Происхождение названия останкино. Что скрывает район: Останкино. Судьба поместья после Октябрьской революции

Гостиница «Оксана»
метро «ВДНХ»

3 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Отель «Вива»
м.Проспект Мира



5 мин пешком до м.«ВДНХ»
1-2-3 мест номера

Что скрывает район: Останкино

В Москве множество районов. И у каждого из них своя история. Иногда уходящая в глубь веков, иногда совсем коротенькая. Но даже если московская история района коротка, существует история домосковская: история села, усадьбы, просто места.

От Крестовского моста – путепровода, построенного над Николаевской железной дорогой и названного по заставе, оберегавшей когда-то современные ей московские рубежи, – слева по проспекту Мира с Мурманского проезда начинается - Останкинский. С юга он ограничен Октябрьской (Николаевской) железной дорогой. Четыре года назад площадь района увеличилась до 1240 га за счет присоединения территорий ВВЦ и Главного ботанического сада им. Н. В. Цицина Российской академии наук.

Первая ассоциация (да и последняя для большинства граждан нашей родины), возникающая при упоминание Останкинского района, – телебашня. Но начнем мы не с нее, а с села Останкино, которому район обязан своим названием. И с усадьбы, выросшей на месте этого села и превратившейся впоследствии в Государственный музей творчества крепостных, а еще позже в музей-усадьбу «Останкино».

Усадьба Останкино

Первое упоминание о селе Останкино содержится в одной из межевых книг и помечено 1558 годом. В писцовых книгах оно названо сельцом Осташкино на суходоле, вотчиной «за Василием Яковлевым Щелкаловым, что было преж сего поместье за немчином за Орном».

Василий Яковлевич Щелкалов был дьяком Посольского приказа, ведавшим делами Предуралья, занимал должность печатника, то есть хранителя государственной печати и заведующего личной царской канцелярией. Дослужился до чина окольничего. При нем были выстроены дом и деревянная Троицкая церковь, его «деловые люди» вырыли первый пруд на ручье Горячка. Еще одна запруда была устроена позже, на реке Копытовке, в наше время заключенной в трубу под заводом «Калибр».

В Смутное время Осташково было разорено, а Троицкая церковь сожжена. В 1617 году имение (уже Останкино) досталось князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В 1625–1627 годах он отстраивает церковь снова. Но она не сохранилась. На ее месте в 1678–1683 годах по приказу внучатого племянника Ивана Борисовича, Михаила Яковлевича Черкасского, крепостной каменных дел мастер Потехин возводит каменный храм, который стоит до сих пор. Это самый старый из ныне сохранившихся на территории усадьбы памятников. Внутри храма девятиярусный резной иконостас. Два его нижних яруса относятся ко времени постройки, остальные – к концу XVIII века. Пятиглавый храм в стиле «московского узорочья» возведен из красного кирпича, отделанного белым резным камнем и полихромными изразцами.

При Михаиле Черкасском село становится одной из крупнейших подмосковных усадеб. По описанию 1678 года, помимо сокольничего двора там имелись двор приказчика, псарный двор, пятьдесят пять дворов дворовых и задворных людей, двадцать дворов бобыльских и двор скотный.

С 1719 года имением владеет князь Алексей Михайлович Черкасский. Кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны и сенатор во время правления Елизаветы, он превратил Останкино в место для отдыха, охоты и пышных празднеств, куда съезжалась не только московская и петербургская знать, но и царствующие особы. В июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Иоанновна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну.

Алексей Михайлович был последним из князей Черкасских. Его единственная дочь Варвара Алексеевна вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. После смерти князя усадьба перешла к Шереметевым и оставалась в их владении до 1917 года.

В первое время Останкино для Петра Борисовича, проживавшего сначала в Петербурге, а после смерти супруги и дочери – в Кусково, имело только хозяйственное значение. Там размещаются оранжереи, цветники и теплицы, где выращивают экзотические фрукты. Судьба усадьбы меняется, когда во владение вступает сын Петра Борисовича – Николай Петрович.

Новый владелец прекрасно образован, учился в Лейденском университете, четыре года путешествовал по Европе, еще в юности страстно увлекся искусством. Полюбил музыку, театр и книги. Собранная им библиотека была одной из богатейших в России. Но главным делом его жизни стал театр. В Кусково и Останкино он собрал крепостных детей, обучил их танцам, пению и декламации и составил из них актерскую труппу. Увлеченный идеей собственного театра, он распорядился выстроить в Останкино дворец, в котором хватило бы места не только для подобающей жизни хозяина и многочисленных гостей, но и для оборудованного согласно последним требованиям театрального помещения. Дворец был возведен по проекту П. И. Аргунова к 1795 году. Театр занимал в нем центральное и главенствующее место.

Первая премьера в Останкинском театре состоялась в июле 1795 года. Сезон открыл спектакль «Зелмира и Смелон, или Взятие Измаила» по пьесе Козловского. Зрителей поразила роскошь декораций, исполненных по рисункам Гонзаго, техническое оснащение сцены, великолепная акустика и мастерство исполнителей. Но особенно – яркий талант и красота примы театра, крепостной актрисы Прасковьи Ивановны Жемчуговой (впоследствии графини Шереметевой). Но «золотой век» Останкина продолжался недолго. Петр Николаевич переехал в Петербург и увез с собой в столицу будущую жену и других актеров и музыкантов.

Еще один раз, в 1817 году, в Останкине был организован пышный праздник с театральным представлением, музыкой и фейерверками. В честь высокого гостя – прусского короля Вильгельма III и его зятя – будущего императора Николая I это действо организовал новый владелец имения, четырнадцатилетний Дмитрий Николаевич Шереметев. Он же впоследствии перестроил и несколько видоизменил облик дворца и прилегающих построек.

К концу девятнадцатого века обстоятельства вынудили хозяев имения рассматривать его не только как свою подмосковную резиденцию или уникальный художественный музей, но и как источник дохода. Земли Останкина застроились сдаваемыми в аренду летними дачами, а Останкинский парк стал местом прогулок горожан.

В середине XVIII века граница Москвы отодвинулась за Садовое кольцо на линию Камер-Коллежского вала. Это было таможенное сооружение с заставами, на которых досматривали ввозимые товары, проверяли документы въезжающих в город. На Ярославской дороге такой заставой была Крестовская, названная по установленному возле неё кресту и часовне. Название сохранилось. И позже, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, построенный над ней путепровод получил название Крестовский мост.

Согласно административно-территориальному делению города от Крестовского моста, слева по проспекту Мира, с Мурманского проезда начинается район ОСТАНКИНСКИЙ.

Южные границы района образует Октябрьская (Николаевская) железная дорога - первая железная дорога России, движение по которой открылось 1 ноября 1851 года.

В названиях улиц слились воедино история Российского государства и современность. Об истории района напоминают улицы Останкинские и Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская. Среди названий соответствующих нашему времени - Калибровская улица, улица Академика Королёва, улица Цандера, улицы имени героев Великой Отечественной войны Бочкова и Годовикова. Аллея героев космоса, Звёздный бульвар.

Название района многие россияне, да и жители других государств, отождествляют с Останкинской телебашней и телецентром, однако у этого название гораздо более древняя история. Небольшое село под названием Осташково на Суходоле известно по письменным источникам с 1548 года как принадлежавшее "немчину" Орну. Затем был дьяк Посольского приказа, ведавший делами Предуралья, Василий Яковлевич Щелкалов. При нём были выстроены дом и деревянная церковь и вырыт пруд. Постройки погибли в начале XVII века, а пруд сохранился и в дальнейшем определил расположение главных зданий усадьбы.

После Смутного времени, при новой династии - Романовых, а точнее с 1617 года, сельцо Осташково на Суходоле стало вотчиной князя Ивана Борисовича Черкасского.

Согласно писцовым книгам в 1617 году в вотчину князя входили "церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо; да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нём живут деловые люди".

Речка Копытенка существовала ещё 20-е годы нашего века, а потом была заключена в трубу, и теперь над нею завод "Калибр" и Звёздный бульвар.

До сих пор сохранилась церковь Живоначальной Троицы в Останкино, построенная в период 1677-1692 годов при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском. Имеющиеся документы позволяют утверждать, что при строительстве этой церкви была использована преемственность церквей: само название и главный престол перешли от прежней - деревянной.

Останкино в XVII -первой половине VIII века - это главная подмосковная усадьба Черкасских, куда они приезжали из Москвы отдыхать, здесь устраивались соколиная и псовая охота. Останкино представляло собой одну из крупнейших усадьб с хоромами, теремами и вышками, с прудами, огородами и садами.

Возле церкви на берегу пруда вырос боярский дом, а в глубине парка - "воксая" - павильон с залом для танцев и маскарадов.

При князьях Черкасских в июле 1730 года усадьбу посетила императрица Анна Ивановна. В 1742 году здесь четырежды принимали императрицу Елизавету Петровну. Останкинская усадьба, являясь ярким примером вотчинного, наследного владения, в то же время в каждую из эпох своей жизни имела различное назначение.

В январе 1743 года, когда княгиня Мария Юрьевна Черкасская (Трубецкая) выдала свою дочь - камер-фрейлину Ее Императорского Величества княжну Варвару Алексеевну Черкасскую - замуж за графа Петра Борисовича Шереметева, прекратилась ветвь Черкасских, и во владение Останкинской усадьбы вступила фамилия Шереметевых.

Практически четверть века в Останкино не производилось никаких строительных работ. Лишь после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 году) П.Б. Шереметев пристроил к церкви колокольню, изменившую внешний облик храма, и впервые в таком виде изображение появилось на гравюре 1799 года. Облик, сохранившийся до наших дней, усадьба приобрела при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковый ансамбль Останкино был создан в течение одного десятилетия. В этот период был выстроен дворец, полностью закончена отделка залов и разбит парк. Дворец строился в несколько приёмов без единого проекта, причём назначение его постепенно расширялось.

"Украсив село моё Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением", - писал Н.П. Шереметев в своём завещание сыну.

Выстроенный в пору расцвета классицизма, дворец отвечает всем требованиям стиля, но общепринятые архитектурные формы и декоративные мотивы использованы в нем с большой свободой.

Ни одно общественное событие не прошло мимо Останкинского дворца. В июле 1795 года здесь чествовали победителей в войне с Турцией. В 1797 году принимали императора Павла I и польского короля Станислава Понятовского. В 1801 году, в дни коронации, Останкино посетил император Александр I. Но приемы и празднества продолжались недолго. В 1809 году умер Н.П. Шереметев, лишь на шесть лет пережив горячо любимую жену и оставив шестилетнего наследника. Когда Дмитрий вырос, вкусы настолько изменились, что дворцом почти не пользовались, сохраняя его как семейную гордость.

Тем не менее, в 1856 году при восшествии на престол Александра II Останкино было избрано местом говения императорской черты. Практически с этого времени дом стал именоваться дворцом. Последним запоминающимся событием в Останкино была свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева в мае 1868 года с фрейлиной императрицы княжной Екатериной Павловной Вяземской.

Практически с 30-х годов XIX века Останкино становится местом гулянья москвичей. Люди всякого звания - от особ царствующего дома до простонародья - любили гулять в Останкинских рощах и на Каменских прудах, а вскоре для прогулок открывается и увеселительный сад. На летнее время сдаются в наём флигели усадьбы для дачников.

Троицкая церковь в Останкино получила значение эталона национального зодчества, мотивы которого использовались при сооружении новых храмов не только в России, но и за рубежом, например, в проекте часовни над истоком Волги, в церкви Спаса-на-Крови на набережной Екатерининского канала в Петербурге, в русской посольской церкви в Ницце, в храме на Гефсиманской горе в Иерусалиме.

Граница Останкинского района проходит: по оси полосы отвода Октябрьской ЖД, далее на север по оси ул. Дубовая роща, далее, пересекая ул. Академика Королева, по оси Ботанической ул. включая территорию опытного поля Главного ботанического сада РАН), северо-западным границам территории Главного ботанического сада РАН, оси полосы отвода Малого кольца МЖД, осям: пр. пр. № 4225, ул. Олонецкой, ул. Декабристов, Сельскохозяйственной ул., оси Малого кольца МЖД, осям: ул. Вильгельма Пика, ул. Сельскохозяйственной, восточной границе территории Всероссийского выставочного центра, осям: ул. Сергея Эйзенштейна, пр-та Мира до Октябрьской ЖД.


От усадьбы к дворцово-парковому ансамблю: архитектурно-историческая шпаргалка

Все, кому Иван IV дарил Останкино, попадали в опалу. Лишь у князей Черкасских имение задержалось почти на 2 столетия.

Расцвет Останкино связан с именем графа Н.П. Шереметева. Усадьбу получил его отец в качестве приданного после свадьбы на дочери Тобольского губернатора А.М. Черкасского Варваре. А Николай Петрович решил построить дворец-театр. Так и появился в 1799 году Останкинский дворец в стиле раннего классицизма. Руку к нему приложили Аргунов, Казаков, Назаров, Старов, Кваренги, Кампорези.

Этот деревянный дворец впечатляет гармонией линий (материал выбрали из-за его акустических свойств). Но еще большую художественную ценность имеет внутреннее убранство, созданное руками крепостных. Здесь много резных деревянных украшений на дверях, окнах, вазах, люстрах и канделябрах. Все они позолочены и кажутся сделанными из бронзы.

Очарованные гости проходили через итальянский павильон с картинной галереей и через египетский зал приемов. Театральность ощущалась даже в оформлении главного входа, окруженного флигелями и кулисами. Прибавим к этому расписные потолки, мозаичный паркет, скульптурные печи, мебель по образцам из Франции и Италии, богатство лепнины и позолоты выписанных из Европы скульптур и ваз, парк с каскадом семи прудов, и становится понятно, почему современники называли Останкинский дворец одной из арабских ночей.

Гордостью Останкино стал театр. Труппу Шереметьев собирал из крепостных по всем своим имениям. Артистов обучали языкам, манерам, музыке, а некоторых даже отправляли учиться за границу.

Путеводитель по архитектурным стилям

На спектаклях играл один из первых в России полных симфонических оркестров. Сцена театра была оснащена лучшей в то время машинерией: она могла быстро трансформироваться в зал с двумя рядами колонн, готовый к проведению бала.

В труппе крепостных артистов Шереметева оказалась Параша Ковалева - Прасковья Жемчугова. Николай Петрович влюбился в нее без памяти. История любви была счастливой, но короткой.

Да, дочке сельского кузнеца была уготована удивительная судьба - Параша стала графиней Шереметевой. Граф самозабвенно любил ее. В завещании сыну он писал, что в сердце Прасковьи нашел «разум, искренность, человеколюбие, постоянство, верность». И эти черты пленили его еще больше, чем ее красота. Они заставили «попрать светские предубеждения, избрать ее своею супругою». Но светское общество не простило одному из самых богатых и знатных людей России этот неравный брак. Кстати, венчание в церкви Симеона Столпника было тайным. И когда графиня Прасковья умерла, будучи совсем молодой, вскоре после рождения сына, в последний путь ее провожали актеры крепостного театра и самые близкие семье люди. В числе их был известный архитектор Джакомо Кваренги. Ему граф поручил вскоре достраивать дом на Сухаревской площади в Москве - странноприимный дом в память графини Прасковьи Шереметевой.

В Останкино Шереметьев больше не вернулся, к театру охладел, а труппу распустил. А потом еще и наполеоновская армия разорила усадьбу. На восстановление ушло 6 лет.

В 1856 году, перед коронацией Александра II, в Останкино устроили временную резиденцию нового императора. Он вместе с семьей прожил здесь неделю, готовясь к церемонии. В то время внутренняя планировка усадьбы сильно изменилась, и именно она дошла до наших дней.

В XIX веке Шереметьевы редко бывали в Останкино, но не покидали усадьбу. Одно время ее сдавали под дачи. А после 1917 года в Останкинском дворце открылся музей.

Память о Прасковье Жемчуговой сохранилась в московской топонимии: в 1922 году в Останкине появилась Прасковьина улица, а в 1970 одну из аллей в Кускове назвали аллеей Жемчуговой.

Увековечили на карте Останкина и имя крепостного архитектора Аргунова: в 1966 году 1-й Новоостанкинский проезд переименовали в Аргуновскую улицу. А недалеко от Останкинского дворца проходит Шереметевская улица.

Говорят, что... ...в советское время в Египетском павильоне проходила выставка «От буржуазных огородов к колхозным садам», и в центре комнаты стоял трактор. Его колесо до сих пор хранится в запасниках музея.
...у Шереметьева был такой порядок: забывать платок у крепостных девушек. Ночью Николай Петрович обычно навещал счастливицу, возвращаясь за платочком. Так однажды очередь дошла до 13-тилетней обладательницы необыкновенного голоса Параши Жемчуговой, дочери кузница Ковалева.
...в Останкино Александр II подписал указ об отмене крепостного права, и еще долго во дворце хранилась та самая чернильница императора.
...когда в 1797 году Павел I подъезжал к густой роще, окружавшей Останкино, деревья разом упали и открыли вид на дом. Устроено это было просто: у заранее подпиленных деревьев стояли люди, которые по сигналу повалили их. Затея Павлу понравилась.

Останкинский район находится в Северо-Восточном административном округе Москвы. Его площадь составляет 1246 гектаров. На территории Останкинского района находятся такие московские достопримечательности как Останкинская телебашня, монорельсовая дорога, ВВЦ, Ботанический сад РАН, дом-музей академика Королева и прочие.

Название района произошло от старинной деревни Осташково. В документальных источниках этот населенный пункт впервые встречается в 1548 году, но известно, что на самом деле село существовало задолго до этого времени. В документах упоминается, что деревня Осташково на Суходоле принадлежит "немчину" Орну. После Орна хозяином Осташкова стал дьяк Посольского приказа Василий Яковлевич Щелкалов. При нем в Осташкове появился дом, деревянная церковь, был вырыт пруд. В начале 17 столетия эти постройки были уничтожены, но пруд остался, и стал объектом, определившим план расположения усадебных строений в дальнейшем.

После окончание периода Смутного времени, когда в стране появилась новая правящая династия Романовых, в 1617 году сельцо Осташково на Суходоле перешло к князю Ивану Борисовичу Черкасскому. В писцовых книгах того времени говорится, что в вотчине князя Черкасского была "церковь во имя Живоначальныя Троицы, место дворовое попово, дьячково, пономарево, просвирницыно; пашни церковной земли 4 четверти в поле, а в дву потому ж; в селе пруд; да к нему слободка Бояркина, Марьина тож, на речке Копытинка, а в ней 63 двора бобыльских на оборке; под тою слободкою мельница в одно колесо, да в селе Осташков двор боярский, да другой двор, а в нем живут деловые люди".

Речка Копытинка, упомянутая в книге, существовала еще в 1920-х годах, а затем ее спрятали в трубу. Сейчас над руслом реки стоит завод Калибр и располагается Звездный бульвар.

Церковь Живоначальной Троицы, построенная в 1677-1692 годах при князе Михаиле Яковлевиче Черкасском, в Останкино существует и сейчас. Известно, что эта каменная церковь была построена взамен предыдущей деревянной. Этому храму было присвоено звание эталона национального зодчества.

Во второй половине 17 века Останкино было основной подмосковной усадьбой семейства Черкасских. Сюда они приезжали отдыхать, устраивали соколиную и псовую охоту. Это была большая усадьба с хоромами, теремами, вышками, прудами, огородами и садами. Боярский дом высился на берегу реки, в парке стоял павильон для танцев и маскарадов, так называемый, воксал. В июле 1730 года в Останкино гостила императрица Анна Иоанновна, а в 1742 году здесь четыре раза с визитами была императрица Елизавета Петровна.

В январе 1743 года дочь княгини Марии Юрьевны Черкасской (Трубецкой), камер-фрейлина Ее Императорского Величества княжна Варвара Алексеевна Черкасская, вышла замуж за графа Петра Борисовича Шереметева. Так ветвь рода Черкасских прервалась, и Останкино перешло к Шереметевым.

Около 25-ти лет в усадьбе не проводили никаких строительных работ, только после смерти графини Варвары Алексеевны (1767 год) Петр Борисович Шереметев пристроил к имеющейся церкви колокольню, которая совершенно изменила внешний вид здания. Именно в таком виде храм был запечатлен на гравюре 1799 года.

Нынешний архитектурный ансамбль Останкино был построен при Николае Петровиче Шереметеве. Дворцово-парковая композиция создавалась в течение десяти лет. За это время был выстроен дворец, закончена внутренняя отделка его залов, разбит парк. Интересно, что при строительстве дворца не было единого проекта, его возводили по частям, постепенно изменяя назначение сооружения.

"Украсив село мое Останкино и представив оное зрителям в виде очаровательном, думал я, что свершив величайшее, достойное удивления и принятое с восхищением публикою дело, в коем видны мои знания и вкус, буду наслаждаться покойно своим произведением", - было сказано в завещании Шереметева сыну.

Когда в 1742 году городская черта Москвы отодвинулась за пределы Садового кольца, к Камер-Коллежскому валу, в районе Останкино появилась Крестовская застава, получившая название от установленного рядом с ней креста и часовни. Камер-Коллежский вал являлся таможенным сооружением. На всем его протяжении были оборудованы подобные заставы, где проверяли ввозимые товары и документы тех, кто въезжал в Москву. Крестовской заставой заканчивалась дорога из Ярославля в Москву. Позднее, когда дорогу на Ярославль пересекла Николаевская железная дорога, Крестовским мостом назвали путепровод, возведенный над ней.

Останкинский дворец часто бывал местом проведения различных общественных событий. В июле 1795 году в Останкино праздновали победу в войне с Турцией. В 1797 году здесь принимали польского короля Станислава Понятовского и российского императора Павла. В 1801 году в присутствии императора Александра I во дворце проходили торжества в честь его коронации.

В 1803 году Николай Петрович Шереметев овдовел, а в 1809 году скончался сам. Шестилетний сын Шереметевых Дмитрий остался сиротой. Когда он вырос, то дворцом почти не пользовался, но сохранял его как фамильную гордость, но несмотря на это, в 1856 году, когда на престол короновался Александр II, Останкино было избрано в качестве говения императорской четы. Собственно, именно с этого момента господский особняк и стали называть дворцом. Последним ярким событием, которое прошло в 1868 году Останкинском дворце, стала свадьба графа Сергея Дмитриевича Шереметева и фрейлины императрицы княжны Екатерины Павловны Вяземской.

Начиная с 30-х годов 19 столетия в Останкино стали проводиться массовые гуляния. Здесь можно было встретить людей самого разного звания – от представителей царской фамилии до простого народа. Поначалу гуляния проходили в рощах Останкино а на Каменских прудах, а затем открылся увеселительный сад, где в летнее время в качестве дач внаём сдавались усадебные флигели.

Названия улиц Останкинского района отображают и далекое прошлое этой местности, и современные вехи истории. Среди улиц есть Останкинские, Новоостанкинские, Большая Марьинская, Аргуновская, а также калибровская, Академика Королева, Цандера, Звездный бульвар и аллея Космоса, прочее.

На территории Останкинского района работают 15 научно-исследовательских и проектных организаций, специализирующихся на исследованиях и проектировании в различных сферах. Самыми крупными из них являются ОАО "Гипромез", "Гинцветмет", НИИ "Кулон", ЦПИ - 20. Настоящей достопримечательностью района стал торгово-деловой центр "Останкино", построенный в 1999 году.

Историческая справка:

1548 г. – Осташково впервые встречается в документальных источниках
1617 г. - сельцо Осташково на Суходоле перешло к князю Ивану Борисовичу Черкасскому
1920 г.г. – речка Копытинка была упрятана в трубу
1677-1692 г.г. - была построена новая Каменная церковь Живоначальной Троицы
1730 г. - в Останкино гостила императрица Анна Иоанновна
1742 г. - здесь четыре раза с визитами была императрица Елизавета Петровна
1743 г. – Останкино перешло к Шереметевым
1767 г. - Петр Борисович Шереметев пристроил к имеющейся церкви колокольню
1742 г. - в районе Останкино появилась Крестовская застава
1795 г. - в Останкино праздновали победу в войне с Турцией
1797 г. – в Останкино принимали польского короля Станислава Понятовского и российского императора Павла
1801 г. - в присутствии императора Александра I во дворце проходили торжества в честь его коронации


Останкино – одно из самых знаменитых и мистических мест на карте Москвы. На этих землях с давних времен селились маги и колдуны. Известнейшим людям России здесь открывалась страшная тайна их смерти. Здесь спрятан магический перстень Мироздания, дающий власть над пространством и временем. В бесконечных коридорах Останкинского телецентра блуждает загадочный призрак старухи, предсказывающий беды, а на сознание людей здесь и в наши дни воздействуют темные силы…

Стройка на грешных костях

    В октябре 1960 года к пионервожатой одной из московских школ в районе нынешнего Останкино Наталье Захаровой прибежали взволнованные шестиклассники. Перебивая друг друга, они кричали, что неподалеку от школы вскрыта гробница. На стройке, которая пару месяцев назад началась на пустыре, ребята увидели страшную картину: рабочие вырыли огромный котлован, дно которого было усыпано человеческими костями. Пионервожатая побежала на стройплощадку, и то, что она там увидела, потрясло ее до глубины души: кости просто сгребали бульдозером и сбрасывали в глубокую яму.

    Именно так начиналась одна из самых грандиозных советских строек – возведение телекомплекса Останкино. Откуда там человеческие кости, дети тогда не могли знать. Не знали они и о том, что много лет назад люди старались обходить эти места стороной: даже само слово «Останкино», а точнее – «Останково», наводило на них мистический ужас.

    До XV века эта местность – далекая окраина Москвы. По мнению современных археологов, в древности тут было языческое капище, где совершались жертвоприношения. Да и теперь здесь находится огромное кладбище, на котором нет крестов, ведь сюда со всей округи свозят трупы тех, кто нарушил заповедь церкви – самоубийц, умерших «дурной» смертью. Для христиан самоубийство – страшный грех, ведь человек не имеет права сам лишать себя жизни. Церковь запрещает хоронить тех, кто наложил на себя руки, на обычных кладбищах рядом с храмами. Здесь, на огромной, забытой богом пустоши, трупы даже не закапывают – так, сбрасывают прямо в одну общую яму, и ужасающий запах разлагающихся трупов распространяется на всю округу. Народ окрестил эти страшные земли Останково.


    А сегодня на этом самом месте находится район Москвы, название которого стало символом телевидения – главного мага и чародея XX века. Однако экстрасенсы называют Останкино геопатогенной или аномальной зоной. Здесь слишком сильно раскачивается маятник, указывая на присутствие непонятной, но явно нехорошей силы. Отсюда – тревога, страх и даже мистический ужас у тех, кто по долгу службы или по делам вынужден находиться в районе телебашни.

    Останкино имеет дурную славу района, в котором чаще всего происходят самоубийства. С момента возведения первых останкинских высоток на улице Аргуновской, дом 12 и Цандера, дом 7, здесь свели счеты с жизнью десятки людей. Старшеклассница, страдающая от неразделенной любви. Онкологический больной преклонного возраста. Одинокая учительница начальных классов, потерявшая сына и мать. Воспитательница детского сада, взявшая в смертельный полет из окна своего ребенка и бросившаяся вслед за ней(!) соседка-свидетельница. Перспективный ученый. Юноша, ради рокового прыжка приехавший сюда аж с другого конца Москвы… Список «останкинских» самоубийц можно продолжать еще долго. Прохожие нередко наблюдают, как в окнах верхних этажей возникают человеческие фигуры, которые затем шагают вниз.

    Кто или что заставляет таких разных людей самовольно расставаться с жизнью? Само собой напрашивается вывод, что рост числа суицидов обусловлен влиянием электромагнитного излучения Останкинской телебашни. Но так ли это? Ведь известны случаи, когда самоубийцы приезжали из других районов Москвы, где были свои «высотки», однако, предпочитали, почему-то, останкинские. За века Останкинская земля пропиталась кровью и отчаянием. Нет, она не убивает, она лишь притягивает людей, склонных, расположенных к смерти, и они неосознанно поселяются здесь или приходят умирать. Кстати, недалеко от Останкино расположен Институт скорой помощи имени Склифосовского, а именно туда привозят самоубийц со всей Москвы – место зовет самоубийц даже после их смерти.

    20 августа 2007 года в телецентр Останкино пришла обычная с виду женщина. Примерно в 15.35 по местному времени она оказалась на проходной 17-го подъезда, достала зажигалку… Еще секунда – и ее одежда, пропитанная горючей смесью, превратилась бы в неугасимый факел, но, к счастью, доблестные московские милиционеры все же успели предотвратить трагедию. Впоследствии выяснилось, что приговорившая себя к самосожжению дама страдала психическим заболеванием.

    Вы скажете – просто какая-то ненормальная… Но тогда как объяснить, что многие сотрудники телецентра также подвержены суицидальному синдрому? По рассказам тележурналистов, относительно недавно одна миловидная девушка-редактор, накануне обсуждавшая с сотрудниками радужные планы на будущее, пришла на работу, а потом среди бела дня внезапно открыла окно, сняла туфли, аккуратно поставила их на подоконник и… сиганула вниз с 12-го этажа… И при этом – ни письма, ни предсмертной записки!


    Человек с расшатанным здоровьем, работая в Останкино, начинает чувствовать себя здесь еще хуже, острые заболевания, как правило, быстро переходят в хронические. Специалисты по аномальным явлениям считают, что землю, в которой покоятся останки самоубийц, нельзя тревожить: на ней всегда будет особенное, не поддающееся логическому объяснению действие мистических сил. Так, люди, проживающие в районе Останкино, часто жалуются, что в их квартирах порой раздаются какие-то странные звуки, проявляется полтергейст – самовольно перемещаются предметы, причем нередко с разрушительной силой.

    Здесь чаще, чем в других районах столицы, можно встретить приведения, принимающие самые фантастические обличья. С давних времен Останково считалось проклятым местом: со всей Москвы сюда стекались колдуны и чернокнижники, устраивая свои таинственные мистерии…

    И все же, может быть, в эпидемии самоубийств в Останкино повинна вовсе не мистика? Ученые утверждают, что повышенный радиофон, а также постоянное электромагнитное излучение дурно влияют на психику любого человека, вызывая расстройства у слабонервных людей. Плюс ко всему - магнитные бури, во время которых некоторые люди к подобному излучению особенно чувствительны.

    «Да, наиболее сильного, неожиданного эффекта воздействия на людей от Останкинского телецентра можно ожидать в периоды изменения геомагнитной обстановки, во время магнитных бурь, вспышек, выбросов, протуберанцев или пятен на Солнце», - подтвердил директор Института биофизики клетки РАН Евгений Фесенко. Прав ли он?

Козни ведьмы из Останково

    Сказывают, что в конце XIII века в Останково в мрачном доме на краю оврага поселилась колдунья и потомственная вещунья Агафья. Она водилась с нечистой силой, знала травы и заговоры, напускала на людей порчу, поэтому ее и изгнали из Москвы. Долгое время Агафья жила отшельницей, проклиная людей, пока не поняла, что в ее земном существовании больше нет смысла. Она приготовила себе сильное снотворное снадобье, выпила его и… больше не проснулась. Хоронить по христианскому обряду ее не решились, просто сбросили тело в овраг, рядом с которым она жила.

    Но душа ведьмы не нашла успокоения и стала мстить тем, кто причинял ей неприятности при жизни. С тех самых времен, поговаривают, бродит по Останково (а ныне Останкино) призрак злобной ведьмы Агафьи и мстит за всех, кого так «по-собачьи» похоронили на этой земле – без прощения и отпевания. Ее душа требует все новых жертв: никому встреча с призраком Агафьи не предвещала ничего, кроме смерти.

    Первый владелец Останкинских земель, богатый боярин Алексий Сатин, получил их в дар от самого Ивана Грозного в 1558 году. Боярин решил построить тут имение и уже собирался приступить к строительству, как однажды в лесу перед ним возникла сгорбленная старушка и потребовала, чтобы он не распахивал, не тревожил этой земли, ибо она будет проклята. Но боярин лишь посмеялся над ее словами: что за дело царскому вельможе до болтовни безумной старухи! А через пару дней он и вовсе забыл о ее словах и начал строительство большого терема. Откуда было знать Сатину, что повстречал он в тот день не полоумную бабку, а призрак колдуньи Агафьи.

    Не прошло и года, как в жизни Сатина началась сплошная черная полоса: по неизвестной причине жестокий владыка земель русских Иван Грозный разгневался на семью Сатиных и натравил на них своих беспощадных опричников. Посланцы государя долго кружили вокруг боярского имения, но не могли приблизиться к нему, словно какое-то колдовство мешало им выполнить царское поручение. Даже умелые наездники не могли в тот день справиться с лошадьми.

    Опричники даже не заметили, как потеряли дорогу к имению и заехали прямо в топь с невыносимым смрадом. Места, где хоронили самоубийц, в народе считались «обморочными» - дескать, черти голову морочат, с толку сбивают: можно сутками кружить вокруг да около, а туда, куда надо, так и не попадешь.

    Казалось бы, останковская земля дала Сатину шанс спастись, но не тут-то было: отряд опричников возглавлял особо башковитый иноземец по имени Орн – маг и чернокнижник, и его заклинания, наконец, вывели карателей на верный путь. Сатина они настигли в трех верстах от Останково и повесили на ближайшем дубу. А хозяйничать в его имении остался Орн – сущее воплощение дьявола…


    Говорят, сюда, в Останково, нередко наведывался сам Грозный, и они вместе с Орном устраивали тут страшные казни. По мнению некоторых историков, когда Грозный в конце своей жизни решил подсчитать, сколько люда погибло по его воле, их оказалось более 4 000… А так, как к процессу казни царь всегда подходил творчески, то нетрудно догадаться, каким мукам он предавал несчастных вдали от своей вотчины.

Дьявольская башня и перстень Мироздания

    С некоторых пор опричник Орн повадился искать в древних могилах деньги и сокровища, поскольку был просто помешан на богатстве и мечтал о фантастической власти над миром. Он мечтал построить «гору-башню», с высоты которой можно было бы видеть всю землю: оттуда решил он доносить людям свои мысли, чтобы повелевать ими… Что ж, почти полтысячи лет спустя его мечта исполнилась: Останкинская телебашня и в самом деле стоит на этой земле и «вещает» на всю землю русскую!

    Впрочем, старуха Агафья не забыла и про Орна, явившись ему, как прежде – Сатину, с угрозами. Орн также не внял ее предупреждениям, продолжая разрывать проклятую землю и тревожить прах покойников.

    И земля отомстила опричнику. По указу Ивана Грозного везли заморские купцы перстень заговоренный с таинственным знаком «мироздания». Перстень Орн забрал, купцов убил и вместе с сокровищами закопал их среди древних могил. Проведал о случившемся Грозный, послал за Орном стражу, но сумел иноземец спрятаться в Останкинских болотах.

    По легенде, магический перстень, украденный Орном, якобы давал человеку полную власть над пространством и временем, позволял переноситься куда угодно, но им мог пользоваться лишь человек с чистыми помыслами, которых у Орна и в помине не было. Стоило лишь опричнику примерить перстень мироздания, как раздался оглушительный удар грома, и… больше Орна никто не видел.

    Прошли столетия, забылась эпоха Ивана Грозного. Строительство башни-иглы высотой 540 м началось в 1960 году. Фантастическое сооружение, которым сегодня так гордятся москвичи, возводилось с огромной скоростью. И мало кто знает, что эту стройку сопровождало множество необъяснимых происшествий.


    Поначалу все шло как будто бы гладко. Главный конструктор телебашни, Николай Никитин, при строительстве применил революционные технологии: при глубине фундамента башни всего 4,5 м от падения ее удерживают стальные канаты. Впервые конструкторы отважились поднять сооружение на такую высоту, причем Никитин очень гордился своей идеей превратить опорные «ноги» башни в «когти», которыми она вцепится в упругий грунт.

    Сами строители впоследствии признавались, что столь сложного проекта они еще никогда не встречали: даже у 12-тиэтажных высоток фундамент был куда глубже, а тут… Поэтому, когда по техническим причинам строительство было ненадолго прервано, после его возобновления на объект вернулись далеко не все трудяги: кое-кто откровенно не верил, что башня не рухнет. А может, убоялись творившейся во время строительства чертовщины...

    Так, сложенные штабелями стройматериалы наутро оказывались перенесенными в другое место, одну из комнат в башне случайно(?) замуровали, а в закрытых и даже опечатанных помещениях вдруг происходили перестановки…

    Но это все – мелочи по-сравнению с ужасным несчастьем, которое произошло с рабочим Виталием Синепаловым. Он прямо на земле нашел странный блестящий предмет. Приняв его за старинную монету, он поднял его и увидел, что это перстень. И, разумеется, примерил, как и сотни лет назад злобный Орн. Только в этом случае после оглушительного громового раската несчастный строитель просто упал замертво, а перстень исчез, словно его и не было.

«Актеркины пруды» Шереметевых

    В XVII столетии район Останкино «оккупировало» небольшое немецкое кладбище, а в 1746 сюда, «до кучи», перевели с Божедомки морг и еще одно кладбище, куда привозили убитых и неопознанных людей. Спустя еще десять лет здесь открыли и обычное кладбище, названное по имени кладбищенской церкви Лазаря – Лазаревским. Получился один сплошной некрополь…

    В XVIII веке злосчастное имение в Останкино перешло к графу Шереметеву. При нем же и был построен знаменитый Останкинский дворец.


    Сложен он был из дерева, но отделан так, что казался каменным. На возведении дворца работали по 18 часов, ночью, в праздники. Для освещения дворца был приглашен митрополит Филарет, но в день приезда все дороги, ведущие в поместье, случайно оказались… перекопаны. Филарет был вынужден вернуться: место не пускало...

    В то время, как крестьяне нищали, помирали от туберкулеза и писали челобитные, за которые их пороли и гнали на каторгу, граф Николай Петрович создавал богатейший театр. По свидетельству историков, одних костюмов здесь было более пяти тысяч.

    Шереметевский театр посещали государи Павел 1 и Александр 1. Любовался Шереметевской коллекцией живописи и польский король Август Понятовский. Государю императору Павлу 1, Шереметев устроил пышный прием, но торжества были омрачены неожиданным появлением горбатой вещуньи. Как она появилась, как оказалась вблизи государя, никто не мог понять. Ее хотели прогнать, но царь заступился и пожелал остаться с ней наедине. О чем сообщила ему старуха, осталось тайной. Только после ее исчезновения попросил Павел проводить его к одному портрету из коллекции графа. Шереметев и сам толком не знал, откуда у него этот портрет.

    На портрете был изображен молодой человек, на мизинце его правой руки красовался перстень со знаком мироздания... Павел долго и с грустью разглядывал этот портрет, а потом сказал: “Теперь я знаю, когда буду убит”. По слухам, он искал картину после встречи с Агафьей: якобы старуха предрекла, что Павел будет править 4 года, 4 месяца и 4 дня, а умрет там же, где и родился. Так и вышло: в ночь на 12 марта 1801 года он был задушен в своем Михайловском дворце...

    К слову сказать, и внук императора Павла, Александр II, приезжал в Останкино в 1856 году. Историческая хроника гласит: «18 августа Государь Император с Государыней Императрицей и с августейшими детьми своими осчастливили село Останкино своим приездом. Они подъехали прямо к церкви, в которой слушали молебствия с провозглашением многолетия их величествам и всему царскому дому». На пороге Останкинского дворца оступился Александр, но устоял на ногах, словно кто-то подал ему руку. Оказалось, призрак той самой бабки-колдуньи.

    Прошамкала старуха: «Будешь ты, добрый Государь-батюшка, править 25 лет, а погубит тебя безбожник - злой враждебина…» На том и пропала. Вспомнил о предсказании вещуньи император лишь в феврале 1880 года, когда на него совершил покушение террорист Степан Халтурин. В марте 1881 года предсказание старухи исполнилось: бомба революционера-народовольца взорвала карету императора...

    …А в имении Шереметевых – свои заботы: сиятельный граф – большой театрал и меценат – обожал смотреть пьесы в своем театре. Но сверкающие огни рампы скрывали за собой немало трагедий. Талантливых артистов, певших и игравших лучше иностранных актеров, «учили» на конюшне. Если актриса терпела, рано или поздно она все равно заболевала чахоткой, а уж если становилось невмоготу... топилась. Вокруг Останкино было семь прудов, и два так и назывались – «пруды актерок»...



(Ныне на их месте стоят жилые дома - в том числе, на улице Цандера, 7, а также зловещий телецентр АСК-3, в котором по сей день творятся странные вещи).
    Своим актерам Шереметев любил давать псевдонимы по названиям драгоценных камней: Гранатова, Бирюзова, Алмазов... Но подлинной жемчужиной была Прасковья Ковалева, которой он дал псевдоним Жемчугова. С 16-ти лет она была ведущей актрисой театра Шереметева. Николай Петрович влюбился в актрису и дал ей вольную. В ноябре 1801 года они обвенчались.

    Однажды поздно вечером Прасковья зашла в картинную галерею. Галерея была погружена во мрак, горела лишь одна ночная люстра... Внезапно Прасковья услышала тихие шаги за спиной. Обернувшись, она увидела сгорбленную старуху и сразу поняла, что это Останкинская вещунья, легенды о которой она слышала с детства.

    Прасковья сильно испугалась. Потому что знала, что появление пророчицы не к добру. “ Сегодня ты получила две пьески, - заговорила старуха, - не берись сразу за две роли. И там и там ты хочешь играть покойниц, а где две покойницы на сцене - быть третьей наяву”. Есть такое заклятье над актерами: нельзя играть сразу двух умерших. В это время Жемчугова репетировала в Петербурге две роли: Офелию и Клеопатру. Но зрителям так и не суждено было увидеть этих постановок. В феврале 1803 года, через несколько дней после рождения сына, Прасковья Жемчугова скончалась. После ее смерти наступил пик самоубийств в Останкинской труппе и постепенное и совершенно необъяснимое угасание рода Шереметевых...

    По завещанию Прасковьи Ковалевой-Жемчуговой, в Москве был построен странноприимный дом. Ныне это Институт скорой помощи имени Склифосовского, куда привозят самоубийц со всей Москвы. А расположен он в двадцати минутах пути от Останкино...

Телецентр АСК-3: Останкинские байки

    Создание аппаратно-студийного комплекса Останкино – отдельная история. АСК-3 строили очень быстро, готовились сдать к Олимпиаде-1980.
    Во время строительства произошла невероятная история. В центре стройки бульдозер продолжал разравнивать бывшее дно пруда, а вокруг уже начали возводить стены. Когда же закончились работы, бульдозер оказался в замкнутом кольце. Пока вызывали вертолет для его освобождения, он наполовину увяз в песке. Там его и замуровали.

    Ветераны Останкинского телевидения помнят немало историй о местных привидениях, в частности, о «свежих» выходках горбатой Агафьи. Не раз встречали ее в пустынных коридорах телецентра. Говорят, в роковой вечер убийства Влада Листьева видели горбунью в коридоре перед кабинетом Владислава. Что нашептала ему вещунья, о чем хотела предупредить?.. И почему через несколько минут после исчезновения призрака, Влад шутливо заявил своему гримеру: «Скоро твои услуги мне не понадобятся».

    Николай Никифорович - старожил телецентра, он много лет проработал в отделе режима и посему, как никто другой знает все закоулки этого «маленького города». Он уверен, что в телецентре, как в любом нормальном доме, есть домовой, и поэтому, уходя с работы, всякий раз оставляет ему рюмку водки.

    «Домовой свой мужик, чтобы не серчать он должен быть всегда немножко навеселе. А то он станет бузить, и тогда всем достанется. Он, понимаешь ли, здесь хозяин и за хозяйство свое отвечает. А неровен час – поналетит чужая нечисть, так наш то их к порядку и призовет. Конечно, бывает, и он недоглядит, вот в прошлом году у нас декорации загорелись, в коллекторе, одной, так и не вышедшей программы, прямо на глазах у рабочих. Хлопчики даже растерялись, огонь-то с места на место перескакивал, маленькими такими вспышками. Ну, ничего, кое-как потушили.

    А однажды, это было года три назад, я забыл оставить рюмочку, так наш-то чего учудил: разбросал по комнате всю документацию, а сверху еще и кофею налил. Ух как я его утром-то журил, но водочки на другой день все же налил. А про старуху, что вы спрашиваете, я тоже слыхал. Толкуют, что когда-то зарыли ее прямо живьем в этих краях, вот с тех пор и ходит, мается, ищет виноватых, а иных предостерегает. Мне-то лично не довелось ее встречать, я работаю только днем, режим – понимаете ли. Так вы с ребятками моими потолкуйте, они службу несут и днем и ночью, может что порасскажут».

    Возле двери 17-го подъезда, хорошо известного всем, кто любит приходить на съемки ток-шоу, томился от скуки симпатичный паренек. Словоохотливый охранник, назвавшийся Сережей, с удовольствием отозвался на наше предложение поболтать. «Да, и ночами стою. Здесь-то, вроде все тихо, народ круглые сутки ходит, то у них монтаж, то репортаж…И на центральном входе тоже спокойно. А вот здание напротив (справка: Ак. Королева,19. АСК-3) - стремное. Там все время какие-то звуки: то стоны, то хрюканье. Я сначала думал пацаны надо мной прикалываются. Ан – нет, звук как будто прямо над ухом, поворачиваюсь – никого.

    А по осени мы с ребятами демонстрацию привидений разгоняли… Вот прикол! Я дежурил в ночь с 3-го на 4-е октября. Вы видели там, возле входа, большой деревянный крест стоит, в память событий 93 года? Так вот, сижу я, музыку слушаю, вижу, за стеклом какие-то тени, а днем на этом месте митинг был. Ну, я решил, что не угомонились активисты-то. Крикнул ребят, мол, разогнать бы надо. Пашка фонарь в дверь выставил, а на улице никого, фонарь убрал, опять тени… ну не глюки же это.

    Жалко Пашка в отпуске, он бы вам свою любимую историю про «старуху» рассказал. Какую историю? Да, в октябре 91, за пару дней до штурма телецентра появилась старуха горбатая, да так и прется к нам в здание. Пашка ей: «Не положено, мамаша, пропуск нужен», а она повела носом и хрипло так: «Кровью тут пахнет», развернулась и исчезла. Пашка не пацан, но сдрейфил круто. Я-то ее тоже видел, правда издалека. Я когда на воротах дежурю (справка: ворота для въезда автомобилей, соединены техническим коридором со студийными блоками) с разными прибабахами сталкиваюсь. Как-то раз сижу, три часа ночи, взглянул в окошко: на пандусе черная легковушка стоит. Думаю, что за напасть, я же ее даже не слышал. Да потом, никаких заявок на въезд в это время нет. Я вышел из будки, открываю ворота… а там ничего.

    А еще как-то раз я почти всю смену гонялся за непонятным шариком, такой с виду лохматый, размером с небольшой арбуз, не головы, не ног не видно, катится себе по техническому коридору, нахально так катится, не спеша. Я к нему пытаюсь подойти, а он от меня, я за ним, он от меня, а потом подкатился к воротам и растекся такой вонючей лужицей…

    А еще мне сменщик рассказывал, Володька Сидоренко, однажды ночью, кажется это было в апреле, ну, да, вроде бы под Пасху, Володька сам из деревни, праздники эти все отмечает, в общем в 13-ой студии заиграла музыка, он туда, проверить. Подходит к воротам, заглядывает, а там… целая тусовка. В углу мужик поет под гитару, вокруг еще несколько человек. Вовка подумал, может съемка, но вокруг ни декораций, ни света, одна аварийная лампа горит. И вдруг свет от этой лампы падает на поющего…Ба-а, это же Тальков, мама родная. Вовка глазки распахнул пошире, а тусовка-то из одних покойничков, здесь тебе и Цой, и Петлюра, и Сорин… Вовка так и замер у входа, даже прятаться перестал, а один из этих, привидений, призраков, как их назвать, даже не знаю, разворачивается – Белоусов! – пол головы рукой снимает прямо вместе с шевелюрой и так, с улыбочкой: «Здрасьте!» Вовка прочь бежать, в свою каморку закрылся и до утра молитвы читал».

    Старожилы телецентра, в отличие от новичков, не пугаются «ночных гостей», ведь к привидениям и призракам здесь привыкли. В аппаратных и студиях постоянный фон электромагнитной информации, а в архиве хранятся записи не только живых, но и давно ушедших «звезд». Поэтому неудивительно, что мелькнет иногда силуэт того, кто давно умер, но так и не покинул этот мир. Вокруг древней Останкинской легенды о горбатой старухе, растут легенды уже наших дней. Говорят, старая вещунья облюбовала себе «тихую зону», так называют работники телецентра зону отчуждения над аппаратно-студийными блоками, где снимают всеми любимые ток-шоу: «Я сама», «Арина», «Моя семья», и т.д. В этих тихих, узких и низких коридорах проходят все коммуникации, здесь же чаще, чем в других местах появляются привидения. Новичкам рассказывают «страшные истории о том, как в тихой зоне пропадают люди».

    А еще в «тихой зоне» есть энергетические дыры. Однажды видео инженер ТВ-6 Переверзев Антон после многочасового монтажа вышел покурить и зашел в один из коридоров этой самой злоклятой «тихой зоны». То ли от усталости, то ли еще по какой причине, но перед глазами у Антона поплыло, он потерял сознание, а очнулся в Сокольниках. «Сумка, вещи и даже останкинский пропуск остались на работе, да еще и аппаратура не выключена и студия без присмотра. В общем, из-за этих аномалий сплошные неприятности». Знатоки утверждают, что он попал именно в такую энергетическую дыру. Известны и более невинные проделки «нечистой силы»: видео инженеры уже не удивляются, когда кассеты, аккуратно расставленные на полках, сами собой оказываются сваленными в угол, или, когда в чайнике вместо воды оказывается мелко порезанная бумага...

«Гарью здесь пахнет!»

    В 2000 году сухонькую сморщенную женщину в черном видели охранники, работавшие в Останкино. Она кружила вокруг телебашни, и люди слышали, как старуха что-то злобно прошипела и исчезла в темно-сизом тумане.
    Старая Агафья явилась теперь с предупреждением о пожаре, который якобы должен охватить проклятое сооружение. Тележурналист Тимофей Баженов рассказывал, что за несколько дней до трагедии горбунья помахала ему палкой и сказала: «Гарью здесь пахнет, дымом здесь пахнет». А погибшая в огне во время пожара на телебашне, лифтерша за два дня до события видела сизый дым и неясный силуэт в нем. Силуэт был похож на скрюченную женскую фигуру, которая держала в руке деревянный крест.

    В воскресенье 27 августа того же года в 15.20 на Останкинской телебашне начался пожар: на высоте 300 метров прохожие замечают клубы густого дыма. Более суток самое высокое здание Москвы было охвачено огнем, один за другим отключались центральные телевизионные каналы. Столица лишилась телевещания. На первый взгляд там и гореть-то было нечему – бетон да металл, но уже к вечеру стало ясно: огонь так просто погасить не удастся. Интересно, что в очертаниях дыма над башней многие угадывали… силуэт сгорбленной старухи!


    По официальной версии, причиной возгорания телебашни стало значительное превышение нагрузки на электрокабель, но у экстрасенсов и астрологов свое мнение на этот счет: всему виной «неправильное» месторасположение Останкинской «иглы». Кстати, изначально в 1956 году Моссовет выделил для строительства телевизионной башни участок на юго-западе Москвы в районе «Черемушки». На участке были проведены изыскания, составлен строительный паспорт и даже сделаны планировочные работы. Но в марте 1959 года строительная площадка была почему-то перенесена в Останкино, на территорию Останкинского питомника. Поговаривают, будто проектировщики обратились к астрологам и после этого перенесли стройплощадку. Якобы, много лет тому назад была составлена астрологическая карта столицы, и, согласно ей, планета Сатурн очень плохо повлияет на предыдущее местоположение будущего телецентра, а вот в Останкино ему самое место…

    По мнению биоэнергетиков, телебашня в форме шпиля – отличная антенна для нейтрализации «останковского» некрополя – надо только немного потерпеть, и все наладится. Но сколько ж еще терпеть? Неизвестно…

(По материалам документального фильма «Городские легенды: Москва. Останкино» и статьям с сайта zapiski-rep.sitecity.ru)

………..

Для тех, кто хочет знать еще больше:

Перстень Мироздания

    Найти о нем пока не удалось почти ничего. По легенде, одним из хозяев останкинских земель до Шереметева был немец - опричник Орн. С ужасом говорили о нем местные жители. По ночам в его владении шли игры бесовские, песни пели, скирды жгли.

    А еще заметили люди, что разрывает Орн старые могилы, ищет там сокровища. И к нему явилась горбунья, погрозила клюкой и сказала: «Угомонись, проклято будет имя твое и весь род твой!» Не послушался иноземный опричник и совершил вскоре страшное преступление: украл магический перстень под носом у самого царя, а потом сгинул.

    Что же касается Знака на перстне, то тут тоже не все просто. Поскольку никто из ныне живущих перстня не видел, а каких-либо достоверных, более-менее "официальных" описаний его найти не удается, как говорится, возможны варианты.
    Какой народ использовал этот знак? Из контекста какой древней культуры он был извлечен?

    Вот, например, символ мироздания в чувашском орнаменте:

    На Востоке Мироздание воплощено в лотосе, "плавающем на поверхности изначальных вод" (Элиаде Мирча, "Йога: свобода и бессмертие"):

    По информации сайта simbols.ru:

    "На Западе роза по символическому значению занимает место восточного лотоса. Это безукоризненный, образцовый цветок, символ сердца, центра мироздания, космического колеса, а также божественной, романтической и чувственной любви."

    Славянская руна Мир - тоже образ Мироздания:

    При этом руна Алатырь - руна центра Мироздания:
    А руна Опора – символизирует основание Мироздания.
    Может быть, на перстне был изображен один из них?

    В своей работе "Математика как единый источник мировых религий" Александр Волков роняет такое замечание: "Журнал "Наука и религия" описывает старинный перстень с изображением конуса, обвитого спиралью. Называется этот символ знаком Мироздания!"

    Скорее всего, имеется ввиду статья "Останкино" в номере 3 за 2000 год, следующие строки: "Что же может означать знак на перстне, который называли знаком Мироздания? Нарисовавший его автору очерка обладатель старинной информации, потомок крепостной актрисы, служившей в театре у графа Шереметева, смысла этих символов не знал. Если бы этот таинственный перстень «появился» в XVIII веке, его можно было бы истолковать в духе известной тогда эмблемы - змея, ползущая к вершине пирамиды..."


(Кстати, а сама форма телебашни вам ничего не напоминает?)