Причины условия характер преобразований петра 1. Причины петровских реформ. Церковные реформы кратко

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ (Γρηγόριος ὁ Νύσσης) (между 335 и 340, район Неокесарии – после 394) – христианский богослов, младший брат Василия Великого . Вырос в христианской семье и к 20 годам стал чтецом, но затем неожиданно оставил свой пост, увлекшись языческой философией и риторикой. Ок. 371 ставший епископом Кесарии Василий Великий рукополагает Григория епископом Ниссы. В 376–378 из-за конфликта с проарианскими гражданскими властями был вынужден временно оставить епископскую кафедру, на которую он вернулся в 379 после смерти императора Валента. После кончины Василия Великого в 379 продолжал организаторскую деятельность своего брата и традиции его богословия. Активно полемизовал против ариан, евномиан и аполлинаристов, принимал участие в соборе 379 в Антиохии, в 381 присутствовал на Константинопольском (2-м Вселенском) соборе, участвовал в соборах 382, 383, 394. К раннему периоду его творчества принадлежит трактат «О девстве», к зрелому – главные сочинения Григория Нисского: «Против Евномия», «Против Аполлинария», «Большой катехизис», «О Святом Духе», «О вере», «К эллинам на основании общих понятий», «Диалог о душе и воскресении», «О младенцах, преждевременно похищаемых смертью», «О роке», «Об устроении человека», гомилии «О надписании псалмов», «Точное истолкование Екклесиаста» и на «Песнь песней», «Жизнь Моисея», «О житии Макрины», «Жизнь Григория Чудотворца», малые аскетические сочинения, письма (сохранилось 30), проповеди, надгробные слова и др. произведения.

В богословии Григория Нисского заметно сказывается его глубокое знакомство с классической греческой философией, в первую очередь с Платоном и Плотином, с натурфилософией и физикой (гл.о. Аристотеля), медицинскими и физиологическими теориями Галена; также для него характерно увлечение богословием и аллегорическим методом толкования библейских книг Оригена и критическое отношение к своим источникам.

Развивая в полемике с арианами тринитарное богословие Афанасия Александрийского и Василия Великого, Григорий Нисский устанавливает последовательное различие между сущностью и ипостасью . При этом важное место занимает раскрытие (в полемике с Евномием) понятия единосущия , характеризующего полноту, постоянство и совершенство божественного бытия.

Вслед за «Шестодневом» Василия Великого Григорий развивает идею иерархичности сотворенного мира и, переходя к антропологии, говорит, что мир создан ради человека, назначение которого – связывать чувственное и материальное с духовным. Как образ и подобие Бога человек наделен разумом, словом, бессмертной и нематериальной душой (теорию предсуществования душ Оригена Григорий отвергает), свободой воли и совершенным телом. Тело человека не только способствует его разумной жизни (чему служат, напр., прямохождение, руки, органы речи), но и является условием воскресения во плоти, после которого оно преображается. Эсхатологический процесс понимается Григорием как постепенное изживание зла: он говорит о «всеобщем восстановлении» (апокатастасисе). После воскресения и Страшного Суда, когда исчезнет зло и порок, благими станут грешники и сам сатана. В этике Григорий отстаивает учение о произвольности добродетелей: только добровольное следование человека добру может привести к спасению; навязанное не может быть добродетелью.

Наибольшее внимание в сочинениях Григория Нисского уделено проблеме богопознания. Сотворенный по образу и подобию Божьему, человек способен созерцать подобное. Созерцание (θεορία) божественной красоты (для описания ее Григорий часто прибегает к неоплатонической метафорике света) является пределом человеческих устремлений. Но как существо тварное и связанное материальным существованием, человек нередко вытесняет стремление к богопознанию стремлением к благам этого мира. Кроме того, разум человека ограничен, познает гл.о. «существование» вещей (τὸ εἶναι), притом только тех из них, которые в иерархии творения стоят ниже человека, «сущность» же их (οὐσία) недоступна познанию человека, ее ведает только Бог. «Сущность» Бога для человека неизреченна, неописуема, непознаваема и неопределима. Бог познается не по его сущности, но по его действиям (ἐνεργεία) в творении, обозначаемым как «божественные имена»: Вечно Сущее, Благо, Премудрость, Истина и т.п.; они имеют не логический, а символический характер, потому что описывают умную природу, превышающую человеческий разум. «Сущность» Бога нельзя помыслить и выразить словами. Способность человека к богопознанию осуществляется прежде всего в области чистой интуиции и мистического экстаза, непосредственное богопознание может быть даровано в акте любви к Богу, являющейся ответом человека на даруемую Богом благодать и кульминацией добродетельной христианской жизни. Григорий Нисский уподобляет душу зеркалу, в котором, если оно чисто, отражается образ Божий, или глазу, который, если он не замутнен, способен узреть божественную красоту. И подобно тому как глаз способен увидеть самого себя только в зеркале, так и человек способен познать свою душу только отраженной в Боге. От вещей внешнего мира человек обращается к своей душе, где ему открывается, что Бог превыше всякого познания, представления и определения. Восхождение от телесного к бестелесному Григорий Нисский в аллегорической форме описывает в гомилиях на «Екклесиаст» и в «Жизни Моисея», а таинство любви души к Богу – в гомилиях на «Песнь песней».

Оригинальными являются представления Григория Нисского о времени. Время не мера движения тел в пространстве (как учили Аристотель и стоики), не образ вечности в мире множественности (как полагал Плотин), не промежуток между событиями (по Мефодию Олимпийскому), но особое измерение сотворенных вещей, отличающее их от несотворенного Бога.

Богословие Григория Нисского пользовалось авторитетом как в Византии, так и на средневековом Западе. Его произведения переводились в Средние века на латинский, армянский, грузинский, сирийский языки. Гносеология, антропология, эсхатология и мистика Григория Нисского оказали заметное влияние на исихастские споры в Византии в 14 в.

Сочинения:

1. Gregorii Nysseni Opera, 10 vol., 13 partes, ed. W.Jaeger et alii. В., 1921;

2. Leiden, 1952–90;

3. Vie de Moise. P., 1987 (Sch. 1);

4. Homilien zum Hohenlied (griechisch/deutsch). Freiburg, 1994 (Fontes Christiani, Bd. 16. 1–3);

5. в рус. пер.: Творения в 8 т. М., 1861–72;

6. Об устроении человека. СПб., 1995.

Литература:

1. Несмелов В.И. Догматическая система св. Григория Нисского. Казань, 1887;

2. Оксиюк Μ. Φ. Эсхатология Григория Нисского. К., 1914;

3. Janini Cuesta J. La anthropologia y la medicina pastoral de san Gregorio de Nisa. Madrid, 1946;

4. Merki Η. Ομοιωσις θεω. Von der platonischen Angleichung an Gott zur Gottähnlichkeit bei Gregor von Nyssa. Freibourg, 1952;

5. Daniélou J. Platonism et théologie mystique. P., 1954;

6. Volker W. Gregor von Nyssa als Mystiker. Wiesbaden, 1955;

7. Jaeger W. Gregor von Nyssaʼs Lehre vom Heiligen Geist. Leiden, 1966;

8. Mühlenberg E. Die Undendlichkeit Gottes bei Gregors Kritik am Gottesbegriff der klassischen Metaphysik. Gött., 1966;

9. Boer S. De anthropologie van Gregorius van Nyssa. Assen, 1968;

10. Zemp P. Die Grundlagen heilsgeschichtlichen Denkens bei Gregor von Nyssa. Münch., 1970;

11. Cherniss H.F. The Platonism of Gregory of Nyssa. N. Y., 1971;

12. Stritzky M.-B. von. Zum Problem der Erkenntnis bei Gregor von Nyssa. Münster, 1973;

13. Canévet M. Grégoire de Nysse et lʼherméneutique biblique. P., 1983;

14. Balthasar H.U. von. Présence et pensée: essai sur la philosophie religieuse de Grégoire de Nysse. P., 1988;

15. Altenburger M. , Mann F. Bibliographie zu Gregor von Nyssa. Leiden, 1988.

Житие святителя Григория Нисского

Свя-ти-тель Гри-го-рий, епи-скоп Нис-ский, был млад-шим бра-том свя-ти-те-ля (па-мять 1 ян-ва-ря). Рож-де-ние и вос-пи-та-ние его сов-па-ло с са-мым раз-га-ром ари-ан-ских спо-ров. По-лу-чив пре-крас-ное об-ра-зо-ва-ние, он был од-но вре-мя на-став-ни-ком крас-но-ре-чия. В 372 го-ду был ру-ко-по-ло-жен свя-тым Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким во епи-ско-па го-ро-да Нис-сы в Кап-па-до-кии.

Свя-той Гри-го-рий был твер-дым рев-ни-те-лем пра-во-сла-вия и вме-сте со сво-им бра-том Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким бо-рол-ся про-тив ари-ан-ской ере-си, пре-тер-пе-вая го-не-ния со сто-ро-ны ари-ан, ко-то-ры-ми в 376 го-ду был лож-но об-ви-нен в непра-виль-ном упо-треб-ле-нии цер-ков-но-го иму-ще-ства, ли-шен ка-фед-ры и со-слан в Ан-ки-ру. На сле-ду-ю-щий год свя-той Гри-го-рий был вновь за-оч-но низ-ло-жен со-бо-ром ари-ан-ству-ю-щих епи-ско-пов, но про-дол-жал укреп-лять свою паст-ву в пра-во-сла-вии, пе-ре-хо-дя с ме-ста на ме-сто. По-сле смер-ти ца-ря Ва-лен-та (378) был воз-вра-щен на свою ка-фед-ру и с ра-до-стью при-нят сво-ей паст-вой. В 379 го-ду скон-чал-ся брат его, свя-той Ва-си-лий Ве-ли-кий. Свя-той Гри-го-рий тя-же-ло пе-ре-жи-вал по-те-рю сво-е-го на-став-ни-ка. Он на-пи-сал ему над-гроб-ное сло-во и за-кон-чил со-став-лен-ное свя-ти-те-лем Ва-си-ли-ем опи-са-ние ше-сти дней тво-ре-ния, так на-зы-ва-е-мый "Ше-стод-нев". В том же го-ду свя-той Гри-го-рий участ-во-вал в Ан-тио-хий-ском Со-бо-ре про-тив ере-ти-ков, не чтив-ших непо-роч-но-го дев-ства Бо-жи-ей Ма-те-ри, и дру-гих, по-кло-няв-ших-ся Бо-го-ма-те-ри как Бо-же-ству. Он был из-бран Со-бо-ром для обо-зре-ния церк-вей в Ара-вии и Па-ле-стине и утвер-жде-ния пра-во-слав-но-го уче-ния о Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-це. На об-рат-ном пу-ти свя-той Гри-го-рий по-се-тил Иеру-са-лим и по-кло-нил-ся свя-тым ме-стам.

В 381 го-ду свя-той Гри-го-рий был од-ним из глав-ных де-я-те-лей II Все-лен-ско-го Со-бо-ра, со-зван-но-го в Кон-стан-ти-но-по-ле про-тив ере-си Ма-ке-до-ния, непра-виль-но учив-ше-го о сущ-но-сти Свя-то-го Ду-ха, На этом Со-бо-ре по ини-ци-а-ти-ве свя-то-го Гри-го-рия был до-пол-нен Ни-кей-ский Сим-вол ве-ры.

Вме-сте с дру-ги-ми епи-ско-па-ми свя-той Гри-го-рий утвер-дил в сане Кон-стан-ти-но-поль-ско-го ар-хи-пас-ты-ря свя-то-го .

В 383 го-ду свя-той Гри-го-рий Нис-ский был участ-ни-ком Со-бо-ра в Кон-стан-ти-но-по-ле, где про-из-нес сло-во о Бо-же-стве Сы-на и Свя-то-го Ду-ха. В 386 го-ду он сно-ва был в Кон-стан-ти-но-по-ле, и ему бы-ло по-ру-че-но про-из-не-сти над-гроб-ное сло-во по-чив-шей ца-ри-це Пла-кил-ле. В 394 го-ду свя-той Гри-го-рий вновь при-сут-ству-ет в Кон-стан-ти-но-по-ле на По-мест-ном Со-бо-ре, со-зван-ном для ре-ше-ния цер-ков-ных дел в Ара-вии.

Свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский был пла-мен-ный за-щит-ник пра-во-слав-ных дог-ма-тов и рев-ност-ный учи-тель сво-ей паст-вы, а так-же ми-ло-сти-вый и со-стра-да-тель-ный отец сво-их па-со-мых, за-ступ-ник их пе-ред су-дья-ми; от-ли-чал-ся ве-ли-ко-ду-ши-ем, тер-пе-ни-ем и ми-ро-лю-би-ем.

До-жив до глу-бо-кой ста-ро-сти, свя-той Гри-го-рий Нис-ский мир-но скон-чал-ся вско-ре по-сле Кон-стан-ти-но-поль-ско-го Со-бо-ра. Вме-сте со сво-и-ми ве-ли-ки-ми совре-мен-ни-ка-ми, свя-ти-те-ля-ми Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким и Гри-го-ри-ем Бо-го-сло-вом, свя-ти-тель Гри-го-рий Нис-ский имел зна-чи-тель-ное вли-я-ние на цер-ков-ную жизнь сво-е-го вре-ме-ни. Его сест-ра, свя-тая Мак-ри-на, пи-са-ла ему: "Ты из-ве-стен и го-ро-дам, и на-род-ным со-бра-ни-ям, и це-лым об-ла-стям: Церк-ви по-сы-ла-ют и зо-вут те-бя на по-мощь". Свя-ти-тель Гри-го-рий во-шел в ис-то-рию как один из са-мых вид-ных бо-го-сло-вов и де-я-те-лей хри-сти-ан-ской мыс-ли IV ве-ка. Об-ла-дая глу-бо-ким фило-соф-ским да-ром, он по-ни-мал фило-со-фию толь-ко как сред-ство для бо-лее глу-бо-ко-го про-ник-но-ве-ния в под-лин-ный смысл Бо-же-ствен-но-го от-кро-ве-ния.

Свя-той Гри-го-рий оста-вил по-сле се-бя мно-го со-чи-не-ний дог-ма-ти-че-ско-го ха-рак-те-ра, сло-ва и по-уче-ния.

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

, святитель . Младший брат святителя Василия Великого

Родился вероятно, как и его старший брат святитель Василий Великий , в поселении Аннеса или Аниса . Рождение около года и воспитание его совпало с самым разгаром арианских споров . Учился в Кесарии . Первыми наставниками Григория были его брат Василий и сестра Макрина . Получив прекрасное образование, он был одно время наставником красноречия. Изучал философию и писания Оригена . Под влиянием семьи позже он вернулся к церковному служению. И хотя вступил в брак, жизнь вел девственную и аскетичную.

Не имея жизненного опыта и сильного характера, он неудачно принял участие в смуте по поводу избрания Василия на Кесарийскую кафедру. Брат был недоволен, но с любовью принял раскаяние. В дальнейшем Василий считал его непригодным для ответственных поручений, и возражал, чтобы Григорий был во главе посольства в Рим. Однако в или году посвятил его в епископы города Ниссы в Каппадокии .

Святой Григорий был твердым ревнителем Православия и вместе со своим братом Василием Великим боролся против арианской ереси , претерпевая гонения со стороны ариан, которыми в году был ложно обвинен в неправильном употреблении церковного имущества, лишен кафедры и сослан в Анкиру . На следующий год святой Григорий был вновь заочно низложен собором арианствующих епископов, но продолжал укреплять свою паству в Православии, переходя с места на место. После смерти царя Валента () был возвращен на свою кафедру и с радостью принят своей паствой.

В том же году святой Григорий участвовал в Антиохийском Соборе против еретиков, не чтивших непорочного девства Божией Матери , и других, поклонявшихся Богоматери как Божеству. Он был избран Собором для обозрения церквей в Аравии и Палестине и утверждения православного учения о Пресвятой Богородице. На обратном пути святой Григорий посетил Иерусалим и поклонился Святым местам. В году святой Григорий был одним из главных деятелей II Вселенского Собора , созванного в Константинополе против ереси Македония , неправильно учившего о сущности Святого Духа. На этом Соборе, по инициативе святого Григория, был дополнен Никейский символ . В императорском эдикте от года Григорий был включен в список епископов, общение с которыми обязательно для признания православным.

Вместе с другими епископами святой Григорий утвердил в сане Константинопольского архипастыря святого Григория Богослова . В году святой Григорий Нисский был участником Собора в Константинополе , где произнес слово о Божестве Сына и Святого Духа. В году он снова был в Константинополе , и ему было поручено произнести надгробное слово почившей царице Плакилле . В году святой Григорий вновь присутствует в Константинополе на Поместном Соборе , созванном для решения церковных дел в Аравии.

Святитель Григорий Нисский был пламенный защитник Православных догматов и ревностный учитель своей паствы, а также милостивый и сострадательный отец своих пасомых, заступник их перед судьями; отличался великодушием, терпением и миролюбием.

Дожив до глубокой старости, святой Григорий Нисский мирно скончался, вскоре после Константинопольского Собора. Вместе со своими великими современниками, святителями Василием Великим и Григорием Богословом, святитель Григорий Нисский имел значительное влияние на церковную жизнь своего времени. Его сестра, святая Макрина , писала ему: "Ты известен и городам, и народным собраниям, и целым областям: Церкви посылают и зовут тебя на помощь". Святитель Григорий вошел в историю как один из самых видных богословов и деятелей христианской мысли века. Обладая глубоким философским даром, он понимал философию только как средство для более глубокого проникновения в подлинный смысл Божественного откровения.

Творения

Святой Григорий оставил после себя много сочинений догматического характера, слова и поучения.

На русском языке издано:

  • Творения святого Григория Нисского.
    • Ч. 1. М., 1861. Содерж.: О шестодневе.- Об устроении человека.- О жизни Моисея Законодателя.- О молитве.
    • Ч. 2. М., 1861. Содерж.: О надписании псалмов.- На псалом шестой.- Точное истолкование Екклесиаста Соломона. - О блаженствах.
    • Ч. 3. М., 1862. Содерж.: Точное изъяснение Песни песней Соломона.
    • Ч. 4. М., 1862. Содерж.: Большое огласительное слово, разделенное на сорок глав.- К Авлавию, о том, что не три Бога. - К Симплиикию о вере. - Против учения о судьбе. - К еллинам на основании общих понятий. - О чревовещательнице. - О душе и воскресении. - О младенцах, преждевременно похищенных смертью. - На свое рукоположение. - Слово о Божестве Сына и Духа и похвала праведному Аврааму.
    • Ч. 5. М., 1863. Содерж.: Послание к брату Петру, епископу Севастийскому. - Ответное послание к святителю Григорию Нисскому.- Опровержение Евномия (Книги 1-4).
    • Ч. 6. М., 1664. Содерж.: Опровержение Евномия (книги 5-12).
    • Ч. 7. М., 1865. Содерж.: Слово против Ария и Савеллия. - Слово о Святом Духе против македониан. - Опровержение мнений Аполлинария (антирритик). - Против Аполлинария, к Феофилу, епископу Александрийскому. - К Армонию, о том, что значит имя и название: христианин. - О совершенстве, и о том, каким должно быть христианину. - К Олимпию монаху. - О цели жизни по Богу, об истинном подвижничестве; ответ подвижникам. - О девстве. - О нищелюбии и благотворительности. - Против отлагающих Крещение. - На слова Писания: "А блудяй во свое тело согрешает" (1 Кор. 6, 18). - Против ростовщиков. - Против тяготящихся церковными наказаниями. - Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную.
    • Ч. 8. М., 1871. Слова на праздники и памяти святых. - Каноническое послание к святому Литоию, епископу Мелитинскому. - Письма.

ГРИГОРИЙ НИССКИЙ - Епи-скоп Нис-ский (371 или 372-376; с 378), Отец и учи-тель Церк-ви, круп-ней-ший бо-го-слов древ-ней Церк-ви.

Один из кап-па-до-кий-ских от-цов, раз-ра-бо-тав-ших в кон-тек-сте ари-ан-ских спо-ров IV века ос-но-вы бо-го-сло-вия Святой Трои-цы, хри-сти-ан-ский свя-той.

Из бла-го-чес-ти-вой се-мьи, брат святителя Ва-си-лия Ве-ли-ко-го и, воз-мож-но, епи-ско-па Се-ва-стии Ар-мян-ской (ны-не город Са-вас) святого Пет-ра Се-ва-стий-ско-го (умер по-сле 391). По-лу-чил об-ра-зо-ва-ние под руководством Ва-си-лия Ве-ли-ко-го и се-ст-ры - преподобной Мак-ри-ны, обу-чал-ся ри-то-ри-ке и фи-ло-со-фии; в фи-лософских взгля-дах ис-пы-тал влия-ние пла-то-низ-ма , в бо-го-сло-вии - алек-сан-д-рий-ской тра-ди-ции (Ори-ге-на, Фи-ло-на Алек-сан-д-рий-ско-го). К пе-рио-ду до 371 года от-но-сит-ся из-вес-тие о его же-нить-бе на не-ко-ей Фео-се-вии. Около 371 или 372 годов, при под-держ-ке Ва-си-лия Ве-ли-ко-го, был из-бран на епи-скоп-скую ка-фед-ру кап-па-до-кий-ско-го города Нис-са. Вме-сте с Ва-си-ли-ем Ве-ли-ким при-ни-мал уча-стие в ук-ре-п-ле-нии в провинции Кап-па-до-кия по-зи-ций ни-кей-ско-го пра-во-сла-вия, в борь-бе с ариа-на-ми. В 376 году, об-ви-нён-ный в не-ка-но-ническом по-став-ле-нии, Григорий Нисский был вы-ну-ж-ден по-ки-нуть ка-фед-ру. В 378 году, по-сле ги-бе-ли императора Ва-лен-та, бла-го-во-лив-ше-го ариа-нам, вер-нул-ся на Нис-скую ка-фед-ру. При-ни-мал уча-стие в Ан-ти-охий-ском со-бо-ре 379 года, а так-же в Кон-стан-ти-но-поль-ском со-бо-ре 381 года (2-м Все-лен-ском; смотреть Все-лен-ские со-бо-ры). Сле-дуя оп-ре-де-ле-нию Ан-ти-охий-ско-го со-бо-ра, пред-при-нял по-езд-ку по хри-сти-ан-ским церк-вам Па-ле-сти-ны и Ара-вии с це-лью уточ-не-ния их от-но-ше-ния к ари-ан-ст-ву; на 2-м Все-лен-ском со-бо-ре вы-сту-пил с дог-ма-тической ре-чью «О Бо-же-ст-ве, про-тив Еваг-рия». Эдик-том императора Фео-до-сия I был вме-сте с митрополитом Эл-ла-ди-ем Ке-са-рий-ским и епископом От-ри-ем Ме-ли-тин-ским объ-яв-лен хра-ни-те-лем пра-во-сла-вия в Пон-те. В 394 году уча-ст-во-вал в со-бо-ре по де-лам Ара-вий-ской церк-ви, со-зван-ном в Кон-стан-ти-но-по-ле. Даль-ней-шие све-де-ния о его жиз-ни от-сут-ст-ву-ют. День па-мя-ти в Русской пра-во-слав-ной церк-ви - 10(23) января; в Рим-ской ка-то-лич еской церк-ви - 9 мар-та.

Григорий Нисский - ав-тор мно-го-численных со-чи-не-ний, ко-то-рые мож-но под-раз-де-лить на эк-зе-ге-тические, дог-ма-ти-ко-по-ле-мические, нрав-ст-вен-но-ас-ке-тические и агио-гра-фические, про-по-ве-ди, пись-ма. К эк-зе-ге-тическим со-чи-не-ни-ям от-но-сят-ся: «Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка», «О Шес-то-дне-ве, сло-во за-щи-ти-тель-ное к бра-ту Пет-ру», «О жиз-ни Мои-сея За-ко-но-да-те-ля, или О со-вер-шен-ст-ве в доб-ро-де-те-ли», «О над-пи-са-ни-ях псал-мов», «Бе-се-ды на Екк-ле-сиа-ста», «Тол-ко-ва-ние Пес-ни Пес-ней», «Бе-се-ды о Бла-жен-ст-вах», «Бе-се-ды о мо-лит-ве Гос-под-ней» и другие. Дог-ма-ти-ко-по-ле-мические со-чи-не-ния вклю-ча-ют: «Про-тив Ев-но-мия» 4 трак-та-та, «Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», «О Свя-том Ду-хе, про-тив ма-ке-до-ниан-пнев-ма-то-ма-хов», «К Ав-ла-вию, о том, что не три Бо-га», «К Ев-ста-фию, о Свя-той Трои-це», «К Сим-пли-цию, о ве-ре в От-ца, Сы-на и Свя-то-го Ду-ха», «О раз-ли-чии ме-ж-ду сущ-но-стью и ипо-ста-сью», «Про-тив Апол-ли-на-рия Лао-ди-кий-ско-го», «Диа-лог о ду-ше и вос-кре-се-нии», «К пре-фек-ту Ие-рию, о мла-ден-цах, преж-де-вре-мен-но по-хи-щен-ных смер-тью» и друние. Нрав-ст-вен-но-ас-ке-тические и агио-гра-фические со-чи-не-ния: «О дев-ст-ве» (371 год; са-мое ран-нее со-чи-не-ние), «К Ар-мо-нию, о том, что зна-чит имя "хри-стиа-нин"», «По-сла-ние о жиз-ни пре-по-доб-ной Мак-ри-ны», «О це-ли жиз-ни по Бо-гу и об ис-тин-ном под-виж-ни-че-ст-ве», «Сло-во о жиз-ни святого Гри-го-рия Чу-до-твор-ца», «По-хваль-ное сло-во святого Еф-ре-му Си-ри-ну» и другие.

Тру-ды Григория Нисского ока-за-ли зна-чительное влия-ние на хри-сти-ан-ское бо-го-сло-вие, осо-бен-но пе-рио-да древ-ней Церк-ви, по-сколь-ку в них за-тро-ну-ты его важ-ней-шие ас-пек-ты - триа-до-ло-гия и хри-сто-ло-гия, ан-тро-по-ло-гия, эс-ха-то-ло-гия.

Со-глас-но Григорию Нисскому, че-ло-век есть ве-нец тво-ре-ния. Од-на-ко, в от-ли-чие от греческих фи-ло-со-фов (греческая фи-ло-со-фия, не-со-мнен-но, бы-ла од-ним из ис-точ-ни-ков уче-ния Григория Нисского; он ши-ро-ко ис-поль-зо-вал тра-ди-ции различных ан-тич-ных школ и на-прав-ле-ний, пре-ж-де все-го пла-то-низ-ма), свя-ти-тель счи-тал са-мым важ-ным в че-ло-ве-ке то, что он со-здан по об-ра-зу и по-до-бию Бо-жию. Из-на-чаль-но че-ло-век был соз-дан для жиз-ни в Бо-ге, был на-пол-нен Бо-же-ст-вен-ны-ми бла-га-ми. Всё это бы-ло уте-ря-но в гре-хо-па-де-нии, по-это-му ны-неш-нее его со-стоя-ние яв-ля-ет-ся не толь-ко твар-ным, но и пад-шим, и че-рез гре-хо-па-де-ние че-ло-ве-ка от Бо-га ока-зал-ся от-ре-зан весь мир. Од-на-ко об-раз Бо-жий не был ут-ра-чен в гре-хо-па-де-нии, но толь-ко за-тем-нил-ся стра-стя-ми, плот-ской не-чис-то-той и, сле-до-ва-тель-но, мо-жет быть очи-щен. Че-ло-век не пол-но-стью по-те-рял связь со сво-им Твор-цом, так как, со-глас-но Григорию Нисскому, он со-хра-нил сво-бо-ду во-ли - не-отъ-ем-ле-мую чер-ту об-раза Бо-жия. Очи-ще-ние об-раза Бо-жия от сквер-ны гре-ха, упо-доб-ле-ние Бо-гу как Пер-во-об-ра-зу - не-об-хо-ди-мое ус-ло-вие бого-по-зна-ния («О дев-ст-ве», 11, 5). Со-глас-но Григорию Нисскому, су-ще-ст-ву-ют два ви-да бо-го-по-зна-ния: ес-те-ст-вен-ное, че-рез ви-ди-мый мир и че-рез по-зна-ние в се-бе ха-рак-тер-ных черт об-раза Бо-жия и сверхъ-ес-те-ствен-ное, мис-ти-че-ское. Григорий Нисский под-роб-но опи-сы-ва-ет сту-пе-ни мис-ти-че-ско-го бо-го-по-зна-ния, од-на-ко, как он сам при-зна-ёт, «не-объ-ят-ное по при-ро-де не мо-жет быть по-стиг-ну-то» («О жиз-ни Мои-сея…», 2).

В триа-до-ло-гии Григория Нисского од-ним из клю-че-вых ас-пек-тов яв-ля-ет-ся обос-но-ва-ние то-го, что ни-кей-ское омио-уси-ан-ст-во («еди-но-су-щие») не есть мо-да-лизм. В сочинении «Про-тив апол-ли-на-ри-стов», во мно-гом пред-вос-хи-щая хал-ки-дон-скую хри-сто-ло-гию, Григорий Нисский от-стаи-ва-ет пол-но-ту че-ло-ве-че-ст-ва и пол-но-ту бо-же-ст-вен-но-сти Ии-су-са Хри-ста.

Го-во-ря о Хри-сте как о Пер-во-свя-щен-ни-ке (смотреть: Евр. 4:14), со-вер-шаю-щем жерт-во-при-но-ше-ние, жерт-ва в ко-то-ром - Он Сам, Григорий Нисский под-чёр-ки-ва-ет, что, при-няв на Се-бя на-шу вра-ж-ду с Бо-гом, воз-ник-шую из-за гре-ха, Хри-стос Со-бой вновь со-еди-нил с Бо-гом че-ло-ве-че-ст-во («Про-тив Ев-но-мия», 3, 10). С точ-ки зре-ния Григория Нисского, лю-ди в ли-це пер-во-го че-ло-ве-ка доб-ро-воль-но про-да-ли се-бя в раб-ст-во дья-во-лу, став его ра-ба-ми и плен-ни-ка-ми, так что дья-вол, имею-щий дер-жа-ву смер-ти, уже за-кон-но вла-дел ими. Са-ми се-бя они вы-ку-пить не мог-ли и по-это-му ну-ж-да-лись в Ис-ку-пи-те-ле и Ос-во-бо-ди-те-ле, по-сколь-ку же лю-ди доб-ро-воль-но про-да-ли се-бя, то Ос-во-бо-ж-даю-щий их по бла-го-сти вос-поль-зо-вал-ся «спра-вед-ли-вым спо-со-бом» воз-вра-ще-ния их из пле-на. В ка-че-ст-ве вы-ку-па Бог пред-ло-жил Са-мо-го Се-бя, для че-го Ему по-тре-бо-ва-лось «при-крыть-ся пло-тью», то есть во-пло-тить-ся («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 23): «Бо-же-ст-во со-кры-лось под за-ве-сой на-шей при-ро-ды, и вра-гом, как жад-ны-ми ры-ба-ми, с при-ман-кою пло-ти ув-ле-че-на бы-ла уда Бо-же-ст-ва» («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 24). Таким образом, со-глас-но Григорию Нисскому, дья-вол, со-блаз-нив че-ло-ве-ка в раю, вос-поль-зо-вал-ся об-ма-ном, по-это-му и Бог со-вер-шил в от-но-ше-нии не-го «воз-дая-ние по дос-то-ин-ст-ву», но Бог пре-сле-до-вал бла-гую цель - спа-сти че-ло-ве-ка и дать урок са-мо-му дья-во-лу, что сви-де-тель-ст-ву-ет о бла-го-сти Бо-га и о том, что не-дос-туп-ное Бо-же-ст-во ста-ло дос-туп-но че-рез вос-при-ня-тое че-ло-ве-че-ст-во.

В «Боль-шом ог-ла-си-тель-ном сло-ве» за-тра-ги-ва-ет-ся так-же и эс-ха-то-ло-гическая про-бле-ма-ти-ка, реа-ли-зуе-мая Григорием Нисским пре-имущественно в этическом пла-не. Ко-нец вре-мён для Григория Нисского оз-на-ча-ет в том числе аб-со-лют-ное уст-ра-не-ние зла, ибо зло есть толь-ко ли-ше-ние до-б-ра («Боль-шое ог-ла-си-тель-ное сло-во», 6), оно бес-силь-но про-ти-во-сто-ять до-б-ру («Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка», 21). В эс-ха-то-ло-гии Григория Нисского эта идея - ре-зуль-тат ори-ге-нов-ско-го влия-ния; так-же к Ори-ге-ну вос-хо-дит раз-де-ляв-шее-ся Григорием Нисским уче-ние о ко-неч-ном вос-ста-нов-ле-нии все-го в Бо-же-ст-вен-ной люб-ви (апо-ка-та-ста-сис), со-глас-но ко-то-ро-му по-сле оп-ре-де-лён-но-го пе-рио-да окон-чат-ся му-ки осу-ж-дён-ных не-чес-ти-вых лю-дей и де-мо-нов и про-изой-дёт все-об-щее вос-ста-нов-ле-ние в преж-нем со-стоя-нии (осу-ж-де-но 5-м Все-лен-ским со-бо-ром).

Сочинения:

Migne PG. T. 44-46; Opera. Leiden u. a., 1952-1996. Bd 1-10;

О жиз-ни Мои-сея За-ко-но-да-те-ля / Пер. А. С. Дес-ниц-ко-го. М., 1999;

Об уст-рое-нии че-ло-ве-ка / Пер. В. М. Лу-рье, ред. А. Л. Вер-лин-ский. СПб., 2000.