Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами. Разработка урока лекции по общей биологии. Микориза бывает нескольких видов

Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

В природе каждый живой организм живет в окружении множества других представителей. Экологические взаимодействия организмов обычно имеют чрезвычайно сложный характер, зависят от многих факторов и по-разному протекают в различных условиях.

Все взаимоотношения делятся на 6 групп. Рассмотрим их на конкретных примерах:
Взаимополезные
Полезновредные
Взаимовредные
Полезнонейтральные
Вреднонейтральные
Нейтральные
Скачать и читать Презентация - Типы экологических взаимоотношений организмов

Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и процессов позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров.
Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов
На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель.
Такая модель выделяет существенные, с точки зрения целей проводимого исследования (целей моделирования), свойства объекта, а несущественными свойствами пренебрегает
На втором этапе создается формализованная модель, т. е. описательная Скачать и читать Презентация - Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Презентация - Пищеварительная система

Цель презентации :
Повторить особенности строения и функционирования органов пищеварительной системы

Функции питания :
Строительная
Энергетическая
Снабжение организма БАВ

Питательные вещества :
Белки
Жиры
Углеводы
Минеральные соли
Витамины
Скачать и читать Презентация - Пищеварительная система

Презентация - Фосфор - строение и свойства

Сравнение свойств разновидностей фосфора

Фосфор белый (жёлтый) Имеет молекулярную кристаллическую решетку кубического типа, состоящую из молекул Р4, которые могут свободно вращаться, связаны очень непрочными связями и имеют форму тетраэдра. В чистом виде совершенно бесцветен и прозрачен, продажный продукт окрашен в желтоватый цвет и по внешнему виду похож на воск. На холоду хрупок, мягкий при темп. выше 15 градусов Цельсия, с характерным запахом. Легоплавок и летуч. Очень ядовит. Не растворяется в воде, но хорошо растворяется в сероуглероде. Светится в темноте. В порошке самовоспламеняется. При темп. 34оС. Поэтому его хранят под водой.

Фосфор красный Имеет аморфное строение или атомную кристаллическую решетку, полимерное строение: тетраэдры Р4 связаны в бесконечные цепи. Несколько отличен «фиолетовый фосфор», состоящий из группировок Р8 и Р9, уложенных в длинные трубчатые структуры с пятиугольным сечением. Порошок красно-бурого цвета (название красный относится сразу к нескольким модификациям, отличающимся по плотности и окраске от оранжевой до тёмнокрасной и даже фиолетовой), не ядовит. Не растворяется ни в воде, ни в сероуглероде. Не светится в темноте. Загорается лишь при поджигании, а самовоспламеняется при темп. более 200оС

Фосфор чёрный Кристаллическая форма. Построен из объёмных шестиугольников с атомами фосфора в вершинах, связанных друг с другом в слои (напоминает графит) Наименее активная форма. Внешне похож на графит. При нагревании без доступа воздуха переходит в пар, из которого конденсируется белый фосфор
Скачать и читать Презентация - Фосфор - строение и свойства

Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Знаем ли мы, что нужно и что не следует употреблять в пищу, какими средствами гигиены и кому можно пользоваться?
Можем ли мы в домашних условиях определять уровень pH?

Цель:
Исследовать pH среды жидкостей, необходимых для человека и выяснить влияние кислотности среды на здоровье человека

Задачи:
Изучить литературные источники по названой теме;
Получить и исследовать индикаторы из натурального сырья;
Практически ознакомиться с методикой определения pH среды жидкостей, применяемых человеком.

Объект исследования
Напитки, средства гигиены, моющие средства, жидкости окружающие нас в природе, Жидкости входящие в состав организма человека;
Различные растения, из которых можно получить индикаторы

Водородный показатель
Водородный показатель, pH (произносится «пэ аш»), - это мера концентрации ионов водорода в растворе, количественно выражающая его кислотность.
Скачать и читать Презентация - pH жидкостей, необходимых для человека

Презентация - Органы чувств

Данный проект охватывает тему
«Значение органов чувств» из раздела биологии «Нервная система человека».
Работа по группам создаёт ситуацию успешности.
Познавательная деятельность позволяет учащимся более глубоко усвоить понятия: слуховой анализатор, звуковое восприятие.
Проблемные вопросы развивают интерес к биологии.

Дидактические цели :
Формирование биологической грамотности и усвоение специфичности анализаторов;
Формирование критического мышления;
Формирование навыков работы в команде.
Методические задачи
:
Научить обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате проведённой работе;
Научить применять новые компьютерные технологии.

Тема урока: Типы взаимодействия организмов.

Цель: познакомить учащихся с многообразием типов взаимодействия между живыми организмами и их значением в жизни видов.

Задачи:

1) образовательные:

2) развивающие:

3) воспитательные:

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения:

  • словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы);
  • частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований);
  • наглядный (изучение таблицы и иллюстраций).

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Оборудование: таблица «Биотические взаимодействия», влажный препарат «Клубеньки на корнях бобовых растений».

План урока:

I. Организационный момент.

IV. Домашнее задание.

V. Итог урока.

VI. Оценки.

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. (Рассказ учителя).

Жизнь любого живого существа не возможна без других. Его благополучие зависит от многих видов, которые так или иначе на него воздействуют. Все многообразие отношений между организмами, возникающее в биогеоценозе, осуществляется на базе пищевых, пространственно-территориальных связей. Связи эти чрезвычайно разнообразны. Всю сумму воздействий, которые оказывают друг на друга организмы, называют биотическими факторами среды. Наша главная цель сегодня на уроке – попытаться разобраться в этом многообразии биотических связей.

Они бывают прямыми и косвенными. Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды.

Рассмотрим, какие же типы отношений могут возникать между организмами. Рассказ учителя сопровождается показом таблицы.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

Хищничество – взаимосвязь, при которой один организм поедает другого. Истинных хищников отличает специализированное охотничье поведение, они тратят много энергии на добычу своих жертв.

Собиратели питаются мелкой многочисленной добычей, не способной убегать или оказывать сопротивление, и основную часть энергии тратят на поиск корма.

При пастьбе обычно корма вокруг оказывается достаточно, однако он отличается низкой питательностью, и основные усилия животные тратят на захват больших количеств пищи и её усвоение, как, например, коровы на лугу.

Трофические связи в биоценозах определяют и направления эволюции взаимодействующих видов. У хищников, например, естественный отбор совершенствует органы чувств и нервную систему, координацию движений, мускульную силу, охотничьи инстинкты, т.е. все те признаки, которые обеспечивают успешную охоту. Их жертвы также эволюционируют, т.к. выживают те, кто быстрее заметит опасность, быстрее бегает или летает, успеет вовремя спрятаться, имеет более зоркие глаза, чуткие уши, лучшее обоняние и т.п.

Хищники в природе редко приводят к полному уничтожению вида животных, которыми питаются. При низкой их численности они переключаются на другую, более доступную добычу, поскольку поиск прежней становится энергетически невыгодным. Снижение пресса хищничества позволяет виду возобновиться.

Другой тип отношений – конкуренция – возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция возникает в случаях, когда совместно живущие виды сообща используют одни и те же ресурсы, количество которых ограничено. Отсутствие одного из таких организмов благоприятно скажется на состоянии другого. Конкуренция может быть как за пищевые ресурсы, так и другого рода, например, за территорию, за самку. В конкурентных отношениях особи конкурирующих видов могут активно подавлять друг друга, но могут сохранять и нейтральные отношения. Успех конкуренции при таком «мирном сожительстве» определяется скоростью размножения: вид, который быстрее наращивает численность, рано или поздно перехватит все ресурсы у другого. У растений конкуренция выражена более остро.

Вопрос: Как вы думаете, почему?

(Ответ: растения ведут прикрепленный образ жизни и, таким образом, не могут избежать конкурентных отношений или сгладить их).

Конкуренция может быть внутривидовой и межвидовой. Внутривидовая конкуренция – это соперничество между особями одного вида, межвидовая – между особями разных видов.

Межвидовая конкуренция возникает между особями экологически близких видов. Ее результатом может быть либо взаимное приспособление двух видов, либо замещение популяции одного вида популяцией другого вида; первый в этом случае переселяется на другое место, переключается на другую пищу или вымирает. Конкуренция приводит к естественному отбору в направлении увеличения экологических различий между конкурирующими видами и образованию ими разных экологических ниш.

Вопрос: приведите примеры конкуренции.

Работа с учебником.

(Ответ: суслики в сухой степи могут выедать до 40% растительного прироста, а это значит, что пастбища могут прокормить меньшее число овец или сайгаков. А в годы массового размножения саранчи пищи не хватает ни сусликам, ни овцам).

Третий тип взаимоотношений организмов прямо противоположен конкуренции. Это взаимополезные отношения – мутуализм и симбиоз. Близкие по смыслу понятия, но не синонимы. Мутуализм – взаимовыгодные обязательные или случайные связи между организмами (рак-отшельник и актиния). Симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов (лишайник, микориза, бактерии кишечного тракта). Обсуждение рис. 38, 39 на стр. 63 учебника. Демонстрация влажного препарата.

Другой тип биотических отношений – комменсализм . Это взаимосвязь, при которой один организм получает какое-либо преимущество, не принося заметного вреда другому. Комменсализм, как тип биотических отношений поддерживает жизнь множества видов в природе. Некоторые виды животных либо питаются остатками пищи представителей другого вида (рыбы-прилипалы, гиены), либо используют их убежища, норы, гнезда, не принося хозяину ни вреда, ни пользы. Так, в норах степных и пустынных грызунов спасаются от жары сотни видов насекомых, пауков и других мелких животных.

Аменсализм – отношение, при котором один организм воздействует на другой и подавляет его жизнедеятельность, а сам при это не испытывает никак отрицательных влияний со стороны подавляемого. Например, невозможность выживания мелкого светолюбивого травянистого растения под густой тенью бука или ели.

Нейтрализм – сожительство двух видов на одной территории, не имеющее для них ни положительных, ни отрицательных последствий. Например, белки и лоси не оказывают друг на друга значительных воздействий.

2. По ходу объяснения учителем нового материала и демонстрации таблицы, учащиеся заполняют в рабочих тетрадях таблицу.

Типы биотических взаимодействий (по Э. Хескилу)

Тип взаимодействия

Организмы

Характер взаимодействия

Примеры

нейтрализм

организмы не влияют друг на друга

белка и лось в одном лесу практически не контактируют

конкуренция

взаимное подавление организмов

сорняки и культурные виды

комменсализм

один организм получает пользу от взаимодействия, другому – безразлично

гиены, шакалы питаются остатками жертв, убитых и частично съеденных крупными хищниками - львами

аменсализм

один организм подавляет другой, не испытывая его воздействия

взаимоотношения ели растений нижнего яруса

хищничество

хищник – жертва

лиса – мыши

человек – широкий лентец

мутуализм

взаимовыгодные необязательные отношения

энтомофилия, эндозоохория

симбиоз

отношения, при которых организмы не могут существовать друг без друга

лишайники, микориза

Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве.

В результате сложности и переплетенности связей между видами неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

3. Работа в малых группах.

Задание 1. При массовом отстреле хищных птиц (филинов, ястребов) численность куропаток и тетеревов снижается; при уничтожении волков снижается численность оленей. Чем это можно объяснить?

Ответ: хищник оказывает регулирующее воздействие на популяцию жертвы, уничтожая больных и ослабленных особей. При уменьшении численности популяции хищников происходит уменьшение численности популяции жертвы.

Задание 2. В лесу произрастало много папоротников, однако после его вырубки эти растения исчезли. Почему?

Ответ: папоротники растут во влажных, тенистых местах под пологом леса. Вырубка лишила их благоприятных условий.

Задание 3. Плодами вишни лакомятся и воробьи, и галки. Но галки плод вишни проглатывают целиком, а воробьи только склевывают сочную мякоть плода. Какая из этих птиц полезней для вишни?

Ответ: в результате налета воробьев плоды вишни будут только испорчены, семена в косточках останутся на родительском растении. Галка для вишни полезнее: птица проглотит плод целиком, семя внутри косточки не пострадает, затем косточка подвергнется действию кишечных соков – это улучшит прорастание семени, а потом вместе с пометом оно будет выброшено далеко от родительского растения, что способствует распространению вида.

Задание 4. Задержанный браконьер утверждал: «Раз доказано, что волков и других хищников нельзя истреблять, значит, и браконьеров преследовать не надо: ведь говорят же, что браконьер – хищник». Убедительны ли эти доводы?

Ответ: нет. Хищники уничтожают преимущественно больных и ослабленных животных, а браконьеры – здоровых.

Задание 5. В лесу вырубили все старые дуплистые деревья. Крупные молодые деревья были съедены вредителями. Лес погиб. Какая связь между этими явлениями?

Ответ: в дуплистых деревьях жили насекомоядные птицы – дуплогнездники и летучие мыши. Их лишили жилья, и они покинули лес. Тогда насекомые – вредители размножились в таком количестве, что погубили оставшиеся деревья.

III. Закрепление изученного материала.

Индивидуальная работа с тестом

1. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидового взаимодействия, характеризующийся взаимным конкурентным подавлением видов?

а) + – ; б) 0 0; в) – – ; г) + +.

2. В виде какой комбинации символов можно выразить тип биотических отношений, характеризующейся конкуренцией из-за ресурсов?

а) – –; б) 0 0; в) + +; г) – 0.

3. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов 0 0?

а) комменсализм; в) нейтрализм;

4. Какой тип межвидовых отношений можно выразить в виде комбинации символов: + 0?

а) нейтрализм; в) комменсализм;

5. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, характеризующейся способом добывания пищи и питания, при котором одни организмы ловят, убивают и съедают других организмов?

а) + –; б) – –; в) + 0; г) + +.

6. В виде какой комбинации символов можно выразить тип межвидовых взаимоотношений, при которых один вид использует другой как среду жизни и как источник пищи, причиняя последнему вред?

а) + 0; б) – –; в) – 0; г) + –.

7. Какой тип межвидового взаимодействия можно выразить в виде комбинации символов: + +?

а) мутуализм; в) нейтрализм;

б) хищничество; г) комменсализм.

б) межвидовой конкуренцией; г) квартиранством.

9. Естественные биотические отношения между термитами и жгутиконосцами, обитающими в их кишечнике, относятся к типу:

а) межвидовой конкуренции; в) комменсализма;

IV. Домашнее задание: §8, вопросы 2, 3 и 4.

V. Итог урока.

Отношения организмов в природе сложные и многообразные и часто грань между ними условна. Понимая это, человек обязан, относится к природе осторожно, бережно, для того, чтобы ее сохранить.

VI. Оценки.

АНАЛИЗ УСВОЕННОСТИ МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ.

Данный урок был проведен в 9 классе. Количество учащихся – 25 человек. В классе есть как слабые, так и сильные ученики, поэтому предлагаю разноуровневые задания. Класс был разбит на 5 групп. В каждой группе среди учеников распределены роли:

Координатор деятельности группы

Секретарь (записывает результаты работы)

Активные слушатели (стараются пересказать своими словами то, о чём только что говорил кто-либо из членов группы, помогая сформулировать мысль)

IV. Рефлексия

Выскажите своё мнение

Я могу использовать знания по данной теме …..

Вы нашли общий язык с одноклассниками при выполнении самостоятельного задания в группах?

Ваша оценка за урок и самооценка усвоения темы.

На уроке я узнал (а)…….

VII: Рефлексия (17 слайд)

Вспомни свои впечатления на уроке,

Дополни предложения:

1. Я чувствовал себя…

2. Я….доволен собой

3. Я испытывал затруднения, когда…

4. Я хотел бы стать более…

Экологические загадки: (3 слайд)

1.Ты, может, в Африке!

Ты, может, меньше мышки!

Мы друг о друге лишь,

Знаем понаслышке! (Нейтрализм)

2.С тобой в одной мы связке,

Как дружная семья,

Уже давно неясно,

Где ты, а где тут я? (Симбиоз)

3.Желаю жизни много лет,

Не знай ты вовсе обо мне!

Найду я ужин и обед,

4. Пускай могуч он как скала-

Не отпугнет меня ничуть!

Лишь только б с барского стола

Мне перепало что-нибудь (Нахлебничество)

Разработка урока: «Взаимоотношения между организмами»

Тип урока: формирование новых знаний и способов деятельности

Цель урока : познакомить учащихся с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и рассмотреть их классификацию.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях в природе; продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей; продолжить работу с биологическими терминами.

Развивающие: продолжить развивать у учащихся основы поисковой работы; развивать умение делать выводы на основе полученных сведений.

Воспитательные: экологическое воспитание .

Оборудование: мультимедийная презентация , экран, проектор.

Учебное пособие: учебник «Общая биология», авторы В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, В.И. Сонин М., «Дрофа», 2004г.

Методы:

Оформление урока:

Сделаны записи на доске, на экран проецируется презентация

Структура урока:

    Организационный момент

    Изучение нового материала

    Закрепление

    Домашнее задание

    Подведение итогов урока

1.Организационный момент:

Учащиеся заходят в класс и занимают места.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Кто отсутствует?

Мы с вами изучаем экологию - науку о взаимоотношениях организмов. Скажите, может ли хоть один организм существовать отдельно от других? Да верно, конечно же, нет. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких отношений называют биотическими связями. Сегодня мы познакомимся с многообразием биотических связей в природе, и будем выявлять их особенности.

2.Изучение нового материала

Взаимодействие двух популяций можно представить в виде парных комбинаций символов: +, -, 0, где-

«+»- выгода,

«-»- ухудшение состояния,

«0»- отсутствие значение

(Данные заранее написаны на доске)

Существуют различные комбинации знаков. Давайте составим их:

0, +-, 0-, --, 00

(Запись на доске)

По направлению действия на организм различают следующие виды отношений:

Позитивные

Негативные

Нейтральные

Давайте рассмотрим их подробнее.

Позитивные отношения - это форма взаимоотношений, при котором, оба или один из партнеров извлекает пользу от другого. Запишите.

Различают несколько форм взаимополезного сожительства живых организмов.

Давайте отметим этот вид отношений знаками. Подскажите мне, что надо записывать? Правильно + +.

Вторая форма- это мутуализм , когда присутствие партнера становится обязательным условием существования каждого из них. Здесь примером может быть лишайник, представляющий собой сожительство гриба и водоросли. В лишайнике гифы гриба, оплетая клетки и нити водорослей, образуют специальные всасывающие отростки, проникающие в клетки. Через них гриб получает продукты фотосинтеза, образованные водорослями. Водоросль же из гиф гриба извлекают воду и минеральные соли. Вы наверное видели, что на корнях березы, сосны, ели и других деревьев мицелий гриба образует толстый слой. Это тоже пример мутуализма.

А как мы отметим этот вид отношений? Тоже ++.

Третья форма отношений- это комменсализм , при котором один вид получает пользу, а другому это безразлично. Пример: гиены подбирающие остатки недоеденной львами добычи (нахлебничество). Использование тела других животных как убежища (квартиранство). Пример: дупло и белки.

А здесь как отметим ? +0

Теперь мы приступаем к изучению другого вида взаимоотношений. Антибиотические отношения- это форма взаимоотношений когда одна или обе популяции испытывают отрицательное влияние. Неблагоприятное влияние одних видов на другие тоже имеет несколько форм.

С первой формой отрицательного воздействия вы хорошо знакомы. Это- хищничество . Этот вид отношений имеет большое значение в саморегуляции биоценозов. Назовите мне примеры этих отношений.

Да, все примеры верны, но также к хищничеству относится каннибализм- поедание особей своего вида. Он часто встречается у пауков (самки съедают самцов), у рыб (поедание мальков).

Также хищничество встречается не только у животных. Некоторые растения из-за недостатка азотного питания выработали себе механизм, позволяющий им ловить насекомых.

Посмотрите на слайд. Вы видите насекомоядных растений венерину мухоловку и росянку круглолистную. Насекомое, прилипшее к растению переваривается, слизью выделяемой волосками.

Этот тип мы запишем как … +-

Следующий вид отрицательных отношений это конкуренция.

Как вы думаете почему возникает конкуренция? (потому, что оба вида имеют одинаковые потребности). Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными- от прямой физической борьбы до мирного совместного проживания на одной территории.

Как мы отметим этот тип отношений? - -

3.закрепление изученного материала

А теперь проверим, как вы усвоили новый материал. Мы заполним таблицу. Во вторую колонку вы пишите, какое влияние они оказывают друг на друга. А в третью заносите цифры с примерами к типам взаимоотношений. Каждый пример можно использовать только один раз.

Типы взаимоотношений

Взаимное влияние +, -,0

Примеры взаимоотношений

Взаимодействующие виды

1.КОНКУРЕНЦИЯ

    Цапля - лягушка

    Шакал - лев

    Человек - аскарида

    Амёба - водные бактерии

    Берёза - подберёзовик

    Лошади-мустанги – бизоны

    Рак-отшельник - актиния

    Щука - карась

    Росянка - муха

    Заяц-беляк - заяц-русак

    Акула - рыба-лоцман

    Собака - блоха

3.СИМБИОЗ

4.ХИЩНИЧЕСТВО

4.Домашнее задание

    Привести примеры всех типов взаимоотношений (каждого по три)

5.Подведение итогов

Таким образом, сегодня на уроке мы познакомились с многообразием биотических отношений, выявили особенности, по которым их объединяют и посмотрели их примеры.

Сегодня на уроке вы очень активно работали, молодцы!

Оценки за устные вопросы и за заполнение таблицы.

Спасибо за урок! Все свободны. До свиданья!

  • -На одном из уроков мы говорили об экологических факторах среды. Назовите какие экологические факторы вы знаете?
  • -Правильно, сегодня мы с вами более подробно поговорим о биотических факторах среды.

Записываем число, классная работа и тему нашего урока: «Биотические факторы среды. Взаимодействие между организмами».

Связи между разными организмами называют биотическими. Вся живая природа пронизана этими связями. Они необыкновенно разнообразны в деталях, могут быть прямыми или косвенными и имеют разное значение в жизни видов, таким образом, биотические факторы - это взаимодействие между живыми организмами.

Взаимоотношения между живыми организмами в природе принято делить на несколько основных групп.

Биотические взаимоотношения:

  • а) комменсализм
  • б) протокооперация
  • в) мутуализм

нейтрализм

Теперь расшифруем данную схему.

Как вы видите биотические взаимоотношения делятся на симбиоз, нейтрализм и антибиоз.

Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

  • - Симбиоз - сожительство (от греческого "син" - вместе, "биос" - жизнь) - форма взаимоотношений, при которых оба партнера или один из них извлекает пользу от другого.
  • - Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Рассмотрим эти типы взаимодействий подробнее.

Симбиоз. Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Комменсализм - тип взаимоотношений, при котором один из двух обитающих совместно видов извлекает пользу из совместного существования, не причиняя вреда другому виду.

Другими словами, комменсализм - одностороннее использование одного вида другим без принесения ему вреда.

Комменсализм, основанный на потреблении остатков пищи хозяев, называют нахлебничеством. Например, взаимоотношение львов и гиен, подбирающих остатки недоеденной львами добычи.

Примером комменсализма является сопровождение акул рыбами-прилипалами. Отношение нахлебничества наблюдается даже между насекомыми и некоторыми растениями. В жидкости кувшинов насекомоядных непенсетов обитают личинки стрекоз, защищенные от переваривающего действия ферментов растения. Они питаются насекомыми, которые попадают в ловчие кувшины.

Особенно развито использование убежищ либо в постройках, либо в телах других видов. Такой комменсализм называется квартиранством. Примером является поселение растений-эпифитов на коре деревьев.

В полости тела голотурии (тип Иглокожие), называемой так же морским огурцом, находят убежище разнообразные мелкие животные. Мальки рыб прячутся под зонтиками крупных медуз, где находятся под защитой щупалец, снабженных стрекательными клетками. В гнездах птиц, норах грызунов, обитает огромное количество насекомых и клещей. Особую важность приобретает использование надежных убежищ для сохранения икры или молоди. Морские рыбы карепрокты откладывают икру под панцирь крабов в его жаберную полость. Отложенные на жабры икринки развиваются в условиях идеального снабжения чистой водой, непрерывно пропускаемой через жабры хозяина. Такое же приспособление выработалось у пресноводного горчака, откладывающего икру в мантийную полость двустворчатых моллюсков - беззубок.

Взрослые рыбы также нередко ищут защиты у животных других видов. Мелкие кривохвостки подолгу держатся между длинными иглами морских ежей, в полной безопасности от хищников.

Следующая разновидность симбиоза - это протокооперация.

Протокооперация - совместное существование выгодно обоим видам, но не обязательно для них.

В тропических морях на небольших глубинах обитают кишечнополостные животные, относящиеся к коралловым полипам,- актинии. В отличие от других кораллов они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком из щупалец. Как и все кораллы, актинии ведут сидячеприкрепленный образ жизни. Однако нередко можно видеть, как актинии медленно перемещаются по морскому дну. Это бывает в тех случаях, когда актиния поселяется на пустой раковине какого-нибудь моллюска. В раковине находит себе убежище рак-отшельник, прячущий в ней свое мягкое брюшко, и он-то и "везет" на себе раковину вместе с актинией. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи. Часть добычи, пораженная стрекательными клетками актинии, не захватывается ею, падает на дно и поедается раком. Польза для обоих организмов очевидна, но связь их необязательна: и рак и актиния могут существовать обособленно.

Запишите: например, взаимодействие рака-отшельника и актинии.

Примером взаимовыгодных отношений служит сожительство так называемых клубеньковых бактерий и бобовых растений (гороха, фасоли, сои, клевера, люцерны, вики, белой акации, земляного ореха). Эти бактерии, способные усваивать азот воздуха и превращать его в аммиак, а затем в аминокислоты, поселяются в корнях растений. Присутствие бактерий вызывает разрастание тканей корня и образование утолщений. Утолщения на корнях называются клубеньками. Растения в симбиозе с азотфиксирующими бактериями могут произрастать на почвах, бедных азотом, и обогащать им почву. Вот почему бобовые - клевер, люцерну, вику - вводят в севообороты как предшественники для других культур.

Другая форма симбиотических взаимоотношений у растений сожительство гриба с корнями высших растений - микориза. На корнях березы, сосны, дуба, ели, а так же орхидейных, вересковых, брусничных и многих многолетних трав мицелий гриба образует толстый слой. Корневые волоски на корнях высших растений при этом не развиваются, а вода и минеральные соли поглощаются с помощью гриба. Мицелий гриба проникает даже внутрь корня, получая от растения-партнера углеводы и доставляя ему воду и минеральные соли. Деревья с микоризой растут гораздо лучше, чем без нее.

Следующая разновидность - это мутуализм. Мутуализм - оба вида извлекают выгоду из совместного существования и не могут жить самостоятельно. Это наиболее сильная взаимосвязь между организмами.

Пример, отношения термитов и жгутиковых простейших, обитающих у них в кишечнике. Термиты питаются древесиной, однако у них нет ферментов, переваривающих целлюлозу. Жгутиконосцы вырабатывают такие ферменты и переводят клетчатку в сахара. Без простейших - симбионтов - термиты погибают от голода. Сами же жгутиковые, помимо благоприятного микроклимата в кишечнике термитов получают пищу и условия для размножения.

А также классическим примером мутуализма - лишайники.

Скажите, какими организмами представлен лишайник?

Правильно. И мы с вами переходим к следующему виду взаимоотношений между живыми организмами: антибиозу.

Отрицательные взаимоотношения могут принимать следующие формы:

Хищничество - отношения, при которых представители одного вида ловят и поедают представителей другого вида.

Примеров, данного взаимодействия множество, и вы можете сами их привести.

Частным случаем хищничества служит каннибализм - поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Мы переходим к конкуренции.

Конкуренция - это тип взаимодействий, который возникает, если у двух близких видов наблюдаются сходные потребности. Если такие виды обитают на одной территории, то каждый из них находится в невыгодном положении: уменьшаются возможности овладения пищевыми ресурсами, убежищами, местами для размножения и т.д. Формы конкурентного взаимодействия могут быть самыми разными - от прямой физической борьбы до мирного совместного существования. Тем не менее, если два вида с одинаковыми потребностями оказываются в одном сообществе, рано или поздно один конкурент вытеснит другого. Ч.Дарвин считал конкуренцию одной из важнейших составных частей борьбы за существование, играющую большую роль в эволюции.

Принимайте участие!

Некоторые уроки могут показаться детям скучными. И тогда на занятиях начинает страдать дисциплина, школьники быстро устают и не желают принимать участие в обсуждении.

Кейс-уроки были созданы, чтобы соединить учебные школьные знания с остро необходимыми компетенциями, такими как креативность, системное и критическое мышление, целеустремленность и другие.

Благодаря кейсам вы сможете помочь школьнику получать пользу и удовольствие от учебы, справиться с его личными проблемами!

Одаренные дети — кто они? Что такое способности, что такое одаренность? И чем отличаются способные дети от одаренных? Как распознать одаренного ребенка? У всех ли детей одаренность проявляется одинаково?Какие советы дать родителям даровитого ребенка при его воспитании? Об этом — в нашем вебинаре.

Читайте новые статьи

Современным ученикам не подходят традиционные методы преподавания. Им сложно не отвлекаясь сидеть над учебниками, а долгие объяснения вгоняют в скуку. В результате - отторжение от учёбы. Между тем приоритет визуальности в подаче информации - главная тенденция в современном образовании. Вместо того чтобы критиковать тягу ребят к «картинкам из Интернета», используйте эту особенность в положительном ключе и начните включать в план урока просмотр тематических видео. Зачем это нужно и как самим подготовить ролик - читайте в этой статье.