Психология детей 3 года почему прогоняет маму. Просмотр полной версии. Агрессия, грубость, физическое наказание

1. «Роскошная»

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узо-

речь Толстого.

ры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, ко-

торыми было полно все, что говорил Толстой.

2. «Игровая»

Он не говорил, а играл, изображая людей в лицах, -

речьПисемского.

3. «Мягкая»

Совсем другою была речь Тургенева с его мягким и ка-

речь Тургенева.

ло шли к его крупной фигуре.

4. «Живопис-

И опять иное впечатление производила речь Гончарова,

ная» речь

напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в

Гончарова.

своей работе рукою, сочными красками, с одинаково

тщательностью изображающею и широкие очертания це-

лого и мелкие подробности частностей.

5. Речь Салты-

Ни один из них не оставлял цельного впечатления и в

кова, Достоев-

ского, Лескова.

санных им страниц.

Оно всегда было просто и поразительно (...) Оно было

Толстого.

хронологично (...) Рассказы текли спокойно, постепенно

расширяясь и отражая в своих прозрачных струях и вы-

сокое небо, и голубое дно...

К каждом литературном произведении надо отличать

Толстого.

три элемента. Самый главный - это содержание, затем

Слова и обороты

Просторечные

характерные для

говорящие о меткости (...) Тол-

доверительной беседы

Бранчливость.

Узоры роскошной ткани мыслей,

биение сердца, текли спокойно.

4. Грубоватым выглядит оборот бабий голос. Его можно заменить на «спокойный», «немного женственный голос».

5. Типы речи в тесте - рассуждение и повествование. Стиль - художественный с элементами разговорного.

6. Трудно - трудный (суффиксальный с-б); припомнить - помнить

(приставочный с-б); разговоры - говор (приставочный с-б); послеобеденных - обеденный (приставочный с-б); обращался - обращать (суффиксальный с-б), воспоминаниям - поминание (приставочный с-б); намалеванную - намалевать (суффиксальный с-б); распланированный - распланировать (суффиксальный с-б), стриженными - стричь (суффиксальный с- б); целесообразно - целесообразный (суффиксальный с-б); отправляясь -

отправляться (суффиксальный с-б); сохранились - храниться (приставочный с-б); переработанном - переработать (приставочный с-б); первоначально - первоначальный (суффиксальный с-б).

ВЫПИСКИ

318 . Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определяет жанр. Смелое воображение и точное знание, живое предание и интуиция ху-

дожника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный феномен - «Война и мир.

Толстой эпичен и оттого, что он подкупающее серьезен.

Пьер Безухов, князь Андрей - это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи.

«Война и мир» - эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности.

Но Болконский человек воли. А стоит ли говорить, что мучительное безволие, даже слабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персонажем. Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. Нам говорят правду - так долой всякую романтическую брезгливость!

В философско-исторических отступлениях, в «Эпилоге» к роману Толстой задирист, полемичен: ему важно было показать значение народной войны, массы, которая в историческом действии увлекает за собой или

подминает под себя вождей и героев. StudyPort «Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе. свойствоru

души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц.

«Стихийное» - главная прелесть Наташи Ростовой,- ее искренность, близость к природе, родной почве.

1. В этом тексте наиболее ярко проявляются черты художественного

2. Потакает, под ногами выросли подмостки, шуточки, горбатенькую, хлыщ, тяжко, причуд, изживанья.

3. Может быть, конечно, условно говоря, однако, Соня, казалось, может быть, по ощущению Толстого.

4. Сама погибель ,потеря ,смерть , по ощущению Толстого,не ужас бездонный, а тожечасть жизни,переход к чему-то иному, и тяжел лишь моментпрощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда.

А,.и5. Большойэпос , народнаяэпопея - вот что стоит перед его глазами

образом для сравнения. (Осложнено однородными сказуемыми.)

Смелое воображени е и точное знание , живое придани е и интуици я художника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потреблены были, чтобы возник этот литературный феномен -«Война и мир». (Осложнено однородными дополнениями и обособленным приложением.)

Кроме первостепенных жизненных впечатлений , душевных поиско ви дум , всегда важны подмостки литературные. (Осложнено обособленным дополнением.)

Готовясь к созданию «Войны и мира », Толстой открыл для себя Гомера. (Осложнено обособленным распространённым обстоятельством, выраженным причастным оборотом.)

Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо пр едшествовавшие созданию «Войныи мира» , оказались и русские былины. (Осложнено однородным определением, выраженным причастным оборотом.)

В 1865 году, занимаясь с крестьянскими детьми в яснополянской школе, Толстойчитает им вслух народные песни , былины , сказк и, отрывки из древних летописей,старается объяснить ребятам красоты народной поэзии и самвосхищается вместе с ними. (Осложнено однородными сказуемыми и дополнениями и обособленным распространённым обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

Он поднимается сам иподнимает нас от быта ,о т мелочи и пыли дня к тому, чтоопределяет содержание всей жизни человека,составляет тайный смысл истории имерит всякое живое существо масштабом вечности. (Осложнено однородными сказуемыми и дополнениями.)

О Толстом можно говорить то, что он, как величайшую похвалу, высказывал о Лермонтове… (Осложнено сравнительным оборотом.)

Его совесть болит, потому что везде и всюду он видит уклонение, как надлежало бы людям жит ь, чувствовать и понимать жизнь. (Осложнено однородными дополнениями.)

Порой он будто ступает по раскаленной земле - его ступни палит ,

жжёт это несоответствие поступко в и речей, какие слышатся в повседнев-StudyPort ности, его идеалу правды. (Осложнено однородными сказуемыми. )ru И оттого он такхмурит свои густые брови на поздних фотографиях,

придирчиво сверлит глазами своих собеседников. (Осложнено однородными сказуемыми.)

Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас,читателей , к главному -вопросу о смыслесвоей жиз ни, непотакает безволию души изапрещает человеку измельчиться , пойт и в обход , растра - титься на пустяки . (Осложнено обособленными приложениями, однородными сказуемыми и дополнениями.)

Мерой серьезност и, крупности духовных забот, какими он обременяет своих любимых героев, оннапоминает о чем-то важнейшем и пороювызывает стыд за себя. (осложнено однородными сказуемыми и дополнениями.)

Пьер Безухов ,князь Андрей - это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи. (Осложнено однородными подлежащими.)

Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью интонации , есть у Толстого - и в «Войне и мире» это, может быть, высказалось

особенно ярко - жадное , природное , нерассуждающее жизнелюбие и как часть его - стихия юмор а, смеха . (Осложнено однородными определениями и дополнениями, обособленным определением, выраженным причастным оборотом, вводным предложением и словосочетанием.)

Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, тоокрашивается в тона сдержанной иронии. (Осложнено однородными сказуемыми.)

Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне , так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц. (Осложнено однородными обособленными определениями, выраженными одиночным прилагательным и причастным оборотом.)

В умении проникнуть в человеческую душу, удержавшись о т остро й субъективности,новизна исила Толстого. (Осложнено однородными подлежащими и обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом.)

Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей , идей своего творения. (Осложнено однородными дополнениями и вводным словосочетанием.)

Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не в праве быть тенденциозным: его задача - взять характер изнутри , в его логике,в его психол о- гии . (Осложнено однородными обстоятельствами и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

И как воспроизвести в искусстве его строительство вторично,не дать воли своеволию, оставаясь неравнодушным,победить субъективность - вот задача художника. (Осложнено однородными подлежащими и обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

Наглый Долохов, с его холодным взглядом в упор , по-человечески неприятен, когдавыхватывает за столом у Пьера афишку ипровоцирует его, обманутого им му жа, на дуэль. (Осложнено однородными сказуемыми,StudyPort обособленным определением, выраженным существительным. с зависимыru -

ми словами и обособленным приложением.)

Оказывается, он нежнейший сын ибрат , и кто бы мог догадаться, как любит этотхолодный ,злой человек свою одинокую мат ь и горбатенькую сестру ! (Осложнено однородными сказуемыми, определениями и дополнениями.)

Этого мерзейшего светского хлыща Толстой приведет на Бородинское поле ипокажет нам его в санитарной палатке, где ему,тяжко раненому , будут ампутировать ногу. (Осложнено однородными сказуемыми и обособленным распространённым определением.)

Не только его соперник, князь Андрей , простит его в эту минуту, - кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания ,жалости ? (Осложнено однородными определениями и обособленным приложением.)

Так обходится Толстой с «отрицательными», условно говоря, персонажами. (Осложнено вводным словосочетанием.)

Мечты князя Андрея о славе - почти смешны своим открытым , яростнымдетским тщеславием. (Осложнено однородными определениями.)

И Толстой безжалостно отметит к тому же слабость героя быть на виду: он любит парить и действоват ь в высших сферах. (Осложнено однородными дополнениями.)

А стоит ли говорить, что мучительное безволие , дажеслабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персонажем. (Осложнено однородными подлежащими и вставной конструкцией).

Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. (Осложнено вводным словом.)

Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых автор -ской идее й. (Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Художник сам отдается процессу счастливого воображения ,постижения человека в творчестве, и мы благодарно следуем за ним. (Осложнено однородными определениями.)

Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, постижения их характеров , идеалов , привыче к и причуд - иоставляет иллюзию, что все это делается не по его авторской воле, а нами самими, свободно и самостоятельно , как в жизни. (Осложнено однородными сказуемыми, определениями, дополнениями, обособленными однородными обстоятельствами и сравнительным оборотом.)

В философско-исторических отступлениях,в «Эпилоге » к роману Толстойзадирист ,полемичен : ему важно было показать значение народной войны , массы , которая в историческом действииувлекает за собой илиподминает под себя вождей и герое в. (Осложнено однородными сказуемыми, обстоятельствами и дополнениями.)

«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свойств о души и чувст в, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». (Осложнено однородными дополнениями, обособленнымStudyPort обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.).ru «Стихийное» - главная прелесть Наташи Ростовой,- ее искренность,

близость к природе, родной почве. (Осложнено вставной конструкцией.) Здесь вырвалась наружу сила жизни - непредсказуемой, незаплани-

рованной наперёд. (Осложнено однородными обособленными определениями.)

Она не терпит в людях сухого расчета , заранее навязанного взгляда , - ее чувство открыто навстречу жизни. (Осложнено однородными дополнениями.)

В этом ее незащищенность , но и еесила . (Осложнено однородными подлежащими.)

В художественных сценах «Войны и мира» - ощущение единственного мига, свершаю щегося сейчас , переживаемого ине отгоревшего . (Осложнено однородными определениями, выраженными причастным оборотом и одиночными причастиями.)

Не воздыхание , неэлегия , астрасть . (Осложнено однородными подлежащими.)

Не воспоминание , а живоепереживание идействие . (Осложнено однородными подлежащими.)

«Ну, как можно спать! - взывает Наташа к Соне, забравшис ьн а подо - конни к в лунную ночь в Отрадном … - Да проснись же, Соня… Ведь этакой ночи никогда, никогда не бывало!» (Осложнено обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом и обращением.)

Героев Толстого молодое счастье жить , чувствовать заполняет до краев, порой до сле з, до судорог и в горле. (Осложнено однородными определениями и обстоятельствами.)

Толстой - это величайшее метание духа и огромноездоровье натуры художника. (Осложнено однородными сказуемыми.)

Это радость, как норма бытия. (Осложнено сравнительным оборотом.) Возрождается убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Ростова, и улыбка на ее лице медленно проступает навстречу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». (Осложнено вводным предложением и сравнитель-

ным оборотом.)

Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой , победной силой природы. (Осложнено однородными дополнениями и вводным словосочетанием.)

Она не знала этого,не поверила бы , но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлавшим ей душ у, уже пробивалисьтонкие ,нежные ,молодые иглы травы, которыедолжны были укорениться и такзастлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоробудет не видно инезаметно . (Осложнено однородными сказуемыми, определениями и обособленным определением. выраженным причастным оборотом.)

Сама погибель ,потеря ,смерть , по ощущению Толстого,не ужас бездонный, а тожечасть жизни,переход к чему-то иному, и тяжел лишь моментпрощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда. (Осложнено однородными сказуемыми, подлежащими, определениями и

вставной конструкцией.) StudyPort Великий эпос - «Война и мир», напоминает человеку всегда. , человекуru ,

вдруг поникшему под ноше й обстоятельств ил и безрадостных впечатлений дня, будничной усталости : жизнь огромна, еепроявления идары неожиданны, завтра может случиться нечто хорошее, о чём и не ведаешь сегодня. (Осложнено однородными подлежащими, пояснит. словосоч и обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Даже в дурном есть смысл, сразу нами не разгаданный , от которого идёт дорога к добру. (Осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.)

Радость любв и, семьи , победы , высокой думы , природы , воздуха , неба над головой в голубой день… (Осложнено однородными дополнениями.)

С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой великой , нестареющей книги. (Осложнено однородными определениями.)

7. Тщеславие - высокомерное стремление к славе.

Феномен - явление, в котором обнаруживается сущность чего-либо. Литературные подмостки - основа произведения, литературная тра-

Взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастно-

сти - Толстой описывает людей со всеми их плюсами и минусами, автор не идеализирует человеческие характеры, не старается их приукрасить.

Хлыщ - франтоватый и пустой молодой человек.

Элегия - лирическое стихотворение, проникнутое грустью.Непроницаемым слоем ила - непреодолимой преградой.

Сама погибель, потеря, смерть, по ощущению Толстого, не ужас бездонный, а тоже часть жизни, переход к чему-то иному, и тяжел лишь момент прощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута нико-

гда . - Человек должен стойки выдержать все трудности, чтобы стать сча-

стливым.

Эпос - повествовательный - в отличие от драмы и лирики - род литературы.

Эпопея - большое произведение эпического жанра, повествующее о каких-л. значительных исторических событиях.

Подмостки - настил из досок на возвышении. Предшествовавшие.

Надлежать - быть необходимым, подобать, следовать. Фотографиях.

Придирчиво.

Потакать - содействовать, не препятствовать чему-л. недозволенному, предосудительному; потворствовать.

Проповедь - речь религиозно-поучительного характера, произносимая священнослужителем в храме во время богослужения.

Правдоискатель - тот, кто ищет правду, справедливость.

Совесть - чувство моральной ответственности за свое поведение и свои поступки перед самим собою, окружающими людьми и обществом.

Нерассуждающий - немыслящий, недумающий.

StudyPort Жизнелюбие - любовь к жизни..ru

Античный - связанный с историей и культурой древних греков и римлян; древнегреческий, древнеримский.

Беспристрастность - отсутствие пристрастия, предвзятости, предубеждения.

Объективный - существующий вне и независимо от человеческого сознания.

Психология - совокупность психических процессов в условиях определенных видов деятельности, определенного состояния.

Ирония - тонкая насмешка, прикрытая серьезной формой выражения или внешне положительной оценкой.

Иллюзия - искаженное восприятие, основанное на обмане чувств.Лицо - человек, герой, персонаж.

Душа - внутренний мир человека.

Субъективность - личное, субъективное отношение к чему-л., субъек- тивно-ограниченное суждение о чем-л.

Тенденциозный - действующий предвзято, необъективно.

Виды переработки текста


  1. Виды сокращений (план, тезисы, конспект, тематический конспект, выписки, реферат).

  2. Виды оценки текста (рецензия, аннотация, отзыв).

План и тезисы
Тезисы - это краткое изложение основных положений ста­тьи, книги, доклада; это выводы, обобщения, которые чита­тель выписывает в виде цитат или в собственной формули­ровке, если они имеют характер утверждения.

Чтобы правильно составить тезисы готового текста, надо на­учиться находить главное в тексте, в каждой его части. Составление тезисов какого-либо текста целесообразно начинать с составления плана этого текста. Каждый тезис в отличие от соответствующего пункта плана не просто называет ту или иную часть текста, оза­главливает ее, а очень коротко излагает мысль, основное положение, заключенное в этой части.

Тезисы - один из наиболее сложных видов сокращения тек­ста. Правильно составленные тезисы облегчают работу над докладом, рефератом.
Упражнение 1. Составьте сложный план и тезисы отрывка из воспоминаний А.Ф. Ко­ни о Л.Н.Толстом. Разделите страницу тетради на две части: в левой, значи­тельно меньшей, записывайте пункты плана, в правой - тезисы.

Мне трудно припомнить все наши разговоры и все узоры той роскошной ткани мыслей, образов и чувств, которыми было полно все, что говорил Толстой. Во время долгих послеобеденных прогу­лок он обращался часто к своим воспоминаниям, и тут мне при­ходилось сравнивать технику его речи с техникой других мастеров литературного слова, которых мне приходилось слышать в жизни. Я помню Писемского. Он не говорил, а играл, изображая людей в ли­цах,- жестом и голосом. Его рассказ не был тонким рисунком ис­кусного мастера, а был декорациею, намалеванною твердою рукой и яркими красками. Совсем другою была речь Тургенева с его мяг­ким и каким-то бабьим голосом, высокие ноты которого так мало шли к его крупной фигуре. Это был искусно распланированный сад, в котором широкие перспективы и сочные поляны английско­го парка перемежались с французскими замысловатыми стрижены­ми аллеями, в которых каждый поворот дороги и даже каждая тро­пинка являлись результатом целесообразно направленной мысли. И опять иное впечатление производила речь Гончарова, напоминавшая картины Рубенса, написанные опытною в своей работе рукою, соч­ными красками, с одинаковою тщательностью изображающею и ши­рокие очертания целого и мелкие подробности частностей. Я не ста­ну говорить ни про отрывистую бранчливость Салтыкова, ни про сдержанную страстность Достоевского, ни про изысканную, под­дельную простоту Лескова, потому что ни один из них не оставлял цельного впечатления и в качестве рассказчика стоял далеко ниже автора написанных им страниц. Совсем иным характером отличалось слово Толстого. За ним как бы чувствовалось биение сердца. Оно всегда было просто и поразительно просто по отношению к создаваемому им изображению, чуждо всяких эффектов в конструк­ции и в распределении отдельных частей рассказа. Оно было хронологично и в то же время сразу ставило слушателя на прямую и неуклонную дорогу к развязке рассказа, в которой обыкновенно за­ключались его цель и его внутренний смысл. Рассказы Толстого почти всегда начинались с какого-нибудь общего положения или афоризма и, отправляясь от него, как от истока, текли спокойною рекою, постепенно расширяясь и отражая в своих прозрачных стру­ях и высокое небо, и глубокое дно...

Вспоминая общее впечатление от того, что говорил в 1887 го­ду Лев Николаевич, я могу восстановить в памяти некоторые его мысли по тем заметкам, которые сохранились в моем дневнике и подтверждаются во многом последующими его письмами. Многое из этого, в переработанном виде, вошло, конечно, в его поздней­шие произведения, но мне хочется привести кое-что из этого в том именно виде, в котором оно первоначально выливалось из уст Льва Николаевича. «В каждом литературном произведении,- го­ворил он,- надо отличать три элемента. Самый главный - это содержание, затем любовь автора к своему предмету и, наконец, техника. Только гармония содержания и любви дает полноту произведению, и тогда обыкновенно третий элемент - техника - достигает известного совершенства сам собою». У Тургенева, в сущ­ности, немного содержания в произведениях, но большая любовь к своему предмету и великолепная техника. Наоборот, у Достоевско­го огромное содержание, но никакой техники, а у Некрасова есть содержание и техника, но нет элемента действительной любви.
Выписки
Наиболее простой вид записи - выписка (выдержка), до­словная или документально точная запись частей текста.

Необходимость в выписках возникает в тех случаях, когда интересующему нас вопросу посвящено не все произведение, а лишь какая-то часть, отдельные фрагменты его или когда мы зна­комимся с несколькими текстами по данному вопросу. Выписки из текстов применяются при работе с любой книгой, статьей для под­готовки доклада, реферата, сочинения.

Выписки необходимо делать точные, заключая в кавычки подлинные слова автора, т. е. оформляя их как цитаты и указывая (лучше в скобках) название произведения, главу, часть, параграф, страницу.

Постоянно при чтении интересующих вас книг делайте выпис­ки, постепенно накапливая и распределяя их по темам, и при не­обходимости используйте их.


Упражнение 2. О Л.Н. Толстом и его творчестве писали многие литературове­ды, критики, писатели, общественные деятели. Сделайте выписки из фраг­ментов статьи В. Лакшина «Черты великого эпоса («Война и мир»)». Ста­райтесь выписывать то, что расширяет, углубляет ваши представления о Толстом и его романе «Война и мир». Полностью прочитать эту статью вы сможете в книге В. Лакшина «Пять великих имен».
«Без ложной скромности - это, как «Илиада»,- говорил Тол­стой о «Войне и мире» Горькому.

Толстой не тешит свое тщеславие, он просто определяет жанр. Большой эпос, народная эпопея - вот что стоит перед его гла­зами образцом для сравнения.

Смелое воображение и точное знание, живое предание и инту­иция художника, пережитый сердцем опыт и огромное наследие культуры потребны были, чтобы возник этот литературный фено­мен - «Война и мир».

Толстой говорил, что, прежде чем начать работу, ему важно, чтобы под ногами у него выросли подмостки. Кроме первостепен­ных жизненных впечатлений, душевных поисков и дум, всегда важ­ны подмостки литературные.

Готовясь к созданию «Войны и мира», Толстой открыл для се­бя Гомера. «Вот оно! чудо»,- записал он в дневнике. Это было в конце 50-х - начале 60-х годов. Реже отмечают, что в круге его чтения в годы, прямо предшествовавшие созданию «Войны и ми­ра», оказались и русские былины. В 1862 году, занимаясь с кресть­янскими детьми в яснополянской школе, Толстой читает им вслух народные песни, былины, сказки, отрывки из древних летописей, старается объяснить ребятам красоты народной поэзии и сам вос­хищается вместе с ними. «Я заметил,- пишет Толстой в одной из педагогических статей того времени,- что дети имеют более охоты, чем взрослые, к чтению такого рода книг; они перечитывают их по нескольку раз, заучивают наизусть, с наслаждением унося на дом и в играх и разговорах дают друг другу прозвища из древних былин и песен». (...)

Толстой эпичен и оттого, что он подкупающе серьезен. Он поднимается сам и поднимает нас от быта, от мелочи и пыли дня тому, что определяет содержание всей жизни человека, составляет тайный смысл истории и мерит всякое живое существо в масштабе вечности.

О Толстом можно повторить то, что сам он, как величайшую похвалу, высказал о Лермонтове: «У него нет шуточек... Шуточно не трудно писать, но каждое слово его было словом человека власть имеющего». Его совесть болит, потому что везде и всюду он видит уклонение от того, как надлежало бы людям жить, чувствовать и понимать жизнь. Порой он будто ступает по раскаленной земле - его ступни палит, жжет это несоответствие поступков и речей, какие слышатся в повседневности, его идеалу правды и оттого он так хмурит свои густые брови на поздних фотографиях, придирчиво сверлит глазами своих собеседников.

Огромно его недовольство собой, внутренний счет к своей душе. Этой напряженной духовностью он вернее любых проповедей обращает нас, читателей, к главному - вопросу о смысле свое жизни, не потакает безволию души и запрещает человеку измельчиться, пойти в обход, растратиться на пустяки. Мерой серьезности, крупности духовных забот, какими он обременяет своих любимых героев, он напоминает о чем-то важнейшем и порою вызывает стыд за себя.

Пьер Безухов, князь Андрей - это правдоискатели, и только оттого они и могли стать главными героями толстовской эпопеи.

Но рядом с суровым началом совести, покоряющей серьезностью интонации, есть у Толстого - и в «Войне и мире» это, может быть, высказалось особенно ярко - жадное, природное, нерассуждающее жизнелюбие и как часть его - стихия юмора, смеха.

«Война и мир» - эпос нового времени потому, что сам взгляд художника на людей лишен античной высокой бесстрастности Его объективное изображение то глубоко уходит в психологию, то окрашивается в тона сдержанной иронии. Картина как бы «подсвечена» авторским отношением, ненавязчивым, но ровно разлитым на полотне, так что ни на мгновение не разрушается иллюзия самостоятельного существования лиц.

В умении проникнуть в человеческую душу, удержавшись от острой субъективности, новизна и сила реализма Толстого. Он, конечно, резко пристрастен в отношении главных мыслей, идей своего творения. Но, заглянув в чужую душу, чувствует себя не вправе быть тенденциозным: его задача - взять характер изнутри, в его логике, в его психологии. Ведь любой человек строит свой внутренний мир по своим осям координат, часто с изощренной систе­мой самооправдания. И как воспроизвести в искусстве это строитель­ство вторично, не дать воли своеволию, оставаясь неравнодушным. Победить субъективность - вот задача художника.

Наглый Долохов, с его холодным взглядом в упор, по-человечески неприятен, когда выхватывает за столом у Пьера афишку и провоцирует его, обманутого им мужа, на дуэль. Он ненавистен нам, когда обчищает в карты молоденького Николая Ростова, а потом еще предлагает простить ему карточный долг за то, чтобы тот от­ступился от понравившейся ему Сони. Герой-подлец как будто ясен до конца. Но вдруг мы узнаем, что раненный на дуэли Долохов в от­чаянии от мысли о том, как огорчится его мать. Оказывается, он нежнейший сын и брат, и кто мог бы догадаться, как любит этот хо­лодный, злой человек свою одинокую мать и горбатенькую сестру!

А Анатоль Курагин? Этого мерзейшего светского хлыща Тол­стой приведет на Бородинское поле и покажет нам его в санитар­ной палатке, где ему, тяжко раненному, будут ампутировать ногу. Не только его соперник, князь Андрей, простит его в эту минуту,- кто из читателей не испытает к нему чувства сострадания, жалости?

Так обходится Толстой с «отрицательными», условно говоря, персонажами. Но и положительных героев он не щадит. Мечты князя Андрея о славе - почти смешны своим открытым, яростным детским тщеславием. И Толстой безжалостно отметит к тому же слабость героя быть на виду: он любит парить и действовать в «высших сферах». Но Болконский человек воли. А стоит ли гово­рить, что мучительное безволие, даже слабодушие Пьера делает его порой, как в сцене сватовства к Элен, почти комедийным персона­жем. Полнота изображения движущегося характера, однако, такова, что в конечном счете и это не роняет героя в глазах читателя. Нам говорят правду - так долой всякую романтическую брезгливость!

Нам остро интересно у Толстого познание людей, не подмятых авторской идеей. Художник сам отдается процессу счастливого во­ображения, постижения человека в творчестве, и мы благодарно следуем за ним. Он дает нам радость понимания незнакомых прежде людей, постижения их характеров, идеалов, привычек и причуд - и оставляет иллюзию, что все это делается не по его ав­торской воле, а нами самими, свободно и самостоятельно, как в жизни. А это и есть искусство. (...)

В философско-исторических отступлениях, в «Эпилоге» к ро­ману Толстой задирист, полемичен: ему важно было показать зна­чение народной войны, массы, которая в историческом действии ув­лекает за собой или подминает под себя вождей и героев.

«Стихийность», защищаемая Толстым, как исконное доброе свой­ство души и чувств, сказалась и в психологическом строе романа, в изображении «частных лиц». «Стихийное» - главная прелесть Ната­ши Ростовой,- ее искренность, близость к природе, родной почве. Толстой считал важнейшим психологическим «узлом» романа порыв страсти Наташи к Анатолю Курагину. И не оттого лишь, что героиня получает нелегкий жизненный урок. Здесь вырвалась на­ружу сила жизни - непредсказуемой, незапланированной наперед. Наташа объясняет брату свою антипатию к Долохову: «У него все назначено, а я этого не люблю». Она не терпит в людях сухо­го расчета, заранее навязанного взгляда,- ее чувство открыто на­встречу жизни. В этом ее незащищенность, но и ее сила. (...)

В художественных сценах «Войны и мира» - ощущение един­ственного мига, свершающегося сейчас, переживаемого и не отго­ревшего. Не воздыхание, не элегия, а страсть. Не воспоминание, а живое переживание и действие.

«Ну, как можно спать! - взывает Наташа к Соне, забравшись на подоконник в лунную ночь в Отрадном...- Да проснись же, Со­ня... Ведь эдакой прелестной ночи никогда, никогда не бывало!» (...)

Героев Толстого молодое счастье жить, чувствовать заполняет до краев, порой до слез, до судороги в горле. Толстой - это вели­чайшие метания духа и огромное здоровье натуры художника. Это радость, как норма бытия.

Возрождается убитая, казалось, горем и стыдом Наташа Росто­ва, и улыбка на ее лице медленно проступает навстречу Пьеру, «как отворяется заржавленная дверь». Но, может быть, еще ярче другое толстовское сравнение оживающей души Наташи с молодой травой, победной силой природы. «Она не знала этого, не повери­ла бы, но под казавшимся ей непроницаемым слоем ила, застлав­шим ее душу, уже пробивались тонкие, нежные, молодые иглы тра­вы, которые должны были укорениться и так застлать своими жизненными побегами задавившее ее горе, что его скоро будет не видно и незаметно. Рана заживала изнутри».

Сама погибель, потеря, смерть, по ощущению Толстого, не ужас бездонный, а тоже часть жизни, переход к чему-то иному, и тяжел лишь момент прощанья и изживанья прошлого, а жизнь не перечеркнута никогда. (...)

Великий эпос - «Война и мир», напоминает человеку всегда, человеку, вдруг поникшему под ношей обстоятельств или безрадо­стных впечатлений дня, будничной усталости: жизнь огромна, ее проявления и дары неожиданны, завтра может случиться нечто хо­рошее, о чем и не ведаешь сегодня. Даже в дурном часто есть смысл, сразу нами не разгаданный, от которого идет дорога к до­бру. И вообще - дар жизни есть радость. Радость любви, семьи, победы, высокой думы, природы, воздуха, неба над головой в го­лубой день...

С таким чувством расстаемся мы с героями Толстого в этой ве­ликой, нестареющей книге.

Конспект
Умение сокращать текст важно не только для составления плана и тезисов, но и для составления конспекта. В чем от­личие конспекта от других видов сокращения текста? План - это самая короткая форма изложения текста, его ло­гическая схема в виде кратких формулировок; тезисы - основ­ные положения текста, в них коротко, но четко выделены и сфор­мулированы главные мысли автора по тому или иному вопросу.

Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста. Это особый вид текста, который создается в результате си­стематизации и обобщения первоисточника. Конспект ближе к пол­ному, исходному тексту, он занимает больше места, чем тезисы и тем более план.

Конспект - это последовательная фиксация информации, ото­бранной или обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырёх типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свобод­ные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержа­щие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).
Кроме конспекта, составленного по отдельному тексту (па­раграфа, статьи, доклада, брошюры, главы книги или ее ча­сти), иногда бывает необходим конспект по нескольким источникам, посвященный одной теме,- тематический конспект .
Упражнение 3. Составьте тематический конспект на основе статей Ф.Кони и В. Лакшина. Постарайтесь привлечь другие тексты.
Реферат
Реферат (от лат. - сообщаю) - краткое изложение в пись­менном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Это самостоятельная научно-исследовательская работа ученика, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы, приводит различ­ные точки зрения, а также собственные взгляды на нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит про­блемно-тематический характер. Тематика рефератов обычно определяется преподавателем, но в определении темы инициативу может проявить и ученик.


  • Формулирование темы (причем она должна быть не только актуальной по своему значению, но и оригинальной, инте­ресной по содержанию).

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как пра­вило, при разработке реферата используется не менее 8-10 различных источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация информации.

  • Разработка плана реферата.

  • Написание реферата.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата

1. Титульный лист.

4. Основная часть (каждый раздел ее, доказательно раскрывая от­дельную проблему или одну из ее сторон, логически является продол­жением предыдущего; в основной части могут быть представлены таблицы, графики, схемы).

5. Заключение (подводятся итоги или дается обобщенный вывод по теме реферата, предлагаются рекомендации).

6. Список литературы.
Требования к оформлению реферата


  • Объем реферата может колебаться в пределах 5-15 печатных стра­ниц; все приложения к работе не входят в ее объем.

  • Реферат должен быть выполнен грамотно, с соблюдением культу­ры изложения.

  • Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу.

  • Должна быть соблюдена последовательность написания библио­графического аппарата.

Критерии оценки реферата

Актуальность темы исследования.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала.

Правильность и полнота использования источников.

Соответствие оформления реферата стандартам.

По усмотрению преподавателя рефераты могут быть представлены на семинарах, научно-практических конференциях, а также использо­ваться как зачетные работы по пройденным темам.

Образец оглавления
ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение...............................................................................................с. 3

Глава I. «Пётр Великий русской литературы» (В.Г.Белинский)......с. 5

Глава II. Образ Петра I в поэзии М.Ю.Лермонтова........................с. 10

Заключение.........................................................................................с. 11

Библиография.....................................................................................с. 13

Правила оформления библиографии.

Клименко В.В. Как воспитать вундеркинда. - Харьков, 1996.

Кан-Калик В.А., Никандров В.Д. Педагогическое творчество. - М., 1990.

Маркова А. К. и др. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. - Петрозаводск, 1992.

4. Если название источника содержит дополнительные сведения (пособие, учебник, сборник трудов, обзор, ученые записки), то после основного названия ставится двоеточие, а затем даются дополнительные сведения с прописной буквы, например:

Полягте С.Д. Психопедагогика воспитания: Опыт популярной мо­нографии с элементами учебного пособим и научной фантастики. - М., 1996.

5. В случае выхода источника под общей редакцией (под редакци­ей) после наименования источника ставится одна косая линия (/) и, с прописной буквы пишется: / Под общ. ред. или / Под ред. Затем приво­дятся инициалы и фамилия редактора в родительном падеже. Если же указывается редактор или составитель, то после наименования источ­ника также ставится одна косая линия (/) и с прописной буквы пишет­ся: / Ред. или / Сост. Затем ставятся инициалы и фамилия редактора или составителя в именительном падеже, например:

Социально-педагогические проблемы профессионального станов­ления молодых учителей / Сост. С.Г.Вершловский. - Л., 1989.

Психологические диагностические методы в комплексном лонгитюдном исследовании студентов /Под ред. А.А.Бодалева. - Л., 1976.

6. В случае если ссылка дается на какую-либо статью (рассказ), изданную среди других произведений этого же автора и объединен­ных в одной книге, то после фамилии с инициалами дается название статьи (рассказа), затем ставятся две косые лиши (//) и приводятся все библиографические данное источника, например:

Розанов В.В. Декаденты // Розанов В.В. Мысли о литературе. - М., 1989.-С. 211-215.

Каменский Я. А. Великая дидактика// Каменский Я, А. Соч.: В 2 т. - М., 1982.-Т. 1.-С. 242-446.

Плеханов Г.В. К вопросу о роли личности в Истории // Избр. филос. произв.-М., 1956.-Т.2.

7. При описании многотомных изданий после фамилии и инициа­лов автора пишется: Собр. соч. или Соч., ставится двоеточие и указы­вается количество томов: В 3 т., В 10 т. (но не 3-х, 10-и и т.п.), напри­мер:

Каменский Я.А. Соч.: В 2т.- М., 1982.-Т. 1.-С. 201-242.

Сухомлинский В.А. Избр. пед. соч.: В 3 т. - М.,1980.

8. Место издания - обязательный библиографический элемент - приводится в именительном падеже. Принятые сокращения: Москва - М.; Ленинград - Л.; Санкт-Петербург - СПб.; Петербург.- Пб.; Ниж­ний Новгород - Н.Новгород; Ростов-на-Дону - Ростов н/Д; Лондон - L; Нью-Йорк - N.Y.; Париж - Р.

9. Если книга имеет в библиографическом описании два места из­дания, указываются оба и отделяются друг от друга точкой с запятой:

Гегель. Соч.: В 3 т. –М.; Л., 1934. - Т. 1. - С. 174-191,

10. Год издания указывается полностью без буквы «г». При отсут­ствии года издания пишутся прописные буквы «Б.Г.» (без года) или «S.А.» (Sine anno) для иностранных языков.

а) все сведения даются арабскими цифрами;

б) так как эти данные являются дополнительной информацией, они отделяются друг от друга тире и пишутся в сокращении:

Книга 2-Кн. 2.

Раздел 3-Разд. 3.

Выпуск 5 - Вып. 5.

Глава 4 - Гл. 4/

Страница, 10-С. 10.

Страницы 200-210 - С. 200-210,

например:

Есенин С.А. Собр. соч.: В 5 т. -М., 1970. -Т. 2.-Гл. 7. - С. 51-71.

11. Библиографическое описание источников, взятых из газет и журналов, делается так: дается фамилия и инициалы автора, название статьи, затем ставятся две косые линии (II ), приводится название жур­нала или газеты, далее идут точка, тире, год, точка, тире, номер журна­ла (если, источник взят из газеты, вместо номера указывается дата вы­пуска), точка, например:

Букатов В. М. Учителю о режиссуре настойчивого поведения // Педагогика. - 1996. - № 3.

Щербина Т. Энциклопедия литературных героев // Литературная газета. - 1977. - 19 июня.
Упражнение 4. Выбрать одну из тем к итоговому зачету по русскому языку и составить библиографию к реферату; написать оглавление.
Аннотация
Аннотация (от лат. - замечание) - краткая характеристика книги, статьи и т. п., излагающая их содержание (обычно в виде перечня главнейших вопросов) и дающая иногда их оценку. (Словарь русского языка.)

Если в реферате статья сокращается в 3-4 раза, а большие тексты, книги - в 10-20 и более раз, то аннотация - эти текст из 3-4 предложений, иногда и меньше, независимо от объема основного текста. Аннотация - это своего рода реклама, которая должна заинтересовать читателя, передать суть книги.

Аннотация имеется почти в каждой книге, она помещается на обратной стороне титульного листа или в конце книги.
Строение аннотации

1. Библиографическое описание.

Мертлик Р. .

Античные легенды и сказания. / Пер. с чеш. - М.: Республика, 1992.- 479с.

2. Текст аннотации.

В книге известного специалиста по античной литературе собраны самые знаменитые древнегреческие мифы, веками восхищавшие лю­дей. Именно они лежат в основе западноевропейской культуры и до сих пор вдохновляют читателей, поэтов и художников. Знакомство с ними доставит вам немало приятных минут.

Рассчитана на широкий круг читателей.
Основные требования к аннотации

Композиция должна быть внутренне логичной и может от­личаться от композиции исходного текста.

Отбор сведений, формулировка и их расположение зависят от характера аннотации.

Язык должен отличаться лаконичностью, простотой и яс­ностью.

Аннотация не должна содержать отрицательной оценки аннотируемого произведения.
Разновидности аннотаций

От составителя.


Носов Е.И.

Где просыпается солнце? Рассказы / Переизд.; Худ. Л. Кузнецов -М.:Дет. Лит., 1990. - 32с.: ил. - (Книга за книгой).

Рассказы известного прозаика о жизни ребят современной де­ревни.
Волков Н.А.

Главный экспонат. Повесть; Отчаянный рейс. Рассказ. - Л.: Дет. Лит., 1971.-64с.: ил.

Каждый день случаются приключения. На Севере, на Юге, на Запа­де и на Востоке. Не только со взрослыми, но и с ребятами. Если гово­рить правду, то у ребят приключений больше, чем у взрослых, потому что ребята только начинают узнавать жизнь и всегда ищут.

Тысячи приключений, больших и маленьких, серьёзных и смеш­ных, случаются каждый день в нашей огромной стране. О двух из них вы прочитаете в этой книжке.

Упражнение 5. Проанализируйте один из вариантов аннотации хорошо известного вам романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».
Роман посвящен изображению дворянства и разночинной ин­теллигенции накануне отмены крепостного права. Автор стремится показать противоречия, которые, по его мнению, присущи предста­вителям новых людей в романе. Главный герой романа, Евгений Базаров, олицетворяет силу новых людей и в то же время впадает в крайности.
Согласны ли вы с такой аннотацией? Предложите свой вариант текста.
Упражнение 6. Прочитайте несколько аннотаций. Укажите, в какой из них ха­рактеристика книги сочетается с элементами ее оценки. Проанализируйте языковые особенности текста аннотаций и синтаксические конструкции. Предложите свой вариант аннотаций на эти книги.
I . Русские писатели XI - начала XX века: Библиогр. слов.: Кн. для учащихся/Сост. В.А.Котельников, Ю. М. Прозоров; Под ред. Н. Н. Скатова.- М.: Просвещение, 1995. - 575 с.: ил.

Словарь углубит представления школьников о русских писате­лях, начиная с древнейших времен и до начала XX в. Книга состо­ит из следующих разделов: «Писатели Древней Руси (XI-XVII ве­ков)», «Писатели XVIII века», «Писатели XIX века», «Писатели конца XIX- начала XX века». В живой, увлекательной форме рас­сказывают авторы о детстве и юности писателей, об их пути к творчеству, к своей теме в литературе. Юные читатели, возможно, впервые познакомятся с Афанасием Никитиным, Феофаном Прокоповичем, В. Г. Бенедиктовым, Н. И. Гречем, М.М.Загоскиным, В. А. Гиляровским, А. М. Ремизовым, Н. А. Тэффи, В. Ф. Ходасе­вичем и другими прозаиками, поэтами, критиками.


II . Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники: т. Т. 1/Сост. биографические очерки и прим. В. В. Кунина.- М.: Правда, 1985. - 640 с., 2 л. вкл.

В двухтомнике собраны документы и материалы, характеризующие отношения А.С.Пушкина с тридцатью его близкими друзьями. В отрывках из писем, мемуаров, дневников передается атмосфера трудной и прекрасной жизни поэта и тех людей, которые были ему близки и дороги. Все подборки материалов предваряются биографическими очерками о друзьях Пушкина.


III . Толстой А. К.

Князь Серебряный; Стихотворения; Баллады/Сост., авт. послеслов. и коммент. Н. И. Цимбаев.- М.: Просвещение, 1993.- 100 с.- (Шк. б-ка).

В книгу включены известный исторический роман об эпохе Ивана Грозного «Князь Серебряный», исторические баллады и ли­рические стихотворения Алексея Константиновича Толстого.
IV . Жуков В. П., Жуков А. В.

Школьный фразеологический словарь русского языка. - 3-е изд., Перераб.- М.: Просвещение, 1994.-431 с.

В словаре, предназначенном главным образом для учащихся старших классов, приведены фразеологизмы, используемые в современном русском языке. Авторы раскрывают значение фразеоло­гизмов, показывают, как следует использовать их в речи, дают сти­листическую характеристику каждого фразеологического оборота, в отдельных случаях приводят исторические и этимологические справки, которые помогают понять смысловое содержание этих единиц языка.
Упражнение 7. Прочитайте стихи Е. Ростопчиной и аннотацию ее книги. Дайте свою оценку аннотации.
Ростопчина Е. П.

Талисман: Избранная лирика. Драма. Документы, письма, воспоминания/Сост. В. Афанасьев.- М.: Моск. рабочий, 1987. - 319 с. (Московский Парнас).

В сборник одной из наиболее значительных поэтесс XIX века Е. П. Ростопчиной вошли произведения, отражающие быт и куль­туру, духовные искания женщин того времени.

Москва - родина Е. П. Ростопчиной, и приметы старой рус­ской столицы наполнены в стихотворениях поэтессы теплотой и ли­ризмом.

В сборник включены также драма «Нелюдимка», документы, пе­реписка Е. П. Ростопчиной со своими современниками - В. А. Жу­ковским, К. П. Брюлловым, Ф. И. Тютчевым, другими, воспомина­ния.
Упражнение 8. Составьте аннотацию на одно из изученных вами произведений русской классической литературы:

а) роман И. А. Гончарова «Обломов»;

б) поэму Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»;

в) роман М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»;

г) роман Л. Н. Толстого «Война и мир» («Анна Каренина»);

д) пьесу А. П. Чехова «Вишневый сад» («Дядя Ваня»),


Упражнение 9. Составьте аннотацию: а) на свою любимую книгу (художественную, мемуарную); б) на книгу из той области науки, которой вы интере­суетесь. Постарайтесь написать ее так, чтобы заинтересовать этой книгой своих товарищей.
Рецензия
Оценка текста - это выражение отношения читателя к тому, что и как написано, выражение того, с чем вы согласны и с чем не согласны с автором, о чем, по вашему мнению, написано хорошо, а о чем - не очень хорошо или совсем плохо, что в тексте лишнее, а чего не хватает. Чтобы оценивать текст, на­до знать не только основные требования, предъявляемые к тексту, правила его построения, но и проблему, вопросы, о которых в нем говорится.

Оценку текста называют отзывом или рецензией .

Слово «рецензия» (отзыв, критический разбор и оценка художе­ственного или научного произведения) закрепилось в литературном языке в конце XVIII - начале XIX века (от лат. - осмотр, об­следование).

Рецензия (от лат. - рассмотрение, обследование) - письменный разбор, отзыв, содержащий критическую оценку науч­ного, художественного и т. п. произведения, спектакля, концерта, кинофильма. (Из толкового словаря.)

Рецензия является жанром литературной критики, но в то же время её справедливо считают и жанром библиографии (она возникла из библиографического описания книги). Обычно в рецензии одновре­менно даётся библиографическое описание книги, информация о её содержании, композиции, поднятых в ней проблемах. Присутствует также критический разбор и оценка книги, её темы, идейного содер­жания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писа­теля, её роль в литературном процессе и в обществе. Всё это сближает рецензию с критической статьёй, однако она меньше по объёму.

Условно выделяются следующие основные виды рецензии :

а) небольшая критическая или публицистическая статья (часто по­лемического характера), в которой рассматриваемое произведение яв­ляется поводом для обсуждения актуальных общественных или лите­ратурных проблем;

б) эссе - это в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

в) развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции, полиграфическое исполне­ние, мастерство иллюстратора и одновременно содержится его оценка (часто в самом подборе материала);

Рецензия, включающая несколько художественных произведений, объединённых по тематическому, сюжетному, хронологическому при­знаку, становится обзором .


План написания рецензии

1. Внимательно прочитайте (и перечитайте) рецензируемый текст.

2. Укажите название книги (рассказа, статьи), где и когда опублико­вана.

3. Уважите ее тему (о чем в ней рассказывается) и главную мысль.

4. В чем художественное своеобразие книги: язык и стиль произве­дения, мастерство автора в изображении персонажей.

5. Ваша общая оценка прочитанного.

6. Главное: высказывайте свое мнение, рассуждайте, анализируйте, не подменяйте оценку пересказом содержания.
Упражнение 10. Напишите рецензию на прочитанную вами книгу, используя пред­ложенный план.
Упражнение 11. Прочитайте рецензию на книгу «Нить Ариадны». Возможно, вы с ней знакомы. Если нет, постарайтесь ее достать. Она поможет вам в проведении интересных бесед, вечеров, конкурсов.

НИТЬ АРИАДНЫ

Рецензируемое пособие под редакцией В. Я. Звиняцковского продолжает цикл учебников, написанных по интегрированной про­грамме для V-XI классов школ с русским языком обучения «Русская и мировая словесность. Искусство чтения. Гуманитарная культура». Книга привлекает уже самим названием «Нить Ариадны». Изложение материала дается «путеводно», связывая воедино сведения по русскому языку, литературе, истории и культуре чело­вечества.

Большим достоинством книги является то, что авторы смогли увлекательно и доступно рассказать о многих серьезных вещах. За­головки и подзаголовки, придуманные ими, не только возбуждают интерес к теме, но и в известной мере ее раскрывают: «История истории рознь, или Краткое рассуждение о предмете», «Тайна, ко­торая ею и останется», «История, вооруженная лопатой», «Век от­крытых дверей», «Догадка о целом», «Миф жил, миф жив... Миф будет жить?». Тексты пособия умело подсказывают учащимся от­вет на извечные человеческие вопросы: «Откуда мы? Кто мы? Ку­да мы идем?». «Ариаднина нить» помогает читателю не заблудить­ся в лабиринте культуры. Причем, что очень важно, не только русской культуры, но и мировой.

В пособие включены произведения А. Пушкина, В. Одоевско­го, Н. Полевого, С. Есенина, В.Набокова, А. Конан Доила, Р. Кип­линга и многих других.

Книга строится не только на хороших поэтических и прозаиче­ских текстах, занимательных и одновременно познавательных и воспитывающих, но и на тех серьезных, остро поставленных нрав­ственных, эстетических, философских, языковых вопросах, кото­рые предваряют и завершают каждый из текстов. Вопросы эти за­ставляют учеников думать и анализировать, учат доказывать и отстаивать свою позицию. Вот, например, какую задачу ставят ав­торы перед учащимися после знакомства с научно-популярным тек­стом о вселенском потопе: «Библия повествует нам о том, что Бог создал мир за шесть дней, а наука время сотворения мира счита­ет тысячелетиями, миллионами лет и т. д. Нельзя ли попытаться примирить между собой библейскую и научную версии сотворения мира? Попробуйте сделать это сами».

Подкупает доверительное и шутливое обращение авторов к сво­ему читателю, например: «Если ты надеялся легко отделаться от всех этих «историй», то ты ошибался - без задачи и здесь не обойдется». Все самые различные контрольные эвристические за­дания, какой бы гуманитарной области они ни касались, начинают­ся и сопровождаются вопросами по языку и языкознанию.

Такой методический прием позволяет одновременно и совершенствовать речь учащихся, и развивать у них языковой вкус и чутье, образовывать их лингвистически.

Некоторые задачи, поставленные перед учащимися, снабжены ответами в конце пособия, что помогает им проверить себя, све­рить свои ответы с правильными.

Нельзя не одобрить с методической точки зрения и приложе­ния, которыми авторы снабдили свое пособие: словарь имен, сло­варь терминов, мифологический и географический словари.

Словарь имен знакомит учащихся с поэтами и писателями, про­изведения которых были изучены.

Словарь терминов, мифологический и географический словари раскрывают значение неизвестных учащимся реалий и понятий. Нельзя не согласиться с авторами, что их учебное пособие может быть использовано учителями школ гуманитарного профиля в процессе преподавания интегрированного курса словесности и истории.

В заключение отметим: учителя и учащиеся получили еще одно нужное пособие, которое окажет существенную помощь в решении сложнейших образовательных и воспитательных задач на современ­ном переломном этапе развития нашего общества.

(Р. Арзуманова.)

1. Составьте план этой рецензии.

2. Ваше мнение о рецензии и о книге, на которую она написана. Побуждает ли эта рецензия прочитать книгу?
Упражнение 12. Вероятно, вы читали, и не раз, указанные ниже произведения, которые включены в школьную программу для внеклассного чтения (Б. Ва­сильев «Не стреляйте в белых лебедей», «Завтра была война»; В. Тенд­ряков «Расплата»; Е. Замятин «Мы»; В. Шукшин «Мастер»; Дж.Лондон «Мартин Иден»). Просмотрите их еще раз, вспомните содержание. Под­готовьте тезисы на тему: что привлекло вас в одной из этих книг. Тезисы затем используйте для написания рецензии.

При создании текста определите тип и стиль речи, способ связи пред­ложений. Не забывайте об особенностях цепной и параллельной связи.


Упражнение 13. Выберите из газеты любую понравившуюся вам статью (на нрав­ственно-этическую, научную или художественно-эстетическую тему) и на­пишите рецензию, придерживаясь изложенных выше требований.

В тексте составленной вами рецензии используйте вводные слова и обороты.


Упражнение 14. Напишите рецензию на одно из знакомых вам произведений научно-популярной литературы, пользуясь предложенной выше схемой.
Упражнение 15. Найдите в одном из литературных журналов рецензию на какую-либо вышедшую книгу (возможно, уже известную вам) и посмотрите, как написана рецензия. Составьте план, по которому она построена, и проана­лизируйте, совпадает ли он (или похож) со схемой, которая предложена вам.

18.01.2011, 01:41

ФАЛЬШИВКА

18.01.2011, 03:00

хмм..
у нас тоже самое)) нам тоже 2,7..
причину пока не нашла..
думаю, может обида какая затаилась..
хотя вообще они без ума друг от друга..

18.01.2011, 03:16

А может ббушка чем то обидела малыша? Наказала руками? Мало ли что могло произойти, прежде чем ругать за ТАКОЕ отношение, попробуйте выяснить. Да, бабушка скажет я плохого сделать не могла НО моя бабушка (не мама) не видит плохого поп опе лишний раз приложить, а я вижу.

Ничего плохого сказать про бабушку не хочу, но причина то где то кроется. Гланвое услышать ребенка
ИМХО

18.01.2011, 08:11

Вы знаете, к нам 2 бабушки приходят смотреть за внуком, пока я работаю. Так вот одну он с удовольствием ждет, а вот по отношению к другой какое-то время подряд высказывал негатив: Баба плохая, пусь едет на дачу.....
Я наблюдала поведение обеих бабушек. Просто та, которую он не хочет видеть немного строже с ним, не кричит на него, но ИНОГДА чуть-чуть повышает голос.
Мне кажется, что если от родителей ребенок допускает повышение гооса, строгий тон и д., то от "чужих" людей - нет. Это равносильно обиде.
Ребенок просто так не будет игнорировать кого-то, на то всегда должна быт причина. Если ему нравится человек, то он сам к нему тянется, если нет, высказывается об этом. Поэтому не соит игнорировать чувства ребенка:)

18.01.2011, 13:23

18.01.2011, 13:31

он ее младшей назначил, знакомо, пройдет со временем, бабушку успокойте, бывает, он с ней просто на равных общается.

18.01.2011, 13:37

имхо, дети большие хитрецы. они понимают, кто слабее, а кто в доме хозяин. слабее бабушка, поэтому ей можно противостоять и даже обижать. с родителями не забалуешь, по крайней мере, у нас так.

18.01.2011, 13:38


Я б камеру поставила, но я вредная. После камеры у нас лучшая бабушка - няня. Теперь у меня вопросов нет, что почём. У родных бабушек оказалось с нервами не очень, а вот няня..........просто супер.....хотя ляля - ангелочек.

18.01.2011, 13:38

КСЮСИНДА

18.01.2011, 13:51

Моя так же себя ведёт.с бабушкой не оставляю они вроде и играют она сама к ней в комнату ходит а временами выгоняет и дерёться:(но у нас не бабушка а прабабушка и она ооочень обижаеться и плачет:005:
По поводу что возможно ребёнок копирует моё поведение то это исключенно я не то что в резкой форме не разговариваю я себе не могу позволить даже неуважительно с бабушкой разговаривать.
Стараюсь объяснять что баба хорошая и нельзя так с ней.
но особенно доча выпендриваеться когда я и муж вместе и бабушка к нам приходит на кухню или в комнату

КСЮСИНДА

18.01.2011, 13:52

Я б камеру поставила, но я вредная. После камеры у нас лучшая бабушка - няня. Теперь у меня вопросов нет, что почём. У родных бабушек оказалось с нервами не очень, а вот няня..........просто супер.....хотя ляля - ангелочек.

Хм.круто у вас:005:.
Но мы вместе живём и я не работаю так что доча почти всегда со мной и я всегда слышу как они с бабушкой играют в комнате.

18.01.2011, 17:15

Motherone, может он видел как вы в неподобающем тоне говорили с бабушкой? или кто-то из его друзей со своей? обычно такое поведение является подражанием увиденного. ничего подобного не было?

У нас в доме жесткое правило не повышать голос,поэтому ситуация когда бы мы ругались с бабушкой при детях просто невозможна
А хотя тетя которая живет не с нами могла ответить резко бабушке

18.01.2011, 18:01

а у меня говорит,что хочет с бабушкой жить...и что я ему плохого сделала???

19.01.2011, 19:21

Мой бабушку любит,когда они вдвоем остаются.Как только все в сборе плюется,ногой на нее топает.

19.01.2011, 19:43

Сыну 2 года 7 мес Бабушка живет с нами Внука очень любит

Последнее время если я делаю замечание сын понимает и внимает моим просьбам,а стоит только бабушке сказать что то наперекор ему он начинает выгонять ее из комнаты
Я начала сегодня"Громко плакать " показвая ему что мне плохо от его отношения к бабушке и он подашел и извинился перед бабушкой

Что делать в таких ситуациях? может кто то сталкивался?

ЖЕСТЬ:001:
ВЫ проявляете насилие над ребёнком

19.01.2011, 19:49

у нас таже беда....считаю,что проблемму надо искать
во первых:в отношениях между бабушкой и вами(может ссоритесь или скандалите,и т.д)
во вторых:между ребенком и бабушкой(может бабушка не достаточно показывает свою любовь,запрещает,то,что вы разрешаете...и т.д)
вообщем все не спроста

19.01.2011, 23:15

Ищите причину. Бабушка всегда терпелива?
У нас ситуация в свое время с племянником была, я увидела, как бабушка его мягко так говоря накормить пытается, чуть ли не стуча ложкой в зубы, впихивая еду:001:. Он всегда плохо кушал, ну вот у нее нервы и начали сдавать:(Решено было не нагружать бабушку тем, что плохо дается и отношения у них наладились:)
Обязательно вместе с бабушкой подумайте, что могло бы быть.

19.01.2011, 23:26

У меня ребенок может выгонять бабушку, выгонять папу, может их бить, щипать. короче поведение жесть. Мой вывод однозначный - они позволяют ей себя так с ними вести. Моя мама это вообще отдельная песня, ибо аналогичные отношения я уже наблюдаю 24 года у нее с моей сестрой (хоть там нет битья и попыток выгнать:)), но суть остается та же).

Мне тоже кажется - если родственники позволяют так себя вести, то они так будут делать. У нас такая реакция на дедушку - она его выгоняект, говорит, что нелюбит и все в таком духе. При этом он ей все позволяет - выгоняет его - уходит... При этом я говорю один раз - Настя если ты будешь выгонять дедушку - ты в гости не поедешь (мы как раз собирались к ним в гости).На что дедушка отвечает - поедешь, конечно поедешь, и мне говорит что они так играют....Надо, чтобы ваша бабушка (не вы) категорично отрицательно реагировала на эти поступки (конечно не бить и не кричать) - ребенок будет знать что это теперь не прокатит с ней.

02-06-2006, 01:14

Частенько прогоняет папу, не даёт ему поиграть с ней, умыть, переодеть и т.д. просто дико орёт "иди!не хочу!" тут либо требует, чтоб одела/умыла и т.д. мама, либо просто прогоняет папу и мама в общем то не нужна:008: В общем, почти постоянно посылает папу:010: Папа иногда обижается, иногда пытается чем-то отвлечь, иногда уговаривает, иногда просто отходит.. Сейчас уже не обижатся правда.. Спрашивала у психолога - сказали это у нас кризис трёх лет и нам остаётся только набраться терпения:010: и на её посылания отвечать "я тебя всё-равно люблю, когда захочешь приходи поиграем" ...хм.. у нас это не прокатывает:008:
Мне интересно, у кого-нибудь такое было? Что с этим делали? или само прошло? Как быстро? у нас это уже месяца три:010: :008:

02-06-2006, 09:26

я конечно не психолог, и дочка у меня немного младше вашего, но у нас подобная ситуация была с одним из дедушек, напишу как поступили мы. Дед когда приезжал в гости (или мы к ним) к внучке не знал с какой стороны подойти, и то Кате и сё, и на ручки иди, и давай играть/читать и т.д. и т.п. Катя нос воротит "не хОчу!" и отталкивает его, убегает. В итоге мне надоело смотреть на страдания деда (он очень переживал) и мы решили что он будет себя вести так... "ну не очень-то и надо, захочешь сама придешь!" Вы знаете - сработало! Он занимался своими делами (у нас дома часто надуманными) Катя крутилась рядом, потом если я была занята, а ей что-то было нужно я ей говорила - попроси у дедушки, он сделает если сможет. И первый раз мы увидели как Катя бежит по квартире с криками "дедуська!" :) Ну а сейчас они вобще лучшие друзья:)
в общем на мой взгляд - не навязываться, но и не отталкивать. Пусть ребенок сам проявит интерес, сам позовет. В нашем случае дочка явно "задыхалась" от внимания деда, а как только оно ослабилось, сама проявила к нему интерес. Удачи!!!

02-06-2006, 10:10

у нас тоже с папой проблемы бывают..папа очень обижается, правда он и сам не так много внимания уделяет ей (работа и т.п.).зато вот когда пришлось выбирать между новым садиком и сидением дома с папой однозначно выбрала папу. Вчера посидели с ним денек, вроде уже оба довольны. Но не знаю, исчерпалась ли проблема

02-06-2006, 10:17

у нас похожая ситуация... если мамы рядом нет - все, правда, отлично. но если рядом есть мама.......
что делать - не знаю. по-моему, мы перепробовали уже все варианты. Жду когда само пройдет

Мамуся Леруси

02-06-2006, 13:39

Почаще оставляйте их вдвоем. Уезжайте по магазинам, в гости- папа будет кормить, одевать, спать класть- понравится. У меня доча-мой хвостик. Когда приходят гости, держится за меня и не отходит. А если я ухожу на улицу- про меня забывает, дружит со всеми

02-06-2006, 14:13

У нас подобное но в малой степени.
Мое мнение, это все дело в том, что ребенок отвык общаться с папой.
Я заметила, у меня у сына к отцу изменилось отношения когда у папы был завал на работе и он вообще практически не общался с ним.
Он и сейчас с ним мало проводит время, но сынуля знает, что папа может подкидывать и только он и постоянно ждет его с работы ради этого.
Значи вашему папе надо найти то что сможет делать с ней только он и у них будет уже одно общее занятие, а далее расширять это (ну например что строить шалаш интереснее с папой) . Конечно папа должен приложить усилие, и делать что-то подругому и интереснее чем другие. А так сложно заинтересовать ребенка если он читает теже и так же книжки, что и мама, только ребенок то привык к маминому варианту...

Надеюсь я донесла вам свою мысль.

Снежная Королева ©

02-06-2006, 16:03

В итоге мне надоело смотреть на страдания деда (он очень переживал) и мы решили что он будет себя вести так... "ну не очень-то и надо, захочешь сама придешь!" Вы знаете - сработало! Он занимался своими делами (у нас дома часто надуманными) Катя крутилась рядом, потом если я была занята, а ей что-то было нужно я ей говорила - попроси у дедушки, он сделает если сможет. И первый раз мы увидели как Катя бежит по квартире с криками "дедуська!" :) Ну а сейчас они вобще лучшие друзья:)

"Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей!":)) :)) :))

02-06-2006, 16:10

У нас тоже самое.
"Папа, уходи и всё"
Переодевать- мама, зубы чистить- мама, кушать- вместе с мамой.
Это если учесть, что папа с ним проводит гораздо больше времени, чем мама.
т.е. вдвоем с папой- все ОК.
Как только мама дома- все, пиши пропало.
Папа огорчается, хотя говорит, что наверное такой запоздалый "мамский период" у нас.

02-06-2006, 16:12

Да! У нас та же ситуация, правда не только с папой, который то в командировках, то на работе, и общаться с ним удается примерно часа полтора вечером и по выходным, но и с бабушкой, с которой сидит по будним дням.
Все считают что проблема в маме, то есть во МНЕ! Т.к. когда меня дома нет, ребенок просто золото, а когда я есть он кричит, капризничает и всех посылает, говорит я только мамин сынок!
Надеюсь что это возрастное, но тем не менее в последнее время мы боремся с этим двумя спосорбами: папа стал укладывать спать на ночь каждый день, и днем по выходным. И я на выходные ухожу куда-нибудь часа на два-три, или они уходят куда-нибудь вдвоем!
Помогает! Стал больше любить папу, признает что он сынок мамин и ПАПИН! Все счастливы!
Вот сегодня папа возвращается из 10 дневной командировки, посмотрим как он его встретит. Как всегда, или ласково:)

Мамзель Фрикадель

02-06-2006, 23:10

Тоже самое - только тогда, когда мама рядом, а нет - так и папа на ура.

Рыба ты моя

03-06-2006, 00:11

Первые 3-4 года ребенок тянется в основном к маме. Потом, когда ребенок начинает различать пол человека, он начинает тянуться к мужчине, в основном, к папе, а мама уже стоит по боку. Это просто очередной этап развития ребенка. Потерпите, потом и папе достанется.

03-06-2006, 01:54

писала - писала, всё пропало кда-то:(

Спасибки за ответы, теперь вижу не одни мы такие.... значит, может, это нормально.. :005:
У нас вариант "не очень то и надо, захочешь сама придёшь" не прокатывает... Дочка наоборот рада - "папа не мешает" :008: а мама рядом, так что всё ок... Когда меня нет, они нормально общаются, правда иногда спомнит про меня, подноет немного.. хочу маму, где мама... Спать укладывать - только мама! Одно время, помню, папа укладывал, это было гордостью семьи! А потом, вдруг, нужна мама ивсё тут! :010: слёзы, крики.. прямо до истерики:008: В итоге укладываю я, при этом дочка каждый раз спросит, кто будет укладывать и не забудет сама довести до сведения, что хочет, чтоб укладывала мама!! :010:
Прогоняет она у нас ещё и бабушку:008: (вместе живём) отказывается даже просто от чмока бабушки (ну и папы тоже) после рабочего дня...
У подружкиной дочки-ровесницы тоже самое:010: Вот теперь сидим думаем-гадаем, когда же это закончися? и как помягче, без потерь для семьи и т.д. пройти этот этап? :009: :010:

03-06-2006, 02:03

Да, ещё меня тут уже обвинили, что это всё от меня.. :008: А в чём я виновата?? я наоборот, частенько в течении дня говорю, что папулька по нам скучает.. и мы по нему... Как мы хотим, чтоб папа быстрей вернулся с работы, как хотим вместе поиграть и т.д.. Как мне кажется, я наоборот настраиваю НА папу! :008:
А по поводу совместных занятий - это очень хороший способ сблизить ребёнка и папу, но у нас почему-то не получается пока так... то ли времени на всё это не хватает...(стараемся помаксимуму гулять и когда оба дома остаются в основном режимные моменты умыться-переодеться-покушать и т.д.) то ли не хватает смекалки, изобретательности, терпения, а может и желания? :008: :009:

Анонимный спрашивает:

Здравствуйте,Лидия. Нашему сыну 2 года и 3 месяца. Недавно он стал вести себя несколько непонятно для нас. С приходом папы домой,он не бежит его встречать как раньше, на предложение пожать папе руку,отказывается и говорит папе:» Папа,иди отсюда» Сын не пускает папу к себе в комнату, когда тот всё-таки заходит, сын кричит и говорит ему: «Папа,уходи». Папа обижается и не понимает,почему вдруг ребенок начал с ним себя так вести. Со мной (с мамой) он так же может позволить себе меня выгонять, и с бабушками он практикует такое же поведение. Иногда он может сказать: Мама уходи отсюда» как бы в шутку, улыбаясь,а иногда и со злостью и истерикой. На такое поведения, я обычно говорю, что нам не приятно слышать такие слова. И говорю ему: А если,мы тебе тоже будем говорить, Глеб, уходи отсюда, будет ли тебе приятно?»Он отвечает: нет,не приятно.» Но ситуация пока не меняется. Часто начались истерики, на наш взгляд, без особого повода и причины. Он может встать посреди комнаты и с визгом кричать, разбрасывая разные вещи и игрушки. и к себе в такой момент не подпускает, стоит и визжит,потом успокаивается и подходит. Мы не наказываем, не бьём его.Я категорически против таких методов. Мы всегда ему всё объясняем. И после таких истерик, мы говорим ему, что нам очень тяжело и грустно видеть,когда от так плачет. Говорим,что мы не понимаем,почему он так себя ведет.Просим его говорить о том,что ему не нравится или что ему хочется,но не визжать и не разбрасывать вещи. Вот как-то так. Бабушки и муж считают,что такое поведение «ненормальное». Говорят, что им стыдно на улице,когда он так себя ведет. И что они не представляют,что из него вырастит моими методами воспитания. Им, я так поняла, отшлепать бы, и в угол поставить,чтоб мало не показалось. Свекровь мне даже какие-то высказывания какого актера приводила в пример. Мол, если бы не ремень отца, не известно кем бы он еще стал. а так,народный артист. А я лишь пожимаю плечами и говорю, что ребенка бить никогда не буду и никому не позволю, что такое бывает и это пройдет,надеюсь. А Вы, Лидия, как думаете, почему наш сын стал себя так вести? И как нам себя с ним вести в такие сложные моменты?

Отвечает специалист Желтова Лидия:

Добрый день. Ваше терпеливое и грамотное реагирование на поведения сына очень похвально! Такое поведение ребенка, действительно, бывает и, действительно, проходит, если родители сами его не подкрепляют. Ваш ребенок сейчас находится на стадии освоения границ - проверят как вы реагируете на то или иное его поведение, так сказать проверяет уровень дозволенности, проверяет, а любите ли Вы его, если он скажет "Пап, уходи!", а также ли Вы к нему относитесь, если он закатывает истерики или проявляет агрессию на родителей, а как вообще Вы реагируете на его негативное поведение, и ребенку важно объяснить, что он поступает плохо, но сам он не плохой, это поступок плохой.

Сложно рассуждать без уточняющих вопросов, но попробую. Первый вариант - если нет на то причин, как Вы пишите - то это похоже на привлечение внимания, и ему это здорово удается, раз папе и бабушкам стыдно на улице - он не только их внимание, но и внимание окружающих к себе притягивает! Второй вариант: думаю, что когда он визжит и разбрасывает игрушки - он проявляет агрессию, показывает Вам его злость, и задача родителей - справиться с этой злостью, не запретить злиться,а постепенно учить ее контролировать. Злость, это совершенно нормальное чувство, которое нужно проявлять, просто маленькие дети еще даже не в курсе, что то состояние, с которым им сейчас сложно справиться, и все внутри кипит и заставляет раскидывать игрушки - это и называется - злость! Помимо того, как справляться с чувствами, ребенку важно знать их названия, а это в компетенции родителей.
Как вести себя - я уже прокомментировала Ваше трепетное отношение к ребенку и терпение, но хочу добавить, что не всегда все сразу, ребенку надо изо дня в день объяснять, что в розетку пальцы совать нельзя - это небезопасно, как маленьким, так и взрослым. Процесс этот не быстрый, требует времени и сил на объяснение, но это того стоит! Так и здесь - будьте терпеливы и оставайтесь спокойными и уверенными, когда объясняете ребенку одно и тоже, результат даст о себе знать. Также Вы можете записаться на курс по поведенческо-игровой терапии, и приходить с ребенком. В рамках терапии разбираются методы работы с детьми от 2-7 лет, где можно узнать правильно ли Вы задаете вопросы ребенку, как можно и нужно хвалить, что делать, когда ребенок не слушается, как играть с ребенком, чтобы он чувствовал, что он руководит, а Вы заинтересованы. Удачи Вам!