Разница между школой гимназией и лицеем. Чем отличается лицей от гимназии и школы. Что выбрать: лицей или гимназию
Все без исключения родители задумываются о том, куда лучше отдать своего ребенка на обучение – в школу или гимназию. В чем отличие этих образовательный учреждений между собой, а также какими преимуществами обладает каждый из них. Этому всему посвящена данная статья.
Определения двух видов школ
Гимназия представляет собой учебное заведение более престижного уровня в отличие от обычной средней школы. Отметим, что количество таких заведений гораздо меньше в отличие от простых школ.
Чтобы средней школе получить статус гимназии, нужно кардинально изменить педагогический состав, чтобы соответствовать образовательному уровню. Поэтому данный процесс отличается высокой сложностью. Вдобавок к требованиям потребуется повышенный финансовый оборот, чтобы обеспечить школу всем необходимым оборудованием для обучения школьников.
Одно слово «гимназия» означает статус и разрешение на то, чтобы собирать с родителей в несколько раз больше средств в отличие от обычной школы. Как говорится, за качество нужно платить.
В гимназии ученики выполняют развивающие программы, позволяющие более легко усваивать предметы. В результате ребенок получает углубленные знания. В таком образовательном учреждении особое внимание отдается изучению гуманитарных предметов и иностранных языков.
Средняя школа подготавливает учеников на знание одного иностранного языка, школьник гимназии обязан знать не менее двух.
В гимназии процесс изучения начинается с младших классов. Таким образом, языки усваиваются последовательно. До 5 класса преподается один, а второй язык вводится после пятого. Один класс разделяется на группы по 10 человек для достижения наибольшей эффективности обучения языков.
На одном уровне со средней школой в более статусном заведении программа проходит по стандартным учебникам и программе. Вдобавок к этому школьники изучают другие книги гуманитарного профиля. Из разряда углубленных знаний ваше чадо будет учить следующие предметы:
- Художественная культура.
- Религиоведение.
- Ритмика.
- Филология.
- Филология и так далее.
Что еще есть в гимназии
С точки зрения занятости детей, гимназия предлагает куда лучшую программу. В таком образовательном учреждении, как правило, есть все, что поможет раскрыть его таланты:
- Всевозможные кружки.
- Факультативы.
- Спортивные секции.
- Сотрудничество с ВУЗами и культурными учреждениями наполняет жизнь школьников культурно-образовательными событиями.
Дисциплина – это все!
Гимназия практикует усиленный уровень дисциплины в отличие от средней школы. Ученики обязаны постоянно ходить в специальной форме, а также согласно плану посещать все занятия.
Есть школы, где введен официально-деловой дресс-код, но это, скорее всего, правило рекомендательного характера.
Гимназию можно сразу же отличить благодаря следующим признакам:
- Собственная символика.
- Наличие гимна.
- Экскурсионный автобус.
Чего-то подобного школа себе позволить попросту не сможет.
За опрятностью и поведением гимназистов будут тщательным образом следить. Активно учитывается количество «трудных» детей и тех, кто привлекался в полицию.
Аккуратность в гимназии распространяется абсолютно на все – от школьников до всего здания.
Идеальная гимназия обладает полным преподавательским составом (плюс резервные учителя). Категория должна быть высшей у каждого педагога.
Принципиальное отличие гимназии от школы – это то, что один преподаватель обучает сугубо одному предмету. Поэтому не будет такой ситуации, когда физкультурник замещает учителя по трудам и так далее.
Материально-техническая оснащенность
Гимназия – лидер в этом противостоянии. Оснащение всем необходимым оборудованием, пособиями и компьютерным классом, где есть Интернет, – это визитная карточка статусной школы. Имеют место и библиотеки с обычными и электронными книгами. Согласитесь, что такая оснащенность – это залог хорошего обучения вашего чада. В обычных школах также есть неплохая материальная база, и все пытаются идти в ногу со временем. Однако на практике гимназия лидирует в данном вопросе.
Современные гимназии, принимая первоклассников, организуют вступительные экзамены для оценки способностей малыша. Это может быть:
- Проверка умственных способностей.
- Осмотр врача на наличие каких-либо заболеваний.
- Испытание на способность учиться по усиленной программе.
В средней школе такого, как правило, не происходит.
Каждый город обладает Департаментом образования. Комиссии из этого органа регулярно устраивают проверки средних школ. Задачей является проверка плюсов и минусов учреждения с подведением результатов. На основе заключения делается вывод – может школа носить свой статус или нет. К слову, после такой проверки любая средняя школа может стать гимназией при наличии положительных успехов, а статусное заведение вполне пополнит ряд обычных образовательных учреждений.
Подведем итоги
В статье мы наглядно рассказали вам обо всех различиях гимназии от школы. Приведем исчерпывающий список достоинств учреждения с углубленной программой:
- Стандартная программа обучения, дополненная усиленным изучением гуманитарных наук.
- Наличие собственной символики, автобуса и так далее.
- Большое количество кружков, факультативов и различных спортивных секций.
- Постоянные культурно-образовательные события и мероприятия.
- Высокий уровень материально-технического оснащения для эффективного обучения школьников.
- Усиленная дисциплина в обществе школьников и преподавателей.
- Подготовленный преподавательский состав высшей категории.
Куда лучше отдать ребёнка в гимназию или в школу? И существует ли между ними разница?
Рано или поздно любой родитель, беспокоящийся о своём чаде, задаст себе эти вопросы, но не каждый родитель сможет на них ответить.
Конечно же, гимназия отличается от среднестатистической школы в нашей стране.
Гимназия - это элитное учебное заведение и в отличие от типичных школ, гимназий гораздо меньше.
Обычной школе получить статус гимназии достаточно сложно: в основном это связано с нехваткой квалифицированного педагогического состава, который бы смог соответствовать уровню гимназии и отсутствием достаточных средств для обеспечения школы полноценным материально-техническим оборудованием.
Но правда не стоит забывать и про то, что одно только название «гимназия» позволяет собирать с родителей в два раза больше денежных средств, чем в обычном учебном учреждении. Гимназия в первую очередь это знак качества, а за качество, как известно нужно платить.
В гимназиях дети занимаются по развивающим программам, которые помогают ребёнку легче усвоить предмет, и как следствие получить более углубленные знания. Предполагается более глубокое изучение гуманитарных предметов, особенное внимание уделяется иностранным языкам.
Если в школе достаточно знание одного иностранного языка (как правило, английский язык), учебные стандарты в гимназиях требуют знание как минимум двух иностранных языков (обычно немецкий или французский).
Причём первый иностранный язык дети изучают ещё в начальных классах, а второй язык вводится с 5-ого класса. Для достижения наибольшей эффективности изучения языка дети делятся на группы в среднем по 10 человек. Хотя бывают случаи, когда это правило нарушается, такое происходит, если в классе учится более 40 человек и их нельзя поделить больше чем на три подгруппы.
Как и в школах, технические предметы в гимназиях изучаются по стандартным учебникам и программе. А вот предметы гуманитарного профиля дети изучают по книгам с усиленной программой обучения. При этом в список изучаемых предметов входят такие предметы как мировая художественная культура, религиоведение, ритмика, филология и другие.
В гимназиях существует большое количество кружков, факультативов, которые помогут ребёнку раскрыться. Гимназии находятся в довольно близком сотрудничестве с разнообразными вузами и учреждениями культуры, поэтому жизнь гимназистов насыщена всяческими культурно-образовательными мероприятиями и событиями.
Отличается гимназия от школы и в отношении дисциплины. На сегодняшний день во всех гимназиях введена обязательная специальная форма, в которой ученики должны приходить на занятия.
Конечно же, существуют школы, в которых также введён официально-деловой стиль, но обычно это правило носит лишь рекомендательный характер. У многих гимназий есть своя символика, гимн, и даже экскурсионный автобус, чего обычная школа не может себе позволить.
Существует серьёзный контроль поведения и контроль за опрятностью гимназистов. Учитывается в гимназиях и количество «трудных» детей и тех детей, которые раньше привлекались в полицию.
Требование аккуратности распространяется не только на детей, но и на само здание гимназии. Оно должно быть чистым как снаружи, так и внутри.
Гимназия должна иметь полный, а в идеале и дополнительный резервный педагогический состав. При этом все педагоги должны быть учителями высшей категории. В гимназии не может быть только одного учителя математики или учителя физкультуры замещающего параллельно труды.
Особенное внимание при укомплектовке преподавательского состава уделяется педагогам по русскому языку и литературе, математике, иностранным языкам.
Положительным моментом в гимназиях является и то, что они оснащены сильной материально-технической базой, все кабинеты оборудованы наглядными пособиями, обязательно наличие хотя бы одного компьютерного класса с выходом в интернет. Должна быть библиотека с большим количеством учебного материала и дополнительных пособий, в том числе и на электронных носителях.
Многие гимназии проводят своеобразные вступительные экзамены для будущих учеников. Это делается с целью испытания способностей ребёнка, и проверки - сможет ли он учиться по усложнённой программе гимназии, проверяется и физическое состояние ребёнка на момент поступления.
В любом городе при департаменте образования находятся специальные комиссии, которые периодически обследуют все средние учебные заведения. Задача таких комиссий - выявление всех достоинств и недостатков учреждения, подведения итогов о том, может ли это заведение носить своё звание.
В результате такого заключения обычная школа может стать гимназией (за особые успехи), а гимназия в свою очередь может лишиться такого звания и стать школой (за промахи в обучении).
Дети, которым удалось окончить гимназию, отличаются широким кругозором отличными знаниями в таких науках как история, литература, иностранные языки, религия, политика. Такие дети могут с лёгкостью отстоять свою точку зрения и будут хорошими собеседниками.
Зачастую родители твердо убеждены, что именно их ребенок - особенный, талантливый и не такой, как все. По этой причине перед 1 сентября у мамы и папы возникает вопрос: куда же отдать свое чадо? Сегодня кроме общеобразовательных школ существуют еще гимназии и лицеи. У каждого из этих учебных заведений свои особенности и характеристики, которые родителям будущих школьников не помешает хорошо знать. Ведь только разобравшись, в чем отличие между школой, гимназией и лицеем, можно разумно подойти к вопросу об определении ребенка.
Школьные годы чудесные
Если обращаться к словарям, то школа - это, прежде всего, учебно-воспитательное заведение для обучения, образования и воспитания детей, молодежи и взрослых. Мы же сегодня под словом школа подразумеваем обычное учебное заведение без углублений в какие-либо дисциплины. Практически каждая общеобразовательная школа стремится сделать все, чтобы повысить свой статус если не до гимназии и лицея, то хотя бы школы с углубленным изучением отдельных предметов. Иногда в школах вводится углубление в отдельные дисциплины только в старших классах.
Что касается учебной программы в школе, то она полностью соответствует государственным стандартам, а нагрузка на детей - нормативным требованиям. Дети, которые обучаются в школах, как правило, имеют достаточно свободного времени на занятия по интересам (секции, кружки).
Для того, чтобы поступить в школу, необходимо лишь принести нужные документы в специально отведенное на это время. Существует стереотип, что дети, учащиеся в общеобразовательной школе, имеют гораздо меньше шансов поступить в хороший университет, однако это не так, ведь все зависит исключительно от желания ребенка, а не от статуса учебного заведения.
Виват, гимназия!
Гимназия - это среднее учебное заведение. Уже в Древней Греции, Египте, Сирии были гимназии, но в значении "мест для упражнений". С 5 века они стали считаться общеобразовательными школами, в которых преподавалась философия и риторика. В каждом городе Греции была хотя бы одна гимназия.
На сегодняшний день гимназия является достаточно элитным учебным заведением, в котором ребенку даются не только базовые знания, но и возможно многостороннего, универсального развития. В гимназии ребенок сможет объективно оценить свои интересы и свои способности по тем или иным дисциплинам, что в будущем поможет ему выбрать профессию. По этой причине образование в гимназии считают предпрофильным. Выбор специализации предоставляется старшеклассниками, но иногда и в средних классах вводят специальные предметы. Углубленная программа во многом отличается от школьной и зачастую бывает авторской.
Мудрые лицеисты
В Российской Империи лицей - это привилегированное учебное заведение, в котором обучали от 6 до 11 лет, охватывая программу не только средней, но и высшей школы. В лицеях готовили в основном государственных чиновников. Лицей, помимо общеобразовательной программы, готовит своих воспитанников по конкретным дисциплинам, в соответствии с тем, куда хотят поступать ученики. Зачастую лицеи заключают договор с одним или несколькими вузами и готовят индивидуально для них абитуриентов.
Уровень образования в лицее на порядок выше школьного, однако до вузовского еще не дотягивает. Основной акцент в лицейской программе сделан на профильных дисциплинах, ведут которые иногда сами пеподаватели вузов.
Некоторые вообще стирают границы между гимназией и лицеем, говоря, что по большому счету в них больше общего, чем различного. Главной задачей лицея является в первую очередь подготовка к поступлению в конкретное высшее учебное заведение. Так, выпускник лицея может поступить не на первый, а сразу на второй курс.
Гимназия же предоставляет своим ученикам более многостороннее и универсальное образование. Здесь нет четкой и строгой ориентации на конкретный вуз, ребенку предоставляется больше свободы выбора, больше возможностей личностного развития и роста.
Запомните: не важно, какое образовательное учреждение Вы выберете для своего ребенка - школу, гимназию или лицей, главное, чтобы оно помогло ему реализоваться настолько, насколько он этого желает, ведь именно в этом состоит одна из миссий учебных заведений.
Кроме того, для родителей очень важным является понимание умственного склада своего ребенка: что ему интересно, к чему есть особые наклонности (гуманитарные или технические науки). Очень важно, чтобы то место, в котором он будет получать свое первое образование, помогло сделать ему самостоятельный правильный выбор в жизни.
После того, как Вы определились с видом учебного заведения, пообщайтесь с персоналом (директором, преподавателями) - так Вы узнаете все детали учебной программы, а также с учениками: ведь кто, как не дети подробно расскажут Вам свои впечатления о процессе обучения и о том, чем живет любимая школа, гимназия или лицей.
Любой родитель мечтает о том, чтобы его ребенок получил качественное образование, не только стал успешным в школе, но и смог поступить в престижное высшее учебное заведение на бюджетной основе, получить после завершения обучения хорошую должность. Попробуем выяснить, чем гимназия отличается от школы, оценить уровень преподавания в обычном и специализированном учебном заведении.
Общие и отличительные черты школ и гимназий
Рассуждая над тем, выявим для начала их общие черты. Они относятся к общеобразовательным учреждениям, где у школьников есть возможность получать аттестаты государственного образца. Рассуждая над тем, чем гимназия отличается от школы, отметим разницу в правилах приема в учебное заведение.
Достаточно часто у школьников появляются серьезные проблемы с усвоением учебного материала из-за того, что неправильно был выбран тип учебного заведения.
Лицеи и гимназии: сходные характеристики
Между лицеем и гимназией, например, есть определенное сходство. Например, в обоих учебных заведениях процесс обучения основывается на федеральных образовательных стандартах. Преподаватели в такие заведения приглашаются на конкурсной основе.
У каждого лицея, гимназии существует определенный спонсор, помогающий учебному заведению решать вопросы, касающиеся материально-технического обеспечения. Кроме того, среди сходных параметров можно назвать изучение некоторых предметов на профильном (углубленном) уровне.
Отличия между гимназиями и лицеями
Попасть в государственный лицей можно только после окончания семи или восьми лет обучения в основной школе. Большая часть лицеев, существующих в нашей стране, имеет техническую направленность. У каждого лицея существует определенный договор с высшим учебным заведением о поступлении выпускников, именно для конкретного вуза и осуществляется подготовка.
Рассуждая над тем, чем гимназии и лицеи отличаются от обычных школ, отметим, что в лицее особое внимание уделяется практической деятельности. Выпускник такого учебного заведения покидает его не только с классическим аттестатом об образовании, но и с конкретной специальностью.
К проведению занятий здесь привлекаются ведущие специалисты тех высших учебных заведений, с которыми у лицея заключен договор о плодотворном сотрудничестве.
У особо успешных ребят есть не только возможность приоритетного поступления, но и шанс сразу стать студентами второго курса вуза, закрепленного за лицеем.
Отличительные характеристики гимназии
Для того чтобы ответить на вопрос о том, чем отличается гимназия от общеобразовательной школы, выявим основные параметры данного типа учебных заведений. Поступить слюда может любой талантливый ребенок, который окончил обучение в начальной школе или в прогимназии.
Чем отличается гимназия от средней школы, помимо условий приема? Здесь можно получить крепкие теоретические знания, подготовиться к успешному поступлению в престижные высшие учебные заведения.
В отличие от лицея, специализирующегося на практических навыках, в гимназии уделяется пристальное внимание теоретическим знаниям, для этого в процессе обучения используются авторские программы и педагогические методики.
Учебная деятельность
Чем отличается гимназия от обычной школы в плане организации учебного процесса? Профиль в гимназиях школьники выбирают в старшем звене. К этому моменту ребята уже определяются со сферой своих интересов, будущей профессиональной деятельностью.
И лицеи, и гимназии обладают преимуществами по сравнению с муниципальными бюджетными школами, в материальном, техническом оснащении, а также в укомплектовании педагогическими кадрами.
Внеурочная работа
Чем гимназия отличается от школы по организации внеурочной деятельности? Все мероприятия, проводимые в гимназиях, направлены на совершенствование знаний и навыков гимназистов.
Например, для профильной химико-биологической группы, помимо специального учебного плана, в качестве дополнительных мероприятий организуются экскурсии, касающиеся химии и биологии. Ребята под руководством опытных наставников создают собственные учебные проекты , представляют результаты своей деятельности на научных конференциях.
Рассуждая над тем, чем отличается гимназия от школы, отметим и существование в гимназиях научных, патриотических, хореографических обществ и клубов.
Далеко не каждая школа, особенно если она располагается в сельской местности, располагает современной технической базой, позволяющей школьникам проводить исследования, создавать школьные проекты.
Педагогические кадры
Для того чтобы работать в лицеях и гимназиях, педагоги должны иметь высокую квалификационную категорию, принимать участие в различных конкурсах педагогического мастерства. При подаче документов в лицей либо гимназию учителя предоставляют результаты своей деятельности, и только на конкурсной основе происходит набор преподавательского состава гимназии и лицея.
Не секрет, что во многих общеобразовательных школах наблюдается нехватка учителей, а потому принимают на работу не только молодых специалистов, не имеющих опыта работы с детьми, но и людей, которые не обучались в профильных учебных заведениях, не имеют ни категории, ни диплома..
Безусловно, ни о каком внедрении инновационных педагогических технологий в таких ситуациях не идет речи. Основная задача, которую решает директор, заключается в укомплектовании школы работниками, обеспечении бесперебойного учебного процесса.
Далеко не в каждой образовательной школе уделяют внимание развитию талантливых и одаренных детей, обучение ориентируется на «среднего» ученика. Ребенок, имеющий повышенный интеллектуальный уровень, не сможет самореализоваться в такой школе.
Заключение
Для того чтобы создавать оптимальные условия для гармонического развития подрастающего поколения, формирования не только интеллектуальных способностей, но и гражданственности, патриотизма, в нашей стране предлагаются разные типы учебных заведений.
Благодаря многочисленным методикам выявления ранней одаренности, которые используются в дошкольных образовательных учреждениях, детские психологи оказывают родителям реальную помощь в правильном выборе не только направления обучения, но и в подборе школы, гимназии, лицея с учетом индивидуальных особенностей ребенка.
Не всегда удается понять к 7-8 летнему возрасту основные наклонности ребенка, поэтому многие родители, судя по отзывам, предпочитают отправлять детей в начальную школу обычного вида, а уже после ее окончания они отправляют ребенка в гимназию. При высоком интеллектуальном развитии школьника, отличном физическом здоровье, желании ребенка получать полноценное образование, а также одновременно заниматься исследовательской и научной деятельностью лучше выбирать лицей.
Более того, современные родители говорят, что после введения в российские образовательные учреждения федеральных стандартов второго поколения ситуация с образовательным и воспитательным процессом изменилась в лучшую сторону и в обычных школах. Все большее внимание отводится внеурочной деятельности, внедрению проектной и исследовательской технологий в школьное обучение, причем не только в лицеях и гимназиях, но и в обычных общеобразовательных учреждениях.
Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.
Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:
- начальная школа (1-4 класс)
- базовое образование (5-9 класс)
- среднее образование (10-11 класс).
Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).
Гимназия относится к элитным учебным заведениям.
Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».
Образовательная программа школы и гимназии
Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.
После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.
Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.
Педагогический состав
Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.
Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.
Иностранные языки
В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.
Материальное обеспечение
Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.
Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.
В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.
Внеклассная работа
Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.
Выводы сайт
- Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
- Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
- В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
- В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.