Петров м.п. казанские татары – потомки булгар волги. Казанские татары и их предки

О чем забывают историки КФУ и института им. Марджани, как Гумер Усманов поддерживал ТОЦ и о чем спорят татарские и башкирские лингвисты

Какое имя на самом деле должен носить второй по численности этнос России? И почему неверна теория о происхождении современных татар от татаро-монголов? Об этом «БИЗНЕС Online» рассказал 87-летний именитый академик Мирфатых Закиев - один из лучших знатоков татарского языка.

Мирфатых Закиев: «Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею смогли внушить и Шаймиеву» Фото: Оксана Черкасова

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ТЮРКОЛОГИЯ СФОРМИРОВАЛАСЬ НА ОСНОВЕ ЕВРОПОЦЕНТРИЗМА

Мирфатых Закиевич, вы являетесь крупнейшим знатоком татарского языка, вместе с тем глубоко изучаете историю народа. Существует устойчивое мнение, что прародиной всех тюркских народов является Алтай. Вы один из немногих, кто с этим категорически не согласен.

У меня в настоящее время есть около 40 монографий. И бо льшая часть их посвящена не языку, а истории. Хоть и начинал я работу как языковед, но ведь история языка тесно переплетена с историей народа. У меня все материалы о том, что наш народ не какой-то там пришлый, а сформировался здесь. После этого я вступил в спор с историками.

Сейчас в «БИЗНЕС Online» активно дискутируют ученые из КФУ и Института истории имени Марджани. Но обе стороны не понимают один важный вопрос. Есть такая вещь, как евроцентризм или европоцентризм. Что это такое? Европейские ученые, начиная с XVIII века, считают, что вся Европа и наиболее плодородные земли Азии изначально были заселены европейцами. А остальные живущие сейчас народы сформировались позднее как отсталые кочевые племена. После того как они перестали обеспечивать себе пропитание, начали грабить европейцев и располагаться на этих землях. Якобы наши предки еще в III - IV веках нашей эры сформировались на Алтае, а позже в VII - VIII веках осели на территории, на которых сейчас живут тюркские народы. Это бездоказательное, ошибочное мнение.

- Европоцентризм - это лишь одна из научных гипотез, или она преследует какие-то иные цели?

Я придерживаюсь теории, которую высказал ученый Сергей Артановский, исследовавший феномен европоцентризма и сделавший вывод, что это суть стремление европейцев завоевать хоть бы в историческом плане больше территорий, а потом претендовать на те территории, где сейчас живут тюрки, угро-финны и т. д. Якобы Европа должна быть землей коренного народа.

На основе европоцентризма сформировалась и современная тюркология, русская тюркология. К сожалению, наши ученые взяли ее за основу. Они также говорят, что наш народ сформировался на Алтае и заселился сюда несколько позже. На самом деле есть исследования геологов. Они брали из древних костей ДНК и сравнивали с современными. Оказалось, что результаты совпадают. Не только нас, но и наших соседей мари, мордву и других также пытались подвести под теорию европоцентризма, но они быстро опровергли это. За пределами СССР в Финляндии у них есть родственные народы. И они тогда доказали, что финно-угорские народы являются коренными жителями этих земель. Наши же отстают.

- Почему, ведь в Казани традиционно сильная историческая школа?

Артановский правильно пишет, что европоцентризм надо преодолеть и приступить к изучению всех народов, которые с древнейших времен общались друг с другом, жили вместе. Изучать в языковом отношении, в археологическом плане, в экологическом плане. Все это надо изучать заново. Я с этим полностью согласен, и для меня было странным, что ни университетские историки, ни сотрудники исторического институтаРафаэля Хакимова даже не упомянули нигде, что все исторические взгляды историков-тюркологов формировались на основании взглядов европоцентристов. Похоже, они об этом даже не слышали. Надо все это пересмотреть. Надо пересмотреть экологию народов, экологию национальных меньшинств. Такие разделы сейчас появились. Они предлагают принимать меры для развития и сохранения и национальных меньшинств, и национального большинства.

- Вы хотите сказать, что ведущие историки Татарстана не знают таких элементарных вещей?

Когда я работал директором ИЯЛИ (Институт языка, литературы и искусства им. Ибрагимова - прим. ред. ), то приложил много усилий для развития института, увеличил историческое отделение. В результате Институт истории имени Марджани отделился от нас, стал самостоятельной структурой. И там отдельные личности, например, Дамир Исхаков, Марсель Ахметзянов выдвинули теорию, что мы являемся потомками великих завоевателей Золотой Орды. Якобы отделились от татаро-монголов. Они там выпустили много томов по истории татар, книга хорошая, но вот первый том основан на европоцентризме...

«НАШ НАРОД СФОРМИРОВАЛСЯ ИЗ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ДВУХ ДИАЛЕКТОВ»

- Итак, гипотеза о происхождении современных татар от татаро-монголов неверна. Тогда кто мы?

Наш народ сформировался из представителей двух диалектов. Первый - это булгары. Если посмотреть, то сейчас на этих землях везде живут мишаре. И второй диалект - это кусан (белые суны). Кусанская империя была сформирована намного раньше Булгарской. Волжско-Камский регион, Среднюю Азию, Афганистан и север Индии они берут в свои руки и строят большую империю. В русской истории ее называют Кушанской империей. Хоть русские и называют ее кушан, сам народ называл себя кусан или казан.

Например, у Ферганы в начале нашей эры был построен город как место отдыха для руководителей империи. До сих пор называется Казан, около этого города течет река Казансай. Как и у нас, Казань - город, и Казанка -- река. Казань еще за тысячи лет до булгар была сформирована. Надо было включить это в книгу про историю татар. Но не включили. Я их в свои исторические книги включил, но на них смотрят как на книги о языке. А я из языкознания перехожу в историю.

-- То есть булгары и кусаны или казанцы - два разных народа?

Булгары и казанцы - это два разных народа. Когда русские брали Казань, булгары или мишаре не считали себя одним народом с казанцами. Мишаре помогли взять Казань, а после этого в Москву отправили двух представителей булгар и кусанов. Да, языки похожи, отличия несущественные.

Но слово «татары» пришло к нам позже, после объединения булгар и казанцев. Так стали называть все нерусские народы. После Великой Октябрьской социалистической революции все так называемые татары стали отказываться от этого слова и возвращать свои древние названия. Название «татары» до революции было свойственно больше азербайджанцам. Это все есть в произведениях Лермонтова, Толстого, если не русский, значит, татарин.

Петр I начинает создавать академию и приглашает в нее немецких ученых. Хоть они и немцы, но евреи по происхождению. И они начинают называть все народы, кроме русского, татарами. И в Европе так же начинают называть. Намного позже Страленберг, который изучал Сибирь, писал, что у народа, называемого «татары», есть 32 языка. Эту мысль он начинает продвигать, но европоцентристская теория сохраняется. Приведу пример. Около Сахалина есть Татарский пролив. Там живет народ ороч. Их раньше тоже называли татарами. Поэтому и пролив так называется.

- Почему тогда наши ученые твердо придерживаются именно «татарской» гипотезы?

Институт истории имени Марджани много делает для науки - молодцы, я их когда-то с этой целью и отделил от ИЯЛИ. Но они считают, что мы идем от татаро-монголов. Мы, дескать, всех можем подчинить. Это была инициатива отдельных личностей. Их цель - показать татаро-монголов великими победителями. Они ведь и Китай завоевали. Если мы идем от них, то и мы победители. Этим можно завоевать авторитет. Но этим не завоюешь авторитет. Татар ругают и на Западе, и на Востоке. Это и нас задевает. Такую идею они смогли внушить и Шаймиеву, но потом Минтимер Шарипович отказался от этого.

- То есть европоцентристы буквально навязали татарам их название?

Это подняли в основном англосаксы, которые занимались изучением Китая. Они нашли там тартар, наши же перевели это слово как «татар». Это неправильно. Тартары, по их мнению, народы которые отстали от всех народов, кочевники, неразвитый народ, это люди ада, если буквально перевести. Это слово китайцы применяли в отношении кочевников. Там о наших татарах нет ни одного слова. Там севернее Китая жили кочевники. Я писал об этом много, но мои труды не считаются историческими. Так как я пишу на основе языковых данных, историки не обращают внимания на меня. Когда-нибудь они поймут эту проблему.

Мы - народ, образованный объединением казанских и булгарских племен. Основу составляют кусаны или кушаны, белые суны. После завоевания Афганистана они там остались и до сих пор называют себя белыми сунами - это схуны, гунны. То есть мы есть белые гунны. Был академик Алексей Окладников - историк, писал, что впервые американские индейцы перешли на материк с севера, там, где Берингов пролив. Тогда пролива не было. Перешли и сейчас живут как американские индейцы. В их языке много тюркизмов. Откуда они взялись? Следовательно, 20 - 30 тысяч лет назад материк был заселен евразийцами. Даже американцы сами, испанцы в основном, находят по 200 - 300 - 400 тюркских слов в языках коренных народов США. Первым это Абрар Каримуллин начал изучать, потом я пошел по его стопам. На основании этого появилась книга, переведенная впоследствии на 27 языков.

- И как же нам, татарам, было бы правильно себя называть?

С исторической точки зрения надо писать или мишаре, или казан-кусан. Это название народа - белые суны. Первое название Казани в русских летописях дается как Кусян. Ку - это тюркское «белолицые», сян - это суны. Сейчас мишаре стесняются названия «татар». Название «татары» препятствует развитию татарского народа. Почему? Возьмите историю восточных народов, западных народов. Везде они считают татар отсталым народом. И дети приходят из школы и говорят: не хочу быть татарином.

- А какой тогда общий язык должен быть - кусаномишарский?

У нас до революции, еще в XIX веке, когда жил Каюм Насыри, то после него был литературный язык, схожий с турецким. Он был общим и для нас, и для азербайджанцев, киргизов, казахов. Этот язык был понятен для всех. Но потом Ататюрк начал избавлять язык от арабизмов, персидских слов. В это время наш язык и отделился от общетюркского. Поэтому мы сейчас турецкий плохо понимаем. Сейчас вернуть будет трудно. Использовать общий язык сейчас, я думаю, будет невозможно.

«Я СЧИТАЮ, ЧТО МЫ С БАШКИРАМИ ЕДИНЫЙ НАРОД, ПРОСТО СЛОВА ПО-ДРУГОМУ ПРОИЗНОСИМ»

С сожалением приходится констатировать, что в современной России происходит исчезновение языков малых народов. Что это: нежелание самих носителей языка сохранить для потомков родную речь или целенаправленная политика властей?

Это и то и другое, идут естественные процессы. Русский язык ведь сейчас вытесняет другие. Этот процесс начал Иосиф Сталин. В 1931 году на XVI съезде он сказал, что всем национальностям дали равные возможности, сейчас же надо cтроить единый советский народ с общим языком. Хоть и не говорилось, что это будет русский, но ведь понятно было, о чем идет речь. Но началась война, возникла необходимость в малочисленных народах. Начали с ними заигрывать, и Сталин не смог уничтожить народы.

После этого пришла эпоха Горбачева, который выдвинул тезис о развитии языков народов, проживающих в СССР. В 1985 году подняли вопрос о сохранении языков. Но потом все стало исчезать, и в 2009 году был принят закон об образовании, в котором прописана обязательность русского языка, и начиналась политика по уничтожению национальных языков. Идет такая политика русификации. При Сталине, когда говорили, что после объединения народов будет один общий язык, это хоть скрывали, сейчас - нет. Постановление об обязательности русского языка подорвало национальную школу. И обучение на национальных языках уменьшилось в разы. Я сам автор учебников за 8, 9, 10 класс по татарскому языку. Начал этим заниматься с 1965 года, если раньше в 1960 годы выходило по 60 тысяч учебников, то сейчас около 7 тысяч.

- Неужели все так плохо?

Об этом говорить трудно. Если мы не приложим усилия, не будем бороться за сохранение татарского народа, не будем заниматься развитием языка, наш народ может постепенно превратиться в русский. Но успокаивает одно. Хоть на протяжении столетий и проводилась такая политика, наш народ выжил. У нас ведь сейчас не только государственные органы, но и общественные организации занимаются этим вопросом. Не думаю, что татарский язык так быстро исчезнет. За пределами Татарстана также ведется работа. Я часто смотрю по телевизору программу «Татарлар», там можно увидеть, как обеспокоенные люди создают свои национальные организации. Эту работу ведут не государственные организации, а представители самого народа. Кроме этого, есть еще и религиозные организации.

Но некоторое недопонимание есть. Скажем, недавно презентовали Библию на татарском языке. Когда я был директором ИЯЛИ, мы занимались проверкой текстов, которые перевели московские татары. В то же время нет официального перевода Корана на татарский язык. Почему? Потому что существует такая теория, что награда от Всевышнего за чтение Корана будет, только если его читать на арабском языке. Поэтому наш язык в исламе не развивается. А вот у кряшен не так! Они христианскую религию изучают по Библии, переведенной еще Ильминским. Христианство они исповедуют по-татарски. А это можно сказать расширение использования татарского языка.

Татарский язык сейчас широко представлен на радио, телевидении, в интернете. Многие лингвисты, языковеды любят покритиковать СМИ. Говорят, что татарский там далек от литературного, дикторы неправильно произносят те или иные слова. Вы как считаете?

Мы учим людей, что это предложение можно так написать, можно эдак. Критики же хотят внедрить такие формы, которые им самим нравятся. Но язык ведь должен развиваться. Такие ограничения нельзя вводить. Я так думаю. Пусть используют различные варианты. Я считаю, что наш язык в СМИ - на телевидении, радио - неплохой. Его правильно используют. Просто надо определиться с терминологией. Я сам не участвую в таких дискуссиях. Вот говорят, что применяют диалектные слова, но ведь это наш язык. С этим вообще интересно. Я считаю, что мы с башкирами единый народ, просто слова по-другому произносим. У нас на востоке республики есть такая особенность. Я, например, родился в Ютазинском районе. Там не говорят «Ютазы», а «Жутады». Как бы по-башкирски. Так вот лингвисты из Башкортостана приезжают к нам для изучения, как они говорят, диалекта башкирского языка. А наши диалектологи ездят по деревням Башкортостана, говорят, что изучают татар.


«НЕ БЫЛ ТАБЕЕВ ПРОТИВНИКОМ ТАТАРСКОГО!»

Вы занимались сохранением языка и будучи председателем Верховного Совета ТАССР. Как сочеталась научная и политическая деятельность, не трудно было совмещать?

Да, я был там два срока, с 1980 по 1990 годы. Тогда и начались процессы возрождения. Появилась возможность открытия Академии наук РТ. Минтимер Шаймиев и другие начали поднимать вопрос о том, что нам надо брать права союзных республик. Объявление суверенитета стало подъемом для всех нас. Появились новые газеты, люди стали помогать живущим за пределами Татарстана.

Я, например, в сохранении татарского общественного центра принимал участие. Им не разрешали открыть счет. Так как он, по тогдашним законам, должен был принадлежать только официальным организациям. Первый председатель ТОЦ Марат Мулюков обратился ко мне, и я от имени ИЯЛИ помог ему отрыть счет. За это меня на пленуме обкома раскритиковали. Говорили, мол, Закиев помог открыть ТОЦ счет, помогает этой националистической организации. Но потом первый секретарь Гумер Усманов позвонил мне и сказал, что это постановление они вынесли для Москвы, но ты все правильно сделал. То есть руководство республики, публично осуждая, тайно поддерживало процессы возрождения татарского народа.

- А с Фикрятом Табеевым вы тоже вместе работали?

Нет, но я с ним вместе учился. Сейчас много говорят о том, что он боролся с татарским языком, это неправда. Я знаю, что он всей душой был за сохранение всего татарского. В те времена у него был Мурзагид Фатхеевич Валеев- секретарь по пропаганде. Они вместе провели большую работу. У Табеева татарский был несовершенен, но он старался глубже изучать язык. Приходилось ведь в основном говорить по-русски. Но на своем касимовском диалекте он хорошо разговаривал. Нет, не был Табеев противником татарского! После возвращения из Афганистана он был первым заместителем премьер-министра РСФСР, я часто навещал его, заходил в кабинет. Он все время поднимал вопросы сохранения татарского языка.

«Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения» Фото: Оксана Черкасова

СОЗДАНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА - НЕРЕАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

В перестроечные времена впервые был поднят вопрос о создании татарского национального университета. Как вы считаете, это реальный проект?

Я считаю, это нереальный проект. Когда я возглавлял педагогический институт, он два раза становился лучшим в России. Один раз вышел на всесоюзный уровень. Проблемы учителей не было. Сейчас слышу, опять возникла проблема учителей. Выпускники университета особо не стремятся идти в школу. Поэтому сейчас есть люди, которые выступают за возрождение педуниверситета. Говорят, что если не восстановим, то останемся без учителей. В Башкортостане ликвидировав пединститут, создали университет в 1957 году. Я как раз ездил туда читать лекцию. Он назывался тогда Башкирский университет имени 40-летия Октября. После того как ликвидировали педагогический институт, прошло 8 лет, и не стало учителей. Заново открыли пединститут. Сейчас Башкирский педагогический университет один из крупнейших в России.

- Вы сами не скучаете по преподавательской аудитории?

Я даже в моем солидном возрасте продолжаю преподавать, в КФУ в магистратуре. Сейчас идут бурные дискуссии касательно обучения там татарскому языку. Раньше в университете на отделении истории было татароведение. Там и преподаватели филфака давали уроки. Из-за того, что татарские уроки прекратились, из-за этого поднялся шум. Я думаю, что это не совсем правильно прекращать обучать татарскому языку людей, изучающих татарскую историю. Но, как я знаю, руководство вуза предпринимает шаги по сохранению татарского направления в КФУ. Я не участвую в спорах, посмотрим, что получится.

А вообще, я не сижу без работы. У меня есть 1200 опубликованных научных работ. Говорят, что если у кого-то есть 500 работ, то мы этого человека хвалим. Есть еще более 40 монографий. Больше половины из них посвящены истории. Хотелось бы к 90-летию опубликовать многотомник. Я собрал 8 томов, сейчас занимаюсь их подготовкой. Из-за того, что я не член союза писателей, мне министерство культуры не может выделить деньги несмотря на то, что я всю жизнь работал в сфере просвещения. Я обратился к Минниханову, и Рустам Нургалиевич дал распоряжение о выпуске к 90-летию сборника. Но тут вмешалась татарская зависть. В самой академии мне говорят, что и одного тома хватит. Как туда уместить 1200 работ? Но ничего, я не унываю, надеюсь, что мечта воплотится в жизнь.

Мирфатых Закиевич Закиев родился 14 августа 1928 года в деревне Зайпы Ютазинского (ныне Бавлинский) района Татарской АССР. Действительный член Академии наук Республики Татарстан, доктор филологических наук, профессор, заведующий отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ им. Ибрагимова АН РТ, академик-секретарь татарстанского отделения Международной тюркской академии, член турецкого лингвистического общества, почетный член президиума международного центра тюркологии Евразийского национального университета им. Гумилева (Казахстан), почетный профессор Татарского государственного педагогического университета. Почетный доктор Башкирского государственного университета, председатель Верховного Совета Татарской АССР (1980 - 1990).

Автор многочисленных исследований по татарскому и тюркскому языкознанию, истории татар и других тюркских народов. Возглавлял важнейшие языковые комиссии в республике, писал школьные и вузовские учебники по татарскому языку. Монография «Синтаксический строй татарского языка» (1963), за которую ему была присвоена докторская степень, является одним из лучших исследований по тюркскому синтаксису. В работах по этногенезу тюркских народов оспаривает преемственность между булгарским и чувашским языками.

Заслуженный деятель науки ТАССР (1970), заслуженный деятель науки РСФСР (1976). Лауреат Госу­дарственной премии Республики Татарстан (1994).

1946 - 1951 - учеба в Казанском государственном университете

1960 - 1965 - завкафедрой татарского языка КГУ.

1965 - 1967 - проректор по науке Казанского государственного педагогического института.

1967 - 1986 - ректор Казанского педагогического института.

1968 - 1986 - завкафедрой татарского языкознания Казанского педагогического института.

1986 - 1996 - директор Института языка, литературы и истории КНЦ РАН (с 1992 года - АН РТ).

1996 - 2000 - директор Института языка, литературы и искусства АН РТ.

1992 - 2002 - академик-секретарь отделения гуманитарных наук АН РТ.

C 1986 года - заведующий отделом языкознания, с 2007 года - отделом лексикологии и диалектологии ИЯЛИ АН РТ.

Женат, имеет двоих сыновей, четырех внуков и трех правнуков

Дело в том, что казанские татары считают себя потомками булгар, а не татар пришельцев из Азии. Выдающимися выразителем этой теории является татарский учёный Гайнундин Ахмаров. Основными доводами его, между прочим, являются следующие утверждения:

1. Казанские татары не любят, когда их называют татарами, названием, которое будто бы навязано им татаро-монгольскими завоевателями булгар

Татары, завоеватели булгарского царства, были азиатскими кочевниками, между тем как у казанских татар нет никаких воспоминаний о кочевом быте.

Сущность этих доводов сводится к тому, что современные казанские татары - не настоящие татары, хотя и говорят они на одном из татарских диалектов. Мы принимаем это утверждение, но с ограничением в том смысле, что действительно весьма значительная часть современной татарской массы произошла не от татар. В самом деле, ведь, определённо известно, что в период Золотой Орды, до образования Казанского царства, на Средней Волге, на территории Древней Булгарии, татар почти не было. Бартольдом В.В. доказано, что монгольские завоевания вообще отнюдь не являлись переселением завоевателей, так как большая часть азиатских кочевников обычно обратно возвращалась на родину, в новозавоеванной же стране оставлялись только немногочисленные военные силы и небольшое количество чиновников для управления.

Таким же образом дело обстояло и в разгромленной Булгарии. Здесь тоже татар почти не было, а было сплошь туземное чувашское население, занимавшееся земледельческим трудом. И только, начиная с 1438 года начался приток в Среднее Поволжье татарского населения, который отмечен в русских летописях. “Началися собиратися (в Казань) мнози варвары от различных стран, от Золотой Орды, и от Асторохани, и от Азуева (Азова), и от Крыма”, в руки которых перешло сначала политическое, а затем и экономическое господство.

Таким образом, началось закрепощение края и населения, а вместе с тем и татаризация, продолжавшаяся и после падения Казанского царства, вплоть до второй половины 19 века. Она шла тем успешнее, что с потерей политического господства, татары не лишались силы экономической. Академик Платонов С.Ф. пишет, что “татары, потеряв политическое господство в своем царстве, не потеряли экономической силы. Под кровом русской власти, они продолжали, в качестве уже государевых помощников, захват и закрепление за собой инородческих земель и их ясачного населения. Успех их был тем вернее, что они ещё сохраняли за собой престиж старых городов края; а затем они лучше русских знали сам край и строй инородческих отношений” .

Как быстро шло отатаривание чуваш, видно из следующего. На основании многих документов 16-19 вв. мы находим следы существования чуваш в таких местах, где их в настоящее время вовсе нет, но есть татары. Так чуваши жили в самой Казани, как её постоянные жители, в количестве 150 дворов, за Булаком; г. Арск и Арская земля сплошь была населена чувашами; Лаишевский уезд по обоим берегам Камы занят был ими; к западу от реки Свияги не было татар вовсе, а были чуваши. По свидетельству Стрежневского В.И. в “Выписи из отделённых книг сотника алатырских казаков 155 (1647) упоминаются обширные поместья чувашских мурз в нынешнем Сергачском уезде; видно из ведомости составленной Васильским исправником Станиславским ещё в 1802 г. в которой прямо сказано “они же сами из чуваш”. Далее чуваши в 16 веке жили в Слободском уезде, по реке Чепце, в Елабужском уезде, в Сарапульском уезде и т.д. Во всех указанных местах в настоящее время чуваш нет: они отатарились. Для дополнения картины, позволим себе привести статистические данные по бывшей Казанской губернии:

А) в 1826 г. в Казанской губернии было:

Чуваш всего…………..371758 ч.

Татар…………………..136470 ч.

Чуваш более на 235288

Б) В 1897 г. по переписи было в Казанской губернии:

Чуваш………………….513044 ч.

Татар…………………...744267 ч.

Татар более на 231223 ч.

Быстрый и чрезмерный численный рост татарского населения бывшего в 1876 г. почти в два раза меньше чуваш, а в 1897 г. превышавшего их чуть не в 2 раза, объясняется именно поглощением чувашского населения. Страрое Никитино и Новое Никитино, Солдакоеево, Обрыскино, Новое Узеево, Среднее Челны, Тугаево, Сунчелеево и Большие Савруши Чистопольского уезда, Белая Воложка и Утеево в Тетюшском уезде, чувашский Брод в Спасском уезде и прочее и прочее.

Думаем, что сказанного достаточно, чтобы убедиться в том, что значительную часть татарского населения Среднего Поволжья в настоящее время составляют отатарившиеся чуваши. Уже западноевропейские путешественники 17 века (Гакстгаузен и Олеарий) высказываются в том смысле, что казанские татары не ордынские татары, потому что в их быте не сохранилось следов родства с последними. Новейшими же исследованиями точно установлено, что в бытовой жизни казанских татар до настоящих дней удержались обычаи. Верования, вполне совпадающие с чувашскими. Наконец, не надо упускать из виду и того обстоятельства, что сами древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде неслыхивали, вельми сильный”. - говорили они о пришельцах из глубин Азии.

Отсюда понятно, почему татары казанские не любят отождествлять себя с азиатскими пришельцами 13 века. Таким образом, единственный народ, кроме чуваш, претендующий на происхождение от булгар, оказывается в значительной степени отатарившимися чувашами.

Библиография:

1. Бартольд В.В. История Туркестана. Труды Туркестанского государственного университета. Ташкент, 1922, вып. 2;

Бартольд В.В.. культура мусульманства. Петроград. 1918, с. 18;
Платонов С.Ф. Очерки по истории смуты. СПб, 1910, С. 101-102;
Список списцовых книг по городу Казани с уездом. Казань, 1877;
Карамзин. История государства Российского, т. 8, С. 123-125;
Списки населённых мест Казанского и Лаишевского уездов с кратким описанием. Казань, 1893;
Известия О.А., И, и Э, 1911, т. 27, в. 5;
Действия Нижегородского Архива. Комиссии. Выпуск 10, с. 452;
Татищев III, 459;
Татары, населяющие местность, простирающуюся к северу от Казани и называющуюся по дорогам, по ней проходящим, Нагай-Жулы, Жарей-Жулы, Арча-улы и Алат-жулы, отличаются тем, что в одежде их преобладает белый цвет, являющийся по словам Бессонова А. “национальным цветом финских инородцев восточной полосы России”, к числу которых обычно причисляют и чуваш. (Журнал Мин. Нар. Просвещения, ч. CCXVI, С. 224). Таким образом, здесь мы тоже не можем не видеть явлений татаризации.
О БУЛГАРСКОМ (ЧУВАШСКОМ) ЯЗЫКЕ
Чувашский язык чрезвычайно близок к булгарскому, от которого сохранилось несколько памятников в виде надгробных надписей 14 в.

Чувашский язык является потомком древнего булгарского языка, а сами чуваши — потомки деревенского населения Булгарского царства, имевшего, вероятно, слабую связь с городом, вследствие чего оно не успело приобщиться к мусульманской культуре. См. Ашмарин Н.И. Болгары и чуваши. Изв. Об-ва Арх., Ист. И Этн. При Казанском Университете, т. XVIII

Для примера привожу здесь несколько булгарских и чувашских слов:

булгарск. “Ajyx” - месяц = чув. “Уйах” = тюрк. “Ai”;

булгарск. “Xyr” - девушка = чув. “Хер” дочь = тюрк. “Qyz”;

булгарск. “Заl” - год = чув. “Сул” год = тюрк. “Jаш”;

булгарск. “Toxor” = чув. “Тахар” девять = тюрк. “Toquz” и т.д.

Из этих примеров мы видим, что в булгарском языке тюркским звукам “z” и “sh” соответствовали звуки “r” и “l”, как в чувашском, и поразительное сходство булгарских слов, с чувашскими нас заставляет признать, что чувашский язык является потомком булгарского языка. Это чрезвычайно важно в историческом отношении, ибо на основании всего сказанного мы можем историю волжских булгар до некоторой степени считать историей чувашского народа. См. Поппе Н.Н. О Родственных отношениях чувашского и тюрко-татарских языков. Введение.

Татарский учёный Катанов Н.Ф. пишет, что чуваши Казани в 15 веке стали татарами.

В 14 веке некоторых чувашей насильно обращали в татар. В этот период город Савар и многие поселения были сожжены. Оставшееся в живых население, покинуло прежние земли и обосновалось на недосягаемых татарами других территориях. До сих пор не найдено памятников 15 века с чувашскими словами См. Известия северо-западного АЭИ, т. 2, 1921, С. 129-130.

Доктор исторических наук, академик Димитриев В.Д. пишет: «…Как теперь установлено археологами на территории Пензенской, Самарской, Ульяновской областей, закамской части и правобережных юго-западных районов Татарстана, юго-восточной части Чувашии осталось около 2000 пепелищ (сожженных городов, сёл и деревень)...".

Выясняется, что в результате нашествия войск хана Бату от чувашей (пулкар) сохранилось приблизительно 1,5 часть населения. Сохранившиеся в живых чуваши, во вт. половине 14, в первой четверти 15 в., перебежали в Приказанье и в Заказанье, в центральные и северные районы современной Чувашии. На этих территориях ими основано всего около 300 селений. См. Чаваш ен, № 46, 1992 .

Прикамских болгар сами татары называли суаз (суваз); упуская звук «в». Чувашей именовали булгарами по названию их государства. Также дунайские болгары носят название государства, а не народа.

Чаваш пулкар - боевой клич болгар, призывающий к объединению.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ОСНОВЫ ЭТНОНИМОВ БАШKОРТ (BASHQORT) И БУЛГАР (BALQOR>BULGAR)


Звук ‘sh’ в современном башкирском языке соответствует звуку ‘l’ в булгарском языке. Следовательно этнонимы bashqort и bulgar — эквивалентны. См. Danlop D.M. The History of the jewish khazars. New Gersey, 1954, p. 34

Древние булгары резко отличали себя от татар завоевателей. Это ясно из речей их послов к русскому князю Юрию в 1223 году. “Пришёл народ неведомый, и язык коего прежде не слыхивали, вельми сильный”. - говорили они о пришельцах из глубин Азии. См. Татищев, III, 459.

Как известно, основным языком, в войсках хана Джучи и Бату - был кипчакский.

Башкиры, татары, ногайцы, карачаевцы, кумыки, балкарцы, казахи, киргизы, горные алтайцы - могут общаться друг с другом без переводчика, т.к. все эти народы разговаривают на кипчакском языке.


ИЗ ЧУВАШСКОГО ФОЛЬКЛОРА


40 лет тому назад, среди чистопольских чуваш был в ходу необычный трогательный рассказ о плаче последнего булгарского царя по поводу гибели своей славной столицы под ударами татарской орды.

Известно также сказание о том, как три булгарские царевны спаслись от татарского злого пленения, превратившись в белых лебедей. Перед своим отлётоим в далёкую и чуждую страну за семью морями они горько оплакивают пленение родины, погибель городов и селений. Они предвидят, что опустошённую землю покроют леса и пришельцы будут попирать её, но также знают, что придёт день, когда воскреснет родной край и когда им можно будет вернуться к своим. “А теперь, — сказали они, расправим свои белоснежные серебряные крылышки и улетим отсюда: лучше быть на чужбине или под могильным холмом, чем под татарином”. Так говорят и теперь чистопольские чувашские девицы, если их руки начинает добиваться жених-татарин. См. Полорусов Н.И. Записки чувашина.

Откуда появились чуваши, доподлинно неизвестно, их история, как и история других народностей уходит корнями в тёмные века, когда народы переселялись с континента на континент, возникали и падали могучие империи.

У каждого народа есть свои истории о прохождении от великих предков, которые маститые ученые называют фолк-стори. Такие истории всегда были и будут не только у чувашей, но и у татар и у русских.

Фантазии или реальность

Высказывания об исключительности истории чувашского народа появились в начале XX века, после становления нового строя; время требовало, чтобы чуваши не оставались в стороне. Переосмысливая прошлое, некоторые историки начали говорить о том, что именно чуваши первыми заселили регион Волги и Камы, и что именно они и только они стояли у истоков образования Волжской Булгарии.

Другие высказывали гипотезы о том, что чуваши - не тюрки, а выходцы из Центральной Азии, их предки - не кто иные, как шумеры. Толчок к появлению такой идеи дал советский лингвист Николай Марра, который считал, что самоназвание народа «чаваш» весьма близко соотносится с названием «шумар», «шумер».

Теорию Николая Марра продолжил наш современник Геннадий Егоров, который в своих книгах отслеживает происхождение чувашей от шумеров. По его мнению, основанному на схожести слов чувашского и шумерского языков, начиная с XI века и до III века до н. э. некоторые группы шумеров через Средиземноморье и Анатолию, добрались до территории современной Румынии, где продолжали писать клинописью, а вторая группа была вытеснена в Азию, затем на Кавказ, ушла на север и заселила долины рек Камы и Волги; сюда же пришли потомки шумеров из Румынии.

Опираясь на лингвистку, Егоров доказывает, что язык шумеров – это чувашский язык, который за тысячелетия почти не изменился и не имеет никакого отношения к тюрскому языку. По его теории, высокоразвитые шумеры пришли на север, одаривая местные народы высокой культурой, и создали гомогенное государство Булгарию, которая процветала вплоть до татаро-монгольского нашествия.

Он такой не один

Егоров не один считает свой народ потомками шумеров, представители других этносов тоже претендуют на такую роль, например, ближайшие соседи чувашей – татары. Правда, они совершенно не отрицают, что их язык имеет тюрское происхождение, и основывают свою гипотезу тоже на схожести слов.

На том же самом основывает происхождение тюрских народов Средней Азии от шумеров казахский писатель Олжас Сулейменов - он нашел не менее шестидесяти слов в шумерском языке, которые схожи с тюрскими. Например «ада» означает отец, а «уд» - дерево, слово «ере» - похоже на тюрское слово «муж» и так далее. От этой схожести слов Сулейменов приходит к выводу, что шумерский и тюрский языки могут иметь общие корни.

При этом никто не отрицает, что какая-то часть шумеров действительно могла уйти в Среднюю Азию из-за вторжения в Месопотамию врагов, и это подтверждают находки шумерского воинского шлема на холме Кара-Тепе близ Термеза в Узбекистане, который датируется IV веком до н.э. и другие археологические артефакты.

Мнение антропологов

Антропологи считают, что примерно у 10% чувашей доминируют черты монголоидной расы, а треть из этих 10% - почти чистые монголоиды, около 64% народа представляют собой смешанный монголоидно-европеодный тип, а остальные чуваши – европеоиды.

Как считают ученые из Оксфорда, чуваши действительно имеют в предках какой-то очень древний народ из Восточной Азии, но при этом у них есть сильная примесь европейкой крови домонгольского периода. Причем, смешивание это произошло в I тысячелетии, то есть связать это можно даже с гуннами.

Согласно последним исследованиям генетиков, потомков шумеров можно выявить по трем гаплогруппам: профессор Анатолий Клёсов считает, что маркером шумеров являются гаплогруппы R1b или R1b1a2, а другие генетики - что потомков шумер можно найти по гаплогруппе J2. Согласно исследованиям ученых, у чувашей гаплогруппа R1b встречается только у 3,8%, а гаплогруппа J2 не встречается вовсе.

Официальная наука считает гипотезу происхождения чувашей от шумеров фантазиями, и связывает этногенез народа с тюрками, вышедшими из Азии, которые ассимилировали местное финно-угорское население.

Есть интересные результаты исследований генетической связи чувашей и марийцев. Московские генетики в 1997 году обнаружили у этих народов одинаковое генетическое заболевание гипотрехоз – врожденное облысение. Оно связано с мутацией участка гена LIPH на третьей хромосоме.

Гипотрихоз бывает у одного чувашского ребенка на 1300 детей и у одного марийского младенца на 2700 детей. Ученые считают, что общие предки этих народов сумели выжить после татаро-монгольского нашествия и дали начало чувашам и марийцам; по стечению обстоятельств, именно они и были носителями гипотрихоза. Это открытие говорит и о том, что и марийцы, и чуваши до середины века XX века почти не смешивались с другими народами.

Кроме теории тюрского происхождения, существуют гипотезы о происхождении чувашей от хазаров, древних аваров и гуннов.

Узнав о том, что известный ученый Алимжан Орлов , чьи труды по истории татар-мишарей я читаю с большим интересом, проводит лето в родной деревне Камкино Сергачского района Нижегородской области, я не мог упустить представившийся мне уникальной возможности навестить ученого, что называется, у домашнего очага. Тем более что разделяла нас какая-то пара десятков км – именно на таком расстоянии от Камкино находится деревня Шубино, где в течение июля я гостил у родственников.
Вооружившись диктофоном, я сел в машину, и через четверть часа оказался на живописнейшем берегу реки Пьяны у небольшого деревянного домика, украшенного веселым татарским орнаментом и утопающего в цветах.
Радушные хозяева, не утруждаясь вопросами о целях моего визита, буквально занесли меня в дом и принялись угощать чаем. Сама атмосфера в доме располагала к длинной и занимательной беседе...
Интервью записывал:

Алимжан-эфенди, Вы являетесь известным исследователем, автором ряда трудов по истории татар-мишарей. Что подвигло Вас к изучению этой темы?

Наверно, обычный интерес любого человека к истории своего народа. Этой проблемой я начал заниматься вплотную в 1960-70 гг. С тех пор мне удалось собрать очень много материалов, которые свидетельствуют, что татары-мишари – это потомки древней мещеры, известной на Руси по археологическим памятникам с V-го, а по летописям с IX-го века. На сей счет существует очень много разрозненных данных, однако цельной работы по истории татар-мишарей не было. Моя книга «Мещера, мещеряки, мишаре», вышедшая в 1992 году в Казани, стала первой работой в этом направлении, хотя в ней я не полностью смог раскрыть изучаемую проблематику. В дальнейшем, работая уже над историей нижегородских татар, я уяснил для себя многие вещи. Во-первых, что нашими предками является население Древней Мещеры. Но нас изображали как черемис или марийцев, но не тюрков. Это искажение началось с похода Ивана Грозного на Казань. Иван Грозный назвал нас «черемисскими татарами», а татар, населяющих Мордовию, «мордовскими татарами».
Несмотря на это, этой тематикой впоследствии занимались исследователи Карамзин и Татищев. Последний прямо указал, что мещера, мещерские татары являются предками донских казаков. А Карамзин заметил, что Мещера – это вольница, не имеющая государственности, ее населяют очень удалые наездники, и казаки – это как раз есть мещерские татары, несмотря на их «турецкий лексикон».

- Когда татары-мишари появились на земле их сегодняшнего обитания и в, частности, в Нижегородском крае?

По данным археологических раскопок татары-мишари поселились на этих землях в V-ом веке, придя из бассейна реки Ангары. Я обнаружил интересный момент: название реки Ока принесли с собой именно татары-мишари.
В своей книге «Нижегородские татары» я впервые ввожу в научный оборот результаты исследования нескольких больших групп археологов, которые занялись раскопками курганов в окрестностях Москвы, Тульской губернии и т.д. Они пришли к выводу о том, что первыми поселенцами на этих территориях является мещера, далее идут угро-финны и только затем славяне. Но результаты этого исследования, хотя и были опубликованы крупными издательствами, нигде в последствии не вводились в оборот, их как бы не существовало. В книге «Нижегородские татары» я ссылаюсь на это.

- Бытует мнение, что татары пришли в нижегородский край из-под Астрахани?

Оно не соответствует действительности, будучи основанным на одном единственном факте: 8 татар переселились из низовьев Волги в село Сафаджай. Подавляющее же большинство нижегородских татар - выходцы из Мещеры. Это кадомские, темниковские переходцы, переходцы из подчинения касимовских царевичей. Некоторые авторы пытаются утверждать, что часть местных татар являются выходцами из Золотой Орды. Однако когда создавались современные татарские селения, здесь уже не осталось ни одного татарина. Несколько существовавших селений, таких как Сафаджай, Мангушево, Камкино, были выселены отсюда, так как, по мнению русских властей, они были ненадежны. Например, сафаджайцы были сосланы в Арзамасский уезд, лишь потом, в середине XVII в., переведены обратно в Сафаджай.
Татары-мишари когда-то подчинялись Золотой Орде, так как все места, населенные татарами, были в прямом подчинении ордынской администрации. Но в конце XIV века места расселения татар – Нижний Новгород, Муром, Мещера, Таруса были проданы золотоордынскими ханами Москве. Таким образом, татары-мишари оказались в зоне влияния русских княжеств.

- Каково происхождение этнонима народа мещера?

Мещера как местность происходит от названия народа. Что касается этнонима, то я не могу твердо сказать о его происхождении. Это требует особого изучения.

- Известно, что одним из признаков татар-мишарей является так называемый «цокающий» говор?

Вы правы. Этот говор втречается также в Сибири и приангарье. Следует отметить, что здесь иногда возникает путаница, связанная с тем, что мишарями называют и темниковских, и касымовских татар. Это не совсем корректно. Точнее мишарями являются только нижегородские татары.

- А скажем, пензенские или саратовские татары, разве, не являются мишарами?

- Пензенские и саратовские татары – смешенные. Там есть и цокающие, и чокающие группы. По цокающему говору можно проследить такой процесс как обрусение мещеры. Существует много русских, которые являются этническими мещеряками. Известный географ Николай Семенов, автор географического словаря Российской Империи, приводит очень интересный пример: в ряде уездов Пензенской губернии он обнаружил селение татар-мишарей, говорящих на русском языке. Семенов отмечает, что они внешне схожи с соседними татарами-мишарями, но разговаривают по-русски и с цоканием. По его данным, помимо Пензенской губернии, обрусевшие и принявшие православие мещеряки живут в Воронежской, Тамбовской и, видимо, Саратовской губернии. Сейчас опубликованы описи древних документов, касающихся истории татар-мишарей. В начале XVII в. все они называются мещерянами. Как особый разряд служилых людей их привлекают к участию в походах против западных оккупантов. При этом указываются территории их расселения – Московская, Владимирская губерния и еще ряд губерний, а также Коломенский и Каширский уезды и пр. В 1970-е гг. был проведен ряд филологических экспедиций, которые подтвердили, что мишарский цокающий говор был у славян-кривичей.

- Говорят, что мишари принимали участие в захвате Казани русскими войсками?

Исторические факты свидетельствуют, что они не участвовали в этом походе. В противном случае они были бы наделены поместьями подобно темниковским и касимовским татарам. Но татары-мишари оказались беспоместными. Кроме того, зарубежные путешественники, в частности, Флетчер заметили, что кадомские татары находятся в состоянии возмущения в связи с походом русских на Казань.

- Как строились отношения татар-мишарей с русскими властями?

Где-то уже в конце XVI века их начинают использовать на новых землях в борьбе с кочевыми скотоводческими племенами. Русские власти вели двойную политику: то дружили с кочевниками, поскольку были заинтересованы в связях с ногайскими ордами, которые могли поставлять тысячи голов лошадей, то вели против них военные действия. Со второй половины XVI века Россия перешла к тактике захватов и разорения жителей захваченных территорий. Поэтому степь в конце XVI-начале XVII вв. оставалась еще безлюдной. Согласно завещанию Ивана Грозного, туда сначала поселили детей боярских, которые представляли собой разряд рядовых русских воинов, которые должны были служить с земли. Они поселились в основном по рекам, таким как Пьяна, где были рыбные места. Поля и пашни их не интересовали, поэтому заселенность края была крайне слабой. Параллельно началось вытеснение татар и их насильственное крещение.
Однако Дети боярские, хотя и наделялись лучшими землями, не были готовы к выполнению возложенной на них функции: во-первых, надо было освоить эти земли, а, во-вторых, воевать. Ногайские отряды приходили, творили, что им вздумается, и безнаказанно уходили. Воевать же с ними были способны только татары-мишари, давние конкуренты ногайцев.
В смутное время это оказалось самым стратегически слабым звеном новой России, оказавшейся в условиях смертельной опасности. Русские войска и приглашенные казаки оказались не способны противостоять нападкам ногайцев. И решили эту проблему воеводы Дмитрий Пожарский и Дмитрий Трубецкой. Они без санкции царских властей своим указом решили переселить татар-мишарей из Кадомского края в татарскую припьянскую степь. Это нашло свое отражение в документах истории ополчения. Трубецкой и Пожарский создали Совет всей земли, куда пригласили патриотически настроенных людей. В ноябре 1612 года Совет принял решение узаконить переселение татар-мишарей и обратился к будущему царю с наказом предоставить им тарханную грамоту, которая давала право на пожизненное поселение и пользование землями. В 1618 году царь Михаил Романов, следуя наказу Совета, своим указом предоставил татарам-мишарям тарханную грамоту. Татары сразу были наделены поместьями, а мурзы Баюш Разгельдеев и Наямаш Мангушев получили звание князей. Таким образом, татары-мишари стали одним из важнейших звеньев в системе обороны России не только на восточном, но и на западном направлении. В 1615 году Дмитрий Пожарский взял их в поход против поляков.

- Как происходило дальнейшее освоение татарами этих мест?

Татары-мишари оказались первыми поселенцами в припьянской степи на территории современного Краснооктябрьского, Пильненского, Сергачского и Спасского районов, где сейчас расположены татарские деревни. Русских поселений здесь не было, так как русские селились в основном вдоль Пьяны и пользовались рыбными местами. Впоследствии их поселения не сохранились; часть из них, такие как Семеновка, была в последствии передана татарам. Потом вокруг татарских селений образовались так называемые владельческие деревни, такие как Яново, Чуфарово, Обоимово, которые были переданы новокрещенным татарам, за которыми закрепили эти деревни вместе с их жителями.
Что касается татар, то у них крепостного права как такового не было – каждый служилый татарин был наделен поместьем, которое закреплялись за ними пожизненно и которое он мог передавать по наследству. По закону, татары не имели право держать русских крестьян, поэтому они сами выполняли и крестьянскую работу, и должны были быть готовы к боевой службе. Поэтому, отмечают исследователи, у них сложились очень сильная привязанность к земле, чувство хозяина, которые свойственны татарам по сегодняшний день.
В конце XVII века в татарских деревнях образовался переизбыток населения, и часть татар стала переселяться на восток, в основном в закамье, где до сих пор проживает много татар-мишарей. Например, там тоже есть деревня с названием Камкино, жители которой знают, что они являются выходцами из нижегородского края.

Когда татары-мишари стали мусульманами. Насколько их затронула политика насильственной христианизации, проводившаяся в России по отношению к национальным меньшинствам?

Татры-мишари приняли ислам относительно рано – в конце XIII века. Некто Бахмет Усейнов приехал из Большой орды в Мещеру, на территории берегов Оки, Рязанского и Московского княжеств, и стал распространять ислам. Но его тут же схватили русские власти и заставили креститься, после чего все его потомки считались крещенными. Тогда же возник конфликт между рядовыми татарами-мишарями и крещенными князьями, которые были ширинами по происхождению. И те вынуждены были бежать в Замоскворечье, где до сих пор сохранилось много фамилий, указывающих на мишарское происхождение. Где-то в XIII-XIV вв. образовалось две Мещеры: русская – в окрестностях Москвы (Замоскворечье, Владимирская губерния) и татарская (междуречье Мохша – Цна – Ока). В дальнейшем их судьба оказалась несколько различной.
Во второй половине XVI века в качестве наместника местным татарам поставили церковного иерарха, специально, чтобы заставить их креститься. А для московских татар-мишарей кампания по крещению достигла пика в середине XVII века.
С середины XVIII века крещением татар-мишарей занималась новокрещенская контора. Многочисленность кампаний по крещению указывает на то, что это была постоянная практика для российского государства. Новокещенные татары постоянно наделялись особыми правами и привилегиями.

- Были ли у татар-мишарей культурные связи с Казанью?

- Из Булгарии к нам приходили такие промыслы как выделка кож, мыловарение и т.д. Развивались и торговые отношения. Однако эти связи были не достаточно интенсивными. Видимо, давала о себе знать территориальная разобщенность.

Журнальные киоски железнодорожного вокзала Казани начали продавать новую книгу доктора филологических наук, академика Академии наук Республики Татарстан, профессора Мирфатыха Закиева «Правдивая история татарского народа». На титульном листе издания указано, что оно предназначено для гостей Универсиады, а на первых же страницах книги говорится, что само знаковое спортивное мероприятие дает татарскому народу шанс «сбросить с себя как старую шкуру вековые пласты лжи и обмана о себе».

Из книги татарского академика «гости Универсиады» смогут в частности узнать о том, что «язык американских индейцев изобилуют тюркскими заимствованиями», «шумерский язык, сохранившихся в клинописях, написанных 7-6 тысяч лет тому назад, содержит также очень много тюркских элементов», древнегреческие полисы на берегу Черного моря Фанагория и Пантикапей были построены тюрками, «еще в IV тысячелетии до н. э. тюркскими регионами стали Малая Азия, восточная часть Балканского полуострова, Восточная Европа». В качестве доказательств своих сенсационных открытий Мирфатых Закиев использует весьма своеобразные доводы из области лингвистики. Так, например, утверждая, что шумеры - это тюркский народ, он пишет следующее: «Изучив древние ассирийские и урартские письменные источники, ученые установили, что в IV-III тысячелетиях до н. э. в верхнем течении реки Тигр жили тюркоязычные субары. Этноним шумер является фонетическим вариантом этнонима субар>сумер>шумер».

Примерно в таком же духе он доказывает, что древняя религия зороастризм был также придумана изобретательными тюрками, поскольку, по его мнению, слово Авеста (священная книга зороастризма - прим. ИА REGNUM) восходит к тюркскому авуч - «ладонь», слово зороастр происходит от тюркского джараштр - «быть пригодным, примерять, приспосабливаться».

При этом академик критикует золотоордынскую концепцию этногенеза татарского народа, утверждающую, что современные татары являются потомками воинов Чингисхана и Батыя, с благословения властей республики активно насаждаемую в исторической науке постсоветского Татарстана. Мирфатых Закиев пишет о том, что «булгары первыми сумели в Восточной Европе дать реальный отпор и отразить волны монголо-татарского нашествия» (в 1223 году волжские булгары действительно разбили отряд монгольского полководца Субедея на Волге - прим. ИА REGNUM), и только после опустошительного западного похода Батыя «выжившие остатки булгар влачили жалкое существование в близком соседстве с русским народом».

«Появление подобных сочинений стали уже печальной традицией для исторической науки постсоветского Татарстана», - поделился своим мнением с ИА REGNUM руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов. - Национальную историю татарского народа, которую сочиняют в Казани, должны скорее изучать не профессиональные историки, а скорее этнографы, занимающиеся сбором легенд, мифов и сказок, потому что подобные исследования больше напоминают художественные произведения в духе фэнтэзи, чем академическую литературу. Историческая наука Татарстана последние двадцать лет одержима желанием видеть в прошлом всех древних цивилизаций исключительно тюркские корни, при этом абсолютно не берется в расчет элементарная логика, факты, научные исследования других российских и зарубежных ученых. И если последние хотя бы отчасти не подтверждают «открытия» татарских академиков, то сразу же обвиняются ими в европоцентризме или татарофобии».

Напомним, что ранее в Татарстане уже издавались следующие книги татарских ученых: «Прототюрки и индейцы Америки» Абрара Каримуллина, в которой он доказывал, что язык майя, ацтеков и инков является тюркским; «Язык богов и фараонов», «Этот загадочный фестский диск» и «Родословная: историко-лингвистические исследования» Нурихана Фаттаха, который объяснял, что древние египтяне и греки родственны тюркам; «Курс лекций по истории татарского народа» Зуфара Мифтахова, в котором автор сообщал, что «ядро будущей булгарской этносистемы сформировалось в Месопотамии и представляло в шумерском обществе господствующее сословие воинов».