Развитие медицины в первой половине 18 века. История медицины. XVIII век. Развитие

На сегодняшний день многие жители нашей страны считают, что попасть к хорошему доктору - это большая удача, сродни выигрышу в лотерею. Надо сказать, что медицина в Россиив настоящее время приходит в упадок, поэтому о внимательных и высококвалифицированных врачах многим пациентам остается только мечтать. Все полнее проявляется деление на богатых и бедных, не говоря уже о других сторонах жизни обычного человека. В связи с этим платные клиники, предлагающие пациенту качественное обслуживание в виде длительного приема и назначения ряда диагностических мероприятий, пользуются все большей популярностью.

История медицины в России зафиксировала случай, когда один известнейший терапевт 19 века встречал на пороге пациента со словами: «Здравствуйте, больной с митральным пороком сердца». Конечно, такие доктора - это редкость.

Также немаловажен уровень образования будущих врачей. Введение порядка обучения докторов общей практики всего за один год не только существенно понизит качество медицины в целом, но и может увеличить уровень смертности среди населения. Например, чтобы стать врачом, в 18 веке нужно было учиться от 7 до 11 лет.

XVIII век. Зарождение

Впервые термин «медицина» в нашей стране был употреблен при Петре I. Сам император придавал большое значение врачебному делу, открыв в 1707 году госпитальную школу, а в 1764 - медицинский факультет в Московском университете. Медицина в России тех времен преобразовывалась из народной в научную. Если раньше условное обучение ограничивалось только хирургией, то при в учебном заведении начали преподавать следующие науки:

  • фармакологию;
  • неврологию;
  • зуболечение;
  • челюстно-лицевую хирургию;
  • физиологию и анатомию;
  • судебную медицину.

Многие специалисты выезжали за границу и перенимали опыт иноземных врачей. Сам император довольно плотно занимался изучением лечебного дела и с успехом проводил стоматологические манипуляции и операции как простым людям, так и представителям знати.

XVIII век. Развитие

Развитие медицины в России шло полным ходом. В конце 18 века было открыто несколько госпиталей, больницы и первая психиатрическая клиника. Именно с появлением последней и началось зарождение психиатрии как науки. В это же время стало обязательным проведение вскрытия больного после его смерти.

Несмотря на бурную деятельность, демографическая ситуация была неутешительной в связи с эпидемиями оспы и чумы. Медицинские деятели того времени, например С. Г. Зыбелин, связывали широкое распространение болезней, а также высокую детскую смертность с отсутствием надлежащей гигиены среди населения.

В 90-х годах 18 века Московскому университету, который на тот момент стал крупнейшим центром образования и науки, было разрешено присваивать степени доктора медицинских наук. Первым получил это почетное звание Ф. И. Барсук-Моисеев. Медицина в России стала пополняться квалифицированными кадрами.

Реформа медицины XVIII века

В 18 веке был сформирован принципиально новый подход к организации врачебной помощи, обучении лечебному и аптекарскому делу. Создавались Аптекарские приказы, Канцелярии главной аптеки, Медицинская канцелярия, а также проводились реформы в организации учебного процесса и формирования лечебных учреждений. Так, в 1753 году П. З. Кондоиди учредил новую систему образования, по которой студенты проводили в стенах университета 7 лет и по окончании сдавали обязательные экзамены.

XIX век. Начало

Медицина в Россиив начале 19 века стала развиваться более быстрыми темпами. Для того чтобы изучать требовалась специальная литература. Стала издаваться периодика и первые пособия по анатомии, авторами которых являлись медицинские светила того времени И. В. Буяльский и Е. О. Мухин.

Тщательно изучались акушерство и гинекология. Результаты исследований и опытов стали прорывом в предупреждении и лечении заболеваний женских половых органов. Были проведены эксперименты в отношении деятельности центральной нервной системы, что дало объяснение всем процессам, происходящим в организме.

Исследователи в этой области (И. Е. Дядьковский, Е. О. Мухин, К. В. Лебедев и другие) сформулировали и развивали положение рефлекторной теории.

М. Я. Мудров основал метод диалога с больным, который позволил еще на стадии расспроса выявить основные признаки заболевания и его этиологию. В дальнейшем этот способ усовершенствовал Г. А. Захарьин.

XIX век. Развитие

Развитие медицины в России ознаменовалось пополнением списка диагностических мероприятий. В частности, Г. И. Сокольский выделил метод перкуссии в исследовании заболеваний грудной клетки. В связи с этим ученый опубликовал труд «О врачебном исследовании с помощью слуха, особенно при посредстве стетоскопа», который был издан в 1835 году.

В начале 19 века был сформирован институт защиты от чумы, оспы и других опасных заболеваний путем вакцинации. Многие профессора, создавая средство, считали своим долгом опробовать его на себе. В связи с этим героически погиб один из русских врачей М. Я. Мудров, кончина которого была величайшей потерей для России.

В 1835 году указом цензурного комитета была определена суть преподавания в медицинских университетах, которая сводилась к божественной природе человека. Фактически это означало, что история медицины в России должна была закончиться на этом этапе. Однако врачи продолжали свои исследования и добивались потрясающих результатов.

Итоги XIX века

В 19 веке были заложены основы всех современных научных положений в медицине, включая дерматологию, гистологию и даже бальнеологию. Благодаря разработкам известнейших ученых того времени стали применять наркоз, методы реанимации и физиотерапии. Также были сформированы такие науки, как микробиология и вирусология, которые начали развиваться уже позднее.

Состояние медицины в России в 20 веке

Мнения

Однако современная медицина в России не может обеспечить высокое качество обслуживания, поэтому многие специалисты считают, что изменения нужно начать именно с образования. Также врачи видят в реформе откат к старой системе обслуживания, которая предполагала разделение на больницы для бедных и богатых.

Проблемы медицины в России заключаются не только в недостаточном финансированииучреждений здравоохранения, но и в полном равнодушии некоторых врачей к пациентам. Судя по истории развития лечебного дела, многие доктора положили жизни на изучение и разработку новейших методов исследования организма и его избавления от разного рода заболеваний. К сожалению, в современной медицине наблюдается тенденция к монетизации жизни.

Начало XVIII века стало одним из наиболее интересных периодов в истории России, ведь в этот период большая часть Европы уже активно работала над индустриализацией собственного общества, и даже частично успела преодолеть некоторые проблемы, вызванные этим процессом. В России же еще было очень сильно крепостничество, и хоть процесс создания промышленности постепенно происходил, но наряду с ним, аристократия всячески стремилась усилить свои позиции. Однако с началом правления Петра I начали происходить значительные изменения, которые повлияли на все сферы человеческой деятельности, в том числе и на развитие медицины.

Даже в Европе промышленный бум вызвал массу проблем, связанных с повышенным загрязнением и тотальным понижением иммунитета у людей. Стоит отметить, что в Росси частично удалось избавиться от этой проблемы, так как первые заводы строились в отдалении от городов, и вредные выхлопы и испарения не слишком влияли на людей. В то же время рабочие серьезно страдали от тяжелых условий труда, и этот вопрос, в том числе, требовал максимально эффективного решения.

Реформы Петра I

Тем не менее, именно многочисленные реформы Петра I серьезно смогли изменить сложившееся положение вещей. Стоит отметить, что пресвященный правитель первым делом вносил инновации в те сферы деятельности, которые привлекали его лично. К счастью, медицина была одной из них, и в своих многочисленных путешествиях по европейским странам он неоднократно посещал самых выдающихся медицинских исследований, знакомился с их лучшими работами и даже довольно успешно практиковался в медицине. Во многом с его подачи в 1725 году в Петербурге была открыта первая в стране академия наук, в которой преподавали многие приглашенные иностранные специалисты, в том числе и выдающиеся ученые из области медицины.

Одновременно с этим своими указами Петр I очень сильно стимулировал качественное развитие армии, и для ее обслуживания требовалось множество опытных и готовых к тяжелой работе в полевых условиях специалистов. В связи с этим начали создаваться постоянные военные госпитали в различных крупных городах. Притом отдельно существовали как сухопутные, так и морские военные госпитали, которые в отличие от других медицинских учреждений получали все необходимые расходные материалы и состояли на полном государственном довольствии.

Госпитальные школы

Понятно было и то, что в стране очень сильно не хватает медицинских учебных заведений, однако в решении данного вопроса Петр I решил пойти не по тому пути, который наблюдал в Европе. Английские, немецкие, французские и другие медицинские высшие учебные заведения специализировались на активном преподавании теоретического материала, в то время как к практике студенты приступали только по окончанию учебы и получали большую часть необходимых навыков уже в процессе работы. В России нехватка медиков ощущалась очень сильно, и готовые специалисты требовались максимально быстро, оттого обучение медицине проводилось в специальных университетах, располагающихся при действующих госпиталях. Так называемые госпитальные школы быстро продемонстрировали свою эффективность, и их начали создавать по всей стране.

В то же время организацию первой подобной госпитальной школы Петр I поручил известному голландскому врачу Николаю Бидлоо, а для преподавания приглашал иностранных специалистов. Нередки были случаи, когда такие учителя старались не давать студентам полный объем знаний, так как боялись конкуренции, однако под чутким руководством Бидлоо ситуация начала налаживаться.

Интересно отметить и то, что программы обучения в данных госпитальных школах предполагали значительно больший объем знаний, чем давался студентам в европейских университетах. Параллельно с этим данные школы максимально оснащались всем необходимым - лабораториями, ботаническими садами, смотровыми операционными и так далее. Ну а после 1786 года, когда данные школы были переименованы в медико-хирургические училища, их обустройству стали уделять еще больше внимания. Именно эти действия позволили добиться того, что учащиеся могли получать все необходимые практические и теоретические знания, выпускаясь уже полноценными врачами, готовыми к работе с самыми сложными пациентами в полевых условиях обычных госпиталей.

В перспективе выпускники таких школ сыграли очень важную роль в поддержке армии во времена военных конфликтов, а многие из них внесли серьезный вклад в развитии отечественной медицинской науки, создавая научные труды, которые пользовались популярностью по всему миру.

Другие изменения

Наряду с этим Петром I был издан указ о создании медицинской канцелярии – высшего медицинского органа, который занимался обеспечением населения и врачей всем необходимым. Именно благодаря нему во многих городах были открыты аптеки, а столице началось производство разнообразных медицинских инструментов, по всей стране начали проводиться исследования целебных водных источников и многое другое. Одновременно с этим начал проводиться подсчет рождаемости и смертности, в крупных городах совершенствовали систему канализации и водопроводов, проводили ряд других мер, направленных на общее повышение уровня гигиены. В различных губерниях и уездах увеличилось число больниц, а сообщение между ними улучшилось.

Эти и многие другие изменения стали причиной настоящего расцвета медицины из практически зачаточного состояния буквально за несколько десятков лет. Конечно же, Петр I и его помощники смогли решить далеко не все существующие проблемы, однако они дали серьезный толчок для развития медицины, как важной области науки, развитие которой было необходимо для общего улучшения состояния нации и государства. Этот базис позволил в дальнейшем создать на этой почве настоящую и уникальную русскую медицинскую школу, выходцы из которой совершили множество серьезных открытий.

исторические науки и археология

  • Жванько Валерия Владимировна , студент
  • Российский государственного педагогического университета имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург
  • Зачиняев Ярослав Васильевич , доктор наук, профессор, профессор
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, Санкт-Петербург
  • МЕДИЦИНСКАЯ КАНЦЕЛЯРИЯ
  • МЕДИЦИНА
  • АПТЕКАРСКИЙ ПРИКАЗ
  • РОССИЯ
  • XVI – XVIII ВЕКА
  • МЕДИЦИНСКИЕ ЗНАНИЯ
  • БОЛЕЗНИ

Обзорная статья посвящена исследованию становления научного медицинского знания и государственного здравоохранения России с XVI по XVIII века. Рассмотрены также народные представления о медицинской помощи этого периода.

  • История развития медицинских инструментов и болезни средневековья. Медицина средневековья
  • Культурное наследие статистических учреждений (по материалам западной Сибири второй половины XIX-начала XX в.)
  • Исследования М.Р. Полесских неолитических памятников Пензенского края

В последнее время стала актуальной тема самобытности и уникальности России во всем ее историческом развитии. Не остается в стороне и интерес к историческому развитию научного знания, в том числе и к развитию научного знания в области здравоохранения в России: ведутся дискуссии о роли государства в этом процессе, способах финансирования, достижении доступности медицинской помощи, подготовке медицинских работников и др. Эти проблемы были актуальны в нашей стране и несколько столетий назад.

Примером этого может послужить высказывание в работе «Врачебное веществословие» российского учёного, медика XVIII в. Н.М. Максимовича-Амбодика: «Тот токмо заслуживает настоящее имя врача, кто не токмо совершенно ведает строение человеческого тела, но и все то, что к защищению здравия и врачеванию болезней принадлежит» .

Также эти вопросы исследовали такие ученые как М.В. Ломоносов, С.Г. Зыбелин, историк медицины XIX в. Я.А. Чистович, Н.П. Загоскин; историки медицины XX в. П.Е. Заблудовский, Б.Д. Петров, М.М. Левит, М.Б. Мирский, Т.С. Сорокина и др.

Цель данного исследования – изучить становление научного медицинского знания и государственного здравоохранения России с XVI по XVIII века.

В связи с заданной целью, были сформулированы следующие задачи:

  • исследовать этапы становления государственной медицины (I этап: XVI век, II этап: XVII век, III этап: XVIII век);
  • рассмотреть политику государства на каждом этапе;
  • рассмотреть развитие научного знания и народные представления о медицинской помощи с XVI по XVIII века.

Так как мы исследуем историческое развитие медицины в России, необходимо дать определение этого понятия: «Медицина (лат. medicina, от medico – лечу, исцеляю) – система научных знаний и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей, предупреждение и лечение болезней. Характер и уровень развития медицины определяются материальными условиями жизни общества, уровнем развития производительных сил и характером производственных отношений» . Такое определение дает советский историк медицины, профессор Михаил Петрович Мультановский.

Медицина Российского государства имеет долгую и интересную историю. «Начало ей положила еще праславянская медицина, а затем медицина средневековой России - Киевской Руси и Московского государства» .

К XVI веку на Руси существовало значительное разделение медицинских занятий. В это время существовали такие виды врачевателей, как: дохтуры, зелейники (лечили травами, готовили и продавали целебные порошки, мази и настои), лекари, травники, кровопуски, костоправы, повивальные бабки. Но медицинские знания этих людей основывались на народном опыте, поэтому возникла потребность в создании государственного здравоохранения в Московской Руси. Во время правления Ивана IV (1533 – 1584), при созыве Стоглавого собора (1551) - совещания церковных иерархов с участием царя и боярской думы, получившего название по сборнику его решений из 100 глав, - были приняты решения об устройстве «по всем городам, опричь здравых строев, да в коемждо граде устроити богадельни, мужские и женские, и тех прокаженных и престаревшихся, не могущих нигде главы подклонити, устроить в богадельнях пищею и одеждою, чтобы жили в чистоте и в покаянии и во всяком благодарении» .

Также, с середины XVI века, после установления дипломатических и торговых отношений с Англией, в Москву стали прибывать английские врачи. Вот, что сообщает нам по этому поводу русский историк, профессор XIX века Н.П. Загоскин в своей публичной лекции, прочитанной 24-го марта 1891года в пользу Общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Казанской губернии: «В 1557 году прибыл в Москву некий Антоний Джекинсон, который привез царю Иоанну IV, от имени королевы английской Марии и ее супруга короля Филиппа, льва и львицу и много других подарков, а также разных мастеров, в том числе которых находились и врачи; из числа последних известно нам имя доктора Стэндиша» . А в 1581 году английская королева Елизавета по просьбе Ивана IV прислала в Москву «опытных врачей, хирургов и аптекарей, которые привезли с собой большое число лекарств» .

В их числе был английский аптекарь Джеймс Френч, с именем которого на Руси связано организация первой Государевой («Царевой») аптеки. Это отмечает профессор истории медицины Сорокина Т.С.: «В 1581 г. при царском дворе была учреждена первая на Руси Государева (или «царева») аптека, т.к. обслуживала она только царя и членов царской семьи. Располагалась аптека в Кремле и длительное время (почти в течение века) была единственной аптекой в Московском государстве. В том же 1581 г. по приглашению Ивана Грозного прибыл в Москву на царскую службу придворный врач английской королевы Елизаветы Роберт Якоб; в его свите были лекари и аптекари, которые и служили в Государевой аптеке. Таким образом, первоначально в придворной аптеке работали исключительно иноземцы (англичане, голландцы, немцы); аптекари-профессионалы из прирожденных россиян появились позднее» . О ней же пишет и профессор Томского университета, историк права и медицины, экономист, общественный и политический деятель конца XIX – начала XX века Н.Я. Новомбергский: «Аптека, устроенная Френчемом, имела очень ограниченный круг операций: она была предназначена только для нужд царского двора, за пределами которого продолжительное время не имела влияния. Это была в строгом смысле закрытая придворная аптека» .

После учреждения царской аптеки пришло осознание, что ее необходимо контролировать, координировать и снабжать необходимыми для создания лекарств травами. Для этого был создан Аптекарский Приказ. Как утверждает кандидат исторических наук, член Российской Академии Естествознания Коротеева Н.Н.: «Точная дата его создания неизвестна. Ряд историков (В. Рихтер, Г. Успенский) предполагали датой его учреждения 1620 год. По мнению других (Н. Новомбергский, Н. Лихачев), Аптекарский Приказ был организован во время царствования Ивана Грозного, когда и сформировалась большая часть постоянно действовавших приказов» .

Таким образом, Аптекарский Приказ при первых правителях династии Романовых стал высшим административным центром, управлявшим всеми медицинскими делами Московского государства. Историк медицины XX века Кузьмин М.К. исследовал функции этого учреждения и сделал вывод: «Аптекарский Приказ на первом этапе своей деятельности являлся придворным медицинским учреждением, управлял царской аптекой, ведал медицинским персоналом. В обязанности этого приказа входило лечение царя, его семьи и приближенных. При этом для царя изготовленные «отборочные врачебные средства» хранились в особой комнате («казенке») за печатью дьяка Аптекарского Приказа. Выписывание лекарства и его приготовление было обусловлено большими строгостями». .

В середине XVII века функции Аптекарского Приказа значительно расширились: он стал ведать приглашением иноземных врачей на службу, подготовкой отечественных врачей, распределением их по должностям, проверкой «докторских сказок» (историй болезни) и выплатой жалования за работу. От Аптекарского Приказа была учреждена «ягодная повинность», о чем говорит Сорокина Т.С.: «В Аптекарском Приказе было известно, в какой местности преимущественно произрастает то или иное лекарственное растение. Например, зверобой – в Сибири, солодовый (лакричный) корень – в Воронеже, черемица – в Коломне, чечуйная (противогеморройная) трава – в Казани, можжевеловые ягоды – в Костроме. Специально назначенные заготовители (травники) обучались методам сбора трав и их доставки в Москву. Таким образом, сложилась государственная «ягодная повинность», за невыполнение которой полагалось тюремное заключение» .

В связи с происходящими военными событиями (война с Польшей за Смоленск) у Аптекарского Приказа возникла еще одна функция – создание медицинской службы в русской армии. В эту функцию входило: назначение в войска лекарей, снабжение лекарственными средствами полковых аптек, организация временных военных госпиталей, освидетельствование солдат о пригодности их к несению военной службы.

При Аптекарском Приказе на казенные средства была открыта первая в России Лекарская школа в 1654году. Профессор истории медицины Сорокина Т.С. рассматривала деятельность Лекарской школы следующим образом: «Принимали в нее детей стрельцов, духовенства и служилых людей. Обучение включало сбор трав, работу в аптеке и практику в полку. Кроме того, ученики изучали анатомию, фармацию, латинский язык, диагностику болезней и способы их лечения. В качестве учебников служили народные травники и лечебники, а также «докторские сказки» (истории болезней)» .

Также сам Аптекарский Приказ имел достаточное количество медицинской литературы. Кандидат исторических наук Коротеева Н.Н., исследуя Аптекарский Приказ, говорит о том, что: «Аптекарский Приказ занимался приобретением и хранением медицинской литературы. Его библиотека пополнялась из разных источников, в частности, в 1670 г. для закупки медицинской литературы в Англию был послан аптекарь Роман Биниан, в 1678 г. – лекарь Горстен. Книги передавались из других приказов и из частных коллекций. Переводчики Аптекарского Приказа переводили иностранную медицинскую литературу на русский язык: в 1658 г. Епифаний Славенецкий осуществил перевод на русский язык книги А. Везалия «О строении человеческого тела» (1543 г.), в 1662 г. Христофор Синарадцкий впервые перевел фармакопею.

Основной литературой Аптекарского Приказа были рукописные русские травники, вертограды, зелейники, врачебники. Среди них следует отметить наиболее известные: «Изборник» великого князя Святослава, написанный в 1073 г. в Киеве, «Лечебник Строгановских лекарств» Кайбошева, написанный в XV в., «Глаголещая сия книга лекарская – травник здешних и тамошних зелей польского края с латинского языка о римских мастеров переведена пану-воеводе Троицкому, а с польского языка переведена на русский язык повелением Фомы Афанасьевича Бутурлина в лето 1588 г.», «Книга, глаголемая прохладный вертоград, избранная из многих мудрецов о различных врачебных вещах, ко здравию человеческому пристоящих», «Травник тамошней и здешней зелени», написанные в XVII в. Эти рукописи представляли своеобразную медицинскую энциклопедию, поскольку в них приводились как описания растений и животных, так и прописи для лечения разных болезней. Таких лечебников в библиотеке приказа было около 300» .

В 1690 году молодые цари Иван и Петр Алексеевичи издали указ «Об улучшении постановки аптечного и медицинского дела в Аптекарском Приказе». Таким образом, произошло укрепление дисциплины среди медицинского персонала того времени для избегания нанесения вреда людям.

Этот указ был последним крупным мероприятием в деятельности Аптекарского Приказа, так как в начале XVIII века он был заменен Медицинской канцелярией.

За период с XVI по XVII века в сфере научных медицинских знаний можно отметить таких первых отечественных ученых: Георгий (Франциск) Скорина из Полоцка, получивший в 1512 г. степень доктора медицины в Падуе; Епифаний Славинецкий, окончивший Краковский университет и преподававший в Киево-Могилянской академии, а затем в Лекарской школе при Аптекарском Приказе. Этот ученый еще известен тем, что им был сделан перевод труда Везалия по научной анатомии на русский язык. Иван Алманзенов (Иоан Эльмстон) в 1629 г. был послан в Англию в Кембриджский университет для обучения медицины, в 1645 г. вернулся в Россию, имея докторскую степень. П.В. Посников был удостоен степени доктора медицины в 1696 г. в Падуанском университете, впоследствии он служил российским послом в Голландии.

Конец XVII – I-ая четверть XVIII века – время царствования Петра Великого. Это время, когда «Россия встала на путь масштабных государственных преобразований в общественно-политической жизни. Сенат стал высшим органом управления, вместо приказов были учреждены коллегии, введена регистрация родившихся и умерших, созданы регулярные армия и флот» .

В этот период происходит приобщение русской культуры к европейской. Как отмечает кандидат исторических наук Волгоградского государственного медицинского университета Голицына О.Ю.: «В силу сложности и неоднозначности Петровская эпоха всегда вызывала споры. Основной вопрос, вокруг которого разгорались дебаты, это «В какой степени реформы означали разрыв с национальными традициями, усвоение чуждых западных образцов?». С.М. Соловьев придерживался точки зрения, что реформы явились радикальным преобразованием, революцией, рассекшей историю России надвое. Подобной позиции придерживались М.М. Богословский и М.Н. Покровский. В настоящее время в науке господствует мнение, что реформы Петра не означали радикального разрыва с прошлым, однако дали толчок ускоренному развитию России» .

К началу царствования Петра I стал сильно ощутимым недостаток во врачебных кадрах, поэтому, как отмечает историк медицины XX века Кузьмин М.К.: «Была произведена реорганизация медицинского дела в стране. В 1706 г. издан Указ об открытии вольных аптек. В 1707 г. состоялось торжественное открытие в Москве Первого постоянного военного госпиталя и госпитальной школы при нём. Аналогичные учреждения были организованы в С.-Петербурге – сухопутный (1718) и морской (1719) госпитали, в Кронштадте – морской госпиталь (1720) и др.» .

В 1719 г. Аптекарский Приказ был заменен Медицинской канцелярией, которая в дальнейшем была преобразована в Медицинскую коллегию (1763 г.). «Ко времени существования Медицинской канцелярии относятся учреждение (1728) при Московской придворной аптеке лечебницы, осуществлявшей амбулаторный прием; образование (1733) физикатов (местных административных органов, управлявших медицинским делом в столицах); установление (1737) службы городовых врачей; создание (1733) новых госпитальных школ в Петербурге и Кронштадте; принятие (1735) составленного архиятром И.Б. Фишером основополагающего «Генерального регламента о госпиталях», регулировавший госпитальную жизнь; утверждение (1754) мер по развитию родовспоможения («бабичьего дела»); установление (1762) рангов российских врачей и аптекарей и др.» .

В это время происходили реформы и в аптечном деле: ликвидация зелейных лавок (по причине продажи «нелекарственного питья»), вводится государственная аптечная монополия – разрешалось только одну аптеку в каждом городском районе, таким образом, происходило равномерное развитие сети аптек. Также, с этого момента все аптеки делились на частные (вольные) и государственные (казенные), которые, в свою очередь, делились на главные, полевые и госпитальные.

В 1719 г. состоялось открытие Аптекарского сада в С.-Петербурге, а в 1720 г. был создан первый в России завод государственного производства лекарственных средств из отечественного сырья.

«В годы царствования Петра I предпринимались попытки создания сети доступных для гражданского населения учреждений «для врачевания и призрения». Первым таким учреждением стал созданный по указу Петра I в Москве в 1705 г. гражданский госпиталь для бедных, в который «принимаемы были всякого звания больные и убогие люди, а именно монахи, студенты, подьячие, отставные солдаты, из тайной канцелярии колодники и пр.». На протяжении 30 лет госпиталем руководил лейб-медик Петра I доктор Н. Бидлоо. Госпиталь, при котором была учреждена первая госпитальная школа, содержался на средства Монастырского Приказа. С 1755 г. госпиталь находился в распоряжении военного ведомства» .

1710 г. отмечен созданием Госпитального регламента, регулировавшего деятельность госпиталей.

Также при Петре Великом сложилась традиция социальной помощи, в частности, традиция определять «престарелых» лекарей, отслуживших свой срок в военном ведомстве, определять на городскую службу с предоставлением им жилья. В дальнейшем «Она была закреплена Указом Анны Ивановны от 10 мая 1737 г., в котором предписывалось «для пользования обывателей в их болезнях» ввести в «городах, лежащих поблизости от Санкт-Петербурга и Москвы» (в Пскове, Новгороде, Твери, Ярославле и др.), «по особливому лекарю». На эти должности Медицинская канцелярия назначала «из старых, бывших в службе лекарей, которые хотя к полевым службам не в состоянии, но к пользованию больных еще способны» .

После смерти Петра I реформы в сфере Российского здравоохранения не прекратились. Как отмечает советский историк медицины Кузьмин М.К.: «Важнейшей государственной реформой явилось открытие в 1725 г. Академии Наук в Санкт-Петербурге. В дальнейшем Академия наук оказала огромное воздействие на развитие медицинской науки в России. Согласно регламенту, Академия объявлялась не только научным, но и учебным заведением» .

Одним из важных событий XVIII века является открытие по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова в 1755 г. Московского университета, в составе которого было три факультета: философский, юридический и медицинский.

Исследуя деятельность медицинского факультета, Кузьмин М.К. сообщает, что: «Во второй половине XVIII в. преподавание на медицинском факультете вели известные ученые: Семен Герасимович Зыбелин (с 1765 г.), Иван Андреевич Сибирский (с 1770), Игнатий Иосифович Вечь (1776), Михаил Иванович Скиадан (1776), Франц Францевич Керестури (1777) и др. Студенты делились на «казеннокоштных» и «своекоштных». При посвящении в студенты (после первого курса) полагалось носить особую форму – «зеленый мундир с белыми металлическими пуговицами, треугольную шляпу и шпагу» .

Необходимо и отметить в становлении научного медицинского знания таких ученых как:

М.В. Ломоносов, проявлявший особый интерес к проблемам сохранения здоровья своего народа. Он считал медицину наукой, « полезнейшей роду человеческому, которая через познание свойств тела… достигает причины». Также М.В. Ломоносов интересовался причинами высокой смертности и заболеваемости в России. А в речи 1751 г. «О пользе химии», он отмечал необходимость изучения анатомии человеческого тела: «Как можем рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и составов для его укрепления, ни союза, ни положения мышц для движения, … ни прочих органов его строения» ;

С.Г. Зыбелин – ученик М.В. Ломоносова. Он часто выступал с актовыми речами, излагая четкие и ясные гигиенические советы, правила здоровой жизни, идею закаливания организма. Известной работой С.Г. Зыбелина является «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народа».

Еще одним выдающимся ученым и учеником М.В. Ломоносова был Н. М. Максимович-Амбодик, который впервые на русском языке написал большой труд «Искусство повивания, или наука о бабичем деле» (1784). Он считал, что детей надо закаливать, чаще выносить на свежий воздух.

Также историк медицины Кузьмин М.К. указывает на еще одного деятеля медицинской науки К.И. Щепина, который: «Для решения некоторых вопросов сохранения здоровья народа написал докторскую диссертацию «О растительной кислоте» (1758). Вдали от Родины, в стенах Лейденского университета русский юноша работал в лабораториях. Он искал ответ на вопрос, почему крепостной крестьянин, изнуренный подневольным трудом, питающийся хлебом, щами и квасом, здоров и почти, не болеет. Исследуя названные продукты, К. И. Щепин установил, что они содержат органические кислоты, которые так нужны для здоровья человека .

Как мы видим, научное знание в области медицины сделало в этот период времени весьма существенный скачок вперед, но, следует отметить, что параллельно этому продолжали сохраняться и обширно применяться народные методы лечения. Как отмечает кандидат исторических наук Голицына О.Ю.: «Складывающиеся веками традиции русского общества, большая роль народной и традиционной медицины вызывали, в свою очередь, недоверие к научной. Русская народная медицина состояла из рациональных средств и различных магических приемов. И если в основе применения рациональных средств лежал богатый народный опыт и многовековые наблюдения крестьян над окружающей их природой, то магические приемы были основаны на ложных представлениях о происхождении болезней» .

Примером этому может послужить то, как народная фантазия создавала воображаемый, человеческий облик оспы. «В России, например, эту болезнь представляли то в образе фантастического существа, которое ходит по ночам, с совиными очами и железным клювом, то в виде женщины, милость которой старались заслужить особым почитанием, именуя ее «Оспой Ивановной». Для предупреждения тяжелых заболеваний одевали по-праздничному детей, вели их к больному оспой, кланялись, величали невидимую женщину «Оспицей-матушкой», прибавляя при этом: «Прости нас, грешных!» Известный историк медицины Л. Ф. Змеев приводит такую формулу: «Оспица, прости, Африкановна, чем я перед тобою согрубил, чем провинился». Обращение к «оспице» сопровождалось иной раз троекратным поцелуем больного. В знак особого уважения к «Оспе Ивановне» избегали сквернословия, посещая заболевших .

Историк XIX века Я. Чистович говорит даже о том, что: «простой народ совсем не лечились и даже боялись лечения... Помощь лечебная понималась ими... частию недоступных для небогатых людей, а частию незнакомых и оттого странных и внушавших боязнь... Быв застигнуты болезнью, простые люди искали помощи... у знахарей и ведунов... И если не получали облегчения, то верили, что облегчения и быть не могло» .

Но самым ярким примером, что XVIII век всё-таки становится веком рационализма и просвещения, может послужить пример Екатерины II, которая сама пожелала быть привитой от оспы и прививания вследствие приближенных дворян, а затем и жителей Санкт-Петербурга.

«В России прививки от оспы ввели во время царствования Екатерины II. Екатерина с детства испытывала страх перед оспой и потому пригласила из Англии доктора Томаса Димсдаля, снискавшего популярность удачно проведенными прививками.

Вечером 12 октября 1768 года во дворец был доставлен в карете и проведен тайным ходом шестилетний мальчик, больной оспой. От него привили оспу царице и только спустя пять дней объявили об этом. 1 ноября был привит и наследник Павел. А на следующий день в придворной церкви и всех храмах Петербурга служили благодарственные молебны, в честь успешной прививки производилась пушечная пальба. Царица принимала поздравления Синода и иностранных послов. Разумеется, в официальных документах этот шаг трактовался как героический поступок, предпринятый исключительно ради спасения народа. Сама Екатерина писала об этом так: «Мой предмет был своим примером спасти от смерти многочисленных верноподданных, кои, не зная пользы этого способа, оного страшась, оставались в опасности».

Материал для прививки был взят от ребенка, носившего имя Александра Даниловича Маркова. Но в придворных кругах говорили, что отцом мальчика является граф Григорий Орлов, о матери предусмотрительно умалчивали. Этот мальчик был определен в кадетский корпус, возведен в дворянское достоинство с фамилией «Оспенный». Он умер молодым от чахотки. Интересно, что ему принадлежат записки о заболеваемости оспой в Петербурге.

Вариоляция производилась бесплатно; более того, матерям привитых детей выдавалась денежная награда – так называемый «оспенный серебряный рубль». Главный контингент прививаемых составляли дети дворян: военных и чиновников, от трех до шести лет. Всего до 1800 года в Петербурге было привито 10 671 человек. Так как население города возрастало довольно значительно (от 130 тыс. в 1764 г. до 220 тыс. в 1800 г.), то на 100 тысяч жителей оказались привитыми в разные годы от 8 до 680 человек. Понятно, что предотвратить вспышки оспы это не могло, и заболевания продолжались, особенно среди детей. В 1780 году в Петербурге было открыто второе оспопрививательное учреждение в Смольном, а в следующем году - на Васильевском острове .

Анализируя выше представленные факты, можно сделать вывод, о том, что XVI век являлся самой первой ступенью становления государственной медицины в России. Знание, существующее в это время, было еще не совсем научным, а больше опиралось на опыт предшествующих поколений.

Вплоть до XVIII века происходит окончательное становление медицинского научного знания. В России этого века уже имеются свои научные, учебные и лечебные достижения. Появляется ряд выдающихся ученых, которые поднимают медицинскую науку в России до европейского уровня и даже выше.

Таким образом,

  • мы изучили становление медицинского научного знания и государственного здравоохранения в России в период с XVI по XVIII века;
  • были исследованы этапы становления государственной медицины (I этап: XVI век, II этап: XVII век, III этап: XVIII век);
  • была рассмотрена политика государства на каждом этапе;
  • а также было рассмотрено развитие научного знания и народные представления о медицинской помощи с XVI по XVIII века.

Список литературы

  1. Голицына О. Ю. Суеверия и предрассудки в русской медицинской культуре XVIII века // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. – Серия: Гуманитарные и социальные науки. – Выпуск № 6. – 2009. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
  2. ​ Загоскин Н.П. Врачи и врачебное дело в старинной России. Публичная лекция, прочитанная 24 марта 1891 года в пользу Общества взаимного вспомоществования учителям и учительницам Казанской губернии ординарным профессором Н.П. Загоскиным. – Казань: Типография Императорского Университета, 1891.
  3. ​ История здравоохранения дореволюционной России (конец XVI-начало XX в.) / М. В. Поддубный, И. В. Егорышева, Е. В. Шерстнева, Н. Н. Блохина, С. Г. Гончарова / Под ред. Р. У. Хабриева. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 248 с.
  4. ​ История медицины. Сорокина Т.С. – М.: ПАИМС, 1994. – Т. 1. – Ч. 3. – Режим доступа: http://www.bibliotekar.ru/423/.
  5. ​ История медицины / Под ред. Заблудовского П.Е., Крючок Г.Р., Кузьмина М.К., Левита М.М. – М.: Медицина, 1981. – 352 с.
  6. ​ Коротеева Н. Н. Аптекарский приказ - первый орган управления медицинским делом в русском государстве в XVI начале XVIII века. // Вестник Тюменского государственного университета. – Вып. № 2. – 2011. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
  7. ​ Ломоносов М.В. Полн. собр. соч. – М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1950-1952, Т. 2. –352 с.
  8. ​ Максимович-Амбодик Н.М. Врачебное веществословие. – СПб. 1783. – Кн. 1.
  9. ​ Мультановский М.П. История медицины. – М.: Медицина, 1967.
  10. ​ Писцовые книги 16 в. / Под ред. Н.В. Колачева. – Т. 1. – СПб. 1877. – 238 с.
  11. ​ Стог А.Д. Об общественном призрении в России. – СПб. 1818. – Ч. 1.
  12. ​ Токаревич К.Н., Грекова Т.И. По следам минувших эпидемий. – Л.: Лениздат, 1986. – 158 с.
  13. ​ Чистович Я. История первых медицинских школ в России. – СПб. 1883.

XVIII в. начинается войной, которая получила название Северная война. Она длилась с 1700 по 1721 гг. В это время в России правил Петр I. Необходимо напомнить, что Петр вступил на престол в десятилетнем возрасте, в 1682 г. Фактически же государством управляла старшая сестра Петра – Софья. Однако, попытавшись совершить переворот в 1689 г. с целью захвата российского престола, Софья потерпела неудачу. Она была отстранена от власти и заточена в Новодевичий монастырь. Государством стал полноценно управлять Петр I. 16 мая 1703 г. по распоряжению Петра Великого в устье Невы на одном из островов начали строительство деревянной крепости (позднее ее заменили на каменную), которая получила название Петропавловской. По сути, это было началом строительства нового города – Санкт-Петербурга.

Северная война закончилась заключением Ништадтского мира, после чего Петр I был провозглашен императором. Россия стала империей. Петр проводил большое количество реформ – начиная от реформ государственного управления и заканчивая отношениями между церковью и государством. В 1722 г. был опубликован «Табель о рангах». Это был один из важнейших документов, поскольку он определял систему чинов, а также порядок продвижения на государственной службе, как военной, так и гражданской.

Эпоха Петра I была насыщена различными преобразованиями и нововведениями. В этот период Россия значительно усилилась, укрепилась, место России в международных делах значительно повысилось. Благодаря созданию регулярной армии и флота, а также проведению активной внешней политики разрешилась одна из важнейших исторических задач России – она утвердилась на берегах Балтийского моря. Практически ни одна внешнеполитическая проблема в Европе не решалась без участия России. После смерти Петра I в 1725 г. и вплоть до 1762 г. в Российской империи происходили дворцовые перевороты, очень быстро сменялись императоры. Вслед за Петром на престол взошла Екатерина Алексеевна (годы правления: 1725–1727), при помощи ближайшего сподвижника Петра – А. Д. Меншикова. После Екатерины Алексеевны императором стал Петр II, который управлял Российской империей с 1727 по 1730 гг. Надо заметить, что распущенный и своевольный Петр II практически не интересовался государственными делами. После Петра II на престол взошла Анна Иоанновна, которая правила 10 лет (с 1730 по 1740 гг.). Анна Ивановна была женой герцога Курляндии, но тот спустя некоторое время скончался, и герцогиня осталась вдовой. Во время правления Анны Иоанновны Россию наводнили курляндские немцы, во всех звеньях государственного аппарата им отдавалось предпочтение. После Анны Иоанновны престол перешел к Елизавете Петровне (конец 1741 г.). Она царствовала 20 лет, вплоть до 1761 г. Надо сказать, что верховная власть в этот период обрела некоторую устойчивость. Во время правления Елизаветы Петровны в 1756 г. началась война с Пруссией, которая получила название «Семилетняя война». Отметим причины этой войны:

1) соперничество Австрии и Пруссии за гегемонию в Германии;

2) борьба Франции и Англии за господство над колониями.

У России были свои цели, ради которых она участвовала в этой войне:

1) захват прибалтийский земель;

2) противодействие растущей агрессии Пруссии.

В 1763 г. Семилетняя война закончилась. В 1761 г. на престол взошел Петр III – внук Петра I. Однако он царствовал всего лишь полгода, после чего был смещен своей женой Екатериной Алексеевной. Так, с 1762 по 1796 гг. Российской империей управляла Екатерина П. В период правления Екатерины II прошла крестьянская война – с 1771 по 1775 гг.

Причины восстания:

1) тяжелые условия труда и жизни рабочих людей;

2) усиление личной зависимости крестьян;

3) недовольство яицкого казачества;

4) назревшая социально-психологическая атмосфера.

Территориями восстания были Поволжье, Урал, Оренбургский край. Состав крестьянского восстания: казаки, крестьяне, купцы, башкиры. Теперь необходимо отметить причины поражения:

1) сила государственного механизма (организованность государственного механизма);

2) слабая организация восставших;

3) плохое вооружение восставших;

4) разбойный характер и жестокость восставших;

5) отсутствие четкого представления о своих целях и конструктивной программы восстания.

Историческое значение крестьянской войны:

1) Яик переименован в Урал;

2) реформирование системы управления государством;

3) уничтожение казачьей автономии.

В период правления Екатерины Алексеевны прошли еще две русско-турецкие войны. Первая – с 1768–1777 гг., вторая – 1787–1791 гг. После смерти Екатерины II, в ноябре 1796 г., на престол вступил ее сын – Павел Петрович.

Образование, наука и общественная мысль России в XVI–XVIII в .

В XVIII в. Россия переживала духовный подъем, суть которого заключалась в следующем: переход от преимущественно традиционной, относительно замкнутой и церковной культуры, к культуре светской и европейской со все более вычленяемым личностным началом. Просветители того времени: Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, С. Е. Десницкий, Д. С. Аничков, А. Н. Радищев и т. д. Обратим внимание на систему образования в России XVIII в. Была создана государственная система общеобразовательной средней школы, заново родилось высшее образование, развивалось профессиональное обучение и сословные учебные заведения.

Однако достаточно большая часть население, особенно крепостные, не получали доступа к образованию. В 1725 г. была организована Академия наук и всяческих искусств. 1755 г. – открытие Московского Университета, 1783 г. – основана Российская Академия, изучающая русский язык и литературу. Члены академии: Г. Д. Державин, Д. И. Фонвизин, М. М. Щербатов, Е. Р. Дашкова, М. В. Ломоносов и т. д.

2. Основные черты экономики и культуры России XVIII в

Надо сказать, что в XVIII в. развитие феодального общества в России вступило в новую стадию. Эта стадия подразумевала под собой укрепление российского централизованного государства, рост товарного производства, а также одновременно с этим господство крепостничества.

Реформы Петра I, которые проводились непосредственно в интересах торговцев и помещиков, имели существенное влияние на развитие национальной культуры и производственных сил. По мере развития Российского государства постоянно накапливались какие-либо количественные изменения, которые должны были перейти в качественные. Это произошло именно во время царствования Петра.

Превращение количественных изменений в качественные совершается посредством скачков. По сути, при Петре I процесс становления новой культуры, который начался еще в предыдущую эпоху, имел свое продолжение.

Экономическое развитие России в XVIII в. сопровождалось подъемом русской науки, искусства, культуры. Происходило формирование общественно-политической и философской мысли, и это формирование тесно соприкасалось с развитием в стране торговли, промышленности, а также с ростом русской национальной культуры (и это очень важно!), возникновением и дальнейшим развитием искусства, литературы, естествознания.

Целью передовых мыслителей России XVIII в. было:

1) привлечение внимание к изучению естествознания, для того чтобы грамотно использовать природные ресурсы России для прогрессивного экономического ее развития;

2) отделение науки от церкви.

Так прогрессивные русские мыслители XVIII в. сделали большой шаг от «религиозной идеологии к светскому знанию».

Обратимся к Петербургской академии наук, которая была открыта в 1725 г. Сюда пригласили ученых-иностранцев. Так, первые академики опубликовывали работы по различным медицинским вопросам. Например:

2) Даниил Бернулли – «Сочинения о движении мышц», о зрительном нерве;

3. Развитие медицины в начале XVIII в. Медицинский факультет Московского университета

Для начала необходимо заметить, что к XVIII в. Россия перешагнула через так называемый период отсталости, который был вызван монголо-татарским игом. Крепостное право, которое сковало значительную часть населения страны, было преградой на пути развития страны, экономики России, науки, промышленности. Однако, если рассматривать отдельные направления, Россия находилась на одном уровне с цивилизованными странами и даже начинала обгонять их. Только в XVIII в., а именно в 1755 г., в России был открыт первый университет. Это было сделано во многом благодаря русскому ученому М. В. Ломоносову, а также человеку, поддерживающему его, – И. И. Шувалову (кстати сказать, Шувалов был фаворитом царицы Елизаветы).

М. В. Ломоносов в 1748 г. писал в проекте регламента университета при Петербургской академии: «Думаю, что в университете неотменно должно быть трем факультетам: юридическому, медицинскому и философскому (богословский оставляется синодальным училищам)». В XVIII в. и в первой трети XIX в. такие исследователи, как С. Н. Затравкин и А. М. Сточик, опубликовали две монографии, касавшиеся медицинского факультета Московского университета. Было общепризнано, что медицинский факультет был открыт в 1764 г. Но Сточик и Затравкин представили документы, в которых говорилось о том, что факультет начал функционировать с 13 августа 1758 г. Тогда в университет пригласили профессора И. X. Керштенса из Лейпцигского университета. Керштенс начал вести занятия, читать лекции, даже был назначен «дуайеном» (т. е. деканом) медицинского факультета. Вот отрывок из документов Российского государственного архива: «Императорский Московский университет во известие:… медицинский факультет снабжен призванным из славного Лейпцигского университета с большой медицины и с большой философии доктором Иоганом Христианом Керштенсом в профессоры химии, фармакологии и минералогии, которому вследствие этого, в силу университетских учреждений в медицинской науке поручено и он в ту порученную должность вступления учинит, по окончании настоящих каникулярных дней сего августа тринадцатого дня в десять часу по полуночи, и будет говорить речь на латинском языке, в которой доказывать станет, что химия есть первое и лучшее средство к совершенствованию врачебной науки».

С самого начала факультет давал общее образование не только будущим врачам, но впоследствии среди его студентов начали появляться те, кто посвятил всю свою жизнь медицине. Со временем, кроме Керштенса, на медицинском факультете стали работать профессор Эразмус, прозектор (проректор) Керестури, а также отечественные профессора, которые вернулись из-за границы – П. Д. Вениаминов, С. Я. Зыбелин. С 1768 г. лекции стали читать на русском языке. Таким образом, в России начала формироваться база для подготовки врачей-специалистов. Медицинский университет давал качественное общее образование будущим врачам, однако, не обеспечивал их практической подготовки (это произойдет значительно позже). Практические навыки будущие врачи получали в госпитальных школах. Здесь обучение проходило непосредственно около постели больных, в госпиталях.

4. Госпитальные школы

Госпитали и госпитальные школы появились в России в конце XVII – начале XVIII вв. в эпоху Петра I. Он был великим преобразователем Российского государства, не оставлял без внимания также и медицину. Так, в своих зарубежных поездках, помимо корабельного дела, он интересовался медициной. Например, Петр приобрел у известного анатома Рьюиша за большие деньги коллекцию «уродов», которая впоследствии стала основой знаменитой Кунсткамеры (надо сказать, экспонаты той коллекции сохранились до наших дней).

Петр понимал, что здравоохранение в России находится на очень низкой ступени развития (высокая детская смертность, эпидемии, нехватка врачей). Поэтому он начал строительство морских и сухопутных госпиталей, а при них – госпитальных школ, где обучали лекарей. Организация строительства была поручена Николаю Бидлоо.

Так, первый госпиталь был открыт в Москве 21 ноября 1707 г. Это был сухопутный госпиталь, также при нем была открыта госпитальная школа, которая была рассчитана на 50 учащихся. Далее госпитали и госпитальные школы при них открывались в Петербурге, Ревеле, Кронштадте, Киеве, Екатеринбурге и т. д. Надо сказать, что госпитальные школы открывались даже в таких малоизвестных городах, как Колуваново, Елизаветград. Там они были рассчитаны 150–160 человек.

В госпитальных школах был достаточно высокий уровень преподавания, высокое качество учебных программ. Такой системы в медицинском образовании не было ни в одной стране Европы. В госпиталях специально оборудовались комнаты для клинических занятий, преподавания анатомии, основ акушерства. Преподавание анатомии обязательно включало в себя вскрытия.

Деятельность госпитальных школ подчинялась общим правилам и указаниям. В 1735 г. был издан специальный «Генеральный регламент о госпиталях». В него включались сроки учебных программ по медицинским дисциплинам (5–7 лет), а также по латинскому языку и философии, правила обучения и т. д. В этом регламенте отчетливо виден передовой характер госпиталей. Были разрешены вскрытия умерших.

В финале обучения в госпитальной школе учащиеся сдавали экзамен, который включал в себя теоретические знания, клинические знания, а также то, что сегодня называется практическими навыками. Надо сказать, что в число практических навыков входило производство 3–4 операций на трупе.

После Н. Бидлоо, который руководил обучением в госпитальных школах, его дело продолжили М. И. Шеин, П. 3. Кондоиди (1710–1760).

По распоряжению Павла Захаровича Кондоиди стали вестись прообразы истории болезни – «скорбные листы», которые заводились на каждого больного. В госпиталях были организованы медицинские библиотеки.

Надо отметить то, что во главе госпиталя (в соответствии с инструкциями медицинской канцелярии – органом управления здравоохранением страны) стоял врач. В госпиталях было обязательно патолого-анатомическое исследование – вскрытие трупов.

В 1786 г. госпитальные школы реорганизовались в медико-хирургические училища. Эти училища открыли путь к образованию соответствующих медико-хирургических академий.

5. Доктора медицины в России. Управление медицинскими учреждениями. Открытие Академии наук и всяческих искусств

Надо сказать, что Петр I приглашал в Россию много иностранных врачей, в том числе и для работы в госпиталях и госпитальных школах. Иностранцев было большинство среди врачей и преподавателей, и они вели борьбу с русскими медиками.

Но нужно отметить, что требования к врачам в эпоху Петра были высокими. Например, чтобы стать профессором госпитальной школы, нужно получить «градус» доктора медицины, защитить диссертацию. За весь XVIII в. степень доктора получили 89 русских и 309 иностранных врачей. Несмотря на это, число русских докторов медицины росло. Первым доктором медицины, который защитил диссертацию в России, был выпускник Московского университета – Ф. И. Барсук-Маисеев (тема его диссертации была «О дыхании»). В 1764 г. Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины. К концу XVIII в. в России работало 878 врачей.

Теперь обратим внимание на административные нововведения. В 1710 г. Аптекарский приказ сменился Медицинской канцелярией. Медицинская канцелярия стала центральным органом здравоохранения. Во главе Медицинской канцелярии стоял врач-архиатер. Впоследствии, в 1763 г., Медицинскую канцелярию сменила Медицинская коллегия.

А в 1803 г. Медицинская коллегия была закрыта, а ее функции были переданы соответствующему департаменту Министерства внутренних дел. В 1775 г. были образованы приказы общественного призрения для управления лечебными учреждениями, а также введены должности уездных лекарей. В 1797 г. были созданы гражданские врачебные управы в губерниях, кроме Петербурга и Москвы, в которых всеми медицинскими делами управляли главные врачи города.

В 1723 г. по указу Петра I была учреждена Академия наук и всяческих искусств. Открытие этой академии состоялось в 1725 г. Столпом академии был М. В. Ломоносов (несмотря на большое количество иностранных медиков) и его ученики, известные врачи того периода (А. П. Протасов, С. Зыбелин, Н. М. Амбодик-Максимович, Д. С. Самойлович и т. д.).

М. В. Ломоносов

М. В. Ломоносов – гениальный ученый, философ, поэт, географ, естествоиспытатель. Он обладал поистине огромным талантом. Ему очень близки и интересны были проблемы медицины. Он считал, что медицина – одна из самых полезнейших для человека наук, она «через познания свойств тела… достигает причины».

Надо сказать, что Ломоносов относил медицину к области физики: «Великая часто физики и полезнейшая роду человеческому наука есть медицина…» Дело в том, что физики в те времена имела широкое значение – естествознание в общем. Так, М. В. Ломоносов, по сути, вводил медицину в круг естественных наук.

В 1751 г. в своей знаменитой речи «О пользе химии» сделал много ярких высказываний относительно медицины. Ломоносов тщательно изучал анатомию, физику, физиологию, а также другие науки, которые бы могли стать полезными для медицины. Ломоносов был уверен, что просто невозможно «рассуждать о теле человеческом, не зная ни сложения костей и суставов для его укрепления, ни союза, ни положения мышцей для движения, ни распространения нервов для чувствования, ни расположения внутренностей для приготовления питательных соков, ни протяжения жил для обращения крови, ни прочих органов его чудного строения».

Ломоносов считал необходимым изучение химии для познания медицинской науки, он пишет, что «медик без довольного познания химии совершенен быть не может. Ею познается натуральное смешение крови и питательных соков, ею откры-вается сложение здоровых и вредных пищей. Ею не только из разных трав, но и из ядра земного взятых материалов приготовляются полезные лекарства». В 1761 г. М. В. Ломоносов написал письмо графу И. И. Шувалову «О размножении и сохранении российского народа». Это письмо имеет большое значение, в нем он убедительно и ярко обрисовал тяжелое положение медицины в стране, заболеваемость, высокую смертность, особенно высокую детскую смертность. Ломоносов призывал вести борьбу с вредными привычками, повысить качество подготовки врачей, улучшить уровень оказания медицинской помощи. Надо сказать, что письмо И. И. Шувалову можно оценить как своего рода программу возрождения здоровья россиян, однако она не была опубликована.

Нужно отметить, однако, что прогрессивные врачи того периода следовали заветам Ломоносова.

С. Г. Зыбелин

Семен Герасимович Зыбелин (1735–1802) – первый русский профессор Московского университета. Он занимает важное место в медицине России XVIII в. После того как он окончил Славяно-греко-латинскую академию в Москве, он был направлен на стажировку и продолжение обучения в университет города Лейдена. В Лейденском университете он получил звание доктора медицины.

После чего он вернулся в Москву. С 1765 по 1802 гг. Зыбелин был профессором университета. Он читал лекции по химии и медицине. Кстати сказать, он был одним из первых, кто начал читать лекции на русском языке. Лекции С. Г. Зыбелина включали широкий спектр теоретической и практической медицины, а также много других аспектов деятельности врача:

1) акушерство («бабьичье дело»);

2) воспитание детей;

3) диагностика и лечение разных внутренних болезней;

4) гигиена;

5) изучение законов природы;

6) законы физиологии и патологии;

7) предупреждение развития заболеваний.

Преподавание фармации также входило в круг обязанностей Семена Герасимовича Зыбелина.

Преподавание фармации Зыбелиным включало в себя достаточно большой по объему курс рецептуры, курсы аптекарского искусства, курс фармацевтической химии и т. д. Вот название некоторых лекций Зыбелина:

1) «О причинах внутреннего союза частей между собой»;

2) «Слово о причине внутреннего союза частей тела и между собой и о происходящей из того крепости в теле человеческом»;

3) «О действии воздуха на человека и путях, коим он в него входит»;

4) «О правильном воспитании с младенчества в рассуждении тела, служащем к размножению в обществе народы»;

5) «О пользе привившей оспе»;

6) «О сложениях тела человеческого и способах как оные предохранять от болезней»;

7) «О вреде, проистекающем от держания себя в тепле излишней»;

8) «О способах как предупредить можно немаловажную между прочим медленного умножения народа причину, состоящую в неприличной пище младенцев даваемой в первые месяцы их жизни».

По этим лекциям можно судить о том, что подход к вопросам медицины был широким и глубоким, затрагивались проблемы охраны здоровья населения. В своих лекциях и способу преподавания Зыбелин шел по пути Ломоносова, следовал клиническим принципам Гиппократа, физиологии Гарвея и т. д. Поскольку в университете не имелось специализированных клиник, в которых студенты могли бы получать клинические знания и опыт, Семен Герасимович Зыбелин организовывал так называемые курсы медицинские консультативные, на которых демонстрировал больных.

А. М. Шумлянский

Александр Михайлович Шумлянский (1748–1795) сделал большое открытие в морфологии и физиологии почек. Это открытие легло в основу его докторской диссертации «О строении почек» в 1783 г. После многочисленных опытов, экспериментов, физиологических и морфологических изысканий Александр Михайлович Шумлянский открыл (можно сказать заново) строение (включая микроскопическое) почек, их деятельность. В своих трудах Шумлянский опровергал теории Мальпиги (тельца имени Мальпиги вовсе не железы, а сосудистый клубочек), мнение Рьюиша о том, что имеется непосредственная связь между артериальными капиллярами почки и почечными канальцами.

К. Н. Щепин

Константин Иванович Щепин (1728–1770 гг.) – крупный русский ученый XVIII в. Он окончил Киево-Могилянскую академию. После чего работал в Академии наук. В 1758 г. Щепин защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. Диссертация его была о растительной кислоте. С 1762 г. Константин Иванович Щепин преподавал физиологию, ботанику, анатомию, хирургию, фармакологию в Московской госпитальной школе, являясь в ней первым русским профессором. Он проводил занятия на русском языке. Различные волевые качества, атеистические мировоззрения в духе М. В. Ломоносова – все это стало одной из причин увольнения Щепина из школы. В 1770 г. Щепин умер в Киеве, участвуя в ликвидации чумы.

Н. М. Амбодик-Максимович

Нестор Максимович Амбодик-Максимович родился в 1744 г. После окончания госпитальной школы в Санкт-Петербурге он был отправлен в Страсбург, где и получил степень доктора медицины. После чего вернулся на Родину и работал преподавателем в госпитальных школах. С 1781 г. Нестор Максимович Амбодик-Максимович вел в качестве профессора курс хирургии, физиологии, фармакологии. Нестор Максимович особенно известен преподаванием в Петербургском воспитательном доме акушерства на русском языке.

В этот курс входили также сведения о гинекологии, здоровье детей и т. д. В 1784–1786 гг. Амбодик-Максимович опубликовал фундаментальное руководство «Искусство повивания или наука о бабичьем деле», которое долгие годы считалось одним из лучших пособий по акушерству, гинекологии и здоровью ребенка. Нестор Максимович ввел в практику родовспоможения акушерские щипцы, для обучения практике акушерского дела – фантомы.

В лекциях Амбодика-Максимовича излагались дельные советы по питанию детей, воспитанию их, предупреждению заболеваний. Надо отметить, что Амбодик-Максимович был одним из тех, кто положил начало созданию отечественной медицинской терминологии. Он создал в 1783 г. «Анатомо-физиологический словарь». Также нужно сказать, что Нестор Максимович уделял большое внимание фитотерапии (это видно в его руководстве 1784–1788 гг. «Врачебное веществословие или описание целительных растений в пищу или лекарство употребляемые»). Умер Нестор Максимович Амбодик-Максимович в 1812 г.

Д. С. Самойлович

Данила Самойлович Самойлович родился в 1744 г. После того как он окончил госпитальную школу в Петербурге, он служил около 8 лет военным врачом. С начала 1770-х гг. Самойлович занимался изучением и искоренением чумы в Москве, Молдавии. Был командирован в Страсбург, Лейден. После того как он там получил докторскую степень, Самойлович вернулся на Родину и занимался изучением чумы с помощью микроскопов. Он пытался узнать истинную причину заболевания. Кстати сказать, за самоотверженный труд, борьбу с эпидемиями чумы Самойлович был избран в ряд иностранных академий, получил всеобщее признание.

Самойлович утверждал, что существуют возможности излечения и профилактики чумы. Он возражал против повального сжигания домов, вещей людей, которые были больны чумой, считая, что это наносит большой экономический урон. Самойлович предлагал методы дезинфекции одежды больных, методы дезинфекции домашней утвари и т. п. Самойлович предлагал также делать врачам, которые заняты в ликвидации чумных эпидемий, профилактические прививки из чумных бубонов, где он полагал наличие ослабленного вируса.

В 1792 г. Самойлович выпустил книгу под названием «Краткое описание микроскопических исследований о существе яду язвенного».

Самойлович очень долго добивался возможности преподавания в госпитальных школах. Надо отметить его лекцию «Речь к ученикам госпитальных школ Российской империи», написанную в 1783 г. В этой лекции поднимался ряд научных, этических, организационных вопросов. Он считал, что, для того «чтобы стать врачом, надо быть безукоризненным человеком». Умер Данила Самойлович Самойлович в 1805 г.

В. М. Рихтер

Вильгельм Михайлович Рихтер окончил Московский университет, после чего был направлен в Германию (Берлин, Геттинген) для продолжения обучения акушерскому искусству. После возвращения из Германии и получения степени доктора медицины Рихтер был назначен профессором повивального искусства в Московский университет. В 1806 г. под руководством Вильгельма Михайловича был открыт повивальный институт и родильный госпиталь (при Московском университете). Также был организован повивальный институт при императорском воспитательном доме. Рихтер написал несколько учебных пособий по акушерству. Этими пособиями пользовались студенты госпитальных школ и университета.

6. Водолечебницы. Производство медицинского оборудования в XVIII в

Родоначальником лечения минеральными водами также стал Петр I. По его распоряжению в Липецке, Старой Руссе, Олонецком крае были открыты водолечебницы, которые действуют до сих пор. В этих лечебницах могли получать процедуры как военнослужащие, так и гражданское население.

Медицинский инструментарий производился в специальных мастерских, их еще называли инструментальной избой.

- 62.80 Кб

Особенно важно для истории медицины написанное М. В. Ломоносовым в 1761 г. обращение к крупному государственному деятелю этого времени И. И. Шувалову письмо «О размножении и сохранении российского народа», в котором он обратил внимание на ряд вопросов, связанных с состоянием медицины в России в его время ". В этом письме М. В. Ломоносов показал патриотизм и глубокое понимание вопросов охраны народного здоровья и народонаселения. Он отметил низкую рождаемость РОССИИ, плохую помощь при родах, высокую смертность детей при родах и в раннем детском возрасте, высокую заболеваемость и смертность детей и взрослых, недостаток медицинской помощи, как гражданскому населению России, так и в армии. Ломоносов не только указал на недостатки, но и поставил задачи улучшения медицинской помощи населению, увеличения числа врачей, лечебных учреждений, аптек, составления и издания, доступных для широких кругов книг об оказании помощи при родах, о лечении детей. Он призывал улучшить уход за детьми, бороться с антигигиеническими обычаями в быту, в частности связанными с церковными обрядами, рассмотрел мероприятие по борьбе с детской смертностью.

Призывы М. В. Ломоносова во многом остались неосуществленными, но в ряде пунктов, например в отношении улучшения родовспоможения, и подготовки повивальных бабок, передовые врачи второй половины XVIII века (Н. М. Максимович-Амбодик, Д. С. Самойлович, А. М. Шумлянский) в своей врачебной практической и санитарно-просветительной деятельности следовали заветам Ломоносова. М. В. Ломоносов боролся против иноземных ученых, тормозивших развитие русской науки. Разоблачая антирусские тенденции в исторических и этнографических трудах Г. Миллера, он писал, что этот автор «больше всего высматривает пятна на одежде российского тела, проходя многие истинные ее украшения».

Ведущая роль русских ученых XVIII века в разработке эволюционного учения. Вольф Каспар Фридрих (1734-1794) учился медицине в Берлине и Галле. В 1759 г. он опубликовал диссертацию «Теория зарождения», в 1764 г. под тем же названием более подробный труд (Theorie von der Generation)2. В Германии работа Вольфа не была признана, встретила резкую оппозицию со стороны Альбрехта Галлера. Вольф не был избран на кафедру физиологии. В 1764 г. Вольф принял приглашение Петербуржской академии наук, переселился в Россию и 30 лет до конца своей жизни работал в России.

В то время была популярна теория преформизма, согласно которой считалось, что в яйце или в сперматозоиде существует (заранее образован, переформирован) в миниатюрном и свернутом виде сформированный организм и что развитие зародыша есть только развертывание того, что существует. Вольф подверг критике эту метафизическую теорию преформизма и развил прогрессивную для того времени теорию эпигенеза. К этой теории Вольф пришел на основании собственных экспериментальных данных по изучению начальной стадии развития растений и животных. В своей работе «Теория зарождения» Вольф проследил, как и когда в растениях возникают листья, цветок и его части, как и когда образуются плоды и семена. Зарождение отдельных органов животного организма Вольф изучил на курином зародыше. В противовес метафизическим представлениям преформистов Вольф установил, что никаких «преформированных», т. е. предуготованных органов ни у растений, ни у животных нет. Исследования куриного зародыша показали, что, например, сердце зародыша возникает только после того, как сложились другие, более простые его части. Вольф установил, что рождение и развитие каждого живого существа представляет собой нечисто количественное увеличение, не простой рост, а последовательный процесс появления все новых и новых органов, которые в дальнейшем усложняются. Тем самым Вольф первым поставил на научную почву изучение индивидуального развития организма (онтогенез).

Роль Вольфа в развитии биологической науки в исторической подготовке эволюционной идеи высоко оцепил Энгельс. «Характерно, - писал он в «Диалектике природы», - что почти одновременно с нападением Канта на учение о вечности солнечной системы К. CD. Вольф произвел в 1759 г. первое нападение на теорию постоянства видов, провозгласив учение об эволюции. Но то, что у него было только гениальным предвосхищением, приняло определенную форму у Окена, Ламарка, Бэра и было победоносно проведено в науке ровно сто лет спустя, в 1859 г. Дарвином».

В XVIII веке в России происходила борьба передовых отечественных врачей за самостоятельное развитие русской медицинской науки и подготовку русских врачей. Эта борьба протекала в различных формах на различных этапах развития медицины в XVIII и XIX веках. Как в начале XVIII века при создании госпитальных школ и наборе слушателей для них при Бидлоо, так и в конце XVIII века при создании в Петербурге высшего медицинского учебного заведения, так называемого Калинкинского института, русской молодежи приходилось бороться за право учиться медицине.

К середине XVIII века из врачей, окончивших госпитальные школы и медицинские факультеты иностранных университетов, наиболее талантливые (М. Шеин, С. Зыбелин и др.) боролись за право быть преподавателями в медицинских школах России. Целое столетие (с середины XVIII века почти до середины XIX века) тянулась борьба за право пользоваться в медицине русским языком. Многочисленны примеры борьбы за возможность отечественным врачам занимать руководящие места в больницах и учебных заведениях, в научных и административных учреждениях.

В 1764 г. Медицинская коллегия признала равноправие русского и немецкого языков в преподавании в госпитальных школах: «Отныне на будущее время преподавание в госпитальных школах будет публичное, на русском и немецком языке». И только в 1795 г. в «Предварительном постановлении о должностях учащих, учащихся» было указано: «...Профессор должен знать совершенно русский язык для точного и вразумительного выражения своих на оном мыслей при преподавании учения; в случае же необходимости, когда такового отыскать будет невозможно, допускается знающий основательно латинский язык, на котором обязан будет преподавать через 3 года (в продолжение 3 лет), в продолжение которых должен изучить русский язык». Вследствие этой уступки многие профессора не изучали русский.

В первой половине XIX века. Например, Московский университет в первой четверти XIX века для нужд студентов издавал переводы медицинских учебников с немецкого языка на латинский.

В 1764 г. Медицинская коллегия получила право присваивать врачам степень доктора медицины, но в XVIII веке присвоили ее только 16 врачам, получившим образование в госпитальных школах. Кроме того, Медицинская коллегия присвоила звание профессора 8 ученым, прошедшим подготовку в адъюнктуре, а также И. Бушу и Я. Саполовичу звание профессора без защиты диссертации и прохождения адъюнктуры. Медицинский факультет Московского университета получил право присваивать степень доктора медицины только в 90-х годах XVIII века. Наконец, в 1859-1860 гг. было разрешено защищать диссертации на русском языке.

Ярким примером борьбы были события, связанные с открытием в Петербурге в 80-х годах XVIII века Калинкинского института для подготовки врачей, просуществовавшего недолго и в последние годы XVIII века влившегося в создаваемую тогда Петербургскую медико-хирургическую академию. В 1783 г. у врачей-иностранцев, стоявших во главе медицинского дела в России, возникла мысль об учреждении в Петербурге (на базе больницы у Калинкина моста) высшего медицинского учебного заведения, особой школы для подготовки медицинских администраторов и преподавателей. В проекте устава этого заведения откровенно писалось: «При распределении мест службы лучшие места должны предоставляться воспитанникам этого училища». Поставив такие задачи новому высшему медицинскому учебному заведению, организаторы его с согласия правящих кругов России решили сделать Калинкинский институт доступным исключительно для немцев. В проекте устава предполагалось запретить русским поступать в число студентов этой новой школы. Узнав об этом проекте, М. М. Тереховский резко высказался против попытки создать в Петербурге высшую медицинскую школу исключительно для немцев и предложил сделать Калинкинский институт чисто русским учреждением.

Подавляющее большинство русских ученых и врачей XVIII века были выходцами из трудовых слоев народа, знакомыми с его положением и нуждами. Они смотрели на науку, как на средство просвещения народных масс, развития производительных сил и поднятия благосостояния народа. Работавшие в России иностранцы, ученые и врачи, в основном бывшие сторонники реакционных теорий, смыкались с деятелями бюрократической верхушки и сами часто были из среды этой верхушки, поддерживали представителей дворянско-помещичьего класса и отражали интересы этого класса. Начиная с последнего десятилетия XVII века, при Петре I и в последующем, XVIII веке, особенно во второй его половине, царское правительство приглашало из других стран большое количество врачей-иностранцев и предоставляло им по сравнению с отечественными врачами служебные и материальные преимущества и привилегии. В Медицинской коллегии и других государственных учреждениях, армии, госпиталях и больницах, госпитальных школах, Московском университете было много врачей-иностранцев, не знавших и не понимавших нужд русского народа.

Врачи-иностранцы, боясь конкуренции, различными путями противодействовали развитию русской медицинской науки и созданию кадров русских врачей, преподавателей и ученых. Многочисленные примеры подобного отношения к талантливым русским врачам встречаются в биографиях К. И. Щепина, С. Г. Зыбелина, Д. С. Самойловича, А. М. Шумлянского и многих других врачей XVIII века.

Конечно, среди иностранцев, работавших в России, были люди честно служившие русскому народу, понимавшие свои задачи, сделавшие Россию постоянным местом своей деятельности и оставшиеся здесь до конца своих дней (отец и сыновья Блюментросты, Н. Бидлоо, К. Вольф, П. Паллас и др.).

Научная деятельность русских врачей в XVIII веке. XVIII век был важным этапом в развитии медицины в России. Это был период становления и роста русской медицинской науки, когда в России появилась и быстро развивалась научная медицина. Среди врачей, способствовавших развитию медицинской науки, крупную роль в XVIII веке сыграли воспитанники русских госпитальных школ.

Отечественные врачи не только были хорошими практическими врачами, обслуживающими гражданское население и армию, но и многие из них стали преподавателями. Во второй же половине XVIII века многие отечественные врачи своими трудами способствовали развитию медицинской науки.

Научные исследования русских врачей XVIII века не исчерпывались докторскими диссертациями. Врачи довольно интенсивно вели исследовательскую работу, их многочисленные рукописи поступали в Медицинскую канцелярию. В 1764 г. Медицинской коллегией при П. 3. Кондоиди был издан специальный указ, предлагавший всем врачам присылать научные труды для издания их в «Российских медицинских комментариях». После этого поступление трудов увеличилось, но Медицинская коллегия и ее руководители врачи-иностранцы, недобросовестно относясь к своим обязанностям, не просматривали представленных научных трудов. К 1793 г. в архиве Медицинской коллегии находилось 463 рукописных сочинения русских врачей.

После пополнения Медицинской коллегии передовыми русскими врачами отношение изменилось. В 1793-1795 гг. все сочинения были рассмотрены на конференции коллегии, распределены по качеству на 4 категории и 103 сочинения" были признаны достойными издания, но только в 1805 г. был издан сборник, содержащий 50 работ. В архиве Медицинской коллегии до нашего времени сохранилось более тысячи рукописей, посвященных проблемам инфекционных болезней и эпидемиологии, хирургии, внутренним болезням, гигиене, ботанике, фармакологии и химии. Авторы этих рукописей, например, исследовали сибирскую язву, проказу, изучали токсикологию спорыньи, устанавливали пищевые факторы, влияющие на возникновение цинги. Среди этих рукописей имеется ряд ценных сочинений, отражающих следующие черты: стремление решить важнейшие вопросы практической медицины (инфекционные болезни, гигиена, отечественное лекарственное сырье) и применение опытного исследования природы. В этих работах получили отражение материалистические воззрения М. В. Ломоносова, его учение о необходимости не только лечить, но и предупреждать болезни, признание значения опыта.

Для медицинской литературы России XVIII века характерно большое количество переводных сочинений. В 1757 г. М. И. Шеин напечатал первый перевод широко распространенного учебника Гайстера по анатомии, в 1761 г.- перевод учебника по хирургии Платнера. Работу М. И. Шеина по переводу медицинских учебников и книг на русский язык продолжали Н. М. Максимович-Амбодик, М. М. Тереховский, Ф. И. Барсук-Моисеев и др. Для переводов выбирались широко распространенные, лучшие по тому времени учебники. В последние десятилетия XVIII века в России были опубликованы на русском языке большие оригинальные труды и учебные пособия. В 1792-1794 гг. издавался первый медицинский журнал на русском языке «С.- Петербургские врачебные ведомости».

В развитии русской медицины в XVIII веке, в деятельности ряда передовых ее представителей, шедших в идейном отношении за М. В. Ломоносовым, формировались материалистические принципы в борьбе с влиянием идеалистической реакции XVIII века (Лейбниц, Кант).

Материалистическая направленность передовых врачей много способствовала прогрессивному характеру их медицинской деятельности.

Для передовых русских врачей XVIII века характерно стремление ввести медицину в круг естественных наук, связать ее с достижениями естествознания. Знакомство С. Г. Зыбелина, К. И. Щепина, А. М. Шум-лянского, Д. С. Самойловича с физикой, химией, ботаникой позволяло им г>рать из современного им естествознания все передовое. Ф. Г, Политковский писал: «...На все системы советую смотреть беспристрастными глазами, коими должны руководствовать разум и опыт». Н. М. Максимович-Амбодик указывал: «Умозрение с опытом - действием сопряжено непрерывным союзом, так что одно без другого есть весьма слабо и бесполезно, а иногда и пагубно быть может... Я как чужим, так и моим умствованиям не много верю, а по большей части следую наблюдениям и опытам в натуре».

Врачи-исследователи прислушивались к этим советам и широко применяли опытный метод.

Внимание к вопросам гигиены и здоровья населения отличало передовых деятелей отечественной медицины XVIII века. Сочинения, публичные лекции и речи С. Г. Зыбелина, Н. М. Максимович-Амбодика, Д. С. Самойловича и др. посвящались гигиеническим темам. В этих высказываниях, предназначенных не только для врачей, но и для широкой аудитории, ставились вопросы воспитания и охраны здоровья детей, гигиены сельского населения и т.. п.

Одновременно нельзя забывать о значении связей с мировой наукой. Поездки русской молодежи для учебы за границу, начатые в начале века, все больше и больше участились. Для изучения медицины и защиты диссертаций молодые врачи выезжали в Галле, Гейдельберг, Страсбург, Лейден. Встречи с иностранными учеными, знакомство с их методами исследования обогащали наших медиков. Признавая все существенное и практически важное, отечественные врачи весьма часто критически оценивали философские взгляды зарубежных авторитетов. Это объяснялось тем, что большинство русских врачей второй половины XVIII столетия были материалистами, последователями Ломоносова. Философские положения этого гениального человека были надежной основой для теоретической медицины.

Описание работы

Передовые мыслители России XVII и особенно XVIII века стремились обосновать необходимость распространения просвещения и свободного развития научных знаний, освободить науку от опеки церкви, привлечь внимание к изучению естествознания в целях использования приходных ресурсов для прогрессивного экономического развития России. В связи с этим лучшие представители философии и естествознания, обращались к опыту, к наблюдениям над явлениями природы, стремились к практическому применению научных знаний.