План-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему: "Звук и буква Э". Конспект занятия в подготовительной группе на тему:»Звук и буква Э
Алёна Болохонцева
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Э»
Организационный момент :
1. Красками пахнет наш юбиляр
Тысячный дом покрасил. маляр
2. Щуки,окуни,судак,
Наш улов принес. рыбак
3. Нет тельняшки без полос,
кто в тельняшке, тот. матрос
4. Мебель,хлеб и огурцы,
Продают. продавцы.
5. Струны гитары,терпенье,талант
Плюс вдохновенье равно. музыкант
6. Царь сегодня,завтра вор,
Роли все сыграл. актер
7. С книгой кто в руке-писатель
Книги пишет,кто?. писатель
8. Победит огонь коварный
Тот,кого зовут. пожарный
9. К телевизору запчасти
Подберет нам. телемастер
10. В поле комбайнов слышится хор
Хлебный корабль ведет. комбайнер
Основная часть :
Пантомима «Прогулка с лес» . Дети изображают ходьбу по высокой траве, бурелому и кочкам.
Мы зашли далеко в лес и заблудились. (Выразить состояние людей, заблудившихся в лесу.)
Заблудились мы в лесу. (грустно) Эхо! Эхо!
Закричали все «Ау!» (громко) Вот потеха.
Никто не отзывается. (печально) Это эхо каждый раз
Лишь эхо отзывается. Передразнивает нас.
Наше эхо возвращается к нам тихо «Ау! Ау!» Е. Благинина
Нашли тропинку, возвращаемся домой.
Какой первый звук вы услышали в слове ЭХО?
Сегодня мы будем слушать и произносить слова со звуком Э , познакомимся с буквой Э .
Произношение звука в словах .
Дети, сейчас мы отправимся с вами на экскурсию. Что такое экскурсия?
Ответы детей. При затруднении – объяснение педагога.
Вы будете экскурсантами, а я - экскурсоводом. Как называются похожие слова? (Родственные слова.)
Образование относительных прилагательных.
Выходим на улицу. Какие дома вы увидели на улице? (Одноэтажные, двухэтажные, …многоэтажные) – Дополняйте предложения : В доме много… (этажей) . Мы поднялись на пятый (этаж) . Спустились с пятого (этажа) .
Дальше мы поедем на метро. Как называется лестница, которая спускает и поднимает людей в подземную станцию метро? (эскалатор) . Поезда, которые перевозят людей с одной станции до другой называются (электрички) . Почему так называются эти поезда? (Они питаются электричеством) . Какие еще виды транспорта питаются электричеством? (Трамвай, троллейбус) .Давайте подумаем и назовем слова, родственные со словом электричество (электричка, электровоз, электропоезд, электрик)
Выделение звука из стихотворения
Электричество в домах.
Свет горит на этажах.
Экономить надо свет.
Ты запомнил или нет?
Назовите слова со звуком Э . Как вы понимаете слово экономить.
Дальше мы пойдем в магазин, где продаются электробытовые приборы. Показываю картинки, дети называют : (утюг – электроприбор, и т. д.) Почему их называют электроприборами? Можно ли электроприборами пользоваться детям? Почему?
Продолжим экскурсию. Снова поедем на электричке или, по-другому, на электропоезде, только уже не под землей а на земле. Нас приветствует человек, который управляет электропоездом, как его называют? (Машинист) . Есть ли звук Э в слове машинист ? Имя его начинается со звука Э – Эдуард . Он спрашивает, куда мы поехали.
(Мы поехали на экскурсию) Электричка нас привезла за город, чтобы мы посмотрели, как работает вот такая огромная, сильная машина. (Экскаватор) . Что делает экскаватор? Как зовут человека, который управляет экскаватором? (Экскаваторщик) .
Дети нам пришла телеграмма с севера Чукотки . Посмотреть Север нас приглашают северные жители эскимосы. Повторите это слово. В подарок им отвезем эскимо, Что это? (Мороженное – вкусное, сладкое, холодное) . На север полетим в аэробусе. (Аэробус - это огромный самолет. На его борту бывает очень много пассажиров).
Физкультминутка :
Вы устали? Давайте немного отдохнем!
Поскачите, попляшите
Поскачите, помолчите (тссс,
Сядьте тихо, полежите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Отдохнуло ваше тело
Продолжает наше дело!
Игровое упражнение «Доскажи словечко»
1. На большие расстояния
Мчится он без опоздания
Пишется с конца два С
Называется. экспресс
2. К дальним селам,городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество
Это. электричество
3. На лучинке,в бумажке
В шоколадной рубашке
В руки просится само,
Что же это?
4. Укукало,агакало,
Аукало и плакало.
И пассыпалось смехом,
Называется. эхо
Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами) .
Знакомство с буквой Э
Воспитатель : Звук Э на письме обозначается буквой Э
С открытым ртом
И большущим языком
2. Над лугами в синеве
Пролетает буква Э
3. Буква Э на С дивится
Словно в зеркало дивится
Сходство есть наверняка,
Только нету языка.
Воспитатель :А теперь ребята попробуем написать букву Э (раздаю карточки с буквой Э )
Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!» , «Ура!»
На работу им пора.
Заключительная часть :
Ребята, с каким новым звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук ?
Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре :
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.
Публикации по теме:
Тема: звук [ш] и буква Шш. Задачи: Образовательные: ознакомление со звуком [ш] и буквой Шш. Совершенствование навыков звукового анализа.
Образовательные задачи: 1. Закрепить навыки различения и произношения звука [Щ] в слогах, словах, фразах. 2. Упражнять детей в умении выделять.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Е, звук [Е]» МКДОУ ЦРР ДС №37 с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края. Конспект НОД По обучению грамоте в подготовительной группе Тема:.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква Г» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: Звук и буква «Г» Цель: создание условий для обеспечения осознания и усвоения.
Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной логопедической группе «Звук [Ж] и буква Ж» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №9 комбинированного вида» Конспект занятия по обучению грамоте в.
Тема : «В гостях у звука [Э]».
Задачи:
· познакомить детей с новой буквой Э, новым звуком [Э], его классификация;
· развивать умение выделять на слух слова с заданным звуком;
· закреплять умение составлять слова, их звуковые схемы , делить слова на слоги, определять количество слогов, звуков, букв в слове;
· упражнять в решении кроссвордов, развивать логическое мышление;
·
воспитывать
чувство
товарищества,
взаимовыручку, желание помочь другу.
Оборудование : касса букв большого формата, индивидуальные кассы букв для каждого ребёнка, тарелки с фасолью, наборы разноцветных квадратов для составления звуковой схемы слова красного, синего, зелёного цвета, ребусы, карточки для индивидуальной работы, карандаш, иллюстрации.
Ход
I . Организационный момент.
(На столе разложены игрушки )
Ребята, посмотрите на стол, выберите любую игрушку, которую вы захотите, возьмите её и станьте в круг. (дети выполняют задание)
-Задание: назвать выбранную игрушку, назвать первый звук в этом слове, охарактеризовать его.
II . Вступительная часть.
Ребята, сейчас у нас вами занятие обучению грамоте. Что мы учим на этом занятии? (звуки и буквы )
Чем отличаются звуки от букв?
Какими бывают звуки?
Приведите пример гласных звуков. (А О У Ы И)
Какие звуки называют согласными?
Какими бывают согласные звуки? (ЗВОНКИМИ И ГЛУХИМИ)
Игровое упражнение «Назови парный звук»
Цель: закрепить знание парных согласных звуков.
Ход: В-ль называет звонкий согласный звук, а дети в ответ называют глухой согласный.
Б – П З - С В - Ф Г - К Ж - Ш Д – Т
III . Основная часть.
1.Знакомство с новым звуком.
Я хочу рассказать вам историю об одном мальчике, которого звали Эрик. Послушайте, пожалуйста:
Эрик с дедушкой гуляли в лесу.
Эрик громко крикнул: «э-э-э», а из леса кто-то тихо ответил: «э-э-э».
Кто там кричит? - спросил Эрик.
Это эхо,- сказал дедушка.
Ребята, а как крикнул Эрик? (Дети громко отвечают: «э-э-э».)
А как ответили ему из леса? (Дети тихо отвечают: «э-э-э».)
Сегодня мы с вами выучим новый звук [Э] .
Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)
Почему вы так думаете?
2.Артикуляция звука [Э].
Язычок услыхал, как кричит Эрик. Он открыл домик довольно широко, сам улегся на пол, выгнулся дугой и стал за дедушкой повторять: «э-э-э». Воздух из домика-горлышка выходит свободно и не встречает на своём пути никаких преград.
Как повторял Язычок? (Дети повторяют звук [Э] .)
3.Игровое упражнение «Услышь звук»
Цель: закреплять умение выделять на слух слова с заданным звуком.
Ход: В-ль называет разные слова, а дети хлопают в ладоши, когда слышат слово со звуком [Э].
(читаю слова: стол, дом, эхо, двор, ковёр, экскаватор, котёнок, жук, эскимо, халат, эскалатор, стул, книга, эстафета, эвкалипт, магазин, игра, эскимос, экскурсия)
4.Знакомство с буквой Э.
Ребята, вы знаете, что звук – это то, что мы произносим. А ведь каждый звук обозначается определённой буквой. Посмотрите (показываю букву):
Э
Это - Э:
С открытым ртом
И большущим языком.
(Г. Юдин)
5. Написание буквы в воздухе
.
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы
напишем букву Э в воздухе. (Я стою спиной к детям, поднимаю вверх правую руку
и указательным пальцем пишу в воздухе букву, комментирую свои действия: ставим
точку, ведём линию полукругом слева направо,
вниз, закругляем, влево,
останавливаемся, в середине проводим ровную линию. Дети повторяют за мной.)
6.Пальчиковая гимнастика.
Большой палец встал один,
Указательный - за ним,
Средний будит безымянный,
Тот поднял мизинчик малый.
Встали все - «Ура!», «Ура!»
На работу им пора.
.
Методические указания:
Разгибаем
пальчики, начиная с большого
Расставить пальчики пошире
Произвольно
пошевелить пальцами.
7. Выкладывание буквы Э из фасоли
.
- Возьмите фасоль и выложите из неё перед собой на
столе букву Э. (по окончании работы дети убирают фасоль на место).
Ребята, к нам в гости пришла Белоснежка. Она просит у нас помощи. Гномы решили с ней поиграть и придумали для неё различные задания, каждое задание они положили в отдельный конверт. Посмотрите, сколько их (показываю конверты). Белоснежка одной очень трудно выполнить все эти задания. Давайте мы ей поможем.
Конверт 1, задание 1.
Игровое упражнение «Составь картинку»
Цель: закреплять умение составлять целую картинку из частей, действуя коллективно, находить место определённой буквы в слове, делить слово на слоги, выполнять задание слаженно, дружно.
Ход: на столе разложены разрезанные картинки. Дети делятся на две команды, и каждая составляет свою картинку из частей (экскаватор и электричка). По окончании каждое слово необходимо поделить на слоги, определить их количество и выделить ударный.
Конверт 2, задание 2.
Игровое упражнение «Разгадай кроссворд».
Цель : развивать умение разгадывать кроссворды, заменяя рисунки словами, развивать логическое мышление, сообразительность.
Ход : В-ль вывешивает на магнитной доске по очереди кроссворды, дети составляют зашифрованные там слова. Каждое составленное слово делится на слоги.
Бабочка
Экран
Гроза
Эскимос
Зрительная гимнастика
Раз – налево,
Два – направо,
Три – наверх,
Четыре – вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир. (Дети выполняют упражнения глазами).
Конверт3, задание 3.
Работа в разрезных азбуках.
1. На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руки просится само.
Что же это?., (эскимо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 6, букв 6.
2. В тёмном бору, за любою сосною
Прячется дивное диво лесное
Крикну:"Ау!" и оно отзовётся,
Я засмеюсь, и оно засмеётся. (эхо)
Отгадать загадку. Составить слово в кассе, составить звуковую схему.
Звуков 3, букв 3.
Конверт 4, задание 4.
Игровое задание «Подели на слоги».
Цель: Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове.
Ход: В-ль раздаёт индивидуальные картинки, на которых изображён предмет и под ним 5 квадратов одинакового размера. Детям нужно поделить слово на слоги и закрасить внизу столько квадратиков, сколько слогов в данном слове).. При подведении итога разобрать несколько вариантов задания.
Молодцы, ребята, помогли Белоснежке решить все задания. Теперь она отправится домой, и когда гномы вернутся вечером с работы, она сможет все эти задания им рассказать и показать.
III . Итог.
Ребята, с каким новым звуком мы сегодня
познакомились?
- Какой это звук?
Русских слов на букву Э
мало в нашем словаре:
эй, и эх, и эта.
А экватор, эстафета,
электричество, экран
к нам пришли из дальних стран.
Но язык наш к ним привык,
стал богаче наш язык.
Рефлексия:
· дети, которым понравилось сегодняшнее занятие, поднимают зелёный квадрат
· дети, которым занятие понравилось не очень, поднимают синий квадрат
· дети, которым занятие не понравилось, поднимают красный квадрат.
Поисковый.
Загадка:Что же это за девица?
Ни швея,ни мастерица….
Стихотворение про букву Е
На дворе- такая жалость!-
Наша лесенка сломалась,
наша лесенка сломалась,
На доске вывешивается буквы
Физминутка:
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
два — нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Слов:ел, ем, ели
Игра «Весёлые буквы»
Гимнастика для пальцев:
Наши пальчики сожмем
И конечно разожмем
Снова пальчики сожмем
И конечно разожмем
А теперь потрем ладошки
И подуем в них немножко
Каждый пальчик друг и брат
И писать он будет рад.
Рассмотрение карточки
Слушают стихотворение
Ель, ежи, ежевика, енот,
единорог
енота, ежевику.
Енот собирает ежевику.
Дети выполняют физминутку.
Выполняют задание.
Итог занятия :
Сколько звуков имеет буква Е
Как прошел урок?
Понравился ли вам урок?
Все ли вам было понятно?
С буквой Е
Два звука.
Ожидаемый результат:
Знать:
Иметь:
Уметь:
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по обучению грамоте на тему "Буквы Е,е Звуки [й"э]. "»
Технологическая карта организации учебной деятельности на _ 20.11.2015 г
0 «Б» класса Говорухина Е. П
Образовательная область: Коммуникация.
Раздел: Обучение грамоте и письму.
Тема: Буквы Ее, звуки [й"э].
Цели:
Познакомить с буквой Е, ее составляющими элементами и их расположением; Закрепить навыки различения и правильного произношения звуков[й"э]. в слогах, словах, фразах;
Развивать фонематический слух, память, внимание; навык чтения слогов, слов, предложений.-
Воспитывать чувство взаимовыручки, товарищества, внимательного отношения друг к другу при работе на уроке. - воспитание умения слушать педагога;
Воспитание умения действовать по инструкции педагога.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Материалы и оборудование: ,дидактический материал, тетрадь, карандаши, картонные солнышко и тучка для рефлексии.
Билингвальный компонент: ель- шырша,буква- әріп.
Этапы деятельности | Действия воспитателя | Действия детей |
Мотивационно- Побудительный. | Приветствие: Здравствуй, солнце золотое! Речёвка. : «Мы весёлые ребята». Мы весёлые ребята, Организационный момент: Проверь, дружок, Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка. | Проговаривают слова. Говорят речевку. Слушают воспитателя. |
Организационно- Поисковый. | Повторение пройденного: показ карточки с буквами. их характеристика. Знакомство с буквами Ее и звуками [й"э]. Загадка:Что же это за девица? Ни швея,ни мастерица…. Ничего сама не шьёт,а в иголках круглый год. Посмотрите ребята какая красивая ель пришла к нам в гости. Показ карточки с елью и буквами Ее. Послушайте стихотворение про букву Е Стихотворение про букву Е На дворе- такая жалость!- Наша лесенка сломалась, наша лесенка сломалась, буква Е зато осталась./Е.Тарлапан/ Знакомство с артикуляцией звуков [й"э]. (При произнесении звуков[й"э]. подбородок опускается). Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков[й"э]. Характеристика звука [й"э]. (буква Е имеет 2 звука йэ- гласный, его можно петь и тянуть, обозначается красным цветом). На доске вывешивается буквы Назовите слова которые начинаются на букву Е. Ребята посмотрите на картину что мы видим? Придумайте одно предложение по этой картине. Физминутка: Буратино потянулся, Раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. Работа в азбуке тетради стр.49 Найдите и наклейте наклейку с буквой Ее. Чтение слогов: Ое,ые, ее,ею, ей, ен, ем, ел Слов:ел, ем, ели Предложения:Я ем, Мы ели, Он ел, Она ела, Они ели. Игра «Весёлые буквы» Ребята посмотрите к нам в класс пришли веселые буквы, они так веселились, что у них смешались краски.Давайте мы с вами поможем буквам. Гимнастика для пальцев: Наши пальчики сожмем И конечно разожмем Снова пальчики сожмем И конечно разожмем А теперь потрем ладошки И подуем в них немножко Каждый пальчик друг и брат И писать он будет рад. Вот размяли наши пальчики, давайте откроем тетради и напечатаем букву Ее. Молодцы, ребята, вы сегодня позанимались на славу. | Дети называют буквы, говорят какие они гласные, согласные. Дети отгадывают загадку,говорят:ель Рассмотрение карточки Слушают стихотворение Проговаривание стихотворения вместе. Слушают проговаривают вместе с воспитателем Рассмотрение буквы Ее и звуков [й"э]. Ель, ежи, ежевика, енот, единорог енота, ежевику. Енот собирает ежевику. Дети выполняют физминутку. Выполняют задание. Читают слоги,слова, предложения. Дети называют букву и говорят какого она цвета, если не правильного исправляют. Выполняют гимнастику для пальцев. Открывают тетради и печатают буквы Ее |
Рефлексивно- Коррегирующий. | Итог занятия : С какой буквой мы с вами познакомились? Сколько звуков имеет буква Е А сейчас возьмите солнышко или тучки и покажите мне: Как прошел урок? Понравился ли вам урок? Все ли вам было понятно? | С буквой Е Два звука. Дети показывают солнышко если все понравилось, и все было понятно. Облако если что то было не понятно, не понравилось. |
Ожидаемый результат:
Знать: Ранее изученные буквы, буквы Ее.
Иметь: навыки чтения слогов, слов, представление о двойном звуке.
Уметь: составлять предложение по картинке, писать букву Ее, внимательно слушать воспитателя.
Бурлинская общеобразовательная школа
Конспект занятия
По предмету
Обучение грамоте и письму
Буквы Ее, звуки [й"э].
0 «Б»класса
Подготовила:Говорухина Е.П.
ТЕМА НОД «ЗВУК [Э]»
Цели
Коррекционно-образовательные:
Знакомство со звуком и буквой Э;
Выделение звука [Э] из ряда гласных звуков и начала слова;
Анализ ряда гласных типа ЭУА;
Чтение ряда гласных;
Образование множественного числа существительных.
Коррекционно-развивающие:
Правильное произнесение звука [Э] в словах и предложениях;
Расширение словарного запаса по теме «Осень»;
Употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
Развитие памяти, внимания, логического мышления, мелкой моторики;
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать желание активно участвовать в образовательном процессе.
Оборудование: предметные картинки, картина «Осень в лесу», материал для анализа, доска, маркеры, буквы.
Ход НОД
1.Орг. момент
Сядет тот, кто назовет слово, которое начинается со звука [И] (А, У)
2. Повторение
Что такое звук?
Какие звуки мы знаем?
Какие это звуки? Почему?
д/игра «Какой звук я хочу сказать?» (беззвучная артикуляция)
Как догадались?
Сколько звуков я сказала? (АИ, ИАУ) – анализ
3. Знакомство со звуком [Э]
Сейчас я широко открою рот, широкий язык положу за нижние зубы и скажу Э-Э-Э.
Какой звук я сказала?
Произнесите этот звук хором, по одному.
Как вы думаете, звук [Э] какой? Почему?
Этот звук есть в словах:
Эмма Эхо Электрик Экскаватор Экскурсия
Элла Это Электричество Эскалатор Экскурсовод
Эдик Экран Этажерка Эскадрон Этажи
Д/игра «Эхо»
1-й ряд говорит [Э] громко, 2-й – тихо.
Д/игра «Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [Э]»
А-у-и-э-и-у-а-о-э-а-и-э…
Д/игра «Найди и назови»
Дети получают задание найти среди окружающего предметы на заданный звук ([У]: утюг, утка, угол; [Э]: этажерка, экран, электричество, эстамп; [И]: игрушки, игры, инструменты; [А]: абажур, апельсин, автомобиль, алфавит.
4. Беседа по картине «Осень». Образование сущ-х мн. числа.
Дерево-деревья, ствол-стволы, пень-пни, белка-белки, лист-листья, трава-травы, гриб-грибы, берлога-берлоги, птица-птицы, заяц-зайцы, еж-ежи…
б) подобрать слова-действия:
ветер: дует, раскачивает, кружит, завывает…
деревья: растут, качаются, желтеют…
листья: желтеют, осыпаются, кружатся, шуршат…
в) д/игра «Назови ласково»
ветер-ветерок, дерево-деревце, лист-листок, белка-белочка, трава-травка…
5. Связная речь. Пересказ рассказа «Осень в лесу»
После знойного лета наступила осень. Стало холоднее. Птицы улетают в теплые края. Часто моросят дожди. Земля покрыта разноцветными листьями. Белки, ежи и мыши запасают себе корм на зиму. Медведь ищет место для берлоги.. Заяц меняет шубу. Люди собирают в лесу грибы и ягоды. Это время года называют грустным.
6. Буква Э.
Это – Э
С открытым ртом
И большущим языком.
7. чтение АУЭ, ЭИУ, УИА, УЭА…
8.Итог
Какой звук учили?
Какой это звук?
Назвать слова на этот звук.
Назвать имена на этот звук (Элла, Эдик, Эмма)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентации "Звук и буква Э,Ю,Я"
Презентации предназначены для работы воспитателям и логопедам ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста по обучению грамоте....
конспект логопедического занятия звук и буква Э. в подготовительной группе.
Развитие речевого дыхания, мелкой моторики. массаж лица, мимических мышц, артикуляционной моторики, фонематического слуха. Упражнение по развитию произношения и обучению грамоте....