«Психологическая характеристика речи

Если язык- это система знаков и символов, то речь - это процесс пользования языком. Речь является реализацией языка, который и обнаруживает себя только через речь.

В лингвистике под речью понимают конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую форму (в том числе внутреннее проговаривание - внутренняя речь) или письменную. К речи относят также продукты говорения в виде речевого произведения (текста), фиксируемого памятью или письмом. Отличия речи от языка состоят в следующем.

Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается по премии, реализуется в пространстве. Вспомним о способности некоторых ораторов, например, кубинского лидера Ф. Кастро или советского Президента М. Горбачева, говорить часами. Собрание сочинений многих писателей насчитывает десятки томов.

Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна. Так, с объявлением гласности и свободы слова в нашей стране заметно изменилась манера изложения информации, особенно о политических лидерах, общественных процессах. Если раньше сообщения выдерживались строго в официальном стиле, то сейчас без легкой иронии об этих процессах и лидерах редко кто пишет.

В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядоченна. С примерами такой речи мы сталкиваемся часто в быту и на производстве.

Речь, с одной стороны, используя уже известные языковые средства, принципиально зависит от языка. В то же время ряд характеристик речи, например темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционная четкость, акцент, не имеют к языку прямого отношения. Особый интерес представляет использование в речи слов, отсутствующих в языке. Приведем несколько примеров таких авторских неологизмов:

В индивидуальных отклонениях в речи заложены истоки языковых изменений. Поэтому говорят, что язык творит речь и сам творится в речи.

Индивидуальный характер речи делает ее неповторимой. Долгой была дискуссия об авторстве «Тихого Дона», пока ученые не изучили индивидуальное словоупотребление М. Шолохова на основе сравнения речевых особенностей, нашедших отражение в разных его произведениях.

Л. Троцкий приложил немало усилий, чтобы доказать, что статья его заклятого врага И. Сталина «Марксизм и национальный вопрос» (1914) написана под влиянием идей В. Ленина и при его активном участии. Свое утверждение он аргументировал не только тем, что его идеологический противник до теоретических выкладок никогда не доходил, не только тем, что подготовка статьи совпала по времени с пребыванием Сталина в Кракове, где он имел длительное общение с вождем партии, но и наличием в статье прямых «ленинских» «лексических и фразеологических вставок типа «... чем же отличается тогда нация Бауера от мистического и самодовлеющего «национального духа» спиритуалистов», «... так себя опровергает сшитая идеалистическими нитками теория». По утверждению Троцкого, Сталин ни-когда - ни раньше, ни позже - таким стилем не писал и такие фразы не употреблял.

Говорящие метафоризируют речь, используя различные средства художественной изобразительности. Вот примеры из стихов бывшего Председателя Верховного Совета СССР, а ныне депутата Государственный Думы А. Лукьянова: «Ах, осень, я тебя прошу: уйми свой бег, свой желтый шум»; «Ведь если что и помогло не растерять огня, то это все твое тепло, Смоленщина моя!»; «И холодная ясность зари обжигает деревьям сучья и кленовым костром горит». В приведенных стихотворных строчках нетрудно выделить собственно метафоры (не растерять огня; ясность обжигает; костром горит), олицетворения (Осень, уйми свой бег), эпитеты (желтый шум, холодная ясность).

Люди могут соотносить в речи слова, в языке не соотносимые, системно не связанные. Получаются текстуальные синонимы («Магическое слово «инвестиции» стало синонимом «манны небесной». Ожидание денег откуда-то извне грозит превратить политиков и хозяйственников в старух у разбитого корыта» (Рос. газета. 1994. 15 сент.), антонимы («Этот человек никак не понимал и до сих пор не понимает...что свобода- это не вседозволенность, а сознательное и радостное самоограничение одного для того, чтобы другому, рядом с ним, было удобно жить» (Рос. газета. 1991. 29 мая), паронимы («Всегда [ошибочно] считала, что корнишоны и патиссоны -- это одно и то же», Рос. газета, 23 мая 1997 г.) и даже омонимы. Последние часто обыгрываются в прессе: «На реке Хор дела» «оч. пл.» (Рос. газета. 1997. 13 авг.); «Главная примечательность соревнования в том, что с российскими военными разведчиками решили помериться силами знаменитые «морские котики» и «зеленые береты» Вооруженных Сил США» (Рос. газета. 1997. 17 июля); «О чем шипит аспирин» (заголовок). «Покупайте аспирин у...пса » Мой сосед-первоклассник просто давится от смеха, вновь и вновь пародируя известную телерекламу. Производители «Упсы» явно не учли своеобразие русской транскрипции и возможности «особачивания» их товара».

Приведенные синонимы, антонимы, паронимы и омонимы не лежат на поверхности имеющихся изобразительных средств русского языка, что подтверждает их отсутствие даже в специализированных словарях синонимов, антонимов и т.д. Авторы цитат обнаружили их в запасниках языка и впервые употребили как средства художественной изобразительности в своих произведениях.

О своеобразии речи в сравнении с языком свидетельствует и возможная игра слов, основанная на сознательном смешении созвучных слов или производных от них. Так, когда в августе 1991 г. гэкачэпистами была предпринята попытка государственного переворота, появился сатирический очерк В. Жука «Гадкие утята». Известно, что многие непопулярные постановления Высшего руководства СССР принимались со ссылкой на несуществовавшие «многочисленные просьбы трудящихся». Перефразируя этот речевой стереотип, автор писал: «А ближе к ночи, по многочисленным трудящимся просьбам, дали, наконец, «Лебединое озеро»... Одетта... Одиллия... Идиллия, «Замок красоты», как сказал поэт. Безнадежно гадкие утята хотели прики-нуться лебедями. Бессмертная музыка... Бессмертнова» (Независимая газета. 1991. 22 авг.). Автор очерка удачно обыгрывает здесь близость звучания имени героини балетного спектакля (Одиллия) и исполнительницы главной роли (Бессмертнова) к нарицательным словам идиллия, бессмертная, передающим попытку путчистов создать в стране путем неоднократной передачи по телевидению классического балета иллюзии благодушия, благородства намерения заговорщиков. «И в то же время нам напомнили, что мы-то смертны. Что, если мы не будем выполнять их утячих распоряжений, нам придется туго (Пуго)». Как мы видим, здесь обыгрывается попытка путчистов напугать народ, ассоциируя прямое значение этого глагола с фамилией одного из организаторов мятежа - Пуго и используя в то же время созвучность этой фамилии с наречием туго.

Мы уже говорили, что человеческая речь возникает в ответ на необходимость вступить в общение с кем-либо или сообщить что-либо, и определяли речь как использование языка в коммуникативных целях. Может показаться, что выделение коммуникативной функции речи избыточно или тавтологично. Однако это не так. Собственно коммуникативный аспект рассмотрения речи позволяет сконцентрировать внимание как на закономерностях употребления языка в речи (внутриязыковая сторона), так и на социально-психологических условиях осуществления языковой деятельности (внеязыковое окружение).

Введем ряд понятий, каждое из которых задает разные ракурсы рассмотрения деятельностного аспекта языка.

Речевая деятельность - это специализированное употребление, речи в процессе взаимодействия между людьми, частный случай деятельности общения.

Речевая коммуникация - единство информативной и коммуникативной сторон речевой деятельности.

Речевое общение - процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного контакта между людьми при помощи языка.

Речевой акт - элементарная единица речевого общения, произнесение говорящим высказывания в непосредственной ситуации общения со слушающим.

Речевое поведение - использование языка людьми в предлагаемых обстоятельствах, в многообразии реальных жизненных ситуаций, совокупность речевых поступков.

Интерес к коммуникативному аспекту речи - это интерес к речи как форме поведения человека, в которой обнаруживаются проявления его характера, его отношения к другим людям, его жизненные позиции. При этом оказывается возможным говорить о речевых поступках, понимаемых как действия в речевой сфере: например, приласкать или обидеть словом, ввести в заблуждение, играть словами или бороться словами. Можно обнаружить типы людей, для которых характерны те или иные особенности речевой коммуникации: например, тип болтуна, брюзги или молчуна.

Именно в коммуникативном аспекте речи проявляется психологическое взаимодействие партнеров. Оно предполагает определенные позиции общающихся сторон, их отношение друг к другу, обмен средствами воздействия, реакцию на эти воздействия. В зависимости от того, что переживает по поводу своего собственного сообщения говорящий, по-разному воспринимается и то, что он сообщает. Более того, само содержание сообщения часто не доходит до сознания слушателя, если оно не окрашено психологическим отношением говорящего к содержанию своего сообщения - сочувственным, отрицательным или каким-либо другим.

Таким образом, коммуникативная природа речевого поведения дает возможность увидеть принципиальные различия между языком и тем, как и зачем им пользуется человек.

«Психологическая характеристика речи»

ВВЕДЕНИЕ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СЛОВАРЬ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Введение

Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей опосредованная языком. Предметом психологии служат закономерности развития и функционирования психики, таких ее процессов, как мышление, познание, общение, эмоции, деятельность, отношения, воображение, творчество, память и запоминание. Все перечисленные здесь явления теснейшим образом связаны с речью, с ее порождением и восприятием, особенно мышление, которое неотделимо от речи и от языка. Естественно, поэтому лингвисты обращались к психологии, а психологи – к языку и речи. Так, А.А. Потебня, основатель психологического направления в языкознании, написал книгу «Мысль и язык» (1862 и 1999). Психолог Л.С. Выгоский исследовал разные аспекты речи, что и составило содержание его книги «Мышление и речь» (1934). Н.И. Жинкин исследовал становление речи ребенка, функционирование аппарата говорения и переходов с мыслительного на акустический код, в результате чего появился труд «Механизмы речи» (1958). Широкое признание получили книги психологов А.Р. Лурия «Язык и сознание» (1979), О.К. Тихомирова «Психология мышления» (1984).

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Широкий размах получила культура речи: диапазон ее интересов – от норм литературного языка до коммуникативной целесообразности выбора средств языка. Речь – фактор психического развития человека, формирования его как личности. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными и управляемыми. Правильная речь является показателем интеллектуального развития человека и необходимость знаний о психологическом функционировании речи определяет актуальность данной работы. Актуальность, в свою очередь, определяет цели и задачи работы:

Цель работы – рассмотрение психологической характеристики речи.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи :

  • Исследовать литературу, которая позволит разобраться в психологии речи и ее составляющих.
  • Систематизировать полученные знания, включающие в себя основные понятия, развитие и патологии речи.
  • Проанализировать данные и сделать заключение о значимости и необходимости развития речи.

Для раскрытия поставленной темы определена следующая структура: работа состоит из введения, основной части, заключения, словаря, списка использованной литературы и приложения. Название основной части определяет ее содержание.

Психологическая характеристика речи

В психологической науке речь понимается как система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли. Речь является психологическим процессом формирования и передачи мысли средствами языка. Язык – это одна из форм, в которых существует и передается из поколения в поколение сформированная в обществе программа развития внутреннего мира человека. Язык это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенный смысл и значение. Речь без усвоения языка невозможна, в то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением (Приложение А).

Речь также понимается как совокупность произносимых или воспринимаемых звуков. Детеныш человека на ранних стадиях развития использует для общения ряд нестандартных, изобретенных им звуковых комплексов, в которых можно видеть эмоционально-образную связь, тождественную реликтовой перворечи. По мере роста и развития растет потребность в общении не только с родителями, что толкает ребенка к употреблению общепринятой для этой группы населения терминологии. Звуковое обшение выполняет комплексные функции:

  1. Эмоциональное выражение мысли (попытки повлиять на отношение оппонента к объекту разговора и, естественно, повлиять на отношение к себе).
  2. Звукоимитация в речи.
  3. Ассоциативное выражение мысли.

2 и 3 являются составными частями первого.

Ассоциация – это подсознательная аналогия с часто встречающимся явлением. Зависит от того к чему применяется эта аналогия-ассоциация.

Звук имеет тот же смысл что и соответствующая им система письменных знаков. Знак – символ или объект, служащий заменителем другого объекта.

Речь является основным средством человеческого общения. Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями в совместной деятельности. Потребность в общении относится к числу основных (базовых) потребностей человека. Она диктует поведение людей с не меньшей властностью, чем, например, так называемые витальные потребности. Это и естественно, так как общение является необходимым условием нормального развития человека как члена общества, как личности… Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств.

Речь выполняет определенные функции (Приложение Б):

Соответственно множеству своих функций речь является полиморфной деятельностью, т.е. в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах и видах.

1)Внешняя речь – система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации мысли. Она бывает устной и письменной.

2)Устная речь – общение вербальное (словесное) посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Неподготовленный характер устной речи порождает целый ряд ее специфических особенностей:

обилие незаконченных синтаксических построений (например: Ну, вообще… созерцание… я могу и для друзей рисовать);

самоперебивы (В России еще много людей, которые хотят…, которые пишут ручкой, а не на компьютере);

повторы (Я бы… я бы… хотел сказать больше);

конструкции с именительными темами (Этот мальчишка / он меня каждое утро будит);

подхваты (А – Мы тебя приглашаем… Б – завтра в театр).

Специфические особенности, вызванные неподготовленностью устной речи, указанные выше, не являются речевыми ошибками, так как не мешают пониманию содержания речи, а в некоторых случаях служат важным выразительным средством. Более того, речь, рассчитанная на непосредственное восприятие, какой является устная речь, проигрывает, если она слишком детализирована, состоит исключительно из развернутых предложений, если в ней преобладает прямой порядок слов.

3)Монологическая речь – это речь одного человека, в течение относительно длительного времени излагающего свои мысли, или последовательное связное изложение одним лицом системы знаний.

Для монологической речи характерны последовательность и доказательность, которые обеспечиваются связностью мысли, грамматически правильным оформлением и выразительностью голосовых средств. При подготовке такая речь неоднократно проговаривается, отбираются нужные слова и предложения, и часто письменно фиксируется план речи.

Монологическая речь имеет большую композиционную сложность, требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог. Монолог не терпит неправильного построения фраз. Он предъявляет ряд требований к темпу и звучанию речи.

4)Диалогическая речь – это речь, при которой активны в равной степени все ее участники.

Диалогическая речь – психологически наиболее простая и естественная форма речи. Она возникает при непосредственном общении двух или нескольких собеседников. Для нее характерны реплики, которыми обмениваются говорящие, повторения фраз и отдельных слов за собеседником, вопросы, дополнения, пояснения.

5)Письменная речь – это речь посредством письменных знаков (письмо, конспект, научный трактат). Она обращена к широкому кругу читателей, лишена ситуативности и предполагает углубленные навыки звукобуквенного анализа, умение логически и грамматически правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и совершенствовать форму выражения.

Пользование письменной речью создает необходимость добиваться максимально правильных формулировок, строже соблюдать правила логики и грамматики, глубже продумывать содержание и способ выражения мыслей.

6)Внутренняя речь – это речь, не выполняющая функции общения, а лишь обслуживающая процесс мышления конкретного человека, она лишена звукового оформления и протекает с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции; внутреннее проговаривание. Внутренняя речь может характеризоваться предикативностью. Предикативность – характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому).

С помощью внутренней речи осуществляется процесс превращения мысли в речь и подготовка речевого высказывания. Внутренняя речь – это разговор человека с самим собой, который выражает мышление, мотивы поведения, планирование деятельности и управление ею.

Выделяют такие свойства речи, как содержательность, понятность, выразительность, действенность.

  • Содержательность речи – это количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности.
  • Понятность речи – это синтаксически правильное построение предложений, а также применение в соответствующих местах пауз или выделения слов с помощью логического ударения.
  • Выразительность речи – это ее эмоциональная насыщенность, богатство языковых средств, их разнообразие. По своей выразительности она может быть яркой, энергичной и, наоборот, вялой, бедной.
  • Действенность речи – это свойство речи, заключающееся в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, на их убеждения и поведение.

Речь может быть сокращенной и развернутой, как с понятийной, так и с лингвистической точки зрения.

По своему жизненному значению речь имеет полифункциональный характер. Она является не только средством общения, но и средством мышления, носителем сознания, памяти, информации (письменные тексты), средством управления поведением других людей и регуляции собственного поведения человека. Главная функция речи состоит в том, что она является инструментом мышления. В слове, как в понятии, заключено гораздо больше информации, чем может в себе нести простое сочетание звуков.

Речь представляет собой одну из высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная, ведущая роль принадлежит деятельности головного мозга. Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного).

Среди наук, изучающих речь в различных ее проявлениях, а также ее особенности, можно выделить лингвистику, психолингвистику, риторику, графологию. При этом под лингвистикой понимается языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов, а лингвистический – относящийся к языку. Психолингвистика – это наука, которая исследует (изучает) детерминанты процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей. Предметом этой науки называют процессы, механизмы кодирования и перекодирования; языковую способность человека; речевую деятельность и закономерности ее моделирования; наконец, соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности, с одной стороны, и языком, как главной «образующей» образа мира человека, с другой. Графология – учение о почерке; исследование почерка с точки зрения отражения в нем индивидуально – психических особенностей пишущего. Риторика – наука об ораторском искусстве.

Основной единицей речи и языка считается слово . Каждое слово человеческого языка обозначает какой-либо предмет, указывает на него, вызывает у нас образ того или иного предмета. Слово дает возможность анализировать предметы, выделять в них существенные свойства, относить предметы к определенной категории, оно отражает глубокие связи и отношения, которые стоят за предметами внешнего мира. Оно выражается как в единицах языка, так и в единицах речи. Важнейшая особенность слова состоит в том, что слово осмысленно, т.е. имеет значение. Значение слова – это содержание, которое вкладывают в данное слово или понятие все употребляющие его люди или принятое индивидом, носителем данной культуры, смысловое содержание того или иного знака. Хотя слово является основной значимой единицей языка, однако информативность и выразительность речи в наибольшей мере обеспечиваются целым высказыванием (текстом) или предложением. В пределах предложения или текста значение слова становится лишь одной из детерминант содержания.

Развитие речевой функции является одним из важнейших условий успешного психического развития, так как речь – это средство общения, средство приобретения знаний, формирования и совершенствования психических функций. Существуют определенные требования, предъявляющиеся к речи: содержательность, понятность, выразительность, действенность, логика, точность, ясность и правильность речи. Для адекватной характеристики развития речи необходимо выделить главные формы речевого взаимодействия:

  • восприятие текста;
  • обмен устными текстами (диалоги, полилоги, ответы на вопросы);
  • развернутая текстовая речь – таким образом,

Основной формой речевого взаимодействия является осмысленное оперирование текстами. Текст характеризуется развернутостью, последовательностью, связанностью, законченностью.

Понимание рассматривается как наиболее важная сторона речевого процесса, так как эта функция обеспечивает осуществление коммуникации, которой присущи разные уровни: на уровне целого текста; на уровне отдельных предложений и слов.

Следующей важной стороной речевой функции является возможность программирования текста-пересказа. Программирование – способность кого-либо к построению программы высказывания и ее вербальной реализации. Она оценивается по умению воспроизводить тексты в соответствии с основным их смыслом.

При оценке речевого развития важно учитывать лексический состав речи – те средства, с помощью которых осуществляется программа пересказа. Лексический состав речи характеризуется признаками: использование собственной лексики адекватно или неадекватно смыслу текста; правильность употребления слов; образование морфологически правильной формы слов.

Под речевой активностью понимается способность индивида без подсказок и длительных пауз развивать свою мысль, строить сюжетный рассказ.

Нарушения и патологии речи. Понятие патологии речи определимо только на основе трех взаимосвязанных критериев:

  1. Социально-психологический подход (отклонения от средней роли).
  2. Психофизиологический подход – с точки зрения функционального нарушения, в котором патологию следует понимать как некоторую результирующую определенного функционального нарушения и требований к функции со стороны общества.
  3. Психолингвистический подход – нарушение языковой способности.

Патологию речи следует противопоставлять остальным отклонениям от норм речевого употребления типа оговорок, перестановок элементов слов, смешений, ошибочных употреблений слов (парафазии).

Спектр различных форм речевой патологии достаточно разнообразен:

Во-первых, это патопсихолингвистические речевые нарушения, связанные с патологией личности, сознания и высших психических функций (Прогрессивный паралич, Корсаковский психоз, Болезнь Пика или Альцгеймера, Эпилепсия, Шизофрения, Маниакально-депрессивный психоз).

Во-вторых, это речевые нарушения, коренящиеся в локальных поражениях мозга, но не имеющие ничего общего с психическими болезнями, составляющими предмет изучения психиатрии и патопсихологии.

В-третьих, это речевые нарушения, связанные с врожденными или приобретенными нарушениями сенсорных систем – в основном это особенности речи (и ее восприятия) у глухих и глухонемых.

В-четвертых, это речевые нарушения, связанные с умственной отсталостью или временными задержками психического развития.

В-пятых, это речевые нарушения, имеющие «исполнительский» характер и связанные с дефектами моторного программирования речи или реализации моторной программы. Их часто называют фонационными расстройствами (Дисфония, Брадилалия, Тахилалия, Заикание, Дислалия, Ринолалия, Дизартрия, Парафазия).

Заключение

Подводя итог, хочется заметить, что знания о психологических особенностях речи имеют важное значение, так как развитие речи неразрывно связано и напрямую зависит от развития познавательных психических процессов, таких как мышление, память, воображение, внимание. Речь является основным средством общения, а без общения не может существовать ни отдельный человек, ни человеческое общество как целое. Общение для человека – это его среда обитания. Без общения невозможно формирование личности человека, его воспитание, интеллектуальное развитие, приспособление к жизни. Речь необходима людям, как в процессе совместной трудовой деятельности, так и для поддержания межличностных отношений, отдыха, эмоциональной разгрузки, интеллектуального и художественного творчества. Умение общаться естественное качество человека, данное ему от природы, и непростое искусство, предполагающее постоянное совершенствование. Ведь как сказал Сенека: «Речь – это показатель ума». В процессе речевого общения передается и усваивается социальный опыт; происходит изменение структуры и сущности взаимодействующих субъектов; формируется разнообразие человеческих индивидуальностей; происходит социализация личности. Общение существует не только в силу общественной необходимости, но и личной необходимости индивидов друг для друга. В результате общения в целом, и речи в частности, достигается необходимая организация и единство действий индивидов, входящих в группу, осуществляется рациональное, эмоциональное и волевое взаимодействие людей, формируется общность чувств, мыслей и взглядов, достигается взаимопонимание и согласованность действий, характеризующих коллективную деятельность. Речь – это психологический процесс формирования и передачи мысли.

Словарь

№ п/п.

Наименование понятия

Речь

система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации

Язык

система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенные значения и смысл

Внешняя речь

система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации; процесс материализации мысли

Внутренняя речь (речь «про себя»)

речь, лишенная звукового оформления и протекающая с использованием языковых значений, но вне коммуникативной функции: внутреннее проговаривание

Монолог

вид речи, имеющий одного субъекта и представляющий собой сложное синтаксическое целое, в структурном отношении совсем не связанный с речью собеседника

Диалог

вид речи, заключающийся в попеременном обмене знаковой информацией (в том числе и паузами, молчание, жестами) двух и более субъектов

Предикативность

характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствие только слов, относящихся к предикту (сказуемому)

количество выраженных в ней мыслей, чувств и стремлений, их значительность и соответствие действительности

Лингвистика

языкознание, наука о языке, как объективной, исторически сложившейся системе кодов

Психолингвистика

наука, которая исследует (изучает) детерминантные процессы речи (вербалакты) и их восприятие (перцепцию) структурами (моделями) соответствующих (конгруэнтных) языков, лингвистических моделей

Брадилалия

патологически замедленный темп речи

Тахилалия

патологически ускоренный темп речи

Ринолалия

Дизартрия

нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата

Парафазия

нарушение речевого высказывания, проявляющееся в неправильном употреблении отдельных звуков (букв) или слов в устной и письменной речи

Список использованной литературы

  1. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикум для социального работника: Учебное пособие. – ИНФРА-М, 2006.
  2. Васильева И.И. Коммуникативные свойства высказываний в диалоге // Психологический журнал. – 2004. - №5;
  3. Витт Н.В. Эмоциональная регуляция в речемыслительных процессах // Психологический журнал. – 2006. - №3;
  4. Галунов В.И., Кородева И.В., Шургая Г.Г. Два возможных механизма восприятия речи // Психологический журнал. – 2005. - №5;
  5. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ. – метод. Пособие к курсу «Психология человека»: - М: Пед. общество России, 2005;
  6. Глуханюк Н.С., Семенова С.Л., Печеркина А.А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2005;
  7. Крысько О.Р. Общая психология в схемах и комментариях к ним. – М: Московский психолого-социальный институт, Издательство «Флинта», 2005;
  8. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики: Учебник для студентов ВУЗов, обучающихся по специальности «Психология». – М: Смысл, 2007;
  9. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. – М.: Наука, 2008;

10. Носенко Э.Л. Попытка системного подхода к анализу речи в состоянии эмоциональной напряженности // Психологический журнал. – 2004. - №6;

11. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология. Учебник для ВУЗов. – М: Издательский центр «Академия», 2007;

12. Самойленко Е.С. Основные направления экспериментального исследования речи в ситуации общения // Психологический журнал. – 2005. - №4;

13. Словарь современного русского литературного языка. – М.: Прогресс, 2004;

14. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека. – М: «Школа – пресс», 2005.

Приложение А

Признаки языка и речи

Речевая структура – это последовательность речевых действий. Когда мы создаем текст мы совершаем определенную последовательность речевых действий. Речевая структура является обязательной и в ней жестко закреплена последовательность действий. Действия бывают обязательными и факультативными; закрепленными и свободно перемещаемыми. Обязательные действия – это жанрообразующие действия. Текст – это цепочка речевых действий, в которой некоторые действия имеют закрепленное место, и в которой некоторые действия являются обязательными. Жанр – текст, построенный по какому-либо типовому правилу. Жанр – отражается в типовой речевой структуре типовой ситуации общения. Стерильных жанров практически не существует.

Информационный текст – это текст, опирающийся на содержание. Информационные

Характеристика:

Набор сведений, минимальная эмоциональная окраска, не способствуют развитию авторского «Я» Аналитические

Характеристика:

Состоят из сведений и их анализа, обычно эмоционально окрашены, способствуют развитию авторского «Я»

Образные речи – художественная публицистика, может рассматриваться как часть аналитических групп жанров с образным началом развития.

Речевые особенности информационных жанров:

Выше частота колебаний модальности простых предложений

Движение от общего к частному

Жанрообразующим речевым действием в информационных жанрах выступает констатация факта.

Тексты, относящиеся к жанру заметки, достаточно разнообразны. Автор преследует одну цель - сообщить актуальн, соц значимую инфу. Простейший тип заметки - хроникальная, кот в своем содержании представляет факт или сообщает о событии. Текст хроникальной информации ограничен поэтому одним речевым действием: или констатация факта, или сообщение о событии. Констатация выражается в виде простого предложения, без средств выразительного начала: вводных слов, частиц, экспрессивной лексики и т. п. Простое предложение обладает ярко выраженной констатирующей модальностью. Невыраженность личностного компонента про изводит впечатление, что сказанное есть абсолютная истина, не зависящая от мнения автора. Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счет введения доп информации, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются факультативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обязательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объем которых определяется конкретной ситуацией.


Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счет введения доп информа­ции, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются фа­культативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обя­зательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объем которых определяется конкретной ситуацией. Перечень факуль­тативных речевых действий далеко не исчерпывается указанными выше. В других конкретных речевых ситуациях могут появиться и описание, и повествование, и обращение к читателю и т. д.

Интервью. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер­вьюируемого.

Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при­страстия, привычки.

Информац интервью - способ организации газетного текста, монологического по своим сущнос­тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя­тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. Поэтому можно посмот­реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.

Портретное интервью имеет другую речевую при­роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.

Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. Если в инфор интервью речь собесед­ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.

Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс­нение собеседника.

В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре­сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич­ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон­струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона­ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, например).

Итак, газетное интервью - это прежде всего форма организа­ции содержания различных материалов, которые по своим функци­ям могут быть как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.

Речевые особенности репортажа
Существенной особенностью речевой структуры репортажа яв¬ляется прямая речь участников события, очевидцев. Это необходимо для того, чтобы повысить ав¬торитетность информации.
Итак, жанрообразующими речевыми действиями в репорта¬же явл описание (повествование), комментарий, информа¬ция, прямая речь персонажа. Синтакси¬ч и лексич хар-ки разн реч действий различны. Внешне это выражается в ритме. От абзаца к абзацу ритм меняется в зависимости от того, какое речевое действие в абзаце представлено.

Речевая структура - ϶ᴛᴏ последовательность речевых действий. Когда мы создаем текст мы совершаем определœенную последовательность речевых действий. Речевая структура является обязательной и в ней жестко закреплена последовательность действий. Действия бывают обязательными и факультативными; закрепленными и свободно перемещаемыми. Обязательные действия - ϶ᴛᴏ жанрообразующие действия. Текст - ϶ᴛᴏ цепочка речевых действий, в которой некоторые действия имеют закрепленное место, и в которой некоторые действия являются обязательными. Жанр – текст, построенный по какому-либо типовому правилу. Жанр – отражается в типовой речевой структуре типовой ситуации общения. Стерильных жанров практически не существует.

Информационный текст - ϶ᴛᴏ текст, опирающийся на содержание. Информационные

Характеристика:

Набор сведений, минимальная эмоциональная окраска, не способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ Аналитические

Характеристика:

Состоят из сведений и их анализа, обычно эмоционально окрашены, способствуют развитию авторского ʼʼЯʼʼ

Образные речи – художественная публицистика, может рассматриваться как часть аналитических групп жанров с образным началом развития.

Речевые особенности информационных жанров:

Выше частота колебаний модальности простых предложений

Движение от общего к частному

Жанрообразующим речевым действием в информационных жанрах выступает констатация факта.

Тексты, относящиеся к жанру заметки, достаточно разнообразны. Автор преследует одну цель - сообщить актуальн, соц значимую инфу. Простейший тип заметки - хроникальная, кот в своем содержании представляет факт или сообщает о событии. Текст хроникальной информации ограничен в связи с этим одним речевым действием: или констатация факта͵ или сообщение о событии. Констатация выражается в виде простого предложения, без средств выразительного начала: вводных слов, частиц, экспрессивной лексики и т. п. Простое предложение обладает ярко выраженной констатирующей модальностью. Невыраженность личностного компонента про изводит впечатление, что сказанное есть абсолютная истина, не зависящая от мнения автора. Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информации, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются факультативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обязательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией.

Другой тип заметки расширенная инфа. Осложнение реч структуры заметки происходит за счёт введения доп информа­ции, которая оформляется в виде других речевых действий, которые не явл обязательными для заметки как жанра и называются фа­культативными, необязательными: заголовок, цитирование, комментарий, подпись.

Жанрообразующим речевым действием явл констатация факта или сообщение о событии. Для расшир инфы обя­зательно наличие факультативных речевых действий, набор и общий объём которых определяется конкретной ситуацией. Перечень факуль­тативных речевых действий далеко не исчерпывается указанными выше. В других конкретных речевых ситуациях могут появиться и описание, и повествование, и обращение к читателю и т. д.

Интервью. Первый тип – информацион интервью, ориентированное на получение информации, характер которой не имеет прямого отношения к личности интер­вьюируемого.

Другой тип - портретнное интервью о личности интервьюируемого. Здесь представляет интерес внутренний мир человека, его при­страстия, привычки.

Информац интервью - способ организации газетного текста͵ монологического по своим сущнос­тным характеристикам. Диалогич форма облегчает восприя­тие. Вопросы выполняют функцию заголовков. Встречаются ситуации, когда интервью делается из уже имеющейся публикации без участия интервьюируемого. Речевая ткань интервью м. б. лишена примет разговорности. По этой причине можно посмот­реть на информационное интервью не как на традиционный жанр, а как на способ подачи содержания, речевого материала.

Портретное интервью имеет другую речевую при­роду. Интересна сама личность, ее мнения, взгляды, оценки, внутренний мир.

Здесь иные речевые отношения между журналистом и собеседником. В случае если в инфор интервью речь собесед­ника направлена только на предмет разговора, то здесь собеседник свободно переходит от предмета речи к личности журналиста.

Здесь есть речевые действия, кот в монологич речи не встречаются и характерны для устной разговорной речи: Вопрос – подтверждение, вопрос – отрицание, выражение журналистом несогласия, провоцирующего разъяс­нение собеседника.

В портр интервью ярко выраженное личностное начало. Причем для его выражения используются ре­сурсы как разговорной, так и книжной речи. Разговорность предполагает коммуникативную близость, лич­ностный, а не официальный характер общения. Разговорные синтаксич кон­струкции генерируют в сознании читающего разговорные интона­ции: неполн предложения, простые, нераспространен, экспрессивная ритмическая организацию текста (парцелляция, к примеру).

Итак, газетное интервью - это прежде всœего форма организа­ции содержания различных материалов, которые по своим функци­ям бывают как чисто информационными, так и аналитическими, иногда с компонентами изобразительности. Степень выраженности личностного начала, соответственно, может колебаться в большом диапазоне.

Речевые особенности репортажа Существенной особенностью речевой структуры репортажа является прямая речь участников события, очевидцев. Это крайне важно для того, чтобы повысить авторитетность информации. Итак, жанрообразующими речевыми действиями в репортаже явл описание (повествование), комментарий, информация, прямая речь персонажа. Синтаксич и лексич хар-ки разн реч действий различны. Внешне это выражается в ритме. От абзаца к абзацу ритм меняется исходя из того, какое речевое действие в абзаце представлено.