Почему символом средневековой японии стали самураи. Самурай - это кто такой? Традиции самураев. Обряд посвящения в воины

В истории Японии был очень интересный период со второй половины 15-го и до начала 17 века - Сэнгоку Дзидай ("Эпоха воюющих провинций"). В это время произошло ослабление центральной власти, что привело к смуте и раздробленности. Отдельные провинции воевали друг с другом за власть, и вся страна, можно сказать, была охвачена войной, а главными героями того времени были могущественные японские воины - самураи.

15. Даймё

Сначала нужно вспомнить, кто такие даймё. Это были невероятно влиятельные военные феодалы, владельцы провинций, которые в эпоху Сэнгоку Дзидай управляли почти всей Японией. Выше них был только сёгунат, центральная власть сёгуна - но в то время она ослабела и была фактически номинальной. А новые властители Японии - даймё - строили мощные цитадели и нанимали самураев для охраны своей территории и завоевания соседской. При замке вырастал город, и каждая такая провинция представляла собой государство в государстве. Такая ситуация сохранялась вплоть до Реставрации Мэйдзи (свержения сёгуната и восстановления императорского правления, 1868-1889 гг.).

14. Гражданская война, раздробленность и междоусобица

Период Сэнгоку Дзидай начался со "Смуты годов Онин" - гражданской войны, длившейся 10 лет (с 1467 по 1477 гг.) и приведшей к потере сёгунатом своего могущества. Власть Киото ослабла, а сила военных феодалов, наоборот, начала расти, и вскоре они уже оспаривали друг у друга право занять столицу. Что касается экономики в этот период, то она процветала благодаря торговле с Китаем, поэтому провинции и ратовали за автономию. Все закончилось полной раздробленностью и междоусобицей. Но были среди самураев и те, кто хотел объединения страны. Один из таких людей, Ода Нобунага, к концу 16 века практически сумел добиться своей цели, но погиб, окруженный врагами. Однако его преемники - Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - в конце концов добились восстановления сильной центральной власти сёгуната и вновь объединили Японию.

13. Ода Нобунага

Итак, Ода Нобунага - первый из объединителей Японии и один из самых выдающихся самураев в истории этой страны. Он родился в 1534 году в семье небольшого военного предводителя, а после смерти отца стал главой рода Ода и начал победоносное военное шествие, в итоге завладев столицей и всей центральной Японией. Ода Нобунага был человеком сурового нрава и жестко проводил свою политику в жизнь, не считаясь ни с чем. За сожжение одного из древнейших буддийских храмов его прозвали "Демоном-повелителем Шестого Неба" (одно из воплощений зла в буддизме). Увы, увидеть Японию окончательно объединенной Демону-повелителю не удалось: в 1582 году он совершил харакири в храме Хонно-дзи, преданный своим же военачальником Акэти Мицухидэ.

12. Тоётоми Хидэёси

Родился в 1536 году в крестьянской семье, но мечтал о карьере самурая - и нанялся на службу к Оде Нобунаге (в этом ему, надо сказать, повезло). По легенде, Хидэёси отличался блестящим умом - неслучайно Ода Нобунага возвысил бывшего крестьянского сына до ранга генерала. Было за что - вот лишь несколько достижений Хидэёси: форсированное ("за одну ночь") строительство замка Суномата (1566), прикрытие тылов в битве при Канагасаки (1570), "водный штурм" замка Такамацу (1582). После гибели Оды Нобунаги в храме Хонно-дзи в 1583 году Хидэёси стал его преемником, фактически узурпировав власть. Он объединил разнозненные японские провинции под своим началом, составил общий земельный кадастр, провел несколько военных и социальных реформ, запретил в Японии христианство, и даже успел перед смертью повоевать с Кореей и Китаем. Умер в 1598 году.

11. Токугава Иэясу

Этот человек явно умел выживать. Он родился в 1543 году в небольшом самурайском роде Мацудайра и все детство провел как политический заложник у соседних правителей, которые использовали слабых Мацудайра в своих политических играх. В 1560 году Иэясу восстал против рода Имагава и заключил союз с его врагом - Одой Нобунагой. Далее Токугава расширил свои владения, а после смерти Нобунаги вступил в борьбу за его наследство, но проиграл ее Тоётоми Хидэёси и признал себя его вассалом. А вот после кончины Тоётоми Хидэёси Иэясу сумел закончить начатое двумя его предшественниками и объединить страну. В 1603 году он получил титул сёгуна и основал третье самурайское правительство - сёгунат в городе Эдо, который просуществовал в Японии до 1868 года (т.е. до Реставрации Мэйдзи).

10. Война годов Онин

Из-за чего началась смута и гражданская война 1466-1477 гг.? Из-за того, что было непонятно, кто унаследует власть после смерти сёгуна. У сёгуна не было наследника и он попросил своего брата уйти из монахов и стать наследником. Но когда брат согласился и сделал это, у сёгуна внезапно родился сын. Когда сёгун умер, ребенок был еще слишком мал, чтобы наследовать власть, поэтому начались споры о том, кто должен стать новым сёгуном, и враждующие кланы начали вставать на одну или другую сторону. В Киото разразилась война, но ни одна из сторон не могла одержать решающую победу, они просто сражались друг с другом до изнеможения в течение долгих 10 лет. В итоге страной толком никто не управлял, что и стало причиной начала эпохи феодальной раздробленности, которую мы знаем как Сэнгоку Дзидай.

9. Европейцы в Японии и ружья с острова Танэгасима

Что касается европейцев, то они некоторым образом также повлияли на ход истории в эпоху Сэнгоку Дзидай - с помощью торговли, в основном поставок огнестрельного оружия воюющим кланам. Факты таковы: в 1543 году к острову Танэгасима прибило португальское судно. Тогда-то правитель острова Танэгасима Токитака и заполучил в свои руки две аркебузы, купив их у португальцев. Надо сказать, японцы довольно быстро создали свои ружья "танэгасима", сделанные по образу и подобию португальских аркебуз. Ну а португальцы смекнули, что это хороший повод для торговли, и начали регулярно снабжать этим оружием японских самураев. В период междоусобиц побеждал тот, у кого помимо традиционных войск было еще несколько тысяч аркебузиров - например, в армии уже известного нам Нобунаги их было 3 тысячи. Залповый огонь этих - хоть и не самых эффективных - ружей был способен остановить атаку конницы или пехоты, что могло стать серьезным преимуществом в сражении.

8. Харакири в храме Тайнэй-дзи

Этот случай не имеет отношения к нашим трем главным героям, о которых мы рассказали ранее, но немного отвлечемся на него, так как это очень показательная история для того периода. В 1551 году 16-й правитель рода Оути по имени Оути Ёситака после ряда неудачных военных решений окончательно потерял власть над провинцией в результате восстания, поднятого его военачальником Суэ Харуката. Ёситака был вынужден совершить харакири, а Харуката провозгласил новым главой рода приемного сына Оути Ёситака и стал управлять всеми владениями от его имени.

7. Битва при Окэхадзаме

Вернемся к основным нашим героям. Битва при Окэхадзаме была одной из ярчайших военных побед Оды Нобунаги. Противостояние между его отборными отрядами и армией Имагавы Ёсимото продолжалось в течение месяца, а решающее сражение произошло 12 июня 1560 года. Тогда еще не все наши герои находились в одной команде: Тоётоми Хидэёси уже служил под началом Нобунаги, а вот Токугава Иэясу по-прежнему воевал на стороне клана Имагава (это как раз те самые союзники, что заставили его жить с ними в залог дружбы между соседними кланами). У клана Имагава было решающее преимущество: 25 000 бойцов против 2-3 тысяч у Нобунаги. Однако последний применил военную хитрость, которая заставила врага подумать, что войск у противника гораздо больше. В результате почти все военачальники Имагавы присоединились к армии Нобунаги - в том числе и Токугава Иэясу. И с тех пор он всегда воевал на его стороне.

8. Осада крепости Исияма Хонган-дзи

Еще одна война, которая продолжалась 10 лет (1570 - 1580 гг.). С одной стороны - суровый даймё Ода Нобунага с союзниками, с другой - воины-монахи секты Икко-икки. Монахи эти были чересчур буйными и приобрели большую военную и экономическую мощь, с которой пришлось долго бороться. Осада главного оплота монахов - храма-крепости Исияма Хонган-дзи - продолжалась целых десять лет с переменным успехом, но в итоге окончилась поражением Икко-икки. Нобунага пощадил жизнь защитников крепости (не всех, но многих), но сам храм сжег дотла, чем и поставил точку в истории этого воинствующего религиозного движения.

5. Гибель Оды Нобунаги

Как так случилось, что Оду Нобунагу предал его же ближайший соратник, военачальник Акэти Мицухидэ? Нобунага был в тот момент на вершине власти, он одержал множество побед, почти вся центральная Япония уже находилась под его контролем, и даже его враги, казалось, уже попритихли и поняли, что справиться с ним не удастся... Однако предательство - сильное оружие. 29 мая 1582 года Нобунага остановился в Киото, в храме Хонно-дзи, на небольшой отдых перед тем, как лично возглавить свои войска на поле боя (шли затяжные бои с родом Мори). На фронт должно было прийти свежее подкрепление от Акэти Мицухидэ. Однако его войска пришли не на фронт, а в Киото - и окружили храм Хонно-дзи, а затем взяли его штурмом. Нобунага был вынужден совершить харакири.

Руководствовался ли Акэти личными мотивами (надо сказать, Нобунага был не сахар; например, он конфисковал все земли Акэти) или выполнял заказ врагов, доподлинно неизвестно. Заказчиками называют императора, бывшего сёгуна Ёсиаки и преемников Нобунаги - Тоётоми Хидэёси и Токугаву Иэясу.

4. Приход к власти Тоётоми Хидэёси

После смерти Оды Нобунаги начался хаос и борьба за власть. Акэти пытался заставить Имперский суд признать его новым главой рода Ода. Хидэёси, в свою очередь, объединился с кланом, с которым прежде воевал, и совместными усилиями быстренько победил Акэти. Хидэёси оказался сильнее всех и ни у кого не было против него ни малейшего шанса (недаром его считали очень умным!). Именно он стал преемником Нобунаги, что снова наводит на мысль о том, что сговор все-таки мог иметь место. Только вот в результате этого сговора исполнитель не получил ничего, а заказчик получил все.

5. Смерть Тоётоми Хидэёси

Тоётоми Хидэёси за 11 лет у власти успел сделать многое во всех сферах жизни страны. Хидэёси продолжил курс на свободу торговли, начал чеканку первой японской золотой монеты, составил земельный кадастр и закрепил землю за крестьянами, работавшими на ней, провел изъятие оружия у мирного населения, четко поделив его на самураев и гражданских. Кроме этого, боролся с европейским колониализмом: запретил христианство (после того, как Португалия отказалась помочь японцам построить флот для завоевания Восточной Азии) и приказал изгнать всех миссионеров. А 26 христиан были показательно распяты на крестах в Нагасаки.

Умер он в 1598 году, оставив малолетнего сына. Желая передать власть сыну перед своей смертью, Хидэёси лишил собственного племянника должности кампаку, которая считалась главной в семье Тоётоми, и приказал ему совершить харакири. Кроме того, создал опекунский Совет пяти старейшин, задачей которого было помогать его сыну Хидэёри в управлении государством.

2. Совет пяти старейшин и сёгунат Токугавы

Совет пяти старейшин правил страной, пока Хидэёри был слишком мал, чтобы справиться с этим самому. Самым влиятельным членом этого совета был и наш давний знакомый Токугава Иэясу, чем он не преминул воспользоваться. Он постепенно начал заключать союзы с теми даймё, что давно уже были недовольны политикой Хидэёси, и всех их собирал вокруг себя. В основном это были самураи, которые жили за счет войны и не разбирались в политике и правлении "гражданских". Закончилось все военным противостоянием в 1603 году, в котором победил Токугава Иэясу. У него было 100-тысячное войско, а у защитников существующей власти - 80-тысячное. После этой победы Иэясу получил от императора титул "Великого сёгуна завоевателя варваров" и создал новый сёгунат - в городе Эдо (сейчас это Токио).

1. Осада Осакского замка

Однако Токугава Иэясу не мог позволить роду Тоётоми продолжить свое существование, так как этот род представлял для него и его наследников реальную угрозу - он оставался формальным главой самого сёгуна и продолжал иметь множество влиятельных вассалов, поэтому легко мог вернуть себе власть. Чтобы этого не произошло, Иэясу нашел первый подходящий повод объявить войну роду Тоётоми и окружил замок в Осаке. После длительной осады был заключен мирный договор, по которому защитники крепости обязались разрушить укрепления. Однако, подумав как следует, Тоётоми Хидэёри решил, что это слишком опасно и приказал восстановить разрушенные укрепления. А Токугава Иэясу вторично объявил ему войну и снова окружил Осакскую крепость, которая была практически незащищенной к этому моменту. Положение Тоётоми Хидэёри оказалось безвыходным. И он, и его мать сделали харакири. Так род Тоётоми прекратил существование, а Токугава Иэясу остался у власти и сумел передать ее своим потомкам.

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов - ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).


Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната - формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим - к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.


Миномото но Ёримото - первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой - количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.


В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось - чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.


Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото - непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.


Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.


Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.


Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями - это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения - танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.


Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи - то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.


На поле боя самураи облачались в специальные доспехи - в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу - для устрашения противника.


В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя - тайных убийц-наёмников.


А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности - так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.


Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции - элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

Для средневековья самураи имели все качества идеальных солдат. Слово «самурай» произошло от глагола haberu, что в переводе означает, поддерживать, служить,; таким образом самурай это- служащий человек, являющийся не только воином но и телохранителем и слугой своего господина(даймё) или сюзерена. Самурай служил верно своему господину настолько преданно. что готов был без раздумий отдать за него свою жизнь.

Самураи были невероятно умелыми и опасными солдатами, так как в их боевой подготовке было два важных психологических фактора, слепая, абсолютная преданность господину и беспрекословная готовность к смерти, более того умереть во имя чести и доброго имени своего господина было весьма почётно и считалось лучшим концом жизни самурая.

Секрет "рыцарей" феодальной Японии заключался в кодексе Бусидо. Именно без этого кодекса самураи оставались бы просто хорошими солдатами и не смогли бы не достигнуть таких вершин в доблести и героизме, прославивших их не на одно столетие. Кодекс Бусидо - это не что иное как свод правил, именно по этим правилам самураи жили, шли в бой и даже умирали. Именно благодаря кодексу бусидо самураи становились боевыми машинами с циничным взглядом на обычную, мирную жизнь и воспеванием собственной героической гибели. В жизни самурая было только одно стремление, исполнить свой долг до самой смерти, а исполнение долга заключалось в служении своему сюзерену. Поэтому самурай никогда не стоял перед выбором жить или умереть, само его определение как самурая исключало подобный выбор, иначе он не имел права называться самураем

.

Быть самураем соответственно было далеко нелёгкой задачей, к примеру средний вес доспехов самурая мог достигать 12 килограмм. Такая весомая нагрузка просто обязывала воина иметь отличную физическую подготовку. Самураев учили с раннего детства, обучение продолжалось до 15-16 лет, и заканчивалось обучение тогда когда наставник посчитает что юный самурай готов верно служить своему господину. В учебную программу самурая, обязательно входило искусство владения мечом, копьем, алебардой, стрельба из лука, рукопашный бой, и многое другое.

Семья и наставник заботились о становлении характера будущего самурая, вырабатывая отвагу, мужество, терпение, выносливость,бесстрашие и смелость, другими словами, развивая в них качества, считавшиеся в среде самураев главными добродетелями, при которых воин должен был пренебречь своей жизнью ради жизни господина. Характер истинного самурая развивали просмотром театрализованных представлений о героических подвигах великих самураев, прочтением историй и рассказов. Очень часто отцы или наставники приказывали сыновьям ходить ночью на кладбище в места где якобы водится нечистая сила, для того что бы закалять свой характер и учиться бороться со страхами. Нередко будущие самураи посещали и места публичных казней и наказаний, и проводили по ночам осмотр отрубленных голов казнённых, на которых юный ученик непременно должен был оставить какой нибудь свой знак, являющийся доказательством того что молодой буси действительно приходил на это место. Юные самураи вынуждены были часто ходить зимой босиком, или оставаться голодными, так как все эти меры воспитывали в них выносливость, так необходимую настоящим самураям.

Молодые самураи должы были носить свои доспехи не снимая до тех пор пока совершенно к ним не привыкнут и не будут чуствовать себя в них так же удобно как без доспехов.

Самураи, чётко оформились именно как сословие в период правления сёгунов из феодального дома Токугава (1603-1867). Наиболее привилегированным слоем самураев были хатамото, которые являлись непосредственными вассалами своего сёгуна. Хатамото чаще всего даже не имели своих земель, а жалование от господина получали рисом.

Духом презрения к смерти и беспрекословного подчинения своему господину был проникнут весь кодекс Бусидо, которому была подчинена жизнь любого самурая. По закону самурай имел право убить на улице любого представителя низшего сословия который неприлично вёл себя по мнению самурая или не дай бог посмел оскорбить его. К закату эпохи Самураев, в период правления дома Токугава, отряды самураев чаще всего использовались уже лишь для подавления крестьянских бунтов. Самураи были жестоки, они не ведали что такое жалость и если кому то приходило время расстаться с жизнью от руки самурая, то смерть была молниеносна, без права на справедливость.


У японских самураев сложилась почти мифическая репутация. Идея о воинах, мастерски владеющих катаной и придерживающихся благородного кодекса, невероятно романтична. К тому же она была подкреплена легендами и фильмами. Но на самом деле многие реальные факты о самураях умалчиваются, поскольку это разрушило бы романтичный флёр, созданный кинематографом и литературой.

1. Накидки «хоро»


Самураи носили массивные 2-метровые накидки «хоро», которые были набиты легкими материалами и взмывали вокруг тела самурая при малейшем ветре. Хоро должны были защитить самурая от стрел. А ещё хоро были главным символом статуса война. Убитого в бою врага, на котором был надет хоро, хоронили с почестями.

2. Самурайские мечи


В XIII веке, когда на Японию напали монголы, жители Страны Восходящего Солнца впервые столкнулись с армией, экипированной в тяжелую броню. Их мечи в тот момент не выдерживали никакой критики. Тонкое японское оружие застревало в монгольских кожаных доспехах, а зачастую попросту ломалось пополам. Эти тонкие самурайские мечи ломались так часто, что от них были вынуждены отказаться и начать делать более крупные и тяжелые мечи, чтобы противостоять монголам.

3. Самураи-«неженки»


В феодальной Японии считалось, что мужчина, который проводит ночь с женщиной, является неженкой. Самураи верили, что секс с женщинами оказывает «феминизирующий» эффект на ум и тело мужчины. Самурай женился, если ему это было необходимо для продолжения рода, но он никогда не позволял себе увлечься своей женой. Если самурая видели целующим свою жену в общественных местах, то его мужественность оказывалась под вопросом. При этом гомосексуальные связи воспринимались как что-то обыденное.

4. Поручитель-любовник


Когда мальчик учился искусству самураев, он часто жил в паре со зрелым мужчиной. Старший учил мальчика боевым искусствам, этикету, кодексу чести, а взамен использовал его для удовлетворения похоти. Это называлось «судо», что означает «путь от мальчика к подростку». Когда мальчику исполнялось 13 лет, обычно он клялся в верности учителю и жил с ним следующие шесть лет. Это считалось совершенно нормальным. Один японский поэт писал: «Молодой человек без старшего поручителя-любовника уподобляется молодой девушке без жениха». К этому действительно относились, как к браку.

5. Немедленно и при свидетеле


Если к самураю обращался неуважительно кто-то из низшего класса, то он мог убить этого человека на месте. При этом были несколько правил. Самурай должен был сделать это немедленно и при свидетелях. Более того, не сделать подобное считалось постыдным.

6. Только правая штанина


Самураи начали параноидальным образом относиться к своей ванной комнате после случая с даймё Уэсуги Кэнсин, которого в XVI веке убили в туалете. Убийца пробрался в туалет и ударил Уэсуги Кэнсина копьем, застав того врасплох со спущенными штанами. После этого его соперник Такеда Синген обеспокоился тем, что кто-то может проделать что-то подобное с ним, и принял меры. С тех пор все мастера боевых искусств начали учить адептов ходить в туалет с полностью спущенной правой штаниной, чтобы обеспечить себе свободу действий. Ванные комнаты самураев планировались так, чтобы быть защищенными от ассасинов.

7. Посмертный запах


Легендарный самурай по имени Сигэнари Кимура провел свой последний бой в 1615 году, защищая замок в Осаке. Он смело вывел свои войска на поле боя, предварительно тщательно обрезав волосы и окурив свой шлем благовониями. Кимура знал, что он не выживет и решил «позаботиться» о своем будущем убийце, оставив ему ароматный труп. Он знал, что его голова станет чьим-то трофеем и хотел, чтобы она хорошо пахла.

8. Собака в доспехах


Сегодня сохранился по крайней мере один набор самурайской брони, сделанной на заказ для собаки. Уже не известны подробности относительно того, как использовалась собачья броня, но ученые считают, что, вероятно, броня не предназначалась для боя, а скорее для она использовалась во время парадов или просто была заказана кем-то из коллекционеров. Тем не менее, в один прекрасный момент в истории какой-то самурай ходил по улицам японского города с собакой, одетой в полную боевую броню.

9. Сякухати


Одним из самых странных видов самурайского оружия являются сякухати - бамбуковые флейты. Первоначально это были просто музыкальные инструменты, на которых играли буддийские монахи. Со временем флейты преобразились, когда группа буддистов по названию комусо начала ходить с корзинами на головах, играя на флейте и проповедуя. Самураи поняли, что эти люди с корзинами на головах являются попросту идеальной маскировкой и начали притворяться ими. Шпионы самураев, которых засылали для подавления восстаний, выглядели как монахи в комусо. При этому на флейтах самураев были шипы для использования их в качестве оружия самообороны.

10. Преданность самурая


Кодекса самураев на самом деле не существовало до 1600-х годов, а до этого самураи постоянно предавали своих хозяев. Даже после этого, лояльность самурая существовала только на бумаге, но никак не в реальной жизни. Если хозяин не заботился о самурае и достойно не награждал воина, который защищал его, то самураи, как правило, использовали любой шанс, чтобы зарезать его и перейти служить к тому, кто платит больше. Когда западные миссионеры впервые приехали в Японию, они были шокированы тем, сколько увидели предательств и убийств «в спину».

И в продолжение японской темы мы публикуем .