точек пропущенные буквы. Приведите встречающиеся в речи вариантные формы, дайте их нормативно-стилистическую оценку.

1. Сегодня РИА передал... новое важное сообщение. 2. ЮНЕСКО прислал... своего представителя на конференцию. 3. Как только это предложение поступило в заводск... БРИЗ, на участке немедленно стали готовиться к пробе. 4. Английск... МИД направил... телеграмму министру иностранных дел Македонии. 5. Гороно закончил... распределение учебных пособий. 6. ДЮСШ помог... многим детям укрепить свое здоровье. 7. В нашем микрорайоне построен... нов... АТС. 8. У детей, имеющих ускоренн... РОЭ, он... стал... нормальн... . 9. ООН создан... в 1945 году на основе добровольного соглашения суверенных государств. 10. НАТО в принципе готов... к расширению сотрудничества с восточно-европейскими странами.

Вариантоность падежных окончаний

61. Допишите пропущенные буквы, мотивируйте выбор окончания -а(-я) или -у(-ю) имен существительных в родительном падеже ед. числа.

Плантация ча…, экспорт ча…, стакан ча…, налить ча…, выпить стакан горячего ча... Продажа сахар…, купить сахар…, килограмм сахар…, чайная ложечка сахарк... Нет дым… без огня; без год… неделя.

Охарактеризуйте существительные мужского рода, от которых могут образовываться формы родительного падежа ед. числа на -у(-ю) в современном русском языке.

Укажите, когда формы на -у(-ю) в современном употреблении сохраняются наиболее последовательно.

62. Допишите окончания. Укажите возможные варианты, дайте нормативно-стилистическую оценку каждой формы родительного падежа ед. числа.

1. Килограмм сыр... . Купить сыр... . Продажа сыр... . Съесть сырк... Кусок ярославского сыр... . Сделать из воск... . Кусок воск... . Хочется сок... . Стакан сок... . Выпить стакан яблочного сок... . Много снег... . Таяние снег....

2. Поднять с пол... . Уйти из дом... . Выйти из лес... . Задохнуться от дым... . Умереть с голод... . 3. Ну и народ... на площади! 4. Сколько снег... намело! 5. Квас... мне, да поживей! 6. На столе стоял стакан холодного квас... . 7. Наделать шум... . 8. Сбиться с панталык... . 9. Не давать проход... . 10. Девушки покатились со смех... . 11. Они сидели за столом и пили чай с большими кусками сахар... и черными сухарями. 12. Здесь нет лес...: кругом одна степь.

63. Составьте предложения с данными формами слов. Следите за тем, чтобы не нарушалось единство стиля.

Перца - перцу, салата - салату, сахара - сахару, супа - супу, кефира - кефиру, народа - народу, нет леса - нет лесу, из дома - из дому, гороха - гороху, брома - брому.

64. Дайте нормативно-стилистическую характеристику окончаний выделенных слов. Приведите возможные варианты.

1. Я верю в то, что в рыхломснеге, На время головы склонив, С зимою борются побеги Весенних шелковистых нив (Р. Казакова). 2. Селихов узнал, что она сейчас в отпуске и едет повидаться с отцом (В. Брянцев). 3. Вы числитесьв отпуску по болезни, первого февраля вам положено явиться на комиссию (К. Симонов). 4. В отпуске ему отказали. 5. Даже их отец, старик лет семидесяти, работал мастеромв цеху, не уходил на пенсию (А. Дементьев). 6. Добряков работал в другомцехе (Я. Нилин). 7. От радости в зобу дыханье сперло (И. Крылов). 8.В саду у баринав пруде, В прекрасной ключевой воде Лещи водились (И. Крылов).

Охарактеризуйте имена существительные, которые в современном русском языке могут принимать окончание -у(-ю) в предложном падеже ед. числа.

65. Образуйте формы именительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику, отметьте устаревшие формы. Поставьте ударение .

1. Век, глаз, горн, корм, луг, план, плуг, порт, сорт, стог, суп, торт, фронт, шлюз, шприц, шрифт, штаб, штраф.

2. Берег, буфер, веер, вексель, вечер, голос, город, директор, доктор, жемчуг, катер, клевер, колокол, купол, мастер, номер, остров, отпуск, парус, паспорт, перепел, повар, погреб, поезд, профессор, рукав, сторож, терем, тетерев, тополь, холод, хутор, череп, якорь.

3. Боцман, бульдозер, бухгалтер, госпиталь, компрессор, конвейер, конструктор, контейнер, лектор, месяц, мичман, промысел, снайпер, штурман.

4. Невод, трактор, фельдшер, шомпол, штабель, штемпель, ястреб, джемпер, договор, инструктор, полюс, прожектор, рапорт, редактор, рупор, свитер, сектор, табель.

66. Вместо точек вставьте пропущенные буквы. Укажите возможные варианты.

1. Инженер... не прошли и километра, как разразился неистовый снежный буран (В. Ажаев). 2. Лязгнули буфер..., на миг все стихло, и вагоны медленно поплыли мимо (В. Попов). 3. Победоносцев решил вернуться в Москву и начать там хлопоты по устройству на работу в аэроклубе, где требовались инструктор... для обучения новичков полетам (В. Саянов). 4. Французский флот весь взорвался: линкор..., легкие и тяжелые крейсер..., эсминц... (В. Инбер). 5. Все вступившие в силу приговор... о смертной казни приводятся в исполнение (из газет). 6. Молодые архитектор... будут обеспечивать оргкомитеты МЖК проектно-сметной документацией (из газет). 7. Чайник из настоящего японского фарфора считался драгоценностью, мне вспоминали его многие год... (Д. Гранин).

Назовите группы слов, у которых в именительном падеже множественного числа окончание -а(-я) не может быть признано нормативным .

67. Из слов, данных в скобках, выберите необходимое по смыслу. Мотивируйте свой выбор.

1. Детские (лагери - лагеря) завода "Термопласт" начнут работу в новом месте: для них на берегу лесного озера построен целый городок. 2. Действовавшие в стране (лагери - лагеря) демократов и социал-демократов объединились накануне предстоящих выборов. 3. Потом в России произошла революция, русские солдаты, естественно, отказались воевать, и французы увели их в тыл, и (лагери- лагеря) для военнопленных. 4. На территории России размещаются различные климатические (поясы - пояса). 5. Слуцкие (поясы - пояса) - подлинный шедевр белорусского искусства. 6. Яркая луна взошла над Средиземным морем. Небо и море окрасились в мягкие темно-синие (тоны - тона). 7. (Тоны - тона) сердца у больного чистые. 8. За речкой на другом берегу гнулись и тихо волновались под ветром созревающие (хлебы - хлеба). 9. Тереховские казаки издавна приучились красить свои домики в яркие (цветы - цвета) - голубой, оранжевый, светло-зеленый. 10. (Цветы - цвета) настолько искусно сделаны, что их не сразу отличишь от живых 11. У нас действуют (секторы - сектора) учета, контроля и информации, - рассказывал председатель комиссии.

68. Употребите существительные в форме родительного падежа мн. числа. Укажите возможные варианты. Составьте с каждым из вариантов предложения, соблюдая единство стиля.

1. Амперы, апельсины, баклажаны, бананы, бутсы, ватты, вольты, гектары, георгины, граммы, жирафы, кеды, килограммы.

2. Мандарины, манжеты, носки, помидоры, погоны, рельсы, саперы, сапоги, скирды, ставни, солдаты, туфли, чулки, шорты.

69. Поставьте в нужной форме слова, данные в скобках. Мотивируйте выбор формы.

1. Из зрелых (баклажаны) можно приготовить вкусную и питательную икру. 2. Вчера привезли много (апельсины и мандарины). 3. - И не забудь килограмм (бананы), - крикнула в окошко мать. 4. Около магазина стояли ящики из-под (помидоры). 5. Максимальная сила разрядного тока достигла двух миллионов (амперы). 6. Посевные площади составляли около 50 000 (гектары). 7. Одна тыква весила более двадцати (килограммы). 8. Коля заряжает конденсатор. Напряжение - пять тысяч (вольты). 9. Пытался Григорий вспомнить оставшийся позади путь..., бесконечные нити (рельсы). 16. Из штаба вышел молодой человек в офицерской форме без (погоны).


Род склоняемых сложносокращенных слов определяется грамматически. Гак, слово вуз (высшее учебное заведение) -мужского рода (оканчивается на твердый согласный), Днепрогэс - мужского рода (по тому же признаку).
В несклоняемых сложносокращенных словах, образованных путем соединения начальных букв или слогов нескольких слов, грамматический род определяется ПО роду ОСНОВНОГО. BHDVUierO слова. Например, ВЦСПС - мужской род (по слову Совет: Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов); РТС - женский род (по слову станция: ремонтно-техническая станция); ЦСУ - средний род (по слову управление: Центральное статистическое управление).
Упражнение 177. Определите грамматический род приводимых ниже имен существительных.
Тополь, яблочко, фамилия, плакса, одеяло, платье, бюллетень, селькор, кукла, сласти, бусы, ледерин, рояль, заявление, бинокль, мышь, сирота, туфля, носилки, ботинок, фильм, путь, дитя, опилки, контроль, вольер, шрифт.
Упражнение 178. Расшифруйте приводимые ниже сложносокращенные существительные. Определите их грамматический род и объясните, на основании каких признаков м о ж но это сделать. Составьте с ними предложения.
Образец. БСЭ - Большая Советская Энциклопедия. Женек, род. Определен по роду основного слова - энциклопедия. Предложение: В ближайшее время будет издана новая многотомная БСЭ.
БСЭ, роно, ТАСС, учком, МИД, рабкор, ГЭС, МГУ, РТС, БССР, завхоз.
Упражнение 179. Определите грамматический род приводимых ниже несклоняемых имен существительных. Укажите, что помоіает определить,их род, объясните значение всех слов.
Миссури, пони, Чикаго, какаду, Тбилиси, зебу, Дели, азу, пальто, Баку, портмоне, конферансье, галифе, Китти, шоссе, алоэ, кофе, клише, алиби, конфетти, Цхалтубо, «Дейли уоркер».
Упражнение 180. Пользуясь одним из толковых словарей, укажите, как правильно сказать (отметьте возможные варианты).
Зал или зала? Моя мозоль или мой мозоль? Мой ботинок или моя ботинка? Рельс или рельса? Жираф или жирафа? Скирд или скирда? Санаторий или санатория? Клавиш или клавиша? Большая прорубь или большой прорубь?
Упражнение 181. Перепишите приводимые ниже предложения, дописывая, где нужно, окончания выделенных имен существительных и связанных с ними прилагательных и глаголов. Объясните их правописание. Укажите, как называется типографский способ выделения существительных, применяемый в данном случае.
  1. По территории зоопарка вчера разгулива... маленьк... шимпанзе. 2. Но фамили... сво... и имя он потерял, если не навеки, то надолго: прозвали его Новеньким (И. Левченко). 3. Девушка пела мягк... контральт... (М. Г.). 4. Совхоз «Заря» досрочно закончил... сев озимых. 5. Тяжел... драпри грубо-зеленої о мятого бархата заслонил... их (Фед.). 6. Перед клеткой, где шимпанзе кормил... детеныша, собралось много посетителей. 7. На стене мы повесили но- веньк... бра. 8. Отец принес сыну из сада сам... больш... яблок... .
  1. По больнице меня водил... стар... знаком... доктор Петрова.
  2. Молод... конферансье объяви... следующий номер программы концерта.

В русском языке имеется два грамматических числа: единственное и множественное.
Одни существительные употребляются в обоих числах: дом - дома; окно - окна, рука - руки и т. д. Такие существительные поддаются счету: один дом, два дома и т. д., одно окно, два окна и т. д.
Существительные, которые употребляются в обоих числах, в\ единственном, как правило, обозначают один предмет, во множественном - несколько таких же предметов: стол - столы, медведь - медведи, сестра - сёстры.
Существительные во множественном числе отличаются от существительных в единственном числе окончаниями или суффиксами: пол - полы, чудо - чудеса, сын - сыновья, бесенок - бесенята, а иногда и местом ударения: стол, море (на основе) - столы, моря (на окончании), сестра, гора (на окончании) - сёстры, горы (на основе) и т. д.

Еще по теме § 55. Род сложносокращенных существительных:

  1. Определение родового значения неизменяемых заимствованных существительных, аббревиатур, составных наименований. Род несклоняемых существительных
  2. § 70. Образование сложных и сложносокращенных имен существительных
  3. 19.. Имя существительное: колебания в роде, род несклоняемых существительных, способы обозначения лиц женского пола по профессии.

3. Род сложносокращенных слов, образованных из начальных букв, определяется по роду главного слова, лежащего в основе соответствующего сочетания. Например, СНГ – главное слово – содружество, среднего рода. Некоторые сложносокращенные слова, оканчивающиеся на твердую согласную, являются существительными мужского рода, если они образованы из начальных звуков: вуз(хороший), МИД(постановил).

Слайд 17 из презентации «Как определить род существительного» . Размер архива с презентацией 142 КБ.

Русский язык 6 класс

краткое содержание других презентаций

«Употребление прилагательных» - Имя прилагательное. Правописание. Угадай. И.И.Шишкин. Ф.И.Тютчев «Чародейкою зимою…». Опишите картину И.И.Шишкина «Зима». Эпитеты. Суффиксы имен прилагательных. Укажите падеж прилагательных, выделите их окончания. Ь после шипящих. Повторение изученного в V классе. Изобразительные средства.

««Фразеологизмы» 6 класс» - Водить за нос. На воре шапка горит. Дружнее этих двух ребят на свете не найдёшь. С головы до ног. Куры не клюют. Как работает слово. Как рыба в воде. Фразеологизмы. Фразеологический зверинец. Фразеологические обороты.

«Сложные существительные» - Сложные существительные, обозначающие -профессию, -звание. Слова с соединительными О и Е. Сложные слова с первой частью-оценочным словом. Перекати-поле. Слова,которые образовались с помощью частиц. Фамилии. Слова со второй частью, -град,-город. Название. Сложносокращённые слова и аббревиатуры. Слова с начальными иноязычными элементами. Слова с начальными иноязычными элементами вице-,камер-. Существительные-термины.

«Вопросы по глаголу» - Ребята, берегите зрение. Изменение глагола по лицам и числам. Море и утес. Наклонения изменяются по временам. Живая часть речи. Отрывок из стихотворения. Хватит языком болтать. Наклонение. Тютчев. Болтать языком. Орфограммы. Найдите ошибку в определении наклонения глагола. Фронтальный опрос. Глаголы, которые сочетаются с существительными. Сведения о глаголе. Редактирование текста. Открытый урок по русскому языку.

«Употребление деепричастий» - Магический круг. Физкультминутка. Цели урока. Замените обороты синонимичными фразеологизмами. Укажите слово, в котором есть приставка, корень и два суффикса. Расставьте знаки препинания. Поставьте ударение. «Грамматические орешки». «Фразеология». Основное действие. Правильное употребление деепричастий. «Обособленное обстоятельство». Ручьи. Как нужно поставить ударение в слове «узнаю». «Народная мудрость».

«Повелительное наклонение в русском языке» - Глагол. Единственное число. Глаголы повелительного наклонения. Повелительное наклонение. Проверь себя. Впадайте в изумленье. Душа обязана трудиться. Скорбь. Толочь в ступе воду. Изъявительное наклонение. Знания и умения. Помидоры. Зрительный диктант. Будущее время глагола.

Урок русского языка в 6 классе

Определение рода сложносокращённых слов

Цели урока.

    Осознанное владение морфологическими, орфографическими, синтаксическими правилами на основе теоретических знаний.

    Развивать коммуникативные умения и навыки; развивать речевую и мыслительную деятельность.

    Воспитывать познавательную активность, толерантность, сознательное отношение к языку как духовной ценности.

Ход урока

1. Актуальность темы.

Вы знаете, что сложносокращенным словам всего лишь около ста лет. До событий 1917 г. в устной речи они почти не использовались, употреблялись на письме: напр., “Е. И. В.” – “Его Императорское Величество”. Советский “новояз” 1920-х гг. ввел в обращение множество сложносокращенных слов типа “местком”, “Моссовет”, “ревтрибунал”, “ЧК”, “ЦК”, “ВЦИК”, “ВГИК” и т. п.

Вы можете привести примеры употребления сложносокращенных слов в наши дни?

Комментарий №1. УЕФА - Европейский союз футбольных ассоциаций фр.: UEFA, Union Europeenne de football-associations организация, спорт, фр.

ЛУКойл - Лангепас, Урай, Когалым (главные города нефтедобычи) + ойл (англ. - oil, нефть) в названии нефтяной компании.

МБ РФ - Министерство безопасности Российской Федерации с 24 января 1992.

Самое длинное сложносокращенное слово. НИ?ИОМТ?ПЛА?БО?ПАРМ?БЕТ?ЖЕЛ?БЕТ?РАБ?СБОР?МО?НИ?МОН?КОН?ОТ?ДТЕХ?СТРО?МОНТ - Научно-исследовательская лаборатория операций по армированию бетона и железобетонных работ по сооружению сборно-монолитных и монолитных конструкций отдела технологии строительно-монтажного управления Академии строительства и архитектуры СССР.

Комментарий № 2. Название волокна и ткани лавсан – сложносокращенное слово, имя существительное, образованное из начальных звуков слов, входящих в название учреждения, где изобрели волокно: Лаборатория Высокомолекулярных Соединений Академии Наук.

2. Орфоэпическая работа.

Задание № 1. Произнесите правильно, в соответствии с орфоэпическими пометами, сложносокращенные слова:

[Эр] [эф] – РФ

[о] [эр] [тэ] – ОРТ

[эм] [гэ] [у] – МГУ

ООН

НИИ

[эм] [че] [эс] – МЧС

, и] [бэ] [дэ] [дэ] - ГИБДД

3. Объяснение нового материла.

Задание № 1. Перепишите сложносокращенные слова, записывая рядом сочетание слов, от которых они образованы.

РФ

ОРТ

МГУ

ООН

НИИ

МЧС

ГИБДД

Задание № 2. Составление опорной схемы на основе теоретического материала учебника.

Как определить род у сложносокращенного слова?

4. Закрепление.

Задание № 1. Определите род сложносокращенных слов. Для проверки подчеркните в сочетании опорное слово, по которому определяется род сложносокращенного.

РФ – Российская Федерация;
ОРТ – Общественное российское телевидение;
МГУ –Московский государственный университет;
ООН – Организация объединенных наций;
НИИ – Научно-исследовательский институт;
МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;
ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения;

Проверим.

РФ – Российская Федерация;

ОРТ – Общественное российское телевидение;

МГУ –Московский государственный университет;

ООН – Организация объединенных наций;

НИИ – Научно-исследовательский институт;

МЧС – Министерство чрезвычайных ситуаций;

ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Задание № 2. Спишите, вставьте пропущенные буквы. Определите род выделенных слов.

Для ста пятидесяти юношей и девушек путь к рабочей профессии начался в ПТУ, котор.. готовит металлистов. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд... Иркутск. ГЭС – первенец ангарского каскада станций.

Задание № 3. Объясните правописание существительных, заполнив таблицу примерами из Задания № 2.

Проверим. Задание № 4. Выполните морфологический разбор слова время из предложения. В ближайшее время в городе намечено построить дв.. АТС по двадцать тысяч номеров кажд..

5. Обращение к прошлому.

Повторим сведения о несклоняемых существительных.

Задание № 1. Выпишите словосочетания, в которых допущена ошибка в согласовании.

Известное кафе, солнечная Баку, строгое жюри, интересное интервью, шумное Сочи, красивый Дели, светлый купе, важное коммюнике, плавное анданте, вкусное пюре, горячее кофе, желтое такси, теплый кашне, быстрая кенгуру, красивый колибри, свежий кольраби, фруктовое желе, воинственный динго, седьмая авеню, высокое кепи, хохлатый какаду, трамвайное депо, вкусный эклер, французское буржуа, сказочно – красивое Тбилиси.

Проверим:

Солнечный Баку (город) – м.р.; шумный Сочи (город) – м.р.; светлое купе (неодуш.) – с.р.; горячий кофе (иск.) – м.р.; теплое кашне (неодуш.) – с.р.; быстрый кенгуру (одуш, животное) – м.р.; свежая кольраби (иск.) – ж.р.; французский буржуа (одуш) – м.р.; сказочно-красивый Тбилиси (город) – м.р.).