Понятие позитивной и негативной евгеники. Евгеника: что такое, определение, проблемы и цели науки. Нужна помощь по изучению какой-либы темы

Евгеника — учение о селекции применительно к человеку, о путях улучшения наследственных свойств человека. Цель учения - борьба с явлениями вырождения в человеческом генофонде. Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века.
Различают «позитивную» и «негативную» евгенику. Цели:

  • позитивной евгеники — содействие воспроизводству людей с признаками, ценными для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие, высокий интеллект).
  • негативной евгеники — прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, считающихся в обществе физически или умственно неполноценными.

«Русское Евгеническое Общество», созданное в 1920 г., отвергало негативную евгенику и занималось проблемами позитивной евгеники.
Однако, грань между негативной и позитивной евгеникой условна. Основные мировые религии, исходящие из сакральности факта зарождения новой жизни, в настоящее время осуждают евгенику как попытку вмешательства в деятельность высших сил. По сути, евгеника была известна и в Древнем мире. В Спарте неполноценных детей по решению живьём сбрасывали в пропасть. Правда, греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспорил этот факт, опираясь на результаты археологических исследований.
Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. Идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.
Народы крайнего Севера практиковали убийство физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.
Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1883 года. Он предложил изучать явления, позволяющие улучшать наследственные качества будущих поколений, таких как одаренность, умственные способности, здоровье. Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер», а также в книге «Наследование таланта» (1869).
В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений, пород домашних животных, по охране и улучшению наследственности человека.
Гальтон был расистом и считал африканцев неполноценными. В своей книге «Тропическая Южная Африка» он написал: «Эти дикари напрашиваются на рабство. У них, вообще говоря, отсутствует независимость, они идут за хозяином, как спаниель»
Однако не о выведении "новой расы" мечтал Фрэнсис Гальтон. Усилиями нацистов репутация евгеники была полностью запятнана. А ведь эта наука могла бы спасать людей от болезней, страданий и даже самой смерти...
В начале своего развития евгенику восприняли с радостью. Самые выдающиеся люди в конце XIX - начале XX века охотно встали под знамена новой науки, провозгласившей своей задачей улучшение человеческого рода и предотвращение людских страданий. "Из-за врожденных дефектов наша цивилизованная человеческая порода гораздо слабее, чем у животных любого другого вида - как диких, так и одомашненных... Если бы на усовершенствование человеческой расы мы потратили двадцатую часть тех сил и средств, что тратятся на улучшение породы лошадей и скота, какую вселенную гениальности могли бы мы сотворить!". С этими рассуждениями Фрэнсиса Гальтона охотно соглашались и Бернард Шоу, и Герберт Уэллс, и Уинстон Черчилль, и Теодор Рузвельт.
Фрэнсис Гальтон был двоюродным братом Чарлзу Дарвину и поддерживал теорию эволюции. Будучи аристократом, Гальтон изучал родословные благородных семейств Англии. Он пытался установить закономерности наследования таланта, интеллекта и силы. Тогда, в конце XIX - начале XX века, вообще было модно заниматься всякого рода селекцией и отбором. Немаловажную роль сыграли законы Грегора Менделя о наследовании признаков. Гальтон рассуждал, если для получения новой породы необходим отбор лучших животных-производителей, то целенаправленный подбор семейных пар должен принести свои плоды. Тем более, казалось, это так просто: чтобы рождались здоровые, красивые и талантливые дети, нужно, дабы их родителями становились лучшие из лучших! Собственно, потому-то новая наука и была названа евгеникой, что в переводе с греческого означает "рождение лучших". Вот что сам Гальтон говорил по этому поводу: "Мы определяем это слово для обозначения науки, которая ни в коем случае не ограничивается вопросом о правильном спаривании и о брачных законах, но, главным образом по отношению к человеку изучает все влияния, которые улучшают расу, и эти влияния стремится усилить, а также все влияния, ухудшающие расу, и их стремится ослабить". Тут не говорится о необходимости выведения "евгенически ценных популяций". И, тем не менее, очень скоро наметился раскол, причина которого в следующем. Любой селекционер знает, что для того чтобы вывести новую, лучшую породу, выбраковывают порядка 95% "исходного материала. Основное правило любого отбора: худшие не должны участвовать в размножении. Это и послужило причиной лобового столкновения евгеники с человеческой этикой и моралью.
Наиболее рьяным приверженцам новой науки показалось мало улучшать наследственные качества человека, используя лишь генетические принципы, что подразумевает позитивная евгеника. Последователи негативной евгеники решили, что ради сохранения человечества в целом необходимо воспрепятствовать появлению потомства у людей с умственными и физическими недостатками, у алкоголиков, наркоманов, преступников. В качестве оправдания, они констатировали, что во второй половине XIX - первых десятилетиях XX века обществом, вполне цивилизованным и просвещенным, овладел страх вырождения. Газеты регулярно сообщали о растущем числе душевнобольных людей, людей с психическими, физическими и нравственными изъянами. Такие данные подтверждались официальной наукой.
Первыми бороться с деградацией человечества отважились в США. В 1904 году в штате Индиана был принят и приведен в действие закон о стерилизации, получивший название «индианский метод». В принудительном порядке стерилизовали "неполноценных" особей в лице алкоголиков, душевнобольных и преступников-рецидивистов. Этот метод оказался довольно популярным: за 26 лет его опробовали еще в сорока штатах.
Этот метод заключался в том, что человеку перерезали семенные протоки, после чего, он мог вести половую жизнь, но терял способность к размножению. Подобную процедуру должны были в обязательном порядке пройти все социально ненадежные элементы. Тех, кто уклонялся, безжалостно наказывали: сажали на три года в тюрьму или штрафовали на 1000 долларов. А саму негативную евгенику при этом популяризировали: снимали фильмы, писали книги и статьи, создавали специальные институты...
При таком подходе "негодный человеческий материал" был практически исключен из процесса размножения. Это привело к тому, что "нездоровыми", зачастую, признавались люди, не сумевшие состояться социально. Произошла подмена понятий: евгеникой пытались лечить "язвы общества" - нищету, алкоголизм, бродяжничество, преступность и проституцию.
Не обошел этот процесс и страны Северной Европы. Начиная с конца 1920-1930-х годов в Дании, Швеции, Исландии, Норвегии и Финляндии на уровне правительств, проводилась целенаправленная политика стерилизации умственно неполноценных, которых стерилизовали, лишая тем самым возможности передачи вредных генов.
Что удивительно, закон о стерилизации с одобрением принимался обществом. Так, в обстановке полного согласия умственно отсталого ребенка после соответствующего тестирования забирали в закрытое заведение. Забрать его обратно можно было только после стерилизации. Так же поступали и со взрослыми. Вопрос нездоровья определялся специальной комиссией. Состав комиссии, ее решения часто были сомнительными. Но тогда почему-то об этом никто не думал. В Скандинавии все так увлеклись идеей оздоровления общества путем его кастрации, что в конце 1930-х годов были готовы пойти по пути США и приступить к стерилизации путан, бродяг и всех прочих "предрасположенных к асоциальному поведению"...
Все резко изменил 1933 год, когда к власти в Германии пришли национал-социалисты. Именно нацисты и забили последний гвоздь в гроб евгеники, принявшись обосновывать с ее помощью расовую политику Третьего рейха. Все "неарийцы" были признаны "недочеловеками" и в целях улучшения породы людей подлежали уничтожению...

Что же до столь полюбившейся всем стерилизации, то в Германии она приняла воистину небывалый размах: только в 1942 году было стерилизовано более тысячи человек гражданского населения. Количество же жертв евгеники в тюрьмах и концентрационных лагерях исчислялось десятками тысяч. Нацистские врачи отрабатывали на заключенных новые способы стерилизации - радиационной, химической, механической и т. п. По сути это были изощренные пытки. Потом, на Нюрнбергском процессе, нацистских "исследователей" признали палачами. А на евгенику наложили табу...
До сих пор официально это табу так и не снято. Но, тем не менее, позитивная евгеника сейчас начинает возрождаться. Ибо все исследования, связанные с ДНК человека, - не что иное, как проявления евгеники. Расшифровка генома человека позволяет узнать, к каким наследственным заболеваниям человек предрасположен, и предупредить их. Например, в США среди евреев ашкенази часто рождались дети с амавротической идиотией Тея - Сакса. Это наследственное заболевание обмена веществ, при котором поражается нервная система ребенка. В итоге малыш обречен на раннюю смерть. Но ситуация изменилась после того, как представителей ашкенази стали тестировать на эту патологию. В случае, когда оба супруга являлись носителями "больного" гена, при беременности проводились исследования плода. И если выяснялось, что эмбрион страдает болезнью Тея - Сакса, беременность просто прерывали.
Вернее, предоставляли родителям выбор: оставлять больного ребенка или нет. Отказываются от дальнейшего вынашивания более 90% в случаях, когда ребенку в утробе матери ставят диагноз "синдром Дауна.
Между тем ребенок, страдающий синдромом Дауна, может родиться даже у абсолютно здоровых родителей. От этого никто не застрахован. Так что, по идее, сегодня перед зачатием ребенка следует навестить генетика. Особенно если в семьях по отцовской или материнской линии наблюдались серьезные заболевания. Медико-генетическое консультирование ясно даст знать: рискуете ли вы, решаясь завести малыша, или ваши опасения равны нулю? Таким образом, можно застраховаться от многих проблем в будущем.
В США, Англии, Швеции и Финляндии будущим родителям уже сейчас предлагают заблаговременно исследовать кариотип - набор хромосом, с целью выявления наличия возможных хромосомных перестроек и свести риск к нулю.
В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная, т.е. дородовая диагностика эмбриона. Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных нарушений и может способствовать негативной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.
В случае искусственного оплодотворения определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее, эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребенка.
В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине — генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако, в настоящее время во всех странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой. Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества, то есть актуальность негативной евгеники, существенно снизится.
Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.
В настоящее время страны — члены Совета Европы и другие страны поддерживают Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.
Конвенция в ст.11 гласит: «Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица». В ст.13 гласит: «Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека». Ст. гласит: «В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях».
Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза, (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека»

Однако...


Евгеника (от греч. ευγενες - «породистый») - учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Это учение в современном его понимании зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон - двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника».

Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгеника была широко популярна в первые десятилетия XX века, но впоследствии стала ассоциироваться с нацистской Германией, отчего её репутация значительно пострадала. В послевоенный период евгеника попала в один ряд с нацистскими преступлениями, такими как расовая гигиена, эксперименты нацистов над людьми и уничтожение «нежелательных» социальных групп. Однако к концу XX века развитие генетики и репродуктивных технологий снова подняли вопрос о значении евгеники и её этическом и моральном статусе в современную эпоху.

В современной науке многие проблемы евгеники, особенно борьба с наследственными заболеваниями, решаются в рамках генетики человека.

Виды евгеники

Различают «позитивную» и «негативную» евгенику (хотя грань между ними условна).

Цель позитивной евгеники - содействие воспроизводству людей с признаками, которые рассматриваются, как ценные для общества (отсутствие наследственных заболеваний, хорошее физическое развитие и высокий интеллект).

Цель негативной евгеники - прекращение воспроизводства лиц, имеющих наследственные дефекты, либо тех, кого в данном обществе считают расово, физически или умственно неполноценными.

Исторический аспект

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, - живьём сбрасывали в пропасть.

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Фрэнсис Гальтон

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье).

Фрэнсис Гальтон

Первые эскизы теории были представлены им в1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных, а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеиьсоциального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин «евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»).

В 1907 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы».

Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

XX век

Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых - евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации.

Подобные же программы осуществлялись в 1920-1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее:

«Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.»

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени.

В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

Первый штат, который принял евгенические законы - Индиана (в 1907 году).

Одни из самых жестоких евгенических законов существовали в Северной Каролине. К примеру, стерилизация делалась автоматически всем людям, чей IQ был ниже 70. Также поощрялась стерилизация среди бедняков - за эту операцию им даже платилась премия в 200 долларов.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных» осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии.

В нацистской Германии (1933-1945) принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, уроды, душевно больные, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии - и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

  • Программа эвтаназии Т-4 - уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных.
  • Преследование гомосексуальных мужчин.
  • Лебенсборн - зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.
  • «Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев).
  • План «Ост» - захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе.

Евгеника и современность

По мнению генетика С. М. Гершензона, в связи с быстрым развитием генетики вообще и геномики в частности, евгеника как самостоятельная наука утратила свой смысл.

«Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное. А цели, поставленные перед евгеникой её основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед».

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности - пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против»

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда

В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине - генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней.

Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Конвенция о биомедицине и правах человека

Страны - члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундаментальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года.

  • Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица.
  • Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диагностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.
  • Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит: В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов. Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

И Мириам и Аарон говорили против Моисея,
потому что взял себе в жены египтянку;
ибо он взял в жены женщину из Египта.

Ветхий Завет. Книга Чисел. 12:1

«…Детей же низшего сорта, а также любых, рожденных с дефектами, они, как и следует, удалят в потаенное, неизвестное место…» - писал Платон в своём знаменитом труде «Государство».

Так что же такое евгеника ? В общем - это раздел социальной философии, учение о наследственном здоровье человека, а также о путях улучшения его наследственных свойств, что настоящее время решается в рамках генетики человека.

Однако почему евгенику многие до сих пор считают наукой фашиствующей, вспоминая доктора Менгеле, «решение еврейского вопроса» и план «Ост» фашистской Германии?

Фрэнсис Гальтон - ученый или расист?

Основателем евгеники (от греческого «ευγενες» - «породистый») считается двоюродный брат самого Чарльза Дарвина, английский психолог Фрэнсис Гальтон.

В году в статье «Наследственный талант и характер», а затем в книге «Наследование таланта» в году, и окончательно в конце года, в капитальном труде «Исследование человеческих способностей и их развития» им были сформулированы основные принципы евгеники - он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений - одаренность, умственные способности, здоровье. А в 1904 году Ф. Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы» .

Однако в дальнейшем Ф. Гальтона окрестили расистом, так как он считал, что некоторые расы являются неполноценными и «…слабые нации мира неизбежно должны уступить дорогу более благородным вариететам человечества…». Ему вторил и Герберт Спенсер, известный философ и социолог, основоположник позитивизма. «…Вскармливание ни на что не годных, за счет годных есть крайняя степень жестокости. Это - намеренное накопление несчастий для будущих поколений. Нет большего проклятья потомкам, чем оставить им в наследство растущую популяцию имбецилов…» - писал он в своём труде «Принципы социологии» в 1881 году.

Евгеника Платона

Однако ни Ф. Гальтон, ни Г. Спенсер не были первыми в вопросах евгеники. Ещё Платон, ученик Сократа и учитель Аристотеля, писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей, жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. А с другой стороны, идеальное общество, объяснял Платон, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство. В Спарте неполноценных по тем или иным критериям детей, с отклонениями от норм , принятых в Спарте, бросали в пропасть.

Кстати, и у народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых как неспособных выжить в суровых условиях тундры; индейцы Америки оставляли стариков умирать в одиночестве как не способных к дальним переходам. Папуасы некоторых племен Новой Гвинеи также убивали стариков, в основном, правда, мужчин, т.е. воинов, уже не способных сражаться. Это ли не «практическая», «негативная» евгеника?

«Улучшение рода человеческого»?

Таким образом, евгенику можно определить как некоторое научное направление, науку изучающую улучшение генного материала вида Homo sapiens человеческого вида - «позитивная евгеника» или устранения так называемого «генного мусора» - «негативная евгеника». В начале ХХ столетия евгеника представлялась как моральный императив, некая селекция человека, улучшение «человеческого рода».

Однако теории и даже практика евгеники нашли последователей и даже «практиков» во многих странах.

В Нью-Йорке в году, на Международном Конгрессе по вопросам евгеники, было заявлено, что «…если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90% преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации…».

Программы по «улучшению человеческого вида» через обязательную стерилизацию преступников и лиц с асоциальным поведением - насильников, «половых извращенцев», бродяг, алкоголиков осуществлялись в 1920-1930 годах во многих штатах США (Вашингтон, Калифорния, Невада, Айова, Нью-Джерси, Нью-Йорк, Северная Дакота, Канзас, Мичиган, Северная Каролина, Алабама, Монтана, Юта, Миннесота, Мэн и др.), в 1930-1970 годах в Швеции, кроме того закон о стерилизации преступников, кроме США и Швеции одобрили также и правительства Норвегии, Дании, Финляндии, Эстонии, Швейцарии, Англии, Канады, Мексики, Японии и конечно, Германии.

Евгеника «в действии». Фашистская Германия. 1933-1945

Однако, после прихода к власти фашистов в 1933 году и осуществления «программ» по стерилизации, а затем и полному уничтожению«неполноценных лиц и лиц низших рас»: психически больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных («Программа эвтаназии Т-4»), уничтожение евреев, цыган , славян, а также гомосексуалистов, в большинстве стран эти программы были свернуты. А план «Лебенсборн» предполагал создание «сверхчеловека» арийской расы, зачатие, а затем воспитание в детских домах детей от тех немцев, которые прошли строгий расовый отбор, «не содержали примесей» еврейской и вообще любой не арийской крови у их предков. По непроверенным данным, «евгенических детей» к концу войны в Германии насчитывалось более 10 тысяч и об их дальнейшей судьбе достоверные сведения отсутствуют. Есть мнение, что многие из них были переправлены в Южную Америку.

А знаменитый биолог и этнолог Конрад Лоренц, сторонник «практической» евгеники, после Второй мировой войны стал «персоной нон грата » во многих странах.

«Свободная» Швеция - страна «негативной генетики»

Тем не менее, в Швеции, закон о стерилизации «неполноценных» действовал до… 1970 года! А последняя операция по стерилизации умственно отсталой шведки прошла в 1976 году, и, как и все предыдущие 60 тысяч стерилизаций, она не привлекла никакого внимания шведской общественности. Для большинства шведов порядок стерилизации умственно неполноценных людей был таким же естественным, как правила дорожного движения. Однако через всего через 10 лет, когда умственно отсталые и больные стали считаться полноправными членами общества и шведские власти, и сами шведы постарались об этом законе благополучно забыть.

Итак, ещё в 1934 году в Швеции был принят закон, согласно которому стерилизация «неполноценных» жителей была желательной, но исключительно «добровольной» процедурой, и так как добровольцев не нашлось, через год под давлением социал-демократов, и, в частности, Альвы Мюрдаль, ведущего идеолога партии, был опубликован манифест, в котором эта дама призвала и требовала коренным образом изменить подход к стерилизации «неполноценных» жителей страны: «Общество заинтересовано в том, чтобы свобода размножения неполноценных была ограничена… Даже если оставить в стороне долгосрочные преимущества - улучшение генофонда нации - общество уже вздохнет спокойнее, когда такие особи перестанут появляться на свет…». Отметим, что 1982 году за «гуманитарные заслуги перед человечеством» Альва Мюрдаль стала …лауреатом Нобелевской премии мира!

Евгеника в СССР

В СССР евгенику «благословил» сам Климент Аркадьевич Тимирязев (1843-1920), призывая своих коллег-биологов к проведению евгенических экспериментов (не будучи, правда, уверенным в их моральных последствиях). Но главным организатором евгеники в СССР стал Николай Константинович Кольцов (1872-1940) - выдающийся советский биолог и организатор науки, основоположник отечественной экспериментальной биологии. В 1920 г. он организовал в Москве «Русское евгеническое общество», труды общества выходили в «Русском евгеническом журнале».

Н.К. Кольцов занялся изучением генеалогии таких выдающихся людей, как А.М.Горький, Ф.И.Шаляпин, С.А.Есенин и сделал общий вывод о богатстве «русского генофонда» и огромном разнообразии русских генотипов. Он писал: «Величайшей и наиболее ценной особенностью любой человеческой расы является именно огромное разнообразие её генотипов, обеспечивающее прогрессивную эволюцию человека… Но недостаточно, родиться от здоровых и одарённых родителей, требуется, чтобы каждый ребенок был поставлен в такие условия воспитания и образования, при которых его специфические наследственные особенности нашли бы наиболее цельное и наиболее ценное выражение в его фенотипе…». А в 1927 году он писал, что: «…в начале ХХ века возникает мысль о возможности научно влиять на размножение человека с целью предохранить человеческий род от возможности вырождения и путём отбора наиболее ценных производителей улучшить человеческую породу так же, как улучшаются путём искусственного отбора породы домашних животных и культурных растений…».

Однако вскоре евгеника была признана несовместимой с «нормами социалистической морали», хотя в 1929 г. известный генетик А.С. Серебровский и уверял, что «…евгеника могла бы в относительно быстрые сроки дать поколение людей, которые смогли бы выполнять пятилетний план социалистического строительства за 2,5 года…». В том же году деятельность «Русского евгенического общества» в СССР была прекращена.

Противником евгеники был ученик Н.К. Кольцова, Николай Петрович Дубинин, позднее возглавлявший Институт общей генетики. «…Практика по переделке генов для современного человечества была бы губительной…», писал он, «…в случае же попыток такого рода без преувеличения можно сказать, что на человечество обрушились бы демонические силы невежественной науки. Потребовалось бы разрушение семьи, высоких чувств любви, поэтическая сущность бытия человека была бы уничтожена. Человечество превратилось бы в экспериментальное стадо…». Отметим, тем не менее, что и без евгеники СССР, а затем и Россия превратилось в «экспериментальное стадо» по формированию «новой общности - советского человека», а затем, после 1991 года - в «экспериментальный материал» для различного рода политиков и экономистов.

Евгеника сегодня

Тем не менее, развитие генетики выдвинуло евгенику на передний план возможности если не «улучшения человека», то, по крайней мере, предупреждения ряда генетических заболеваний и получения здорового потомства. Именно принципы евгеники реализуются в рекомендациях по желательной или нежелательной беременности, а в ряде стран уже доступна дородовая диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток всего около 10!). При этом определяется около 6000 (!) наследственных заболеваний, после чего и решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Именно этот позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных генетических заболеваний.

В настоящее время развиваются методы лечения большинства генных, наследственных болезней, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. И когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, позитивная евгеника полностью потеряет смысл.

«…Сейчас евгеника - это прошлое, притом сильно запятнанное », отмечает доктор медицинских наук, профессор Т.И. Бужиевская, «…А цели, поставленные перед евгеникой ее основателями и ею не достигнутые, перешли полностью в ведение медицинской генетики, быстро и успешно продвигающейся вперед…».

А.А. Каздым
Кандидат геолого-минералогических наук
Академик Международной Академии наук

биомедицина генетика синдром евгеника

Основы селекции были известны скотоводческим народам с глубокой древности; и не только скотоводам.

Так в Авесте приводится диалог с иранским Ноем: «Так сказал Ахура-Мазда Йиме: «И ты сделай Вар (глинобитную крепость) размером в бег (мера длины) на все четыре стороны и принеси туда… семя всех самцов и самок, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Туда принеси семя всех родов скота, которые на этой земле величайшие, лучшие и прекраснейшие. Пусть там не будет ни горбатых спереди, ни горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни порочных, ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокажённых,… ».

В Спарте детей, которые признаны неполноценными (такое решение выносили старейшины) по тем или иным критериям, -- живьём сбрасывали в пропасть (хотя греческий профессор Теодорос Пициос в 2007 г. оспаривал это, основываясь на результатах проводимых им археологических исследований).

Платон писал, что не следует растить детей с дефектами, или рождённых от неполноценных родителей. Неполноценным, а также жертвам собственных пороков должно быть отказано в медицинской помощи, а «моральных выродков» следует казнить. В то же время, идеальное общество, по Платону, обязано поощрять временные союзы избранных мужчин и женщин с тем, чтобы они оставляли высококачественное потомство.

У народов крайнего Севера была распространена практика убийства физически неполноценных новорождённых, как физически неспособных выжить в суровых условиях тундры.

Евгеническое движение.

Это учение зародилось в Англии, его лидером был Френсис Гальтон -- двоюродный брат Чарльза Дарвина. Именно Гальтон придумал термин «евгеника». Гальтон намеревался сделать евгенику, которая, по его мнению, подтверждала право англосаксонской расы на мировое господство, «частью национального сознания, наподобие новой религии».

Евгемника (от греч. ??????? -- «породистый») -- учение о селекции применительно к человеку, а также о путях улучшения его наследственных свойств. Учение было призвано бороться с явлениями вырождения в человеческом генофонде.

Основные принципы евгеники были сформулированы английским психологом Фрэнсисом Гальтоном в конце 1863 года. Он предложил изучать явления, которые могут улучшить наследственные качества будущих поколений (одаренность, умственные способности, здоровье). Первые эскизы теории были представлены им в 1865 году в статье «Наследственный талант и характер» («Hereditary Talent and Character»), более детально разработаны в книге «Наследование таланта» («Hereditary Genius», 1869).

В 1883 году Гальтон ввел понятие евгеники для обозначения научной и практической деятельности по выведению улучшенных сортов культурных растений и пород домашних животных (см. Селекция), а также по охране и улучшению наследственности человека.

В этот же период были сформированы основные идеи социального дарвинизма, оказавшие сильное влияние на умонастроения философов того времени. Ф. Гальтон ввёл термин«евгеника» в 1883 году, в своей книге «Исследование человеческих способностей и их развития» («Inquiries into Human Faculty and Its Development»). В 1904 году Гальтон определил евгенику как «науку, занимающуюся всеми факторами, улучшающими врождённые качества расы». Позже Келликотт определил евгенику как «социальное управление эволюцией человека».

В XX веке Евгенические теории получили широкое распространение в научных кругах разных стран, а в некоторых -- евгеника утвердилась и на государственном уровне: и их правительства стали применять её для «улучшения человеческих качеств». Там те, кто признаны вредными для общества (бродяги, алкоголики, «половые извращенцы»), подлежат обязательной стерилизации. Подобные же программы осуществлялись в 1920--1950 гг. и в ряде штатов США.

На Международном Конгрессе по вопросам евгеники, который проходил в Нью-Йорке в 1932 году, один из ученых специалистов-евгеников прямо заявил следующее: «Нет никакого сомнения, что если бы в Соединенных Штатах закон о стерилизации применялся бы в большей мере, то в результате меньше чем через сто лет мы ликвидировали бы по меньшей мере 90 % преступлений, безумия, слабоумия, идиотизма и половых извращений, не говоря уже о многих других формах дефективности и дегенерации. Таким образом, в течение столетия наши сумасшедшие дома, тюрьмы и психиатрические клиники были бы почти очищены от своих жертв человеческого горя и страдания.».

В некоторых штатах США для лиц, совершивших преступления на сексуальной почве, возможность замены пожизненного заключения добровольной кастрацией предусмотрена и до настоящего времени. В этом случае кастрация выполняет одновременно как карательную, так и превентивную роль.

В Европе такая кастрация была впервые осуществлёна в 1925 году в Дании, по решению суда.

С 1934 по 1976 годы программа принудительной стерилизации «неполноценных»осуществлялась в Швеции. Схожие законы действовали в Норвегии и Финляндии, а также Эстонии и Швейцарии. В нацистской Германии (1933--1945), принудительной стерилизации подлежали все «неполноценные лица»: евреи, цыгане, душевно больные, уродливые, коммунисты и т. д. Затем было принято решение о большей сообразности их физического уничтожения.

Нацистские евгенические программы сначала проводились в рамках государственной программы «предотвращения вырождения немецкого народа как представителя арийской расы», а впоследствии -- и на захваченных территориях других стран в рамках нацистской «расовой политики»:

Программа эвтаназии Т-4 -- уничтожение психических больных и вообще больных более 5 лет, как нетрудоспособных. Преследование гомо-сексуальных мужчин. Лебенсборн -- зачатие и воспитание в детских домах детей от служащих СС, прошедших расовый отбор, то есть не содержащих «примесей» еврейской и вообще неарийской крови у их предков.

«Окончательное решение еврейского вопроса» (полное уничтожение евреев). План «Ост» -- захват «восточных территорий» и «сокращение» местного населения как относящегося к низшей расе (Письменного подтверждения этому так и не нашли).

Евгеника и современность. Дискуссия вокруг евгеники. Доводы «За».

Предполагается, что в развитых странах растет т. н. генетический груз. В том числе это может быть результатом сохранения маложизнеспособных особей (например, при переводе беременных в режим «на сохранение»). При естественном процессе беременности часть возникших мутационных нарушений отсеиваются за счет выкидышей; а при искусственном поддержании такой беременности -- происходит также и сохранение отрицательного фактора (то есть вызывающего то самое естественное отторжение).

Второй причиной роста генетического груза является развитие медицины, которое позволяет дойти до репродуктивного возраста лицам, имеющим значительные врожденные генетические аномалии или заболевания. Эти заболевания ранее были препятствием к передаче дефектного генетического материала следующим поколениям. В связи с этими факторами концепция евгеники в отношении человека сегодня более актуальна, нежели 100 лет назад. Способом сокращения генетического груза, помимо аборта, основанного на результатах анализов, в том числе амниотической жидкости, является превентивное консультирование родителей в медико-генетических центрах.

Евгенические принципы сегодня частично реализуются в рекомендациях к желательной/нежелательной беременности -- пока что такие оценки проводятся на основании опроса и/или биотестирования лишь небольшой категории лиц, входящих в т. н. «группу риска». Социальной компенсацией для лиц, не имеющих шансов на рождение собственного здорового потомства, является институт усыновления.

Доводы «Против».

Во-первых, слабо изучено наследование многих признаков, которые рассматриваются в современном обществе как отрицательные (пьянство, наркомания и т. д.) и положительные (высокий IQ, крепкое здоровье и т. д.).

Во-вторых, лица, страдающие врожденными соматическими дефектами (слабый иммунитет, плохое физическое развитие) могут обладать интеллектуальными качествами, ценными для общества.

Научная репутация евгеники была поколеблена в 1930-х, когда евгеническая риторика стала использоваться для обоснования расовой политики Третьего рейха. В послевоенный период научное сообщество и широкие массы ассоциировали евгенику с преступлениями нацистской Германии. Конрад Лоренц, как сторонник «практической» евгеники в нацистской Германии, после Второй мировой войны был «персоной нон грата» во многих странах. Тем не менее существовал ряд региональных и национальных правительств, которые поддерживали евгенические программы до 1970-х годов.

Пренатальная диагностика позволяет установить наличие у развивающегося плода широкого спектра наследственных заболеваний или хромосомных аберраций и может способствовать отрицательной евгенике, если родители по результатам диагностики решат прервать беременность.

В настоящее время в ряде стран уже доступна пренатальная (т.е дородовая) диагностика эмбриона, развившегося в результате искусственного оплодотворения (при числе клеток около 10). Определяется наличие маркеров около 6000 наследственных заболеваний, после чего решается вопрос о целесообразности имплантации эмбриона в матку. Это позволяет иметь собственного ребёнка парам, ранее рисковавшим из-за высокого риска наследственных заболеваний. С другой стороны, некоторые специалисты считают, что практика вмешательства в природное разнообразие генов несёт в себе определённые скрытые риски. Тем не менее эти методы разработаны не для улучшения генофонда человека, а для помощи отдельным парам в осуществлении их желания иметь ребёнка.

Возможности современной науки для улучшения человеческого генофонда. В настоящее время бурно развивается новое направление в медицине -- генотерапия, в рамках которого, как предполагают, будут найдены методы лечения большинства наследственных болезней. Однако в настоящее время во многих странах действует запрет на внесение генетических изменений в клетки зародышевой линии (половые клетки и их предшественники). Если в будущем этот запрет будет снят, актуальность отсева «дефективных» членов общества (то есть актуальность негативной евгеники) существенно снизится или полностью исчезнет.

Кроме этого, разрабатываются эффективные методы не только исправления, но и научно обоснованного улучшения генома различных организмов. Когда у человечества появится возможность целенаправленного изменения любого отдельно взятого генома, полностью потеряет смысл позитивная евгеника как практика, способствующая воспроизводству людей с определенным генотипом.

Методы лечения наследственных заболеваний не ограничиваются генотерапией. В рамках классической медицины разрабатываются средства для существенного уменьшения негативных последствий наследственных дефектов. В частности, первый этап клинических испытаний прошло средство, значительно улучшающее качество жизни больных синдромом Дауна

Конвенция о биомедицине и правах человека.

Страны -- члены Совета Европы и другие страны (а это большинство развитых стран и не только развитых), поддерживая Всеобщую Декларацию прав человека 1948 года, Конвенцию о защите фундамен-тальных прав и свобод человека 1950 года, подписали Конвенцию о биомедицине и правах человека 2005 года. Статья 11 (Запрет дискриминации) конвенции гласит: Запрещается любая форма дискриминации по признаку генетического наследия того или иного лица. Статья 13 (Вмешательства в геном человека) гласит: Вмешательство в геном человека, направленное на его модификацию, может быть осуществлено только в профилактических, терапевтических или диаг-ностических целях и только при условии, что подобное вмешательство не направлено на изменение генома наследников данного человека.Статья 18 (Исследования на эмбрионах, проводимые «in vitro») гласит:

В случаях, когда закон разрешает проведение исследований на эмбрионах «in vitro», законом же должна быть предусмотрена адекватная защита эмбрионов.

Запрещается создание эмбрионов человека в исследовательских целях.

Существующие международные документы по данной теме:

Всеобщая декларация о геноме человека и правах человека, ЮНЕСКО, 1997. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (Совет Европы, 1997) и дополнительные протоколы к ней: о запрете клонирования человека, о трансплантологии и биомедицинских исследованиях.

Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека, ЮНЕСКО, 2005, Декларация о клонировании человека, ООН, 2005, Хельсинкская декларация Всемирной медицинской ассоциации (1964 года, с последней редакцией 2000 года) «Этические принципы проведения научных медицинских исследований с участием человека».

Кроме того в рамках Европейского союза евгеника запрещена в соответствии с хартией основных прав Европейского союза (Ницца, 7 декабря 2000 года). Ст. 3 Хартии предусматривает «запрещение евгенической практики, прежде всего той, которая направлена на селекцию человека».

Для меня евгеника - это наука, которая была когда-то раньше и осталась в прошлом, как, скажем, алхимия. И сегодня, по-моему, не имеет смысла придумывать ничего иного, кроме того, что вкладывал в свое определение Гальтон, который назвал ее наукой об улучшении природы человека. Так же понимал ее и Н. К. Кольцов. Оглядываясь на столетнюю историю евгеники, я бы сказала, что евгенику и раньше и особенно сейчас правильнее было бы называть неким общественным движением в научной среде, чем наукой. Строго говоря, у евгеники не было своих методов, а какая наука без методов.

Гальтон говорил о ступенях евгенического движения: вначале это изучение природы человека, потом пропаганда евгенических идей, потом - идеальный вариант - каждый человек евгенически образован и может принимать решения самостоятельно. Однако после Гальтона развитие пошло сразу по пути практической реализации евгенических идей: появились кафедры для обучения, были открыты кабинеты для насильственной стерилизации. Это отрицательная евгеника, а положительная?

А положительная не проходила по одной простой причине - слишком трудно ввести такие законы, которые создавали бы преимущества, скажем, особо одаренным. Социальные меры вводить труднее, чем наладить стерилизацию отдельных людей. Положительная евгеника в принципе труднее по целевым установкам, если, конечно, отвлечься от вопроса, нужно ли вообще это делать. Труднее и потому, что требует подготовленности общества и экономических условий.

Кроме того, развиваться евгеника начала практически одновременно с генетикой человека. Фактически свои позиции Гальтон сформулировал лишь в начале нашего века, именно в тот период, когда начала свое шествие генетика. А что двигало развитием генетики человека? Изучение наследственных болезней. Нормально наследуемых качеств в то время было описано очень немного. В основном были известны патологические мутации.

Задача негативной евгеники на самом деле состояла не в том, чтобы сделать семью счастливой, позаботиться о благе пациента, учесть его права. По мнению евгеников, семья, отягощенная наследственной болезнью, вредит обществу, и задача в том, чтобы освободиться от индивида, имеющего патологический ген, во всяком случае, от его потомков, т.е. облегчить обществу жизнь. В сущности, это хотя и не расистская, но и негуманистическая позиция.

Умирание евгеники шло естественно и закономерно. И не так уж быстро. В первую очередь были закрыты кафедры евгеники, потому что в тех европейских странах, в которых были введены законы о стерилизации, и особенно в США, где, как известно, все делается в больших масштабах и где евгеническая практика развернулась тоже в больших масштабах, общественность начала оказывать противодействие. В тех штатах, где закона о стерилизации не было, его не стали принимать, в других же он либо отменялся, либо не действовал.

Частично и постепенно евгеника стала переходить в медицинскую генетику. Этот переход очень хорошо виден в России, хотя евгеническое движение возникло у нас много позже, чем за рубежом. Там после 16-17-го года оно уже пошло вниз, а до нас эта волна докатилась только после революции. К тому же, добавилось всеобщее увлечение идеей улучшить человечество. Верили, что человека можно переделать. Но что характерно для русских ученых - это гуманистический подход, отсутствие какого-либо насилия в рекомендациях, понимание роли воспитания. Скажем, знаменитую статью Ю. А. Филипченко о взаимосвязи образования и наследственности в воспитании талантов до сих пор можно считать классической.

И вторая иллюстрация того, что жесткой границы между евгеникой и генетикой не было. В работах основателя отечественной клинической генетики выдающегося генетика и невропатолога С. Н. Давиденкова 20-х - начала 30-х годов слово "евгенический" равнозначно понятию "медико-генетический". Он говорил о евгенических консультациях, о евгеническом предупреждении болезней, имея в виду именно такое медико-генетическое консультирование, какое существует сейчас. Просто тогда еще не было термина "медико-генетическая помощь".

Когда в Англии, в Америке, в других странах генетика человека в 50-х годах стала интенсивно развиваться, в Германии к этому направлению относились крайне настороженно. Это была расплата. Отголоски, предупреждения, чтобы генетика человека не превратилась в евгенику, можно услышать и сегодня. Но ведь в любой области можно и нужно думать об отрицательных сторонах использования научных открытий.

Последнее обсуждение итогов евгенических мероприятий состоялось в 1966 году на 3-м Международном конгрессе по генетике человека в Чикаго.

Это был последний конгресс, на повестке дня которого стоял вопрос об отдаленных последствиях евгенической стерилизации. Ненасильственной в общем-то, какая проводилась, в основном, в Дании, Швеции и США. Закон в основном касался семей с двумя и более умственно неполноценными детьми.

А результат был такой: По самым скромным оценкам 2-3% людей имеют умственную недостаточность - стабильно во всех популяциях, во всех странах. Это случаи серьезной патологии. А вообще около 10% детей не могут нормально учиться в обычных школах. Но 2-3% тоже не в полной мере наследственные, они зависят и от каких-то еще неясных факторов среды, и от взаимодействия генов и среды.

Таким образом, если говорить о стерилизации в популяционном смысле, то «овчинка выделки не стоит».

Теперь о нынешнем всплеске интереса к евгенике, связанном, без сомнения, с успехами генной инженерии, генной терапии. Возник вопрос, не опасно ли это, не приведут ли эти успехи к возрождению евгенического движения?

Во-первых, та часть генной терапии, которая сейчас широко (и очень быстро) входит в практику, касается прежде всего лечения больных. Речь идет о введении генов только в соматические клетки и только для лечения.

Здесь с точки зрения евгеники каких-либо опасений быть не может. Все опасности и сложности, возникшие на современном этапе развития генетики, в сущности, могут быть предупреждены строгим соблюдением технологии и биоэтической и правовой регламентацией деятельности врачей и генетиков. Здесь, как и в любой другой области медицины, конечно, можно легко навредить больному или даже здоровому человеку, скажем, при проведении профилактических мер. Но навредить можно и лекарствами, навредить можно процедурами. Врач иногда вредит даже словом.

Н.Б.: Сегодня генная терапия может применяться при некоторых, строго определенных наследственных болезнях. Например, при лечении первичных иммунодефицитов, а вскоре, возможно, и вторичных, например, СПИДа. Наследственный или врожденный первичный иммунодефицит -это тяжелейший недуг. Родившиеся с ним дети могут выживать только в стерильных условиях.

Не исключена также возможность лечения тяжелых форм наследственной гиперхолестеринемии - раннего семейного атеросклероза. У больного удаляют часть печени, выращивают клетки печени in vitro, вводят в них ген и возвращают их этому же человеку в суспендированном виде через воротную вену, чтобы клетки попали прямо в печень, где они оседают и начинают работать.

Довольно интенсивно ведутся исследования по лечению муковисцидоза - болезни, связанной с нарушением генетической функции эпителиальных клеток легких и бронхов. По-видимому, и здесь будут достигнуты определенные успехи, хотя трудно сказать, какой путь со временем будет проще - лекарственный или генетический. Больше всего надежд - возлагается на лечение рака. Но эта процедура более сложная - вводят гены с целью усилить иммунный ответ к опухоли. Предполагается, что косвенный способ генотерапии должен усилить иммунный ответ таким образом, чтобы уничтожить собственную опухоль силами своего же организма. Однако говорить, что какие-то из названных методов уже встали на поток, пока рано. Сегодня это еще эксперименты и пробные клинические испытания со строго регламентированными протоколами.

О манипуляциях с зародышевыми клетками с целью изменения человечества можно было бы думать, только в том случае, если эти изменения наследственного аппарата коснутся больших популяций людей и действительно улучшат какие-то их свойства: умственные способности, быстроту реакции, антропологические характеристики и т.д. Но, по моему, об этом говорить рано.

Наши знания о геноме человека в целом сейчас напоминают именно такую ситуацию - если ты сумел влезть в сложнейший, хорошо отлаженный механизм, пусть даже с изящной отверткой, это вовсе не означает, что ты тем самым его улучшил. Скорее, нанес вред.. Мы слишком мало знаем о том, как он работает. И поэтому последствия нашего вмешательства будут совсем не евгенические. Таким образом, говорить о серьезном генетическом управлении природой человека в целом нет никаких оснований.

Нам ведь всего одна вещь нужна сейчас - забота о нашей наследственности: путем исключения мутагенных факторов из окружающей среды, путем сохранения всего разнообразия человеческого рода, путем уменьшения "груза" наследственных болезней.

Строго говоря, генофонд - это пул генов. За рубежом термин "генофонд" применительно к человеку не употребляется, говорят о пуле генов, т. е. о сложенных вместе геномах всех людей - каждого из членов общества - народа, страны, популяции. Я предпочитаю называть это просто наследственностью человека. Употребляя термин "генофонд", мы придаем этому понятию технологический, селекционный смысл.

Экологическое воздействие в первую очередь ведет не к наследственным болезням, а к врожденным порокам развития тератогенной природы. Если и есть повышение их частот, то небольшое, несмотря на тяжелую экологическую ситуацию. По-видимому, эволюционно человек как биологический вид приспособился к тому, что большая часть повреждений отсекается до рождения, а уж чему надо развиться, оно должно быть хорошим. Можно даже предположить, что при ухудшении экологической ситуации дети с врожденными пороками развития будут рождаться реже, потому что больной плод в экологически плохой среде при вынашивании в утробе матери менее способен развиваться, чем здоровый.

Психогенетика и общество.

Термин "психогенетика" появился сравнительно недавно; в кон. XIX- нач. XX вв. И те исследования, которые мы бы сейчас назвали психогенетическими, проводились в рамках двух ныне почти исчезнувших наук - евгеники и педологии.

Русское Евгеническое Общество (РЕО) было организовано в Москве 15 октября 1921 г. по инициативе и под руководством основоположника отечественной экспериментальной биологии, известного генетика Н.К. Кольцова. Общество ставило перед собой следующие задачи: 1) изучение вопросов наследственности специально в приложении к человеку путем устройства анкет, обследований, экспедиций и т.д.; 2) распространение в широких народных массах сведений о законах наследственности у человека и о целях и задачах евгеники путем издания популярных книг, брошюр, устройства публичных лекций и т.п.; 3) подача советов евгенического характера желающим вступить в брак и всем, интересующимся собственной наследственностью. Ведущими методами РЕО были генеалогический метод и метод близнецов. "Русский Евгенический Журнал", выходивший в 1921-1930 гг.

История генетики насчитывает немногим более столетия. Это очень короткий период истории по сравнению со многими другими науками, однако даже за этот небольшой срок она успела значительно повлиять на общественное сознание. Бурно развивающаяся генетика постоянно "вбрасывает" в информационное пространство все новые факты, которые будоражат общество. К сожалению, вокруг генетики сконцентрировано очень много трагических событий. Первые же результаты исследований по наследственности человека породили евгеническое движение, сразу же захлестнувшее развитые страны Европы и Америки. Еще не разобравшись в законах наследственности, люди начали осуществлять социальные мероприятия, которые завершились трагедией для целых народов. Вторая трагедия произошла в СССР, где сталинщина и лысенковщина на первом этапе привели к гонениям и даже физическому истреблению в 30-х гг. ХХ в. лучших биологов-генетиков мирового значения: Н.К. Кольцова, С.С. Четверикова, Н.И. Вавилова, Н.В. Тимофеева-Ресовского, С.Г. Левита, В.П. Эфроимсона и др. Второй этап (после 1939 г) привел к сворачиванию исследований по генетике, а с 1948 по 1964 гг. генетика в СССР фактически была запрещена как буржуазная лженаука. Вследствие такой непостижимой с точки зрения здравого смысла политики государства отечественная генетика, занимавшая в начале 30-х гг. лидирующее положение в мире, переместилась на последние места.

В чем причина разыгравшихся трагедий? Пожалуй, главным образом, во всеобщей невежественности, некомпетентности, недоверии к мнению настоящих ученых и, безусловно, в преступной поспешности и недальновидности. Стоило чуть-чуть подождать, дать время на получение достоверных фактов, выяснения основополагающих закономерностей генетики, которые затем, уже обоснованно, можно будет применять на практике, и общество, благодаря истинной науке, имело бы замечательные результаты. Как часто случается, что практика опережает теорию! Действительно, кажется заманчивым быстро получить желаемые результаты: в короткие сроки создать здоровое, умное, почти безупречное поколение людей (о чем мечтали евгеники), уже завтра иметь огромные урожаи, соответствующим образом "воспитывая" рожь и пшеницу (что обещал Т.Д. Лысенко). Однако все это было лишь утопией и обернулось трагедией не только для отдельных людей, но и целых народов.

Первые успешные исследования по психогенетике в СССР, проводившиеся в Медико-генетическом институте в конце 20-х - начале 30-х гг., были насильственно прекращены, поскольку идеология государства требовала воспитания унифицированных членов социалистического общества, генетика же все более заставляла задумываться о генетической индивидуальности каждого человека.

Интеллектуальные тесты, которые начали создаваться еще в конце XIX в. учениками и последователями Ф. Гальтона, в ХХ в. продолжали совершенствоваться и к концу 60-х гг. уже широко применялись для тестирования в развитых странах Запада, особенно в США. Разрабатывались тесты не только для взрослых, но и для детей. По результатам тестирования осуществлялся отбор детей для обучения по различным программам. Таким образом, политика в области образования все более зависела от развития психодиагностики.

Никто не станет отрицать, что различия между людьми существуют. Каждый человек своеобразен как своим внешним обликом (телосложение, цвет глаз, волос, кожи, и т.д.), так и особенностями поведения (походка, жестикуляция, мимика лица, особенности речи).

Кроме различий между отдельными индивидами, психологи часто обнаруживают наличие статистически достоверных различий между группами людей, отличающихся по полу, возрасту, социальному положению, этнической принадлежности и другим параметрам. Существование межгрупповых различий также часто вызывает повышенный интерес со стороны общества. Помимо уже упомянутых расовых различий довольно остро дискутируются различия между полами. Например, оказывается, что в среднем мужчины демонстрируют более высокую эмоциональную стабильность, чем женщины. Различия между средними оценками эмоциональной стабильности мужчин и женщин весьма незначительны, однако, как правило, люди имеют тенденцию преувеличивать значимость межгрупповых различий. У большинства создается впечатление, что все женщины без исключения менее эмоционально стабильны, чем мужчины.

Иными словами, в группе крайне эмоционально стабильных людей преобладают мужчины, а в группе крайне эмоционально нестабильных - женщины. В целом же существует обширная перекрывающаяся область, в которой можно встретить и мужчин, и женщин с одинаковыми оценками эмоциональной стабильности. Точно так же воспринимаются данные о межрасовых различиях в оценках умственных способностей: людям кажется, что все негры "глупее" белых. В обществе, где декларируются равные права независимо от расовой и половой принадлежности, данные науки, указывающие на существование различий между расами и полами, всегда воспринимаются болезненно, особенно если речь идет о социально значимых психологических характеристиках.

К сожалению, история психогенетики несвободна от примеров прямой фальсификации данных с целью получения желаемого результата. Речь идет о печально известных "исследованиях" известного английского психолога сэра Сирила Берта.С. Берт в 1955 г. опубликовал результаты исследования, выполненного на идентичных близнецах, разлученных с раннего детства, в котором были приведены впечатляющие статистические данные об удивительном подобии разлученных близнецов. В 1974 г. психолог из Принстона Леон Камин, анализируя работы С. Берта, обнаружил совпадения некоторых цифр, которые показались ему маловероятными. После тщательного просмотра и сопоставления данных С. Берта Камин пришел к заключению о недобросовестности С. Берта, и тот был обвинен в научном мошенничестве.

В настоящее время на Западе явно намечается обострение полемики евгенической направленности. Все чаще появляются книги и статьи, вызывающие оживленную дискуссию не только в научных кругах, но и в обществе в целом. Все говорит о том, что идеи, сформулированные Ф. Гальтоном в конце XVIII столетия и захватившие умы тогдашней элиты и интеллигенции, по-видимому, продолжают подспудно существовать и при малейшей возможности снова пробивают себе дорогу.

Нынешнее оживление евгенического движения можно связать с бурным развитием генетики человека, благодаря успешному сотрудничеству ученых всего мира в рамках международного проекта "Геном человека".

Немногие идеи за последние 120 лет причинили человечеству больший вред, чем идеи сэра Френсиса Гальтона. Гальтон стал основоположником науки Евгеники – эволюционистской псевдонауки, в основе которой лежит теория о выживании наиболее приспособленных особей. Следствием евгеники как науки в наши дни стали этнические чистки, аборты с целью избавления от дефективного потомства, убийства новорожденных, эвтаназия, отбор нерожденных детей для научных исследований. Так кто же такой Гальтон? Что представляет собой евгеника наука , и какой от нее вред человечеству?

Френсис Гальтон - основоположник науки Евгеники

Фотографии Дарвина предоставлены TFE Graphics, Гитлера и Гальтона Wikipedia.org.

Френсис Гальтон (на фото справа вверху) родился в 1822 году в Бирмингеме в квакерской семье. Он был внуком Эразма Дарвина по материнской линии и, таким образом, кузеном Чарльза Дарвина (на фотографии слева вверху). Почти всю свою сознательную жизнь Гальтон был таким же агностиком и противником христианства, как и Дарвин.

К полутора годам он уже знал алфавит, в два умел читать, в пять наизусть рассказывал стихи, а в шесть – обсуждал «Илиаду». В 1840 году Гальтон стал изучать в Кембриджском университете медицину, а затем математику. Однако, вследствие нервного расстройства, довольствовался скромной степенью бакалавра, которую получил в январе 1844 года. В том же году умер его отец, и Гальтон унаследовал такое состояние, что до конца жизни не работал и не нуждался в средствах.

Богатство дает молодому Гальтону свободное время, а также возможность "развлечений" и любительских занятий различными науками. В частности, он предпринимает путешествие по юго-западной Африке, исследуя большие территории. За эти исследования в 1853 году он удостаивается членства в Королевском географическом обществе, а спустя еще 3 года – в Королевском научном обществе. В том же 1853 году Гальтон женится на Луизе Батлер, дочери директора школы Хэрроу.

Гальтона как ученого-любителя отличали безграничное любопытство и неиссякаемая энергия. Его перу принадлежат 14 книг и свыше 200 статей. В числе его изобретений «бесшумный» свисток для подзывания собак, печатающее устройство для телетайпа, а также различные инструменты и методики измерения интеллекта и частей тела человека. Кроме того, он изобрел синоптическую карту и первым научно описал такое явление, как антициклоны.

Отношения с Чарльзом Дарвином

Выход в свет книги Дарвина «Происхождение видов» в 1859 году, несомненно, стал поворотным пунктом в жизни Гальтона. В 1869 году он писал Дарвину: «Появление Вашего «Происхождения видов» повлекло за собой настоящий перелом в моей жизни; Ваша книга избавила меня от пут старых предрассудков [т. е. от религиозных взглядов, основанных на свидетельствах разумного замысла], как от ночного кошмара, и я впервые обрел свободу мысли» .

Из Нотт Д.К. и Глиддон Д.Р. Коренные расы Земли, Д.Б. Либбинкотт, Филадельфия, США, 1868 г.

Гальтон «был одним из первых, кто осознал значение дарвиновской теории для человечества» . Он полагал, что человек наследует от своих предков характер, таланты, интеллект, а также нехватку этих качеств. Согласно этой точке зрения, бедняки – не несчастные жертвы обстоятельств; они стали бедняками, потому что стоят на более низкой ступени биологического развития. Это противоречило преобладавшему в научных кругах мнению, что все подобные качества человека зависят от его окружения – от того, где и как он воспитывался.

Гальтон считал, что людей, как животных, можно и нужно селекционировать , добиваясь улучшения породы. В 1883 году он придумал слово «евгеника» (от греческого «еu» «хорошо» + «genes» – «рожденный»), которым окрестил науку Евгенику, изучающую способы улучшения физических и интеллектуальных качеств человека.

Взгляды Гальтона не оставляли места для существования человеческой души, Божьей милости в человеческом сердце, права отличаться от других и даже человеческого достоинства. В своей первой статье на эту тему "Евгеника как наука", опубликованной в 1865 году, он отрицал тот факт, что умственные способности человека дарованы ему Богом; отрицал, что человечество проклято со дня грехопадения Адама и Евы; рассматривал религиозные чувства как «не более чем эволюционные приспособления, обеспечивающие выживание человека как биологического вида» .

Псевдонаучная иллюстрация так называемой эволюции человеческих “рас”.

Эта иллюстрация показывает, предлагая рассмотреть сходство с шимпанзе, что черные расы эволюционировали менее успешно, чем белые.

Даже известный эволюционист Стивен Джей Гоулд заметил, что на этом рисунке череп шимпанзе специально увеличен, а челюсть “негра” чересчур выдвинута вперед, чтобы показать, что “негры” занимают еще более низкое место, чем обезьяны. Эта иллюстрация была взята не из расистской литературы, а из ведущего учебника того времени. Ярые эволюционисты сегодня пытаются избегать социальных подтекстов в своих идеях, но история показывает обратное.

О смысле первородного греха Гальтон писал следующее: «Согласно моей теории, [это] показывает, что человек не был на более высоком уровне развития, а затем опустился, но, напротив, быстро поднялся с более низкого уровня... и лишь недавно, после десятков тысяч лет варварства, человечество стало цивилизованным и религиозным» .

В книге «Наследственная гениальность» (Hereditary Genius 1869) Гальтон развивает все эти идеи науки евгеники и высказывает предположение, что система браков по расчету между мужчинами аристократического происхождения и богатыми женщинами позволит в итоге «вывести» народ, представители которого будут более талантливы, чем обычные люди. Когда Чарльз Дарвин прочитал эту книгу, он написал Гальтону: «В некотором отношении Вы обратили в свою веру ее рьяного противника, ибо я всегда утверждал, что, за исключением полных глупцов, люди не слишком отличаются друг от друга интеллектуально; их различают лишь усердие и трудолюбие…» Идеи науки евгеники Гальтона, вне сомнения, помогли Дарвину распространить свою эволюционную теорию и на человечество. Он не упоминает Гальтона в «Происхождении видов», но ссылается на него, по меньшей мере, 11 раз в книге «Происхождение человека», 1871.

В первой половине XX века состоялись три Международных конгресса по вопросам евгеники как науки – в 1912, 1921 и 1932 годах. На них съезжались ведущие специалисты по науке евгенике из Великобритании, США, Германии, Франции, Австралии, Канады, Индии, Японии, Кении, Маврикии и ЮАР. В числе знаменитостей, которые придерживались евгенетических взглядов перед Второй Мировой Войной, – Уинстон Черчилль, экономист Джон Мэйнард Кейнз, писатель-фантаст Герберт Уэллс, президенты США: Теодор Рузвельт и Кальвин Кулидж.

В 1901 году Гальтон был награжден медалью Гексли от Института антропологии, в 1902-м получил медаль Дарвина в Королевском научном обществе, в 1908-м – медаль Дарвина-Уоллеса в Линнеевском обществе, а Кембриджский и Оксфордский университеты присвоили ему почетные степени; в 1909 году он был произведен в рыцари. Несмотря на эти «почести», Гальтон в жизни являл собой не лучший пример истинности собственных суждений. Его преследовали продолжительные приступы болезни, а хорошей интеллектуальной родословной оказалось недостаточно для того, чтобы они с женой произвели на свет собственных детей, которые унаследовали бы его фамилию и качества. Гальтон умер в 1911 году, и, согласно завещанию, его средства ушли на содержание кафедры науки евгеники и евгенетической лаборатории Гальтона при Лондонском университете.

Евгеника как наука в действии

По материалам Wikipedia.org

Идея совершенствования физических и интеллектуальных качеств человечества в целом на первый взгляд может показаться восхитительной. Однако способы достижения этой цели в недавнем прошлом включали в себя не только повышение рождаемости достойного потомства от родителей, подвергшихся тщательному отбору («позитивная наука евгеника»), но также и сокращение рождаемости людей «наименее приспособленных», которые, по мнению теоретиков евгеники науки, могут нанести ущерб совершенствованию человечества («негативная наука евгеника») . Например, к 1913 году в трети американских штатов (а с 1920-х – в большей части всех штатов) были приняты законы о принудительной стерилизации заключенных, которых официальные лица посчитают «наименее приспособленными». В результате жертвами насильственной стерилизации стали примерно 70 000 человек: уголовные преступники, умственно отсталые, наркоманы, нищие, слепые, глухие, а также больные эпилепсией, туберкулезом и сифилисом. В одном только Линчбурге, штат Виргиния, этой процедуре подверглись свыше 800 человек, а единичные случаи стерилизации продолжались вплоть до 1970-х годов. ,

В Германии правительство Гитлера в 1933 году издало указ о принудительной стерилизации не только узников тюрем и пациентов больниц, но всех немецких граждан с «нежелательными» признаками. Так хотел оградить «высшую арийскую расу» от «загрязнения» вследствие смешанных браков.

Впоследствии хирургическое вмешательство было вытеснено более радикальным решением проблемы «бесполезных ртов» – откровенным геноцидом. В период с 1938 по 1945 годы нацисты-убийцы уничтожили свыше 11 миллионов человек, считавшихся людьми низшего сорта, недостойными жизни, что засвидетельствовано в документах и протоколах Нюрнбергского процесса. Жертвами были евреи, протестанты, чернокожие, цыгане, коммунисты, душевнобольные и люди с ампутированными конечностями.

Это было не что иное, как оголтелый дарвинизм: истребление миллионов людей, заклейменных «неприспособленными и низшими», теми и во славу тех, кто считал себя «высшими и приспособленными».

Ключевая идея дарвинизма – отбор. Нацисты полагали, что должны управлять процессом отбора для совершенствования арийской расы. Гальтоновская наивная концепция «евгенической утопии» переродилась в кошмар нацистских массовых убийств и этнических чисток.

К сожалению, идеи расового превосходства и науки евгеники не умерли с падением гитлеровского режима. Труды по евгенике как науке Гальтона, Герберта Уэллса, сэра Артура Кэйта и других, а также ранние работы социобиологов нашего времени, таких как Э. О. Уилсон из Гарварда, заложили основу взглядов печально известного американского расиста Дэвида Дьюка, выступающего против чернокожих и евреев.

Наука Евгеника в XXI веке

После Второй мировой войны слово «евгеника» стало ругательным. Теперь приверженцы науки евгеники стали называть себя специалистами в «популяционной биологии», «генетике человека», «расовой политике» и т. п. Журналы также переименовывались. «Анналы евгеники» стал «Анналами генетики человека», а ежеквартальник «Евгеника» – «Вестником социобиологии» . Но сегодня, спустя более шестидесяти лет после Холокоста, смертоносные идеи, порожденные гальтоновской евгеникой как наукой, вновь живы и процветают, прикрывшись лабораторным халатом медицинской респектабельности.

В наши дни врачи рутинно умерщвляют людей, сотворенных по образу Божию (Бытие 1:26) посредством абортов, эвтаназии, убийств новорожденных детей, а также в процессе исследования стволовых клеток эмбрионов.

А. Аборты - наследие науки евгеники

По данным английской газеты «Дэйли Мэйл», «женщины все чаще уничтожают собственных нерожденных детей из-за увечий, не угрожающих жизни последних, – например, деформированных ступней или волчьей пасти», и «детей с синдромом Дауна сейчас чаще убивают, чем позволяют им родиться». Доктор Жаклин Лэнг из лондонского Университета Метрополитен заявила по этому поводу: «Эти цифры весьма характерны для евгенетических тенденций общества потребления – любой ценой избавляться от аномалий ». По словам Нуалы Скарисбрик, специалиста по страхованию жизни из Великобритании, «это – откровенная евгеника. Неполноценным людям фактически намекают, что им не следовало появляться на свет. Это страшно и отвратительно » . По оценкам ученых, каждый год в мире происходит 50 миллионов абортов. Это один аборт на каждые три деторождения. Таким образом, у каждого ребенка, находящегося в материнской утробе, в среднем один шанс из четырех на то, что он будет осознанно умерщвлен.

Б. Убийства новорожденных - виновата наука евгеника

Китай известен своей принудительной демографической политикой – не более одного ребенка в семье. На практике в большинстве семей хотят мальчика, поэтому, если рождается девочка, то ее жизни угрожает опасность. Иногда этого зловещего принципа придерживаются еще до рождения ребенка. В Индии принято узнавать пол будущего ребенка, и подавляющее большинство абортов приходится на девочек. В свете этих фактов поддержка абортов феминистками выглядит удручающе парадоксальной.

Неполноценные младенцы тоже в опасности. «Специалист по этике» Питер Сингер выступает за легализацию убийств детей до определенного возраста. Он пишет: «Убийство неполноценного младенца в этическом плане не равноценно убийству человека. Очень часто в этом нет вовсе ничего плохого» .

В. Эвтаназия - следствие Евгеники как науки

В мае 2001 года первой страной, которая легализовала эвтаназию, стала Голландия; закон вступил в силу с января 2002 года. В Бельгии эвтаназию допускали до мая 2002 года, а затем легализовали. Ее допускают в Швейцарии, Норвегии и Колумбии.

Евгеника как наука - заключение

Конечно, не все эволюционисты – убийцы, а Френсис Гальтон, возможно, и представить себе не мог, что его теории приведут к убийствам стольких миллионов людей, не говоря уже об умерщвлении беззащитных младенцев в утробе матери. Однако такие действия целиком и полностью согласуются с эволюционной доктриной – в частности, с идеей о выживании наиболее приспособленных в результате уничтожения ими самых слабых. Поступки – следствие убеждений. Иисус сказал: «Худое дерево приносит и плоды худые, не может… приносить плоды добрые» (Матфея 7:17–18).

Вопреки смертоносной философии науки евгеники, для Бога каждый человек представляет вечную ценность; каждый был сотворен «по образу Божию» (Бытия 1:26–27 ). Кроме того, Бог напрямую запрещает убийство (Исход 20:13 ) и осознанное умерщвление невинных людей. На самом деле Бог так любит человечество, что послал Своего Сына, Господа Иисуса Христа, умереть на кресте, чтобы спасти наши души от греха (Иоанна 3:16–17 ) и преобразить нас, сделав нас «подобными образу Сына Своего», когда мы уверуем в Него (Римлянам 8:29; 2-е Коринфянам 3:18). Вторая Ипостась Троицы приняла человеческую природу в Иисусе (Евреям 2:14 ) и стала последним Адамом (1-е Коринфянам 15:45), сделавшись таким образом (кровным) Искупителем (Исаия 59:20) человечества, ведущего свой род от первого Адама.

1

И дарвинисты того времени настаивали на праве Скоупса преподавать по такому учебнику!

Ссылки и примечания:

Пожалуй, самый часто задаваемый вопрос о геноциде Холокоста, который опирался на евгенику, это вопрос: «Как такое могло произойти?» В вышедшем в 1961 году фильме студии MGM «Суд в Нюрнберге», о процессе над четырьмя нацистскими военными преступниками, один из обвиняемых взывает к председателю суда Дэну Хейвуду (которого играет Спенсер Трейси): «Эти люди – миллионы людей – я не мог знать, что дойдет до такого! Вы должны поверить мне!» Ответ Хейвуда был красноречив: «До этого дошло, когда вы впервые приговорили к смерти человека, зная, что он невиновен».

Аналогично, сегодняшнее умерщвление невинных нерожденных детей из-за того, что сторонники евгеники считают их менее совершенными, чем другие, началось в тот первый раз, когда врач согласился на убийство ребенка с увечьем еще в утробе. Все остальное – история.

1. Основан на третьем Нюрнбергском процессе. Всего их было 13.

Ссылки и примечания:

  1. Cowan, R., Sir Francis Galton and the study of heredity in the nineteenth century , Garland Publishing Inc., New York, USA, p. vi, 1985.