Период Новой Истории с XVIII по XX вв. Исламская модель мирового порядка

Почему на Ближнем Востоке уже не одно десятилетие тлеет неразрешимый конфликт? Где его истоки и существуют ли пути умиротворения сторон? Кто «играет» на ближневосточной арене и каковы цели этих «игроков»? По каким сценариям развивались и, возможно, будут развиваться события?

Ближний Восток — перекресток частей света, цивилизаций, религий. Точка пересечения интересов и, как следствие, постоянная борьба за власть. От Египта на западе до Ирана на востоке, от Турции на севере до Йемена на юге военные столкновения не прекращаются уже 100 лет. Клубок проблем настолько запутан, что практически нет надежды распутать его - любые попытки потянуть за одну «ниточку» только усложняют ситуацию.

Этот клубок формировался с начала XX века, когда великие державы в собственных интересах кроили территории на Ближнем Востоке, не принимая во внимание культурные, исторические, национальные особенности народов, их населяющих. Сегодня мы видим результат: постоянные войны и террористические акты в регионе.

Кто «играет» на ближневосточной арене? Каковы цели этих «игроков»? По каким сценариям развивались события? Перед нами - краткая история ХХ века на Ближнем Востоке.

Колониальные амбиции

На протяжении столетий Ближний Восток - это стратегический регион на пути из Европы в Азию и Африку. К первой четверти XX века он получает новое звучание в качестве нефтеносной территории. Нефть приобретает огромное значение в качестве важнейшего ресурса для развития экономики и промышленности, что стало особенно актуально в условиях надвигающихся мировых войн. Страна, контролирующая ближневосточный регион, получала колоссальные преимущества. Это понимали и в Европе, и в США, и в России (потом СССР).

К началу Первой мировой войны территория Ближнего Востока входила в состав слабеющей Османской империи. Ввязавшись в войну на стороне Германии, империя надеялась вернуть себе былую мощь.

Одна из наиболее влиятельных европейских держав, Великобритания, в ходе войны старалась концентрировать свои военные и политические усилия вдали от европейского театра военных действий, стремясь сохранить свои позиции колониальной империи. Преследуя цель получить контроль над Палестиной, Великобритания лавировала между интересами своего союзника Франции и интересами арабского населения этих земель, а также использовала в своих целях влияние еврейских диаспор по всему миру.

В 1916 году между Великобританией и Францией было подписано тайное соглашение о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке. В соответствии с соглашением Великобритания получала территорию, где ныне расположены Иордания и Ирак, а также Палестину. Франция получала юго-восточную часть Турции, северный Ирак, Сирию и Ливан. Каждая из держав имела право определить государственные границы подопечных территорий в своей зоне влияния. Поддерживая Арабское восстание в Османской империи (1916-1918 гг.), англичане дали арабам надежду, что после совместной победы над турками Великобритания будет способствовать созданию арабских независимых государств, в том числе и в Палестине. Одновременно с этими обещаниями в 1917 году был выпущен один из самых противоречивых документов современной истории: Бальфурская декларация. В ней, в исключительно аккуратно выверенных выражениях, высказывалась поддержка Великобританией создания в Палестине «национального очага для еврейского народа». Следует обратить внимание, что слово «государство» в нем не использовалось, а также оговаривалось, что при создании «очага» не должны быть нарушены права проживающего в Палестине населения. Все эти политические демарши проводились в условиях войны, выиграв которую, можно было уже поступать по собственному усмотрению.

По результатам Первой мировой войны Османская империя распалась. Лига Наций, прообраз ООН, выдала странам-победительницам - Франции и Великобритании - в 1920 -1923 гг. мандаты на управление территориями. Великобритания получила право управления Палестиной (включая территорию современной Иордании) и Месопотамией (современный Ирак), Франция - современными Сирией и Ливаном. Мандат давался при условии, что европейские державы должны подготовить территории к их становлению независимыми государствами. В текст мандата был включен и текст Бальфурской декларации, призывающий мандатория обеспечить формирование в Палестине национального очага для еврейского народа.

Надежды и обещания

Пока длился Британский мандат, на территорию Палестины переселилось большое число евреев. Они были движимы идеями сионизма, то есть идеями воссоздания государства Израиль; также их вынуждал уехать из Европы возросший антисемитизм, особенно заметный в гитлеровской Германии 30-х годов. Переселенцы быстро осваивались на новом месте, скупали земли, засевали поля, строили дома. Однако такой напор переселенцев вызвал неприятие со стороны тех, кто жил в Палестине до них - арабов. (Необходимо заметить, что народа под названием «палестинцы» нет - этим словом обозначаются все народы, проживающие на территории Палестины, - и арабы, и евреи.) Понять, почему возникло такое неприятие переселенцев, сложно, учитывая, что каждая сторона в описании истории пытается оправдать себя и обвинить во всем другую сторону. Но даже сами еврейские ученые указывали на то, что отношение евреев к арабам-палестинцам носило, мягко говоря, недоброжелательный характер. Если Лига наций имела в виду лишь создание «очага» для еврейского народа в рамках будущего палестинского государства, то евреи стремились именно к образованию полноценного национального государства, отдельного от арабов. Это отражалось и в их действиях: с одной стороны, звучали громкие заявления о желании жить бок о бок с арабами; с другой стороны, предпринимались меры по дискриминации арабского населения при найме на работу для возделывания земли или строительства. При покупке земли евреи обязывались брать на работу только евреев. Таким образом, делалось все возможное для вытеснения арабов с территории Палестины. Реакция арабского населения не заставила себя ждать: начались крупные восстания с погромами еврейских поселений.

Великобритания должна была реагировать на происходящее: были изданы так называемые «Белые книги», ограничивающие количество еврейских иммигрантов. Этот шаг был сделан для умиротворения арабов, однако политика ограничения притока новых переселенцев была непоследовательной. Некоторые пункты этих книг впоследствии пересматривались. В результате в 30-е годы резко увеличилось еврейское население и площадь земельных участков в их владении. Арабы видели, как на глазах тают их надежды на создание независимого Палестинского государства - не без помощи британцев, и начались кровавые восстания уже против самого Британского мандата.

Осознав невозможность компромисса между арабами и евреями, Великобритания в 1939 году выпустила новую «Белую книгу», в которой отрицалось любое намерение создать еврейское государство, отвергались требования арабов провозгласить Палестину независимым арабским государством, и предусматривалось прекращение действия мандата к 1949 году. К этому времени предполагалось провозгласить независимость Палестины, в правительство которой войдут как палестинцы, так и евреи.

Конфликт интересов

Во время Второй мировой войны возросла нелегальная иммиграция еврейских поселенцев на фоне геноцида евреев в Европе. Но Великобритания по-прежнему принимала меры по ограничению их приезда. Надежда спастись от фашистских концлагерей связывалась с бегством в Палестину, и ограничительная политика Британии вызвала в среде сионистов отношение к ней как к врагу. Разочарование в Великобритании в среде переселенцев привело к расцвету терроризма. Большую часть терактов осуществляли нелегальные вооруженные организации «Хагана» и «Иргун». Апогеем их деятельности стал теракт в отеле «Царь Давид» в 1946 году, унесший жизни 91 человека. Тогда же возрастает роль США в палестинской проблеме - именно на их поддержку делали ставку сионисты, потеряв надежду, что Великобритания окажет содействие в создании еврейского государства.

Оказавшись неспособным разрешить конфликт в Палестине, британское правительство заявило о своем желании отказаться от мандата, аргументируя это тем, что оно не способно найти приемлемое решение для арабов и евреев.

В 1947 году вопрос о судьбе Палестины был передан Великобританией Организации Объединенных Наций. В ее рамках были созданы комиссии, которые в конечном итоге выработали план постепенной отмены Британского мандата и раздела Палестины на два отдельных государства: еврейского и арабского, а также специальный международный режим для города Иерусалим. Резолюцией 181 этот план был принят Генеральной Ассамблеей ООН.

К тому времени все остальные подмандатные территории получили независимость. За период действия своего мандата Великобритания совместно с французами успела построить нефтепровод от территории современного Ирака до Средиземного моря для снабжения Европы углеводородами.

Новообразованные страны ближневосточного региона вступили в Лигу арабских государств (ЛАГ) - организацию, представляющую интересы арабского мира на международной арене. Все страны ЛАГ были против плана раздела Палестины, но они оказались в меньшинстве. Практически все европейские государства, а также США и СССР поддержали этот план ООН.

Однако Резолюция 181 не обеспечила решения проблемы, и число актов насилия в Палестине только увеличилось. Палестинские арабы были категорически против создания еврейского государства, в каком бы то ни было виде. В условиях эвакуации английских войск участились столкновения между арабами и евреями: диверсии, нападения на военные сооружения и захват английского оружия стали основной характерной чертой ситуации в Палестине.

Правительство Великобритании постепенно уменьшало свою деятельность в Палестине, а Организация Объединенных Наций оказалась неспособной заменить его в качестве эффективного органа управления. Таким образом, сионистское движение начало устанавливать контроль над территорией зарождавшегося еврейского государства. При этом становилось очевидным, что политика сионистов была направлена на оккупацию как можно большей территории, за пределами границ, установленных для еврейского государства резолюцией о разделе. В результате в течение нескольких месяцев до прекращения действия мандата еврейские войска оккупировали ключевые города и районы на территории, предназначавшейся для вхождения в Арабское государство. В то же время пограничные арабские государства дали ясно понять, что они вмешиваются в конфликт для поддержки своих палестинских собратьев.

В условиях, когда события перерастали в крупное вооруженное столкновение, Великобритания объявила о прекращении действия мандата 15 мая 1948 года, на несколько месяцев раньше срока, предусмотренного в плане Организации Объединенных Наций. В тот же день было провозглашено государство Израиль, и Лига арабских государств, в составе Египта, Сирии, Ливана, Трансиордании, Саудовской Аравии, Ирака и Йемена, ввела войска в Палестину. Началась война, которая вошла в историю Израиля как Война за независимость, а в историю арабского мира как катастрофа.

Она привела к фактическому разделу территории Палестины между Израилем, Иорданией (Западный берег реки Иордан) и Египтом (сектор Газа). Война знаменовала собой существенную трансформацию ближневосточного конфликта: из локального он превратился в региональный.

Обозначилась идеологическая составляющая конфликта - противостояние национализмов. Теперь евреи стали врагами не только палестинских арабов. В Египте и Ливии имели место еврейские погромы, чего ни арабский, ни мусульманский мир до этого никогда не знал. Начался тотальный исход из арабских стран многочисленного еврейского населения. Правительства всех арабских стран отказались признать Израиль и объявили ему международный бойкот.

Участники первой арабо-израильской войны не были удовлетворены ее исходом: арабские государства не смогли добиться ликвидации Израиля, а израильские правящие круги - освобождения Земли Обетованной и включения всей Палестины в состав Израиля.

В результате этой войны оформилась одна из ключевых проблем, которую мировое сообщество пытается разрешить и по сей день: проблема беженцев. Из арабских стран бежали евреи, из Израиля - арабы, движимые как массовыми убийствами с обеих сторон, так и призывами своих лидеров. Сегодня особенно остро стоит вопрос именно палестинских беженцев, которых, по данным ООН, уже более 4 миллионов. Их число с каждым годом растет, поскольку статус беженцев именно применительно к выходцам из Палестины передается по наследству. Перемещались они на территории, определенные ООН для создания арабского государства: на Западный берег реки Иордан и в сектор Газа. Многие бежали в соседние арабские государства. Положение беженцев в разных странах различное: если в Иордании они обладают полными гражданскими правами, то, например, в Ливане для них ограничен доступ к образованию, здравоохранению и рабочим местам. Израиль отказывается предоставить арабам право вернуться, арабские страны отказывают беженцам в ассимиляции на своей территории. У каждой стороны свои аргументы, но вопрос остается неразрешенным, и целые поколения людей живут зачастую в очень плохих условиях, не имея своего дома.

Смена игроков

Следующим важным событием на Ближнем Востоке стал Суэцкий кризис. Суэцким каналом с конца XIX века владели французы и англичане. Военное присутствие англичан в Египте обеспечивало контроль над ним. Однако к 50-м годам XX века в Египте возросли националистические настроения, к власти пришел Гамаль Абдель Насер, ярый противник английского влияния в Египте. Насер разорвал договор с англичанами об их военном присутствии, и вооруженные силы Великобритании к лету 1956 года покинули зону канала. В тот период произошло сближение Египта с СССР, который начал поставки оружия для египетской армии, когда западные державы их прекратили, опасаясь усиления режима националистов. К ужасу британцев и французов, в 1956 году Насер объявил о национализации Египтом Суэцкого канала. Колоссальные доходы от эксплуатации канала, заинтересованность в них влиятельнейших семей Великобритании и Франции, стратегическая необходимость контролировать беспрепятственный проход своих судов, в том числе нефтяных танкеров, через канал, возможность перехода контроля над ним к Советскому Союзу заставили эти европейские страны пойти на военное вторжение в Египет в лучших традициях колониализма. Откровенная агрессия не нашла бы поддержки в международном сообществе, поэтому пришлось ее завуалировать. Для этой цели были привлечены власти Израиля, которые не преминули воспользоваться конфликтом интересов западных держав и Египта. Заявление Насера о цели уничтожить Израиль, запрет его судам проходить через египетские проливы и Суэцкий канал, постоянные атаки со стороны палестинцев из сектора Газа заставили Израиль пойти на рискованные меры. Во французском городе Севр состоялись секретные переговоры между представителями Израиля, Франции и Великобритании. Они завершились принятием плана, по которому Израиль вторгался в Египет, а Англия и Франция вслед за этим должны были вторгнуться в зону Суэцкого канала под видом необходимости прекратить конфликт и защитить канал.

Израиль еще не раз в дальнейшем будет превентивно (то есть до начала военной агрессии со стороны врага), первым нападать на арабские страны, считая, что лучшая защита - это нападение.

Для тайных союзников ход военных действий был весьма успешен. Пока израильская армия занимала Синайский полуостров, европейские державы высадились в зоне Суэцкого канала и взяли его под контроль. Однако надежды Великобритании и Франции сохранить свои позиции в Египте не оправдались: в игру вступили СССР и США. Советский Союз пригрозил выступить на стороне Египта, если союзники не прекратят агрессию. США тоже не хотели, чтобы европейцы с помощью силы восстановили свое влияние на Ближнем Востоке - они стремились искоренить колониализм из системы международных отношений.

Суэцкий кризис со всей очевидностью показал, что роли Великобритании и Франции на Ближнем Востоке ослаблены, а на их место пришли Советский Союз и США. Такая расстановка сил будет длиться до распада СССР, когда наиболее крупным игроком на Ближнем Востоке останутся только США. Сегодня, после событий в Ливии, когда ведущую роль в борьбе с силами Каддафи взяла на себя Франция, а США решили отстраниться, есть повод говорить о возможном возвращении европейских держав в регион, уже в рамках ЕС и НАТО.

Переговоры

После Суэцкого кризиса войн, в которых участвовали бы страны, не входящие в ближневосточный регион, не было. Западные державы стремились к урегулированию конфликта мирным путем и предлагали свои услуги в качестве посредников в переговорах между Израилем и образованной в 1964 году Организацией освобождения Палестины. Но ситуация постоянно выбивалась из-под контроля. В 1967 году Израиль провел военную операцию, получившую название Шестидневная война, захватив практически всю территорию Палестины. Под его контролем оказался Западный берег реки Иордан (Самария и Иудея), оккупированный в первую войну Иорданией, и сектор Газа, оккупированный Египтом. Только к 2005 году израильские войска и поселения будут выведены с территории сектора Газа. В мае 2011 года президент США Барак Обама предложил Израилю согласиться на возвращение к тем границам, которые существовали до Шестидневной войны, то есть освободить от израильских войск и населения Самарию и Иудею. За годы после окончания Шестидневной войны на этих территориях возникло множество еврейских поселений. Законность их оспаривается международным сообществом, поскольку эти территории были захвачены Израилем в результате агрессии. Израиль на сегодняшний день не согласен отдать занятые им территории, ссылаясь на то, что это подорвет безопасность страны.

В 1973 году арабские страны попытались взять реванш и напали на Израиль в священный для евреев день Йом Кипур (Судный день). Война вошла в историю как война Судного дня. Тогда арабские страны использовали «нефтяное оружие»: ввели эмбарго на поставку нефти странам, поддерживающим Израиль. Это взвинтило цены на нефть и заставило США и западные страны остро почувствовать, как им необходим мир в ближневосточном регионе.

При посредничестве американцев в 1978 году был подписан мирный договор между Египтом и Израилем. Для египетского руководства оказалось важнее прислушаться к позиции США, а не арабских стран. Для последних признание Египтом права на существование государства Израиль было предательством.

США также выступили в качестве посредника в 1993 году в Осло, в момент подписания соглашений между Израилем и Организацией освобождения Палестины (ООП). Большим достижением было усадить две стороны за стол переговоров. В Израиле ООП считалась (небезосновательно) террористической организацией, и, кроме того, в ее уставе прямо заявлялась цель - уничтожение Израиля. Также в основном документе ООП провозглашается, что единственный путь к освобождению Палестины - это вооруженная борьба.

По итогам переговоров была основана Палестинская национальная администрация (ПНА), которой было передано управление частью захваченных Израилем территорий. В 1996 году в ПНА прошли выборы председателя и законодательного совета, победу на которых одержали Ясир Арафат и основанная им партия ФАТХ (Движение за национальное освобождение Палестины).

На сегодняшний момент среди палестинских арабов наибольшим влиянием пользуюется две организации, долгое время между собой враждующие. ФАТХ, которую Израиль и мировое сообщество признают представителем палестинского народа, и ХАМАС (Исламское движение сопротивления), которую они же считают террористической организацией. ФАТХ имеет сильные позиции на территории Западного берега реки Иордан, ХАМАС же контролирует сектор Газа, победив там на выборах в 2006 году.

Поскольку ХАМАС обладает реальной силой в регионе, ряд стран, Россия в их числе, не признае т ее террористической организацией. Однако никто не поддерживает насильственные методы борьбы за свои права и обстрелы израильских территорий. Также, в отличие от ФАТХ, ХАМАС не желает признавать Израиль.

Несмотря на противоречия между ФАТХ и ХАМАС, в мае 2011 года в Каире было подписано соглашение между сторонами о примирении. Объединение сторон с различным подходом к проблеме признания Израиля ставит под сомнение возможность переговоров между представителями еврейского государства и палестинского народа. Для палестинцев этот шаг очень важен в преддверии особой сессии ООН в сентябре, на которой будет обсуждаться вопрос создания арабского государства Палестины.

Дилемма

Даже если с помощью всего мирового сообщества можно было бы разрешить территориальные споры и вопросы беженцев, останется вопрос-мина - если его задеть, то взрыва не миновать. Это вопрос Иерусалима и Храмовой горы. Иудеи с 70 года н.э. живут чаяниями о восстановлении Храма. После его разрушения римлянами иудеи потеряли единственное место, где они могли бы приносить жертвы Богу. Пока не будет восстановлен Храм на Храмовой горе, духовная жизнь иудеев будет неполной. Но на горе теперь стоят исламские святыни, разрушение которых повлечет за собой гнев всего мусульманского мира. Сейчас Восточная часть Иерусалима вместе со святыми местами находится во власти иудеев, и вряд ли они когда-либо согласятся отдать эту землю мусульманам. Поэтому мир на Ближнем Востоке - несбыточная мечта мирового сообщества.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Попытка установление межгосударственных отношений с Россией со стороны ведущих западных стран. Основные векторы внешней политики Советской России. Отношения Советского государства с европейскими странами. Политика СССР в отношении азиатских стран.

    реферат , добавлен 30.01.2008

    Тоталитарный режим в Советской России в 30–50-тые годы ХХ века, его характерные черты. Врастание партии в экономику и государственную сферу. Формирование аппарата принуждения, принятие новой Конституции. Государственная деятельность и личность Сталина.

    курсовая работа , добавлен 24.10.2009

    Процесс нормализации отношений с ведущими капиталистическими странами после окончания гражданской войны. Очередной поворот в советской внешней политике после Мюнхенского соглашения 1938 г. Оборонительные сражения летом-осенью 1941 г. Оборона Сталинграда.

    реферат , добавлен 12.02.2014

    Анализ особенностей внешней политики СССР в 40-50 годы ХХ века. Исследование взаимоотношений между СССР, социалистическими и развивающимися странами в данный период. Выявление основ отношений с США; начало "Холодной войны", гонка вооружений и её итоги.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2015

    Причины и предпосылки изменения внешнеполитического курса СССР. Результаты деятельности Коминтерна. Отношение России со странами Дальнего Востока в начале 30 годов. Советско-англо-французские переговоры. Мюнхенское соглашение, сближение СССР и Германии.

    презентация , добавлен 12.01.2013

    Становления советской власти в России представляет собой период гражданской войны и иностранной интервенции. Победа советской власти произошла благодаря организованному насилию власти. Главной идей революции было противостояние народа и интеллигенции.

    контрольная работа , добавлен 06.01.2009

    Идейно-политическая борьба в обществе в 20-е годы ХХ века. Внешняя политика СССР в 30-е годы. Нацистская агрессия против СССР. Смерть Сталина, хрущевская "оттепель". Космическая программа, первый спутник, полет человека в космос. Советские ракеты на Кубе.

    контрольная работа , добавлен 27.11.2009

В начале ХХ века главным средством проникновения на Ближний Восток были железные дороги. Все крупные колониальные державы: Великобритания, Франция, Германия и Россия строили в своих восточных владениях железные дороги, связывая свою территорию, свои форпосты с пока еще не занятыми территориями.

Наибольшую известность получило строительство Транссибирской железной дороги, связавшей восточную оконечность российских железных дорог с Владивостоком. Длинная железнодорожная магистраль, 2 тысячи километров из которой прошли по территории Китая, помогла России захватить и привязать к себе Маньчжурию. Привязать к себе Среднюю Азию помогла Закаспийская железная дорога, связавшая Оренбург с городом Верный (Алматы). Англия связывала свои африканские колонии Трансафриканской железной дорогой от Александрии до Кейптауна. Стремились построить дорогу от Стамбула до Басры через территорию Османской империи немцы. Этот проект так и не осуществился, но был долгое время причиной дипломатических войн. Значение железных дорог было очень велико. Кто владел железными дорогами, а строители делали все, чтобы не выпустить из рук контроля над ними, тот владел ввозом-вывозом, а вместе с этим и торговлей, как внешней, так и внутренней. С помощью несложных манипуляций с тарифами можно было монополизировать рынок любой страны, вытеснив с него и внешних продавцов, и внутренних. С помощью железной дороги Россия осуществила сначала экономическую, а потом, в 1900-1901 годах, и военную оккупацию Маньчжурии. Железные дороги имели военное значение. По ним легко можно было перебросить войска и припасы в любое место, куда была протянута колея. Когда готовились соглашения о строительстве железных дорог, страны-строители выговаривали право на военное сообщение по ним, а также право на охрану придорожной полосы и станций. Если снова обратиться к хрестоматийному примеру русской железной дороги в Маньчжурии, то ее строительство на территории независимой Цинской империи охраняли русские войска. Впоследствии, по этой дороге возились грузы и материалы для русской военно-морской базы в Порт-Артуре. Именно войска, расквартированные вдоль КВЖД, приняли участие в подавлении боксерской войны 1900-1901 годов и в оккупации Китая. Во все времена колонизация требовала охраны имущества. Когда колонизация велась торговыми факториями, иностранные войска охраняли склады, товарные базы и сеттльменты. Когда колонизаторы проводили колонизацию путем железных дорог, то войска охраняли пути, станции, депо и прилегающие к ним поселки персонала. Теперь же, когда колонизация ведется с помощью развития нефтедобычи, войска охраняют скважины, нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Сегодня на Ближнем Востоке железных дорог не строят. Единственный железнодорожный проект, который сегодня обсуждается, строительство железной дороги в Афганистане, так и не двигается с места. Зато есть другой объект, который сегодня выполянет колонизаторские функции железных дорог. Это нефтепромыслы и нефтепроводы. Нефтепромыслы – это чрезвычайно уязвимое производство. Для вывода его из строя достаточно удачного взрыва или даже выстрела. Загорание нефти или нефтепродуктов, и пожар довершат разрушение оборудования нефтепромысла или нефтеперерабатывающего завода. Поэтому территория, где ведется добыча или переработка нефти, а также производится ее погрузка или транспортировка по нефтепроводам, должны быть надежно защищены. На этой территории не должно вестись и даже планироваться войн и боевых действий. Эта защищенная территория должна быть достаточно велика по площади, чтобы исключить любую вероятность нападения или диверсии. Яркий пример установления такой защищенной зоны можно наблюдать на строительстве нефтепровода Баку – Джейхан. Часть нефтепровода пролегает по турецкой территории, часть по грузинской, а часть по азербайджанской. За турецкую часть можно не беспокоиться, потому что Турция – член НАТО и обладает достаточными силами для охраны трубы. Турецкое правительство следует союзническим США курсом, и гарантирует безопасность проекта. Для обеспечения полной безопасности трубы необходимо поставить под контроль Грузию и Азербайджан. История того, как Госдеп США пытался управлять событиями в этих странах, заслуживает отдельного рассмотрения. Мы же пока обратим внимание на то совпадение, что подготовительные работы и начало строительство нефтепровода Баку – Джейхан сопровождалось предложениями США к Грузии и Азербайджану: помощь, принятие в НАТО, содействие в подготовке и вооружении армии, а также и давлением, как было в Грузии. Война в Ираке, если принять во внимание нефтяные интересы США, тоже является частью грандиозного проекта по созданию зоны безопасности. Садам Хусейн мог нанести внезапный удар по нефтепроводу. Война в Ираке также преследовала цель безопасности трубы Баку – Джейхан, но уже с юга, с границ с Ираком. Нужно защищить также нефтепромыслы Казахстана и Туркменистана, которые являются источниками нефти, наряду с Бакинскими месторождениями. Это задача более сложная, ибо южная часть этого региона – это зона боевых действий. Но и эту задачу американцы постарались разрешить, вторгшись в Афганистан, и создав военные базы в Узбекистане и Киргизии. Правда, решение этой задачи еще далека от завершения, однако абрис американского контроля уже обозначился. На западе это член НАТО – Турция. Турецкий порт Джейхан является краним западным пунктом нефтепровода, с которого должна вестись погрузка нефти на суда. Затем, восточнее, две подконтрольные страны: Грузия и Азербайджан. В Баку идет перегрузка нефти с каспийских танкеров для перекачки по нефтепроводу. Госдеп США прилагает максимум усилий, чтобы поставить эти две страны под свой контроль, вплоть до принятия их в НАТО и объявления их "частью Европы". Главным поставщиком нефти предполагается быть Казахстану, который, используя частично оставшуюся от советских времен, частично новопостроенную, инфраструктуру, ведет добычу и транспортировку нефти к побережью Каспия, в порт Мангышлак. Казахское правительство долго колебалось в вопросе участия в этом проекте, но не столь давно это соглашение было подписано. Вместе с участием Казахстана в этом нефтяном проекте заговорили и о том, что казахская армия будет вооружаться американским оружием. Это и понятно. Казахстан нужен как союзник, и как возможная база для развертывания американских войск. Политическая проблема проекта заключается в том, что южнее этих стран находятся страны с очень нестабильным положением: Ирак и Афганистан, или враждебные к США – Иран. Вторжение в 2001 году в Афганистан и в 2003 году в Ирак преследовало именно эти цели – обезопасить новый район добычи нефти. Американские военные базы появились в Ираке, Афганистане, Узбекистане и Киргизии. Остался лишь один Иран. В принципе, складывается очень серьезный узел противоречий, который будет масштабнее, чем даже узел противоречий в Персидском заливе. Трасса нефтепровода пролегает почти в самой географической середине мусульманского мира. Рано или поздно американцы почувствуют себя здесь полными хозяевами и возьмуться перекраивать границы и переставлять правительства. Об этом достаточно ясно говорит в своих последних работах Збигнев Бжезинский. Но в этом регионе есть интересы таких крупных стран, как Россия и Китай. Перестройка политической карты региона без учета интересов двух крупных и влиятельных соседей неизбежно вызовет новый мировой конфликт. Итак, политику США на Ближнем Востоке можно назвать неоколониалистской только лишь потому, что она начинается вновь. По сути же и по результатам они ничем не отличается от колонизаторства тех же англичан или русских. Ближний Восток определенно возвращается в эпоху колониальной зависимости. В принципе, это является очевидным. Если какая-то страна разместила на территории другой страны какое-то достаточно ценное имущество, в виде торговой фактории, железной дороги или нефтеперерабатывающего завода, то логичным продолжением этого является требование обеспечения возможности охраны этого имущества. В слаборазвитой стране правительство, как правило, плохо контролирует территорию, и потому это имущество охраняют иностранные войска. От иностранного военного присутствия до установления колониальной администрации – только шаг. Размещение военных баз – это уже колонизация. Если это очевидно, то нельзя ли от таких проектов, которые чреваты зависимостью, отказаться? Теоретически, конечно, отказаться можно, но практический опыт говорит, что отказов от проектов не было. И вот почему. Колонизатор в самом начале своей деятельности предлагает нечто выгодное не только ему, но и той стране, правительству которой адресовано предложение. Выгода от торговли, от развития коммуникаций или производства – бесспорно обоюдная. Потому предложение колонизатора, как правило, принимается. Так было и на этот раз. Казахстан быстро принял предложение о совместной эксплуатации месторождения Тенгиз, потом предложения о разработке других месторождений, а вот сейчас вступил в проект, который закабаляет добрую треть мира. Все взаимосвязано. Казахстан уже сейчас превратился в американский протекторат, чтобы там не говорили официозные агитаторы из Вашингтона и Астаны. Американская активность чревата еще и тем, что обнадеживает те политические силы в ближневосточных странах, которые возлагают надежды на колониальный путь развития. Это обстоятельство, теперь уже независимо от американцев, помогает колонизации Ближнего Востока. Оппозиционные политики в ряде стран уже сейчас воюют за власть, надеясь по приходу к ней тут же включиться в "мировой рынок", то есть большой колонизационный проект, и обеспечить то процветание, которое они обещают. Что следует из этого положения? Во-первых, что американцы не уйдут из этого региона. Ни через год, ни через десять лет. Они постараются сидеть в них до самой последней возможности, о чем и заявил Дональд Рамсфелд в Ташкенте. Думаю, все это продлится не меньше, чем несколько десятилетий. Во-вторых, ради великого нефтяного проекта, экономическое развитие стран этого региона откладывается на неопределенное время. Нефть не сделает их богаче, а только разорит. Арабам удалось под шумок, в удобный момент, национализировать нефтепромыслы, и положить большую часть прибыли от нефти в свой карман. Сейчас же национализация не пройдет. Для того и контроль вводится, и войска расставляются, чтобы не допустить к власти правительство с идеями национализации, а если же такое появится, то быстро его ликвидировать. В-третьих, американские усилия и экономические проблемы региона выращивают и воспитывают такую генерацию политиков, которые будут считать колониальное развитие своей страны само собой разумеещимся делом. Они будут добровольно и идейно помогать американским колонизаторам в деле затягивания колониального ярма.

События на Ближнем Востоке в конце. х годов, и История образования Ирана. Предмет исследования является развитие тех тенденций, которые способствовали или препятствовали сближению позиций обеих стран, устранению возникавших между ними противоречий и недопонимания. Проблема взаимоотношений мусульманского государства с европейскими державами, а так же вооруженные конфликты на ближнем востоке и обогащенье урана в мирных целях.

Хронологические рамки охватывают период конца XX - начало XXI века, когда новая Россия пересматривала свои внешнеполитические установки и на этой новой основе формировала отношения партнерства и взаимопонимания с сопредельными странами, а также с другими членами мирового сообщества.

Для выяснения устойчивости тенденций российско-иранского сотрудничества в курсовой, особенно в главе 3 и 1, проанализирован большой исторический материал, далеко выходящий за рамки обозначенного периода.

В целях выработки политических и научных прогнозов широко использованы новейшие факты истории международных отношений, в том числе и относящиеся к принципиально новому этапу их развития. 12 марта 2001 года в Москве президентами двух стран был подписан Договора об основах взаимоотношений и принципах сотрудничества между Российской Федерацией и Исламской Республикой Иран вступил в силу 5 апреля 2002 года. Цель данного исследования - обобщить опыт и перспективы оптимизации российско-иранских отношений на рубеже XX-XXI вв выявить факторы, способствующие этому процессу или тормозящие его. Для достижения указанной цели в курсовой решаются следующие задачи Определяются геополитические факторы, которые стимулировали и стимулируют сотрудничество России и Ирана, их стратегическое партнерство и взаимодействие в решении проблем, затрагивающих общие интересы в различных сферах взаимоотношений.

Прослеживается развитие российско-иранских отношений, исторических предпосылок на разных этапах становления духовно-культурных, экономических и политических контактов между двумя народами.

Выясняются геополитические последствия исламской революции в Иране и демократических преобразований в России для укрепления добрососедства двух стран на международной арене. Раскрываются особенности взаимовлияния России и Ирана на геополитическую обстановку в Центрально-азиатском регионе, механизмы воздействия их внешней политики на другие государства, имеющие интересы в Центральной Азии. Анализируются отдельные достижения и трудности в российско-иранских отношениях по их основным направлениям политическим, экономическим, научно-культурным, военно-техническим.

Оценивается значение общей борьбы с международными терроризмом для укрепления возможного сотрудничества в геополитическом треугольнике Иран - Россия - США. Методологические и теоретические основы исследования составляют выводы работ по проблемам геополитики, международных отношений, философии истории, правоведения и политологии. Были использованны сравнительно-исторический метод, позволивший выявить общее и особенное в исследуемых политических процессах и определить тенденции их развития.

Системный подход к анализу многопланового фактического материала, затрагивающего проблемы как внешней, так и внутренней политики государств, взаимоотношениям которых посвящена курсовая, дал возможность раскрыть целостность и взаимозависимость различных этапов и направлений российско-иранского партнерства. Раскрыть многообразие исторически сложившихся связей, обеспечивающих добрососедство двух стран, несмотря на конфликты и противоречия, возникающие в отношениях между ними. Как показывает материал курсовой, приливы и отливы в российско-иранских отношениях далеко не всегда зависели от действий и устремлений двух сторон, влияния на них международной региональной или общемировой ситуации, а определялись многофакторным воздействием принадлежности той и иной страны к разным цивилизациям, общественно-экономическим формациям, этно-культурным общностям.

Это требовало и требует исключительно чуткого отношения к интересам каждого из народов, готовности идти на уступки во имя добрососедства, умения оказать необходимую помощь без ущемления достоинства и игнорирования традиционного уклада общественно-экономической и духовной жизни получающего эту помощь соседа.

Труды российских ученых, специально посвященные анализу современного состояния российско-иранских отношений, в которых дается характеристика текущих событий и процессов, связанных с развитием этих отношений, и те, в которых освещение таких событий осуществляется через призму, в том числе и путем их сопоставления с явлениями ставшими достоянием прошлого.

К сожалению, проблемы развития российско-иранских отношений в 90-е гг. XX века и в начале XXI века монографий, диссертаций пока еще не создано.

Преобладают статьи в сборниках, выпущенных различными научными центрами, публикации в периодической печати, как научной, так и рассчитанной на массового читателя. Выводы, к которым приходят их автор Джекшенкулов А.Д. в книги Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе - М 2000г. сводятся к тому, что существуют все необходимые объективные предпосылки для расширения и углубления российско-иранского равноправного сотрудничества. Трудности Ирана и России, тормозящие такое сотрудничество приходится постоянно оглядываться на позицию государств, опасающихся дальнейшего сближения России и Ирана, вполне преодолимы.

Иран готов занять место в ряду экономически развитых стран. Россия преодолевает последствия кризисной ситуации в своей экономике. Так что обе страны могут взаимодействовать на равных, что соответствует основным внешнеполитическим установкам того и другого государства Источники. В интересах всестороннего освещения избранной темы мы использовали широкую источниковую базу. Прежде всего, речь идет о выступлениях руководителей России и Ирана, глав их дипломатических ведомств, информационно-аналитических материалах, опубликованных в современной периодической печати или хранящихся в фондах архивов президентских сайтов и на сайтах министерства иностранных дел и текущего делопроизводства государственных органов той и другой страны. Проанализированы также материалы документальных сборников по истории России, Ирана и их внешнеполитической и внешнеторговой деятельности.

В качестве источников использованы сообщения прессы, а также некоторые произведения иранских авторов, в которых дается оценка состояния и развития российско-иранских отношений, в частности, материалы иранского журнала по изучению Центральной Азии и Кавказа Аму- Дарья. У большинства иранских авторов - свой подход к освещению отношений с Россией и СССР. Тем не менее, после исламской революции преобладающим в этих трактовках стал тезис о возможности и жизненной важности для Ирана партнерства и добрососедства с Россией.

Глава 1. Центрально Разведывательное УправленияИсторические, политические, экономические, составляющие Ирана 1.1 Иран расположен в Юго-западной Азии, общая территория равна 1 648 000тыс. км. Столица Ирана - Тегеран с чичленостью12 млн. правка 1 . Крупнейшие города - Мешхед 1,5 млн Исфаган 1млн Тебриз 852 тыс Шираз 800 тыс В административном отношении делится на 27 провинций.

Население на 2004 год составляло 64.7 млн. жителей.

В этнический состав населения входят персы 51 , азербайджанцы 27 , курды 5 , луры, арабы, туркмены, белуджи, армяне, евреи, и представители других национальностей. Официальный язык - персидский фарси. Государственная религия- ислам шиитского толка исповедует 90 населения. Денежная единица- риал. Форма правления - республик. Глава государства - Махмуд Ахмадинежад. Руководитель страны - аятолла. Аятолла - Али Хосейн Хаменеи с 1989. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского народа меджлис. 1.2 Иран до 1935года был Персией, являясь одним из самых древних государств Азии. В результате колониальной экспансии Англии и России к концу девятнадцатого века превратился в их полуколонию.

Стремясь к полному контролю над национальным богатством и использованием важного стратегического положения страны, английское правительство в 1921 году спровоцировало государственный переворот, в результате которого в стране утвердилась диктатура военного министра Реза Пехлеви.

В 1925 году Р. Пехлеви провозглашен шахом Ирана. После 2-ой мировой войны, следуя в фарватере политики США и других западных стран, Иран становится членом блока СЕНТО в 1955г. В результате заговора, инспирировано ЦРУ3, в 1953 году было свергнуто законное правительство М.Мосаддыка, проводившее политику укрепления независимости страны. Оттеснив в результате переворота своих партнеров, США, опираясь на шаха Мохаммеда Реза Пехлеви, заняли в Иране главенствующие позиции.

В 1959 году шах заключил с США военное соглашение, усилившие американское присутствие в этом регионе. В 60-х годах вследствие участившихся антиправительственных выступлений правящие круги вынуждены были провести некоторые социально- экономические реформы - так называемую белую революцию, которая имела целью ускорить развитие страны по западному образцу. В 1967 году вошел в План Коломбо. В 1978 по 1979 года в Иране развернулась борьба против шахского режима, в которой приняли участие представители практически всех слоев иранского общества.

Активную роль играло шиитское духовенство, стремившееся восстановить в стране ценности ислама. В Феврале 1979года произошла антимонархическая революция, свергнувшая шахский режим. В феврале 1972 года Иран провозглашен Исламской Республикой. Действует конституция, утвержденная на референдуме 03.12.1979 года. Государственная власть осуществляется независимым друг от друга законодательной, исполнительной и судебной властями, находящимися под контролем политического и духовного руководителя страны - аятоллы Сейеда Али Хаменеи.

Президент избирается прямым голосованием сроком на 4 года, одновременно возглавляя кабинет министров. Высший законодательный орган - однопалатный парламент - Собрание исламского совета меджлис, состоящий из 270 депутатов, избираемых прямым и тайным голосованием сроком на 4 года. Согласно конституции Исламской Республики Ирана ИРИ и принятому в 1981 году закону в Иране была запрещена деятельность политических партий и неисламских организаций.

В 1988 году было объявлено, о разрешении официально регистрировать партии и организации, не ставящей своей цель изменение существующего режима. Существуют ряд исламских ассоциаций прорежимной ориентации, в частности Общество борющегося духовенства придерживается прагматических позиций, Ассоциация борющихся духовников выступает за фундаменталистский курс страны. Среди оппозиционных режиму организаций наиболее заметными являются Движение за свободу Ирана - основана в 1961 году, генеральный секретарь - И. Язди. Демократическая партия Иранского Курдистана - основана в 1945 году, вышла на политическую арену после длительных преследований весной 1979 года, но в августе того же года была запрещена.

Ведет вооруженную борьбу за предоставление Иранскому Курдистану автономии в рамках Ирана. Народная партия Ирана - создана в октябре 1941 года, преемница Иранской компартии. В марте 1979 году объявила о начале легальной деятельности, выразив готовность сотрудничать с шиитским духовенством в интересах укрепления национальной независимости страны, обеспечением демократических прав и свобод.

Организация федаев иранского народа большинство ОФИНб и Организация моджахедов иранского народа ОМИН действует в подполье. В оппозиции находится группировки клерикального, про -монархического и либерально-буржуазного направления. Сразу после революции определенные круги духовенства во главе с религиозным лидером шиитов аятоллой Р. Хомейни, тесно связанные с мелкой буржуазией и крупными землевладельцами оттеснили все другие политические силы, взяв курс на монополизацию власти в стране.

При этом под давлением народных масс религиозное руководство провело ряд мероприятий по ликвидации населения шахского режима. Иран провозгласил своей целью освобождение страны от всех форм зависимости от империализма в защиту национальных интересов, выйдя из блока СЕНТО, вступив в Движение неприсоединения.

Однако проведения важных социально - экономических преобразований обещанных духовенством, так и не было осуществлено. Около 80 обрабатываемых земель по-прежнему находится в руках крупных собственников, треть которых составляет духовенство. Положение в стране серьёзно осложняется и нерешённостью национального вопроса. Курды, туркмены, белуджи и другие нацменьшинства выдвигают требования о представлении им национальной и культурной автономии что было невозможным. В результате ирано-иракской войны начавшейся в 1980 году, стране был нанесён значительный экономический ущерб более 700 млрд. дол выведено из строя около 60 мощностей перерабатывающей промышленности.

Война ежегодно обходилась Ирану в 13-14 млрд. дол на военные нужды расходовались более 40 бюджетных средств. В августе 1988 года благодаря усилиям Организации Объединенных Наций ООН была достигнута договоренность о прекращении огня и начале мирных переговоров между Ираном и Ираком. Выраженная Ираком готовность признать и уважать Алжирские соглашения 1975году была благоприятно встречена в Иране и способствовала нормализации отношений между двумя странами. На нынешнем этапе курс иранского руководства на международной арене, в особенности его, прагматически настроенного крыла, возглавляемого президентом, характеризуется попытками вывести страну из изоляции.

Связанной с чрезмерной идеологизированностью внешнеполитических концепций. Определённой трансформации подверглась позиция Исламской Республики Ирана ИРИ по целому комплексу международных и региональных проблем. Иран является член ООН с тысяча девятисот пятого года. Дипломатические отношения между Ираном и Российской Федерацией были установлены 20.05.1920 года. Национальным праздником считается 11 февраля - День Революции Внутри политическое положение в Иране в настоящее время характеризуется стремлением президента и возглавляемой им исполнительной власти укрепить свои позиции. В результате парламентских выборов в апреле - мае 1996 года, привели к Валовой национальный продуктопределенному укреплению влияния радикальной части исламского духовенства в меджлисе, способность этого законодательного органа противостоять исполнительной власти в определенной мере возросла.

В тоже время происшедшая в результате выборов перегруппировка сил в среде правящего духовенства не повлияла на сохранение его монополии на власть в стране. В Иране по-прежнему отсутствует какой-либо политический или идейный плюрализм. 1.3 Иран - аграрно-индустриальная страна с развитой нефтяной промышленностью.

Имеются нефтеперерабатывающие, нефтехимические предприятия.

Ведется добыча нефти, угля, газа, медных, железных, марганцевых и свинцово-цинковых руд. Есть машиностроение и металлообработка, а также пищевкусовая, текстильная промышленности. Развито кустарное производство ковров, метизов. Выращивают пшеницу, ячмень, рис, бобовые, хлопчатник, сахарную свёклу, сахарный тросник, табак, чай, орехи, фисташки. Разводят овец, коз, верблюдов, крупный рогатый скот коров, быков. Экспорт сырая нефть и продукты переработки нефти, руды металлов, сельскохозяйственная продукция.

Импорт продукция тяжёлого машиностроения и химической промышленности, автомобили, железо, сталь, минеральное сырьё, текстиль, бумага, средство автоматики. Основные торговые партнёры являются Турция, ОАЭ, Германия, Великобритания, Италия, Япония. Важнейшей отраслью экономики страны является нефтедобывающая и нефтегазоперерабатывающая промышленность.

Она обеспечивает формирование до 14 ВНП4, треть поступлений в государственный бюджет, а также около 90 валютных доходов. Газ - Иран владеет 16 мировых запасов природного газа. Основные месторождения расположены на шельфе Персидского залива и на северо-востоке страны. К 2010 планируется довести добычу газа в Иране до 290 млрд. кубометров в год. В это же время должен быть начат полномасштабный экспорт газа. В 2005году Иран поставлял ежегодно 7 млрд. кубометров газа в Турцию, ведёт строительство газопровода от месторождения Южный Парс до завода по сжижению природного газа на острове Киш в Персидском заливе и обсуждает строительство газопровода Иран - Пакистан - Индия. Для расширения экспорта газа может быть предпринята попытка восстановить сеть газопроводов IGAT IGAT-1 мощностью 9,6 млрд. кубометров в год, построенный в 1970 для осуществления поставок газа в Армению и Азербайджан IGAT-2 мощностью 27 млрд кубометров в год, строительство которого не было завершено в связи с исламской революцией 1979 в Иране. Оба газопровода требуют реконструкции.

В случае их расконсервации это может позволить Ирану поставлять газ через Украину в ЕС. В качестве альтернативы рассматривается расширение действующего газопровода из Ирана в Турцию до Греции.

Нефть - согласно иранской конституции, запрещается продажа иностранным компаниям акций национальных нефтедобывающих предприятий или предоставление им концессий на добычу нефти. Разработку нефтяных месторождений ведёт государственная Иранская национальная нефтяная компания ИННК. С конца 1990-х, в нефтяную отрасль пришли иностранные инвесторы французские Total и Elf Aquitaine, малазийская Petronas, итальянская Eni, а также Китайская национальная нефтяная компания, которые по компенсационным контрактам получают часть добытой нефти, а по истечении срока контракта передают месторождения под контроль ИННК. Валовой Внутренний продуктЗапасы - в 2005 в Иране насчитывалось 132 млрд. баррелей доказанных запасов нефти около 10 от мировых запасов. В 2005 Иран добывал 4,2 млн. баррелей в сутки, из них экспортировал около 2,7 млн. баррелей.

В 2005 Иран являлся четвёртым крупнейшим экспортёром нефти в мире, и вторым - в организации стран-экспортёров нефти ОПЕК, а также являлся крупнейшим поставщиком нефти в Китай. Ежегодная добыча нефти - около 180 миллионов тон. Но Иран не в состоянии удовлетворить потребность в нефтепродуктах за счет внутренних мощностей.

Импорт нефтепродуктов составляет 7 - 8 миллионов тон в год 25-30 иранских потребностей. В стране разведаны запасы газа в размере 14 трлн. м ежегодная добыча-58 миллиардов м. Развиты и другие отраслевые промышленности, которые, однако, страдают от нарушения внешнеэкономических связей и нехватки валютных средств, поскольку на 60 зависят от импорта сырья и на 90 - от импорта оборудования.

Ежегодная потребность в валютных закупках составляет 10-12 миллиардов долларов, выделяются только 4.5 миллиардов долларов Сельское хозяйство - наиболее отсталая отрасль экономики.

В связи с этим Иран вынужден ежегодно импортировать пшеницу, рис, сахар, растительное масло, потребность импорта продовольствия- 2 млрд. дол Площадь обрабатываемых земель в стране составляет около 17 млн. гар. 10 территории страны, из них орошаемых- 4,2 млн. гар. Основная часть перевозок в стране 80 осуществляется автомобильным транспортом. Протяженность автодорог - 60 тыс. Км, железных дорог - 6 тыс. километров. Согласно данным Международного валютного фонда за 2005 год Иран занимает 19 место с величиной валового внутреннего продукта ВВП 5 равной 518789, Россия в отличие от Ирана занимает 10 место с показателем 1449170. правка 2 . Глава 2. События на ближнем Востоке в конец 80-х годов 2.1 Конец 80-х годов для региона Ближнего и Среднего Востока прошел под знаком очевидного спада напряженности.

Что было связанно, прежде всего, с прекращение ирано-иракской войны. В июне 1988 года руководство ИРИ заявляет о своем принятии резолюции 598 Совета Безопасности ООН от 20 июля 1987 года, требовавшей прекращения огня от участников конфликта.

До этого почти в течение целого года Иран отказывался это сделать на том основании, что в резолюции Ирак не считался агрессором. На протяжении этого года иранская армия готовилась к решающему наступлению. Оно началось в марте 1988 года, но, несмотря на первоначальные успехи, закончилось неудачей. правка 3 Руководство ИРИ ещё раз убедилось в том, что рассчитывать на военную победу в условиях, когда Ирак получает массированную финансовую поддержку от Совета Сотрудничества Арабских Государств Персидского Залива ССАГПЗ и крупномасштабные поставки современной военной техники из СССР, Западной Европы и США. правка 4 . Все эти государства не могли допустить реализации идей лидера ИРИ имама Хомейни о распространении исламской революции на весь Ближний и Средний восток, а в перспективе на весь мир. 20 август 1988 год начались ирано-иракские переговоры о заключении мирного договора.

Они проходили в Женеве и Нью-Йорке. Состоялось 15 раундов, но стороны так и не смогли прийти к соглашению.

В августе 1990 года они были прерваны. Таким образом, ирано-иракский конфликт оказался фактически замороженным на протяжении всего последующего десятилетия. Боевые действия больше не возобновлялись. Смерть в 1989 году имама Хомейни позволила новым, более прагматичным лидерам ИРИ сконцентрировать основное внимание на решение достаточно сложных внутренних проблем страны, а также разработать более гибкую стратегию продвижения исламской революции, как на юг, так и на северо-восток после распада СССР. Основная ставка была сделана на военные, и на политические и пропагандистские средства, причем за образец была взята структура КОМИНТЕРНА. 2.2 Прямо противоположный политический курс, хотя и не сразу, был избран президентом Ирака Саддамом Хусейном.

Первоначально он предполагал, что накопившееся за время войны экономические и социальные проблемы страны ему удастся решить в короткие сроки, опираясь на помощь арабских стран, которые встали на его сторону в ходе войны, и прежде всего страны ССАГПЗ. Однако очень скоро стало очевидным, что никто не собирается прощать ему крупного долга 60 млрд. долл а тем более продолжать безвозмездную финансовую помощь.

Переход к мирному строительству неизбежно потребовал бы от Саддама Хусейна резкого сокращения численности гигантских по масштабам Ирака вооруженных сил, которые рассматривались им как наиболее эффективный инструмент превращения Ирака в центр силы в арабском мире. Вторым таким инструментом была, как он неоднократно заявлял, нефть, то есть её контроль над основными нефтяными источниками региона.

Поскольку они находятся на территории его прежнего основного союзника в войне стран ССАГПЗ, то у него стал оформляться замысел экспансии именно против них. Для реализации этого замысла требовалось найти новых арабских союзников, и 16 февраля 1989 года по инициативе Саддама Хусейна в Багдаде было подписано соглашение о создании новой региональной организации - Совета Арабского Сотрудничества САС, в который вошли Ирак, Иордания, Йемен, и Египет.

Последний вошёл в неё в основном с целью окончательно снять тот бойкот, которому он подвергся после подписанного мирного договора с Израилем. Тогда же, чтобы не вызвать беспокойство у стран ССАПГЗ, в Багдад приглашается король Саудовской Аравии, и во время его визита подписывается Иракско - Саудовской договор о ненападении. Получилось, что Ирак, устанавливая союзнические отношения с двумя арабскими странами, имеющими традиционные территориальные претензии к Саудовской Аравии, одновременно даёт ей гарантию безопасности.

При этом она как бы выделяется из числа других членов ССАГПЗ. Они исключая Бахрейн, и в первую очередь непосредственно граничащий с Ираком Кувейт, такой гарантии не получают. 2.3 Со второй половины 1989 года иракская пресса начинает широкомасштабную пропагандискую кампанию против политики стран ССАГПЗ в ОПЕК, обвиняя их в том, что именно они виновны в том, что ОПЕК не пошла на увеличение квот Ирака и тем самым блокировала восстановление иракской экономики.

Постепенно это политика начинает квалифицироваться как экономическая война. 30 мая 1990года на заседании Совета Лиги Арабских Государств ЛАГ Садам Хусейн заявляет, что экономическая войны дают возможность, незаконно пользоваться нефтяными месторождениями Румейлы, находящимися на иракско-кувейтской границе. В качестве компенсации за кражу иракской нефти Садам Хусейн требует от Кувейта выплаты 2,4 млрд. долл а затем доводит эту сумму до 10 млрд. долл. правка 5 Стремясь всячески избежать разрастания конфликта, правительство Кувейта заявляет о своей готовности обсудить все спорные вопросы и выделить Ираку займ в размере 9 млрд. долл. Однако решение уже было принято, и в ночь с 1 на 2 августа 1990 года 150- тысячная иракская армия вторгается в Кувейт.

Небольшая, двадцатитысячная кувейтская армия не могла противостоять вторжению.

Её сопротивление продолжалось несколько часов, но за это время кувейтское правительство и члены правящей династии смогли покинуть страну. Захватив Кувейт, иракские войска подвергли его полному разграблению. Впоследствии только сумма исков граждан Кувейта к иракскому правительству составила 162 млрд. долл а общие потери Кувейта от вторжения - 240 млрд. долл. Восьмого августа Садам Хусейн объявляет об аннексии Кувейта, который становится девятнадцатой провинцией Ирака. В честь Саддама Хусейна она получает название Аль-Саддамия. Не столь единодушным в отношении иракской агрессии оказались государства региона, и прежде всего арабские.

На чрезвычайных сессиях Совета ЛАГ, проводившихся в Каире 2 и 10 августа, странами ССАГПЗ не удалось добиться единодушного осуждения агрессии. Только 12 из 21 члена ЛАГ безоговорочно её осудили. Что касается неарабских стран региона, то Турция полностью поддержала позицию США, а Иран первоначально объявил о своем нейтралитете в конфликте, но затем стал поддерживать Ирак, особенно после того, как Саддам Хусейн объявил 15 августа о своей готовности принять все иранские условия для заключения мира. Со стороны Ирака - это был лишь политический маневр, так как, иранские требования составляли 136 млрд. долл являясь заведомо невыполнимы.

Открыто поддержал Саддама Хусейна лишь Я. Арафат. Его поддержка стало полной неожиданностью для всех правящих кругов стран ССАГПЗ. Семнадцатого января многонациональные силы начинают операцию по освобождению Кувейта под кодовым названием Буря в пустыне. Она продолжалась 42 дня и завершилась полным разгромом противостоящей многонациональным силам 547-тысячной группировки иракских войск.

Двадцать шестого февраля Саддама Хусейна заявил о признании всех резолюций Совета Безопасности. 28 февраля боевые действия прекратились. Кувейт освободили, но режим Саддама Хусейна уцелел. Он был поставлен под жесткий контроль. Системы санкций сохранялась, а, кроме того, Ираку было запрещено иметь оружие массового поражения.

В ноябре 1994 года иракское правительство подтвердило своё признание суверенитета и территориальной целостностью Кувейта, а в декабре с демаркацией ирако-кувейтской границы, проведенной ЮНЕСКОМ, была создана специальная комиссия ОНН по взысканию с Ирака компенсации за причиненный ущерб. Американские правящие круги приняли решения о свержении иракского режима в начале 1998 года, американский конгресс принял Закон об освобождении Ирака, а в декабре этого же года англо-американского и гражданского объекта.

Началась операция Лиса в пустыне, целью которой является уничтожение сохранившегося иракского военного потенциала и физическое устранение Саддама Хусейна. Однако в связи с косовским кризисом она была временно прекращена. Глава 3. Внешняя политика Ирана конец XX в. начало XXI в. В первом после победы публичном выступлении Ахмадинежад заявил, что хочет построить образцовое исламское общество, образцовую, передовую и могущественную исламскую страну. Во внешней политике Ахмадинежад обещал прекратить налаживание сотрудничества с США, подвергал критике иранский МИД за уступки Западу, особенно в вопросе ядерной программы. Ахмадинежад - убеждённый сторонник продолжения обогащения урана собственными силами.

В этой связи отмечается, что консервативные идеи как никогда сильны в Иране, а ядерная программа выступает как национальная идея, так что при новом президенте позиция Ирана на переговорах с ЕС и МАГАТЭ4 может стать ещё более неуступчивой.

На своей первой пресс-конференции 26 июня новый президент Ирана подчеркнул, что Иран продолжит развитие национальной ядерной программы, поскольку ядерные технологии нужны стране для энергетических, медицинских, сельскохозяйственных целей и научного прогресса. Вместе с тем президент готов продолжить переговоры по ядерной программе с европейской тройкой Германия, Франция, Великобритания, но при условии признания за Ираном права на использование атомной энергии. 3.1 Одними из приоритетных направлений внешней политики ИРИ с 1998г. является нормализация в полном объеме отношений со странами Западной Европы.

Такая линия обусловлена как международными, так и внутренними экономическими и социальными факторами, среди которых надо отметить 1. За послереволюционньий период ИРИ не удалось стать ни мировым, ни даже региональным лидером исламских государств. Усилившиеся позиции США в регионе Ближнего и Среднего Востока, активное их проникновение на Кавказ и Среднюю Азию, стремление контролировать углеводородные ресурсы Каспийского моря создают непосредственную угрозу интересам ИРИ. Многолетняя нестабильность в Афганистане, попытки талибов дестабилизировать ситуацию в Таджикистане представляют опасность для территориальной целостности страны. 2. Иран, на наш взгляд, не способен полностью решить проблему афганских и иракских беженцев, присутствие которых оказывает сильное давление на социально-экономические структуры страны. 3. Ежегодно ИРИ несет значительные материальные расходы и человеческие жертвы в ходе борьбы с контрабандой и распространением наркотиков.

Остановить наркотрафик из этого региона возможно лишь коллективными усилиями членов международного сообщества. 4. Выше уже упоминалось о традиционной зависимости экономики страны от европейского экспорта и значимости иностранных капиталовложений для восстановления всех отраслей хозяйства, особенно нефтегазового комплекса.

Ухудшение финансового положения Ирана в результате падения цен на нефть во второй половине 90-х годов привело к тому, что завершение более 6 тыс экономических проектов на сумму более 22 тыс млрдриалов оказалось невозможным. 5. Перед правительством Ирана встала и проблема выплаты внешних задолженностей.

Только до конца 1998г. было необходимо оплатить краткосрочных займов европейским государствам и Японии на сумму около З млрд. долларов. ИРИ не располагала такими финансовыми ресурсами. Встала необходимость вступления в переговоры с заимодавцами и реструктуризации долгов. 6. Достаточно острой для ИРИ является проблема безработицы. По официальным данным на 1998 г. в стране насчитывалось 2,8 млн. человек, не имеющих работу т.е. уровень безработицы составлял 1З,5 . Решению этой проблемы через предоставление новых рабочих мест могли бы помочь иностранные капиталовложения. 7. Необходимость перестройки отношений с западным миром вызывалась и определенным изменением настроений внутри иранского общества.

Сегодня больше половины населения страны составляет молодежь, которая родилась уже после революции и стремится иметь доступ к современным информационным технологиям.

Значительные изменения произошли и среди основной прослойки, выступившей 20 лет назад против монархии Пехлеви базариха мелкие и средние торговцы. На смену поколению, участвовавшему в революции, пришли молодые, образованные, воспитанные в религиозных традициях, но и осознающие неизбежность процесса интернационализации национальных экономик и установлению широких связей с другими социально-экономическими структурами. Период 1998-2000 годов можно назвать прорывом ИРИ на Запад. Уже в первой половине 1998г. состоялись первые контакты глав руководителей внешнеполитических ведомств ИРИ и стран Западной Европы, в ходе которых подчеркивалось обоюдное стремление сторон к нормализации отношений.

В сентябре 1998 г. в ходе очередной сессии Генеральной Ассамблеи ООН между министрами иностранных дел Великобритании и ИРИ была достигнута договоренность о восстановлении дипломатических отношений на уровне послов.

Министерством иностранных дел поставлена задача сохранение внешней политики принцип последовательности, уважение к ценностям исламской революции, сделать её боле экономически адоптированной и ориентированной к новой политической ситуации. Приводя итог выше сказанному можно констатировать, что развитие отношений со странами Западной Европы сало одним из приоритетов внешнеполитической деятельности и правительства. ВЗАПМООТНОШЕНИЯ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАНА И СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ В 90-е годы внешнеполитический курс ИРИ претерпел определенные изменения, внешнеполитическая стратегия стала характеризоваться большей умеренностью.

Вернуть Ирану былую роль ответственной региональной державы. В Иране все больше внимания стали уделять отношениям с непосредственными соседями. После распада СССР Иран получил возможность свободно развивать отношения со странами Центральной Азии, что было невозможно ранее, когда все связи контролировались центральным руководством СССР и его внешнеполитическим ведомством.

С другой стороны, вакуум, образовавшийся после исчезновения Советского Союза, поспешили заполнить не только Иран, но и другие силы, присутствие которых в регионе, а в особенности в непосредственной близости от своих границ, не устроивших Иран во всех аспектах. Центральноазиатский регион является не только источником высоких прибылей и влияния, занимая исключительное геополитическое положение и обладая огромными запасами полезных ископаемых, особенно природного газа и нефти, но и источником возможных угроз, как для региональной, так и для мировой безопасности.

С древности характерными особенностями Центральной Азии были полиэтничность и многоконфессиональность. Центральная Азия была местом соприкосновения многих народов взаимообмена культур и традиций. Веками сосуществовали, пропагандировались и распространялись разные религии. В наши дни 36. Нельзя исключать того, что данный регион может превратиться в очаг этнических конфликтов.

Нередко говорят о возможной исламизации центральноазиатских республик, о вероятности их превращения в источник исламского экстремизма. В регионе остро стоят проблемы и другого плана. Например, предметом особого беспокойства стало экологическое состояние Каспийского моря, способное повлиять не только на прибрежные районы, но и на состояние мировой экологии в целом. После распада СССР обострилась социальная напряженность в регионе, ставшая в значительной степени результатом ухудшения экономического положения в новых независимых государствах Центральной Азии. Увеличилась опасность возникновения конфликтов на этнической, национальной, конфессиональной почве.

Иран потенциально уязвим с точки зрения внутренних этнических конфликтов и, если произойдет дестабилизация обстановки в любой из центральноазиатских республик, внутренние проблемы региона могут выйти из-под контроля. Все это, естественно, не могло не вызывать обеспокоенности ИРИ, и Центральная Азия стала объектом пристального внимания Ирана, превратилась в одно из основных направлений его внешней политики, что сохраняется и сейчас и открыто признается руководителями иранского внешнеполитического ведомства.

Кроме этого, у Ирана сложные отношения с соседями в регионе Ближнего и Среднего Востока и Персидского залива ему приходится мириться со сложившимся положением, диктуемым арабскими государствами и отчасти Соединенными Штатами, что оставляет Ирану мало места для активной деятельности. Наоборот, Центральная Азия предоставляет ему такие возможности, чего требует и ситуация, складывающаяся вокруг Каспийского моря. Северным провинциям остро необходимы поставки энергии, газа, особенно для нужд населения.

Естественно его выгоднее поставлять из района Каспийского моря, чем переправлять с гораздо более отдаленных месторождений на юге страны. Помимо сохранения стабильности в регионе, недопущения развития национальных движений, Ирану необходимо и установление с центральноазиатскими странами прочных политических, экономических и культурных связей.

Естественно, хотели бы в Тегеране и распространения в Центральной Азии исламских ценностей, так как Иран хочет выступать также и в роли лидера исламского мира, но иранское руководство достаточно разумно, чтобы не акцентировать вопросы политики и идеологии в своих отношениях с этими странами. Ни одно из правительств центральноазиатских республик не склонно к установлению у себя исламского порядка, все поддерживают близкие отношения с Турцией, Соединенными Штатами, многие- с Израилем. 4.1 Ирана - Израильский конфликт 15 августа 2004 - Иран заявил, что вся территория Израиля теперь находится в радиусе поражения новых иранских баллистических ракет Шехаб-3 . Были проведены демонстрационные испытания ракеты Шехаб-3 с радиусом поражения 1300 км, при этом Иран заявил, что ему удалось повысить её точность.

Ответом на это стали проведённые Израилем 28 июля 2004 испытания модифицированной системы ПВО Arrow II, созданной при содействии США и призванной защитить страну от иранской угрозы. 18 августа - Иран заявил, что нанесет ответный удар по ядерному реактору в Димоне на юге Израиля, если тот посмеет атаковать иранскую АЭС в Бушере.

Эти высказывания являются реакцией на неоднократные заявления Израиля о том, что он не допустит, чтобы Иран обладал ядерным оружием, и для предотвращения этого готов на всё, включая удары по иранским ядерным объектам. По распоряжению премьер-министра Ариэля Шарона в израильской разведке Моссад создан специальный отдел, занимающийся иранскими ядерными программами. 4.2 Отношения Тегерана к Ираку Отношения между Ираном и Ираком осложнились вскоре после передачи американцами власти в Ираке временному правительству в середине 2004. Тегеран отказался признать новые власти, а министр обороны Ирака в газетном интервью обвинил Иран в прямом вмешательстве во внутренние дела Ирака, захвате нескольких иракских пограничных постов, засылке в Ирак многочисленных шпионов, а также потребовал немедленного возвращения боевых самолетов, переданных Ирану Саддамом Хусейном в 1991, перед началом войны в Персидском заливе.

Тегеран отказался, заявив, что переговоры по этому поводу будет вести лишь с демократически избранными властями Ирака. Духовный лидер Ирана Али Хаменеи обвинил временное правительство Ирака в прислужничестве американцам. Одновременно в Эн-Наджафе вновь вспыхнуло шиитское восстание.

При этом лидера восстания, Моктаду ас-Садра, давно считают человеком Тегерана. Министр обороны Ирака прямо обвинил Иран в организации этого мятежа, поддержке Моктады ас-Садра, и назвал Иран врагом номер один. Тегеран, в свою очередь, призвал своих граждан отказаться от поездок в Ирак, в том числе от паломничества в священные для шиитов города Эн-Наджаф и Кербелу. 7 августа посольство Ирана в Багдаде подверглось минометному обстрелу, а на следующий день к антииранской кампании неожиданно присоединились иракские боевики.

Группировка Исламская армия в Ираке похитила иранского консула в Кербеле, обвинив его в разжигании межконфессионального конфликта между шиитской и суннитской общинами страны.

На сегодняшний день отношения между Ираном и Ираком находятся в стадии враждебности и непонимания так как правительство Ирака контролируется военными войсками США что вызывает в Иране бурю протеста и негодования.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Внешняя политика Ирана и значение на международной арене как актера Международных отношений

Сейчас нет противостоящих друг другу коалиций, но возникли новые очаги напряженности. Они охватывают почти всю дугу нестабильности, разделяющую Север и Юг. Конечно.. Для России особенно актуален вопрос о направлениях и перспективах развития ее отношений с единственной исламской..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: