Приключения с маугли и героями одноименной сказки. Театральный урок. Сценарий спектакля "Маугли" на английском

Р.Киплинг «Маугли»

ОТЕЦ ВОЛК. Уф! Пора опять на охоту

(На пороге – Табаки).

ТАБАКИ. Желаю тебе удачи, о Глава Волков! Удачи и крепких белых зубов твоим благородным детям. Пусть они никогда не забывают, что на свете есть голодные!

ОТЕЦ ВОЛК. Что ж, войди и посмотри сам. Только еды здесь нет.

ТАБАКИ. Для волка нет, но для такого ничтожества, как я, и голая кость – целый пир. Нам, шакалам, не к лицу привередничать. (Нашел кость, грызет). Благодарю за угощенье. Как красивы благородные дети! Какие у них большие глаза! А ведь они ещё так малы! Правда, правда, мне бы следовало помнить, что царские дети с самых первых дней уже взрослые. Шер-Хан, Большой Тигр, переменил место охоты. Он будет весь этот месяц охотиться здесь, в горах. Так он сказал.

ОТЕЦ ВОЛК. Не имеет права! По Закону Джунглей он не может менять место охоты, никого не предупредив. Он распугает всю дичь на десять миль кругом, а мне… мне теперь надо охотиться за двоих.

ВОЛЧИЦА. Мать недаром прозвала его Лангри, Хромой. Он с самого рождения хромает на одну ногу. Вот почему он охотится только за домашней скотиной. Жители селений по берегам Вайнганги злы на него, а теперь он явился сюда, и у нас начнётся то же: люди будут рыскать за ним по лесу, поймать его не сумеют, а нам и нашим детям придется бежать, куда глаза глядят, когда подожгут траву. Право, нам есть за что благодарить Шер-Хана!

ТАБАКИ. Не передать ли ему вашу благодарность?

ОТЕЦ ВОЛК. Вон отсюда! Вон! Ступай охотиться со своим господином! Довольно ты намутил сегодня.

ТАБАКИ. Я уйду. Вы и сами скоро услышите голос Шер-Хана внизу, в зарослях. Напрасно я трудился передавать эту новость.

(Слышен рёв тигра).

ОТЕЦ ВОЛК. Дурак! Начинать таким шумом ночную работу! Неужели он думает, что наши олени похожи на жирных буйволов с Вайнганги?

ВОЛЧИЦА. Ш-ш! Он охотится нынче не за буйволом и не за оленем. Он охотится за человеком.

(Рёв переходит в глухое ворчание).

ОТЕЦ ВОЛК. За человеком! Разве мало жуков и лягушек в прудах, что ему понадобилось есть человечину, да ещё на нашей земле? Зверю нельзя убивать человека в тех местах, где охотится его стая или племя. Вслед за убийством человека появляются рано или поздно белые люди на слонах, с ружьями и сотни смуглых людей с гонгами, ракетами и факелами. И тогда приходится худо всем жителям джунглей.

(Ворчание тигра, готового к прыжку, переходит в громовой рык, но заканчивается воем).

ВОЛЧИЦА. Он промахнулся. Почему?

ОТЕЦ ВОЛК. Этот дурак обжег себе лапы. Хватило же ума прыгать в костер дровосека! И Табаки с ним.

ВОЛЧИЦА. Кто-то взбирается на гору. Приготовься.

(Появляется Маугли).

ОТЕЦ ВОЛК. Человек! Человечий детёныш! Смотри!

ВОЛЧИЦА. Это и есть человечий детёныш? Я их никогда не видала. Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый. Так вот он какой, человечий детёныш! Ну, когда же волчица могла похвастаться, что среди её волчат есть человечий детёныш!

ОТЕЦ ВОЛК. Я слыхал, что это бывало и раньше, но только не в нашей Стае и не в моё время. Он совсем безволосый, и я мог бы убить его одним шлепком. Погляди, он смотрит и не боится.

ТАБАКИ. Господин, господин, он вошёл сюда!

(В пещере появляется голова Шер-Хана).

ОТЕЦ ВОЛК. Шер-Хан делает нам большую честь. Что нужно Шер-Хану?

ШЕР-ХАН. Мою добычу! Человечий детёныш вошел сюда. Его родители убежали. Отдайте его мне.

ОТЕЦ ВОЛК. Волки – свободный народ. Они слушаются только Вожака Стаи, а не всякого полосатого людоеда. Человечий детёныш наш. Захотим, так убьем его и сами.

ШЕР-ХАН. «Захотим, захотим»! Какое мне дело? Клянусь буйволом, которого я убил, долго мне ещё стоять, уткнувшись носом в ваше собачье логово, и ждать того, что мне полагается по праву? Это говорю я, Шер-Хан!

ВОЛЧИЦА. А отвечаю я, Ракша, Демон: человечий детёныш мой, Лангри, и останется у меня! Его никто не убьёт. Он будет жить и охотиться вместе со Стаей! Берегись, охотник за голыми детёнышами, рыбоед, убийца лягушек, - придет время, он поохотится за тобой! А теперь убирайся вон, или, клянусь оленем, которого я убила (я не ем падали), ты отправишься на тот свет хромым на все четыре лапы, палёное чудовище джунглей! Вон отсюда!

ШЕР-ХАН. На своём дворе всякая собака лает! Посмотрим, что скажет Стая насчёт приёмыша из людского племени! Детёныш мой, и рано или поздно я его съем, о вы, длиннохвостые воры! (Исчезает).

ОТЕЦ ВОЛК. На этот раз Шер-Хан говорит правду: детёныша надо показать Стае. Ты всё-таки хочешь оставить его себе, Мать?

ВОЛЧИЦА. Оставить себе? Он пришел к нам совсем голый, ночью, один, и всё же он не боялся! Этот хромой мясник убил бы его и убежал на Вайнгангу, а люди в отместку разорили бы наше логово. Оставить его? Да, я его оставлю. Лежи смирно, лягушонок! О Маугли – ибо Лягушонком Маугли я назову тебя, - придёт время, когда ты станешь охотиться за Шер-Ханом, как он охотился за тобой.

ОТЕЦ ВОЛК. Но что скажет наша Стая? Отец Волк подождал, пока его волчата подросли и начали понемногу бегать, и в одну из тех ночей, когда собиралась Стая, повел волчат, Маугли и Мать Волчицу на Скалу Совета.

(Скала Совета. Выход Стаи).

АКЕЛА. Закон вам известен, Закон вам известен! Смотрите же, о волки!

ВОЛЧИЦЫ. Смотрите же, смотрите хорошенько, о волки!

ОТЕЦ ВОЛК (выталкивает вперед Маугли). Лягушонок Маугли!

АКЕЛА. Смотрите, о волки!

ШЕР-ХАН (из-за Скалы). Детёныш мой! Отдайте мне его! Зачем Свободному Народу человечий детёныш?

АКЕЛА. Смотрите, о волки! Зачем Свободному Народу слушать чужих? Смотрите хорошенько!

МОЛОДОЙ ВОЛК. Зачем Свободному Народу человечий детёныш?

АКЕЛА. Кто за этого детёныша? Кто из Свободного Народа хочет говорить?

(Молчание).

БАЛУ. Человечий детёныш? Ну, что же, я за детёныша. Он никому не принесёт вреда. Я не мастер говорить, но говорю правду. Пусть бегает со Стаей. Давайте примем детёныша вместе с другими. Я сам буду учить его.

АКЕЛА. Нам нужен ещё кто-нибудь. Балу сказал своё слово, а ведь он учитель наших волчат. Кто ещё будет говорить, кроме Балу?

БАГИРА. О Акела, и ты, Свободный Народ! В вашем собрании у меня нет никаких прав, но Закон Джунглей говорит, что, если начинается спор из-за нового детёныша, жизнь этого детёныша можно выкупить. И в Законе не говорится, кому можно, а кому нельзя платить этот выкуп. Правда ли это?

МОЛОДЫЕ ВОЛКИ. Так! Так!

Слушайте Багиру!

За детёныша можно взять выкуп.

Таков Закон.

БАГИРА. Я знаю, что не имею права говорить здесь, и прошу у вас позволения.

ВОЛКИ. Так говори же!

БАГИРА. Стыдно убивать безволосого детёныша. Кроме того, он станет отличной забавой для вас, когда подрастет. Балу замолвил за него слово. А я к слову Балу прибавлю буйвола, жирного, только что убитого буйвола, всего в полумиле отсюда, если вы примете человечьего детёныша в Стаю, как полагается по Закону. Разве это так трудно?

МОЛОДЫЕ ВОЛКИ. Что за беда? Он умрет во время зимних дождей!

Его сожжет солнце!

Что нам может сделать голый лягушонок?

Пусть бегает со Стаей!

А где буйвол, Багира?

Давайте примем детёныша! (Стая убегает за буйволом).

(Шер-Хан всё ещё ревёт).

БАГИРА. Да, да, реви громче! Придёт время, когда этот голышонок заставит тебя реветь на другой лад, или я ничего не смыслю в людях.

АКЕЛА. Хорошо мы сделали! Люди и их детёныши очень умны. Когда-нибудь он станет нам помощником.

БАГИРА. Да, помощником в трудное время, ибо никто не может быть вожаком Стаи вечно.

АКЕЛА (ОТЦУ ВОЛКУ). Возьми детёныша и воспитай его, как подобает воспитывать сыновей Свободного Народа. Лягушонок Маугли принят в Стаю – за буйвола и доброе слово Балу.

(Прошло 10 или 11 лет. Маугли вырос).

(БАГИРА и МАУГЛИ).

БАГИРА. Маленький Брат, сколько раз я говорила тебе, что Шер-Хан твой враг?

МАУГЛИ. Столько раз, сколько орехов на этой пальме. Ну, и что из этого? Мне хочется спать, Багира, а Шер-Хан – это всего-навсего длинный хвост да громкий голос, вроде павлина Мора.

БАГИРА. Сейчас не время спать! Балу это знает, знаю я, знает вся Стая, знает даже глупый-глупый олень. И Табаки тебе это говорил тоже.

МАУГЛИ. Хо-хо! Табаки приходил ко мне недавно с какими-то дерзостями, говорил, что я безволосый щенок, не умею даже выкапывать земляные орехи, но я его поймал за хвост и стукнул разика два о пальму, чтобы он вёл себя повежливее.

БАГИРА. Ты сделал глупость. Не забывай, что Акела очень стар. Скоро настанет день, когда он не сможет убить буйвола, и тогда уже не будет вожаком. Те волки, что видели тебя на Скале Совета, тоже состарились, а молодым хромой тигр внушил, что человечьему детёнышу не место в Волчьей Стае. Пройдет немного времени, и ты станешь человеком.

МАУГЛИ. А что такое человек? Разве ему нельзя бегать со своими братьями? Я родился в джунглях, я слушался Закона Джунглей, и нет ни одного волка в Стае, у которого я не вытащил бы занозы. Все они – мои братья!

БАГИРА. Маленький Братец, пощупай у меня под челюстью. Никто в джунглях не знает, что я, Багира, ношу эту отметину – след ошейника. Однако я родилась среди людей, Маленький Брат, среди людей умерла моя мать – в зверинце королевского дворца. Поэтому я и заплатила за тебя выкуп на Скале Совета, когда ты был ещё маленьким голым детёнышем. Да, я тоже родилась среди людей. Смолоду я не видела джунглей. Меня кормили за решеткой, из железной миски. Но вот однажды ночью я почувствовала, что я – Багира, пантера, а не игрушка человека. Одним ударом лапы я сломала этот глупый замок и убежала. И как я вернулась в свои джунгли, так и ты должен в конце концов вернуться к людям, к своим братьям, если только тебя не убьют на Совете.

МАУГЛИ. Но зачем кому-то убивать меня?

БАГИРА. Взгляни на меня.

(Маугли посмотрел ей в глаза. Багира не выдержала его взгляда и отвернулась).

БАГИРА. Вот зачем. Даже я не могу смотреть тебе в глаза, а ведь я родилась среди людей и люблю тебя, Маленький Брат. Другие тебя ненавидят за то, что не могут выдержать твой взгляд, за то, что ты умен, за то, что ты вытаскиваешь им занозы из лап, за то, что ты человек.

МАУГЛИ. Я ничего этого не знал.

БАГИРА. Будь же благоразумен. Если Акела промахнется на следующей охоте, волки перестанут слушать его и тебя. Они соберут на Скале Совета Народ Джунглей, и тогда… тогда… Я знаю, что делать! Ступай скорее вниз, в долину, в хижины людей, и достань у них Красный Цветок. У тебя будет тогда союзник сильнее меня, и Балу, и тех волков Стаи, которые любят тебя. Достань Красный Цветок!

МАУГЛИ. Красный Цветок? Он растет перед хижинами в сумерки. Я его достану.

БАГИРА. Не забудь, что этот цветок растет в маленьких горшках. Добудь же его поскорее и держи при себе, пока он не понадобится.

МАУГЛИ. Хорошо! Я иду. Но уверена ли ты, о моя Багира, что всё это проделки Шер-Хана?

БАГИРА. Да, клянусь сломанным замком, который освободил меня, Маленький Брат!

МАУГЛИ. Тогда клянусь буйволом, выкупившим меня, я заплачу за это Шер-Хану сполна, а может быть, и с лихвой. (Уходит).

БАГИРА. О Шер-Хан, не в добрый час вздумалось тебе поохотиться за Лягушонком десять лет назад!

ВОЛКИ. Акела! Акела! Пускай волк-одиночка покажет свою силу! Дорогу Вожаку Стаи! Прыгай, Акела!

(Вопли Стаи – Акела промахнулся).

(Возвращается Маугли с горшком, в котором – огонь).

БАГИРА. Акела промахнулся. Они убили бы его вчера ночью, но им нужен ещё и ты. Они искали тебя на холме.

МАУГЛИ. Я был на вспаханных полях. Я готов. Смотри. (Показал горшок).

(Выходит Стая, Шер-Хан, Табаки).

ШЕР-ХАН. Свободный Народ! Я…

БАГИРА (шепчет МАУГЛИ). Он не имеет права! Так и скажа. Он собачий сын, он испугается.

МАУГЛИ. Свободный Народ! Разве Шер-Хан Вожак Стаи? Разве тигр может быть нашим вожаком?

ШЕР-ХАН. Ведь место вожака ещё не занято, а меня просили говорить…

МАУГЛИ. Кто тебя просил? Неужели мы все шакалы, чтобы пресмыкаться перед этим мясником? Стая сама выберет вожака, это чужих не касается.

ВОЛКИ. Молчи, человечий детёныш!

Нет, пускай говорит!

Он соблюдал наш Закон!

Пускай говорит Мертвый Волк!

АКЕЛА. Свободный Народ, и вы, шакалы Шер-Хана! Двенадцать лет я водил вас на охоту и с охоты, и за это время ни один из вас не попал в капкан и не был искалечен. А теперь я промахнулся. Вы знаете, как это было подстроено. Вы знаете, что мне подвели свежего оленя для того, чтобы моя слабость стала явной. Это было ловко сделано. Вы вправе убить меня здесь, на Скале Совета. И потому я вас спрашиваю: кто из вас подойдет и прикончит волка-одиночку? По Закону Джунглей я имею право требовать, чтобы вы подходили по одному.

(Молчание).

ШЕР-ХАН. На что нам этот беззубый глупец? Он и так умрёт! А вот человечий детёныш зажился на свете. Свободный Народ, он с самого начала был моей добычей. Отдайте его мне. Мне противно видеть, что вы все словно помешались на нем. Он десять лет мутил джунгли. Отдайте его мне, или я всегда буду охотиться здесь, а вам не оставлю даже голой кости. Он человек и дитя человека, и я всем сердцем ненавижу его!

ВОЛКИ. Человек! Человек!

На что нам человек?

Пускай уходит к своим!

ШЕР-ХАН. И поднимет против нас всех людей по деревням! Нет, отдайте его мне! Он человек, и никто из нас не смеет смотреть ему в глаза.

БАЛУ. Он ел вместе с нами. Он спал вместе с нами. Он загонял для нас дичь. Он ни разу не нарушил Закона Джунглей.

БАГИРА. Мало того: когда его принимали в Стаю, в уплату за него я отдала буйвола. Буйвол стоит немного, но честь Багиры, быть может, стоит того, чтобы за неё драться.

ВОЛКИ. Буйвол, отданный десять лет назад!

Какое нам дело до костей, которым уже десять лет?

БАГИРА. Или до того, чтобы держать своё слово? Недаром вы зоветесь Свободным Народом!

ШЕР-ХАН. Ни один человечий детёныш не может жить с Народом Джунглей! Отдайте его мне!

АКЕЛА. Он наш брат по всему, кроме крови, а вы хотите убить его здесь! Поистине я зажился на свете! Одни из вас нападают на домашний скот, а другие, наученные Шер-Ханом, как я слышал, бродят тёмной ночью по деревням и воруют детей с порогов хижин. Поэтому я знаю, что вы трусы, и к трусам обращаюсь я теперь. Ради чести Стаи, о которой вы успели забыть без вожака, я обещаю вам, что не укушу вас ни разу, когда придет моё время умереть, если только вы дадите человечьему детёнышу спокойно уйти к своим. Я умру без боя. Это спасёт для Стаи не меньше, чем три жизни. Больше я ничего не могу сделать, но, если хотите, избавлю вас от позора – убить брата, за которым нет вины, брата, принятого в Стаю по Закону Джунглей.

ВОЛКИ. Он человек!.. человек!.. человек!

(Больше половины Стаи перебежало к Шер-Хану).

БАГИРА (МАУГЛИ). Теперь всё в твоих руках. Мы теперь можем только драться.

МАУГЛИ. Слушайте вы! Весь этот собачий лай ни к чему. Вы столько раз говорили мне сегодня, что я человек, что я и сам почувствовал правду ваших слов. Я, человек, принёс сюда Красный Цветок, которого вы, собаки, боитесь. (Взмахнул огнём).

БАГИРА. Спаси Акелу от смерти. Он всегда был тебе другом.

МАУГЛИ (подошел к Шер-Хану). Встань, собака! Встань, когда говорит человек, не то я подпалю тебе шкуру! (Бьёт Шер-Хана). Помни: когда я в следующий раз приду на Скалу Совета, я приду со шкурой Шер-Хана… А теперь вот что. Акела волен жить, как ему угодно. Вы его не убьёте, потому что я этого не хочу. Вон, вон!

(Волки разбегаются. Маугли плачет).

МАУГЛИ. Что это такое? Что это? Я умираю, Багира?

БАГИРА. Нет, Маленький Брат, это только слёзы, какие бывают у людей. Теперь я знаю, что ты человек и уже не детёныш больше. Отныне джунгли закрыты для тебя… Пусть текут, Маугли. Это только слёзы.

МАУГЛИ. Теперь я уйду к людям. Но прежде я должен проститься с моей матерью.

(Выходит семья волков).

МАУГЛИ. Вы не забудете меня?

ВОЛЧАТА. Никогда, пока мы можем идти по следу!

Приходи к подножию холма, когда станешь человеком,

и мы будем говорить с тобой или придём в поля и

и станем играть с тобой по ночам.

ОТЕЦ ВОЛК. Приходи поскорей! О Мудрый Лягушонок, приходи поскорее, потому что мы с твоей матерью уже стары.

ВОЛЧИЦА. Приходи поскорее, мой голый сынок, ибо знай, дитя человека, я люблю тебя больше, чем собственных волчат.

МАУГЛИ. Приду непременно. Приду для того, чтобы положить шкуру Шер-Хана на Скалу Совета. Не забывайте меня! Скажите всем в джунглях, чтобы не забывали меня!

(Пер.с англ. Н.Дарузес).

КРАСНАЯ ШАПОЧКА НА НОВЫЙ ЛАД

Сценарий спектакля
для детей старшей группы . Цели и задачи спектакля "Красная Шапочка":

формирование навыков восприятия произведений различных видов искусств, т.к. театр синтетический вид искусства;
стимулирование творческой активности, свободы, эмоциональной раскованности; совершенствование исполнительского умения, развитие чувства партнерства;
развитие воображения и ассоциативного мышления;
развитие способностей к импровизации, речевой активности детей;
развитие устойчивого интереса к культуре, литературе, театру, музыке;
формирование художественно-эстетического вкуса;
воспитание нравственных качеств.
Оформление зала:

Декорации домика бабушки, декорации домика мамы и лес. На полу расположены два отрезка зеленой ткани с цветами символизирующие поляны.

Ширма, на которой происходит смена декораций в зависимости от действия спектакля.

Роли детей: Сказочницы, Красная Шапочка, Мама, Волк, Бабушка, три Мышки,

Девочки – Цветы, три Белочки, мальчики – лягушки, девочки-Бабочки.

Ведущая:

В сказке всегда побеждает добро,
От сказки всегда веет теплом.
Дорогой слушатель, ты будешь рад.
«Красная Шапочка» на новый лад.

Звучит сказочная музыка заходят две Сказочницы.

1: Девочка в лесу живет

И танцует, и поет.

Любят все ее и ждут

Красной Шапочкой зовут

2: С мамой здесь живет одна

Любит бабушку она.

Поудобней сядь-ка, зритель

И внимательно смотри

Это присказка, не сказка

Сказка будет впереди.

Звучит музыка.

Мама «печет пирожки».

Красная Шапочка примеряет шапочку и красуется перед зеркалом.

Красная Шапочка:

Мама можно погулять

Мне цветов насобирать?

Ну конечно прогуляйся,

Да смотри не потеряйся

Нужно к бабушке сходить

Пирожками угостить.

Собирайся в путь дорожку

И возьми с собой лукошко.

Пироги с капустою

Получились вкусные.

Красная Шапочка:

Хорошо мамочка, к бабушке схожу

И гостинцев отнесу.

Бабушке - большой привет

Осторожней будь, мой свет.

Мама и Красная шапочка уходят за ширму.

Появляются сказочницы.

Сказочница:

1: Вот и в путь пошла она

В страшный лес совсем одна?

2: И совсем не страшный лес

Очень много в нем чудес.

Выходят девочки в костюмах цветов, садятся на ковер-полянку.

Танец Красной Шапочки, цветов и зверей.

(Из-за ширмы выглядывает волк, потирает руки)
(Во время танца Красная Шапочка уходит волк за ней крадется)

Ха- ха - ха – ха- ха- ха,
До чего она глупа.
Сейчас ее поймаю,
До смерти напугаю.
Ох, зачесались руки,
Я весь чешусь от скуки!

Белочки преграждают ему дорогу.

Все Белочки:

Ах, проказник вон ступай
Красную Шапочку не пугай,

Мы тебя злодея знаем,
Шишками закидаем!

(Поставить пенек.)
Кидают в волка шишки он от них убегает.
Волк потирает бока, белочки убегают.

Ой - ой - ой как больно мне,
Попало шишкой по спине,
Лучше сяду на пенек

Посижу денек

Шишки, раны подлечу,

И девчонку проглочу.

Волк садится на пенек.
Под музыку вбегают лягушки.

Танец лягушек.

Лягушка 1:

Волка будем мы лечить, микстурой горькою поить
Лягушка 2:

Мухомором смажем шишки, злому серому Волчишке.
Лягушка 1:

Лучше ты не болей, заведи себе друзей.
Лягушка 2:

Посмотри в лесу дремучем, какое множество зверей!

Уходите-ка отсюда, кабы не было вам худо. (Рычит.)

Лягушки убегают.

Потерял я сон покой
Я все же волк и очень злой
Девчонку я поймаю,
Хоть не съем, но напугаю!

Садится на пенек, влетают бабочки.

Танец бабочек.

Откуда эта красота?

Ой, закружилась голова!

Щекочет уши нос,

Чешусь я весь как пес!

Убегает.

Звучит музыка.

Красная Шапочка идет по дорожке, за ней крадется волк.

Сказочницы:

1: Осторожно, опасайся.

2: Волк идет.

1: Беги, спасайся.

Волк: Куда спешишь, девчушка?

Красная Шапочка: К бабуле на опушку.

Волк: А где живет бабуся.

Красная Шапочка: Вон там, вон ходят гуси.

Волк: А что в твоем лукошке?

Красная Шапочка: Там пирожки с картошкой.

Волк: Так ты идешь не тем путем

Дорога та надежней.

Красная Шапочка: Спасибо, Волк вам за совет.

Волк: Прощай, будь осторожней.

Красная Шапочка уходит, а волк идет по дороге и танцует.

Появляются сказочницы.

Сказочницы:

1: Ах как хитер коварный волк

так обманул бедняжку.

2: А сам другим путем пошел.

Как за бабулю страшно.

Волк подходит к домику бабушки.

Ах, вот бабуля где живет

Деревня не плохая.

Ой, кто-то, кажется, идет... (убегает).

Звучит музыка. Заходит бабушка в очках, садится и вяжет.
Вбегает Красная Шапочка, за ней крадется волк.

Бабушка:

Внучка, милая моя
Рада видеть я тебя! (Обнимает внучку.)

Я вижу здесь ты не одна

С собою друга привела!

Красная Шапочка оглядывается, пугается, прячется за бабушку.

Проходите за ограду.

Видеть вас я очень рада

Да за стол присядьте с нами

Ешьте пироги с грибами.

Садятся все.
Волк: Ну, спасибо, накормили (потирает брюхо).

Выходит на середину сцены.

Вот обида, да какая

Старушка добрая такая,
К себе в гости пригласила,

Пирогами угостила,
На меня нашло наваждение
Мне стыдно за свое поведение

К старушке в домик я зашел,
Друзей новых здесь нашел!

Красная Шапочка:

Здесь для всех открыта дверь

если ты не страшный зверь!

Сказочницы:

1: Пришло время расставаться

«Приключения с Маугли» — сценарий дня рождения для детей 8-12 лет, основанный на мотивах старой доброй сказки про Маугли.

Для проведения торжества понадобится реквизит:

  1. Конверт и лист бумаги, на котором будет написано «послание от Маугли».
  2. Игрушечные бананы (из мягкого материала).
  3. Две скамьи или бревна, на которых можно сидеть.
  4. Питьевой сок.
  5. Два отрезка верёвки, каждый – длинной по 2 м (и на каждом завязано по 5-6 узлов).
  6. Игрушки: 4 конуса или куба, а также 12 деталей от большого конструктора.

По сценарию в мероприятии должны принимать участие взрослые. Для них понадобятся костюмы.

Костюм Маугли : набедренная повязка из листьев (настоящих или искусственных), а также парик (тёмные, длинные волосы) и повязка на голову (платок, например).

Костюм Балу : костюм медведя (или медвежьи уши, жилет, перчатки и валенки из искусственного меха).

Костюм Багиры : костюм чёрной кошки (или облегающая чёрная одежда, а также кошачьи «ушки», хвост из набитой синтепоном ткани, а на лицо можно нанести «кошачий» аквагрим).

Костюм Акеллы : костюм волка (или брюки и жилетка из искусственного серого меха, серые уши).

Костюм Шерхана : костюм тигра (или оранжевая жилетка и брюки, к которым пришиты чёрные полоски ткани, а также оранжевые «ушки» и перчатки).

Костюм Лягушки : «лягушачья» маска, зелёные лосины и зелёная облегающая кофточка, а также зелёные перчатки.

Костюм Шакала : серые жилетка и брюки, а также рукава и гетры из рыжего искусственного меха, рыжие перчатки, а также серые «ушки» (они должны быть больше, чем у волка).

Некоторых из вышеперечисленных персонажей могут играть и дети. Например, детскими могут быть роли: Лягушки, Шерхана, Багиры и Шакала.

Непосредственное участие в мероприятии могут принять участие родители именинника. Они (или другие двое взрослых) будут следить за порядком, а также помогать проводить все игры и конкурсы.

Родители с именинником встречают гостей и приглашают их в самую большую комнату в доме.

Затем мама говорит всем: «Друзья! Сегодня я нашла в почтовом ящике необычный конверт!».

После этого она достаёт из конверта «послание от Маугли» и зачитывает его детям: «Дорогой наш Вася! С Днём Рождения! Мы (я, Багира, Балу и Каа) очень хотели лично поздравить тебя с этой знаменательной датой, но, к сожалению, у нас тут ЧП…Шерхан спрятал золотые волшебные бананы, которые растут в наших джунглях и раз в 10 лет лечат все болезни местных жителей. Нам нужно срочно найти их. Желаем тебе успехов в учёбе, хорошего настроения и крепкого здоровья! Отпразднуй свой День Рождения как следует!».

Мама : «Друзья! А давайте поможем Маугли найти золотые бананы! Ведь будет так весело, если он присоединятся к нам! Для этого нам придётся отправиться в джунгли, но, будьте уверены, это будет не сложно. Нас ожидают настоящие приключения! На пути могут появляться преграды и, периодически, будет необходимо решать сложные задачи, но, я уверен, что удача будет сопутствовать нам, ведь мы уверены в своих силах! Вперёд! Мы найдём волшебные золотые бананы!».

Затем кто-то из взрослых включает музыку (это может быть песня из м/ф «А вдруг получится…», которая называется «Не бойся быть отважным!»). Желательно, чтобы дети исполнили её вместе с мамой именинника.

Слова песни:

«Запомни это навсегда:
В себя поверить важно.
Не сомневайся никогда,
Не бойся быть отважным!
А если сомневаешься,
Но сделать не решаешься,
То надо же, то надо же
Когда-нибудь начать!
Давай! Не надо мучиться!
Попробуй - и получится,
А если не получится,
Попробуешь опять!

Давным-давно мечтаешь, но
Не пробовал ни разу.
Давай, решайся - решено,
Берись за дело сразу!».

А тем временем в соседней комнате взрослые подготавливают всё, что нужно, для проведения игр и конкурсов(украшают комнату искусственными и настоящими растениями). «Маугли» надевает костюм, и кто-то включает «музыку джунглей» (это могут быть «звуки природы», или что–то в стиле эмбиент).

Мама просит детей закрыть глаза и проследовать туда, где слышны «звуки джунглей».

Когда все дети зайдут в комнату мама скажет им: «Ребята, откройте глаза! Глядите, а мы уже в джунглях! Давайте позовём Маугли, может быть, он нас услышит. Маугли!».

Выходит Маугли и говорит: «Привет! Ребята, я очень рад видеть всех вас! А что вы тут делаете?».

Мама : «Маугли, мы решили помочь тебе и твоим друзьям найти золотые бананы!».

Маугли : «Ура! Спасибо большое! Однако готовьтесь к серьёзным испытаниям! Очень непросто отыскать золотые бананы! Но если мы их найдём, будьте уверены, что всем нам достанутся не только волшебные бананы, но и море сюрпризов, и вкусные угощения от всех жителей джунглей!».

Мама : «Я думаю, что ребята не струсят и немедленно приступят к поискам бананов! Я оставляю их с тобой, Маугли, так как ты очень хорошо знаешь джунгли, и моя помощь не понадобится. Удачи!».

Мама уходит на кухню, а Маугли остаётся с детьми и говорит им: «Да, действительно, джунгли стали моим домом. И я знаю все опасные места, всех диких зверей, которые могут на нас напасть. Готовы ли все присутствующие рискнуть и отправиться на встречу приключениям? (Дети: «Да!»). Ну что ж, тогда – вперёд!».

После этого дети становятся в один большой «паровозик» и совершают несколько кругов по комнате или по квартире (обязательно под музыку).

Маугли останавливает «шествие» и обращается к ним: «Я ненадолго отделился от группы и пока наша группа бродила по джунглям, случайно встретил старого волка,. Он сообщил мне, что неподалёку он видел Шерхана. Я рад, что мы, наверное, практически у цели, однако, меня смущает то, что я забыл научить моих друзей одной вещи. Дело в том, что человеческому детёнышу опасно гулять по джунглям. Единственное, что может спасти его, это если он будет говорить каждому повстречавшемуся по пути зверю кодовую фразу: «Мы с тобой одной крови – ты и я». Повторите, пожалуйста».

Дети вместе с Маугли проговаривают эту фразу.

В комнату заходит Акелла (можно перед его «визитом» включить запись волчьего воя): «Р-р-р! Кто это, Маугли? Это обед?».

Маугли (повернувшись к детям, с заговорщицким видом): «Мы с тобой одной крови – ты и я!». Дети повторяют за ним хором.

Акелла : «Ага! Теперь понятно! Это не обед, а друзья! А что они тут делают?».

Маугли : «Сегодня у Васи День Рождения, но он решил не праздновать его, а искать золотые бананы!».

Акелла : «Замечательно! Как я рад, что у нас теперь появились помощники! Спасибо большое, ребята! Будьте уверены, что мы все отблагодарим отважного именинника и его друзей, после того, как они найдут бананы! И обязательно отпразднуем День Рождения! Сейчас мне нужна помощь вот в каком вопросе…Дело в том, что я видел убегающего Шерхана только издалека, пытался догнать его, но, к сожалению, я слишком стар и мне это не удалось… Но я нашёл записку, которую он обронил… На ней загадки! Помогите, пожалуйста, их разгадать».

Загадки от Акеллы:

  1. Эти шары на пальмах растут,
    В джунглях найдешь их и там, и тут.
    Жажду помогут они утолить,
    А могут упасть и путь преградить. (Кокосы )
  2. Жевать не жуёт, но все пожирает,
    Накормишь - живет, напоишь - умирает. (Огонь )
  3. Растения эти крепки и надежны,
    Запутаться в них, поверьте, не сложно.
    Гибкие стебли все в миг оплетут,
    Быстрее всего они в джунглях растут. (Лианы )
  4. Пройти его лишь сможет тот,
    Кто с осторожностью идет.
    Полно опасностей оно,
    Оступишься - пойдешь на дно. (Болото )

Акелла : «Молодцы! Спасибо, друзья! Я так рад, что у меня появились такие сообразительные товарищи! К сожалению, мне нужно срочно уйти, чтобы помочь внукам сделать домашнее задание. Извините, но преодолевать препятствия уже будите уже без меня…».

Маугли : «Не беспокойся, ведь Балу нам обязательно поможет! До встречи!».

Под музыку появляется Балу и громко рычит, пугая детей. Маугли обращается к нему: «Балу! Эти дети хотят помочь жителям джунглей вернуть обратно бананы! Дети, вспомните то, что я говорил ранее».

Дети : «Мы с тобой одной крови – ты и я».

Гости пьют сок.

Эстафета «Перекати кокосы»

Реквизит :

  • 2 мячика;
  • 4 кубика.

Балу формирует из участников две команды и строит каждую команду в шеренгу (шеренги при этом параллельны друг другу). Стоящим первыми в шеренгах ребятам он выдаёт по мячу, а напротив них, на расстоянии 20-30 см кладёт на пол по кубику. Следующую пару кубиков Балу кладёт на пол, на расстоянии 2-3 метров (от этих кубиков). Задача участников игры: по очереди бегать с мячами от ближних кубиков к дальним, затем возле дальних кубиков оборачиваться и катить с помощью рук (или ног) их к своим командам. Вернувшись с мячиками к своим командам, ребята должны будут отдавать мячики участникам, которые стояли за ними в шеренгах и отходить в сторону. Выигрывает та команда, все участники которой пройдут эстафету.

Балу : «Благодарю! Теперь по дороге можно свободно ходить! Извините, мне нужно спешить, ведь у жителей может быть ещё какое-нибудь задание для меня! Пока!».

Маугли : «Помните, что было сказано во второй загадке Шерхана? Там говорилось об огне! Сейчас мы можем отправиться в путь, но, будьте уверены, что нам понадобится всё наше мужество и сила, чтобы противостоять следующему сопернику».

Дети ходят «паровозиком» с Маугли по комнате, пока взрослые готовят всё для следующей эстафеты.

Эстафета «Пожирающий огонь»

Реквизит:

  • Оранжевая или красная ткань (3 м).

Двое взрослых берут кусок ткани с обеих сторон (при этом они совершают руками такие движения, чтобы создавались волны) и становятся на пути у ребят.

После этого он строит ребят в две шеренги на небольшом расстоянии перед тканью и объясняет им правила игры.

Правила игры : по одному участнику из каждой команды выбегает из шеренги вперёд, и, как можно быстрее, перепрыгивает через «огонь», а затем поворачивается и проползает под тканью. Вернувшись назад, к своей команде, каждый участник должен передать эстафету следующему ребёнку: он это может сделать, хлопнув товарища по ладони. Выигрывает та команда, участники которой первыми справятся с заданием.

Маугли : «Давайте все вместе крикнем «Ура!». Я так рад, что и с этим заданием мы справились! Но нам пора снова отправляться в путь! И к нам на помощь уже спешит красавица, чёрная и гибкая…Как думаете, о ком я говорю?».

Дети : «О Багире!».

Маугли : «Да, правильно! Только не забудьте сказать ей кодовую фразу!».

Входит Багира (по желанию, исполнительница данной роли может показать пластический этюд или исполнить танец под музыку) и говорит: «Р-р-р! Маугли, кого ты ко мне привёл? Что за чужаки?».

Дети и Маугли , хором: «Мы с тобой одной крови – ты и я».

Багира (уже дружелюбно улыбаясь): «Здравствуйте! Маугли, а что они здесь делают?».

Маугли: «Ребята пришли помочь нам найти золотые бананы! Надеюсь, ты поможешь пройти нам следующее испытание!».

Игра «Распутай лианы»

Реквизит :

  • Две верёвки с узлами («лианы»).

Багира формирует из гостей две команды с равным количеством участников и каждой команде выдаёт по верёвке. Задача игроков: как можно скорее развязать узлы. Побеждает та команда, которая сделает это первой.

Багира : «Молодцы, ребята! Я рада, что все справились с заданием и счастлива, от того, что у нас есть такие хорошие друзья, Маугли».

Маугли : «Да, они все, включая именинника Васю, смелые и всегда готовы придти на помощь!».

Багира : «Правда, смелые? Тогда у меня есть ещё одна просьба: дело в том, что неповоротливые слоны сломали несколько деревьев, когда пытались достать спелые плоды с верхушек пальм и теперь эти деревья мешают всем, так валяются на пешеходной тропе. Ребята, для этой работы понадобится не только сила и смелость, но и гибкость и изворотливость дикой кошки, ведь стволы уже обросли лианами! Я поделюсь с вами своим опытом и превращу всех в леопардов и пантер (делает «магические пассы» руками над головами гостей)».

Эстафета «Ловкость пантеры»

Реквизит : две скамейки (или брёвна, на которых можно сидеть), большой матрац.

Формируются две команды, и Багира строит их в две шеренги напротив друг друга. Рядом с шеренгами (между командами) ставятся скамейки, а между скамейками кладётся на пол матрац.

Ход игры : участники обеих команд по очереди должны продвигаться в сторону от начала шеренги, к участнику, который стоит последним в ней. При этом им нужно перепрыгивать через скамейку держа ноги вместе (слева направо, или наоборот), опираясь на неё руками. Когда участник доходит до конца скамейки, ему нужно лечь на матрац и перекувыркнуться так, чтобы финишировать, глядя в лицо члену команды, стоящему последним в шеренге, а затем стать за ним. Таким образом, участники обеих команд должны пройти эстафету. Выигрывает та команда, чьи участники первой справятся с заданием.

Багира : «Эх, ребята-котята, вы такие молодцы! Справились! А теперь я лишу вас «кошачьих» сил, так как больше они не понадобятся!».

После этого Багира взмахивает руками («магические пассы») и уходит.

Маугли : «Ребята, моё чутьё подсказывает мне, что за нами кто-то наблюдает. Я чувствую, как кто-то крадётся».

Родители включают «музыку джунглей» и появляется Шакал (ссутулившись), который говорит: «Да, Маугли, я давно наблюдаю! Убирайтесь! Эти джунгли принадлежат Шерхану!».

После этого Шакал исполняет песню на мотив «Песни мышей» из м/ф «Месть кота Леопольда» (муз. Б. Савельева):

В джунглях темных, в джунглях страшных тигр живет.
В две минуты этот тигр вас сожрет.
Очень сильный, очень злобный наш Шерхан,
Не оставит даже грифам потроха.

Убирайтесь-ка из джунглей поскорей!
Делать нечего ребятам средь зверей.
Джунгли страшны и опасны без прекрас.
Разберемся мы и сами здесь без вас.

Маугли : «Шакал! Уходи и не задерживай нас! А ещё передай Шерхану, что мы решили, не смотря ни на что, отыскать золотые бананы!».

Шакал : «Хе-хе! Впереди – болото! И не надейтесь, что сможете пройти этот отрезок пути!».

Шакал уходит и Маугли обращается к детям: «Эх, друзья! Действительно, болото перейти не просто, но, я уверен, что моя подружка нам поможет. Как думаете, кто она такая? Она зелёная и на болоте живёт? (дети догадываются, что речь идёт о Лягушке). Только нам нужно исполнить «лягушачью песнь», посвящена она будет имениннику».

Услышав «пение» Лягушка заходит в комнату и говорит: «Ой! Привет! Маугли, я очень рада, что у нас тут сегодня гости, но в честь чего?».

Маугли : «Мы хотим вернуть золотые бананы, а для этого нам нужно перейти через топкое болото. Научи, пожалуйста, как это делают лягушки?».

Лягушка: «Хорошо, научу».

Эстафета «Пройди болото»

Реквизит : детали от большого конструктора (от 12 до 16 штук).

Лягушка формирует две команды, с равным количеством участников. От одной стены, до другой (противоположной) на пол в комнате кладутся детали из конструктора так, чтобы получились две прерывающиеся линии (детали будут «кочками»). Задачей участников обеих команд будет пройти по кочкам от одной стены, к другой. Выиграет та команда, которая первой перейдёт через болото (переберётся на другой «берег»).

Маугли : «Ну что же! Ребята, поздравляю! Мы преодолели все преграды!».

Входит Шерхан и рычит, затем обращается к Маугли: «Ха! Маугли! Это всё были только «цветочки»! Бананы у меня и я их не отдам! Кто хочет их забрать у меня?! Пусть тогда готовится сражаться со мной!».

Маугли : «Мы смелые и сильные, Шерхан! Я уверен, что мой друг Вася легко справится с тобой!».

Игра «Поединок с Шерханом»

На полу чертиться большой круг (мелом, например). Задача именинника: вытолкнуть Шерхана из этого круга. Если у него не получается, то его место может занять Маугли.

После «поединка» Шакал приносит на большом подносе игрушечные бананы и отдаёт их Маугли (также он может принести детям и обычные бананы, в качестве угощения), а затем уходит вместе с Шерханом.

Маугли : «Спасибо большое, друзья! Вася, если бы не ты и не твои товарищи! Эх, что бы мы без вас делали! Волшебные золотые бананы нужны жителям наших джунглей! Они все очень рады, что теперь бананы у нас! Вася, поздравляю тебя с Днём Рождения! И хочу подарить тебе подарок от меня и других обитателей джунглей (Багира, Балу или кто-то другой выносит подарок и Маугли вручает его Васе)!».

Заходит мама и обращается к детям и Маугли: «Ребята! Я рада, что всё так чудесно! А давайте отблагодарим жителей джунглей весёлой песенкой!».

Дети исполняют вместе с Маугли и мамой песню «Это называется природа» (ел. М. Пляцковского, муз. Ю. Чичкова).

Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим речек медленную речь…
Все это называется Природа,
Давайте же всегда ее беречь!
В лугах ромашки солнечного цвета,
Такие, что светлей на свете жить…
Природой называется все это,
Давайте же с природою дружить!

Маугли : «Девочки и мальчики! Предлагаю устроить настоящий праздник!».

Под музыку Балу приносит большой торт с зажженными свечами, а также кусочки фруктов на подносе (на шпажках или в «тарелочках» из половинок апельсинов). Лягушка, Багира и Акелла дарят подарки Васе. Мама зовёт детей к праздничному столу, угощает их сладостями, вкусными напитками и предлагает гостям поздравить именинника (пожеланиями или вещественными подарками). Торжество можно завершить праздничной дискотекой.

В нашем городе с успехом прошла премьера первого в истории Брянска мюзикла «Маугли». Вечные постулаты закона джунглей приобрели совершенно новое звучание. Зрителей поразило живое исполнение, профессионально поставленные танцы, яркая современная музыка и великолепная игра актёров. «Брянская ТЕМА» побывала за кулисами областного театра драмы и разузнала, как рождался музыкальный спектакль.

П остановкой мюзикла «Маугли» Брянский драматический театр продолжил ряд творческих экспериментов, начавшихся в нашем городе ещё в прошлом году. Так, немногим меньше года назад в Брянском театре кукол состоялась премьера спектакля-концерта «Puppet show – Привет! Бонжур! Хэллоу!», следующим эстафету подхватил Брянский государственный цирк, на арене которого состязались известные цирковые артисты в рамках первого в городе циркового фестиваля. «Маугли» - это тоже своего рода эксперимент. Во-первых, спектакль получился по-настоящему семейным. Во-вторых, это первая в Брянске постановка в популярном нынче жанре мюзикла.

«Подобные творческие эксперименты напрямую связаны со временем, - рассказывает директор област ного театра драмы Юрий Пояркин. - Классический театр всегда ассоциировался с драматическим искусством, и у нас, как прежде, ведётся работа над спектаклями в традиционных для театра жанрах. Однако современному зрителю интересно и другое направление - музыкальное, песенное. Мюзикл „Маугли “ оказался очень кстати. В нём у каждого героя свой музыкальный стиль: джаз, блюз, рэп, рок-н-ролл… Как результат, музыка оказывается интересной для широкой аудитории, в том числе и взрослой.

Режиссёром-постановщиком «Маугли» стал заслуженный артист России Вячеслав Шляхтов, работающий в Государственном академическом театре «Московская оперетта». Балетмейстер - заслуженная артистка России Ирина Корнеева, которая ставила танцы для известного мюзикла «Монте-Кристо».

»Идея поставить «Маугли» в Брянске родилась, когда я впервые посмотрел этот мюзикл в театре «Московская оперетта“, - вспоминает Юрий Пояркин. - Кажется, в тот же вечер я рассказал о своей задумке режиссёру Вячеславу Шляхтову, с которым у меня сложились давние партнёрские отношения. Тому идея понравилась, и вскоре Вячеслав приехал в Брянск - посмотреть труппу. Он посетил несколько наших спектаклей и согласился принять участие в постановке. Столичному режиссёру понравилось, что актёры хорошо танцуют, обладают вокальными данными и двигаются на сцене весьма пластично. Жанр мюзикла оказался возможен на брянской сцене, и в октябре начались первые репетиции».

В роли героев фэнтези-мюзикла «Маугли» выступают исключительно брянские актёры, студенты колледжа культуры и даже… ученики школ. Дмитрий Ненахов, исполнитель главной роли, рассказывает такую историю по этому поводу: «Во время новогодних каникул мы показали „Маугли“ 34 раза, и практически после каждого спектакля к нам подходили люди и спрашивали: откуда мы приехали с гастролями, в каком столичном театре работаем. Приходилось объяснять, что свои мы, брянские!»

8 бандерлогов, 8 волков, 2 маугли…

Вместе с выпускником Орловского государственного института искусств и культуры Дмитрием Ненаховым в мюзикле «Маугли» задействованы актёры Игорь Игнатов (Шер-хан), Юрий Мартюшин (Табаки), Михаил Лаврушин (Акела), Дмитрий Кузин (Каа), Олег Чиганов (Балу), Ксения Ланская (Девушка из деревни), Юлия Филиппова (Белая кобра) и многие другие исполнители.

«Разумеется, спектакль получился особенным, - комментирует директор театра. - Он значительно отличается от мюзикла, поставленного на московской сцене. Во-первых, была подобрана новая команда. Режиссёр-постановщик, художник по костюмам и балетмейстер, хоть и являются сотрудниками „Московской оперетты“, но работали над созданием «Маугли» впервые. Они привнесли своё виденье в проект.

Во-вторых, мы не просто «скопировали» весь мюзикл, а воссоздали его заново. Например, идеи автора костюмов, московского дизайнера Саши Галиуллиной, воплощали в жизнь сотрудники нашего пошивочного цеха. Мастера-швеи поначалу немного испугались такой сложной работы. Костюмы необычные, время на создание было ограничено, да и количество их оказалось внушительным: восемь обезьян-бандерлогов, восемь волков, два Маугли… Трудно было поначалу, но справились. Иногда даже за полночь уходили и на дом работу брали. Зато результат налицо! Только два костюма шили в Москве - облачения Шер-хана и Павлина. Для них необходима была печатная ткань, которую сложно найти в Брянске.

Балетмейстер Ирина Корнеева была в восторге от того, что происходило во время репетиций. Актёры прекрасно понимали её установки и выполняли сложные задачи на высоком профессиональном уровне.

Конечно, у брянского театра драмы и театра «Московской оперетты» разные технические возможности. Но и эту дистанцию нам удалось максимально сократить. Что говорить, до декабря прошлого года в театре было всего два радиомикрофона, а без соответствующей техники жанр мюзикла просто несостоятелен. Актёры ведь должны петь вживую…

Проблему помогло решить областное управление культуры. Благодаря подоспевшему вовремя финансированию нам удалось приобрести удобные гарнитуры-микрофоны, приборы заливного света, технику для звуковых эффектов, стробоскопы и специальные сканеры. Раньше об этом можно было только мечтать! И то, что у нас маленькая сцена для постановки мюзикла, тоже не беда. Всё удалось вместить в имеющийся «размер“: и тонкости сценария, и сюжет, и сложные сценические движения!»

Руководитель театра поделился и некоторыми нештатными ситуациями, происходившими во время репетиций мюзикла. Оказывается, параллельно с «Маугли» в театре готовилась к премьере сентиментальная комедия «Касатка».

Многие актёры оказались задействованы одновременно в двух проектах, нужно было как-то совмещать репетиции. Тем более что режиссёр и балетмейстер мюзикла приезжали в Брянск только на несколько дней, а потом вновь возвращались в столицу. У молодой актрисы Юлии Филипповой в «Касатке» была одна из главных ролей. На репетициях комедии, особенно перед премьерой, приходилось проводить очень много времени. Но Юлии хотелось танцевать! В «Маугли» у неё маленькая, но очень яркая роль – Белая кобра. Вот и сбегала актриса с одной репетиции на другую.

Или другая история: каждый день актёры подолгу репетировали сложный танец волков, во время которого требовалось эстетично приседать и подпрыгивать, героически падать на пол и не менее героически вставать. И всё приходилось делать в ритме и темпе современной музыки, написанной специально для «Маугли». В первый же день актёры умудрились набить столько синяков и ссадин, что директору пришлось отправиться в аптеку и закупить мази, бинты, лечебные кремы и прочие снадобья. Мюзикл мюзиклом, а актёров беречь надо!

Кстати, подобные закулисные истории имеются у каждого участника «Маугли». Своими небольшими рассказами исполнители главных ролей поделились с «Брянской ТЕМОЙ».

Джунгли «вживую»

»У меня в мюзикле одновременно три роли, - рассказывает выпускница Брянского колледжа культуры Ксения Ланская. - Это очень сложно, потому что много сил уходит на переодевания. Самая короткая пауза между выходами на сцену составляет всего три с половиной минуты. Первый образ - райская птица, второй - бандерлог, третий - возлюбленная Маугли. Выходит, что в рамках одного спектакля, если верить теории Дарвина, я прохожу весь процесс эволюции из обезьяны в человека. Больше всего мне нравится роль обезьяны - тут уже можно оторваться по полной! А девушку из деревни люблю за женственность, за её искреннюю любовь к главному герою.

Когда в детстве мама читала мне сказку «Маугли», я представляла себя на месте главной героини. И, работая над спектаклем, мне хотелось воплотить на сцене эти чистые детские воспоминания. Вообще, «Маугли» - это такой же «Гамлет», только для детей. Классика, которая всегда звучит по-новому.

Балетмейстер Ирина Корнеева приезжала на репетиции всего на несколько дней. В эти счастливые дни мы с Димой уходили, как правило, за полночь. Не просто уходили, нас… прогоняли домой! Потому что процесс подготовки затягивал настолько, что об отдыхе мы даже и не думали. Просто хотелось петь и танцевать!

После одного из выступлений ко мне подошла зрительница и сказала, что в этом году ей с детьми удалось побывать на кремлёвской ёлке, и она просто счастлива, что пришла на премьеру «Маугли“. Потому что наше выступление ей понравилось больше. Было очень приятно услышать такой комплимент!»

“А мне сначала не досталось роли в мюзикле, - делится своей историей одна из трёх Багир Марина Финогенова. - Меня пригласили в “Маугли» на какую-то второстепенную роль уже после начала репетиций, а потом режиссёр присмотрелся и дал мне роль. Самый волнительный момент в подготовке мюзикла был, когда мы впервые надели микрофоны. Режиссёр, да чего скрывать, и мы тоже - все очень боялись, что не сможем петь вживую. Ведь первоначально планировалось записать наши партии в студии, чтобы потом крутить их как фонограмму. Но когда режиссёр прослушал нас, то очень обрадовался - с вокальными данными у труппы всё в порядке. В «Маугли» мы все поём вживую! Но нужно было ещё и танцевать…

Наш балетмейстер придумывала «рисунок» танца у себя дома в Москве, а потом делала записи на компьютер. Она рассказывала, как однажды её муж, тоже профессиональный танцор, заглянул в её компьютер и воскликнул: «Ты делаешь очень сложные танцы! Неужели они смогут это воплотить?“ Но Ирина в нас верила. И когда её супруг приехал на одну из репетиций в Брянск, он был очень удивлён тем, как быстро мы научились всем этим сложным трюкам. В мюзикле задействованы студенты-четверокурсники Брянского колледжа культуры, и одной девушке даже пришлось бросить работу, чтобы получить маленькую роль!»

Ложечка коньячку… для храбрости!

Роль хромого тигра Шер-хана исполняет актёр Игорь Игнатов - лауреат конкурса в номинации «Театральное творчество» за исполнение роли чеченского разведчика Бауди в спектакле «Белый танец. (Вера. Надежда. Война)» по пьесе нашего земляка писателя Николая Иванова. Актёр так рассказывает о своём новом театральном перевоплощении: «В злом ищи хорошее. Шер-хан не виноват, что родился хромым. Вот я его и оправдываю: маленький тигрёнок повредил ножку, не может поймать добычу, оттого и злится на весь мир. К тому же я один, а их вон сколько… Неужели у нас в реальной жизни мало таких Шер-ханов? В каждом мужчине живут Шер-хан и Маугли, в каждой женщине - Багира и Девушка из деревни.

Все мы прежде всего драматические артисты. Тем и ценны, как сказал режиссёр. Потому что в мюзиклах обычно работают танцоры и певцы, а мы в этом деле любители. Музыка и пение для драматического актёра - это второстепенное, на первом месте - переживание, душа. И мне кажется, в некоторых случаях лучше оставаться любителем, который от слова «любить»…

Во время музыкального прослушивания режиссёр должен был решить, приглашать преподавателей по вокалу или нет. На третий день он вынес вердикт: «Нет, ребята, я вас портить не стану! Если начнёте учиться петь, то только и будете думать, как нотку вытянуть, как лучше темп держать, и про роль совсем забудете. Вы и так отлично справляетесь!»

По сюжету сказки Киплинга Шер-хана повсюду сопровождает шакал Табаки. В жизни исполнители ролей также проводят много времени вместе - у них одна гримёрка на двоих. Табаки, он же молодой артист Юрий Мартюшин, оказался очень скромным, хотя даже директор театра в беседе отметил, что Юрий невероятно преобразился в этой роли. И всё же он с куда большим удовольствием рассказывал про Маугли-Ненахова, чем про себя: «Самое удивительное в подготовке спектакля - выбор актёра на главную роль. В прошлом году режиссёр посмотрел спектакль „Игроки“, где Дима играет одну из ролей, и сразу сказал, что Маугли у нас уже есть. В принципе с этого всё и началось».

«Тот, с которого всё началось», - двадцатишестилетний исполнитель главной роли Дмитрий Ненахов знаком брянскому зрителю по таким постановкам, как «Игроки», «В ожидании первой луны», «Анчутка». В областном театре драмы Дима работает полтора года. Первая роль - гном в «Белоснежке». Говоря про «Маугли», Дима серьёзен: «Мы не играем животных, нам не нужно мяукать, кривляться, рычать. Наша главная цель - показать человеческие отношения в декорациях мира животных. Надеюсь, у нас это получилось.

Из необычных случаев вспоминается, как однажды я сорвал голос. Говорить мог, но пение давалось с огромным трудом. Было это во время школьных каникул, когда мы показывали по три спектакля в день. После первого выступления меня отвезли в врачу-фониатру Алексею Гуревичу («Брянская ТЕМА» рассказывала об этом замечательном специалисте), и он практически за полчаса вернул мне голос.

Мюзикл «Маугли» стал дебютной работой и для нашего нового звукооператора Павла Рябова. Он очень помогал нам, актёрам. Три спектакля в день без фонограммы - неимоверно сложно. Иногда связки не выдерживали. Я подходил к Паше, объяснял ситуацию, и он помогал мне технически «вытягивать“ нотки».

Исполнители ролей в мюзикле вспомнили и про самый страшный сон для артиста - когда выходишь на сцену, а текст вспомнить не можешь. В жизни такое тоже случается. Особенно, когда все партии исполняются вживую. Например, однажды Дмитрий Ненахов начал читать слова своей мамы-волчицы, но вовремя спохватился. Зато один из трёх исполнителей роли маленького Маугли, ученик 2 «Б» школы № 4 Егор Цыганков знает почти весь сценарий наизусть. «Самое сложное в работе актёра - смотреть на зрителей. Меня это немножко смущает, - признаётся Егор. - Мама посоветовала узнать, что делают в таких случаях взрослые актёры. Я спросил, а они говорят: „Ложечку коньячку пьём!“

Когда я стою за кулисами, внимательно слушаю других актёров. Думаю, любая роль мне уже по силам. Но мне самому очень хочется играть взрослого Маугли. Однажды, когда у Димы подсел голос, он обещал, что в следующий раз даст доиграть мне свою роль! Ну, если опять голос пропадёт…»

«Кабаре» на брянской сцене

По признанию критиков, премьера первого в Брянске мюзикла прошла с огромным успехом. Зрители с восторгом воспринимали игру актёров, любовались декорациями, восхищались игрой света на цене. Актёры, в свою очередь, получали удовольствие от игры, а в некоторые моменты (например во время танца бандерлогов) попросту куражились.

Юрий Пояркин пообещал, что это не последняя музыкальная премьера в Брянске. В планах поставить мюзикл «Кабаре», рассчитанный на взрослую публику. Тем более что за плечами у нового руководителя театра имеется огромный опыт в производстве музыкальных спектаклей. Без малого три десятилетия Юрий Иванович проработал в Забайкальском краевом драматическом театре - начиная с 1994 года и до своего назначения в Брянск был его руководителем. За время его работы в должности директора состоялись премьеры мюзиклов: «Кабаре», «Левша», «Прекрасная леди», «Биндюжник и король» и многих других.

»Я всю жизнь занимался «организацией» зрителя, - признаётся Юрий Иванович. - Это одна из основных составляющих в работе руководителя театра. Чтобы человек пришёл на спектакль, его нужно чем-то заинтересовать, в том числе различного рода премьерами. Наш новый главный режиссёр заслуженный деятель искусств России Борис Горбачевский намечает большую работу. Для нового репертуара планируется поставить «Свадьбу Кречинского», «Живой труп», трогательную мелодраму «Счастье моё». Работы всем хватит!

В этом году нам предстоит провести двадцатый юбилейный фестиваль «Славянские театральные встречи». Всё должно быть организовано на очень высоком уровне. Планируется продолжить гастрольную деятельность, уже есть договорённость с театрами Одессы и Екатеринбурга. Также мы претворяем в жизнь интересную идею - проведение фестиваля «Дни Одессы в Брянске». Директор Русского драматического театра (Одесса) уже поддержал этот проект. В рамках фестиваля в Брянске будет представлены книги об этом городе, изобразительное искусство, зрители смогут посмотреть замечательный спектакль «Одесса у океана». Мы постараемся превратить это в настоящий праздник для жителей нашего города. «Маугли“ только лишь разжёг огонь творчества, наша цель - не дать ему погаснуть!»

Александра САВЕЛЬКИНА.
Фото Геннадия САМОХВАЛОВА.

The Jungle Book

Father W. – Auuugh… it’s time to hunt again.

Tabaqui – Good luck. Good luck go with you, oh Chief of the Wolves. Good luck and strong teeth. May your children never forget the hungry in this world.

Father W. – Enter and look, there is no food here.

Tabaqui – For a wolf, no, but for so little person as myself a dry bone is good food. Who are we to choose? (eating)… How beautiful are your children! How beautiful are their eyes! (eating) …. Sher Khan, the big one, has changed his place of hunting. He will hunt among these hills during next month, so he told me.

Father W. – He has no right. By the Low of the Jungle, he has no right to change his place of hunting.

Mother W. - His mother did not call him Lungri the Lame for nothing. He has been lame in one foot from his birth. That’s why he kills only domestic animals. The villagers will look for him here, and we with our children will have to run when the grass is set to fire.

Father W. – Out! Out, and hunt with your master.

Tabaqui – OK, OK. I go. You can hear Sher Khan.

Father W. – The fool! To begin a night’s work with that noise!

Mother W. – Hush! It is not and animal. It is Man!

Father W. – Man! Faugh! Are there not enough beetles and frogs that he must eat Man?

Sher Khan roars…

Mother W – He has missed…. Shhhh something is coming uphill. Get ready.

Father w. wants to jump

Father W. – Man! A man’s cub. Look!

Mother W. – I have never seen one. Bring it here! …. How little, how naked and how hairless….

Father W – I have heard of such thing, but never in our Pack, or in my time. He is without hair, and I could kill him with one foot. But see, he looks up and is not afraid.

Tabaqui – My Lord, my Lord! It went in here.

Sher Khan – My quarry. A man’s cub went this way. Its parents have run off. Give it to me.

Father W. – The Wolves are a free people. They take orders from the Head of the Pack. The man’s cub is ours!

Sher Khan – (roaring) It is I, Sher Khan, who speak!

Mother W. – And it is I, Raksha, the Demon, who answer. The man’s cub is mine! Mine to me! He shall not be killed. Now get away! Go back to your mother!

Sher Khan – (going) We will see what the Pack will say to this. The cub is mine.

Father W. – (to Raksha) He’s right. We must show the cub to the Pack.

Mother W. – I will keep him anyway. (to Mowgli) Oh, you little frog, I will call you Mowgli.

At the Council Rock

The song “he is not one of us”

Akela – You know the Low, you know the Low. Look well, O, Wolves.

Father W. – (introducing Mowgli to the Pack) Mowgli, the Frog.

Sher Khan – (angrily) The cub is mine! Give him to me. What have the free People to do with the man’s cub?

Akela – Who speaks for this cub? Who?

Baloo – The man’s cub? I speak for the man’s cub! There is nor harm in a man’s cub. Let him run.

Akela – Baloo is our teacher for young cubs. Who speaks beside Baloo?

Bagheera – Akeela, and you free People, I have no right in your Council… But the Low of jungle says that if there is a question which is not a killing matter, the life of that cub may be brought at a price. And there is nothing about who may or may not pay that price! (to all the wolves) Am I right?

Wolves – Good! Good! Listen to Bagheera. The cab can be bought for a price. It is the Low!

Bagheera – (to Akela) Knowing that I have no right to speak here, I ask your permission.

Akela’s nodding.

Wolves – Speak then.

Baloo – To kill a naked cub is shame. Besides, he may be good for you when he is grown.

Bagheera – Now to Baloo’s word I will put in one bull, and a fat one, newly killed. Is it difficult?

Wolves – What matter? He will die in the winter rains. He will die in the sun. What harm can a naked frog do us? Let him run with the Pack. Where is the bull? Bagheera?

Sher Khan is roaring …. All the wolves have gone.

Bagheera – Ay, Roar well… Because the time comes when this naked thing will make you roar to another music, or… I know nothing of Man.

Akela – It was well done. Men and their cub are very clever. He may be help in time. (To Father W.) Take him away and train him as one of the Free People!